Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании изучения преимуществ малых предприятий по сравнению с крупными фирмами и присущих сфере малого бизнеса недостатков, сделан вывод о том, малое предпринимательство является важным элементом рыночной экономики, без которого она не может гармонично развиваться. Его место и роль не зависят от особенностей политического уклада страны и отраслевой структуры экономики, т.к. предопределены… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Сущность и функционирование малого предпринимательства в современном обществе
    • 1. 1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономике
    • 1. 2. Анализ зарубежного опыта государственной поддержки малого предпринимательства
    • 1. 3. Исследование структурно-элементного содержания системы государственной поддержки малого предпринимательства в России
  • Раздел 2. Методология государственного регулирования поддержки и развития малого предпринимательства на местном уровне
    • 2. 1. Состояние отечественного малого бизнеса и проблемы его становления (на примере Ленинградской области)
    • 2. 2. Практические аспекты организации процесса поддержки ч малого предпринимательства на местном уровне
    • 2. 3. Методология целевой ориентации регулирования процесса поддержки и развития малого предпринимательства на местном уровне

Формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание.

Этот тезис позволяет утверждать, что углубление экономической реформы и становление рыночного хозяйства в России будет достигаться в том числе и за счет формирования конкурентной среды путем развития института частной собственности, создания оптимальных условий для деятельности субъектов малого бизнеса.

Развитие отечественного предпринимательства — важное условие экономического подъема и стабилизации социально-политической обстановки в стране. Особую остроту это условие приобретает в настоящее время в связи с продолжающимся спадом в государственном секторе, что существенно подрывает надежду на успех реформ и ведет к их социальному неприятию.

Вместе с тем, становление предпринимательства и связанного с ним современного менеджмента — задача исключительной сложности, а ее решение требует больших усилий и длительного времени. На ранних стадиях формирования рыночных отношений нарождающиеся предпринимательские структуры особенно нуждаются в государственной и общественной поддержке, а малое предпринимательство, имеющее высокую неустойчивость положения на рынке, — тем более. Только при этом малое предпринимательство сможет стать массовым и продуктивным, включиться в систему базовых ценностей значительного числа россиян, относящихся ко многим социальным группам.

Следует отметить, что неспособность рыночной экономики к саморегулированию при кризисных и неравновесных явлениях настоящего периода обуславливает необходимость существенного воздействия государства на все сферы экономики, включая малое предпринимательство. Это так или иначе признано практически всеми современными экономическими школами, теориями и направлениями, хотя их мнения отличаются в трактовке мер, функций и арсенала инструментов регулирования, а также в интерпретации специфики свойств субъекта и объекта регулирования [65, С.92].

Государственное регулирование процесса развития. малого бизнеса не является административным принуждением, ограничением свободы и самостоятельности предпринимателей. Смысл его заключается в инициировании создания и развития, стимулировании и поддержании деятельности в тех отраслях общественного производства, где возникли или прогнозируются диспропорции.

Государственное регулирование определяет степень допускаемого влияния бизнеса во всей его совокупности на жизнь общества. Оно вызвано потребностью достижения баланса экономических интересов в стране, который делает общество устойчивой, равновесной и вместе с тем развивающейся системой [123, С.24].

Пока задача государственной поддержки малого предпринимательстваведущей формы регулирования его развития, выполняется не достаточно успешно. Результаты деятельности Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти и местного самоуправления в этой сфере не велики. К тому же, сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса.

Чтобы упорядочить наработанный зарубежный и отечественный опыт воздействия государства на становление «малого сектора экономики», избежать непродуманного следования стереотипам и несогласованности в действиях управленческих структур разного уровня, необходимо привнести в этот процесс большую конструктивность.

Отсутствие необходимой концептуальности в развитии малого предпринимательства можно объяснить прежде всего недостаточно глубокой разработкой приоритетов, стратегических ориентиров, целевой направленности принимаемых мер поддержки, неопределенностью ожидаемых социальных и экономических результатов.

Переход странык децентрализованному государственному управлению, в соответствии с конституцией Российской Федерации, обуславливает необходимость решения задачи возрождения отечественного предпринимательства путем создания в стране трехуровневой системы государственной поддержки малого предпринимательства: федеральной, региональной, муниципальной (местной). Для достижения этой глобальной цели на каждый уровень управления возлагается решение определенных вопросов, исходя из закрепленных за ним законодательством полномочий.

Одним из условий формирования целостной трехуровневой системы государственной поддержки малого предпринимательства, ее организационных и функциональных составляющих выступает повышение научной обоснованности определения рациональных форм и объективных методов регулирования, механизмов поддержки, контроля и координации осуществления процесса его развития, используемых каждым уровнем управления.

В период реформирования местного самоуправления, происходящего в настоящее время в стране, особенно важно обеспечить отнесение задачи разносторонней поддержки малого предпринимательства к числу ведущих целей государственной политики на муниципальном уровне.

Делегирование широких прав в отношении малого предпринимательства административно-территориальным единицам, при сохранении за федеральными органами общих координационных функций, обеспечивающих единство экономического и информационного пространства, стратегических целей, правовой базы с учетом компетенции субъектов Федерации и целесообразности концентрации отдельных функций на региональном уровне, не подкреплено, в настоящее время, теоретическими положениями и практическими рекомендациями по созданию системы государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне, что снижает эффективность деятельности органов местного самоуправления по осуществлению прогрессивных социально-экономических преобразований на территориях.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется не только значимостью и масштабностью задачи формирования целостной трехуровневой системы государственной поддержки малого предпринимательства в России, но и относительной ее непроработанностью применительно к муниципальному уровню.

Цели и задачи. Основной целью диссертации является обоснование состава элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне (организационных и функциональных) и разработка методических рекомендаций по достижению целевой ориентации регулирования процесса поддержки малого предпринимательства путем его программного обеспечения, основанного на применении сценарного прогноза развития «малой экономики» в муниципальном образовании.

Достижение указанной цели соискатель осуществил в результате изучения и научного анализа мирового опыта государственной поддержки малого предпринимательства за рубежом и в России на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, а также на основе личного практического опыта по становлению малого бизнеса в Ленинградской области.

Реализация цели исследований потребовала постановки ряда взаимосвязанных задач:

— изучения места и роли малого предпринимательства в рыночной экономике;

— анализа зарубежного опыта государственной поддержки малого предпринимательства с целью его адаптации и применения при формировании отечественной системы государственной поддержки малого бизнеса;

— исследования сущностных и системных представлений о формах, методах создания и рационального использования основных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства в России;

— осуществления диагностики состояния отечественного малого предпринимательства и проведения мониторинга его развития на примере Ленинградской областивыявления эффективных механизмов регулирования процесса поддержки малого предпринимательства на местном уровне на основе системного подхода;

— исследования экономических, социальных и правовых аспектов политики местного самоуправления, позитивно воздействующих на возрождение малого предпринимательства;

— обоснования структуры элементов системы управления процессом разработки местной программы поддержки малого предпринимательства.

Объектом исследования выступает процесс государственной поддержки малого предпринимательства.

Предметом исследования является разработка методологических и методических подходов к формированию системы государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне.

Теоретической и методологической основой диссертационных исследований стали фундаментальные концепции и положения, содержащиеся в публикациях ведущих отечественных и зарубежных ученых экономистов в области государственного регулирования рыночной экономикой в России и за рубежом.

В диссертации использованы положения нормативно-правовых актов и программы Правительства Российской Федерации, касающиеся вопросов развития «малого сектора экономики» .

Исследования проводились с помощью эмпирических и теоретических методов: сравнительного экономического анализа, измерения, эксперимента, индукции, дедукции.

Информационной базой для исследования послужили статистические данные Госкомстата России о развитии малого предпринимательства в регионах страныматериалы справочников Минэкономики РФрезультаты социологического опроса предпринимателей Ленинградской области, для проведения которого диссертантом разработаны программа социологического исследования, анкета и методика выборкиданные о функционировании малых предприятий и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области по оказанию ими поддержки этой категории хозяйствующих субъектованалитические и статистический материалы, содержащиеся в различных источниках коммерческой статистики, опубликованные в монографиях и периодической печати.

Научная новизна настоящего исследования определяется результатами проведенного анализа государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях управления. Они позволили диссертанту сделать выводы и разработать рекомендации, содержащие по мнению автора, элементы научного знания:

— исследована сущность малого предпринимательства, как основы социальной реструктуризации общества, оказывающей влияние на активизацию человеческих ресурсов, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики;

— проанализирована и рекомендована к формированию апробированная на практике структура элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне, состоящая из функциональных элементов (нормативно-правовая база, программное обеспечение процесса поддержки и развития малого бизнеса) и организационных элементов (инфраструктура малого бизнеса);

— разработаны рекомендации для органов местного самоуправления по формированию системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие предложения по оценке эффективности деятельности исполнительной власти в решении задач развития «малого сектора экономики» на территории;

— обоснована роль местных программ поддержки малого предпринимательства, как основного инструмента регулирования процесса развития данной категории хозяйствующих субъектов;

— предложены методологические подходы и разработаны методические рекомендации по формированию местной программы поддержки малого предпринимательства (состоящие из определения перспектив прогнозирования территории с точки зрения развития предпринимательства в увязке с другими местными программами социально-экономического развития, в том числе развития производительных силпроведения серий модельных экспериментов с различными ограничениями предприятий монополистов и приоритетами развития предпринимательствавыполнения многокритериального анализа разработанных сценариев развития предпринимательства на территории и оценки положительных и отрицательных сторон каждого сценарияформирования вариантов местной программы поддержки малого предпринимательствапринятия окончательного решение по утверждению одного из вариантов программы).

Научные результаты проведенных исследований имеют практическую ценность.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемые в ней методические рекомендации могут быть использованы широким кругом специалистов региональных и муниципальных органов власти и управления при определении перспектив развития малого сектора хозяйственного комплекса и путей его социально-экономического прогресса, при разработке нормативных актов местного уровня по совершенствованию организации процесса поддержки малого предпринимательства, а также заинтересованными организациями и учреждениями, способствующими возрождению малого бизнеса в стране.

Теоретические выводы, сделанные в диссертационной работе, могут быть использованы при разработке концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в России.

На основе отдельных положений диссертации возможна разработка программ спецкурсов и семинаров по проблемам малого предпринимательства.

Кроме того, выводы диссертационных исследований, соответствующие требованиям предпринимателей, предъявляемым к органам власти и управления, могут быть востребованы ими при решении различных организационных вопросов.

Апробация результатов исследования,.

Ряд рекомендаций диссертации реализуются правительством Ленинградской области и 29 муниципальными образованиями региона, оказывая существенное влияние на достижение положительных социально-экономических результатов.

Основные положения диссертационной работы апробированы на: Международной научно-практической конференции «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для государственной службы в России: опыт и перспективы» (Санкт-Петербург, 1995 г.) — Международной конференции «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» (Санкт-Петербург, март 1996 г.) — Международной конференции «Государственное регулирование и местное самоуправление: социальная ориентация» (Санкт-Петербург, ноябрь 1996 г.) — Третьей Международной конференции «Женщина в меняющемся мире» (Санкт-Петербург, июнь 1996 г.) — Первом съезде представителей малых предприятий Ленинградской области (Санкт-Петербург, март 1997 г.) — Региональной научно-практической конференции «Организация поддержки и развития малого предпринимательства на местном уровне» (г.Приозерск, июнь 1997 г.).

По избранной тематике диссертации автор имеет 8 публикаций:

1. Главы в монографии (в соавторстве):

— Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне, изд. полиграфический комплекс «Вести», Санкт-Петербург, 1997.

2. Статьи в журналах и сборниках:

— Взаимодействие органов местного самоуправления с общественными объединениями предпринимателей, //РАН ИСЭП.: Гуманитарные науки, -N 1, — 1997(7);

— Региональные особенности малого предпринимательства (на примере Ленинградской области), //Экономист, — N 11 .-1997. (в соавторстве).

— Влияние местных органов власти и управления на деятельность общественных объединений предпринимателей. Сборник. Местное самоуправление: проблемы методологии и организации, СПбГУ, 1997.

3. Материалы научно-практических международных и межрегиональных конференций (тезисы докладов):

— Отдельные методы совершенствования организации управления, предупреждающие конфликты в сфере управления, г. Санкт-Петербург, 1995;

— Управление процессом развития малого предпринимательства, г. Санкт-Петербург, 1996;

— Организационное обеспечение поддержки малого предпринимательства на территории, г. Санкт-Петербург, 1996;

— Организация процесса поддержки малого предпринимательства на местном уровне, г. Приозерск, 1997.

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной связи факторов, элементов исследуемых проблем, что позволяет в наибольшей степени отразить актуальные, малоисследованные или нерешенные проблемы по теме диссертации.

Работа состоит из введения, двух разделов, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первом разделе «Сущность и функционирование малого предпринимательства в современном обществе» проводится анализ теоретических воззрений на предпринимательство и их эволюцию в зависимости от достигнутого уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе.

Исследуется место и роль предприятий малого бизнеса в рыночной экономике, их возможности как фактора процесса стабилизации и успешного продолжения экономической реформы в России.

Первый раздел включает анализ зарубежного опыта государственной поддержки малого бизнеса с целью определения возможности его адаптации и применения к российским реалиям.

Исходя из структуры государственного устройства нашей страны, обосновывается значимость формирования целостной трехуровневой системы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей достижение стратегических национальных целей при соблюдении принципа паритета всех уровней управления (федерального, регионального и местного). Рассматривается взаимодействие ее элементных составляющих, анализируется важнейший структурообразующий элемент системы — механизмы реализации данной задачи.

Во втором разделе — «Методология государственного регулирования поддержки и развития малого предпринимательства на местном уровне» исследуется состояние отечественного малого предпринимательства, выявляются тенденции и перспективы его развития на основе анализа и обобщения статистических данных. На примере Ленинградской области рассматриваются объективные и субъективные факторы, воздействующие на функционирование малых предприятий, анализируются данные выборочного социологического опроса предпринимателей региона, описывается проблематика его становления.

Во втором разделе проводится классификация важнейших направлений деятельности муниципальных органов управления и других объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса по их стадиям и процедурам типовой технологии управления.

В данном разделе также разработаны методические рекомендации по организации комплексной поддержки субъектов малого бизнеса на местном уровне, включающие выработку селективной политики муниципальных органов управления в отношении малых предприятийформирование функциональных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства на нижнем уровне исполнительной вертикали (описание принципов и алгоритма разработки местных программ поддержки малого бизнеса, а также механизма управления процессом разработки).

В заключении изложены основные результаты исследования в виде научных выводов и сделаны практические рекомендаций по проблемам осуществления планомерности и целевой ориентации функционирующей системы государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне, способной своевременно и эффективно решать совокупность возникающих в этой области задач.

В приложения включены таблицы, содержащие обобщенные результаты выборочного социологического опроса предпринимателей, проведенного в марте 1997 года среди участников Первого съезда представителей малых предприятий Ленинградской области, которые позволили разработать социально-демографический портрет предпринимателяисследовать факторы, стабилизирующие сферу деятельности малого бизнесаопределить проблемы и оценить перспективы его развития в регионе.

Заключение

.

Современная экономическая политика России формируется в условиях перехода от государственного централизованного управления к государственному регулированию, при перераспределении собственности и прав распоряжения природными ресурсамидецентрализации и демилитаризации хозяйственной системыактивной интеграции отечественной экономики в мировую системувозрастании роли общественного мненияприоритета социально-экономического и эколого-экономического критериев выбора варианта стратегии развития территориальных образований.

На фоне структурной реорганизации всего хозяйственного комплекса страны и институциональных преобразованиях происходит возрождение отечественного малого предпринимательства.

Диссертационные исследования теоретических воззрений на предпринимательство и их эволюции позволили сформулировать понятие малого предпринимательства как сферы рыночной экономики, где хозяйствующие субъекты, обладающие единством права собственности и управления, характеризующиеся низкой капиталоемкостью и малой численностью занятых, функционирующие в условиях повышенного риска в силу неустранимой неопределенности, присущей предпринимательской деятельности и полной экономической ответственности, обеспечивают воспроизводство рыночных отношений с целью получения прибыли через сбалансирование спроса и предложений.

К рубежу 2000 года предполагается переход малого предпринимательства России от его стартового этапа к фазе более зрелого развития, где основное значение приобретет не количество малых предприятий, а структура, устойчивость и эффективность малого бизнеса, как одного из важнейших факторов экономической, социальной и политической стабилизации. По мере снижения инфляционного фона и инфляционных ожиданий должна произойти смена целевых ориентиров малых предприятий в сторону повышения производственной активности, освоения ресурсно-сберегающих и наукоемких технологий, создания благоприятного климата для стратегических инвестиций.

Для создания эффективной, динамически развивающейся экономики необходимо сформировать интегрированную систему управления всего хозяйственного механизма, адекватного различным формам собственности и экономическим отношениям, построенную на взаимодействии экономических и административных регуляторов, подсистемой которой должна стать система государственной поддержки малого предпринимательства, являющаяся основным способом государственного регулирования процесса развития «малого сектора экономики» .

Как подтверждает мировой опыт, формирование трехуровневой системы государственной поддержки малого предпринимательства, предусматривающей рациональное распределение функций между федеральными, региональными и местными органами власти, с делегированием широких прав на уровень административно-территориальных единиц, — важнейшее условие претворения в жизнь намечаемых Правительством России стратегических планов поэтапного развития «малой экономики». При этом каждый уровень управления, в соответствии с принципом иерархичности, присущим сложным многоуровневым системам, управляя нижестоящим звеном, одновременно будет объектом управления вышестоящего уровня.

Целостность трехуровневой системы государственной поддержки малого предпринимательства, устанавливаемая не автоматически, а сознательно формируемая, поддерживаемая и укрепляемая государством, достигается повышением научной обоснованности определения рациональных форм и методов регулирования процесса развития малого бизнеса, используемых каждым уровнем управления исходя из условии его функционирования и имеющихся полномочий.

Малое предпринимательство наиболее ориентировано на местный рынок и решение территориальных проблем, что дает основания видеть в нем базу создания рациональной структуры муниципального хозяйства. В связи с этим, формирование системы поддержка субъектов малого предпринимательства местными органами власти, обладающими всеми необходимыми для этого возможностями (земля, здания, сооружения, финансовые ресурсы), имеет особое значение для решения государственной задачи поддержки и развития малого предпринимательства в целом.

В данном исследовании, направленном на решение задач формирования системы государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне, диссертант проанализировал состав ее организационных и функциональных элементов: (инфраструктуру, нормативно-правовое и программное обеспечение развития малого бизнеса) и, опираясь на зарубежный и отечественный опыт (включая личный практический опыт) становления предпринимательства, разработал методические рекомендации по достижению планомерности и целевой ориентации регулирования процесса поддержки малого предпринимательства путем его программного обеспечения, основанного на применении сценарного (многовариантного) прогноза развития малых предприятий в муниципальном образовании, позволяющего выявить причинно-следственные связи и предпосылки, определяющие их характер.

Исходя из целей и задач, поставленных в диссертации, в ходе исследования получены следующие основные результаты:

1. На основании изучения преимуществ малых предприятий по сравнению с крупными фирмами и присущих сфере малого бизнеса недостатков, сделан вывод о том, малое предпринимательство является важным элементом рыночной экономики, без которого она не может гармонично развиваться. Его место и роль не зависят от особенностей политического уклада страны и отраслевой структуры экономики, т.к. предопределены объективными закономерностями: малый бизнес оперативно реагируя на изменения рыночной конъюнктуры придает экономике необходимую гибкостьразвивает конкурентную средурасширяет потребительский секторулучшает использование местных сырьевых, финансовых и производственных ресурсовсмягчает социальную напряженностьспособствует научно-техническому прогрессуукрепляет и наращивает налогооблагаемую базувключает в процесс общественного производства дополнительный труд, создающий новые ценности, приумножающий национальный доход.

2. В результате анализа стимулирующего и регулирующего воздействия ряда зарубежных государств на развитие частной предпринимательской инициативы, в диссертации выявлены их общие черты, которые необходимо учитывать при формировании отечественной системы государственной поддержки малого предпринимательства: наличие развитой системы специализированных учреждений, разветвленной сети государственных органов, наличие структур, вырабатывающих национальную политику в данной области и формирующих механизмы ее реализации, общую стратегию, законодательное обеспечение, и осуществляющих координацию в решении этой важнейшей социально-экономической задачи.

3. Автором исследованы основные составляющие государственной протекционистской политики за рубежом в отношении малых и средних предприятий: система налоговых льготпрограммы помощи безработным, желающим начать собственное делопрограммы финансовой помощи, включающие, главным образом, различного рода займы для организации предприятий, расширения и модернизации производства, приобретения оборудования и сырьяпрограммы развития инновационной деятельностисистема содействия малому бизнесу в получении государственных контрактов и субконтрактовподготовка учебных курсов, информационных изданий, методических разработок, организация обучения и консультированиясодействие в осуществлении внешнеэкономической деятельности (организация системы информации, конференций, семинаров и консультаций) — оказание управленческой, технической и другой специализированной помощи.

4. На основании изучения зарубежного опыта, а также современного состояния государственной поддержки малого предпринимательства в России и анализа проблемных ситуаций развития отечественного «сектора малой экономики» в целом и в Ленинградской области в частности, диссертантом обоснованы основные элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства: самостоятельная нормативно-правовая базасеть специализированных институтовпрограммы (как специальные программы, непосредственно ориентированные на оказание различных мер поддержки малым предприятиям, так и программы социально-экономического развития).

5. Объекты инфраструктуры малого предпринимательства являются каналами, по которым государственная поддержка в главных своих формах доводится до субъектов малого бизнеса и осуществляется обратная связь, позволяющая максимально ориентировать всю систему государственной под держки на реальные потребности малого бизнеса (фонды, общественные объединения, социально-деловые центры, информационно-аналитические центры, кредитные союзы и другие). От выполнения возложенных на них задач, отсутствия дублирования, противоречивости функций, обеспечения согласованного действия между всеми составляющими элеме^зми инфраструктуры, напрямую зависит эффективность всей системы государственной поддержки малого предпринимательства.

6. По мнению автора, ядром инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на местном уровне должно стать подразделение в составе муниципальных органов управления, которое являясь частью системы местного самоуправления представляет собой замыкающее звено исполнительной вертикали, ответственной за осуществление данного направления экономической реформы в стране. При этом исполнительные органы власти регионального уровня призваны содействовать, контролировать и координировать реализацию муниципальными службами делегированных им полномочий по государственной поддержки малого предпринимательства, выступая в роли «блока отслеживания» за всеми вводами в местную систему поддержки (финансовыми, материальными, информационными), ее функционированием и результатами на выходе из системы.

7. Изучение теоретической основы и принципов формирования системы государственной поддержки малого предпринимательства позволило сделать вывод о том, что в России отсутствует единая методология по управлению процессом развития «малого сектора экономики», включающая реализацию функций планирования, координации деятельности всех структур, обеспечивающих достижение поставленной цели и контроля за их осуществлением. Сформированы ее отдельные направления, относящиеся к компетенции федеральных и региональных органов власти, учитывающие опыт западных стран, нуждающийся в адаптации к условиям российской действительности. В связи с этим, по мнению автора, первоочередной мерой по организации процесса развития малого предпринимательства на местном уровне должна стать работка методических рекомендаций по планомерности и целевой ориентации его регулирования, в основу которых необходимо положить результаты социально-экономических и социологических исследований функционирования российского малого предпринимательства.

8. Диссертантом предлагаются включить в состав методических рекомендаций вопросы по разработке местной программы поддержки малого предпринимательства, состоящей из предпроектной стадии (проведение комплексного социально-экономического анализа территории, определение приоритетных направлений развития малого бизнеса в муниципальном образовании, разработку бизнес-карты территории) и трех последовательных этапов: формирование целей программыразработка вариантов программы, включающих отраслевые и функциональные подпрограммыотбор и утверждение окончательного варианта программы.

9. В диссертации разработан алгоритм формирования местной программы поддержки малого предпринимательства, который заключается в:

— определении перспектив прогнозирования территории с точки зрения развития предпринимательства в увязке с другими местными программами социально-экономического развития, в том числе развития производительных сил;

— проведении серии модельных экспериментов с различными ограничениями предприятий монополистов и приоритетами развития предпринимательства;

— выполнении многокритериального анализа разработанных сценариев развития предпринимательства на территории и оценки положительных и отрицательных сторон каждого сценария;

— формировании вариантов местной программы поддержки малого предпринимательства;

— принятии окончательного решение по утверждению одного из вариантов программы.

10. Автор рассматривает процесс организации разработки местной программы как сложную систему управления, где все ее элементы (этапы разработки программы) равноправны по своей значимости и расположены относительно друг друга в строгой последовательности. Это позволяет сделать вывод о том, что каждый элемент данной системы (предпроектная стадия, I-IH этапы разработки программы) начинает действовать только тогда, когда включаются в действие все предшествующие элементы.

11. Рекомендации по разработке местной программы поддержки малого предпринимательства предусматривают соблюдения следующих принципов:

— научной обоснованности, предполагающей создание специального механизма разработки и реализации программы;

— максимально возможной управляемости программой (гибкость, оперативное реагирование на изменение стратегии и тактики государственной поддержки);

— экономического и правового обеспечения полномочий органов программно-целевого управления.

12. Диссертантом предлагаются подходы для оценки вклада муниципального образования в решение государственной задачи поддержки малого предпринимательства, основанной на итогах проведения ежегодного мониторинга деятельности местных органов управления, обеспечивающего координацию и контроль за ходом выполнения делегированной на местный уровень данной государственной задачи.

Предлагаемые в диссертации решения отдельных вопросов формирования системы государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне предоставляют реальную возможность муниципальным органам управления прогнозировать развитие «малого сектора экономики», определять вклад малых предприятий в решение социально-экономических задач территории и результативность оказываемой им помощи, выявлять степень отдачи от вложенных на эти цели бюджетных средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: -1994. Часть вторая. М.: -1996.
  3. Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06. 1995. N 88-фз.
  4. Программа Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 гг.» Черномырдин B.C., М., 1995.
  5. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996−2000гг."Законодательство и экономика." -1996.
  6. Постановление Правительства РФ «О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 28.10.1995. N 1045.
  7. Постановление Правительства РФ «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» от 04.12.1995. N 1184.
  8. Постановление Правительства РФ «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996−1997 годы» от 18.12.1995. N 1256.
  9. Постановление Правительства РФ «О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 13.11.1995. N 1016.
  10. Постановление правительства РФ «О реформе предприятий и коммерческих организаций» от 30.10. N1373.
  11. Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17.09.1994. N 1929.
  12. Указ Президента «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 17.09.1994. N 1928.
  13. Л. Размышления о статегии и тактике экономической реформы. //Вопросы экономики. N 3.-1993. с.6−12.
  14. А. Методы стимулирования малого и среднего бизнеса за рубежом. //Техника, экономика. Сер. Экономика за рубежом.- N 1. -1994. с.67−81.
  15. А. Нужны льготы малому бизнесу. //Инженерная газ. -N60. -1994. 25.
  16. Т. Проблемы развития малого бизнеса в России. Экономическая реформа и рынок в России. М.: 1993. с.26−30.
  17. Т., Буев В., Голиков В. Малый бизнес России: адаптация к переходным условиям. //Вопросы статистики. N 9.-1995.
  18. А. Малый бизнес: проблемы и приоритеты. //Деловой мир. -1994. с. 5.
  19. А., Государственное регулирование предпринимательства. //Хозяйство и право.- N 4.-1995. с.59−67.
  20. И. Стратегическое управление. М.: Экономика,-1989.
  21. Д.К. Финансово-экономическое оздоровление экономики региона. // Политика. N 7.-1995. с.61−64.
  22. А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование. // Экономист. N 12.-1994. с.71−79.
  23. В. Малый бизнес: проблемы становления.// Российский экономический журнал. N 2.-1993. с. 59.
  24. М.Н. История делового мира России. М.: -1994.
  25. А. Государственное регулирование необходимо. //Экономист. N10.- 1993.
  26. В., Косарев А. Формирование системы государственного регулирования. // Экономист. N 5. -1991. с.38−48.
  27. Э., Хампе И. Основные знания по рыночной экономике, пер. с англ. М.: Республика, -1993., с. 12.
  28. В., Кабаков В., Ходачек А. Стратегия малого предпринимательства. СПб, «Корвус», 1995.
  29. К., Мескон М., Речман Д., Тилл Д. Современный бизнес, пер. с англ. М.: Республика. -1996.
  30. Л., Плышевский Б. Развитие малых предприятий России. //Вопросы статистики. N 9.-1995.
  31. Бизнес и экономика. 4.1.Менеджмент и маркетинг. Библ. указ. М.:-1992. с. 72.
  32. А. Большие проблемы малого бизнеса. //Президент. N 29.1994, с. 7.
  33. А. Направление финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. // Российский экономический журнал. -N 1.- 1994. с.44−49.
  34. А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства. //Вопросы экономики. N 11.-1994. с.151−155.
  35. А. Российские проблемы и зарубежный опыт. О развитии малого предпринимательства. // МЭиМО. N 9.- 1993. с.125−129.
  36. Л.С. Предпринимательство в России. СПб., -1995.
  37. О. Испания: перестройка экономики и политики государства. // Экономист. N 7.-1995, с. 25
  38. А., Скамейкина Т. Региональный мониторинг малого предпринимательства. //Деловой мир. N 13.-1995.
  39. П.Х. Предприниматель, его экономическая и общественно-политическая ответственность. Минск, -1992.
  40. В. Инвестиционные приоритеты Северо-Запада России. // Рынок ценных бумаг. N 23.-1995. с.41−42.
  41. М. Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: «Дело».1991.
  42. Великобритания: малый и средний бизнес. //Entrepreneursbip and Reg. Dev.-Nl. -1993. с.85−97.
  43. П. Искусство менеджмента: новые идеи для мира хаотических перемен. М.: -1993.
  44. Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995.
  45. Л. Системная поддержка малого предпринимательства: столичная модель. // Российский экономический журнал. N 8.-1996. с/81.
  46. Государство, предпринимательство и малый бизнес в России: условия, формы и методы регулирования. //Innovation. Technol. and Coop. Between. Eur. Commun. and Russ. SMEs: Int.Conf., Moscow, June 2−4, 1993: Abstr. Rep. -M.: -1993. c.8−10.
  47. А. Малые и средние предприятия надежно защищены. //"Деловой мир". N 20.-1996 с. 7.
  48. Государственное содействие малому предпринимательству в Великобритании: Обзор. //Государство и малый бизнес: Сб. трудов / РАН ИНИОН.-М.: 1993. с.56−86
  49. В. Экономика и предпринимательская деятельность: Учеб. пособие, ДГТУ. Ростов н/Д.:1994. с. 88.
  50. А., Кулибанов В., Капранов С. Экономические аспекты инвестирования региональной экономики. СПб, ИСЭП РАН, -1996.
  51. Госкомстат России, Экономическое положение регионов Российской Федерации. М.: 1994, с.75- Расчеты РНИС и НП с. 314.
  52. М. Капиталистическое управление: уроки 80-х. М.: Экономика, -1991.
  53. О. Предпринимательство в строительном комплексе. //Российский экономический журнал. N 7.-1995. с. 55.
  54. В. Фритредерство и протекционизм. //Российский экономический журнал. N 2.-1997. с. 97.
  55. П. Малый Российский бизнес и большой западный капитал. //Деловой мир. N 2.- 1994.
  56. С. Выход из кризиса. //Экономист. N 12.-1994.
  57. Э. Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель, СПб, 1992.
  58. Г. Малый инновационный бизнес в РФ: Учеб. пособие.-М.:-1993. с. 49.
  59. Г. Развитие малого бизнеса и возможности международ-I ного сотрудничества. // Вопросы экономики и конверсии. -1993. с.71−76.
  60. Ю. Государственная поддержка малого бизнеса. //Социально-экономические проблемы рынка. Вып.2. РАН. Институт экономики. -М.: -1993. с.147−154.
  61. С. Государственное регулирование экономики в переходный период. //Экономист. N 5. -1991. с.28−37.
  62. Е., Фидлер М. ИСЭИ Госкомстата России, Методологические вопросы анализа развития малого предпринимательства и его места в экономике страны. //Вопросы статистики. N 9.-1995.
  63. Г., Райсберг Б. Государственные программы и ры-нок.//Экономист.- N 3. -1991. с.33−40.
  64. М.Ц. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях формирования рынка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 1997.
  65. Д. К обоснованию концептуальной модели регулирования российской экономики. //Российский экономический журнал. N 1.-1997. с. 92.
  66. Инновационное предпринимательство: региональный аспект западного опыта. //Человек и труд. N 2. -1993. с. 115−118.
  67. В. Реформы и противоречия системы управления. //Экономист.- N9.-1993.
  68. В. Местное самоуправление: проблемы теории и практики. СПб. Университет, -1996.
  69. В. Социальный статус и проблемы российского предпринимательства. //Социально-политический журнал. N 4.-1995, с. 13.
  70. М. Экономика и политика в системе рыночного предпринимательства: от тоталитаризма к демократии в экономике. М.: -1995.
  71. Каганов В. Ill, Организация поддержки малого бизнеса. //Академия менеджмента и рынка, 1995, с.38−40.
  72. Э.Н. Нормы и нормативы в планировании и хозяйственном регулировании. СПб.: Университет экономики и финансов, -1993.
  73. А.Е. Основы местного самоуправления. СПб. ИСЭП, РАН,-1995. с. 258.
  74. А.Е. Система местного самоуправления. Основы разработки социально-экономической политики в городах России. СПб. ИСЭП, РАН, -1995. с. 62.
  75. А.Е., Рохчин В., Знаменская К. Управление административным районом в условиях экономической реформы. СПб. ИСЭП, РАН, -1992. с. 165.
  76. В. Инвестиционная деятельность в странах содружества. //Экономист. N 4.-1997, с. 75.
  77. JI. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства (по материалам зарубежных исследований). //Предпринимательство в России № 4з -1997. с.30−37
  78. Ю. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб. Университет, 1994.
  79. . Деловая стратегия. М.: «Экономика», -1993.
  80. А. Д. Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство. М.: Прогресс-Академия, -1995.
  81. А. Б. Пименова A.JI. Введение в предпринимательство. //СПб., «Политехника». -1995.
  82. В. Региональные приоритеты развития частного сектора. //Экономист. N 8.-1995.
  83. Н. Субъекты государственного регулирования малого бизнеса в США и Южной Корее. Алчевск.: -1994. с. 13.
  84. А. Основы предпринимательства: Учебное пособие. СПб. Издательство экономического института, -1992. с. 177.
  85. В., Швецов А. Технология реформ. //Российский экономический журнал. N4.-1996.
  86. Л any ста М. Г. Малое предпринимательство. // М.: ИНФА-М. 1997 .
  87. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП, 1992.
  88. Л. Свет и тени двух вариантов одного законопроекта. //Деловой мир. N 18.-1994.
  89. В. Российский экономический менталитет: истоки и противоречия. //Вопросы экономики. N9.-1996.
  90. К.Р., Брю С.Л., Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: Республика, -1992.
  91. А. Принципы экономической науки, пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс-Универс». -1993.
  92. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело"-1992.
  93. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. //М.: ИСАРП, -1997.
  94. Малый бизнес России- состояние, проблемы и перспективы. Аналитический обзор. //М.:-1-й Всерос. съезд представителей малых предприятий, 1996, с. 91.
  95. А.В. Тенденции развития малого бизнеса в социально-экономической системе (политэкономический анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. г. Казань, 1997.
  96. И. Государственная политика поддержки предпринимательства за рубежом. //Экономист. N 12. -1993. с.80−87.
  97. В., Тарасевич В., Цацулин А. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. СПб., УЭиФ. -Т993.
  98. П. О финансовой поддержке малого и среднего бизнеса. //Финансы.- N 3.-1994. с.26−29.
  99. О. Пути развития современного предпринимательства. //Рос. Акад. управления. М.: Луч. -1993.
  100. Проблемы развития предпринимательства в Японии. //J.Bus. Ventur. -N 2.-1993. с. 49.
  101. Предприниматели в зеркале социологического анализа. «Коммерсантъ».- N9, — 1995.
  102. А.В. Теория и организация американского менеджмента. М.: Изд-во МГУ, -1991.
  103. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. «Экономика», «Дело»,-1992.
  104. Ю., Афонина С., Жукова М., Карапетян А., Сафаулина Ж. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс. //Российский экономический журнал. N 5−6.-1996. с. 50.
  105. П. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку. М.: Институт экономики и организации предпринимательства, -1993. с. 173.
  106. А.А. Основы менеджмента. //М.: Центр, 1997, с.67−69.
  107. В. Хозяйственный мир России: Постсоветское общество. //Российский экономический журнал. N 5−6.-1996. с. 92.
  108. Н. Иностранные инвестиции в экономике России. //Экономист. N 12.-1993. с. 75.
  109. И. Мелкие фирмы США: Экономика и управление. М.: Наука, -1989, с.18−20.
  110. Ритсо Марика, Основы успешного предпринимательства. Таллинн: МГП. Учебный центр «Антарес», -1991.
  111. Р. Становление и развитие современных форм предпринимательства. // Экономика строительства. N 11 .-1993.
  112. П. Социальные аспекты малого бизнеса. //Человек и труд. N 9.- 1994. с.123−126.
  113. О. Налоги как инструмент государственного регулирования. //Экономист.-N Н.-1996.
  114. Условия для малого бизнеса в Германии. //IKZ -Haustechn.-N 12.1993. с.46−49.
  115. С. Государственная селективная политика: декларации и реальности. //Деловой мир. N 10.-I993.
  116. Г. Бизнес, политика, власть. СПб., -1996. с. 2.
  117. Д. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа. //Вопросы экономики. N 7.-1994. с. 9.
  118. В. Малые предприятия в условиях реформы. //Социально- экономические проблемы рынка. Вып.2./РАН. Институт экономики М.: -1993. с. 147.
  119. Хилл Наполеон. Думай и богатей. М.: -1995.
  120. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и^щЗнменение. В 2-х т. М.: «Финансы л статистика», -1992.
  121. В. Предпринимательство: региональный аспект западного опыта. //Человек и труд. N 9. -1994. с. 123−126.
  122. А. Государство и малый бизнес: опыт Испании. //Человек и труд. -N 8. -1994. с. 113.
  123. А.Д. Теория экономического анализа. М.: -1994.
  124. Н. Экономические перспективы России. //Вопросы эконо-мики.-N 1.-1995. с. 24.
  125. Ф. Новое российское предпринимательство. М.: Экономика-1994. с. 174.
  126. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки. //Российский экономический журнал. N 5.-1996. с. 67.
  127. Социально-демографический портрет предпринимателя1. Число ответивших в %
  128. Число участников опроса (чел.) 79 100,01. Возраст: 20.29 6 7,630.39 27 34,240.49 27 34,250.59 13 16,460 и старше 6 7,61. Всего ответов: 79 100,02. Образование: 1. Высшее 55 69,6
  129. Среднее специальное 9 11,41. Среднее 14 17,71. Всего ответов: 78 98,73. Количество детей. 1. Не имеют 8 10,11. Один 28 35,41. Два 35 44,31. Три и более 7 8,91. Всего ответов: 78 98,7
  130. Стаж работы в сфере бизнеса:1. До 1 года 3 3,81. От 1 до 2 1 1,31. От 2 до 3 5 1 6,31. От 3 до 4 11 1 13,91. От 4 до 5 6 ! 7,61. Свыше 5 лет 52 ! 65,81. Всего ответов: 78 i 98,7
  131. Стаж работы в данной фирме:1. До 1 года 3 1 3,81. От 1 до 2 4 i 5,11. От 2 до 3 12 i 15,21. От 3 до 4 13 ! 16,41. От 4 до 5 6 ¦ 7,61. Свыше 5 лет 35 I 44,3 !1. Всего ответов: 73 i 92,4
  132. Среднемесячный доход в декабре 1996 г.: — до 300 тыс. рублей 8 10,1- 300−499 6 7,6 i- 500−699 12 15,2- 700−899 4 5,1 i-900−999 t 7 8,9 f- 1 млн руб.- 1,5 млн руб. i 2i 26,6 j- свыше 1.5 млн руб. 14 17,7 |1. Всего ответов: 72 91,2 |
Заполнить форму текущей работой