Повышение экономичности и экологических характеристик внутригородского автотранспорта за счет применения комбинированных энергетических установок на базе ДВС
В результате проведенных работ: 1. Определены основные направления развития внутригородских АТС с КЭУ на базе ДВС с различными схемными решениями (последовательная, параллельная, смешанная) и технологическими циклами движения, что позволило сформулировать рекомендации по разработке и применению таких АТС, обеспечивающие снижение суммарных выбросов ОГ до 4050% и расхода жидкого топлива на 25−40… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Актуальность проблемы
- 1. 1. Современные направления повышения эффективности энергетических установок автомобилей. Цель и задачи исследований
- 1. 2. Предпосылки и условия применения АТС с КЭУ
- 1. 3. Анализ литературных источников по АТС с КЭУ
Повышение экономичности и экологических характеристик внутригородского автотранспорта за счет применения комбинированных энергетических установок на базе ДВС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Широкая автомобилизация принесла с собой ряд серьезных проблем: существенная доля в развитии парникового эффекта на нашей планете с последующим необратимым изменением климата и массовое поражение здоровья людей из-за нарушения механизма генетической наследственности, а также необходимость экономии невозобновляемых топлив нефтяного происхождения и защита окружающей среды.
Эти проблемы обусловлены содержанием в отработавших газах (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС) токсичных веществ, которые отрицательно воздействуют на здоровье людей и на окружающую среду.
Быстрый рост числа автомобилей на Земле приводит к накоплению этих веществ в атмосфере, что требует срочной разработки системы мероприятий и условий введения этой системы в действие в тот момент, когда в этом возникает неотложная необходимость. [3]. При этом меры по снижению токсичности отработавших газов ДВС автомобилей должны давать результаты, оцениваемые не несколькими процентами, а десятками процентов. Данное требование обусловлено тем, что основным источником загрязнения атмосферы большинства крупных и средних городов является именно автотранспорт (АТС). [8].
В данной работе рассматриваются проблемы повышения экономичности и экологических характеристик внутригородских АТС за счет применения комбинированных энергетических установок (КЭУ) на базе ДВС. Анализ технической литературы (рис. 1, и рис. 2.), посвященной развитию автомобильных энергетических установок позволяет сделать следующий прогноз на период до 2020 года: Количество производимых бензиновых и дизельных энергетических установок в период до 2020 года будет неуклонно сокращаться, тогда как количество энергетических установок, имеющих КЭУ, а также основанных на ЭХГ (Электрохимическом генераторе тока и использующих газ будет неизменно расти, [2].
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТА.
Рис. 1. Развитие энергетических установок для автотранспорта.
GM Midsize MAV.
Toyota Corolla Toyota Sienna.
Диапазон прогнозируемых значений объем рынка автомобилей с КЭУ 2 ч и 0 1.
3000 2800 2600 2400 2200 2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0.
— Honda Accord.
— Lexus RX 400h.
— Toyota Highlander.
ЦддЦ
— GM Chevrolet Та hoe.
•GM Chevrolet MalibuGMC Yukon.
— GM Satum Aura.
• DC Dodge Durango.
• DC Entry.
Toyota.
Мировой объем выпуска, автомобилей с КЭУ.
— Lexus GS.
— Lexus LSToyota Camry.
— Nissan AltimaGM Satum.
VUE.
— Ford Fusion i i.
2007 2008.
2007 I.
Рис. 2. Объем рынка автомобилей с КЭУ различных производителей.
Правительства многих стран ввели жесткие нормы на выбросы ОГ (отработавших газов) автомобильными двигателями, особенно С02 (парниковый эффект), предопределившие разработку и принятие в последние десятилетия программ (Таблица 1.) по улучшению экологии транспортных средств и снижению расходов топлива (например программы «ALSTORE» и «EURELECTRIK» — Евросоюз и Freedom Car — в США, «Национальная инициатива создания экологически чистых двигателей и автомобилей нового поколения — в Японии и др.
Таблица 1. Государственная поддержка научно-исследовательских программ в различных странах.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ.
США.
Программа Объем финансирования Цель.
Partnership for, а New Generation of Vehicles (PNC V) 1993;2001) I, 700 млрд долл. США Созданнеэиерюэффек! немых н экологически безопасных авгот ранснор) ных средств ноною поколения.
Hvdrogen project (DOE) 2005;2020 2, 600 млрд долл. США Освоение водородных технологий на трансаорте. Минимизация зависимости страны oi импортного топлива.
Страны ЕС (программа FP-7 (Seventh Framework Programme 20Q7 — 2013).
Подпрограмма Объем финансировании Цель.
Sustainable energy systems (SES) 810 МЛН евро (6,4% FP-7) Создание и освоение экологически чистых энергосберегающих технологий, альтернативных моторных топлив, топливных элементов, перспективных накопителей энергии и энергоносит елей.
Sustainable surface transport (SST) 610 млн евро (4,8% FP-7) Создание современного экологически чистого и безопасного автомобильного транспорта.
Япония.
Программа Цель.
Национальная инициатива, но созданию экологически чистых двигателей и автомобилей нового поколении" Оаладо ь к 2015;2020 г одам 90% мнровш о рынка автомобилем с гибридными и электрическими двигателями i.
В этих программах предусмотрены также работы по исследованию и внедрению АТС с КЭУ на базе ДВС в ближайшей перспективе и на базе ЭХГ, а также электромобилей на перспективу. [2].
Реализацию принятых программ подтверждает постоянное развитие технологической базы и рост производства наиболее экологически чистых и экономичных транспортных средств. Так в США и Японии (Рис. 3.) в последние годы отмечен устойчивый рост числа, как автомобилей с КЭУ на базе ДВС, так и электромобилей.
Из представленных графиков видна динамика роста автомобилей с КЭУ на базе ДВС, основу которых составляют легковые автомобили, однако необходимо отметить, что в Европе пока отсутствует такая динамика роста, как в США и Японии, что объясняется наличием большого числа дизельных автомобилей в легковом сегменте европейского рынка.
Число автоллобилей с КЭУ и электромобилей (ЭГЧ/l) в CLUA и Японии (тыс., шт).
BOO.
GOO ьоо.
4 00 joo.
2 ОО lOO.
Рис. 3. Число автомобилей с КЭУ и ЭМ в США и Японии.
В России также разрабатываются программы снижения воздействия АТС на человека и окружающую среду. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1695Р от 08.12.2006 и решением Правительственной Комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта от15.03.2008года № 1142-ПЯ разработан проект Программы «Создание автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлив, в том числе газовом, а также с применением комбинированных энергетических установок на 2010;2014г.г.».
1W5 1ЭОБ ЛОЭ7 l^JgS 2000 ЗООХ 2002 JOOJ 200А iOOB 2006 2007 ш КТУ (С ШД> ¦КЗУЩпони") аэм |США) ¦ЗМЩионин].
Кроме этого, Правительством Москвы одобрена концепция «Создания транспортных средств с электроприводом» и дано поручение подготовить программу «Разработка и создание перспективных образцов транспортных средств с экологическими энергоустановками», включающую в себя создание и внедрение в городскую транспортную инфраструктуру АТС с КЭУ на базе ДВС и электромобилей (ЭМ). [8].
Таким образом, можно констатировать, что мировое автомобилестроение сегодня ориентировано, главным образом на решение проблем экологии и экономии топлива нефтяного происхождения, используя программные средства, а также производство АТС, использующих альтернативную энергетику, такую как альтернативные виды топлива, комбинированные энергетические установки, электромобили и др.
1. Актуальность проблемы.
Основные результаты и выводы по работе.
В результате проведенных работ: 1. Определены основные направления развития внутригородских АТС с КЭУ на базе ДВС с различными схемными решениями (последовательная, параллельная, смешанная) и технологическими циклами движения, что позволило сформулировать рекомендации по разработке и применению таких АТС, обеспечивающие снижение суммарных выбросов ОГ до 4050% и расхода жидкого топлива на 25−40%: для АТС, используемых исключительно на внутригородских пассажирских перевозках с максимальной скоростью не более 70−75 км/ч, применять последовательную схемудля АТС с периодическим выездом в пригородные зоны, то есть с широким диапазоном скоростей движения использовать параллельную схемудля АТС специального и коммунального назначения, в том числе с необходимостью выполнения специальных требований, например, движение с неработающим ДВС в пределах ограниченного времени, применять смешанные схемные решения.
2. Спроектирована и изготовлена унифицированная платформа для городского автобуса и внутригородского транспортного средства коммунального назначения, основанная на применении КЭУ на базе ДВС, выполненной по последовательной схеме и электрических мотор-колес, обеспечивающих:
— выполнение перспективных требований к выбросам ОГ;
— возможность, при необходимости, движения без выбросов ОГ;
— повышение безопасности движения за счет индивидуального привода ведущих колес;
— возможность реализации полноуправляемой схемы и повышенных углов поворота управляемых колес;
— возможность реализации схемы свободного расположения органов управления;
— реализацию других перспективных направлений развития внутригородских транспортных средств.
3. Разработана математическая модель энергетического баланса и на ее основе методика расчета параметров внутригородских АТС с КЭУ на базе ДВС, а также предложена в качестве исследовательского инструмента бифункциональная многопараметровая характеристика работы энергетической установки, позволяющие на стадии проектирования определять характеристики основных компонентов, оценивать топливную экономичность и оптимизировать алгоритм работы АТС с КЭУ на базе ДВС с учетом режимов работы ДВС в зоне минимальных удельных расходов топлива;
4. Разработаны основные требования и комплекс практических мероприятий по модернизации серийно выпускаемых ДВС для работы в составе КЭУ, включающие:
— наличие электронно-управляемой дроссельной заслонки и контроллера, осуществляющих автоматическое регулирование двигателем в зоне минимальных удельных расходов топлива;
— применение автономной системы охлаждения, обеспечивающей работу ДВС независимо от уровня нагрузки при перепаде температуры охлаждающей жидкости не более 2−3°С;
— изменение длины индивидуальных впускных каналов, что позволило увеличить крутящий момент на малых и средних оборотах (до 3500−4000МИН" 1 на 5−8%);
5. Проведена оценка экономичности и экологических характеристик АТС с КЭУ на базе ДВС на примере, автомобиля ГАЗ-332 132 с КЭУ (выполненной по параллельной схеме) на базе ДВС (ЗМЗ-4061.10) подтвердившая точность проведенных расчетов (разница в оценке топливной экономичности составила 7−10%) и высокие показатели экономичности и экологических характеристик:
— снижение расхода топлива до 40% при движении по городскому циклу (Правило № 83 ЕЭК ООН), при этом эффект от уменьшения потребления топлива составил 136 ООО руб./авт. год.
— уменьшение выбросов компонентов ОГ: СН — на 80%, NOx — на 76%, СОна 67%, предотвращенный ущерб от выброса токсичных веществ составил 126 175,68 руб./авт. год.
— общий экономический эффект составил 262 175,68 руб./авт. год.
— переоборудование стандартного автомобиля в АТС с КЭУ на базе ДВС окупается (без учета затрат на инфраструктуру и утилизацию):
• без учета предотвращенного ущерба от выброса токсичных веществ через 2,2 года.
• с учетом предотвращенного ущерба от выброса токсичных веществ за срок 1.44года эксплуатации.
Список литературы
- Ипатов А.А. и др. — Автотранспортные средства с комбинированными энергетическими установками. Автомобильная промышленность, 2002, № 7.
- Златин П.А., Кеменов В. А., Ксеневич И. П. — Электромобили и гибридные автомобили. Москва, Агроконсалт, 2004 г.
- Кутенев В.Ф., Каменев В. Ф. и др. — Экологически чистые альтернативные топлива. Перспективы применения. Автомобильная промышленность 1999 г. № 11.
- Эйдинов А.А. и др. Автомобили с КЭУ и их роль в развитии перспективных АТС. ВЭЛК-99.
- Эйдинов А.А. Автотранспортные средства с КЭУ. МГТУ МАМИ, 2002.
- Ипатов А.А., Каменев В. Ф., Лежнев Л. Ю., Хрипач Н. А. Разработка и исследование транспортных средств с различными типами водородных и комбинированных энергоустановок.
- Кутенев В.Ф., Звонов В. А., Корнилов Г. С. Проблемы экологии автотранспорта в России. Научно-практическая конференция. Москва, 1999 г.
- Изосимов Д.Б. Гибридные автомобили и их компоненты. Часть 1 и 2, Мобильная техника, № 2, 2003 г.
- Mark Bursa. Toyota’s double-drive hybrid power train. JSATA Magasine/ May 1997.
- Эйдинов А.А. Расчет автомобилей с комбинированными энергоустановками. МГТУ МАМИ, 2003 г.
- Эйдинов А.А., Яковлев А. И. Возможные пути развития энергетических установок автомобилей. Автомобили и агрегаты: сб. научных трудов. НАМИ, 1999, вып. 223.
- Эйдинов А.А. и др. Электромобили и автомобили с КЭУ. Автомобильная промышленность, 2002, № 1.
- Яковлев А.И. Электропривод автомобилей и автопоездов. М, 1966.
- Яковлев А.И., Эйдинов А. А. Перспективы развития КЭУ АТС. Автомобильная промышленность за рубежом, № 9−11, 1999.
- По дьяков А. А., Козловский А. Б., Изосимов Д. Б. Тягово-динамический расчет автотранспортных средств с КЭУ. Мобильная техника, № 1, 2003.
- Automobile type approvalllalld book for Japanese certieficatiol 1 a kawaka Minatokll. Tokyo. Japan 1991.
- Паластин JI.M. Электрические машины автономных источников питания, М Энергия 1992.
- Буралев Ю.В., Выборное ВТ., Гущо-Малков Б.П., Яковлев А. И. Новые конструкции электромотор-колес, НИИВТОПОРОМ, автомобилестроение, М.1967.
- Вакуленко К.Н. Расчет режимов автономной системы генератор-асинхронный двигатель, Известия высших учебных заведений, Электротехника, 1960, N212.
- Демидович Б.П., Марон И. А., Шувалов Э. Э. Численные методы анализа, 3-е изд., «Наука», М.1967.
- Ефремов И.С., Яковлев А. И., Гущо-Малков Б.П. Электрический привод с автономным питанием на колесном безрельсовом транспорте, Электричество, 1967, N27.
- Кадымов Я.П., Расулов М. М. Синхронный электропривод с автономным питанием, Азербайджанское государственное издательство, Б., 1966.
- Козловский А.Б. Методика испытаний мотор-колес с асинхронными двигателями на универсальном стенде, Труды НАМИ вып. 126., М., 1970.
- Костенко M.JI., Пиотровский Л. М. Электрические машины, Энергия, М.-Л, 1965.
- Крайцберг М.И. Электропривод при автономном источнике энергии. Энергия, М., 1966.
- Миллер Е.В. Основы теории электропривода, Росвузиздат, Р., 1957.
- Поляк Д.Г., Сорочан Ю. П., Скерджев А. И. Автомобильные поезда высокой непроходимости, ЦНИТИМАШ, 1961.
- Страхов С.В. Метод составления дифференциальных уравнений и получение характеристического уравнения для расчета статистической устойчивости дизель-электрического привода переменного тока, Труды МЭИ вып. ХХХУП, Электромеханика и автоматика, М., 1969.
- Яковлев А.И. Электропривод автомобилей и автопоездов, Машиностроение, М, 1966.
- Яковлев А.И., Козловский А. Б. Особенности вспомогательного электропривода на переменном токе для автопоездов. Труды НАМИ, вып. 100, М., 1968.
- Яковлев А.И., Козловский А. Б., Сафаров Ю. Е. Методика расчета характеристик электропривода колес полуприцепов двухзвенных автопоездов. Автомобильная промышленность, М., N212,1969.
- Яковлев А.И., Сафаров Ю. Е., Козловский А. Б. Об уточнении величины критического скольжения асинхронных двигателей электропривода периодического действия автопоезда. Труды НАМИ, вып. 126, М., 1970.
- Козловский А.Б., Эйдинов А. А. Тяговые характеристики электромотор-колеса периодического действия с асинхронным двигателем. Труды НАМИ, вып. 145, М., 1973.35.0gorhiewiez R.M. Wheeled tile — road Vellieles «Т1 le Engineer», 1962, February IX.
- Кулаков Е.Б. Аналитический обзор источников тока (материалы Всемирной научно-технической конференции по электромобилям EVS 14, октябрь 1997, Орландо, США)
- M.R. Jones Hybrid vehicles tile best of both words- Clemently & Industry -UK -Allglist 1995.
- Розенфильд B.E., Исаев И. Р., Сизарев H.H. Электрическая тяга. — М.: Трансжелдориздат, 1962. — 347 с.
- Ефремов И.С., Яковлев А. И., Гущо-Малков Б.П. Электрический привод с автономным питанием на колесном безрельсовом транспорте, — М.: Электричество, 1967- N27.
- Розенфельд В.Е., Чеботарев Е. В., Сидоров А. А., Болдов Н. А. Основы электрической тяги М.: Госэнергоиздат, 1957.
- Иоффе А.Б. Тяговые электрические машины. — М. — Л.: Энергия, 1965.
- Яковлев А.И., Смирнов А. Г., Эйдинов А. А. Электропривод безрельсовых тяговых машин. — М., ЦИНТИАМ, 1964.
- Лидоренко Н.С., Мучник Г. Ф., Бортников Ю. С., Иванов A.M., Постаногов В. П. Электромобили. — М., ВИТИЦентр, 1984.
- Эйдинов А.А., Дижур М. М. Направление развития тяговых источников тока для электромобилей. — М., НИИАВТОПРОМ, 1985.
- Ставров О.А. Электромобили. — М., ВИНТинформации, 1976.
- Щетина В.А., Морговский Ю. Я., Центер Б. И., Богомазов В.А.-Электромобиль техника и экономика, — Л.: Машиностроение, 1987.
- Козловский А.Б., Яковлев А. И. Исполнительные циклы электромобиля. М., Автомобильная промышленность, 1983, N22.
- Козловский А.Б., Яковлев А. И. Метод теоретической оценки технико-эксплуатационных параметров электромобилей. М., Автомобильная промышленность, 1979, N21.
- Морговский Ю.Я. Импульсные системы управляемой структуры с тиристорными преобразователями. — М.: Энергия, 1976.
- Щетина В.А., Богомазов В. А. Влияние технико-экономических показателей электромобилей на эффективность, их использования. М., Автомобильная промышленность, 1981, N21.
- Щетина В.А., Богомазов В.А.- Методика экономического анализа области рационального использования электромобилей- Межвузовский сборник ВО и ССО РСФСР. Л., ЛИЭИ, 1979.
- Поляк Д.Г. Технико-экономические показатели в области рационального применения электромобилей. Автомобильная и тракторная промышленность, N28, 1957 г.
- Поляк д.г. Выбор электрооборудования аккумуляторных автомобилей (электромобилей): Труды НАМИ, выпуск N24, 1959 г.
- Армадеров Р.Г., Фрумкин К. А., Эйдинов А. А., Ладыгин Д.Д.-, Сироткин З. Л. -Тягово-динамические качества автопоезда 4×4 с электроприводом оси прицепа. Автомобильная промышленность, 1965, N28. .
- Лебедев С.П., Богоявленский В. Н. Электропередачи в тракторах и автомобилях. М., Машгиз, 1964.5 6. Степанов А. Д. Автоматическое регулирование мощности в тепловозах и газотурбовозах. М., Машиностроение, 1964.
- Яковлев А.И. Электропривод автомобилей и автопоездов. М., Изд-во «Машиностроение», 1966.
- Смирнов А.Г., Эйдинов А. А., Яковлев А. И. Расчет характеристик электропривода периодического действия на . постоянном токе. Труды НАМИ выпуск N265, М., ОНТИ НАМИ, 1964.
- Козловский А.Б., Дижур М. М. (с участием Эйдинова А.А.)-Электромобиль и экология городов. «Автомобильная промышленность», 1992 г.,
- Поляк Д.Г., Эйдинов А. А., Козловский А. Б. Электромобили. Проблемы, поиски, решения. «Автомобильная промышленность», N25, 1994 г.
- Эйдинов А.А., Дижур М. М. Расчетные исследования возможностей тяговых источников тока для электромобилей — Труды НАМИ, 1996 г.
- IEA Implementing Agreement for Hybrid and Electric Vehicle Technologies and Programes 1998.
- OPTIMA В A TTERIES (http://www.optimabattery.corrO
- Ксеневич И.П. и др. EVS 16: тенденции и стратегия развития электромобильной техники// Приводная техника, N-Й 1/12, с.4−13, 1999.
- Kemleth J. Kelly, Matthew Zolor /National Renewable Energy Laboratory, 111 John R. Miller/JME, Inc. Electrochemical Capacitors for Hybrid Vehicles. 112. S0LECTRIA (1 lttp://www.solectria.com)
- РОСЭЛЕКТРОТРАНС Исследования и разработки основных узлов электромобилей в России. Доклад на конгрессе EVS-16.
- Ballard (http6//www.ballard.com)
- J.G. West Hybrid vehicles 31 st IS ATA Proceeding for tile Cleall Power Sollrces and Flywheel, pp. 311−326, Jlllle 1998, Aachen Germany.
- Эйдинов A.A., Козловский А. Б., Дижур M.M., Туманов Б.М.-Электромобили с энергоустановкой на основе воздушно-аллюминиевого электрохимического генератора. «Автомобильная промышленность», 1996, N25.
- Розенфельд В.Е., Исаев И. Р., Сизарев Н. Н. Электрическая тяга. М., Трансжелдориздат, 1962, 347 с.
- Эйдинов А.А., Дижур М. М. Расчетные исследования возможностей тяговых источников тока для электромобилей. Труды НАМИ, 1996 г.
- Яковлев А.И., Эйдинов А. А. Перспективы развития комбинированных энергоустановок АТС. Автомобильная промышленность за рубежом, N29, 10−11, 1999 г.
- Эйдинов А.А. «Автомобили с комбинированными энергоустановками. М., МАМИ, 1999 г.
- Яковлева О.А. Перспективы применения комбинированных энергетических установок на автомобилях, повышение эффективности систем электрооборудования подвижного состава автомобильного транспорта: научн. тр./МАДИ.-М., 1986 г. С. 87−91.
- Яковлева О.А. Управление энергетического баланса автомобиля с комбинированной энергетической установкой /МАДИ. — М., 1989. 6с.
- Ксеневич И.П., Ипатов А. А., Изосимов Д. Б. Технологии гибридных автомобилей: состояние и направления развития. Часть I и II, Мобильная техника, 2003, № 2−3.
- Шугуров С.Ю. «Электромобиль с комбинированной энергоустановкой и накопителями энергии: Диссертация к.т.н. М: МАДИ, 1999.
- Маланян М.Н. «Электропривод электромобиля с комбинированной энергоустановкой по последовательной схеме: Диссертация к.т.н. -Ереван, 1985.
- Frank Lev Tavrima Canada Ltd. Tavrima super capacitors prove their wortll in Hybrid Electric Vellicle storage systems. SAE-2000 HYBRID ELECTRIC VEHICLES TOPTEC: THE NORTHERN PERSPECTIVE. Metro Toronto Convention Center.
- Голованов JI. «Электричество смотрит нам в лицо» Авторевю. 1999. N2 10-С. 13−15.
- Технико-экономическое обоснование гибридного автобуса (Экобус). Центр коммерциализации технологий, 2000.
- Полезная модель. N2 2 001 102 429, B60L 11/12. Экобус / Серопян г. В., Иванов A.M., Павлушков Б. Э., Иванов С. А., Шугуров С. 2001.
- Ефремов И.С., Пролыгнн А. П., и др. «Теория и расчет тягового привода электромобилей. М.: Высшая школа, 1984, — 342 с.
- National Renewable Energy Laboratory (NREL) (http://www.niel.coin) 151. Frank Lev / Tavrina Canada Ltd. Inpursuit of PNGY goal s. 1999.
- Лохин B.M. и др. «Время и импульсные системы автоматического управления под ред. Макарова И. М. 2-е изд., перераб.-М.:Наука. Физматлит, 1997.-224 с.
- Иванов A.M., Лидоренко Н. С., Шакарян Ю. Т. и др. НПО «ЭКОНД» Современная концепция развития городского электротранспорта» Исх. От 29.03.02.90."Partnerships for a New Generation of Vehicles» (llttp://www.pngv.com)
- Стребков Д.С. и др. «Система электроснабжения мобильных электроагрегатов //Приводная техника.-2000, N24-C. 32−38.
- Автомобили будущего //Автомобильные известия.-2003, N234-C. 10−12
- Jeffrey С. Brown, Dennis J. Eicllenberg, and William K. Tompson Исследовательский Центр Национального Управления по аэронавтике и космонавтике («NASA»). Полигонные испытания пассажирского гибридного электробуса. Квикленд, Огайо, 44 135. 1999.
- Тамм И. Е. «Основы теории электричества: Учеб. Пособие для вузов. 10-е изд., испр.-М.: Наука, 1989.-504с.
- Иванов A.M., Герасимов А. Ф. «Молекулярные накопители электрической энергии на основе двойного электрического слоя //Электричество. 1991. N28 С. 23−26.
- Астахов Ю.Н., Веников В. А., Иванов A.M. и др. «Функциональные возможности накопителей электрической энергии в энергосистемах» I/ Изв. РАН. Электричество. 1983. N24. С. 33−36.
- Астахов Ю.Н. и др. «Накопители энергии в электрических системах»:
- Учебное пособие для электроэнергетических специальностей вузов-М.: Высшая школа, 1989.-159 с.
- Копылов И.П. «Математическое моделирование электрических машин»: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа, 2001.-327с.
- Ковчин С.А., Сабинин Ю. А. «Теория электропривода: Учебник для вузов. СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отделение, 2000.-496с.
- Nakazawa Takaslli and Kinoshita Kiyoshi/Kal 1 sai electric power со inc.: the sonoda kiekie kogyo kk. Patellt abstracts of Japan. 10 285 797 A, H02. l/00Double-layer capacitor charging/dischargil 1 g circuit. 1998.
- Безбородова Г. Б., Галушко ВТ. «Моделирование движения автомобиля» М.: Машиностроение, 1978−254с.
- Фаробин НТ. «Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств». Наука. Киев, 1988−298с.
- Чудаков Д.А. «Основы теории расчета трактора и автомобиля». М: Колос. 1972−254с.
- Борисов К.Н. и др. «Проектирование и расчет авиационных электроприводов». М.: Машиностроение, 1971.-188с
- Патент. N22001102382/20. Устройство, позволяющее использовать наиболее экономичные режимы работы двигателя сельскохозяйственной техники /Иванов A.M., Дидманидзе О. Н., Иванов С. А., 2003.
- Цупак А.В., Копылов Г. К. «Энергетические параметры буферной установки уборочных машин. Вопросы электрификации и автоматизации сельскохозяйственных производственных процессов в растениеводстве и животноводстве». JL: 1982.
- Иванов A.M., Дидманидзе О. Н., Иванов С. А. «Анализ работы комбинированной энергоустановки сельскохозяйственной техники /Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск ХУН. Автомобильные и тракторные двигатели, МРТУ МАМИ. 2001.С.23−26.
- Wind River Systems (http://www.rtsoft.ru).
- Миронов М.Ю., Федоренко М. Ю. «Микроконтроллеры компании «Моторолла» для бортовых автомобильных систем управления». Межвузовский сборник научных трудов. /Выпуск ХУН. Автомобильные и тракторные двигатели. М: Издательство МГТУ МАМИ, 2001-С. 34−36.
- Ш. Лысов Н. Ю., Штыков А. В. «Анализ аппаратных и программных средств интеллектуальных систем управления роботами». Сборник научных трудов МИРЭА. М.: Издательство МИРЭА. 2001.
- Лысов Н.Ю. «Разработка и исследование интеллектуальных регуляторов быстродействующих систем». Сборник научных трудов М.: Издательство МИРЭА, 2001.
- DEVELOPMENTOF FUZZY LOGIC AND NEURAL NETWORK CONTROL AND ADV ANCED EMISSIONS MODELING FOR P ARALLEL HYBRID VEHICLES. The National Renewable Energy Laboratory (NREL).Golden, CO. December 2001.
- Sanjay R. Bhatikar and Roop L. Mahajan Keith Wipke and Valerie Johnson Copyright. Artificial Neural Network Based Energy Storage System Modeling for Hybrid Electric Vehicles. @ 2000 Society of Automotive Engineers, Inc.
- Генман-Галкин С.Г. «Компьютерное моделированиеполупроводниковых систем» MATLAB 6,0: Учебное пособие, СПб.: КОРОНА принт., 2001. — 320с.
- Гультяев А. «Визуальное моделирование в среде MATLAB- учебный курс СПб.: Питер, 2000. — 432с.
- Дьяконов В., Специальный справочник. СПб.: Питер, 2002.- 528с.
- Кулаичев А.П. «Компьютерный контроль процессов и анализ сигналов— М.: Информатика и компьютеры, 1999. 330с.
- RT Technologies Inc. (www.opal-rt.com).
- Филлипс Ч., Харбор Р. «Системы управления с обратной связью»-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001−616с.
- Бусыгин Б.П., Догачев В. Н. «Эксплуатация электромобилей». М.: Издательство МАДИ, 1982.-264с.
- Есеновский-Лашков Ю.К., Токарев А. А. «Топливная экономичность автомобиля. Методы испытаний». Учебное пособие. М.: Издательство МИИСП, 1991.-50с.
- РД 37.001.244−92, РД 37.001.250−92. Руководящие документы «Программа и методы обязательных и добровольных сертификационных испытаний электромобилей», НИЦИАМТ, 1992.
- ГОСТ 16 504–81. «Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения», 1981.
- Правила N233, 34 ЕЭК ООН. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении поведения их конструкции в случае лобового столкновения и предотвращения пожаро- и взрывоопасности» 1990.
- Морговский «Электромобиль: техника и экономика», Машиностроение, Л, 1987,253 стр.
- Колодин И.М. «Перспективы создания и применения электромобилей за рубежом». Киев. 1982 г., 15 стр.
- Козловский, Яковлев «Создание опытных образцов электромобилей, их узлов и агрегатов с улучшенными технико-эксплуатационными показателями», вып. М., НАМИ, 1981 г., 42 стр.
- Козловский А.Б., Яковлев А. И. «Создание электромобилей для внутригородских перевозок с запасом хода 80−100 км, с источником тока повышенной энергии». М., НИИГлавмосавтотранс, 1979 г., 70 стр.
- Козловский А.Б., Яковлев А. И. «Электромобили стран народной демократии», НИИАвтопром, М., 1980 г., 31 стр.
- Козловский А.Б., Яковлев А. И. «Электропривод электромобилей ФРГ», НИИАвтопром, «Конструкции автомобилей», экспресс-информация, вып. 9, М., 1980 г., 44 стр.
- Сурин «Электромобиль с комбинированной энергетической установкой», «Автомобильная промышленность N29, М., 1989 г.
- Козловский А.Б. «Тенденции развития электромобильного привода», «Автомобильная промышленность N28 М., 1987 г., 20 стр.
- КозловскийА.Б. «Развитие электромобилей за рубежом», «Автомобильная промышленность, N27», М., 1980 г., 38 стр.
- Эйдинов А.А. «Электромобили: терминология, типаж». «Приводная техника N23», Машиностроение, М., 2002 г., 42 стр. 136. «Перспективы создания эффективного электромобиля», М., Наука, 1984 г., 28 стр.
- Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, «Методика оценки эколого-экономической эффективности применения антитоксичных систем и устройств». Москва 2003 г.
- Completers and Simlllatioll Tnlck Desigll Technology for Electric and Hybrid Vehicles, SAE Interactional, European office Ellglald, 1999 (N235)
- Иванов C.A., Иванов A.M., Поляшов Л. И. «Гибридные двигатели в проектах американских и российских электробусов», (анализы разработки и опыта эксплуатации) Машиностроитель, 2000, N2 10-С 23−25.