Реформирование пенсионной системы России в условиях перехода к социальной рыночной экономике
Степень научной разработанности проблемы. Основы общетеоретических аспектов социальной защиты в рыночной экономике были заложены и представлены в трудах ученых фрайбургской школы (В. Ойкена, Ф. Бема), а затем разработаны и дополнены в работах таких исследователей, как А. Мюллер-Армак, А. Борман, М. Хольтус, К. Фасбендер, X. Ламперт, П. Ланг, К. Херманн-Пиллат, А. Нестеренко и др. Авторы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы и мировой опыт реформирования систем пенсионного обеспечения
- 1. 1. Социальная защита и пенсионное обеспечение: сущность, место и роль в социальной рыночной экономике
- 1. 2. Пенсионное обеспечение как элемент социальной защиты: цели и способы организации
- 1. 3. Проблемы и варианты реформирования пенсионных систем: мировой опыт
- Глава 2. Реформирование пенсионной системы России: необходимость, пути, проблемы
- 2. 1. Эволюция и оценка современного состояния пенсионной системы России
- 2. 2. Необходимость и проблемы реформирования российской пенсионной системы
- 2. 3. Концепции и социально-экономические последствия реформирования российской пенсионной системы
Реформирование пенсионной системы России в условиях перехода к социальной рыночной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования проблем реформирования российской пенсионной системы обусловлена переходом России к рыночной экономике. Для рынка характерны динамичность экономической жизни, нестабильность положения предпринимателей и работников. В этой связи возникает необходимость в создании механизмов и форм социальной защиты, адекватных новым социально-экономическим условиям, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства.
Пенсионное обеспечение, к проблемам которого в настоящее время I приковано пристальное внимание не только в России, но и во многих странах, является одной из основных составляющих системы социальной защиты населения. Повышенный интерес к пенсионным системам объясняется рядом причин, главная из которых — радикальные изменения демографической структуры населения в большинстве экономически развитых стран, выражающиеся в постарении населения, что меняет соотношение экономически активного населения и пенсионеров в пользу последних, сокращая число участвующих в создании национального дохода страны.
Грядущие изменения в демографической ситуации способны подорвать ' сложившиеся системы социальной защиты и пенсионного обеспечения. В то же время в отличие от циклических изменений, перемены в динамике и структуре демографических показателей возможно прогнозировать с большим временным отрывом и, следовательно, готовиться к их наступлению заранее, внося существенные коррективы в проводимую социально-экономическую политику. Вопрос изыскания дополнительных финансовых ресурсов для пенсионных выплат увеличивающемуся числу получателей является на сегодняшний день одним из наиболее сложных, потому что в нем фокусируются социальные, экономические и политические аспекты. I Разработчики реформ вынуждены маневрировать в узком пространстве между социальной допустимостью планируемых изменений и экономической эффективностью намечаемых преобразований.
Реформирование пенсионной системы должно основываться на достаточно ясном представлении о том, какой хотелось бы ее видеть в будущем и какие последовательные меры необходимо принимать для осуществления задуманного с учетом стартовых социально-экономических условий. Кроме того, прежде чем осуществлять крупные перемены в системе пенсионного обеспечения, необходимо тщательно проанализировать все возможные в будущем социальные, финансовые и экономические последствия, чтобы избежать «отложенной» неплатежеспособности системы и связанных с этим социальных катастроф.
Реформы же пенсионного обеспечения в России носят фрагментарный характер и осуществляются в период, когда вся структура управления государством претерпевает медленный и нередко мучительный процесс перестройки, осложненный последствиями кризиса 1998 года, что предъявляет более жесткие требования к обоснованию целей и задач пенсионной реформы и параметров создаваемой системы пенсионного обеспечения. Процессу реформирования пенсионной системы России, на наш взгляд, во-первых, не достает всесторонней концептуальной базы и четких приоритетовво-вторых, должного финансового и экономического анализа последствий проводимых изменений.
Повышенная социально-экономическая и политическая значимость последствий реформирования пенсионной системы России наряду с фактически стихийным, плохо управляемым процессом ее реформирования на современном этапе придает особую актуальность выбранной теме исследования, и ставит экономистов перед необходимостью поиска и обоснования модели пенсионной системы, соответствующей новым экономическим условиям.
Степень научной разработанности проблемы. Основы общетеоретических аспектов социальной защиты в рыночной экономике были заложены и представлены в трудах ученых фрайбургской школы (В. Ойкена, Ф. Бема), а затем разработаны и дополнены в работах таких исследователей, как А. Мюллер-Армак, А. Борман, М. Хольтус, К. Фасбендер, X. Ламперт, П. Ланг, К. Херманн-Пиллат, А. Нестеренко и др. Авторы исследовали механизм функционирования систем социальной защиты, принципы их организации, негативные и позитивные последствия для общества, эффективность социальной защиты в чистой рыночной экономике и социально ориентированной экономике. Заметный вклад в разработку теоретических основ и решений проблем пенсионного обеспечения, как важнейшего элемента социальной защиты внесли такие исследователи, как X. Пиньера, Я. Родригес, Р. Майерс, О. Михел, Ф. Барето, К. Меса-Лаго, М. Таннер, М. Сайлер, Б. Кейси, Р. Брукс, М. Киеси, Д. Франко, Т. Мунзи и др.
В последние 10−15 лет интерес к исследованию проблем пенсионного обеспечения заметно возрос, что связано с приближающимся кризисом пенсионных систем во многих странах, и, следовательно, необходимостью выбора и обоснования вариантов их реформирования. Акценты в исследовании пенсионных систем постепенно сместились от анализа целей и моделей пенсионного обеспечения, пенсионных формул, методов индексаций пенсий, выявления их недостатков и путей совершенствования к анализу возможностей использования накоплений пенсионных фондов для инвестиций, способствующих экономическому росту, а систем пенсионного обеспечения как инструмента экономического стимулирования труда.
В отечественной экономической литературе разработка проблем пенсионного обеспечения в рамках системы социальной защиты только начинается, объект исследования является качественно новым, существующий уровень анализа недостаточен. Исследованию отдельных проблем пенсионной системы в переходной экономике посвящены статьи таких авторов, как Е. Четыркин, Д. Львов, Ю. Овсиенко, М. Дмитриев, В. Роик, С. Чернышев, Л. Якушев, Г. Яременко, М. Малютина, О. Синявская и др. Вместе с тем, проблеме реформирования российской пенсионной системы, в частности, аспектам анализа эволюции и причин современного состояния пенсионной системы, возможным сценариям и социально-экономическим последствиям реформы, и особенно факторам, влияющим на устойчивость пенсионной системы, уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание. Большинство авторов ограничивается предложениями перехода к накопительным системам пенсионного обеспечения на основе использования опыта других стран без тщательного анализа проблем, необходимых условий, возможных последствий и оценки влияния факторов, ускоряющих или замедляющих этот переход. Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая проработанность подходов к проблемам функционирования и реформирования пенсионных систем в переходной экономике определили выбор темы, цели и' задач диссертационного исследования.
Цель исследования состоит в обосновании авторской концепции реформирования государственной пенсионной системы России как элемента социальной защиты населения в условиях переходной экономики на основе выявления базовых характеристик и условий, определяющих устойчивое функционирование пенсионных систем в социально ориентированной экономике. Сформулированная цель исследования обусловливает постановку и решение следующих задач: определить сущность, цели, функции системы пенсионного обеспечения и обозначить место в социальной рыночной экономикевыявить специфику российской пенсионной системы, проведя сравнительный анализ эволюции и основных характеристик пенсионной системы России и развитых странпроанализировать и систематизировать существующие способы организации систем пенсионного обеспечения, возможные сценарии их реформирования и возникающие при этом проблемыдать оценку современному состоянию пенсионной системы России и процессу ее трансформации на основе имеющихся программ и концепций, вскрыть основные российские проблемы и обосновать необходимость реформирования пенсионной системырассмотреть концепции и варианты реформирования российской пенсионной системы, проанализировать и оценить последствия их реализациивыработать и обосновать авторский подход к реформированию государственной пенсионной системы России.
Объектом исследования являются пенсионные системы, функционирующие в рамках национальных систем социальной защиты населения в системе рыночного хозяйства. В центре анализа находится государственная пенсионная система России.
Предметом исследования являются способы, условия, проблемы и варианты реформирования пенсионных систем в рыночной и переходной экономике.
Теоретическая и методологическая основа исследования состоит в использовании общих методов познания — диалектического, историко-генетического, структурно-функционального, а также методов микро — и макроэкономического анализа к изучению экономических явлений и процессов на базе инструментария актуарной математики и теории оптимальных систем. Непосредственной теоретической основой проведенного исследования послужили фундаментальные труды классиков экономической теории, монографические работы и научные статьи современных и зарубежных авторов, представляющих разные школы и направления экономической науки.
Информационной базой исследования являлись материалы периодической экономической печати, статистические данные о социально-экономическом положении России, законодательные и нормативно-правовые документы Российской Федерации, регламентирующие разные направления экономической и социальной политики, а также практические расчеты и результаты, полученные автором самостоятельно при анализе состояния пенсионной системы и прогнозировании возможных траекторий ее развития.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке авторской концепции реформирования пенсионной системы России путем обоснования модели смешанного финансирования и сохранения двухцелевого характера государственной системы с определенными условиями и параметрами, позволяющими обеспечить ее устойчивое функционирование в настоящем и будущем. К наиболее важным научным результатам проведенного исследования относятся следующие положения:
1. Определена сущность и сформулированы принципы социальной защиты в I социальной рыночной экономике. На основе выбранных критериев (учет социального риска, источники финансирования) проведено разграничение социальной помощи и социального страхования и обоснована неизбежность преимущественного развития пенсионного обеспечения как отрасли социального страхования — доминирующей формы защиты населения, в полной мере соответствующей принципам социальной защиты в социальной рыночной экономике.
2. Выявлен генезис системы пенсионного обеспечения как органичного элемента системы социальной защиты, выделены этапы эволюции I (патерналистский, коллективно-договорной, неокорпоративный), на каждом из которых определены особенности организации систем пенсионного обеспечения как в развитых странах, так и в России. Классификация систем пенсионного обеспечения проведена на основе четко сформулированных критериев (цели, функции, принципы финансирования).
3. Разработана авторская классификация возможных сценариев проведения пенсионных реформ и дана их оценка с точки зрения социальной приемлемости и возможных последствий (социальных, экономических, политических).
4. Доказано кризисное состояние пенсионной системы России на основе 1 авторского подхода к оценке принципов, функций пенсионной системы и степени их реализации, также выявлены специфические характеристики пенсионной системы России на основе определенных критериев (достаточность, цели, модели финансирования).
5. Обоснованы и классифицированы причины (социальные, экономические, демографические, организационные) обязательного реформирования российской пенсионной системыпроведен системный анализ общих и частных проблем (экономического, институционального и социально-политического характера), возникающих при проведении пенсионной реформы.
6. Разработана авторская модель, описывающая функционирование пенсионной системы на принципах накопления и распределения (смешанное финансирование) в виде дифференциального уравнения баланса и на ее основе проведена авторская оценка последствий перевода государственной российской пенсионной системы на принципы смешанного финансирования;
7. Выявлены факторы, обеспечивающие финансово устойчивое функционирование и платежеспособность пенсионной системы в долгосрочной перспективе при некоторых заданных социально значимых параметрах и условиях (неизменном размере пенсионного взноса и возрасте выхода на пенсию, определенном уровне коэффициента замещения).
Теоретическая значимость работы заключается во-первых, в развитии недостаточно разработанного в отечественной экономической науке актуального научного направления (реформирование системы социальной защиты в переходной экономике), во-вторых, в расширении методологического аппарата исследования функционирования систем пенсионного обеспечения в рамках систем социальной защиты населения в рыночной и переходной экономике.
Практическое значение работы состоит в том, что она направлена на решение важнейшей проблемы, представляет собой поиск приемлемых (с учетом экономических и социальных последствий в долгосрочной перспективе) путей реформирования пенсионной системы в переходной экономике, способствующих стабилизации экономики России и надежности систем социальной защиты населения на макроуровне. Предложенные результаты могут быть использованы для выработки направлений экономической и социальной политики, касающихся государственной системы пенсионного обеспечения. Материал диссертации может использоваться в преподавании таких дисциплин, как «Макроэкономика», «Экономика труда», а также при подготовке спецкурсов по проблемам рынка труда и социальным аспектам рыночной экономики.
Апробация работы. Основные положения и выводы данной работы обсуждались на заседаниях кафедры экономической теории, кафедры I индустриальной экономики и экономики труда КрасГУ, докладывались на краевых межвузовских конференциях. Материал диссертации использовался при чтении курса «Экономика и социология труда», спецкурсов «Управление социальной защитой населения», «Управление доходами и заработной платой» студентам дневного и заочного отделения экономического факультета КрасГУ, а также на курсах повышения квалификации специалистов и руководителей предприятий Красноярского края на базе Красноярского института статистики и информатики. Основные положения, обобщения и выводы исследований изложены в семи публикациях, общим объемом 8,4 п.л. I.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы 156 страниц, включая 16 таблиц, 24 рисунка, 1 приложение и библиографию из 137 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Реформирование экономики неизбежно должно сопровождаться изменениями в трудовых отношениях, всей системе социальных институтов, и принципы социально-ориентированной рыночной экономики (если правительство России провозглашает курс на ее развитие) должны выдерживаться и в сфере социальной защиты. Проведенный в работе анализ позволил поддержать и обосновать существующее в отечественной экономической литературе представление о неизбежности преимущественного развития систем социального страхования и их доминирующей роли в системе социальной защиты населения при переходе к рыночным отношениям. Доказано, что именно механизм социального страхования фактически строится и соответствует основополагающим принципам социальной рыночной экономики.
Вскрыта суть российской проблемы, которая заключается в том, что при прежней модели хозяйствования, когда предприниматель и государство были слиты в один субъект, роль гаранта по всем социальным и финансовым рискам брало на себя государство, и подход к социальному страхованию, в том числе системе пенсионного обеспечения, характерный для советской эпохи, закрепил в массовом сознании представление о них, как о системе государственной социальной помощи. С переходом к рыночным отношениям неизбежно меняется модель распределительных отношений. На смену доминирующей роли государства при формировании и распределении фондов социального обеспечения приходят принципы общей ответственности, самозащиты, осуществляется переход от прямого бюджетного финансирования к системам страхования отдельных видов социального риска. Отношения между трудящимися, работодателями и государством в сфере страхования строятся на основе соизмерения, с одной стороны, видов социального риска и соответствующих размеров страховых взносов, а с другой стороны — затрат, требующихся для компенсации и минимизации этих видов риска и связанных с этим размеров пособий и пенсий. В соответствии с этими положениями даны определения пенсии (как части заработной платы, которая резервируется, отчуждается от работника в форме страховых платежей), системе пенсионного обеспечения (как отрасли социального страхования, обеспечивающей защиту от материальной необеспеченности в случае потери трудоспособности по определенным причинам), определены цели и функции пенсионных систем.
Выделены этапы развития пенсионных систем развитых стран и соответствующие им модели социальной защиты (патерналистская, коллективно-договорная, неокорпоративная), отличные от российских, каждому из которых присущи конкретные способы организации систем пенсионного обеспечения. Систематизированы основные виды пенсионных систем, получивших широкое распространение в развитых странах, и выявлены базовые характеристики, обеспечивающие их устойчивое функционирование. Определены два различных концептуальных подхода в отношении организации обязательного пенсионного страхования — модель Лорда Бевериджа, целью которой является обеспечение прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан и модель Бисмарка, преследующая цель сохранения дохода после прекращения трудовой деятельности. Проведена также классификация систем пенсионного обеспечения в соответствии со способами финансирования (системы распределения, системы капитализации) с детальным анализом их сильных и слабых сторон.
Обсужден особый, представляющий интерес для будущего России, «пограничный» вариант организации пенсионной системы в Японии, который помимо капитализации средств для инвестиций, позволяет компаниям эффективно стимулировать трудовую активность работающих.
Особо в работе отмечено, что разнообразие подходов к построению пенсионных систем в развитых странах не мешает им полноценно выполнять свои функции и поддерживать достойный уровень жизни пенсионеров.
Проведен анализ возможных вариантов (сценариев) реформирования пенсионных систем: они классифицированы по нескольким направлениям и дана оценка каждого сценария проведения пенсионной реформы с позиций социальной приемлемости, положительных и отрицательных последствий как для граждан, так и государства в целом. Подробно рассмотрен пятый сценарий пенсионной реформы, как наиболее приемлемый для России, путь преимущественного развития систем накопления, в двух вариантах (радикальный и постепенный). Для оценки проблем и последствий > реформирования пенсионной системы по данному сценарию исследован опыт пенсионной реформы в Чили (радикальный вариант), и в Мексике (вариант постепенного перехода). Сформулированы проблемы, положительные и отрицательные последствия, а также основные уроки пенсионных реформ в странах Латинской Америки.
Вскрываются причины, по которым невозможно повторение чилийского варианта в России и в то же время обосновывается необходимость изучения опыта пенсионных реформ в странах Латинской Америки, поскольку задачи, стоящие перед основной массой стран этого региона по преодолению) гипертрофированной роли государства и недостаточной развитости рыночных структур во многом сходны с задачами, стоящими перед Россией. Сближающим фактором являются не только общеэкономические проблемы и исходные параметры системы пенсионного обеспечения, но и направленность социальных процессов.
Определена специфика российской пенсионной системы, для чего проведено ее сравнение с пенсионными системами развитых стран по степени достаточности, целям, моделям и источникам финансирования. Показано, что российская пенсионная система ориентируется на достижение сразу двух) целей (возмещение утраченного заработка и обеспечение минимального уровня жизни всех нетрудоспособных граждан), которые достигаются в рамках единой пенсионной системы и за счет одного и того же источника финансирования, фактически не является многоукладной в отличие от зарубежных систем, где каждый уклад финансируется из разных источников в соответствии со своей целью.
Доказано кризисное состояние пенсионной системы России с помощью оценки степени выполнения системой своих базовых функций и соответствия принципам, положенным в основу организации российской пенсионной системы. Проведены расчеты, свидетельствующие о колоссальном масштабе неэквивалентности возмещения вклада в финансирование пенсионной системы для многих категорий работников. Отмечено, что наличие льготного пенсионного обеспечения в сложившемся виде не соответствует принципам социальной защиты в социальной рыночной экономике. Сделан вывод о серьезном отличии российской пенсионной системы по всем существенным характеристикам от систем развитых стран, о сохранении и выполнении на данный момент пенсионной системой, в основном, функции социального обеспечения (вспомоществования).
Выделены и сформулированы и систематизированы основные причины (демографические, социальные, экономические, организационные) обусловливающие необходимость и неизбежность проведения пенсионной реформы в России. Сделан вывод о необходимости реформирования пенсионной системы путем внедрения принципа капитализации как неизбежном следствии демографических изменений. Доказано с помощью данных проведенного анализа статистической информации за период российских реформ, что значительная часть пенсионных взносов ежегодно не доходит до цели, а выплачиваемые пенсии по своим размерам не соответствуют возможным и сделан вывод о необходимости создания системы контроля над расходованием средств государственного пенсионного обеспечения.
Особо выделена одна из самых значимых причин реформирования российской пенсионной системы — новый уклад и экономические отношения, которые приводят к исчезновению необходимых условий, обеспечивающих устойчивость, эффективность и социальную приемлемость распределительной системы для большинства граждан.
Сформулированы и систематизированы основные проблемы и подпроблемы, возникающие при проведении пенсионной реформы в России. Отмечено, что при внедрении принципа капитализации наиболее остро встает вопрос обеспечения сохранности и прироста средств граждан, размещенных в пенсионных и страховых фондах и основные риски состоят в том, что ни ] государство, ни банковские или другие финансовые структуры в России не в состоянии обеспечить эти условия.
Проведено обсуждение и дан критический анализ основных концепций по реформированию российской пенсионной, поддержаны основные положения правительственного варианта и предложения авторов «постепенного» внедрения принципа капитализации в пенсионную систему, и, более того, обоснованы преимущества и выгодность для граждан России этих предложений. Доказано, что в накопительной системе значительно возрастает и размер пенсий, и степень их дифференциации в зависимости от возраста,, пола и стажа работы и утверждается что это может существенно усилить стимулирующую роль пенсионой системы. Отмечено, что принцип накопления имеет и свои слабые стороны и сделан вывод о необходимости определенных ограничений в его использовании относительно государственной пенсионной системы и целесообразности его совмещения с принципом распределения.
В работе предпринята попытка восполнить некоторые пробелы правительственной Концепции, в которой не затрагиваются основные вопросы пенсионной реформы (соотношения пенсий и заработной платы, сроки проведения реформы и др.), т. е. не определены основные параметры у пенсионной системы и не оговорены условия и факторы, обеспечивающие ее устойчивость. Для решения этой задачи сформулирована модель в виде уравнения баланса, позволяющая прогнозировать последствия функционирования пенсионной системы при разных параметрах доходной и расходной частей. На ее основе проведена оценка возможных последствий реформирования пенсионной системы в соответствии с правительственной программой по нескольким вариантам с разницей по уровням реальной доходности, расходам на функционирование системы, размеру пенсии в единицах средней заработной платы и заданного достижения этого уровня. Определены условия варианта, который в соответствии с целями реформы, обеспечивает в большей степени сбалансированность интересов настоящих и будущих поколений, социальную приемлемость и экономическую эффективность намечаемых преобразований. Доказана долгосрочная неплатежеспособность как существующей пенсионной системы, так и «постреформенной» (реформированной строго в соответствии с программой правительства без учета сформулированных условий).
Проведена оценка влияния на состояние пенсионной системы факторов: «дополнительные резервы» пенсионной системы, темпы роста ВВП, доля заработной платы в ВВП, величина расходов на функционирование пенсионной системы, сроки проведения пенсионной реформы, и оценено их влияние на устойчивость пенсионной системы в настоящем и будущем.
Сделан вывод на основе проведенного исследования о необходимости использования смешанного финансирования при реформировании российской пенсионной системы, что может обеспечить устойчивое текущее и будущее функционирование системы и гарантировать приемлемый уровень пенсий без увеличения пенсионного тарифа и пенсионного возраста, и даже без привлечения средств госбюджета при определенных условиях и параметрах управления.
Таким образом, будущее российской пенсионной системы видится в строго определенном «дозировании» ответственности государства, предприятий и граждан, реализуемом через совмещение принципов капитализации и накопления, обязательного и добровольного пенсионного страхования, грамотное, честное управление финансами, что позволит не только обеспечить достойное материальное положение граждан в случае утраты трудоспособности, но и будет способствовать экономическому росту России.
Список литературы
- Закон Российской Федерации от 20.11.90 № 340−1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
- Закон Российской Федерации от 27.01.1995 № 10-ФЗ «О повышении минимального размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий».
- Федеральный закон Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
- Федеральный закон Российской Федерации от 14.01.1997 № 19-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
- Федеральный закон Российской Федерации от 20.04.1996 № Зб-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“.
- Федеральный закон Российской Федерации от 16.07.1999 № 165-ФЗ „Об основах обязательного социального страхования“.
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № ПЗ-ФЗ „О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“.
- Федеральный закон Российской Федерации от 19.06.2000 № 82-ФЗ „О минимальном размере оплаты труда“.
- Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2000 № 122-ФЗ „О порядке установления стипендий и социальных выплат в Российской Федерации“.
- Постановление от 26.02.1997 № 222 „О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов“.
- Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 19 962 000 годов.
- М.Программа пенсионной реформы в Российской Федерации. Проект // Пенсия.-1998.-№ 1.
- Программа пенсионной реформы в Российской Федерации. Новый вариант программы пенсионной реформы.-2001 .-http://www.ice.ru/pensionreform.
- Постановление от 20.05.1998 № 463 „О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации“.
- Постановление от 21.07.1998 № 800 „О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий“.
- Постановление от 17.03.1999 № 3763−11 ГД „“ О реализации федерального закона „О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“.
- Постановление от 9.10.2000 № 118 „О создании управлений ПРФ в федеральных округах“.
- Положение о национальном совете при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе» от 8.02.2001 № 137.
- Письмо от 27.06.1996 № 06−12/4408-ИН «О сводной таблице коэффициентов для исчисления заработка, минимальных и максимальных пенсий».
- Указ Президента РФ от 14.06.1997 № 573 «О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров».
- Указ Президента РФ от 26.06.2001 № 767 «Об установлении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 17.04.2001 № 437 «Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера».
- Указ Президента РФ от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления пенсионным обеспечением в Российской Федерации».
- Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопр. экономики.-1997.-№ 6.-С.4−12.
- Абакумова H.H. Подовалова Р. Я. Политика доходов и заработной платы.-М.:ИНФРА-М, 1999.-224 с. I
- Аникеева Л. Пенсионное обеспечение адаптировать, а не разрушать // Человек и труд.-1994.-№ 12.-С.71−79.
- Баскакова М., Баскаков В. Тендерные аспекты пенсионной реформы в России // Вопр. экономики.-№ 3.-2000.-С. 103−109.
- Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Пер. с англ.-С-Пб.: Эконом. Школа, 1997.-Т.2.-669 с.
- Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения // Вопр. экономики.-2000.-№ 7.-С.111−120.
- Вавилов А., Поманский А., Трофимов Г. Пенсионная реформа в России: I анализ переходного процесса // Вопр. экономики.-2000.-№ 2.-С. 103−107.
- Вильчинская Л.И. Организационно-правовые формы и роль государства в системах социального страхования //Труд за рубежом.-1994.-№ З.-С. 13−23.
- Вишневская Н.Т. Старение населения новый вызов социально-экономической политике // Труд за рубежом.-1998.-№ 1 .-С. 21−31.
- Воронин Ю. Закон о пенсиях: каким ему быть? //Соц. защита.-. 996.-№] .-С.8.
- Денисова Т. Новое в совершенствовании пенсионной системы // Экономист.-1997.-№ 11.-С.88−91.
- Дмитриев М. Эволюция пенсионной системы России в условиях I экономического кризиса // Вопр. экономики.-1999.-№ 10.-С.20−38.
- Дмитриев М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации // Вопр. экономики.-1999.-№ 2.-С.53−65.
- Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ.-С-Пб., 1992.-496 с.
- Европа без пенсий // Эксперт.-2001.-№.7.
- Евдокимова Л.Е. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социального страхования // Труд за рубежом,-1994.-№ З.-С.74−79.
- Еркина Г. А. Особенности функционирования отдельных видов социального страхования в развитых странах // Труд за рубежом.-1994.-№ 3.-С.39−56.
- Журавлева Т.Н. Международные нормы и принципы социального страхования // Труд за рубежом.-1994.-№ 3.-С.8−13.44.3убченко JI. Пенсионная система Франции // Человек и труд.-1995.-№ 2.-С.77−78.
- Концепция реформы системы пенсионного обеспечения Российской Федерации // Пенсионные фонды.-1995.-№ 1.-С.4−10.
- Колесник А. Как станут рассчитывать пенсии будущим пенсионерам // Человек и труд.-1995.-№ 11.-С.60−64.
- Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь.-М.: Изд-во Дело, 1994.-640 с.
- Лалаева Ж. Г. Финансовые вопросы социального страхования // Труд за рубежом.- 1994.-№ 3.-С.29−34.
- Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная система и пути ее реформирования // Вопр. Экономики.-2000.-№ 7.-С.111−120.
- Матрусова Т.Н. Использование системы пенсионного обеспечения в целях закрепления кадров на предприятиях Японии // Труд за рубежом.-1994.-№ 3.-С.79−93.
- Малютина H.H. Развитие системы пенсионного обеспечения в зарубежных странах // Труд за рубежом.-1995.-№ З.-С. 100−119.
- Малютина М.С. Анализ устойчивости распределительных пенсионных систем в условиях старения населения // Вестн. Моск. гос. ун-та.Сер.6. Экономика, 1999.-№ 4.-С. 34−44.
- Медведев В.А. Процесс воспроизводства и становление социальной рыночной экономики.-Красноярск:Изд-во Краснояр. гос. ун-т, 2000.-160 с.
- Медведев В. А. Становление социальной рыночной экономики и структурные преобразования. Сб.науч.тр./Краснояр. гос. ун-т, 1999-С.4−15.
- Моисеев H.H. Элементы теории оптимальных систем.-М.: Изд-во «Наука», 1975.-526 с.
- Мэнкью Н.Г. Макроэкономика.-Пер. с англ.-М.: Изд-во МГУ, 1994.-736 с.
- Мозырева Т.А., Парамонова C.B. Управление социальным развитием предприятия.-Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-т, 1997.-65 с.
- Мюллер-Армак А. Будущая конституция социальной рыночной экономики // Политэконом.-1997 .-№ 3,4.
- Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопр. экономики.-1998.-№ 8.-С.71−84.
- Никифорова A.A. Пенсионные системы в странах с развитой рыночной экономикой // Труд за рубежом.-1995.-№ 3.-С. 109−121.
- Николенко Н. Роль и место страховых компаний в реформе пенсионной системы России //Финансы.-2000.-№ 2.-С.35−37.
- Нещадин А. Тезисы к концепции пенсионной реформы. Экспертный институт.-М.: http://www.opec.ru/exin/exin010423.html.-2001.-16 с. 65.0йкен В. Основные принципы экономической политики. Пер. с нем.-М.: Прогресс, 1995.-496 с.
- Парамонова C.B., Мозырева Т. А. Проблемы оценки труда.-Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-т, 1996.-84 с.
- Парамонова C.B., Парамонов Л. Е. Реформа пенсионной системы России -задача оптимального управления // Вестн. Краснояр. гос. ун-та. -Красноярск, 2001.-С.23−29.
- Парамонова C.B. Необходимость реформирования пенсионной системы России в условиях перехода к рыночной экономике / Проблемы переходной экономики.-Сб. науч. статей.-Краснояр. гос. ун-т.-Красноярск, 2001.-С. 199 204.
- Парамонова C.B. Социальная защита и пенсионное обеспечение в условиях перехода к социальной рыночной экономике: сущность, функции и способы организации / Проблемы переходной экономики. Сб. науч. статей.-Краснояр. гос. ун-т. Красноярск,-2001.-С.204−208.
- Пенсия: оформление, трудовой стаж, льготы. М.: Изд-во «Олимп», 2000.208 с.
- Пенсионеры будущего // Профсоюзы и экономика.-1996.-№ 5.-С.50−52.
- Пенсионная реформа. в пользу труженика или лентяя? // Экономика и жизнь.-1997.-№ 42.
- Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М., Травина Д. СПб, 1998.
- Перестройка в системе распределительных отношений / Отв. ред. М. А. Можина.-М.: Наука, 1992.-136 с.
- Поподько Г., Кононова В. Социальная рын
- Ревцов А., Донец А., Берг А. Основные проблемы создания профессиональных пенсионных систем и методы их решения // Пенсия.-1999.-№№ 2,3,5.-http://www.ice.ru/pensionreform.
- Реформа социального страхования в России // Человек и труд.-1995.-№ 3.-С.69−74.80."Реалисты" обсуждают проблемы социального страхования // Человек и труд.-1995.-№ 2.-С.66−69.
- Роик В. Социальное страхование: направления реформы //Человек и труд.-1993.-№ 3.-С.52−60.
- Роик В., Чернышев С. Льготные пенсии: кто и за что их должны платить // Человек и труд.-1996.-№ 6.-С.83.
- Роик В. Реформа социального страхования условие успеха экономической реформы // Человек и труд.-1994.-№ 9.-С.83−86., №Ю.-С.59−68.
- Роик В. Д. Эволюция систем социального страхования в западных странах // Труд за рубежом.-1994.-№ 3.-С.8−13.
- Роик В. Льготное пенсионное обеспечение: направления реформы // Человек и труд.-1993.-№ 9.-С.62−69.
- Роик В. Социальное страхование составляющая социальной политики // Человек и труд.-1995.-№ 12.-С.55−58.
- Роик В. От социальной к страховой пенсии: задачи реформы пенсионной системы России // Человек и труд.-1999.-№ 6.-С.65−74.
- Ромашов О.В. Социология труда.-М.: Гардарики, 1999.-320 с.
- Российский статистический ежегодник. Стат. сб.-М.: Госкомстат России, 1996.-621 с.
- Сайлер М. Некоторые вопросы международных дискуссий по пенсионной реформе.-М.: // http-//wAvw.ice.ru/pensionreform.-1998.-15 с.
- Самойлова P.M. Пенсионное обеспечение в странах членах Европейского союза // Труд за рубежом.- 1994.-№ 1.-С.32−39.
- Силин A.A. Негосударственные и дополнительные (частные) формы пенсионного обеспечения за рубежом // Труд за рубежом.-1994.-№ 3-С.79−93.
- Синявская О.В. Эволюция концепций пенсионной реформы в России в 19 951 997 годах // Проблемы прогнозирования.-1999.-№ 2.-С. 101−113.
- Синявская О.В. Пенсионная реформа в России в условиях переходной экономики // Проблемы прогнозирования.-2000.-Хо4.-С.87−92.
- Соловьев А. Пенсионная система: проблемы плательщиков и пенсионеров // I Человек и труд.-1996.-№ 6.-С.80−82.
- Теперман В.А. Пенсионные реформы в Латинской Америке // Проблемы прогнозирования.-1998.-№ 4.-С. 135−147.
- Учебник по основам экономической теории / Камаев В. Д., Семенов В. Ф., Сорокин Д. Е. и др.-М.: Изд-во Владос, 1994.-384 с.
- Фалин В.Ю. Содержание понятий «социальная защита», «социальное страхование», «социальный риск» // Труд за рубежом.-1994.-№ 3.-С.З-8.
- Фалин В.Ю. Современное состояние системы социального страхования в Германии // Труд за рубежом.-1994.-№ 3.-С.56−64. i
- Хансенн М. Социальное страхование и социальная защита // Человек и труд.-1993 .-№ 9.-С.50−56.
- Херманн-Пиллат К. Социальная рыночная экономика как форма цивилизации // Вопр. экономики.-1999.-№ 12.-С.48−53.
- Цанг Хинг. Социальное страхование рабочих и служащих в Китае // Труд за рубежом.-1994.-№ 3.-С.56−63.
- Четыркин Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России // Вопр. экономики.-2000.-№ 8.-С.121−130.
- Четыркин Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов.-М.: Дело, I 1995.-319 с.
- Четыркин Е. Пенсионные фонды. Зарубежный опыт.-М.: Альфа, 1993.
- Чернышев С. Реформа системы пенсионного обеспечения: свет в конце туннеля // Человек и труд.-1995.-№ 12.-С.59−62.
- Чернышев С., Николаенко А., Кучмий И. На очереди реформирование льготного пенсионного обеспечения // Человек и труд.-1994.-№ 4.-С.67−79.
- Шапкин И. Рабочее страхование в России // Человек и труд.-1992.-№ 1.-С.54−56., 1992.-№ 2.-С.79−81.
- Шестакова Е.Е. Социальные реформы в Чили // Труд за рубежом.-1994.-№ 1.-С.91−104.
- Шестакова Е.Е. Опыт реформирования систем пенсионного страхования в странах Латинской Америки // Труд за рубежом.-1997.-№ 1.-С.72−84.
- Экономическая теория. // Под ред. Добрынина А. И., Тарасевича Л.С.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, «Питер Паблишинг», 1997.-480 с.
- Экономика труда.//Под ред. Адамчука В.В.-М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.-431 с.
- Экономика Красноярского края в 1999 году. Стат. сб.-Красноярск: Краснояр. краевой комитет гос. статистики, 2000.-429 с.
- Эренберг Р., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика.-М.: Изд-во МГУ, 1996.-800 с.
- Эрхард Л. Благосостояние для всех. / Пер. с нем.-М.: Начала Пресс, 1991.-136 с.
- Якушев Е.Л. Пенсионный кризис, старение населения и будущее пенсионной системы РФ.-М.: http//www.ice.ru/pensionreform.-1999.-5 с.
- Якушев Е.Л. Национальная специфика понятия многоукладное&trade- пенсионной системы,— М.: http//www.ice.ru/pensionreform.-1998.-18 с.
- Яременко Г. Я. Основные направления реформы пенсионного обеспечения: мировой опыт // Проблемы прогнозирования.-1998.-№ 3.-С. 135 146.
- Biggs A. Social Security Is It «A Crisis That Doesn’t Exist»? // Social Security Privatization.-2000.- № 21 .-P. 1−42.
- Bodie Z. Pension Funds and Finansial Innovation // Finansial Management.-1990.-P. 11−22.
- Casey В., Wood S. Regulating Employment and Welfare.-N.Y., 1994.-P. 57.
- Crane E. The Case for Privatizing America’s Social Security System. -http//pensionreform.org.-1997.-7 p.
- Daykin C. D., Pentikainen T., Pesonen M. Practical Risk Theory for Actuaries.-Chapman and Hall, 1994.-544 p.
- International Labour Review. /Geneva.-1996.-№ 2.-P.l 81.
- Myers R.J. Within the System: My Half Century in Social Security. Winsted.-1992.-P.212−215.
- Michell O., Barreto F. After Chile, What? Second-round Pension Reform in Latin America.-NBER Working Paper, 1997.-№ 6316.
- Olsen D. Social Security Reform Proposals USAs, Clawbacks and Other AddOns.- Social Security Privatization, 1999. -№ 47.-P.l-12.
- Pinera J. A Way Out of Europe’s Pension Crisis. http://www.pensionreform.org.- 1998.-P.3.
- Pinera J. Empowering workers: the privatization of social security in Chile. -http://pensionreform.org.-2001.-P.6.
- Rodriguez J. Chile’s Private Pension System at 18: Its Current State and Future Challenges // Social Security Privatization.-1999. -№ 17.-P.1−23.
- Rodriguez J. In Praise Criticism of Mexico’s Pension reform // Policy analysis.-1999.-№ 340.-P. 1−15.
- Siems T. Reengineering Social Security in the New Economy // Social Security Privatization.-2001 .-№ 22.-P. 1 -18.
- Tanner M. Privatizing Social Security: A Big Boost for the Poor // Social Security Privatization.-1996.-№ 4.-P.l-12.
- Tanner M. «Saving» Social Security Is Not Enough // Social Security Privatization.-2000.-№ 20.-P. 1−10.
- Venu M. The Chilean Model.-http://pensionreform.org.-2001 .-P.2.