Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Средства оздоровительной физической культуры для коррекции психофизического состояния детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У них снижена также координация движений обеих рук, недоразвита мелкая моторика кистей и пальцев рук, что обусловливает относительно низкие показатели силовых и скоростно-силовых способностей в разных видах метания на дальность. Дошкольники с ЗПР неточно выполняют дозированные упражнения, движения с перекрестной координацией, ритмические, ациклические, двигательные действия, выполняемые без… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Понятие «задержка психического развития», взгляд на проблему различных авторов
    • 1. 2. Характеристика психофизического развития детей 5−7 лет с задержкой психического развития
      • 1. 2. 1. Особенности морфофункционального состояния детей 5−7 лет с
      • 1. 2. 2. Специфика развития психомоторики, общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
      • 1. 2. 3. Интеллектуальное и психоэмоциональное развитие дошкольников, имеющих задержку психического развития
    • 1. 3. Анализ средств физической культуры, используемых для работы с дошкольниками с задержкой психического развития
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Анализ и обобщение научно-методической литературы
      • 2. 2. 2. Антропометрия
      • 2. 2. 3. Педагогическое тестирование
      • 2. 2. 4. Педагогическое наблюдение
      • 2. 2. 5. Методы психодиагностики
      • 2. 2. 6. Педагогический эксперимент
      • 2. 2. 7. Анализ документации
      • 2. 2. 8. Методы математической статистики
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ
  • ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Основные проблемы в развитии координационных способностей и состоянии здоровья детей 6−7 лет с задержкой психического развития
    • 3. 2. Исходные показатели физического развития, физических качеств и психических функций детей дошкольного возраста 6лет с задержкой психического развития
    • 3. 2. 1.Результаты оценки физического развития детей 6−7 лет с задержкой психического развития
      • 3. 2. 2. Результаты оценки физических качеств детей 6−7 лет с задержкой психического развития
      • 3. 2. 3. Результаты оценки показателей психических функций детей 6лет с задержкой психического развития
    • 3. 3. Комплекс экспериментальных средств оздоровительной физической культуры для детей с задержкой психического развития
    • 3. 4. Эффективность применения средств ОФК для детей 6−7 лет с задержкой психического развития
  • ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ

Средства оздоровительной физической культуры для коррекции психофизического состояния детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Исследования В. Г. Алямовской, С. Н. Петровой (2004) выявили, что при поступлении в детский сад от 20 до 50% детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Почти треть детей (в том числе и посещающих дошкольные учреждения) имеет неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к гипоксии.

Задержка психического развития (ЗПР) — это такое нарушение нормального темпа развития психики, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Задержка психического развития у детей обнаруживается чаще всего с началом обучения дошкольников в старших группах ДОУ. Исследования А. М. Воропаева (1990), С. Г. Шевченко (1998), Л. В. Шапковой (2002), А. А. Дмитриева (2006), Н. А. Козленко (2007) показали, что наибольшие затруднения у дошкольников с ЗПР вызывает выполнение физических упражнений различной координационной сложности, связанных с ориентировкой в пространстве, точностью движений, глазомером, функцией равновесия.

У детей с ЗПР наблюдаются относительно низкие показатели силовых и скоростно-силовых способностей в разных видах метания на дальность из-за сниженной координации движений обеих рук, недоразвития мелкой моторики кистей и пальцев рук. Это обусловлено тем, что ловкость зависит от деятельности центральной нервной системы, процессов координации и экстраполяции, функционального совершенства анализаторных систем.

У детей с ЗПР выявлено отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики (М.С. Певзнер, 1996).

У них снижена также координация движений обеих рук, недоразвита мелкая моторика кистей и пальцев рук, что обусловливает относительно низкие показатели силовых и скоростно-силовых способностей в разных видах метания на дальность. Дошкольники с ЗПР неточно выполняют дозированные упражнения, движения с перекрестной координацией, ритмические, ациклические, двигательные действия, выполняемые без зрительного контроля только по словесной инструкции, плохо переключаются с одного движения на другое. У них существенно страдают зрительно-двигательная и слухо-двигательная координация (Н.С. Жукова, 1993; Л. Т. Журба, 2001).

Известно, что физическая культура обладает большим оздоровительно-коррекционным потенциалом (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, JI. И. Лубышева, В. И. Столяров, А. Г. Сухарев и др.). Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга (В.П. Губа, 1982). В связи с этим ряд исследователей отмечают, что для гармоничного психического развития дошкольников чрезвычайно важно своевременное овладение детьми разнообразными двигательными действиями (А.В. Запорожец, 1960; М. Ю. Кистяковская, 1978; Н. И. Касаткина, 1982; Т. Н. Осокина, 1986; Д. В. Хухлаева, 1984; и др.).

Наряду с этим анализ современной научно-методической литературы свидетельствует, что вопросы рационального применения средств физической культуры в системе реабилитации детей с ЗПР остаются малоисследованными. Как следствие, занятия физической культуры с данной категорией детей в специальных общеобразовательных коррекционных школах проводятся по традиционным методикам, ориентированным на здоровых школьников и не учитывающим присущие им особенности психического и физического развития.

В целом можно говорить о существовании объективного противоречия между необходимостью широкого и эффективного использования средств физической культуры в физическом воспитании детей дошкольного возраста с ЗПР для коррекции их психофизического состояния, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этих вопросов в теории и методике физического воспитания, с другой.

С учетом содержания этого противоречия проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: Каковы средства оздоровительной физической культуры, применение которых в физическом воспитании детей 6−7 лет с ЗПР способствует коррекции wc психофизического состояния?

Объект исследования — процесс физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР.

Предмет исследования — применение средств оздоровительной физической культуры в коррекции психофизического состояния детей 6−7 лет с ЗПР.

Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать средства оздоровительной физической культуры, применение которых в физическом воспитании детей 6−7 лет с ЗПР способствует коррекции их психофизического состояния.

Гипотеза исследования: мы предположили, что эффективность применения средств оздоровительной физической культуры в физическом воспитании детей 6−7 лет с ЗПР с целью коррекции их психофизического состояния повысится, если: будут определены особенности физического развития, координационных способностей, физических качеств и психических функций данной категории детей;

— будет разработан комплекс средств оздоровительной физической культуры, учитывающий особенностей физического и психического развития данной категории детейбудут определены организационно-методические особенности применения этого комплекса в физическом воспитании детей с учетом специфики дошкольных образовательных учреждений с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей.

Научная новизна результатов исследования:

— определены особенности физического развития, координационных способностей, физических качеств и психических функций детей 6−7 лет с задержкой психического развитияразработан с учетом этих особенностей комплекс средств оздоровительной физической культуры для физического воспитания детей 67 лет с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения;

— установлено, что применение этого комплекса в физическом воспитании детей 6−7 лет с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует улучшению показателей физического развития, координационных способностей, физических качеств и психических функций.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры новыми научными знаниями об особенностях психического и физического развития детей 6−7 лет с ЗПР, об эффективных средствах физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР, способствующих коррекции их психофизического состояния.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что организация физического воспитания детей 6−7 лет с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе применения экспериментального комплекса средств оздоровительной физической культуры позволяет повысить эффективность воздействия физкультурных занятий на психическое и физическое развитие занимающихся.

Результаты исследования могут быть использованы:

— в специализированных ДОУ и СОШ при организации физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими ЗПР;

— в учебном процессе вузов физической культуры, педагогических вузов, колледжей, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, на курсах и семинарах для инструкторов по физической культуре.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дети 6−7 лет с ЗПР существенно уступают своим нормально развивающимся сверстниками в показателях физического развития (длина тела, масса тела), координационных способностей (статическое равновесие, динамическая координация, скорость и координация движений кисти руки), физической подготовленности (скоростные, скоростно-силовые и силовые качества, ловкость) и психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

2. В физическом воспитании детей 6−7 лет с ЗПР следует включать комплекс средств оздоровительной физической культуры, учитывающих особенности их физического и психического развития. В содержание этого комплекса включаются оздоровительный бег, упражнения для развития моторики рук и упражнения для развития способностей к равновесию. Эти упражнения выполняются ежедневно после прогулки, после сна и в процессе физкультурных занятий.

3. Применение комплекса средств оздоровительной физической культуры в физическом воспитании детей 6−7 лет с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения оказывает существенное положительное корригирующее воздействие на физическое развитие, координационные способности, физическую подготовленность и психические функции занимающихся.

выводы.

1. Исследование особенностей физического и психического развития детей 6−7 лет с ЗПР выявило, что они отличаются от своих нормально развивающихся сверстников низкими показателями: а) физического развития: длины тела (на 11,6%, массы тела (на 20,1%), экскурсии грудной клетки (на 12,4%) — б) координационных способностей: статического равновесия (на 30,7%), динамической координации (на 43,4%), скорости движения и координации движений кисти руки (на 23,9%) — в) физической подготовленности: скоростных качеств (бег 30 м — на 23,8%), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места — на 28,2%, метание малого мяча на дальность — на 35,7%, челночный бег — на 25,6%), силовых качеств (вис на перекладине — на 54,7%) — г) психических функций: зрительной памяти (на 43%), концентрации и устойчивости внимания (на 36,2%).

2. Экспериментальный комплекс средств оздоровительной физической культуры для применения в физическом воспитании детей 6−7 лет с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения включает в себя: а) оздоровительный бег (ежедневно утром, начиная с чередования ходьбы-бега и доводя до 15 минут бега — в зависимости от состояния здоровья) — б) комплекс упражнений для моторики рук (ежедневно, после прогулки в течение 10 минут и после сна в течение 20 минут) — в) комплекс упражнений для развития способности к равновесию (ежедневно, после прогулки в течение 10 минут и после сна в течение 20 минут).

3. Применение разработанного нами комплекса средств оздоровительной физической культуры в физическом воспитании детей 6−7 лет с ЗПР оказывает положительное корригирующее воздействие на физическое и психическое развитие занимающихся. Дети, физическое воспитание которых осуществлялось с применением разработанного нами комплекса средств оздоровительной физической. культуры, имели после завершения педагогического эксперимента существенное преимущество в показателях: а) физического развития: длины тела (119,93 см в среднем против 114,62 см у испытуемых контрольной группы), массы тела (23,74 кг против 21,18 кг) — б) координационных способностей: «Пробы Ромберга» (14,34 с против 11,89 с), «Прыжка с поворотом» (6,05 баллов против 4,49 балла), «Упора присев — упора лежа» (5,66 с против 7,26 с), «Седа из положения стоя без помощи рук» (4,03 с против 6,01 с) и «Змейки» (25,03 балла против 21,55 балла). в) физических качеств: бега 30 м (6,82 с против 7,50 с), прыжка в длину с места (110,9 см против 103,0 см), метания малого мяча на дальность правой (8,40 м против 6,73 м) и левой (5,83 м против 4,66 м) рукой, челночного бега (11,23 с против 13,48 с) и виса на перекладине (13,18 с против 10,85 с) — г) психических функций: зрительной памяти (7,24 балла против 5,92 балла), концентрации и устойчивости внимания (7,20 балла против 6,24 балла).

4. Применение в физическом воспитании разработанного нами комплекса средств оздоровительной физической культуры оказало положительный корригирующий эффект на физическое и психическое развитие детей 6−7 лет с ЗПР. После эксперимента показатели физического и психического развития детей экспериментальной группы приблизились к нормативным значениям и составили в сравнении с ними:

— в статическом равновесии — 96,1%;

— в динамической координации — 85,8%;

— в скорости и координации движений кисти рук — 100%- в беге на 30 м-91,2%- в прыжке в длину с места — 89,4%- в метания малого мяча на дальность — 89,5%- в челночном беге — 97,9%- в висе на перекладине — 82,8%- в зрительной памяти — 80,5%- в концентрации и устойчивости внимания — 90,.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенные исследования и полученные результаты дают нам основание говорить о возможности эффективно влиять на улучшение физического и психического состояния детей и успешной подготовки их к школе.

Для этого в систему физического воспитания в ДОУ необходимо включать апробированные нами средства оздоровительной физической культуры, основанные на методике Г. Домана для развития моторики, подвижности, равновесия.

Дополнительные занятия с многократным повторением упражнений помогут детям быстрее приобрести навыки и умения в выполнении упражнений, так как дети с задержкой психического развития воспринимают структуру движений не сразу из-за плохой зрительно-моторной координации, низкой кинестетической чувствительности.

Мы рекомендуем ежедневно проводить с детьми оздоровительные пробежки на свежем воздухе, которые помогут снять у детей психоэмоциональное напряжение, укрепить здоровье, повысить их двигательную активность.

При проведении оздоровительного бега рекомендуем разделить детей на три группы с учетом их физического развития и состояния здоровья.

I группа (группа здоровья — вторая, физ. группа основная) — первые 3 недели бег 3 минуты, постепенно время бега каждые три недели увеличивается на 1 минуту, в конце продолжительность бега составляет 15 минут (ЧСС — 150−160 уд/мин.).

II группа — (группа здоровья — вторая, физ. группаподготовительная) — первые 3 недели бег 2 минуты, каждые три недели время бега увеличивается на 1 минуту, в конце продолжительность бега составляет 13 минут (ЧСС — 140−150 уд/мин.).

III группа — (группа здоровья — третья, физ. группаподготовительная) — первые три недели бег в чередовании с ходьбой: 30 сек. — ходьба, 1 мин. — бег, 30 сек. — ходьба, следующие три недели бег 1мин.ЗОсек., через каждые три недели время бега увеличивается на ЗОсек. В конце продолжительность бега составляет 7 минут (ЧСС -130−140 уд/мин.).

Для развития моторики и укрепления плечевого пояса мы предлагаем использовать следующие упражнения: передвижение по горизонтальной лестнице с помощью перехвата руками (обычное, спиной вперед, боком и с поворотом), вис на перекладине и раскачивание на ней, лазание по веревочной лестнице, вис на кольцах и раскачивание на них, лазание по канату. Количество выполнений от 4 до 12 раз в течение одного занятия.

Для развития вестибулярного аппарата рекомендуем следующие упражнения: ходьба на различной высоте (25−60 см.) обычная, спиной вперед, боком, хождение по бревну, перекаты, кувырки вперед, раскачивание на качелях. Количество выполнений от 4 до 12 раз в течение одного занятия.

Дошкольникам с ЗПР для успешного усвоения и воспроизведения полученной информации целесообразнее использовать в комплексе упражнения для развития зрительной, слуховой и моторной памяти.

Эффективность работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР лучше определять не в соответствии с нормами, а на основе оценки индивидуального прироста показателей физического и психического состояния по пяти классификационным уровням: «низкому», «ниже среднего», «среднему», выше среднего", «высокому».

Научно обоснованные нами экспериментальные средства оздоровительной физической культуры могут быть рекомендованы к включению в режим занятий по физическому воспитанию детей 6−7 лет с ЗПР для улучшения их физического развития, физической подготовленности и психических функций. Данные положения основываются на результатах нашего исследования, эффективность которого подтверждается актом внедрения (приложение 12, 13).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , X. Формирование сенсомоторных навыков у пятилетних детей и первоклассников / X. Авик // Формирование школьной зрелости ребенка: сборник статей. — Таллин, 1992. — С. 145−147.
  2. , Е.К. Психофизиологическое обоснование поведения человека : учебное пособие для высш. учеб. заведений / Е. К. Аганянц, Г. Б. Горская. -Краснодар: Экоинвест, 2003. 114 с.
  3. , Е.К. Характеристика произвольных двигательных реакций в условиях первого детства (4−6 лет) / EJC. Аганянц, ТА. Перминова // Валеология. -2003.-№ 4.-С. 36−37.
  4. , Р.И. Особенности физического и психофизического развития детей 6 лет / Р. И. Айзман, Г. Н. Жирова // Начальная школа. 1996. — С. 5963.
  5. , Л.И. Правовые основы специального образования, и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л. И. Аксенова // Дефектология. 1997. — № 1. — С. 3−10.
  6. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. — С. 5−27.
  7. , Н.Г. Ритмическое воспитание / Н. Г. Александрова. -М., 1996.-16 с.
  8. , В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей / В. Г. Алямовская, С. Н. Петрова. М., 2004. — С. 4−8.
  9. , Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. М.: Просвещение, 2001. — 303 с.
  10. , Г. Л. Физическое развитие детей и подростков / Г. Л. Апанасенко. Киев: Здоровье, 1985. — 79 с.
  11. , Л.О. Невропатология : учебник для высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. — М.: Академия, 2001. — 384 с.
  12. , В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  13. , Т.А. Пути совершенствования работы детских оздоровительных центров в современных условиях / Т. А. Банникова, И. А. Зуева // Сборник научных трудов, посвященных 25-летию КубГАФК. — Краснодар, 1994. С. 388−391.
  14. , Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Г. Чередникова. СПб.: Строй лес-печать, 1996. — 93 с.
  15. , Л.Б. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием / Л. Б. Баряева, А. Зарин // Дошкольное воспитание. 1998. — № 2. — С. 71−75.
  16. , Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. СПб.: СОЮЗ, 2001. — 320 с.
  17. , М.М. Возрастная физиология : физиология развития ребенка: учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  18. , М.М. Формирование графических навыков письма у детей с разным уровнем школьной зрелости / М. М. Безруких, С. П. Ефимова // Новые исследования по возрастной физиологии. — М., 2002. — С. 113−116.
  19. , Н.А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 287 с.
  20. , Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития : организационный аспект / Н. Ю. Борякова, М. А. Косицина, В. Секачев. М., 2008 — 78 с.
  21. Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи / О. С. Бот // Дефектология. 2003. — № 1. — С. 5657.
  22. , А.И. Ритмическая пластика для дошкольников / А. И. Буренина. М., 1990. — 126 с.
  23. , М. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков / М. Буянов. — М.: Российское общество медиков-литераторов, 1995.-192 с.
  24. , Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Вавилова. М., 1971. — 21 с.
  25. , Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость / Е. Н. Вавилова. М., 1981. — 116 с.
  26. , Н.П. Реабилитационная педагогика / Н. П. Вайзман. М.: Аграф, 1996.- 160 с.
  27. , Н.В. Как вырастить ребенка здоровым и ловким / Н. В. Васильева. -М.: Айрис-пресс, 2003. 192 с.
  28. , Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т. А. Власова, К. С. Лебединская // Дефектология. 1975. — № 6. — С. 62−66.
  29. , Т.А. Дети с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М., 1993. — С. 54−60.
  30. , Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. М.: Просвещение, 2000. — 191 с.
  31. , И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки / И. М. Воронцов. — Л., 1998. 55 е., табл.
  32. , A.M. Особенности методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости : автореф. дис.. канд. пед. наук / A.M. Воропаев. — М., 1990. 25 с.
  33. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  34. , Л.С. Психология. / Л. С. Выготский. М.: Эксма-Пресс, 2002. — 504 с.
  35. , В.И. Нервные дети : советы врача / В. И. Гарбузов. Л.: Медицина, 2000. — 176 с.
  36. , В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. СПб.: Сфера, 1994. — 160 с.
  37. Гимнастика маленьких волшебников: нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе и семье / сост. Т. В. Нестерюк. М.: ДТД, 1993. — 32 с.
  38. Глубинные структуры мозга: анатомия, физиология и патология / под общ. ред. В. В. Михеева. -М., 1969. Т. 1. — 186 с.
  39. Глубинные структуры мозга: анатомия, физиология и патология / под общ. ред. В. В. Михеева. М., 1969. — Т. 2. — 159 с.
  40. , Ж. Что такое психология : в 2-х т. / Ж. Годфруа. — пер. с франц. М.: Мир. 1992. — Т. 2. — 376 с.
  41. , А.Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — С. 5−95, 123−173, 239−279.
  42. Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / под ред. С. Г. Шевченко. М.: Ника-пресс, 1998. — 198 с.
  43. , О. Жить не старея / О. Грегор- пред. Н. Б. Коростелева. — пер. с чеш. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 217 е., ил.
  44. , JI.C. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3−6 лет средствами физического воспитания / JI.C. Дворкин, Ю. К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. — С. 32−35.
  45. , JI.C. Начальное физкультурное образование детей (от рождения до 6 лет) / JI.C. Дворкин, JI. A Рапопорт. Екатеринбург, 1998. -109 с.
  46. , С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики / С. Дербицкая // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6. — С. 51−55.
  47. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 2004. — 256 е., ил.
  48. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. СПб.: Акцидент, 1996. — С. 75−86, 92−97, 131−155, 162−172.
  49. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус. Минск: 1997.-237 с.
  50. , К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К. В. Динейка. Минск: Полымя, 2003. — 142 с.
  51. , К.В. Психофизическая тренировка / К. В. Динейка. М.: Физкультура и здоровье, 2002. — 63 с.
  52. , А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания / А. А. Дмитриев. -Красноярск, 2006. 151 с.
  53. , А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А. А. Дмитриев. М.: Советский спорт, 1991. — 128 с.
  54. , А.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы / А. А. Дмитриев // Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. — С. 335−354.
  55. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / А. И. Булычева, И. А. Бурлакова, Н. С. Варенцова и др.- под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М.: Гном-Пресс, 1999. — С. 45−56.
  56. Долина, М. Dance, dance! / М. Долина // Счастливые родители. 2003. -№ 5.-С. 72−75.
  57. , Г. Гармоничное развитие ребенка / Г. Доман- сост. В. Дольникова. М.: Аквариум, 2001. — 448 с.
  58. , Г. Как сделать ребенка физически совершенным / Г. Доман, Д. Доман, Б. Хаги. пер. с англ. — М., 2000. — 336 с.
  59. , Н.В. Психофизиология ребенка : психофизические основы детской валеологии: учебное пособие / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  60. , З.М. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы их коррекции : дис.. канд. пед. наук / З. М. Дунаева. М., 1980.- 158 с.
  61. , С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / С. П. Евсеев // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 1. — С. 2−7.
  62. , Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Егорова. М., 1999. — 167 с.
  63. , Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2002. — 182 с.
  64. , Е.К. Возрастная морфология детей пред дошкольного и дошкольного возраста / Е. К. Ермоленко. — Краснодар, 1996. — С. 175−194.
  65. , Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Н. Н. Ефименко. М.: Линка-пресс, 1999. — 256 е., ил.
  66. , Г. И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции / Г. И. Жаренкова // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 10−12.
  67. , В.И. Физическая культура и здоровый образ жизни молодежи / В. И. Жолдак, В. И. Гончаров Томск: Томский государственный университет, 2002. — 189 с.
  68. , Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. М.: Медицина, 1993. — 105 с.
  69. , Л.Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. М.: Медицина, 2001. — 270 с.
  70. , Х.С. Умственно отсталые дети : история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х. С. Замский. -М., 1995.-С. 8−15,21−64.
  71. Здоровье, формирующее физическое развитие: развивающая двигательная программа для детей 5−6 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений / И. К. Шилкова, А. С. Большее, Ю. Р. Силкин. М.: Владос, 2001. — 336 с.
  72. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, JI.A. Нисневич. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. -128 с.
  73. , Ю.Ф. Здоровый дошкольник : авторская программа / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. 1995. — № 6. — С. 25−28.
  74. Использование элементов художественного слова в практике физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / Ю. К. Чернышенко, Р. И. Соленова, В. А. Баландин, С. Н. Ахметов. -Краснодар, 1997. 182 с.
  75. , Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей 6 лет / Г. А. Каданцева // Теория и практика физической культуры, 1993.-№ 11−12.-С. 40−41.
  76. , Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики детей 3−7 лет : автореф. дис. канд. пед. наук / Г. М. Касаткина. М., 2004. — 24 с.
  77. , А.А. Дошкольная олигофренопедагогика : учебник для студ. педвузов / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. -М.: Владос, 1998. 208 с.
  78. , Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  79. , В.В. Психиатрия детского возраста : руководство для врачей / В. В. Ковалев. — М.: Медицина, 1995. — 560 е., ил.
  80. , Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы / Н. А. Козленко. Киев, 2007. — С. 7−24, 28−37.
  81. , Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей : учебно-метод. пособие для педагогов / Г. А. Колодницкий. — М.: Гиом-Пресс, 2000. 64 с.
  82. , М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка : роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности / М. М. Кольцова. М.: Педагогика, 2003. — 79 с.
  83. , Е.С. Справочник по дошкольному образованию / Е. С. Комарова, Г. Н. Понкратова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. -688 с.
  84. Комплексная методика психомоторной коррекции / под ред. А. В. Семенович. М., 1998. — С. 4−35.
  85. , Ю. Информация о Всероссийском совещании «Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования» / Ю. Коркина, Ю. Курицына // Дошкольное воспитание. 1997. — № 11. — С. 2−4.
  86. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова. М.: Академия, 1998. — 144 с.
  87. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: пособие для практ. работников дошк. образов, учреждений / под общ. ред. Е. М. Мастюковой. — М.: АРКТИ, 2002. 192 с.
  88. , И.А. Неспецифическая реактивность ЦНС детей 7−8 лет на различные виды нагрузок / И. А. Криволапчук, А. С. Горев // Новыеисследования в психологии и возрастной физиологии. — 1990. — № 2(4). С. 81−85.
  89. , С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь : программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. В. Крюкова, Н. С. Слободняк. М., 1999. — 96 с.
  90. , И.Е. Художественное движение : метод, пособие / И. Е. Кулагина. Н. Новгород, 1993. — 30 с.
  91. , И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, 3. Матейчек. Прага, 2004. — С. 8−31.
  92. , В.А. Основы дефектологии : учеб. пособие / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
  93. , Л.И. Хатха-йога для детей / Л. И. Латохина. — М.: Просвещение, 1993. 160 с.
  94. , К.С. Клинический аспект изучения задержки психического развития / К. С. Лебединская // Сборник седьмой научной сессии по дефектологии. М., 1982. — С. 35−41.
  95. , В.В. Нарушение психического развития у детей / В. В. Лебединский. М.: МГУ, 2004. — С. 10−57.
  96. , Я.Я. Коррекционно-развивающие упражнения / Я. Я. Ленок // Дефектология. 1996. — № 4. — С. 15−17.
  97. , И.С. Логопедия : 550 занимательных упражнений дляразвития речи / И. С. Лопухина. М.: Аквариум, 1995. — 384 е., ил.1
  98. , В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В. И. Лубовский. М.: Педагогика, 2001. — С. 11−45.
  99. , А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М., 1999. — С. 1952.
  100. , Е.К. Шпаргалка для взрослых : психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. М.: Генезис, 2000. — 192 с.
  101. , A.M. Теория и методика физической культуры / A.M. Максименко. М.: Физическая культура, 2005. — 544 с.
  102. , Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. М., 1996. — С. 12−32.
  103. , И.Ф. Задержка психического развития : клинико-нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. М.: Компенс-центр, 1993.- 198 с.
  104. , Е.Д. Азбука здоровья семьи / Е. Д. Марьясис, Ю. К. Скрипкин. М.: Медицина, 1992. — 165 с.
  105. , Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. 1996. — № 5. — С. 5−8.
  106. , Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. — М.: ВЛАДОС, 1997. 304 с.
  107. , Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме / Е. М. Мастюкова, Г. В. Грибанова, А. Г. Москвитина. — М.: Просвещение, 2006. 80 с.
  108. , А.П. Методика физического воспитания : учебное пособие / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  109. , Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке : психологические тесты / Л. Г. Матвеева, И. В. Выбойщик, Д. Е. Мякушкин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. — 320 с.
  110. , Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. С. Медникова. М., 1985.-С. 14−16.
  111. , Х.А. Средства и методы совершенствования физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста наоснове повышения их двигательной активности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Х. А. Мелиев. М., 1984. — 16 с.
  112. , В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практ. работников дошк. учреждений / В. М. Минаева. М.: АРКТИ, 1999.-48 с.
  113. , В.М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11−16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям : дис. канд. пед. наук / В. М. Мозговой. М., 2005. — 174 с.
  114. , Ю.В. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями / Ю. В. Морозова // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2001. — С. 168−177.
  115. , Д.Ф. Проблема организации начального обучения плаванию детей-инвалидов / Д. Ф. Мосунов // Теория и практика физической культуры. 1998.-№ 1.-С. 50−52.
  116. , С.В. Спортивная метрология : учебное пособие для высш. учеб. заведений / С. В. Начинская. М.: Академия, 2005. — С. 62−65.
  117. , С.Д. О проблеме формирования профессиональной компетентности студентов факультета дошкольного воспитания педвуза / С. Д. Неверковича, Н. Н. Нацаренус // Научные труды 1997 года. М.: ВНИИФК, 1998.-С. 177−179.
  118. , С.Д. Построение программ по физической культуре для начальной школы / С. Д. Неверкович, С. П. Киршев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. — С. 12−16.
  119. , В.А. Интеграция знаний в науках о человеке : современная интегрированная антропометрия / В. А. Никитюк — М.: СпортАкадемПресс, 2000. 440 с.
  120. , Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. -СПб.: Детсгво-пресс, 2000. 112 с.
  121. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе / под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. М.: Просвещение, 2000. — 158 с.
  122. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия / сост. JI.M. Шипицына. СПб, 1997. — 58 с.
  123. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений / под ред. JI.M. Шипицыной. СПб., 2001. — С. 3−56.
  124. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: сборник документов / сост. Л. И. Романова, К. А. Цыпина. М., 1993. — С. 11−43.
  125. , Е.Ф. Формирование двигательных функций у детей дошкольного возраста : учебное пособие / Е. Ф. Орехов, А. Д. Котляров. -Челябинск: Уральская ГАФК, 2001. С. 7−34.
  126. , А.И. Прикладная статистика / А. И. Орлов М.: Экзамен, 2004. — С. 23−27.
  127. , А.А. Общая психокоррекция : учеб. пособие / А. А. Осипова. -М.: Сфера, 2000. С. 186−191, 208−215, 415−424.
  128. , М.С. Дети с отклонениями в развитии / М. С. Певзнер. М., 1983.-С. 4−52.
  129. , М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития / М. С. Певзнер // Дети с отклонениями в развитии. М., 1996. — С. 10−12.
  130. , Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет / Л. И. Пензулаева. М.: Просвещение, 1988. — 143 с.
  131. , Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей : психофизиологическое исследование / Л. И. Переслени. М.: Педагогика, 2003. — 94 с.
  132. , Л.И. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста с трудностями в обучении / Л. И. Переслени, Л. А. Рожкова // Физиология человека. 1993. — Т. 19. — № 4. — С. 18−21.
  133. , Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. М.: Педагогика, 1997. — С. 13−38.
  134. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л. В. Шпаковой. СПб.: Детство-Пресс, 2002. — 160 с.
  135. , Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве : пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. М.: Просвещение, 2005. — 271 с.
  136. , С.А. Растите малышей здоровыми / С. А. Пономарев. М.: Старт, 1992. — 95 с.
  137. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой. М., 2005. — С. 79−139.
  138. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение / Е. М. Морсакова, Н. А. Цыпина и др.- сост. С. Г. Шевченко.-М.: Дрофа, 1998.-С. 71−115, 187−221.
  139. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 1999. -С. 2−19.
  140. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. — М.: Академия, 1998. — 160 с.
  141. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов / под общ. ред. М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999. — 136 с.
  142. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрагиной. М., 2003 — 97 с.
  143. Психотерапия в дефектологии / сост. Н. П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992. — 128 с.
  144. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. -СПб.: Питер, 2001. 496 с.
  145. Раннее обучение и развитие ребенка / сост. В. В. Кантан. СПб.: Лань, 1998.-64 с.
  146. , М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов, и некоторые современные клинико-психологические представления) / М. Г. Рейдибойм // Дефектология. 1978. — № 2. — С. 15−19.
  147. , Г. А. Концепция формирования основ здоровой жизни и деятельности ребенка на начальных этапах его индивидуального развития / Г. А. Решетнева, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 4. — С. 2−4.
  148. , О.В. Адаптивное физическое воспитание детей 5−8 лет с задержкой в развитии : методическое пособие / О. В. Решетняк. М., 2003. -190 с.
  149. , С.Я. Психология умственно отсталого ребенка / С. Я. Рубинштейн. -М., 1990. С. 25−47.
  150. , К.Э. Групповая психотерапия : психокоррекционные группы: теория и практика / К. Э. Рудестам, А. А. Петровской. пер. с англ. — М.: Прогресс-Универс, 1999. — С. 244−262, 346−348.
  151. , Е.А. Научные основы проектирования творчески развивающихся технологий физического воспитания дошкольников //
  152. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Е. А. Сагайдачная, Т. С. Яковлева. Дубна, 1995. — С. 19−27.
  153. , А.С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся вспомогательной школы / А. С. Самыличев // Дефектология. 1997. — № 3. — С. 11−15.
  154. , М.Р. Анатомия человека : учебное пособие / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. М.: ВЛАДОС, 1995. — 464 с.
  155. , Н.Я. Проблемные дети : основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 2000. — 208 е., ил.
  156. , Н. Физическая культура и спорт для лиц с умственной отсталостью / Н. Сладков // Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 1.-С. 2−13.
  157. , В.А. Педагогика : учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М., 1998. С. 31−56.
  158. , Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР / Е. С. Слепович. М.: Педагогика, 1990. — 94 с.
  159. , В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. М. Смирнов. -М.: Академия, 2000. 400 с.
  160. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова. М.: Академия, 2001. — С. 3−94.
  161. Специальная педагогика: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова. М.: Академия, 2000. — С. 87 121.
  162. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. 6-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.-445 с.
  163. , Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. М.: Академия, 2007. — 368 с.
  164. , B.JI. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / B.JI. Страковская. — М.: Новая школа, 2004. — 288 с.
  165. , Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева // Дефектология. 1997. — № 2. — С. 50−58.
  166. , Т.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Т. Е. Сухарева. М.: Медицина, 1974. — 130 с.
  167. , Е.И. Развитие речи детей : пособие для воспитателей детского сада / Е. И. Тихеева. М.: Просвещение, 2000. — 136 с.
  168. , Л.Ф. Познавательные способности : дети 5−7 лет / Л. Ф. Тихомирова. — М.: Академия развития, 2001. — 144 с.
  169. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие / Р.В. Тонкова-Ямпольская. М.: Просвещение, 1991. — 319 с.
  170. , У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. -Горький, 1980. 57 с.
  171. , У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
  172. , К.К. Занимательная физкультура в детском саду / К. К. Утробина. М.: ГНОМ и Д, 2003. — 104 с.
  173. , С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективностьформирования графических навыков: метод, пособие / С. О. Филиппова. -СПб.: Детство-пресс, 2001. 94 с.
  174. , М.Н. Интегративная деятельность мозга в норме и патологии /М.Н. Фишман.-М., 1992.-С. 17−39.
  175. , М.Н. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР / М. Н. Фишман, И. П. Лукашевич, Р. И. Мачинская // Дефектология. -1998.-№ 1.-С. 12−16.
  176. , Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Фомина. Волгоград, 1996. — 21 с.
  177. , A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей / A.M. Фонарев. М.: Педагогика, 2002. — 87 с.
  178. , Ж.Е. СА-ФИ-Дансе : танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие / Ж. Е. Фрилева, Е. Т. Сайкина. — СПб.: Детство-пресс, 2000. — 352 с.
  179. , Н.А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. Минск, 1996.-С. 22−45.
  180. , В.И. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся / В. И. Харитонов, В. В. Ким, А. В. Ненашева // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 1.-С. 17−22.
  181. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 480 с.
  182. , А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  183. , И. Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями / Й. Цуцуми. — М.: Анфас, 1991. — 157 с.
  184. , Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. доктора пед. наук / Ю. К. Чернышенко. Краснодар, 1998. — 537 с.
  185. , Ю.К. Структура и содержание подготовки специалистов по дошкольному образованию / Ю. К. Чернышенко // Природа. Общество. Человек: вестник южно-российского отделения международной академии наук высшей школы. 1996. — № 1(4). — С. 47.
  186. , М.И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. М.: ВЛАДОС, 1995.- 114 с.
  187. , И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе : научно практический сборник инновационного опыта / И. В. Чупаха, Е. З. Дужаева, И. Ю. Соколова. М.: Илекса, 2001. — 400 с.
  188. , Е.Ф. Обучение детей с ЗПР / Е. Ф. Шамарина. М.: ГНОМ и Д, 2007. — 80 с.
  189. , И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития : учебное пособие / И. А. Шаповал. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.
  190. , Л.Е. Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развития : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Е. Шевченко. Майкоп, 2000. — 23 с.
  191. , Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов. — СПб., 1995.-С. 4−38.
  192. , Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н. Д. Шматко // Дошкольное воспитание. — 1998.-№ 3.-С. 77−81.
  193. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 20−42.
  194. Aganiants, Е.К. Influence of physical training classes on some psycho physiological characteristics brain activity in pre-school children / E.K. Aganiants // New approaches to Exercise and Sport Psychology. Book of Abstracts. -Kopenhagen, 2003. P. 19.
  195. Basic neurology / J. P. Shade, H. Ford Donald. Elsevier scents. Publ. со. Amsterdam, 2003. — 350 p.
  196. Chace, M. Dance as an adjunctive therapy with hospitalized children. Bulletin of the / M. Chace // Menninger Clinic. 2002. — P. 219−255.
  197. Chasey, W. Effect of gross motor developmental program on from perception a kills of educable mentally retarded children / W. Chasey // Psychological abstracts. 1971. — Vol. 46. -№ 1. — P. 195.
  198. Chaves, R. Effect of three phlatcal education programs on selected physical fitness components of educable retarded children / R. Chaves // Psychological abstracts. 1991. — Vol. 46. — № 4. — P. 882.
  199. Cratty, V. Intelligence in action / V. Cratty // Physical activities for enhancing intellectual abilities. Englawood Cliffs (NJ). 1973. — 159 p.
  200. Davis, R. The Effects of perceptual or tented physical education ability of kindergarten and first grade children / R. Davis // Psychological abstracts. 1976. -Vol. 55.-№ 6.-P. 221.
  201. Denenberg, V.N. Education of the infant and the Young Child / V.N. Denenberg. New York: Academic Press, 2006. — 358 p.
  202. Giannitrapani, D. The electro-physiology of intellectual functions / D. Giannitrapani. Basel, 1985. — 247 p.
  203. Goodwin, D.W. Family and adoption studies of alcoholism. In: Med-nick, S., Christiansen, K.O. Bio-social bases of criminal behavior / D.W. Goodwin. — New York: Gardner Press, 1997. 450 p.
  204. Gross, M. Minimal brain disfunction / M. Gross, W. Wilson. — N.Y. Bruner: Mazec, 1994. 670 p.
  205. Hankin, J.R. The demand for medical service by persons under psychiatric care. In: Robins, L.N. et al., The social consequences of psychiatric illness / J.R. Hankin, S. Shapiro. New York, Brunner / Mazel (in press). — 1987. — 156 p.
  206. Jones, D. Reaction time and mental age in normal and retarded children / D. Jones. American Journal Mental Deficiency, 1983. — 326 p.
  207. Kirk, S. Psycholinguistic Learning Disabilities: Diagnosis and Remediation / S. Kirk, W. Kirk. Urbana, IIL, 1991.-350 p.
  208. Lefco, H. Dance therapy / H. Lefco. Chicago: Nelson Hall, 1974. — 240 p.
  209. Lindberg, J. et at. Long-term outcome of Hemophilus influenzae men-ingitis related to antibiotic treatment / J. Lindberg, et at. Pediatrics, 60: 1−6 1977. — 347 p.
  210. Miller, R. Effect of physical education program on perceptual development and reading readness in kindergarten children / R. Miller // Psychological abstracts. 1986. — Vol. 55. — № 4. — P. 105−107.
  211. Pesso, A. Movement in psychotherapy / A. Pesso. New York: New York University Press, 1989. — 355 p.
  212. Reed, D.M. The epidemiology of prematurity / D.M. Reed, F.T. Stanley, ed. Baltimore-Munich, Urban & Schwarzenberg, 1997. — 250 p.
  213. Robins, L. Deviant children grow up: a sociological and psychiatric study of sociopathic personality / L. Robins. Baltimore, Williams & Wilkins, 1966 Reprinted by Krieger, Huntington, NY, 1974. — P. 129−131.
  214. Robins, L. Ferris and Janet. Educational rhythmic for mentally and physically handcapped children / L. Robins. — New York, 1988. — 235 p.
  215. Robins, L.N. Psychic health. In: Prevention in childhood of health problems in adult life / L.N. Robins, Jegede R. Olukayode Edited by Frank Falkner. -Geneva: World Health Organization, 1980. P. 156−174.
  216. Rosen, E. Dance in psychotherapy / E. Rosen. New York: Columbia University Press, 1988. — 359 p.
  217. Rutter, M. Et al. Education, health, and behavior / M. Rutter. London: Longman Group, 1987. — 430 p.
  218. Schmais, C. Dance therapy in perspective. In К. С Mason (Ed.). Dance therapy: Focus on dance YII. Washington, D.C.: American Association for Health, Physical Education and Recreation, 2002. 350 p.
  219. Sell, S.H.W. The clinical importance of Haemophilus influenzae infections in children. Pediatr /. Clin. North Am., 1999. — P. 415−423.
  220. Strauss, A.A., Lehtinen, L.E. Psychopathology and education of Brain-Injured Child / A.A. Strauss, L.E. Lehtinen. N.Y., 1985. — P. 121−123.
  221. Voeller, K.K.S. Toward a neurobiologic nosology of attention deficit hyperativity disorder / K.K.S. Voeller // J. of Clinical Neurology. 1991. — P. 2−8.
Заполнить форму текущей работой