Методы оценки прочности несущих систем тракторов
Выявлены закономерности изменения коэффициентов концентрации напряжений аа в области дефектов сварных швов рам в зависимости от формы и размеров подрезов. На примере наиболее нагруженных узлов корпуса заднего моста с рамой трактора Т-170 с помощью МКЭ и МГЭ оценены величины ос0 в зонах дефектов сварных соединений: нахлесточного (с лобовым угловым швом) и стыкового. Установлено, что для лобового… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ (НДС) КОНСТРУКЦИЙ
- 2. 1. Основы метода конечных элементов (МКЭ)
- 2. 2. Конечные элементы, применяемые в расчетах металлоконструкций
- 2. 2. 1. Элемент тонкой оболочки
- 2. 2. 2. Балочный конечный элемент
- 2. 3. Применение метода граничных элементов для оценки НДС
- 2. 4. Использование итерационных методов решения систем уравнений
- 2. 5. Схема хранения матриц МКЭ и методы исключения степеней свободы
- 2. 6. Метод оценки устойчивости тонкостенных конструкций
- 2. 7. Решение модельных задач
- 2. 7. 1. Прогибы квадратной пластины
- 2. 7. 2. Собственные колебания прямоугольной пластины
- 2. 7. 3. Потеря устойчивости цилиндрической оболочки при осевом сжатии
- 2. 7. 4. Расчет одноосного НДС прямоугольного бруса с помощью МГЭ
- 2. 7. 5. Сравнение игерационных и прямых методов на примере объемной задачи МКЭ
- 2. 8. Создание и совершенствование программной системы «Каприс-Динамика» для решения прикладных задач оценки прочности
- 2. 9. Выводы по главе 2
- Глава 3. ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ РАСЧЕТА НА ПРОЧНОСТЬ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ТРАКТОРОВ
- 3. 1. Расчет на прочность рамы и корпуса заднего моста трактора Т-170 в агрегате с бульдозером и рыхлителем с оценкой вероятности неразрушения
- 3. 2. Расчет на прочность тележки гусеницы трактора Т-10 с оценкой вероятности неразрушения
- 3. 3. Закономерности изменения коэффициентов концентрации напряжений в зависимости от геометрических параметров дефектов сварки в виде подрезов
- 3. 4. Выводы по главе
- Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕНЗОМЕТРИРОВАНИЯ НАГРУЖЕННОСШНЕСУЩЕЙ СИСТЕМЫ ТРАКТОРА Т-10И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИССЛЕДОВАННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
- 4. 1. Анализ результатов тензометрирования нагруженности несущей системы трактора Т
- 4. 2. Рекомендации по совершенствованию исследованных конструкций
- 4. 3. Выводы по главе 4
Методы оценки прочности несущих систем тракторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертации. Обеспечение на этапе проектирования необходимой прочности несущих систем тракторов является важной научной и народнохозяйственной задачей в связи с большими затратами на ремонт и тяжелыми последствиями аварий. Одной из часто встречающихся причин разрушения сварных конструкций несущих систем являются дефекты сварки, вызывающие концентрацию напряжений. Современные достижения науки и прогресс вычислительной техники позволяют расчетным путем с приемлемой точностью определять напряженно-деформированное состояние (НДС) сложных конструкций, учитывать степень опасности концентраторов, использовать трудоемкие вычислительные процедуры для таких прикладных задач, которые решались приближенно с назначением высоких величин коэффициентов запаса прочности и соответствующим увеличением металлоемкости. Поэтому тема диссертации актуальна.
Цель диссертации — разработка и совершенствование методов, алгоритмов и программ расчетов на прочность несущих конструкций тракторов.
Объекты исследования — несущие системы промышленных тракторов Т-170 и Т-10, выпускаемых ОАО «Челябинский тракторный завод» .
Методы исследования — методы теории и расчета тракторов, методы конечных (МКЭ) и граничных элементов (МГЭ), теории упругости, теории вероятностей и математической статистики, случайных процессов, вычислительного эксперимента, линейной алгебры, вычислительной геометрии, моделирования, компьютерной графики.
Научная новизна:
1. Метод расчета на прочности несущих конструкций промышленных тракторов с учетом упругой податливости корпусных и других сложных сварно-литых узлов с оценкой вероятностей неразрушения деталей на основе обобщения статистических закономерностей нагружения несущих и ходовых систем тракторов.
2. Модели МКЭ, подробно отражающие конструктивные особенности и взаимодействие узлов несущих и ходовых систем промышленных тракгоров при типичных режимах нагружения, наиболее опасных для прочности конструкций.
3. Методы и результаты выявления закономерностей изменения теоретических коэффициентов концентрации напряжений в зависимости от размеров и форм подрезов сварных швов в рамах тракторов на основе МКЭ и МГЭ для анализа трехмерного НДС с высокими градиентами напряжений у концентраторов.
4. Комплекс программ МКЭ и МГЭ прочностного анализа конструкций с возможностью решения задач с та тики, динамики, устойчивости упругих, упруго-пластических и геометрически нелинейных сис тем с обоснованием в явном виде выражений для функций формы треугольного конечного элемента тонкой оболочки, позволивших определять коэффициенты матриц масс и устойчивости элементов, векторов эквивалентных узловых сил.
5. Методы итерационного решения систем линейных алгебраических уравнений в МКЭ для плоских и объемных задач теории упругостисхемы блочного хранения разреженных матриц МКЭ при использовании в прямых и итерационных методах решения систем уравнений, в задачах на собственные значения и редуцирования супер элементов.
Достоверность результатов подтверждена сравнением расчетных напряжений в рамах тракторов с данными экспериментов.
Практическая ценность:
1. По результатам расчетов несущих систем тракторов Т-10 и Т-170 рекомендованы меры по обеспечению нормативных величин коэффициентов запаса прочности и вероятности неразрушения.
2. Выявленные закономерности влияния геометрических параметров дефектов сварных швов в рамах тракторов на величину коэффициентов концентрации напряжений являются основанием для расчета конструкций.
3. Созданный отечественный комплекс методов и программ оценки прочности сложных конструкций позволил решить большое число прикладных задач для ряда крупных предприятий машиностроения России.
Реализация результатов работы. Рекомендации по обеспечению прочности несущих конструкций тракторов Т-170 и Т-10 внедрены на ОАО «Челябинский тракторный завод». Рекомендации по повышению устойчивости кузова моторного вагона электропоезда внесены в техническую документацию ОАО «Демиховский машиностроительный завод». Методы и программы прочностного анализа конструкций внедрены в Государственном научно-исследовательском тракторном институте НАТИ и других организациях, в учебный процесс по специальности «системы автоматизированного проектирования» в Московском государственном университете инженерной экологии.
Апробация и публикация работы. Основные результаты диссертации опубликованы в 20 печатных трудахдоложены на XI Всесоюзн. конф. «Конструкционная прочность двигателей», июнь 1988, Куйбыш. политехи, ин-т, г. Куйбышевна Всесоюзн. конф. «Волновые и вибрационные процессы в машиностроении», сентябрь 1989, ГГУ, г. Горькийна II Всесоюзн. конф. «Гидроупругость и долговечность конструкций энергетического оборудования», топь 1990, Институт физико-тсхи. проблем энергетики АН Литвы, г. Каунасна междуиародн. семинаре «Проблемы и перспективы развития горной техники», октябрь 1994, МГГУ, г. Москвана научмо-тсхн. семинаре IX Междуиародн. выставки «Металлургия/Машиностроение 200 Г', 5 май 2001, г. Запорожьена междуиародн. конф. «Стандартизация и управление качествомпродукциитеория и практика», Крым, сентябрь 2001. 6.
На защиту выносится следующее:
1. Метод расчета на прочность с помощью МКЭ несущих систем промышленных тракторов (на примере тракторов Т-10 и Т-170).
2. Конечно-элементные модели рам трактороврезультаты расчетов на прочность.
3. Закономерности изменения концентрации напряжений в лобовых и стыковых сварных швах рам тракторов в зависимости от геометрических параметров подрезов.
4. Комплекс методов и программ МКЭ и МГЭ прочностного анализа конструкций.
основные: выводы.
1. Создан комплекс методов и программ «Каприс-Динамика» прочностного анализа сложных конструкций для решения задач статики, динамики, устойчивости упругих, упруго-пластических и геометрически нелинейных систем. Для треугольного конечного элемента гонкой оболочки в явном виде получены функции формы поперечных прогибов, которые использованы для вывода коэффициентов матриц масс и устойчивости элементов, векторов эквивалентных узловых сил.
2. Разработаны и реализованы новые алгоритмы и программы итерационного решения систем линейных алгебраических уравнений в МКЭ для решения плоских и пространственных задач теории упругости. Обоснована схема блочного хранения основных матриц МКЭ, которая учитывает их разреженность, допускает размещение во внешней памяти и позволяет эффективно организовать решение задач высокого порядка. Схема использована в прямых и итерационных методах решения систем уравнений и в задачах на собственные значения. Предложен новый алгоритм редуцирования матриц в суперэлементном варианте МКЭ.
3. Разработаны и реализованы метод расчета на прочность и модели МКЭ несущих систем тракторов Т-170 и Т-10, выпускаемых ОАО «Челябинский тракторный завод», с достаточно полным отражением конструкционных особенностей рамы трактора, корпуса заднего моста, рамы тележки гусеницы. Для наиболее опасного режима нагружения (выглубления отвала при бульдозировании с максимальным тяговым усилием и перекосом отвала) в конструкциях выявлены зоны с высоким уровнем напряжений. Показано приемлемое расхождения расчетных и экспериментальных величин напряжений (16. 23%).
4. Усовершенствована методика оценки коэффициентов запаса прочности [п] и вероятности неразрушения R узлов и деталей тракторов на основе обобщения закономерностей их нагружения с учетом коэффициентов вариации распределения нагрузок РМАХ и пределов текучести материалов, а также выявленных связей между [n], R и числом опытов. Методика применена при расчетах несущих систем тракторов Т-170 и Т-10.
5. Выявлены закономерности изменения коэффициентов концентрации напряжений аа в области дефектов сварных швов рам в зависимости от формы и размеров подрезов. На примере наиболее нагруженных узлов корпуса заднего моста с рамой трактора Т-170 с помощью МКЭ и МГЭ оценены величины ос0 в зонах дефектов сварных соединений: нахлесточного (с лобовым угловым швом) и стыкового. Установлено, что для лобового и стыкового швов максимальные величины аст соответственно равны 4,5 и 3,3 (для дефектов с радиусом цилиндрической поверхности гдеф=0,3 мм и заглублением Ь=гдеф). При постоянном значении г, имеет место зависимость, а от h, близкая к линейной, до значений деф ст ' ' «равных соответственно 3,5 и 2,2 при h=0 мм. Отличия значений аа по МКЭ и МГЭ составили примерно 10%, что может служить характеристикой точности решения. В расчетах МГЭ трехмерного НДС проявляется неоднородность полей напряжений вдоль оси дефекта, которая не фиксируется в расчетах МКЭ. По данным МГЭ <7i max отмечены в средней части подреза. Рассмотренная задача.
Список литературы
- Автоматизация расчетов транспортных сооружений / Городецкий А. С., ЗаворицкийВ.И., Лантух-Лящепко А.И., Рассказов А. О. М., Транспорт, 1989.
- Александров А.В., Лащенков Б. Я., Шапошников Н. Н. Строительная механика. Тонкостенные пространственные системы. М., Стройиздат, 1983.
- Алфутов Н.А. Основы расчета на устойчивость упругих систем. М., Машиностроение, 1991.
- Алфутов Н. А., Зиновьев П. А., Попов Б. Г. Расчет многослойных пластин и оболочек из композиционных материалов. М., Машиностроение, 1984.
- Антонов А.С. Гусеничные машины. М., Машиностроение, 1970.
- Артемов В.А. Оценка сопротивления усталости натурных конструкций (на примере тракторных деталей и сварных узлов). Автореф. дисс. канд. техн. наук, НАТИ, 1986.
- Баландин П. А. Исследование долговечности рам тракторов. Дисс. канд. техн. наук. ХПИ, 1976.
- Ю.Белокуров В. Н., Грошев Л. М., Махутов Н. А., Петушков В. А., Спиченков В. В. Вопросы расчета и совершенствования несущей конструкции зерноуборочного комбайна. Машиноведение, № 6, 1987.
- Богачев А.Ю. Совершенствование сварных узлов полувагона на основе поэтапных конечноэлементных расчетов их нагруженности. Автореф. дисс. канд. техн. наук, М., Московский гос. ун-т путей сообщения (МИИТ), 1995.
- Боровских В.Е. Исследование прочности и расчет долговечности рам троллейбусов. Автореф. дисс. канд. техн. наук. СПИ, 1974.
- Болотин В.В. Статистические методы в строительной механике. М., Стройиздат, 1965.
- Болотин В.В. Случайные колебания упругих систем. М., Наука, 1979.
- Болыпов Л.Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М., Наука, 1983.
- Бочаров Н.Ф. -Изв. вузов СССР. Машиностроение, № 3, 1959.
- Бочаров Н.Ф. Расчет на прочность рамы грузовых автомобилей. Автореф. дисс. канд. техн. наук, МВТУ, 1954.
- Бреббия К., Уокер С. Применение метода граничных элементов в технике. М., Мир, 1982.
- Бреббия К., Теллес Ж., Вроубел Л. Методы граничных элементов. М., Мир, 1987.
- БреббиаК., Уокер С. Динамика морских сооружений. Л., Судостроение, 1983.
- Бате К., Вилсон Е. Численные методы анализа и метод конечных элементов. Л., Стройиздат 1982.
- Бенерджи П., Баттерфилд Р. Метод граничных элементов в прикладных науках. М., Мир, 1984.
- Бидермаи В. J1. Механика тонкостенных конструкций. Статика. М., Машиностроение, 1977.
- Бидерман В.Л. Теория механических колебаний. М., Высш. школа, 1980.
- БиргерИ.А., Мавлютов P.P. Сопротивление материалов. М., Наука, 1986.
- Биргер И.А., Шор Б.Ф., Иосилевич Г. Б. Расчет на прочность деталей машин: Справочник. М., Машиностроение, 1993.
- Буглов Е.Г. Методы исследования нестационарной нагруженности в связи с определением несущей способности деталей машин. Автореф. дисс. канд. техн. наук, МАТИ, 1960.
- Бурман З.И., Артюхин Т. А., Зархин Б. Я. Программное обеспечение матричных алгоритмов и метода конечных элементов в инженерных расчетах. М., Машиностроение, 1988.
- Васидзу К. Вариационные методы в теории упругости и пластичности. М&bdquo- Мир, 1987.
- Вафин Р.К., Найденов С. О. Расчет случайных колебаний нелинейных механических систем. -Известия ВУЗов. Машиностроение, № 7,1985.
- Вейбулл В. Усталостные испытания и анализ их результатов. М., Машиностроение, 1964.
- Вершинский С.В., Данилов В. Н., Хусидов В. Д. Динамика вагона. М., Транспорт, 1991.
- Винокуров В.А., Куркин С. А., Николаев Г. А. Сварные конструкции. Механика разрушения и критерии работоспособности. М., Машиностроение, 1996.
- Власов В.З. Тонкостенные упругие стержни. Стройиздат, 1940.
- Влияние параметров амортизационных узлов на динамическую нагруженность несущей системы грузового автомобиля / Н. Г. Владыкин, Ф. Р. Геккер, Д. Н. Спицина, Б. В. Югов / -Автомобильная промышленность, № 10,1973.
- Воеводин В.В. Линейная алгебра. М., Наука, 1974.
- Воронцова Н.И., Гельфгат Д. Б., Лунев И. С. и др. Тензометрирование деталей автомобиля. Машгиз, 1962.
- Галлагер Р. Метод конечных элементов. Основы. М., Мир, 1984.
- Гельфгат Д.Б., Ошноков В. А. Рамы грузовых автомобилей. Машгиз, 1959.
- Голубев Ю.В. Численное исследование трехмерного напряженного состояния блока цилиндров автомобильного дизеля с учетом его контактного взаимодействия с коленчатым валом Автореф. дисс. канд. техн. наук, Ярославский гос. техн. ун-т, 2000.
- Горбунов Б.Н., Стрельбицкая А. И. Расчет рам из тонкостенных стержней. Гостехиздат, 1948.
- ГрагВ.К, ДуккипатиР.В. Динамика подвижного состава. М., Транспорт, 1988.
- Григолюк Э.И., Шалашилин В. И. Проблемы нелинейного деформирования: Метод продолжения решения по параметру в нелинейных задачах механики твердого деформируемого тела. М., Наука, 1988.
- Громадка II Т., Лей Ч. Комплексный метод граничных элементов в инженерных задачах. М. Мир, 1990.
- Гусев А. С. Сопротивление усталости и живучесть конструкции при случайных нагрузках. М., Машиностроение, 1989.
- Гусев А.С., Светлицкий В. А. Расчет конструкций при случайных воздействиях. М., Машиностроение, 1984.
- Гусев А. С. О распределении амплитуд в широкополосных случайныхпроцессах при схематизации их по методу полных циклов. -Вестник машиностроения, № 1,1974.
- ДвайтГ.Б. Таблицы интегралов и другие математические формулы. М., Наука, 1983.
- Демидов С.П. Теория упругости. М., Высш. школа, 1979.
- Деннис Дж. мл., Шнабелъ Р. Численные методы безусловной оптимизации и решения нелинейных уравнений. М., Мир, 1988.
- Джорж А., Лю Дж. Численное решение больших разреженных систем уравнений. М., Мир, 1984.
- Дмитриченко С.С. Исследование прочности рам с упругой подвеской. Дисс. канд. техн. наук, МВТУ, 1959.
- Дмитриченко С.С. Расчет на прочность рам гусеничных тракторов с упругой подвеской. -Тракторы и сельхозмашины, № 11, 1960.
- Дмитриченко С.С., Кугель Р. В., Панкратов Н. М. О предельных состояниях несущих систем тракторов. -Тракторы и сельхозмашины, № 10,1971.
- Дмитриченко С.С., Стариков В. М., Илинич И. М. Коэффициенты вариации распределения амплитуд напряжений при широкополосных случайных процессах нагружения деталей машин. -Вестник машиностроения, № 10,1972.
- Дмитриченко С.С., Панкратов Н. М. и др. Исследование усталостной долговечности несущих систем тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52. -Тракторы и сельхозмашины, № 5, 1973.
- Дмитриченко С. С. и др. Статистические характеристики нагруженности несущих систем гусеничных тракторов и нормирование их ресурса. Исследования прочности тракторных конструкций. Труды НАТИ, М., 1974.
- Дмитриченко С.С., Баландин П.А, Еремин В. В. Испытание на усталость рам тракторов на стенде с двумя вибраторами. Тракторы и сельхозмашины, № 8, 1976.
- Дмитриченко С.С. Анализ нагруженности элементов машин. М. Машиностроение, 1977.
- Дмитриченко С.С., Полев В. А. Сопоставление методов полных циклов и «потока дождя» для схематизации случайных поцессов нагружуения. В кн.: Стандартизация методов расчета и испытаний на усталость. Сб. статей, вып. 3, М, Изд. Стандартов, 1983.
- Дмитриченко С.С., Боровик Л. П. Расчет усталостной долговечности конструкций машин. -Вестник машиностроения, № 2, 1983.
- Дмитриченко С.С. Современные методы оценки надежности машин. М. Машиностроение, 1986.
- Дмитриченко С.С., Колокольцев В. А., Боровских В. Е. Оценка ресурса несущих систем мобильных машин на стадии проектирования (на примере рамы троллейбуса). -Вестник машиностроения, № 2, 1986.
- Дмитриченко С.С., Завьялов Ю. А., Артемов В. А. О параметрах случайных процессов нагружения металлоконструкций колесного трактора. -Тракторы и сельхозмашины, № 1, 1987.
- Дмитриченко С.С., Артемов В. А. Совершенствование методов расчета на усталость металлоконструкций машин. -Тракторы и сельхозмашины, № 3, 1991.
- Дмитриченко С.С., Борисов Ю. С., Панкратов Н. М. Каталог характеристик сопротивления усталости деталей и узлов тракторных конструкций. -Тракторы и сельхозмашины, № 11, 1993.
- Дмитриченко С.С., Борисов Ю. С., Губайдуллина Р. Г., Русанов О. А. Оценка вероятности неразрушения рамы тележки гусеницы трактора. -Тракторы и сельхозмашины, № 6,7, 1998.
- Дмитриченко С.С., Борисов Ю. С., Русанов О. А., Мицын Г. П., Позин Б. М. Расчет на прочность рамы с задним мостом промышленного трактора. -Тракторы и сельхозмашины, № 7, 1999.
- Дмитриченко С.С. Создание тракторов с минимальной металлоемкостью и требуемой прочностью. -Тракторы и сельхозмашины, № 4, 2000.
- Дмитриченко С.С., Годжаев З. А., Русанов О. А., Ю.С. Борисов, Губайдулина Р. Г. Методы расчета на прочность тракторов и других мобильных машин. -Тракторы и сельхозмашины. № 1,2001.
- Дмитриченко С.С., Русанов О. А. Влияние технологических дефектов сварки на прочность тракторных корпусных узлов. -Тракторы и сельхозмашины, № 7,2001.
- Дмитриченко С. С. Русанов О. А., Губайдулина Р. Г. Оценка прочности тракторного корпусного узла с учетом дефектов сварки. -Вестник машиностроения, № 9,2001.
- Дмитриченко С.С., Русанов О. А. Влияние технологических дефектов сварки на прочность металлоконструкций мобильных машин. -Сучасне машинобудування, № 3−4,2000.
- Дмитриченко С.С., Борисов Ю. С., Русанов О. А., Губайдуллина Р. Г., Мицын Г. П., Позин Б. М. Расчет на прочность с оценкой вероятности неразрушения несущей системы трактора. -Вестник машиностроения, № 12,2001.
- Дмитриченко С.С., Русанов О. А. Влияние технологических дефектов сварки на концентрацию напряжений в металлоконструкциях. -Заводская лаборатория, № 3, 2002.
- Журавлев В.П., Николаева О. И. Машиностроительные стали. Справочник. М., Машиностроение, 1981.
- Закс М.Н. Исследование напряженного состояния автомобильной рамы при кручении. Канд. дисс., МВТУ, 1964.
- Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. М., Мир, 1975.
- Зенкевич О., Морган К. Конечные элементы и аппроксимация. М., Мир, 1986.
- Ершов Н.Ф., Попов A.M. Прочность судовых конструкций при локальных динамических иагружениях. Л., Судостроение 1989.
- Ершов .Н.Ф., Шахверди Г. Г. Метод конечных элементов в задачах гидродинамики и гидроупругости. Л., Судостроение 1984.
- Илинич И.М. Исследование нагруженности и оценка долговечности рам колесных машин с применением методов случайных функций (на примере тракторных прицепов и колесных тракторов). Автореф. дисс. канд. техн. наук, НАТИ, 1971.
- Капур К., Ламберсон Л. Надежность и проектирование систем. М., Мир, 1980.
- Когаев В.П., Махутов Н. А., Гусеиков А.П Расчеты деталей машин и конструкций на прочность и долговечность: Справочник. М. Машиностроение, 1985.
- Когаев В.П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени: Справочник. М. Машиностроение, 1993.
- Колесников К.С. Динамика ракет. М. Машиностроение, 1980.
- Козак З.Н. Труды МАДИ, вып.9,1940.
- Колокольцев В.А. Расчет несущих систем машин при случайных стационарных колебаниях. Автореф. дисс. докт. техн. наук, СГТУ, 2000.
- Крауч С., Старфилд А. Методы граничных элементов в механике твердого тела. М. Мир, 1987.
- Котенко Э.В. Влияние технологических дефектов на статическую прочность сварных соединений, работающих в условиях низких климатических температур. Автореф. дисс. канд. техн. наук, Киев, Инт электросварки им. Е. О. Патона АН УССР, 1975.
- Кугель Р.В., Дьяков И. Я. характеристики использования тракторов 1,4 и 3,0 тс по видам работ. -Тракторы и сельхозмашины, № 9, 1972.
- ЛободаЕ.Г., Лыжина М. В., Левитанус А. Д. Расчет долговечности рессор трактора Т-15ОК. Тракторы и сельхозмашины, № 3, 1978.
- Лозовский Н.Т. Оценка нагруженности, несущей способности и долговечности кабин с учетом их крепления (на примере грузовых автомобилей ГАЗ). Автореф. дисс. канд. техн. наук, НАТИ, 1993.
- Лопухов В.М. Моделирование движения шатунной шейки вала в подшипнике с учетом деформации сопряжения «шатун-шатунный подшипник» . Автореф. дисс. канд. техн. наук, Барнаул, АлтГТУ, 2000.
- Лурье А.И. Теория упругости. М., Наука, 1970.
- Махутов Н.А. Деформационные критерии разрушения и расчет элементов конструкций на прочность. М. Машиностроение, 1981.
- Морозов Е.М., Никишков Г. П. Метод конечных элементов в механике разрушения. М., Наука, 1980.
- Мяченков В.И., Григорьев И. В. Расчет составных оболочечных конструкций на ЭВМ. М., Машиностроение, 1981.
- Мяченков В.И., Мальцев В. П. Методы и алгоритмы расчета пространственных конструкций на ЭВМ ЕС. М., Машиностроение, 1984.
- Нейченко В.Г. Исследование напряженности и обоснование методики полигонных испытаний прочности несущих систем гусеничных тракторов. Канд. дисс., НАТИ-ВИСХОМ, 1966.
- Николаев Г. А., Куркин С. А., Винокуров В.А, Сварные конструкции. Прочность сварных соединений и деформации конструкций. М., Высшая школа, 1982.
- Никулин В.Н. Исследование нагруженности металлоконструкций тракторов и автомобилей в статистическом аспекте. Автореф. дисс. канд. техн. наук, МВТУ, 1973.
- Носко П.Л. Разработка методики оценки нагруженности остова колесного трактора с целью снижения его массы. Автореф. дисс. канд. техн. наук, МВТУ, 1986.
- Нормы для расчета и оценки прочности несущих элементов и динамических качеств экипажной части моторвагонного подвижного состава железных дорог МПС РФ колеи 1520 мм. М., ВНИИЖТ, 1997.
- Нормы для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). М., ВНИИВ -ВНИИЖТ, 1983.
- Норри Д., де Фриз Ж. Введение в метод конечных элементов. М., Мир, 1981.
- Г. Оден Дж. Конечные элементы в нелинейной механике сплошных сред. М., Мир, 1977.
- Отчет о НИР. Расчет на прочность рамы тележки гусеницы трактора Т-10 с определением вероятности неразрушения. Договор с ОАО «ЧТЗ «№ 9003, НАШ, 1996.
- Отчет о НИР. Расчет на прочность рамы агрегата Б-190 с задним мостом и гидробаками методом конечных элементов с оценкой вероятности неразрушения и коэффициентов запаса прочности. Договор с ОАО «ЧТЗ «№ 9459, НАТИ, 1999.
- Отчет о НИР. Разработка методики учета дефектов сварки в виде раковин в сварных корпусных узлах тракторов при расчетах на прочность на основе метода граничных элементов. № 27 452, НАТИ, 2000.
- Ошноков В.А. Теоретические и экспериментальные исследования прочности рам грузовых автомобилей. Канд. дисс., МАМИ, 1954.
- Парлетт Б. Симметричная проблема собственных значений. Численные методы. М. Мир, 1983.
- Партон В.З., Морозов Е. М. Механика упруго-пластического разрушения. М., Наука, 1974.
- Пархиловский И.Г., Цхай Ф. А. Исследование нагрузочного режима и усталостной долговечности рессор автомобильных подвесок, г. Горький, СХИ, сб. научн. трудов, т. ХХШ, вып. 3, 1967.
- Перельцвайг И.М. Расчет на прочность защитных каркасов кабин тракторов. Автореф. дисс. канд. техн. наук, НАТИ, 1983.
- Пстсрсон Р. Коэффициенты концентрации напряжений. М., Мир, 1977.
- Писаренко ПС., Яковлев А. П., Матвеев В. В. Справочник по сопротивлению материалов. Киев, Наукова думка, 1975.
- Писсанецки С. Технология разреженных матриц. М., Мир, 1988.
- Постнов В.А., Хархурип И. Я. Метод конечных элементов в расчетах судовых конструкций. Л., Судостроение 1974.
- Постов В.А. Численные методы расчета судовых конструкций. Л., 1. Судостроение, 1977.
- Прохоренко В.Д. Исследование закономерностей распределения пластических деформаций с целью разработки метода оценки сопротивления разрушению сварных соединений. Автореф. дисс. канд. техн. наук, М., МВТУ, 1975.
- Прочность и долговечность авиационных конструкций. Киев, КНИГА, вып. 1,1963, вып. 11,1965.
- Расчет крановых конструкций методом конечных элементов / Пискунов В. Г., Бузун И. М.,. Городецкий А. С., М., Машиностроение, 1991.
- Расчеты машиностроительных конструкций методом конечных элементов: Справочник/Мяченков В.И., Мальцев В. П., МайбородаВ.П. и др. М., Машиностроение, 1989.
- Решетов Д .Н. Детали машин. М., Высшая школа, 1989.
- Ржаницын А.Р. Расчет сооружений с учетом свойств материалов. М., Стройиздат, 1954.
- Русанов О.А. Применение динамической конденсации в алгоритмах решения проблемы собственных значений. В кн.: Прочность и ресурс автомобильных и дорожных конструкций. Сб. научных трудов. М., МАДИ, 1986.
- Русанов О.А., Подлитов Н. И. Критические нагрузки при потере устойчивости в оболочке вагона. Вестник ВНИИЖТ, № 3,1994.
- Русанов О.А., Карпенко Э. А., Акишин В. В. Расчет формы трала с помощью метода конечных элементов в геометрически нелинейной постановке. В кн.: Вопросы теории и практики промышленного рыболовства. Сб. научных трудов. М-, ВНИРО, 1998.
- Русанов О. А. Концентрация напряжений в тонкостенных конструкциях с дефектами в виде раковин. -Тракторы и сельхозмашины, № 10, 1999.
- Русанов О.А., Зайцев А. С. Устойчивость обшивки кузовов пассажирских вагонов. -Вестник машиностроения. № 5, 2001.
- Русанов О. А. Моделирование и оценка прочности элементов конструкций мобильной техники. -Приводная техника, № 6, 2001.
- Русанов О. А. Анализ прочности конструкций машин с использованием современных численных методов. -Тракторы и сельхозмашины, № 2, 2002.
- Ряхин В.А., Мошкарев Г. Н. Долговечность и устойчивость сварных конструкций строительных и дорожных машин. М., Машиностроение, 1984.
- Сборник нормативов надежности тракторов и их составляющих частей на 1991−1995 гг. М&bdquo- НАТИ, 1986.
- Сегерлинд Л. Применение метода конечных элементов. М., Мир, 1979.
- Седов Л.И. Механика сплошных сред, т. 2. М., Наука, 1976.
- СедякииН.М. Исследование нагруженности и повышения долговечности несущих систем самоходных шасси и прицепов. Автореф. дисс. канд. техн. наук, НАТИ, 1973.
- СекуловичМ., Метод конечных элементов. М., Стройиздат, 1997.
- Сереисеп С.В., Когасв В. П., Шпейдсрович P.M. Несущая способность и расчеты деталей машин па прочность. М., Машиностроение, 1975.
- Сорокин П.И. Применение теории В.З. Власова к расчету автомобильных рам. Канд. дисс., Институт строительной механики АН УССР, 1959.
- Стародубцева С.А. Оценка вибронагруженности и ускоренные испытания на надежность приборов автоматического контроля и управления сельскохозяйственных тракторов. Автореф. дисс. канд. техн. наук, НАТИ, 1996.
- Сьярле Ф. Математическая теория упругости. М., Мир, 1992.
- Теллес Д.К. Ф. Применение метода граничных элементов для решения неупругих задач. М. Стройиздат, 1987.
- Термопрочность деталей машин / Биргер И. А., Шор Б. Ф., Демьянушко И. В. и др. М., Машиностроение, 1975.
- Технические условия ТУ 14−1-3023−80. Прокат листовой и фасонный из углеродистой и низколегированной стали с гарантированным уровнем механических свойств, дифференцированный по группам прочности. Министерство черной металлургии СССР, 1980.
- Трофимов В.А. Исследование влияния скорости движения на нагруженность несущей системы гусеничной машины. Автореф. дисс. канд. техн. наук, Челябинск, ЧИМЭСХ, 1966.
- Уилкинсон, Райнш. Справочник алгоритмов на языке АЛГОЛ. Линейная алгебра. М., Машиностроение, 1976.
- УманскийА.А. Специальный курс строительной механики. Т. 1, ОНТИ, 1935.
- Усталостная прочность и долговечность самолетных конструкций. Сб. переводов под ред.И. И. Эскина. М., Машиностроение, 1965.
- Фаддеев Д.К., ФаддееваВ.Н. Вычислительные методы линейной алгебры. М.-Л., Физматгиз, 1963.
- ФеодосьевВ.И. Сопротивление материалов. М., Наука, 1970.
- Филатов Э.Я. Исследование эксплуатационной нагруженности и оценка долговечности рам тракторов. Канд. дисс., Институт механики АН УССР, 1962.
- Хазанов Х.И. Исследование прочности сварных металлоконструкций тракторов. Автореф. дисс. канд. техн. наук, ВИСХОМ, 1972.
- Хаслингер Я., Нейгаанмяки П. Конечно-элементная аппроксимация для оптимального проектирования форм: теория и приложения М., Мир, 1992.
- Хейгеман Л., Янг Д. Прикладные итерационные методы. М. Мир, 1986.
- Хог Э., Чой К., Комков В. Анализ чувствительности при проектировании конструкций. М., Мир, 1988.
- Холохоиова Е.А. Разработка мер по совершенствованию несущей конструкции кузова вагона скоростного электропоезда из алюминиевых сплавов. Автореф. дисс. канд. техп. наук, Брянский ин-т транспортного машиностроения, 1995.
- Цхай Ф. А. Исследование нагрузочного режима и расче т на долговечность автомобильных подвесок. Автореф. дисс. канд. техн. паук, Горький, 1969.
- Черепанов ГП. Механика хрупкого разрушения. М., Наука, 1974.
- Черногорон АЛ. Обоснование требований к качеству сварных142соединений с позиции влияния их геометрии на работоспособность несущих систем сельскохозяйственных машин, МГТУ, 1990.
- ШадурЛА. Труды ВНИИ железнодорожного транспорта, вып. 139, Трансжелдориздат, 1957.
- Шевченко А.И. Исследование эксплуатационной нагруженности автомобильных рам. Канд. дисс., МВТУ, 1966.
- Школьников М.Б. Строительная механика несущих систем автомобилей. М., Машиностроение, 1974.
- ЯценкоН.Н. Формирование нагруженности рамы грузового автомобиля от воздействия неровностей дороги. -Автомобильная промышленность. № 11,1970.
- Alvaro L.G.A., Coutinho J.L.D., Alves L.L., Edison C.P.L., Nelson F.F.E. On the application of an element-on-element Lanczos solver no large offshore structural engineering problem. -Computers & Structures, Vol. 27, No. 1, pp 27−37,1987.
- BahramNour-Amid, Ray W.C. Dynamic analysis of structures using Lanczos co-ordinates. -Earthquake engineering and structural dynamic, v. 12, No. 4, 565−577,1984.
- Bator J.L., Bathe K.J., Ho L. W. A study of three-node triangular plate bending elements. -Int. J. Numer. Meth. Engng, v. 15,1771−1812, 1980.
- Collins R.J. Bandwidth reduction by automatic renumbering. -Int. J. Numer. Meth. Engng, v.6, No. 3, 345−356,1973.
- Fricker A.F. An improved tree-noded triangular element for plate bending. -Int. J. Numer. Meth. Engng, v.21,105−114.1985.
- Jeyachandrabose C., Kirkhope J. Construction of new efficient tree-node triangular thin plate bending elements: -Computers & Structures, Vol. 23, No. 5, pp 587−603,1986.
- Razzaque A. Program for triangular bending elements with derivative smoothing. -Int. J. Numer. Meth. Engng, v.6, 333−343, 1973.
- Величины коэффициентов запаса прочности п. (по традиционной методике) рамы трактора Т-170