Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические основы оценки и повышения эффективности функционирования структурных подразделений непроизводственной сферы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение эффективности является главным источником роста экономики, всех ее звеньев и отраслей и связана с решением таких проблем, как: оптимизация народно-хозяйственных пропорций, ускорение НТП, усиление действенности моральных и материальных стимулов, удовлетворение запросов потребителей. Все это говорит о необходимости совершенствования системы управления предприятиями непроизводственной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
    • 1. 1. Технико-экономические особенности непроизводственной сферы
    • 1. 2. Непроизводственная сфера на современном этапе развития экономки
    • 1. 3. Непроизводственная сфера и занятость населения
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКР1Е АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ — СФЕРЕ
    • 2. 1. Экономическая эффективность как качественная характеристика уровня развития экономики
    • 2. 2. Методические основы и особенности определения эффективности функционирования отраслей непроизводственной сферы
    • 2. 3. Направления повышения эффективности функционирования отраслей непроизводственной сферы
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 0 НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
    • 3. 1. Совершенствование организационной структуры управления в непроизводственной сфере
    • 3. 2. Ориентация структурных звеньев в непроизводственной сфере на маркетинг

Методические основы оценки и повышения эффективности функционирования структурных подразделений непроизводственной сферы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс реформирования экономики России характеризуется глубокими качественными изменениями во всех отраслях народного хозяйства. Возрастает влияние непроизводственной сферы на развитие экономики, так как при современном уровне научно-технического прогресса усиливается воздействие социальных факторов. Кроме того, происходит постепенный переход от «материального» общества к информационному, поэтому в ближайшие годы мировое лидерство в хозяйственной, социальной и других областях будет принадлежать странам с преимущественным развитием интеллектуального капитала, который в большей степени создается и функционирует в непроизводственной сфере. В этой связи в перспективе потребуются огромные затраты на развитие предприятий и отраслей именно непроизводственной сферы.

В условиях кризиса возможности государственного вмешательства в распределение материальных и финансовых ресурсов ограничены. Более того существование остаточного подхода к выделению средств на развитие непроизводственных отраслей усугубляет и без того сложное положение, в связи с чем большинство предприятий и учреждений должны самостоятельно изыскивать ресурсы, что предопределяет необходимость более рационального использования имеющихся ресурсов для повышения эффективности функционирования непроизводственной сферы.

Повышение эффективности является главным источником роста экономики, всех ее звеньев и отраслей и связана с решением таких проблем, как: оптимизация народно-хозяйственных пропорций, ускорение НТП, усиление действенности моральных и материальных стимулов, удовлетворение запросов потребителей. Все это говорит о необходимости совершенствования системы управления предприятиями непроизводственной сферы, направленное на повышение эффективности и качества работы ее отраслей. В этой связи требуют своего решения вопросы определения специфики ресурсов и результатов непроизводственной сферысоотношения экономического и социального аспектов ее развитиякритериев и показателей количественных оценок результатов для определения эффективности и качества оказываемых услуг отраслями непроизводственной сферы.

Неразработанность этих вопросов говорит об актуальности выбранной темы диссертационного исследования. Основной вклад автора в проведенное диссертационное исследование заключается в постановке цели, выборе объекта, обосновании задач и их решении.

Целью диссертационного исследования является уточнение теоретических и методических положений по оценке экономической эффективности и выявлению путей ее повышения в отраслях непроизводственной сферы.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:

— определение технико-экономических особенностей отраслей непроизводственной сферы в едином народно-хозяйственном комплексе;

— анализ состояния и перспектив развития отраслей непроизводственной сферы, а также выявление проблем и источников повышения эффективности их функционирования в условиях рынка;

— обоснование принципов и условий для изменения пропорций распределения труда между производственной и непроизводственной сферами;

— критический анализ существующих методических положений и подходов к оценке экономической эффективности в отраслях непроизводственной сферы;

— уточнение методики определения эффективного варианта развития предприятий и учреждений непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики;

— определение наиболее прогрессивных организационных форм и методов управления предприятиями и учреждениями непроизводственной сферы, способствующих повышению эффективности ее функционирования.

Предметом исследования являются методы оценки, факторы и направления повышения эффективности в непроизводственной сфере.

В качестве объекта исследования в диссертации рассматриваются предприятия и учреждения отраслей непроизводственной сферы.

Теоретическую и методическую базу исследования составили труды известных ученых по проблемам развития непроизводственной сферы и определения эффективности, среди которых особую роль в выделении проблемной области и постановке задач сыграли работы Агабабьяна Э. М., Бабича A.M., Евсеева В. И., Егорова Е. В., Козака В. Е, Комарова В. Е., Кочерги А. И., Рутгайзера В. М., Солодкова М. В., Чистова Л. М., Якобсона Л. И. и др., а также основные положения теории расширенного воспроизводствапринципы системного подходатеории эффективности, менеджмента и маркетингаметоды логического и экономического анализа.

Информационной базой исследования являются нормативные и статистические материалы, данные социологических исследований, справочные материалы Государственного комитета по статистике, Министерства труда и социального развития, Министерства экономики Республики Дагестан, материалы Госкомстата России.

Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке и уточнении отдельных теоретических и методических положений оценки эффективности непроизводственной сферы с учетом особенностей входящих в ее состав отраслей, региона и социально-экономических условий их функционирования.

К основным научным результатам, составляющим новизну исследования можно отнести следующие:

— обосновано разграничение отраслей народного хозяйства на производственную и непроизводственную сферы на базе соответствующих методологических предпосылок;

— выявлена специфика результатов функционирования отраслей непроизводственной сферы и отличительные черты используемых в ней ресурсов;

— обоснованы критерии и система показателей эффективности функционирования отраслей непроизводственной сферы с учетом их социальной результативности;

— уточнен метод обоснования структурных изменений в распределении ресурсов между отраслями народнохозяйственного комплекса и их качественного совершенствования;

— уточнена методика определения эффективного варианта развития предприятий и учреждений непроизводственной сферы на базе использования показателя уровня социальной защищенности, комплексного анализа и прогнозирования его развития;

— предложена организационная структура управления предприятий и учреждений непроизводственной сферы, в частности учреждений образовательного комплекса, обеспечивающая повышение эффективности их функционирования, базирующаяся на принципах целевого управления и маркетинга.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в использовании теоретических положений и методических подходов в процессе разработки и применения методики определения эффективности предприятий и учреждений непроизводственной сферы, выявлении резервов и определении путей повышения эффективности их функционирования в условиях рыночных отношений.

Основные положения диссертационной работы докладывались на международных и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ДГУ в 1996 — 1999 гг. По теме диссертационного исследования опубликован 6 работ, общим объемом 1,65 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Одной из проблем при исследовании особенностей функционирования и развития непроизводственной сферы является обоснование теоретических положений (принципов) разграничения отраслей народного хозяйства на производственную и непроизводственную сферы, так как это имеет принципиальное значение для определения оптимальных народнохозяйственных пропорций при распределении материальных и трудовых ресурсов, выявлении тенденций в развитии этих сфер.

2. Основным недостатком официального разделения отраслей на материальное производство и непроизводственную сферу является применение технологического содержания конкретных функций, связанных с преобразованием материи. Однако такой подход не в полной мере учитывает содержание экономических отношений. В этой связи предлагается уточнение понятий «непроизводственная сфера» и «производственная сфера», а также применение в качестве критерия разграничения категории производительного характера труда при отнесении той или иной отрасли к одной из двух сфер экономики.

3. Производительным трудом с точки зрения его сущности является труд, создающий прибавочный продукт в системе сложившихся производственных отношений и реализующий цель способа производства, производительным по форме является труд, который общественно организован и воспроизводит экономические отношения, присущие данной общественно-экономической формации. Непроизводительный труд — это общественно организованный труд, который непосредственно не участвует в создании материальных благ, а косвенно влияет на производство путем воспроизводства производительных сил и общественных отношений, так как он создает духовные блага и оказывает услуги населению.

4. Используя в качестве критерия разграничения производительный характер труда, к непроизводственной сфере можно отнести здравоохранение. образование, культуру и искусство, физическую культуру и социальное обеспечение, науку и научное обслуживание, финансы и страхование, органы государственного управления и обороны страны, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и связь в части обслуживания населения, информационно-вычислительное обслуживание.

5. Исследование проблем и тенденций развития непроизводственной сферы в стране и, в том числе, Республике Дагестан показало, что данная сфера является наиболее динамично развивающимся сектором экономики, которому присущи общемировые тенденции, выражающиеся в постоянном росте доли производства услуг в структуре валового внутреннего продукта и объеме потребляемых услуг непроизводственной сферы, занятых в данной сфере от общей численности занятых в экономике, что может быть рассмотрено как признак формирования особого типа экономики, характерного для этапа постиндустриального развития.

6. Более глубокое и детальное изучение процессов функционирования непроизводственной сферы позволило выявить ряд факторов, влияющих на основные направления ее развития и увеличение численности занятых в ней работников. К ним можно отнести следующие: рост материального производства и повышение производительности трудаизменение структуры потребностей населенияулучшение качества и рост объема услуг происходит в основном за счет повышения квалификации и увеличения численности занятых работниковускорение темпов роста занятых в данной сфере, обусловленное повышением трудоемкости, невозможностью замены живого труда овеществленным.

7. Увеличение численности занятых в отраслях непроизводственной сферы может стать решающим фактором снижения безработицы в отдельно взятых регионах России, в том числе и в Республике Дагестан, как трудоизбыточном регионе, с преобладанием низко квалифицированной рабочей силы. Проведенный в диссертации анализ показал, что создание рабочих мест с целью стабилизации экономики в данном регионе, может осуществляется в таких отраслях непроизводственной сферы, как бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание, а также других отраслях сферы услуг, где не требуется больших капиталовложений и высокой квалификации работников для их развития.

8. В силу специфики непроизводственной сферы проблему повышения эффективности мы предлагаем рассматривать в двух аспектах: социальном и экономическом. Социальный аспект предполагает оценку степени влияния развития отраслей непроизводственной сферы на социальный прогресс общества, повышение уровня жизни населения, удовлетворение запросов потребителей. Экономический аспект — рассмотрение и оценку результатов, полученных при функционировании отраслей непроизводственной сферы, т. е. экономической отдачи использованных ресурсов в данной сфере.

9. При определении результатов функционирования непроизводственной сферы необходимо учитывать взаимодействие потребителя и производителя, т. е. необходимо сосредоточить внимание не на личности потребителя и не на деятельности в отраслях непроизводственной сферы, а на актах взаимодействия производителя с потребителем, что позволит с меньшими затратами осуществлять идентификацию услуг в отраслях непроизводственной сферы.

10. Специфика результатов и функциональные особенности отраслей непроизводственной сферы определяют также отличительные черты используемых в ней ресурсов. Можно сказать, что материальные ресурсы в непроизводственной сфере являются реальным фактором создания услуг, но их роль значительно меньше, чем в производственной сфере. Следует отметить и то, что в данной сфере отсутствует и такой вид ресурсов, как основные материалы (предметы труда), так как труд в определенных отраслях чаще всего воздействует непосредственно на самого человека. В связи с этим, процесс труда носит более индивидуальный характер, чем в производственной сфере. По этим причинам в непроизводственной сфере складывается специфическое соотношение затрат живого и овеществленного труда. Такое соотношение живого и овеществленного труда ограничивает возможности интенсификации в непроизводственной сфере. Поэтому, при определении основных направлений повышения эффективности на передний план выдвигаются такие факторы, как изменение кадрового потенциала, совершенствование методов управления и организации труда.

11. Применяемые методы измерения показателя результата производства услуг можно разделить в зависимости от единиц измерения результата на три группы: натуральные, трудовые, стоимостные показатели, выражающие социально-экономическую эффективность отраслей непроизводственной сферы. С точки зрения их содержания они представляют показатели: сугубо-экономической эффективностиобщеэкономической эффективностисоциальной эффективности. При планировании и оценке деятельности учреждений и отраслей непроизводственной сферы необходимо особенно учитывать именно показатели социальной эффективности, так как общество направляет значительные ресурсы на развитие данной группы отраслей не для увеличения потребительных стоимостей, а для удовлетворения потребностей населения в социально-культурных благах и услугах.

12. Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов в непроизводственных отраслях предполагает более глубокое обоснование структурных изменений в распределении ресурсов между отраслями народного хозяйства. Обеспечение пропорциональности в развитии непроизводственных отраслей должно исходить из условий настоятельности отдельных потребностей, с выделением среди них первоочередных. В современных условиях при корректном установлении предельно допустимых размеров требуемых для развития отраслей непроизводственной сферы государственных средств, наиболее рационально исходить не из абсолютных нормативных расчетов, а из различного рода относительных, т. е. структурных соотношений, на которые в последствии можно наложить те или иные ограничения, определяемые наличием средств у государства. Использование в практике данного метода, на наш взгляд, позволит в какой-то мере стабилизировать процесс распределения государственных и национальных средств, поскольку на первый план выдвигается не сам размер ресурсов, а уровень национальных усилий в той или иной сфере экономики.

13. Обеспечение эффективной деятельности предприятий и учреждений непроизводственных отраслей в условиях становления рыночной экономики требует нового подхода к организации системы оплаты труда, созданию действенных стимулов для работников в увеличении объемов и качества предоставляемых услуг. В этой связи для оценки конечной (народнохозяйственной) эффективности функционирования предприятий и учреждений непроизводственной сферы предлагается использование показателя уровня социальной защищенности его (предприятия или учреждения) работников. Применение показателя уровня социальной защищенности в качестве критерия оптимальности развития непроизводственной сферы на различных уровнях: локальном (предприятие), региональном, национальном, интернациональном возможно при наличии соответствующих исходных данных. Методика расчета показателя уровня социальной защищенности, а также методика комплексного анализа и прогнозирования темпов изменения этого показателя программно-целевым методом применена на примере образовательного комплекса (вуза), с учетом: исходных характеристик и показателей конечных целейисходных характеристик и показателей, отражающих средства достижения конечных целейисходных и результирующих показателей, используемых при анализе и прогнозировании темпов изменения уровня социальной защищенности.

14. В целях реализации разработанных теоретических положений и методических подходов решения поставленных проблем на практике предлагается создание (на примере вуза) функционально-целевых подсистем управления с маркетинговой ориентацией и развития преимущественно экономических методов. Основные целевые задачи вуза должны поэтапно реализовы-ваться как в рамках каждой общесистемной функции, так и в рамках целевой функции, что и составит принципиально новую функционально-целевую структуру управления вузом, способную эффективно функционировать в условиях жесткой конкуренции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Сфера услуг и экономическое развитие (методологические аспекты статистического анализа). //Вопросы статистики, 1998, № 10.
  2. Э.М. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме. М.: Наука, 1983.
  3. Э.М. Экономический анализ сферы услуг. М., 1968.
  4. В.И., Гаджиев Ю. Сфера услуг: территориальная организация и эффективность функционирования. Сыктывкар, 1984.
  5. Актуальные вопросы развития сферы обслуживания в условиях полного хозрасчета и самофинансирования: (сб. статей по материалам Всесоюзного семинара лекторов) /Сост. Литвинова В. И. М.: Знание, 1989.
  6. Актуальные проблемы развития непроизводственной сферы в условиях зрелого социализма: Межвуз. сб. /Редкол. Коновалов А. К. Барнаул: Изд-во ДГУ, 1982.
  7. Актуальные проблемы экономики непроизводственной сферы. //Сб. статей, Ин-т МЭМО. М.: ГСП и ИМЭМО, 1987.
  8. Анализ экономической эффективности капиталовложений. /Пер. с англ. //Бромвич М. М.: Инфра-М, 1997.
  9. В. Экономический потенциал России. //Вопросы экономики, 1997, № 3.
  10. A.M. основные непроизводственные фонды. М.: Высшая школа, 1983.
  11. E.H. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань: Центр экспертизы и маркетинга КГУ, 1996.
  12. Е. Гибкость рынка труда: опыт макроэкономической оценки. //Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 2.
  13. Бизнес в сфере услуг: Теорет. Курс авториз. излож. Грибов В. Д. -М.: МЭГУ, 1994.
  14. В., Метиславский П., Смирнов В. Оценка состояния и прогнозной динамики доходов и уровня жизни населения. //Экономист, 1996, № 12.
  15. E.H. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка: Уч. пособие. М.: Исслед. Центр Гособразования СССР, 1991.
  16. . Международные сравнения: 1990−1997 гг. //Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 10.
  17. Е. Об основных направлениях совершенствования организации статистического наблюдения за услугами. //Вопросы статистики, 1998, № 5.
  18. Э.А. Необходимый и прибавочный продукт в СССР. М., 1973.
  19. В.Г. Проблемы совершенствования хозяйственного механизма в вузе: Сб. науч. трудов. М.: МИИГА, 1991.
  20. Е. Что важнее: зарплата или занятость. //Человек и труд, 1998, № 11.
  21. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на региональных рынках труда. // Вопросы экономики, 1997, № 2.
  22. Г. Х. Стимулирующая роль оплаты труда в социально-культурных отраслях. М.: Экономика, 1988.
  23. В., Горбачева Т., Липпольдт Д. Движение рабочей силы (оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда). Вопросы экономики, 1997, № 2.
  24. В. Интеллектуальный капитал. //МЭМИ, 1998, № 11.
  25. Л., Фальцман В. Тенденции и перспективы развития науки. //Экономист, 1996, № 6.
  26. М.И. Социально-экономические проблемы непроизводственной сферы. Киев: Наукова думка, 1984.
  27. Г. Соколов Е. Соцсоревнование в непроизводственной сфере. -М.: Профиздат, 1980.
  28. В.И. Закономерности и тенденции потребления услуг непроизводственной сферы в период развитого социализма, (на примере здравоохранения). /АН СССР Ин-т эк-ки. Киев, 1980.
  29. В.И. Потребление услуг непроизводственной сферы. Киев: Наукова думка, 1987.
  30. Е.В. Эффективность социально-культурного комплекса. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  31. H.A. Взаимодействие негосударственного сектора сферы услуг и рынка труда: (Вопросы теории и практики): Автореферат на соискание ученой степени доктора наук. М., 1994.
  32. В.А. Эффективность квалифицированного труда. М.: Экономика, 1968.
  33. E.H. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  34. E.H. Экономика сферы платных услуг. Казань: Б.и., 1996.
  35. E.H., Бабич A.M. Экономика социального страхования. -М., 1998.
  36. Закономерности развития непроизводственной сферы и повышения жизненного уровня. /Козак В.Е., Новиков В. Н., Верховодова Л. Г. и др.- АН УССР Ин-т эк-ки. Киев: Наукова думка, 1989.
  37. Заработная плата работников непроизводственной сферы. М.: Экономика, 1967.
  38. И. К характеристике труда в современной России (очерк социально-трудовой политики). //Вопросы экономики, 1997, № 2.
  39. Л.Н., Чистов Л. М. Эффективное управление образовательным комплексом.(Системный анализ развития образования в г. Пушкине). -СПб., 1995.
  40. А.П. Опыт развития сферы обслуживания (на примере ленинградского района). М.: Знание, 1987.
  41. А., Яковлев Р. К сбалансированной политике доходов населения. //Российский экономический журнал, 1996, № 11−12.
  42. Г. П. непроизводственная сфера и соц. воспроизводство. М.: Изд-во МГУ, 1978.
  43. Т.Н. Психологические аспекты менеджмента социально-культурной сферы: Уч. пособие. Кемерово, 1997.
  44. Интенсификация в отраслях непроизводственной сферы на основе ускорения НТП: Метод, рекомендации. Киев: Общество «Знание» УССР: РДЭНТП, 1989.
  45. С.И. Методологические вопросы оценки социально-экономической эффективности капитальных вложений в отрасли непроизводственной сферы. -М., 1978.
  46. О.И. Принципы организации и источники финансирования социального обеспечения в Российской Федерации. //Вестник МГУ, 1997, № 5.
  47. Е. Мотивация на рынке труда. Вопросы экономики, 1997, № 2.
  48. Дж. М, Общая теория занятости. //Вопросы экономики, 1997, № 5.
  49. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Советское радие, 1994.
  50. В.Е. Непрозводственная сфера: вопросы теории. Киев: Нау-кова думка, 1979.
  51. В.Е. Производительный и непроизводительный труд (очерк теории). Киев, 1971.
  52. В.Е., Улановская В. Д. Эффективность и интенсификация непроизводственной сферы. -М.: Экономика, 1987.
  53. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. /И.М. Шейман, J1.C. Демидова и др. М.: Наука, 1995.
  54. В.П. Новые условия хозяйствования в здравоохранении. Нормативная база: Уч. пособие. М., 1989.
  55. Т.И. Платные услуги в СССР. М.: Экономика, 1990.
  56. Н., Улюкаев А. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: эволюция или революция. Вопросы экономики, 1997, № 9.
  57. А.И. Сфера обслуживания населения: вопросы социалистического воспроизводства. /Предисловие A.M. Румянцева. М.: Мысль, 1979.
  58. И., Умхаев Л. Накопления и структурные сдвиги. //Экономист, 1996, № 3
  59. А.Г. Эффективность строительного производства. Махачкала, 1985.
  60. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  61. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории. 11 Вопросы экономики, 1997, № 11.
  62. В.А. Общественное воспроизводство и сфера услуг. М., 1968.
  63. К. Формирование новой модели занятости. //Экономист, 1997, № 3.
  64. H.H., Семкина О. С. Менеджмент в непроизводственной сфере: Уч. пособие. -М., 1997.
  65. Непроизводственная сфера СССР (под ред. Солодкова M.B. М.: Мысль, 1981.
  66. P.M. Информационная экономика и методические основы технико-экономического прогнозирования современной экономики России. //Вестник МГУ, 1997, № 3.
  67. P.M. Экономика информационного производства: становление, развитие, перспективы. //Вестник МГУ, 1997, № 1.
  68. О мерах Правительства РФ и ЦБ РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране. //Российская газета, 1998, № 207.
  69. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год. //Российская газета, 1998, № 51.
  70. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации (по материалам Госкомстата России), 1996−1998, № 1−6, 8−10,12.
  71. Н. Система статистический показателей сферы услуг как сектора экономики. //Вопросы статистики, 1998, № 4.
  72. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1984.
  73. По тонкому льду (итоги 1997 года и общий прогноз на 1998 год). // Вопросы экономики, 1998, № 3.
  74. Г. А. Экономика отраслей народного хозяйства СССР. Экономика непроизводственной сферы: Метод, указания для студентов эк. факультетов гос. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  75. Потребительский рынок. //Экономист, 1996, № 6.
  76. Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М.: «Мысль», 1973.
  77. Д.И. Развитие непроизводственной сферы при социализме: (Темпы, пропорции, перспективы). М.: Экономика, 1976.
  78. К.Ф. Организационно-экономические факторы повышения эффективности и качества ИТР и научных работников в условиях ускорения НТП: Материалы научно-практической конференции. Л., ЛД НТП, 1988.
  79. К.Ф. Повышение эффективности работы и конкурентности научных и инженерных коллективов в условиях рынка. Л.: ЛД НТП, 1991.
  80. Регистрируемая безработица в зеркале статистики. //Человек и труд, 1998, № 10.
  81. Л. Женский труд: дискриминация усиливается. //Человек и труд, 1998, № 5.
  82. Е.С. Маркетинг в сфере услуг: Уч. Пособие. Казакь: КФЭИ, 1996.
  83. М.Б. Сфера услуг в экономике развитого социализма: теоретические и методологические вопросы. Саратов, изд-во Сарат. ун-та, 1976.
  84. Российских статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1996−1997 гг.
  85. Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. /Госкостат России. М., 1998.
  86. В.М. Непроизводственная сфера экономики СССР. М.: Знание, 1979.
  87. В.В. Формирование нового хозяйственного механизма в непроизводственной сере. -М., 1992.
  88. Г. В. Непроизводственная сфера экономики. М.: Знание, 1967.
  89. B.C. Сфера обслуживания и ее работники. М., 1966.
  90. Е. Занятость в негосударственном секторе экономики. //Экономист, 1996, № 1.
  91. С. Отраслевая структура занятости: анализ изменений. //Человек и труд, 1998, № 1.
  92. С. Оценка эффективности региональных программ содействия занятости населения. //Экономист, 1997, № 6.
  93. В.А. Государственная политика в сфере бесплатного обслуживания: уроки и перспективы. М.: Наука, 1994.
  94. Сосновская J1.H. Занятость населения в сфере услуг: Перспективы развития и методология прогнозных расчетов. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990.
  95. Социальная политика в современной России: Сб. научных трудов. -М.: НИЭИ, 1993.
  96. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. /Бабич A.M., Жильцов E.H., Егоров Е. В. М.: Б.и., 1993.
  97. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Комитет по государственной статистике, 1998.
  98. И. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: особенности выбранной модели. Вопросы экономики, 1997, № 11.
  99. Статистика рынка товаров и услуг. /Белявский И.К., Кулагина Г. Д., Коротков A.B. М.: Финансы и статистика, 1995.
  100. И. А. Социально-экономический механизм управления качеством обслуживания населения: Автореферат на соискание ученой степени кандидата наук. М., 1991.
  101. Сфера услуг в США: новые явления и структурные сдвиги. М.: Наука, 1985.
  102. Сфера услуг: новая концепция развития. /Рутгайзер В.М., Корягина Т. И., Арбузова Т. И. и др. М. Экономика, 1990.
  103. А. Финансовые аспекты жилищно-коммунальной реформы. //Российский экономический журнал, 1997, № 8.
  104. Е. Актуальные проблемы социального развития и пути их решения. //Экономист, 1997, № 4.
  105. Управление непроизводственной сферой: Сборник, Сост. Пашков Б. И. М.: Знание, 1988.
  106. Уровень жизни населения. //Экономист, 1996, № 12.
  107. O.A. Предпринимательство в сфере услуг. СПБ: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  108. И., Юревич А. Перспективы научных парков в России. -//МЭМО, 1998, № 9.
  109. Р.И. Социальный конфликт в постиндустриальном обществе. //МЭМО, 1998, № 10.
  110. Ю.А. высшее образование в рыночной экономике. М.: ИМЭМО, 1991.
  111. H. О новой модели занятости. //Российский экономический журнал, 1996, № 11−12.
  112. Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. Вопросы экономики, 1997, № 2.
  113. Л.М. Заработная плата основа социальной защищенности качества жизни, стимулятор роста производительности труда. — СПб.: изд-во Фонда Рабочей Академии, 1995.
  114. Л.М. Оптимизация развития социалистического производства. -Л.: Лениздат, 1977.
  115. Л.М. Эффективное управление социально-экономическими системами. СПб., 1998.
  116. Л.М., Костюк М. Д. Управление реконструкцией действующих предприятий. СПб.: Стройиздат, 1994.
  117. Г. Социально-трудовая сфера: динамика, качество человеческого потенциала, проблемы управления. //Вопросы статистики, 1998, № 5.
  118. А.О. Определение эффективности капитальных вложений в инфрастуктуру с учетом конечных народнохозяйственных результатов. М.: Б.и., 1985.
  119. Экономика непроизводственной сферы: Уч. пособие для экономических специальностей вузов. / Солодков М. В., Жильцов E.H., Кочерга А. И. -М.: Изд-во МГУ, 1980.
  120. Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы: Уч. пособие для экономических специальностей вузов. /Под ред. Жильцова E.H. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  121. Экономическая эффективность государственного страхования (под ред. Плешкова А. П. М.: Финансы и статистика, 1990.
  122. Экономическая эффективность при социализме: (Проблемы теории и практики) Отв. Ред. Г. М. Сорокин. М.: Наука, 1979.
  123. Экономические законы и интенсификация экономики: Вопросы теории и практики. Под ред. A.A. Пороховского. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  124. Экономические методы и показатели повышения эффективности социалистического производства (под ред. Ткаченво И.Е.) Харьков: Вища шк, 1984.
  125. Экономические проблемы повышения эффективности, качества услуг и культуры обслуживания в отраслях непроизводственной сферы. //Сб. науч. трудов всесоюзной научно-практической конференции. М., 1986.
  126. Эффективное использование трудовых ресурсов в непроизводственной сфере. Саратов: Коммунист, 1980.
  127. Л.И. Механизм хозяйствования в отраслях социально-культурного обслуживания: Уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  128. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995.
  129. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.
  130. Л.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере. -М.: Экономика, 1987.
Заполнить форму текущей работой