История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане
Возникновение европейской многоголосной традиции в начале XX столетия в странах Центральной Азии и, в частности, в Таджикистанесложный и противоречивый поисковый процесс, продолжающийся и по сей день. И это неудивительно. Применительно к данному региону, где профессиональные жанры композиторского творчества стали складываться лишь после Октябрьской революции, новаторские по своей сути… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Становление таджикской композиторской школы
- 1917−1941гг.)
- 1. 1. Музыкальное наследие таджиков
- 1. 2. Из истории изучения таджикского музыкального наследия
- 1. 3. Рождение композиторской школы
- 1. 4. Обработка, как опыт освоения многоголосия
- Глава II. Развитие композиторского творчества в Таджикистане во второй половине XX века
- 2. 1. Состояние профессионального музыкального искусства в
- 40−60-е годы
- 2. 2. Период подъема композиторского искусства в 70−90-е годы
- 2. 3. Творчество композиторов Таджикистана в годы независимости (1991−2001гг.)
История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Таджикская музыкальная культура прошла многовековай путь развития, одним из поворотных пунктов которого стало рождение композиторского творчества — нового направления музыкальной профессиональной школы в республике.
Возникновение европейской многоголосной традиции в начале XX столетия в странах Центральной Азии и, в частности, в Таджикистанесложный и противоречивый поисковый процесс, продолжающийся и по сей день. И это неудивительно. Применительно к данному региону, где профессиональные жанры композиторского творчества стали складываться лишь после Октябрьской революции, новаторские по своей сути произведения возникали в результате творческого решения задачи синтезирования закономерностей европейской музыки с закономерностями традиционных монодических (одноголосных) культур. То есть, новое национальное искусство возникло не на голом месте, а пришло в современность со своими традициями высокоразвитой профессиональной культуры, которые веками формировались на основе монодических принципов. Поэтому на протяжении всего времени существования композиторской музыки в Таджикистане центральной проблемой остается взаимоотношение традиционного профессионального искусства с современным. Кроме того, понятие традиции не ограничивается национальным наследием далекого прошлого. Творчество композиторов впитывает в себя и те традиции, которые сложились в современное время, и поэтому преемственность традиций в художественном творчестве представляет собой сложный диалектический процесс, в котором происходит сохранение традиций и, вместе с тем, обогащение их новыми качествами. При этом важно отметить, что ни одно национальное профессиональное музыкальное искусство не развивалось в стороне от народного творчества, огромная роль которого общепризнанна в развитии музыкального искусства на протяжении всей многовековой истории.
Формирование новой социалистической культуры таджиков протекало весьма интенсивно. Этому способствовали существенные изменения в социально-политической жизни народа, сложившиеся в начале XX столетия, а именно «.социальные катаклизмы, сотрясающие планету, мощная волна освободительного движения, всколыхнувшая неевропейские народы, обострившая национальное самосознание, вызвавшая жажду развития, широких контактов, приобщения к глобальным культурным магистралям. Сам факт переломности исторического момента резко динамизировал культурный процесс». 1.
Приобщение к новому интернациональному направлению в художественном творчестве определило и становление профессиональных национальных школ, перспективу их развития.
Интенсивный процесс заимствования европейских музыкальных традиций в республиках Средней Азии и, в частности, в Таджикистане в начале XX столетия выразился в освоении не только новой жанровой системы, музыкальной теории, но и новых форм исполнительской деятельности и создания произведений местными деятелями музыкального искусства.
В новых исторических и социально-общественных условиях, связанных с национальной политикой Советского государства, богатейшие, самобытные традиции таджикского искусства также получили стимул к обновлению.
Таджикское музыкальное наследие в течение многих веков развивалось как искусство монодическое. Связанная тесными узами родства и взаимовлияния с искусством многих народов Востока, таджикская музыка.
1 Янов-Яновская Н. Национальные традиции и современное симфоническое творчество (о становлении восточных композиторских школ) //Музыкальное, театральное искусство и фольклор. — Ташкент, 1992. — С. 89. лишь после Октябрьской революции, в результате общения с европейской и русской музыкальной культурой стала осваивать принципы многоголосия. Если в одних республиках профессиональная композиторская школа сформировалась еще до революции и новая музыка могла основываться на уже сложившейся национальной традиции, то в среднеазиатских республиках можно было опираться лишь на богатства фольклора и профессионального творчества устной традиции. Органичный синтез народных истоков и достижения европейской культуры оказался нелегкой задачей, решение которой потребовало многолетних усилий.
Актуальность изучения вопросов развития композиторской школы в Таджикистане в настоящее время представляет большой научный интерес, что связано, с одной стороны, историческими процессами, связанными с освоением многоголосных европейских музыкальных традиций, форм и жанров исполнительского искусства, с другой, — с процессом взаимодействия и взаимовлияния самобытных местных музыкальных традиций и европейской музыкальной культуры.
Анализ истории формирования нового музыкального профессионального искусства показывает, что таджикский народ, благодаря сложившимся историческим процессам, связанным с построением нового общества, не только освоил многообразные европейские музыкальные традиции, но и создал яркие образцы этого искусства, которые рассматриваются как национальное достояние таджикского народа в XX столетии. Композиторы Таджикистана в кратчайший исторический период добились огромных успехов в создании опер и балетов, симфоний и кантат, песен и романсов. В свою очередь певцы и танцоры овладели новой исполнительской манерой, оркестранты — новыми для таджикской музыки инструментами. И в этом сложном историческом процессе важную роль сыграли представители русской музыкальной культуры, как подчеркнул великий композитор XX века Д. Д. Шостакович «опыт русской классической музыки, замечательные традиции композиторской школы», 1 способствовавшие освоению многообразных европейских музыкальных традиций и становлению таджикской композиторской школы.
С приездом русских советских композиторов и музыкантов в республику начинается освоение не только новых жанров музыки, но создается новая современная музыкальная инфраструктура: учебные, научные и концертные учреждения, формируется таджикская композиторская школа. «Советский опыт доказал, — отмечает видный таджикский культуролог М. Шукуров, — что культура любого народа не л страдает, а напротив, выигрывает от общения с другими культурами» .
Поэтому процесс становления профессиональной композиторской школы в Таджикистане, определение его исторических этапов имеет не только большое научное значение, но и практическое, что требует научного осмысления.
В этой связи следует указать, что в диссертации показываются не только основные исторические этапы зарождения и становления таджикской композиторской школы в контексте культурно-исторических процессов XX столетия, но и выявляются методы и направления в освоении европейской музыкальной системы, основных жанров и форм.
После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года, с установлением Советской власти в Таджикистане, с образованием Таджикской АССР и Таджикской ССР, музыкальная практика таджикского народа претерпела существенные изменения, что было связано не только с коренным изменением социально-политической ситуации, но и созданием.
1 Шостакович Д. Д. Национальные традиции и закономерности их развития // Советская музыка. -1971, № 12. С. 34.
2 Шукуров М. Культурная жизньТаджикистана в период развитого социализма. Душанбе, 1980. С. 135. новой инфраструктуры в музыкальной культуре. Именно этот период явился новой вехой в развитии музыкальной культуры таджиков.
В рассматриваемый период, была проведена значительная работа по возрождению и развитию музыкального наследия таджикского народа. Началась интенсивная работа по сбору и записи музыкального фольклора таджиков, а также нотной записи вершины классической музыки таджиковШашмакома. Параллельно с национальными традициями монодического искусства рождаются жанры многоголосной музыки. Создаются музыкальные учебные заведения: Музыкальный техникум в Ленинабаде (1929г.), Художественный комбинат (школа) в Душанбе (1934г.), где воспитывались музыканты и художники.
Несомненно, в указанном процессе происходил синтез традиционных и новых форм творчества, что повлияло на естественный ход взаимовлияния музыкальных культур. Соотношение и развитие этих двух основных направлений составляет содержание и художественное своеобразие музыкального искусства таджиков в XX веке.
В 30−40-е годы строительства новых музыкальных учреждений были достигнуты существенные результаты, связанные, в первую очередь, с образованием Союза композиторов Таджикистанасозданием новой современной музыкальной инфраструктуры по подготовке кадровобразованием ранее неизвестных концертных организаций.
1 июня 1939 года постановлением Совнаркома Таджикской ССР «О состоянии искусства в республике и мероприятиях по его дальнейшему развитию» было решено организовать Союз композиторов Таджикистана. 9 января 1940 года в г. Сталинабаде (ныне Душанбе) был организован Союз советских композиторов Таджикистана в составе 10 человек. В него вошли в качестве его первых организаторов и руководителей композиторы из Москвы, приехавшие на работу в республику. Это — С. Баласанян, А. Ленский, С. Урбах, М. Вольберг, В. Пушков, а также местные музыканты А.
Камалов, Ш. Бобокалонов, Н. Пулатов, 3. Шахиди, Ф. Солиев.1 Организация была малочисленной, опыта набирались как начинающие местные композиторы, так и сами приезжие, для которых первоочередной задачей было изучение таджикской народной музыки.
Новое время требовало от них произведений, написанных с профессиональным умением и мастерством, соответствующих духу этого времени. Нужен был репертуар и для театров, отдельных исполнителей и возникших в городах и районах республики музыкальных коллективов. Поэтому была создана композиторская студия, важнейшей задачей которой была подготовка национальных кадров.
Учитывая творческий рост Таджикского музыкального театра, создание им оперного и балетного репертуара, Указом Президиума Верховного Совета Таджикской ССР от 13 декабря 1940 года Таджикский музыкальный театр переименовывается в Таджикский государственный театр оперы и балета .
В кратчайший срок в композиторском искусстве Таджикистана были созданы произведения в различных жанрах — от песни до оперы, что лишний раз свидетельствует об энтузиазме и любви к своему делу композиторов и музыкантов.
Весь 1940 год прошел в подготовке к декаде таджикского искусства в Москве, которая с огромным успехом состоялась в 1941 году. О высоких результатах, которых достигла таджикская культура за непродолжительный исторический период, свидетельствуют многочисленные отзывы в тогдашней центральной и республиканской прессе. 3.
Впервые в истории таджикской музыкальной культуры, начиная с 30-х годов, в столицу республики приезжают на гастроли известные музыканты из Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента и других городов.
1 Коммунист Таджикистана. — 1940, 18 мая.
2 Из истории культурного строительства в Таджикистане. — Сборник документов. — Т. 1. -Душанбе, 1966. — С. 538.
3 Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. — Вып. 1. — Летопись. — С. 112.
Среди них всемирно известный скрипач Д. Ойстрах, С. Мигай, Б. Гольдштейн, И. Яунзем, квартет им. Глазунова, Ансамбль песни и танца под руководством И. Моисеева, Украинская капелла бандуристов и многие другие артисты.
На гастроли также приезжали и крупные коллективы — Московской оперы и Ташкентского театра, целью которых было познакомить таджикского слушателя с достижениями мировой музыкальной классики в области оперы и оперетты. Так, на сцене таджикского театра были показаны «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Кармен» Бизе, «Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, «Паяцы» Леонковалло и другие.1.
В 1945 г. в Душанбе состоялось открытие музыкального училища с отделениями народных духовых, смычковых инструментов, фортепианным, дирижерско-хоровым и композиторским.
Указанный период проходил под знаком освоения традиционных жанров и средств русского и европейского симфонизма.
Период послевоенного десятилетия (1946;1956гг.) занимает особо важное место в истории музыкальной культуры Таджикистана. Наряду с дальнейшим развитием искусства в республике, достижения этого периода явились фундаментом многих успехов музыкального искусства в последующие годы. Подъем музыкальной культуры в эти годы стимулировали такие события, как показ достижений таджикского искусства в Москве в 1949 году во время декады таджикской литературы (впервые после 1941 года) — 25-летний юбилей республики, который отмечался в 1954 году и подготовка ко второй декаде таджикского искусства в Москве (1957г.). Важным политическим и музыкальным событием данного периода.
1 Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. — Вып. 1. — С. 11. является создание Государственного гимна Таджикской ССР (1946г.), написанный композитором С. Юдаковым на стихи А. Лахути.1.
Во второй половине 40-х — 50-х годах стали появляться первые профессиональные композиторы из представителей коренной национальности. Среди них Ф. Шахобов, Ш. Сахибов, X. Абдуллаев, А. Хамдамов, Д. Ахунов, Ш. Сайфиддинов. Я. Сабзанов. С этого периода стал определяться, в частности, и собственно национальный стиль в таджикской композиторской музыке.
В 60−70-е годы союз композиторов пополнился новыми талантами, получившими образование в лучших консерваториях страны. Это — М. Атоев, А. Одинаев, Д. Дустмухамедов, А. Солиев, С. Хамраев, Г. Александров, Ф. Бахор, 3. Миршакар, Т. Шахиди, Ш. Пулоди, Ю. Мамедов, А. Ядгаров, К. Яхъяев и другие. В творчестве композиторов этого поколения происходят поиски новаторских, индивидуальных решений, связанные с ориентацией на языковую европейскую стилистику XX века.
Данный период характеризуется укреплением и дальнейшим развитием музыкального творчества в республике, связанного с общим расцветом многонациональной советской музыкальной культуры. В 1967 г. в Душанбе состоялась Декада русского искусства, на которой с триумфом выступили солисты Большого театра СССР и Московской консерватории. В свою очередь, музыкальные коллективы Таджикистана выступили в Москве, Свердловске, Новосибирске, Горьком. Яркой демонстрацией успехов таджикской музыкальной культуры явились подготовки и декады таджикского искусства и литературы в Узбекистане (1968), в РСФСР (1969), в Литовской ССР (1970), в Киргизской ССР (1976) и празднования важных знаменательных дат: 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (1970), 50-летия образования СССР (1972), 30-летия победы Советского народа в ВОВ.
1 С 1998 года Государственный гимн Республики Таджикистан исполняется на стихи Г. Келди с музыкой С. Юдакова.
1975). В этот период начался интенсивный процесс активизации и модернизации всей творческой и духовной жизни народа. В Душанбе расширяется сеть учебно-музыкальных заведений. В 1967 году создается факультет искусств Душанбинского педагогического института им. Т. Шевченко, а с 1973 на базе этого факультета организован Таджикский государственный институт искусств им. М. Турсун-заде, который пополнился новыми отделениями. В 1966 в Душанбе при республиканской студии радио и телевидения была создана группа шашмакомистов, которую возглавили композиторы и народные певцы Таджикистана Ф. Шахобов и Ш. Сахибов.
В 80-е годы еще одно поколение композиторов пополнило Союз композиторов. Это — Т. Саттаров, К. Хикматов, X. Ниязи, А. Латиф-заде, М. Хасанова, Л. Пулатова, П. Тураби, П. Турсунов, А. Мусоев, Б. Юсупов, К. Тушинок и другие.
В творчестве композиторов 70−80-х годов возникает стремление к обогащению музыкального языка современными средствами выразительности, к поиску глубинных фольклорных пластов, что выражается новым отношением к народной музыке, к поискам новых содержательных слоев народного творчества. В зависимости от задач, стоящих перед национальной культурой, стилистических особенностей современного творчества, и, конечно, от индивидуальных склонностей того или иного композитора, меняется отношение к традиционному наследию, к различным сторонам его выразительности, к его жанровой природе.
Необходимо также отметить, что на поколение композиторов 70−80-х годов оказали воздействие открытия в сфере народной музыки, совершенные в начале XX века рядом крупнейших композиторов мира — Прокофьева и Шостаковича, Свиридова и Хачатуряна, Бартока и Стравинского и многих других, чей творческий опыт однозначно повлиял на многих композиторов национальных школ республик Советского Союза.
Весь путь становления и развития композиторской музыки в Таджикистане можно условно разделить на два больших периода — начиная с 30-х годов до конца 50-х годов и второй — с 60-х по настоящее время. Подобное деление мотивировано тем, что рост культуры республики к концу первого периода позволяет осознать ценности собственного музыкального наследия, выйти на решение проблемы освоения опыта и достижений других народов и в связи с этим — на поиск средств обновления содержания и выразительных возможностей таджикского фольклора. С другой стороны, на рубеже 50−60-х годов таджикский музыкальный стиль претерпевает значительные изменения. Происходит общее стилистическое переоснащение музыкального творчества, выдвигается новое композиторское поколение. Все это существенным образом воздействует на характер развития национального музыкального наследия.
На протяжении первого периода происходит накопление опыта на основе ускоренного постижения общепринятых музыкально-стилевых традиций XIX века. Большую роль в процессе формирования национального стиля сыграл цитатный метод. Отсюда — превалирование фольклорного цитатного тематизма над авторским.
Во втором периоде — тенденция творческого углубленного подхода к фольклорному материалу. Такой подход проявляется в повышенном внимании к народному музыкальному творчеству не только как к источнику конкретных песенных напевов или типизированных мелодических оборотов, но как к обширному комплексу, основанному на воздействии целого ряда факторов — сюжетно-эмоциональном, ладоинтонационном, ритмическом, формообразующем, исполнительском. Происходит как бы процесс преобразования из преимущественно однопорядковой в многоканальную систему контактов.
Таджикские композиторы, опираясь на богатейшее народное и классическое музыкальное наследие, а также музыкальные традиции братских народов других республик и, вбирая в себя лучшие образцы русской музыкальной классики, создали много замечательных произведений разных жанров, которые отражают различные стороны становления таджикского общества. Здесь и отношение композиторов к своему культурному наследию, и к истории отечества, и к темам современности. Многие из этих произведений вошли в сокровищницу таджикской музыкальной культуры.
Вместе с тем, в республике заботливо сохраняются огромные музыкальные богатства, накопленные за прошлые столетия. К примеру, в 70-е годы завершилась нотная запись профессиональной музыки Шашмаком в пяти томах. Его авторам — Ш. Сахибову, Ф. Шахобову, Б. Файзуллаеву присуждена Государственная премия им. Абуабдулло Рудаки в области литературы и искусства.
Современное таджикское музыкальное искусство многогранно. Оно базируется на древних и высокоразвитых традициях, которые продолжают сегодня жить и развиваться в новых многообразных жанрах, формах и направлениях.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемы таджикского композиторского искусства в XX веке не остались за пределами внимания историков, музыковедов, искусствоведов и других исследователей общественных наук. В научном осмыслении истории таджикского народа, в частности, XX столетия, определении исторических этапов его развития важную роль сыграл фундаментальный коллективный труд таджикских ученых «История таджикского народа», 1 а также монографические и обобщающие работы таджикских историков М. Шукурова, Р. Масова,.
1 История таджикского народа (1917;1941гг). — Том 5. — Душанбе, 2004.
Р. Абулхаева, Т. Кашириной1 и других, где рассматриваются различные аспекты истории культурного строительства в Таджикистане. Однако следует указать, что периодизация новой таджикской музыкальной культуры не всегда совпадает с установленными периодами истории культурного строительства, так как различные культурно-исторические процессы во многих случаях имеют свои особенности, характеризуя специфические тенденции в культуре, порой имеющие решающее значение и определяющие целые вехи их развития. В творчестве же композиторов Таджикистана этапы определяют как поколения композиторов, так и отдельные произведения.
Большой вклад в изучение новой музыкальной культуры Таджикистана внесли сотрудники отдела истории культуры и искусства Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук республики, которые издали два выпуска «Музыкальная жизнь Советского Таджикистана», состоящие из вводных очерков и обширных справочных разделов «Летопись». Кроме того, следует отметить многотомное издание «История музыки народов СССР», а также «История музыки Средней Азии и Казахстана», где отдельные главы посвящены таджикской музыке.3.
В становлении и развитии музыкально-художественной культуры таджиков особое значение приобретает проблема подготовки кадров. В этом.
1Шукуров М. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917;1941). -Душанбе, 1970. — Ч. 1- Он же. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма. — Душанбе, 1980; Он же. История культурного строительства в Таджикистане (1917;1977). — Душанбе, 1983; Из истории культурного строительства в Таджикистане. — Душанбе, Том 1 — 1972, Том 2 — !976- История культурного строительства в Таджикистане. Том I — 1979, Том II — 1983; Каширина Т. Театры Таджикистана на службе фронту //Советский Таджикистан в Отечественной войне. — Душанбе, 1975. — С. 124−137- Масов Р., Абулхаев Р. Чароги маърифат (Культурное возрождение Таджикистана). — Душанбе, 1985;
2Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. — Вып. 1,2. — Душанбе, 1974, 1975. Отв. редакторы Н. Нурджанов, 3. ТаджиковаВып. 3−4 в печати. зИстория музыки народов СССР. В 5-ти тт. — М., 1970;1974. — История музыки Средней Азии и Казахстана. — М., 1995. направлении особо отметим работы М. Юлдашевой, посвященные становлению музыкального воспитания и образования в Таджикистане в дореволюционный и советский периоды.1.
В связи с поставленными в исследовании задачами выявления стилевых особенностей в произведениях композиторов Таджикистана в XX столетии в контексте общих тенденций многонациональной советской музыки, важным явилось привлечение широкого круга теоретической, исторической и эстетико-стилевой литературы. Среди обобщающих работ в этом направлении следует выделить исследования Б. Асафьева, Р. Грубера, Ю. Беляева, В. Виноградова, В. Успенского, Н. Нурджанова, Н. Шахназаровой, Г. Головинского, Ф. Кароматова, Т. Вызго и других. 2.
Отдельные аспекты, касающиеся композиторского творчества в республике, были исследованы в работах И. Вызго-Ивановой, Н. Янов-Яновской, Л. Назаровой, Э. Гейзер, Т. Попандопуло, Б. Кабиловой3, где.
ЧОлдашева М. Тенденции развития музыкального воспитания и образования в Таджикистане (советский период). — Душанбе, 1992; Она же. Музыкальное образование в Таджикистане. — Ч. 1−2. — Душанбе, 1992.
2Асафьев Б. Избранные труды. — М., 1952, т. 1. Он же. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971; Грубер Р. Всеобщая история музыки. — М., 1960, ч. 1. Беляев В. Очерки истории музыки народов СССР. — Вып. 1. Музыкальные культуры Киргизии, Казахстана, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана. — М., 1962. Виноградов В. Музыка Советского Востока. От унисона к полифонии. Очерки. — М., 1968. Успенский В. Научное наследие. Воспоминания современников. Композиторское творчество. Письма. — Ташкент, 1980; Нурджанов Н. История таджикского советского театра (1917;1941гг). — Душанбе, 1967, (1941;1957). — 1990; Он же. Таджикский театр. Очерки истории. — М., 1968; Шахназарова Н, Головинский Г. С. Баласанян. — М., 1972; Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. — М., 1983; Кароматов Ф. Узбекская инструментальная музыка. — Ташкент, 1972; Вызго. Т. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. — М., 1970 и др.
ЗВызго-Иванова И. Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана. — Л.- М., 1974; Назарова Л. Таджикская симфоническая музыка. — Душанбе, 1975; Гейзер Э. Инструментальная музыка композиторов Таджикистана. — Душанбе, 1987; Попандопуло Т. Таджикская фортепианная музыка и проблемы ее интерпретации. Автореф. дисс. канд. искусствовед. — Л., 1987; Янов-Яновская Н. Последнего слова не существует// Музыкальная академия. — 1999, № 3- Кабилова Б. Таджикская народная музыка в произведениях композиторов // Очерки по истории и теории культуры таджикского народа. — Душанбе, 2001. авторы рассматривают процессы освоения и развития композиторского творчества на материале отдельных музыкальных жанров.
Вопросам развития таджикской традиционной музыки посвящены работы таджикских музыковедов А. Раджабова, А. Низамова, Н. Хакимова, Ф. Ульмасова, Ф. Азизовой, А. Абдурашидова, С. Худойбердиева, К. Курбониёна и др1.
Монография И. Вызго-Ивановой «Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана» — первый опыт постановки проблемы комплексного изучения симфонической музыки как одного из ведущих жанров в творчестве композиторов Средней Азии и Казахстана с первых послереволюционных лет до второй половины 60-х годов XX столетия. Автор рассматривает рождение симфонической музыки в данном регионе как процесс, имеющий важное значение как в культурно-историческом, так и в эстетико-теоретическом аспектах, суть которого состоит в том, что возникает новое национальное искусство, теснейшими узами связанное с многовековой художественной традицией каждого народа, опирающейся на опыт ряда прогрессивных симфонических школ прошлого и настоящего.
1 Раджабов А. Мусики дар тамаддуни Сомониён (Музыка в культуре саманидов). -Душанбе, 2000; Он же. Борбад и его эпоха (на фарси). — Душанбе, 2004; Он же. Традиции классической музыкальной культуры эпохи сасанидов. — Душанбе, 2005; Низамов А. Таърих ва назарияи Шашмаком (История и теория Шашмакома). — Душанбе, 2003; Хакимов Н. Музыкальная культура раннесредневековой Уструшаны. — Худжанд, 1995; Он же. Музыкальная культура таджиков (древнейшая, древняя и раннесредневековая история). — Худжанд, 2002; Ульмасов Ф. О некоторых современных аспектах теории таджикской традиционной музыки //Борбад, эпоха и традиции культуры. — Душанбе, 1989; Он же. Монодия — особый тип диалогической природы музыкального мышления //Актуальные проблемы музыкальной культуры народов Востока. — Ташкент, 1987; Азизова Ф. Шашмаком и para. — Душанбе, 1999; Абдурашидов А. О состоянии искусства Шашмаком в 20 веке и перспективы его развития в 21 векеХудойбердиев С. Вопросы обучения и подготовки профессиональных исполнителей традиционного стиляКурбониён К. Фалак — жанр таджикской профессиональной традиционной музыки //Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. — Душанбе, 1999.
Работа Л. Назаровой «Таджикская симфоническая музыка» — первое фундаментальное исследование исторического пути и стилевых процессов в развитии таджикской симфонической музыки.
Автор поэтапно рассматривает эволюцию симфонических жанров, дает анализ наиболее ярких сочинений каждого периода. В исследовании прослеживаются процессы формирования с точки зрения фольклорных истоков, тематизма, формы, гармонического языка и других принципов формообразования. Особое внимание уделено рассмотрению этапа 60−70-х годов XX века в развитии симфонической музыки в республике, что объясняется как большей интенсивностью в движении самого жанра, так и появлением ярких сочинений таджикских авторов.
Важным вкладом в таджикское музыкознание явилась книга Э. Гейзер «Инструментальная музыка композиторов Таджикистана (традиции и современность)». Предметом внимания исследователя стала инструментальная музыка — симфоническая и камерная. В связи со спецификой поставленной проблемы, автор рассматривает истоки национального музыкального искусства, выявляет некоторые характерные черты национальной традиции, воплощенные в фольклоре и профессиональной музыке устной традиции. Определенное место в исследовании отведено анализу исторического процесса приобщения национальных композиторов к европейским жанрам и формам, сочетанию национального материала с европейскими выразительными средствами. В подтверждение выдвинутых тезисов, автор анализирует отдельные произведения симфонической и камерно-инструментальной музыки.
Еще одной работой по формированию таджикского профессионального композиторского творчества стало диссертационное исследование Т. Попандопуло «Таджикская фортепианная музыка и проблемы ее интерпретации». Цель данного исследования определилась анализом композиторского творчества и исполнительства в области фортепианного искусства. Параллельно затрагиваются вопросы развития музыкального образования в республике, проблемы концертно-исполнительской деятельности.
Автор классифицирует таджикскую фортепианную музыку по периодам, национально-стилевому своеобразию, идейно-образной сфере. В работе отчасти разработаны вопросы развития музыкальной культуры таджиков, фольклора, его бытования, ладов народной музыки.
Первым монографическим исследованием творческого пути композитора стала книга Е. Орловой «Зиедулло Шахиди"1. Творчество этого композитора, стоявшего у истоков становления профессионального таджикского композиторского творчества, раскрыто в широкой исторической панораме культуры и искусства республики. Автор анализирует отдельные сочинения композитора, в которых используется традиционная музыка.
Аналогичная монография о жизненном и творческом пути Шарофиддина Сайфиддинова написана Н. Хакимовым, где автор рассматривает творчество композитора в контексте его биографии, дает полный список сочинений композитора, а также всю библиографию о нем.
Во второй половине 90-х годов и в 2000;2004 годы к юбилейным датам таджикских композиторов-Д. Дустмухамедова, Ф. Одинаева, А. Солиева, Ш. Сахибова, Ш. Пулоди, Ф. Солиева вышли сборники статей и воспоминаний.3 В контексте избранной темы исследования следует указать работы, посвященные фольклору различных областей Таджикистана, где затрагиваются характерные особенности музыкального языка, формообразующие принципы народной музыки, а также статьи музыковедов,.
1 Орлова Е. Зиядулло Шахиди. — М., 1975.
2 Хакимов Н. Шарофиддин Сайфиддинов. — Худжанд, 1999.
3 Мехрномаи Фаттох Одина (С любовью к Фаттоху Одина). — Душанбе, 1998; Д. Дустмухамедов. -Душанбе, 2001; А. Солиев. -Душанбе, 2003; Ш. Сахибов. Таъзими аср ба устоди хунар (Поклонение мастеру). — Душанбе, 2003; Чилои мехр (Сияние света любви). — Душанбе, 2003; Ф. Солиев. — Душанбе, 2004. исследующих классическую музыку таджиков. Это, прежде всего, многотомное фундаментальное исследование о музыке Бадахшана известных ученых-искусствоведов Ф. Кароматова и Н. Нурджанова «Музыкальное искусство Памира"1, а также работы 3. Таджиковой, М. Цветаева, О. Данскер.2.
Необходимо выделить работу этномузыковеда Н. Хакимова «Музыкальная культура таджиков», 3 в которой автор более широко освещает историю таджикской музыки с эпохи древности и раннего средневековья до преддверияфабского господства.
В рамках данного исследования важно отметить книгу «Таджикская музыка — написанную коллективом таджикских музыковедов, — Б.
Кабиловой, А. Низамовым, А. Раджабовым, Ф. Ульмасовым, Н. Хакимовым, которая представляет первый опыт целостного изложения сведений о таджикской музыке, ее жанрах, видах, направлениях развития. Однако предлагаемые сведения в этой книге носят сугубо ознакомительный, информационно-просветительский характер.
Между тем, следует отметить, что до настоящего времени отсутствует специальное исследование исторического характера, посвященное формированию композиторской школы в Таджикистане.
Основной целью данной работы является исследование истории формирования и развития композиторского творчества в Таджикистане,.
1 Кароматов Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Кн. 1. — М., 1978; Кн. 2. -М., 1984; Кн. 3 — рукопись.
2Таджикова 3. Некоторые особенности таджикской народной музыки //Сурудхои халкии точики. — 4.1. Душанбе, 1966. — С. 12−18- Она же. Таджикская народная музыка//Таджикская ССР. — Душанбе: Таджикская советская энциклопедия, 1974. -С. 353−355- Цветаев М. О некоторых особенностях таджикских народных мелодий // Сб. статей, посвященный искусству таджикского народа /Труды АНТадж. ССР. Т. 42. — Сталинабад, 1956. — С. 104−124- О. Данскер. Собирание и изучение таджикской народной песни // Сб. статей, посвященный искусству таджикского народа. — Труды АН Тадж. ССР. Т. 42. — С. 35−74. зХакимов Н. Музыкальная культура таджиков (древнейшая, древняя и раннесредневековая история). — Худжанд, 2001. 4Таджикская музыка. — Душанбе, 2003. осмысление и обобщение тех определяющих тенденций в художественной культуре республики, которые обусловили возникновение нового нетрадиционного направления в профессиональном искусстве, рождение национальной композиторской школы.
Цель исследования обосновывает основные задачи работы, которые заключаются в определении основных исторических этапов становления и развития композиторской школы в Республике Таджикистанраскрытии закономерностей взаимовлияния традиционного и современноговыявлении того нового, что явилось результатом синтеза сугубо восточной традиции с формами мировой музыкальной практикиисторически осмыслить взаимовлияние стилей, как целостного художественного явленияоценить многие явления в композиторском творчестве с позиции искусствоведческой науки.
При исследовании формирования композиторской школы Таджикистана, определении ее исторических этапов нами использованы историко-типологический, сравнительный и музыкально-аналитический методы, способствующие глубокому осмыслению сложного периода взаимодействия и взаимопроникновения различных музыкальных традиций в возникновении новых направлений в музыкальном искусстве народов Центральной Азии, в частности, в Таджикистане. Методологически важной задачей в анализе произведений композиторов является исследование путей синтеза музыкального наследия таджикского народа и новой европейской техники, взаимовлияние одноголосной и многоголосной систем.
Диссертационное исследование «История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане» является первым опытом целостного научного осмысления процессов зарождения и развития композиторского творчества, где рассматриваются основные исторические этапы становления композиторской школы Таджикистана в контексте культурно-исторических процессов XX столетия, выявляются наиболее адекватные методы освоения европейской музыкальной системы, а также жанры и формы европейской музыки.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 года по настоящее время, когда после Октябрьской революции активизировались процессы межнационального общения между восточной и западной художественными культурами, что способствовало выходу Таджикистана из сферы замкнутого круга восточной системы до приобретения республикой независимости.
Источниковедческой базой исследования послужили произведения таджикских композиторов — клавиры, партитуры, которые имеются в двух видах — изданные и рукописные. Многие рукописи автор диссертации заимствовал из личных архивов композиторов, а также в библиотеках Таджикской филармонии, театра оперы и балета им. С. Айни.
Анализ творчества композиторов, ознакомление с многочисленными рукописными материалами позволили выявить истоки и тенденции развития композиторского искусства в Таджикистане, обозначить круг проблем и особенностей, свойственных каждому из установленных нами этапов.
Источниковедческой базой исследования также явились материалы двухтомного издания «Из истории культурного строительства в Таджикистане», два изданных и два находящихся в печати выпуска «Музыкальная жизнь Советского Таджикистана» с обширными справочными разделами «Летопись», составленные на основе архивных материалов, газет и журналов.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
.
За короткий исторический период в Таджикистане произошли грандиозные перемены. Из отсталого колониально-феодального государства — Бухарского ханства, куда входили таджики, Таджикистан, минуя капиталистическую стадию развития, превратился в цветущую республику.
Эти огромные достижения нашли живое отражение и в культурной жизни, в частности, музыкальной жизни Таджикистана. Если совсем недавно (по историческим меркам) в быту народа господствовало лишь традиционное устное музыкальное творчество, то в последние десятилетия оно обогатилось новыми современными европейскими формами и жанрами. Создается новая современная музыкальная инфраструктура: появляются музыкальные учебные заведения, возникает целая сеть разнообразных центров музыкального искусства — театр оперы и балета, филармония с симфоническим и камерным оркестрами, оркестром народных инструментов, ансамблем рубобисток, ансамблем песни и танца. Большой размах приобрело самодеятельное искусство, участники которого регулярно выступают на различных конкурсах, в домах культуры. Формируется композиторская школа — новая профессиональная творческая школа Таджикистана, плодами которой явились десятки национальных опер и балетов, симфонических произведений разных жанров, кантатно-ораториальные, камерные, хоровые, песенные сочинения. Широко бытует и традиционное музыкальное творчество, которое, параллельно развиваясь с новой профессиональной музыкой, составляет содержание и художественное своеобразие музыкальной культуры таджиков в новейшее время. Все это вместе взятое в конечном итоге привело к невиданному подъему культурного уровня народа, к формированию многотысячной слушательской аудитории.
Прослеживая процессы становления и развития таджикской композиторской музыки поэтапно, нетрудно заметить, как постепенно расширялись жанровые границы музыки. И хотя реальные композиторские завоевания шли не всегда по восходящей линии, охват новых жанрово-стилистических средств не приостанавливался. Во всех случаях, и на всех этапах основой для поисков оставалось традиционное музыкальное наследие таджикского народа — профессиональное и фольклорное.
На протяжении 60-ти лет существования композиторской музыки в Таджикистане, а также в Среднеазиатском регионе в целом, полемика вокруг нового искусства не прекращалась. При этом композиторская традиция критически воспринималась и продолжает восприниматься как нечто неотъемлемое от прежней политической системы. Однако напомним, что «само возникновение композиторского искусства в республиках нашего региона (Центральной Азии — Б. К.) по существу целиком и полностью инспирировано послеоктябрьской действительностью, — и это ее детище. И потому именно советскому времени принадлежат и заслуги, и поражения на этом нетрадиционном, неизведанном пути».1 И все же, когда позади остались десятилетия открытий и поисков, можно с уверенностью констатировать, что постижение новой системы состоялось, даже несмотря на то, что новое искусство не в полной мере стало духовной потребностью массового национального слушателя.
Композиторское творчество в республике на всех этапах своего существования активно развивалось и до сих пор продолжает развиваться.
Успехи таджикской композиторской музыки — это естественный результат работы не одного поколения мастеров, прежде всего зачинателей профессиональной письменной традиции. Трудно переоценить громадную роль русских музыкантов — Сергея Баласаняна, в течение нескольких лет проработавшего в республике и создавшего первые национальные оперы «Восстание Восе» и «Кузнец Кова» (совместно с талантливым музыкантом Ш. Бобокалоновым) — автора первого национального балета «Ду гул» («Две розы») Александра Ленского, который долгие годы прожил в Таджикистане,.
1 Янов-Яновская Н. Последнего слова не существует //Музыкальная академия, 1993, № 3. -С. 13. отдав всю свою энергию на строительство новой музыкальной культуры. Необходимо упомянуть здесь и Самуила Урбаха, одного из первых композиторов, участвовавших в деле становления и развития таджикской профессиональной многоголосной музыки, а также Юрия Тер-Осипова, положившего немало труда воспитанию композиторской молодежи.
Долгие годы активно трудились в Таджикистане Михаил Цветаев, Михаил Муравин, Александр Яковлев, внесшие достойный вклад в развитие музыкальной культуры республики.
Таджикская профессиональная музыка письменной традиции начала свое восхождение со сценических опытов. Это был общий для многих национальных школ путь, берущий начало от русской классики и, в частности, от «Ивана Сусанина» М. Глинки — первой русской оперы. На заре Советской власти именно театры превращались в главные очаги культуры, куда устремились слушательские массы. Огромной популярностью пользовались у зрителей первые музыкальные спектакли — лирико-драматические и комедийные, где широко использовалось образцы музыкального наследия. Роль их в формировании эстетических вкусов масс в полном смысле слова историческая. Еще великий Чайковский отметил, что «только она (опера — Б. К.) дает вам средство общаться с массами публики. именно только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях всего народа. Не следует гоняться только за внешними эффектами, а выбирать сюжеты, имеющие художественную ценность, интересующие и задевающие за живое».1 Заветы мастера уже на первом этапе социалистического культурного созидания развивали крупные советские композиторы в соавторстве с местными музыкантами, впоследствии воплотившиеся в творчестве таджикских композиторов. С успехом привившиеся на богатой.
1 Чайковский П. Письма. — Том 3. — М., 1971. — С. 159. национальной почве сценические жанры интересно и активно развивались на всех этапах композиторского творчества вплоть до сегодняшнего дня.
Во второй половине 50-х-начале 60-х годов Союз композиторов республики пополнился национальными композиторами — выпускниками Московской и Ташкентской консерваторий. Именно с их появлением начало постепенно достигаться равновесие между европейской и традиционной системами мышления.
В этот период создаются произведения различных жанров: оперы, балеты, симфонии, симфонические поэмы, инструментальные концерты. Данный период, как видно, характерен активным обращением таджикских композиторов к крупной форме, о чем свидетельствует не только увеличение отряда квалифицированных музыкантов, но и рост профессионализма, а также широта и масштабность тематики творчества.
Многие жанры композиторского творчества этого периода в определенном смысле являются этапными, так как впервые написаны композиторами-таджиками. К ним относятся опера «Пулат и Гульру» (1957), симфоническая программная поэма «Золотой кишлак» (1962), Ш. Сайфиддинова, Концерт для фортепиано с оркестром Я. Сабзанова (1956), Первая симфония А. Одинаева (1964).
Сложнейший процесс становления, роста и развития музыкального искусства в республике пришелся фактически на жизнь одного поколения. Поэтому он не мог выдвинуть помимо технических проблем, нравственные проблемы. То, что вчера было целью художника, сегодня уже считалось элементарным. Достигнутый определенный высокий уровень в таджикском музыкальном искусстве требовал дальнейшего движения.
Таджикская композиторская музыка на всех этапах своего существования явила собой образец тесной связи авторского творчества с традициями народно-песенного искусства. На всем пути становления национального профессионализма шел процесс накопления опыта работы с богатейшим источником и стимулятором композиторского творчества.
Общее направление этого процесса заключается во всемерном расширении профессионально-фольклорных связей на базе углубления разработки компонентов народной лексики.
Опора на национальную, народную почву, на богатейший музыкальный фольклор является характерным признаком композиторской музыки. Отношение и связь с музыкальным фольклором композиторов имеет самые различные формы в зависимости от творческих задач и индивидуальных склонностей.
В период рождения композиторской школы в республике широко применялось прямое цитирование фольклора, когда народная мелодия облекалась в европейские формы и жанры. И это было в те годы неизбежным путем. Такой метод делал профессиональное композиторское творчество доступным для миллионов слушателей того периода.
Позже композиторы активно использовали народно-национальный мелос через закономерности европейского мышления, но уже с учетом ладовых особенностей первоисточника.
Начиная с 70-х годов, отношение к фольклору значительно изменилось. Этот период свидетельствует о более самостоятельном, творческом осмыслении проблем национального музыкального искусства. Не отрицая возможности цитатного метода, композиторы предпочитают не прямое, а опосредованное, глубоко творческое отношение к народной музыке. Цитатный метод почти избегается. Очень часто используются лишь отдельные элементы народной музыки — ее ладовая структура, ритмические особенности, интонационные исходные формы и прочее.
Некоторые авторы обращаются в глубь веков, ищут истоки фольклора, восстанавливают старинные напевы, ищут коренные признаки и особенности национальной таджикской музыкальной природы.
Немало примеров имеется, когда национальные признаки в музыке того или иного автора проявляются без прямого обращения к фольклору, когда склад музыкального мышления, особенности развития и разворота музыкального материала, сам характер и образ проявляют национальную природу музыки данного художника достаточно убедительно. Нередко народный музыкальный материал используется в различных техниках композиции XX века, которыми активно увлекались композиторы в 70−90-х годах.
Много есть способов, при помощи которых композиторы подчиняют фольклорный материал своим художественным замыслам. И можно утверждать, что такой творческий и смелый подход к народной музыке с новых позиций дает новое художественное качество и открывает большие творческие перспективы.
В становлении новой таджикской музыкальной культуры наблюдалось стремление к преодолению отсталости и созданию многожанрового профессионального многоголосного искусства. Трудности возникали не только в становлении профессионального творчества, — профессиональное исполнительство формировалось в еще более сложных условиях. Отсутствие национального оперного театра, симфонического оркестра привело к очень несовершенному показу и сценической популяризации таджикской музыки и, видимо, не способствовало концентрации исполнительских творческих сил. Тем не менее, успехи в развитии творчества и исполнительства достаточно большие.
За более чем 60 лет новое профессиональное музыкальное искусство в Таджикистане накопило огромный опыт — были созданы и работают до сих пор многие театры и среди них, в первую очередь, Таджикский государственный академический театр оперы и балета им. С. Айни, на сцене которого были поставлены шедевры мирового оперного и балетного искусства. За всю историю театра была осуществлена постановка почти 30-ти таджикских национальных опер и балетов. Театр с успехом гастролировал во многих городах Советского Союза и за рубежом.
Была создана Таджикская государственная филармония с ее известными коллективами, какими являлись, к примеру, ансамбль рубобисток, памирский ансамбль песни и пляски, симфонический и камерный оркестры, оркестр народных инструментов.
Достигнуто было не мало, однако в силу известных социально-политических и экономических причин, — вооруженное противостояние в Таджикистане — произошел огромный отток квалифицированных специалистов — музыкантов-исполнителей, преподавателей музыки, солистов и рядовых артистов оперы и балета за пределы республики. В результате распались филармонические коллективы симфонического и камерного оркестров, а оставшиеся музыканты пополнили сильно поредевший симфонический оркестр театра оперы и балета — единственного на сегодняшний день профессионального дееспособного коллектива театра оперы и балета.
В последние годы таджикские композиторы создают свои произведения, рассчитывая на этот коллектив и исходя из профессиональных возможностей музыкантов-исполнителей, «.во многих отношениях, — пишет композитор Т. Саттаров, — мы находимся на уровне „исходного положения“, т. е. 30- 40-х годов, когда зарождение основ профессиональной музыки в нашей республике (вернее во всей Средней Азии) происходило с помощью культурных миссионеров», являвшихся, по сути, энтузиастами своего дела1. Различие заключается лишь в том, что в период рождения национальных композиторских школ, когда был сделан огромный скачок в области культуры, композиторы быстро осваивали европейскую технику письма. Если в то время шел количественный процесс в создании музыкальных произведений, сегодня — качественный, ориентированный на конкретного, немногочисленного исполнителя. И все же, несмотря на сложности, таджикская композиторская музыка продолжает жить и развиваться и основным ее свойством продолжает являться множественность тенденций и творческих направлений. Главной же по-прежнему остается проблема.
1 С надеждой на будущее. Т. Саттаров. — Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. Душанбе, 1999, — С. 14. взаимоотношения восточной и западной традиций, которая с максимальной остротой возникла с первых же шагов становления композиторской школы. «Не музыканты Запада (в данном контексте имеются ввиду и русские композиторы, творчество которых развивалось на базе европейской традиции) должны были искать методы адекватного и органичного сочетания элементов восточной музыки и системы европейского мышления, — пишет музыковед Н. Шахназарова, — а музыканты Востока осваивали опыт европейского профессионализма, чтобы поставить его на службу л потребностям собственной композиторской школы».
Необходимость более вдумчивого отношения к музыке прошлого, более детального и основательного изучения наследия ее мастеров, рассмотрения вопросов, связанных с эволюцией музыкального языка, жанров, формочевидна. Этого требует все усиливающийся в наши дни интерес к искусству устной традиции. Обращение к нему — не просто дань уважения высочайшим культурным ценностям прошлого, но и результат духовой потребности современного человека в общении с возвышенными образами спокойного созерцания и раздумья, в особой логике музыкального выражения, в стройности музыкальных форм.
Объективно оценивая результаты проделанного, по справедливости можно увидеть вполне реальные достижения. Важно отметить, что в лучших произведениях намерения авторов находят адекватное и убедительное художественное выражение: в них чувствуется смелая инициатива, живая мысль.
Одна из важнейших задач на сегодняшний день — добиться того, чтобы по возможности большее число вновь появляющихся произведений приобретало настоящий художественный и общественный резонанс. Такие произведения в республике были. На сценах музыкальных театров с успехом шли интересные, подчас новаторские оперы и балеты, музыкальные драмы и комедиив концертных залах звучали содержательные симфонические.
2 Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. — С. 17. произведения разных форм и масштабов, достойные высокой оценки лучшие образцы кантатно-ораториального жанрабыли удачи в жанре массовой песни, в эстрадной музыке, в музыке для оркестра народных инструментов.
Сегодня далеко не все делается. Проблемы, волнующие общество, охвачены и отражены не с должной полнотой. Острых тем и вопросов, ждущих ответа, значительно больше, чем их попадает в орбиту композиторского внимания. Учитывая вкусы слушательской аудитории, а также исполнительские возможности коллективов театров, композиторы могли бы вернуться к написанию любимых народом музыкальных драм и комедий.
Композиторская музыка — музыка европейского образца, а значит она подчиняется законам развития этого типа музыки. С другой стороны, таджикский народ обладает неисчерпаемым духовным художественным наследием, которое бережно хранится и культивируется. Поэтому композиторская музыка обладает огромной возможностью для уникальных экспериментов, синтезирующих культурные ценности Востока и Запада, сливающих воедино современную технику композиции и уходящую в глубь веков исторически сложившуюся ментальность. «Ясно одно, — пишет Н. Шахназарова, — значение Востока в будущем искусстве будет увеличиваться, реализуя проницательное предвидение Р. Роллана о музыкальной культуре восточных народов: «Эти народы как-то по-иному одарены в музыке, чем мы, и я убежден, что европейское искусство раньше или позже испытает влияние этого искусства».1.
1 Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. — С. 147.
Список литературы
- Асафьев Б. Избранные труды. Том 1. — М., 1952- Том 5. — М., 1957.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. J1., 1971.
- Асафьев Б. Путеводитель по концертам. М., 1978.
- Азизова Ф. Шашмаком и para. Душанбе, 1999.
- Беляев В. Очерки истории музыки народов СССР. Вып. 1. Музыкальныекультуры Киргизии, Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана. М., 1962.
- Виноградов В. Музыка Советского Востока. От унисона к полифонии.1. Очерки.-М., 1968.
- Вызго Т. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи срусской музыкой. М., 1970.
- Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки.-М., 1980.
- Вызго-Иванова И. Симфоническое творчество композиторов Средней
- Азии и Казахстана. Д.- М., 1974.
- Гейзер Э. Инструментальная музыка композиторов Таджикистана.. Душанбе, 1987.
- И. Головинский Г. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX—XX вв.еков. Очерки -М., 1981.
- Грубер Р. Всеобщая история музыки. Ч. 1. M, 1960.
- Джами А. Трактат о музыке. Ташкент, 1960.
- Еолян И. Традиционная музыка арабского Востока. М., 1990. 15.3акржевская С. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана,
- Таджикистана и Туркмении. Ташкент, 1979. 16. Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. — JI.-M., 1978.
- Искусство таджикского народа. Вып. 5. — Душанбе, 1979.
- История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. М., 1972.
- История музыки народов СССР. В 5-ти тт. М., 1970−1974.
- История музыки Средней Азии и Казахстана. М., 1995.
- История таджикского народа (1917−1941гг). Том 5. — Душанбе, 2004.
- История культурного строительства в Таджикистане. т. 1,2.- Душанбе, 1979, 1983.
- Из истории культурного строительства в Таджикистане, т. 1, 2. -Душанбе, 1966, 1972.
- Кароматов Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Кн. 1,21. М., 1978, 1986.
- Кароматов Ф. Узбекская инструментальная музыка (наследие). -Ташкент, 1972.
- Киямова Л. Таджикская государственная ордена Трудового Красного Знамени филармония. Сталинабад, 1957.
- Ленский А. Таджикская ССР. М., 1957 (в серии: Музыкальная культурасоюзных республик).
- Композиторы Таджикистана: справочник (сост. Ш. Сайфидцинов). -Душанбе, 1987.
- Миронов Н. «Песни Бухары, Ферганы и Хивы». Ташкент, 1931.
- Миронов И. Обзор музыкальных культур узбеков и других народов Востока. Самарканд, 1931.
- Миронов Н. Музыка таджиков. Сталинабад, 1932.
- Музыка народов Азии и Африки. Вып. 1−5. — М., 1969−1987.
- Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. Вып. 1, 2. — Душанбе, 1974, 1975.
- Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967.
- Назарова Л. Таджикская симфоническая музыка. Душанбе, 1975.
- Низами Гянджеви. Хосров и Ширин (Пер. К. Липскерова). Баку, 1955.
- Низами Арузи Самарканди. Собрание редкостей или четыре беседы / Подред. А. Н. Болдырева. М., 1963.
- Нурджанов Н. История таджикского советского театра (1917−1941гг).
- Душанбе, 1967, (1941−1957). 1990.
- Нурджанов Н. Таджикский театр. Очерки истории. М., 1968.
- Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государствасаманидов (Х1Х-ХХвв). Душанбе, 2001.
- Орджоникидзе Г. А. Баланчивадзе. Тбилиси, 1967.
- Орлова Е. Зиядулло Шахиди. М., 1975.
- Пеккер Я., Успенский В. Музыкально-этнографическая и композиторскаядеятельность в Узбекистане и Туркмении. М., 1953.
- Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего
- Востока и современность. Ташкент, 1981.
- Раджабов А. Традиции классической музыкальной культуры эпохи сасанидов. Душанбе, 2005.
- Семенов A.A. Среднеазиатский трактат о музыке Дервиша Али (XVIIb.).
- Сокращенное изложение таджикского текста с введением, примечанием и указателем. Ташкент, 1946.
- Таджикская музыка. Душанбе, 2003.
- Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока исовременность. М., 1987.49. «Фалак» и художественные традиции народов Центральной Азии. Душанбе, 2004.
- Успенский В. Научное наследие. Воспоминания современников. Композиторское творчество. Письма. Ташкент, 1980.
- Хакимов Н. Музыкальная культура таджиков, т. 1, 2 Худжанд, 2001,2004.
- Хакимов Н. Шарофиддин Сайфиддинов. Худжанд, 1999.
- Цветаев М. Шариф Джураев. М., 1962.
- Чайковский П. Письма. Том 3. М., 1971.
- Шахназарова Н. О национальном в музыке. М., 1968.
- Шахназарова Н., Головинский Г. С. Баласанян. — М., 1972.
- Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкальногопрофессионализма. М., 1983.
- Шостакович Д. Д. о времени и о себе. М., 1980.
- Шукуров М. История культурной жизни Советского Таджикистана (19 171 941) ч. 1.-Душанбе, 1970.
- Шукуров М. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма. Душанбе, 1980.
- Эйхгорн А. Музыкальная фольклористика в Узбекистане. Музыкально-этнографические материалы. Ташкент, 1963.
- Юлдашева М. Тенденции развития музыкального воспитания и образования в Таджикистане (советский период). Душанбе, 1992.
- Юлдашева М. Музыкальное образование в Таджикистане. Ч. Ч. 1−2.1. Душанбе, 1992.1. Книги на таджикском языке
- Дустмухамедов Д. -Душанбе, 2001.
- Масов Р., Абулхаев Р. Чароги марифат (Культурное возрождение Таджикистана). Душанбе, 1985.
- Мехрномаи Фаттох Одина (С любовью к Фаттоху Одина). -Душанбе, 1999.
- Низамов А. Таърих ва назарияи Шашмаком (История и теория Шашмакома). Душанбе, 2003.
- Раджабов А. Мусики дар таммадуни Сомониён (Музыка в культуресаманидов). Душанбе, 2000.69. Солиев А. -Душанбе, 2003.70. Солиев Ф. Душанбе, 2004.
- Таъзими аср ба устоди хунар (Поклонение мастеру), поев. 90-летию Ш. Сахибова. Душанбе, 2003.
- Чилои мехр (Сияние света любви), поев. 60-летию Ш. Пулоди. Душанбе, 2003.1. Статьи
- Абдурашидов А. О состоянии искусства Шашмаком в 20 веке и перспективы его развития в начале 21 века // Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. Душанбе, 1999. С. 3638.
- Алиева Н. Проявление национальных традиций в музыкальной форме произведений композиторов Азербайджана // Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки. Ташкент, 1983. -С. 85−87.
- Андреева Е. Несомненные успехи и безотлагательные проблемы // Советская музыка. 1984, № 7. — С. 35−38.
- Баласанян С. Моя работа над оперой // Восстание Восе. М. -Л., 1941.
- Баласанян С. Таджикский музыкальный театр // Советская музыка, 1939, № 11.
- Барток Б. Венгерская народная музыка и новая венгерская музыка // БелаБарток. Сборник статейгМ., 1977. С 252−259.
- Беляев В. Таджикские народньге темы в сюите «Ванч» Л. Книппера //. Советская музыка, 1937, № 4.
- Беляев В. Шашмаком. Вводная статья в изд. Шашмаком. Т. 1: Бузрук. -М., 1950.
- Бобровский В. Драгоценная простота //Советская музыка.- 1965, № 12, -С. 29−31.
- Богданова А. Зарисовка древнего города //Советская музыка. 1972, № 3. -С. 26−27.
- Виноградов В. О мелосе и кадрах // Советская музыка. 1947, № 1.сз7-чг
- Виноградов В. О творчестве композиторов Средней Азии и Казахстана // Советская музыка. 1954. — № 3. — С. 41−47.
- Висневский Е. Квартет Государственного музыкального театра им. Лахути /Коммунист Таджикистана, 1939, 26 мая.
- Власов В., Фере В. Первая таджикская опера /Советское искусство -1939, 14 декабря.
- Вольберг М. «Лейли и Меджнун» //Советская музыка. 1949, № 6. — С. 40−43.
- Вызго Т. Афрасиабская лютня // Из истории искусства великого города. Ташкент, 1972. — С. 276.
- Габович М. Танцы Таджикистана /Правда 1941, 25 апреля.
- Гейзер Э. Музыкальная жизнь Таджикистана (сезон 1993−1994 гг.) // Очерки истории и теории культуры таджикского народа. Душанбе, 2001.-С. 245−253.
- Григорьева А. Вписываясь в интернациональный контекст // Советская музыка. 1982, № 12. — С. 47−55.
- Данскер О. Собирание и изучение таджикской народной песни // Сб. статей, посвященный искусству таджикского народа. Труды АН Тадж. ССР. Т. 42. — С. 35−74.
- Данскер О. Сохранять и изучать народные богатства /Коммунист Таджикистана, 17 марта, 1955.
- Долгополов М. Ду гул /Известия 1941, 19 апреля.
- Жубанова Г. Народные первоисточники в моем творчестве // Музыканародов Азии и Африки. Вып. 5. М., 1987. — С. 3-! 8.
- Кабилова Б. Таджикская народная музыка в произведениях композиторов // Очерки по истории и теории культуры таджикского народа. Душанбе, 1999, — С. 228−244.
- Кабилова Б. Традиционная музыка в симфонических произведениях композиторов Таджикистана // Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. Душанбе, 1999. С. 76−82.
- Кабилова Б. Фалак //Мероси ниёгон, 1999, № 4. С. 155−157.
- Кабилова Б. Фалак и современная таджикская музыка //"Фалак" и художественные традиции народов Центральной Азии. Душанбе, 2004. -С. 43−51.
- Кабилова Б. Музыкальная жизнь Душанбе //Душанбе: Энциклопедия. -Душанбе: Энциклопедия, 2004. С. 108−114.
- Каширина Т. Театры Таджикистана на службе фронту //Советский Таджикистан в Отечественной войне. Душанбе, 1975. — С. 124−137.
- Ковбас М. В. Лейсек в Узбекистане (страницы из истории развития музыкальной культуры) // Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. Ташкент, 1969. С. 184−211.
- Коральский А. О некоторых тенденциях к двухголосию в узбекской монодии // История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. М., 1972. — С. 340.
- Кузнецова Г. Без скидок на молодость //Советская музыка, 1981, № 6. -С. 26−30.
- Курбониён К. Фалак жанр таджикской профессиональной традиционной музыки // Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. Душанбе, 1999. — С. 86−87.
- Ленский А. Как я писал балет//Ду гул. М., 1941. — С. 16−18.
- Лившиц А. «Восе» таджикская опера // Советская музыка. — 1938, №№ 10−11.
- Нард М. Музыкальная жизнь Таджикистана / Советское искусство. -1938, 8 февраля.
- Нурджанов Н. Без культуры нет жизни / Бизнес и политика. 2001, 30 ноября.
- Саттаров Т. С надеждой на будущее //Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. Душанбе, 1999. С. 14−19.
- Таджикова 3. Некоторые особенности таджикской народной музыки // Сурудхои халки точики (Таджикские народные песни) Ч. 1. -Душанбе, 1966. С. 12−18.
- Таджикова 3. Таджикская народная музыка //Таджикская ССР. -Душанбе: Таджикская советская энциклопедия, 1974. С. 353−355.
- Таджикова 3. Изучение и сохранение традиционной таджикской музыки //Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Ташкент, 1981. — С. 65−67.
- Таджикова 3. О музыкальном искусстве бухарских женщин-созанда // Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. М., 1987. — С. 74−82.
- Тараканов М. Советская музыка 80-х годов //Советская музыка. 1987, № 12.-С. 7−11.
- Ульмасов Ф. О некоторых современных аспектах теории таджикской традиционной музыки //Борбад, эпоха и традиции культуры. Душанбе, 1989.-С. 177−209.
- Ульмасов Ф. Монодия особый тип диалогической природы музыкального мышления //Актуальные проблемы музыкальной культуры народов Востока. — Ташкент, 1987. — С. 11−14.
- Худойбердиев С. Вопросы обучения и подготовки профессиональных исполнителей традиционного стиля // Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. Душанбе, 1999. — С. 48−50.
- Цветаев М. О некоторых особенностях таджикских народных мелодий // Сб. статей, посвященный искусству таджикского народа. Труды АН Тадж. ССР. — Т. 42. — Сталинабад, 1956. — С. 104−124.
- Шавердян А. Кузнец Кова / Известия 1941, 16 апреля.
- Н. Шахназарова. Музыкальный профессионализм в контексте культуры // Советская музыка. 1981, № 7.
- Шахназарова Н. Об опыте взаимодействия двух типов профессиональных традиций // Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. М., 1987. — С. 34−37.
- Шостакович Д. Д. Национальные традиции и закономерности их развития. // Советская музыка. 1971, № 12. — С. 34−37.
- Юсупова С. Народная инструментальная музыка горного Бадахшана (по материалам памирских экспедиций 1975−1977 и 1979 гг.) // Памироведение. Сборник статей. Вып. 1. — Душанбе, 1984. — С. 197−205.
- Юсупова С. О ладовом строении инструментальной музыки Горного Бадахшана // Памироведение. Душанбе, 1985. — Вып. 2. — С. 311−327.
- Янов-Яновская Н. Богатство многообразия // Советская музыка. 1981, № 1. — С. 10−14.
- Янов-Яновская Н. Национальные традиции и современное симфоническое творчество (о становлении восточных композиторских школ) // Музыкальное, театральное искусство и фольклор. Ташкент, 1992.-С. 87−101.
- Янов-Яновская Н. Последнего слова не существует // Музыкальная академия. 1999, № 3. — С. 10−15.1. Музыкальные сборники
- Мелодияхои Помир (Мелодии Памира). Ташкент-Сталинабад, 1941.
- Мусикаи точикон (Музыка таджиков). Ташкент-Сталинабад, 1941.
- Миронов Н. Музыка таджиков. Сталинабад, 1932.
- Рудаки ва мусики (Рудаки и музыка). Сталинабад, 1958.
- Сурудхои халкии точики (Таджикские народные песни). Составители: Ш. Сахибов, Ф. Шахобов, И. Рогальский, М. Рахими. Душанбе, тт. 1−3, 1966, 1970, 1974гг.
- Шашмаком. I том маком «Бузрук». — М., 1950- Птом — маком «Рост». -М., 1954- Штом — маком «Наво». — М., 1957- 1Утом — маком «Дугох» -М., 1959- Утом — макомы «Сегох», «Ирок». — М., 1970.
- Гулчине аз гулзори Фалак (Лучшие образцы из Фалака). Душанбе, 2004.
- Изданные произведения композиторов
- Баласанян С. «Дили ман» («Сердце мое») М. -Л., 1947.
- Бахор Ф. «Мараканда», поэма для симфонического оркестра. М., 1972.
- Бахор Ф. Памирские песни // Бахор Ф. Памирские песни- Мазаев А. Калмыцкие песни. М., 1971.
- Бахор Ф. Симфония № 2 для струнного оркетсра. М., 1979.
- Бахор Ф. Симфония № 4 «Бузург» для большого симфонического оркестра. М., 1984.
- Бахор Ф. «Наво», маком для симфонического оркестра. М., 1985.
- Мамедов Ю. Первая симфония для струнных и ударных инструментов. -М., 1977.
- Мамедов Ю. Вторая симфония для большого симфонического оркестра. -М., 1985.
- Мамедов Ю. Первый струнный квартет. М., 1985.
- Миршакар 3. Симфониетта для струнного оркестра. М., 1982.
- Миршакар 3. «Три памирские фрески» для скрипки и фортепиано. М., 1981.
- Пулоди Ш. «Кантата о Ленине», слова Т. Пулоди. М., 1975.
- Пулоди Ш. Струнный квартет № 2. М., 1986.
- Сабзанов Я. Симфоническая поэма «Памяти Рудаки». М., 1962.
- Сабзанов Я. Опера «Возвращение». Либретто А. Шукухи. М., 1978.
- Сабзанов Я. Концерт для фортепиано с оркестром. Душанбе, 1986.
- Сабзанов Я. Оратория «Огни Нурека» в 7 частях на сл. А. Бахори. М., 1978.
- Сайфиддинов Ш. «Цвети, Таджикистан», кантата для сопрано, баритона, смешанного хора и симфонического оркестра. М., 1959.
- Сайфиддинов Ш. «Пулат и Гульру» (Отрывки из оперы). М., 1961.
- Сайфиддинов Ш. «Золотой кишлак», симфоническая поэма. М., 1965.
- Сайфиддинов Ш. Опера «Рудаки». Либретто С. Северцева и — С. Улуг-заде.-М., 1985.
- Цветаев М. «Венок на могилу великого поэта» 12 романсов на сл. Рудаки. — М., 1960.
- Шахиди 3. Опера «Комде и Мадан» по мотивам одноименной поэмы Бедиля. Либретто А. Дехоти. М., 1982.
- Шахиди 3. Симфония макомов. М., 1984.
- Шахиди Т. Сюита из балета «Смерть ростовщика». М., 1982.1. Авторефераты диссертаций
- Акрамова С. Музыкальное искусство Таджикистана в 20−30-х годах: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Душанбе, 1997.
- Попандопуло Т. Таджикская фортепианная музыка и проблемы ее интерпретации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1987.
- Таджикова 3. Песенная культура таджиков (по материалам Зеравшанских искусствоведческих экспедиций 1958−1961гг.): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1977.
- У Янов-Яновская Н. Узбекская симфоническая музыка: Авторефератдиссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1984.