Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конфессиональная культура современного Якутска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной науке в советский период стала развиваться сибирская историография, в которой делались попытки изучения различных сфер просветительской и миссионерской деятельности православной церкви, а также религиозных верований коренных народов Сибири (C.B. Бахрушин, Н.М.Ядринцев). Первые опыты конкретно-социологического изучения проблем религии в нашей стране относятся к концу 1950;х… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА
    • 1. 1. Основные понятия культурологического исследования конфессиональной культуры
    • 1. 2. Специфика культурологического подхода в исследовании конфессиональной культуры
    • 1. 3. Исторические факторы становления конфессиональной культуры г. Якутска
  • ГЛАВА II. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ЯКУТСКА
    • 2. 1. История формирования городской культуры
  • Якутии и типологические особенности Якутска
    • 2. 2. Возникновение и развитие конфессиональной культуры Якутска
    • 2. 3. Пространственно-географическое распространение конфессиональной культуры города Якутска
  • ГЛАВА III. МОРФОЛОГИЯ КОНФЕССИЙ В КУЛЬТУРЕ ЯКУТСКА
    • 3. 1. Традиционные верования коренных народов в конфессиональной культуре Якутска
    • 3. 2. Христианские конфессии в контексте культуры города
    • 3. 3. Буддизм, иудаизм, ислам и бахай в культуре Якутска

Конфессиональная культура современного Якутска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационное исследование посвящено системному анализу современной конфессиональной культуры сибирских городов на примере городской культуры Якутска.

Культурные изменения, начавшиеся с момента социокультурной трансформации российского общества в конце 80-х гг. XX в., наиболее ярко проявились в религиозной жизни некогда секулярного советского общества. Краткий и бурный период начала девяностых представлял собой поиски в религиозной сфере идеологических оснований для новой постсоветской идентичности, культурные границы которой позволили бы консолидировать новое общество.

В этот период обращение к досоветскому прошлому в российской истории представляло собой возрождение православия, за которым была признана особая роль в становлении духовной культуры России. Для народов Сибири, принявших христианство в XVIII — нач. XIX вв., этот процесс означал и обращение к ставшему традиционным православию, и институционализацию традиционных верований. Эти процессы отчасти были ответом на интенсивную деятельность зарубежных и отечественных миссионеров во многих городских и сельских поселениях Сибири.

В сфере христианской конфессиональной культуры, с одной стороны, исторически укорененное в регионе православие стало формировать культурное пространство Сибири, с другой, — стала очевидной диффузия, вызванная распространением раннесовременных форм религий протестантизма и новых религиозных движений. Исторические религии — ислам, буддизм, иудаизм, носители которых еще в XVIII в. составляли часть ссыльно-поселенцев, а впоследствии и постоянного населения Сибири, — также заняли свое место в культуре городов и поселков.

Эклектичная, на первый взгляд, картина религиозной жизни являлась и одной из характеристик культуры постсоветской России в целом. Одними она воспринималась как временное явление общества «переходного периода», своего рода «болезнью роста», другими — как серьезная предпосылка к дезинтеграционным процессам. Отсутствие ориентиров затянувшегося «перехода» привело к возобладанию второй точки зрения на оценку религиозной ситуации в России и способствовало легитимизации преференциальной модели взаимодействия православной церкви и государства.

Усилившиеся процессы миграции, высокая степень мобильности населения, стирание привычных границ социально-культурных образованийвсе это создает предпосылки для иных подходов к анализу явлений религиозной жизни в современной культуре России, что обусловливает актуальность данного исследования. Существующие на данный момент социологические, социально-философские, этнографические разработки различных аспектов конфессиональной культуры дают возможность рассмотрения только отдельных аспектов религиозной жизни. Методологическим инструментарием, позволяющим исследовать развитие элементов конфессиональной культуры, может служить методология, базирующаяся на системно-синергетическом и деятельностном подходах, раскрытых в теоретических трудах М. С. Кагана и Э. С. Маркаряна. Эти подходы позволяют рассматривать культуру прежде всего как «систему надбиологически выработанных средств осуществления человеческой деятельности"1, благодаря которым и происходит функционирование и развитие общественной жизни людей.

Конфессии как социальные образования имеют определенные религиозным содержанием и смыслами, цели, участвуют в формировании и репрезентации культурного капитала своих субъектов. В то же время включенность в конкретную социокультурную среду города позволяет рассматривать их диспозиции в поле городской культуры, воспринимать.

1 Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. — М.: Мысль, 1983. — С. 116. городскую среду не только как сферу реализации своих духовных намерений и религиозных смыслов, но и реальную обусловленность их деятельности, что определяет научную актуальность исследования. В настоящее время назрела необходимость как изучения трансформаций в современной конфессиональной культуре, так и проведения ее комплексного изучения с применением преимуществ культурологической методологии.

Объект исследования данной диссертационной работы — городская культура Сибири.

Предмет исследования — конфессиональная культура города Якутска.

Цель исследования состоит в выявлении типологических особенностей конфессиональной культуры Якутска в условиях современности и предполагает решение следующих задач исследования:

1. Систематизировать современные методы исследования конфессиональной культуры и уточнить ее определение как культурологической категории.

2. Показать социально-культурные и историко-культурные факторы формирования конфессиональной культуры города.

3. Выявить специфику городской культуры Якутска в диахроническом и синхроническом срезах.

4.Раскрыть особенности объективации и институционализации конфессиональной культуры города Якутска.

5. Выявить влияние конфессиональной культуры города на его архитектурно-пространственный ландшафт и топонимику.

6. На основании теории культурного капитала П. Бурдье показать особенности диспозиций субъектов различных конфессиональных культур в социальном поле Якутска.

Степень разработанности проблемы.

Теоретико-методологические вопросы исследования феномена религии и ее социальных форм рассматриваются в рамках различных направлений — теологии, религиоведения, истории, культурологии, социальной философии, социологии, психологии, культурной антропологии.

Роль религии в современном мире и отдельные аспекты изменений религиозной жизни общества рассматривали Р. Белла, М. Вебер, Г. Зиммель, К. Доусон, Дж.М. Йингер, М. Мосс, Т. Парсонс, М. Элиаде и другие ученые.

В отечественной науке в советский период стала развиваться сибирская историография, в которой делались попытки изучения различных сфер просветительской и миссионерской деятельности православной церкви, а также религиозных верований коренных народов Сибири (C.B. Бахрушин, Н.М.Ядринцев). Первые опыты конкретно-социологического изучения проблем религии в нашей стране относятся к концу 1950;х — началу 1960;х гг., когда объектами исследования становились отдельные небольшие населенные пункты, трудовые коллективы, религиозные общины. Работы В. И. Гараджи, P.A. Лопаткина, М. П. Мчедлова, Д. М. Угриновича, В. Ф. Чесноковой, И. Н. Яблокова и других исследователей посвящены различным аспектам взаимосвязи религии и общества. Состояние и отдельные аспекты религии и современной религиозности, этноконфессиональные отношения рассматривали в своих трудах Н. Д. Баскакова, Е. А. Островская, М. Ю. Смирнов, Ж. Т. Тощенко, Я. С. Черняк, В. Ф. Чеснокова, А. В. Юзопольская.

Особенностям процессов религиозного возрождения в отдельных регионах России посвящены работы: Г. А. Выдриной, Ю. В. Попкова, Е. А. Тюгашева — в Ханты-Мансийском автономном округеЮ.Ю. Синелиной — в Ярославской областиО.М.Хомушку — в Республике Тыва. Можно говорить и о формировании региональных школ в исследовании традиционных для национальных республик религий: ламаизма — в Бурятии.

Э.Д.Дагбаев, Т. Б. Бадмацыренов, Р. Ж. Жалсанова и др.) — мусульманства — в Татарстане (Р.Н.Мусина, Р. М. Мухаметшин и др.).

Современная культурология позволяет расширить возможности в исследовании конфессиональной культуры. Различным аспектам теории культурологии посвящены работы О. Н. Астафьевой, Н. Г. Багдасаряна, И. М. Быховской, П. С. Гуревича, Г. В. Драча, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, И. В. Кондакова, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Л. М. Мосоловой, Э. В. Соколова, В. Я. Флиера и др.

С начала XX в. город как культурное явление становится объектом исследований социологов, среди которых М. Вебер, Г. Зиммель, затем представители чикагской школы — Э. Берджесс, Л. Вирт, Р. Парк и др. Одними из первых системных исследований культуры города стали работы Н. П. Анциферова. Во второй половине XX в. очерчиваются основные научные направления изучения городской культуры: история развития города как целостной системы (Ф.Бродель, Ж. ЛеГофф, Л. Б. Коган, Э. А. Орлова, Л. М. Семенова и др.) — изучение социального пространства городов, или урбан-социология (В.В.Вагин, В. Л. Глазычев, Б. С. Ерасов, Л. Г. Ионин, Ф. Теннис) — архитектурно-эстетический облик города (В.Л. Глазычев, А. В. Иконников, П. Клаваль, Л. Б. Коган, К. Линч, Д.С.Лихачев) — семиотические исследования (Ю.М.Лотман, З. Г. Минц, В.Н.Топоров). На рубеже XX—XXI вв. традиции культурологического исследования Петербурга были развиты М. С. Каганом и сложившимся направлением петербурговедения (Н.В.Григорьев, К. Г. Исупов, Г. З. Каганов, Ю. В. Лобанова, М. Л. Магидович, С. Б. Смирнов, Д. Л. Спивак, М. С. Уваров, Е. Хелберг-Хирн и др.).

Культура сибирских городов и культурное пространство Восточной Сибири были темой исследований М. П. Черной, Т. Ф. Ляпкиной. Памятником истории культуры Якутска остаются очерки Г. А. Попова. Социо-экономические и исторические аспекты развития городской культуры Якутии нашли отражение в работах И. А. Аргунова, П. Л. Казаряна, Е. Н. Федоровой, А. Г. Чикачева, С. К. Аржаковой, О. Д. Якимова, О. Г. Сидорова, М. А. Сукневой.

С 1990;х гг. в России ведется изучение религиозной ситуации и различных аспектов религиозности. Работы по истории культуры российских регионов проводились С. Э. Аниховским, А. С. Кузьминой, Е. Н. Мастеница, С. В. Спасенковой. В Якутии рассмотрение вопросов религиозности проводилось, в основном, в рамках этнографического изучения якутской культуры. К научным исследованиям современного периода относятся работы М. А. Абрамовой, В. Е. Васильева, У. А. Винокуровой, А. П. Николаева, С. И. Николаева — Сомоготто, Е. Н. Романовой, А. С. Саввинова, Е. С. Шишигина, И. И. Юргановой.

Проблемы религиозности рассматривались в контексте исследований образа жизни населения, состояния межнациональных отношений, в том числе проявлений религиозности [в 2001 г. исследование ИГИ АН РС (Я), в 2002 г. — РИКА при Президенте РС (Я), в 2008 г. — Информационным центром при Президенте Республики Саха (Якутия)]. Среди зарубежных исследователей Л. Дзола (Университет Турина, Италия), М. М. Балзер (Джорджтаунский университет, США) обращались к теме якутских верований.

До сих пор не изученным остался социально-культурный механизм зарождения и развития локальных форм конфессиональной культуры как проявления процесса культурогенеза. Этот пробел в изучении конфессиональной культуры и призвано восполнить представленное исследование.

Положения, выносимые на защиту:

I. Значительные возможности в изучении конфессиональной культуры города предоставляет деятельностный подход М. С. Кагана. Конфессиональная культура может быть рассмотрена как совокупность способов и результатов специфической деятельности человека (или группы), связанной с религиозностью.

II. В качестве самостоятельной системы культурных явлений, порождаемых феноменом религии, конфессиональная культура проявляется в способах и формах социальной организации и регуляции отдельных поселений, городов и поселков: формирует архитектурно-пространственный ландшафт этого поселения и объективируется в артефактах и памятниках культуры, субъектах культурных процессов, событиях культурной жизни.

III. Современная отечественная конфессиональная городская культура является основной подсистемой культуры городов России и включает в себя культуры конфессий как результат порождения новых религиозных форм, наряду с наследованием и трансформацией некогда существовавших в досоветский период. На ее формирование повлияли как общие тенденции культурных изменений в постсоветском российском пространстве, так и этнокультурные особенности города.

IV. Важное значение в изучении конфессиональной культуры конкретного города приобретают как рассмотрение истории формирования городской культуры в целом, так и выявление типологических особенностей отдельного городского пространства культуры, таких как географическое расположение города, его структура и планировка, архитектурный облик, социально-демографический и этно-культурный состав населения.

V. С середины XVII в. Якутск становится в Восточной Сибири центром распространения культурных изменений, в том числе распространения и интеграции новых форм религиозных практик.

VI. Интенсивная миграция в Якутии советского периода, создавшая полиэтнический состав населения, обусловила в постсоветском Якутске распространение и развитие исторических религий наряду с сохранившимися с дохристианского периода традиционными якутскими верованиями. Все исторические религии Якутска, кроме иудаизма (буддизм, ислам, православие, католицизм) имеют собственные религиозные архитектурные объекты. Особенное культурное значение в последнее десятилетие приобрели появившиеся архитектонические объекты верований коренных народов Якутии.

VII. Количественная распространенность объектов, их архитектурный облик и занимаемое пространство в архитектурно-ландшафтной среде города свидетельствуют о значении православия как традиционной градообразующей конфессии среди всех исторических религий города.

VIII. Рассмотрение морфологии конфессиональной культуры Якутска позволяет сделать вывод о значительном влиянии деятельности конфессий на разнообразие культурных практик и изменение образа жизни горожан, наращивание и распределение капиталов в поле городской культуры, трансформации архитектурно-пространственного ландшафта города, символических акцентов в его планировке, а также формирование толерантности горожан. IX. Процесс формирования городской культуры Якутска стал результатом колонизации Якутии и прежде всего связан с историей Якутского острога, древнейшего и наиболее густонаселенного города Якутии. Научная новизна исследования:

1. Уточнено культурологическое определение термина «конфессиональная культура» с позиции деятельностного подхода.

2. Показаны общекультурные факторы, влиявшие на формирование конфессиональной культуры города Якутска с момента его основания до современного состояния.

3. Выявлено, что Якутск сыграл значительную роль в процессе формирования конфессиональной культуры городов Сибири и на протяжении всего рассматриваемого периода был центром распространения культурных новаций.

4. Выявлена специфика городской культуры Якутска как северного города.

5. Показано, что основными «градообразующими объектами» г. Якутска по-прежнему являются его православные церкви.

6. На основе анализа морфологии основных конфессий, источников и факторов развития конфессиональной культуры выявлены особенности конфессиональной культуры города, диспозиции конфессий в поле городской культуры.

7. Выявлено региональное своеобразие культурных конфессиональных практик на примере традиционных верований коренных народов Якутии и христианства.

8. Рассмотрено пространственно-географическое распространение конфессиональной культуры Якутска, на основе чего разработаны две карты: «Конфессионально-топографическая карта религиозных объектов г. Якутска» и «Карта распространенности объектов традиционных верований коренных народов в г. Якутске».

9. Проведено эмпирическое исследование элементов конфессиональной культуры, в частности таких малоизученных явлений, как протестантизм в Якутии.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на системно-синергетическом и культурологическом подходах, принципах историзма и объективности, а также теории культурного капитала П. Бурдье.

Для решения поставленных задач наряду с универсальными методами были применены специальные методы историко-культурологического исследования: историко-типологический метод, сравнительный метод в его синхронном и диахронном вариантах и структурно-функциональный анализ. Хронологические рамки исследования. Нижняя граница исследования определяется периодом вхождения Якутии в состав Российского государства в середине XVII в. и основанием городов. Верхняя граница определена настоящим временем, которое определяется как этап возрождения религиозности в пространстве России.

Источниковая база исследования. В работе использована научная литература по теме исследования, материалы средств массовой информации Якутии, в том числе журналов религиозных организаций. Кроме того, представлены материалы авторского эмпирического исследования 2005 — 2012 гг., проведенного в организациях протестантизма, мусульманской, буддийской общинах и общине Бахай г. Якутска, а также данные Государственного комитета по статистике РС (Я), Департамента по делам народов РС (Я).

Теоретическая значимость исследования. Предложенная и апробированная в диссертации методология исследования конфессиональной культуры Якутска, основанная на культурологическом подходе, может служить основой для исследований конфессиональной культуры других городов Восточной Сибири.

Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы органами муниципальной власти, комиссиями по работе с религиозными организациями при разработке политики в области свободы совести, стратегий в области культурной политики региона. Также материалы диссертации могут быть применены при подготовке лекционных курсов по культурологии, регионоведению, социологии религии, истории города. Предложено культурологическое определение конфессиональной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Значительные возможности в изучении конфессиональной культуры города Якутска предоставляет ее понимание как специфического способа человеческой деятельности. Рассмотренные М. С. Каганом модальности культуры позволяют выделить в конфессиональной культуре три аспекта: конфессиональность субъектов культуры, практики и создаваемый субъектами предметный мир материальных объектов.

Конфессиональная культура получает развитие в процессе адаптации человека к природной среде, социализации и инкультурации и может быть рассмотрена как целая система культурных явлений, порождаемых феноменом религии.

Конфессиональная культура города выражает состояние современной культуры городов, в которых получили распространение организационно оформленные религии. Социальное измерение конфессиональной культуры наиболее полно может быть рассмотрено с позиции теории П. Бурдье, как поле религии с представленными в нем конфессиями, наделенными в различной степени накопленными капиталами и возможностями их конвертации, что и определяет их диспозиции в этом поле.

Процесс формирования городской культуры Якутска стал результатом колонизации и прежде всего был связан с Якутским острогом, древнейшим и наиболее населенным городом в Якутии. Одним из результатов появления городов в Сибири стало распространение православной культуры. Основными элементами конфессиональной культуры города являются православие и языческие верования. Рассмотрение пространственно-географического расположения культовых объектов и их физической доступности также подтверждает эту особенность конфессиональной культуры города.

Исторический срок существования каждой конфессии влияет на распространение культурных явлений: внедрение культурных форм в общественную практику в качестве предпочитаемых и рекомендуемых образцов. Наиболее длительную историю своего воздействия на культуру города среди всех конфессий имеет православие. Все исторические религиибуддизм, ислам, католицизм и иудаизм, — как новые культурные формы стали получать свое распространение в Якутске с XVII — XVIII вв. но процесс их институционализации в советский период был прерван. Процессы диффузии культурных новаций происходили и в постперестроечное время, в 1990;е годы, когда произошло распространение протестантизма. В этот период обрели организационную форму католицизм, иудаизм, ислам и буддизм. Наряду с распространением новых религиозных форм сохраняли свое значение архаические верования коренных народов. Одной из причин устойчивости религиозного комплекса саха является сохранение специфического мифологического типа сознания, проявляющегося в стремлении к магическим формам.

Особенности социокультурной среды определяются социальным и этническим составом населения, представленностью местных национальных традиций в культуре города, условиями жизни горожан. Эти особенности во многом зависят от статуса города и истории его формирования, они же определяют его тип и взаимозависимость типа и формируемой конфессиональной среды. Якутск исторически представлял собой колониальный тип города, который в советский период утратил свою культурную специфику, став типичным советским городом. Среди конфессий современного Якутска наблюдается многообразие новых религиозных форм, наряду с наследованием и трансформацией некогда существовавших в досоветский период.

Современный Якутск находится в состоянии формирования своей культурной идентичности. В конфессиональной культуре города прослеживаются доминирующие составляющие, обусловленные этническим составом населения, восприимчивостью к этнически нейтральным культурным явлениям, а также стремлением к возрождению традиционных культурных образцов.

Восстановление объектов православия в 1990;е годы изменило пространственно-географическое распространение архитектурных объектов конфессиональной культуры города, переместив центр города в его историческую часть, где доминирующим символическим объектом является Преображенский храм. Архитектонические объекты других религий: католицизма, протестантских церквей, ислама, буддизма — находятся на периферии центра города, что отражает исторические особенности Якутска, который был основан и развивался как православный город.

Якутск начала XXI в. — это город, в облике которого стали проявляться местные историко-культурные традиции. В городском ландшафте стали возникать сэргэ — ритуальные коновязи, как объекты национально-культурной идентичности якутского населения города. Историко-культурный анализ топонимики религиозных объектов подтвердил десемантизацию культурного пространства Якутска как православного города, полного «стирания» памяти города в советский период.

Структурно-функциональный анализ конфессиональной культуры Якутска выявил историческую обусловленность ее формирования.

В современный период, в связи со сложившейся моделью преференциальных отношений государства и православной церкви, структура поля определяется наиболее эффективной позицией православия. В поле религии города среди христианских конфессий протестантизм и православие являются наиболее влиятельными субъектами конфессиональной культуры. В силу накопленных социальных капиталов православия и отдельных деноминаций протестантизма (Церковь евангельских христиан-баптистов, Церковь адвентистов седьмого дня, «Слово жизни»), они могут обладать экономическим капиталом и занимают преимущественную диспозицию в поле религии города.

При создании определенных условий для накопления культурного капитала в поле религии города традиционные верования коренных народов могут иметь потенциально значимую диспозицию. Среди нехристианских конфессий мусульманская община г. Якутска представляет собой достаточно внутренне интегрированный элемент конфессиональной культуры города, который обладает накопленным культурным, социальным и экономическим капиталами, представленными в их символической форме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири /' Н. А. Алексеев. -Новосибирск: Наука, 2008. 494 с.
  2. , И. А. Социалистическое развитие якутского народа: историко-социологическое исследование образа жизни / И. А. Аргунов. -Новосибирск: Наука, 1985. 319 с.
  3. , С. К. Города Якутии / С. К. Аржакова, Е. Н. Федорова, В. В. Павлова.-Якутск: Бичик. 96 с.
  4. , В. Польские исследователи культуры якутов / В. Армон. М.: МАИК Наука, Интерпериодика. 2001. — 172 с.
  5. , С. А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики: Исследования по общей этнографии / С. А. Арутюнов. М.: Наука, 1979 -2460 с.
  6. , Ю. В., Дробижева, Л. М., Сусоколов, А. А. Этносоциология: учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998. — 271 с.
  7. Атлас современной религиозной жизни России / отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., СПб.: Летний сад, 2005. — 1 т. — 621 с.
  8. , П. А. Взаимодействие христианских объединений и социальных институтов (на примере Прибайкальского региона): автореф. дис.. канд. соц. наук: 22.00.04. Иркутск, 2002. — 24 с.
  9. , И. Святитель Иннокентий: по его сочинениям, письмам и рассказам современников / И. Барсуков. М.: Союз писателей России, 2007. — 767 с.
  10. , Л. А. Эмпирическая соцполопи в России и Восточной Европе: учебное пособие / Л. А. Беляева. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. — 408 с.
  11. П.Белла Р. Социология религии/под ред. Г. В. Осипова // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Изд-во «Прогресс», 1972.-С.265−281.
  12. , А. А. Социальная история якутов в позднее Средневековье и Новое время: опыт комплексного исследования / А. А. Борисов. -Новосибирск: Наука, 2010. 272 с.
  13. . С. И. Поляки. Якутия наш общий дом: очерки истории PC (Якутия) / Министерство по делам народов и федеративным отношениям PC (Я): отв. ред. А. М. Ишков. — Якутск, Мин-во по делам народов и федеративным отношениям PC (Я), 2001. — 1 вып. — 144 с.
  14. , Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: на материале традиций Саха / Р. И. Бравина. Новосибирск: Наука, 2005. — 307 с.
  15. Будущее религии в Европе: сборник статей / под ред. И. X. Максутова, О. К. Горевой. СПб.: Алетейя, 2010. — 288 с.
  16. Т.Д. Шаманство в традиционной нанайской культуре: Системный анализ: автореф. дис.. д-ра культурол. наук:24.00.01. СПб, 2001.-374 с.
  17. , П. Практический смысл / пер. с фр. А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко- отв. ред. и пер. послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001 г. — 562 с.
  18. . П. Социология политики: пер. с фр. / сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
  19. , П. Формы капитала / пер. с франц. Н. А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. — 267 с.
  20. . Н. Д. «Долой попов и шаманов!» / Н. Д. Васильева. ИЛИН. -Якутск, 2001. — № 2. — С. 44 — 45.
  21. М. Город /Отв. ред. Я. М. Бергер, пер. с нем. ЛевиношУИзбранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — С. 309 — 439.
  22. , М. Основные понятия стратификации СОЦИС. -М.: РАН, 2001. -№ 5. — 160 с.
  23. , М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.
  24. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / отв. ред. М. П. Мчелдов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Культурная революция, 2009.-400 с.
  25. Вестник Бурятского университета. Серия 5, Философия. Социология. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. 11 вып. — 286 с.
  26. , Ю. Н. Культура реформаторства и реформирование культуры / Ю. Н. Власов. -М.: Юрайт, 1998. 224 с.
  27. Власть в Сибири: XVI начало XX в. / сост. М. О. Акншин, А. В. Ремнев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: Сова, 2005. — 696 с.
  28. , Г. А., Попков, Ю. В., Тюгашева, Е. А. Этноконфессиональные процессы в современной Югре / Г. А. Выдрина, Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашева. Новосибирск: Нонпарель, 2004. — 224 с.
  29. , В.И. Социология религии/В.И.Гараджа. 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2010. — 304 с.
  30. , В.И. Социология религии/В.И.Гараджа. Москва: «Наука», 1995. -234 с.
  31. , Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. М.: Советский писатель, 1988. — 448 с.
  32. , Э. Социология / В. А. Ядов. М.: Эдиториал, 1999. — 704 с.
  33. , В. А. Пострадавшие за веру: обзор архивно-следственных дел 1921−1942 гг., хранящихся в архиве УФСБ Республики Саха (Якутия) / В. А. Головкова. Якутск, 2006. — 224 с.
  34. Город Якутск: история, культура, фольклор / сост. П. П. Петров, С. И. Боякова- отв. ред. С. И. Боякова. Якутск: Бичик, 2007. — 560 с.
  35. Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-конфессиональных отношений) / сост. Г. Роббере- отв ред. А. А. Красиков. М.: Nomos, 2009. — 701 с.
  36. , А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки /' А. Ю. Григоренко- научное издание. СПб.: Европейский Дом, 2004. — 392 с.
  37. , А.Г. Евреи в Якутии/А.Г.Гройсман/ТПо материалам электронной еврейской энциклопедии. URL: http://www.yakutskhistory.net/
  38. , И. А., Мацкевич, А. Ю., Семенов, В. А. Западная социология / под ред. И. А. Громова. СПб.: Ольга, 1997. — 372 с.
  39. , П. С. Философия культур: учебное пособие для студентов гум. вузов / П. С. Гуревич. 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 288 с.
  40. JI. М. Якутская еврейская община Электронный ресурс./Л.М.Данипова// Якутск. Режим доступа: http://www.yakutskhistory.net
  41. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия). 2012: стат. сборник. Якутск, 2012. — 198 с.
  42. , А. В. Взаимоотношения православной церкви с другими конфессиями Восточной Сибири в XVII- начале XX в.в. // Церковь и государство: история и современность: материалы науч. конф. Иркутск: Репроцентр Al, 2005. — 145 с.
  43. Духовное единство народов Якутии. Мирный: Мирнинская городская типография, 2000. — 32 с.
  44. , Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова М.:Канон+, 1998 -432 с.
  45. , JI. И. Культ Неба: истоки и традиции /Л. И. Егорова. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2012. — 116 с.
  46. , Т. Православный календарь / Т. Емельянова // Неделя Якутии.- Якутск: 2 декабря 2005.
  47. , Б. С. Социальная культурология: учебное пособие для вузов / Б. С. Ерасов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
  48. , Н. Муса Сагов: «Нам и десяти мечетей будет мало» / Н. Ефимова // Наше время. 19−25 апреля, 2013 г. — № 15. — С. 7.
  49. . Д. Н. Феноменология географических образов Электронный ресурс. / Д. Н. Замятин // Журнальный зал. Режим доступа: http.7/magazines.russ.ru/nlo/2000/46/fenom.html.
  50. , А. С. Теория культуры академика В. С. Степина / А. С. Запесоцкий- лекции, прочитанные студентам СПбГУП в мае-сентябре 2010 года. /У Избранные лекции университета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.-115 вып.-112 с.
  51. , Т. И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учебное пособие / Т. И. Заславская. М.: Дело, 2004. — 400 с.
  52. , В. H. Северо-восток Азии в контексте российской истории: сборник науч. ст. / В. Н. Иванов. Якутск: ИГИ АН PC (Я), 2005. — 832 с.
  53. . В. Б. Национальный состав населения Якутии: этно-статистическое исследование / В. Б. Игнатьева. Якутск: МГП Полиграфист, 1994. — 144 с.
  54. , С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. 2-е изд. перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с.
  55. Интеллигенция и проблемы национальных отношений: материалы VII междунар. науч. конф., Байкальская встреча, 16−18 сент. 2008: в 2 т. / отв. ред. И. И. Осинский. М., Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008.- 1 т.-300 с.
  56. , JI. Г. Социология культуры: учебное пособие для вузов / Л. Г. Ионин. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427 с.
  57. История города Якутска: 1632−1917 / Л. Н. Жукова, В. Г. Скрипин, Е. П. Антонов. Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 2007. — 3 т. — 312 с.
  58. М. С. Введение в историю мировой культуры / М. С. Каган. СПб: Петрополис, 2003. — 1 кн. — 368 с.
  59. , М.С. Град Петров в истории русской культуры / М. С. Каган. 2-е изд., перераб. и доп. — СПБ.: Паритет, 2006. — 480 с.
  60. Каган, М. С. Культура города и пути ее изучения/С.Н.Иконникова, Г. В.Скотникова//Город и культура. СПб., 1992. — С. 15−34.
  61. , М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
  62. , П. Л. 370 лет со дня основания города Олекминск. Электронный ресурс. / П. Л. Казарян // Национальная библиотека Республики Саха (Якутия). 2008. — Режим доступа: http ://nlib.sakha.ru/resoures/data^iblassist/calendar/2005/370. shtml.
  63. , П. Л. История Верхоянска / П. Л. Казарян Якутск: 1998. — 208 с.
  64. , И. В. Введение в историю русской культуры: учебное пособие / И. В. Кондаков. М.: Аспект пресс, 1917. — 687 с.
  65. , А. И. Культурология. 4-е изд. — М.: Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с.
  66. , Г. В. Ураангхай-сахалар: очерки по древней истории якутов / Г. В. Ксенофонтов. Якутск: Нац. изд-во Республики Саха (Якутия), 1992. — 1 т.-416 с.
  67. , В. В. Лекции по истории религии и свободомыслия: учебное пособие / В. В. Кудрявцев. Минск: НТООО ТетраСистемс, 1997. — 208 с.
  68. Л.А. Семиотика наскального искусства: интерпретация в контексте традиционной культуры народов севера: дис.. канд. культ, наук: 24.00.01. Якутск, 2008.- 154 с.
  69. , М. А. Социальные системы и процессы: методология исследования: учебное пособие для студентов гум. фак-ов / М. А. Кузнецова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 96 с.
  70. , А. Е. Научные труды. Материалы для изучения верования якутов / А. Е. Кулаковский. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 484 с.
  71. Культурная революция в Якутии (1917−193 7гг.): сборник документов и материалов / под ред. Г. П. Башарина, В. Н. Чемезова, Л. Т. Ивановой. -Якутск: Кн. изд-во, 1968. 612 с.
  72. Культурное взаимодействие народов Республики Саха (Якутия) / Под ред. В.Н. Иванова// История и современность Якутск, 1995. — 86 с.
  73. Культурное многообразие: материалы Второго Российского культурологического конгресса с междунар. участием от прошлого к будущему (Программа. Тезисы докладов и сообщений). СПб.: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2002. — 560 с.
  74. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007. — 566 с.
  75. Культурология. XX век: антология. М.: Юрист, 1995. — 703 с.
  76. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс- пер. с фр. В. В. Иванова. М.: Академический проект, 2008. — 555 с.
  77. . А. В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности / А. В. Логинов. М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — 496 с.
  78. , М. Ю. Культура и взрыв. Семиосфера / М. Ю. Лотман. СПб.: Искусство СПБ, 2000. — 704 с.
  79. , Т. Ф. Архитектоника культурного пространства Восточной Сибири (конец XVII начало XX вв.): дис.. д-ра культурол. наук: 24.00.01 / Т. Ф. Ляпкина. — СПб, 2007. — 369 с.
  80. , М. Л. Культурная идентичность и идентификация культуры: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Л. М. Мосоловой М.: Издательский центр «Академия», 2013. — С. 323−337.
  81. , Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ /Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  82. , Е. Н. Культурное пространство города как предмет исследования и объект познания: междисциплинарный подход / Е. Н. Мастеница // Петербургские исследования: Альманах. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. — 344 с.
  83. Материалы I Конгресса Евангельских церквей Республики Саха (Якутия). Якутск, 2007. — 25 с.
  84. Методический справочник № 2: в помощь работникам администраций улусов и городов Республики Саха (Якутия), ответственным за взаимодействие с религиозными объединениями. Якутск, 2001. — 82 с.
  85. Мир культуры и культурология // Альманах научно-образовательного культурологического общества России. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2011.-1 вып. — 400 с.
  86. , М. Социальные функции священного: избранные произведения / пер. с франц. под общ. ред. И. В. Утехина- науч. ред. И. В. Утехин, Н. М. Геренко- сост. В. Ю. Трофимов. СПб: Евразия, 2000. — 448 с.
  87. , Р. Н., Шумилова, Е. А. Проблема толерантности в этноконфессиональном взаимодействии/Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане / Р. Н. Мусина, Е. А. Шумилова. Казань, 2003. С. 141−156.
  88. На службе Богу и якутскому народу: материалы правосл. конф. Якутск: Якутский благовестник, 2006. — 224 с.
  89. , И. Л. Этноним в межкультурной коммуникации / И. Л. Набок // Вестник Герценовского университета 2011. — № 5. — С. 59−64.
  90. Национальный состав, владение языками, гражданство населения Республики Саха (Якутия): итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: стат. сборник. Якутск: 2005. — 76 с.
  91. , Г. Г. Вид города Якуцка: сборник статей НХМ РС (Я) / Г. Г. Неустроева- под ред. Г. Г. Неустроевой. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1999.-172 с.
  92. Новые религиозные культы, движения и организации в России / 2-е изд. перераб. и доп. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 346 с.
  93. Общество и власть. Культурфилософские проблемы становления гражданского общества // Общественная академия Шаг в будущее. 2003. -11 вып. — 84 с.
  94. , А. П. К истории этнографического изучения Якутии / А. П. Окладников // сборник материалов по этнографии якутов: Описание быта и нравов Якутии, сочиненное в г. Якутске в 1768 1769 и 1785 гг. — Якутск: Якутское гос. изд-во, 1948.- С. 17−48.
  95. , В. Е. Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона: монография / В. Е. Охлопков. М.: РАГС, 2004. — 240 с.
  96. , Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. М.: Академический проект, 2000. — 880 с.
  97. , Т. Система современных обществ / под ред. М.С.Ковалевой- пер. с англ. JI.A. Седова, А. Д. Ковалева. М.: Аспект Пресс, 1998. — 270 с.
  98. , П. П. Из истории трех вилюйских зимовий Электронный ресурс. / П. П. Петров // Официальный информационный портал PC (Я). — 2013. — Режим доступа: http://sakha.gov.ru/node/16 438.
  99. , О.В. Когнитивный стиль как принцип типологического анализа культуры: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.03. СПб, 2001.- 150 с.
  100. , В. И. Термины российского архитектурного наследия: Архитектурный словарь / В. И. Плужников. М.: Искусство-XXI век, 2011.с.
  101. Подойннцына, И. И. Технологии социологических исследований: учебное пособие / И. И. Подойницына. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. -1 ч. — 116 с.
  102. , Г. А. История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области: очерки по истории Якутии / JI. Н. Жукова, Е. П. Антонов. Якутск: ЯГУ, ИГИ ИПМНС, 2005. — 280 с.
  103. , Г. А. Сочинения / Г. А. Попов. Якутск, 2005. — 312 с.
  104. , Г. С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха): монография/под ред. Е. П. Борзовой. СПб: Астерион, 2010. — 346 с.
  105. , П. В. Исторнко-графический атлас города Якутска в 1917 г. / П. В. Попов- сост.И. И. Юрганова и др.-Якутск: Якутский Край, 2009. 162 с.
  106. , Э. А. Институционализация российской демократии / Э. А. Попов // СОЦИС. М.: РАН, 2001. — № 5. — 160 с.
  107. , Ю. В. Этносоциальные процессы в Сибири // Ежегодный международный семинар. М.: РАН, 2001. — № 5. — 160 с.
  108. Православная миссия сегодня: сборник текстов по курсу «Миссиология для православных духовных школ и богословских учебных заведений» / сост. В. Федоров. СПб.: Апостольский город, 1999. -408 с.
  109. , О. И. Россия и Евразия. Эволюция цивилизаций / О. И. Пыльцын. Новосибирск: ЮКЭА, 2003. — 784 с.
  110. ПЗ.Радаев, В. В., Шкаратан, О. И. Социальная стратификация: учебное пособие / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. М.: Аспект Пресс, 1996. — 318 с.
  111. Религия и общество: очерки религиозной жизни современной Poccrai / отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М., СПб.: Летний сад, 2002. — 488 с.
  112. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии для вузов: в 2 ч. / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. -2ч, — 204 с.
  113. Республика Саха (Якутия) на рубеже XX—XXI вв.еков: укрепление государственности. Новосибирск: Наука, Сибирское предприятие РАН, 1997.- 165 с.
  114. Россия как цивилизация: сибирский экскурс / отв. ред. В. Г. Костюк. -Новосибирск: Сибирское Научное Изд-во, 2008. 262 с.
  115. , В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997.-394 с.
  116. Сайентологи укоренились в Якутске // Наше время. 13−19 января. 2012. — № 1. — С. 3.
  117. , О. Иеромонах Серафим:"Православной культуре нужно учить" /У Наше Время. 3 апреля, 2002.
  118. Сборник документов по государственно-конфессиональной политике. -Якутск: Редакционно-издательский отдел Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2004. 1 ч. — 70 с.
  119. Сборник документов по государственно-конфессиональной политике. -Якутск: Редакционно-издательский отдел Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2004. 2 ч. — С. 64.
  120. Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет современной России / под общ. ред. М. К. Горшкова. М.: ИИК Российская газета, 2007. -448 с.
  121. , В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / В. Л. Серошевский. 2-е изд. — М., 1993. — 736 с.
  122. Сибирь. Атлас Азиатской России. Новосибирск, Москва: Топ-книга, 2007 г. — 865 с.
  123. , О. Г. В Индии Далай-ламы и Рерихов / сост. Л. В. Федорова//По следам предков: экспедиции по Индии, Непалу, Тибету и Синьцзян-Уйгурии (КНР). Якутск: Бичик, 2005. — С. 110- 129.
  124. , Л. А. Социология религии. Особенности развития института религии на примере РС (Я): Исторические данные / Л. А. Сидорова. -Якутск, 2005.- 1 ч.-37 с.
  125. , Р. А. Новейшая история исламского сообщества России / Р. А. Силантьев. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИХТИОС, 2006. — 632 с.
  126. , Ю. Ю. Концепции секуляризации в социологической теории / Ю. Ю. Синелина. М.: ИСПИ РАН, 2009. — 120 с.
  127. , Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  128. , М. Ю. Религия и религиоведение в России / М. Ю. Смирнов. -СПб.: Изд-во РХГА, 2013. 368 с.
  129. , М.Ю. Социология религии: Словарь / М. Ю. Смирнов. СПб.: Изд-во С, — Петерб. ун-та, 2011. -412 с.
  130. , С. Б. Взаимодействие Москвы и Петербурга в развитии культуры России в 18 20 вв.: автореф. дис.. д-ра культурол. наук: 24.00.01. — СПб, 2007. — 560 с.
  131. , Г. И. Здравствуй, мой город, знакомый до слез.// 380-летию Якутска / Г. И. Спиридонов. Якутск: СМИК, 2012. — 304 с.
  132. Э.В. Город глазами культуролога/'С.Н.Иконникова, Г. В.Скотникова//Город и культура. СПб., 1992. — С. 3−14.
  133. , П. H. Жены и дети духоборов / П. Н. Сокольников ~ Илин. -2001.-№ 2.-С. 74−81.
  134. , П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин- пер. с англ., сост. и предисл. Т. С. Васильева. -М.: Наука, 1997. 351 с.
  135. , П. А. Социальная мобильность / П. А. Сорокин- пер. с англ. М.
  136. B. Соколовой- под ред. В. В. Сапова. М.: Academia, 2005. — 588 с.
  137. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / авт. проекта и отв. ред. JI. М. Дробижева. -М.: Academia, 2002. 480 с.
  138. Сошюанализ Пьера Бурдье // Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 2001.-С. 288.
  139. Семенков В. Е. Социология религии и современная религиозность. -Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. — Том IV. № 31. C.177- 180.
  140. Статистика: взгляд через столетия. 375-летию вхождения Якутии в состав России / сост. О. В. Зуева и др.- ред. Т. А. Торговкина и др. Якутск: Офест, 2008.-576 с.
  141. , М. А. Миграционные процессы в республике Саха (Якутия) /М. А. Сукнева /7 Пространственная экономика. 2008. — № 1. — С. 62.
  142. , Б. Топонимика Якутии: крат, научно-попул. очерк / Б. Сюлбэ. -Якутск: Бичик, 2004. 192 с.
  143. , О. Н. Купаюсь я в истоках чистой веры: стихотворения, молитвы, поэма на темы религии бахай /' О. Н. Толстихин. Якутск: Полиграфист, 1995. — 102 с.
  144. , Е. Служение исцеления / Е. Уайт // Заокский: Источник жизни.2002.-448 с.
  145. Уваров, М. С. Поэтика Петербурга/Под ред. М.С.Уварова/УПарадигма: Очерки философии и теории культуры. Вып. 4 — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — С.7−12.
  146. , В. Г. Хорошее общество / В. Г. Федорова. М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 544 с.
  147. , Е. Н. Население Якутии: прошлое и настоящее: геодемографическое исследование / Е. Н. Федорова. Новосибирск: Наука, Сибирское предприятие РАН, 1998. — 207 с.
  148. , JI. В. Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей / Л. В. Федорова. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2012. — 320 с.
  149. , С. Б., Щипков, А. В. Якутия. Потерянный кут // Дружба народов. Москва, 1998. — № 2. — 224 с.
  150. Философия культуры: Становление и развитие: учебное пособие / под ред. М. С. Кагана. Ю. В. Петрова. В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. 312 с.
  151. , А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии А. Я. Флиер. М.: Академический Проект, 2000. — 496 с.
  152. , С. Кто мы?: Вызовы американской идентичности/С. Хантингтон. М.:АСТ, Транзиткнига, 2004. — 635 с.
  153. Церковь и государство: история и современность: материалы науч. конф. Иркутск: Репроцентр А1, 2005. — 145 с.
  154. В. Ф. Воцерковленность. Феномен и способы его изучения / В. Ф. Чеснокова // Десять лет социологических наблюдений. М.: Фонд «Общественное мнение», 2000. — С. 112−145 .
  155. , Е. С. Православие народов Саха (о христианстве и его месте в истории Якутии) // Духовное единство народов Якутии. К 2000-летию Христианства: сборник докладов и статей / Е. С. Шишигин. Мирный, 2000. — С. 32.
  156. , Е. С. Роль христианизации в социальной интеграции коренных народов Якутии в российском обществе / И. И. Юрганова // На службе богу и якутскому народу: материалы православ. конф. Якутск: Изд-во Якутской Епархии, 2006. — 224 с.
  157. , Е. С. Якутская епархия. Краткий исторический очерк и проблемы возрождения / Е. С. Шишигин. Мирный: Мирнинская городская типография, 1997. — С. 64.
  158. , О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: образ и действительность / пер. с нем. Н. Ф. Гарелин- коммент. Ю. П. Бубенков, А. П. Дубнов. Минск: Попурри, 1998. — 1 т. — 688 с.
  159. , М. Космос и история: избранные работы / М. Элиаде. М.: Прогресс, 1987.-312 с.
  160. Этносоциальное развитие республики Саха (Якутия): Потенциал, тенденции, перспективы/ В. Б. Игнатьева, С. В. Абрамова, A.A. Павлов и др. Новосибирск: Наука, 2000. — 277с.
  161. , И. И. История Якутской епархии. 1870−1919 гг.: деятельность духовной консистории / И. И. Юрганова- отв. ред. Д. А. Ширина. 2-е изд. -Якутск, 2007.- 148 с.
  162. , И. И. Церкви Якутии: краткая история / И. И. Юрганова. 2-е изд., перераб. и доп. — Якутск, 2010. — 400 с.
  163. Яв лове кий, П. П. Летопись города Якутска: от основания его до настоящего времени / отв. ред. О. С. Чернецов, Л. Н. Жуков. Якутск: Якутский край, 2004. — 2 т. — 352 с.
  164. , В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. 6-е изд. — М.: ИКЦ Академкнига, Добросвет, 2003. — 596 с.
  165. , Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении / Н. М. Ядринцев // История Сибири. Первоисточники. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. 3 вып. — 555 с.
  166. В.Ф. Происхождение сэргэ/ Сост. Л.С. Захарова/7 Золотые руки -Якутск: Бичик, 1993. С. 5 -7.
  167. , Н. И. Там где жил Богдашка Астрахан со товарищи: из истории Олекминского улуса -ИЛИН. 2000. — № 2. — С. 14−29.
  168. Якутия наш общий дом: очерки истории PC (Я) / отв. ред. А. М. Ишков. — Якутск: АН PC (Я), 2001. — 1 вып. — 144 с.
  169. Якутия. Хроника. Факты. События. 1632−1917 гг. / сост. А. А. Калашников. Якутск: Бичик, 2000. — 480 с.
  170. Якутск в былые годы (XVII—XIX вв.): фотографии, рисунки/' Д. К. Снвпев. Якутск: общество «Книга», 1992. — 144 с.
  171. , Г. Саха Сирэ итэ5эл шшмигэр / Г. Андросов // Саха Сирэ. 25 сентября, 2008.
  172. , Л.А. Айыы уорэ5э / Л. А. Афанасьев. Якутск, 1993. — 183 с.
  173. , В. Итэ5эл тула тумсуе5ун! / В. Егорова II Ил Тумен. 18 апреля, 2001.-№ 15(149).
  174. , Д. И. Эдьиий Дора сумэлэх субэлэрэ / Д. И. Кобякова- сост. Г. П. Бечеряков. Якутск: Ситим, 2009. — 80 с.
  175. , В. А. Aap Айыы итэ5элэ / В. А. Кондаков- сост. А. И. Яковлева, Т. Т. Тимофеева. Якутск, 2011. — 532 с.
  176. Марктан утуе сурэх. Сахалыы тылбаас / пер. М. Алексеева. Минск: ПИКОРП, 1995.-80 с.
  177. . Н. И. Олох эргиирэ / Н. И. Протопопова. Якутск: Бичик. 2008. — 80 с.
  178. , Н. И. Эдьиий Дора / Н. И. Протопопова. Якутск: Бичик, 2011.-240 с.
  179. , А. Д., Федосеев, И. Е. Верхоянскай куорат / А. Д. Сыроватскай, И. Е. Федосеев. Якутск: Саха сиринээ5и кинигэ издательствота, 1963. — 63 с.
  180. , К. Д. Сахаларга киЬи ойдобулэ. Илинни, ар5ааны философскай коруулэргэ алтыЬыннаран / К. Д. Уткин. Якутск: Бичик, 1997. — 320 с.
  181. , JI. А. Са5аана, Саха итэ5элин кылгас ойдобуллэрэ / JI. А. Федорова /У Айыы. Якутск: Бичик, 2010. — 48 с.
  182. Bruce, S. Modernization, Individualism and Secularization / S. Bruce // Publications of the Department of Practical Theology 95. Helsinki: University of Helsinki, 1999.-207 p.
  183. Eliade, M. The Eliade guide to world religions / M. Eliade, I. P. Couliano, with H. S. Wiesner. NY: HarperSanFrancisco, 1991. -291 p.
  184. , O. (Ed.). Contemporary religion and church: a Nordic perspective / O. Winsnes. Trondheim: Tapir Academisk Forlag, 2004. — 160 p.
  185. Helander, E. Religion and social transitions / E. Helander. Helsinki: University of Helsinki, Department of Practical Theology, 1999. — 207 p.
  186. , P. (Ed.). Religion and Modernity. Modes of Co-existence / P. Repstad. Oslo: Scandinavian University Press, 1996. — 88 p.
  187. Shterin, M. The Religious revival in Russia and the Secularization Paradigm / M. Shterin // Publications of the Department of Practical Theology 95. -Helsinki: University of Helsinki, 1999. 207 p.
  188. Social compass // Journal of the international federation of Institutes for social and Socio-Religious Research. 2003. — Vol. 50(3).
Заполнить форму текущей работой