Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Музыка как феномен культуры: Методол. 
аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачей исследовании является анализ истории становления музыки в ее отношении с культурно-социальной средойстремление рассмотреть музыку как явление культуры, которое вместе с тем представляет собой особый предмет научно-философской рефлексии. Такая познавательная установка, хотя и ограничивает область исследования музыки спецификой ее понимания как включенной в социально-культурный контекст… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Музыка как предмет научно-теоретического познания: история и современность. 12 1.1 .Мифологическое и раннефилософское понимание музыки
    • 1. 2. Философско-теорети ческое осмысление музыки в Средние века и в эпоху Возрождения
    • 1. 3. Музыка в орбите культурологического подхода
  • Глава 2. Природа музыки и ее функции в контексте культуры
    • 2. 1. Явление звука, ритма, гармонии в музыке
    • 2. 2. Культурно-историческая и социальная обусловленность музыки
    • 2. 3. Основные функции музыки как феномена культуры

Музыка как феномен культуры: Методол. аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Темой диссертационного исследования является музыка как объективное явление человеческой культуры и предмет научно-теоретического познания. Нынешнее состояние музыкальной теории и практики для объективного понимания требуют научного проникновения в историю их становления и осмысления, как неотъемлемого достояния человеческой культуры. Актуальность даннной проблемы сохраняется уже на протяжении многих веков: в том или ином варианте она ставилась, рассматривалась и решалась в мифологии, науке и философии с глубокой древности. В наши дни ее разработка продолжает оставаться источником расширения и углубления теоретических и практических представлений о музыке, инициируя во многих отношениях стремление понять те пути и механизмы, при посредстве которых происходит созидание музыки, эволюция ее форм и содержания, влияние на человека, общество и культуру.

Кроме того, такого рода исследования актуализируются тем, что феномен музыки, даже взятый сам по себе, вне его отношений с другими сферами человеческого бытия, никогда не остается неизменным. Во-первых, он, можно сказать, историчен, как исторично само человечество, а следовательно, не может не испытывать на себе постоянное творческое воздействие последнего. В совокупности и то, и другое приводят к постоянной трансформации музыки, к ее внутренним и внешним изменениям, а вместе с ними и к устойчивым со стороны познающего человечества попыткам переосмыслить ее сущность и природу.

Во-вторых, актуальной является систематизация самих знаний о музыке: в отличие от мира физической природы или мира абстрактных математических чисел и величин мир музыки гораздо труднее поддается разумному, логическому объяснению, так как в нем изначально органически сливаются физическая реальность звуков, абстрактная логика законов их взаимного сопряжения, созвучия, гармонии с особенностями воздействия музыкальных произведений на тело и душу человека, которые не дано исчерпывающе раз и навсегда безоговорочно познать никакой философской теории. Любая теория в той или иной степени обязательно отражает действительность. Не является в этом смысле исключением и музыкальная теория. Но она в своем отношении с отражаемой действительностью идет, пожалуй, дальше собственно научной теории. Музыкальная теория не только отражает вечно подвижный мир музыки, но активно воздействует на его динамику, предопределяя в известном смысле его эволюцию. Как отмечает один из наших современников, «факт развития музыки должен быть теоретической абстракцией, потому что в противном случае он не может стать элементом теоретической модели процесса развития музыки» 1.

В-третьих, в современных условиях, когда преодолен диктат тотальной идеологии, актуализируется потребность деидео логизированного, собственно научно-теоретического осмысления всех социальных и культурных явлений, включая музыковедение, культурологию.

Вопрос об отношении музыкальной теории и практики далеко не прост. Он сам по себе является актуальным для современной философии музыки. Однако с позиций.

Березовчук Л. О специфике периодов изменения системы музыкального языка (к постановке проблемы). Эволюционные процессы музыкального мышления. — Л&bdquo- 1986. — С. 10. культурологии более актуальным является осмысление культурной принадлежности и культурной обусловленности феномена как практической музыки, так и теоретического ее познания, что в конечном счете и стало целью данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Современное научное исследование принято, как правило, начинать с определения его предмета, постановки научной проблемы, анализа ее генезиса и состояния. Такой методологический подход диктуется всем ходом развития естественной, социально-гуманитарной науки и философии1. Получил он распространение как в мировом, так и в отечественном научном музыковедении2. См., например: Барулин B.C. Социально-философская антропология. — М.: Омега, 1994; Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. — М.: Наука. 1980; Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995; Келле Ж. Т., Ковальзон М. Я. Теория и история. — М.: Наука, 1981; Межуев B.M. Культура и история. — М.: Наука, 1977; Швырев B.C. Научное познание и деятельность. — М.: Подлитиздат, 1984; и др.

2 См., например: Булез П. Между порядком и хаосом. «Советская музыка», 1991, № 7,9- Ганслик Э. «О музыкально-прекрасном». Опыт поверки музыкальной эстетики. С нем. перевод Ларош С. 1910, М., «Юргенсон» — Ганслик Э. «О прекрасном в музыке». Дополнение к исследованию эстетики музыкального искусства Э.Ганслика.Перевод с нем. Иванова. М., «Юргенсон», 1895. Ермакова Г. А. Искусство и культурология. Проблемы мутодологии совремкнного искусствоведения. М.," Наука", 1987. Ермакова Г. А. Музыка и культурология. Автореф. на соиск. Учен. степ. докт. искусствоведения. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1992. Каган М. С. Об изучении музыки в контексте культуры. Вопросы методологии и социологии искусства. Л. Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии- 1988. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. — М.: Советский композитор, 1991; Назайкинский E.B. Звуковой мир музыки. М. «Музыка», 1988. Назайкинский E.B. Традиционное и новаторское в современной музыке. М. «Музыка», 1987. Раппопорт С. Х. Природа искусства и специфика музыки, в сб.: Эстетические очерки, вьщ- 4, М., 1977. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. 4.1. Л.: Совеиский коспозитор, 1980; 4.2, 1981. Фарбштейн А. А. Музыка и эстетика. Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. Л.: 1976. Холопов Ю. Н. Теоретическое музыковедение как гуманитарная наука, проблема анализа музыки. М. «Советская музыка», 1988, № 9. Чередниченко T.B. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. -Советский композитор, 1988; Шестаков В. П. Музыкальная эстетика западноевропейскогд.

Думается, что именно с ним связано формирование того устойчивого познавательного отношения человека к музыке, которое породило в истории западноевропейской культуры и цивилизации теоретическое музыковедение, связанное с именами Пифагора, Платона, Аристотеля, Боэция, Рамо, Кондильяка, Вагнера, Ницше и многих других мыслителей, которое с полным правом можно считать вполне самостоятельной научной дисциплиной наряду, скажем, с физикой и математикой, историей и экономикой, риторикой и логикой, основы которых в античном мире разрабатывались в единстве с музыковедением. В пользу этого факта говорит то обстоятельство, что музыка в античной, а позже — средневековой культуре входила в состав знаменитого квадриума — четырех наук, или искусств, базировавшихся на понятии числа1. Эта ситуация ясна, а потому вполне основательно можно утверждать, что уже в системе западноевропейских знаний и образования музыка, а также музыкальная теория, начиная с античности, занимала и занимает весьма почетное место. Все это породило обширную теоретическую литературу, часто сугубо философского и даже идеологического характера, которая в истории западноевропейской культуры стала ее неотъемлемым достоянием.

Однако эта литература в теоретическом отношении, как и сама музыкальная культура — в практическом, не была однозначной. На мой взгляд, в западноевропейском историческом и современном российском музыковедении сложилась традиция средневековья и Возрождения. М. «Музыка», 1966. Шестаков В. П. Музыкальная эстетика Зап. Европы XVII-XVIIIbb. М." Музыка", 1971. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке. Музыкальные культуры народов: традиции и современность. М." Музыка". 1973.

1 См.: Платон. Государство. Соч. В 3-х тт. Т. З (1). — М.: мысль, 1971. — С.331−343- Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. Т.2. — М.: ПрогрессКультура, 1994. -С.210−211. двойственного отношения к исследованию, пониманию и интерпретации музыки. Эта двойственность проявляется прежде всего в том, что музыка (при достаточно устойчивом и общепринятом ее определении как вида искусства и формы проявления человеческой культуры) рассматривается, с одной стороны, с точки зрения анализа так называемых ее составляющих — звука, его высоты, длительности, громкости, тембра, созвучия, ритма, мелодии, гармонии, т. е. всего того, без чего не может существовать ни одно конкретное музыкальное произведение1, и во-вторых, с точки зрения того, как музыкальное произведение или музыка в целом воздействуют на человека, какие чувства и мысли у него вызывают, успокаивают или возбуждают, воспитывают, упорядочивают, систематизируют мир человеческих чувств и переживаний. В рамках этого же подхода исследуется социальное значение музыки, ее роль, функции и культурное значение в жизни общества. Сюда же относятся попытки выделить и понять мировоззренческую сущность музыки, музыкальную мысль и особенности отображения этой мыслью природных закономерностей (природной гармонии) и духовного мира человека2.

1 См., например: Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — М.: Музыка, 1986; Друскин М. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1976; Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1991; Попова Т. В. Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978; и др.

2 См., например: Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1−2. Л.: Советская музыка, 1963; Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974; Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М.: Советская музыка, 1981; Очеретовская H. Содержание и форма в музыке. — Киев: Музична Украша, 1984; ЧередниченкоТ.В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. — М.: Советский композитор, 1988; ее же. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1989; Эволюционные процессы музыкального мышления. — Л.: 1986; и др.

В целом эта ситуация с музыкой напоминает ситуацию с языкознанием — наукой о человеческом языке, который, безусловно, представляет собой некое единое, системное целое, объективный культурно-социальный феномен, без которого невозможно представить себе человека как такового. Вместе с тем этот объективный феномен в различных познавательных и культурно-социальных ситуациях видится и воспринимается по-разному. Его можно и нужно изучать как с точки зрения грамматики, риторики, литературы, логики, так и с точки зрения его коммуникативно-социальной функции — культуротворческой и даже мировоззренческой1.

Задачей исследовании является анализ истории становления музыки в ее отношении с культурно-социальной средойстремление рассмотреть музыку как явление культуры, которое вместе с тем представляет собой особый предмет научно-философской рефлексии. Такая познавательная установка, хотя и ограничивает область исследования музыки спецификой ее понимания как включенной в социально-культурный контекст, все же не исключает при решении вопроса о природе и сущности музыки хотя бы спорадического рассмотрения музыкальных выразительных средств. Выбранная методологическая установка также позволяет рассмотреть музыку в первом приближении как бы саму по себе (или музыку-в-себе, — перефразируя И. Канта), независимо от ее связей и взаимодействия с другими видами искусства, продуктами и явлениями культуры, от тех или иных форм зависимости и воздействия на значительную область.

1 См., например: Соссюр де Ф. Труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1977; Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. — М.: Наука, 1958; Современная буржуазная философия. — М.: Высшая школа, 1978. — С.193−211- Западная философия XX в. — М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. -С.334−426- Амирова T.A., Ольховская Б. А., Рождественнский Ю. В. Очерки по истории лингвистики. — М.: Наука. 1975; и др. социальных отношений — воспитательных, образовательных, просветительских и прочих, что, в итоге, с свою очередь выводит на прозрение культурного фундамента и культурного бытия практической музыки и различных форм музыковедения.

Методология исследования. Анализ указанной проблематики опирается на исторические свидетельства, памятники музыкальной культуры, а также научно-теоретические и философские исследования видных западноевропейских и русских теоретиков музыковедения и музыкальной культуры. Применяются современные методологические разработки в области эстетической мысли и культурологии, в частности реализуется философско-культурологический додход к исследованию музыки, наметившийся в научно-теоретическом музыковедении под влиянием научно-технической революции XX века. В диссертационной работе обобщаются эмпирические данные социокультурных исследований и библиографические материалы.

В условиях идеологического раскрепощения теоретической мысли и с учетом того факта, что раздвоение на философско-эстетическое направление (мировоззренческое), и техническое (операциональное) наметилось в западноевропейской теории музыки очень рано, впервые предпринимается попытка — и в этом научная новизна исследования — показать, что и то и другое равно являются порождением и достоянием культуры, оказывающей на них определяющее воздействие. Использование культурологического подхода одновременно к обоим этим явлениям позволяет не только по-новому взглянуть на их связь, но и по-новому взглянуть на культуру как на детерминирующую собой все формы человеческой деятельности, включая в известном смысле и деятельность социальную. В диссертации делается попытка показать, что у истоков еще в древности сложившегося философско-эстетического мировоззрения завязался плотный синкретический клубок идей одновременно естественного и сверхъестественного видения и понимания музыки, от которого во многом зависело развитие музыкальной культуры.

Все это вместе взятое побудило рассмотреть феномен музыки в двух относительно новых для культурологии аспектах:

— историческом становлении и выполнении специфических функций в жизни человеческого общества;

— как предмет научно-теоретического осмысления, познания в различные эпохи и в различных мировоззренческих и теоретических системах.

Итогом работы становится новая, на мой взгляд, для культурологии попытка показать, как эволюция современной культуры сказывается на эволюции теоретического музыковедения и практической музыки.

В диссертации с позиций культурно-исторического и собственно культурологического подходов анализируются и обобщаются представления западноевропейской и современной отечественной познавательной традиции относительно генезиса, сущности, форм и функций музыки как явления культуры и предмета теоретического познания.

Материалы диссертации позволяют уточнить ряд традиционных представлений о роли музыки в воспитании личности, подчиненности музыкального искусства требованиям и запросам общественно-исторической практики переосмыслить его значение для судеб развития культуры. Содержание работы может быть использовано для формирования спецкурса по культурологии, истории и теории музыки, философии культуры и философии искусства, разработки серии лекций по теме «История музыкальной культуры и культура познания музыки». Представляется, что данная тематика способствует совершенствованию музыкального образования и воспитания в России.

Отдельные положения работы были апробированы в ряде научных докладов на научных конференциях, в лекциях и на семинарских занятиях, в статьях.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Заключение

.

В диссертации рассмотрен круг вопросов, который, на мой взгляд, входит в содержание проблемы музыки как феномена культуры и предмета познания.

В работе показано, что в западноевропейской культурной традиции осмысления музыки выделяются мифологическая и весьма близкая к ней раннефилософская стадия, ей наследует философско-теоретическое понимание музыки в Средние века и в эпоху Возрождения, которая, в свою очередь, сменяется стадией становления музыковеденния в качестве относительно самостоятельного научного направления. Было показано, что выделенные стадии осознания музыки знаменуют собой преимущественно расширительное понимание музыки как универсального явления, имеющего не сколько культурное, сколько божественное или космическое происхождение, что далеко не всегда совпадает с процессом возникновения и развития как самой практической музыки, так и различных музыкальных теорий в узком смысле.

Также показано, что и собственно музыка, и ее теоретическая рефлексия, в каких бы формах она не проявлялась — мифологической, философско-эстетической или научной, — равно являются достоянием человеческой культуры, и их возникновение и развитие определяются прежде всего потребностями культуры, то есть сферы специфически человеческого бытия.

В ходе работы над диссертацией сделана попытка раскрыть механизм культурно-исторической и социальной обусловленности музыки, показать, что именно культурно-социальные потребности человека в надприродной, т. е. культурной, организации его жизни и деятельности, приводят к появлению и использованию музыки в качестве специфически культурного явления, выполняющего функции коммуникации, сплочения человеческих общностей при посредстве искусно упорядоченных с помощью мелодий, ритмов и гармонии звуков, выражающих как коллективные, так и индивидуальные человеческие чувства, переживания, настроения и мысли.

В процессе работы над диссертацией установлено, что на рубеже XIX—XX вв. намечается процесс сближения музыкальной теории и практической музыки, который активиздируется в наши дни, также составляя функцию музыки, и, вместе с тем, оставаясь в рамках современного культурно-социального процесса, продолжая насыщать и обогащать культуру как доминирующую область собственно человеческого бытия.

Культура — существенная область человеческого бытия, которая в качестве особого явления порождает практическую музыку и музыкальную рефлексию, приходящие в своей исторической эволюции к единству, способному преобразовывать саму культуру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. — М.: Музыка, 1986.-240 с.
  2. Т.А., Ольховская Б. А., Рождественский Ю. В. Очерки по истории лингвистики. М.: Наука, 1975. — 559 с.
  3. Э. Беседы о музыке. Л.: Музыка, 1985. — 104 с.
  4. Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: Советский композитор, 1986. -223 с.
  5. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960. — 304 с.
  6. Антология культурологической мысли. Авт. сост. Мамонтов С. Н., Мамонтов А.С.- М.: Изд-во РОУ, 1996, 352с.
  7. Антология мировой философии. В 4-х тт. Т.1.-М.: Мысль, 1969. 575 с.
  8. Аристотель. Метафизика. Соч. В 4-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1975, С.63−550.
  9. Аристотель. Никомахова этика. Соч. В 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1983. — С.53−294.
  10. Аристотель. Политика. Соч. В 4-х тт. Т.4. С. 375−644. П. Аронов Р. А. Об интеллектуальном компоненте интерпретациимузыкального произведения. Вопросы философии, 1996,№ 11,с. 143−147.
  11. .В. Избранные труды. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. Т.1.-400 с.
  12. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1−2. Л.: Советская музыка, 1963. — 378 с.
  13. .В. Об опере. Л.: «Музыка», 1976. — 336 с.
  14. . О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. — 200 с.
  15. В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М.: Искусство, 1963. — 311с.
  16. М. Эстетика и музыкознание: путь к сотрудничеству. «Советская музыка», 1988, № 10, — с.117−119.
  17. Т. К проблеме композиции в музыке и живописи Возрождения. Эволюционные процессы музыкального мышления. -Л.: ЛГИТМиК, 1986. С.42−54.
  18. И. Самосознание и самоопределение истории музыки сегодня. Советская музыка, 1988. № 9. С.60−73.
  19. B.C. Социально-философская антропология. М.: Омега, 1994.-256 с.
  20. Л. О специфике периодов изменения системы музыкального языка (к постановке проблемы). Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: ЛГИТМиК, 1986.- С.3−20.
  21. М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. — 142 с.
  22. Боэция Аниция Манлия Торквата Северина утешение философское. -СПб., 1794.- 189 с.
  23. Боэций. Наставление к музыке. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. — С.248−257.
  24. П. Между порядком и хаосом. Советская музыка, 1991, № 7,-С. 23−28- № 9. с. 70−75.
  25. В. Музыкальная наука: какой ей быть сегодня? «Круглый стол». Советская музыка, 1989, № 5. С.82−89.
  26. В. Об отражении действительности в музыке. Очерки. М.: Музгиз, 1953. — 236 с.
  27. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. Руковод. авт. колл. и отв. ред. Попов Е. В., М.: «Владос», 1996, 336 с.
  28. Ю. За гранью музыкального. Размышления о символике в музыке Альбана Берга. Музыкальная академия, 1997. № 2, с. 178−183.
  29. Л. Логико-философский трактат.-М.: Наука, 1958.-133 с.
  30. А. Актуальность старинной музыки. Советская музыка, 1990, № 4.-С. 60−67.
  31. Л.П. Из классификации культурологических учений. Вестник МГУ. Серия 7: Философия, 1997, № 1.
  32. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -576 с.
  33. Э. «О музыкально-прекрасном». Опыт поверки музыкальной эстетики. С нем. перевод Ларош С. 1910, М.: «Юргенсон», 238 с.
  34. Э. «о прекрасном в музыке». Дополнение к исследованию эстетики музыкального искусства Э. Ганслика. Перевод с нем. Иванова, М.: «Юргенсон», 1895, 226 с.
  35. Г. В жанре философских вариаций. Гипотеза. «Советская музыка», 1989, № 9. С. 33−40.
  36. Гегель. Философия истории. Соч. Т.8. М.-Л.: Соцэкгиз, 1935.-470 с.
  37. Гегель. Лекции по эстетике. Соч. 12. М.: Соцэкгиз, 1938. — 471 с.
  38. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х тт. Т.З. М.: Мысль, 1970. — 502 с.
  39. Гегель. Эстетика. В 4-х тт. Т.З. М.: Мысль, 1969. -621 с.
  40. Е. Античное музыкальное мышление. М.: Музыка, 1986. -224 с.
  41. Е. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988. — 256 с.
  42. С.С. Теоретический курс гармонии. М.: «Музыка», 1981. с. 478.
  43. Р. История музыкальной культуры. В 4-х тт. М.-Л.: 1941−1956.
  44. Р. О музыкальной критике как предмете теоретического и исторического изучения. Критика и музыкознание. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987. — С.240.
  45. П. С. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: «Музыка», 1984. — с. 128.
  46. П.С. Философия культуры. М.: АО Аспект Пресс, 1994. -317 с.
  47. В. О реализме в музыке. Критика и музыкознание. Вып. №. -Л.: Музыка, 1987. С. 240.
  48. Ю.Н. Культура природа — традиция. — М.: «Мысль» 1978.-234 с.
  49. К. Музыкознание как социальная система. «Советская музыка», 1988. № 3,-с.109−116.
  50. О.Н. Музыкальный мир личности. М.: НИИ культурологии, 1993. — 168 с.
  51. Р. Трактат о музыке. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. М.: Искусство, 1964. — С.206−215.
  52. С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. -М.: Просвещение, 1985. -256 с.
  53. К.М. Парадоксы и антиномии современной эстетики и искусства. Эстетические исследования: Методы и критерии. М.: РАН Институт филофофии, 1996. — С.234.
  54. Е. Музыкальный диалог времен. Советская музыка, 1988, № 9. С.12−16.
  55. М. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1976. — 528 с.
  56. Ю.К., Симакова Н. А. Музыка эпохи Возрождения. -М.: Музыка, 1982. 252 с.
  57. Г. А. Искусстоведение и культурология. Проблемы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1989.-266 с.
  58. Г. А. Музыкознание и культурология. Автореф. на соиск. учен. спеп. докт. искусствоведения. М.: Моск. Гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1992. -42 с.
  59. Н.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре. Вопросы философии, 1994. № 6. С.84−92.61.3акс JI. Музыка в контексте духовной культуры. /Критика и музыкознание. Вып. 3. -.: Музыка, 1987. С. 240.
  60. Западная философия XX в. М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. — С.334−426.
  61. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. -с. 303.
  62. Л.К., Шапинский В. А. Постмодернизм. М.: Прометей, 1995.-103 с.
  63. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — 280 с.
  64. История полифонии. Музыка эпохи Возрождения XV век. М.: Музыка, 1989. — 414 с.
  65. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1995. — 592 с.
  66. М. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. -33 с.
  67. М.С. Философия культуры. Спб- ТОО ТК «Петрополис», 1996,416 с.
  68. М.С. Об изучении музыки в контексте художественной культуры. Вопросы методологии и социологии искусста. Л.: ЛГИТМиК, 1988.-С. 160.
  69. И. Критика способности суждения. Соч. В 6-и тт. Т.5. М.: Мысль, 1966.-С. 161−530.
  70. В.Г. Учение об основных элементах музыки. В. Г. Каратыгин. Жизнь, деятельность, статьи и материалы. Л., Academia, 1927.-С.82.
  71. В.Г. О музыкальной критике. Критика и музыкознание. -Л.: Музыка, 1975. С.208
  72. Р.С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: Коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. — 352 с.
  73. В. О невменной нотации раннего Средневековья. Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: ЛГИТМиК, 1986. — С.21−41.
  74. Кац Б. Культурологический аспект музыкознания. Советская музыка, 1978, № 1. С.37−41.
  75. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. М.: Политиздат, 1981.-288 с.
  76. Книга о музыке. М.: Советский композитор, 1988. — 222 с.
  77. Книга по эстетике для музыкантов. М.: Музыка, 1983. -272 с.
  78. А. Музыкальный текст, исторический контекст и проблемы анализа музыки. Советская музыка, 1989, № 4. С.70−81.
  79. . Музыкальный постмодернизм химера или реальность? Советская музыка, 1989, № 9. — С.117−119.
  80. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Л.: Советский композитор, 1982. — 152 с.
  81. Э. Опыт о происхождении человеческого знания. Соч. В 3-х тг. Т.1. М.: Мысль, 1980. — С.65−302.
  82. В. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1975. — 479 с.
  83. Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Т.1. 1825−1860. Л.: Музгиз, 1954- С.-288- Т.2. 1861−1930. — Л.: Музгиз, 1958, е.- 614.
  84. Ю.А. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. М.: Музгиз, 1957. — 242 с.
  85. Ю.А. Вызазительность и изобразительность музыки. М.: Музгиз, 1962. — 52 с.
  86. Ю.А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. -с.63.
  87. Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып.5.- Л.: Музыка, 1983. -с.216.
  88. Критика и музыкознание. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987. — 240 с.
  89. Н.И., С.И.Мамонтов, «Ф. И. Шаляпин и К.С.Станиславский реформаторы оперного искусства в России. — М.: РИПРИиК, 1997. -90 с.
  90. Д. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. — 320 с.
  91. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. — 374 с.
  92. А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Иск-во, 1975. — 776 с.
  93. А.Ф. История эстетических учений. Путь, 1993, № 3. С. 234−251.
  94. А.Ф. Основной вопрос музыки. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — С.524.
  95. Д. Своеобразие эстетического. -М.: Прогресс, 1997.- Т.4.- с. 571.
  96. Ю.А. Идеология и художественная культура. М.: Искусство, 1982. -247 с.
  97. Ю.А. Искусство как информационная система. -М.- 1995.
  98. Л. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Советский композитор, 1982. — 328 с.
  99. Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1991. — 376 с.
  100. Н.Б. «Париж со змеями». (Введение в эстетику постмодернизма). М.: 1995. — 240 с.
  101. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.- 284 с.
  102. С.А. История музыкальной эстетики. В 2-х гг. М.: Музыка, 1968.-Т.1−366 е.- Т.2−687 с.
  103. Н. Раскрытие потаенной истины. Музыкальная академия, 1997, № 3, -с 210−217.
  104. В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. — 88 с.
  105. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.-254 с.
  106. В. Двойственность музыкальной формы и воздействие музыки. Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. -256 с.
  107. В. О художественной ценности мелодического начала в музыке. Критика и музыкознание. Вып. 2.-Л.: Музыка, 1980. С. 194.
  108. В. О методе музыковедения. Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. — С.229.
  109. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993,-с. 265.
  110. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. -197 с.
  111. В.М. Культурология и философия культуры. Культурология сегодня. М.- 1993.
  112. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. -Т.2., 4.1. М.: Прогресс-Культура, 1994. — 416 с.
  113. Мифы народов мира. В 2-х тт. М.: Сирин, 1996- ч. 1−252 е.- 4.2−222 с.
  114. М. Стиль в музыке. JI.: Музыка, 1981. — 96 с.
  115. Ш. О духе законов. Избранные произведения. М.: 1955. -800 С.
  116. Музыка культура — человек. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 208 с.
  117. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения, г М.: Музыка, 1966. 574 с.
  118. Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Музыка, 1967. — 414 с.
  119. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв. М.: Музыка, 1971.-688 с.
  120. Музыкальная эстетика Германии XIX в. М.: Музыка, 1981. Т.1. -с.414.
  121. И. Идеологическая функция музыки и современная буржуазная культура. Кризис буржуазной культуры и музыка. М.: 1983. — Вып.5. — С.216.
  122. И. Идеологическая функция музыки.- Л.: Музыка, 1987.-78 с.
  123. Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.
  124. Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988. 254 с.
  125. Е.В. Понятия и термины в теории музыки. Методологические проблемы музыкознания.-М.: Музыка, 1987.- С. 229.
  126. Н.Н., Хитрук А. Ф. Пройдемте в зазеркалье, или не вкусом единым: диалог социолога и музыковеда в форме увертюры, вариаций и неоконченного финала. Социологический журнал, 1995. № 3. С. 128−144.
  127. Е.Е. Размышления о профессии. М.: Искусство, 1985. -с.183.
  128. Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. В.2-х тт. М.: Мысль, 1990. Т.1, с.47−157.
  129. М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. — 316 с.
  130. А. О музыкальном искусстве. Л.: Музыка, 1979. -264 с.
  131. Е. Музыка и общество (демократические тенденции в музыкальном искусстве капиталистических стран). М.: Информкультура, 1984. -24 с.
  132. В.Д. Формирование музыкального познания. -Кишинев: Штиинца, 1988. 160 с.
  133. Н. Содержание и форма в музыке. Киев: Музична Украша, 1984. — 152 с.
  134. Очерки по истории зарубежной музыки XX века. Л.: Музыка, 1983.- 120 с.
  135. Г. Музыка и идеология. М.: Музыка, 1985. — 48 с.
  136. Платон. Государство. Соч. В 3-х гг. Т.3(1).-М.: Мысль, 197I.-C.89−454.
  137. Платон. Тимей. Соч. В 3-х тт. Т. З (1). С.455−542.
  138. Платон. Филеб. Соч. В 3-х тг. Т. З (1). С.9−88.
  139. Платон. Протагор. Соч. В 3-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1968. — С.187−254.
  140. По дорога В. А. Метафизика ландшафта. М.: Наука, 1993. -317 с.
  141. Т.В. О музыкальных жанрах. М.: Знание, 1981. — 128 с.
  142. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. -232 с.
  143. В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. М. 1996- 55 с.
  144. С.Х. О вариантной множественности исполнительства. Музыкальное исполнительство. Вып. 7. М.: Музыка, 1975. -222 с.
  145. С.X. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 168 с.
  146. Рэй Л. Постсоциализм: постмодернизм или возврат модернизма? Социологические чтения. Вып.1 М.: 1996. — 169 с.
  147. Г. Мысли о музыке. М.: Музыка, 1975. -124 с.
  148. Р. Музыканты прошлых дней. Музыканты наших дней. -Собрание музыкально-исторических сочинений. В 9-ти тт. М.: Музгиз, 1938,-Т.4 408 е.- Т. 5 — 348 с.
  149. Руссо Ж.-Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии и. музыкальном подражании. Избр. соч. В 3-х тт. T.l. С.221−267.
  150. Е. Об анализе содержания музыкального произведения. Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1987. -240 с.
  151. В.В. Культурология как метанаука. Культурология сегодня. М.1993.
  152. С. Авангард умер да здравствует авангард. Советская музыка. 1989, № 6, с. 43−48.
  153. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шишкин Е. В. Университетское образование. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 352 с.
  154. А.Н. Письма о музыке. Серов А. И. Избранные статьи. Т.2. -М.: Музгиз, 1957. С. 733.
  155. А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика. Серов А. Н. Избранные статьи. М.-Л.: Музгиз, 1957, Т.2. 733- С.
  156. А.Н. Статьи о музыке. Выпуск третий. 1857−1858. М.: Музыка, 1987.-412 с.
  157. В.И. Об исторической типологии систем музыкального мышления. Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. JI.: ЛГИТМиК, 1980. 196- С.
  158. Н. Мелодия «L'homme агте» и ее преломленние в мессах эпохи Возрождения. Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: 1978. — 270 с.
  159. М.А. Эмоциональный мир музыки. М.: Музыка, 1990. -318 с.
  160. Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978. -С.193−211.
  161. А. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. — 112 с.
  162. А. Вопросы социологии и эстетики музыки. 4.1. Л.: Советский композитор, 1980. — 296 е.- 4.2. — 1981. — 296 с.
  163. B.C. Личность в технотронную эпоху. Наука в России. -1993.-Xo2.-C.3−27.
  164. И.А., Селиверстова Н. А. Московская аудитория концертов классической музыки. Социологические исследования, 1996, № 11. 129−131 с.
  165. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  166. Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. — 272 с.
  167. .М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Акад. пед. наук, 1947. -335 с.
  168. В., Рыбакина Е. Музыка в потоке времени. М.: Молодая гвардия, 1988. — 317 с.
  169. В.И. «Последний римлянин» Боэций. М.: Наука, 1987. -160 с.
  170. А. Музыка и эстетика. Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. JI.: 1976. -240 с.
  171. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. М.: Наука, 1989. -576с.
  172. М. Отрешенность. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. — С. 190.
  173. Й. Осень Средневековья. Т.1. М.: Прогресс-Культура, 1995.-416 с.
  174. Ю. Н. Об общих логических принципах современной гармонии. Музыка и современность. М.: Советская музыка, 1974. -С.229−234.
  175. Ю.Н. Очерки современной гармонии. Исследование. М.: Музыка, 1974. — 286 с.
  176. Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития. Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. -С. 270.
  177. Ю. Н. К проблеме музыкального анализа. Проблемы музыкальной науки. Вып.6.- М.: Советский композитор, 1985. С. 265.
  178. Ю.Н. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука, проблема анализа музыки. Советская музыка, 1988, № 9. С.73−79- № 10,-с. 87−93.
  179. Дж. Установление гармонии. Эстетика Ренессанса. Т.2. -М.: 1981.-С.639.
  180. Г. Музыкант и его работа. М.: Советский композитор, 1988. — 384 с.
  181. Т.В. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. — М.: 1985. -191 с.
  182. Т. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. М.: Советский композитор, 1988. — 320 с.
  183. Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1989. — 223 с.
  184. Т. Музыкальная наука: Какой ей быть сегодня? «Круглый стол». Советская музыка, 1989, № 5. 223- С.
  185. Е.Н. Культура Другого и пути ее постижения. Эстетическая культура. М.: 1996. -303 С.
  186. B.C. Научное познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984.-240 с.
  187. А. Полистилистические тенденции в современной музыке. Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М.: Музыка, 1973. -374 С.
  188. А. Реальность, которую ждал всю жизнь. Советскаямузыка, 1988, № 10, с. 17−28.
  189. А. Мир как воля и представление. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.З. М.: Искусство, 1967. -С.350−359.
  190. К. Подобно свободной естественной науке. Советская музыка, 1990, № 10. -58−68 С.
  191. Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: ЛГИТМиК, 1986.- 158 с.
  192. Л. Силуэты композиторов XX века. Л.: Музыка, 1975. -248 с.
  193. Эстетические очерки. Вып.5. М.: Музыка, 1979. — 254 с.
  194. А. Тоталитаризм и независимая культура. Вопросы философии. 1991. № 11. С. 16−25.
  195. Diderot D. Le neveu de Rameau. Ed. Librairie Generalt Francaise. -Paris, 1972.- 128 p.
  196. Thoraval J. Les grandes etapes de la civilisation francaise. Ed. Bordas. -Paris, 1978.-730 p.
Заполнить форму текущей работой