Школьная политика самодержавия в отношении татар-мусульман во второй половине XIX — начале XX вв
Вмешательство правительства в сокровенную для мусульман область религиозного образования, использование административного давления на местных жителей при учреждении русских классов при мусульманских школах и русско-татарских училищ, было, как правило, ответной реакцией на нежелание татарских общин открывать учебные заведения нового типа. На действия чиновников учебного ведомства накладывались… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Основные компоненты школьной политики правительства в отношении татар-мусульман
- 1. 1. Формирование правовых основ школьного дела татар-мусульман (1860-е — 1904 гг.)
- 1. 2. Правительство и проблемы реформирования татарских учебных заведений (1905 — 1917 гг.)
- 1. 3. Администрация Казанского учебного округа как инструмент школьной политики государства
- ГЛАВА II. Реализация школьной политики в отношении татар-мусульман в Казанском учебном округе
- 2. 1. Организация деятельности русско-татарских учебных заведений
- 2. 2. Казанская татарская учительская школа: становление, развитие и функционирование
- 2. 3. Осуществление правительственного курса в отношении конфессиональных школ татар
Школьная политика самодержавия в отношении татар-мусульман во второй половине XIX — начале XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
На современном этапе развития исторической науки все большее значение приобретает исследование истории становления в России гражданского общества, его специфических особенностей и характерных черт. Среди них одним из важнейших является состояние народного образования, которое дает возможность передавать от поколения к поколению культурное наследие народа, формировать морально-этические ценности индивидов.
В России развитие народного образования во многом определялось школьной политикой государства, которая на разных этапах отечественной истории имела свои специфические черты. В пореформенный период неотъемлемой частью модернизации России являлось массовое распространение среди широких слоев населения начального образования. В условиях многонационального государства оно сопровождалось вовлечением в общеимперское социокультурное пространство нерусских групп населения, с перспективой их ассимиляции. Стремление к административной и культурной унификации обусловило более активное вмешательство властей в жизнь этноконфессиональных меньшинств в их самобытные культурные традиции, менталитет. Указанные противоречивые тенденции актуализировали вопросы школьного образования коренного населения империи. Резкий подъем национального движения в начале XX в. только усилил внимание властей к вопросам их образования.
Всё вышесказанное обуславливает необходимость изучения школьной политики в отношении отдельных этноконфессиональных групп Российской империи, в том числе татар-мусульман Поволжья, занимавших существенную долю в полиэтничном составе населения данного региона.
Обращение к этой теме также продиктовано формированием в современной России новой образовательной парадигмы, в которой одной из ключевых проблем остается оптимальное сочетание процессов унификации и сохранения национального компонента в системе образования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х гг. XIX в. до падения самодержавия в 1917 г. Нижняя граница обусловлена либеральными реформами, в рамках которых началась разработка новой школьной политики государства в отношении мусульманских народов.
Территориальные рамки работы ограничены КУО в составе Астраханской, Вятской, Казанской, Самарской, Саратовской, Симбирской губерний. Научный интерес к Поволжью объясняется расселением на данной территории значительной части татар-мусульман. Учебно-окружная администрация являлась главным институтом по реализации государственной школьной политики на местном уровне.
Специфика темы предполагает использование особого терминологического аппарата, который применяется в соответствии с дефинициями, данными в специальной научно-справочной литературе. Наряду с этим некоторые термины требуют пояснения. Для обозначения таких учебных заведений, как русско-татарские училища и русские классы при конфессиональных школах использовались следующие обобщающие словосочетания: «русско-татарские учебные заведения», «русско-татарские школы», «школы нового типа», «специальные школы (учебные заведения) для татар».
Объектом исследования является школьная политика самодержавия в отношении татар-мусульман.
Предметом изучения выступают правовые основы школьной политики государства в отношении татар-мусульман, ее реализация в губерниях КУО во второй половине XIX — начале XX вв.
Целью работы является изучение школьной политики государства в отношении татаро-мусульманского населения в КУО.
Достижение намеченной цели предполагает решение следующих задач: показать формирование и развитие правовых основ школьной политики в отношении татар-мусульман;
— охарактеризовать основные институты КУО, выявить их роль в разработке, корректировке и реализации школьной политики в отношении татаро-мусульманского населенияисследовать опыт организации русско-татарских училищ и русских классов при конфессиональных школах татар КУОизучить становление, структуру и деятельность КТУШрассмотреть механизмы реализации школьной политики в отношении конфессиональных учебных заведений татар в КУО.
Школьная политика государства в отношении татар-мусульман, даже в пределах КУО, остается сложной и многоаспектной проблемой, полностью раскрыть которую в рамках кандидатской диссертации затруднительно. В связи с этим перспективой дальнейших исследований является, в частности, изучение социально-правового положения татар-мусульман в русских начальных, средних, высших учебных заведениях КУО.
Методологическая основа и методы исследования. Методологической основой работы являются принципы историзма и объективности, позволяющие проанализировать фактический материал последовательно, в развитии, во взаимосвязи друг с другом и с действительностью.
В работе использован ряд специальных исторических методов. Проблемно-хронологический метод был применен при изложении отдельных аспектов школьной политики и деятельности государства в их последовательном развитии. Синхронистический метод позволил установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекавшими в одно и то же время в разных губерниях учебного округа и столице. Сравнительно-сопоставительный метод применялся при изучении процесса реализации школьной политики государства в отношении татар-мусульман на различных этапах исторического развития и в различных регионах компактного расселения мусульманских народов. Структурно-системный метод позволил установить единство событий и явлений в общественно-историческом развитии. Кроме того, были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез.
Степень изученности проблемы. Историографию изучаемой проблемы можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный (с 1991 г.).
Труды дореволюционных авторов подразделяются на две группы. Первая — консервативно-охранительной направленности была представлена работами чиновников учебного ведомства, миссионеров и высокопоставленных чиновников. Их объединяло тенденциозное отношение к мусульманским учебным заведениям. В контексте изучения исламских институтов идеологи миссионерства (Н.И. Ильминский, М. А. Машанов, Е. А. Малов, Я.Д. Коблов)1 останавливались на определении места и роли конфессиональных школ в духовной жизни татарских общин, характеризуя их как трансляторов исламских ценностей, и по этой причине признавали их опасными для Российского государства. Pix работы, в основном, сосредоточились на описании структуры мусульманских учебных заведений, процесса обучения, состава преподавателей и учащихся и др. В данном русле шли и некоторые краеведческие работы. В л частности, богослов и этнограф П. Знаменский, рассматривая социокультурное развитие казанских татар, увидел в новометодных мусульманских школах инструмент панисламизма и пришел к выводу, что культурное возрождение среди мусульман ведет к приостановке процесса их христианизации. Член о.
Государственного Совета В. П. Череванский, придерживался мнения, что получение высшего образования мусульманами развивает у них сепаратистские настроения. Он рекомендовал ограничить их обучение начальной школой и предметами практической направленности. Попечитель ОУО, а ранее директор Казанской учительской семинарии H.A. Бобровников4 выделил некоторые мероприятия властей в сфере школьного образования мусульман, начиная с 70-х гг. XIX в. и комментировал их в духе официальной политики.
1 Ильминский Н. И. Беседы о народной школе / Н. И. Ильминсикй. — СПб.: Синодальная, 1889. — 40 е.- Его же: Записки об устройстве учебных заведений. — Казань: Тип. Ключникова, 1904. — 15 е.- Его же: Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. — Казань: Тип. И. С. Петрова, 1910. — 15 е.- Машанов М. А. Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам / М. А. Машанов. — Казань: Тип. И. С. Петрова, 1910 — 132 е.- Малов Е. А. О татарских мечетях / Е. А. Малов. — Казань: Тип. Императорского ун-та, 1869.-79 е.- Коблов Д. Я. Татарская мусульманские школы (медресе) / Д. Я. Коблов // Церковно-обществнная жизнь. — 1906. — № 9. — С.323−325- Конфессиональные школы казанских татар / Д. Я. Коблов. -Казань: Центральная тип., 1916. — 119 е.- Его же: Мечты татар магометан о национальной общеобразовательной школе. — Казань: Тип. Императорского ун-та. 1908. — 20 е.- Его же: О татаризации инородцев Приволжского края. — Казань: Центральная тип. 1907. -27 с.
2 Знаменский П. В. Казанские татары / П. В. Знаменский. — Казань: Тип. Императорского ун-та, 1910. — 67 с.
3 В. Череванский. Мир ислама и его пробуждение / В. Череванский. — СПб.: Государственная тип., 1901. — 382 с.
4 Бобровников H.A. Русско-туземные училища, мектебы и медресе Средней Азии / H.A. Бобровников. — СПб.: Сенатская, 1913. — 90 с.
Для трудов либерально-демократического направления характерны критический подход в оценке школьной политики правительства и попытка глубже осмыслить происходившие процессы. В частности, Н.П. Малиновским5 рассмотрены общие тенденции и сегменты законодательства в области образования рассматриваемого периода. Откликом на появление закона об учебных заведениях, не пользующихся правами государственных (1 июня 1914 г.), стала публикация И. Голубева6. Роль и место родных языков в учебных заведениях нерусских народов были объектом изучения С. Русовой, В. Сольц. Азербайджанский общественный деятель А.Х. Цаликов8, критически анализируя нормативные документы, характеризовал школьный курс правительства рассматриваемого периода как направленный на ассимиляцию мусульман, указывал на связь учебной администрации с миссионерскими кругами, обосновывал беспочвенность преследования властями учителей татарских школ. Особо следует отметить работу татарского религиозного и общественного деятеля Р. Фахретдина, определившего основные вехи школьной политики государства в отношении татар-мусульман во второй половине XIX — начале XX вв.9.
На заре Советской власти к проблемам становления национального образования обращался Дж. Валиди10, выделивший в джадидизме два направления: религиозно-реформаторское и гуманитарно-просветительное и связавший последнее с развитием новометодного образования среди татар.
В 30-е гг. XX в. отчетливо проявились новые подходы, определенные советскими идеологическими штампами. Исследователи А. Аршаруни и X. Габидуллин11 характеризовали джадидизм как проявление пантюркизма, являвшегося, по их мнению, идеологией татарской буржуазии. В то же время.
5 Малиновский Н. П. Законодательство об инородческой школе / Н. Малиновский // Инородческая школа: Сб. ст.-Пг., 1916.-С. 119−158.
6 Голубев И. Закон 1 июня и инородческая школа // Инородческая школа: Сб. ст. — Пг., 191 б. — С. 76−95.
7 Русова С. Инородческая школа и ее запросы / С. Русова // Инородческая школа: Сб. ст. — Пг., 1916. — С. 18−28- Сольц В. Родной язык в инородческой школе / В. Сольц// Инородческая школа: Сб. ст. — Пг., 1916. — С. 66−75.
8 Цаликов А. Х. Кавказ и Поволжье. Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта / А. Х. Цаликов. — М.: Тип. А.И. Тер-Арутюнова, 1913. — 184 с.
9 Фэхретдин Р. Исламнар хакында хекумэт тэдъбирлэре. 1-нче ж. / Р. Фэхретдин — Оренбург: «Каримов, Хесэенов шэрикэсе» матбагасы, 1909.-66 б.
10 Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы поволжских татар до революции 1917 г./ Дж. Валиди. — М.-Пг.: Гос. издат, 1923. — 107 с.
11 Аршаруни А. Очерки панисламизма и пантюркизма в России / А. Аршаруни, X. Габидуллин. — М.: Безбожник, 1931. — 140 с. заслугой исследователей стало введение в научный оборот новых источников, раскрывающих противостояние между сторонниками традиционного школьного образования и новометодистами, отношение к ним царских властей и др.
Приметой советской историографии явилась негативная трактовка мероприятий царского правительства в области школьного дела коренных народов при одновременной установке на прогрессивное влияние на них русской культуры. Это явление нашло наглядное отражение в монографии В.М. Горохова12, в котором делался вывод о положительной роли русско-татарских школ в распространении русского языка и сближении татар с русской культурой.
Интерес к региональной истории стимулировал активность специалистов в изучении состояния школьного образования народов СССР. В трудах 1 ^.
А.Ф. Эфирова рассмотрены общие тенденции и особенности развития школьного дела коренных народов Волго-Уралья, русско-татарские школы представлены как основной конкурент мусульманских конфессиональных учебных заведений, являвшихся, по его мнению, рассадниками невежества и пантюркизма. Действия властей Астраханской губернии, направленные на ограничение влияния татар на казахское население через конфессиональные школы представлены в публикации казахского исследователя Т.Т. Тажибаева14.
В 1950;1960;х гг. к изучению истории татарской школы подключилось новое поколение историков и педагогов. Особо ценным для диссертационного исследования являются работы Я.И. Ханбикова15. В них в контексте изучения русско-татарских педагогических связей, анализируются деятельность и творческое наследие русских педагогов (В.В. Радлов, H.A. Бобровников, А.И.
12 Горохов В. М. Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья / В. М. Горохов. — Казань: Татгосиздат, 1941. — 260 с.
13 Эфиров А. Ф. Царская русификаторская школа у народов Поволжья / А. Ф. Эфиров. — М., 1939. -184 е.- Его же: Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири / А. Ф. Эфиров. — М.: Учпедгиз, 1948. — 280 с.
14 Тажибаев T.T. Школы Внутренней (Букеевской) орды во второй половине XIX века / T.T. Тажибаев // Вопросы истории Казахстана XIX — начала XX века: Сб. ст.-А-А, 1961. — С. 126 — 153.
15 Ханбиков А. Я. Из истории педагогической мысли татарского народа. /А.Я. Ханбиков. — Казань, 1967 — 232 е.- Его же: Основные направления в развитии педагогической мысли татарского народа в XI — XX веках: Автореф. дис. д-ра пед. наук/ А. Я. Ханбиков. — М., 1968 -27 е.- Его же: Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа (из истории русско-татарских педагогических связей) / А. Я. Ханбиков. — Казань: КГПИ, 1968 — 136 с.
Анастасьев и др.), видных деятелей татарской педагогики (М. Махмудов, Ш. Ахмеров и др.). Позитивное влияние русских педагогов на татарских просветителей и учителей, оценивается как своеобразный стимул для развития оригинальной педагогической мысли татар. Вклад КТУШ в татарскую педагогическую науку освещался Х.Х. Хакимовым16, который раскрыл некоторые аспекты учебно-воспитательного процесса, достижений преподавателей и выпускников школы. В этот период возник интерес к методикам обучения в татарских дореволюционных школах, что нашло.
1 П отражение в публикациях В. М. Беркутова, Л. Байникеевой, Х. Х. Хакимова .
Развитие женского образования среди татар стало объектом изучения о.
А.Б. Рустямовой. Негативно оценивая религиозное обучение девочек, автор одновременно положительно отзывалась о школах Ф. А. Аитовой, Л. Хусаиновой, деятельности медресе «Иж-Бобья». Огромный вклад в исследование женского образования внесла А.Х. Махмутова19. В рамках кандидатской диссертации она рассмотрела вопросы социально-правового положения женщин в татарском обществе, особенности их конфессионального образования. На примере деятельности отдельных учебных заведений, видных татарских педагогов, публицистов, общественных деятелей (Л. Хусаинова, Ф. А. Аитова, Фатыма-Фарида и др.) выявила основные тенденции становления джадидистской системы в женском образовании, женских русско-татарских школ. Логическим продолжением изысканий ученого стала монография, в которой автор, изучая пути, этапы, особенности становления светского.
16 Хакимов Х. Х. Роль Казанской татарской учительской школы в развитии и распространении прогрессивной педагогической мысли среди татар / X.X. Хакимов // Ученые записки Казанского государственного педагогического института. — Казань, 1972. — Вып. 105. — С. 3 — 18- Его же: Развитие познавательных способностей учащихся в опыте Казанской татарской учительской школы // Ученые записки Казанского государственного педагогического института. — 1972. — Вып. 102. — С. 297 — 304.
17 Беркутов В. М. О преподавании математики в татарских школах на территории Казанского учебного округа /.
B.М. Беркутов // Ученые записки Казанского государственного педагогического института. — 1968. — Вып. 60. —.
C. 105 — 125- Байкиева Л. Методические взгляды академика В. В. Радлова на преподавание русского языка в татарской школе / Л. Байкиева, X. Хакимов // Русский язык в национальной школе. — 1971. — № 5. — С. 25 — 28.
18 Рустямова А. Б. Ижбобинская женская школа и подготовка учительниц из татар // Ученые записки Казанского государственного педагогического института. — 1967. — Вып. 53. — С. 148 — 154- Ее же: К вопросу о женском образовании среди казанских татар // Ученые записки Казанского государственного педагогического института. — 1958. — Вып. 13. — С. 403 -422.
19 Махмутова A.X. Борьба за женское образование у татар: Дис.. канд. ист. наук / A.X. МахмутоваКазан, гос. ун-т. — Казань, 1970. — 276 е.- Ее же: Из истории создания татарской женской гимназии // Очерки истории Поволжья и Приуралья: Сб. ст. — Казань, 1969. — С. 155 — 166. образования у татар, продемонстрировала отношение к данному процессу царского правительства20.
В 1970;е гг. особое внимание исследователей привлекли вопросы становления и развития татарского просветительства. В их рамках С.М. Михайлова21 высоко оценила роль Казанского университета в просвещении татар-мусульман.
Из числа работ, посвященных школьной политике правительства, наибольший интерес вызывают исследования Э. Д. Днепрова, рассмотревшего основные вехи и теоретические аспекты данной проблемы (понятие, цель, средства, методы). Изучение исследований по развитию педагогики, начального образования в дореволюционной России, было обусловлено необходимостью понимания тенденций в данных областях.
После распада СССР на волне подъема интереса к национальной истории были расширены исследования по истории татарских медресе24. Одновременно прошлое школьного дела татар освещалось в рамках обобщающих работ, посвященных развитию образования нерусских народов Поволжья25.
20 Махмутова A.X. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса (1861 — 1917) / А. Х. Махмутова. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 96 с.
21 Михайлова С. М. Формирование и развитие просветительства у татар Поволжья (1800 — 1861) / С. М. Михайлова. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972;227 е.- Ее же: Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX в.) / С. М. Михайлова. — Казань: Изд-во Казан ун-та, 1979. — 224 с.
22 Э. Д. Днепров школьная политика: содержание понятия и аспекты изучения / Э. Д. Днепров // Школа России накануне и в период революции 1905 — 1907 гг.: Сб. науч. трудов. — М., 1985. — С 25 — 55- Его же: Самодержавие и народное образование в пореформенный период // Школа и педагогическая мысль России в период двух буржуазно-демократических революций: Сб. ст. — М., 1984. — С. 49 — 96- Его же: Советская литература по истории школы и педагогики (1918 — 1977): Библиографический указатель. — М.: НИИ Общей педагогики АПН СССР, 1979. — 433 с.
23 Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма: малоисследованные проблемы и источники: Сб. науч. тр. / Под. ред. Э. Д. Днепрова. — М.: НИИОН, 1980. — 294 е.- Осоков A.B. Начальное образование в дореволюционной России (1861 — 1917) / A.B. Осоков. — М.: Просвещение, 1982. — 208 е.- Осоков A.B. Проблемы введения всеобщего начального обучения в дореволюционной России (1861 — 1916): Автореф. дис.. д-ра пед. наукМ., 1970.-54 с.
24 Амирханов Р. У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период / Р. У. Амирханов // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период: Сб. ст. — Казань: — 1992. — С. 23 — 59- Рахимкулова М. Университетлар урнэгеннэн / М. Рахимкулова, Л. Хамидуллин И Казан утлары. — 1992. №№ 12. — С. 138 — 136- Махмутова А. Х. Феномен Мухлисы Буби // Эхо веков. — 2000. — №½. — С. 213 — 214- Рахимов С. Медресе «Гапия» / С. Рахимов // Идел. — 1991. -№ 1. — С. 36−39- ГимазоваР.А. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби / P.A. Гимазова. — Казань: Печатный двор, 2004 — 220 с.
25 Нуреев P.P. Национальные школы Нижнего Поволжья в последней трети XIX — начале XX вв.: Дис. канд. ист. наук / Р. Р. НуреевКазан, гос. ун-т. — Казань, 2006. — 168 е.- Тарабановская Е. А. Развитие образования татар, калмыков, казахов в Астраханской губернии (XIX — начало XX вв.): Дис. канд. пед. наук / Е.А. Тарабановская- 2001.-205 е.- Касимова Э. Г. Образование среди «инородцев» Вятской губернии в 1870 — 1905.
Стремление к объективной оценке деятельности идеологов реформирования мусульманского образования нашло отражение в работах М. Х. Юсупова, А. Ю. Хабутдинова, А. Н. Юзеева и др.26 Комплексный подход в изучении джадидизма как социокультурного явления отличает казанского историка и этнографа Д. М. Исхакова. В рамках исследования локальных мусульманских анклавов также рассматривалось состояние школьного образования татар в губерниях Среднего Поволжья. Структура администрации Казанского учебно-окружного центра, основные направления деятельности на рубеже XIX — XX вв. представлены в работе И. Е. Крапоткиной .
В монографии современного уфимского исследователя М.Н. Фархша-това30 анализируются мероприятия правительства в отношении конфессиональных школ татар и башкир, раскрывается дискурс имперской политики в этой сфере в начале XX в. Некоторые аспекты этой проблемы отражены в оI публикациях И. К. Загидуллина, С. Т. Рахимова. В серии статей А. Х. Махмутова поставила вопрос о роли межведомственных Особых совещаний начала XX в. в школьной политике в отношении татар-мусульман. гг. / Э. Г. Касимова // Россия и Вятский край: Сб. ст. — Киров, 2005. — С. 64 — 76- Очерки истории и педагогической мысли народов СССР (конец XIX — начало XX вв.). — М.: Педагогика, 1991. — 449 с.
26 Юсупов M.X. Галимжан Баруди / М. Х. Юсупов. — Казань: Тат. кн. изд., 2003 -208 е.- Хабутдинов А. Ю. Хусаин Фаизханов: у истоков общественного движения мусульман-татар / А. Ю. Хабутдинов, Д. В. Мухетдинов, О. Н. Сенготкина. — Н. Новгород: Изд. дом «Медина», 2006. — 95 е.- Юзеев А. Н. Марджани / А. Н. Юзеев. -Казань: Иман, 1997. — 59 е.- Камалов Т. Зия Камали / Т. Камалов. — Казань: Иман, 1997. — 53 с.
27 Исхаков. Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению / Д. М. Исхаков.
— Казань: Иман, 1997. — 80 с.
28 Кобзев A.B. Исламская община Симбирской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. / A.B. Кобзев.
— Н. Новгород: Изд. дом «Медина», 2007.-430 е.- Гибадуллина Э. М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX — начале XX вв./ Э. М. Гибадуллина. — Н. Новгород: Изд. дом «Медина», 2008. -259 с.
29 Крапоткина И. Е. Деятельность Казанского учебно-окружного центра на рубеже XIX — XX вв.: Дис.. канд. ист. наук / И. Е. КрапоткинаИнститут истории им. Ш. Марджани AH PT. — Казань, 2005. — 186 с.
30 Фархшатов М. Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале XX века (1900 — 1917) / М. Н. Фархшатов. — Уфа: Гилем, 2000. — 259 е.- Его же: Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60−90-е гг. XIX в. / М. Н. Фархшатов. — M.: Наука, 1994. — 144 с.
31 Загидуллин И. К. Татарская школа и русификаторская политика царизма во второй половине XIX в. / И. К. Загидуллин // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период: Сб. ст. — Казань, — 1992. — С. 60 — 84- Рахимов С. Социально-правовой статус татарских учебных заведений последней четверти XVIII — начала XX в. / С. Рахимов // Панорама-Форум. Ислам в татарском мире: история и современность: матер. Междунар. симпозиума (г. Казань, 29 апреля — 1 мая 1996 г.). — Казань, 1997. — № 12. — С. 71 — 82.
32 Махмутова А. Х. П. А. Столыпин: направить «серьезные усилия к пресечению национально-татарского натиска» / А. Х. Махмутова // Эхо веков. — 1998. — № ¾. — С. 68 — 87- Ее же: Проект, не успевший стать законом / А. Х. Махмутова // Эхо веков. — 2001. — №½. — С. 29 — 47.
Развитие новой образовательной парадигмы на постсоветском пространстве актуализировали изучение истории школьной политики государства, переосмысление ее достижений и промахов, поставили вопрос их связи с современностью33. Наряду с этим продолжились исследования истории школьного дела этноконфессиональных меньшинств Российской империи, которые позволяют с большей объективностью выявить общее и особенное в развитии народного образования коренных народов34.
Для понимания ряда аспектов школьной политики правительства в отношении татар-мусульман нами также была изучена литература по национальному движению мусульманских народов начала XX в.: работы, посвященные деятельности татарских депутатов Государственной думы, как выразителей национальных интересов35- труды о мусульманских съездах36, определивших ориентиры дальнейшего развития, в том числе в образовательной сфереиздания, освещавшие различные социально-политические процессы в татарском обществе .
33 Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа России / Э. Д. Днепров. — М.: Интерпакс, 1994. — 248 е.- Филоненко Т. В. Реформы и контрреформы: история школьных систем в России XIX — первой трети XX вв. / Т. В. Филоненко. — Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 2004. — 456 е.- Катунцев С. И. Реформы начальной школы: общественно-педагогическая мысль и государственная политика второй половины XIX века: Дис. канд. ист. наук /С.И. КатунцевСаратовский гос. соц.-эконом. ун-т. — Саратов, 2005.-222 е.- Мятников И. В. Государственная политика России в области народного образования в начале XX века: Дис.. канд. ист. наук / И.В. МятниковКурский гос. ун-т. — Курск, 2005.-223 с.
34 Черказьянова И. В. Школьное образование российских немцев (проблема развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIIIXX вв.) / И. В. Черказьянова. — СПб.: Общественная академия наук российских немцев, 2004. — 368 е.- Ефимов Л. А. Система просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья последней трети XIX — начала XX в. / Л. А. Ефимов. — Чебоксары: Руана, 2000 — 280 е.- Гартвиг Б. В. Народное образование в автономии немцев Поволжья: Автореф. дис.. канд. ист. наук / Б. В. Гартвиг. — Самара, 2004. — 15 е.- Нигалатий М. Е. Правительственная политика в области образования в Царстве польском в 60-е — середине 70-х гг. XIX в.: начальное и среднее образование: Автореф. дис.. канд. ист. наук / М.Е. НигалатийМоск. гос. ун-т. — М., 2009. — 28 с.
35 Усманова Д. М. Мусульманские представители в российском парламенте. 1906 -1916. / Д. М. Усманова. — Казань: Фэн АН PT, 2005. — 584 е.- Циунчук P.A. Развитие политической жизни мусульманских народов Российской империи и деятельность мусульманской фракции в Государственной Думе // Имперский строй России в региональном измерении (XIX — начало XX века): Сб. ст. — M., 1997. — С. 176−223.
36 Сенюткина О. Н. Первый съезд мусульман в России / О. Н. Сешоткина. — Н. Новгород: НИМ Махинур, — 2005. — 76 е.- Ее же: Третий съезд мусульман в России / О. Н. Сенюткина. — Н. Новгород: НИМ Махинур. — 2006. — 52 е.- Хабутдинов A.IO. Всероссийские мусульманские съезды / А. Ю. Хабутдинов, Д. В. Мухетдинов. — Н. Новгрод: НИМ Махинур, 2005. — 60 с.
37 Салихов P.P. Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX — начала XX в. / P.P. Салихов. — Казань: Академия наук РТ, 2004. — 259 е.- Его же Татарская буржуазия Казани и национальные реформы второй половины XIX — начала XX вв. — Казань: Мастер Лайн, 2001. — 129 е.- Хабутдинов А. Ю. От общины к нации: татары на пути от средневековья к Новому времени (конец XVIII — начало XX вв.) / А. Ю. Хабутдинов. — Казань: Тат. кн. изд., 2008.-214 е.- Сенюткина О.Н.
Среди трудов, посвященных национальной политике самодержавия в.
38 отношении мусульманских народов, позволяющих определить в нем место школьного вопроса, следует выделить кандидатскую диссертацию Е.И. Воробьевой39, в которой анализируется представления о «мусульманском вопросе» в правительственных, миссионерских кругах и в российском обществе, варианты его «решения». Общие и специфичные мероприятия властей в отношении различных этноконфессиональных групп отражают работы целого ряда исследователей40. Методологическое значение для понимания сути национальной политики имперской власти в отношении различных этноконфессиональных групп имеет работа немецкого ученого А. Каппелера41.
Анализ литературы свидетельствует о том, что исследователи изучали отдельные аспекты политики российского государства в отношении школьного образования татар-мусульман Поволжья или же рассматривали их при.
Тюркизм как историческое явление (на материалах Российской империи 1905 — 1916 гг.) / О. Н. Сенюткина. — Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, Изд. дом «Медина», 2007. — 520 с.
38 Карпенкова T.B. Самодержавие и российские мусульмане (вторая половина XIX в. — февраль 1917 г.) / T.B. Карпенкова. — М.: Изд-во Российской экономической академии, 2003. — 404 е.- Муфтухутдинова Д. Ш. Эволюция политики российского государства по отношению мусульман Поволжья и Приуралья. Вторая половина XVI — начало XX вв.: Дис. канд. ист. наук / Д. Ш. Муфтахутдинова. — Казань, 1999. — 162 е.- Сызранов A.B. Эволюция государственной политики России по отношению к мусульманскому населению в конце XIX — XX вв. (на материалах Нижнего Поволжья): Автореф дис.. канд. ист наук / A.B. Сызранов. -Астрахань, 2004. — 18 с.
39 Воробьева Е. И. Мусульманский вопрос в имперской политике Российского самодержавия: вторая половина XIX- 1917 г.: Дис.. канд. ист. наук. / Е.И. ВоробьеваИн-т российской истории Санкт-Петербургский филиал. — СПб., 1999. — 195 с.
40 Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX в.) / B.C. Дякин // Вопросы истории. 1995. — № 9. — С. 130 — 142- Его же: Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX в.) / B.C. Дякин // Вопросы истории. — 1996. — №№ 11 — 12. — С. 39 — 53- Белов Ю. С. Правительственная политика по отношению к неправославным вероисповеданиям в 1905 — 1917 гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук / Ю.С. БеловИн-т российской истории Сан>сг-Петергбургский филиал. — СПб., 1999. — 21 е.- Волхонский М. А. Национальная политика и правительственные круги в годы первой русской революции: Автореф. дис.. канд. ист. наук / М.А. ВолхонскийМоск. гос. ун-т. — М., 2003. — 21 е.- Кадырметова H.H. Этноконфессиональная политика российского правительства в XIX в. по отношению к нерусским народам Среднего Поволжья: историко-политический анализ: Дис.. канд. ист. наук /H.H. Кадырметова. — Казань, 2004. — 200 е.- Касимова Э. Г. Реализация государственной конфессиональной политики среди удмуртов, марийцев, татар Вятской губернии в 1870 — 1905 гг.: Дис.. канд. ист. наук / Э. Г. Касимова. — Пермь, 2006. — 251 е.- Кириллов И. Н. Российское правительство и народы Поволжья. Идеология и политика в 60 — 70-х гг. XIX в.: Дис. канд. ист. наук / И. Н. Кирилов. — Казань, 1999. — 191 е.- Никулин А. И. Национальная политика России (история и современность) / А. И. Никулин. — М.: ПМБ РАУ, 1993. — 62 е.- Тихонов А. К. Политика российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII — начале XX в.: Автореф. дис. д-ра. ист. наук / А. К. Тихонов. — СПб., 2007. — 45 е.- Миллер А. И. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.) / А. И. Миллер.- СПб.: Алатея, 2000. — 260 с.
41 Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение. История. Распад / А. Каппелер. — M.: Прогресс, 1996.-380 с. разработке других научных проблем. Отсутствие целостной картины обуславливает необходимость специального исследования данной проблемы.
Источники. При написании работы привлечен широкий круг источников, которые можно разделить на пять видов: законодательные и подзаконные акты, делопроизводственная документация, статистические сведения, источники личного происхождения, периодическая печать.
Законодательные и подзаконные акты имеют наибольшую степень достоверности. Законодательные материалы сосредоточены в «Полном собрании законов Российской империи"42, которое позволяет рассмотреть тенденцию развития внутренней политики государства, выявить особенности школьной политики правительства по отношению к различным этноконфессиональным группам населения.
Ключевую роль в разработке и реализации правительственной политики в рассматриваемый период играли министерства. Их постановления нередко корректировали действовавшие законы. В этой связи особый интерес представляет «Сборник постановлений по Министерству народного просвещения», который содержит материал, раскрывающий ключевые моменты подготовки и внедрения различных подзаконных актов. Из данного сборника нами были проанализированы документы за 1855 — 1900 гг.
Указы, циркуляры, распоряжения различных государственных органов по народному образованию, касавшиеся, в том числе татар-мусульман, вошли в ряд тематических сборников43, публиковались в ведомственных периодических изданиях. Из ведомственных периодических изданий привлекались: «Журнал Министерства народного просвещения», где были изучены материалы за 1860 -1916 гг.- «Циркуляр по Казанскому учебному округу» — за 1865 — 1916 гг.
42 ПСЗ. — Собр.-2-e. — Т. 45 — 55- ПСЗ. — Собр. 3-е. — Т. 1 — 33.
43 Свод законов, циркуляров и справочных изданий по народному образованию в переходный период / сост. В. И. Чарнолуский. — М.: Тип. И. Д. Сытина, 1908.-276 е.- Инородческие и иноверческие училища: систематический свод законов, распоряжений, правил, инструкций и справочных сведений об училищах: колонистских, протестантских, католических, армянских, для раскольников, сектантов, инородческих, магометанских, караимских и еврейских / сост. Г. Фальборк, В Чарнолуский. — СПб.: Тип. Б. М. Вольфа, 1903. -62 е.- Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. — СПб.: Общественная польза, 1869. -522 с.
Интересующие нас документы также были изданы отдельной брошюрой44. Следует выделить сборник45, в который вошли циркуляры, распоряжения, регламентировавшие функционирование мусульманских конфессиональных школ и деятельность духовенства округа ОМДС.
Делопроизводственные документы центральных и местных органов власти, проводивших или участвовавших в реализации школьной политики в отношении татар-мусульман, являются наиболее многочисленными и базовыми для данного исследования. Они позволяют проследить осуществление и региональные особенности школьной политики правительства, установить авторов отдельных проектов, сориентироваться во мнениях различных ведомств и чиновников по рассматриваемым вопросам, проанализировать взаимоотношения и взаимодействие различных ведомств, оценить реакцию татарской общественности на действия властей.
Основополагающие документы делопроизводственной документации отложилась в фондах РГИА. Особую ценность представляют документы фонда ДНП МНП (ф. 773 РГИА) — головного учреждения учебного ведомства по начальному образованию. Они отображены в материалах различных совещаний, записок, отчетах чиновников, распоряжениях, адресованных подотчетным структурам. Переписка министерства с управлением КУО помогает определить мотивацию, цели и задачи центрального учебного ведомства, увидеть общее и особенное в действиях центральной и региональной власти по школьному вопросу, дает возможность воссоздать механизм взаимодействия между ними.
Существенный комплекс источников по теме исследования содержится в фонде ДДДИИ МВД (ф. 821 РГИА). Материалы этого фонда позволяют рассматривать школьную политику в отношении татар-мусульман как составную часть внутриполитического курса правительства. В частности, материалы межведомственных Особых совещаний 1905, 1910, 1914 гг. раскрывают взаимодействие центральных органов государственного управления по.
44 Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России, утвержденные министерством народного просвещения 31 марта 1906 г. с изменениями, последовавшими 2 января 1907 г. Казань: Тип. Императорского ун-та, 1907. — 6 с.
45 Сборник законов о мусульманском духовенстве в Таврическом и Оренбургском округах и о магометанских учебных заведениях. — Казань: Тип. П. И. Кидалинского, 1899. — 61 с. выработке и корректировке школьной политики в отношении татар-мусульман, формированию государственных позиций на развитие национальной школы. Важно отметить рапорты начальников губерний, формирующие у центральной власти представление о положении дел в этой сфере. Ходатайства мусульман, адресованные в высшие и центральные органы власти, сообщают о нуждах татар и их реакции на действия властей в образовательной сфере.
Вопросы национального образования этнических меньшинств являлись неотъемлемой частью национального вопроса в Российской империи. В связи с этим интересны документы, хранящиеся в фонде Совета Министров (ф. 1276, оп. 4, РГИА), демонстрирующие отношение центральных властей к национальному движению мусульманских народов.
В изучении реализации школьной политики государства в отношении мусульманских народов Поволжья особую ценность представляют фонды НА РТ. Основной массив источников отложился в фонде Попечителя Казанского учебного округа (ф. 92 НА РТ). Переписка попечителя КУО с руководством МНП позволяет определить приоритеты в деятельности учебного ведомства, реконструировать взгляды местных чиновников на развитие новометодного образования среди татар, перспективы распространения среди них русского языка, всеобщего начального образовании и др. Отчеты попечителя демонстрируют степень реализации, результативность распоряжений центрального учебного ведомства.
Следующая важная группа документов представлена перепиской попечителя КУО с директорами, инспекторами народных училищ, инспектором татарских, башкирских и киргизских (казахских) школ, руководством КТУШ. Чиновникам направлялись: циркуляры, запросы попечителя по различным вопросам, его разъяснения предписаний МНП. В докладах, отчетах, проектах и предложениях директоров и инспекторов народных училищ и специального инспектора мусульманских школ содержится ценная информация о функционировании русско-татарских учебных заведений, конфессиональных школ, деятельности мусульманского духовенства на местах. Они позволяют судить о компетентности чиновников КУО, их осведомленности о реальной ситуации в области школьного образования татар-мусульман, взглядах на проводимую государством политику в данной области. Самостоятельную научную ценность представляют проекты директоров народных училищ, основанные, как правило, на предложениях инспекторов народных училищ, по реорганизации внутреннего распорядка, предметов обучения в русско-татарских учебных заведениях и оценка их попечителем КУО. Именно из докладов и отчетов во многом формировалось мнение руководства КУО по школьному делу татар-мусульман, которое транслировалось в МНП.
Специально следует выделить переписку с инспектором татарских, башкирских и киргизских школ В. В. Радловым, который являлся инициатором целого ряда нововведений в этой сфере. К сожалению, ряд отчетов инспектора не сохранился. После отъезда В. В. Радлова в Санкт-Петербург, его преемникинспектор КТУШ Ш. Ахмеров, видимо, перевез всю документацию в данное учебное заведение, пожары в котором уничтожили значительную часть документов. ^.
Отложившиеся в этом фонде материалы по КТУШ дают ценную информацию по структурной организации учебного заведения, внутреннему делопроизводству, проектам корректировки учебного процесса и школьных программ и др.
Также в фонде Попечителя Казанского учебного округа отложилась переписка с чиновниками жандармских управлений и начальниками губерний, входивших в состав учебного округа. Подобные документы демонстрируют взаимодействие между различными органами местной власти в вопросах контроля над мектебами и медресе, деятельностью джадидистских учебных заведений, их педагогического персонала, выпускников, сторонников новометодного образования и др.
После упразднения должности инспектора татарских, башкирских и киргизских школ вопросы его ведения перешли в компетенцию директоров народных училищ. В связи с этим были изучены фонд Директора народных училищ Казанской губернии (ф. 160 НА РТ), а также материалы фонда Директора народных училищ Вятской губернии, хранящиеся в ГА КО (ф. 205.
ГА КО). Документы указанных фондов раскрывают взаимодействие директоров и инспекторов народных училищ, достоинства и издержки в их работе, содержат сведения о разных учебных заведениях (программы, расписание, преподавательский коллектив, учебная литература и др.). Рапорты инспекторов народных училищ демонстрируют их взгляды на отдельные аспекты школьной политики государства, механизмы ее реализации, а также на развитие национального образования татар-мусульман.
С целью изучения практической деятельности инспекторов народных училищ проанализированы фонды Инспектора народных училищ г. Казани (ф. 1118 НА РТ), Инспектора народных училищ Казанского и Царевококшайского (ф. 1119 НА РТ) уездов, Инспектора народных училищ Чистопольского уезда (ф. 1021 НА РТ) Казанской губернии, а также Инспектора народных училищ Мензелинского уезда (ф. 1286 НА РТ), Инспектора народных училищ Елабужского уезда (ф. 1877 НА РТ) Вятской губернии.
Фонд Казанской татарской учительской школы (ф. 142. НА РТ) содержит ценные сведения об этноконфессиональном, сословном составе учащихся, преподавателей, учебно-методической базе КТУШ, начального училища при нем, курсах повышения квалификации. Расписания занятий, программы обучения, проекты по их изменению характеризуют, как уровень учебного заведения, так и эволюцию основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Протоколы заседаний Педагогического совета раскрывают организационные проблемы и нужды учебного заведения.
Документы фонда Канцелярии казанского губернатора (ф.1 НА РТ) позволяют оценить реакцию татар на нововведения МНП, увидеть «точки соприкосновения» в действиях полиции и чиновников учебного ведомства. Переписка казанского губернатора с жандармскими губернскими управлениями, МВД позволяет увидеть волнующие их проблемы государственной важности в «мусульманском вопросе», характеризует понимание ими таких явлений, как «панисламизм», «пантюркизм», «пантатаризм» и др.
Интерес к фондам Казанского губернского жандармского управления (ф. 199 НА РТ) обусловлен концентрацией здесь документов по негласному наблюдению за новометодными учебными заведениями, их преподавателями, выпускниками, участниками национального движения, включая переписку с жандармскими управлениями других губерний, входивших в КУО, а также материалов по обыску, арестам видных деятелей национального образования, закрытию новометодных школ и др.
Публичное обсуждение реализации общедоступного начального образования и школьного вопроса этноконфессиональных меньшинств чиновниками учебного ведомства, депутатами Государственной думы, зафиксировано в опубликованных документах, посвященных деятельности российского парламента46, а также в сборниках, посвященных деятельности мусульманской фракции47, истории общественно-политического движения татар начала XX в.48.
Часть материалов делопроизводственного плана была издана еще в дооктябрьский период49. В советский период был опубликован «Журнал особого совещания по выработке мер для противодействия татаро-мусульманскому влиянию в Поволжском крае» 1910 г. 50 Делопроизводственная документация МВД и МНП, затрагивающая область диссертационного исследования, вошла в сборник «Аграрный вопрос и крестьянское движение 50−70-х гг. XIX в."51. Ряд сюжетов по интересующей теме отражены в сборниках документов по истории.
46 Государственная Дума. Комиссия по народному образованию. — СПб.: Государственная типография, 1909 -835 е.- Приложения к стенографическим отчетам Государственной Думы. Третий созыв. Сессия IV. 1910 — 1911.
— СПб.: Государственная типография, 1911. T.III. — № 178, 199,200- Совещание по выработке положений об инородческой школе. Доклад по выработке положений об инородческой школе. Б.м., б.г. — 54 с.
47 Мусульманские депутаты Государственной Думы России. 1914 -1917 гг.: Сб. док. и матер. / сост. Л. А Ямаева.
— Уфа: Китап, 1998. — 384 с.
48 Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905 — 1917 гг.): Сб. док. и матер. / сост. P.P. Фахрутдинов. — Казань: КГПИ, 1992. — 126 с.
49 Отчет о командировочной деятельности т. е. A.C. Будиловича в Казанский, Оренбургский, и ЗападноСибирский учебные округа (в октябре, ноябре, и декабре 1904 г.). — СПб.: Тип. Э. Л. Пороховщиковой, 1905. -210 е.- Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев / Под ред. A.C. Будиловича. -СПб., 1905. — 366 е.- Съезд директоров народных училищ и начальников Казанского учебного округа по вопросам низшего образования, бывший в Казани в августе 1907 г. — Казань: Тип. Императорского ун-та, 1907. -94 с.
30 Из истории национальной политики царизма//Красный архив. — 1928.-№ 4 (35).-С. 107- 127- № 5 (36). — С. 61−83.
51 Аграрный вопрос и крестьянское движение 50−70-х. гг. XIX в. // Материалы по истории Татарии. Вторая половина XIX в. Часть 1. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — 512 с.
КТУШ и медресе г. Казани, а также в изданиях об этноконфессиональной политике государства54.
Статистические материалы. С целью выявления численности, конфессионального состава, расселение татар в губерниях КУО привлекались материалы «Первой всеобщей переписи населения Российской империи, 1897 г.», которая фиксировала данные только со слов респондентов, что влияло на степень их достоверности.
Тенденция количественного изменения русско-татарских учебных заведений, конфессиональных школ, учащихся КТУШ и др. выявлялись из отчетов попечителя КУО, директоров народных училищ, руководства КТУШ. Следует заметить, что показатели по русско-татарским учебным заведениям отрывочны, а по конфессиональным школам к тому же и противоречивы. Это объясняется пробелами в организации сбора статистических материалов, изменениями требований к их составлению, а также недостаточностью надзора над мектебами и медресе.
Источники личного происхождения. Мемуары, письма (переписка), публицистические работы высокопоставленных чиновников, проводивших национальную и школьную политику55, миссионеров, идеологов просвещения нерусских народов Поволжья56, татарских религиозных, общественных деятелей, педагогов, родоначальников джадидистского образования57 дают.
52 Казанская татарская учительская школа 1876 — 1917 гг.: Сб. док. и матер. / сост. Л. В. Горохова, Н. С. Горицкая, H.A. Шарангина. — Казань: Гасыр, 2005. — 256 с.
53 Медресе г. Казани XIX — начала XX вв.: Сб. док. и матер. / сост. Л. В. Горохова, P.A. Гимазова, Н. С. Горицкая, H.A. Шарангина. — Казань: Гасыр, 2007.-319 с.
54 Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX — начале XX вв.) / сост. B.C. Дякин. — СПб.: Лисс, 1988. — 1042 с.
55 Витте С. Ю. Избранные воспоминания. 1849 — 1911. — М.: Мысль, 1991 — 718 е.- Воспоминания Министра народного просвещения графа И. И. Толстого (31 октября 1905 г. — 24 апреля 1906 г.) / сост. Л. И. Толстая. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997. — 334 е.- Толстой И. И. Заметки о народном образовании России / И. И. Толстой. — СПб.: Тип. М. О. Вольфа, 1907. — 131 е.- Шестаков П. Д. Соображения о системе образования инородцев, обитающих в губерниях Казанского учебного округа (Представление попечителя Казанского учебного округа г. министру народного просвещения от 3 декабря 1869 г. за № 379). — Б.м. Б.г. — 125 е.- Его же: К вопросу об устройстве училищ для инородческих детей Казанского учебного округа. — Б.м., Б.г. -33 е.- Его же: Мысли о воспитании в духе православия и народности. — Казань, 1887. — 94 с.
56 Ильминский Н. И. Письма Николая Ивановича Ильминского к обер-прокурору святейшего Синода К. П. Победоносцеву / Н. И. Ильминский. — Казань: Тип. Казан, ун-та, 1895. — 266 е.- Ухтомский А. О мерах к охранению казанского края от постепенного завоевания его татарами / А. Ухтомский. — Казань: Тип. Императорского казан, ун-та, 1908 — 8 с.
57 Р. Фахретдин: Научно-биографический сборник / сост. Р. Марданов, Р. Миннуллин, С. Рахимов. — Казань: Рухият, 1999. — 224 с. (на тат. и рус яз.) — Ахмеров Ш. Русское мусульманство / Ш. Ахмеров // Городской и возможность рассмотреть изучаемые явления с позиций современников и участников процессов, имеющие неодинаковые, а иногда противоположные точки зрения на ситуацию.
Периодическая печать. Значительный материал по теме исследования отложился в ведомственных периодических изданиях. Содержащиеся в «Журнале Министерства народного просвещения» за 1860−1916 гг. отчеты министров просвещения, попечителей учебных округов позволяют определить состояние народного образования в отдельных регионах империи. Открытое обсуждение на страницах периодического издания вопросов школьного образования татар чиновниками учебного ведомства, учеными, занимающимися мусульманской проблематикой, дают возможность проанализировать различные точки зрения на эти проблемы, определить методы работы министерства, этапы в принятии отдельных решений. «Циркуляры по Казанскому учебному округу» за 1865−1916 гг.' публиковали распоряжения руководства КУО, в частности, по организации русско-татарских учебных заведений, деятельности КТУШ и др. Опубликованные здесь материалы различных региональных совещаний по «инородческому» образованию, статьи местных педагогов, чиновников, миссионеров ориентируют во мнениях и взглядах на вопросы образования татар-мусульман. Также в работе были использованы некоторые материалы из «Вестника Оренбургского учебного округа» за 1913 г.
Материалы специализировавшегося на вопросах народного образования издания «Русская школа» за 1907;1914 гг. позволяют реконструировать тенденции развития школьного образования. Татарская периодика по школьной проблематике, в частности, «Мектеб» за 1914 г., доступная автору по современным переводам, содержит информацию о состоянии национального образования, проектах ее развития. Общественная периодическая печать также затрагивала вопросы школьного образования татар. Здесь нами анализировались материалы газет «Новое время» за 1905;1907 гг., «Казанский сельский учитель — 1897. — Вып. 2. — С. 67 — 75- Гаспринский Исмагыйль: тарихи-документаль жыентык / тоз. С. Рахимов. — Казан: Жыен, 2006. — 544 б.- Бертуган Бубыйлар Ьэм Иж-Бубый мэдрэсэсе: Тарихи-документаль жыентык / тоз. Р. Марданов, Р. Миннуллин, С. Рахимов. — Казан: Рухият, 1999. — 240 б. телеграф» за 1905;1914 гг., которые освещали проблемы развития народного образования татар с позиций официальной власти. Переводы статей из татарских периодических изданий («Вакыт», «Шура», «Дин вэ мэгыйшат», «Баянельхак») извлечены из фондов 92, 199 НА РТ, а также из фонда 821 РГИА, где они предназначались для служебных целей. Своеобразный дайджест татарских газет содержит журнал «Мир ислама» (1912;1913 гг.). Эти публикации свидетельствуют о циркулировавших среди татарской общественности взглядах на развитие национальной школыдемонстрируют отношение татар к различным мероприятиям государства в области образования и др.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые сделана попытка комплексно проанализировать школьную политику государства в отношении татар-мусульман КУО на протяжении второй половины XIXначала XX вв. Особое внимание уделено формированию и развитию правовой основы школьных мероприятий властей, анализу циркулировавших в коридорах власти мнений и проектов по ее модификации. Освещена роль администрации КУО в разработке, корректировке и реализации школьного курса. Показаны ключевые компоненты осуществления школьной политики в отношении татар-мусульман Поволжья: становление, развитие и деятельность КТУШ, ее место в системе школ нового типаопыт организации русско-татарских училищ и русских классов при мусульманских школахпопытки установления контроля над мектебами и медресе, регламентирования их внутренней организации, методы и критерии надзора. В научный оборот введено значительное число неопубликованных источников.
Научно-практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в разработке различных научно-исследовательских задач и практических программ, в том числе и с органами власти, для оптимизации государственных мероприятий в сфере образования коренных народов. Работа может быть использована при создании лекционных и специальных курсов в ВУЗах по истории школьной политики в отношении мусульманских народов Российской империи, обобщающих работ, посвященных школьному образованию и социокультурному развитию татар во второй половине XIX — начале XX вв., а также становлению и развитию татарских учебных заведений.
Апробация исследования. Ряд положений диссертации вошли в материалы Международных научно-практических конференций: «Образование как интегративный фактор цивилизационного развития» (Казань, 2005), «Актуальные вопросы прав народов в современном мире» (Казань, 2009). Отдельные аспекты исследования были представлены на Всероссийских научно-практических конференциях: «Татарские мусульманские приходы в Российской империи» (Казань, 2005), «Источники существования исламских институтов в Российской империи» (Казань, 2007), «Перекрестки истории. Актуальные проблемы исторической науки» (Астрахань, 2009) — научно-практической конференции «Образование и просвещение в губернской Казани (Казань, 2008) — вошли в «Сборник материалов итоговой конференции молодых ученых и аспирантов Института истории АН РТ» (Казань, 2007). Опубликованы в энциклопедическом словаре «Ислам в Санкт-Петербурге» (Москва, 2009), в журналах «Эхо веков» (2005), «Научный Татарстан» (2009), а также в изданиях, рецензируемых ВАК РФ («Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана» (2006), «Вестник Поморского университета» (2007).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений, приложений.
Заключение
.
Буржуазно-демократические преобразования 60 — 70 гг. XIX в. ускорили развитие капитализма и создали условия для формирования гражданского общества. Это актуализировало необходимость расширения грамотности и распространения русского языка, как универсального коммуникативного средства. Одновременно со второй половины XIX в. во внутриполитическом курсе наблюдалось более активное вмешательство властей в жизнь коренных народов.
Эти изменения проявились в выработке и реализации новой школьной политики в отношении этноконфессиональных меньшинств окраин империи и внутренних губерний. В отношении коренных народов Поволжья и Приуралья комплекс мер в данной сфере был определен «Правилами» 26 марта 1870 г., конечной целью которых объявлялась ассимиляция этих народов.
Основными институтами по распространению русского языка были определены русско-татарские училища, русские классы при конфессиональных школах, татарские учительские школы и др. Среди мер, призванных стимулировать изучение государственного языка также следует выделить введение в 1874 г. льготы по исполнению воинской повинности, исходя из уровня образования новобранцев, в 1891 г. — русского образовательного ценза для кандидатов, желающих занять мусульманские духовные должности. Планы по организации подготовительных классов при русских гимназиях, нацеленных на подготовку татарских детей к поступлению в средние учебные заведения, реализованы не были.
В Поволжье «мусульманский школьный вопрос» сводился к «татарско-мусульманскому школьному вопросу», что объяснялось многочисленностью татар в данном регионе, разветвленной сетью традиционных школ. Актуальность распространения русского языка обозначила мектебы и медресе в качестве конкурентов русско-татарским школам. Конфессиональные учебные заведения наряду с преподавателями-духовными лицами стали восприниматься как институты, противодействующие действиям власти. Стремление установить контроль над их деятельностью оказало влияние на реорганизацию в 1874 г. КУО и обусловило передачу мектебов и медресе в ведение МНП.
Во второй половине XIX в. наряду с центральными ведомствами (МВД, Департамент полиции, Св. Синод, Министерство юстиции, Военное министерство) в переписку по разработке различных проектов в этой сфере привлекались чиновники КУО, начальники губерний и другие должностные лица. Такой комплексный взгляд позволил самодержавию выработать определенный подход к реализации школьного курса. Наряду с учебным ведомством, в принятии ключевых законодательных мероприятий весомым оказывалось мнение МВД, ответственного за сохранение стабильной общественно-политической обстановки в стране.
В начале XX в. в практику вошло проведение межведомственных совещаний с привлечением представителей различных ведомств, местных администраций и специалистов, профессионально занимающихся мусульманской проблематикой, а в некоторых случаях и самих мусульман. Новый формат деятельности был вызван невозможностью продолжения работы в прежнем ключе, необходимостью обсуждения вопросов за «круглым столом» и выработки рекомендаций, адекватных, как социокультурной ситуации в мусульманском сообществе, так и приемлемых для центральных властей. Многие из решений Особых совещаний (1905, 1910 — 1911 гг. при МНП) реализовались в «Правилах» 1906, 1907, 1913 гг., регулировавших школьную жизнь татар. Ряд резолюций Совещания 1910 г. при МВД стали негласной инструкцией для местных административных и учебных властей в борьбе с новометодной школой и прогрессивными педагогами. Выводы Совещания 1914 г. при МВД о целесообразности распространения русского языка среди татар поставили вопрос о правильности, с точки зрения интересов государства, школьной политики, проводимой государством со второй половины XIX в. Одновременно необходимость развития народного образования, понимание в определенной степени центральными властями образовательных потребностей коренных народов вызвали к жизни закон 1 июля 1914 г., предоставивший возможность организации национальных светских учебных заведений.
Мероприятия властей в области образования татар-мусульман соответствовали внутриполитическому курсу Российского государства. В революционный период правительство решилось на упразднение некоторых ограничений в получении мусульманами государственных стипендий в высшей школе, в преподавательской деятельности. При принятии решений власти также учитывали внешнеполитическую ситуацию.
Расселение значительной части татаро-мусульманского населения в губерниях КУО, обусловило ведущую роль в этой области местной учебной администрации. Она активно участвовала в корректировке генеральной линии, вызванной, как недочетами в распоряжениях центральных органов, так и опытом практической реализации намеченных законами мероприятий. Большую роль в проведении школьного курса играли попечители учебного округа. Основные нормативные документы по осуществлению школьной политики были разработаны в период руководства округом П. Д. Шестакова. Творческий подход к исполнению своих обязанностей инспектора татарских, башкирских и киргизских школ известного тюрколога В. В. Радлова и его многочисленные инициативы позволили открыть и наладить учебный процесс в КТУШ, установить контакты с мусульманскими духовными лицами, открыть русско-татарские школы, русские классы при медресе, издать некоторую учебно-методическую литературу. Тандем В. В. Радлова и П. Д. Шестакова сделал этот период наивысшей точкой усилий власти по распространению среди татар-мусульман школ нового типа.
Вмешательство правительства в сокровенную для мусульман область религиозного образования, использование административного давления на местных жителей при учреждении русских классов при мусульманских школах и русско-татарских училищ, было, как правило, ответной реакцией на нежелание татарских общин открывать учебные заведения нового типа. На действия чиновников учебного ведомства накладывались упущения полиции, руководства губерний, православных священников в других сферах взаимодействия с местным населением, которые татарами-мусульманами воспринимались как санкционированные правительством мероприятия, создающие угрозу исламу и их этноконфессиональной идентичности, и нередко провоцировали татар на открытое сопротивление или бойкот нововведений. Установление образовательного ценза для кандидатов на мусульманские духовные должности вызвало глухое недовольство и способствовало усилению недоверия в махаллях к новым типам школ, которые учреждались, как правило, за счет государства и местных органов самоуправления. В начале XX в. русско-татарские учебные заведения постепенно завоевали доверие у части татарского населения и стали открываться по их инициативе, что позитивно отразилось на их количественном росте, который, однако, сдерживался нехваткой педагогических кадров. Распространение русско-татарских учебных заведений происходило, прежде всего, в местностях со смешанным этноконфессиональным населением, что было вызвано потребностью в русской грамоте, как важного условия адаптации в поликультурной среде.
Важная роль реализации новой школьной политики отводилась самим мусульманам, в лице учителей русского языка и математики, которых готовила КТУШ. Изменения во внутренней организации данной школы шли в русле преобразований в средних учебных заведениях страны. Постепенно она завоевала доверие мусульман и стала важным фактором и элементом национального образования. Целый ряд известных представителей национальной творческой интеллигенции и общественных деятелей получили здесь образование. КТУШ стала головным учреждением татарских школ нового типа, ее преподаватели издавали учебно-методическую литературу, проводили курсы повышения квалификации учителей русско-татарских учебных заведений. Обучение в КТУШ не являлось единственным способом подготовки национальных педагогических кадров. Желающие могли получить необходимые для педагогической деятельности в русско-татарских школах документы путем сдачи экзаменов в соответствующих комиссиях при русских учебных заведениях.
Половинчатость нормативных документов, лишавшие чиновников учебного ведомства права осуществления реального контроля над деятельностью мектебов и медресе, незнание большинством инспекторов народных училищ языка и менталитета татар, недостаток инспекторских кадров, игнорирование или скрытое бойкотирование мусульманским духовенством требований власти имели следствием установление номинального надзора за мусульманскими школами, который сводился к их выборочному посещению и получению общих статистических данных.
Последствия политизации «мусульманского вопроса» в начале XX в., вызвали действия правительства, направленные против развития новометодных школ, в борьбу с которыми вовлеклись губернская администрация, жандармерия, полиция, при активной поддержке старометодистов, православных миссионерских кругов. Эти структуры активно участвовали в формировании тенденциозных позиций центральных властей к конфессиональным школам татар и процессу их реформирования. На фоне национального возрождения татарского народа русско-татарские учебные заведения, превратившиеся в элемент европеизации национальной культуры, привели к формированию, прежде всего, в МВД мнения об их несоответствии государственным интересам, что не поддерживалось центральным учебным ведомством и руководством КУО. В начале XX в. эти учебные заведения стали востребованными для определенной группы татарского населения.
Список литературы
- РГИА Российский государственный исторический архив Ф. 821 — Департамент духовных дел иностранных исповеданий Опись 10. Дело 15, 35, 524.
- Опись 133. Дело 76, 470, 466, 467, 524, 543, 566, 576. Ф. 733 Департамент народного просвещения Опись 173. Дело 101. Опись 170. Дело 971.
- НА РТ Национальный архив Республики Татарстан Ф. 1 — Канцелярия Казанского губернатора
- Опись 4. Дело 876,607,999, 3932,4507,5482.
- Опись 6. Дело 99, 636, 664, 655, 707, 809, 889, 943, 3539, 19 381.
- Ф. 92 — Попечитель Казанского учебного округа
- Опись 1. Дело 32, 37, 40, 72, 74, 104, 131, 134, 157, 188, 307, 309, 310, 364, 375,391,392, 393,438. Ф. 160 Директор народных училищ Казанской губернии
- Опись 1. Дело 742, 794, 815, 847, 907, 947, 977, 1017, 1038, 1048, 1288, 1375,1462,1577, 1686, Ф. 199 Казанское губернское жандармское управление Опись 1. Дело 675,998.
- Анастасиев А.И. Магометанские духовные школы (мектебы и медресе) в Симбирском и Сенгилеевском уездах Симбирской губернии / А. И. Анастасиев. Симбирск, 1893. — 20 с.
- Анастасиев А.И. Вятские инородцы и их школы / А. И. Анастасиев. Б.д. Б.г. -103 с.
- Ахмеров Г. Н. Избранные труды / Г. Н. Ахмеров. Казань: Фонд «Жыен», 1998.-238 с.
- Ахмеров Ш. Русское мусульманство / Ш. Ахмеров // Городской и сельский учитель 1897. — Вып. 2. — С. -67 — 75
- Бертуган Бубыйлар Ьэм Иж-Бубый мэдрэсэсе: Тарихи-документаль жыентык. Казан: Рухият, 1999. 240 б.
- Бобровников H.A. Русско-туземные училища, мектебы и медресе Средней Азии / H.A. Бобровников. — СПб.: Сенатская тип., 1913. 90 с.
- Бобровников H.A. Современное положение учебного дела у инородческих племен восточной России / H.A. Бобровников. Пг.: Сенатская, 1917. — 36 с.
- Будилович A.C. Может ли Россия отдать инородцам свои окраины? / A.C. Будилович. СПб., 1907. — 131 с.
- Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1894 1911 гг. / С. Ю. Витте. — М.: Мысль, 1991.-718 с.
- Воспоминания министра народного просвещения графа И. И. Толстого / Сост. Л. И. Толстая. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997. 334 с.
- Гаспринский И. Россия и Восток: Русское мусульманство: Мысли, заметки и наблюдения мусульманина / И. Гаспринский Казань: Тат. кн. изд., 1993. — С. 130 с.
- Государственная Дума. Созыв. 3. Сессия 4. Комиссия по народному образованию. СПб., 1909. — 835 с.
- Гаспринский Исмагыйль: тарихи-документаль жыентык / тоз. С. Рахимов. Казан: Жыен, 2006. — 544 б.
- Доклад по внесенным Министерством народного просвещения законопроектам. СПб.: Тип. М. А. Александрова. — 1910. — 138 с.
- Доклад Совещания по выработке положений об инородческой школе. Докладчик Е. П. Ковалевский. Б.м., Б.г. — с 9.
- Из истории национальной политики царизма // Красный архив. 1929. — № 35. — С.107−127- № 36. — С.61−83.
- Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1883 год. СПб.: Синодальная, 1885. — 423 с.
- Ильминский Н.И. Из переписки по вопросу о применении русского алфавита к инородческим языкам. Казань: тип. ун-та, 1883. — 47 с.
- Ильминский Н.И. Письма Николая Ивановича Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву / Н. И. Ильминский. Казань: Тип. Православного собеседника, 1895. — 415 с.
- Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII начало XX в.): сб. матер, /сост. Д. Ю. Арапов. — М.: Наталис, 2006. — 480 с.
- Иманаев М. Заметки о преподавании по учебнику «Русское слово» / М. Иманаев. Казань: Тип. И. С. Перова, 1896. — С. 6.
- Ислам в Российской империи (законодательные акты, описание, статистика): Сб. матер, составитель Д. Ю. Арапов. М.: ИКЦ Академкнига, 2001.-367 с.
- Казанская татарская учительская школа 1876 1917 гг.: Сб. док. и матер. -Казань: Гасыр, 2005.- 256 с.
- Копия докладной записки, поданной представителями мусульман в образовательную Комиссию по пересмотру Правил 31 марта 1906 г. об инородческих школах. Оренбург, 1907. — 42 с.
- Кузнецов И.Д. Национальные движения в период первой революции в России: Сб. док. из архива Департамента Полиции /Сост. И. Д. Кузнецов. -Чебоксары: Чувашское гос. изд-во, 1935. 398 с.
- Манифест от 17 октября 1905 г. и положения Комитета Министров 17 апреля 1905 г., относящиеся к иноверцам и мусульманам, с разъяснениями -Казань: Тип. Братьев Каримовых, 1907. 15 с
- Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905 1917 гг.) / Сост., автор вст. ст. и прим. P.P. Фахрутдинов. — Казань: КГПИ, 1992. — 126 с.
- Материалы по истории Татарии второй половины XIX века.- M.-JL: Изд-во Академии наук СССР, 1936. 4.1. — 512 с.
- Медресе г. Казани XIX нач. XX вв.: Сборник док. и матер. — Казань: Гасыр, 2007. — 319 с.
- Мусульманские депутаты Государственной Думы России. 1914 1917 гг.: Сб. док. и матер. / Сост. Л. Я. Ямаева — Уфа: Китап, 1998. — 384 с.
- Народное образование в Казанской губернии. Школы и учащиеся в них. Школьные помещения. Классные комнаты. Казань: Тип. А. Ф. Гросс. — 1905. -119 с.
- О веротерпимости. Закон 17 апреля 1905 года. СПб.: Тип. И. Д. Сытина, 1905. — 88 с.
- Отчет о командировочной поездке т. е. A.C. Будиловича в Казанский, Оренбургский и Западно-Сибирский учебные округа (в октябре, ноябре и декабре 1904 г.). СПб.: Тип. Э. Л. Пороховщиковой, 1905. — 210 с.
- Первая всеобщая перепись Российской империи 1897 г.: В 89 т. СПб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1904. — Т.2. -Астраханская губерния. — Тетрадь 2. — 167 с.
- Первая всеобщая перепись Российской империи 1897 г.: В 89 т. СПб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1904. — Т. 10. — Вятская губерния. — 267 с.
- Первая всеобщая перепись Российской империи 1897 г.: В 89 т. СПб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1904. — Т. 14. -Казанская губерния. — 284 с.
- Первая всеобщая перепись Российской империи 1897 г.: В 89 т. СПб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1904. — Т. 36. -Самарская губерния. — 201 с.
- Первая всеобщая перепись Российской империи 1897 г.: В 89 т. СПб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1904. — Т. 38. -Саратовской губернии. — 249 с.
- Первая всеобщая перепись Российской империи 1897 г.: В 89 т. СПб.: Издание Центрального статистического комитета МВД, 1904. — Т. 39. -Симбирской губернии. — 77 с.
- Полное собрание законов Российской империи: В 33 т. СПб., 1835. — Т. 10.-Отд. 1.-918 с.
- Полное собрание законов Российской империи: В 33 т. СПб., 1837. -Т. 12.-Отд. 1.- 822 с.
- Полное собрание законов Российской империи: В 33 т. СПб., 1904. — Т.24.-Отд. 1.- 1257 с.
- Полное собрание законов Российской империи: В 33 т. СПб., 1905. — Т.25.-Отд. 1.-966 с.
- Постановления Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде // Аршаруни А. Очерк панисламизма и пантюркизма в России / А. Аршаруни, X. Габидуллин. М.: Безбожник, 1931.-С. 116 — 117.
- Постановления первого общеземского съезда по народному образованию в Москве 16 30 августа 1911 г. — М.: Тов. «Печатня» С. П. Яковлева, 1912. — 35 с.
- Правила о начальных для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России, утвержденные министром народного просвещения 31 марта 1906 г. с изменениями, последовавшими 2 января 1907 г. Казань: Тип. Имп. унта. 6 с.