Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальный статус женщины в традиционном обществе осетин и их предков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После революции, с созданием высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений в Осетии открылись неограниченные возможности для развития всех отраслей гуманитарных наук, особенно археологии, этнографии и фольклористики. В 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет об организации Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК). Основатель советского государства уже тогда… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальный статус женщины в скифском обществе
    • 1. 1. Социальная структура скифского общества
    • 1. 2. Структура семьи скифов
    • 1. 3. Положение женщины в скифском обществе
    • 1. 4. Влияние греческой цивилизации на скифское общество
  • Глава 2. Общественное положение женщины в савромато сарматском социуме
    • 2. 1. Савроматки — воительницы
    • 2. 2. Положение женщины в сарматском обществе
    • 2. 3. Амазонки — миф или реальность
  • Глава 3. Социальный статус женщины: аланы. Осетины
    • 3. 1. Аланское общество (V — XV вв.)
    • 3. 2. Положение женщины в обществе осетин
  • Глава 4. Религиозные воззрения и социальный статус женщины у осетин и их предков
    • 4. 1. Скифы
    • 4. 2. Сарматы
    • 4. 3. Аланы. Осетины

Социальный статус женщины в традиционном обществе осетин и их предков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Мир людей как система включает в себя множество взаимосвязанных структурных звеньев. Первичные, а возможно, и главные среди них — это мужская и женская половины человечества. Каждая из них формирует свой собственный мир. Эти миры противопоставлены один другому, но невозможны друг без друга. Только их органичное сочетание делает человеческое общество целостным и жизнестойким.

Со временем возникла идея о том, что женщина принципиально чужда созерцательной деятельности и, следовательно, является средоточием нравственно-отрицательных качеств. «Эту идею мы находим в «Законах Ману», в рассуждениях конфуцианцев и законников, в учениях Демокрита, Платона, Аристотеля, где утверждалось подчиненное положение женщины. И здесь исключение составляют лишь римские историки, хотя их проповедь «равенства» имела пассивно-созерцательный характер, и эпикурейцы. О добродетелях женщин писали Лукиан и Плутарх. Связано это с тем, что в Риме женщина занимала гораздо более почетное место в общественной жизни, нежели в Древней Греции и тем более Древнем Востоке"[232,с.215]. «Женщина как субъект отсутствует в мужской истории: и в том смысле, что женщины, как правило, редко бывают там, где принимаются решения о войне, мире и тому подобных событиях «большой истории», и в том, что исторические источники фиксируют в основном мужской «взгляд» на историю. С другой стороны, как отмечают исследователи, женщины для «устной истории», действительно, привилегированные свидетели: поскольку традиционное деление мира на «мужской» (мир политики, социальной жизни и общественно значимого труда) и «женский» (мир дома и семьи) довольно ясно проступает в подобных исследованиях, постольку закономерной представляется и модальность свидетельских показаний: мужчины репрезентируют в своих воспоминаниях «социальный порядок», мир должного и всеобщего, в то время как женщины свое прошлое описывают в очень эмоциональных, чувственных, личных, почти интимных тонах, пропускают события внешнего мира сквозь фильтр личного восприятия» [219, с. 41].

Все историки отмечали как отличительную черту алан и их предков савроматов (сыновей скифов и амазонок, согласно легенде, записанной Геродотом) то, что женщинам они отводили почетное место в обществе. И скифы, по крайней мере, в своей мифологии, по-видимому, отдавали немалую дань женским образам [137, с.55−56].

В данной работе рассматривается социальный статус женщины в традиционном обществе осетин и их ираноязычных предков. Исследование приобретает актуальность ввиду того, что многие историки древности, сообщения которых являются основным источником информации о данных племенах, в своих работах уделяют очень незначительное внимание положению женщин в социуме, а некоторые избегают этой темы вообще. Однако ни одно общество не может состоять только из мужчин, также как и только из женщин. И если о скифянках и о сарматках, благодаря Геродоту и некоторым другим авторам, нам хоть что-то известно, то аланки «выпали» из поля зрения историков, т.к. нет практически никаких сведений об их социальном статусе. Можно предположить, что что-то было унаследовано от них впоследствии осетинами, т.к. последние являются их прямыми потомками.

Историю формирования и эволюции социальных институтов нельзя отделить от этнической культуры народа. Традиции, созданные далекими предками, бережно сохранялись и передавались последующим поколениям.

Сейчас общепризнанна теория, согласно которой осетины свое происхождение ведут от ираноязычных скифов и' сарматов. Последние отождествляются с аланами, непосредственными предками осетин. Но и скифы, заселившие Северный Кавказ, пришли не на пустые земли.

Территория современной Осетии являлась центром формирования древних кобанских племен, составивших основу осетинского народа. Черты культуры этого древнего кавказского населения ясно прослеживаются в материальной и духовной культуре осетин. Несомненно, что влияние местной кавказской культуры сказалось на жилых и хозяйственных постройках осетин, на их оборонительных сооруженияхместная этническая среда определяла и своеобразие их пищи, домашней утвари. Формирование изобразительного искусства осетин также тесно связано с кавказской средой. Установлено, что многие мотивы орнамента в осетинских вышивках характерны для предметов кобанской культуры.

Местная этническая среда оказала сильное влияние на формирование и развитие осетинского языка [71, с. 18−19].

Вторым и не менее важным компонентом в этногенезе осетин были ираноязычные племена — скифы, сарматы, а затем и аланы.

Первое вторжение скифов на Кавказ датируется, по описанию Геродота, VII в. до н.э. Это весьма убедительно обосновывается и памятниками кобанской культуры, где с VII в. до н.э. отмечается присутствие элементов скифской культуры, а также данными антропологов, установивших наличие в кобанских могильниках двух типов черепов: плоскоголовых (брахикранныхавт.) местного населения и длинноголовых (долихокранные — авт.) -ираноязычного [71, с.20].

Скифская колонизация, проходившая в VII—VI вв. до н.э., была одной из самых крупных ираноязычных волн, в значительной мере ассимилировавших местное (аборигенное) население. Она оставила глубокий след в быту осетин и других народов Западного и Восточного Кавказа.

Скифская колонизация не ограничивалась только Северным Кавказом: скифы вторгались и в пределы Закавказья через Дербентский и Дарьяльский проходы, а также Мамисонский перевал. «Из Дигории, откуда происходит основная масса находок скифского типа, легко можно попасть через вполне доступный Кион-Хохский перевал на Военно-Осетинскую дорогу, а по ней через Мамисонский перевал в Западную Грузию, где также известны многочисленные предметы скифской культуры"[83, с.64].

Конец III—II вв. до н.э. характеризуется новым крупным вторжением ираноязычных племен — сарматов на Центральный Кавказ с Дона и из Нижнего Поволжья.

По сведениям древних авторов и исследованиям современных ученых, сарматы отличались весьма близким родством со скифами, особенно по языку.

Геродот писал о том, что сарматы говорят на «испорченном» скифском языке [10, IV, 117]. Сарматский язык считается одним из диалектов скифского языка, относящегося наряду с осетинским к североиранской группе древних языков. Греческие и римские писатели часто упоминают сарматские племенароксаланов, язигов, сираков, аорсов, аланорсов. «Аорсы и сираки, населявшие в основном Центральное Предкавказье, составили основу северокавказских алан» [7, с. 21]. Есть даже предположение о том, что аорсы явились предками осетин-иронцев [187,с.28].

Сарматские племена, обосновавшиеся на Западном и Восточном Кавказе, «ассимилировались среди аборигенов и в то же время сами оказали сильное влияние на их культуру и быт. Только в центральной части Северного Кавказа они удержали свое численное превосходство над местными племенами и ассимилировали их» [71, с.21].

В.И. Абаев на основании глубокого анализа данных осетинского языка пришел к выводу, что иммиграция предков осетин «на Центральный Кавказ совершалась двумя волнами, из которых первая, более ранняя, может быть условно названа «дигорской», а вторая — позднейшая — «иронской» [190, с.362].

Ассимиляция аборигенов центральной части Северного Кавказа пришлыми ираноязычными племенами признается и археологами. Е. И. Крупнов считал, что этот процесс завершился в начале нашей эры [193,с.157].

Следы скифо-сарматского пласта в этногенезе осетин удается обнаружить лингвистам, археологам и этнографам. Так установлено большое сходство со скифским языком дигорского диалекта осетинского языка [71,с.22].

В силу того, что именно в традиционной части повседневной бытовой культуры — традиционной материальной культуре, обычаях, обрядах, народном творчестве, а также в традиционно-бытовой культуре общения наиболее наглядно проявляется этническая специфика, объектом исследования является традиционная культура осетин и их предков. В качестве предмета исследования выделяются социальные взаимодействия, позиции, права и обязанности мужчин и женщин в различных сферах жизни.

Методологической основой исследования послужили принципы историзма и системного анализа, позволяющие объективно исследовать проблему, выделять в ней главные приоритеты и делать обобщающие выводы, помогающие подтвердить теоретические предположения и наблюдения конкретными фактами и событиями, рассматривать происходящие процессы во взаимодетерминирующей связи. Рассмотрение социального статуса женщины сквозь призму менталитета, формирующегося под влиянием культурных факторов — этики, этикета, религиозных воззрений, эстетических представлений будет полезно.

Целью данной работы является комплексное исследование места и роли женщин в традиционном обществе осетин и их предков с конца VIII в. до н.э. до конца XVIII в. н.э.

Поставленная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

1.Выявить этнические, социально-политические, экологические, географические, ментальные факторы, влиявшие на формирование традиционной культуры осетин.

2. Определить хозяйственные, обрядовые функции мужчин и женщин в культуре жизнеобеспечения осетин и в общественном быту.

3. Провести сравнительный анализ правового положения мужчин и женщин.

4. Показать преемственность обычаев, обрядов, традиций осетин и их скифо-сармато-аланских предков.

5. Проследить факторы инокультурного влияния на социальный аспект традиционной культуры осетин.

Степень научной разработанности темы. Историография данной проблемы обширна.

Первые упоминания об Осетии в русских источниках относятся лишь к 1604 г. и принадлежат русским послам Михаилу Татищеву и дьяку Андрею Иванову, прошедшим тогда через Дарьяльский проход в Грузию, а затем Никифору Толочанову и дьяку Алексею Иевлеву: они проследовали в 1650 г. по Дигорскому ущелью в Имеретию и сообщили весьма важные сведения о населении этого района Осетии. [74, с.4]. В отличие от русских грузинские хроники об Осетии отличаются большой насыщенностью и разнообразием фактического материала. В этом отношении значительный интерес представляет труд царевича Вахушти «География Грузии», содержащий не только географическое описание Осетии конца XVII в., но и некоторые ценные сведения (о занятиях осетин, их нравах, обычаях, религиозных верованиях и т. д.).

К числу пионеров зарождающегося научного кавказоведения с полным основанием следует отнести академиков Российской Академии наук И. А. Гюльденштедта, П.-С. Палласа, Ю. Клапрота, осуществивших экспедиции на Северный Кавказ в 1770—1773, 1793−1794, 1807−1808 гг. Предположение, высказанное известным ориенталистом Ю. Клапротом, об иранском происхождении осетин и их родстве со скифами, сарматами и аланами на длительное время приковало к Осетии внимание ученого мира как в России, так и за рубежом. Кроме исследования осетинского языка труды Ю. Клапрота содержат некоторые сведения о быте осетин. В 1781 г. в Осетии побывал квартирмейстер русской армии JI. Штедер, также оставивший немало ценных сведений о быте и нравах горцев. Особого внимания заслуживает описание им северных осетин, отличающееся объективностью и разнообразием фактического материала. Следует упомянуть Г. Гордеева и его «Письма из 0сетии"(1830 г.), А. Яновского и его труд «Осетия. Обозрение российских владений за Кавказом» (1836 г.), A.M. Шегрена, описавшего религиозные обряды осетин и ингушей и их соплеменников при разных случаях (1846 г.), Гагстгаузена, оставившего заметки о семейной и общественной жизни и отношениях кавказских народов (1857 г.). Эти работы содержат наиболее полные и разнообразные этнографические сведения по многим районам горной и равнинной Осетии. Южная Осетия впервые отражена в «Письмах» Г. Гордеева, находившегося в этой стране около одиннадцати месяцев в составе экспедиционного корпуса генерала Ренненкампфа. По справедливому определению М. О. Косвена, Гордеева можно считать одним из самых ранних русских этнографов-осетиноведов [74,с.5].

Присоединение Северного Кавказа к России открыло широкие возможности для изучения материальной и духовной культуры народов региона, но сложная внешнеполитическая обстановка, порожденная войнами с наполеоновской Францией, Турцией и Ираном, существенно их ограничила. Положение усугубилось и затянувшимся на многие десятилетия антиколониальным движением горцев, получившим в научной литературе название Кавказской войны. Однако, несмотря на это, в первой половине XIX в. русскими и иностранными путешественниками и учеными, офицерами царской армии и правительственными чиновниками, словом, представителями разных направлений и течений дореволюционной историографии, создается целый ряд историко-этнографических исследований, справочников, брошюр и прочих трудов, посвященных горной Осетии. Конечно, все они были далеко не равнозначными в научном отношении и зачастую содержали тенденциозную оценку социально — экономического и культурного уровня развития осетинского народа. Тем не менее, без вклада этих первопроходцев научного кавказоведения оказался бы немыслимым в последующем прогресс в деле изучения культурного наследия наших предков.

В 1864 г. было основано Московское археологическое общество, распространившее сферу своей деятельности непосредственно на Осетию и сопредельные с нею территории.

К 60−70-м годам XIX в. относится деятельность В. Б. Пфафа, внесшего большой вклад в развитие осетинской этнографии. Собранный им в течение ряда лет почти по всей горной Осетии ценнейший материал лег в основу его работ по древней истории и этногенезу осетин, их обычному праву и общественному строю. Значительный интерес представляют его путевые записки, содержащие много важных этнографических сведений о быте осетин.

Однако исследования В. Б. Пфафа, посвященные вопросам происхождения осетин, стоят на низком научном уровне, содержат много фактических ошибок и наивных суждений [74, с.5].

Большой раздел, основанный на литературном материале и архивных источниках, отводится осетинам в труде Н. Ф. Дубровина. Несмотря на то, что эта работа носит в основном компилятивный характер, она содержит ценные сведения, характеризующие общественный и семейный уклады Осетии, религиозные представления и отчасти занятия осетин.

Среди русских авторов 70-х годов, занимавшихся осетинами, широко известно имя Д. Я. Лаврова, опубликовавшего довольно обстоятельные очерки, содержащие историко-географическое описание горной Осетии, характеристику общественного и семейного быта осетин и т. д.

Выдающимся событием в развитии осетинской этнографии было появление этнографов из среды осетин. Уже в 60−70-х годах XIX в. выросла целая плеяда осетинских этнографов: И. Г. Тхостов, A.A. Гасиев, Дж. Т. Шанаев, И. Д. Кануков, Б. Т. Гатиев, К. Такоев и др. Особого внимания заслуживают работы Б. Т. Гатиева «Суеверия и предрассудки у осетин», И. Д. Канукова «В осетинском ауле», Дж. Т. Шанаева «Свадьба у северных осетин», содержащие весьма интересный и богатый этнографический материал. Две последние работы почти целиком посвящены тагаурцам. Материалы Б. Т. Гатиева касаются только северных осетин.

В 1882—1886 гг. в экспедициях, организованных Варшавским университетом и Московским археологическим обществом, принимал участие академик В. Ф. Миллербывал он в Осетии и позже. Особенно велики заслуги В. Ф. Миллера в области изучения языка, фольклора, происхождения осетин, а также в области этнографии и археологии. В. Ф. Миллер исходил пешком многие районы горной Осетии и, владея в совершенстве двумя диалектами осетинского языка, собрал не только лингвистические и фольклорные данные, но и ценные этнографические сведения, касающиеся главным образом некоторых сторон духовной культуры осетин, в частности их дохристианских культов. Весь этот материал лег в основу его знаменитых «Осетинских этюдов» и многих других работ ученого. Выполненные на высоком профессиональном уровне, описания В. Ф. Миллера и по сей день не теряют значения.

В 70 — 90-е годы XIX в. издается немало работ по истории и этнографии средневековой Осетии. Из всей массы этих публикаций мы выделили бы, не принижая вклада в кавказоведение других авторов, труды Ф. Е. Леонтовича, М. М. Ковалевского, Кл. Борисевича, В. В. Сокольского. В трудах М. М. Ковалевского, и особенно в его двухтомной монографии «Современный обычай и древний закон», нашли широкое освещение в историко-сравнительном плане обычное право осетин, их общественный строй и процесс феодализации, а также пережитки некоторых форм первобытнообщинного строя, сохранившиеся еще в быту дореволюционных осетин. Правда, рассматриваемое исследование, как и другие работы ученого, охватывает только северных осетин. С началом 1-й мировой войны все исследования древностей Осетии, по существу, прекратились и возобновились лишь с победой Великой Октябрьской социалистической революции и окончанием Гражданской войны на Северном Кавказе.

После революции, с созданием высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений в Осетии открылись неограниченные возможности для развития всех отраслей гуманитарных наук, особенно археологии, этнографии и фольклористики. В 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет об организации Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК). Основатель советского государства уже тогда отчетливо понимал, что прошлое, далекое и близкое, органически входит в живую ткань единого, все усложняющегося организма мировой культуры, и каким бы скромным, фрагментарным оно ни было, его необходимо всячески оберегать. Соответственно с ленинскими идеями ГАИМК систематически организовывала экспедиции в разные области страны, в том числе и на Северный Кавказ. Эти экспедиции, осуществлявшиеся совместно с научно-исследовательскими институтами, вузами и краеведческими музеями региона, проводили целенаправленные, планомерные и углубленные археолого-этнографические изыскания с успехом продолжавшиеся до начала Великой Отечественной войны.

Истоки научного скифоведения связаны с М. К. Ростовцевым. В 1918 году в Петрограде вышел его очерк, посвященный эллинству и иранству на юге России [112], а в 1925 году давшего критическое обозрение памятников литературных и археологических в работе «Скифия и Боспор» [113]. В 1931 году С. Семенов-Зусер издает труд, посвященный родовой организации у скифов Геродота[116]. В. В. Латышев переводит и издает в отредактированном виде известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, что служит хорошим подспорьем для последующих исследователей [22].

В 60 — 70-е годы различные аспекты быта скифов изучали М. И. Артамонов [56], Л. А. Ельницкий [70, 71]- Н. Г. Елагина продолжила начатое Семеновым-Зусером в 40-х гг. исследование родоплеменной структуры скифского общества по материалам четвертой книги Геродота[168]. Появляется труд О. Д. Ганиной о женских захоронениях в парных погребениях скифского времени [160]. Наконец, в 1966 году А. П. Смирнов публикует труд по истории скифов, в котором одним из первых пытается рассмотреть все стороны общественной жизни данного народа, а не какой-то конкретный аспект [118].

В 80-е годы появляются новые работы историков-скифологов. Это труды Д.С. Раевского[111], изучавшего идеологию скифо-сакских племен, культурно-исторические последствия скифских походов через КавказА.И. Тереножкина[216], посвятившего ряд работ проблеме общественного строя скифоввыходит в свет монография A.M. Хазанова «Социальная история скифов» [127], в которой автор, вслед за А. П. Смирновым рассматривает историю становления скифского социума. В. Б. Виноградов исследует вопросы политической истории, эволюции культур и этногенеза в своем труде «Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время (VII-IV вв. до н.э.)» [61]. Эту же тему продолжает Б. В. Техов, издав в 1980;м году книгу «Скифы и Центральный Кавказ в VII—VI вв. до н.э.» [123].

В последнем десятилетии ХХ-го века новый взгляд на происхождение скифов, основные этапы формирования скифского этноса излагает В. Ю. Мурзин [103]. Л Ю. Алексеев пытается периодизировать историю Европейской Скифии, рассматривает традицию и современное состояние [142]. М. В. Скрижинская дает анализ греческого влияния на скифский социум в работе «Скифия глазами эллинов» [117]. Проблемы социальной истории скифов лежат в основе вышедшего в свет в 2002 году труда Гутнова Ф. Х. [65].

Говоря об ученых, изучающих историю сарматских племен, следует упомянуть о Б. Гракове, издавшем в 50-е годы ряд трудов, касающихся пережитков матриархата у сарматов[162]. Над проблемой ранней истории и культуры сарматов, утверждении их политического господства в Скифии работал К. Ф. Смирнов [119]. A.M. Хазанову принадлежат исследования военного искусства сарматов [126], а также, вслед за Б. Граковым, им изучался материнский род у сарматов, а А. П. Смирнов обращался к вопросу о матриархате у сарматов [208]. Среди исследователей истории сарматов целесообразно указать и В. Е. Максименко [94], Б. Ф. Железчикова [171], Я. Б. Березина [154], которые изучали вопросы кочевничества сарматских племен, вопросы их хозяйственной деятельности. Благодаря археологическим данным, вышли в свет работы Т. А. Прохоровой [200], которая по материалам кургана 10 Кобяковского могильника осветила некоторые аспекты идеологии сармато-алан, и А. Н. Дзиговского [165], попытавшегося по данным погребального обряда восстановить социальную структуру сарматского общества. Параллели между сарматскими погребальными ритуалами и осетинской этнографией провел С. А. Яценко [226].

Многие исследователи указывали, как отличительную черту сарматских племен, высокий социальный статус женщин. Именно с ними связаны мифы о воинственных девах — амазонках. Тема амазонок интересовала и интересует многих ученых. Еще в начале XX века А. Апарин публикует сказания и предания об амазонках на Кавказе [145], тем самым продолжая мысль древних писателей, локализовавших последних именно в этом районе. М. О. Косвен, занимаясь историей проблемы матриархата, также затрагивает амазонские мотивы [181]. Т. В. Мирошина исследовала тему амазонок у сарматов и проблему матриархата [194]. И, наконец, по следам легенды об амазонках «прошли» В. Е. Максименко и Т. Скрипник [190].

Т.Б. Тургиеву принадлежат исследования земледелия и скотоводства у алан [217, 218]. Тему дохристианских религиозных воззрений алан по археологическим материалам изучал Г. Е. Афанасьев [151]. В 2000;м году вышел в свет труд П. К. Козаева «Аланы-арии: происхождение и древнейший период», в котором автор попытался воссоздать целостную картину аланского общества: их историю, культуру, религию, мифологию, традиции и обряды [85].

В советское время исторические исследования велись в Осетии в течение многих лет такими известными учеными-кавказоведами, как Г. Ф. Чурсин [40], Е. Г. Пчелина [203], З. Н. Ванеев [58], Г. А. Кокиев [179]. При этом внимание двух первых авторов было сосредоточено исключительно на изучении южных осетин, в то время как последний, изучая историю культуры осетин, занимался исследованием памятников средневековья Северной Осетии. Выявление и изучение многих памятников кобанской, скифской и аланской культур в Северной Осетии и соседних республиках Северного Кавказа принадлежит Е. И. Крупнову, открывшему своими трудами новые страницы раннего периода истории Осетии [87,88]. Большой вклад в выявление и изучение памятников кобанской культуры внес и археолог Б. Техов. Его многолетние исследования Тлиского могильника в Южной Осетии имеют выдающееся научное значение [123].

Послевоенный период ознаменован новым этапом развития осетиноведения, появлением нового поколения этнографов-осетин Н. Ф. Такоевой [215], А. Х. Магометова [91, 92], Л. А. Чибирова [131, 132], Б. С. Кулова [185] и др., разрабатывавших отдельные разделы осетинской этнографии.

Большая работа проводилась по сбору и публикации фольклора. Силами научно-исследовательских институтов Северной и Южной Осетии было собрано и издано на осетинском и русском языках большое число сказаний о нартах. В конце 1946 г. был впервые опубликован большой сборник (около 30 печатных листов) осетинских сказаний, в который вошли лучшие образцы эпоса (на осетинском языке). Этот текст в прозаическом переводе на русский язык был опубликован в 1948 г. Северо-Осетинским государственным издательством, а в 1949 г.- в Москве [74,с.8]. В последующие годы наряду с другими фольклорными материалами неоднократно публиковались новые тексты осетинского Нартовского эпоса. Одновременно со сбором осетинского фольклора велось и его глубокое изучение. В Осетии и за ее пределами было опубликовано значительное число статей и монографий по проблемам Нартовского эпоса. В этой связи следует упомянуть Ж. Дюмезиля и его труд «Осетинский эпос и мифология» [69]. Крупный вклад в развитие осетинской этнографии, и в частности в разработку вопросов этногенеза осетин по данным языка и фольклора, внес В. И. Абаев [45,46,47,48,136,137,139.] Предметом изучения В. И. Абаева были также дохристианские религиозные воззрения алан [138]. В 2000;м году Тменов В. Х., Бесолова Е. Б. и Гонобоблев E.H. издали хрестоматию «Религиозные воззрения осетин», в которую были включены оригинальные авторские разработки и значительный фактологический материал, позволяющие полнее представить всю многогранность внутреннего мира осетин с древнейших времен до наших дней [124].

Среди ученых-кавказоведов второй половины XX в. следует отметить Б. А. Калоева и его труд «Осетины"[76]. Центральное место в монографии уделяется материальной, духовной и религиозной культуре осетин.

Среди современных исследователей следует особо отметить Ю. Ю. Карпова и его труд «Женское пространство в культуре народов Кавказа» [78], в котором сделана попытка комплексного исследования положения кавказских женщин во всех социальных и религиозных сферах.

В работе проводятся параллели по народам Кавказа. При этом используются работы: Мижаев М. И. «Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов» [97], сборники статей об адыге, их быте, физическом развитии и болезнях [50]- под редакцией Гарданова В. К. — об адыгах, балкарцах и карачаевцах [51]. Книга Гаджиевой С. Ш. об аталычестве и побратимстве в.

Дагестане [62]- о Грузии пишет Жузе П. [73], Ковалевский Б. Е. [82]- об Армении — Ерицов А. Д. [72]- о Кабарде — Крупнов Е. И. [87] и т. д.

Источииковую базу исследования составляют, прежде всего, письменные свидетельства Псевдо-Гиппократа [31], Помпея Трога [30], Гиппократа [11], Диодора Сицилийского [14], «Описание племен» Стефана Византийского [34]. Бесценным источником является «История» Геродота [10], которая содержит основные свидетельства о многих народах древности, и благодаря которой известия о них дошли до наших дней.

Источииковую базу исследования составляет, несомненно, упомянутый нами выше Нартовский эпос [26], который является вершиной народной культуры скифской древности и аланского средневековья, и истоки которого восходят к эпохе арийской общности. Сказания о героях Нартах в художественной образной форме отразили огромный период в жизни народа — от родового строя и военной демократии до катастрофы XIII — XIV вв. Нартыпоэтический псевдоним самих создателей эпоса, запечатлевших в героических сказаниях мифологию, общественные отношения и мировоззрение народа на разных этапах его истории. Самые выдающиеся Нартовские герои — Урузмаг, Хамыц, Сослан, Батраз, Ацамаз, Тотраз, Айсана. Великая женщина, мудрая ведунья и хозяйка, мать народа — Сатана, жена Урузмага. Хитрец, проказник, мастер подвохов, но и незаменимый советчик и помощник Нартов — Сырдон.

В оценке каждого из своих героев эпос исходит из строгих правил рыцарской этики. Главными качествами мужчины-воина считались храбрость в сражении, воздержанность в пище и уважение к женщине.

Нартовский эпос хранит многие сюжеты, совпадающие с описаниями скифского и аланского быта, названия стран и народов, с которыми были знакомы предки осетин. Сказания о Нартах стали хранилищем древней культуры, энциклопедией образов, сохранивших народную память о великих героях и событиях прошлого.

Источииковую базу исследования составили также и теоретические достижения современной исторической науки, а также этнографические и археологические данные, т.к. «независимо от того, носило ли общество сословный характер или нет, инвентарь отражает не только и не столько имущественное положение умершего, сколько социальное» [218,с. 108].

Наряду с письменными свидетельствами основными источниками являются археологические материалы. О них, как историческом источнике, написано немало [53, 55, 98, 113 и др.]. Важность археологических данных подчеркивает то обстоятельство, что они являются реальными остатками, поступающими в распоряжение исследователя, в то время как письменные источники — продукт третьей стороны с иными, чем у номадов, этническими и социальными представлениями [65, с. 12]. По этой причине некоторые исследователи отдают предпочтение археологическим источникам. Д. Браунд, например, пишет: «Терминология античного мира должна стоять на втором плане, за данными вещественных источников, потому что когда мы переходим из греко-римского мира на земли сарматов, мы переходим из исторического времени в доисторическое. А в доисторическом времени нашим путеводителем должна быть археология» [157, с. 173].

В реконструкции социальной истории использование археологических материалов основывается на двух допущениях: 1 Общественное положение погребенного полностью отражается в поведении членов социума во время организации похоронной церемонии- 2) погребальная процедура зависит от количественного и качественного состава лиц, признающих наличие общественных или семейно-родственных связей с умершим [53, с.5]. При этом, как признают сами археологи, на современном этапе развития науки уровень разработок распознания социальной структуры древних обществ «не может быть выше стадии первого приближения к истине"[55, с.46]. То же самое можно сказать об использовании данных археологии в реконструкции этнических процессов.

При проведении параллелей по кавказским народам источниками послужили: труд Андреева А. П., в котором повествуется о быте дагестанских народов [1]- из сообщений о Грузии особо следует упомянуть царевича Вахушти [5], Берзенова Н. Г. [3], епископа Гавриила [7], Джанашвили М. Г. [13]. Народы Кавказа освещены в трудах Галонтифонтибуса И. 8], Леонтовича Ф.Е.

23]. Об абхазском обществе труд Векуа Л. [6], о черкесах — Хан-Гирей [38] и Т.д.

Практическая значимость работы. Исследования социального статуса женщины имеют не только научно-теоретическое, но и практическое значение, поскольку они напрямую связаны с вопросами духовной культуры и принципами межличностных отношений в современном осетинском социуме. Приведенный материал и выводы нашли отражение в научных статьях автора. Они могут представлять практический интерес для историков, этнологов, преподавателей школ и других учебных заведений, интересующихся проблемами истории народов Кавказа. Также они могут быть использованы как в научных исследованиях по широкому кругу проблем, так и в учебном процессе при чтении лекций, проведении спецкурсов в высших гуманитарных и педагогических учебных заведениях.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в осетиноведении в результате обобщения значительных исторических, археологических, этнографических и культурных материалов, сосредоточенных в различных источниках, а также накопленных предшествующими учеными знаний автором предпринята попытка комплексного историко-этнографического исследования места и роли женщин в общественном и семейном быту осетин и их предков. При этом стереотипы и трансформации социальных отношений рассматриваются сквозь призму производственных, политических, экологических, географических, биологических, религиозных, правовых, ментальных факторов.

Поскольку в патриархальном обществе положение женщин носит проблемный характер, автором прослеживаются деструктивные и положительные процессы, влиявшие на трансформацию или консервацию данного феномена.

Территориальные н хронологические рамки исследования охватывают период от появления скифов на исторической арене (конец VIII в. до н.э.) до присоединения Осетии к России (конец XVIII в. н.э.). Этот временной срез включает последовательную смену на Северном Кавказе скифов сарматами, которых, в свою очередь, сменили аланы. Сыгравшие свою роковую роль в истории, татаро-монголы вытеснили остатки алан с равнин в горы, где хоть и в тяжелых условиях, но аланскому народу удалось не просто выжить, но и сохранить свою культуру. Правда, отныне они именуются не аланами, а осетинами.

Внутренней гранью в данном исследовании является трансформация положения женщины у предков осетин, отголоски которой сказались в последствии на социальном положении осетинок.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования излагались на заседании кафедры древнего мира и средних веков СОГУ. Идеи и выводы, представленные в настоящем исследовании, высказывались на страницах печати. С материалами диссертации соискатель выступил на различных семинарах и совещаниях по актуальным проблемам отечественной истории.

Структура исследования. Поставленные автором цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений.

Заключение

.

Исследование социального статуса женщины в традиционном обществе осетин и их ираноязычных предков показало:

1. В скифском обществе женщины занимали высокое положение, что нашло свое отражение в этикете скифов, в их пантеоне божеств. Изначально скифский пантеон состоял преимущественно из божеств женского пола во главе с матерью-прародительницей. Служителями культа были жрицы-девственницы. В результате развития скифского общества богини-женщины вытеснялись богами-мужчинами, а служительницы культа сменялись жрецами — женоподобными энареями, хотя за женщинами, вполне вероятно, сохранялись функции исполнительниц некоторых домашних культов.

Женщины длительное время играли важную общественно-политическую роль в жизни скифского общества. Известны факты, когда во главе скифов стояли женщины-царицы (Томирис, Амага, Зарина и т. д.). Со временем прослеживается падение социального статуса скифянок, о чем свидетельствуют следующие факторы:

— многоженство, распространенное не только у знати, но и у рядовых скифов;

— левират, согласно которому женщина, оставшаяся вдовой, могла выбрать нового мужа среди ближайших родственников умершего (например, сын Ариапифа царь Скил вместе с властью унаследовал от отца молодую жену);

— появление института энарейства;

— замена в пантеоне женских божеств мужскими.

Основная причина всех этих процессов — имущественное расслоение скифского общества, влияние греческой цивилизации. Семейные обычаи скифов известны меньше, чем воинские. Скифские семьи традиционно были небольшими и чаще всего включали родителей и детей.

2. Особенностью социальной структуры савроматов, сменивших скифов на исторической арене, было более высокое положение женщин, активное.

143 участие последних в общественной жизни и военных действиях. Как и скифянки, савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Ученые полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся еще по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, упрочились патриархальные отношения. Однако и у сарматов женщины имели высокий социальный статус и активно участвовали как в политической, так и в общественной жизни. В эпоху завоевания Европейской Скифии сарматы представляли собой народ-войско. Все свободные члены общества, включая женщин, были воинами. Из европейских народов только сарматы дают уникальный исторический пример почти поголовного участия членов социума в войнах.

3. В аланском обществе отмечается снижение социальной роли женщин. Однако действенной формой опосредованного их политического влияния являлись династические браки. Аланы умело пользовались матримониальными связями. Династические браки и дипломатические отношения связывали царей Алании с правителями Византии (Мария Аланская), Армении (царевна Сатиник), Иберии (Русудан — тетка царицы Тамары) и других стран.

4. У потомков алан — осетин наблюдается двойственность положения женщины: с одной стороны — юридическая бесправность, с другой — высокий авторитет и большой моральный вес, которые она имела как в семье, так и в обществе. В наследство от предков им достались: а) от скифов:

— традиция многоженства, левират, сорорат, минорат и элементы поведенческого этикета, согласно которому женщина зачастую занимала правую — почетную сторону относительно мужчины. Это отражалось как в повседневном быту, так и в танце;

— отголоском матрилинейности родства являлся институт мидагмой, при котором дети считались принадлежащими к роду женыб) от сарматов:

— обычай, по которому жених платит выкуп за невесту (калым) — авункулат, согласно которому брат матери считался самым «главным» родственником (унаследован осетинами от савроматов с тех времен, когда родство велось по материнской линии);

— целый ряд религиозных обрядов справляются только женщинами;

В пантеоне осетин нет женских божеств за исключением Мады Майрамхристианизированной языческой богини, которая, однако, сочетает в себе черты иранских религиозных традиций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. П. По дебрям Дагестана //- ИВ. 1899. -№ 10−12.
  2. Е. Суеверие осетин // ТВ. — 1896. — № 82.
  3. Н.Г. Грузинские гадальщицы // Кавказ. -1853. -№ 56.
  4. Кл. Черты нравов православных осетин и ингушей Северного Кавказа // ЭО. -1899. -№ 1−2.
  5. Вахушти Царевич. География Грузии // ЗКОИРГО. -1904. -Кн. XXIV, вып.У. -241с.
  6. А. Из жизни и обычаев абхазцев // Закавказье. -1912. -№ 133.
  7. Гавриил, сиискои. Сванетия и Мингрелия // Правосл. обозр. -1874. -№ 10, 11.
  8. И. Сведения о народах Кавказа (1404)/Из сочинения «Книга познания мира». Баку. — 1980.
  9. . Суеверия и предрассудки у осетин // ССКГ. -Тифлис. -1876.
  10. Геродот. История в девяти книгах / Пер. и прим. Стратановского Г. А. -Л.: Наука, 1972. 300 с. с илл.
  11. И. Гиппократ //-ВДИ. -1947. -№ 2.
  12. Г. Письма из Осетии // Санкт-Петербургские ведомости. -1830. -№ 29.
  13. М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. Поэма «Алгузиани"// СМОМПК. -Тифлис. -1897. Вып. XXII.-206 с.
  14. Диодор Сицилийский // ВДИ. — 1947. — № 4.
  15. Е. Путешествие по Кавказу и Центральной Азии / Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII- XIX вв.) // СОНИИ.- Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во, 1967. 320 с.
  16. И. С. Осетины // Сев. Кавказ. -1883. -№ 23.
  17. А.И. История монголов (Юнь-Ши) об асах-аланах // ХВ. -СПб.-1914. Т. Н, вып. З
  18. Из осетинского фольклора. Песни далеких лет / Пер. Гребнева Н.- Орджоникидзе, 1960. 228 с.
  19. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану// БИП. -Спб. -1836. Т.1, отд. I.
  20. С. Кровная месть у осетин // СМОМПК. -Тифлис. -1915. Вып.44.-42 с.
  21. А.И. Статистическое описание Кутаисского генерал-губернаторства. СПб., 1858.
  22. В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // ВДИ. 1947, № 1−4- 1948, № 1−3- 1949, № 1−4- 1952, № 2
  23. Ф.Е. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, т.1, 1882, — 437с.- т.2, 1883,-396 с.
  24. Г. Осетинская женщина // Юрид. Обозр. -1885. -№ 202.
  25. М.В. Экономический быт государственных крестьян Тионетского уезда / Материалы по изуч. экономич. быта гос. крестьян Закавказского края. -Тифлис, 1887. Т. 5.
  26. Нарты. Эпос осетинского народа. М.: Изд-во АНСССР, 1957.
  27. Осетины во II половине XVIII века по наблюдениям путешественника Штедера. Орджоникидзе, 1940. — 60 с. 28.0сетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII XIX вв.) / Сост. Б. А. Калоев. — Орджоникидзе: Севосгиз, 1968. — 319 с.
  28. И.И. О народной медицине Рионской долины // Мед. сб., изд. Кавказским мед. о-вом. -1868. -№ 6.
  29. Помпеи Трог // ВДИ. -1954. -№ 2.
  30. Псевдо-Гиппократ// ВДИ. -1947. -№ 2.
  31. В. Народное право осетин // ССК. -Тифлис. -1871, т. 1- 1872, т.2.
  32. А.Е. В горах и ущельях Куртатии и истоков реки Терека //- ЗКОИРГО. -1894. Кн. 16.
  33. Стефан Византийский. Описание племен // ВДИ. -1948. -№ 3.
  34. В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. -Спб.-1884. Т.1-Н.
  35. И. Знахари и знахарки Осетии // Кавказ. -1868. -№ 85.
  36. И. Из заметок о тагаурцах // ТВ. -1869. -№ 28.
  37. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов // Русский вестник. -1842. -№ 1.
  38. Хрестоматия, но истории осетинского народа (с древнейших времен до 1877 г.) / Составитель М. П. Санакоев. Цхинвал, 1993. Т.1. — 413 с.
  39. Г. Ф. Осетины. Юго Осетия / Материалы по изучению Грузии. -Тифлис, 1913.
  40. Г. Из осетинских сказаний о нартах // ССКГ. -1876. Вып. IX, отд. II.
  41. Дж. Свадьба у северных осетин // ССКГ. -1870. Вып. 4.
  42. A.M. Религиозные обряды осетин и ингушей и их соплеменников при разных случаях // Газ. «Кавказ». -1846. -№ 28. — 32 с.
  43. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae PHILIPPICAE"//- ВДИ. -1954. -№ 2. С. 29−45.2.Книги
  44. В.И. Нартовский эпос осетин. Избранные сочинения. Владикавказ, 1990. Т.1. -242 с.
  45. В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: АНСССР, 1949. Т.1. -256 с.
  46. В.И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада. -М.: Наука, 1965.- 168 с.
  47. В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. -М.-Л.: АНСССР, 1958, т.1,-655с.- Л., 1973, т.2, -448 с.
  48. М.В. Путешествие в загадочную Скифию. М.: Наука, 1989.- 191с., 31 илл.
  49. Адыге, их быт, физическое развитие и болезни: Сб. статей под ред. проф. К. Р. Мирам. Ростов -на-Дону, 1930. — 103 с. с илл.
  50. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII
  51. XIX вв. / Под ред. В. К. Гарданова. Нальчик, 1974. — 264 с.
  52. Р. Чаша и клинок. М.: Древо жизни, 1993. — 288 с. (Пер. с англ.)
  53. К.А. Социальная стратификация сакского общества в У1−1У вв. до н. э./ Археологические памятники на Великом шелковом пути. Алматы, 1993.- 198 с.
  54. Аланы: Западная Европа и Византия / Отв. ред. В. Х. Тменов.- Владикавказ: СОИГИ, 1992. 205 с. с илл.
  55. Н.В. Древние поселения Прикубанья. -Краснодар, 1953.
  56. М.И. Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н.э.). Л.: Изд- во Ленинградского ун-та, 1974.- 156 с.
  57. .Х. Социальная сущность религиозных верований осетин.- Владикавказ: Ир, 1992. 182 с.
  58. З.Н. Из истории родового быта в Юго-Осетии. -Тбилиси: АН Грузии. Юго-Осет. НИИ. 1955.- 101 с.
  59. З.Н. Избранные работы по истории осетинского народа. -Цхинвали: Ирыстон, 1989. Т.1.-418 с. с илл.
  60. Е. Женщина в древнем мире. -М.: Наука, 1990. 335 с.
  61. В.Б. Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время (УП-1У вв. до н.э.). Вопросы политической истории, эволюции культур и этногенеза. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1972. -389 с.
  62. С.Ш. Аталычество и побратимство в Дагестане. XVIII -начало XX в. -Махачкала, 1995. 226 с.
  63. А. Закавказский край: Заметки о семейной и общественной жизни и отношениях народов, обитающих между Черным и Каспийским морями. Путевые впечатления и воспоминания барона Августа фон — Гакстгаузена. -СПб., 1857. Ч.П.
  64. В.В. О скифском народе саках. СПб., 1871.
  65. Ф.Х. Ранние скифы: проблемы социальной истории: Учебное пособие- Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. -144 с.
  66. . Материалы по обычному праву ингушей // Изв. Ингуш. НИИ.- Владикавказ, 1929. Вып. 2. 60 с.
  67. А.И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты. Перевод. Комментарии. М.: Наука, 1982. -455 с.
  68. Н.Ф. Осетины. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. T. I, кн. I.
  69. . Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. — 276 с.
  70. JI.A. Знания древних о северных странах. М.: Наука, 1961.- 194 с.
  71. JI.A. Скифия евразийских степей. Новосибирск: Наука, 1977.-256 с.
  72. А.Д. Историческое и современное положение армянской женщины в связи с нравственностью армян. Тифлис, 1874.
  73. П. Грузия в XVII столетии по изображению патриарха Макария. -Казань, 1905.
  74. A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964. -328 с.
  75. В.Г. История этики древнего мира. JL: Изд-во Ленинградскогоун-та, 1980. -224 с.
  76. .А. Осетины. М.: Наука, 1971. — 357 с.
  77. И. В осетинском ауле. Сочинения. Орджоникидзе: Ир, 1963. -368 с.
  78. Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.-416 с.
  79. Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. Ростов-на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1965.- 440с. с илл.
  80. М.М. Античная культура Северного Причерноморья.-М.: Наука, 1972.-33 с.
  81. В.Б. Конь и всадник. Пути и судьбы. М.: Наука, 1977.- 152 с. с илл.
  82. .Е. Страна снегов и башен: Очерки сванскойкультуры. Л.: Наука, 1930. — 213 с. с илл.
  83. М.М. Современный обычай и древний закон. Обычноеправо осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886. Т. 1−2. -410с.
  84. М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т.П.
  85. П.К. Аланы-арии: происхождение и древнейший периодистории. Владикавказ: Проект-Пресс, 2000. — 348 с.
  86. М.О. Матриархат (история проблемы).//АНСССР. М.- Л., 1948. -330с.
  87. Е.И. Древняя история и культура Кабарды. М.: изд-во1. АНСССР.- 176 с.
  88. Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: изд-во1. АНСССР, 1960.-520 с.
  89. А. Афхардти Хасана. ЛЕфхсердти Хгесаназ. Стариннаялегенда. Цхинвал: Ирыстон, 1973. — 23 с.
  90. В.А. Нартский эпос и некоторые вопросы историиосетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1980. — 136 с.
  91. А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1968.-567 с. с илл.
  92. А.Х. Общественный строй и быт осетин (ХУН-Х1Х вв.).- Орджоникидзе: Ир, 1974.-367 с.
  93. С.И. Хевсурети. Историко-этнографический очеркдореволюционного быта хевсуров. Тбилиси: Грузинское краевед, о-во, 1940.-224 с. с илл.
  94. В.Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов-на1. Дону, 1983. 223 с. с илл.
  95. В.М. Экономика и социальный строй древних обществ (всвете данных археологии). Л.: Наука, 1976. — 189 с.
  96. Ф. Сванетия. -Тифлис, 1925. — 54 с.
  97. М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. Черкесск:
  98. Карачаево-Черкесское отд-е Ставроп. кн. изд. 1973. -207 с.
  99. В.Ф. Археологические экскурсии. Терская область.
  100. Материалы по археологии Кавказа). М., 1888. Вып. I. — 134 с. с илл.
  101. В.Ф. В горах Осетии. //Сост. Т. А. Хамицаева. Владикавказ:1. Алания, 1998.-518 с.
  102. В.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992. 649 с.
  103. М.А. Материалы для антропологии осетин. Одесса, 1916.- 208 с. с илл.
  104. Л.Г. Древнее общество. Л.: Наука, 1934. — 186 с.
  105. В.Ю. Происхождение скифов: основные этапыформирования скифского этноса. Киев: Наукова думка, 1990. — 88 с.
  106. М.К. Хваршины. XIX нач. XX в. — Махачкала, 1995. — 69 с.
  107. Осетинские народные сказания // ССКГ. 1870. Вып.З. Зап. Дж. Шанаев. 134 с.
  108. От скифов до осетин. Материалы по осетиноведению. — М.: Наука, 1994. Вып. I.-128 с.
  109. Очерки по истории СССР (IX-XV вв.). Под. ред. Б. Д. Грекова. Т. З, ч. 1.-М.: Наука, 1953.-984 с. с илл.
  110. Памятники обычного права Дагестана XVII — XIX вв.: Арх.материалы. М.: Наука, 1965. — 186 с.
  111. А.И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. Историяпервобытного общества. М.: Высшая школа, 1968. — 207 с.
  112. Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. // Материалы для медико-антропологического исследования Е. А. Покровского. М., 1884. -380с.
  113. .Н. Героический эпос и действительность. // АНСССР.
  114. Инст-т этнографии им. Миклухо-Маклая: Наука, Ленинградское отд-е, 1988. -223 с.
  115. Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М.: Наука, 1977.-215 с.
  116. M.K. Эллинство и иранство на юге России. Общийочерк. Пг.: Огни, 1918. — 190 с.
  117. .А. Язычество древних славян. //АНСССР. М.: Наука, — 606 с.
  118. Самурский (Эфендиев) Н. Дагестан. -M.-JL, 1925. 149 с. с илл.
  119. Семенов-Зусер С. Родовая организация у скифов Геродота.//
  120. Известия ГАИМК, 1931. Т.9, вып. 1. -36 с.
  121. М.В. Скифия глазами эллинов. //Серия «Античнаябиблиотека». Раздел «Исследования». СПб.: Алетейя, 1998.- 296 с. с илл.
  122. А.П. Скифы. М.: Наука, 1966. — 200 с. с илл.
  123. К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. М.:1. Наука, 1969. -379 с.
  124. К.Ф. Сарматы на Илеке. М.: Наука, 1975. — 176 с.
  125. К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господствав Скифии. М.:Наука, 1984. — 184 с.
  126. Социальная дифференциация общества (поиски археологических критериев). М.: Наука, 1993. — 93 с. с илл.
  127. .В. Скифы и Центральный Кавказ в VII VI вв. до н.э. (По материалам Тлийского могильника). — М.: Наука, 1980. — 128 с.
  128. В.Х., Бесолова Е. Б., Гонобоблев E.H. Религиозные воззрения Осетин (история религии в истории народа): Хрестоматия.- Владикавказ, 2000. 503 е.: ил.
  129. В.К. Сочинения. 1849. СПб. Т.З. — 84 с.
  130. A.M. Очерки военного дела сарматов. М.: Наука, 1971.- 171 с.
  131. A.M. Социальная история скифов. М.: Наука, 1975. — 344 с.
  132. К.Л. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Наука, 1961.
  133. И.Н. Очерки этнической истории Крыма в раннем железном веке. Тавры. Скифы. Сарматы. // Крымское отделение инст-та востоковедения им. А. Е. Крымского, HAH Украины. Симферополь, 1995. — 164 с.
  134. В.А. Золотая яблоня нартов: История, мифология, искусство, семантика. Владикавказ: Республиканское издательско-полиграфическое предприятие им. В. А. Гассиева, 2000. — 300 с.
  135. Л.А. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвали: Ирыстон, 1976. — 281 с. с илл.
  136. Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин.- Цхинвали: Ирыстон, 1984. 217 с.
  137. М.Я. Народный грузинский эпос о прикованном Амирани. -М.: Наука, 1966.-328 с.
  138. А.Р. Очерки истории социальной культуры осетин.- Цхинвали: Ирыстон, 1985. 154 с.
  139. А. Осетия. Обозрение российских владений за Кавказом.- Спб., 1836, ч. II.3. Статьи
  140. В.И. Нартовский эпос // В кн.: Известия ОСНИИ, т.Х.
  141. Дзауджикау. 1945. -С.54−78.
  142. В.И. Среднеазиатский политический термин «афсин». //- ВДИ. 1959. — № 2. — С. 112−116.
  143. В.И. Дохристианская религия алан. // XXV Международный конгресс востоковедов. М. — 1960. — 19 с. (отд. отт.)
  144. В.И. О родовых отношениях и терминах родства у осетин.// Энгельс и языкознание. М. — 1972. — С. 233−242.
  145. Л.А. Мир мужчин и мир женщин : расхождение и встреча.
  146. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Санкт-Петербург: Наука. — С. 188−216.
  147. Н.И. Что такое «гендер»? // ОНС. — 1996. — № 6. -С. 14−21.
  148. А.Ю. Периодизация истории Европейской Скифии: традиция и современное состояние. // ПА. — Вып.4. — 1998. — С. 16−29.
  149. И. Краткий исторический очерк врачебного дела в Грузии.//-КВ. 1901.-№ 9.
  150. Ан Б. О. О пережитках родовой религии шапсугов. // В кн.: Религ. пережитки у черкесов-шапсугов. М., 1940. — С.44−58.
  151. А. Амазонки на Кавказе. Сказания и предания. // КВ. -1901. -№ 12- 1902. -№ 1−5.
  152. В.Р. О воспроизводстве стереотипов полоролевого поведения бамбара. //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Санкт-Петербург: Наука. — С. 219−238.
  153. М.И. Антропоморфные божества в религии скифов // АС, Скифо-сарматское время. J1.: Изд-во гос-го эрмитажа. — 1961.- Вып.2. С. 57−87.
  154. М.И. Скифское царство.// СА. — 1972. — № 3. — С.27−36.
  155. М.И. Киммерийцы и скифы в Азии // Первобытная археология Сибири. Сб. статей: Наука, Ленинградское отд-е. 1975. -С. 167−194.
  156. П.У. Новые материалы по религии адыгов // Учен. зап. Адыг. НИИ. Майкоп, 1965. Т. 4: История и этнография.
  157. Г. Е. Дохристианские религиозные воззрения алан (по материалам амулетов могильника Мокрая балка). // СЭ. — 1976. — № 1. — С.125−130.
  158. И.Л. Женщины и миротворчество у кабардинцев // Женщины и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен: М., 1994. С. 84−88.
  159. В.Н. К вопросу о происхождении удмуртов (по материалам женской одежды). // СЭ. — 1947. — № 41. — С.22−47.
  160. Я.Б. К вопросу о кочевничестве сарматских племен в Центральном Предкавказье (III в. до н.э.- IV в. н.э.) // Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа: Сборник научных трудов. Грозный. — 1984. — С. 119−139.
  161. Н.Г. Осетинская Сафо. // Закавказский альманах «Зурна».- Тифлис. 1855, май.
  162. Э.О. Некоторые вопросы возникновения раннеклассовых формаций. // Общее и особенное в историческом развитии стран Востока. М. — 1966. — С. 59−74.
  163. Д. «Препарируя сарматов»: прблемы источниковедческой и археологической методологии // ВДИ. — 1994. — № 4. — С.5−17.
  164. З.Н. О некоторых процессах изменений в семье и семейном быту юго-осетинской колхозной деревни.// ИЮОНИИ. — Вып. VII.- 1955.-С.41−58.
  165. Н.М. Пол. Культура. Религия // ОНС. — 1996. — № 6.- С.29−37.
  166. О.Д. О женских захоронениях в парных погребениях скифского времени. // ЗОАО. — Одесса. — 1960. — T.I. — С.31−44.
  167. Н.Ф. Ингуши: Их жизнь и обычаи // ССКГ. — 1876.- Вып. 9.
  168. .Н. Пережитки матриархата у сарматов.// ВДИ. — 1947. -№ 3. — С.14−19.
  169. А.Н. Краткое изложение основ шариата // ТС. — 1892. — Кн. 2.
  170. И. Оспа у горных осетин // ССТО. — 1878. — Вып. 1.
  171. А.Н. Социальная структура сарматского общества (по данным погребального обряда)// Одесский Гос. Ун-тет им. И. И. Мечникова. Записки исторического ф-та. Одесса, 1997, Вып.5.-С. 24−30.
  172. Н. Переход через Рокский и Мамисонский перевалы //- СМОМПК. 1894. — Вып. 20.
  173. Дударев СЛ. Социальный аспект раннего этапа освоения железа на
  174. Центральном Предкавказье и в бассейне р. Терека (IX- VII вв. до н.э.) //Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа: Сборник научных трудов. Грозный, 1984. С. 56−83.
  175. II.Г. О родоплеменной структуре скифского общества по материалам четвертой книги Геродота. // СЭ. — 1963. — № 3. — С. 19−47.
  176. JI.A. Из истории древнескифских культов. // СА. — 1960.- № 4. С. 46−55.
  177. A.M. Некоторые аспекты социально-политической истории племен Прикубанья в I—III вв.. н.э. // Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа: Сборник научных трудов. Грозный, 1984.-С. 112−131.
  178. .Ф. Экология и некоторые вопросы хозяйственной деятельности сарматов Южного Приуралья и Заволжья в VI в. до н.э. — I в. н.э.// История и культура сарматов. Изд-во Саратовского ун-та.- 1983. С.48−60.
  179. А.Е. Вооружение нартов. // ДА. — 1998. — № 1. — С. 16−23.
  180. А.И. К истолкованию сообщения Полиэна о киммерийцах//Кавказ и цивилизации Древнего Востока: Материалы всесоюз. науч. конференции. Орджоникидзе: Ир, 1989. 116 с.
  181. В.А. Скифские курганы около г. Борисполя. // СА. — 1966. -№ 3.- С. 21−40.
  182. И.Н. Женщины и власть в России: история и перспективы //- ОНС. 2000. — № 4. — С.29−42.
  183. .А. Агулы (Историко-этнографический очерк) // КЭС. — М.-Л.- 1962. — Вып. 3.- 109 с.
  184. З.В. Тендерные аспекты в культуре полиэтнического города (Владикавказ в XIX начале XX веков) // Тендер: язык, культура, коммуникации. Материалы I международной конференции. Ноябрь, 1999. — С. 46−54.
  185. Ф. Иранские народы и средневековое рыцарство. // Дарьял.- 1992. № 3. — С.20−37.
  186. С. Записки о быте осетин. // В кн.: Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М.- 1885.-Вып. I.-C. 67−112.
  187. Е.М. Проблема специфичности понятия «археологические источники» // В кн.: Категории исторических наук. Л., 1988.- С.61−68.
  188. М.О. Амазонки.// СЭ. -1947. — № 2−3.
  189. Е.И. Об этногенезе осетин и других народов Северного Кавказа. //Против вульгаризации марксизма в археологии. -М. 1953.- СЛ 41−165
  190. Е.И. О происхождении и датировке кобанской культуры. //- CA. 1957. — № 1. — С.56−82.
  191. В.А. Некоторые вопросы этногенеза осетин по данным средневековой археологии. // В кн.: Происхождение осетинского народа. Орджоникидзе, 1967. С.96−114.
  192. К.Д. Матриархат в Осетии. // ИСОНИИ. — Орджоникидзе. — 1935. -T. VIII.-75 с.
  193. Д.Я. Заметки об Осетии и осетинах. // ТВ. — 1875. — № 3.
  194. С.И. Дон и Приазовье в античной мифологии. //- Богатый колодезь. Ростов-на-Дону. -1991. вып. 1. — С.7−11.
  195. Л.Я. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов // Дубровин Н. Черкесы (адыге). Нальчик. — 1991. — С.89−94.
  196. Л.Я. Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухайцев // Дубровин Н. Черкесы (адыге). — Нальчик. — 1991. — С. 115−119.
  197. В.И., Скрипник Т. Амазонки: по следам легенды. // Богатый колодезь. — Ростов-на-Дону. — 1991, вып.1. — С.26−32.
  198. С.М. Статусы мальчиков и девочек, мужчин и женщин и их роль в нравственном воспитании // Актуальные проблемы феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1992. -С.128−140
  199. М.А. Об одном пережитке матриархата в семейном быту адыгов. // Учен. зап. Адыг. НИИ. Майкоп, 1968. Т. 8: Этнография.- С. 156−164.
  200. Т.М. Золотоордынский город Маджар. // Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1953. Вып.5. С. 131−157.
  201. Т.В. Амазонки у сарматов и проблема матриархата.// Проблемы скифо-сарматской археологии. НА, М.: Наука, 1990.- С.159−176.
  202. О.В. Женское тендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // ОНС. — 1999. — № 3. — С. 11−18.
  203. Ю.А. Нарты, «берсеркры», «бцри», шаманы (О мужчинах, пляшущих симд).// Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Мат-лы международной конференции. СПб., 1996. — 202 с.
  204. B.C. Погребальная обрядность и социологическая реконструкция // РА. — 1995. — № 2. — С.26−34.
  205. А. Заметки по женской истории: нетрадиционные феминистки. Сб. научн. ст. / Под ред. Е. Гаповой, У. Усмановой, А. Пето. Минск: ЕГУ, 2002.-416 с.
  206. С.А. Закономерности развития кочевнических обществ в эпоху средневековья. // ВН. — 1981. — № 6. -С.29−35.
  207. Т.А. Некоторые аспекты идеологии сармато-алан (По материалам кургана 10 Кобяковского могильника).// ВДИ. -1994. -№ 4. -С. 174−182.
  208. H.JI. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // ВН. — 1998. — № 6. — С. 17−21.
  209. Е.Г. Дом и усадьба в нагорной полосе Юго-Осетии // Учен, зап. Ин-таэтнич. и нац. Культур народов Востока. М., 1930. Т.2. -52 с.
  210. Е.Г. Родильные обычаи у осетин. // СЭ. -1937. -№ 4. -С 17−20.
  211. Н.Д., Соловьева JI.T. Дифференциация материнских и отцовских ролей в семье народов Кавказа: традиции и современность // Женщины и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. М., 1994. С. 185−198.
  212. Д.С. О культурно-исторических последствиях скифских походов через Кавказ.// Кавказ и цивилизации Древнего Востока: Материалы всесоюзной научной конференции. Орджоникидзе: Ир, 1989.- 116 с.
  213. Л.П. Тендерная история: проблемы и методы исследования// -НИИ. -1997. -№ 6. С. 32−40.
  214. Л.П. Пол, власть и концепция «разделенных сфер»: от истории женщин к тендерной истории // ОНС. -2000. -№ 4. — С. 12−19.
  215. А.П. К вопросу о матриархате у сарматов.// Проблемы скифской археологии. ИА, М.: Наука. -1971. С. 188−190.
  216. Я.С. Семейный быт и общественное положение абхазской женщины (XIX-XX вв.)// -КЭС. -М. -1955. -Вып. 6. С. 31−42.
  217. Я.С. Роли и статусы женщины в традиционных обществах народов Кавказа // -ЭО. -1997. -№ 4. С.21−28.
  218. В.В. Архаические формы семейной организации у кавказских горцев. // -Журнал министерства народного просвещения. -1881. -№ 1.
  219. Сосиев 3. Станица Черноярская. // -ТС. -1905. -вып.5.
  220. Д. Пшавцы //- НО. -1886. -№ 754, 760, 761.
  221. К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // -КС. -1900. -№ 21.
  222. Н.Ф. К вопросу о браке и свадебных обрядах у северных осетин в XIX начале XX вв. // КСИЭА. -XXXII. -1959.
  223. А.И. Общественный строй скифов. // Скифы и сарматы. Киев. 1977. -С. 3−28.
  224. Э. О религии алан. // Ж. Дарьял, 1992, № 3
  225. Т.Б. О земледелии у алан. Догунское время. // УЗ СОГПИ. Т.28, вып.2. Общественные и исторические науки. Орджоникидзе. — 1968.-С. 257−274.
  226. А. «Визуальный поворот» и тендерная история».// Сб.научн. ст. Под ред. Е. Гаповой, У. Усмановой, Л. Пето. Минск: ЕГУ. -2002. -С.302−324.
  227. Л.М. Материнский род у сарматов. // -ВДИ. -1970. -№ 2.-С. 138−148.
  228. A.M. Характерные черты сарматского военного искусства. // CA. -1970. — № 2. — С.52−63.
  229. H.A. Заметки о Хевсуретии.// ЗКОИРГО. -1890. -Кн. 14, вып. 1.
  230. А. В глубине народной жизни // Сотрудник Закавказской миссии.-1912. -№ 2,3,5.
  231. В.П. Калиновский курганный могильник. // МИА. -1959.- № 60.-С. 18−23.
  232. С.А. Сарматские погребальные ритуалы и осетинская этнография. //РА. 1998.-№ 3.-С.17−23.
  233. Словари, энциклопедии, справочники
  234. Мифы народов мира. 1997, т.1.
  235. Осетия и осетины. Составитель Казбек Челехсаты. Владикавказ-Санкт-Петербург, 1994. 576 с. с ил. 5. Диссертации, авторефераты
  236. Е.П. Рядовое население Скифии в IV—III вв.. до н.э.: Автореф. дис. канд. ист. наук / -Киев, 1981.- 24с.
  237. A.A. Пережитки первобытнообщинного (материнско-родового) уклада у чеченцев и ингушей: Автореф. дис. канд. ист. наук/-Тбилиси, 1973. -26с.
  238. С.С. Археологические памятники Восточной Осетии У1−1Х вв. н.э. /Чми и Балта/ как исторический источник по древней Алании: Дис. канд. ист. наук / -JL, 1953. -326 с.
  239. Т.Л. Из истории древнейших верований грузин (кадагоба в Хевсурети): Автореф. дис. канд. ист. наук / -Тбилиси, 1950. -24с.
  240. .Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX начала XX века (роль и место в семейной и общественной жизни): Автореф. дис. докт. ист. наук / -Махачкала, 2001. -26с.
Заполнить форму текущей работой