Институт частно-государственного партнерства: становление и развитие в России
Теория контрактов, согласно которой любой акт обмена есть не что иное, как обмен «пучками прав собственности». Каналом, по которому они передаются, служит контракт. При разработке модели партнерства между государством и частным сектором диссертант предлагает исходить из тезиса Дж. М. Ходжсона о невозможности отделения государства от общества. Он утверждает, что стандартный контракт обязательно… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методологические основы исследования института частногосударственного партнерства
- 1. 1. Методология институционализма как основа исследования частно-государственного партнерства
- 1. 2. Содержание понятия «частно-государственное партнерство»
- 1. 3. Институциональная система взаимодействия государственной власти и бизнеса
- Глава 2. Формирование и развитие института частно-государственного партнерства в России
- 2. 1. Особенности формирования института частно-государственного партнерства в условиях российской институциональной системы
- 2. 2. Роль неформальных институтов в системе взаимодействия государства и предпринимательства
- 2. 3. Перспективы развития института частно-государственного партнерства
Институт частно-государственного партнерства: становление и развитие в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аюуалыюсть темы. Объективной тенденцией общественного развития во многих странах мира является появление новых институтов взаимодействия государственной власти и частного предпринимательства, таких как частно-государственные партнерства. Мировой опыт показывает, что они позволяют увеличивать эффективность систем жизнеобеспечения общества, решать ряд стратегических социальных и экономических задач, рационально распределять риски между государством и частным сектором.
Сегодня в России отмечаются попытки решения комплекса проблем в сфере здравоохранения, образования, коммунальной и транспортной инфраструктуры на основе партнерства государства и бизнеса. Но пока они носят точечный экспериментальный характер, и их реализация сталкивается с существенными препятствиями (недоверием, коррупцией), для преодоления которых требуются соответствующие изменения в институциональной системе страны.
Наметившийся экономический рост и успех экономических преобразований в России, потребность решения ряда социальных проблем вызывают необходимость институциональных изменений и создания предпосылок для эффективного партнерства государства и бизнеса. Инструментарий традиционного неоклассического анализа является недостаточным и требует применения новых теоретических подходов к данной проблематике. Для исследования частно-государственного партнерства необходимы глубокий институциональный анализ особенностей взаимодействия государства и частного сектора в условиях российской институциональной системы и решение ряда методологических вопросов, касающихся основополагающих принципов сотрудничества, сфер применения и оценки возможных социально-экономических последствий реализации новых хозяйственных отношений.
Степень разработанности проблемы. Исследование роли государства в современной экономике и обществе всегда привлекали внимание как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых следует выделить Э. Аткинсона, Д. Стиглиц, Д. Осборна, Дж. Сакса и др., российских ученых С. Ф. Серегину, B. JL Тамбовцева, JI.C. Черного и др.
Анализ институциональных аспектов отношений между государством и частным сектором имеет широкое признание. По этой проблеме опубликованы фундаментальные труды представителей институциональной экономической теории — Т. Веблена, Дж.Р. Коммонса, У. К. Митчелла, Дж.К. Гэлбрейта, JI. Дэвиса, Р. Коуза, Д. Норта, О. Уильямсона, Дж. Ходжсона и др. В России исследованием институциональных аспектов в экономике занимаются такие ученые как Р. И. Капелюшников, Д. С. Львов, P.M. Нуреев, В. В. Радаев, А. Н. Олейник, А. Е. Шаститко, B.JI. Тамбовцев и др.
В последнее время в зарубежной и отечественной литературе уделяется определенное внимание явлению частно-государственного партнерства. Различные проблемы сотрудничества институтов власти и предпринимательства с разных позиций анализировались в трудах таких ученых, как Т. Барнеков, Р. Бойл, В. Г. Варнавский, Е. И. Иншакова, Ф. Кук, М. Мейер, М. Роль, С. А. Сосна, А. Фербеке, Ф. И. Шамхалов и др.
Вместе с тем практически отсутствуют комплексные исследования институциональных аспектов формирования частно-государственного партнерства в современной экономике. Слабо изучены сущность частно-государственного партнерства, предпосылки его возникновения, требуется глубокий институциональный анализ особенностей взаимодействия государства и частного сектора в условиях российской институциональной системы.
Изложенное выше позволяет поставить проблему формирования и развития института частно-государственного партнерства в ряд актуальных направлений современной экономической теории.
Целью диссертационной работы является выявление особенностей развития частно-государственного партнерства в институциональной системе России.
Для реализации этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучить особенность методологии институционализма в качестве научной основы исследования частно-государственного партнерства;
2) выявить сущность и уточнить содержание понятия «частно-государственное партнерство» как института;
3) изучить структуру и развитие институциональной системы взаимодействия государственной власти и бизнеса;
4) выявить предпосылки и специфику формирования института частно-государственного партнерства в условиях рыночной экономики России;
5) проанализировать влияние неформальных институтов на процесс формирования частно-государственного партнерства;
6) определить перспективные направления развития института частно-государственного партнерства в России.
Объектом исследования является институт частно-государственного партнерства.
Предметом исследования выступает система экономических отношений, возникающих при партнерстве государства и частного сектора.
Теоретической и методологической основой исследования явились исследования классиков экономической теории, современных отечественных и зарубежных ученых — экономистов, достижения и прогнозы научно-исследовательских учреждений. Нормативно-правовую основу исследования составили законы Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации.
В процессе исследования использовались диалектические принципы, позволяющие выявить сущность и основные характеристики исследуемых явлений и процессов, определить тенденции их становления и развития. Были применены методы системного подхода, абстрактно-логического, исторического, экономико-статистического, структурно-функционального и сравнительного анализов, индукции и дедукции, традиционные методы сравнения, группировки и обобщения.
Информационной базой для научной работы послужили статистические и аналитические материалы Госкомстата РФ, территориального органа по статистике Республики Бурятия, доклады Всемирного Банка о мировых инвестициях, материалы российских и зарубежных монографических исследований, периодической печати, информационные ресурсы глобальной сети Интернет.
Область исследования. Содержание диссертационного исследования соответствует п. 1.1 паспорта специальности 08.00.01 — Экономическая теория (1. Общая экономическая теория. Раздел 1.1. Политическая экономия).
Научная новизна диссертационного исследования определяется авторским подходом к рассмотрению проблемы, связанной с формированием и развитием современных партнерских отношений государства и частного бизнеса на фоне динамики институциональной системы:
1. обосновано применение институционального подхода к изучению новых хозяйственных отношений — партнерства государства и частного капитала;
2. уточнено понятие частно-государственного партнерства как института на основе определения его функций и отличительных особенностей в сравнении с другими формами взаимодействия государства и бизнеса;
3. раскрыт противоречивый характер развития институциональной системы в России, где с одной стороны воздействует институт власти-собственности, а с другой — институт частной собственности;
4. доказано влияние неформальных институтов на процесс формирования и развития частно-государственного партнерства в условиях российской институциональной системы;
5. предложена институциональная модель частно-государственного партнерства, представляющая собой систему партнерского взаимодействия государства и бизнеса на формальном и неформальном уровне.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и результаты могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти при реализации социально-экономических программ, при решении комплекса проблем процесса развития частно-государственных партнерств в России.
Выдвинутые теоретические положения работы могут быть использованы как учебно-методический материал при преподавании курса экономической теории, спецкурса «Институциональная экономика».
Апробация работы. Основные положения исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Международной научно-практической конференции (Улан-Удэ, 2005 г.), Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: управление образованием» (Санкт-Петербург, 2006 г.), Международной научно-практической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество» (Санкт-Петербург, 2006 г.), ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Восточно-Сибирского государственного технологического университета.
Материалы исследования нашли применение в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория», «Инновационный менеджмент» для студентов экономических специальностей Восточно-Сибирского государственного технологического университета.
Результаты диссертационного исследования, основные положения и выводы опубликованы в 9 научных работах общим объемом 2,4 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
.
В диссертационной работе обобщены и проанализированы основные положения экономических концепций отечественных и зарубежных экономистов в области исследования частно-государственного партнерства, закономерностей установления институциональных отношений и развития институциональной системы.
В работе обосновано, что методология институционализма позволит наиболее комплексно и всесторонне рассмотреть современные экономические, социальные и политические процессы, связанные с новой формой взаимодействия частного и государственного секторов. Институциональный подход занимает особое место в системе теоретических экономических направлений, так как в отличие от неоклассического подхода он делает акцент не столько на анализ результатов поведения экономических агентов, сколько на самом поведении, его формах и способах.
Изучение развития экономической мысли в области взаимодействия государства и частного сектора позволило обобщить лучшие достижения институциональной теории для осмысления новых хозяйственных отношений в российских условиях. Таким образом, в основу диссертационного исследования были положены методологические принципы институционального анализа.
Обзор различных институциональных направлений позволил сделать вывод о том, что для более полного и объективного анализа явление частно-государственного партнерства целесообразно рассматривать с нескольких институциональных точек зрения, таких как:
1) теория трансакционных издержек, которая способна объяснить возникновение новой формы взаимоотношений государства и частного сектора экономики на основе стремления к сокращению издержек по управлению госсобственностью для одной стороны, и экономии на долгосрочных отношениях для другой;
2) теория прав собственности, обуславливающая эффективную работу частно-государственого партнерства точным определением прав собственности («спецификация»). Чем яснее определены и надежнее защищены права собственности, тем теснее связь между действиями партнеров и их благосостоянием, и тем самым спецификация подталкивает к принятию экономически наиболее эффективных решений;
3) теория контрактов, согласно которой любой акт обмена есть не что иное, как обмен «пучками прав собственности». Каналом, по которому они передаются, служит контракт. При разработке модели партнерства между государством и частным сектором диссертант предлагает исходить из тезиса Дж. М. Ходжсона о невозможности отделения государства от общества. Он утверждает, что стандартный контракт обязательно базируется на сочетании законов, издаваемых правительством, и обычаев и традиций, накопленных веками. В этом утверждении лежит объяснение неудачных попыток реализации частно-государственных партнерств в разных странах.
В работе определены институциональные основы функционирования частно-государственного партнерства, раскрыта сущность институциональных отношений, выявлены специфика их формирования на различных уровнях. На основе цикличности развития институциональной системы автором было выделено периодическое противостояние институтов власти-собственности и частной собственности.
Автором было доказано, что государственные контракты на поставку товаров и услуг, а так же акционирование представляют собой форму взаимодействия государства и частного сектора, но частно-государственными партнерствами не являются. Кроме того, был решен принципиальный теоретический вопрос о соотношении понятий ЧГП и приватизация. Согласно российскому законодательству под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в собственность физических и юридических лиц. В отличие от приватизации различные виды ЧГП не предусматривают передачу государством частному капиталу прав собственности, поэтому приватизацию нельзя считать формой ЧГП.
Таким образом, под частно-государственным партнерством понимается институт, включающий в себя совокупность формальных и неформальных правил, в рамках которых с целью удовлетворения потребностей общества осуществляется совместная деятельность государственных органов власти и частного сектора и на равных правах реализуются их экономические интересы.
Исходя из этого частно-государственное партнерство обладает следующими характерными чертами:
• ЧГП удовлетворяет потребности общественного сектора;
• включает участие двух или более сторон, одна из которых представлена государством, а другая — частным сектором экономики, работающих ради достижения совместных целей. Участниками ЧГП могут быть государственные и муниципальные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, организации социального обслуживания или объединения по интересам);
• права собственности на госимущество не передаются в частную собственность;
• участники ЧГП разделяют полномочия, ответственность, инвестиции, риски и выгоды;
• ЧГП в случае институционального соглашения может представлять собой фирму (совместное предприятие) или гибрид (договорные отношения).
Автором проанализирован опыт реализации взаимодействия государства и частного сектора в мировой практике, раскрыто влияние неформальных институтов на развитие института частно-государственного партнерства в российской институциональной системе, определены перспективы развития института ЧГП в России.
Наряду с выявлением общих тенденций, присущих большинству стран мира, автором раскрыта и специфика государственного вмешательства в нашей стране. Современные направления развития частно-государственного партнерства в России тесно связаны с тем обстоятельством, что воплощению почти 90% стратегических планов частного сектора препятствует недостаточное развитие инфраструктуры: нехватка автомобильных дорог, железнодорожных веток, воздушного сообщения, линий электропередач и т. п. И в первую очередь государство призвано решить инфраструктурные проблемы.
Автором сделано заключение, что для России на данном этапе развития характерна «инвестиционная» форма партнерства. При этом государством прилагаются некоторые усилия в развитии перспективных направлений «традиционной» и «научно-образовательной» форм.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «О приватизации государственной и муниципальной собственности» № 178-ФЗ, от 21.12.01 г.
- Федеральный закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ, от 21.07.05
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ, от 26.12.95 г.
- Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ, от 08.09.01 г.
- Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ, от 30.12.95 г.
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ, от 09.07.99 г.
- Антология экономической классики. -М.: т 1, 1993.- 308 с.
- Аукционек С. Капитальные вложения промышленных предприятий //Вопросы экономики. 1998. № 8. С. 136−146.
- Белянин А. Даниэл Канеман и Верной Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности)// Вопросы экономики. 2003 г. № 1.
- Бессонова О.Э. Раздаток: институциональная теория хозяйственного развития России. Новосибирск, 1999.
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: Дело Лтд, 1994. -с.720
- Бутенко А.П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 94.
- Бюхер К. Происхождение народного хозяйства и образование общественных классов (две публичных лекции). Пер. с нем. СПб.: Тип. В. А. Тиханова, 1897. — с. 2−3.
- Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990. -С.81
- Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. — 368 с.
- Винокуров М.А., Карнышев А. Д. Введение в экономическую этнопсихологию: Учебное пособие. Иркутск: ИГЭА, 2000. — 247 с.
- Вьюнов Ю.А. Слово о русских (характер, склад мышления, духовные ценности в историческом контексте). -М.: Изд-во ИКАР, 2002. 296 с
- Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1997. с. 142−14 415.
- Галочкин И. Мотивы экономического поведения // Вопросы экономики. -2004. № 6. — с 123−130
- Городецкий А. Об основах институциональной трансформации (теоретический аспект) // Вопросы экономики. 2000. — № 10. — с 118−121
- Государство и отрасли в современной рыночной экономике. М.: Наука, 2001.- 128 с.
- Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Транзиткнига, 2004.
- Дерябина М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода //Вопросы экономики. 2001. — № 2. — с 108 -114
- Евстигнеева JL, Евстигнеев Р. Проблема синтеза общеэкономической и институционально-эволюционной теорий // Вопросы экономики. 1998. -№ 8.-с. 91−113
- Кузьминов Я., Радаев В., Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений).// Модернизация экономики и выращивание институтов. Москва 2005 г.
- Иванченко В. Глобализация и общественный менталитет //Вопросы экономики.-2001.-№ 12.-е. 146−150
- Институты как формообразующие элементы экономического развития./Значение институтов. Человеческая деятельность и институты. ч.2
- Иншакова Е.И. Концессии в СНГ: исторические и теоретические основы развития. Волгоград: Изд. Волг. гос. ун-та, 2001
- Калюжнова Я. Монографии. «Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации». Москва. ТЕИС. 2004 г.
- Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России.Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. С. 308.
- Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек// Вопросы экономики 1996. -№ 12. -с.61−73
- Коммонс Дж. Институциональная экономика/ http://ie.boom.ru/ Commons/Commons.htm
- Корнай Я. Честность и доверие в переходной экономике //Вопросы экономики. 2003. — № 9. — с 4−10
- Коуз Р. Фирма, рынок и право. Пер. с англ. М.: Дело Лтд, 1998. — 192 с.
- Коуз Р. Природа фирмы.// Вестник Санкт-Петерб. Ун-та. Сер. 5. Экономика. — 1992. — Вып.4. — с.72−84
- Коуз Р. Маяк в экономической теории // Journal of Law and Economics, 17, № 2, October 1974, p. 357−376
- Коуз P. Проблема социальных издержек (1960).
- Курганский С.А., Даниленко Н. Н., Долгополова И. С. «Институциональные аспекты теории человеческого капитала» Иркутск. 2005 г.
- Кузъминов Я.И., Юдкевич М. М. Институциональная экономика. М, 2000.
- Кульминация «военного коммунизма» // Экономика и организация промышленного производства (ЭКО) 1989. № 1 с. 172
- Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.35. С. 56−57,204,276- Т. 37. С. 405, 586 587, Ликвидация «старой гвардии» в партии.
- Латов 10. В. Может ли теория экономической истории не быть институциональной (о книге Дж. Хикса «Теория экономической истории») //Вопросы экономики. 2004. — № 2.- с 149−155
- Локатош И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995
- Львов Д.С. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2001.- с 36.
- Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2. М.: Республика, 1992. -400 с.
- Манохина Н.В. Институциональные структуры реальной экономики: теория развития и практика хозяйствования/ Под ред. А. И. Добрынина. СГСЭУ. Саратов, 2002. — 248 с.
- Марьясова Н.В. Концессионная политика Советского государства на Дальнем Востоке России в 1920—1930 годы: Автореф.дисс. канд. ист. наук/РАН. Президиум Дальневост. отд-ния. Владивосток, 1992.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. Т1. -с.315
- Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. Т2. -с.ЗЮ
- Менар К. Экономика организации. М. 1996.
- Мизес Л. фон. Бюрократия. Челябинск: Социум, 2006.
- Научные доклады «Экономические субъекты постсоветской России» (институциональный анализ)./ Часть 1. Домохозяйства современной России. Москва. 2003 г.
- Норт Д.С. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. -1993а-Весна. Т.1. — Вып. 2. — с. 69−91
- Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 7. С. 6−17.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
- Норт Д. Эволюция эффективных рынков в истории. THESIS. -1993а -Весна. Т. 1. — Вып. 2. — с. 69−91
- Норт Д. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики. Лекция. 07.03.1997 г.
- Нуреев P.M. Развитие капитализма в России: первый ленинский шаг от схематизма к реальности (возвращаясь к напечатанному) // Развитие капитализма в России— 100 лет спустя. Москва-Волгоград, 1999.
- Нуреев P.M. Россия в третьем эшелоне развития капитализма / Сборник статей: Россия в актуальном времени и пространстве, под ред. Ю. М. Осипова, О. В. Иншакова, М. М. Гузева и др. М.-Волгоград: Изд. ВГУ, 2000. 674 с.
- Нуреев Р. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики// Вопросы экономики. 2000. — № 6
- Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М- НОРМА-ИНФРА-М, 2001.
- Островский А. Концессии как средство разгосударствления собственности// Вопросы экономики. 1999. — № 1−9
- Овсиенко Д., Петраков Н. Российская трансформация и ее результаты // Вопросы экономики. 2004. -№ 5.-е 59−73
- Олейник А.Н. Институциональные аспекты социально-экономической трансформаций. -М.: Экон. факультет МГУ, ТЕИС, 2000. 158 с.
- Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие// Вопросы экономики. 1999. — № 1−9
- Олейник А.Н. «Институциональные ловушки» постприватизационного периода в России // Вопросы экономики. 2004. — № 6. — с 79−95
- Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России. От повседневной жизни до государственной власти. М.: ИНФРА. М, 2001.
- Осипенко О. Формирование институтов корпоративной сферы: российский опыт. Т.1: Противоречия и формы реализации акционерной собственности. Система институтов корпоративной сферы // Российский экономический журнал. 2004. — № 1−7. '
- Отчеты Министерства экономического развития и торговли// http://www.economy.gov.ru/
- Пастухов В. Трибуна реакционера//Аргументы и время. № 10 от 13.07.06
- Пономарев А.К. «Альянсы бизнеса и государства в инновационных проектах» ГУ ВШЭ, 2002.
- Попов В. Сильные институты важнее скорости реформ // Вопросы экономики. 1998. № 8. с. 56−70.
- Потемкин А. Бюрократическая экономика. М.:ПоРог, 2006. С. 107
- Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.
- Розанов В.В. Уединенное. М., 1998. с. 404.1944.
- Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. СПб.- Наука -1998,С.528.
- Российский статистический ежегодник. 2002. М.: Госкомстат России, 2002. -700 с
- Российский статистический ежегодник. 2003. М.: Госкомстат России, 2003. -705с
- Россия в актуальном времени и пространстве/ под ред. Ю. М. Осипова, О. В. Иншакова, М. М. Гузева и др. М.-Волгоград: Изд. ВГУ, 2000. — 674 с
- Саймон Г. А. Рациональность как процесс и продукт мышления//ТНЕ818.-осень 1993 Т.1 -вып.1 стр.25
- Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М: Прогресс, с.68
- Семинар «Частно-государственное партнерство новая форма взаимодействия государственного и частного секторов в финансировании инфраструктурных и социальных проектов"/пос-во Великобритании. М., 2003.
- Сосна С.А. Концессионные отношения: теория и практика. М.: Нестор, 2002.
- Столяров Б., Шмаров А. РРР: перевод на русский// Эксперт, 2006 г., № 48
- Стровский Л.Е., Казанцев С. К., Паршина Е. А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М.: ЮНИЧИ-ДАНА, 2002 г.
- Суперфин Л. Религии в индустриальном и постиндустриальном мире (тенденции западного опыта).// Вопросы экономики, 1993 г., № 8, с 34
- Сухарев О.С. Институты и экономическое развитие. М.: Изд-во Консалтинговая компания «ДеКА», 2005.
- Тамбовцев B.JI. Институциональный рынок как механизм институциональных изменений// Общественные науки и современность. -2001. -№ 5.-с.25−38
- Тойнби А.Дж. Исследование истории: В 3 т. СПб., 2006
- Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономические аспекты)./ Под ред. Р. Нуреева. М.: 2000.- 764 с
- Тутов JL, Шаститко А. Экономический подход к проблемам организации знаний о человеке// Вопросы экономики № 9 2002
- Тамбовцев B.JI. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М. 1997.
- Ю2.Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. Пер с англ. СПб.: Лениздат, 1996 -702 с.
- Ю5.Ходжсон Дж.М. Экономическая теория и институты. Москва. Дело. 2003 стр. 232−233
- Юб.Хубиев К. А. Экономический рост и вектор развития современной России. МГУ Москва. 2004 г.
- Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2005.
- Шабанова М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М.: МОНФ. 2000
- Шаралдаева И.А. Институты государственного предпринимательства. СПб, 2002
- Шаралдаева И. А. Тенденции трансформации института государственного предпринимательства. СПб, 2003
- Ш. Шаститко А. Модели рационального экономического поведениячеловека // Вопросы экономики. 1998. № 5. С.53−63.
- Шаститко А. Неоинституциональная экономическая теория.
- Экономический факультет МГУ, М. ТЕИС 1999. С. 465.
- НЗ.Шаститко А. Условия и результаты формирования институтов//
- Вопросы экономики. -1997. -№ 3. с. 23
- Шевченко В. А. Институциональный механизм системной нестабильности экономики СПб.: Знание. 1999. С. 91. о
- Шумпетер И. Теория экономического развития. Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: 1982. с. 169−170
- Эрнандо де Сото Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy 1995, С. 320
- Юмашев Ю.М. Иностранные концессии в России и СССР (20−30-е годы)//Государство и право. 1993. № Ю.с. 100−111
- Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.
- Alanen I. Ristiriitainen Transition (Contradictory Transition) // Blom R., Nikula. J. Plussat ja Miinukset Yhteiskuntatutkimuksen Arviointia (Plusses and Minuses — Evaluations on Social Research). Tampere: Lumikki-kustannus, 2004
- Barnekov Т., Boyle R., Rich D. Privatism and urban policy in Britain and the Unite States. Oxford: Univ. press, 1989.
- Olson M. Why Is Economic Performance Even Worse After Communism Is Abandoned. Fairfax, Virginia, 1993.
- Commons J.R. Institutional Economics- Its Place Political Economy. -New York: The Macmillan Company, 1934. 921 p.
- Gerrard M.B. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? // Finans & Development. 2001. vol.17, N1. Sammer.
- Veblen T. Why Is Economics Not An Evolutionary Science // Quartely Jornal of Economics. July, 1898. P. 389
- Schotter A. The Economic Theory of Social Institutions. N. Y Cambridge University Press. 1981.
- Hamilton W.H. The Institutional Approach to Economic Theory /The American Economic Review. 1919.-Vol. 9.-p. 311.
- Hayek F.A. The Constitutions of Liberty. Chicago: University of Chicago Press 1960.
- North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge University Press, 1991.
- North D. Understanding Economic Change. Cambridge University Press, 1999
- Pejovich S. Economic Analisis of Institutional and Sistems, Kluwer Academic Publishers, 1998. p.143−145.
- Polanyi K. Great transformation. New York: Farrar & Pinehart, Inc., 1944.
- Winecki J. Wny economic reforms fail in the Soviet system: a propertyrights approach/in Alston. L., Eggertsson Т., North, D. (eds.) Empirical Studies in Institutional Change. Cambridge., 1996. P. 68−69).
- Public Private partnerships: the governments approach/L.:The Stationery Office, 2000
- Lister D. PUK to back projects worth ?20bn//The Times. June 14, 2000
- Schultz T.W. Education and Economic Growth / In Social Forces Influencing America Education, ed. Henry N.B. Chicago, 1961.
- Investing in Innovation. Towards a Consensus Strategy for Federal Technology Policy. Cambridge. The MIT Press. 1997.
- Dietrich Budaus. Public Private Partnership als innovative Organisationsform. Heidelberg, 1998.
- Public Private partnerships: Financing a Common Wealth/Ed. by B.Weiss. Wash., 1985.