Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профилактика асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационно-педагогические условия физического воспитания подростков с асоциальным поведением, в процессе секционных занятий при общеобразовательных школах эффективны при следующих условиях: наличии единой системы управления внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы внутри общеобразовательной школы при ведущей роли положительных потребностей подростковпереориентации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
    • 1. 1. Социально-психологические и физические аспекты асоциального поведения подростков
    • 1. 2. Обобщение педагогического опыта физкультурно-оздоровительной работы по профилактике асоциального поведения подростков
    • 1. 3. Педагогическая диагностика асоциального поведения подростков в школе
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования

    Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ШКОЛЕ (на примере занятий баскетболом).

    3.1. Теоретическое обоснование организационно-педагогических условий профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе.

    3.2. Реализация организационно-педагогических условий профилактики асоциального поведения подростков в процессе занятий физическим воспитанием.

    3.3. Обсуждение результатов проведенной опытно-экспериментальной работы.

Профилактика асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Современное состояние проблемы становления человека оценивается большинством ученых как кризисное. В условиях глобальных перемен, происходящих сегодня в России, идет перестройка психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.

Наиболее чувствительными к социальным и психологическим стрессам оказались подростки. Сегодня наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях их поведения кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности. По данным, приведенным в докладе МВД, в России в 2009 г. растет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Десятки тысяч преступлений совершаются детьми и подростками, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. Аналогичная тревожная ситуация характерна и для малых городов сибирского региона, к которым относится и город Анжеро-Судженск. В подразделении по делам несовершеннолетних ГУВД Анжеро-Судженска количество подростков, стоящих на учете, за последние несколько лет постоянно увеличивается и на текущий период колеблется от 450 до 500 детей.

Среди современных проблем России социальная обездоленность детей и подростков является наиболее трагичной по своим последствиям. В связи с этим важнейшей задачей настоящего времени является разработка и реализация социальных программ в области образования и воспитания подрастающего поколения, предусматривающих систему мер предупреждения, преодоления и коррекции асоциальных отклонений в поведении подростков, учащихся общеобразовательной школы.

В трудах М. П. Араловой, А. А. Гужаповского, Е. Н. Ворсина, А. И. Лук, Ю. И. Зотов, Ю. А. Самарина, В. И. Сивакова, М. И. Станкина, А.И. ФукинаДж. Раглина, В. Е. Крылова, А. И. Михеева и других обобщен опыт коррекции через использование средств физического воспитания. Вместе с тем, как справедливо отмечается в исследованиях, до настоящего времени в процессе секционных занятий программный материал по физическому воспитанию был, в основном, ориентирован на подростков, не имеющих отклонений как в психоэмоциональном, так и педагогическом плане. Недостаточно изученными остаются вопросы, касающиеся ранней профилактики правонарушений, отклонений в поведении в условиях школ, расположенных в районах, отдаленных от центров досуга и спорта, в городах повышенной криминагенности, к которым относится город Анжеро-Судженск.

В данной ситуации возникают противоречия между требованиями, предъявляемыми современным обществом, и состоянием воспитательной работы, в частности: между необходимостью создания единого воспитательно-образовательного пространства и недостаточной разработанностью его теоретических и методологических оснований для работы с подростками, имеющими асоциальные отклонения в поведении;

— между современными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в среднеобразовательной школе и отсутствием нормативно-правового и методического обеспечения воспитательно-профилактической деятельности;

— между содержанием существующих программ по физическому воспитанию подростков, учитывающих зачастую лишь физическое развитие, и современными требованиями физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на формирование личности подростка.

В связи с этим актуальной проблемой современного общества является поиск новых средств использования физической культуры и спорта для предупреждения и преодоления асоциальных отклонений в поведении подростков 13 — 15 лет.

Объект исследования — физическое воспитание подростков в школе. Предмет исследования — организационно-педагогические условия профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе (на примере занятий баскетболом).

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать организационно-педагогические условия профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий, и в опытно-экспериментальной работе проверить их эффективность.

Рабочая гипотеза заключается в предположении, что процесс профилактики асоциального поведения подростков будет целенаправленным и продуктивным при обеспечении следующих организационно-педагогических условий: выявлении и систематизации социально-психологических и физических особенностей подростков, имеющих асоциальное поведениеразработке программно-методического обеспечения профилактики асоциального поведения подростков и использовании его в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школеразработке и реализации педагогической модели профилактики асоциального поведения подростков в школесистематизации методов контроля и коррекции асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе.

В соответствии с целью и рабочей гипотезой решались следующие задачи исследования:

1. Исследовать состояние теоретической и практической разработанности проблемы профилактики асоциального поведения-подростков.

2. Выявить и систематизировать социально-психологические и физические особенности подростков с асоциальным поведением.

— 63. Разработать организационно-педагогические условия профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием.

4. Разработать педагогическую модель профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе.

5. Исследовать и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: классические труды П. П. Блонского, Л. И. Божович, JI.C. Выготского, В. П. Кащенко, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, Д. И. Фельдштейна, в которых раскрываются психолого-педагогические закономерности развития личности в подростковом возрасте, а также работы Н. Б. Ануфриковой, Е. А. Байер, С. М. Бажукова, А. В. Белоусова, С. А. Беличевой, М. Н. Жукова, В. М. Зациорского, В. А. Кабачкова, Т. В. Карбышевой, В'.В. Крылова, В. А. Куренцова, Т. В. Левченко, С. К. Масгутовой, А. И. Михеева, И. А. Невского, Ю. А. Самарина, В. И. Синякина, М. П. Сивакова, М. В. Соловых, В. А. Троек и других.

Научная новизна исследования:

1. Разработан и научно обоснован комплекс организационно-педагогических условий профилактики асоциальных отклонений в поведении подростков, в которые вошли: выявление и систематизация социально-психологических и физических особенностей подростков, имеющих асоциальное поведениеразработка, программно-методического обеспечения профилактики асоциального поведения подростков и использовании его в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школеразработка и реализация педагогической модели профилактики асоциального поведения подростков в школесистематизация методов контроля и коррекции ' асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе.

— 72. Научно обоснованно и разработано программно-методическое обеспечение профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе, которое содержит: теоретический и практический материал, основанный на игре в баскетбола также следующие формы профилактики: лекции и беседыродительские собраниявстречи со спортсменами высокой квалификации, совместные ознакомительные занятия и игрыпосещение соревнованийучастие в товарищеских встречах, спортивных праздниках и соревнованияхспециализированные тренинговые упражнения и методику контроля.

3. Разработана педагогическая модель профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий, которая включает в себя следующие блоки: оздоровительно-ознакомительный, базово-развивающий, специализированный.

4. Систематизирована методика контроля и коррекции асоциального поведения подростков в процессе* секционных занятий, которая включает в, себя следующие блоки критериев: социальный (анализ социальной сферы подростка, определение интересов и потребностей, оценка общей успеваемости), психоэмоциональный (тестирование психологического состояния: тревожности, агрессивности и нервно-психической устойчивости), физическая подготовленность (анализ физического развития и физических качеств).

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании организационно-педагогических условий профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием вшколе, наполнением теоретическим содержанием педагогическоймодели профилактики асоциального поведения подростков. Полученные данные расширяют и дополняют теорию физического воспитания детей и подростков.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения, комплексов тренинговых упражнений с психофизической направленностью, практической модели профилактики асоциального поведения подростков, интегрированной методики контроля и коррекции асоциального поведения. Достоверно установлена их эффективность в профилактике асоциального поведения в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе.

Результаты исследования могут быть использованы в разработке учебных пособий, методических рекомендаций и программ по физическому воспитанию подростков с асоциальным поведением для образовательных учреждений, в прессе повышения квалификации учителей физической культуры и тренеров.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профилактика асоциального поведения подростков будет эффективной, если в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе будут обеспеченны следующие организационно-педагогические условия: выявлены и систематизированы социально-психологические и физические особенности подростков, имеющих асоциальное поведениеразработано программно-методическое обеспечение профилактики асоциального поведения подростков и использовании его в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школеразработана и реализована педагогическая модель профилактики асоциального поведения подростков в школесистематизированы методы контроля и коррекции асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием в школе.

2. Программно-методическое обеспечение профилактики асоциального поведения ' подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием, которое, содержит: теоретический материал, материал для практических занятий, специализированные тренинговые упражнения, направленные на коррекцию психофизического состояния подростков, методику контроля асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий.

3. Педагогическая модель профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий в школе, включающая следующие блоки: «оздоровительно-ознакомительный» — лекции и беседы о пользе занятий физической культурой, родительские собрания, встречи со спортсменами высоких спортивных разрядов, просмотр агитационных и учебных видеофильмов, анализ индивидуальных особенностей подростков, проведение занятий низкой интенсивности с учетом интересов испытуемых- «базово-развивающий» — применение педагогических приемов, нормализующих повышенный уровень агрессивности, тревожности, нервно-психической устойчивости, коррекция личностных качеств и психологического состояния подростков путем внедрения в учебно-тренировочный процесс комплексов тренинговых упражнений- «специализированный» — совершенствование двигательных качеств, формирование предпосылок для развития положительных качеств личности, улучшения психоэмоционального состояния и социальной адаптации, умения управлять своим поведением и эмоциями.

4. Методика контроля и коррекции асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий физическим воспитанием, включающая в себя следующие критерии: психологическое состояние (тревожность, агрессивность, психическую устойчивость), социальные характеристики (сфера интересов и потребностей, коммуникативные способности, мотивация), физическое состояние (физическая подготовленность и физическое развитие).

Достоверность результатов исследования и выводов* обеспечена: корректным применением комплекса методов, адекватного предмету, задачам и логике исследованияметодологическим обоснованием исходных позицийэкспериментальным подтверждением гипотезы исследования.

Структура диссертации определена логикой исследования, характером поставленных задач, их последовательным решением. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Библиографический список литературы включает 180 источников, из них 6 зарубежных. Общий объем работы составляет 180 страниц.

выводы.

1. Изучение специальной научно-методической литературы и практического опыта показало недостаточную проработанность вопросов, раскрывающих специфику профилактической работы с подростками имеющими асоциальное поведение.

2. В результате исследования выявлены индивидуальные особенности подростков с асоциальным поведением: низкий интерес к различным социально-значимым видам деятельностиотрицательное отношение к воспитательным мероприятиямнарушения дисциплины и пропуски занятийконфликты со сверстниками, педагогами и родителяминизкая успеваемость. Выявлены отклонения в психоэмоциональном состоянии: высокий показатель личностной тревожности, низкий уровень экстраверсии, мотивации к учебной деятельности и самооценки личности. Анализ физического развития и физической подготовленности показал, что в группе подростков социального риска ниже уровень развития скоростно-силовых качеств и выносливости.

3. Разработаны организационно-педагогические условия профилактики асоциального поведения подростков в школе, включающие: совместную направленность профилактической работы социальных педагогов, психологов, инспекторов детской комнаты милиции и тренеровучет интересов подростков в процессе секционных занятийпрограммно-методическое обеспечение процесса физического воспитания подростков с асоциальным поведениемподбор адекватных педагогических методов, приемов и форм организации занятий, направленных профилактику асоциального поведениясоздание благоприятного эмоционального и психологического микроклимата на занятияхконтрольно-нормативное обеспечение.

4. Структурирована, педагогическая модель профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий, которая включает в себя следующие этапы: оздоровительно-ознакомительный, базово-развивающий, специализированный.

— 1185. В результате опытно-экспериментальной проверки педагогических условий профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий баскетболом были выявлены следующие изменения в изучаемых параметрах. Так, в группе подростков, занимавшихся по экспериментальной программе, значимо снизился уровень нейротизма (15,13%), агрессивности (18,93%), личностной (17,55%) и ситуационной (14,12%) тревожности, увеличился уровень нервно-психической устойчивости 22,68%. Повысился уровень социальной активности подростков с 18,9% до 31,5%, что, соответственно, повлекло за собой повышение дисциплины наблюдаемых до 20,6%. Также увеличение социальной значимости подтверждается снижением конфликтности как с педагогами, так и со сверстниками с 5,6% до 29,73%. Наблюдается значительное снижение проявлений негативных интересов и потребностей с 61,3% до 27%, изменилось качество успеваемости испытуемых экспериментальной группы с 23,5% до 42,6%, мотивация учебной деятельности возросла на 25,17%. Произошли увеличение показателей физической подготовленности подростков экспериментальной группы. Так, выявлены значительные изменения в показателях скоростных качеств (прирост составил 8,05%), скоростно-силовых качеств (9,27%), силовых (41,65%), и гибкости (36,19%).

— 119.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Организационно-педагогические условия физического воспитания подростков с асоциальным поведением, в процессе секционных занятий при общеобразовательных школах эффективны при следующих условиях: наличии единой системы управления внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы внутри общеобразовательной школы при ведущей роли положительных потребностей подростковпереориентации подростков на новую сферу деятельности, включении их в соответствующую микрогруппу в соответствии с его интересами, создании условий, препятствующих нежелательному общению, связям вне учебного заведения, в основном за счет занятости в свободное от учебы времявовлечение и стабилизацию занятий физическими упражнениями следует осуществлять систематически и планомерно, с учетом личностных особенностей подростка.

2. Необходимо строить весь учебно-тренировочный и воспитательный процесс поэтапно: привлечение учащихся в спортивные секцииподдержание средствами физической культуры мотивации, потребностей и формирование опыта адекватного поведения подростков на секционных занятияхсовершенствование двигательных качеств с учетом психоэмоционального состояния.

3. Процесс вовлечения подростков к регулярным занятиям физической культурой • и спортом в условиях общеобразовательной школ в зонах города повышенной криминагенности осуществляется путем использования* интереса подростка к определенной спортивной деятельности, а также составления плана занятий с использованием пожеланий самих занимающихся. Фундаментом физической работоспособности подростков является: разносторонняя физическая подготовка, обязательная последовательность увеличения нагрузки, использование вспомогательного оборудования, целенаправленность каждой тренировки, внедрение психологических приемов. Не допускать форсированной подготовки для достижения высоких спортивных результатов в кротчайший срок.

4. Для более благоприятного протекания психоэмоционального состояния и быстрейшего наращивания социальных связей в процессе тренировки целесообразно применять метод психофизического тренинга в совокупности с педагогическими приемами.

5. Обязательным условием в организации воспитательно-коррекционной работы с подростками, имеющими асоциальное поведение, является, индивидуальный подход к каждому пришедшему в спортивную секцию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.Г., Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды Текст. / Б. Г Ананьев. — М.: МПСИ, 2008. — 432с.
  2. , И.П., Голубкова, Н.Я. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей Текст. / И. П. Андреева, Н. Я. Голубкова. // Социальные исследования. 1989. — Вып. 4. — С. 48−56.
  3. , Н.Б. Содержание и организация физического воспитания педагогически запущенных подростков 15−16 лет в спортивных клубах по месту жительства Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Н. Б. Ануфрикова. М., 2000. — 20 с.
  4. , Г. Г., Жариков, Н.М., Зеер, Э. Ф. Учителям и родителям о психологии подростка Текст. / под ред. Г. Г. Аракелова. — М.: Высшая школа, 1990.- 304с.
  5. М.П. Методы генштальт-терапии в работе с детьми // Методы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. — Т.З., Вып.1. — С. 15−16.
  6. , Е.К. Роль семьи в предупреждении асоциального и антисоциального поведения учащихся Текст.: сборник научных статей I Всесоюзной научно-практической конференции / Е. К. Арифова. — М., 1991.-С. 61−62.
  7. , С.Д. Предупреждение и преодоление криминогенных установок у несовершеннолетних Текст.: автореферат диссертации кандидата юридических наук / С. Д. Арзувдян. М., 1988. — 36 с.
  8. Н.Г. Метод статистической обработки составляющих конфликта как основа выбора стратегии разрешения конфликтных ситуаций в школьно-педагогическом коллективе //Методы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. — Т.З. -Вып.2. — С.11−13
  9. Бабанский, KDiK. Научно-профилактические проблемы школьной психологической службы Текст. / под ред. Ю. К. Бабанского и др. — М-., 1987.-494 с.
  10. Ю.Багдасарян, Г. И. Физическая культура и спорт важное средствопрофилактики правонарушении несовершеннолетними и перевоспитания «трудных» подростков Текст. / Г. И. Багдасарян // Теория и практика физической культуры. 1986. — Вып. 17. — С. 47−49.
  11. П.Бажуков, С. М. Вопросы организации и содержания физического воспитания подростков (13−15 лет) по месту жительства Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / С. М. Бажуков. -Томск, 1972.-27 с.
  12. , Е.А. Коррекция развития нравственно-волевой сферы личности подростков средствами физической культуры Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Е. А. Байер. Тула, 2000. -24 с.
  13. , С.А. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних Текст. / С. А. Беличева. -М., 1994.-85 с.
  14. , С.А. Социализированные подростковые4 клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков Текст. / С. А. Беличева // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — Вып. 6. — С. 48−54.
  15. , С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних Текст.: автореферат диссертации кандидата психологических наук / С. А. Беличева. М., 1989. — 34 с.
  16. , А.С. Трудные подростки Текст. / А. С. Белкин // Воспитание школьников. 1981. — Вып. 1. — С. 38−42.
  17. , В.В. Воспитание в спорте Текст. / B. Bt Белорусова. Физическая культура и спорт — М., 1974. 117с.
  18. , А.В. Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ, расположенных в зоне повышенной криминогенности Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / А. В. Белоусов. -М., 1999.-20 с.
  19. , В.М. Внушение и его роль в общественной жизни Текст. / В. М. Бехтерев. СПб.: Питер, 2001. — 256 с.
  20. П.П. Избранные психологические произведения. Текст. / П. П. Блонский. -М.: Педагогика, 1964. 548 с. 21 .Блувштейн, Ю. Д. На пути к диалогу Текст. / Ю. Д- Блувштейн. — Вильнюс, 1997.- 115 с.
  21. , ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
  22. , Е.В. Опыт разработки концепций воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская. — Часть 1. Ростов — н/Д, 1999. — 560 с.
  23. , Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов — н/Д, 1991. — С. 57.
  24. , О. А. Направленное использование средств физической культуры для целостного формирования личности педагогически запущенных подростков 10−11 лет Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / О. А. Борисова. М., 1999. — 25 с.
  25. , М.И. Если подросток «трудный» (об истоках аномального поведения школьников) Текст., / М. И. Буянов // Народное образование. -1988.-Вып. 6.-С. 107−112.
  26. , В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних Текст. / В-Л. Васильев. Л, 1980. — 35 с.
  27. , В.Н., Яценко, Т.С., Антонещ. Н. В. Особенности детей с. признаками социальной-дезадаптации 1 Текст.: сборник научных статей I Всесоюзной научно-практической конференции / В. Н. Винов, Т. С. Яценко, HiB: Антонец. -М, 1991. С.20−22.
  28. , Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике Текст. / Г. Вищлак // Психодиагностика.- 124
  29. Теория и практика. 1986. — Вып. 6. — С. 124−151. 31. Властовекий, В. Г. Акселерация роста и развития Текст. / В. Г. Властовекий. — М., 1976. — 279 с.
  30. , JI.C. Собрание сочинений. Т. 1−6. Текст. / JI.C. Выготский. -М.: Просвещение, 1984.
  31. , JI.H., Мещерякова С .Я., Царегородцева JI.M. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и в детских домах Текст. / JI.H. Галигузова, С. Я. Мещерякова, JI.M. Царегородцева. // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 17−25.
  32. , П.П. Спортсменам о восстановлении Текст. / П. П. Гамошаускас // Теория и практика физической культуры. 1978. — С. 4751.
  33. , В.И. Нервные и трудные дети. Текст. / В. И. Гарбузов. СПб.: Астрель, 2007 г. — 352 с.
  34. , В.И. Практическая психология. Текст. / В. И. Гарбузов. СПб., 1994.-134 с.
  35. , М.Е. Формы организации и методы внедрения физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / М. Е. Геллер. -Минск, 1983.-29 с.
  36. , М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок Текст. / М. А. Годик // Физкультура и спорт. 1980. — Вып. 14. — С. 22−27.
  37. , Н.К., Битинас, Б.П. Введение в диагностику воспитания Текст. / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  38. , Н.К. Изучение воспитательной системы школы Текст. / Н. К. Голубев. -М., 1994. 112 с.
  39. , Г. Д., Гогунов, Е.Н. Психология физической культуры и спорта Текст. / Г. Д. Горбунов. М.: Академия, 2009. — 200 с.
  40. , В., Ванек, М., Свобода, Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности Текст. / В. Гошек, М. Ванек, Б. Свобода.- 125
  41. Прага: Физкультура и спорт, 1973. С. 21−22.
  42. , Г. В. Психологические особенности подростков с явлениями психической неустойчивости и задержкой психического развития Текст. / Г. В. Грибанова. М., 1986. — С. 14.
  43. , А.Г. Воспитание дисциплины подростка в семье Текст. / А. Г. Григорьев. Минск, 1975. — 120 с.
  44. , В.В. Пути преодоления психопатий и психоподобных расстройств у детей и подростков Текст. /В.В. Гроховский // Профилактика психоневротических расстройств у школьников и учащихся подростков. — Харьков, 1980. С. 117−149.
  45. , Ю.Т., Сысоев, Ю.В. Физкультурно-массовая работа по месту жительства Текст. / Ю. Т. Гульков, Ю. В. Сысоев. // Теория и практика физической культуры. 1985. — Вып. 10. — С. 30−35.
  46. , А.А., Ворсин, Е.Н. Физическое воспитание в школе. Текст. / А. А. Гужаловский, Е. Н. Ворсин. Мн., 1988. — 171 с.
  47. , В.А., Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подрастковая психиатрия Текст. / В. А. Гурьева. М.: Медицинское инфирмационное агенство. 2007. — 270 с.
  48. , JI.H. В мире детских эмоций Текст.: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис — Пресс, 2008. — 210 с.
  49. , JI.H. Диагностика школьной дезадаптации Текст. / JI.H. Данилина. М., 1993. — 126 с.
  50. , M.JI. Спорт и воспитание подростков //Спорт для всех и профилактика правонарушений Текст.: сборник научных статей I Всесоюзной- научно-практической конференции" / M.JI. Двойнин. М., 1991.-С. 18.
  51. , Т.В. Подросток. Текст. / Т.В. Драгунова-М.: Педагогика^ 1997.-304 с.
  52. , И.В. Возрастная и педагогическая психология Текст. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 2008. — 368 с.
  53. , JI.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков. Актуальные проблемы суицидологии Текст. / под ред. А. Т. Амбрумовой. М.: НИИ психиатрии, 1978. — Т. 83−104. — С. 57.
  54. , Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. Текст. / Ю. М. Жуков Киров., 1991. — 205 с
  55. Зелинская // Школа здоровья. 1995. — Вып. 2. — С. 5−12. 59. Зотов, Ю. И. Воспитание подростка в спортивном коллективе Текст. / Ю.И. Зотов-М.: Физкультура и спорт, 1984. — 104 с.
  56. , В. А. Педагогический мониторинг эффективности воспитательной системы школы Текст. / В. А. Кабачков. Ростов-н/Д, 1997.-119 с.
  57. , Т.В. Содержание и методика занятий физическими упражнениями с девушками 15−16 лет, имеющими различную степень педагогической запущенности Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Т. В. Карбышева. М., 1995. — 20 с.
  58. , В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков Текст. / В. П. Кащенко. — М.: Академия, 2008.-304 с.
  59. , И.И. Трудное счастье Текст. / И. И. Карпец. М.: Молодая гвардия, 1988.- 142 с.
  60. Кле, М. Психология подростка. Психосексуальное развитие Текст. / М. Кле. -М.: Педагогика, 1991. 176 с.68-Кон, И. С. Междисциплинарные исследования: социология, психология, сексология, антропология Текст. / И. С. Кон. М, 2006. — 367 с.
  61. Кон, И.С. Социологическая- психология Текст. / И. С. Кон. — М. Воронеж: Ин-т практической психологии, 1999^ 560 с.
  62. Г.Константинов- Н.А., Медынский, Е.Н., Шабаева, М. Т. История педагогики Текст. / НА. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Т. Шабаева. -М., 1982.-447 с. .
  63. Кочетов, А. И- Воспитание подростка Текст. / А. И. Кочетов. Mi: Педагогика, 1972. — 120 с.
  64. Кочетов, А. И: Перевоспитание подростка Текст. / А. И. Кочетов. М.: Педагогика, 1986. — 160 е. .
  65. , А.П. О подростках Текст. / А. П. Краковский. М., 1970. -271 с.
  66. , Л.И. Физиологические особенности пубератного периода Текст. / Л. И. Крупицкая // Актуальные вопросы возрастной физиологии. 1976. — Вып. 3.- С. 33−35.
  67. , В.А. Психология Текст.: учебник для учащихся педагогических училищ / В. А. Крутецкий. М., 1980. — 352 с.
  68. , В.В. Содержание и организация внеклассной работы с трудными подростками путем направленного использования средств физической культуры Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук /В.В. Крылов. М. 1993. — 24 с.
  69. , В.Е. Основные направления методики, воспитательной коррекции И' тренирующих занятий Текст.: сборник материалов региональной научно-практической конференции / В. Е. Крылов. -Ростов-н/Д, 1999.-С. 120−121.
  70. , В.А., Левченкова, Т.К. Выявление подростков группы психосоматического риска на основе комплексной программы обследования Текст.: сборник материалов научно-практической конференции / В. А. Куренцов, Т. К. Левченкова. М., 1994. — С. 21.
  71. , В.А., Петров, В.К. Профилактика правонарушений среди подростков 13−14 лет средствами физической культуры Текст.: сборник материалов научно-практической конференции / В. А. Куренцов, В. К. Петров. Коломна, 1997. — С. 311−312.
  72. , Г. И. Воспитание и перевоспитание трудных подростков в процессе занятий спортом Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Г. И. Кушков. М., 1978. — 21 с.
  73. , В.Н. Механизм преступного поведения. Текст. / В. Н. Кудрявцев.-М.: Наука, 1981.-305 с
  74. , И., Матейчек, 3. Психологическая депривация в детском возрасте Текст. / И. Лангмейер, 3. Матейчек. Прага., 1984. — 247 с
  75. , П.Ф. Педагогика Текст. / П. Ф. Лесгафт. -М-, 1991. 176с.
  76. , П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста Текст. / П. Ф: Лесгафт. СПб., 1912. — 183 с.
  77. , П.Ф. Избранные труды Текст. / П. Ф. Лесгафт. М.: ФиС, 1987. -358 с.
  78. , М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. М., 1986.- 186 с.
  79. , А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Текст. / А. Е. Личко. М.: Речь, 2009. — 256 е.
  80. Лук, А.И. Психолого-педагогическая коррекция средствами физической культуры Текст. / А. И. Лук. М., 1989. — 68 с.
  81. Лупьян, Я: А. Барьеры общения, конфликты, стресс*Текст. / Я. А. Лупьян. Минск: Высшая школа, 1986. — 206 с.
  82. А. С. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5 Текст. / А. С. Макаренко. М.: Правда, 1971. — 509с.
  83. , Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков Текст. / Н. Ю. Максимова //Вопросы психологии. 1988. — Вып. З.-С. 93−94.
  84. Марищук, B. J1. Психодиагностика в спорте Текст.: учебное пособие для ВУЗов / под ред. B.JI. Марищук и др. М.: Просвещение, 2005. — 349 с.
  85. , Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты Текст. / под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. СПб.: Лань, 2005. — 384 с.
  86. , С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / С. К. Масгутова. — М., 1988. -23 с.
  87. , П., Конджер, Д., Каган, Дж., Хьюстон, А. Развитие личности ребенка Текст. / Сост. Ю. И. Фролов. // Психология подростка. Хрестоматия. М., 1997. — С. 14−175.
  88. ЮО.Михеев, А. И. Формирование интереса к спорту у педагогически запущенных подростков Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / А. И. Михеев. М., 1969. — 25 с.
  89. , Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя Текст. / Л. М. Митина. // Вопросы психологии. № 3. 1990. — С. 15−16.
  90. , И.А. Вопросы преодоления педагогической запущенности школьников Текст. / И. А. Невский // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1987. — Вып. 1 (36). — 63 с.
  91. Юб.Никитина, Б.А., Чтецов, В. П. Морфология человека Текст. / Б. А. Никитина, В. П. Чтецов. М.: Медицина, 1990. — 356 с.
  92. , Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков Текст. / Е. В. Новикова // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М., 1985.-С. 152−160.
  93. С.Г., Михеев, А.И. Воспитание футболом Текст. / С. Г. Нуржанов, А. И. Михеев. // Спортивные игры. № 8. 1985. — 20 с. 109.0вчарова, Р. В. Практическая психология образования Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Академия, 2008. — 448 с.
  94. ПО.Оя, С. М. Возрастная динамика некоторых психических функций у занимающихся спортом. Психика человека в единстве теории и практики Текст.: сборник-материалов по проблеме / С. М. Оя. Тарту, 1975. — С. 110−113.
  95. Ш. Пашин, A. JL Методика использования тренажерных устройств и специальных приспособлений в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся ПТУ Текст.: диссертация кандидата педагогических наук / A.JI. Пашин. М., 1985. — 163 с.
  96. , Н.Б. Связь уровня тревожности подростков сэффективностью их интеллектуальной деятельности- Текст. / Н. Б. Пасынкова // Психологический журнал. № 8. 1996. — С. 169−174.
  97. ПЗ.Петров, В.К., Куренцов, В. А. Методика использования- тренажерных устройств" в физическом воспитании, подростков группы социального риска II Текст.: научные труды ВНИИФК за 1995 год / В. К. Петров, В. А. Куренцов. -М., 1996.-С.137−147.
  98. , И.Л. Воспитание решительности у школьников Текст.: сборник материалов региональной научно-практической конференции /- 132
  99. И.Л. Петякин. Ростов-н/Д, 1999. — С. 113−114.
  100. , Т.В. Психолого-педагогические основы единства изучения и воспитания трудных подростков Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Т. В. Писарев. Казань, 1971. — 24 с.
  101. Пб.Поварницын, В. А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися-подростками Текст. / В. А. Поварницын. Челябинск: ЧГПИ, 1984.-С. 8.
  102. Н.В., Труве Э. И. Исследование особенностей школьной дезадаптации у младших школьников и подростков при переходе из начальной в среднюю школу Текст. / Н. В. Помазков, Э. И. Труве. // Методы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. Вып.1. — С.187 — 188.
  103. , Т.В. Оздоровительные психологические упражнения Текст.: сборник материалов Международного конгресса / Т. В. Попова, автореферат диссертации кандидата педагогических наук / СПб., 1996. -177 с.
  104. , A.M. Понять другого Текст. / A.M. Прихожан. // Семья и школа.-М., 1997 № 10.
  105. , A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога Текст. / A.M. Прихожан. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. -М., 1988.-С.110−128.
  106. , A.M. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте Текст. / A.M. Прихожан // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. — М., 1984. — С. 76−88.
  107. Прихожан-, A.M. Школьный психологи психолог-консультант: общее и различия Текст.,/ A.M. Прихожан. // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. — М., 1989. С 37 — 40.
  108. , A.M., Толстых, Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни Текст. / A.M. Прихожан., Н. Н. Толстых. М.: Знание, 1990. — 79 с.
  109. , Б.Н. Индивидуализация тактической подготовки теннисистов 13−16 лет в зависимости от особенностей интеллектуальной деятельности Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Б. Н. Пьянов. — М., 1990.-21 с.
  110. , Я.П. Возрастно-половые стандарты (10−50 лет) аэробной способности человека Текст.: автореферат диссертации доктора медицинских наук / Я. П. Пярнат. — М., 1983. 43 с.
  111. , М. Помощь трудным детям Текст. / М. Раттер [пер. с англ.]. -М.: Апрель Пресс, 1999. 432 с.
  112. , А.А. Характерологические особенности подростков -делинквентов Текст. / А. А. Рван // Вопросы педагогики. 1981. — Вып. 4. — С. 139−150.
  113. , А.В. Психология физического воспитания и спорта Текст. / А. В: Родионов. М!: Академический проект, 2004. — 576 с.
  114. , П.А. Психология и современный спорт Текст. / П. А. Рудик. -М.: Физкультура и спорт, 1973-. — С. 76−79.
  115. .Ж. Эмиль, или о Воспитании-Текст. / Ж. Ж. Руссо. — М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова. 1911. 756с.
  116. Самарин, Ю. А. Вопросы формирования личности ребенка и подростка- 134
  117. Текст. /Ю.А. Самарин. -М., 1952. 173 с.
  118. , В.И. Методика физического воспитания младших подростков, имеющих повышенный уровень тревожности, агрессивности (на примере школ-интернатов) Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / В. И. Сиваков. М., 1993. — 184 с.
  119. , М.П. Формирование психологической устойчивости дезадаптированных подростков 15−16 лет в процессе спортивной деятельности Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / М. П. Синякин. М., 2000. — 20 с.
  120. , JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам Текст.: сборник материалов научно-практической конференции / JI.C. Славина. М.: ВНИИ МВД, 1990. -123 с.
  121. , Н.А. Трудные дети и трудные взрослые Текст. / Н. А. Стручков. М., 1991. — 190 с.
  122. , В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития Текст. / В. М. Слуцкий. //Психологический журнал. 1996. -№ 1.- С. 86−94.
  123. , М.В. Самовоспитание подростков в процессе спортивной деятельности: Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / М. В. Соловых — Малаховка, 1989. — 23 с.
  124. , Дж. Обучение через движение Текст. / Дж. Спалдинг. — М.: Дрофа, 1992.-271 с.1'42.Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания Текст. / М. И. Станкин. — М.: Просвещение, 1987. 160 с.
  125. , М.И. Учитель физической культуры Текст. / М. И. Станкин. //
  126. Личность, общение. М.: Педагогика, 1993. — С. 14−18.
  127. , М.В. Социально-педагогические комплексы и предупреждение преступлений несовершеннолетних по месту жительства Текст.: диссертация доктора юридических наук / М. В. Талан. Казань, 1989. -225 с.
  128. , В.А. Повышение адаптивности подростков специальными физическими упражнениями Текст.: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / В. А. Троек. — Краснодар, 1998. 20 с.
  129. , В.А. Правовые основы участия общественных и трудовых коллективов в предупреждении рецидива преступлений среди осужденных без лишения свободы и судимых Текст.: автореферат диссертации доктора юридических наук / В. А. Уткин. Томск, 1989. -210 с.
  130. , Д.И. Психология взрасления, структурно-содержательные характеристики развития личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Флинта, 2004. — 672 с.
  131. , Н.А. Физиология человека Текст. / Н. А. Фомин. М.: Просвещение, 1995. — 416 с.
  132. Фукин, А.И.* Коррекция психического развития детей средствами физической культуры Текст. / А. И. Фукин. // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Материалы международного конгресса. М., 1996. — С. 335.
  133. , Ю.Л. Стресс и тревога в спорте Текст. / Ю. Л. Ханин. — М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12.
  134. , Ю.Л. Краткое руководство к школе личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Текст. / Ю. Л. Ханин. Л.: ЛНИИФК, 1976. — 19 с.
  135. , Ю.Л. Психология общения в спорте. Текст. / Ю. Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 126 с.
  136. , Ю.Л., Буланова, Г.В. Управление эмоциональным состояниемстудентов средствами физического воспитания Текст. / Ю. Л. Ханин. Г. В. Буланова. // Стресс и тревога в спорте. М, 1983. — С. 261 — 267.
  137. , X. Мотивация и деятельность Текст. / под ред. Б. М. Величковского. Т. 1. — М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  138. , X. Мотивация и деятельность Текст. / под ред. Б. М. Величковского. Т. 2. — М.: Педагогика, 1986. — 392 с.
  139. , М.А. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам Текст. / под. ред. А.Г. и М. В. Антроповых. М., 1982.-240 с.
  140. , F.A. Психология саморазвития: Задача*для подростков и их педагогов Текст. / Г. А. Цукерман. Рига.: Эксперимент, 1997. — 278 с.
  141. , С.Т. Воспитательная система Текст. / С. Т. Шацкий. -М.: Учпедгиз, 1954.- 189 с.
  142. , С.Т. Годы испытаний Текст. / С. Т. Шацкий. — М., 1925. 216 с.
  143. , М.А. Социализация и воспитание личности школьника- в педагогическом процессе Текст. / М. А. Шилова // Учебное пособие. Изд. 2 Красноярск.: РИО ЬСГПУ, 2007. — 218 с.
  144. , Т.Ф. Актуальные проблемы социального воспитания Текст. / Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, В. Е. Львов. Москва: АПН СССР, 1990. -168 с.
  145. Д.Б. Возрастные особенности младших подростков Текст. / Сост. Ю. И. Фролов. // Психология подростка. Хрестоматия — М.: РПА, 1997.-С. 286−334. 166. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б.
  146. Эльконин. -М., 1995. 416 с. 167. Эриксон, Э. Детство и общество. Текст. / Э. Эриксон. — СПб.: Речь, 2002 г.-416 с.
  147. , Т.Ф. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника Текст. / Т. Ф. Яркина. — М., 1990. С. 51.
  148. Connolly, К. The Development of Competence in Motor Skills Text. / K. Connolly // Psychology of Motor Behavior and Sport. — Champaign: Human Kinetics Publishers, 1980. P. 229−268.
  149. Kim, C.K. Altitude Training and Muscular Adaptation Text. / C.K. Kim. -Bangalore, 1996. P. 64−66.
  150. Morgan, W.P. Affective enface of vigorous physical activity Text. / W.P. Morgan // Medicine and Science in Sports and Exercises. T. 17. — Champaign: Human Kinetics Publishers, 1980. — № 1. — P. 94−100.
  151. Mota, J., Nunes, P.P. Parents Influences on Children’s Activity Text. / J. Mota, P.P. Nunes. Bangalore, 1996. — P. l 10−111.173.0sness, W.H. Strength Training Program for Athletes Procedures and
  152. Outcomes Text. / W.H. Osness. Bangalore, 1996. — P. 62−63. 174. Poreski, R.N. The Companion Animal Bonding-Scale: Internal Reliability and Construct Validity [Text] / R.N. Poreski // Psychological Reports. — 1987. — № 60.-P. 43−46.
  153. Педагогическая энциклопедия Текст. Т. 3. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  154. Программа физического воспитания учебных заведений профессионально-технического образования Текст. -М., 1982. 105 с.
  155. Программа физического воспитания железнодорожного техникума г. Томска Текст. Томск, 1996. — 42 с.
  156. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту Текст.
  157. Т. 2. -М.: Физкультура и спорт, 1962. 331 с. 179. Большой энциклопедический словарь Текст. / под ред. A.M. Прохорова.- М.: Норинт, 2004. 1600 с.
  158. Энциклопедия физической подготовки Текст. / под ред. А. В. Карасева.- М.: Лептос, 1994. 368 с.
Заполнить форму текущей работой