Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повседневность: методология исследования, современная социальная реальность и практика (социально-философский анализ)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитые страны в настоящее время достаточно быстро втягиваются в глобальные информационные и коммуникационные отношения. Глобализация коммуникации в сети Internet разрушает социальные барьеры, но в то же время рушатся и традиционные сообщества, традиционные формы социальных связей. В развитых странах происходят социальные трансформации, связанные с демографическими проблемами. Для получения… Читать ещё >

Содержание

  • глава. — 1. повседневность — объект социально-философского анализа
    • 1. 1. внешненаучный и внутринаучный мотивы обращения к категории повседневности в современной социальной философии
    • 1. 2. повседневность: форма существования социальной реальности
    • 1. 3. Структуры и взаимодействия повседневного общения в культурно-этнических интеракциях
  • глава. — 2. методология исследования повседневного знания, интеракций и коммуникаций в социальной действительности
    • 2. 1. Социально-философский метод в исследовании коммуникаций
    • 2. 2. Методология познания «чужого» и исследовательская коммуникация. Базисные правила коммуникации
    • 2. 3. Методологический инструментарий измерения социальной действительности с точки зрения социальной структуры
  • глава. — 3. интерпретация духовной повседневности в исторической ретроспективе
    • 3. 1. Методы герменевтики
    • 3. 2. Метод конструирования смысловых связей
  • глава. — 4. изменения структур повседневности в процессе формирования нового социального порядка в сети internet
    • 4. 1. теория и практика исследования социальной сети
    • 4. 2. Особенности коммуникативных отношений в сети Internet
  • глава. — 5. Практика использования теории иерархически структурированной повседневности
    • 5. 1. Методики и техники повседневной социальной работы
    • 5. 2. Этнопсихологический и демографический аспекты повседневности социальной работы
    • 5. 3. /Социокультурное насилие в повседневной тендерной идентификации

Повседневность: методология исследования, современная социальная реальность и практика (социально-философский анализ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В социальной философии возрастает интерес к теоретическому осмыслению проблем трансформации и реформирования общества. В обществе большое значение приобретают проблемы сохранения социального мира и социальной адаптации. При изменении системы социальных связей и отношений ломаются традиционные структуры повседневности и людьми овладевают чувства беспокойства и неуверенности.

Развитые страны в настоящее время достаточно быстро втягиваются в глобальные информационные и коммуникационные отношения. Глобализация коммуникации в сети Internet разрушает социальные барьеры, но в то же время рушатся и традиционные сообщества, традиционные формы социальных связей. В развитых странах происходят социальные трансформации, связанные с демографическими проблемами. Для получения профессионального образования требуется значительно больше времени, чем прежде, следовательно, увеличивается возраст взросления, период зависимости молодых людей от родителей. При этом половое созревание наступает раньше и в данном социальном времени происходит разрыв между социальной и половой зрелостью. Инфантилизм молодежи порождает букет социальных проблем: наркоманию и насилие, бегство от действительности и нигилизм. В России к ним добавляются проблемы социального расслоениярост стоимости образования противоречит возможностям среднестатистической семьи. В трудную ситуацию в современном мире попадает и другая возрастная категория — люди допенсионного возраста, вынужденные по тем или иным причинам раньше срока завершить свою трудовую карьеру. В этой возрастной группе отмечается рост депрессии, социальной дезинтеграции, суицида. В социальной философии и других социальных науках проблемой становится преодоление разрыва между практикой социальных изменений и готовностью общества их принять.

Человек чувствует себя в безопасности, когда он понимает действия других. Когда он может рассчитывать, что его тоже могут понять. Такое состояние традиционно в основном для закрытых обществ. В рамках отграниченных социальных общностей складывались стереотипы поведения и мышления, общепризнанные символы, которые легко узнавались членами сообществ. В современном мире разрушаются этнические, культурно-исторические и политические границы, традиционные сообщества, устоявшиеся формы повседневных связей. Имманентные этнокультурные отношения заменяются отношениями, построенными на внешних символах идентичности. Такие тенденции ведут к повседневной дезинтеграции в обществе на фоне глобализации социальных отношений. Изменить ход процесса нельзя, но можно разработать социальные технологии, которые не только смягчат социальные противоречия для отдельных индивидов, но и смогут создать системы социальной адаптации.

Исследование повседневности способно прояснить вышеназванные проблемы, и более того, должно сформировать «технический аппарат» механизмом адаптации повседневности к быстро меняющимся реалиям.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ И ПРОБЛЕМНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В современной социальной философии повседневность является объектом исследований и составной частью любого социально-научного труда. Хотя многочисленные дивергентные устремления в определении понятия и категории повседневности исходят из гетерогенного социально-философского и социально-научного образа мышления, тем не менее качественные теоретико-категориальные характеристики повседневности дают нам либо определение феномена повседневности, либо дефиницию повседневного действия. И социальной философии, не найдя объединяющих моментов, которые бы дали единое представление о том, что же такое повседневность, использует эту категорию в различных вариациях.

Необходимо такое объединение социальных наук и различных теоретических направлений, которое позволило бы разработать всеобщие категории исследования конкретного повседневного действия и повседневных значений этих действий, характерных для социальной жизни. Таким образом, в конвергенции различных направлений мы ищем не столько общее для выработки понятия повседневности, сколько общий базис, общую систему категорий и сам понятийный аппарат, который мог бы исследовать реальность не только как теоретический объект, но и который мог бы дать практически значимые технологии работы в повседневных структурах.

Социально-фиософские течения в их фактической институциализации сознательно ушли от анализа контекста повседневного действия. Повседневное действие для них — это исходный пункт рассмотрения жизненно важных смыслов практической деятельности.

В нашей работе мы предлагаем следующее определение повседневности, которое включает в себя основные структурные элементы социальных отношений, которые определяют поведение человека.

Повседневность есть деятельная характеристика социальных отношений, включающая в себя практическую деятельность, мышление, целеполагание, иллюзии и фантазии, которые возникают тут и сейчас в данном обществе, и которые носят прагматический характер. С точки зрения вычленения повседневности как объекта исследования можно выделить структурированность и соподчиненность отношений повседневности.

В рамках социальной философии сложились концепции и методологии исследования^ позволяющие сформулировать познавательные функции качественных методов в исследовании повседневности.

В различных теоретических подходах акцентируется внимание на отдельных аспектах качественного исследования повседневных проявлений социальных отношений.

Исследование проблемы повседневности в современной отечественной социально-философской литературе носит разрозненный характер. В них в первую очередь реализуется задача качественного исследования важнейших сторон повседневных отношений. Вместе с тем следует отметить, что в этих исследованиях отсутствует корреляция отдельных областей исследования с процессами глобальных социокультурных изменений как в России, так и за рубежом.

К первой группе качественных исследований повседневности можно отнести работы российских исследователей Никольского Л. Б., Супруна А. Е., Курбатова В. И, Костомарова В. Г., Швейцера А. Д., Лотмана Ю. М., Проппа В. Я. и др.1 активно разрабатывающих следующие аспекты повседневности: язык как возможность межличностной и межэтнической коммуникациитрадиции, обычаи и ценности как регуляторы поведения и основа процессов идентификации. В работах этих авторов рассматривается связь типов и форм мышления с формами традиционного поведения, базирующегося на обычаях, традициях народа. Вопросы социокультурного общения связываются с ментальными и традиционными формами повседневных отношений, с историческими языковыми структурами. В них также достаточно подробно анализируются языковые структуры как условия коммуникации и понимания.

Вторым направлением в российской социально-философской науке можно вычленить исследование повседневности через рассмотрение проблем, связанных с межкультурной коммуникацией. В связи с этим широкое распространение получили работы, связанные с анализом процесса становления идентичности на личностном, групповом, этническом уровнях. Быстро меняющиеся структуры в экономике, политике, социальной сфере.

1 Костомаров В. Г. Мой гений, мой язык. Размышления языковеда в связи с общественными дискуссиями о языке. М., 1991; Курбатов В. И. «Искусство управлять общением» Феникс, Ростов-на Дону, 1997; Курбатов В. И. «Как успешно провести переговоры» Феникс-Зевс, Ростов-Москва, 1997; Курбатов В. И. «Стратегия делового успеха» Феникс, Ростов-га-Дону, 1995; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Санкт-Петербург, «Искусство-СПб», 1994; Никольский Л. Б.

Введение

в социолингвистику. М., 1978; Пропп В. Я. Русская сказка. Лабиринт. М., 2000; Супрун А. Е. Лекции по лингвистике. Минск, 1980; Швейцер А. Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. М., 1976; порождают потребность в соответствующих механизмах адаптации, а также создаются условия и потребности в формировании новых идентификационных групп. В работах Антоновой Н. В., Волкова Ю. Г., Заковоротной М. В., Ионина Л. Г., Мостовой И. В., Кона И. С., Скворцова Н. Г., Федотовой В. Г., Ядова В. А. предлагается методология исследования проблем, связанных с межкультурной и межличностной коммуникацией, с формированием личностной и этнической идентичности. Идентификация рассматривается как многоуровневая и многокомпонентная. Основными компонентами идентификации называются: эмоциональный компонент, ментальный и когнитивный компоненты, поведенческий компонент. Выделяются также виды идентификации: ценностные, нормативные, ролевые. Особое внимание уделяется функциям идентификации, которые служат объединению в формальные и неформальные структуры. Большой научный интерес вызывают вопросы этнической идентификации, в частности самоидентификации русского народа, политической идентификации и коммуникации. Групповую принадлежность следует рассматривать как структурообразующий принцип общения. Главным выводом может служить заключение о необходимости комплексного подхода при анализе базовых структур идентификации. Тождество социальной практики различных индивидов и различных идентификационных групп строится на общих правилах коммуникации, таких как общность языка, единство культурного контекста, возможностях конструирования и реконструирования смыслов.

Механизмы образования профессиональных, идеологических, политических объединений вызывают большой интерес с точки зрения.

1 Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в шггернрепщии современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. «Вопросы психологии», 1997,№ 4- Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М., Гардарика. 1998; Заковоротная М. В. Идентичность человека. СКНЦ ВШ Ростов-на-Дону, 1999; Кон И. С. В поисках себя. М, 1984; Кон И. С. Открытие Я. М, 1978; Ионин Л. Г. Социология культуры, М.: Логос, 1998; Скворцов Н. Г. Индивид и этническая среда: проблемы эткичности в символическом ингеракциокизме. «Социология и социальная антропология». СПб., 1997; Федотова В. Г. Судьба России в зеркале методологии. «Вопросы философии», 1995, № 12- Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979; Ядов В. А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности). Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994 практики социального манипулирования. В этой связи особое внимание социальных философов привлекают вопросы социальных технологий, которые помогают решать проблемы межэтнических и социократических отношений, а также помогают разрабатывать техники бесконфликтного общения на разных социальных уровнях. Поэтому к третьему направлению в исследовании повседневности необходимо отнести работы Волкова Ю. Г., Денисовой Г. С., Дубова И. Г., Зинченко Г. П., Колесникова A.A., Коновалова В. Н., Левады Ю. А., Мостовой И. В., Тощенко Ж. Т., Ядова В. А., др.3.

К четвертой группе современных, вызывающих большой интерес направлений в исследовании повседневности, в российской науке также можно отнести разработку экзистенциальных проблем. Это работы Акчурина И. А., Золотухиной-Аболиной Е.В., Матяш Т. П., Налимова В. В., и др.4 Вопросы повседневности в работах этого направления связаны с онтологическими проблемами бытия и рефлексией человека на привычную среду обитания. Можно ли в каждодневных коммуникациях и ритуалах обнаружить скрытые формы человеческого единства? Свободный выбор или предопределенность судьбы-эти и другие вопросы становятся предметом философского и социального анализа. Вопросы, поднимаемые вышеназванными авторами требуют разработки новых методик при исследовании соотношения двух пластов феномена повседневности:

3 Волков Ю. Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). Челябинск. 1995; Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. РГПУ, Ростов-на-Дону, 1996; Зинченко Г. П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция. «Социологические исследования». 199б.№ 6- Колесников A.A. Синергетическая теория управления. М., 1994; Коновалов B.H. «Гражданский язык гражданского общества. // Политические процессы в России: История и современность. Тезисы докладов в Российской научно-практической конференции. СанктПетербург, 1993; Коновалов В. Н. «Случайно-ли гражданское общество. К вопросу о постмодернистской парадигме в политологии. // Современная Россия: Власть, общество, политическая наука. Материалы первого Всероссийского конгресса политологов. М.- 1999, т.2. Левада Ю. А. Десять лег перемен в сознании человека. «Общественные науки и современность». 1999.№ 5- Левада Ю. А. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев. «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения «. 1997.№ 4- Ментальность Россиян (Специфика сознания больших групп населения России) Под ред. И. Г. Дубова, М., 1997; Мостовая И. В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальное. «Политические исследования». 1995, № 4- Тощенко Ж. Т. Социальные настроения. M., 1996; Ядов В. А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен. Социальная идентификация личносги-2. М, 1994.Кн. 2;

4 Акчурин И. А. Типология и идентификация личности /Вопросы философии. 1994. № 5- Зодотухина-Аболина Е. В. Мир повседневности. /Философия. Учебник для ВУЗов. «Феникс» Ростов-н/Д, 1996. Гл. 10- Золотухина-Абалина Е. В. Страна философия. «Феникс», Ростов-на-Дону. 1995; Золотухина-Аболина Е. В. Этика. «МарТ». Ростов-наДону.1998; Матяш Т. П. Культура XX века: постмодерн /Инновационные подходы в науке. Теоретические и методологические проблемы социокультурного познания. Ростов-н/Д, Изд. РГУ, 1995; Матяш Т. П. Смысл жизни. // ДОН. Ростов-н/Д. 1999. № 4−5- Налимов В В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989 обыденного сознания и экзистенциального бытия. Обнаруживается возможность рассмотрения в единой связке проблем идентификации, ее функций в структурах повседневности. Экзистенциальные проблемы повседневности связанны с мировоззрением отдельных личностей, групп, а также с мировоззрением этносов. Практическую значимость в этой связи приобретают технологии внесения в сознание этносов, элементов толерантности, взаимопонимания, технологии построения межэтнических отношений в мультикультурных сообществах.

В российской социальной философии достаточно полно исследованы и интерпретированы качественные характеристики локальных проявлений повседневности, но отсутствуют разработки в области общей теории и методологии исследования феномена повседневности как целого.

Вместе с тем в таких направлениях как этносоциология и этнология, этнография и этнография языка повседневные отношения давно определились как предмет рассмотрения и применительно к этому предмету разрабатываются соответствующие методы исследования.

В современной западной социальной философии имеются серьезные теоретические наработки в области исследования повседневности. Герменевтическая традиция, сформировавшаяся в социальной философии, активизировала методологические искания в области коммуникации и понимания. Социальная философия обращается к базовым структурам социальных отношений, в которых укореняется возможность межличностного, межэтнического общения. Социальная философия при исследовании повседневности рассматривает многомерную действительность с позиций ее онтологического и гносеологического влияния на человека, ее влияние на процессы идентификации, протекающие на различных социальных уровнях. Комплексное знание базируется на онтологическом допущении, согласно которому объект анализа — повседневность — обладает многослойной структурой и разнообразен в формах осуществления.

Для выяснения системных характеристик объекта исследования автор ориентируется на работы Альфреда Щюца в области изучения всеобщих структур понимания другого, всеобщих типов ожидания, Юргена Хабермаса о нормативных правилах коммуникации, Э. Гуссерля по проблеме идеализации и универсализации априорной логики интеракций, большое значение придается также результатам исследований в направлениях символического интеракционизма и этнометодологии. Особое внимание уделяется трудам Г. Мида о структуре социального действия, а также П. Бергера и Т. Лукмана о типах действия в повседневных отношениях5.

Такое разнообразие подходов и методов в изучении феномена повседневности указывает на многогранность и сложность объекта исследования. Каждое из рассмотренных направлений предметом своего анализа делает одну из сторон многогранного объекта. Сложность поставленной проблемы обусловлена сложностью идентификации объектов — повседневности и социальной системы. Повседневность имманентна социальной системе, она включена во все социальные отношения. Проблема вычленения объекта исследования — повседневности, сама становится предметом теоретического анализа. Второй важнейшей проблемой в исследовании повседневности является проблема методов исследования.

Начиная с 90-х годов XX века в социальной философии развивается направление, которое изучает Internet как социальное явление. В Internet формируется новая форма коммуникации, которая обладает следующими характеристиками: отсутствием статусного общения, возможностью анонимного и асинхронного общения, моментальным доступом к требуемой информации, ограниченностью посредством технической оснащенности.

5 Berger P.L., Luckmann T. Die gesellschaftliche Konstruktion der Wirklichkeit // Soziale Welt. Jg. 16. 1965; Habemas J. Notizen zum Begriff der Rollenkompetenz // Ders. Kultur und Kritik — Verstreute Aufsatze. Frankfurt a/M., 1973; Habemas J. Vorbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der Kommunikativen Kompetenz // Ders. u. N. Luhmann. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Frankfort a/M., 1971;Husseri E. Logische Untersuchungen. Halle, 1922; Mead G.H. Geist. Identitat und Geselschaft. Aus der Sicht des Sozialbehaviorismus. Frankfurt a/M., 1973; Mead G.H. Philosophie der Sozialiat. Aufsatze zur Erkenntnisanthropologie. Franftirt a/M., 1969; Schutz A. Gesammelte Aufsatze. Bd. 1. Das Problem der sozialen Wirkligkeit, Den Haag, 1971 возможностей самовыражения (содержанием текста, видеоаудио-конференциями). Появились работы, в которых рассматривается теория Internet, конституирование коммуникативных каналов, формы виртуальных объединений, проблемы электронной коммерции (E-commerce), ведутся дискуссии об изменении коммуникативных и посреднических структур при использовании компьютерных сетей. В социальной философии дискутируется вопрос о глобализации и партикуляризации общества посредством коммуникативных сетей. В этом направлении работают следующие зарубежные авторы: М. Петю, Б. Бейкер, JI. Греф, М. Краевски, Ф. Ретцер, Е. Эспозито и другие6.

В российской социально-философской науке тема Internet еще не получила широкого развития, однако русскоязычный сегмент Internet постоянно расширяясь, уже сегодня является мощным альтернативным средством получения информации и коммуникации русскоязычных пользователей. В России уже проводились эмпирические исследования структуры пользователей Internet7. На основании данного исследования впервые был сделан структурный анализ российской Internet аудитории. Россия существенно отстала от США и западных стран в использовании информационных ресурсов Internet и в применении Internet-технологий. Тем не менее, Internet становится составляющей научных исследований в области социальных коммуникаций, а также занимает значительное место в повседневном общении частных пользователей.

Таким образом, повседневность — многомерный и сложный объект, который постоянно развивается, включает новые формы реальности, испытывает на себе любые социальные изменения. Сложный и многомерный.

6 Barbara Becker, Michael Paetau. Virtualisienmg des Sozialen. Frankfurt/MainNew York: Campus Verlag, 1997; Esposito, Elena. Interaktion, Interaktivitat und die Personalisierung der Massenmedien, in: Soziale Systeme, Jg. 1, Nr. 2, 1995; Lorenz Graf, Markus Krajewski. Soziologie des Internet. Fnmkfiirt/MainNew York: Campus Verlag, 1997; Rotzer, Florian. Interaktion-das Ende herkommlicher Massenmedien / Medien und Offentlichkeit. Positionierungen Sumptome Simulationsbruche, Munchen: Воет, 1996 объект — повседневность может быть познан только с помощью различных научных направлений и методик, которые разрабатываются в социальной философии.

Повседневность включает в себя ментальные структуры, структуры мышления, деятельностные структуры, коммуникативные структуры, идентификационные характеристики. Анализ показал, что исследование повседневности возможно как исследование вышеназванных структур и их взаимосвязей. Невыясненным остается вопрос о теоретическом и методологическом базисе исследования данных структур, специфики их функционирования, о технологиях воздействия на структуры повседневности, вопрос о механизмах повседневной адаптации в постоянно изменяющихся социальных отношениях.

Целью диссертационной работы является анализ и обобщение наличной методологии исследований повседневности, разработка теории и методологии повседневности, в основе которой лежит различение структур повседневности, анализ их качественных характеристик, а также выявление роли структур повседневности в когнитивных, коммуникативных и идентификационных процессах в современном обществе, выяснение возможностей применения теории и методологии повседневности к развивающейся реальности.

Реализация поставленной цели может быть осуществлена посредством решения следующих исследовательских задач: концептуализировать множественность методов исследования повседневности, разработанных в различных теоретических направлениях: социальной философии, символическом интеракционизме, герменевтике, этносоциологии, этнологии,.

7 Залесский П. Спектор М. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории // Мир Internet. № 7−8 (3435). Июль-август 1999. flmpv/tuvwlwurltl.ruт.-ум.чшуТ-К 34−35 1 'W, 7bii'nnea> T. sfatml) — Технологии вгоняют мир в депрессию // Ведомости, 2000 11 ноябряГофф Л. Как мир попал в паутину // Computerworld Россия 2000 № 26. этнографии языка, в которых повседневность представлена как интерпретативно-коммуникативная структура социетальностиввести в изучение повседневности новые, адекватные ситуациям, методики рассмотрения: методики понимания «чужого», методики исследования базисных правил коммуникации, интерпретации и переводаобосновать необходимость анализа в исследовании повседневности всеобщих типов деятельности как базиса всех видов коммуникаций и интеракцийсформулировать систему социально-философских понятий, необходимых для адекватного выражения системно-структурных характеристик повседневностивыявить связь структур повседневности и традиционноинституциализированных социальных общностей, отношений и институтовпредставить повседневную коммуникацию как универсальную систему базисных правил, основанную на единой сигнифицированной символической системе языка, интересов, правил пониманияметодологически связать исследование социальной сети и сети Internet как новой формы повседневной коммуникацииопределить место и значение сети INTERNET в развитии структур повседневностиобосновать социальную значимость и творческие функции методологической концепции исследования повседневности как важнейшего пласта социальной реальностивыработать рекомендации для наиболее эффективного использования предложенных методик исследования в социальных технологияхобосновать необходимость создания специального раздела социальной философии изучающего повседневность.

Объектом исследования в предложенной работе выступают социально-философские концепции повседневности, их роль в формировании методологии исследования повседневности.

Предметом диссертационного исследования является единство и различие понятийного аппарата наличных концепций повседневности, возможности его применения к анализу структур повседневности, их функций на индивидуальном и социальном уровнях, возможности применения мета-методологии исследования к новым явлениям повседневности (Internet) и в новых ракурсах (социальные технологии).

Методологической основой исследования выступают социально-философские конструкции, традиции которых идут от Риккерта и Виндельбанда, предметом исследования в которых выступают ценности, а стратегия исследования заключается в выявлении их иерархии и роли в социальной коммуникации.

При рассмотрении структур повседневности использованы теории понимания «чужого», разработанные в неклассической герменевтике и социальной философии. Базисные правила повседневности преимущественно анализировались при помощи методов символического интеракционизма и этнографии языка. Процессы институциализации повседневных отношений рассматривались с позиций когнитивно — рационального подхода, процессы идентификации, прежде всего, в контексте методов символического интеракционизма.

Инструментальными средствами служат методы герменевтики, этнометодологии, символического интеракционизма, этнографии языка, материалистически — детерминистского анализа динамических социальных процессов.

В работе использованы эвристические инструментальные возможности специально описанных понятий: повседневности, как структурно-функциональной характеристики социальных отношенийжизненного миражизненного мира повседневностибазисных структур повседневностиинтеракцийидентификациисоциальной сети и социальной сети Internet.

В работе широко и критически использованы теоретические достижения микротеорий: интерпретативной программы символического интеракционизма и феноменологии (Мид, Блумер, Гуссерль, Щюц), качественных методов исследования (Бауманы), социальных конструктов этнометодологии (Гарфинкель, Кесслер и Маккена, Гильдемайстер) — переходных теорий: теории коммуникативного действия (Хабермас), общества индивидов (Элиас) — макротеорий: теории социальных систем (Луман), теории легитимизации (Хабермас, Офф), теории капитализма и патриархата (Валлерштайн, Билефельдская группа).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1) доказана теоретическая необходимость и практическая значимость выделения повседневности в особую единую область социально-философских исследований;

2) впервые повседневность проанализирована с позиций комплексного социально-философского подхода, в соответствии с чем описана методология исследования повседневности как саморазвивающегося и структурированного процесса;

3) концептуализирована методология исследования структур повседневности, позволяющая изучить формообразующие и функциональные характеристики повседневности в системе социальных отношений;

4) доказано, что повседневность обладает имманентными структурами, каждая из которых является базовой для определенного вида социальной коммуникации;

5) впервые описаны и проанализированы системообразующие детерминанты повседневности как базиса социальных отношений.

6) установлено, что социальная идентичность как личностная, так и групповая формируются на базе всеобщих правил коммуникации, укорененных в повседневных отношениях, но проявляющихся в институциональных видах деятельности;

7) проанализированы противоречивые процессы глобализации и индивидуализации, протекающие в мультикультурных, открытых обществах;

8) обоснована возможность изучения Internet как сегмента социальной сети и применения методик исследования повседневности;

9) теоретически обосновано и практическими примерами подтверждено, что философия повседневности позволяет построить эффективные социальные технологии, соответствующие различным направлениям социальной политики и практики;

Новизна постановки проблемы и предлагаемых подходов к ее решению нашли отражение в основных тезисах работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-культурные изменения, связанные с постмодернистским развитием индустриального общества, внутринаучные тенденции развития, которые должны отражать эти социальные изменения, порождают потребность в формировании нового социально-философского поля, где предметом исследования является повседневность.

2. Повседневность как структурно-функциональная характеристика включает: деятельность, мышление, целеполагание, возникающие и протекающие в актуальном социально — индивидуальном времени по заданной схеме. Повседневность содержит механизмы трансформации личности, который формирует поле взаимодействия индивида и социума как условие воспроизводства жизненно важных отношений.

3. В анализе повседневности современного общества продуктивным и эвристичным инструментарием и концептуальной моделью познания являются дополняющие друг друга методы социально-философского анализа, позволяющие создать понятийно-логический конструкт, корректно описать и адекватно интерпретировать формирование, функционирование и развитие структур повседневности.

4. Институциональность и характеристики объекта структуры повседневности приобретают в различных видах социальной практики, где повседневные стереотипы выступают в функции регулятора коммуникативных отношений, являясь идеальным образованием в культурно — исторических контекстах. Именно в этом значении повседневность выступает базисом коммуникаций, интеракций, когнитивных отношений.

5. Повседневность как базис социальных отношений, задается следующими системообразующими доминантами: материальными интересами, реализующимися в производстве, обмене, потреблениипатриархальными, а затем и бюрократическими отношениямиязыковыми смысламисемантикой интерпретационных процессов.

6. Повседневные базисные структуры, такие как язык, символические действия и ритуалы, предрассудки и этнокультурные стереотипы представляют собой нерефлективные, интенциальные образования, которые являются основанием для формирования индивидуальной, групповой и этнокультурной идентичности.

7. В современных мультикультурных открытых обществах параллельно идут процессы глобализации и стабилизации интеркультурных отношений, которые основываются на генерализации базисных структур повседневности, а также процессы индивидуализации личностной, групповой, профессиональной, в основе которых лежат функциональное разделение труда, социальная мобильность, сложность ролевых функций.

8. В индустриальных обществах в социальной сети складывается новый и специфический сегмент — сеть Internet, который стал повседневностью для определенной части общества, и к которому, соответственно, применимы методы исследования повседневности, при допущении, что базисные структуры отражают специфику глобализации и фрагментации виртуального сообщества, построенного на деперсонализированной, нелокализованной, интерактивной коммуникации, опосредованной техническими средствами.

9. Характеристики актуального состояния и динамики развития повседневных отношений современного общества доказывают, что использование институциализирующих функций структур повседневности является ведущим селективным механизмом для выбора и практического применения политических технологий, технологий социальной работы, тендерных технологий.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в работе обосновано и методологически исследовано новое социально-философское поле исследования — повседневные отношения. Повседневные отношения представлены как фундаментальные отношения социума, которые непосредственно влияют на формирование идентификационных групп. На основе разработанных методик возможно построение социальных технологий в системе социальной защиты в работе с представителями разных возрастных когорт, работе с мигрантами, в системе реабилитационных мероприятий.

Социальное проектирование в сфере расширения, преобразования и развития информационных и коммуникативных технологий, возможно на основе практического использования теории повседневной коммуникации. В диссертационной работе обоснован принцип генерализации базисных структур повседневности, на основании которого можно конструировать технологии взаимодействий в мультикультурных сообществах.

Результаты проведенного исследования позволяют углубить теоретические представления о сущности и содержании процессов коммуникации, интеракций, социальной идентификации, систематизировать представления о процессах формирования новой социальной реальности, в условиях нестабильности. Результаты исследования могут быть использованы: в дальнейших исследованиях проблем повседневности, в формировании выборных технологий на федеральном, региональном, местном уровнях.

Материалы, представленные в тексте диссертации, могут быть использованы в курсах социальной философии, социологии, социальной работы, политологии, культурологии, т. е. в процессе преподавания дисциплин общегуманитарного цикла в вузах, а также специальных обществоведческих дисциплин: социальной философии, теории социального развития, организации и управления.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на одной международной, четырех всероссийских и пяти региональных научных конференциях. Основные положения и выводы были использованы в научных исследованиях глобальных сетей Internet, в исследованиях проблем, связанных с девиантными отношениями, в практической работе по составлению учебных программ элективных курсов по социологии и социальной работе, при написании разделов учебников «Философия», «Философия в вопросах и ответах», «Социология», «Социальная работа», в работе над составлением статей для словаря — справочника по социальной работе и философии, а также при чтении курсов и спецкурсов по специальностям «Социальная философия», «Социология» и «Социальная работа» в вузе.

Структура диссертации состоит из введения, пяти глав, состоящих из 13 параграфов, заключения, списка литературы — 290 источников, из которых 184 на иностранных языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные аспекты рассмотрения повседневности включают вопросы коммуникации, типологии деятельности, структуры интеракций в полиэтнических сообществах и другие структуры повседневного знания.

Анализ проблемы повседневности показал, что заинтересованность этим феноменом связана с комплексом социальных противоречий и проблем.

В работе формирование предметной области исследованияповседневности связывается, в первую очередь, с постмодернистским развитием индустриальных обществ, с социально — культурными изменениями, происходящими в них. Эти факторы мы относим к внешним предпосылкам формирования предмета исследования — повседневности. Внутринаучные предпосылки связаны с развитием социальной философии в направлении конвергенции методологии социальной философии и социальных ожиданий. Общество ждет от социальной философии конкретных рецептов, которые помогли бы ему обрести знание о самом себе для практических действий. Социальные науки, которые опираются на вышеуказанные критерии и категории, построенные на позитивистской эмпирической базе, находятся как бы по ту сторону жизненных процессов. Философия жизни — вот основной императив, который имеет внутри себя социальная философия как тенденцию развития. Вводя в социальную философию проблемы понимания, мы таким образом объединяем несколько уровней исследования общества. С одной стороны, изучаем проблемы повседневности с точки зрения понимания человеческих действий, поступков, отношений, а с другой стороны, подключая исследовательскую программу Scientific Community, исследуем общество с точки зрения его объективных характеристик, и в результате мы наблюдаем интеракции между двумя этими исследовательскими направлениями.

При этом мы конструируем два уровня: прежде всего — идеально типизированной модели, в которой социальная философия рассматривает повседневные конструкты как конструкции первого уровня. На таких конструкциях базируются процессы понимания и повседневного действия. Посредством этого повседневное знание как конструкт неспециальной социологии будет реабилитировано, и социальная философия все ближе и ближе в своих исследованиях будет подходить к реальной жизни и действительно конкретным научно-социальным высказываниям как конструктам второго уровня.

Свое предметное выражение и институциональность структуры повседневности приобретают в различных видах социальной практики. Повседневность — деятельная характеристика, включающая в себя деятельность, мышление, целеполагание, иллюзии и фантазии, которые возникают тут и сейчас в данном обществе. С точки зрения вычленения повседневности как объекта исследования, можно говорить о ее структурировании, о соподчиненности отношений. Проблема, и гораздо более сложная, возникает, когда мы обращаемся к поискам метода исследования повседневности. Именно в единстве предмета и метода можно сформулировать сущность специфического объекта — «повседневности». Ощутить повседневность можно только как действие и мысль, работающие по заданной схеме. Повседневность выступает в функции регулятора коммуникативных отношений. В этом значении повседневность следует рассматривать как базис коммуникации, интеракции и когнитивных отношений. В работе подчеркивается, что этнокультурные интеракции строятся на нескольких типах знания. Один из них — знание первичное, основанное на эмоциональном восприятии других людей, на предварительном знании об их формах поведения, об их установках и оценках. Вторичное знание строится с учетом первичных форм, однако в этот тип знания включены информативный и познавательный моменты. Повседневное общение на уровне идеологии и политики, в экономической сфере строится по преимуществу на вторичном уровне знания, хотя первичный, эмоциональный фон с необходимостью присутствует.

Повседневные отношения носят социоисторический характер, задаются системообразующими доминантами: материальными интересами, которые складываются в процессе производства, обмена, потребления и отражают историческую ступень в развитии общества. Повседневные отношения определяются отношениями господства и подчинения, складывающимися в обществе. В современных мультикультурных открытых обществах повседневные отношения детерминируются системой бюрократических отношений. Повседневные отношения, как базис понимания определяются наличием общих языковых смыслов и семантикой интерпретационных процессов. Существуют универсальные эмпирические условия, где требуется реализация средств, механизмов, заложенных во всеобщей практике социального взаимодействия. Эмпирические условия человеческого взаимодействия, социальные формы экзистенции носят определенный символический смысл, выстроены в символическую систему, при помощи которой значения коммуницируют между собой, отправитель и получатель информации идентифицируются или являются идентичными, и система передачи информации может состояться. Человеческий язык как раз и есть та всеобщая универсальная эмпирическая область, в которой реализуются коммуникация, понимание, обмен информацией и идентификация. Это не единственная область, где протекают названные процессы, однако это область, которую можно отнести к чисто человеческой, социальной области отношений, и она должна быть исследована прежде всего с точки зрения ее всеобщности и эмпирических проявлений. В связи с этим особое значение приобретает разработка методологии исследования повседневности в обществах переходного типа.

В социальных отношениях и взаимодействиях с необходимостью присутствует процесс идентификации индивидов, групп, сообществ. В диссертации утверждается, что в основе процесса личностной и групповой идентификации лежат базисные структуры, укорененные в повседневных отношениях. К этим структурам мы относим язык, символические действия, ритуалы, предрассудки и этнокультурные стереотипы, которые представляют собой нерефлективные, интенциальные образования. В диссертационной работе представлена методология исследования интенциальных структур, и их влияния на процесс идентификации. Исследование показало, что в транзитивном обществе сохранение интенциальных структуры является фактором стабилизации, фактором способствующим преодолению маргинальное&trade-.

Важной чертой радикальных изменений, происходящих в современном индустриальном обществе являются процессы глобализации и стабилизации интеркультурных отношений. Процессы глобализации связаны с формированием новых информационных технологий, новых форм социально-политических отношений, с созданием межгосударственных социально-политических объединений. Эти процессы приводят к глобализации базисных структур повседневности: складывается новый язык общения в глобальной сети, универсализируются бюрократические структуры, общество массового потребления порождает тотальное сходство интересов. В тоже же время в обществе параллельно проявляется потребность в сохранении индивидуальности и идентичности. Новая идентичность проявляет себя в профессионально-групповых формах, в формировании новых социальных объединений, которые складываются в процессе социальной мобильности, а также в необходимости множественности ролевых функций для индивидов в современном обществе.

Повседневные модели социальных связей и отношений рассматривались в традиционной парадигме социальной философии с точки зрения деятельных и познавательных структур, с позиций детерминистского и исторического методов. Современный кризис повседневности затрагивает практически все стороны жизни людей, и к его исследованию необходимо привлекать методологию разных гуманитарных направлений, в которых разработаны и разрабатываются новые методологии исследования, адекватные различным кризисным ситуациям. Проблема социального отчуждения выходит на первый план при разрушении традиционных форм социальных сообществ. Современному человеку трудно ориентироваться в обществе, где нет отчетливой маркировки «своих» и «чужих».

На всех этапах социального развития повседневность призвана сохранять устойчивость коллективного опыта людей, помогать им ориентироваться в окружающей жизни. Данная задача не утрачена ею и в настоящем. В этой связи особенно важное значение приобретает практическое осмысление теории повседневности. Не случайно поэтому последняя глава посвящена анализу социальных технологий в повседневной работе. Социальная работа строится по принципу: нельзя изменить ход социальных событий, но можно изменить его последствия для людей. Сгладить социальные противоречия в условиях разрушения старой системы повседневности и формирования новой можно при помощи создания социальных институтов реабилитации, психологической помощи, а также создания новых образовательных технологий и новых креативных коммуникативных сообществ.

Социальная философия должна использовать теорию иерархически структурированной повседневности в качестве ведущего селективного механизма при выборе и практическом применении политических технологий, технологий социальной работы, а также в процессе социального конструирования.

Полученные результаты диссертационного исследования представляют собой целостную взаимосвязанную систему теоретических выводов, обосновывающих новый статус теории и методологии повседневности в современной социально — философской науке, а также, служат продуктивной основой для практики социального конструирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Типология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. № 5 -С.25−31.
  2. Американская социологическая мысль: Тексты М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — 560 с.
  3. Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии, 1997, № 4 С. 19−24.
  4. Р. Мифологии М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. — 320 с.
  5. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1979 — 496 с.
  6. Р.Т. Социолингвистика: цели, методы, проблемы. М.: Прогресс, 1980−386 е.
  7. А. Символизм как миропонимание М.: Республика, 1994. -528с.
  8. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Асаёепиа-Центр, 1995, — 323 с.
  9. А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. — 384 с.
  10. Бестужев Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. — М., 1993. — 268 с.
  11. Ф. Игры обмена. М.: Наука, 1986. — 356 с.
  12. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-ХУП вв. М.: Аспект-пресс, 1993. — 296 с.
  13. Ф. Структуры повседневности. М.: Наука, 1986. — 340 с.
  14. Р. Место беспорядка. М.: Адпект-пресс 1998. — 284 с.
  15. И.А. О создании российской социологической сети в Интернете // Социологические исследования. 2000 № 6. С. 140−142.
  16. И.А. Социальное познание и мир повседневности. М.: Наука, 1987.-326 с.
  17. . Повседневность как плавильный тигль рациональности. //Социо-логос-М., 1991. Вып. 1 С.39−51.
  18. М. Протестанская этика и дух капитализма. // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С.61 — 273 .
  19. Виолле-Ле-Дюк. Жизнь и развлечения в средние века. СПб.: Евразия, 1997.-384 с.
  20. А.Г.- Широков Ш.К. Глобализация, истоки, тенденции, перспективы //Политические исследования. 1999. № 5 С. 25 — 31.
  21. Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). -Челябинск.: 1995. 226 с.
  22. И.В. Человеческая субъективность. Ростов-н/Д.: Изд. Ростовского университета, 1984. — 240 с.
  23. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  24. П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика 1997. -495 с.
  25. И. Представление себя другим в повседневной жизни М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. — 350 с.
  26. E.H. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологические исследования. 1995. № 6. С. 14 — 19.
  27. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. РГПУ, Ростов-н/Д, 1996. 224 с.
  28. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. № 3.
  29. М., Шадлоу С. Практика социальной работы. /Пер. с англ. М., 1995.-371 с.
  30. Жак Jle Гофф. Цивилизация средневекового запада. М.: Прогресс-Академия, 1992. — 376 с.
  31. А. Методология, теория и практика психологических исследований в сети Интернет. http://flogiston.df.ru/news/arehive/frameset.html
  32. М.В. Идентичность человека Ростов-н/Д: СКНЦ ВШ, 1999.-200 с.
  33. П. Спектор М. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории // Мир Internet. № 7−8 (34−35). Июль-август 1999. (http://www.iworld.rU/magazine/7−834−351 999//business7.shtml)
  34. Г. Избранное. Том 1. Философия культуры М.: Юрист, 1996 -671 с.
  35. Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни М.: Юрист, 1996. -607 с.
  36. Г. П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция //Социологические исследования. 1996, № 6
  37. Г. П. Как улучшить работу чиновников? Ростов-н/Д. Издательство СКАГС, 2000. — 242 с.
  38. Золотухина-Аболина Е. В. Мир повседневности. /Философия. Учебник для ВУЗов. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. Гл. 10 С.389 — 419.
  39. Золотухина-АбоЛина Е. В. Этика. «МарТ». Ростов-н/Д, 1998. 418 с.
  40. С.Н. Монолог о культуре. JI. Лениздат, 1987.-341 с.
  41. И. Антропология. ПСС. Т.6. -М., 1963−1966.-496 с.
  42. Н. Социология повседневности: Переоценка ценностей //Общественные науки и современность. 1992. № 3. С. 38−43.
  43. A.A. Синергетическая теория управления. М., 1994. 289 с.
  44. Кон И.С. В поисках себя. М.: ИПЛ, 1984. 319 с.
  45. Кон И. С. Открытие Я. М.: ИПЛ, 1978. 368 с.
  46. Коновалов В Н. «Случайно-ли гражданское общество. К вопросу о постмодернистской парадигме в политологии. / Современная Россия: Власть, общество, политическая наука. Материалы первого Всероссийского конгресса политологов. М.- 1999, т.2
  47. В.Н. Гражданский язык гражданского общества. / Политические процессы в России: История и современность. Тезисы докладов в Российской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1993. С. 76 — 81.
  48. В.Г. Мой гений, мой язык. Размышления языковеда в связи с общественными дискуссиями о языке. М., 1991. 395 с.
  49. Культурология. XX век: Антология М.: Юрист, 1995. — 703 с.
  50. В.И. „Искусство управлять общением“ Ростов-н/Д.: Феникс, 1997.-352 с.
  51. В.И. „Как успешно провести переговоры“ Ростов-н/Д. М.: Феникс-Зевс, 1997. — с. 264 с.
  52. В.И. „Стратегия делового успеха“ Ростов-н/Д.: Феникс, 1995. -416 с.
  53. Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека. // „Общественные науки и современность“. 1999. № 5
  54. Ю.А. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев. „Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.“. 1997. № 4 С. 52 — 64 .
  55. Ю.М. Беседы о русской культуре. Санкт-Петербург, „Искусство-СПб“, 1994. 399 с.
  56. C.B. Историческая этнология. -М.: Аспект-Пресс, 1997. 271 с.
  57. Т.П. Культура XX века: постмодерн /Инновационные подходы в науке. Теоретические и методологические проблемы социокультурного познания. Ростов-н/Д, Изд. РГУ, 1995. С. 138 — 152.
  58. Т.П. Смысл жизни. // ДОН. Ростов-н/Д. 1999. № 4−5.
  59. Т.П. Теоретические и методологические проблемы социокультурного познания. // Инновационные подходы в науке. РГУ. Ростов-н/Д, 1995. С. 87 — 102.
  60. Ментальность Россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / Под ред. И. Г. Дубова, М.: Фонд „Общественное мнение“, 1997.-236 с.
  61. И.В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальное. // Политические исследования. 1995, № 4. С. 25 — 33.
  62. B.C. Близнецы. М.: Наука, 1969. 336 с.
  63. В.В. В поисках инных смыслов. М.: Прогресс, 1993. — 240 с.
  64. А.И. Конец цивилизации или конфликт истории // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3.
  65. Л.Б. Введение в социолингвистику. М.: Наука, 1978. 385 с.
  66. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  67. В.Я. Русская сказка. Лабиринт. М., 2000. 416 с.
  68. Е.Я. Когнитивная бифуркация и современность. //Первый Российский Философский Конгресс. Т.9., СПб., 1998. — С. 217 — 224.
  69. Рикер Поль. Герменевтика, этика, политика. М.: Academia-Центр, 1995. -160 .
  70. Рикер Поль. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Academia-Центр, 1995. — 416 с.
  71. И.А. Ситуация опроса глазами респондента // Социологические исследования 1999. № 2, — С. 47 51.
  72. В. Сатин Д. Надежность тестов при тестировании в Интернете // Междисциплинарный семинар „Виртуальная коммуникация в сети Интернет“, http://www.virtual.ru/vculture/seminar/index.html.
  73. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы, теория и практика. /Пер. с англ. М., 1990. — 287 с.
  74. Социальная работа. Учебник для вузов. Ростов-на/Д.: Феникс, 1998. -578 с.
  75. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии М.: Прогресс, 1993. — 656 с.
  76. Н.Г. Индивид и этническая среда: проблемы этничности в символическом интеракционизме. „Социология и социальнаяантропология“ СПб, 1997. — 240 с.
  77. . Технология поведения. /Американская социологическая мысль. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 29 — 45.
  78. Современные социальные технологии: сущность многообразия форм и внедрение. / Под ред. В. И. Филоненко Ростов н/Д.: Изд. Ростовского госуниверситета, 1998. — 156 с.
  79. Социальная работа. /Под общей ред. проф. В. И. Курбатова. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 575 с.
  80. Социальная работа: Словарь справочник. /Под ред. В. И. Филоненко. -М.: ЭБМ-Контур, 1998. 480 с.
  81. А.Е. Лекции по лингвистике. Минск, 1980. 365 с.
  82. Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение) /Учебник для вузов. M.: NOTA BENE, 1999. — 224 с.
  83. Теория общества. Сборник М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 1999. -416 с.
  84. Технология социальной работы. В 3-х ч. Учеб. пособие для вузов (материалы для практических занятий) /Под ред. П. Я. Циткилова -Новочеркасск Ростов н/Д, 1998.
  85. .Т. Социальные настроения. М., 1996.
  86. В.Г. Истина и правда повседневности. //Философская и социологическая мысль. 1990. № 3. С. 29 -40.
  87. В.Г. Судьба России в зеркале методологии. //Вопросы философии. 1995, № 12. С. 56 -62.
  88. T.B. Интернет-технологии в социологическом исследовании // Информационное общество. 2000 № 2. С. 13−16.
  89. Т.В. Социология в Интернет // Социологические исследования. 2000 № 5.. с. 131−137.
  90. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  91. М. Археология знания К.: Ника-Центр, 1996. — 208 с.
  92. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. — 380 с.
  93. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  94. Хайнц Абельс. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию СПб.: Алтейя, 1999. — 272 с.
  95. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. //Вопросы философии. 1994. № 10 С.113−123.
  96. А.Н. „Информационное общество“ и эмпирическая социология // Социологические исследования 1998. № 1. С. 67 -71.
  97. A.B. Трансформация политических и социально-экономических институтов и переход к информационному обществу. http: www.ieie.nsc.ru:8101 parinov arleml. htm
  98. А.Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. М.: Наука, 1976. 516 с.
  99. В.Н. Социально-философский анализ развития общества М.- 1984.
  100. В.Н. Антропология и гумманизм // Здравый смысл, 1997 № 2.
  101. Ф. Речи о религии. Монологи. СПб.: Алетейя, 1994. 336 с.
  102. Г. Герменевтика и ее проблемы. Контекст-90 М.: Наука 1989−90. -С. 219−260, 205−256.
  103. ГЦюц А. Структура повседневного мышления. // Социологические исследования. 1988. № 2.
  104. В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности). // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.
  105. В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен. Социальная идентификация личности-2. М, 1994. Кн. 2.
  106. Alba, Richard D. und Gwenn Moore, 1978: Elite Social Circles, SMR 7
  107. Albert H. Hermeneutik und Realwissenschaft. Die Sinnproblematik und die Frage der theoretischen Erkenntnis // Sozialtheorie und soziale Praxis. Eduard Baumgarten zum 70. Meisenheim am Glan, 1971
  108. Albrecht, G. u. a. (Hrsg.): Soziologie Sprache, Bezug zur Praxis, Verhaltnis zu anderen Wissenschaften. Rene Konig zum 65. Geburtstag. Opladen 1973
  109. Apel K.-O. Communication and the foundations of the humanitici // Acta sociologica. Copenhagen, 1972. Vol. 15, N 1
  110. Arbeitsgruppe Biele&lder Soziologen, Hg.: 1973. Alttagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit, Reinbek bei Hamburg (Neuauflage 1980, Opladen)
  111. Arbeitsgruppe Bielefelder Soziologen (Hrsg.): Alltagswissen, Interaktion und ge-sellschattliche Wirklichkeit. 2 Bande. Reinbek bei Hamburg 1973
  112. Arbeitsgruppe Bielefelder Soziologen, Hg., 1976: Kommunikative Sozialforschung, Munchen
  113. Austin, J. L» 1962: How to do Things with Wbrds, Oxford
  114. Baerenreiter, Harald, Werner Fuchs-Heinrits und Rolf Kirchner, 1990: Jugendliche Computer-Fans: Stubenhocker oder Pioniere? Biographieverlaufe nnd Interaktionsformen, Opladen: Westdeutscher Verlag
  115. Balog, A.: Alltag als Objekt der Soziologie Kategoriale Bestimmungen und empirische Untersuchungen. In: Oesterreichische Zeitschrift flir Soziologie, 1980
  116. Barbara Becker, Michael Paetau. Virtualisierung des Sozialen. Frankfurt/Main- New York: Campus Verlag, 1997
  117. Bateson, Gregory, Don D. Jackson, Jay Haley u. John H. Weakland, 1969: Auf dem Wege zu einer Schizophrenie Theorie- in: Bateson, Jackson, Laing, Lidz, Wynne et.al., Hg.: Schizophrenie und Familie, Frankfurt a.M.
  118. Bernstein, Basil, 1970: Lernen und soziale Struktur- in: Ders., Ulrich Oever-mann, Regine Reichwein, Heinrich Roth, Hg.: Lernen und soziale Struktur, Amsterdam
  119. Berger P.L., Luckmann T. Die gesellschaftliche Konstruktion der Wirklichkeit // Soziale Welt. Jg. 16. 1965
  120. Berger, Peter L. u. H. Kellner, 1965: Die Ehe und die Konstruktion der Wirklichkeit, in: Soziale Welt, Jg. 16.
  121. Berger, Peter L.: Einladung zur Soziologie. Eine humanistische Perspektive. Munchen 1977
  122. Berger, Peter L.: Sehnsucht nach Sinn. Glauben in einer Zeit der Leichtglaubigkeit. Frank-furt/M 1994
  123. Bergmann, Jorg R., 1987: Klatsch — Zur Sozialform der diskreten Indiskretion. Berlin/New York Blumer, Herbert, 1969: Symbolic Interactionism. Perspektive and method. Englewood.
  124. Bergmann, Jorg R., 1991: Konversationsanalyse- in: Uwe Flick u.a., Handbuch Qualitative Sozialforschung, Munchen.
  125. Bergmann, W.: Lebenswelt. Lebenswelt des Alltags oder Alltagswelt? Ein grundbegriffliches Problem alltagstheoretischer Ansatze. In: Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, 1981
  126. Bernard, H.R., E.C. Jonsen, P.D. Killworth, C. McCarty, G. A. Shelly and S. Robinson, 1990: Comparing Four DifFerent Methods for Measuring Personal Social Networks, Social Networks 12
  127. Betti E. Hermeneutisches Manifest. Zur Grundlegung einer allgemeinen Auslegungslehre // Festschrift fur Ernst Rabel. Vol. 2, Tubingen, 1954
  128. Betti E. Problematik einer allgemeinen Auslegungslehre als Methode der Geisteswisssenschaften // Hermeneutik als Weg Heutiger Wissensch. Salzburg, 1971
  129. Blumer, Herbert: Der methodologische Standort des Symbolischen Interaktionismus (1969). In: Matthes u.a., 1973
  130. Bohme, G.: Alternativen der Wissenschaft. Frankfurt/M. 1980
  131. Bohnsack, Ralf, 1973: Handlungskompetenz und Jugendkriminalitat, Neuwied und Berlin
  132. Bruhl, Hg.: Verstenende Soziologie. Grundzuge und Entwicklungstendenzen, Munchen, S. 252−283 wiederabgedruckt in: Hans-Georg Gadamer u. Gonfried
  133. , Hg., 1978: Seminar: Die Hermeneutik und die Wissenschaften, Frankfurt a/M
  134. Cambridge, Mass. Ricoeur, Paul, 1972: Der Text als Modell: hermeneutisches Verstehen
  135. Casimir, Roswitha und Roger Harrison, 1996: Online-Beziehungskisten und Partnersuche im Internet, Mannheim: Bollmann
  136. Charon, Joel M.: Symbolic Interactionism. An Introduction, an Interpretation, an Integration. London et al. 1979
  137. Coreth E. Grundfragen der Hermeneutik. Ein philosophischer Beitrag-. Freiburg, 1969
  138. Das Problem der Rationalitat in der sozialen Welt (1943). In: ders., 1972, S. 22−50(1972)
  139. Ders., Wissenssoziologie, Neuwied, 1995. ursprunglich: 1921−1922 //Jahrbuch fur Kunstgeschichte. I (XV). 4, S. 91−154
  140. Ders.: Erfahrung durch Kunsummarkte — Empirische Sozialforschung als Kommuni-kationsproblem- in: Manfred Ruhl, Hg.: Kommunikation und Erfahrung, Nurnberg, 1987
  141. Ders.: Genetischer Strukturalismus und sozialwissenschaftliche Probleme der Erklarung der Entstehung des Neuen // Stefan Muller-Doohm: Jenseits der Utopie. Frankfurt a/M., 1991
  142. Ders: Strukturen des Denkens, ursprunglich 1922−1925 (unveroff. Manuskripte), Frankfurt a/M. 1980
  143. Dewe, B. u. a.: Alltagstheorien. In: Eyferth, H.u.a. (Hrsg.): Handbuch der Sozialpadago-gik und Sozialarbeit. Neuwied 1984
  144. Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. 7. Der Aufbau dur geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften. Leipzig—Berlin, 1927
  145. Dilthey W. Ideen uber eine beschreibende und zergliedernde Psychologie (Sitzungsbericht der Preufl ischen Akad. der Wissensch.). B., 1894
  146. Doring, Nicola, 1991: Isolation und Einsamkeit am Computer, ftp://ftp.um-stuttgartde/pub-/doc/networks/misc/nets und einsamkeit
  147. Durkheim E. Die Regeln der Sozialogischen Methode. Hrsg. V.R. Konig. Neuwied- Berlin, 1965
  148. Edelstein, Wolfgang u. Monika Keiler: Perspektivitat und Interpretation. Zur Entwicklung des sozialen Verstehens, in: Dies., Perspektivitat und Interpretation — Beitrage zur Entwicklung des sozialen Verstehens, Frankfort a. M, 1982
  149. , R. & B. Lehmann: Phanomenologie der Lebenswelt oder Soziologie des Alltags? In: Dies.: Soziologie ohne Gesellschaft? Probleme einer phanomenologischen Grundlegung der Soziologie. Munchen 1983
  150. Elias, N.: Zum Begriff des Alltags. In: Hammerlich, K. & M. Klein (Hrsg.): Mate-rialien zur Soziologie des Alltags. Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, 1978, SH20
  151. Esposito, Elena. Interaktion, Interaktivitat und die Personalisierung der Massenmedien, in: Soziale Systeme, Jg. 1, Nr. 2,1995
  152. Feest, Johannes u. Erhard Blankenburg: Die Definitionsmacht der Polizei, Dusseldorf, 1972
  153. Fink E. Das Problem der Phanomenologie Edmund Husserls // Rev. intern, de philosophic. Bruxelles, 1939, № 2
  154. Freyer, Hans: Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft. Logische Grundlegung des Systems der Soziologie. Darmstadt RWA (1930)
  155. Fuchs, Werner: Biographische Forschimg — Eine Einfuhrung in Praxis und Methoden, Opladen, 1984
  156. Gadamer H. G. Die Universalitat des hermeneutischen Problems // Philosophisches Jahrbuch. Munchen, 1966, Jg. 73, Halbd. 2
  157. Gadamer H. G. Kleine Schriften. Bd. 1—3. Tubingen, 1972
  158. Gadamer H. G. Wahrheit und Methode. Grundzuge einer philosophischen Hermeneutik. Tubingen, 1960
  159. Garfinkel, Harold: Studien uber die Routinegrandlagen von Alltagshandein (1967). In: Heinz Steinert (Hg.): Symbolische Interaktion. Arbeiten zu einer reflexiven Soziologie. Stuttgart 1973
  160. Giddens, Anthony: Die Konstitution der Gesellschaft, Frankfun a.M.- New York, 1988
  161. Giddens, Anthony: Interpretative Soziologie, Frankfurt a.M./New York, 1984
  162. Gildemeister, Regine: Geschlechtsspezifische Sozialisation. Neuere Beitrage und Perspektiven zur Entstehung des weiblichen Sozialcharakters. In: Soziale Welt, Jg. 39, 1988, S. 486−503.
  163. Gilligan, Carol: Die andere Stimme- darin vor allem: Kap. 1−3, Munchen, 1984
  164. Glaser, Barney G. u. Anselm Strauss: The Discovery of Grounded Theory, Chicago, 1969
  165. Goffman, Erving: Rahmen-Analyse, Prankflirt a/M, 1980
  166. Graf, Lorez, 1993: Privatheit und Datenschutz. Eine soziologische Analyse aktueller Regelungen zum Schutz privater Bereiche auf dem Hintergrund einer Soziologie der Privatheit, Koln: Dissertationsdruck
  167. , R. & M. Sprondel: Alfred Schutz und die Idee des Alltags in den Sozial-wissenschaften. Stuttgart 1979
  168. Grathoff, R.: Milieu und Lebenswelt. Einfuhrung in die phanomenologische Soziologie und sozialphanomenologische Forschung. Munchen 1989
  169. Grathoff, Richard: Alfred Schutz. In: Kasler, 1978, S. 388−416
  170. Graumann, C.F.: Interaktion und Kommunikation- in: Handbuch der Psychologie, 7. Band. Sozialpsychologie, 2. Haibband: Forschungsbereiche, Gottingen, 1972
  171. Greverus, 1. M.: Alltag und Alllagswelt: Problenifeld oder Spekulation im Wissenschaftsbetrieb. In: ZeitschriftfurVolkskunde, 1983, 79. Jg., 1−14
  172. Groys, Boris, 1996: Der Autor im Netz, in: Stefan Bollmann uhd Christiane Heibach (Hrsg.), Kursbuch Internet. Anschlusse an Wirtschaft und Politik, Wissenschaft und Kultur, Seite 380−387, Mannheim: Boolmann
  173. Gurwitsch, Aron: Die mitmenschlichen Begegnungen in der Milieuwelt, Berlin/New York, 1976.
  174. Habemas J. Notizen zum Begriff der Rollenkompetenz // Ders. Kultur und Kritik Verstreute Aufsatze. Frankfurt a/M., 1973
  175. Habemas, Jurgen: Vorbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der Kommunikativen Kompetenz- in: Ders. u. Niklas Luhmann, Theorie der Gesellschaft oder So-zialtechnologie, Frankfurt a/M, 1971
  176. , J. (Hrsg.): Stichworte zur Geistigen Situation der Zeit. 2 Bande. -Frankfurt/M. 1979
  177. Habermas, J.: Theorie des kommunikativen Handeins. 2 Bde. Frankfurt/M. 1981
  178. Habermas, J.: Wahrheitstheorien. In: Fahrenbach, H. (Hrsg.): Wirklichkeit und Retlexion-Festschrittiur W.Schulz. Pfullingen 1973, 211−265
  179. Habermas, Jurgen: Notizen zum Begriffder Rollenkompetenz- in: Ders., Kultur und Kritik — Verstreute Aufsatze, Frankfurt a/M, 1973
  180. Hammerich, K.&M. Klein: Alltag und Soziologie. In: Dies. (Hrsg.): Materialien zur Soziologie des Alltags. Keiner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, 1978, SH20, 7−21
  181. Heidegger M. Piatons Lehre von der Wahrheit. Bern, 1947
  182. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1973
  183. Heidegger M. Unterwegs zur Sprache. Pfullingen, 1959
  184. Helle, Horst Jurgen: Verstehende Soziologie und Theorie der Symbolischen Interaktion. Stuttgart 1992 Hugli, Anton/Poul Lubcke (Hg.): Philosophie im 20. Jahrhundert. Bd. 1: Phanomenologie, Hermeneutik, Existenzphilosophie und Kritische Theorie
  185. Helmers, Sabine, 1994: Internet im Auge der Ethnographin, WZB Discussion Paper FS II 94−102, Berlin
  186. Hermeneutik als Weg heutiger Wissenscheft. Ein Forschungsgesprach. Salzburg—Munchen, 1971
  187. Hermeneutik und Ideologiekritik. Frankfurt a. M., 1971
  188. Hitzler R., Honer A. Sozialwissen-schaftliche Hermeneutik. Opladen, 1997
  189. Hoffmann, Ute, 1996: «Request for Comments»: Das Internet und seine Gemeinde, in: Hebert Kubicek u.a. (Hrsg.), Jahnbuch Telekommunikation und Gesellschaft, Seite 104−117, Heidelberg
  190. Hoflich, Joachim R., 1996: Technisch vermittelte interpersonale Kommunikation. Grundlagen, organizatorische Medienverwendung, Konstitution «Elektronischer Gemeinschaften», Opladen: Westdeutscher Verlag
  191. Homans, George C.: Elementarformen sozialen Verhaltens, Koln u. Opladen, 1968
  192. Hugli, Anton/Poul Lubcke (Hg.): Philosophie im 20. Jahrhundert. Bd. 1: Phanomenologie, Hermeneutik, Existenzphilosophie und Kritische Theorie
  193. Hulsmann H. Hermeneutik und Gesellschaft // Soziale Welt. Gottingen. Bd. 18, 1967, № 1
  194. Hulsmann H. Hermeneutik und Sprache // Hermeneutik als Weg heutiger Wissenschaft. Salzburg — Munchen, 1971
  195. Husseri E. Logische Untersuchungen. Halle, 1922
  196. Husseri E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie. Hamburg, 1977
  197. Husseri E. Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomenologischen Philosophie. Bd. 1. Halle, 1922
  198. Husseri, Edmund: Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie. Eine Einleitung in die phanomenologische Philosophie. Den Haag 1962 (Husserliana VI) (Original von 1936)
  199. Interaktion und Geschlecht. Hg. u. eingel. v. Hubert A. Knoblauch. Frankfurt/M.- New York 1994 Hagemann-White, Carol: Sozialisation: Weiblich -mannlich? Opladen 1984
  200. Janssen, P.: Geschichte und Lebenswelt. Den Haag 1970
  201. Jaspers, K.: Die geistige Situation der Zeit. Berlin 1931
  202. Joas, Hans: Praktische Intersubjektivitat. Die Entwicklung des Werkes von G H. Mead, Frankfurt a/M, 1980
  203. Jones, Steven G. (Hrsg.), 1995: CyberSociety. Computer-Mediated Communication and Community. Thousand Oaks, London: Sage
  204. Kadushin, Charles, 1968: Power, Influence and Social Circles: A New Methodology for Studying Opinion Makers, ASR 33, Seite 685−699
  205. Kallmeyer W. Konversationsanalytische Beschreibung // Soziolinguistik — ein internationales Handbuch zur Wissenschaft von Sprache und Gesellschaft, Berlin-New York, 1988. S. 1095−1108
  206. Kallmeyer, W., F. Schutze: Zur Konstitution von Kommunikations-schemata der Sachverhaltsdarstellung. Dargestellt am Beispiel von Erzahlungen und Beschreibungen // D. Wegner (Hg.) Gesprachsanalyse. Hamburg,, 1977. S. 159−274
  207. Kasler, Dirk (Hg.): Klassiker des soziologischen Denkens, Bd. 2 (Von Weber bis Mannheim). Munchen 1978
  208. Keckeisen, W.: Die gesellschaftliche Definition abweichenden Ver-haltens, Munchen, 1974
  209. Knapp, Gudrun-Axeli/Angelika Wetterer (Hg): Traditionen Bruche. Entwicklungen feministischer Theorie. Freiburg 1992
  210. Kohlberg, L. Zur kognitiven Entwicklung des Kindes. Frankfurt a/M, 1974
  211. Kollock, Peter uhd Marc Smith, 1994: Managing hte Virtual Commons: Cooperation and Conflict in Computer Cpmmunities, http: //www. ssnet. ucla. edu/soe csoc vc ommons. htm
  212. Kommunikation, Interaktion, Identitat, Frankfurt a.M., S. 371−402 ursprunglich in: Rainer Lepsius, Hg.: 1976: Zwischenbilanz der Soziologie. Verhandlungen des 17. Deutschen Soziologentages, Stuttgart
  213. Kruger L. Uber das Verhaltnis der hermeneutischen Philosophie zu den Wissenschaften // Hermeneutik und Dialektik. 2. Tubingen, 1970
  214. Kuhn H. Hermeneutik und Ontologie // Hermeneutik als Weg heutiger Wissenschaft. Salzburg — Munchen, 1971
  215. Laing, Ronald D.: Das geteilte Selbst, Reinbek b. Hamburg, 1976
  216. Laumann, Edward, O., 1973: Bonds of Pluralism. The Form and Substance of Urban Social Networks, New York: Wiley
  217. Lepsius, R.M.: Gesellschaftsanalyse und Sinngebungszwang. In: G. Albrecht u. a. (Hrsg.): Soziologie Sprache, Bezug zur Praxis, Verhaltnis zu anderen Wissenschaften. Rene Konigzum. Geburtstag. Opladen 1973
  218. Levy, Pierre, 1996: Cyberkultur, in: Stefan Bollmann und Christiane Heibach (Hrsg.), Kursbuch Internet. Anschlusse an Wirtschaft und Politic, Wissenschaft und Kultur, Seite 56−82, Mannheim: Boolmann
  219. Levy, P.: Alltagsleben — Forschungsproblem oder Problem der Forscher. In. Schweizerische Zeitschrift fur Soziologie, 1983
  220. Liessmann, K.: Zaungaste Uber die Grenzen des Denkens. Prolegomena zu einer hermeneutischen Soziologie der Vernunft. In: Oesterreichische Zeitschrift fur Soziologie, 1983
  221. Lindemann, Gesa: Das paradoxe Geschlecht. Transsexualitat im Spannungsfeld von Korper, Leib und Gefuhl. Frankfurt/M. 1993
  222. Lippitz, W.: «Lebenswelt» oder die Rehabilitierung vorwissenschaftlicher Erfahrung. Weinheim/Basel 1980
  223. Lipps H. Untersuchungen zu einer hermeneutischen Logik. Frankfurt a. M., 1938
  224. Lorenz Graf, Markus Krajewski. Soziologie des Internet. Frankfurt/Main- New York: Campus Verlag, 1997
  225. Luckmann, Th.: Lebenswelt und Gesellschaft. Paderborn u. a. 1980
  226. Luckmann, Thomas: Strukturen der Lebenswelt. 2 Bde. Frankfurt/M. 1979- 1984
  227. Luckmann, Thomas: Theorie des sozialen Handelns. Berlin 1992
  228. Ludwig, Wolfgang, 1989: Diversion: Strafe im neuen Gewand, Berlin/New York
  229. Luhmann, Niklas, 1969: Legitimation durch Verfahren, Darmstadt und Neuwied
  230. Luhmann, Niklas, 1979: Schematismen der Interaktion- in: Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, Jg. 31, S. 199−236
  231. Mannheim, Karl, 1952: Wissenssoziologie- in: Ders., Ideologie und Utopie, Frankfurt a.M. ursprunglich: 1931 in: A. Vierkandt, Hg.: Handworterbuch der Soziologie, Stuttgart
  232. Mannheim, Karl: Das konservative Denken, in: Archiv fur Sozialpolitik 57,1972
  233. Mannheim, Karl: Die Bedeutung der Konkurrenz im Gebiete des Geistigen, in: Verhandlungen des 6. Deutschen Soziologentages vom 17.-19.9.1928 in Zurich. Tubingen 1929, S. 35−83
  234. Mannheim, Karl: Ideologi und Utopie. Bonn 1969
  235. Mannheim, Karl: Mensch und Gesellschaft im Zeitalter des Umbaus. Leiden 1967
  236. Matthes, Joachim u.a.: Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit. Bd. 1: Symbolischer Interaktionismus und Ethnomethodologie. Reinbek 1973
  237. Matthes, Joachim, 1985: Die Soziologen und ihre Wirklichkeit, in: Soziale Welt, Sonderband 3, S. 49−64
  238. Matthiesen, U.: Das Dickicht der Lebenswelt und die Theorie kommunikativen Handeins. Munchen 1983
  239. McKenna: Gender. An Ethnomethodological Approach. New York et al. 1978
  240. Mead G.H. Geist. Identitat und Gesellschoft aus der sieht des Sozialbehaviorismus. Frankfurt a/M, 1973
  241. Mead G.H. Philosophie der Sozialiat. Aufsatze zur Erkenntnisanthropologie. Franftirt a/M., 1969
  242. Mead, George Herbert: Die objektive Realitat der Perspektiven (1927). In: ders.: Gesammelte Aufsatze, Bd. 2. Hg. von Hans Joas. Frankfurt/M. 1983, S. 211−224
  243. Morth, J.&M. Ziegler: Die Kategorie des «Alltags» Pendelbewegung oder Bruckenschlag zwischen Mikro- und Makroufer der Soziologie? In: Oesterreichische Zeitschrift fur Soziologie, 1990, 3, 88−111
  244. Muller, Paul J., 1986: Abschlu? berucht zum Pilotprojekt: «MIKROWELTEN-Die Bedeutung von Mikroweiten fur die Vermittlung zwischen Alltag und Institutionen», Koln: IfAS
  245. Muller, Siegfried u. Hans-Uwe Otto, 1986: Damit Erziehung nicht zur Strafe wird, Bielefeld
  246. Parsons, Talcott u. Edward A. Shus, Hg., 1951: Toward a General Theory of Action
  247. Parsons, Talcott, 1968: Social Interaction- in: David L. Shills, International Encyclopedia of the Social Sciences, Vol. 7
  248. Peters, Dorothee, 1973: Richter im Dienst der Macht, Stuttgart
  249. Popitz, Heinrich, 1968: Uber die Praventivwirkuhg des Nichtwissens, Tubingen: Mohr
  250. Reips U.-D. The web experiment method WWW document. URL. 1995. httD://\^w
  251. Rheingold, Howard, 1993: The Virtual Community. Homesteading on the Electronic Frontier, Reading, MA.
  252. Rheingold, Howard, 1994: Virtuelle Gemeinschaften, Dusseldorf: Adisson-Wesley
  253. Riemann, Gerhard, 1987: Das Fremdwerden der eigenen Biographie. Narrative Interviews mit psychiatrischen Patienten, Munchen
  254. Rotzer, Florian (Hrsg.), 1995: Schone neue Welten? Auf dem Weg zu einer neuen Spielkultur, Munchen: Boer
  255. Rotzer, Florian, 1996: Interaktion-das Ende herkommlicher Massenmedien, in: Rudolf Maresch (Hrsg.), Medien und Offentlichkeit. Positionierungen Sumptome Simulationsbruche, Seite 119−134, Munchen: Boer
  256. Sack, Fritz, 1968: Neue Perspektiven in der Kriminalsoziologie: in: Ders. u. Rene Konig, Hg.: Kriminalsoziologie, Frankfurt a. M
  257. Scheff, Thomas J., 1973: Das Etikett «Geisteskrankheit». Soziale Interaktion und psychische Storung, Frankfurt a.M. ursprunglich: 1966
  258. Scheler M. Die Sinngesetze des emotionalen Lebens. Bd. 1. Wesen und Formen der Sympatie. Bonn, 1923
  259. Scheuch, Erwin K., 1982: Forschungsantrag: Mikroweiten: Die Bedeutung der Vernetzung von Mikroweiten fur die Vermittlung zwischen Alltag und Institutionen, Koln: IfAS
  260. Schmidt W.C. World-Wide Web Survey Research: Benefits. Potential Problems, and Solutions // Behavior Research Methods, Instruments & Computers. 1997. 29. http://wvvw.mohsho.eom/s ware/survevreseareh.html
  261. Schutz A. Gesammelte Aufsatze. Bd. 1. Das Problem der sozialen Wirkligkeit, Den Haag, 1971
  262. Schutz, A.: Gesammelte Schriften I. Den Haag 1971
  263. Schutz, Alfred/Thomas Luckmann: Strukturen der Lebenswelt. 2 Bde. Frankfurt/M. 1979- 1984
  264. Schutz, Alfred: Das Problem der Rationalitat in der sozialen Welt (1943). In: ders., 1972, S. 22−50
  265. Schutz, Alfred: Der Fremde. Ein sozialpsychologischer Versuch (1944). In: ders., 1972, S.53−69 (1972)
  266. Schutz, Alfred: Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Frankfurt/M. 1981.
  267. Schutz A., Luckmann, Th. Strukturen der Lebenswelt. Suhrkamp, Frankfurt am Main. 1977
  268. Schutze, Fritz, 1983: Biographieforschung und narratives Interview- in: Neue Praxis, Heft 2, S. 283−293
  269. Schwarz B. Hermeneutik und Sachkontakt // Hermeneutik als Weg heutiger Wissenschaft. Salzburg — Munchen, 1971
  270. Serie, John R., 1971: Sprechakte — Ein sprachphilosophischer Essay, Frankfurt a. M
  271. Seiffert H., Einfuhrung in die Hermeneutik. Frache. Tubingen, 1922. S.205−231
  272. Simmel, Georg, 1908: Die Kreuzung sozialer Kreise, in ders.: Soziologie, Berlin: Duncker & Humblot, 5. Auflage 1968
  273. Smith, Marc A., 1993: Voices from the WELL: The Logic of the Virtual Commons, http://mvw.ssnet.ucia.edu/soc/csoc/virtcomm.htni
  274. Soeffner Hans-Georg, Interaktion und Interpretation- Uberlegungen zu Premissen des Interpretierens in der Sozial-und Literaturwissenschaft, in Ders., Hg. Interpretative Verfaren in den Sozial und Textwissenschaften. Stuttgart, s.328−3 51
  275. Stagl, J.: Die Beschreibung des Fremden in der Wissenschaft. In: Duerr, H. P. (Hrsg.): Der Wissenschaftler und das Irrationale, Band 1. Frankfurt/M. 1981, 273−295
  276. , E. (Hrsg.): Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie E. Husserls. Frankfurt/M. 1979
  277. The Arrangement between the Sexes. In: Theoiy and Society, 4, 1977, S.301−333
  278. Thomas, William Isaac: Person und Sozial verhalten. Hg. von Edmund H. Vblkart. Neuwied- Berlin 1965
  279. Turkle, Sherry, 1995: Life on the Screen. Identity in the Age of the Internet, New York: Simon & Schuster
  280. Tyrell, Hartmann: Geschlechtliche Differenzierung und eschlechterklassifikation. In: Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, 1986, Jg. 38, S. 450−489
  281. Verhalten in sozialen Situationen. Strukturen und Regein der Interaktion im offentlichen Raum. Gutersloh 1971
  282. Waidenfels.B.: Inden Netzen der Lebenswelt. Frankfurt/M. 1985. Waidenfels, B. u. a. (Hrsg.): Phanomenologie und Marxismus. Bde. 2−3. Frankfurt/M. 1977/78
  283. Weber Max, 1976, Wirtschaft und Geselschaft. Tubingen, 1922
  284. Weber, Max, 1976: Wirtschaft und Gesellschaft, Tubingen (zuerst 1922) Willis, Paul, 1977: Spass am Wiederstand — Gegenkultur in der Arbeiterschule, Frankfurt a./M
  285. Welter, Rudiger: Der Begriff der Lebenswelt. Theorien vortheoretischer Erfahrungswelt. Munchen 1986
Заполнить форму текущей работой