Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическое обоснование размеров и механизма распределения бюджетных дотаций угледобывающим предприятиям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научные положения, выносимые на защиту: обоснование потребности и распределение средств государственной поддержки угледобывающих предприятий необходимо осуществлять в рамках общей системы государственного регулирования отрасли, на основе устанавливаемой потребности в угле, с учетом характеристик производственно-экономического потенциала предприятий, приоритетности финансирования ликвидационных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние угольной промышленности России и механизм ее государственной поддержки
    • 1. 1. Анализ экономической ситуации в угольной промышленности и перспектив ее развития
    • 1. 2. Анализ действующего механизма государственной поддержки угольной промышленности и научных исследований по данному вопросу
    • 1. 3. Обоснование цели и задач исследования
  • Выводы по 1-ой главе
  • Глава 2. Методологические основы обоснования и распределения средств государственной поддержки в угольной промышленности
    • 2. 1. Систематизация методов государственной поддержки угольной промышленности
    • 2. 2. Методологические положения обоснования и распределения средств государственной поддержки в угольной промышленности
  • Выводы по 2-ой главе
  • Глава 3. Разработка механизма обоснования и оценки эффективности бюджетных дотаций в угольной промышленности
    • 3. 1. Разработка экономико-математической модели оценки эффективности бюджетных дотаций в угольной промышленности
    • 3. 2. Разработка механизма обоснования и распределения средств государственной поддержки в угольной промышленности
  • Выводы по 3-ей главе
  • Глава 4. Совершенствование механизма господдержки угледобывающих предприятий, обоснование и оценка направлений распределения средств господдержки в ОАО «Ростовуголь» Cjf
    • 4. 1. Рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки и обоснование объекта внедрения
    • 4. 2. Оценка эффективности и обоснование распределения средств господдержки в ОАО «Ростовуголь» 1Ьмв ОД Ы пС '/-Си j^y

Экономическое обоснование размеров и механизма распределения бюджетных дотаций угледобывающим предприятиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для обеспечения стабильности энергоснабжения и решения социально-экономических и экологических проблем угледобывающих регионов государство осуществляет датирование предприятий отрасли. Данный вид государственного регулирования угольной промышленности обусловлен ее убыточностью, которая еще более усугубилась в настоящее время в связи с обострением социальных проблем в регионах и недостаточным финансированием отрасли.

Ситуация в экономике страны характеризовалась до 1999 г. продолжавшимся с момента начала рыночного реформирования, снижением объемов производства, в том числе и в угольной промышленности, реструктуризация которой не привела к улучшению технико-экономических показателей и переводу предприятий отрасли на рентабельную работу. В настоящее время в России наметился рост объемов промышленного производства, требующий соответствующего энергетического обеспечения, в том числе и за счет роста объемов угледобычи. Отсутствие средств у угледобывающих компаний на развитие производства еще более подтверждает необходимость государственной поддержки отрасли, что осложняется недостаточностью бюджетных средств.

По своему назначению и содержанию государственная поддержка является органически обусловленной из-за характерной для большинства угледобывающих стран высокой затратности добычи угля и существующей в России политикой цен на другие энергоносители. Это предопределяет необходимость сохранения господдержки угольной промышленности на достаточно продолжительный период.

Таким образом, обоснование размеров и механизма распределения средств государственной поддержки угледобывающим предприятиям является актуальной научной задачей.

Идея работы заключается в комплексном учете производственно-экономических условий функционирования угледобывающих предприятий, рыночной ситуации и спроса на уголь, а также бюджетных возможностей при определении размеров и обосновании направлений датирования угледобывающего производства.

Объектом исследования являются угледобывающие предприятия Российской Федерации, требующие государственной поддержки.

Предмет исследования — система датирования угольной промышленности России и распределения средств господдержки между угледобывающими предприятиями.

Методы исследования. В процессе работы применялись методы экономического и системного анализа, логического и экономико-математического моделирования.

Научные положения, выносимые на защиту: обоснование потребности и распределение средств государственной поддержки угледобывающих предприятий необходимо осуществлять в рамках общей системы государственного регулирования отрасли, на основе устанавливаемой потребности в угле, с учетом характеристик производственно-экономического потенциала предприятий, приоритетности финансирования ликвидационных работ и решения социально-экологических проблем регионовдля оценки эффективности распределения средств господдержки следует использовать специально разработанную экономико-математическую модель, отражающую соотношение объемов реализации угля к требуемой для ее обеспечения дотации по направлениям развития угледобывающего производства при соответствующих социально-экономических ограничениях;

— датирование угледобывающих предприятий рекомендуется осуществлять с использованием разработанного для этой цели механизма, позволяющего выбрать экономически приемлемый вариант распределения средств господдержки между предприятиями позволяющего учитывать уровень спроса на уголь, формы собственности и характеристики производственного потенциала.

Научная новизна исследования заключается в разработке механизма формирования и обоснования распределения государственной поддержки между угледобывающими предприятиями основанного на предложенных экономико-математической модели оценки эффективности господдержки и методических подходов к обоснованию дотаций.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются:

— использованием представительного объема статистических данных, охватывающих период реструктуризации отрасли (1994;1999 гг.);

— удовлетворительными результатами апробации предложенных подходов в практике распределения дотаций между предприятиями ОАО «Ростовуголь».

Научное значение работы состоит в разработке методологического подхода к определению необходимых объемов и обоснованию методов распределения господдержки, учитывающих социально-экономические факторы и направленных на последовательный перевод угледобывающих предприятий на рентабельную работу с учетом обеспечения спроса на уголь.

Практическое значение исследования заключается определении необходимых размеров господдержки угольной компании и обеспечении их рационального распределения между угледобывающими предприятиями, посредством разработанного механизма.

Реализация выводов и результатов работы состоит в использовании разработанного механизма при подготовке программы развития ОАО «Ростовуголь» с обоснованием необходимых размеров требуемой господдержки и ее распределением между шахтами.

Апробация работы. Результаты исследований докладывались на семинарах в МГГУ (1999 г.) и Академии горных наук (1999 г.) (секция экономики и организации горного производства).

Основные выводы и рекомендации работы заключаются в следующем:

1. Обоснование размеров дотаций и их распределения рекомендуется вести исходя из складывающейся в России экономической ситуации, предопределяющей уровень спроса на уголь и возможности развития производства как за счет средств угледобывающих предприятий, так и государственного бюджета.

2. При определении размеров средств государственной поддержки угледобывающих предприятий необходимо учитывать первоочередное покрытие издержек по ликвидации угледобывающих предприятий и решению социально-экономических проблем регионов.

3. Датирование предприятий необходимо осуществлять в рамках системы регулирования развития угольной промышленности, представленной в систематизированном виде, и изложенных в работе принципов ее рационального развития.

4. Экономическую оценку вариантов распределения средств господдержки рекомендуется осуществлять с использованием разработанной в диссертации модели с целевой функцией максимизации эффективности использования дотаций, включающей в себя отражающие необходимые стороны проблемы параметры и ограничения.

5. Обоснование размеров средств государственной поддержки и их распределение необходимо осуществлять на основе разработанного в диссертации механизма, позволяющего сопоставить требуемые объемы добычи с возможностями производства на предприятиях региона и обеспечить первоочередное вовлечение государственных эффективных предприятий с распределением их дотационной поддержки.

6. Применение предложенного механизма в ОАО «Ростовуголь» позволило обосновать вариант, предусматривающий выделение 480 млн руб. дотаций с их дополнением возвратными средствами в объеме 430 млн руб. на основную деятельность с обеспечением добычи 7 млн. т угля. Реализация предлагаемого варианта распределения средств позволит за расчетный период довести стабильный безубыточный объем добычи по ОАО «Ростовуголь» до 6,5 млн. т., при двукратном снижении уровня необходимых государственных дотаций, приходящихся на 1 тонну добычи, и снижении себестоимости угля на 20%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенных исследований в диссертационной работе дано новое решение актуальной научной задачи, заключающейся в разработке механизма обоснования размеров дотаций и распределения их между угледобывающими предприятиями с учетом спроса на уголь и производственно-экономических условий предприятий и региона их функционирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. М., % Экономика, 1987.
  2. А.С., Краснянский Г. Л., Малышев Ю. Н., Яновский А. Б. Горная микроэкономика (Экономика горного предприятия) М.: Академия горных наук, 1997 г.
  3. .В., Афендиков B.C. Стратегия развития угольной промышленности в условиях экономической реформы. «Уголь», 1994, № 8, с.
  4. А.С., Малышев Ю. Н., Пучков JI.A., Харченко В. А. Экология, горное дело и природная среда. М., Изд-во АГН, 1999.
  5. B.C., Дубровский Е. М., Ясный В. К. О состоянии технико-экономического уровня производства в угольной промышленности России в сопоставлении с передовыми достижениями мировой практики. «Уголь», 1994, № 5.
  6. В., Амелунг Т. В поисках энергетического консенсуса. Выводы для каменноугольной промышленности Германии. «Глюкауф», 1994, № 1.
  7. В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. М., Финансы и статистика, 1993.
  8. .Ф., Крашкин И. С. Тенденции в технологии и механизации подземного способа добычи угля. «Уголь», 1995, № 5.
  9. В.Т. Российская экономика: третий год реформ. «Экономист», 1995, № 2.
  10. Гитис J1.X. Приватизация и рынок в горнопромышленном районе. Сб. МГИ, М., 1992, № 3.
  11. С.Ю. Экономическая теория технического развития. М., Наука, 1990.
  12. Е.П. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М., Экономика, 1982.
  13. Н.К., Архипов Н. А. Повышение технического уровня угольной промышленности. М., Недра, 1991.
  14. В.В., Худин Ю. Л., Архипов Н. А. Управление развитием науки и техники в угольной промышленности. М., Недра, 1986.
  15. Д.К. Экономические теории и цели общества. М., Прогресс, 1979.
  16. А.В., Архипов Н. А. Прогнозирование научно-технического прогресса в угольной промышленности. М., Недра, 1991.
  17. А.Е., Лурий В. Г., Михеев И. Д. К вопросу о стратегии реструктуризации угольной промышленности. МГГУ, «Горный информационных бюллетень», 1994, № 5.
  18. В.Б. Экономические реформы базовых отраслей промышленности через приему зарубежного опыта. «Уголь», 1994, № 3 и 4.
  19. В.Е., Яновский А. Б. Об углублении процессов реструктуризации угольной промышленности России. Уголь на конкурентном рынке. Конференция по угольной промышленности. Российская Академия Гос. Службы при Президенте РФ, М., 1995 г.
  20. В.М., Носенко В. Д. О прогнозе потребности в угольном топливе. В сб. Научные сообщения ИГД им. А. А. Скочинского, вып. 303, М., 1995.
  21. В.М. и др. Экономические проблемы развития и размещения промышленности твердых видов топлива. М., ВНИИКТЭП, 1984.
  22. С.С., Федунец Н. И., Попович Н., Локшина Б. В. Бизнес-планирование. М.: Издательство МГГУ, 1997 г.
  23. Г. Л., Кравченко А. Н., Грач Г. М. Формирование направлений диверсификации производства в предприятиях холдинговой компании по добыче угля. «Горный вестник», 1992, № 2.
  24. Г. Л., Гаркавенко Н. И., Цыбко С. С. Принципы введения свободных цен на угольную продукцию. «Уголь», 1993, № 12.
  25. Г. Л., Яновский А. Б., Кравченко Н. А. Актуальные проблемы акционирования угольной промышленности. «Горный вестник», 1993, № 3.
  26. И.С., Бродский В. А., Бахмин В. И. О механизме государственной поддержки угольной отрасли. М., «Уголь», № 2, 1998 г, с.З.
  27. Г. Л. Анализ процесса акционирования в угольной промышленности Российской Федерации. Деп. в МГГУ, № 29/93 104 от 13.10.1993.
  28. Г. Л., Плакиткин Ю. А. Акционирования и структурная перестройка в угольной промышленности. «Уголь», 1994, № 8.йс
  29. Я.В. Оценка экономической эффективности капитальных вложений в горной промышленности. М.: МГГУ, 1995 г.
  30. Е. Правительственная программа реформирования и стабилизации экономики: содержание и план реализации. «Российский экономический журнал», 1994, № 1.
  31. В. Экономические эссе. Теории исследования, факты и политика. Пер. с англ. М., Политиздат, 1990.
  32. Л.И. Производственные объединения: новая модель организации. М., Экономика, 1989.
  33. Д.С. Научно обоснованная альтернатива была и есть. «Российский экономический журнал», 1995, № 4, 5−6.
  34. Ю.Н., Саламатин А. Г., Краснянский Г. Л. и др. Реструктуризация угольной промышленности. (Теория. Опыт. Программы. Прогноз). М., Изд-во ОАО «Росуголь», 1996.
  35. Ю.Н., Литвиненко B.C. Анализ состояния техники и технологии добычи угля в России и за рубежом. «Уголь», 1995, № 7.
  36. Е.С. К проблеме оплаты труда рабочих по конечным результатам. «Уголь», 1996, № 1.
  37. Новая энергетическая политика России. Под общ. ред. Шафраника Ю. К. М., Энергоатомиздат, 1995 г.
  38. Организация и управление горным производством. Под ред. Ганицкого В. И. М., Недра, 1991.
  39. О., Марголин М. Государственная программа приватизации: внутренние противоречия. Экономика и жизнь, 1994, № 10.
  40. Основные направления реструктуризации угольной промышленности России. М., 1995.
  41. В.Н. Социальные последствия первого этапа реструктуризации угольной промышленности России. М., «Уголь», 1998, № 8.
  42. В.Н. Социальные проблемы при структурной перестройке экономики угледобывающих территориальных образований. «Уголь», 1999, № 6.
  43. М.А. Экономика природопользования при разработке месторождений полезных ископаемых.: Учеб. Пособие. М.: МГИ, 1978 г.
  44. А.Г. Государственное учреждение ГУРШ на втором этапе реструктуризации угольной промышленности России. М., «Уголь», 1998, № 8.
  45. Социальные и региональные последствия реструктуризации угольной промышленности. Состояние и развитие угольной промышленности зарубежных стран, ЦНИЭИуголь, 1994, вып. 3 и 4.
  46. Н.С., Толмачев В. В., Шульженко А. В. Отраслевая программа «СОТЕХ», «Уголь», 1994, № 6.
  47. Холдинговые компании в России (Проблемы формирования в процессе приватизации). Вопросы экономики, 1992, № 9.
  48. Холдинговые компании, создаваемые в процессе приватизации государственных предприятий. Экономика и жизнь, 1994, № 12.
  49. Ю.Л. Анализ состояния и предложения по повышению технического уровня и эффективности работы угольной промышленности в условиях реструктуризации. М., ИГД им. А. А. Скочинского, 1994.
  50. Н.Г., Ильина Г. А., Архипов Н. А. и др. Техническое перевооружение и реконструкция производства. Киев, Наукова думка, 1992.
  51. А.Д., Негашев Е. В. Финансовый анализ в условиях рынка. Финансовая газета, 1992, № 27 и 33.
  52. И. Теория экономического развития. М., Наука, 1982.
  53. Энергетическая стратегия России. М., 1995.
  54. Эталоны ТЭО строительства шахт, разрезов и углеобогатительных фабрик. Двухтомник нормативно-методической документации под научной редакцией Краснянского Г. Л. и Еремеева В. М. Изд-во АГН, 1998.
  55. Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М., Наука, 1984.
  56. А.Б. Основные принципы формирования систем управления угольной промышленности в условиях акционирования. «Экономика угольной промышленности», ЦНИЭИуголь, 1994, вып. 1.
  57. А.Б. Основы реструктуризации угольной промышленности. М., МГГУ, 1995. ш
  58. А.Б. Сравнительный анализ организации управления угольной промышленностью за рубежом. М., ИГД им. А. А. Скочинского, 1995.
  59. А.Б. Управление угольной промышленностью России в условиях действия механизма рыночных отношений. «Уголь», 1994, № 3.
  60. А.Б., Шумков С. И., Волков В. Т., Скрыль А. И. Задачи научного обеспечения реструктуризации угольной промышленности. «Уголь», 1998, № 8.
  61. А.Б., Скрыль А. И. Реструктуризация угольной промышленности: опыт, проблемы, перспективы. «Уголь», 1999, № 7.
  62. А.Б., Никишичев С. Б. О снижении затрат на ликвидацию шахт. «Уголь», 1999, № 9.
Заполнить форму текущей работой