Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Метод прогнозирования стойкости к ударно-волновому воздействию несущих систем бронированных колесных машин с применением в конструкции пористых энергопоглощающих материалов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в России отсутствует документ, который описывал бы критерии для оценки повреждений, возникающих в результате подрыва на мине и методику расчета. При получении повреждений человеком либо в автомобильной аварии, либо на производстве, оценка их степени тяжести осуществляется с помощью нормативно-правого документа «Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние вопроса. Постановка задач исследования
    • 1. 1. Анализ состояния задачи оценки
  • ПРМС БКМ
    • 1. 2. Критерии оценки воздействия на БКМ поражающих факторов
    • 1. 3. Анализ конструкций современных отечественных и иностранных образцов БКМ
      • 1. 3. 1. Методические и конструктивные способы повышения
  • ПРМС БКМ
    • 1. 3. 2. Анализ технического уровня российских БКМ в части элементов её противоминной защиты
    • 1. 3. 3. Анализ технического уровня противоминной защиты зарубежных образцов БКМ
    • 1. 4. Обзор энергопоглощающих материалов и анализ их физико-механических характеристик
    • 1. 4. 1. Методы получения ПЭМ
    • 1. 4. 2. Основные физико-механические свойства пеноматериалов
    • 1. 4. 3. Механические свойства ПМ
    • 1. 4. 4. Энергопоглощающие свойства Г1М
    • 1. 5. Методы исследования
  • ПРМС БКМ при взрывном воздействии
    • 1. 5. 1. Экспериментальные методы
    • 1. 5. 2. Расчетные методы оценки
  • ПРМС БКМ на основе компьютерного имитационного моделирования
    • 1. 5. 3. Инструментарий для проведения расчетного исследования
    • 1. 6. Выводы по главе 1 и задачи исследования
  • Глава 2. Моделирование УВВ на БКМ при оценке ПРМС
  • Критерии оценки повреждений экипажа при УВВ на БКМ
    • 2. 1. УВВ при взрыве
    • 2. 2. Элементарные теории ударных и детонационных волн
    • 2. 3. Физические явления, сопровождающие взрыв ВВ в воздухе
    • 2. 4. Параметры воздушных ударных волн
    • 2. 5. Моделирование УВВ в LS-Dyna
    • 2. 6. Сравнение результатов расчетов УВВ с использованием формулы Садовского и функции CONWEP
    • 2. 7. Критерии оценки ПРМС при УВВ на БКМ
      • 2. 7. 1. Прочностной критерий оценки
  • ПРМС НС БКМ
    • 2. 7. 2. Биомеханические критерии оценки
  • ПРМС НС БКМ
    • 2. 8. Выводы по главе 2
  • Глава 3. Математическая модель ПЭМ
    • 3. 1. Геометрические модели ПЭМ
    • 3. 2. Разработка геометрической модели ПЭМ
    • 3. 3. Расчетный метод определения механических свойств ПЭМ
    • 3. 4. Математическая модель ПЭМ
    • 3. 5. Выводы по главе 3
  • Глава 4. Метод прогнозирования
  • ПРМС НС БКМ
    • 4. 1. Цикл подготовительных операций
      • 4. 1. 1. Создаваемая или имеющаяся конструкция НС БКМ
      • 4. 1. 2. Создание компьютерной твердотельной полноразмерной геометрической модели НС БКМ
      • 4. 1. 3. Создание «поверхностной» полноразмерной геометрической модели НС БКМ
    • 4. 2. Цикл создания расчетной математической модели (РММ)
      • 4. 2. 1. Задание физико-механических свойств элементам модели НС БКМ
      • 4. 2. 2. Создание конечно-элементной модели КЭМ НС БКМ
      • 4. 2. 3. Задание граничных условий
    • 4. 3. Решение РММ
    • 4. 4. Оценка полученных результатов по прочностному критерию
    • 4. 5. Оценка полученных результатов по биомеханическому критерию
    • 4. 6. Изменение конструкции НС БКМ путем использования в ней ПЭМ
    • 4. 7. Итоговые результаты
    • 4. 8. Реализация разработанного метода на примере БКМ БТР-ВВ
      • 4. 8. 1. Цикл подготовительных операций
      • 4. 8. 2. Цикл создания расчетной математической модели
      • 4. 8. 3. Работа с к-файлом и задание параметров УВВ
      • 4. 8. 4. Оценка результатов по прочностному критерию
      • 4. 8. 5. Оценка результатов по биомеханическому критерию
      • 4. 8. 6. Изменение конструкции днища НС БТР-ВВ путем ввода защитного экрана с наполнителем из ПЭМ
      • 4. 8. 7. Итоговые результаты прогнозирования
  • ПРМС НС БТР-ВВ
  • Выводы по главе 4
  • Глава 5. Экспериментальные исследования
    • 5. 1. Цель и объекты исследования
    • 5. 2. Условия и методика проведения экспериментальных исследований пеноалюминия
    • 5. 3. Результаты экспериментальных исследований пеноалюминия
    • 5. 4. Условия и методика проведения экспериментальных исследований взрывозащищенности БКМ
    • 5. 5. Результаты экспериментальных исследований уровня
  • ПРМС БТР

Метод прогнозирования стойкости к ударно-волновому воздействию несущих систем бронированных колесных машин с применением в конструкции пористых энергопоглощающих материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализируя конструкции и тактико-технические характеристики бронированных колесных машин можно заключить, что на протяжении 20-го века задача повышения проходимости, увеличения удельной мощности, наращивания огневой мощи была более актуальна, чем задача повышения уровня защищенности экипажей данной техники, несмотря на растущую огневую мощь оружия.

Начиная с 70-х гг. 20 века форма и тактика военных столкновений сильно поменялись. Форма военных столкновений от прямого боевого контакта смещается все больше в сторону применения методов партизанской деятельности. Для уничтожения военной колесной техники противник начинает применять тактику закладывания мин и фугасов на предполагаемых маршрутах её передвижения.

С 2003 по 2009 года по статистике [46, 47] потери войск НАТО в Иракской войне составляют: погибших — 4260 человек, раненных (только боевые ранения) — 31 102. По статистике известно, что 63% смертей приходится на случаи подрыва транспорта на самодельных взрывных устройствах (ВУ), фугасах.

Вследствие сложившейся ситуации в США была разработана и запущена государственная программа по созданию спецавтомобилей MRAP (сокр. от «mine resistant ambush protected», что в переводе, с англ. «защищенный от мин и нападения из засады») [2].

Бронеавтомобили типа MRAP — это колесные транспортные средства, построенные отчасти на узлах и агрегатах серийных военных автомобилей, имеющие высокую противоминную стойкость. Корпуса этих бронемашин спроектированы специально для противостояния подрывам на минах и самодельных ВУ, а в итоге для сохранения жизней членов экипажа [48].

Увеличение потребности войск в колесной технике типа MRAP столкнулось с отсутствием методов проектирования данных спецавтомобилей и методов использования различных как стойких к минному подрыву, так и поглощающих энергию взрыва материалов.

Перед разработчиками встают вопросы об оптимальной конструкции бронекорпусов, выборе компоновочных решений, материалов, используемых для повышения взрывозащищенности транспортного средства. Процесс решения данных задач дополнительно осложняется частой сменой тактических действий противника и видов, применяемых им, средств поражения. Об этом свидетельствует представленная в открытых источниках информация, поступающая из мест проведения военных и полицейских операций: в частности на территории Российской Федерации с Северного Кавказа.

Следует отметить, что по настоящее время оценка противоминной защищенности конструкций бронированных колесных машин (БКМ) осуществляется в процессе натурных испытаний. При данных видах испытаниях бывает трудно симитировать действие различных поражающих факторов, характерных для реальных военных условий. В свою очередь, испытания бронированной колесной техники характеризуются высокой стоимостью и значительной продолжительностью последующих доводочных работ. Также выявленные в ходе проведения натурных испытаний, которые, как правило, проводятся на заключительных этапах разработки, разного рода недостатки в силу определенных причин не могут быть устранены в полной мере, что в итоге снижает уровень взрывозащищенности образцов БКМ.

Таким образом, тема данной научной работы, связанная с оценкой противоминной стойкости (ПРМС)несущих систем (НС) БКМ, является актуальной.

Активное развитие компьютерной вычислительной техники и расчётных программных пакетов за последнее десятилетие позволило решать более сложные задачи в различных областях автомобилестроения за приемлемое, с практической точки зрения, время. Относительно тематики работы это позволяет более детально подходить к решению задач, повышения защищенности: рассматривать большее количество вариаций взрывного воздействия на несущую систему бронеавтомобиля, более точно оценивать прочностные характеристики корпусов, спрогнозировать живучесть экипажа.

Целью работы является обеспечение живучести экипажа БКМ при подрыве путем применения в конструкциях НС БКМ пористых энергопоглощаю-щих материалов (ПЭМ).

Для достижения цели в работе поставлены и последовательно решены следующие основные задачи:

• определены и обоснованы основные критерии оценки ПРМС НС.

БКМ;

• разработан способ компьютерного имитационного моделирования УВВ на НС БКМ;

• разработана компьютерная и математическая модели ПЭМ, позволяющие, используя численные методы, прогнозировать его физико-механические свойства;

• разработан метод прогнозирования ПРМС БКМ с применением в конструкции их НС ПЭМ;

• выполнено сравнение результатов расчетного и натурного исследования взрывозащищенности БКМ с целью оценки применимости и точности разработанного метода прогнозирования ПРМС.

В первой главе проведен анализ проблем обеспечения и оценки ПРМС НС БКМ и представлена информация о методах проведения оценки взрывозащищенности в настоящее время. Приведены основные поражающие факторы для БКМ. Проведен анализ конструкций серийных БКМ РФ на предмет уровня их противоминной защиты. Выполнен обзор ПЭМ и методов их изготовления. Представлена информация о возможностях современных программных расчетных комплексов. Обоснованы задачи исследования, решению которых посвящены остальные главы диссертации.

Во второй главе изложены теоретические основы физики взрыва и определены основные параметры взрыва в воздухе. Представлен способ компьютерного моделирования взрывного воздействия. Определены основные критерия определения ПРМС НС БКМ.

Третья глава посвящена анализу свойств ПЭМ, методу компьютерного моделирования структуры ПЭМ и разработке математической модели ПЭМ с целью прогнозирования его механических свойств.

В четвертой главе представлено описание разработанного метода прогнозирования уровня ПРМС НС БКМ, а также приведены результаты расчетной реализации данного метода на конкретном образце БКМ.

В пятой главе приведены результаты натурных исследований свойств выбранного опытного ПЭМ и ПРМС одного из серийных образца БКМ путем его подрыва. Выполнено сравнение полученных результатов с результатами расчетного эксперимента. На основании этого сравнения произведена оценка применимости разработанного метода для прогнозирования ПРМС НС БКМ.

В заключении приведены основные выводы и рекомендации по работе.

Научная новизна результатов выполненных исследований, выносимых на защиту, заключается:

• в определении критериев ПРМС НС БКМ, особенность использования которых заключается в одновременном учете прочности НС БКМ и возникающих вертикальных ускорений на частях тела членов экипажа;

• в разработке расчетной математической модели ПЭМ, отличающейся применением оригинальной геометрической модели ПЭМ, что по предлагаемому в работе алгоритму позволит на этапе проектирования при отсутствии данных о свойствах ПЭМ спрогнозировать механические свойства материала и применять их в дальнейших расчетах при оценке ПРМС образцов БКМ;

• в разработке метода прогнозирования ПРМС НС вновь разрабатываемых и серийных образцов БКМ, особенностью которого является оценка влияния применения ПЭМ в конструкции НС БКМ на повышение взрывозащищенности.

Практическая значимость работы состоит в комплексе организационно-методических мероприятий, направленных на выбор рациональных параметров конструкции НС БКМ при УВВ.

Основные результаты и выводы по работе.

1. Предложены и обоснованы критерии ПРМС БКМ: эквивалентные механические напряжения, позволяющие анализировать прочность конструкции НС, обеспечение которой необходимо для предотвращения затекания ударной волны внутрь бронекорпусов БКМ, и пиковые вертикальные ускорения, действующие на различные части тела не*более 0,015 с. Установлено, что использование данных критериев при исследовании ПРМС БКМ позволяет комплексно оценить влияние различных конструктивных и организационно-методических решений на уровень взрывозащищенности специальных БКМ.

2. Разработан способ компьютерного имитационного моделирования УВВ на БКМ, базирующийся на использовании основных зависимостей физики взрыва с применением численных методов. Путем аналитического сравнения основных зависимостей теории физики взрыва с зависимостями, представленными в программном коде функции СОИДУЕР, доказана приемлемая точность разработанного способа моделирования УВВ: результаты расчета пикового давления по функции СОКУЕР превышают на 6−15% результаты, полученные по формуле Садовского, что позволило сделать вывод о применимости данного способа моделирования УВВ при прогнозировании ПРМС БКМ.

3. Разработана программа-макрос с различными алгоритмами генерации компьютерной твердотельной модели ПЭМ в зависимости от требуемой пористости. На осноёе данных геометрических моделей разработан расчетный метод определения механических свойств виртуального ПЭМ. Качественные результаты натурных экспериментов по исследованию механических свойств пеноа-люминия подтвердили адекватность метода. Использование данного метода позволяет сформулировать требования к технологии производства ПЭМ для получения материала с необходимыми физико-механическими свойствами.

4. Разработан расчетный метод прогнозирования ПРМС НС при УВВ на БКМ, позволяющий проводить исследования по обеспечению живучести экипажа БКМ и влияния ПЭМ на снижение поражающего действия УВВ. Применение данного метода как на этапах проектирования новых, так и при модернизации существующих БКМ, позволит повысить уровень их ПРМС с существенным снижением временных затрат и стоимости доводочных работ. 1.

5. Выполнено сравнение результатов расчетного исследования ПРМС БКМ с результатами натурного исследования. Данным сравнением доказана адекватность и достаточная точность разработанного метода прогнозирования ПРМС БКМ. Относительная погрешность по вертикальным ускорениям при исследовании образца БКМ с разнесенным защитным экраном составила 30%, с защитным экраном с наполнителем из ПЭМ (пеноалюминия) — 26%.

6. В результате проведения исследований по оценке ПРМС БКМ доказано, что применение ПЭМ, в частности пеноалюминия, в конструкции НС БКМ существенно снижает уровень поражающего действия УВВ, а также приводит к уменьшению пластических прогибов листов днища бронекорпусов БКМ на 2040% в зависимости от физико-механических свойств ПЭМ, способа их установки на НС БКМ, и состава композиции защитной структуры с наполнителем из ПЭМ. 1.

Медицинский аспект связан с рассмотрением степени тяжести травм, получаемых экипажем и десантом БКМ при подрыве. В отечественной практике оценка взрывозащищенности БКМ в данном аспекте проводится экспериментальными методами с использованием животных. При этом применяется медико-биологическое описание травм с последующим заключением об их «тяжести». Исходя из этого заключения, эксперты делают выводы о совместимости полученных повреждений с жизнью.

За рубежом для этих целей на ранних стадиях проектирования используются расчетные методы, а при отработке прототипов — манекены. В этом случае для оценки взрывозащищенности используется несколько численных критериев, основанных на физиологии человека.

Повреждение экипажа при подрыве БКМ на мине.

В основе причин, вызывающих поражение экипажа и десанта БКМ при подрыве, лежат следующие физические явления:

• непосредственное действие на человека воздушной ударной волны при «затекании» в корпус в случае его негерметичности или разрушения конструкции;

• действие на человека ударного импульса со стороны сиденья и элементов корпуса БКМ, который сообщает частям тела человека значительные ускорения, приводящие к повреждениям;

• механическое воздействие на человека осколков и элементов внутреннего оборудования кузова при их отрыве от мест крепления;

• динамический контакт человека с элементами конструкции внутреннего пространства бронекорпуса.

При непосредственном воздействии ударной волны на человека затрагиваются практически все органы и части тела человека: возможны травма головного и спинного мозга, органа слуха, брюшной и грудной полостей, сосудистой системы. В головном мозге в основном поражаются мелкие сосуды и капилляры, что приводит к вторичным нарушениям, микроциркуляторным расстройствам, отеку, набуханию и дистрофии. В легких выявляются кровоизлияния, часто расположенные по ходу ребер, отмечается полная гепатизация (воспалительное уплотнение) доли и даже целого легкого.

Случай затекания ударной волны в корпус БКМ и непосредственное воздействие на экипаж и десант следует признать критическим, поскольку он приводит к тяжелым и разнообразным травмам. Следовательно, при проектировании корпусов БКМ необходимо обеспечить выполнение прочностного критерия, что позволит исключить данного вида травмы.

При отсутствии «затекания» ударной волны в корпус основным поражающим фактором при подрыве БКМ являются пиковые ускорения, приобретаемые отдельными органами тела человека. Большое влияние на тяжесть получаемых травм оказывает не только величина ускорения, но и время воздействия.

При подрыве на мине члены экипажа БКМ необорудованной специальными креслами с удерживающими ремнями могут хаотично перемещаться и в случае ограниченного пространства по вертикали возможны удары головой о крышу бронекорпуса и как следствие гематомы, переломы черепа, разрушение шейных позвонков.

Таким образом, для комплексной оценки ПРМС БКМ необходимо наличие оценочных критериев, характеризующих степень повреждений.

В настоящее время в России отсутствует документ, который описывал бы критерии для оценки повреждений, возникающих в результате подрыва на мине и методику расчета. При получении повреждений человеком либо в автомобильной аварии, либо на производстве, оценка их степени тяжести осуществляется с помощью нормативно-правого документа «Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (1993 г.). Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.

Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, основными из которых являются: а) в отношении тяжкого вреда — потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функцийпсихическое расстройствонеизгладимое обезображивание лицазначительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее, чем на одну третьполная утрата профессиональной трудоспособностиб) в отношении средней тяжести вреда — длительное расстройство здоровьязначительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну третьв) в отношении легкого вреда: кратковременное расстройство здоровьянезначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Как видно из описания, такая качественная оценка может быть применима только после конкретного чрезвычайного случая.

При проведении натурных испытаний по оценке ПРМС БКМ в подавляющем большинстве случаев используют животных с различными порогами переносимости ударной волны.

В основном для оценки используют крыс (кроликов) и свиней. Первые имеют большую уязвимость при взрывном воздействии, тем самым по их поведению и состоянию после подрыва определяют (коррелируют) степень и тип повреждения органов слуха, зрения человека. Свиньи по анатомическому и физиологическому устройству близки к человеку. С их помощью оценивают наличие внутренних повреждений брюшной полости, дыхательной системы, печени, определяют наличие баротравм внутренних органов. Также оценивают степень взрывного воздействия на суставы и опорно-двигательный аппарат. Но это тоже, так называемая, оценка постфактум.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Тенденции развития зарубежной военной автомобильной техники. Книга 1.М.: Редакционно-издательский центр Министерства обороны Российской Федерации, 2005. 173 с.
  2. В.А. Тенденции развития зарубежной военной автомобильной техники. Книга 2. М.: Редакционно-издательский центр Министерства обороны Российской Федерации, 2005. 176 с.
  3. Л.П. Физика взрыва и удара. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. 304 с.
  4. И.Ф., Селиванов В. В., Соловьев B.C., Сысоев H.H. Ударные и детонационные волны. Методы исследования. М.:ФИЗМАТЛИТ, 2004. 367с.
  5. A.B., Селиванов В. В. Основы механики сплошных сред. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. 376 с.
  6. A.B., Селиванов В.В, Охитин В. Н., Колпаков В. И. Численные методы в задачах физики быстропротекающих процессов. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. 376 с.
  7. В.В., Кобылкин И. Ф., Новиков С. А. Взрывные технологии. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. 648 с.
  8. .Е., Сильников М. В. Фугасные эффекты взрывов. СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2003. 272 с.
  9. И.А., Мержневский Л. А. Действие средств поражения и боеприпасов. Новосибирск: Изд-во НГТУ. 2004. 408 с.
  10. Взрывные явления. Оценка и последствия: В 2-х кн. Кн.1 /Бейкер Уи др. М.: Мир, 1986. 319 с.
  11. Взрывные явления. Оценка и последствия: В 2-х кн. Кн.2 /Бейкер У и др-. М.: Мир, 1986. 384 с.
  12. Физика взрыва. Изд. 3-е, переработанное. В 2 т. Т.1. / Под. ред. Л. П. Орленко. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. 832 с.
  13. Частные вопросы конечной баллистики /В.А.Григорян, А.Н. Белобородь-ко и др. Мл Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. 592 с.
  14. ГОСТ Р 50 963−96. Защита броневая специальных автомобилей.М., 1996. 17 с.
  15. Научно-технический отчет по теме «Оценка технического уровня специальной полицейской машины СПМ-2 (ГАЗ-233 036) и проведение научно-технической экспертизы по результатам её испытаний». МГТУ им. Н. Э. Баумана. Руководитель темы Котиев Г. О. М, 2005. 105 с.
  16. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Оценка противоминной стойкости СПМ-3» / МГТУ «МАМИ». Научно-технический центр «Спецтехни'ка». Руководитель темы Кулаков H.A. М., 2008. 80 с.
  17. Промежуточный отчет по научно-исследовательской работе по теме «Исследование путей создания взрывозащищенного бронированного специального автомобиля малого класса» / МГТУ им. Н. Э. Баумана. Руководитель темы Котиев Г. О. М., 2011. 177с.
  18. Отчет по научно-исследовательской работе по теме «Расчетное исследование свойств пеноалюминия как энергопоглотителя ударно-волнового воздействия» / МГТУ им. Н. Э. Баумана. Руководитель работы Смирнов A.A. М., 2007. 79 с.
  19. В.Ф. Импульсное нагружение гетерогенных материалов. Новосибирск: Изд-во: Наука. Сиб. отд-ие, 1992. 284 с.
  20. Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР. 1976.
  21. А. Ю. Богач A.A. Математическое моделирование процессов удара и взрыва в программе LS-DYNA Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2005.106 с.
  22. Д., де Фриз Ж. Введение в метод конечных элементов. М.: Мир, 1981. 304 с.'
  23. A.B., Кравчук A.C., Смалюк, А.Ф. ANSYS для инженеров. М.: Машиностроение-1, 2004. 512 с.
  24. О. Метод конечных элементов в технике. М.: Мир, 1975. 543 с.
  25. Д. О. Исследование и разработка пеноалюминия, получаемого методом механического легирования из вторичного сырья: дис.. канд. техн. наук: М., 2008. 150 с.
  26. Н. В. Применение системы ANS YS к решению задач модального и гармонического анализа. Н. Новгород, 2006. 101 с.
  27. В. П., Чесноков С. С., Выслоух В. А. Метод конечных элементов в задачах динамики. М.: МГУ, 1980. 165 с. г
  28. К.Бате, Е. Вилсон. Численные методы анализа и метод конечных элементов. М.: Стройиздат, 1982. 445 с.
  29. H.A. Деформационные критерии разрушения и расчет элементов конструкций на прочность. М.: Машиностроение, 1981. 272 с.
  30. .А. Безопасность человека при ускорениях. М., 2007. 208 с.
  31. В.П., Махутов H.A., Гусенков А. П. Расчеты деталей машин и конструкций на прочность и долговечность. М.: Машиностроение, 1985.224 с.
  32. Басов. К.A. Ansys: справочник пользователя. М.: ДМК Пресс, 2005. 640 с.
  33. A.C., Гаврюшин С. С., Деулин Е. А. О рациональной форме записи уравнений состояния для решения задач пластического деформирования // Известия ВУЗов. М.: Машиностроение, 2011. № 4.
  34. Л.А., Курейчик В. В., Курейчик В. М. Генетические алгоритмы, М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2006. 320с.
  35. Т.В. Генетические алгоритмы. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. 87 с.
  36. Г. П., Козловский А. П., Казейкин B.C. Биомеханика позвоночника при ударных перегрузках в практике авиационных космических полетов // Проблемы космической биологии. Л., 1987. Т.5−6. 245 с.
  37. П.В., Котовская А. Р. Длительные линейные и радиальные ускорения. Т 2., Кн.1. Основы космической биологии и медицины. М: Изд-во: Наука, 1975: 117 с.
  38. Марочник сталей и сплавов. 2-е изд., доп. и испр. / Зубченко А. С и др. М.: Машиностроение, 2003. 784 с.
  39. Конструкционные материалы: Сдравочник / Арзамасов Б. Н и др. М.: Машиностроение, 1990. 688 с.
  40. STANAG 4569. // URL: http://nsa.nato.int/nsa/NSDDPubl/listpromulg.html (дата обращения 6.07.11).
  41. Standartization agreement «Procedures for evaluating the protection levels of logistic and light armoured vehicles for kinetic energy and artillery threats». // URL: http://englandsl.com/ballistics/AEP-55.pdf (дата обращения 6.07.11).
  42. RTO-TR-HFM-090 «Test methodology for protection of vehicle occupants against anti-vehicular landmine effects». // URL: http://www.rta.nato.int/pubs~ /rdp.asp?RDP=RTO-TR-HFM-09Q (дата обращения 6.07.11).
  43. Glenn Randers-Pehrson and Kenneth A. Bannister. Airblast Loading Model for DYNA 2D and DYNA 3D. ARL-TR-1310 // URL: http://www.dtic.mil/cgi-bin/GetTRDoc?Location=-U2&doc=GetTRDoc.pdf&AD=ADA322344 (дата обращения 8.09.11).
  44. Kingery C.N., G. Bulmash. Airblast Parametrs from TNT Spherical Air Burst and Hemispherical Surface Burst. // URL: http://books.google. com/books/about/AirblastJparametersfromTNTspherical.html?id=lg6cH AAACAAJ (дата обращения 8.09.11).
  45. Huffington N.J. W.O. Ewing. Reflected Impulse Near Spherical Charges. // URL: http://www.stormingmedia.us/79/7970/A797061.html (дата обращения 8.09.11).
  46. Википедия. Иракская война. // URL: http://ru.wikipedia.org/wilci/%C8-%F0%E0%EA%F 1%EA%E0%FF%E2%EE%E9%ED%E0 (дата обращения 6.07.11).
  47. Mernoff S., Correia S. Military blast injury in Iraq and Afghanistan. // URL: http://www.rimed.org/medhealthri/2010−01 /2010−01 -16.pdf (дата обращения 6.07.11).
  48. Wikipedia. MRAP. // URL: http://en.wikipedia.org/wiki/MRAPJarmored-vehicle) (дата обращения 6.07.11).
  49. A Test Methodology for Assessing Demining Personal Protective Equipment. //URL: http://dodreports.com/ada458677(дата обращения 6.07.11).
  50. The Market for Light Wheeled Vehicles. // URL: http:// www.forecastinternational.com/samples/F652CompleteSample.pdf (дата обращения 6.07.11).
  51. Operator manual for mine resistant ambush protected 4×4 vehicle (MRAP 4×4). // URL: http://www.forceprotection.net/ (дата обращения 6.07.11).
  52. Operator manual commercial off-the-shelf (cots) for international mine resistant vehicles. // URL: http://www.forceprotection.net/ (дата обращения 6.07.11).
  53. Belytschko T, Liu WK and Moran B. Nonlinear Finite Elements for Continua and Structures // URL: http://www.scribd.com/doc/17 824 348/Finite-Elements-for-Nonlinear-Continua-and-Structurespdf (дата обращения 6.07.11).
  54. LS-Dyna. Theoretical manual. //URL: http://www.osc.edu/supercomputing/ software/docs/lsdyna/theory.pdf (дата обращения 6.07.11).
  55. Global Optimization Toolbox. Matlab. // URL: http://www.mathworks.com/ products/global-optimization/index.html (дата обращения 6.07.11).
  56. Vlahopoulos N., Goetz R., Van De Velde R. Blast event simulation for a vehicle subjected to an explosion. // URL: http://sem-proceedings.com/25i/sem. org-IMAC-XXV-s32p06-Blast-Event-Simulation-Vehicle-Subjected-Explosion.pdf (дата обращения 6.07.11).
  57. Kevin Williams. Numerical simulation of light armoured vehicle occupant vulnerability to anti-vehicle mine blast // URL: http://www.dynalook. com/international-conf-2002/Session6−2.pdf (дата обращения 6.07.11).
  58. Craig Lester. Protection of Light Skinned Vehicle. // URL: http://dodreports.com/pdf/ada329952.pdf (дата обращения 6.07.11).
  59. Reed S. Development Of Mine Blast Protected Vehicle Structures For Future. // URL: http://dodreports.com/pdf/ada433084.pdf (дата обращения 6.07.11).
  60. Williams К., Poon К. A Numerical analysis of the effect of surrogate antitank mine blasts on the Ml 13. // URL: http://www.dtic.mil/cgi-Wn/GetTRDoc?AD=ADA375585&Location=U2&doc=GetTRDoc.pdf (дата обращения 6.07.11).
  61. Tremblay J.E. Impulse on blast deflectors from a landmine explosion. // URL: http://www.dtic.mil/cgi-bin/GetTRDoc?AD=ADA482742&Location= U2&doc= GetTRDoc. pdf (дата обращения 6.07.11).
  62. Response of V-shape plates to localised blast load. // URL: http://sem-proceedings.com/10f/sem.org-IMPLAST-2010-SEM-Fall-sOO 1 p06-Response-V-shape-Plates-Localised-Blast-Load.pdf (дата обращения 6.07.11).
  63. Hugo Bastien, Jr. Denis Rancourt. Evaluation of existing dummy and human numerical models. // URL: http://www.oasys-software.com/dyna/en/fe-models/lstcdummies/LSTC.H3.10 3008vl.0Documentation.pdf (дата обращения 6.07.11).
  64. Sarba Guha, Dilip Bhalsod, Jacob) Krebs. LSTC Hybrid III Dummies. Positioning and Post-Processing. // URL: http://pubs.drdc.gc.ca/PDFS /unc82/p531131.pdf (дата обращения 6.07.11).
  65. Stoll A.M. Human tolerance to positive G as determined by the physiological end-points. // URL: http://spacemedicineassociation.org/timeline/1956/ 27 004. pdf (дата обращения 6.07.11).
  66. Raj an Sriram, Uday K. Vaidya, Jong-Eun Kim. Blast impact response of aluminum foam. // URL: http://www.springerlink.com/content/ С859 332 267 475 037/ (дата обращения 6.07.11).
  67. M.F. Ashby Metal Foams: A Design Guide. // URL: http://www.elsevier. com/wps/fmd/bookdescription.cwshome/680 318/description#description (дата обращения 6.07.11).
  68. Michael F. Ashby. Materials Selection in Mechanical Design. // URL: http://www-mech.eng.cam.ac.uk/cms/publ/papers/genl.pdf (flaTa обращения 6.07.11).
  69. Dong К wan Lee, Brendan J. Toole. Energy Absorbing Sandwich Structures Under Blast Loading. // URL: http://www.dynalook.com/international-conf-2004/08−2.pdf (дата обращения 6.07.11).
  70. Jiang D., Liu Y., Qi C., Ma Z., Raju В., Bryzik W. Innovative composite structure design for blast protection. // URL: http://www.dtic.mil/cgi-bin/ GetTRDoc? AD=ADA497621 (дата обращения 6.07.11).
  71. E.W. Andrews, L.J. Gibson, M.F. Ashby. The creep of cellular solids. // URL: http://www.metalfoam.net/papers/andrews.pdf (дата обращения 6.07.11).
  72. E.W. Andrews, J.S. Huang, L.J. Gibson. Creep behavior of a closed-cell allu-minium foam. // URL: http://www.metalfoam.net/papers/andrews99.pdf (дата обращения 6.07.11).
  73. N. Aravas, P. Ponte Castaneda. Numerical methods for porous metals with deformation-induced anisotropy. // URL: http://www.mie.uth.gr/files/ Ponte2004. pdf (дата обращения 6.07.11).
  74. G. Gioux, T.M. McCormack, L.J. Gibson. Failure of aluminum foams under multiaxial loads. // URL: http://www.metalfoam.net/papers/gioux00.pdf (дата обращения, 6.07.11).
  75. J. Marian, J. Knap, M. Ortiz. Nanovoid deformation in aluminum under simple shear. // URL: http://csdrm.caltech.edu/publications/cit-asci-tr/cit-ascitr293.pdf (дата обращения 6.07.11).
  76. G.J. McShane, D.D. Radford, V.S. Deshpande, N.A. Fleck. The response of clamped sandwich plates with lattice cores subjected to shock loading. // URL: http://www-mech.eng.cam.ac.uk/profiles/fleck/papers/21 l. pdf (дата обращения 6.07.11).
  77. T.G. Nieh, K. Higashi, J. Wadsworth. Effect of cell morphology on the compressive properties of open-cell aluminum foams. // URL: http://www.metalfoam.net/papers/niehOO.pdf (дата обращения 6.07.11).
  78. O.B. Olurin, N.A. Fleck, M.F. Ashby. Deformation and fracture of aluminium foams. // URL: http://www.metalfoam.net/papers/olurinOOa.pdf (дата обращения 6.07.11).
  79. A. Ochsner, G. Mishuris, J. Gracio. Macroscopic behavior of porous metals with internal gas pressure under multiaxial loading conditions. // URL: www.ariel.ac.il/sites/conf/mmt/MMT-2004/papers/Section./368−77.doc (дата обращения 6.07.11).
  80. I. Sevostianov, M. Kachanov. Plastic yield surfaces of anisotropic porous ma-trials in terms of effective electric conductivities. // URL: http://me.nmsu.edu/~igor/2006/cross-yield.pdf (дата обращения 6.07.11).
  81. V. Tvergaard. Numerical modeling in nonlinear fracture machanics. // URL: http://www.structuralintegrity.eu/pdf/esis/Documents/Newsletter/InvitedNLO 5. pdf (дата обращения 6.07.11). '
  82. В. Zettl, H. Mayer, S.E. Stanzl-Tschegg, H.P. Degischer. Fatigue properties of aluminium foams at high numbers of cycles. // URL: http://www.metalfoam.net/papers/zettlOO.pdf (дата обращения 6.07.11).
  83. Advanced structural materials: properties, design optimization, and applications. // URL: http://bookinist.net/books/bookid-133 878.html (дата обращения 6.07.11)
Заполнить форму текущей работой