Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Общественно-политическое развитие стран Северной Африки в постколониальный период

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Египте постепенно сложилась влиятельная парламентская оппозиция, численность которой, правда, была ограниченна и контролировалась президентскими структурами. При том, что роль оппозиции в принятии внутрии внешнеполитических, экономических решений невелика, руководству АРЕ приходилось с ней считаться. Необходимо отметить, что в итоге в Египте произошел процесс превращения республики… Читать ещё >

Содержание

  • Историография проблемы
  • Глава I. Общественно-политическое развитие республиканского Египта и независимого Королевства Марокко в 1950 — 1970 гг
    • 1. 1. Антимонархическая революция 1952 г. и становление республиканского Египта в эпоху президента Г. А. Насера. 1956 — 1970 гг
    • 1. 2. Государственное развитие и политические партии Марокко в 1956 — 1971 гг.: от Мухаммада V до первых реформ Хасана II
    • 1. 3. Основные тенденции становления политических институтов арабских стран Северной Африки в годы независимости
  • Глава II. Социально-политические и экономические процессы в АРЕ и Королевстве Марокко в 1970- 1990-е гг
    • 2. 1. Политическое развитие стран Северной Африки в последней трети XX века
    • 2. 2. Особенности социально-экономического развития АРЕ при президентах А. Садате и
    • X. Мубараке
      • 2. 3. Основные тенденции социально-экономического развития Марокко в 1970- 1990-е гг
      • 2. 4. Культура, образование и религия как факторы духовной деколонизации
  • Глава III. Египет и Марокко в системе региональной и международной политики на рубеже XX-XXIbb
    • 3. 1. Роль АРЕ и Королевства Марокко на общеарабской политической арене
    • 3. 2. Египет и Марокко в решении проблем Африки
    • 3. 3. АРЕ и Королевство Марокко в системе Средиземноморского сотрудничества
    • 3. 4. Отношения Египта и Марокко с США

Общественно-политическое развитие стран Северной Африки в постколониальный период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вторая половина XX века была ознаменована серьезными изменениями в системе международных отношений, которые непосредственно затронули арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки. Глобальная биполяризация эпохи «холодной войны», конфликт между сверхдержавами и их борьба за влияние стали определяющим фактором в развитии арабских стран. Этот период в истории арабского Востока был также связан с такими важными тенденциями, как крушение колониальной системы, определение курса постколониального социально-экономического развития, ближневосточным конфликтом, борьбой за региональное лидерство. Распад СССР и окончание холодной войны привели на рубеже XX — XXI вв. к разрушению потсдамско-ялтинской системы и перестройке межгосударственных отношений, обозначив новый этап исторической эволюции арабского мира.

Политическое развитие отдельных регионов (в частности, стран так называемого «третьего мира») приобретают сегодня особое значение в связи с тем, что XXI век, очевидно, станет периодом формирования качественно нового мирового порядка. Все более отчетливые очертания получает такое понятие как «мировое сообщество», центры которого расположены не только на Западе — в Европе и США, но и на Востоке — в Индии, Китае и т. д. В связи с этим изучение общественно-политических процессов в странах Ближнего Востока и Северной Африки представляется вполне актуальным и значимым.

Государства Северной Африки близки по ряду аспектов: природно-географическая особенность (нет естественных границ внутри региона, в то время как от внешнего мира отделены естественными преградами), однородность в этническом отношениибольшинство населения составляют арабы, которых исторически объединяет общность языка, культуры, арабо-мусульманских традиций, а также развития — арабские завоевания, Османская империя, колониальная политика европейских держав, борьба за независимость.

Во второй половине XX века в Северной Африке, в т. ч. в Египте и в странах Магриба, наблюдались общие тенденции общественно-политических изменений: модернизация, урбанизация, широкие социальные реформы. Вступив на путь политических преобразований — отказ от однопартийной системы и построение институтов гражданского общества — руководители стран Северной Африки сохранили за собой главенствующие позиции в политической, социально-экономической сферах, взяв за основу демократическую модель развития. Схожие процессы в различных сферах жизни стран Северной Африки во многом объясняются определенным единством цивилизационных процессов в данном регионе, а также происходившим с древности взаимодействием, взаимовлиянием историко-культурных пространств Египта и Магриба.

Опыт новейшей социально-политической истории республиканского Египта и Королевства Марокко, эволюция институтов власти и внешней политики двух ведущих североафриканских государств, разделенных не только тысячами миль, но и существенными этнокультурными различиями, в т. ч. в сфере государственно-политического устройства, дают возможность обратиться к компаративно-аналитическому исследованию с целью проследить основные этапы и тенденции развития двух ведущих арабских стран Северной Африки в условиях деколонизации и на пути к интеграции в окружающее цивилизационное пространство на примере двух моделей развития.

Современный мир, вступивший в новую, динамичную стадию глобализационного процесса, тем не менее, сохранил своеобразие и специфику локального и национального развития. Как и в прошлом, на пороге XXI века Ближний Восток и Северная Африка продолжают сохранять свою геополитическую притягательность, обусловленную комплексом общих характеристик. На севере Африки находятся как Египет — страна древней культуры, в годы независимости добившаяся немалых успехов в социально-экономическом развитии и до настоящего времени сохранившая немалый международный авторитет, так и Марокко — важный исторический перекресток межцивилизационных связей на западе Средиземноморья, динамично развивающийся сегодня в рамках традиционной мусульманской монархии.

В период независимого развития во второй половине XX века Египет и Марокко пережили немало общих процессов, обусловленных необходимостью преодоления наследия колониальной эпохи, при этом опыт каждого из этих государств, безусловно, уникален. После окончательного обретения независимости в 1950;е гг. две эти страны столкнулись со схожими проблемами, от решения которых во многом зависело будущее всего Арабского мира. В первую очередь это были проблемы общественно-политического и экономического развития. И в АРЕ, и в Королевстве Марокко сегодня по-прежнему уделяется повышенное внимание политическим и социальным реформам, которые призваны ускорить экономический рост и обеспечить дальнейшую интеграцию этих стран в глобализирующееся мировое сообщество.

Многие явления политической жизни Египта и Марокко, развитие внешних экономических и культурных связей являются типичными для афро-азиатского ареала. Эти страны вынуждены реагировать на усиление общемировых интеграционных процессов, формирование единого информационного поля, возможности которого в полной мере можно реализовать, лишь следуя демократической модели политического устройства при свободе культурного обмена.

Анализ истории арабских стран Северной Африки в постколониальный период, социально-экономических реформ, международного сотрудничества, становления институтов демократического правления поможет внести ясность в понимание истоков и специфики процессов, происходящих сегодня в рассматриваемом регионе.

Хронологические рамки работы охватывают период независимого развития и реформ в Египте и Марокко во второй половине XX века. Выбор таких временных рамок обусловлен логикой эволюции египетской модели политического развития, рожденной революцией «Свободных офицеров» в июле 1952 г. За прошедшие полвека постмонархического развития Египет пережил несколько существенно различавшихся этапов становления республиканских институтов.

В свою очередь Марокко после завоевания независимости в 1956 г. сохранило традиционную монархическую форму государственного устройства, определившую характер политической эволюции этой страны. Конституционная парламентская монархия в независимом Марокко, существенно отличающаяся от известных аналогов в Европе, также прошла ряд сложных этапов развития, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами.

Актуальность темы

диссертации обусловлена перспективностью комплексного сравнительного анализа общественно-политических процессов в Арабском мире в целом и в отдельных арабских странах, что связано с возросшим влиянием данного региона в международной политической и экономической жизни на пороге XXI века, что в частности подтвердили события 2010 — 2011 гг., которые показали сложность и напряженность общественно-политических процессов в странах Северной Африки, их значимость для региона, для всего Арабского мира, мира ислама и для перспектив глобализации в текущем столетии.

Наиболее острое политическое развитие события 2010 — 2011 гг. получили в Египте, в одной из рассматриваемых в данной диссертации стран. Вовлеченность в эти события Туниса — одной из стран Магриба показало, что и данный регион Арабского мира не свободен от новых резких поворотов в общественном развитии, что также продемонстрировали последние события в АНДР и в Королевстве Марокко — втором объекте диссертационного анализа. В связи с этим актуальным представляется включение в работу материала по общественно-политической истории Марокко в рассматриваемый период.

Северная Африка — перекресток культур и цивилизаций, где тысячелетиями шло смешение различных традиций: арабо-мусульманских, африканских, европейских. Этим обусловлена актуальность проблемы взаимодействия в регионе представителей различных этнических групп и общин. Так, в последние годы возрастает роль берберов и берберской культуры в жизни Королевства Марокко. В свою очередь по-прежнему значительной остается роль христианского коптского меньшинства в жизни республиканского Египта.

Эволюция социальных институтов в последние годы XX века сопровождалась быстрым развитием современных рыночных структур, а также перестройкой денежно-кредитных отношений. При анализе политических систем была выбрана классификация по форме правления, согласно которой можно выделить авторитарные и демократические социально-политические системы.

В Египте после свержения монархии и становления республиканской формы политического устройства в 1950;е гг. был взят курс на «этатизацию общества и приватизацию государства». Между тем, в стране так и не были созданы условия для развития гражданских институтов, правящая элита была занята перераспределением рычагов власти, к которой, как правило, в тот период не допускали представителей частного бизнеса. Со временем, уже в 1980;е гг. именно в Египте получила развитие практика широкого общественного обсуждения программ и перспектив социально-политических реформ.

Для Королевства Марокко эпоха правления Хасана II (1961 — 1999 гг.) имеет, прежде всего, значение не просто как весьма продолжительный, почти сорокалетний период, когда у власти оставался незаурядный политик и человек. Актуальность изучения этого периода обусловлена тем, что именно эти первые четыре десятилетия независимости позволяют проследить общие особенности становления современной марокканской монархии, в отличие от республиканского Египта, изначально ориентировавшейся на сотрудничество с партнерами на Западе — на Францию, как бывшую метрополию, и на США как ведущую державу Атлантического сообщества, признанного мирового лидера. Рассмотрение основных тенденций общественно-политического развития Марокко в 1960 — 1990;е гг. представляется в связи с этим актуальным для анализа политики Рабата на региональном и международном уровнях.

Актуальность исследования обусловлена также необходимостью более глубокого изучения политических аспектов социально-экономического реформирования на примере Египта и Марокко в постколониальный период. Оценка общественно-политических процессов на севере Африки позволяет проанализировать специфику движения арабских стран от преимущественно авторитарных путей и средств, типичных для первого этапа деколонизации, к все более демократическим стандартам и формам государственного управления.

Объектом диссертационного исследования автор избрал общественно-политическое развитие Египта и Марокко в постколониальный период во второй половине XX в. Предмет исследования — политические институты, сложившиеся в АРЕ и в Королевстве Марокко в постколониальный период, во второй половине XX в., а также основные социально-экономические тенденции в развитии этих стран в рассматриваемый период. В работе производится сопоставление однотипных политических явлений в различных политических системах.

Цель работы — рассмотреть особенности общественно-политического развития арабских стран Северной Африки (на примере АРЕ и Королевства Марокко) в постколониальный период, а также опыт политической эволюции региона в условиях перестройки системы международных отношений на пороге глобализации.

Для достижения этой цели автор ставит следующие задачи:

• дать общую характеристику и выявить специфику становления социально-политических структур республиканского Египта и Королевства Марокко в постколониальный период;

• проанализировать особенности социально-экономического развития АРЕ и Королевства Марокко в 1960 — 1990;е гг.;

• определить роль обеих стран в общеарабских и региональных процессах, в частности, в системе взаимодействия и кооперации стран Северной Африки;

• рассмотреть эволюцию внешнеполитического курса АРЕ и Королевства Марокко, их взаимодействие с ведущими региональными международными организациями: ЛАГ, ОИК, ОАЕ/АС, САМ, САС.

• определить общий характер и главные векторы в развитии партнерства двух стран Северной Африки с ЕС и США в рассматриваемый период.

Методологическая основа диссертации. При рассмотрении общественно-политических процессов на севере Африки был выбран принцип историзма и компаративно-аналитический подход в изучении постколониального периода. Основной метод исследования — системный подход к изучению общих тенденций развития независимых государств Северной Африки в контексте текущих общественно-политических процессов. Политика неотделима от социальных процессов, от экономики и ее возможностей, в связи с чем в работе содержится анализ обратных связей между политическим развитием и изменениями в экономике и экономической политике.

В основе работы лежат исторические материалы и документы, в связи с этим одним из главных в исследовании стал историко-аналитический метод. Сформулированные отечественными и зарубежными авторами концепции социально-политического развития арабских стран в годы независимости легли в основу сравнительного анализа новейшей истории Египта и Марокко во второй половине XX века. В работе широко используются историко-сравнительные параллели, на базе которых делаются выводы и обобщения.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. При формировании общественно-политических структур в странах Северной Африки, несмотря на различные формы государственного устройства, были выявлены схожие черты в форме правления: концентрация власти в руках президента/монарха, формальная многопартийная система, второстепенная значимость парламента, контроль оппозиции. Таким образом, политическую систему, как АРЕ, так и Королевства Марокко, можно отнести к авторитарному типу, что на сегодняшний день представляется не жизнеспособным и нуждающимся в реформировании.

2. Несмотря на принятые пятилетние планы социально-экономического развития, создание государственного и частного секторов, проведение либеральных реформ и помощь мирового сообщества, общая ситуация в регионе остается нестабильной, что усугубляется сложной демографической ситуацией и ростом социальной напряженности.

3. В своей внешней политике Египет, Марокко, как и другие страны Северной Африки, активно использовали потенциал международных структур, таких как ООН, ЛАГ, ОИК, ОАЕ/АС, которые служили дополнительным гарантом стабильности в регионе.

Ключевым инструментом сохранения регионального и международного мира политическое руководство стран региона всегда рассматривало СБ ООН.

4. Страны Северной Африки на пороге XXI века все больше ориентировались на Запад (ЕС и США) по причине военно-политической, финансово-экономической и информационной зависимости. При этом реальная политическая оппозиция все чаще формируется в «антизападном секторе», представленном в первую очередь радикальными исламистскими группами.

Структура диссертации подчинена решению главной научной задачи — анализу общественно-политических процессов на севере Африки в постколониальный период, что предполагает выявление особенностей исторического, политического и социально-экономического развития двух стран, а также роли АРЕ и Королевства Марокко в решении региональных проблем Ближнего Востока.

Диссертация состоит из введения, историографического обзора, трех глав основного раздела, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предпринятое исследование новейшей истории двух арабских государств Северной Африки — АРЕ и Королевства Марокко, позволяет сравнить политические и социально-экономические процессы этих стран, выделив элементы сходства и различия. С обретением и укреплением национального суверенитета во второй половине XX века эти страны активно включаются в общерегиональные и глобальные процессы. При весьма радикальных различиях государственно-политического устройства — президентская республика в Египте и конституционная монархия в Марокко, — освободившиеся страны Северной Африки избирают свои варианты и пути постколониального развития, взяв за основу демократическую модель развития. Политические партии при этом следуют в русле политики центра, практически не оказывая влияния на процессы смены власти.

На рубеже XX — XXI веков во многом под давлением изменений в глобализирующемся мировом пространстве главы двух североафриканских стран были вынуждены более решительно обращаться к демократическим проектам. При этом даже с приходом нового поколения лидеров, в частности, в Марокко, принятие основных политических решений и контроль их реализации, фактически, сохранили прежние правящие элиты. Кроме того, важное влияние на процессы демократизации в Египте и Марокко оказывали США, в политике которых задачи демократизации во всем мире, и, особенно на Ближнем Востоке, играли и продолжают играть видную роль.

Постколониальная история, внутренняя и внешняя политика Египта и Марокко в последние десятилетия характеризовались многовекторностью, при выраженном общем стремлении к защите основ национальной государственности, что наглядно продемонстрировал курс как египетского, так и марокканского руководства в последние десятилетия XX в. АРЕ и Королевство Марокко выступают в рассматриваемый период влиятельными политическими центрами как на региональном североафриканском, так и на общеарабском и исламском уровнях.

Республиканские конституции Египта, в т. ч. конституция 1971 г., представлявшая собой совокупность установок различных идеологических тенденций прошлых лет, обеспечили президенту АРЕ самые широкие полномочия. Развитию политического плюрализма в АРЕ наряду с общими закономерностями, характерными для арабского региона, свойственна определенная специфика. В стране фактически сохранился однопартийный режим, несмотря на переход к многопартийности в рамках так называемого режим «доминирующей партии».

Аналогичная ситуация сложилась в Марокко, где конституции 1962, 1970 и 1972 гг. закрепляли принципы неприкосновенности и святости монарха, наследственности его власти. Становление партийной системы 1950 — 1960;е гг. не ограничило возможностей монархии, Хасан II, ослабив политических конкурентов, использовал самобытную партийную систему в своих целях. Как в Египте, так и в Марокко на начальном этапе деколонизации не существовало реальной оппозиционной силы, способной противостоять воле главы государства.

В Египте постепенно сложилась влиятельная парламентская оппозиция, численность которой, правда, была ограниченна и контролировалась президентскими структурами. При том, что роль оппозиции в принятии внутрии внешнеполитических, экономических решений невелика, руководству АРЕ приходилось с ней считаться. Необходимо отметить, что в итоге в Египте произошел процесс превращения республики в «президентскую монархию». В условиях внутренних и внешних изменений последних десятилетий достаточно сложно определить сложившуюся в АРЕ политическую модель, в которой усматривается система с несколькими не вполне определенными векторами и вариантами эволюционного, а возможно и более радикального революционного развития — некую «неопределенную демократию», сформировавшуюся на фоне многолетнего авторитарного президентского правления.

С первых лет независимости Марокко его «отец-основатель» Мухаммад бен Йусуф предпринимал решительные шаги для укрепления Алауитского престола и стабилизации социально-экономического положения, для постановки политической оппозиции под свой контроль, расширяя при этом конструктивные связи с ведущими политико-экономическими группировками. Вплоть до 1960;х гг. в Марокко не сложилось широкой оппозиции монархическому режиму. С вводом конституции 1962 г. началась поэтапная трансформация абсолютной монархии. В стране сложился особый тип королевской власти, который можно рассматривать либо как парламентскую монархию с сильной королевской властью, либо как прямой авторитаризм с элементами парламентаризма.

Для стран Ближнего Востока и Северной Африки характерны концентрация политической власти в руках одного человека, жесткий контроль оппозиции, доминирование правящей партии. И в Египте, и в Марокко парламентаризм получил развитие как традиционная восточная система, лишь внешне имеющая сходство с западным образцом.

Несмотря на различное государственное устройство, как в АРЕ, так и в Марокко имеются схожие черты в форме правления, которую, в целом, можно отнести к авторитарному типу политических систем переходного общества.

В странах Северной Африки образовалась и так называемая оппозиция «вне закона», представленная различными исламистскими течениями и группами. Египетские власти для поддержания стабильности используют преимущественно силовые методы, в то время как марокканское руководство одним из методов борьбы избрало «внесение раскола» в ряды исламистов. Тем не менее, как в АРЕ, так и в Королевстве Марокко власти, вынуждены осуществлять мероприятия, направленные на известную демократизацию внутриполитической жизни.

Инициатива проведения политических и социально-экономических реформ традиционно принадлежала руководству независимых государств. Политические лидеры этих стран выступили гарантами социально-экономических преобразований и модернизации общества. Анвар Садат, придя к власти в 1970 г., отказался от насеровских амбиций. В экономике Египта наметилось некоторое оживление, вызванное такими факторами, как окончание военного противостояния с Израилем, уменьшение расходов на вооружение, приток иностранных инвестиций, активизация частного сектора, рост уровня образования населения. Тем не менее, во второй половине 1980;х гг. произошел новый серьезный спаддолг Египта достиг почти 50 млрд. долларов. Выросла инфляция, уменьшились денежные поступления от туризма, Суэцкого канала, нефти и переводов эмигрантов. Экономическая стагнация сопровождалась падением уровня жизни населения и ростом социальной напряженности.

В Марокко именно Хасан II в рассматриваемый период, безусловно, выступал главным инициатором социально-политических и экономических реформ. Об этом дополнительно свидетельствовали итоги всеобщих выборов 1997 г., продемонстрировавшие определенный кризис политической системы в Марокко. Ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала монарху, который контролировал все политические и экономические процессы в стране.

С конца 1950;х гг. и в Египте, и в Марокко были приняты пятилетние планы социально-экономического развития, создан государственный сектор. Несмотря на разные, подчас разновекторные, отношения с СССР и странами социалистического содружества, планирование экономики и социального развития признавалось в республиканском Египте и в Королевстве Марокко эффективным средством подъема национальной экономики недавно освободившихся стран. В АРЕ на раннем этапе республиканских реформ проводилась «египтизация», а в Королевстве — «марокканизация» ряда иностранных банков при участии национальных финансовых структур. Египетская политика либерализма и «инфитаха» имела немало схожего с инвестиционным законом в Марокко. Проблема привлечения иностранных инвестиций остается актуальной для североафриканских стран из-за отсутствия политической и экономической стабильности.

После распада СССР страны Северной Африки в последние годы XX в. все более активно включаются в мирохозяйственные связи и мировое информационное пространство, официально признав необходимость отказа от всеобщего государственного контроля в экономике, обращаются к модернизации в экономической, политической и культурной сферах, стараясь адаптироваться к требованиям постиндустриального этапа развития.

На пороге XXI века Египет занял одно из лидирующих мест среди развивающихся рыночных экономик арабского Востока. Тем не менее, будущее экономики АРЕ выглядит проблематично при сложившейся структуре внешнеэкономических связей, так как, не обладая крупными запасами нефти (менее 1% резервной базы Ближнего Востока), по имеющимся оценкам, через 10−15 лет АРЕ может целиком стать импортером нефти.

Крайне сложной остается и демографическая ситуация в АРЕ. Бурный рост населения в последней четверти XX века привел к серьезным социально-экономическим проблемам. Благодаря своему геостратегическому значению, Египет получал обширную зарубежную помощь, занимая второе место в мире по объему американской помощи. Однако эта крупнейшая страна арабского Востока вынуждена была ориентироваться в своем курсе на США и ЕС из-за возраставшей экономической, финансовой, культурной, информационной и военной зависимости.

В Марокко, в свою очередь, Хасан II широко использовал возможности, которые предоставляло стране её уникальное геостратегическое положение — близость к Европе на севере, тесные исторические контакты с африканскими и арабскими странами, а также кратчайший для стран Ближнего Востока и Северной Африки путь в Америку. Геополитическую ценность Марокко придавали и соседние спорные территории Западной Сахары, обладающие значительными сырьевыми ресурсами и экономическим потенциалом.

Для развития торговли со странами Европы и Северной Америки, независимому Марокко достаточно было сохранить уже имевшиеся связи, которые страна развивала в прошлом как с бывшими метрополиями, Францией и Испанией, так и с другими странами Европы. В целом, Запад всегда был заинтересован в укреплении разносторонних связей с.

Рабатом. Используя подходящую политическую и экономическую конъюнктуру, благоприятные условия, созданные Рабатом для иностранных инвесторов, ведущие державы Запада и Востока фактически захватили внутренний рынок Марокко, сохраняя там заметное влияние по сей день.

Для ведущих развитых стран мира Египет также остается важным партнером ввиду его особого положения в ближневосточном и североафриканском субрегионах, где страна также традиционно претендует на роль лидера. Главным богатством Египта по-прежнему остается Суэцкий канал — крупнейшая мировая геостратегическая транспортная артерия.

В разгар «холодной войны» во второй половине XX в. Советский Союз был заинтересован в укреплении экономических, политических, культурных отношений со странами Северной Африки, поддержании процесса деколонизации и поиске союзников в противостоянии двух военно-политических блоков. СССР стремился упрочить свои позиции в Средиземноморье (Суэцкий канал и Гибралтар) — на стратегических перекрестках межцивилизационных контактов народов Востока и Запада.

В целом отношения СССР со странами Северной Африки носили дружественный и стабильный характер. После распада СССР и окончания «холодной войны» российско-арабские отношения пошли на спад. Были утрачены прежние позиции в экономической сфере, тем не менее, политические связи во многом сохранялись. Россия, Египет и Марокко в целом занимали в рассматриваемый период схожие позиции в вопросах ближневосточного урегулирования (БВУ), укрепления безопасности в регионе, многосторонней взаимовыгодной кооперации в целях преодоления социально-экономической отсталости. На рубеже XX — XXI веков исключительное значение приобретает взаимодействие в сфере культуры, туризма и гуманитарной области.

Ближневосточный мирный процесс, в том числе его палестинское направление, всегда занимали важное место во внешнеполитической стратегии арабских стран Северной Африки. АРЕ активно содействовал процессу БВУ, не упуская из виду палестино-израильский трек при поддержке основных планов урегулирования, в частности, в рамках известной «дорожной карты». АРЕ уделял серьёзное внимание глобализации и либерализации международных экономических связей, которые, по мнению египтян, ведут к углублению разрыва между развитыми и развивающимися странами. Для обеспечения равных прав и возможностей в условиях перехода к новому миропорядку большое значение, полагали, в Каире, приобрели устранение дискриминации в торгово-экономической сфере, в т. ч. в рамках ВТО, реформирование международных финансово-экономических институтов.

В своей внешней политике Египет, Марокко, как и другие страны Северной Африки, активно использовали потенциал международных структур, таких как ООН, ЛАГ, ОИК, ОАЕ/АС, которые служили дополнительным гарантом стабильности в регионе. Ключевым инструментом сохранения регионального и международного мира политическое руководство стран региона всегда рассматривало СБ ООН.

На рубеже столетий в Северной Африке продолжался процесс консолидации региональных центров силы, в котором видное место наряду с Каиром принадлежало и Рабату. Проведенный в работе анализ социально-экономических и внешнеполитических факторов постколониального развития Королевства Марокко, позволил проследить главные тенденции в развитии этой части Магриба в годы правления Хасана II (1961;1999), во многом определившего новые приоритеты в отношениях с соседями и партнерами на Ближнем Востоке, в Африке, Европе и Америке.

Постоянно подчеркивая приверженность базовым принципам ЛАГ и ОАЕ/АС, а на деле устремившись к кооперации с Западом, Марокко поставило себя в непростое положение, поскольку в случае возникновения очередного локального конфликта, могло оказаться в региональной изоляции. Фактически, сразу после открытого устремления Рабата к сотрудничеству с Европой, Хасан II столкнулся с проблемой выбора внешнеполитического партнера. Сближение с СССР без кардинального пересмотра внутренней и внешней политики Королевства было маловероятно, и поэтому марокканский монарх был вынужден искать поддержки одной из стран Западной Европы или США.

В этой ситуации большую активность проявили США, опередившие Францию, и в известной степени Италию, в борьбе за влияние в Магрибе и на Ближнем Востоке. Предложив Рабату выгодное сотрудничество в сфере вооружений, США заняли свою нишу в экономическом и политическом поле Марокко, составив серьезную конкуренцию европейцам.

Ориентацией на Запад Хасан II достиг главного — поддержки Европой и США действий Марокко в Западной Сахаре. Потеснив менее сильную Мавританию как претендента на эту территорию, Рабат без поддержки извне не смог бы справиться с региональной оппозициейфронтом ПОЛИСАРИО и АНДР. Активность стран Запада в освоении экономического потенциала Западной Сахары, несомненная инвестиционная привлекательность этого района позволяют допустить, что спор за права на Западную Сахару, так или иначе, разрешится в пользу Рабата и его союзников, имеющих большой вес в мировых финансовых кругах и в международных организациях.

Контроль над Западной Сахарой дает большие экономические и геостратегические возможности, которые укрепят позиции Марокко в Африке и на Ближнем Востоке. Даже если западно-сахарская проблема решится не в пользу Марокко, можно считать, что ситуация со спорными территориями сослужила Хасану II добрую службу — с помощью этого «внешнего раздражителя» монарх смог разрешить и многие внутренние проблемы. «Зеленый марш» 1975 г. поднял престиж короля в стране, а военная напряженность в Западной Сахаре позволила ему устранить многих политических конкурентов. Пример соседних стран Магриба, Алжира и Туниса, существенно ослабленных массовыми волнениями, в том числе исламистского характера, позволяет говорить о том, что Хасан II сумел достичь успеха в обеспечении внутриполитической стабильности Марокко.

На пороге третьего тысячелетия острота западно-сахарской проблемы несколько снизилась, заметно стихли и региональные дебаты по этому вопросу. В определенной мере этому способствовало развитие в Магрибе интеграционных процессов, несмотря на межгосударственные противоречия. Руководство Марокко практически все вопросы внешнеполитического и экономического сотрудничества с соседями увязывает с западно-сахарской проблемой. В то же время поддержание стабильных отношений с Марокко, как с одним из лидеров Северной Африки, выгодно для всех стран региона.

Между тем, далекая от полного разрешения проблема Западной Сахары сохраняет потенциальную опасность для стабильности в Магрибе. При определенных условиях она может быть преднамеренно выдвинута на передний план и доведена до уровня конфликта, который может кардинально изменить межгосударственные отношения в регионе. В этой связи возрастает роль СБ ООН как гаранта стабильности на западе Сахары, а следовательно, и роль России как постоянного члена СБ.

Получив от отца стабильную и сильную политическую власть внутри страны, подкрепленную надежными и долгосрочными внешними связями, Мухаммад VI продолжил курс Хасана II по главным международным вопросам. Сотрудничество Марокко со странами Запада, а также с Японией, Кореей, Австралией, неизменно расширяется.

Анализ международного положения Королевства Марокко на протяжении почти четырех десятилетий правления Хасана II, показывает, что этот монарх в своей политике не допускал резкой смены векторов. Социально-экономическое развитие Марокко на пороге XXI в. позволяет сделать вывод о том, что внешнеполитический курс, выбранный Хасаном II на начальном этапе его правления, позволил стране успешно решить большинство острых проблем постколониального развития. Оправдав свою внешнеполитическую ориентацию на.

Европу и США, Хасан II вывел Марокко на ведущие позиции на региональном и международном уровнях — в первую очередь в Магрибе, в арабском мире, на общеафриканском и средиземноморском уровнях.

Подводя общий итог диссертационного исследования, можно отметить, что как в АРЕ, так и в Королевстве Марокко, вне зависимости от формы государственного и политического устройства, именно центральная власть, — президента или монарха — в целом определила главные векторы и характер развития как внутренней, так и внешней политики двух ведущих арабских государств Северной Африки на решающем этапе их постколониальной истории.

События 2010 — 2011 гг. в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, когда настойчиво прозвучали массовые требования соблюдать нормы гражданского общества, показали, что необходимость кардинальных социально-политических перемен осознана широкими слоями населения. Как никогда актуальным для народов Египта и Марокко, а также других стран Северной Африки стал сегодня вопрос об упрочении основ национальной государственности, о дальнейшем проведении широких реформ на столь сложном, во многом решающем этапе деколонизации и демократизации общественной жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Информация из посольства России в Египте (Каир): Линия Египта в вопросе реформирования ЛАГ, 12 июля 2004 г.
  2. Информация из посольства России в Египте (Каир): Об оценках в Египте американской инициативы «Большого Ближнего Востока», 8 ноября 2004 г.
  3. Коммунистическая партия Марокко в борьбе за независимость. Материалы и документы. 1949- 1958. М., 1959.
  4. Конституция Арабской Республики Египет 1971 г. // URL: http://worldconstitutions.ru/archives/61
  5. Справка из посольства России в Египте (Каир): К египетским оценкам основных политических итогов арабского саммита в Бейруте, 22 апреля 2002 г.
  6. Справка из посольства России в Египте (Каир): О внутриполитической обстановке в Египте, 18 ноября 2004 г.
  7. Справка из посольства России в Египте (Каир): О деятельности АРЕ в Организации Исламская Конференция, 12 июля 2004 г.
  8. Справка МИД России (отдел Египта и Судана): Лига арабских государств.
  9. Справка МИД России (отдел Египта и Судана): Позиция Египта по основным международным проблемам.
  10. Справочный материал МИД России: Инициатива «восьмерки» по налаживанию партнерства с регионом Большого Ближнего Востока и Северной Африки (ББВСА).
  11. Справочный материал МИД России: О подготовке форума для будущего с регионом Большого Ближнего Востока и Северной Африки (ББВСА).b) на арабском языке:12. * 1993 «jAUJl -JJ-AA! Luuj -Aal д <. )J-> 1
  12. Мухаммад Нагиб. Кунту раисан ли Миср (Я был Президентом Египта). Каир, 1993.13. -1977 'Sjbtill -UJ>JI i3JJJJ -Jj^aJI -ajll
  13. Хизб ал-Вафд ал-джадид. Таусик ал-хизб (Партия Новый «Ал-Вафд». Партийные документы). Каир, 1977. с) на европейских языках:
  14. Constitution d’Etat marocain. Rabat. 1962.
  15. Hassan II. La Memoire d’un Roi. Entretiens avec Eric Laurent. Paris, 1993.
  16. Hassan II. Le Defi. Paris, 1976.
  17. И. Египет. Экономические реформы и сотрудничество с Россией // Азия и Африка сегодня. М., 2002. № 3. с. 51 56.
  18. И. Много ли египтян в Египте? // Азия и Африка сегодня. М., 2002, № 5. С. 40 46.
  19. Абу Хамда Валид. Лига арабских государств в региональных отношениях на Ближнем Востоке. М., 1995.
  20. Ал-Зуаби. Страны Совета Содружества арабских государств. M., 1992.
  21. Ю.И. Организация Африканского Единства. М., 1969.
  22. Аль-Барами Сайд. Лига арабских государств // Международная энциклопедия. Страны и их содружество. М., 2001.
  23. Арабские страны. М., 1995.
  24. Африка. Энциклопедический словарь. T.II. М., 1987.
  25. Аяш А. Марокко. История одной колонизации. Пер. с фр. В. В. Волковой и М. Б. Горунга. М., 1958.
  26. М. Египет. Уроки борьбы с экстремистским исламизмом. // Азия и Африка сегодня. М., 2002, № 12.
  27. Банки и кредит развивающихся стран. М., 1974.
  28. И.П., Примаков Е. М. Египет: время президента Насера. М., 1981.
  29. В. О. Современный мир глазами феллаха. М., 1998.
  30. А.Б. Арабский мир: прошлое и настоящее. М., 2002.
  31. A.M. Египет и египтяне. М., 2000.
  32. A.M. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М., 1993.
  33. М.Ф. Экономика стран Магриба. М., 1982.
  34. М.Ф., Орлов В. В. Политический ислам в странах Северной Африки. История и современное состояние. М., 2008.
  35. М.Ф., Умеров М. Ш. Египет в последней трети XX века. Опыт либерализации экономики и политической системы. М., 2002.
  36. А.Г. Марокко. Основные проблемы экономического развития (1956 -1972). М&bdquo- 1975.
  37. A.B. Эконометрический анализ тенденций развития внешнеэкономических отношений России и Египта, автореф. дисс. к. экон. н. М., 2001.
  38. Восток и политика: Политические системы, политические культуры, политические процессы. Под ред. А. Д. Воскресенского. М., 2011.
  39. .Н. Египетские банки освобождаются от излишней ликвидности // Сб.: Арабский мир в конце 20 века. Материалы 1-ой конференции арабистов Института востоковедения РАН. М., 1996. С. 174 182.
  40. A.A. Африка в мировой политике М., 1986.
  41. С.Е. Лига арабских государств. Киев, 1991.
  42. H.H. Мусульманский Магриб. Шерифы, тарикаты, марабуты в истории Северной Африки. Средние века, Новое время. СПб., 2008.
  43. В. Грозовые тучи над Заливом // Азия и Африка, № 1. М., 1991. С. 3−9.
  44. Е.И. Египет. СПб., 2004.
  45. Е.И. Египет: Средние века. Новое время. СПб., 1999.
  46. Л.П. Аграрные преобразования и развитие сельского хозяйства в странах Магриба. М., 1983.
  47. Исса, Ахмед. Вооружённые конфликты в Персидском Заливе. М., 1993.
  48. Категории политической науки. М., 2002
  49. С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX -начало XX вв.). М., 1989.
  50. А.Г. Египет восьмидесятых годов. М., 1986.
  51. А.Г. Египет после Насера 1970- 1981. М., 1986.
  52. А.Г. Проблемы Западной Сахары как фактор нестабильности в арабском мире // Актуальные проблемы Ближнего Востока. Материалы конференции. Москва, 30.01.1998. М., Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 1998.
  53. А.Г. Проблемы интеграции стран Магриба. М., 1998.
  54. O.B. Вечный Египет. Очерки прошлого и настоящего долины Нила. М., 1989.
  55. О.В. Революция «Свободных офицеров» в Египте. М., 1984.
  56. В.А., Лукин В. П. и др. США и развивающиеся страны. 70-е годы. М&bdquo- 1978.
  57. А.И. Франция и страны Магриба (образование и подготовка кадров). М&bdquo- 1980.
  58. Ш. Н. Революция 1952 г. и крах британского господства в Египте. М., 1966.
  59. A.A. Аграрные преобразования в Марокко // Аграрные преобразования в странах Африки на современном этапе. М., 1982.
  60. Р.Г. История арабских стран. М., 2005.
  61. Р.Г. Марокко: 30 лет независимости. М., 1985.
  62. Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005.
  63. Левин 3. И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., 1988.
  64. Е.А., Мирский Г. И. Суэцкий канал. М., 1956.
  65. Н.С. Марокко. М., 1958.
  66. Н.С. Очерки новейшей истории Марокко. М., 1973.
  67. Лэн-Пуль Ст. Мусульманские династии: Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями / Стэнли лэн-Пуль- Пер. с англ. с примеч. и доп. В. В. Бартольда. Новое изд., перепеч. с изд. 1899. М., 2004.
  68. В.И. Интеллигенция в странах Магриба (идеи и тенденции). М., 1980.
  69. В.И. Политические партии в переходном обществе. (Марокко, Алжир, Тунис. 20 80-е годы XX в.). М., 1985.
  70. Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. Развивающиеся страны Азии и Африки в 70 80-е годы. М., 1991.
  71. Ю.С. Страны Магриба в региональной и мировой политике. М., 1994.
  72. Л.П. Марокко в борьбе за независимость. Ереван, 1969.
  73. В.А. Арабо-исламский мир в контексте глобальной экономики (статистико-экономический анализ). М., 2003.
  74. З.А. Берберы в общественно-политической жизни Марокко (50−70-е годы XX века). М., 1985.
  75. З.А. Внутренние и внешнеполитические проблемы Марокко на рубеже 1970−80 гг. // Тбилисский университет. Труды. Т. 283. Тбилиси, 1989.
  76. З.А. Социальное развитие независимого Марокко. Традиции и современность. М., 1988.
  77. С.А. Геополитика ислама. М., 2003.
  78. И.М. Западное Средиземноморье: проблемы интеграции. М., 2005.
  79. Насер Али Салех Ахмад. Проблема терроризма в странах Ближнего Востока (на примере Йемена и Египта). Дисс.. канд. юрид. наук. СПб., 2002.
  80. Э.В. Королевство Марокко: земельная политика и окружающая среда // Сб.: Окружающая среда и развитие в арабском мире. М., 1999.
  81. Э.Н. Некоторые аспекты судано-египетских отношений. // Сб.: Арабский мир в конце 20 века. Материалы 1-ой конференции арабистов Института востоковедения РАН, М., 1996, с. 111−118.
  82. Н.П. Внешняя политика независимого Марокко. М., 1979.
  83. А. Б. Ислам во внутренней и внешней политике стран Магриба. М., 2009.
  84. Э. Северная Африка на пути к независимости (перевод с итал.), М., 1960.
  85. Рабах, Касем. Международные договорные отношения Марокко и их урегулирование. Киев, 1983. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
  86. Рабочий класс стран Африки. М., 1983.
  87. В.Г. Марокко на рубеже двух эпох. М., 1983.
  88. Ю.А. Европейское сообщество Марокко: опыт сотрудничества. М., 1987.
  89. Ф.А. Захват и закабаление Египта. М., 1959.
  90. Сайд Амин. Восстания арабов в XX веке. Пер. с араб. Е. А. Беляева. М., 1964.
  91. М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001.
  92. М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М., 2003.
  93. .Г. Египет в борьбе за независимость, 1945 1952. М., 1970.
  94. М.С. История Марокко XX век. М., 2001.
  95. В. Е. Формирование внешней политики Египта после Г.А. Насера (1970- 1993 гг.). М., 1994.
  96. A.A. Динамика социальной структуры египетской деревни (60 80-е годы) // Сб.: Страны Северной Африки: социальные сдвиги. М., 1993. С. 40 — 46.
  97. A.A. Проблема Западной Сахары: возможные сценарии развития // Актуальные проблемы внешней политики и экономики стран Ближнего, Среднего Востока и Африки. М., Дипломатическая академия МИД РФ, 2000.
  98. P.A. Организация африканского единства. М., 1965.
  99. Ф. Очерки марокканской экономики. М., 1983.
  100. М.Ш. Формирование политической модели Арабской Республики Египет. Авт.дисс.канд.полит.н. М., 2001.
  101. Л.Л. Марокко. М., 1985.
  102. А. Революция 23 июля 1952 г. в Египте. М., 1984.
  103. П.П. Распад колониальной империи Франции. М., 1985.
  104. Хамуда, Адил. Дахийату йулйу, ал-васаик ал-хасса ли-р-раис Мухаммад Нагиб (Жертва июля, личные документы президента Мухаммада Нагиба). Каир, 2002.90. • 1988'">^1 -61 faj -(«VI \ j A^laljLijJl • jLuull •'"'-«J JUXxJl
  105. Ас-Саид Рифаат. Ал-йасар. Ад-димукратийа ва ал-аслама. Китаб ал-умам, № 61. (Левые. Демократия и исламизация // Книга наций, № 61). Каир, 1988.91. • 1999'-^Ь1 j^JiJl j ujji-Jl jjj -jj>Jl ?jc.
  106. Абд ал-Азиз, бен Абдалла. Расул ал-Фикр Бейн ал-Магриб ва ал-Машрик. (Идейный посланник между (арабским) Западом и Востоком). Рабат, 1999.92. -1989""-1988 ^ 1977t>^jal ^ Яо--®-*
  107. Диплумасийа мисрийа фи Африкийа мин 1977 ила 1988 (Египетская дипломатия в Африке с 1977 по 1988 гг.). Каир, 1989.93. «1975'^JJ? -A-Uji-aJl Sjam-all •juUC. ЛАЛ.1
  108. Исса, Ахмед. Ал-Муаджаза ал-Магрибийа (Магрибинское чудо). Бейрут, 1975.94. ?J AjjiaJVI SiaaJl CJU^JJI OJjAaJl Ajauoü-l"уДЬ • jJj? jji •2001'"jaIIII .^?k
  109. В., Картер А. Дифаа викаа. ал-Истратиджийа ал-джадида ал-вилаяти ал-муттахида ли-аман (Превентивная оборона. Новая американская стратегия для безопасности, пер. с англ. на араб. Асад Халим). Каир, 2001.95. • 1981. CjbjaJl Qc- Ajujbyill j-uljiil ^a
  110. Рафат Вахид. Дираса фи баад ал-каванин ат-танзимийа ан ал-хуррийат (Исследования о некоторых законах, регулирующих свободы). Каир, 1981.96. * 2002? A"-» у^аС.ic. iAUi • ?>bbj ц^-лЬл
  111. Рийад Сами. Шахид ала аср ар-раис Мухаммад Нагиб (Свидетель правления президента Мухаммада Нагиба). Каир, 2002.97. -2004−02−03'">^ -«SUaJl» Ai--^ jl cjl jjjiuII -j^ ли, •
  112. Махью, Сайид. Миср: ат-тахайарат ау сираб? // ал-Хайат. Каир, 03. 02. 2004. (Египет: перемены или мираж?)98. • 199l'SjAtiii-1990 ^ jJij у^.j-ili ^ikill j у^ -^Л ¿-¡-с ^
  113. Сайид Абд ал-Муним. Миср ва ан-низам ал-алами /У Миср назир фи 1990. (Египет и международная система // Египет визави 90-х гг.). Каир, 1991.99. -1995'ejAliil -27 f&J. iujlsil jaJl JjJ «члЧ ILuibjuJl •JLui Jiui АШ
  114. Сайид Салим, Мухаммад. Ас-сийаса ал-масрийа нахва дувал ал-бахр ал-мутавассит // Курасаат истратиджийа (Египетская политика в отношении государств Средиземноморья. Тетради по стратегии). № 27. Каир, 1995.100. * 1997 I^a AJaljSj^jJl ClIjjiHl
  115. Санаа Фуад. Джихаз ат-тахайарат ад-димукратийа фи-л-алам ал-араби (Механизм демократической перемены в арабском мире). Бейрут, 1997. с) на европейских языках:
  116. Adams M. Suez and after. Year of crisis. Boston, 1958.
  117. Amin S. L’economie du Maghreb. La colonisation et la decolonisation. T. 1. P., 1966.
  118. Annuaire de l’Afrique du Nord. 1971. T. IX.
  119. Annuaire de l’Afrique du Nord. Aix-en-Povence, 1971.
  120. Annuaire statistique du Maroc 1961. Rabat, 1962.
  121. Annuaire statistique du Maroc 1972. Rabat, 1973.
  122. Ashford D. E. Political Change in Morocco. Princeton, N. Y., 1961.
  123. Banque du Maroc. Etudes et statistiques. № 66. Rabat, 1972.
  124. Banque du Maroc. Exercice 1977. Rabat, 1977.
  125. Banque du Maroc. Exercice 1978. Rabat, 1978.
  126. Belal A. Developpement et facteurs non-economiques. Rabat, 1980.
  127. Belal A. La crise structurelle de l’economie marocaine et les exigences d’un developpement economique accelere. Casablanca, 1964.
  128. Belal A. La crise structurelle de l’economie marocaine. Casablanca, 1984.
  129. Ben Barka A. Option revolutionnaire au Maroc, suivi d’Ecrits politiques 1960−1965. P., 1966.
  130. Ben Barka M. Problemes d’edification du Maroc et du Maghreb. P., 1959.
  131. Blair L. Western Window in the Arab World. Austin London. 1970.
  132. Bouquerel J. Aspects geographiques de l’industrialisation du Maroc. Lille, 1974.
  133. Boutros-Ghali B. A Short Guide to the League of Arab States. Cairo, 1962.
  134. Boutros-Ghali B. The Arab League 1945 1955 // «International Conciliation», No. 498, New York, 1955.
  135. Boutros-Ghali. The Addis Ababa Charter. // International Conciliation. New York, January 1964.
  136. Choudhury, Masudul Alam. Islamic Economic Co-opreation. New York, 1989.
  137. Chraibi F. Le «processus democratique» au Maroc // Les Temps modernes. 1981, avril.
  138. Cleveland, William L. A history of the modem Middle East. U.K., Oxford, 1994.
  139. Cornevin M. Histoire de L’Afrique contemporaine de la deuxieme guerre mondiale a nos jours. Paris, 1978.
  140. Crecelius D. The Roots of Modem Egypt. Minneapolis, 1981.
  141. Diouri M. Realites marocaines. Lausanne, 1987.
  142. Diouri Moumen. A qui appartient le Maroc? Paris, 1992.
  143. El Houdaigui Rachid. La politique etrangere sous le regne de Hassan II. Preface de Edmond Jouve. Paris, 2003.
  144. El-Malki Habib. Au dela des Chiffres quell developpement? Casablanca, 1983.
  145. Fougerouse, Maurice. La Maroc: Vocations et Realites. P., 2006.
  146. Ghallab A. La crise politique marocaine. El-Alami M. Allai el-Fassi. Casablanca, 1975.
  147. Gold, Peter. Europe or Africa?: a contemporary study of the Spanish North African enclaves of Ceuta and Melilla. Liverpool, 2000.
  148. Grillon, Pierre. Un Charge d’Affaires au Maroc. (2 vol.). Paris, 1970.
  149. Ifaliander R. The new leaders of Africa. Englewood cliffs, 1961.
  150. Julien Ch.-A. Le Maroc face aux imperialismes, 1415 1956. P., 1978.
  151. Khatibi A. Image ideale de la stratification sociale et dynamique des groupes motuers. Sociologie des mutations. P., 1970.
  152. La Nouvelle Revue Francaise d’outre-mer. Paris, 1956. № 1
  153. Lacouture J., Lacouture S. Le Maroc a l’epreuve. P., 1958.
  154. Landau R. L’Histoire du Maroc. 1978.
  155. Landau R. The Sultan of Morocco. L., 1951.
  156. Le Maroc et le monde arabe face a la C. E. E. Casablanca, 1982.
  157. Le Maroc politique. De l’independance a 1973. Textes rassembles et presentes par C. Palazzoli. P., 1974.
  158. Lugan, Bernard. Histoire du Maroc des origines a nos jours. Perrin/Criterion, 2000.
  159. Marais O. Les relations entre la monarchie et la classe dirigeante au Maroc // Revue francaise des sciences politiques, vol. XIX, № 6. P., 1969.
  160. Marsot A.L. al-S. Egypt. Cambridge, 1994.
  161. Morocco. A Country Study. Wash., 1978.
  162. Mrabet E. Cooperation internationale multilaterale et development au Maroc. Pedone, 1983.
  163. Ouardighi, Abderrahim. Les enigmes historiques du Maroc Independant (1956 -1961). Rabat, 1979.
  164. Palazzoli Cl. Le Maroc politique. P., 1974.
  165. Parti Communiste marocain. Lutte pour son existence legale. Recueil de textes et documents. Casablanca. 1960.
  166. Recensement de la population. Rabat, 1978.
  167. Recensement general de la population et de l’habitat 1971. Ser. S., vol. 2.
  168. Reforme agraire au Maghreb. P., 1963.
  169. Revue juridique, politique et economique du Maroc. № 11. Rabat, 1982.
  170. Rousset, Michel. Hommage a Hassan II. Regard sur la modernization de l’Etat. 2-e edition. Grenoble, 2004.
  171. Schulze, Reinhard. A Modem History of the Islamic world. London, 2000.
  172. Shoukri, Ghali. Egypt: Portrait of a president, 1971 1981. The counter — revolution in Egypt. Sadat’s road to Jerusalem. London, 1981.
  173. Springborg, Robert. Approaches to the Understanding of Egypt. Michigan, 1994.
  174. Swearingen W. D. Terre, politique et pouvoir au Maroc // Monde arabe. La societe, la terre, le pouvoir. Aix-en-Provence, 1987.
  175. Tazi Abdelhadi. Histoire Diplomatique du Maroc (des Origins a Nos Jours) // Report de l’Academie du Royaume du Maroc. Rabat, 1987.
  176. The Europa World Year Book. L., 1995.
  177. The Middle East and North Africa. 1982 1983. L., 1984.
  178. US Policy in the Persian Gulf: New Beginnings. Vantage Conference. 1989. Muscatine, 1989.
  179. Vaidon, Lawdom. Tangier. A Different Way. N. J., 1977.
  180. Vatikiotis P.J. The Modern History of Egypt. London, 1967.
  181. Waterbury J. Endemic and Planned Corruption in a Monarchial Regime // World Politics». Princeton, 1973, vol. XXV, № 4.
  182. Waterbury J. Le commandeur des croyants. La monarchie marocaine et son elite. P., 1975.
  183. White G. Risking the strait // Middle East Report, № 218. Spring, 2001.
  184. Wucher, King. Historical Dictionary of Egypt. Cairo, 1984.
  185. Yapp, Malcolm. The Near East since the First World War: a history to 1995, second edition. London, 1996.
  186. Yata A. Bilan de 15 annees de l’independance marocaine. Casablanca, 1981.
  187. Yata A. Pour le triomphe de la revolution nationale democratique et l’ouverture de la voie vers le socialisme. Casablanca, 1975.1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
  188. Al-Bayane. Casablanca. 05.06.1982.
  189. Al-Bayane. Casablanca. 14. 10. 1985.
  190. Al-Maghrib. № 5. Rabat, 1955.
  191. Cahiers du Communisme. № 5. P., 1957.
  192. Jeune Afrique, Paris, 01.01.1997.
  193. La Depeche, Rabat. 12.11.1971.
  194. La question agraire au Maroc // Le Monde. 07. 10. 1972.
  195. La Vie economique. Casablanca, 15.12.1980.
  196. Le Matin du Sahara. Casablanca. 20.02.1979.
  197. База данных экономики и права. URL: http://www.polpred.ru
  198. И. С. ФРГ Марокко: навстречу устойчивому экономическому развитию // URL: http://www.iimes.ru/rus/framestat.html
  199. A.A. Евросредиземноморское партнерство: 10 лет спустя // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/13−12−05a.htm4. Гаад Имам. Editorial //
  200. URL: www.siyassa.org.eg/Esyassa/Ahram/2000/l/l/ED/Tl.htm.
  201. Гуманитарное развитие в России и за рубежом. Экспертно-аналитический портал // URL: http://gtmarket.ru
  202. Информационное агентство МАП (Магрибинская арабская пресса). URL: http://www.map.co.ma
  203. Информация о странах Магриба. URL: http://www.irmcmaghreb.org
  204. Онлайн энциклопедия кругосвет. URL: http://www.kxugosvet.ru
  205. Официальный сайт Министерства иностранных дел Королевства Марокко. URL: http://www.maec.gov.ma
  206. Официальный сайт Африканского союза. URL: http://www.africa-union.org
  207. Официальный сайт Всемирного банка. URL: http://www.worldbank.org
  208. Официальный сайт Всемирной торговой организации. URL: http://www.wto.org
  209. Официальный сайт Европейской комиссии: URL: http://www.ec.europa.eu
  210. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru
  211. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства США. Экономический исследовательский центр. URL: http://www.ers.usda.gov/
  212. Официальный сайт Министерства экономики и финансов Королевства Марокко. URL: http://www.fmances.gov.ma
  213. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org
  214. В.П. О ситуации в районе Красного моря // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/19−02−03.htm
Заполнить форму текущей работой