Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование логистики при кредитовании отдельных сегментов потребительского рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической и теоретической основой исследования явились фундаментальные труды по экономической теории. В работе использовались теоретические положения логистики, трансформированные применительно к предмету настоящего исследования. Также диссертационное исследование велось с применением положений и методов системологии, маркетинга, менеджмента, финансов и др. В качестве информационной базы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Потребительский рынок как логистическая система
    • 1. 1. Современное состояние потребительского рынка в Российской Федерации
    • 1. 2. Взаимосвязь логистики и маркетинга на потребительском рынке
    • 1. 3. Субъектная структура потребительского рынка и ее влияние на потоковые экономические процессы
  • Глава 2. Финансовые механизмы управления материальными потоками на потребительском рынке
    • 2. 1. Современное состояние финансового обеспечения потребительского рынка
    • 2. 2. Потребительский кредит как элемент логистических цепочек потребительского рынка
    • 2. 3. Финансовые механизмы обслуживания различных материальных потоков потребительского рынка в коммерческом банке
  • Глава 3. Совершенствование функционирования потребительского рынка в современных условиях
    • 3. 1. Основные направления совершенствования движения товарных потоков потребительского рынка
    • 3. 2. Совершенствование форм потребительского кредита в логистических системах. ИЗ
    • 3. 3. Логистизация сбыта продукции на примере автомобильной отрасли

Использование логистики при кредитовании отдельных сегментов потребительского рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективность работы компаний, ориентированных на потребительский рынок, в значительной степени определяется их способностью обеспечить эффективный сбыт собственной продукции. В условиях нарастания конкуренции и ограниченности доходов населения важнейшим конкурентным преимуществом товаропроизводителей и торговых посредников становится предоставление покупателям возможности приобретения товаров в кредит.

Использование потребительского кредита в рыночных условиях деятельности позволяет существенно расширить рынки сбыта продукции. Как показывает мировая практика, потребительский кредит является основой функционирования многих отраслей реальной экономики, в том числе жилищного строительства и производства легковых автомобилей. В то же время его внедрение в логистические системы потребительского рынка связано с поиском оптимальных форм и методов взаимодействия всех участников рынка (производителей, продавцов, кредиторов, государства). Особую актуальность данный поиск приобретает на фоне обостряющейся конкуренции товаропроизводителей за каналы распределения на местном, региональном, национальном и глобальном уровне, что определяет растущие требования к сбытовой деятельности как ключевому компоненту бизнеса.

Современное развитие потребительского кредита в Российской Федерации свидетельствует о его недостаточном применении российскими производителями, что в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию еще более существенно снизит их конкурентоспособность по сравнению с иностранными конкурентами.

Таким образом, изучение вопросов, связанных с применением потребительского кредита в сбытовых логистических цепях, оптимизацией связанных с этим информационных и финансовых потоков является актуальной темой научных исследований с применением современного научного аппарата логистики.

Логистика как наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и другими видами экономических потоков находит широкое применение во многих областях экономической жизни. Исследованию вопросов в области логистики посвящены труды ряда ученых, среди которых необходимо отметить Аникина Б. А., Афанасьеву Н. В., Афанасенко И. Д., Ба-гиева Г. Л., Гаджинского A.M., Голикова Е. А., Гордона М. П., Залманову М. Е., Инютину К. В., Костоглодова Д. Д., Мясникову Л. А., Нагловского С. Н., Новикова Д. Т., Новикова О. А., Неруша Ю. М., Плоткина Б. К., Пурлика В. М., Роднико-ваА.Н., Сосунову Л. А., Сергеева В. И., Смехова А. А., Семененко А. И., Уварова С. А., Щербакова В. В. и др.

В трудах перечисленных авторов вопросы приложения принципов и методов логистики к продаже товаров в кредит прямо не рассматривались, что и определило выбор и актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Целью работы является разработка теоретических положений, основанных на принципах и методах логистики, и соответствующих практических рекомендаций по применению потребительского кредита в логистических системах потребительского рынка.

Достижение поставленной цели реализуется через решение ряда задач, которые включают:

— анализ современного состояния потребительского рынка Российской Федерации и Самарской области;

— определение взаимосвязи логистики и маркетинга на потребительском рынке;

— определение основных положений концепции потребительского кредитования;

— выявление роли услуг потребительского кредитования в логистических системах рынка потребительских товаров;

— обоснование логистического подхода к продажам товаров в кредит;

— формирование системы логистизации сбыта продукции на потребительском рынке.

Предметом исследования являются процессы реализации товаров и услуг на потребительском рынке с использованием кредита во взаимоотношениях продавца и конечного потребителя.

Объектом исследования является рынок потребительских товаров и услуг Российской Федерации, в частности рынок легковых автомобилей. Непосредственно исследования проводились в КБ «Промэк-Банк». Данный банк является одним из лидеров в сфере потребительского кредитования, активно взаимодействует с компаниями, участвующими в производстве и сбыте товаров потребительского назначения, а потому исследования, проведенные на его базе, позволяют получить достоверные результаты.

Методологической и теоретической основой исследования явились фундаментальные труды по экономической теории. В работе использовались теоретические положения логистики, трансформированные применительно к предмету настоящего исследования. Также диссертационное исследование велось с применением положений и методов системологии, маркетинга, менеджмента, финансов и др. В качестве информационной базы в работе использовались статистические данные, реальные бизнес-планы и маркетинговые проекты, а также оперативные и отчетные данные КБ «Промэк-Банк».

Научная новизна заключается в разработке и обосновании теоретических основ логистики продаж в кредит потребительских товаров.

В работе получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

— разработана классификация товарных потоков потребительского рынка применительно к потребительскому кредитованию;

— выявлен логистический характер финансовых потоков в сфере потребительского кредитования;

— определены оптимальные формы потребительского кредитования применительно к каждому виду товарного потока;

— предложены основные пути логистизации продаж продукции потребительского назначения в кредит;

— разработаны рекомендации по повышению эффективности использования кредита на потребительском рынке.

Практическая значимость работы заключается в том, что внедрение результатов исследования в практику работы производителей и продавцов потребительских товаров и услуг, а также коммерческих банков будет способствовать повышению качества обслуживания потребителей, повышению эффективности использования потребительского кредита в логистических системах. Кроме того, применение основных выводов работы будет способствовать повышению научной обоснованности маркетинговых и бизнес-планов при продвижении на рынок продукции потребительского назначения.

Практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при разработке проектов расширения сбыта потребительских товаров их производителями и продавцами, в частности производителями легковых автомобилей.

Цель, сформулированные задачи, предмет и объект исследования определили следующую структуру диссертации.

В главе 1 «Потребительский рынок как логистическая система» содержится анализ структуры и современного состояния потребительского рынка Российской Федерации и Самарской области, сформулирована взаимосвязь логистики и маркетинга как наук, обеспечивающих комплексную оптимизацию товарных потоков потребительского рынка, а также рассматриваются вопросы взаимодействия рыночных субъектов, обеспечивающих процессы рыночного движения потребительских товаров.

В главе 2 «Финансовые механизмы управления материальными потоками на потребительском рынке» рассматривается сущность потребительского кредита, а также особенности его применения относительно различных типов товарных потоков. Проведен анализ деятельности коммерческих банков в сфере потребительского кредитования.

В главе 3 «Совершенствование функционирования потребительского рынка в современных условиях» рассматриваются основные направления совершенствования использования потребительского кредита в логистических системах потребительского рынка, указаны особенности потребительского кредитования в автомобилестроении .

В заключении изложены основные выводы и результаты проведенного исследования.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации на разных этапах ее подготовки и полученные результаты исследования были доложены и получили одобрение на научно-практических конференциях и семинарах, сессиях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Самарской государственной экономической академии.

Заключение

.

Развитие потребительского рынка является одним из важнейших направлений повышения конкурентоспособности российской экономики и благосостояния населения страны. Развитый потребительский рынок обеспечивает конкурентные условия деятельности отечественных и иностранных продавцов и производителей, способствуя тем самым улучшению качества и снижению стоимости потребительских товаров.

Потребительский рынок как система, обеспечивающая доведение товаров от производителя до конечного потребителя, имеет сложную структуру и включает в себя, помимо этих двух рыночных субъектов, различные организации, участвующие в процессе движения товаров, важнейшими из которых являются оптовые и розничные торговые посредники.

Управление сбытом на потребительском рынке заключается, прежде всего, в построении и управлении каналами сбыта, при котором важную роль играет взаимодействие логистики и маркетинга, что позволяет обеспечить оптимизацию материальных и сопутствующих экономических потоков.

Важнейшим инструментом логистизации сбыта потребительской продукции является потребительский кредит, который, как свидетельствует статистика Центрального Банка Российской Федерации, получает все большее распространение в российской экономике. В то же время эффективность использования потребительского кредита существенно повышается при применении логистического подхода, рассматривающего кредитование как набор финансовых и информационных потоков, сопутствующих основному — товарному.

Проведенное исследование выявило основные направления повышения эффективности использования потребительского кредита в целях оптимизации сбыта потребительской продукции. Их основное содержание составляют положения и рекомендации, содержащиеся в настоящем диссертационном исследовании.

В диссертации изложены основные подходы к определению понятия потребительского рынка, дана их оценка применительно к различным научным и практическим целям.

Проведен анализ современного состояния потребительского рынка Российской Федерации и Самарской области, указано на существенную недооценку его объемов официальной статистикойпроведено сравнение потребительских рынков России и зарубежных стран исходя из паритета покупательной способности различных валют, что позволило провести более корректное сравнение масштабов рынков потребительских товаров и услуг различных стран. В работе проведена классификация видов и форм оптовой и розничной торговли как звеньев товаропроводящей цепи потребительского рынка.

Проведено сравнение уровня развития розничной торговли России и развитых стран, которое свидетельствует о слабом развитии данной отрасли, ее малой концентрации и централизации. Проанализированы взаимосвязь и взаимодействие логистики и маркетинга на потребительском рынке, их особенности на различных этапах жизненного цикла товара, выявлена значимость научных исследований на стыке функциональных областей логистики и маркетинга.

Приведена классификация видов взаимодействия участников канала распределения потребительской продукции, указаны их сильные и слабые стороны.

Приведены данные, свидетельствующие о недостатке платежеспособного спроса как об одном из наиболее значимых факторов, препятствующих развитию потребительской торговли и, следовательно, всего потребительского рынка.

8. Сформулирован подход к потребительскому кредиту как инструменту оптимизации финансовых потоков, возникающих в процессе реализации потребительской продукции, позволяющему разрешить противоречие между потребностью потребителя в получении определенного товара и отсутствием у него необходимого количества денежных средств в данный конкретный момент времени.

9. Проведен анализ различных подходов к определению понятия потребительского кредита, дана оценка их обоснованности.

10. Приведена классификация товарных потоков потребительского рынка исходя из частоты совершения сделок купли-продажи и среднего размера покупки.

11. Дана классификация различных видов потребительского кредита.

12. Выделены основные этапы предоставления потребительского кредита, определена их сущность, а также описана специфика их содержания в зависимости от вида обслуживаемого с помощью кредита товарного потока.

13. В качестве основного критерия оптимизации продаж товаров в кредит в условиях разделения функций производства и реализации товаров и предоставления кредита на их покупку, предложено увеличение совокупной прибыли продавца и кредитора.

14. Выявлено значение кредитных бюро для развития потребительского кредитования, даны рекомендации по их организации в Российской Федерации.

15. Проведен исторический анализ развития российского рынка потребительского кредитования, а также анализ факторов, влияющих на его развитие.

16. Исследована практика осуществления потребительского кредитования КБ «Промэк-Банк» и выявлены основные факторы, влияющие на эффективность потребительского кредитования банками: выбор базового материального потокапостроение логистической цепи банк-продавецпостроение внутренних бизнес-процессов банка.

17. Указаны основные факторы, сдерживающие развитие потребительского кредита в Российской Федерации.

18. Сделаны предложения по изменению нормативной базы, регулирующей процесс потребительского кредитования, в части упрощения формальных процедур с целью снижения уровня издержек при кредитовании.

19. Даны рекомендации в части продажи в кредит относительно недорогих товаров с использованием пластиковых карт. Для оценки потенциала услуг револьверного кредитования с использованием пластиковых карт проведено исследование отношения потребителей к данному продукту, свидетельствующее о его значительном рыночном потенциале.

20. Предложено создание региональных логистических центров, призванных обеспечить развитие потребительского рынка в средних и малых населенных пунктах за счет координации действий заинтересованных рыночных субъектов.

21. Проведено исследование структуры автомобильного рынка как одного из рынков, на котором обеспечивается существенный эффект от применения потребительского кредита.

22. Исследована история и современное состояние сбытовой деятельно- ^ сти АО «АвтоВАЗ" — даны предложения по ее оптимизации на основе применения потребительского кредита с целью обеспечения единого уровня обслуживания потребителей на всей территории страны.

Разработанные теоретические положения носят прикладной характер и максимальным образом подготовлены к практическому применению при разработке схем продаж потребительских товаров в кредит.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.У., Федько В. П., Митько О. А. Логистика коммерции. Ростов н/Д, 2001.-512 с.
  2. Ю. «Профессия должник» //Профиль, 2003 № 7.
  3. Ю. «Путешествие по денежным местам» //Профиль, 2003 № 11.
  4. Банковское дело. Под ред. Бабичевой Ю. А. М.:Экономика, 1994 -397 с.
  5. Банковское дело. Под ред. Колесникова В. И., Кроливецкой Л. П. М.: Финансы и статистика, 1998 — 464 с.
  6. Банковское дело. Под ред. Лаврушина О. И. М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр. 1992 -428 с.
  7. А. Кредитная лихорадка. //Эксперт 2002 № 45.
  8. А.Г., Стаханов Д. В., Стаханов В. Н. Коммерческая логистика. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 224 с.
  9. Бор М.З., Пятенко В. В., Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  10. Е., Березанская Е. Экспресс-мошенники //Ведомости, 17.11.2002.
  11. А. Кредитные карточки: практика банков Великобритании. //Бизнес и банки 1995 № 18.
  12. М.И. Анализ кредитоспособности клиента коммерческого банка. //Банковские услуги. 1997, № 5, с. 32.
  13. A.M. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. -226с.
  14. A.M. Логистика. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 408 с.
  15. С. Еще одна древнейшая профессия, или популярно о логи-стике.//Дело. 2002, № 15, с.37−39.т
  16. . Международная производственная кооперация в промышленности: Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур. М.: Дело, 2000. — 216 с.
  17. Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001.-412 с.
  18. Е.А., Пурлик В. М. Основы логистики и бизнес-логистики. -М.: Изд-во РЭА, 1993. 161 с.
  19. М.П., Каранухов С. Б. Логистика товародвижения. М.: Мир, 1998.- 133 с.
  20. Т. На старте российской мечты. //Эксперт 2001 № 45.
  21. Э.Д. и др. Деньги, банковское дело, кредитно-денежная политика.-М.: 1991−253 с.
  22. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. /Под ред. Елисеевой И. И. М.: Финансы и статистика, 1996 368 с.
  23. Е.Ф. Банки и банковские операции. М.: Инфра-М, 1997 — 214 с.
  24. Г. В. О методах оценки кредитного риска. //Деньги и кредит -1997 № 6.
  25. М.Е. Логистика бизнес-систем. Саратов: СГТУ, 1997. -88 с.
  26. В.В., Кусакин С. П., Гутарева Е. Ю. Финансовые потоки в логистических системах// Логинфо, 2001, № 9.
  27. В.В., Кусакин С. П. Подходы к разработке механизмов управления финансовыми потоками предприятия// Логинфо, 2001, № 11, с. 1820.
  28. К.В., Квашнин Б. С., Суслов О. В. Основы логистики. СПб ГУ ЭФ, 1999.-40 с.
  29. А.А. Банковское обслуживание населения: зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика, 1999.
  30. В.А. и др. Логистический менеджмент. СПб.: Политехника, 1999.-375 с.
  31. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке /Под ред. Зырянова А. В. Екатеринбург:2001. 520 с.
  32. А. Настал «ссудный день». //Репортер 2003 № 7.
  33. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -736 с.
  34. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: АСА, 1997−623 с.
  35. Л. Бюрократия в кредит. //Профиль — 2003 № 14.
  36. В. Кредит м банки. / Пер с нем. М.: Перспектива, 1993.
  37. Логистика: Учебник./ Под ред. Б.А. Акинина- М.:ИНФРА-М, 2000. -352 с.
  38. Логистики в России нет вообще // Логинфо, 2001, № 11, с. 21 -22. ,
  39. Ю. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: реинжиниринг. //Бизнес и банки. 1997 № 28.
  40. А. Кредитная история //Эксперт 2001 № 44.
  41. А. Рывок через IKEA. //Эксперт, 2002 № 37.
  42. Л.Б., Ташбаев Ы. Е., Касенов А. Г. Логистика: обслуживание потребителей: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. — 190 с.
  43. О.И. Введение в логистику. М.: Изд. дом «Дашков и К», 1999.- 103 с.
  44. Э.Е. Кредиты населению и их современное развитие. / Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. Саратов, 2001.
  45. Л.А. Логистика экономики среднего звена. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-72 с.
  46. Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 389 с.
  47. В.Е. Логистика. СПб.: Питер, 2001. — 160 с.
  48. О.А. и др. Логистика. СПб.: СЗПИ, 1996. — 112 с.
  49. Основы логистики: Учебное пособие./ Под ред. Миротина П. Б., Сергеева В. И. М.: ИНФРА-М, 1999. 200 с.
  50. Официальный справочник «Самарская область 2001 год». Самара, Самарский информационный концерн, 2002. 619 с.
  51. Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  52. А.В. Методология формирования логистической системы управления потоковыми процессами в транзитивной экономике. Монография. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2001. 183 с.
  53. К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. Пер. с англ. Под ред. П. А. Ватника. СПб.: Экономическая школа. 1998. 752 с.
  54. .К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 171 с.
  55. Практикум по логистике: Учебное пособие/ Под ред. Акинина Б. А. М.: «ИНФРА-М», 2000.
  56. В.М. Логистика торгово-посреднической деятельности. М.: Высшая школа, 1995. — 202 с.
  57. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.:ИНФРА-М, 1999. — 479 с.
  58. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческий банк. М.: СП «Кос-мополис», 1991 -480 с.
  59. А.Н. Логистика: Терминологический словарь. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000. — 352 с.
  60. Н. История со стуком. //Профиль 2002 № 48.
  61. Самарский статистический ежегодник: Официальное издание. Самарский областной комитет государственной статистики. Самара, 2002.
  62. А.И. Введение в теорию обоснования логистических решений. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1999. — 247 с. т
  63. А.И. К универсальному пониманию сути и значения логистики// Логистика, 2001, № 1, с. 38−39.
  64. А.И., Сергеев В. И. Логистика. Основы теории. СПб.: Издательство «Союз», 2001. — 544 с.
  65. В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: «Филинъ», 1997. -772с.
  66. В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
  67. П.Н., Родионов В. Б., Горбунов Н. М. Логистика: Учеб. Пособие. М.: ООО «Издательство ACT», ЗАО «РИК Русанова», 2000. -224 с.
  68. Дж. Мл. Управление финансами в коммерческих банках: Пер. с англ. 4-го переработанного изд. / Под ред. Левиты Р. Я., Пискера Б. С. М.:1994 820 с.
  69. А.А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993. — 113 с.
  70. Д.В., Калугин В. К. Организационное проектирование: теория, методы. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998. — 158 с.
  71. Социально-экономическое положение Самарской области. Самарский областной комитет государственной статистики. Самара, 2002, № 2.1/581−12- 2003, № 2.1/584−3.
  72. Статистика: национальные счета, показатели и методы анализа: Справ. Пособие /Под ред. И. Е. Теслюка. Мн.: 1995. 376 с.
  73. Е.П. «Управление ссудными операциями как составная часть банковского менеджмента» //Деньги и кредит 1998 № 2.
  74. Теория и практика логистического менеджмента: Материалы региональной научно-практической конференции./ Отв. ред. Стаханов В. Н. -Ростов н/Д: РГСУ, 2000. 210 с.
  75. А. Распределение продукции и услуг. //РИСК 2002 № 4.
  76. С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. СПб.: «ИНВЕСТ-НП», 1996. — 232 с.
  77. В.В. Конкуренция и логистика. Монография. М: Экспертное бюро, 1999.-224 с.
  78. В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М.:1997.
  79. Финансы, денежное обращение, кредит. Под ред. JI.A. Дробозиной. -М.:Финансы, 1997.
  80. Н.И. Основы теории логистических инноваций. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 14 с.
  81. JT.А. Финансовые инвестиции их оценка и учет// Финансы и кредит, 2002. № 12 (102), с. 30−40.
  82. А.Д. Логистика: Учебник. М.: Издательство РДЛ, 2001. -480 с.
  83. Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика, 1993 144 с.
  84. В.В., Уваров С. А. Современные системы хозяйственных связей и логистика. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. — 84 с.
  85. К.В. Потребительский кредит: западный опыт и перспективы развития в России. //Банковские технологии 200 № 7−8.
  86. Экономика и логистика на рубеже веков. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов н/Д. 2001.
  87. М.М. Границы применения кредита. //Деньги и кредит -1992 № 2.
  88. М.М. О трактовках кредита. //Деньги и кредит 1999 № 4.
  89. Ballou R. I. Business Logistic Management. Third Edition/ Prentice-Hall International, Inc., 1993.
  90. Dominic Casserley. Facing Up to the Risks. Harper Business, USA, 1991.
  91. Dyer L.S. A Practical Approach to Bank Lending. The Chartered Institute of W Bankers. London, 1987.1.wis M.K., Davis K.T. Domestic and International Banking. Philip Allan Publishers Ltd., 1987.
  92. Robert H. Cole. Consumer and Commercial Credit Management. Illinois, 1988. 468 c.
  93. Timothy W. Koch. Bank Management. The Dryden Press, 1988.
Заполнить форму текущей работой