Программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Комплексную оздоровительно-воспитательную работу с детьми, имеющими ЗПР, целесообразно организовывать поэтапно, с учетом адаптационных возможностей их организма. Первая фаза подготовительного периода (сентябрь — ноябрь) направлена на адаптацию, совершенствование двигательных умений и навыков, сформированных в предыдущей возрастной группе и подготовку организма ребенка к последующим этапам (через… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С
- ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ
- 1. 1. Предмет и задачи коррекционно-педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
- 1. 2. Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
- 1. 2. 1. Особенности морфо-функционального состояния детей 5−6 лет
- 1. 2. 2. Специфика развития психомоторики, общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
- 1. 2. 3. Интеллектуальное и психо-эмоциональное развитие дошкольников, имеющих задержку психического развития
- 1. 3. Технологические основания процесса физического воспитания
- Ф детей 5 — 6 лет с задержкой психического развития
- 1. 3. 1. Особенности образовательной, воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития
- 1. 3. 2. Опыт использования адаптивных (коррекционных) средств физической культуры для дошкольников с задержкой психического развития
- ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методы исследования
- 2. 2. Организация исследования
- ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5−6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 3. 1. Особенности физического состояния детей 5 — 6 лет с задержкой психического развития
- 3. 2. Определение адекватности компонентов программы физического воспитания детей 5 — 6 лет с задержкой психического развития
- 3. 3. Авторская программа физического воспитания детей 5 — 6 лет с задержкой психического развития
- 3. 3. 1. Проективный блок
- 3. 3. 2. Содержательный блок
- 3. 3. 3. Процессуальный блок
- 3. 3. 4. Контрольно-учетный блок
Программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Это связано с влиянием на организм ребенка и его родителей различных факторов риска как наследственных, так и внешнесредовых (абиотических, биотических, социальных). По данным Е. Б. Четвериковой (1998), в России до 96% детей рождаются с различными формами патологий, при этом у 80% новорожденных отмечаются нервно-психические нарушения. Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых [113, 153, 242, 247, 264], слабовыражен-ные органические повреждения головного мозга полиэтиологического характера у новорожденных являются основной причиной задержки психического развития (ЗПР) детей дошкольного возраста. Чаще этот вид отклонений выявляется с началом обучения детей 5−6 лет в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Ряд исследователей [23, 49] констатируют, что количество дошкольников с ЗПР достигает в среднем по России 25%. Данные управления общего и профессионального образования администрации г. Краснодара свидетельствуют, что число детей с ЗПР, посещающих муниципальные ДОУ, в 2002;2003 г. возросло на 27,4%, по сравнению с 1997 г.
На данном этапе в России и за рубежом изменилось отношение государства к лицам с отклонениями в развитии. В связи с этим возникает потребность интегрировать таких детей в общество. Реформирование системы специального образования осуществляется на основании Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья — специальном образовании» (2001 г.), что гарантирует лицам с физическими и (или) психическими недостатками обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальными образовательными стандартами.
Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчеркивалось исследователями различных направлений науки [12, 42, 53, 62, 67, 130].
Однако представленные в настоящее время данные об особенностях физического состояния детей с ЗПР немногочисленны и разнородны. Также следует отметить, что недостаточно представлены научно-обоснованные программы и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР. Это, в свою очередь, затрудняет осуществление комплексного коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников с данным отклонением в развитии. Вышеизложенные факты доказывает целесообразность разработки и реализации программы, содержания и методики, которые не только позволят решить специфические задачи физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР, но и будут способствовать их успешной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: программа, содержание и методика физического воспитания детей 5−6 лет с ЗПР.
Цель исследования: разработать и обосновать комплексную программу физического воспитания дошкольников с ЗПР, направленную на оптимизацию их физического, психического и эмоционального состояния, повышение возможностей социальной адаптации.
Рабочая гипотеза. В основе рабочей гипотезы исследования лежат известные научно-теоретические положения о тесной взаимосвязи и взаимозависимости физического и психического развития (И.М. Сеченов, 1863- П. К. Анохин, 1968; Г. Доман, 1996), об общности основных законов развития для нормального и аномального ребенка, об актуальном и потенциальном уровнях развития (Л.С. Выготский, 1928) — о возможности целенаправленных педагогических воздействий на физическую и двигательную сферы человека, начиная с дошкольного периода онтогенеза (В.К. Бальсевич, 1996; Ю.К. Чер-нышенко, 1998).
Предполагалось, что программа, содержание и методика физического воспитания детей 5−6 лет с ЗПР, специально разработанные на основе учета их резервных возможностей, будут способствовать оптимизации воспитательно-оздоровительного процесса в условиях специализированных ДОУ и, как следствие, улучшению показателей физического и психо-эмоционального состояния, обеспечению социальной адаптации детей дошкольного возраста с задержкой в развитии.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности физического состояния детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР.
2. Установить состав требований к программно-методическому обеспечению и определить степень адекватности традиционно используемых средств и методов физического воспитания в работе с детьми, имеющими ЗПР.
3. Разработать и экспериментально оценить эффективность предлагаемой программы физического воспитания детей 5−6 лет с ЗПР в условиях специализированных ДОУ.
Методологическую основу исследования составили: идеи о значении движений в психическом и личностном развитии ребенка (П.Ф. Лесгафт, А. Р. Лурия, Г. Доман), об учете сензитивных периодов и зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), теория уровневой организации движений (Н.А. Берн-штейн), теория функциональных систем (П.К. Анохин), концепция физкультурного воспитания (В.К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, С.Д. Неверкович).
Научную новизну исследования составляет комплексный подход к разработке программы, содержания и методики физического воспитания детей с ЗПР с учетом их зоны ближайшего развития, на основе которого:
— получены новые данные о специфике физического состояния детей 56 лет с ЗПР;
— определены особенности содержания физического воспитания старших дошкольников с ЗПР с учетом их резервных возможностей и зоны ближайшего развития;
— систематизированы педагогические условия социальной адаптации детей с ЗПР в процессе физического воспитания;
— разработаны новые организационные, методические и. детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Физический и функциональный статус старших дошкольников с ЗПР отличается от такового у здоровых детей низким уровнем развития физических качеств, общей и дифференцированной моторики, наличием признаков психофизического инфантилизма, сопутствующих хронических соматических заболеваний легкой степени.
2. Учет основных особенностей физического состояния детей с ЗПР в процессе физического воспитания обеспечивается комплексной программой, состоящей из четырех блоков (проективного, содержательного, процессуального, контрольно-учетного).
3. Реализация авторской программы физического воспитания позволяет достоверно улучшить показатели физического, функционального и психоэмоционального состояния детей 5 — 6 лет с ЗПР за счет адекватно подобранного содержания, вариации состава средств и методов физического воспитания на годичный цикл, что способствует успешной социализации детей с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении теоретической базы физического воспитания детей дошкольного возраста положениями, обосновывающими новые организационные, содержательные и методические подходы к физическому воспитанию детей 5−6 лет, имеющих ЗПР, с учетом особенностей личности ребенка, специфики его образовательных потребностей, резервных возможностей организма.
Практическая значимость. Выявленные особенности физического состояния детей старшего дошкольного возраста с ЗПР определяют их зону ближайшего развития, что создает рациональную основу для дифференцированного планирования коррекционно-педагогических воздействий на психофизический статус данной категории детей.
Составленные специфические требования к интегрированной деятельности «узких» специалистов ДОУ VII вида (для детей с ЗПР), отраженные в разработанной программе, позволяют координировать их действия на основе профессионального сотрудничества, что способствует осуществлению планомерной систематической коррекционно-развивающей работы.
Реализация предлагаемой программы физического воспитания детей с ЗПР позволяет повысить эффективность использования средств физической культуры в ДОУ и создает условия для организации процесса физического воспитания на научно-обоснованной методологической базе.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе организации оздоровительно-воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими ЗПР, в условиях специализированных ДОУ, а также в учебном процессе физкультурных, педагогических и дефектологических вузов, колледжей, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, на курсах и семинарах для инструкторов по физическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Внедрение полученных результатов. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ, включая тезисы, 7 статей, методическое пособие.
Основные положения диссертации были представлены на XXVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России (Краснодар, 2000 г.), на региональной научно-практической конференции в г. Геленджике (2000 г.), на научно-практической конференции VII краевого конкурса «На лучший инновационный проект» работников учреждений среднего профессионального образования Краснодарского края (2001 г.), на конференциях в Краснодарском педагогическом колледже № 1 (1999;2002 гг.), на краевой научно-практической конференции специалистов по дошкольному образованию в г. Краснодаре (2004 г.).
Программа, содержание и методика физического воспитания детей с ЗПР внедрены в практику работы ДОУ №№ 131, 179, 217 г. Краснодара.
Теоретические положения диссертационного исследования внедрены в практику подготовки студентов Краснодарского педагогического колледжа № 1 (КПК № 1), обучающихся по специальности «Руководитель физического воспитания в ДОУ».
Материалы исследований используются при обучении студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСиТ) в рамках учебной дисциплины «Прогрессивные технологии физического воспитания детей дошкольного возраста».
Структура и объем диссертации
Диссертация изложена на 249 страницах и состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и актов внедрения с использованием структуры поэтапного изложения. Работа иллюстрирована 14 таблицами и 15 рисунками.
Список литературы
включает 268 наименований, в том числе 42 на иностранных языках.
ВЫВОДЫ.
1. Физическое состояние детей с ЗПР, по сравнению со здоровыми детьми, характеризуется сниженным уровнем развития ряда физических качеств: в 5 лет — координационных, скоростно-координационных и скоростно-силовых способностей (у девочек), гибкости (подвижности плечевого сустава), общей выносливости (у девочек) — в 6 лет — координационных, скоростно-координационных и скоростно-силовых способностей (кроме прыжков в длину с места у девочек), гибкости, общей выносливости.
Наиболее низкие показатели психомоторного развития проявляются в тестах, характеризующих развитие мелкой моторики, ритмических способностей, силы нервных процессов.
2. Дошкольников с ЗПР целесообразно распределять на IV подгруппы с учетом уровня физической и двигательной подготовленности: в I подгруппу (9,4%) входят дети с уровнем психомоторного развития «выше среднего» (техника движений и уровень развития физических качеств приближены к норме для детей данного возраста) — II подгруппу (29,5%) составляют дети со «средним» и «ниже среднего» уровнями развития физических качеств при сохраненной технике движенийIII подгруппу (56,1%) — дети с уровнем развития физических качеств «ниже среднего», нарушающие технику движенийIV подгруппу (5%) — дети с «низким» уровнем развития физических качеств, не выполняющие отдельные виды двигательных действий, доступные этому возрасту.
3. Различия в показателях физической подготовленности детей с ЗПР в большей степени могу быть обусловлены не половым диморфизмом, а характером, видом, степенью ЗПР и наличием вторичных отклонений в развитии ребенка.
4. Существующее в настоящее время программно-методическое обеспечение педагогического процесса формирования физической культуры детей 5−6 лет с отклонениями в психическом развитии недостаточно научно обосновано и не соответствует современным требованиям науки и практики, предъявляемым к технологиям коррекционно-оздоровительной деятельности с данной категорией дошкольников.
5. Адекватными средствами и методами физического воспитания детей с ЗПР, направленными на решение коррекционно-оздоровительных задач являются: сюжетная форма организации физкультурных занятий на основе игровой мотивацииуменьшение длительности физкультурных занятий до 2025 минвключение в процесс физического воспитания элементов данстерапии, интегрированной деятельности, релаксации, ритмопластики, логоритмики, психогимнастики, игровой деятельности. Их применение в контексте реализации авторской программы способствует увеличению моторной и общей плотности физкультурных занятий (от 52 до 80% и от 60 до 82% соответственно), а также улучшению устойчивости внимания у дошкольников на занятиях (в среднем до 4,5 баллов).
6. Целесообразность структурного построения программы по физическому воспитанию детей 5−6 лет с ЗПР обеспечивается взаимосвязью четырех блоков ее содержания:
— проективного, отражающего цель, задачи и модель планирования работы по физическому воспитанию;
— содержательного, представленного набором специальных средств физического воспитания, содержанием физкультурных знаний, перечнем физических упражнений;
— процессуального, содержащего описание организационных подходов, методических приемов и технологических решений в процессе физического воспитания;
— контрольно-учетного, включающего набор методик для комплексной диагностики физического и психо-эмоционального состояния.
7. Реализация экспериментальной программы физического воспитания детей 5−6 лет с ЗПР обеспечивает позитивные изменения в социальном и психическом статусе, повышение ресурсов социализации, что выражается в оптимизации эмоционального состояния, на фоне которого проводится кор-рекционно-развивающая работа в экспериментальных группахв проявлении высших значений третьего уровня интеллектуального развития (среднего интеллекта) и достоверных отличий между экспериментальными и контрольными группами (за исключением девочек 6 лет).
8. Эффективность предлагаемой программы физического воспитания старших дошкольников с ЗПР доказана экспериментально, о чем свидетельствуют достоверные улучшения в экспериментальных группах детей 5- 6 лет, по сравнению с контрольными:
— всех рассмотренных показателей психомоторного развития (функции равновесия, уровня развития мелкой моторики, наличий синкинезий, динамической организации двигательного акта, слухо-моторной координации, силы нервных процессов);
— функциональных показателей кардио-респираторной системы;
— показателей, характеризующих координационные и скоростно-силовые способности у дошкольников в 5 лет;
— показателей, характеризующих координационные, скоростные и ско-ростно-силовые способности, а также общую выносливость у мальчиков в подгруппе детей 6 лет.
1. Комплексную оздоровительно-воспитательную работу с детьми, имеющими ЗПР, целесообразно организовывать поэтапно, с учетом адаптационных возможностей их организма. Первая фаза подготовительного периода (сентябрь — ноябрь) направлена на адаптацию, совершенствование двигательных умений и навыков, сформированных в предыдущей возрастной группе и подготовку организма ребенка к последующим этапам (через комплексное развитие физических качеств). Формирование новых двигательных умений и навыков осуществляется, начиная со второй фазы (декабрь) подготовительного периода. На протяжении базового периода (январь — апрель) организуется непосредственно коррекционно-развивающая работа по физическому воспитанию детей с ЗПР посредством проведения физкультурно-оздоровительных занятий разных видов, работы по физическому воспитанию в повседневной жизни. Во время переходного периода (май) проводится диагностика физического и психо-эмоционального состояния каждого ребенка. Оздоровительно-рекреационный период насыщен физкультурно-оздоровительной работой на свежем воздухе на основе игровой мотивации.
2. Диагностика физического и психо-эмоционального состояния детей с ЗПР, проводимая инструктором по физическому воспитанию совместно с другими специалистами ДОУ, носит комплексный характер и изучает физический, психический и социальный аспекты здоровья: физическую подготовленность (12 показателей), физическое развитие (5 показателей), функциональное состояние систем организма (5 показателей), психомоторное развитие (5 показателей) и психо-эмоциональное развитие (5 показателей) (см. приложения 3, 6).
3. Содержание физических упражнений рекомендуется подбирать с учетом специфики развития детей с ЗПР. К основным средствам относятся: основные виды движений, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения и упражнения на ориентировку в пространстве, элементы ритмопластики, профилактические и коррекционные упражнения (для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, развития мелкой моторики пальцев рук, дыхательные упражнения и др.), спортивные упражнения, элементы спортивных игр.
4. Коррекционно-развивающая работа по физическому воспитанию детей с ЗПР должна включать физкультурные занятия преимущественно сюжетной направленности на основе игровой мотивации с использованием различных средств:
— с элементами логоритмики (направлены на развитие зрительно-моторной, рече-двигательной координации, закрепление, активизацию и автоматизацию приобретенного речевого навыка);
— интегрированные (включаются задания, с помощью которых решаются задачи другого раздела образовательной программы, которые способствуют комплексному развитию физических и психических качеств);
— игровые (построены на подвижных играх, проводятся в качестве контрольно-учетных физкультурных занятийобеспечивают комплексное развитие физических качеств и совершенствование основных движений);
— с элементами психогимнастики (модель формирования у детей произвольной психорегуляциинаправлены на развитие координационных способностей, силы различных мышечных групп, подвижности нервных процессов);
— ритмопластики (способствуют совершенствованию ритмической организации движений, зрительно-моторной, слухо-моторной координации, быстроты, выносливости);
— данстерапии (используются целенаправленные физические движения для усиления самоидентичности, выражения эмоций через движенияобеспечивается развитие координационных способностей, быстроты, выносливости);
— релаксации (осуществляется обучение приемам психомышечного расслабления, регуляции мышечного тонуса).
5. В течение годичного цикла целесообразно организовывать не менее 144 часов физкультурно-оздоровительных занятий (три в неделю), в том числе, одно в неделю должно отводиться тематическому занятию на воздухе или плаванию.
6. Инструктору по физическому воспитанию, осуществляя работу в коррекционном блоке, следует обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приемам. С этой целью с родителями желательно проводить различные формы работы: родительские собрания («Психофизические особенности ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР», «Развивающие игры и их место в семейном досуге», «Развитие мелкой моторики руки посредством физических упражнений» и др.), беседы, консультации, показательные физкультурно-оздоровительные занятия, оформление тематических стендов, проведение совместных с родителями спортивных праздников и развлечений. Важно, чтобы родители видели положительную динамику развития своего ребенка (ознакомление с результатами диагностики физического состояния детей).
7. Эффективность работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР следует определять не в соответствии с нормативами, а на основе оценки индивидуального прироста показателей физического и психоэмоционального состояния по пяти классификационным уровням: «низкому», «ниже среднего», «среднему», «выше среднего», «высокому» .
Список литературы
- Авик X. Формирование сенсомоторных навыков у пятилетних детей и первоклассников // Формирование школьной зрелости ребенка: сб. ст. -Таллин, 1982.- С. 145−147.
- Аганянц Е.К., Горская Г. Б. Психофизиологическое обоснование поведения человека: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Под ред. Е. К. Аганянц. — Краснодар: Экоинвест, 2003. 114с.
- Аганянц Е.К., Перминова Т. А. Характеристика произвольных двигательных реакций в условиях первого детства (4−6 лет) // Валеология. 2003. -№ 4.-С. 36−37.
- Айзман Р.И., Жирова Г. Н. Особенности физического и психофизического развития детей 6 лет // Начальная школа. — 1989 .- № 4.- С. 59−63.
- Айрапетьянц Э.Ш., Сотниченко Т. С. Лимбика. Физиология и морфология.-Л.: «Наука», 1967.- 120с.
- Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1997. № 1.-С. 3−10.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской.- М., 1982. С. 5−27.
- Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. М., 1924.- 16 с.
- Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания.- Н. Новгород, 1998. — С. 12−40.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 303с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. — 68с.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968. 166с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт. — 1978. — 223с.
- Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол.фак.высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательскийцентр «Академия», 2001.-384с.
- Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275с.
- Банникова Т.А., Зуева И. А. Пути совершенствования работы детских оздоровительных центров в современных условиях // Сборник научных трудов, посвященных 25-летию Куб ГАФК. Краснодар, 1994, — С. 388−391.
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб.: Стройлес-печать, 1996. 93 с.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.- 320с.
- Баряева Л.Б., Зарин А. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием // Дошкольное воспитание. -1998.-№ 2.-С. 71−75.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Формирование графических навыков письма у детей с разным уровнем школьной зрелости // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1978.- Вып.№ 1(10).- С. 113−116.
- Безруких М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 416с.
- Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. -М.: ACT. 1997.-393с.
- Бердичевская Е.М., Демидова Е. В. Возрастные стандарты показателей функциональных систем // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью / Под ред. Аганянц Е. К. Краснодар: КГИФК. — 1991. — С.96−98.
- Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991- 287с.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз 1947.254с.
- Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи / Дефектология. — 1983.- № 1.- С. 56−57.
- Бунак В.В. Антропометрия. -М.: Медгиз, 1941.- 368с.
- Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников. М., 1990.- 126с.
- Буянов М. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. — М.: Рос. общество медиков-литераторов, 1995. 192с.
- Вавилова Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1971.-21с.
- Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 1976.- 104с.
- Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996.160с.
- Вильчковский Е.Н. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3−7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Киев, 1989.- 26с.
- Власова Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. -1975.- № 6.- С.62−66.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1973.- С.54−60.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985.191с.
- Воропаев A.M. Особенности методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1990.- 25с.
- Воротилкина И.М. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Дисс. канд. пед.наук. Хабаровск, 1998, — 171с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика. — 1991. — 480с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — 504с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990.176с.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье.- СПб.: АО «Сфера», 1994.- 160с.
- Гимнастика маленьких волшебников: Нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе и семье / Сост. Т. В. Нестерюк. М.: «ДТД», 1993.- 32с.
- Глубинные структуры мозга (Анатомия, физиология и патология) / Под общ. ред. В. В. Михеева.- Т.1. М., 1969.- 186 с — Т.2.- 159с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т., т.2. Пер. с франц. М.: Мир. — 1992. -376с.
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С.5−95, 123−173, 239 279.
- Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррек-ционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С. Г. Шевченко. -М.: Ника-пресс, 1998.- 198с.
- Грегор О. Жить не старея: Пер. с чешек. / Предисловие Н. Б. Коро-стелева. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 217с., илл.
- Гусев Е.И. и др. Лекарственные средства в неврологии: Практическое руководство. -М.: Нолидж, 1998.- 304с.
- Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики // Дошкольное воспитание. 1998.- № 6.- С. 51−55.
- Дворкин Л.С., Рапопорт Л. А. Начальное физкультурное образование детей (от рождения до 6 лет). Екатеринбург, 1998. — 109с.
- Дворкин Л.С., Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3−6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. -С.32−35.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.- М.: Педагогика, 1984.- 256 е., ил.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском са-ду/В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.- Под ред. Т. И. Бабаевой и др.-СПб.: Акцидент, 1996.-С.75−86, 92−97, 131−155, 162−172.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.- Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. -Мн.: Ушверспэцкае, 1997.- 237с.
- Динейка К.В. Психофизическая тренировка. М.: Физкультура и здоровье, 1986.- 63с.
- Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. -Минск: Полымя, 1982.- 142с.
- Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987.-151с.
- Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М.: Советский спорт, 1991. — 128с.
- Дмитриев А.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательнойшколы // Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе/Под ред. В. В. Воронковой. -М: Школа-Пресс, 1994.- С. 335−354.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / А. И. Булычева, И. А. Бурлакова, Н. С. Варенцова и др.- Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. -М.: Гном-Пресс, 1999.- С. 45−56.
- Добровольский В.К. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием в школах-интернатах. — Л.: Медгиз, 1963. С. 16−25.
- Долгопятов Г. Я. Гимнастика нервов. — М.: Физкультура и спорт, 1980.- 96с.
- Долина М. Dance, dance! // Счастливые родители. 2003.-№ 5.- С. 7275.
- Доман Г. Гармоничное развитие ребенка / Составление «От редактора» В. Дольникова. — М.: «Аквариум», 1996.- 448с.
- Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.- Под ред. Л. П. Носковой. -М.: Просвещение, 1993.- 224с.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 144с.
- Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы их коррекции: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1980. 158с.
- Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физической культуры. -1998.- № 1.- С.2−7.
- Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младшихшкольников с пониженной обучаемостью: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1969.-167с.
- Ермоленко Е.К. Возрастная морфология детей преддошкольного и дошкольного возраста. Краснодар, 1996. — С. 175−194.
- Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». -М.: Линка-пресс, 1999. -256 е., илл.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции//Дефектология, 1972.-№ 4.-С. 10−12.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. -М.: Медицина, 1993.- 105с.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981.- 270с.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. — С. 13−37.
- Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. — М., 1995. С. 8−15,21−64.
- Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка //Избр. психол. труды: В 2 т.-М., 1986.- Т.1.-С. 17−48.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 1997.-114с.
- Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающая двигательная программа для детей 5−6 лет: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / И. К. Шилкова, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин и др. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. 336с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич JI.A. Как помочь «особому» ребенку. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128с.
- Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа // Дошкольное воспитание. 1995. — № 6. — С. 25−28.
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. — М.: Медицина, 1989.- 128с.
- Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др. — М.: Просвещение, 2002.- 143с.
- Каданцева Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей 6 лет // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 1112. — С.40−41.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- С. 15−56
- Касаткина Г. М. Влияние физических упражнений разной направленности на развитие движений и психики детей 3−7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982.- 24с.
- Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1998. — 208с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. 240с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995.- 560 е., илл.
- Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательнойшколы. Киев, 1987. — С. 7−24, 28−37.
- Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М.: Гном-Пресс, 2000.- 64с.
- Коломинский JI. JL, Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 190с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). — М.: Педагогика, 1973.- 79с.
- Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред. А. В. Семенович.- М., 1998. С. 4−35.
- Кононова Е.П. Лобная область большого мозга. Л.: Медгиз, 1962.- 176с.
- Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. 1994.- № 1. -С.5−7.
- Корепанов А.Л., Демидова Е. В. Физиологическая характеристика детей периода первого детства / Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. Под ред. Е. К. Аганянц -Краснодар, 1991. С.35−37.
- Коркина Ю., Курицына Ю. Информация о Всероссийском совещании «Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования» // Дошкольное воспитание. 1997.-№ 11.- С. 2−4.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова- Под ред. Б. П. Пузанова.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 144с.
- Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред.д.м.н. Е. М. Мастюковой. М.: АРКТИ, 2002.- 192с.
- Криволапчук И.А., Горев А. С. Неспецифическая реактивность ЦНС детей 7−8 лет на различные виды нагрузок // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990.-№ 2 (4).-С.81−85.
- Крюкова С.В., Слободняк Н. С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999. — 96с.
- Кулагина И.Е. Художественное движение: Метод, пособие. Н. Новгород, 1993.-30с.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — С. 8−31.
- Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. инст. -М.: Просвещение, 1990. 143с.
- Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. — М.: Просвещение, 1993,160с.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей.- М.: МГУ, 1985.-С. 10−57.
- Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М., 1994.
- Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие упражнения // Дефектология. 1996.- № 4.- С. 15−17.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений */ Под ред. Г. Г. Шахведова. М.: Физкультура и спорт, 1952.- Т.1.- 444 с. — Т.2. — 384с.
- Логвина Т.Ю. Оптимизация режима двигательной активности дошкольников в зависимости от их возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1991.-24с.
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.- М.: Аквариум, 1995. 384 е., илл.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — С. 11−45.
- Луговых Н.Д., Бурлуцкая Е., Мандрыкина Л. О некоторых аспектах работы с дошкольниками с ЗПР // Дошкольное воспитание.-1998.-№ 6,-С.76−81.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. -М., 1973. С. 19−52.
- Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1956. — С. 24−60.
- Лютова Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррек-ционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. — 192с.
- Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма „Издательство ACT“», 1998.- 272с.
- Ма-Дэ-Юй В. П. Дыхательная гимнастика на службе здоровья. -Алма-Ата: «Казахстан», 1966.
- Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. -М, 1996.-С. 12−32.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). — М.: «Компенс-центр», 1993.- 198с.
- Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю. К. Азбука здоровья семьи. М.: Медицина, 1992. — 165с.
- Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1996.- № 5. — С. 5−8.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-304с.
- Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч., ранний и дошк. возраст. М.: Просвещение, 1991.159с.
- Мастюкова Е.М., Грибанова Г. В., Москвитина А. Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. -М.: Просвещение, 1989.-80с.
- Матвеев А.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания / Уч. пособие. М.: Просвещение, 1991. — 191с.
- Медникова JI.C. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1985. -С. 14−16.
- Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (9 и 10 пересмотра), адаптированная для использования в СССР // Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. СПб., 1999. — С. 25−28.
- Мелиев Х.А. Средства и методы совершенствования подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе повышения их двигательной активности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1984.- 19с.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРК-ТИ, 1999.-48с.
- Мозговой В.М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11−16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1977. — 174с.
- Морозова Ю.В. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями // Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Изд. центр «Академия», 2001.- С. 168−177.
- Мосунов Д.Ф. Проблема организации начального обучения плаванию детей-инвалидов // Теория и практика физической культуры. 1998.-№ 1.- С. 50−52.
- Неверкович С.Д., Киршев С. П. Построение программ по физической культуре для начальной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 2. — С. 12−16.
- Неверкович С.Д., Нацаренус Н. Н. О проблеме формирования профессиональной компетентности студентов факультета дошкольного воспитания педвуза // Научные труды 1997 года / Под ред. С. Д. Неверковича. -М.: ВНИИФК, 1998.-С. 177−179.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство-пресс, 2000.- 112с.
- Об организации и содержании коррекционных занятий по лечебной физкультуре во вспомогательной школе и школе-интернате: Метод, рекомендации / Сост. В. Ф. Мачихина, Н. А. Козленко, А. А. Дмитриев. -М., 1988. С. 9−34.
- Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе/Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. -М.: Просвещение, 1992.- 158с.
- Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. JI.M. Шипицына. СПб., 1997.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений / Под ред. JI.M. Шипицыной. СПб., 1995. — С. 3−56
- Озерецкий Н.О., Гуревич Н. И. Психомоторика. М., 1931.- С.2−39.
- Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: сборник документов / Сост. Л. И. Романова, К. А. Цыпина. М., 1993. — С. 11−43.
- Орехов Е.Ф., Котляров А. Д. Формирование двигательных функций у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. — Челябинск: Уральская ГАФК, 1996. С. 7−34.
- Осадчук О.Л. Методология проблемы обучения старших дошкольников психической саморегуляции // Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования: Материалы всероссийской научно-практ. конференции. Омск: СибГАФК, 1997. — С. 162 — 166.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. М.: ТЦ
- Сфера", 2000.- С. 186−191, 208−215, 415−424.
- Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н.Н. Бойно-вич. СПб.: «Акцидент», 1998.- 32с.
- Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1966.- С. 4−52.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет. М.: Просвещение, 1988. — 143с.
- Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование. — М.: Педагогика, 1984. 94с.
- Переслени Л.И., Рожкова Л. А. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста с трудностями в обучении // Физиология человека.- 1993, Т. 19.-№ 4.-С. 18−21.
- Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977. — С. 13−38.
- Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/Под ред. Л. В. Шлаковой. СПб.: «Детство-Пресс», 2002. — 160с.
- Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми. М.: «Старт», 1992.-95с.
- Постановление правительства РФ от 12 марта 1997 г., № 288. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. М., 1987.-С.79−139.
- Программно-методические материалы. Коррекционно-развиваю-щее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение / Е. М. Морсакова, Н. А. Цыпина и др.- Сост. С. Г. Шевченко.-М.: Дрофа, 1998.- С. 71−115, 187−221.
- Проект закона РФ «О специальном образовании» // Дефектология. 1995.-№ 1.- С. 3−15.
- Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 1999.-С. 2−19.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т.В. Вохмянина- Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд. центр «Академия», 1998.- 160с.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999.-136с.
- Психотерапия в дефектологии / Сост. Н. П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992.- 128с.
- Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова.- СПб.: Питер, 2001.- 496с.
- Раннее обучение и развитие ребенка / Сост. В. В. Кантан. СПб.: Издательство «Лань», 1998.- 64с.
- Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов, и некоторые современные клинико-психологические представления) // Дефектология. 1977.-№ 2.- С. 15−19.
- Решетнева Г. А., Лубышева Л. И. Концепция формирования основ здоровой жизни и деятельности ребенка на начальных этапах его индивидуального развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 4. — С. 2−4.
- Решетняк О.В. Адаптивное физическое воспитание детей 5−8 лет с задержкой в развитии: Методическое пособие. — М.: Библиотека журнала «Профессия детский отдых», 2003.- 190с.
- Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. — С. 34−63.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1990.-С. 25−47.
- Ругина А.А. Методика развития физических качеств и формирования основных движений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 1999.-24с.
- Рудестам К.Э. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. / Общ. ред. А. А. Петровской. М.: Прогресс Универс, 1999.-С. 244−262, 346−348.
- Сагайдачная Е.А. Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1988.- 23с.
- Самыличев А.С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся вспомогательной школы // Дефектология. -1997.-№ 3.-С. 11−15.
- Сапин М.Р., Брыксина З. Г. Анатомия человека: Учеб. пособие для студентов биолог, фак. пед. ун-тов, ин-тов, пед. училищ, колледжей. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 464с.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 е.: илл
- Сладков Н. Физическая культура и спорт для лиц с умственной отсталостью // Теория и практика физической культуры. 1998.- № 1.- С. 12−13.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. М., 1998. — С.31−56.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. М.: Педагогика, 1990. — 94с.
- Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400с.
- Собчик J1.H. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера // Методы психологической диагностики. М., 1990. -Вып. 2. — С. 23−28.
- Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.- Под ред. Е. А. Стребелевой.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- С.3−94.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С. 87−121.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. -М., 1988. С. 31−40.
- Спиридонов Н.И. Психическая саморегуляция, движение, здоровье. Ставрополь, 1980. — 107с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368с.
- Степаненкова Э.Я. Формирование ориентировки в пространстве у детей шестого и седьмого года жизни в подвижных играх и упражнениях: Автореф. дисс. Канд. Пед. Наук. — М., 1973.- 25с.
- Стеркина Р.Б., Коркина Ю. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования Министерства общего и профессионального образования РФ // Дошкольное воспитание. 1997. — № 10.-С. 2−5.
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. — 288с.
- Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997.- № 2.- С. 50−58.
- Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М., 1989. — С.23−32.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.З.- М.: Медицина, 1965.- 130с.
- Типовая программа коррекционного обучения детей с ЗПР./ НИИ.-М., 1989.- 165с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детского сада / Под. Ред. Ф. А. Сохина. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1981.- 136с.
- Тонкова Ямпольская Р. В. Основы медицинских знаний: Уч. пособие для уч-ся пед.училищ. — М.: Просвещение, 1981. — 319с.
- Ульенкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития. Горький, 1980.-57с.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990.- 64с.
- Физкультурное воспитание младших школьников / Т. А. Банникова, Ю. К. Чернышенко, В. А. Якобашвили, С. А. Локтев и др.- Под общ. ред.
- B.А. Якобашвили. Краснодар: КГАФК, Типография «Юг-Просвещение», 2000.-С. 43−54.
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Метод, пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2001. 94с.
- Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга в норме и патологии.-М., 1989.-С. 17−39.
- Фишман М.Н., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР // Дефектология. 1998, — № 1.1. C.5
- Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Волгоград, 1996.- 21с.
- Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М.:1. Педагогика, 1977.- 87с.
- Фрилева Ж.Е., Сайкина Е. Т. «СА-ФИ-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. — СПб.: «Детство-пресс», 2000.- 352с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность. Минск, 1996. — С. 22−45.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. — 319с.
- Цуцуми И. Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. -М.: Анфас, 1991.- 157с.
- Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Дисс. доктора пед. наук. Краснодар, 1998.- 537с.
- Чернышенко Ю.К., Соленова Р. И., Баландин В. А., Ахметов С. Н. Использование элементов художественного слова в практике физического воспитания детей дошкольного возраста (учебное пособие). — Краснодар, 1997.-182с.
- Чернышенко Ю.К. Структура и содержание подготовки специалистов по дошкольному образованию // Природа. Общество. Человек: вестник южно-российского отделения международной академии наук высшей школы. Краснодар, 1996. — № 1(4). — С.47.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, «ВЛАДОС», 1995.- 114с.
- Чупаха И.В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. — М.: Илекса, Ставрополь, 2001.- 400с.
- Шевченко Л.Е. Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развития. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 1999.-23с.
- Шипицына JI.M., Иванов Е. С. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. — СПб., 1995. С. 4−38.
- Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание.-1998.- № 3. С. 77−81.
- Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет / Пер. с англ. -М.: Педагогика Пресс, 1995. — 192с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1993.-С. 16−46.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг М.М.- М.: Издательство МГУ, 1990. С.20−42.
- Basic neurology / J. P. Shade, Donald H. Ford.- с Elsevier scient. publ. со., Amsterdam, 1973.- 350p.
- Bayley N. Development of mental abilities. In: Mussem P. (ed.), Car-michael's manual of child psychology, New York, Wiley, 1970.
- Bruner J.S., Olver R.R., Greenfild P.M. Studies in Cognitive Growth. N.Y., 1966.
- Chace, M. Dance as an adjunctive therapy with hospitalized children. Bulletin of the Menninger Clinic, 1953, 17, 219 255.
- Chasey W., Wyreck W. Effect of gross motor developmental program on from perception akills of educable mentally retarded children // Psychological abstracts. 1971/ - Vol.46. — № 1. — p. 195.
- Chaves R. Effect of three phlatcal education programs on selectedphysical fitness components of educable retarded children // Psychological abstracts. 1971. -Vol.46. — № 4.-P.882.
- Cratty, Bryant, V. Intelligence in action // Physical activities for enhancing intellectual abilities. Englawood Cliffs (NJ). 1973. — 159 p.
- Davis R. The Effects of perceptual ortented physical education ability of kindergarten and firstgrade children // Psychological abstracts. 1976. — Vol.55. -№ 6. -P. 1221.
- Denenberg V. N. Education of the infant and the Young Child, New York, Academic Press. 1970.
- Eggers Ch. Dementille erkrankungen bei Kinder und lufendlichen: Ihre Therapie und prognose // Somatogene psychosyndrome und ihre therapie im Kindes und sugentalter / HRSQ. G. Nissen. Bern. 1990. — S. 152−172.
- Falkner, F. Implifications for growth in human twins. In: Falkner, F.& Tanner, J.M., ed. Human growth, New York, Plenum Press, 1978, vol.1., pp. 397 413.
- Feigin, R.D. et al. Prospective evaluation of treatment of Hemophilus influenzae meningitis. J. Pediatr., 88: 542−548 (1976).
- Giannitrapani D. The electro-physiology of intellectual functions. Basel, 1985, 247p.
- Goodwin, D.W. Family and adoption studies of alcoholism. In: Med-nick, S., Christiansen, K.O. Bio-social bases of criminal behavior. New York, Gardner Press, 1977.
- Gross M., Wilson W. Minimal brain disfunction. N. Y. Bruner / Mazec, 1974.
- Hankin, J.R.& Shapiro, S. The demand for medical service by persons under psychiatric care. In: Robins, L.N. et al., The social consequences of psychiatric illness. New York, Brunner / Mazel (in press).- 1975.
- Hari M., Akos K. Conductive Pedagogy. Budapest, 1971. 341 p.
- Herson, V. C., Todd, J. K. Prediction of mobility in Hemophilus influenzae meningitis. Pediatrics, 59: 35−40 (1977).
- Jones D., Benton A. Reaction time and mental age in normal and retarded children.- American Journal Mental Deficiency, 1968, V.73(l).
- Kirk S., Kirk W. Psycholinguistic Learning Disabilities: Diagnosis and Remediation. Urbana, III., 1971.
- Lefco, H. Dance therapy. Chicago: Nelson Hall, 1974.
- Lindberg, J. et at. Long-term outcome of Hemophilus influenzae meningitis related to antibiotic treatment. Pediatrics, 60: 1−6 (1977).
- Mednick, S. Et al. An example of bio-social interaction research: the interplay of socioenviron mental and individual factors in the eliology of criminal behavior. In: Bio-social bases of criminal behavior. New York, Gardner Press, 1977.
- Miller F.T. Verbal mediation in the Successive and simultaneous discrimination learning of children // J. Experim. Child. Psychol, 1968. 6. — P.510−521.
- Miller R. Effect of physical education program on pereptual development and reading readness in kindergarten children // Psychological abstracts. -1976. -Vol.55. № 4. — P.805.
- Pesso, A. Movement in psychotherapy. New York: New York University Press, 1969.
- Peter F. Bewegungsanalisen und Bewegungstherapie in Sauglings und Kleinkind alter. Stuttgart, New York, 1979. — 154 s.
- Reed, D.M.& Stanley, F.T., ed. The epidemiology of prematurity. Baltimore-Munich, Urban & Schwarzenberg, 1977.
- Robins L.N., Olukayode Jegede R. Psychic health. In: Prevention in childhood of health problems in adult life / Edited by Frank Falkner.- Geneva: World Health Organization, 1980, pp. 156−174.
- Robins, L. Deviant children grow up: a sociological and psychiatric study of sociopathic personality. Baltimore, Williams & Wilkins, 1966 (Reprinted by Krieger, Huntington, NY, 1974).
- Robins. Ferris and Janet. Educational rhythmic for mentally and physically handcapped children. New York, 1968. — 235 p.
- Rosen, E. Dance in psychotherapy. New York: Columbia University Press, 1974.
- Rutter, M. Et al. Education, health, and behavior. London, Longman Group, 1970.
- Schmais, C. Dance therapy in perspective. In К. C. Mason (Ed.). Dance therapy: Focus on dance YII. Washington, D.C.: American Association for Health, Physical Education and Recreation, 1974.
- Sell, S.H.W. The clinical importance of Hemophilus influenzae infections in children. Pediatr. Clin. North Am., 17: 415−423 (1970).
- Slater, E.& Cowie, V. The genetics of mental disorders. London, Oxford University Press, 1974.
- Strauss A.A., Lehtinen L.E. Psychopathology and education of Brain-Injured Child. N.Y., 1947.
- Voeller K.K.S. Toward a neurobiologic nosology of attention deficit hyperativity disorder // J. of Clinical Neurology. 1991. 6 S, S. 2−8.
- Wethered, A. Movement and drama in therapy. Boston: Plays, 1973.
- Wisse J. Endogenous-phasic psychosis at the brink of adolescense// Acta paedopsychiat. 1982.- Vol.47, № 6.- P. 341−349.
- Zentall S. S. Reseach on the educational implications of attention deficit hyperativity disorder // Exceptional children.- 1993. V.60 № 3. P.143−153.