Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексную оздоровительно-воспитательную работу с детьми, имеющими ЗПР, целесообразно организовывать поэтапно, с учетом адаптационных возможностей их организма. Первая фаза подготовительного периода (сентябрь — ноябрь) направлена на адаптацию, совершенствование двигательных умений и навыков, сформированных в предыдущей возрастной группе и подготовку организма ребенка к последующим этапам (через… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С
  • ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ
    • 1. 1. Предмет и задачи коррекционно-педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
    • 1. 2. Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
      • 1. 2. 1. Особенности морфо-функционального состояния детей 5−6 лет
      • 1. 2. 2. Специфика развития психомоторики, общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
      • 1. 2. 3. Интеллектуальное и психо-эмоциональное развитие дошкольников, имеющих задержку психического развития
    • 1. 3. Технологические основания процесса физического воспитания
  • Ф детей 5 — 6 лет с задержкой психического развития
    • 1. 3. 1. Особенности образовательной, воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития
    • 1. 3. 2. Опыт использования адаптивных (коррекционных) средств физической культуры для дошкольников с задержкой психического развития
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5−6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Особенности физического состояния детей 5 — 6 лет с задержкой психического развития
    • 3. 2. Определение адекватности компонентов программы физического воспитания детей 5 — 6 лет с задержкой психического развития
    • 3. 3. Авторская программа физического воспитания детей 5 — 6 лет с задержкой психического развития
      • 3. 3. 1. Проективный блок
      • 3. 3. 2. Содержательный блок
      • 3. 3. 3. Процессуальный блок
      • 3. 3. 4. Контрольно-учетный блок
  • ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Это связано с влиянием на организм ребенка и его родителей различных факторов риска как наследственных, так и внешнесредовых (абиотических, биотических, социальных). По данным Е. Б. Четвериковой (1998), в России до 96% детей рождаются с различными формами патологий, при этом у 80% новорожденных отмечаются нервно-психические нарушения. Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых [113, 153, 242, 247, 264], слабовыражен-ные органические повреждения головного мозга полиэтиологического характера у новорожденных являются основной причиной задержки психического развития (ЗПР) детей дошкольного возраста. Чаще этот вид отклонений выявляется с началом обучения детей 5−6 лет в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Ряд исследователей [23, 49] констатируют, что количество дошкольников с ЗПР достигает в среднем по России 25%. Данные управления общего и профессионального образования администрации г. Краснодара свидетельствуют, что число детей с ЗПР, посещающих муниципальные ДОУ, в 2002;2003 г. возросло на 27,4%, по сравнению с 1997 г.

На данном этапе в России и за рубежом изменилось отношение государства к лицам с отклонениями в развитии. В связи с этим возникает потребность интегрировать таких детей в общество. Реформирование системы специального образования осуществляется на основании Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья — специальном образовании» (2001 г.), что гарантирует лицам с физическими и (или) психическими недостатками обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальными образовательными стандартами.

Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчеркивалось исследователями различных направлений науки [12, 42, 53, 62, 67, 130].

Однако представленные в настоящее время данные об особенностях физического состояния детей с ЗПР немногочисленны и разнородны. Также следует отметить, что недостаточно представлены научно-обоснованные программы и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР. Это, в свою очередь, затрудняет осуществление комплексного коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников с данным отклонением в развитии. Вышеизложенные факты доказывает целесообразность разработки и реализации программы, содержания и методики, которые не только позволят решить специфические задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР, но и будут способствовать их успешной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР.

Предмет исследования: программа, содержание и методика физического воспитания детей 5−6 лет с ЗПР.

Цель исследования: разработать и обосновать комплексную программу физического воспитания дошкольников с ЗПР, направленную на оптимизацию их физического, психического и эмоционального состояния, повышение возможностей социальной адаптации.

Рабочая гипотеза. В основе рабочей гипотезы исследования лежат известные научно-теоретические положения о тесной взаимосвязи и взаимозависимости физического и психического развития (И.М. Сеченов, 1863- П. К. Анохин, 1968; Г. Доман, 1996), об общности основных законов развития для нормального и аномального ребенка, об актуальном и потенциальном уровнях развития (Л.С. Выготский, 1928) — о возможности целенаправленных педагогических воздействий на физическую и двигательную сферы человека, начиная с дошкольного периода онтогенеза (В.К. Бальсевич, 1996; Ю.К. Чер-нышенко, 1998).

Предполагалось, что программа, содержание и методика физического воспитания детей 5−6 лет с ЗПР, специально разработанные на основе учета их резервных возможностей, будут способствовать оптимизации воспитательно-оздоровительного процесса в условиях специализированных ДОУ и, как следствие, улучшению показателей физического и психо-эмоционального состояния, обеспечению социальной адаптации детей дошкольного возраста с задержкой в развитии.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности физического состояния детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР.

2. Установить состав требований к программно-методическому обеспечению и определить степень адекватности традиционно используемых средств и методов физического воспитания в работе с детьми, имеющими ЗПР.

3. Разработать и экспериментально оценить эффективность предлагаемой программы физического воспитания детей 5−6 лет с ЗПР в условиях специализированных ДОУ.

Методологическую основу исследования составили: идеи о значении движений в психическом и личностном развитии ребенка (П.Ф. Лесгафт, А. Р. Лурия, Г. Доман), об учете сензитивных периодов и зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), теория уровневой организации движений (Н.А. Берн-штейн), теория функциональных систем (П.К. Анохин), концепция физкультурного воспитания (В.К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, С.Д. Неверкович).

Научную новизну исследования составляет комплексный подход к разработке программы, содержания и методики физического воспитания детей с ЗПР с учетом их зоны ближайшего развития, на основе которого:

— получены новые данные о специфике физического состояния детей 56 лет с ЗПР;

— определены особенности содержания физического воспитания старших дошкольников с ЗПР с учетом их резервных возможностей и зоны ближайшего развития;

— систематизированы педагогические условия социальной адаптации детей с ЗПР в процессе физического воспитания;

— разработаны новые организационные, методические и. детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Физический и функциональный статус старших дошкольников с ЗПР отличается от такового у здоровых детей низким уровнем развития физических качеств, общей и дифференцированной моторики, наличием признаков психофизического инфантилизма, сопутствующих хронических соматических заболеваний легкой степени.

2. Учет основных особенностей физического состояния детей с ЗПР в процессе физического воспитания обеспечивается комплексной программой, состоящей из четырех блоков (проективного, содержательного, процессуального, контрольно-учетного).

3. Реализация авторской программы физического воспитания позволяет достоверно улучшить показатели физического, функционального и психоэмоционального состояния детей 5 — 6 лет с ЗПР за счет адекватно подобранного содержания, вариации состава средств и методов физического воспитания на годичный цикл, что способствует успешной социализации детей с задержкой психического развития.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении теоретической базы физического воспитания детей дошкольного возраста положениями, обосновывающими новые организационные, содержательные и методические подходы к физическому воспитанию детей 5−6 лет, имеющих ЗПР, с учетом особенностей личности ребенка, специфики его образовательных потребностей, резервных возможностей организма.

Практическая значимость. Выявленные особенности физического состояния детей старшего дошкольного возраста с ЗПР определяют их зону ближайшего развития, что создает рациональную основу для дифференцированного планирования коррекционно-педагогических воздействий на психофизический статус данной категории детей.

Составленные специфические требования к интегрированной деятельности «узких» специалистов ДОУ VII вида (для детей с ЗПР), отраженные в разработанной программе, позволяют координировать их действия на основе профессионального сотрудничества, что способствует осуществлению планомерной систематической коррекционно-развивающей работы.

Реализация предлагаемой программы физического воспитания детей с ЗПР позволяет повысить эффективность использования средств физической культуры в ДОУ и создает условия для организации процесса физического воспитания на научно-обоснованной методологической базе.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе организации оздоровительно-воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими ЗПР, в условиях специализированных ДОУ, а также в учебном процессе физкультурных, педагогических и дефектологических вузов, колледжей, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, на курсах и семинарах для инструкторов по физическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Внедрение полученных результатов. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ, включая тезисы, 7 статей, методическое пособие.

Основные положения диссертации были представлены на XXVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России (Краснодар, 2000 г.), на региональной научно-практической конференции в г. Геленджике (2000 г.), на научно-практической конференции VII краевого конкурса «На лучший инновационный проект» работников учреждений среднего профессионального образования Краснодарского края (2001 г.), на конференциях в Краснодарском педагогическом колледже № 1 (1999;2002 гг.), на краевой научно-практической конференции специалистов по дошкольному образованию в г. Краснодаре (2004 г.).

Программа, содержание и методика физического воспитания детей с ЗПР внедрены в практику работы ДОУ №№ 131, 179, 217 г. Краснодара.

Теоретические положения диссертационного исследования внедрены в практику подготовки студентов Краснодарского педагогического колледжа № 1 (КПК № 1), обучающихся по специальности «Руководитель физического воспитания в ДОУ».

Материалы исследований используются при обучении студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСиТ) в рамках учебной дисциплины «Прогрессивные технологии физического воспитания детей дошкольного возраста».

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 249 страницах и состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и актов внедрения с использованием структуры поэтапного изложения. Работа иллюстрирована 14 таблицами и 15 рисунками.

Список литературы

включает 268 наименований, в том числе 42 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Физическое состояние детей с ЗПР, по сравнению со здоровыми детьми, характеризуется сниженным уровнем развития ряда физических качеств: в 5 лет — координационных, скоростно-координационных и скоростно-силовых способностей (у девочек), гибкости (подвижности плечевого сустава), общей выносливости (у девочек) — в 6 лет — координационных, скоростно-координационных и скоростно-силовых способностей (кроме прыжков в длину с места у девочек), гибкости, общей выносливости.

Наиболее низкие показатели психомоторного развития проявляются в тестах, характеризующих развитие мелкой моторики, ритмических способностей, силы нервных процессов.

2. Дошкольников с ЗПР целесообразно распределять на IV подгруппы с учетом уровня физической и двигательной подготовленности: в I подгруппу (9,4%) входят дети с уровнем психомоторного развития «выше среднего» (техника движений и уровень развития физических качеств приближены к норме для детей данного возраста) — II подгруппу (29,5%) составляют дети со «средним» и «ниже среднего» уровнями развития физических качеств при сохраненной технике движенийIII подгруппу (56,1%) — дети с уровнем развития физических качеств «ниже среднего», нарушающие технику движенийIV подгруппу (5%) — дети с «низким» уровнем развития физических качеств, не выполняющие отдельные виды двигательных действий, доступные этому возрасту.

3. Различия в показателях физической подготовленности детей с ЗПР в большей степени могу быть обусловлены не половым диморфизмом, а характером, видом, степенью ЗПР и наличием вторичных отклонений в развитии ребенка.

4. Существующее в настоящее время программно-методическое обеспечение педагогического процесса формирования физической культуры детей 5−6 лет с отклонениями в психическом развитии недостаточно научно обосновано и не соответствует современным требованиям науки и практики, предъявляемым к технологиям коррекционно-оздоровительной деятельности с данной категорией дошкольников.

5. Адекватными средствами и методами физического воспитания детей с ЗПР, направленными на решение коррекционно-оздоровительных задач являются: сюжетная форма организации физкультурных занятий на основе игровой мотивацииуменьшение длительности физкультурных занятий до 2025 минвключение в процесс физического воспитания элементов данстерапии, интегрированной деятельности, релаксации, ритмопластики, логоритмики, психогимнастики, игровой деятельности. Их применение в контексте реализации авторской программы способствует увеличению моторной и общей плотности физкультурных занятий (от 52 до 80% и от 60 до 82% соответственно), а также улучшению устойчивости внимания у дошкольников на занятиях (в среднем до 4,5 баллов).

6. Целесообразность структурного построения программы по физическому воспитанию детей 5−6 лет с ЗПР обеспечивается взаимосвязью четырех блоков ее содержания:

— проективного, отражающего цель, задачи и модель планирования работы по физическому воспитанию;

— содержательного, представленного набором специальных средств физического воспитания, содержанием физкультурных знаний, перечнем физических упражнений;

— процессуального, содержащего описание организационных подходов, методических приемов и технологических решений в процессе физического воспитания;

— контрольно-учетного, включающего набор методик для комплексной диагностики физического и психо-эмоционального состояния.

7. Реализация экспериментальной программы физического воспитания детей 5−6 лет с ЗПР обеспечивает позитивные изменения в социальном и психическом статусе, повышение ресурсов социализации, что выражается в оптимизации эмоционального состояния, на фоне которого проводится кор-рекционно-развивающая работа в экспериментальных группахв проявлении высших значений третьего уровня интеллектуального развития (среднего интеллекта) и достоверных отличий между экспериментальными и контрольными группами (за исключением девочек 6 лет).

8. Эффективность предлагаемой программы физического воспитания старших дошкольников с ЗПР доказана экспериментально, о чем свидетельствуют достоверные улучшения в экспериментальных группах детей 5- 6 лет, по сравнению с контрольными:

— всех рассмотренных показателей психомоторного развития (функции равновесия, уровня развития мелкой моторики, наличий синкинезий, динамической организации двигательного акта, слухо-моторной координации, силы нервных процессов);

— функциональных показателей кардио-респираторной системы;

— показателей, характеризующих координационные и скоростно-силовые способности у дошкольников в 5 лет;

— показателей, характеризующих координационные, скоростные и ско-ростно-силовые способности, а также общую выносливость у мальчиков в подгруппе детей 6 лет.

1. Комплексную оздоровительно-воспитательную работу с детьми, имеющими ЗПР, целесообразно организовывать поэтапно, с учетом адаптационных возможностей их организма. Первая фаза подготовительного периода (сентябрь — ноябрь) направлена на адаптацию, совершенствование двигательных умений и навыков, сформированных в предыдущей возрастной группе и подготовку организма ребенка к последующим этапам (через комплексное развитие физических качеств). Формирование новых двигательных умений и навыков осуществляется, начиная со второй фазы (декабрь) подготовительного периода. На протяжении базового периода (январь — апрель) организуется непосредственно коррекционно-развивающая работа по физическому воспитанию детей с ЗПР посредством проведения физкультурно-оздоровительных занятий разных видов, работы по физическому воспитанию в повседневной жизни. Во время переходного периода (май) проводится диагностика физического и психо-эмоционального состояния каждого ребенка. Оздоровительно-рекреационный период насыщен физкультурно-оздоровительной работой на свежем воздухе на основе игровой мотивации.

2. Диагностика физического и психо-эмоционального состояния детей с ЗПР, проводимая инструктором по физическому воспитанию совместно с другими специалистами ДОУ, носит комплексный характер и изучает физический, психический и социальный аспекты здоровья: физическую подготовленность (12 показателей), физическое развитие (5 показателей), функциональное состояние систем организма (5 показателей), психомоторное развитие (5 показателей) и психо-эмоциональное развитие (5 показателей) (см. приложения 3, 6).

3. Содержание физических упражнений рекомендуется подбирать с учетом специфики развития детей с ЗПР. К основным средствам относятся: основные виды движений, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения и упражнения на ориентировку в пространстве, элементы ритмопластики, профилактические и коррекционные упражнения (для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, развития мелкой моторики пальцев рук, дыхательные упражнения и др.), спортивные упражнения, элементы спортивных игр.

4. Коррекционно-развивающая работа по физическому воспитанию детей с ЗПР должна включать физкультурные занятия преимущественно сюжетной направленности на основе игровой мотивации с использованием различных средств:

— с элементами логоритмики (направлены на развитие зрительно-моторной, рече-двигательной координации, закрепление, активизацию и автоматизацию приобретенного речевого навыка);

— интегрированные (включаются задания, с помощью которых решаются задачи другого раздела образовательной программы, которые способствуют комплексному развитию физических и психических качеств);

— игровые (построены на подвижных играх, проводятся в качестве контрольно-учетных физкультурных занятийобеспечивают комплексное развитие физических качеств и совершенствование основных движений);

— с элементами психогимнастики (модель формирования у детей произвольной психорегуляциинаправлены на развитие координационных способностей, силы различных мышечных групп, подвижности нервных процессов);

— ритмопластики (способствуют совершенствованию ритмической организации движений, зрительно-моторной, слухо-моторной координации, быстроты, выносливости);

— данстерапии (используются целенаправленные физические движения для усиления самоидентичности, выражения эмоций через движенияобеспечивается развитие координационных способностей, быстроты, выносливости);

— релаксации (осуществляется обучение приемам психомышечного расслабления, регуляции мышечного тонуса).

5. В течение годичного цикла целесообразно организовывать не менее 144 часов физкультурно-оздоровительных занятий (три в неделю), в том числе, одно в неделю должно отводиться тематическому занятию на воздухе или плаванию.

6. Инструктору по физическому воспитанию, осуществляя работу в коррекционном блоке, следует обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приемам. С этой целью с родителями желательно проводить различные формы работы: родительские собрания («Психофизические особенности ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР», «Развивающие игры и их место в семейном досуге», «Развитие мелкой моторики руки посредством физических упражнений» и др.), беседы, консультации, показательные физкультурно-оздоровительные занятия, оформление тематических стендов, проведение совместных с родителями спортивных праздников и развлечений. Важно, чтобы родители видели положительную динамику развития своего ребенка (ознакомление с результатами диагностики физического состояния детей).

7. Эффективность работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР следует определять не в соответствии с нормативами, а на основе оценки индивидуального прироста показателей физического и психоэмоционального состояния по пяти классификационным уровням: «низкому», «ниже среднего», «среднему», «выше среднего», «высокому» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Формирование сенсомоторных навыков у пятилетних детей и первоклассников // Формирование школьной зрелости ребенка: сб. ст. -Таллин, 1982.- С. 145−147.
  2. Е.К., Горская Г. Б. Психофизиологическое обоснование поведения человека: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Под ред. Е. К. Аганянц. — Краснодар: Экоинвест, 2003. 114с.
  3. Е.К., Перминова Т. А. Характеристика произвольных двигательных реакций в условиях первого детства (4−6 лет) // Валеология. 2003. -№ 4.-С. 36−37.
  4. Р.И., Жирова Г. Н. Особенности физического и психофизического развития детей 6 лет // Начальная школа. — 1989 .- № 4.- С. 59−63.
  5. Э.Ш., Сотниченко Т. С. Лимбика. Физиология и морфология.-Л.: «Наука», 1967.- 120с.
  6. Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1997. № 1.-С. 3−10.
  7. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской.- М., 1982. С. 5−27.
  8. Н.Г. Ритмическое воспитание. М., 1924.- 16 с.
  9. В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания.- Н. Новгород, 1998. — С. 12−40.
  10. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 303с.
  11. Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. — 68с.
  12. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968. 166с.
  13. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт. — 1978. — 223с.
  14. Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол.фак.высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательскийцентр «Академия», 2001.-384с.
  15. В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275с.
  16. Т.А., Зуева И. А. Пути совершенствования работы детских оздоровительных центров в современных условиях // Сборник научных трудов, посвященных 25-летию Куб ГАФК. Краснодар, 1994, — С. 388−391.
  17. Г., Ромазан И., Чередникова Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб.: Стройлес-печать, 1996. 93 с.
  18. Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.- 320с.
  19. Л.Б., Зарин А. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 2.-С. 71−75.
  20. М.М., Ефимова С. П. Формирование графических навыков письма у детей с разным уровнем школьной зрелости // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1978.- Вып.№ 1(10).- С. 113−116.
  21. М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 416с.
  22. К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. -М.: ACT. 1997.-393с.
  23. Е.М., Демидова Е. В. Возрастные стандарты показателей функциональных систем // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью / Под ред. Аганянц Е. К. Краснодар: КГИФК. — 1991. — С.96−98.
  24. Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991- 287с.
  25. Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз 1947.254с.
  26. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи / Дефектология. — 1983.- № 1.- С. 56−57.
  27. В.В. Антропометрия. -М.: Медгиз, 1941.- 368с.
  28. А.И. Ритмическая пластика для дошкольников. М., 1990.- 126с.
  29. М. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. — М.: Рос. общество медиков-литераторов, 1995. 192с.
  30. Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1971.-21с.
  31. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 1976.- 104с.
  32. Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996.160с.
  33. Е.Н. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3−7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Киев, 1989.- 26с.
  34. Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. -1975.- № 6.- С.62−66.
  35. Т.А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1973.- С.54−60.
  36. Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.191с.
  37. A.M. Особенности методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1990.- 25с.
  38. И.М. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Дисс. канд. пед.наук. Хабаровск, 1998, — 171с.
  39. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика. — 1991. — 480с.
  40. Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 504с.
  41. В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990.176с.
  42. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье.- СПб.: АО «Сфера», 1994.- 160с.
  43. Гимнастика маленьких волшебников: Нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе и семье / Сост. Т. В. Нестерюк. М.: «ДТД», 1993.- 32с.
  44. Глубинные структуры мозга (Анатомия, физиология и патология) / Под общ. ред. В. В. Михеева.- Т.1. М., 1969.- 186 с — Т.2.- 159с.
  45. . Что такое психология. В 2-х т., т.2. Пер. с франц. М.: Мир. — 1992. -376с.
  46. А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С.5−95, 123−173, 239 279.
  47. Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррек-ционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С. Г. Шевченко. -М.: Ника-пресс, 1998.- 198с.
  48. О. Жить не старея: Пер. с чешек. / Предисловие Н. Б. Коро-стелева. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 217с., илл.
  49. Е.И. и др. Лекарственные средства в неврологии: Практическое руководство. -М.: Нолидж, 1998.- 304с.
  50. С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики // Дошкольное воспитание. 1998.- № 6.- С. 51−55.
  51. Л.С., Рапопорт Л. А. Начальное физкультурное образование детей (от рождения до 6 лет). Екатеринбург, 1998. — 109с.
  52. Л.С., Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3−6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. -С.32−35.
  53. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.- М.: Педагогика, 1984.- 256 е., ил.
  54. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском са-ду/В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.- Под ред. Т. И. Бабаевой и др.-СПб.: Акцидент, 1996.-С.75−86, 92−97, 131−155, 162−172.
  55. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.- Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. -Мн.: Ушверспэцкае, 1997.- 237с.
  56. К.В. Психофизическая тренировка. М.: Физкультура и здоровье, 1986.- 63с.
  57. К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. -Минск: Полымя, 1982.- 142с.
  58. А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987.-151с.
  59. А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М.: Советский спорт, 1991. — 128с.
  60. А.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательнойшколы // Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе/Под ред. В. В. Воронковой. -М: Школа-Пресс, 1994.- С. 335−354.
  61. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / А. И. Булычева, И. А. Бурлакова, Н. С. Варенцова и др.- Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. -М.: Гном-Пресс, 1999.- С. 45−56.
  62. В.К. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием в школах-интернатах. — Л.: Медгиз, 1963. С. 16−25.
  63. Г. Я. Гимнастика нервов. — М.: Физкультура и спорт, 1980.- 96с.
  64. Долина М. Dance, dance! // Счастливые родители. 2003.-№ 5.- С. 7275.
  65. Г. Гармоничное развитие ребенка / Составление «От редактора» В. Дольникова. — М.: «Аквариум», 1996.- 448с.
  66. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.- Под ред. Л. П. Носковой. -М.: Просвещение, 1993.- 224с.
  67. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 144с.
  68. З.М. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы их коррекции: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1980. 158с.
  69. С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физической культуры. -1998.- № 1.- С.2−7.
  70. Т.В. Особенности познавательных процессов у младшихшкольников с пониженной обучаемостью: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1969.-167с.
  71. Е.К. Возрастная морфология детей преддошкольного и дошкольного возраста. Краснодар, 1996. — С. 175−194.
  72. Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». -М.: Линка-пресс, 1999. -256 е., илл.
  73. Г. И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции//Дефектология, 1972.-№ 4.-С. 10−12.
  74. Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. -М.: Медицина, 1993.- 105с.
  75. Л.Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981.- 270с.
  76. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. — С. 13−37.
  77. Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. — М., 1995. С. 8−15,21−64.
  78. А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка //Избр. психол. труды: В 2 т.-М., 1986.- Т.1.-С. 17−48.
  79. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 1997.-114с.
  80. Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающая двигательная программа для детей 5−6 лет: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / И. К. Шилкова, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин и др. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. 336с.
  81. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич JI.A. Как помочь «особому» ребенку. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128с.
  82. Ю.Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа // Дошкольное воспитание. 1995. — № 6. — С. 25−28.
  83. Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. — М.: Медицина, 1989.- 128с.
  84. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др. — М.: Просвещение, 2002.- 143с.
  85. Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей 6 лет // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 1112. — С.40−41.
  86. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- С. 15−56
  87. Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики детей 3−7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982.- 24с.
  88. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1998. — 208с.
  89. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. 240с.
  90. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995.- 560 е., илл.
  91. Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательнойшколы. Киев, 1987. — С. 7−24, 28−37.
  92. Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М.: Гном-Пресс, 2000.- 64с.
  93. Коломинский JI. JL, Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 190с.
  94. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). — М.: Педагогика, 1973.- 79с.
  95. Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред. А. В. Семенович.- М., 1998. С. 4−35.
  96. Е.П. Лобная область большого мозга. Л.: Медгиз, 1962.- 176с.
  97. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. 1994.- № 1. -С.5−7.
  98. А.Л., Демидова Е. В. Физиологическая характеристика детей периода первого детства / Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. Под ред. Е. К. Аганянц -Краснодар, 1991. С.35−37.
  99. Ю., Курицына Ю. Информация о Всероссийском совещании «Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования» // Дошкольное воспитание. 1997.-№ 11.- С. 2−4.
  100. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова- Под ред. Б. П. Пузанова.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 144с.
  101. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред.д.м.н. Е. М. Мастюковой. М.: АРКТИ, 2002.- 192с.
  102. И.А., Горев А. С. Неспецифическая реактивность ЦНС детей 7−8 лет на различные виды нагрузок // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990.-№ 2 (4).-С.81−85.
  103. С.В., Слободняк Н. С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999. — 96с.
  104. И.Е. Художественное движение: Метод, пособие. Н. Новгород, 1993.-30с.
  105. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — С. 8−31.
  106. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. инст. -М.: Просвещение, 1990. 143с.
  107. Л.И. Хатха-йога для детей. — М.: Просвещение, 1993,160с.
  108. В.В. Нарушение психического развития у детей.- М.: МГУ, 1985.-С. 10−57.
  109. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1994.
  110. Я.Я. Коррекционно-развивающие упражнения // Дефектология. 1996.- № 4.- С. 15−17.
  111. П.Ф. Собрание педагогических сочинений */ Под ред. Г. Г. Шахведова. М.: Физкультура и спорт, 1952.- Т.1.- 444 с. — Т.2. — 384с.
  112. Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1991.-24с.
  113. И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.- М.: Аквариум, 1995. 384 е., илл.
  114. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — С. 11−45.
  115. Н.Д., Бурлуцкая Е., Мандрыкина Л. О некоторых аспектах работы с дошкольниками с ЗПР // Дошкольное воспитание.-1998.-№ 6,-С.76−81.
  116. А.Р. Основы нейропсихологии. -М., 1973. С. 19−52.
  117. А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1956. — С. 24−60.
  118. Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррек-ционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. — 192с.
  119. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма „Издательство ACT“», 1998.- 272с.
  120. Ма-Дэ-Юй В. П. Дыхательная гимнастика на службе здоровья. -Алма-Ата: «Казахстан», 1966.
  121. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. -М, 1996.-С. 12−32.
  122. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). — М.: «Компенс-центр», 1993.- 198с.
  123. Е.Д., Скрипкин Ю. К. Азбука здоровья семьи. М.: Медицина, 1992. — 165с.
  124. Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1996.- № 5. — С. 5−8.
  125. Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-304с.
  126. Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч., ранний и дошк. возраст. М.: Просвещение, 1991.159с.
  127. Е.М., Грибанова Г. В., Москвитина А. Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. -М.: Просвещение, 1989.-80с.
  128. А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания / Уч. пособие. М.: Просвещение, 1991. — 191с.
  129. JI.C. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1985. -С. 14−16.
  130. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (9 и 10 пересмотра), адаптированная для использования в СССР // Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. СПб., 1999. — С. 25−28.
  131. Х.А. Средства и методы совершенствования подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе повышения их двигательной активности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1984.- 19с.
  132. В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРК-ТИ, 1999.-48с.
  133. В.М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11−16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1977. — 174с.
  134. Ю.В. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями // Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Изд. центр «Академия», 2001.- С. 168−177.
  135. Д.Ф. Проблема организации начального обучения плаванию детей-инвалидов // Теория и практика физической культуры. 1998.-№ 1.- С. 50−52.
  136. С.Д., Киршев С. П. Построение программ по физической культуре для начальной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. — С. 12−16.
  137. С.Д., Нацаренус Н. Н. О проблеме формирования профессиональной компетентности студентов факультета дошкольного воспитания педвуза // Научные труды 1997 года / Под ред. С. Д. Неверковича. -М.: ВНИИФК, 1998.-С. 177−179.
  138. Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство-пресс, 2000.- 112с.
  139. Об организации и содержании коррекционных занятий по лечебной физкультуре во вспомогательной школе и школе-интернате: Метод, рекомендации / Сост. В. Ф. Мачихина, Н. А. Козленко, А. А. Дмитриев. -М., 1988. С. 9−34.
  140. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе/Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. -М.: Просвещение, 1992.- 158с.
  141. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. JI.M. Шипицына. СПб., 1997.
  142. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений / Под ред. JI.M. Шипицыной. СПб., 1995. — С. 3−56
  143. Н.О., Гуревич Н. И. Психомоторика. М., 1931.- С.2−39.
  144. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: сборник документов / Сост. Л. И. Романова, К. А. Цыпина. М., 1993. — С. 11−43.
  145. Е.Ф., Котляров А. Д. Формирование двигательных функций у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. — Челябинск: Уральская ГАФК, 1996. С. 7−34.
  146. О.Л. Методология проблемы обучения старших дошкольников психической саморегуляции // Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования: Материалы всероссийской научно-практ. конференции. Омск: СибГАФК, 1997. — С. 162 — 166.
  147. А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. М.: ТЦ
  148. Сфера", 2000.- С. 186−191, 208−215, 415−424.
  149. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н.Н. Бойно-вич. СПб.: «Акцидент», 1998.- 32с.
  150. М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1966.- С. 4−52.
  151. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет. М.: Просвещение, 1988. — 143с.
  152. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование. — М.: Педагогика, 1984. 94с.
  153. Л.И., Рожкова Л. А. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста с трудностями в обучении // Физиология человека.- 1993, Т. 19.-№ 4.-С. 18−21.
  154. .И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977. — С. 13−38.
  155. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/Под ред. Л. В. Шлаковой. СПб.: «Детство-Пресс», 2002. — 160с.
  156. С.А. Растите малышей здоровыми. М.: «Старт», 1992.-95с.
  157. Постановление правительства РФ от 12 марта 1997 г., № 288. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  158. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. М., 1987.-С.79−139.
  159. Программно-методические материалы. Коррекционно-развиваю-щее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение / Е. М. Морсакова, Н. А. Цыпина и др.- Сост. С. Г. Шевченко.-М.: Дрофа, 1998.- С. 71−115, 187−221.
  160. Проект закона РФ «О специальном образовании» // Дефектология. 1995.-№ 1.- С. 3−15.
  161. Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 1999.-С. 2−19.
  162. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т.В. Вохмянина- Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 1998.- 160с.
  163. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999.-136с.
  164. Психотерапия в дефектологии / Сост. Н. П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992.- 128с.
  165. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496с.
  166. Раннее обучение и развитие ребенка / Сост. В. В. Кантан. СПб.: Издательство «Лань», 1998.- 64с.
  167. М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов, и некоторые современные клинико-психологические представления) // Дефектология. 1977.-№ 2.- С. 15−19.
  168. Г. А., Лубышева Л. И. Концепция формирования основ здоровой жизни и деятельности ребенка на начальных этапах его индивидуального развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 4. — С. 2−4.
  169. О.В. Адаптивное физическое воспитание детей 5−8 лет с задержкой в развитии: Методическое пособие. — М.: Библиотека журнала «Профессия детский отдых», 2003.- 190с.
  170. Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. — С. 34−63.
  171. С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1990.-С. 25−47.
  172. А.А. Методика развития физических качеств и формирования основных движений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 1999.-24с.
  173. К.Э. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. / Общ. ред. А. А. Петровской. М.: Прогресс Универс, 1999.-С. 244−262, 346−348.
  174. Е.А. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1988.- 23с.
  175. А.С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся вспомогательной школы // Дефектология. -1997.-№ 3.-С. 11−15.
  176. М.Р., Брыксина З. Г. Анатомия человека: Учеб. пособие для студентов биолог, фак. пед. ун-тов, ин-тов, пед. училищ, колледжей. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 464с.
  177. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 е.: илл
  178. Н. Физическая культура и спорт для лиц с умственной отсталостью // Теория и практика физической культуры. 1998.- № 1.- С. 12−13.
  179. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. М., 1998. — С.31−56.
  180. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. М.: Педагогика, 1990. — 94с.
  181. В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400с.
  182. Собчик J1.H. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера // Методы психологической диагностики. М., 1990. -Вып. 2. — С. 23−28.
  183. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.- Под ред. Е. А. Стребелевой.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- С.3−94.
  184. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С. 87−121.
  185. А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. -М., 1988. С. 31−40.
  186. Н.И. Психическая саморегуляция, движение, здоровье. Ставрополь, 1980. — 107с.
  187. Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368с.
  188. Э.Я. Формирование ориентировки в пространстве у детей шестого и седьмого года жизни в подвижных играх и упражнениях: Автореф. дисс. Канд. Пед. Наук. — М., 1973.- 25с.
  189. Р.Б., Коркина Ю. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования Министерства общего и профессионального образования РФ // Дошкольное воспитание. 1997. — № 10.-С. 2−5.
  190. В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. — 288с.
  191. Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997.- № 2.- С. 50−58.
  192. Л.П. Уроки сказки. М., 1989. — С.23−32.
  193. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.З.- М.: Медицина, 1965.- 130с.
  194. Типовая программа коррекционного обучения детей с ЗПР./ НИИ.-М., 1989.- 165с.
  195. Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детского сада / Под. Ред. Ф. А. Сохина. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1981.- 136с.
  196. Тонкова Ямпольская Р. В. Основы медицинских знаний: Уч. пособие для уч-ся пед.училищ. — М.: Просвещение, 1981. — 319с.
  197. У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития. Горький, 1980.-57с.
  198. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990.- 64с.
  199. Физкультурное воспитание младших школьников / Т. А. Банникова, Ю. К. Чернышенко, В. А. Якобашвили, С. А. Локтев и др.- Под общ. ред.
  200. B.А. Якобашвили. Краснодар: КГАФК, Типография «Юг-Просвещение», 2000.-С. 43−54.
  201. С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Метод, пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2001. 94с.
  202. М.Н. Интегративная деятельность мозга в норме и патологии.-М., 1989.-С. 17−39.
  203. М.Н., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР // Дефектология. 1998, — № 1.1. C.5
  204. Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Волгоград, 1996.- 21с.
  205. A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М.:1. Педагогика, 1977.- 87с.
  206. .Е., Сайкина Е. Т. «СА-ФИ-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. — СПб.: «Детство-пресс», 2000.- 352с.
  207. И.А. Детская агрессивность. Минск, 1996. — С. 22−45.
  208. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. — 319с.
  209. И. Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. -М.: Анфас, 1991.- 157с.
  210. Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Дисс. доктора пед. наук. Краснодар, 1998.- 537с.
  211. Ю.К., Соленова Р. И., Баландин В. А., Ахметов С. Н. Использование элементов художественного слова в практике физического воспитания детей дошкольного возраста (учебное пособие). — Краснодар, 1997.-182с.
  212. Ю.К. Структура и содержание подготовки специалистов по дошкольному образованию // Природа. Общество. Человек: вестник южно-российского отделения международной академии наук высшей школы. Краснодар, 1996. — № 1(4). — С.47.
  213. М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, «ВЛАДОС», 1995.- 114с.
  214. И.В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. — М.: Илекса, Ставрополь, 2001.- 400с.
  215. Л.Е. Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развития. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 1999.-23с.
  216. JI.M., Иванов Е. С. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. — СПб., 1995. С. 4−38.
  217. Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание.-1998.- № 3. С. 77−81.
  218. Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет / Пер. с англ. -М.: Педагогика Пресс, 1995. — 192с.
  219. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1993.-С. 16−46.
  220. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг М.М.- М.: Издательство МГУ, 1990. С.20−42.
  221. Basic neurology / J. P. Shade, Donald H. Ford.- с Elsevier scient. publ. со., Amsterdam, 1973.- 350p.
  222. Bayley N. Development of mental abilities. In: Mussem P. (ed.), Car-michael's manual of child psychology, New York, Wiley, 1970.
  223. Bruner J.S., Olver R.R., Greenfild P.M. Studies in Cognitive Growth. N.Y., 1966.
  224. Chace, M. Dance as an adjunctive therapy with hospitalized children. Bulletin of the Menninger Clinic, 1953, 17, 219 255.
  225. Chasey W., Wyreck W. Effect of gross motor developmental program on from perception akills of educable mentally retarded children // Psychological abstracts. 1971/ - Vol.46. — № 1. — p. 195.
  226. Chaves R. Effect of three phlatcal education programs on selectedphysical fitness components of educable retarded children // Psychological abstracts. 1971. -Vol.46. — № 4.-P.882.
  227. Cratty, Bryant, V. Intelligence in action // Physical activities for enhancing intellectual abilities. Englawood Cliffs (NJ). 1973. — 159 p.
  228. Davis R. The Effects of perceptual ortented physical education ability of kindergarten and firstgrade children // Psychological abstracts. 1976. — Vol.55. -№ 6. -P. 1221.
  229. Denenberg V. N. Education of the infant and the Young Child, New York, Academic Press. 1970.
  230. Eggers Ch. Dementille erkrankungen bei Kinder und lufendlichen: Ihre Therapie und prognose // Somatogene psychosyndrome und ihre therapie im Kindes und sugentalter / HRSQ. G. Nissen. Bern. 1990. — S. 152−172.
  231. Falkner, F. Implifications for growth in human twins. In: Falkner, F.& Tanner, J.M., ed. Human growth, New York, Plenum Press, 1978, vol.1., pp. 397 413.
  232. Feigin, R.D. et al. Prospective evaluation of treatment of Hemophilus influenzae meningitis. J. Pediatr., 88: 542−548 (1976).
  233. Giannitrapani D. The electro-physiology of intellectual functions. Basel, 1985, 247p.
  234. Goodwin, D.W. Family and adoption studies of alcoholism. In: Med-nick, S., Christiansen, K.O. Bio-social bases of criminal behavior. New York, Gardner Press, 1977.
  235. Gross M., Wilson W. Minimal brain disfunction. N. Y. Bruner / Mazec, 1974.
  236. Hankin, J.R.& Shapiro, S. The demand for medical service by persons under psychiatric care. In: Robins, L.N. et al., The social consequences of psychiatric illness. New York, Brunner / Mazel (in press).- 1975.
  237. Hari M., Akos K. Conductive Pedagogy. Budapest, 1971. 341 p.
  238. Herson, V. C., Todd, J. K. Prediction of mobility in Hemophilus influenzae meningitis. Pediatrics, 59: 35−40 (1977).
  239. Jones D., Benton A. Reaction time and mental age in normal and retarded children.- American Journal Mental Deficiency, 1968, V.73(l).
  240. Kirk S., Kirk W. Psycholinguistic Learning Disabilities: Diagnosis and Remediation. Urbana, III., 1971.
  241. Lefco, H. Dance therapy. Chicago: Nelson Hall, 1974.
  242. Lindberg, J. et at. Long-term outcome of Hemophilus influenzae meningitis related to antibiotic treatment. Pediatrics, 60: 1−6 (1977).
  243. Mednick, S. Et al. An example of bio-social interaction research: the interplay of socioenviron mental and individual factors in the eliology of criminal behavior. In: Bio-social bases of criminal behavior. New York, Gardner Press, 1977.
  244. Miller F.T. Verbal mediation in the Successive and simultaneous discrimination learning of children // J. Experim. Child. Psychol, 1968. 6. — P.510−521.
  245. Miller R. Effect of physical education program on pereptual development and reading readness in kindergarten children // Psychological abstracts. -1976. -Vol.55. № 4. — P.805.
  246. Pesso, A. Movement in psychotherapy. New York: New York University Press, 1969.
  247. Peter F. Bewegungsanalisen und Bewegungstherapie in Sauglings und Kleinkind alter. Stuttgart, New York, 1979. — 154 s.
  248. Reed, D.M.& Stanley, F.T., ed. The epidemiology of prematurity. Baltimore-Munich, Urban & Schwarzenberg, 1977.
  249. Robins L.N., Olukayode Jegede R. Psychic health. In: Prevention in childhood of health problems in adult life / Edited by Frank Falkner.- Geneva: World Health Organization, 1980, pp. 156−174.
  250. Robins, L. Deviant children grow up: a sociological and psychiatric study of sociopathic personality. Baltimore, Williams & Wilkins, 1966 (Reprinted by Krieger, Huntington, NY, 1974).
  251. Robins. Ferris and Janet. Educational rhythmic for mentally and physically handcapped children. New York, 1968. — 235 p.
  252. Rosen, E. Dance in psychotherapy. New York: Columbia University Press, 1974.
  253. Rutter, M. Et al. Education, health, and behavior. London, Longman Group, 1970.
  254. Schmais, C. Dance therapy in perspective. In К. C. Mason (Ed.). Dance therapy: Focus on dance YII. Washington, D.C.: American Association for Health, Physical Education and Recreation, 1974.
  255. Sell, S.H.W. The clinical importance of Hemophilus influenzae infections in children. Pediatr. Clin. North Am., 17: 415−423 (1970).
  256. Slater, E.& Cowie, V. The genetics of mental disorders. London, Oxford University Press, 1974.
  257. Strauss A.A., Lehtinen L.E. Psychopathology and education of Brain-Injured Child. N.Y., 1947.
  258. Voeller K.K.S. Toward a neurobiologic nosology of attention deficit hyperativity disorder // J. of Clinical Neurology. 1991. 6 S, S. 2−8.
  259. Wethered, A. Movement and drama in therapy. Boston: Plays, 1973.
  260. Wisse J. Endogenous-phasic psychosis at the brink of adolescense// Acta paedopsychiat. 1982.- Vol.47, № 6.- P. 341−349.
  261. Zentall S. S. Reseach on the educational implications of attention deficit hyperativity disorder // Exceptional children.- 1993. V.60 № 3. P.143−153.
Заполнить форму текущей работой