Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11-14 лет с детским церебральным параличом
Положения, выносимые на защиту: • Эффективная коррекция двигательных нарушений у инвалидов-подростков с детским церебральным параличом может осуществляться с помощью методики, включающей общеразвивающие упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, в комплексе с мероприятиями арттерапии и танцевально-двигательной терапии. Применение арттерапии и танцевально-двигательной терапии создает… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Современное состояние проблемы физической реабилитации ^ инвалидов с последствиями детского церебрального паралича
- 1. 1. Физическая реабилитация инвалидов с детским церебральным параличом составная часть адаптивной физической культуры
- 1. 2. Клиническая характеристика детского церебрального паралича
- 1. 3. Особенности психического развития инвалидов с последствиями детского церебрального паралича
- 1. 4. Специфика двигательных нарушений и двигательного функционирования инвалидов с последствиями церебрального паралича
- 1. 5. Значение средств физической культуры для коррекции двигательных функций инвалидов с церебральным параличом
- ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА III. Теоретико-методологическое обоснование методики физкультурной реабилитации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича
- 3. 1. Теоретико-методологические и методические основания для разработки физкультурно-реабилитационной методики занятий с инвалидами после детского церебрального паралича
- 3. 2. Специфика средств физической культуры для коррекции психического и физического состояния, двигательных функций инвалидов с детским церебральным параличом
- 3. 3. Возможности применения арттерапии и танцтерапии в комплексе с физкультурно-коррекционной деятельностью с
- Л инвалидами, имеющими последствия детского церебрального паралича
- 3. 4. Построение целостной методики физкультурной реабилитации для коррекции двигательных нарушений у инвалидов с детским церебральным параличом
- ГЛАВА IV. Результаты исследования и их обсуждение
- 0. 4.1. Предварительное обследование инвалидов с ДЦП
- 4. 2. Итоги педагогического эксперимента
- 0. 4.1. Предварительное обследование инвалидов с ДЦП
Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11-14 лет с детским церебральным параличом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Проблема создания условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующей коррекции, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации людей с существенными отклонениями в состоянии здоровья является значимой для теории и методики физического воспитания в связи с тем, что в последнее десятилетие отмечается рост инвалидности среди населения. В Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и, по прогнозам специалистов, будет увеличиваться в дальнейшем. Так, если в 1996 году на 70 детей до 15 лет приходился 1 ребенок-инвалид, то в 2002 году такой ребенок приходился на 55 здоровых детей [70].
Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с двигательными нарушениями — 25%, в том числе и детский церебральный паралич (ДЦП). ДЦП — это заболевание центральной нервной системы, при котором вследствие поражения двигательных центров коры головного мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые.
Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание подростка-инвалида и реакция на физический дефект. В результате семья и инвалид привыкают к хронической природе заболевания, возникают проблемы, связанные с изоляцией его от сверстников и отчуждением. Не обнадеживающая перспектива занятости инвалидов и недостаточные условия для их самостоятельного проживания оставляют ребенку-инвалиду небольшой выбор жизненных перспектив и вызывают глубокую озабоченность и тревогу за будущее.
Физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также по разработке и реализации основных направлений государственной и семейной политики в Российской Федерации.
Ряд ученых посвятили свои исследования изучению физической реабилитации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича (В.В. Кудряшов, 1978; Е. М. Мастюкова, 1991; Н. В. Ганзина, 1998; H.A. Мякишева, 2000; А. Н. Лаврентьева, 2002; Т. Е. Сидорова, 2003; М.О., Лянной, 2003). При этом большинство методик рассматривают раннюю стадию заболевания (H.H. Ефименко, 1991; Е. М. Мастюкова, 1991; H.A. Мякишева, 2000), для более взрослых инвалидов научная литература, как правило, затрагивает вопросы профессиональной ориентации и трудоустройства (Т.А. Добровольская, 1989; Н. В. Антипьева, 2002). Отдельные исследователи предлагают способы двигательной реабилитации взрослых инвалидов с детским церебральным параличом на основе оригинальных методик (Ли Ен Сан, 1997; Н. В. Ганзина, 1997; Т. Е. Сидорова, 2000; М. О. Лянной, 2003), вместе с тем практически не разрабатывается вопрос о коррекции двигательных нарушений у инвалидов-подростков. В то же время известно, что подростковый возраст имеет огромное значение для развития человека, потому что характеризуется глубокими анатомическими, физиологическими и психологическими изменениями человека, связанными, прежде всего, с периодом полового созревания.
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между необходимостью эффективной двигательной реабилитации ежегодно растущего количества инвалидов-подростков с последствиями ДЦП и недостаточной научной обоснованностью физкультурно-оздоровительных методик, способствующих восстановлению двигательных функций подростков в период глубоких функциональных изменений в организме, связанных с половым созреванием. Актуальность исследования заключается в разрешении указанного противоречия, в решении проблемы теоретического и экспериментального обоснования методики физкультурно-оздоровительных занятий, способствующих физической реабилитации инвалидов-подростков, страдающих ДЦП.
Цель исследования — теоретическое и экспериментальное обоснование методики физической реабилитации инвалидов 11−14 лет с ДЦП.
Объект исследования: процесс физической реабилитации инвалидов 1114 лет с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11−14 лет с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение специально разработанной методики, основанной на использовании общеразвивающих упражнений, подвижных игр, элементов спортивных игр, в комплексе с мероприятиями арттерапии и танцевально-двигательной терапии позволит повысить уровень физической подготовленности, развить способность к самостоятельной двигательной деятельности, снизить степень ограничения подвижности суставов и оптимизировать психическое состояние инвалидов с последствиями ДЦП.
Задачи исследования:
1. Выявить динамику уровня инвалидности вследствие детского церебрального паралича до 14 лет в г. Тамбове и Тамбовской области.
2. Теоретически обосновать положения для создания эффективной оздоровительной и адаптивной методики, направленной на коррекцию двигательных нарушений у инвалидов-подростков с последствиями детского церебрального паралича.
3. Разработать экспериментальную методику физической реабилитации инвалидов 11−14 лет с ДЦП, основанную на применении общеразвивающих упражнений, подвижных игр, элементов спортивных игр в комплексе с мероприятиями арттерапии и танцевально-двигательной терапии, и выявить особенности мотивации подростков с ДЦП по отношению к физкультурной деятельности.
4. Определить эффективность разработанной методики и особенности ее воздействия на физическое и психическое состояние инвалидов-подростков.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источниковобобщение опытаанкетированиехронометрированиетестированиединамометрияспирометрияпсихологическое тестированиепедагогический экспериментметоды математической статистики.
Базой исследования были выбраны Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко» (Реабилитационно-оздоровительный комплекс семьи «Большая Липовица» (г. Тамбов)) и Оздоровительно-коррекционный центр Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что:
• обоснованы положения о целесообразности комплексного применения общеразвивающих упражнений, подвижных игр, элементов спортивных игр в сочетании с методиками арттерапии и танцевально-двигательной терапии для коррекции двигательных нарушений инвалидов-подростков с детским церебральным параличом;
• доказана целесообразность комплексного подхода применения специальных средств физической культуры в сочетании с методиками арттерапии и танцевально-двигательной терапии в процессе физической реабилитации инвалидов-подростков с детским церебральным параличом.
Практическая значимость определяется тем, что в процессе исследования разработана методика, основанная на использовании общеразвивающих упражнений, подвижных игр, элементов спортивных игр, в комплексе с мероприятиями арттерапии и танцевально-двигательной терапии, позволяющая эффективно воздействовать на оптимизацию психомоторного состояния инвалидов с последствиями детского церебрального паралича, которая может быть использована специалистами в области физической реабилитации инвалидов, а также рекомендуется для широкого применения в специальных реабилитационных учреждениях и домашних условиях. Материалы исследования могут применяться в профессиональной подготовке и переподготовке специалистов по адаптивной физической культуре.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные научные представления о теории функциональных систем (П.К. Анохин), адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова), идея интеграции человека в физкультурной деятельности (В.М. Выдрин, Л. В. Лубышева, Ю.М. Николаев), положения о технологии построения культурологической концепции в сфере физической культуры (В.М. Выдрин, Ф.И. Собянин), теории развивающего обучения (Л.С. ВыготскийВ.В. Давыдов), индивидуально-дифференцированный подход (Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов), принцип оздоровительной направленности физкультурной деятельности (В.К. Бальсевич, В. В. Кузин Л.П. Матвеев) — принципы спортивной тренировки (Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев).
Положения, выносимые на защиту: • Эффективная коррекция двигательных нарушений у инвалидов-подростков с детским церебральным параличом может осуществляться с помощью методики, включающей общеразвивающие упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, в комплексе с мероприятиями арттерапии и танцевально-двигательной терапии. Применение арттерапии и танцевально-двигательной терапии создает благоприятную предпосылку для активного использования средств физической культуры. Постепенное увеличение доли средств физической культуры в процессе физической реабилитации по сравнению с другими средствами способствует повышению результативности экспериментальной методики. • Экспериментальная методика обеспечивает снижение уровня личностной тревожности инвалидов-подростков с детским церебральным параличом, существенное повышение уровня проявления силовых и координационных способностей, развивает способность к самостоятельной двигательной деятельности, снижает контрактуры нижних конечностей, а также оптимизирует психическое состояние инвалидов-подростков с детским церебральным параличом.
Научная новизна исследования:
• установлены особенности мотивации инвалидов-подростков с ДЦП по отношению к физкультурной деятельности;
• выявлено положительное влияние применения общеразвивающих упражнений, подвижных игр, элементов спортивных игр в сочетании с методиками арттерапии и танцевально-двигательной терапии на физическую подготовленность инвалидов с детским церебральным параличом, их способность к самостоятельной двигательной деятельности, снижение степени ограничения подвижности суставов и оптимизацию психического состояния.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась соблюдением исходных методологических положений, применением методов исследования, адекватных цели и задачам работы, экспериментальной проверкой гипотезы, достаточной длительностью эксперимента, корректным применением методов математической статистики.
Апробация и внедрение полученных результатов: материалы исследований представлены на Международной научно-практической конференции «Ребенок и север» (Мурманск, 2001) — Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 2002) — IX научной конференции преподавателей и аспирантов Тамбовского государственного университета «Державинские чтения» (Тамбов, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт — основа здорового образа жизни» (Тамбов, 2004) — Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические аспекты физического воспитания и спорта» (Тамбов, 2004) — III Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2005).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов, практических рекомендаций, списка основной использованной литературы, приложений. Работа изложена на 152 страницах машинописного текста, содержит 13 таблиц и 10 рисунков. Список основной использованной литературы состоит из 156 наименований, из них — 11 зарубежных авторов.
ВЫВОДЫ.
1. В результате анализа литературных источников и документов установлено, что уровень инвалидности подростков с детским церебральным параличом среди населения значительно вырос за последние годы. В Тамбовской области количество подростков до 14 лет с последствиями ДЦП с 1998 по 2003 гг. увеличилось на 43,3%, в г. Тамбове — на 32,2%.
2. Результаты проведенного анкетного опроса свидетельствуют о недостатке двигательной активности инвалидов 11−14 лет с детским церебральным параличом. Из числа опрошенных 64% инвалидов никогда не участвовали в физкультурной деятельности. Собственную физическую подготовленность 39% инвалидов оценили как «неудовлетворительную». Всего лишь 3% опрошенных принимают активное регулярное участие в физкультурно-спортивной деятельности, при этом подавляющее большинство (74%) подростков с детским церебральным параличом интересуются спортом.
3. Теоретически обоснованы положения для создания эффективной методики коррекции двигательных нарушений у подростков с последствиями ДЦП, включающие теоретико-методологический базис, методические и организационные аспекты, среди которых важнейшими определены идея интегративного развития личности в сфере физической культуры, цель, задачи и принципы деятельности в области адаптивной физической культуры, оздоровительно-реабилитационная направленность физкультурной деятельности, а также доминирующее значение применения средств физической культуры по отношению к другим средствам и оптимальность физической нагрузки.
4. Разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами, имеющими последствия детского церебрального паралича, основанная на применении общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр в комплексе с мероприятиями арттерапии и танцевально-двигательной терапии. Особенностями методики являются: строгое дозирование физической нагрузки в сочетании с систематическим контролем за занимающимися, постепенное увеличение доли средств физической культуры по сравнению с другими в ходе занятий, целесообразное распределение используемых средств в содержании занятий — физические упражнения, игры включаются во все части занятия, танцтерапия — в основную часть, арттерапия — в заключительную.
5. Результаты физической реабилитации инвалидов с ДЦП показали высокую эффективность разработанной методики, что выразилось в улучшении их двигательных возможностей. В экспериментальной группе изменения показателей двигательных тестов: прыжки на правой ноге, на левой ноге, на двух ногах, в равновесии на правой и левой ноге, а также быстрота простой двигательной реакции, скоростно-силовые качества, координационные способности, показатели силы кисти и жизненной емкости легких оказались более значительными, чем в контрольной группе.
6. В процессе реализации методики физической реабилитации было зафиксировано снижение средней оценки клинических показателей с 3,8 до 2,6 балла, что свидетельствует об ослаблении контрактур и тонуса мышц нижних конечностей, увеличении самостоятельной двигательной активности и способности к самообслуживанию.
7. Результаты реабилитационных мероприятий оказали благотворное влияние и на психическое состояние детей-инвалидов с ДЦП: в контрольной группе у 58% детей уровень тревожности по-прежнему остался высоким, у 34% - средним и у 16% - низкимв экспериментальной группе у 35% реабилитантов он оказался высоким, у 40%) — средним и у 25% - низким, что можно расценивать, как повышение стрессоустойчивости.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Для физической реабилитации инвалидов 11−14 лет с детским церебральным параличом целесообразно применять методику, разработанную на основе общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр в комплексе с мероприятиями арттерапии и танцевально-двигательной терапии со строго дозированной нагрузкой. После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15−20%, а после основной части — на 40−50%. После занятий пульс должен приближаться к исходному значению через 1−2 минуты.
2. В процессе физкультурно-оздоровительных занятий частично или полностью парализованных детей необходимо учитывать форму церебрального паралича, интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности ребенка, а также его возраст и уровень развития моторики.
3. Важным фактором успешности физкультурно-оздоровительных занятий детей с ограниченными возможностями является эмоциональная заинтересованность воспитанников. Поэтому следует формировать эмоционально положительное отношение к занятиям физической культурой.
4. Для определения характера изменений показателей, свидетельствующих о физической реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом, рекомендуется применять тесты для определения уровня физической подготовленности, физического развития и уровня тревожности.
5. При проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет воспитанников и снижает их двигательную активность. Не следует чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.
6. Танцевально-двигательная терапия и арттерапия действительно развивают двигательные способности, упорядочивают поведенческие реакции, воспитывают умение подчиняться правилам, указаниям педагога, воспитателя. Занятия физическими упражнениями в сочетании с упражнениями танцевально-двигательной и арттерапии повышают интерес таких детей к жизни, способствуют расширению их кругозора, а также корректируют их самооценку, поэтому могут служить хорошим средством реабилитации детей с церебральным параличом.
7. Необходимо проводить систематический медицинский и педагогический контроль в процессе занятий за инвалидами с детским церебральным параличом, а также обоснованно осуществлять планирование этих занятий с учетом их текущего состояния, имеющихся материально-технических условий, квалификации ведущих специалистов и медицинских работников.
Список литературы
- Акош, К. Помощь детям с церебральным параличом кондуктивная педагогика / К. Акош, М. Акош- пер. с англ. — М.: Улисс, 1994. — С. 36−42.
- Анохин, П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование / П. К. Анохин. М., 1956.
- Анохин, В.В. Возможности обеспечения качества жизни детей-инвалидов в специальных образовательных учреждениях / В. В. Анохин, Л. Н. Анохина, Н. М. Трофимова // Культура физическая и здоровье. 2004. — № 1. — С. 69−72.
- Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации. Правовое регулирование / Н. В. Антипьева. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 224 с.
- Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
- Бабенкова, Р.Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе / Р. Д. Бабенкова. -М: Просвещение, 1977. 156 с.
- Бабенкова, Р.Д. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / Р. Д. Бабенкова, М. В. Ишюлктова, Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1985. -221 с.
- Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян. Киев: Здоровье, 1988.-322 с.
- Баранова, H.A. Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях воспитательной системы лечебно-профилактического учреждения: дис.. канд. пед. наук / H.A. Баранова. -М., 2000. 155 с.
- Бегидова, Т.П. Становление и развитие адаптивной физической культуры в Центральном Черноземье / Т. П. Бегидова, С. Н. Монастырев, Г. В. Бармин // Культура физическая и здоровье. 2004. — № 1. — С. 77−79.
- Бернштейн, H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
- Бойко, В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России / В. В. Бойко, K.M. Оганян. СПб., 1999. — 234 с.
- Бойков, Д.И. Обучение детей с ДЦП и информационные технологии / Д. И. Бойков // Ребенок в современном мире: права ребенка: тез. докл. V Междунар. конф. СПб., 1998. — С. 48−53.
- Боровик, О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы / О. В. Боровик // Дефектология. М.: Школа-Пресс, 1999.-Вып. 2.-С. 26−29.
- Бортфельд, С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при ДЦП / С. А. Бортфельд. Л., 1986. — 169 с.
- Вайзман, Н.П. Реабилитационная педагогика / Н. П. Вайзманн. М.: Аграф, 1996.- 160 с.
- Вихрук, Т.И. Основы тератологии и наследственной патологии: учеб. пособие / Т. И. Вихрук, В. А. Лисовский, Е.Б. Сологуб- под ред. проф. В. А. Лисовского и проф. Е. Б. Сологуб. М.: Сов. спорт, 2001. — 208 с.
- Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т. 5.-М.: Педагогика, 1983. 247 с.
- Гавриков, А.Ю. Физические упражнения для инвалидов с травмами спинного мозга / А. Ю. Гавриков, С. А Северина // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 3. — С. 59−68.
- Ганзина, Н.В. Система рекреативно-восстановительных мероприятий в социальной адаптации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича: дис.. канд. пед. наук /Н.В. Ганзина. -М., 1997. 159 с.
- Гончарова, Н.М. Основные принципы помощи детям с церебральными спастическими параличами / Н. М. Гончарова. М., 1992. — 67 с.
- Горячев, М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом / М. Д. Горячев. Самара: Изд-во «Самарский Университет», 1998. — 131 с.
- Гросс, H.A. Реабилитация опорно-двигательных функций у детей-инвалидов с использованием элементов физической культуры и спорта / H.A. Гросс, Ю. А. Гросс, Е. А. Горбунова, Т. Л. Шарова. М.: ВНИИФК, 1996. — С. 20−23.
- Гросс, H.A. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / H.A. Гросс. М.: Сов. спорт, 2000. — 224 с.
- Давиденко, Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта: учеб. пособие / Д. Н. Давиденко. СПб., 1996. — 346 с.
- Давыдовский, И.В. Проблемы причинности в медицине: Этиология / И. В. Давыдовский. М., 1962.
- Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. Н. Исаева. М., 1996.
- Денега, С.Н. Социально-педагогическая реабилитация детей в муниципальном дошкольном центре восстановительного лечения и образования: дис.. канд. пед. наук / С. Н. Денега. -М., 2000. 168 с.
- Дмитриев, B.C. Средства информационного обеспечения инвалидов при занятиях физической культурой и спортом / B.C. Дмитриев // Сб. матер, к лекциям по физ. культуре и спорту: в 2 т. Малаховка, 1993. — Т. 2. — С. 9−18.
- Добровольская, Т.А. Основные направления и методы реабилитационной работы с инвалидами молодого возраста вследствие ДЦП / Т. А. Добровольская // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП: сб. науч. тр.-М, 1991.-С. 112−120.
- Дружинин, В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. М.: КСП, 1996.
- Дубровский, В.И. Реабилитация в спорте / В. И. Дубровский. М.: ФиС, 1991.-200 с.
- Евсеев, С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учеб. пособие / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев- под ред. проф. С. П. Евсеева. -М.: Сов. спорт, 2000. 152 с.
- Евсеев С.П. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев, JI.B. Шапкова // Теор. и практ. физ. культ. 1998. — № 1.-С. 8−19.
- Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С. П. Евсеев, JI.B. Шапкова. М.: Сов. спорт, 2000. — 240 с.
- Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в жизни людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов в России / С.П. Евсеев- под ред. Р. Г. Гостева, В. М. Выдрина, Л. И. Лубышевой, A.B. Лотоненко // Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: ВГПУ, 2003.
- Евсеев, С.П. Важный этап развития адаптивной физической культуры в России / С. П. Евсеев // Культура физическая и здоровье. 2004. — № 1. — С. 6669.
- Ефимов, А.П. Новый программно-аппаратный комплекс «Психомоторика-01» / А. П. Ефимов, В. В. Авдеев // Человек и его здоровье: матер. Междунар. конгресса. СПб., 1997. — С. 154.
- Ефимов, А.П. Принципы реабилитации детей с ДЦП / А. П. Ефимов // Человек и его здоровье: матер. Междунар. конгресса. СПб., 1997. — С. 33−40.
- Ефимова, A.B. Санаторное лечение детей с церебральными параличами / A.B. Ефимова. М., 1969. — 67 с.
- Ефименко, H.H. Содержание и методика занятий физической культурой с детьми, страдающими церебральным параличом / H.H. Ефименко, Б. В. Сермеев. М.: Сов. спорт, 1991.
- Жарков, Г. В. Коррекция осознания пространства и времени у подростков со школьной дезаптацией средствами интеллектуальных и творческих игр / Г. В. Жарков // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. М.: Теревинф, 1998.-Вып. 1.-С. 120−121.
- Желенкова, В.П. Реабилитация инвалидов с поражением органов опоры и движения средствами физической культуры и спорта / В. П. Желенкова. — М., 1989.-42 с.
- Ипполитова, M.B. Воспитание детей с церебральными параличами в семье / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1993.
- Ипполитова, М.В. О детях с церебральным параличом. Дети с отклонениями в развитии: метод, пособие / М. В. Ипполитова, Е.Д. Чернобровкина- сост. Н. Д. Шматко. М., 1997.
- Каграманова, Т.В. Управление процессами медико-социальной реабилитации и социализации детей-инвалидов с церебральным параличом: дис.. канд. социол. наук/ Т. В. Каграманова. -М., 2003. 179 с.
- Карпман, B.JI. Тестирование в спортивной медицине / B.JI. Карпманн. М.: ФиС, 1998.-426 с.
- Келина, Т.И. Комплексная оценка состояния здоровья детей раннего возраста / Т. И. Келина. Казань, 1999. — 138 с.
- Кириченко, Е.И. Пограничные состояния интеллектуальной недостаточности у детей с церебральными параличами и задачи социальной реабилитации / Е. И. Кириченко // Тез. науч. конф. М., 1987. — С. 275−278.
- Концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями. -М.: ФиС, 1997.
- Кудряшов, В.В. Формирование движений с предметами у учащихся глухих, умственно отсталых, с церебральным параличом на уроках физической культуры: дис.. канд. пед. наук / В. В. Кудряшов. М., 1978. — 138 с.
- Кузнецова, JI.B. Принципы организации деятельности реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями / JI.B. Кузнецова, H.JI.
- Никольская // Актуальные вопросы реабилитации детей-инвалидов. СПб., 1998.-С. 45−49.
- Лаврентьева, А.Н. Социально-бытовая адаптация детей с церебральными параличами в условиях реабилитационного учреждения: дис.. канд. пед. наук / А. Н. Лаврентьева. Якутск, 2002. — 175 с.
- Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М., 2001.- 192 с.
- Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации / под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. М.: Медицина, 1995. — 400 с.
- Ли Ен Сан. Социально-педагогические аспекты и модифицированные методические приемы оздоровления инвалидов с последствиями заболевания детским церебральным параличом средствами физической культуры: дис.. канд. пед. наук / Ли Ен Сан. М., 1997. — 132 с.
- Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 140 с.
- Лопатина, Л.В. К вопросу о социальной адаптации детей-инвалидов, имеющих двигательные нарушения / Л. В. Лопатина // Ребенок в современном мире: права ребенка: тез. докл. V Междунар. конф. СПб., 1998.
- Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет- пер. с англ. М.: Междунар. пед. акад., 1994. — 360 с.
- Лянной, М.О. Физическая реабилитация старшеклассников-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича в поздней резидуальной стадии: дис.. канд. пед. наук / М. О. Лянной. Малаховка, 2003. — 156 с.
- Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. М.: Терра-спорт, 2000.
- Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. Мн.: Полымя, 1989.- 159 с.
- Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях. М.: ACT, 1998.
- Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. С. 54−58.
- Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. СПб., 2001. — 220 с.
- Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. М., 1991. — 352 с.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры: в 2 т. / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991.
- Меерсон, Ф.З. Адаптационные реакции поврежденного организма: Физиология адаптационных процессов / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1986.
- Методико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП / под общ. ред. Г. Д. Селиванова, Н. С. Коротких. М.: ЦИЭНТИН, 1991. -184 с.
- Мякишева, H.A. Физическая реабилитация детей с последствиями ДЦП в условиях спортивно-игрового центра: дис.. канд. пед. наук / H.A. Мякишева. -М., 2000.-148 с.
- Натали Г. Уэстрайх. Основные методы физической реабилитации больных с двигательными нарушениями. / Натали Г. Уэйстрах. Мн.: Открытые двери, 1997. — С. 92−93.
- Николаев, Ю.М. О системе социальных связей функций физической культуры / Ю. М. Николаев // Физ. культ, студентов: физ. воспит., спорт, активный отдых (науч.-метод. аспекты). СПб.: СПбУЭиФ, 1996. — С. 25.
- Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века / Ю. М. Николаев. СПб.: СПбГАФК, 1998. -157 с. 90.0вчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг / Т. С. Овчинникова, A.A. Потанпчук. СПб., 2002. — 243 с.
- Основные показатели инвалидности детского населения в Российской Федерации в 2002 г.: Стат. сб. / под ред. проф. А. П. Гришина. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2004.-485 е., 64 табл.
- Основы математической статистики: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
- Пашков, А.Г. Педагогические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / А. Г. Пашков, А. Д. Гонеев. Курск: Изд-во КГМУ, 1999.-224 с.
- Петрунина, C.B. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов (ДЦП) средствами искусственной управляющей среды: дис.. канд. пед. наук / C.B. Петрунина. Пенза, 2003. — 163 с.
- Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. JI.B. Шапковой. СПб.: Детство-пресс, 2001.
- Полунин, B.C. Особенности медико-социальной реабилитации и экспертизы детей с детским церебральным параличом / B.C. Полунин, М. А. Пронин // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2002. — № 3. — С. 22−25.
- Потапчук, A.A. Осанка и физическое развитие детей / A.A. Потапчук, М. Д. Дидур. СПб., 2001.-166 с. 9 8. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: сб. нормативных актов. М., 1996.
- Практикум по арт-терапии / под. ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001.-448 с.
- Пчеляков, A.B. Комплексное лечение двигательных нарушений при детском церебральном параличе / A.B. Пчеляков. М.: Медицина, 1982. — С. 40−44.
- Пятакова, Г. В. Некоторые психические аспекты внутренней картины болезни детей, страдающих ДЦП / Г. В. Пятакова // Актуальные вопросы практической психологии: сб. науч. тр. СПб., 1992. — С. 85−97.
- Рубцова, Н.О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушениями интеллекта: учеб. пособие / Н. О. Рубцова. М.: РГАФК, 1996.-С. 12−13.
- Рубцова, Н.О. Психолого-педагогический статус. Методы оценки возможностей и перспектив развития аномального ребенка. Методическое письмо / Н. О. Рубцова. М.: РГАФК, 1995. — С. 8−9.
- Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями: т. 1 / под ред. А. Н. Беловой, О. Н. Шепетовой. М., 1998. — 224 с.
- Рубцова, Н.О. Психолого-педагогический статус. Методы оценки возможностей и перспектив развития аномального ребенка. /Н.О. Рубцова.- М.: РГАФК, 1995. — с. 8−9.
- Семенова, К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией ДЦП / К. А. Семенова. М., 1999. — 384 с.
- Семенова, К.А. Детский церебральный паралич / К. А. Семенова. -М.: Медицина, 1988. 260 с.
- Семенова, К.А. Лечение двигательных расстройств при ДЦП / К. А. Семенова. -М.: Медицина, 1976.
- Серганова, Т.И. Систематичность лечения детей с ДЦП как основной фактор их социальной адаптации / Т. И. Серганова // Восстановительное лечение детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата: сб.-СПб., 1991.-С. 178−181.
- Сидорова, Т.Е. Развитие силовых способностей у инвалидов с последствиями детского церебрального паралича: дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Сидорова. М., 2000. — 150 с.
- Собчик, Л.Н. Методы психологической диагностики / Л. Н. Собчик. М.: Просвещение, 1990. — Вып. 1. — С. 17−23.
- Собянин, Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода: дис.. .д-ра. пед. наук / Ф. И. Собянин. СПб., 2002. — 297 с.
- Сологубов, Е.Г. Простые методики для массовых обследований и самоконтроля функциональной подготовленности и работоспособности / Е. Г. Сологубов. СПб.: Медицина, 1995. — С. 6−8.
- Солодков, A.C. Адаптационно-компенсаторные нарушения у детей-инвалидов и их коррекция средствами физической культуры / A.C. Солодков, О. В. Морозова // Теор. и практ. физ. культ. 1998. — № 1. — С. 45.
- Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / под ред. Е. И. Холостовой. М.: Изд. ин-та социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1996. — 248 с.
- Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями / под ред. Н.В. Ялпаева- Мин-во труда и социального развития РФ. (Президентская программа «Дети России»). М.: Просвещение, 2002. — 480 с.
- Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. М.: АКАДЕМИЯ, 2001. — 394 с.
- Страковская, B.JI. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей / B.JI. Страковская. М.: Медицина, 1978. — 183 с.
- Страковская, B.JI. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / B.JI. Страковская. М.: Медицина, 1994.
- Сулимцев, Т.И. Медико-педагогические аспекты оздоровительной физической культуры различных групп населения, включая лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов: учеб. пособие / Т. И. Сулимцев, A.B. Сахно. -Малаховка: МОГИФК, 1993.-193 с.
- Танюхина, Е.М. Распространенность, причины инвалидности и социальная реабилитация детей-инвалидов / Е. М. Танюхина, A.A. Свинцов, Т. В. Поляков // Актуальные вопросы реабилитации детей-инвалидов. СПб., 1998.-С. 24−27.
- Теория и методика физической культуры: учеб. / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Сов. спорт, 2003. — 464 с.
- Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. В 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. М.: Сов. спорт, 2002. — 448 с.
- Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями // Ю. А. Блинков, С. А. Игнатьева, Н.К. Горшунова- Мин-во труда и социального развития РФ и др. М.: Просвещение, 2002. — 304 с.
- Фернупф, X. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. Руководство для родителей, педагогов и физиотерапевтов / Хельмут Кнупфер, Фридрих Вильгельм Ратке. Марбург: Карл Вагнер, 1994. — С. 97−105.
- Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / автор-сост. A.B. Царик. 3-е изд. — М.: Сов. спорт, 2004. — 576 с.
- Финкель, Н.В. Социально-психологические особенности личности больных ДЦП / Н. В. Финкель // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП: сб. науч. тр. М., 1991. — С. 44−59.
- Финни, Р. Ребенок с церебральным параличом / Р. Финни / под ред. Е. В. Клочково. М., 2001. — 333 с.
- Фомин, H.A. Физиологические основы двигательной активности / H.A. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М.: ФиС, 1991.-224 с.
- Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. М., 1980. -321 с.
- Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л. В. Шапковой. М.: Сов. спорт, 2003. — 464 с.
- Численность и состав населения Тамбовской области по полу и возрасту: стат. сб. 1999−2002 / Тамб. обл. комитет госстатистики. Тамбов, 2002. — 60 с. 13 4. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. М.: Просвещение, 1995. — С. 3−24.
- Шамарин, Т.Г. Возможности восстановительного лечения ДЦП / Т. Г. Шамарин, Г. И. Белова. Элиста, 1999. — 168 с.
- Шапкова, JT.B. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: учеб. пособие / Л. В. Шапкова. СПб.: СПБГАФК, 1997. -45 с.
- Шилова, О.В. К анализу инвалидности как социального феномена / О. В. Шилова // Семья-94 в системе реабилитационных центров: сб. тез. межрегион, науч.-практ. конф. Ч. 1. — Екатеринбург, 1994. С. 46−51.
- Шипицына, JT.M. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. — СПб.: Дидактика плюс, 2001.
- Шматко, Н.Б. Дети с отклонениями в развитии: метод, пособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучреждений и родителей / Н. Б. Шматко.-М., 1997.
- Шорохова, Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека / Е. В. Шорохова // Биологическое и социальное в развитии человека. -М.: Наука, 1977.-С. 65−82.
- Штеренгерц, А.Е. Лечение и реабилитация детей с церебральными параличами на бальнеогрязевом курорте / А. Е. Штеренгерц, И. В. Галина. -Киев: Здоровья, 1987. 216 с.
- Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А. Г. Щедрина. — Новосибирск: Наука, 1989.
- Щедрина, А.Г. Педология наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики / А. Г. Щедрина. — Новосибирск: Наука, 1996.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов. М.: Сов. энцикл., 1984.-С. 29.
- Bobath К., Bobath В. The diagnosis of cerebral palsy in infansy. Dis. Child., 1956.-P. 736.
- Bobath K., Bobath B. Die motorische Entwicklung bei Zerebral parezen. -Stuttgart: Thieme, 1983. -P. 845.
- Broch H. // Rehabilitation. 1988. — Vol. 27, № 1. — P. 34−38.
- Case C., Dalley T. The Handbook of Art Therapy. L. & N. Y.: Tavistock / Routledge, 1992.
- Kennedy D.W., Smith R.W., Austin D.R. Special Recreation: Opportunities for Persons with Disabilities. Wm. C. Brown Publisher, USA, 1991. — 371 p.
- Moloy F. Art, Psychotherapy and Psychiatric Rehabilitation. Arts Psychotherapy and Psichosis / Killick K., Schaverien J. (eds.). L. and N. Y.: Routledge, 1997.
- Paciorek M.J., J.A. Jones. Sports and Recreation for the Disabled: A Resource Handbook. Indianapolis, IN: Benchmark Press, 1989.
- Paul H.M. Child development personality. 1987. — 270 p.
- Perkins R., Dilrs S. Worlds Apart: Working With Severely Socially Disabled People // J. of Mental Health. 1992. — Vol. 1. — P. 3−17.
- Richardson D. Outdoor adventure programs for physically disabled individuals // Parks and Recreation. 1986. -21 (11), 43−45.
- Robb G.M., A.Ewert. Risk Recreation and person with disabilities // Therapeutic Recreation J. 1987. -21 (1), 58−68.1. Опубликованные материалы:
- Астереогноз невозможность определения формы предмета на ощупь при сохранности тактильной, температурной и глубокой мышечной чувствительности.
- Генез происхождение какой-либо структуры в онтогенезе.
- Гнозис познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.1. Дизартрия нарушение речи.
- Инвалид лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
- Инвалидность любо ограничение или отсутствие (вследствие дефекта) возможности осуществлять определенный класс действий, таким образом, или в таких рамках, которые принято считать нормальными.
- Инертность (психических процессов) свойство личности: замедленность смены психических процессов.
- Инфантилизм поведение взрослого, сходное с поведением ребенка.
- Качество жизни содержательная сторона образа жизни и условий жизнедеятельности индивида, степень комфортабельности его жизненной среды.
- Контрактура ограничение подвижности суставов.
- Коррекция система педагогических и лечебных мероприятий и процессов, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.
- Лицо с ограниченными возможностями лицо с временными или приобретенными врожденными и неврожденными ограничениями жизнедеятельности.
- Ограничение жизнедеятельности полная или частичная утрата лицом способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью.
- Праксис способность к выполнению целенаправленных двигательных актов, с помощью языка.
- Рекреация составляющая образа жизни, процесс восстановления жизненных сил, которые частично утрачиваются в сфере труда и в повседневных делах- находятся в тесной связи с понятиями свободного времени, досуга, неулитарных форм культурной активности.
- Сенсорная депривация лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма.
- Примерный комплекс упражнений танцевально-двигательной терапии и артерапии1. «Танец»
- Группа танцует под музыку, а затем изображает на рисунке или на скульптуре свои впечатления.2. «Ведущий и ведомый».
- Разделитесь по парам. Ведущий, надев повязку на глаза ведомому, должен подводить его к различным материалам для осязания. Поменяйтесь ролями и затем изобразите свои впечатления.3. «Тактильное знакомство»
- Закрыв глаза, члены группы касаются рук и лиц друг друга, стараясь запомнить возникающие при этом образы и ощущения. Затем изображают их.4. «Эмоции».
- Изобразите мимикой и жестами различные состояния или ситуации, например: различные состояния моря, встречу друзей или врагов, состояния, вызванные музыкой, и т. д. 5. «Рисунок жестов».
- Представьте, будто Вы плывете под водой, парите в воздухе и т. д., а затем изобразите свои ощущения.
- Технология «Аналогия» позволяет в танцтерапии олицетворять животный и растительный мир.8. Изображение звуков.
- Выразительно, используя жесты и движения тела произнесите свое имя. Аналогичным образом произнесите имена членов группы, а затем изобразите их на рисунке или в скульптуре.10. Рисование под музыку.
- Используя свои противоречивые качества, изобразите их на рисунке или в скульптуре в виде отдельных фигур и составьте диалоги между ними. Постарайтесь найти возможность для их применения.13. «Конфликт»
- Сделайте из картона головные уборы и разыграйте различные ситуации, используя персонажи в соответствующих головных уборах.18. «Театр кукол».
- Сделайте кукол и разыграйте различные ситуации. Можно использовать разные виды кукол: марионеток, тени, напальчиковых кукол и т. д. 19. «Театральные костюмы».
- Изобразите себя в театральном костюме и разыграйте групповую импровизацию на основе образов в соответствующих костюмах.20. «Рассказывание историй с использованием ролей».
- Можно использовать разные виды индивидуальной или групповой деятельности для развития артистизма: игру с песочницей, бумажные фигурки, маски, куклы и т. д.
- Использование магнитофона или видеомагнитофона.
- Помогает запечатлеть свои реакции в комментарии, связанные с созданными работами, а также развить артистические способности и анализировать динамику группового процесса.
- Примерное содержание одного занятия
- Перед началом занятия каждый получает лист бумаги с названием вида спорта. Нужно попытаться изобразить жестами это название так, чтобы другие отгадали этот вид спорта.
- И.П. сидя, руки вдоль туловища. Руки поднять вверх за голову — вдох, вернуться в исходное положение — выдох.
- И.П. сидя, в руках мяч. Держа мяч над головой круговые движения в одну и другую стороны.
- И.П. лежа на спине, ноги согнуты с опорой на стопы и фиксированы в этом положении. Выполняется попытка приблизить туловище к согнутым ногам. Вернуться в исходное положение.
- И.П. лежа на спине. Упражнение «рыбка».
- И.П. лежа на спине, правая рука вверх. Опуская руку, поднять правую ногу. Смена рук.
- И.П. стоя, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны и наклонить туловище, затем опустить расслабленные руки.
- И.П. лежа на спине — вдох- сесть — выдох.
- И.П. сидя — круговые движения кистями.
- Вис на прямых руках, с движениями ног и поворотами туловища.11 .Из различных исходных положений броски и ловля мяча, метание мячей в высоту, в цель, на дальность.
- И.П. лежа на спине, ноги согнуты. «Велосипед» — последовательные сгибания и разгибания руки и ног.