Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методы и модели обработки и представления информации в распределенных образовательных системах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметим, что в современной науке накоплен значительный опыт эффективного использования распределенных информационных систем и информационных технологий, телекоммуникационных сетей, специальных образовательных технологий, необходимый для постановки и решения указанной проблемы. Выделим работы российских ученых: Аграновича Б. Л., Анисимова Б. В., Савельева А. Я., Архангельского С. И., Балыбердина… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 1. Л. Формирование информационной образовательной системы
      • 1. 2. Распределенная информационная образовательная система
      • 1. 3. Автоматизированная обучающая система
      • 1. 4. Обзор способов и средств обработки образовательной информации в распределенных информационных системах
      • 1. 5. Обобщенная структура сетевой автоматизированной обучающей системы
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ И АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ В РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМА'
  • ЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ./
    • 2. 1. Обобщенная модель функционирования распределенной информационной образовательной системы
    • 2. 2. Модели представления образовательной информации
    • 2. 3. Идентификатор состояния обученности
    • 2. 4. Правило оптимального распределения ресурсов в теме
    • 2. 5. Прогноз результатов
    • 2. 6. Процедуры удаленного индивидуального обучения
    • 2. 7. Процедура индивидуального удаленного обучения на основе рейтингов обучающих элементов
    • 2. 8. Экспериментальные исследования моделей функционирования
  • Выводы к главе 2
  • Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ И ПРОЦЕДУР СИНТЕЗА ЭЛЕКТРОННОГО АДАПТИВНОГО УЧЕБНИКА РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 3. Л. Проектирование индивидуального целевого плана
      • 3. 2. Проектирование электронного учебника из обучающих элементов
      • 3. 3. Формирование связного графа индивидуальной информационной базы данных на основе экспертных оценок
      • 3. 4. Процедура формирования индивидуальной информационной базы данных
  • Выводы к главе 3
  • Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 4. 1. Варианты архитектурного построения распределенной образовательной системы
    • 4. 2. Общие вопросы реализации распределенной архитектуры
    • 4. 3. Синтез архитектуры РИОС
    • 4. 4. Цикл функционирования РИОС
    • 4. 5. Моделирование распределения информационной базы данных и прикладных программ по узлам РИОС
    • 4. 6. Экспериментальные исследования
  • Выводы к главе 4
  • Глава 5. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 5. Л. Информационные процессы
      • 5. 2. Уровни представления информационных процессов
      • 5. 3. Оценка эффективности информационных процессов
      • 5. 4. Анализ информационных процессов
      • 5. 5. Пример анализа характеристик
  • Выводы к главе 5
  • Глава 6. РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
    • 6. 1. Реализация распределенной информационной образовательной системы в Г. Владимире
    • 6. 2. Подсистема тестирования
    • 6. 3. Пример реализации множественного удаленного тестирования
    • 6. 4. Электронные учебные материалы
    • 6. 6. Информационная безопасность РИОС
    • 6. 7. Экспериментальная работа по созданию адаптивной среды обучения средствами РИОС
  • Выводы к главе 6
  • ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методы и модели обработки и представления информации в распределенных образовательных системах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Быстрые темпы научно-технического прогресса в области распределенных информационных и телекоммуникационно-вычислительных систем позволяют их активно и эффективно использовать для решения прикладных задач не только в различных отраслях народного хозяйства, но и в социально-экономической сфере, в частности, в образовании. Приоритетной проблемой, имеющей важное народнохозяйственное значение, является развитие дистанционного обучения — разработки и практического применения моделей, методов и технологий, при которых элементы образовательной системы пространственно разделены, с этой целью создаются распределенные информационные образовательные системы (РИОС). Они становятся технологической основой социально-образовательной среды для обеспечения принципиально новых перспективных форм организации учебного процесса как основного, так и дополнительного образования, довузовской подготовки, различных форм переподготовки и повышения квалификации, позволяют значительно расширить контингент учащихся, в том числе и сельской местности.

Особую значимость технологии новой социально-образовательной среды приобретают при обучении и реабилитации лиц со специальными потребностями, в частности, инвалидов по слуху. Проблема специальных образовательных технологий является одной из ключевых проблем при разработке системы непрерывного интегрированного профессионального образования инвалидов по слуху.

В последние годы с особой остротой встают задачи создания на новых принципах и модернизации существующих РИОС с целью:

— эффективного коллективного использования распределенных информационных ресурсов, построенных на принципах открытого образования и дистанционного обучения с использованием 1/1/еЬ-технологий, технологий «клиент-сервер», порталов образовательных учреждений, виртуальных лабораторий и лабораторий удаленного доступа;

— активного использования технологий дифференциации содержания обучения и повышающих соотношение формализованных и неформализованных знаний, использования дедуктивных и системно-структурных методов подачи учебного материала, ориентированного на психофизиологические особенности обучающихся и реализуемых на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и адаптированного программно-аппаратного обеспечения.

Актуальность проблемы развития методологии построения, разработки методов проектирования и управления, оценки производительности и эффективности функционирования РИОС определяется внутренне присущими им свойствами, такими как большая размерность, многосвязность, сложность процессов управления и функционирования при обеспечении обработки и передачи информации, существенный учет человеческого фактора.

Отметим, что в современной науке накоплен значительный опыт эффективного использования распределенных информационных систем и информационных технологий, телекоммуникационных сетей, специальных образовательных технологий, необходимый для постановки и решения указанной проблемы. Выделим работы российских ученых: Аграновича Б. Л., Анисимова Б. В., Савельева А. Я., Архангельского С. И., Балыбердина В. А., Беспалько В. П., Бру-силовского П.Л., Бусленко Н. П., Вишневского В. М., Галеева И. Х., Домрачева В. Г., Иванникова A.B., Кострова A.B., Кривошеева А. О., Лазарева В. Г., Липае-ва В.В., Максименкова A.B., Мизина И. А., Кулешова А. П., Норенкова Ю. И., Поспелова Г. С., Растригина Л. А., Советова Б. Я., Тихомирова Ю. В., Уварова А. Ю., Якубайтиса Э. А., иностранных ученых: Бертсекаса Д., Галлагера Р., Дэ-виса Д., Барбера Д., Клейнрока Л., Халсалла Ф., Хаусли Т., Хокни Р., Джессхо-упа К., Хюссена Т. И многих других.

Идея объединения научных усилий в направлении комплексного применения современных информационных, телекоммуникационных и образовательных технологий неоднократно высказывалась в последнее время многими российскими и зарубежными учеными. Тем не менее, на сегодняшний день единой теории создания и развития распределенных информационных образовательных систем не существует ни в отечественной, ни в мировой практике, не развиты подходы к построению, организации функционирования, анализу систем данного класса, мало эффективных способов представления и визуализации информации, принятия управленческих решений при организации взаимодействия с удаленными обучающимися.

Выделим три ключевых момента, связанных с формированием научного направления (все три публикации вышли в 1996 г.):

1. М. Варне (Berns) предложил концепцию глобального обучения (Global Tutoring), предполагающую использование информационных технологий для индивидуального или группового обучения, во время которого обучаемый и преподаватель никогда не встречаются, взаимодействуя через электронные средства связи;

2. К. Лемон (Lemone) описал программы WebCourse и WebRecourse. В идее WebCourser лежит автоматическое составление курса обучения в Internet, a WebRecourse позволяет преподавателю создать курс из заранее заготовленных частей (HTML документов, графических файлов и т. д.);

3. Е. Наварецкий и Г. Добровольский (Nawarecki & Dobrowolski) описали Интеллектуальную распределенную (мультиагентную) систему, позволяющую пользователям общаться друг с другом в телекоммуникационной сети посредством «автономных агентов».

Сформулируем основные технические, методические и организационные требования к созданию высокоэффективных РИОС:

— обеспечение многопользовательского режима при доступе к распределенным базам данных (технологической информации) в реальном времени;

— принятие решений по эффективному управлению обменом данных и использованию системных ресурсов в телекоммуникационно-вычислительной среде, характеризующейся структурной сложностью, большой размерностью и произвольной топологической конфигурацией;

— индивидуальный подход — поскольку разброс в знаниях, способностях и умениях обучающихся весьма большой, система должна стремиться «нагружать» каждого обучающегося в соответствии с его возможностями;

— учебный материал должен выдаваться порциями (для инвалидов — более мелкими), модули должны быть, с одной стороны, по силам средним обучающимся и обеспечивать возможность проявления самостоятельности сильным, с другой;

— преимущественно визуальные (образные) формы представления учебной информации — блок-схемы алгоритмов, вывод на экран промежуточных результатов работы программы, таблицы, графики, рисунки и т. д.;

— многовариантность заданий по сложности — желательно, чтобы предлагаемые задания допускали возможность их решения с различной степенью детализации. В этом случае обучающиеся могли бы адаптировать их по своим возможностям;

— учет психофизических особенностей обучающихся. У лиц с ограниченными возможностями большая утомляемость (1−2 часа активной работы) и более быстрая «забываемость» изученного материала.

Выделенные проблема и требования указывают на необходимость введения в прикладные и системные задачи РИОС механизмов настройки к целям и условиям функционирования. Данная задача значительно усложняется при разработке методов управления множеством обучаемых.

Основную системную задачу РИОС определим как обеспечение эффективного функционирования в единой телекоммуникационно-вычислительной среде общего пользования (1БС) множества одновременно работающих сетевых обучающих систем. Технологические особенности TBC влияют на взаимодействие элементов РИОС, на стратегию и тактику ее функционирования. От архитектурных решений, способов управления, представления, передачи и обработки информации в РИОС в значительной степени зависят вопросы рационального использования существующих телекоммуникационных систем и сетей, как региональных, так и государственных.

Проблема современных распределенных образовательных систем, которые по тому или иному признаку можно отнести к классу РИОС, с точки зрения эффективного функционирования в TBC в том, что они не оптимизируют процедуры взаимодействия с удаленным пользователями-обучающимися. Это приводит к пересылке множества «ненужной», дублирующейся информации по сети, увеличиваются «накладные расходы» на передачу. Процесс выполнения прикладных и системных функций РИОС растягивается во времени, что дополнительно увеличивает нагрузку на TBC, уменьшает количество потенциально возможных пользователей, снижает ее эффективность и производительность.

Таким образом, сформировался широкий круг неисследованных проблем создания и развития РИОС. Реальным направлением их решения является развитие и внедрение методологии, обеспечивающей эффективное комплексное решение задач анализа, оптимизации, управления, принятия решений и обработки информации в РИОС, что становится актуальным и полезным для практики создания высокоэффективных информационных систем в образовании.

Цель работы — развитие методологии построения и практического использования распределенных информационных образовательных систем. Исходя из целей работы, задачами исследования являются:

1. Формирование концепции построения РИОС.

2. Исследование и разработка методов представления и обработки информации при управлении взаимодействием с обучающимися РИОС.

3. Синтез индивидуальной информационной базы данных и адаптивного электронного учебника РИОС.

4. Исследование способов оптимизации архитектуры РИОС.

5. Разработка методик оценки качества функционирования РИОС.

6. Внедрение разработанных средств в практику образования.

Для достижения поставленной в работе цели использовались следующие методы исследования: анализ структур построения и способов управления процессами функционирования распределенной информационной образовательной системы, моделирование и синтез на его основе оптимальных процедур управления информационными потоками, представления, передачи и хранения информации. Научные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, теоретически обосновываются с помощью аппарата теории вероятностей, теории графов, теории управления и теории массового обслуживания. При практической реализации разработанных программных систем применен объектно-ориентированный подход.

Научная новизна работы состоит в обобщении известных и получении новых теоретических и практических результатов в области разработки и применения распределенных информационно-вычислительных систем в образовании на основе принципов модульности, уровневости, дифференцируемости обучения и сконцентрирована в следующем:

1. Разработана концепция построения РИОС, как нового класса прикладных распределенных информационно-вычислительных систем, отличительной особенностью которых является глубокая адаптация системных средств и процедур обработки информации к пользователям-обучающимся и условиям функционирования.

2. Синтезированы новые методы представления и обработки информации в РИОС, основанные на использовании структурных и аналитических моделей, обеспечивающих оптимизацию процедуры удаленного взаимодействия, что позволяет повысить производительность РИОС, интенсифицировать процесс удаленного обучения.

3. Предложены способы синтеза индивидуальной информационной базы данных и адаптивного электронного учебника РИОС на основе процедур адаптации к условиям функционирования. Способы ориентированы на построение индивидуального целевого плана, учитывающего уровень притязаний и степень начальной подготовленности обучаемого, формирование и анализ связности фрагментов информационной базы данных, оптимизацию учебного плана, что обеспечивает повышение эффективности удаленного обучения.

4. Предложен метод построения децентрализованной архитектуры РИОС, который включает математические модели для обеспечения эффективности архитектуры информационного обеспечения РИОС, аналитические зависимости для исследования влияния параметров РИОС на критерий эффективности, алгоритмы поиска эффективных архитектурных решений и функционирования системы, и обеспечивает повышение системной производительности и снижение средней задержки доступа абонентов-обучающихся к удаленным информационным ресурсам.

5. Разработана методика оценки эффективности РИОС, заключающаяся в том, что для расчетов формируется многоуровневая итеративная система моделей информационных процессов, позволяющая исследовать влияние параметров РИОС на среднюю пропускную способность, среднюю задержку и среднее время пребывания требований абонентов в системе.

Практическая ценность работы заключается в том, что полученные теоретические положения позволили разработать и внедрить в практику:

— алгоритмические и аппаратно-программные средства центральных и дочерних серверов РИОС. За счет разработанных средств повысилось количество абонентов системы, повысилась эффективность их обслуживания;

— методику оценки эффективности функционирования РИОС на основе анализа информационных процессов. Выявлены типовые информационные процессы и их основные закономерности, разработаны временные диаграммы и аналитические модели для исследования влияния параметров РИОС на показатели эффективности РИОС, которые применяются в инженерной практике;

— методики, алгоритмы и программное обеспечение построения информационной базы данных и индивидуального электронного учебника РИОС явились основой для создания электронных практикумов Владимирской РИОС.

Результаты исследований имеют достаточно общий характер, что позволяет распространить их на широкий круг создаваемых прикладных распределенных информационных систем.

Полученные результаты внедрены Департаментом образования Администрации Владимирской области и Управлением образования Г. Владимира при создании региональной и городской информационной образовательной сети учебных заведений, ОАО «Завод „Электроприбор“» г. Владимир при реализации циклов дистанционной переподготовки кадров средствами Владимирской РИОС, АО «Электросвязь» Владимирской области — филиала АО «Ростелеком» при реализации систем распределенной обработки информации и оценке эффективности ее функционирования, Государственном учреждении «Управление государственного надзора за связью и информатизации в РФ по Владимирской области», УВД Владимирской области при построении средств оперативного контроля доступа абонентов к централизованным ресурсам. В ходе работы создано более тридцати сетевых электронных практикумов, размещенных на центральном сервере Владимирской РИОС (http://ien.izi.vlgu.vladimir.ru/teach/ books/). С их использованием организовано дистанционное обучение по курсам «Информационные технологии в учебном процессе и научных исследованиях», «Комплексная защита объектов информатизации», «Информатика», которыми успешно пользуются студенты ВлГУ, школьники системы дополнительного образования, а также специалисты предприятий и организаций.

Выполненные эксперименты по реализации средствами РИОС адаптивной среды автоматизированного обучения инвалидов по слуху — студентов Владимирского государственного университета (специальность 2102 — «Автоматизация технологических процессов и производств», специализация «Компьютерные системы управления в производстве и бизнесе» по дисциплинам «Информатика» и «Компьютерная графика»), учащихся двух спецшкол-интернатов из г. Коврова и школьников 10 класса Мелеховской специализированной школы (Ковровский район Владимирской области), по учебным дисциплинам «Математика» и «Информационные технологии» в целом подтвердили эффективность разработанных средств.

Результаты научных исследований использовались и используются при чтении лекций для студентов Владимирского государственного университета по учебным курсам: «Информатика», «Информационные технологии», «Компьютерная графика», «Сети ЭВМ и телекоммуникаций" — «Вычислительные сети" — «Вычислительные системы, комплексы и сети» и др. Написано и опубликовано более 20 учебных пособий.

Исследования и практические разработки, выполненные в диссертационной работе, являются частью научно-исследовательских работ, выполненных Владимирским государственным университетом: по Государственным научным отраслевым программам «Научное, научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» и «Научное, научно-методическое, материально-техническое обеспечение развития технологий информационного общества и индустрии образования" — по госбюджетной НИР «Исследование эффективности распределенных телекоммуникационных систем и сетей" — по хоздоговорным НИР «Разработка учебно-методических средств информационно-образовательной сети учебных заведений Г. Владимира», «Разработка, исследование и апробирование программных, технических и учебно-методических средств узла Владимирской областной информационной образовательной сети в г. Покров», «Разработка, исследование и апробирование программных, технических и учебно-методических средств распределенной обработки и защиты информации средствами Oracle» и других.

Основные научные и практические результаты диссертации докладывались и обсуждались на более, чем тридцати научных мероприятиях различного уровня, в том числе на:

— VII, VIII и IX Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование» (Москва, 1999, 2000, 2002);

— II Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права» (Москва, 1999);

— II Международной научно-технической конференции «Информационные технологии и системы в образовании, науке, бизнесе» (Пенза, 2000);

— XV и XVI Международной научной конференции Математические методы в технике и технологиях (Тамбов: ММТТ-15, 2002; Санкт-Петербург: ММТТ-16, 2003);

— V Международной научно-технической конференции «Перспективные технологии в средствах передачи информации» (Владимир, 2003);

— Международной научно-технической конференции «Новые методологии проектирования изделий микроэлектроники» (Владимир, 2002,2004, 2005);

— Международной научно-технической конференции «Современные информационные технологии в образовательном процессе и научных исследованиях» (Шуя, 2000, 2004);

— IV Международной научно-технической конференции «Физика и радиоэлектроника в медицине и экологии» (Владимир, 2000);

— Международной конференции памяти И. Я. Лернера «Педагогика в поисках идеала научности, целей и ценностей образования» (Владимир, 2002);

— Международной научно-методической конференции «Проблемы подготовки специалистов в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования» (Кострома, 2003);

— Всесоюзной научно-технической конференции «Микросистема-93» (Москва, 1993);

— IV Всероссийской научно-технической конференции «Информационные технологии и электроника» (Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2000);

— Всероссийской научно-практической конференции «Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования» (Ульяновск, 2003);

— XXII межведомственной научно-технической конференции «Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости сложных технических систем» (Серпухов, 2003);

— Региональной научно-методической конференции «Проблемы дистанционного обучения» (Иваново, 2000);

— Региональной научно-методической конференции «Дистанционное обучение и новые технологии в образовании» (Владимир, 2001).

Структурно диссертационная работа состоит из шести глав.

Первая глава направлена на разработку новой концепции построения распределенной информационной образовательной системы, реализуемой на основе системных принципов и общенаучных подходов, а также глубокого анализа способов и средств обработки образовательной информации в распределенных информационных системах.

Во второй главе разрабатываются модели и алгоритмы управления множественным удаленным обучением в РИОС. Предлагается системная модель архитектуры учебной информации. Исследуется метод автоматизированного удаленного обучения, в основе которого лежит двухфакторная модель идентификатора состояния обученности и рейтинговая стратегия выработки управляющих воздействий.

В третьей главе разрабатывается методология синтеза индивидуальной информационной базы данных и адаптивного электронного учебника на основе структурных моделей и рейтинговых процедур, предложенных в главе 2. Предлагаются методики построения индивидуального целевого плана, формирования и анализа графа связности фрагментов информационной базы данных, синтеза учебного плана.

В четвертой главе исследуются архитектурные решения системы, предлагаются подходы к оптимизации построения децентрализованной архитектуры РИОС, анализируются результаты моделирования и натурных экспериментов.

РИОС (на примере Владимирской РИОС).

В пятой главе разрабатываются методы оценки эффективности функционирования РИОС на основе анализа информационных процессов. Предлагается методический подход к моделированию информационных процессов на основе многоуровневой итеративной системы моделей, приведен пример практической оценки сетевых характеристик.

Шестая глава посвящена развитию принципов практического использования РИОС. Предлагаются конкретные варианты реализации системы и ее элементов, анализируются итоги экспериментальной работы по созданию адаптивной среды обучения средствами РИОС.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. На основе системных принципов и общенаучных подходов к построению многоуровневых распределенных систем разработана концепция построения РИОС, отличительной особенностью которой является глубокая адаптация системных средств и процедур обработки информации к пользователям-обучающимся и условиям функционирования.

2. Разработан метод представления информации в РИОС, основанный на использовании свойств структурных моделей учебной информации, обеспечивающий модульность, уровнвость, дифференцируемость обучения.

3. Разработан метод взаимодействия с абонентом-обучающимся в РИОС, как совокупность процедур дискретного управления многошаговым процессом выбора оптимальной последовательности действий системы, обеспечивающий адаптацию к абоненту и условиям функционирования, и включающий:

— новые аналитические модели оценки текущего состояния обучающегося и прогноза эффективности обучающих воздействий;

— новые алгоритмы удаленного обучения, основанные на динамически меняющихся рейтингах обучающих воздействий.

4. Разработана методология синтеза индивидуальной информационной базы данных и адаптивного электронного учебника РИОС на основе совершенствования структурных моделей и процедур адаптации к условиям функционирования, включающая методики:

— построения индивидуального целевого плана, учитывающего уровень притязаний и степень начальной подготовленности обучаемого;

— формирования и анализа графа связности фрагментов информационной базы данных;

— синтеза учебного плана.

5. Разработана методология построения децентрализованной архитектуры РИОС, которая включает:

— математические модели для обеспечения эффективности архитектуры информационного обеспечения РИОС и исследования влияния параметров РИОС на критерий эффективности;

— алгоритм поиска эффективных архитектурных решений;

— алгоритм функционирования системы;

— программные средства, реализующие разработанные алгоритмы.

6. Выявлены основные информационные процессы РИОС и их закономерности, на анализе совокупности которых основана количественная оценка показателей эффективности системы.

7. Предложена методика оценки эффективности функционирования РИОС, основанная на многоуровневой итеративной системе моделей информационных процессов. Получены математические модели для исследования влияния параметров РИОС на среднее время пребывания заявки, среднюю задержку доступа, среднюю производительность.

8. Разработаны, экспериментально исследованы и внедрены в практику аппаратно-программные средства РИОС, реализующие основные теоретические результаты.

9. Выявлены основные источники угроз безопасности информации в РИОС. Предложен подход к организации подсистемы контроля доступа пользователей в РИОС, позволяющей фиксировать и анализировать действия пользователей, потенциально представляющих угрозу.

Таким образом, выполненные исследования и полученные результаты развивают методологию построения распределенных информационных образовательных систем, открывают новые возможности обеспечения условий эффективности образования. Создан новый класс прикладных распределенных информационных систем с глубокой адаптацией комплекса моделей, алгоритмов и процедур к пользователям и условиям функционирования, обеспечивающих формирование новой адаптивной социально-образовательной среды. Результаты теоретических и экспериментальных исследований дают основание заключить, что применение предложенных средств позволяет повысить системные характеристики РИОС и эффективность процессов удаленного обучения. Полученные результаты использованы в промышленности (предприятия Министерства связи, Российского агентства по системам управления), органах исполнительной власти (подразделения УВД Владимирской области) и образовании (образовательные учреждения Владимирской и Ивановской областей).

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.И., Турин H.H., Коган Я. А. Оценка качества и оптимизация вычислительных систем.-М.: Наука, 1982. 464 с.
  2. .Л. Системное проектирование процесса и структуризация целей обучения по учебному предмету // Кибернетика и вуз. Томск, 1985. -№ 20. — С. 32−40.
  3. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения // Информатика и образование, 1993.- № 5. С.7−19.
  4. Л.Н. Формирование гибкого содержания образования и обучения в средних специальных учебных заведениях. Автореф. дисс.. канд. тех. наук. Москва, 1997.
  5. Г. Г. Программируемые кадры обучающей системы // Методы и средства объектно-ориентированного программирования. АН УССР, Ин-т кибернетики. — Киев, 1991. — С.14−21.
  6. .В., Савельев, А .Я. и др. Применение ЭЦВМ для автоматизации процесса составления учебных планов и расписаний // Использование ЭВМ в организации и планировании учебного процесса. М.: «Высшая школа», 1972. -С.121−142.I
  7. Анин Б.Ю." Защита компьютерной информации. СПб.: БХВ-Петербург, 2000.-384 с.
  8. Г. Т. Анализ производительности ЦВМ методами теории массового обслуживания. -М.: Энергия, 1972. 173 с.
  9. С.И., Михеев В. И., Перельцвайг Ю. М. Вопросы изменения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: «Знание», 1975.-42 с.
  10. М.Ю., Уральский A.B. Проблемы разработки компьютерных обучающих программ. -М.: Центр. Экон.-мат. ин-т, 1990. 34 с.
  11. Г. П., Толмачев A.JI. Теория сетей массового обслуживания и ее приложения к анализу информационно-вычислительных систем // Итоги науки и техники. Сер. теория вероятностей. Мат.статистика. Теор.кибернетика. -М.: ВИНИТИ. 1983. Т.21.-С. 3−120.
  12. В.А. Методы анализа мультипрограммных систем.- М.: Радио и связь, 1982. 152 с.
  13. В.А. Оценка и оптимизация характеристик систем обработки данных. М.: Радио и связь, 1987.
  14. И.А., Гринченко С. Н., Колягин Ю. М. Методические проблемы компьютеризации школьного обучения // Информатика и компьютерная грамотность /Под. ред. Б. Н. Наумова. -М.: Наука, 1988. С.138−152.
  15. Р., Ларичев О. И. Линейное программирование с многими критериями. Метод ограничений // Автоматика и телемеханика, 1971, № 8.
  16. Е.А., Рачковский В. В., Мирсаянов А. Г., Ищенко В. В. Методическое и программное обеспечение компьютерного учебника для самостоятельной подготовки обучаемого // Вестн. МГТУ. Сер. Приборостр. 1993. — № 3. -С. 108−112, 128.
  17. П. Передача данных. М.: Радио и связь. — 1981. — Т.2 — 253 с.
  18. К. Графы и их применение. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1962. -319 с.
  19. Д., Галлагер Р. Сети передачи данных. М.: Мир. — 1989. -544 с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  21. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. Москва, 1980. 262 с.
  22. Д., Федосеев А., Христочевский С. Телекоммуникации для образования // Информатика и образование, 1993. № 2. — С. 27−29.
  23. Н.П., Маслов С.П., X. Рамиль Альварес. Микрокомпьютерная система обучения «Наставник». М.: «Наука», 1990.
  24. П.Л. Интеллектуальные обучающие системы // Информатика. Информационные технологии. Средства и системы, 1990. № 2. С. 3−22
  25. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1968. -354 с.
  26. A.B. Разработка и эксплуатация сетей ЭВМ. -М.: Финансы и статистика. 1981.-25 6с.
  27. В.В. Принципы построения обучающе-информационной системы в интеллектуальных программных средствах. Ин-т кибернет. HAH Украины.-Киев, 1995.-5 с. Деп в ВИНИТИ 9.11.95, 2967-В95.
  28. Д. Современные информационные технологии совместной работы. М.: Русская Редакция, 2000.
  29. Вычислительные сети и сетевые протоколы / Дэвис Д., Барбер Д. И. и др. М.: Мир. — 1982. — 562 с.
  30. Л.А., Кравчинская И. А., Проказников A.B. Особенности разработки адаптивных тематических обучающих программ // INF0−89. Между-нар. симп., Минск, 1989. Т. 1.4.2. Минск, 1989. — С. 948−953.
  31. И.Х. Модели и методы построения автоматизированных обучающих систем (обзор) // Информатика. Научно-технический сборник. Серия Кадровое обеспечение. Выпуск 1. М.: ВМНУЦ ВТИ, 1990. — С.64−72.
  32. Э.И. Разработка моделей и алгоритмов многоцелевой оптимизации планов учебного процесса. Автореф. дисс. канд. тех. наук. Томск, 1975.
  33. P.E. Системный анализ деятельности специалиста и моделирование задач подготовки инженерных кадров. Автореф. дисс.. канд. тех. наук. Томск, 1981.
  34. И.Т., Мухин Э. В., Сорокин A.C., Сумароков Л. Н. Методика разработки учебного плана. // Использование ЭВМ в организации и планировании учебного процесса. М.: «Высшая школа», 1972, с. 176−195.
  35. К.Е., Ярославцев В. М. Системный обучающий модуль: новая форма создания учебного материала // Университетская книга. 2000. № 8, С. 19 -22.
  36. A.C., Кириллов А. И., Сливина H.A. Компьютерные обучающие программы. // Информатика и образование. 1995. — № 3. — С. 15−22.
  37. Д., Барбер С. Сети связи для вычислительных машин. М.: Мир, 1976.-600 с.
  38. В. И др. К вопросу о методе составления тезауруса по специальности // Современная высшая школа, 1978, № 3.
  39. A.M., Ющенко E.JI. Обучающие системы нового поколения // УСиМ, — 1988,-№ 1-С. 83−86.
  40. В., Багдасарян А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высшее образование в России 1995. № 2. — С. 79−87.
  41. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. № 3. — С. 10−12.
  42. .Г., Ретинская И. В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информационные технологии, 1996. № 2. С. 10−14.
  43. Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. М.: «Экономика», 1978. 133 с.
  44. В.Ф. Моделирование производственных процессов с дискретным характером управления: Уч. пособие. Владимир: ВПИ, 1984.
  45. Г. П. Методы исследования сетей передачи данных. М.: Радио и связь, 1982.-282 с.
  46. В.М., Зотов Н. М., Федин А. П. Методы сокращения машинного времени на численное моделирование // Математика. Компьютер. Образование .- Тез. VII Межд. конф М.: Прогресс-Традиция, 1999. С. 135.
  47. А., Кривошеев А., Куракин Д. Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования // Высшее образование в России. 1995. -№ 2.-С. 87−93.
  48. Информационная образовательная сеть «Красноярское образование» // http://ksut.krasnoyarsk.su.
  49. Информационная образовательная сеть Г. Владимира // http://dfipm.vpti.vladimir.ru.
  50. Информационно-управляющие системы и сети: Структуры, моделирование, алгоритмы / Под общ. ред. М. Б. Сергеева. СПб: Политехника, 1999.
  51. Информационные технологии в образовании, управлении и промышленности / Под ред. А. Р. Куделько др. Ч. 1, 1996.
  52. .М. Электронные вычислительные машины и системы: Учеб. пособие для вузов. М.: Энергия, 1979. — 528 с.
  53. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. Москва, 1987.
  54. З.М. Передача сообщений с информационной обратной связью. М.: Связь, 1969. — 378 с.
  55. И.В., Мороз В. К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. М.: ИНИНФО, 1993. — 14 с.
  56. В.И. Составление учебных планов вузов с помощью ЭЦВМ // Применение ЭЦВМ для автоматизации обучения и управления учебными заведениями. Киев, 1972 ., с.121−130.
  57. А.И., Новиков В. А., Шнайдерман И. Б. Современные информационные технологии в учебных курсах // Автоматизация и современные технологии. 1998. — № 3. — С. 12−15.
  58. Кини P. JL, Райфа X. Принятие решения при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: «Радио и связь», 1981. 560 с.
  59. H.H. Групповые экспертные оценки. М.: «Наука», 1975.
  60. Л. Вычислительные системы с очередями. М.: Мир, 1979.
  61. Л. Теория массового обслуживания. М.: Машиностроение, 1979.-432 с.
  62. М.А. Компьютерная технология обучения: инструментальный подход // Прикладное и системное программное обеспечение. М.: СКП ЭВМ МГУ, 1991.-С. 101−106.
  63. Компьютерная сеть образования, культуры и науки г. Омска // http://www.omslc.net.ru.
  64. Компьютерные сети. Учебный курс, 2-е изд. -М.: MicrosoftPress, 1999.
  65. Компьютерные системы обучения. Вопросы дидактического программирования. № 1 (15) / Под ред. Кривицкого Б. Х., Изд. ГПНТБ, «Знание», 1993.
  66. И.Р., Беляев A.B. Информационная безопасность предприятия. -СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 752 с.
  67. A.B. Введение в информационный менеджмент. Владимир: ВлГТУ, 1996.
  68. A.B. Динамика мирового рынка средств информатизации. -Владимир, ВлГУ, 1998.
  69. A.B., Кубышкина JI.E. К обоснованию архитектуры информационной системы // Математические и технические средства обработки данных и знаний. Ташкент: НПО «Кибернетика» АН Руз, 1999. — С. 67−75.
  70. Костромская образовательная сеть // http://evrika.kostroma.edu.ru.
  71. Г. С. Системно-структурный подход к организации учебного материала и его влияние на активизацию мыслительной деятельности студентов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ташкент, 1981.
  72. А.О. Компьютерная поддержка систем обучения // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. № 1−2 (11−12). — С. 179−184.
  73. А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ // Высшее образование в России. 1994. № 3. — С. 12−20.
  74. А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии, 1996. № 2. — С. 14−18
  75. Ю.А., Луцкий Г. М. Компьютерные сети. К.: Юниор, 1998.
  76. М. Технологии корпоративных сетей. Энциклопедия. СПб.: Питер, 1999.
  77. В.Г., Лазарев Ю. В. Динамическое управление потоками информации в сетях связи. -М.: Радио и связь, 1983. 216 с.
  78. Г. В., Турковская М. Б. Повышение эффективности компьютерных обучающих программ // Деловые игры и методы активного обучения. Ч.1. / Челяб. гос. техн. ун-т. Челябинск, 1993. — С. 29−32.
  79. Л.П., Гохман О. Г. Проблемы управления учебным процессом. Рига, 1984.
  80. В.В. Распределение ресурсов в вычислительных системах. М.: Статистика, 1979.
  81. В.В., Яшков С. Ф. Эффективность методов организации вычислительного процесса. -М.: Статистика, 1975. -255 с.
  82. A.B. Основы проектирования информационно- вычислительных систем и сетей ЭВМ, М.: Радио и связь, 1991.
  83. Т.Д. О компьютерных справочниках по математическим дисциплинам // Системы и средства информатизации. Вып. 5. / РАН ИЛИ. М., 1993.-С. 156−160.
  84. Методика4 научно-обоснованного составления учебного плана. М.: НИИВШ, 1976.- 80 с.
  85. H.A., Богатырев В. А., Кулешов А. П. Сети коммутации пакетов. М.: Радио и связь, 1986. — 408 с.
  86. Моделирование информационных сетей: Сб.ст. / Под ред. В. К. Попкова. -Новосибирск, 1994.
  87. H.H., Иванилов Ю. П., Столярова Е. М. Методы оптимизации. -М.: Наука, 1978.
  88. М.Ю., Дмитриев A.A. Информационная система «Деканат» // Обработка и анализ данных.- Ташкент: НПО «Кибернетика» АН Руз, 1998 -С.107−110.
  89. М.Ю., Каушиш А. Система передачи телефонограмм // Системы, методы обработки и анализа данных. Ташкент: НПО «Кибернетика» АН Руз, 1997.-С. 208−211.
  90. М.Ю. Модель процесса обучения в информационной образовательной сети // Компьютерные технологии обработки и анализа данных. Ташкент: АН РУз, 2000, С. 93−100.
  91. М.Ю., Воронин A.A. и др. К вопросу создания эффективного электронного учебного пособия для дистанционного обучения // Информационные технологии и системы в образовании, науке, бизнесе: Сб. материалов II Междун. НТК. Пенза, 2000. — С. 27−29.
  92. М.Ю., Солодов СЛ., Монахова Г. Е. Учимся проектировать на компьютере. М.: БИНОМ, 2004. — 172 с.
  93. М.Ю., Александров A.A. Выбор операционной системы для узла информационной образовательной сети // Проблемы дистанционного обучения. Тез.докл. Региональной НМК, Иваново, 2000. С. 47.
  94. М.Ю., Александров A.A., Воронин A.A. Автоматизация контроля успеваемости в информационной образовательной сети // Информационные технологии и электроника: Материалы IV Всероссийской НТК. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2000.-C.il2−113.
  95. М.Ю., Александров A.A., Воронин A.A. Администрирование в информационной образовательной сети // Информационные технологии и электроника: Материалы Четвертой Всероссийской НТК. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2000.-С. 108.
  96. М.Ю., Александров A.A., Воронин A.A. Информационная образовательная сеть // Математика. Компьютер. Образование. Тез.докл.УП Междунар. конф. М., 1999. С. 235.
  97. М.Ю., Александров A.A., Воронин A.A. Система автоматизированного контроля успеваемости // Физика и радиоэлектроника в медицине и экологии: Труды IV Междунар. НТК. Издательство Института оценки природных ресурсов: Владимир- 2000. — С. 367−372.
  98. М.Ю., Звягин М. Ю. и др. К вопросу автоматизации контроля успеваемости в образовательной сети // Математика. Компьютер. Образование. Тез.докл.УП Междунар. конф. М., 1999. С. 235.
  99. М.Ю., Звягин М. Ю. и др. К вопросу формирования индивидуальной стратегии обучения // Дистанционное обучение и новые технологии в образовании: Материалы региональной НМК. В ладим, гос. ун-т. Владимир, 2001.-С. 96−98.
  100. М.Ю., Звягин М. Ю. и др. Математические модели оптимальной стратегии при тестировании // Физика и радиоэлектроника в медицине и экологии: Труды IV Междунар. НТК. Издательство Института оценки природных ресурсов: Владимир- 2000. — С. 377−380.
  101. М.Ю. Информационная образовательная сеть: Основы теории и методика применения // Информационные технологии, 2001, № 7, С.36−48.
  102. М.Ю. Информационные образовательные сети. Основы теории и методика применения: Монография / Владим. гос. ун-т- Владимир, 2001, 207 с.
  103. М.Ю., Кувшинов A.B., Устинов В. В. Опыт создания информационной образовательной сети школ города Владимира // Обработка и анализ данных. Ташкент: НПО «Кибернетика» АН Руз, 1998. — С. 111−113.
  104. Монахов • М. Ю. Локальные вычислительные сети: Метод.указ.к курс. проекту // Владим. политех, ин-т, Владимир, 1993.
  105. М.Ю. Локальные вычислительные сети: Метод.указ.к лаб.раб. Владим.гос.ун-т, Владимир, 1997.
  106. М.Ю. Модель процесса обучения в информационной образовательной сети // Компьютерные технологии обработки и анализа данных. -Ташкент: НПО «Кибернетика» АН Руз, 2000. С. 93−99.
  107. М.Ю., Монахова Г. Е. К вопросу построения системы заданий электронного практикума // Компьютерные технологии обработки и анализа данных. Ташкент: НПО «Кибернетика» АН Руз, 2000. — С. 86−92.
  108. М.Ю. О моделях автоматизированного обучения в опытном районе доступа к информационной сети // Математические методы в технике и технологиях ММТТ-16. Сб. трудов XIV Междунар. науч. конф. Т.9. Санкт-Петербург. 2003. — С. 229.
  109. М.Ю. Основные направления развития информационной образовательной сети учебных заведений Г.Владимира // Дистанционное обучение и новые технологии в образовании: Материалы региональной НМК. В ладим, гос. ун-т. Владимир, 2001. — С. 40−41.
  110. М.Ю. Основы информатики и вычислительной техники. Кн.1. Данные и программы: Учеб.пособие. Владим. гос. ун-т. — Владимир, 1997.
  111. М.Ю. Основы информатики и вычислительной техники. Кн.2. Информатика и арифметика: Учеб.пособие. Владим. гос. ун-т. — Владимир, 1998.
  112. М.Ю. Основы информатики и вычислительной техники. Кн.З. Логика и функционирование: Учеб.пособие. Владим. гос. ун-т. — Владимир, 1999.
  113. М.Ю. Сети ЭВМ и электронных коммуникаций: Практикум. -Владим. гос. ун-т, Владимир, 1997.
  114. М.Ю. Структурные схемы процесса обучения // Электроника, информатика, управление: Сб. науч. статей. Владим. гос. ун-т- Владимир, 2001.-С. 125−133.
  115. М.Ю. Учебно-исследовательская локальная вычислительная сеть // Микросистема-93. Тез. докл. Всесоюзн. НТК, М., 1993.
  116. М.Ю., Чинту Д. Система обмена факс-сообщениями // Системы, методы обработки и анализа данных. Ташкент: НПО «Кибернетика» АНРуз, 1997, — С. 212−217.
  117. М.Ю., Воронин A.A. Создаем школьный сайт в Интернет. -М.: БИНОМ, 2004.- 128 с.
  118. М.Ю., Александров A.A. Информационная система факультета вуза // Новые информационные технологии. М.: МГИЭМ, 1999.
  119. М.Ю. Синтез базы данных адаптивного учебника информационной образовательной сети // Известия Тульского гос. ун-та. Серия «Технологическая системотехника». Вып.1. -Изд-во ТулГУ, 2004. С. 205−213.
  120. М.Ю., Александров A.A. Нормализация структуры базы данных информационной образовательной сети // Математические и технические средства обработки данных и знаний. Ташкент: НПО «Кибернетика» АН РУз, 1999.-С. 46−50.
  121. М.Ю., Александров A.A. Проблемы администрирования в информационной образовательной сети // Современные информационные технологии в образовательном процессе и научных исследованиях: Сб. статей Ме-ждунар. конф. Шуя: «Весть», 2000. — С. 77−78.
  122. М.Ю., Кандауров Ю. Г., Монахова Г. Е. Компьютерная графика: Практикум / Владим.гос.ун-т. Владимир, 2000.
  123. М.Ю., Александров A.A., Дмитриев A.A. Информационная система факультета вуза // Новые информационные технологии. М.: МГИЭМ, 1999.
  124. М.Ю., Воронин A.A. Автоматизированное управление процессом контроля успеваемости // Проблемы дистанционного обучения: Тез. докл. Региональной НМК, Иваново, 2000. С. 48.
  125. М.Ю., Жигалов И. Е., Монахова Г. Е. Моделирование графических объектов средствами AutoCAD 2000 и 3Dstudio МАХ: Практикум. -Владим. гос. ун-т- Владимир, 2001, 64 с.
  126. М.Ю., Звягин М. Ю. и др. Второе поколение математических моделей обучения в информационной образовательной сети // Математика. Компьютер. Образование. Тезисы докл. VIII Междунар. конф. — М.: 2000.
  127. М.Ю., Звягин М. Ю. и др. Развитие математических моделей автоматизированного обучения в информационной образовательной сети // Математика. Компьютер. Образование. Тез. докл. IX Междунар. конф. М., 2002. -С. 53.
  128. М.Ю., Звягин М. Ю. Модели автоматизированного обучения в информационной образовательной сети // Проектирование и технология электронных средств. № 3.2002. С. 58−67.
  129. М.Ю., Илларионов Ю. А. и др. Параметрическая защита криптоалгоритмов // Математика. Компьютер. Образование. Тез. докл. IX Меж-дунар. конф. М., 2002. С. 133.
  130. М.Ю., Илларионов Ю. А. Информатика. Кн. 4. Программные и аппаратные средства: Учеб. пособие / Владим. гос. ун-т. Владимир, 2002.-92с.
  131. М.Ю., Илларионов Ю. А. Нетрадиционные подходы к решению задач защиты информации Данные, информация и их обработка: Сборник научных статей / Под ред. С. С. Садыкова, Д. Е. Андрианова М.: Горячая линия — Телеком, 2002. — С. 214−219.
  132. М.Ю., Илларионов Ю. А., Выдренков B.JI. Системы обеспечения безопасности информационных технологий // Информационная безопасность. № 6 октябрь 2001−10 / www.infosecurity.ru
  133. М.Ю., Илларионов Ю. А., Гусаров А. Г. Анализ уязвимостей автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии «Пирамида // Новые методологии проектирования изделий микроэлектроники. Материалы Междунар. НТК. — Владимир, 2002. — С. 94−95.
  134. М.Ю., Кандауров Ю. Г., Жигалов И. Е. Компьютерные сети: Практикум / Владим. гос. ун-т- Владимир, 1999.
  135. М.Ю., Кандауров Ю. Г., Монахова Г. Е. Структурирование учебной информации в автоматизированном обучении // Проблемы дистанционного обучения. Тезисы докл. Региональной НМК.- Иваново, 2000. — С. 49.
  136. М.Ю., Кузнецов Д. А. Троицкая Е.А. Олимпиада в информационной образовательной сети // Проблемы подготовки специалистов в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования: Материалы Междунар. НМК. Кострома: 2003. — С. 71−72.
  137. М.Ю., Монахова Г. Е. К вопросу построения системы заданий электронного практикума // Компьютерные технологии обработки и анализа данных. Ташкент: АНРУз, 2000. С. 86−93.
  138. М.Ю., Монахова Г. Е., Лапшов C.B. Структурирование учебной информации // Математические и технические средства обработки данных и знаний. Ташкент: НПО «Кибернетика» АН Руз, 1999. — С. 46−50.
  139. М.Ю., Монахова Г. Е., Воронин A.A. Компьютерная графика: Практикум // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 001 610 172.
  140. М.Ю., Ольшевский М. В., Устинов В. Н. Мотивационный рейтинг-контроль знаний как обязательный элемент качества подготовки студентов // Математические методы в технике и технологии: Сб. науч. Трудов. Тамбов, ММТТ-15, 2002.
  141. М.Ю., Туляков B.C. Средства создания экспертных систем для САПР / Владим. политех, ин-т, Владимир, 1991, Деп. в ОНИНИИПВШ, 1992.
  142. М.Ю., Туляков B.C. Учебно-исследовательская вычислительная система / Владим.политех.ин-т Владимир, 1991, Деп. в ОНИНИИПВШ, 1992.
  143. М.Ю., Шалыгина И. В. и др. Технические и гуманитарные аспекты информационных образовательных сетей и сред: Монография / Под науч.ред. М. Ю. Монахова и И.В. Шалыгиной- Владим. гос. ун-т- Владим. ин-т усо-верш. учит. Владимир, 2001. — 160 с.
  144. Г. Е. Сетевые адаптивные интеллектуальные обучающие системы. Эволюция становления // Данные, информация и их обработка: Сборник научных статей / Под ред. С. С. Садыкова, Д. Е. Андрианова М.: Горячая линия — Телеком, 2002. — С. 194−204.
  145. Г. Е., Вдовин В. В., Монахов М. Ю. Информатика. Практи-«кум / Владим. гос. ун-т- Владимир, 2000, 148с.
  146. И.Б. Аналитические методы исследования учебных программ. Автореф. дисс. канд. тех. наук. М., 1965.
  147. A.JI. Дерево целей инженерной деятельности // Кибернетика и вуз. Выпуск 13. Томск, 1987, С.123−129.
  148. А.И., Никитин A.B. О методе синтеза учебных программ // Проблемы нейрокибернетики. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1969. С. 236−243.
  149. A.B. Вопросы оптимального составления учебных планов и программ. Автореф. дисс. канд. тех. наук. Москва, 1969.
  150. Новосибирская областная образовательная сеть/ http://www.edu.nsu.ru. Ш. Норенков Ю. И., Усков B.JI. Консультационно-обучающие системы //
  151. Вестн. МГТУ, Сер». Приборостр. 1993. — № 3. — С. 11−18, 127.
  152. A.A., Пучинский B.C., Петров Г. Ф. Сетевые методы планирования и организации учебного процесса. М.: «Высшая школа», 1972. 157с.
  153. Основы построения больших информационно-вычислительных систем. М.: Статистика, 1976. — 296 с.
  154. Подготовка пользователей персональных компьютеров IBM РС/ Под ред. Монахова М. Ю. «Владимирская школа», Владимир, 1996.
  155. В.В., Гаврилов В. М. Оптимизация по последовательно применяемым критериям. М.: «Советское радио», 1975. 192 с.
  156. И.И. Мировые информационные ресурсы и сети. Методы доступа к ним: Учеб. пособие / Под ред. К. И. Курбакова. М., 1999.
  157. Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. «Наука», 1998.
  158. Развитие информационно-вычислительной сети института на основе радиорелейной, оптоволоконной и Ethernet линий / Лазебник Д. Б., Черковец В. Е. -Троицк, 1995.
  159. Распределенные информационные системы на базе СУБД ORACLE. -M., 1993.
  160. Л.А. Адаптивное обучение с моделью: концепция, алгоритмы, программная реализация и опыт внедрения // Информатика и компьютерная грамотность / под ред. Б. Н. Наумова, М.: Наука, 1988. С. 207−216.
  161. Л.А., Эренштейн М. Х. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Зинатне, 1988. — 160 с.
  162. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994.-205 с.
  163. Романов «А. В. Методика подготовки и проведения тестового контроля в учебном процессё. Чебоксары: Клио, 1998.
  164. Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций/ Между-нар. бюро информ. телекоммуникаций: Базы данных. Справочные издания. Программные продукты. Телекоммуникационные системы и их информационные ресурсы. -1994.
  165. Рекомендация МККТТ Х.25 и ее применение в информационных вычислительных сетях // Методические материалы и документация по пакетам прикладных программ. Вып. 24. 24. — М.: Международный центр научной и технической информации. — 1983. — 147 с.
  166. Ю.В., Востров Г. Н. Математические основы логической структуры курса // Вестник высшей школы, № 9, 1970.
  167. Руководство по электронному практикуму «Информатика. Векторная графика» / Под ред. М. Ю. Монахова. Владим. гос. ун-т- Владимир, 2002, 16с.
  168. Руководство по электронному практикуму «Информатика. СУБД» / Под ред. М. Ю. Монахова. Владим. гос. ун-т- Владимир, 2002, 16с
  169. Руководство по электронному практикуму «Информатика. Текстовый редактор» / Под ред. М. Ю. Монахова. Владим. гос. ун-т- Владимир, 2002, 16с.
  170. Руководство по электронному практикуму «Информатика. Функции, графики, программы» / под ред М. Ю. Монахова. Владим. гос. ун-т- Владимир, 2001, 16с.
  171. Руководство по электронному практикуму «Информатика. Электронные таблицы» / Под ред. М. Ю. Монахова. Владим. гос. ун-т- Владимир, 2002, 16с
  172. Руководство по электронному практикуму «Компьютерная графика» / под ред М. Ю. Монахова. Владим. гос. ун-т- Владимир, 2001, 16с.
  173. Руководство по электронному практикуму «Математика» / под ред М. Ю. Монахова. Владим. гос. ун-т- Владимир, 2001, 16с
  174. А.Я. Особенности управления познавательной деятельностью // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы. Рига, 1985. С. 5−15.
  175. А.Я. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. -М.: Высшая школа, 1988. 93 с.
  176. А.Я., Новиков В. А., Лобанов Ю. И. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М.: Высш. Шк. 1986. — 176 с.
  177. В.А. и др. Учебно-образовательная сеть Московского университета. Препринт физического факультета МГУ, М., 1998.
  178. И.Д. Внедрение компьютерных обучающих программ в высшей школе // Университетская книга. 1997. — № 6. — С. 19−21.
  179. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  180. Ю.В. Разработка методов повышения качества экспертных оценок. Автореф. канд. тех. наук., М., 1987.
  181. Система моделей и методов рационального планирования и организации учебного процесса в вузе / Под редакцией В. В. Гусева, Воронеж, 1984.
  182. Н., Фомин С. Компьютерное учебное пособие «Высшая математика для инженерных специальностей». «Компьютер пресс», № 8,1997. -С.72.
  183. .Я. Информационные технологии в образовании и общество XXI века // Проблемы информатизации высшей школы (метаинформация координация — интеграция). — М.: Госкомвуз России. — 1998, Бюл. 1−2 (11−12). — С. 88−95.
  184. В.Н., Синицын Е. С., Воронин В. А. Построение формальной модели процесса автоматизированного обучения // Кибернетика и вуз. 1985.-С. 65−73.
  185. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. Автореф. дисс. док. пед. наук. Ульяновск, 1971.
  186. Л.Н., Мухин Э. В., Романенко А. Г. В целях равномерной загрузки студентов // Вестник высшей школы, № 9, 1968.
  187. Л.Н., Романенко А. Г., Мухин Э. В. В целях оптимизации обучения. // Вестник высшей школы, № 2, 1968.
  188. К.Д. Архитектура высокопроизводительных вычислительных систем. М.: Наука, 1985.
  189. Ю.В. Компьютерное тестирование знаний. М.: МГТУГА, 1992. — 48 с.
  190. Ю.В. Теоретические основы и программы компьютерного тестирования // Труды международной научной конференции Современные научно-технические проблемы гражданской авиации, М.: МГТУГА, 1996. С. 131−138.
  191. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994. № 3. — С. 3−10.
  192. B.C. Гипертекстовые технологии в обучении. М., 1994. -40с. — (Новые информационные технологии в образовании: Обзор, информ. / НИИВО, Вып. 3).
  193. JI.T. Информационно-семантическая модель обучения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 177 с.
  194. Л.П., Угорелов С. Н., Ямпольский C.B. Структурирование и предъявление знаний в автоматизированных обучающих системах // Кибернетика и вуз. Томск, 1990. — № 25. — С. 116−124.
  195. А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993. № 1. — С. 12−21.
  196. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования //'Информатика и образование, 1994. № 3. — С. 3−15.
  197. В.Л., Ускова М. Дистанционное образование: организационные, технологические и финансовые аспекты // Информационные технологии, 1999. -№ 1,-С. 31−38.
  198. Д. Оценка производительности вычислительных систем: Пер. с англ. / Под ред. В. В. Мартынюка, М.: Мир, 1981. — 567 с.
  199. Ф. Передача данных, сети компьютеров и взаимосвязь открытых систем / Пер. с англ. Т.М.Тер-Микаэляна. М.: Радио и связь, 1995.
  200. Т. Системы передачи и телеобработки данных. М.: Радио и связь, 1994.-456 с.
  201. Р., Джессхоуп К. Параллельные ЭВМ: Архитектура, программирование и алгоритмы / Пер. с англ. Д.И. Абашкина- Под ред. Е. П. Курочкина. -М.: Радио и связь, 1985.
  202. С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 2000. № 2. — С. 70−77.
  203. А. В. Виртуальное обучение в России. EIDOS-LIST, No 12, http://www.eidos.techno ru/list/serv.htm.
  204. Т. Современные тенденции развития образования // Перспективы (вопросы образования), № 1, ЮНЕСКО, 1983. С. 5−15.
  205. В.З. Сервера баз данных: проблемы оценки конфигурации системы // СУБД, 1996. № 5−6.
  206. Экспертные системы. Принципы работы и примеры. М.: «Радио и связь», 1987.
  207. Э.А. Информационные сети и системы: Справочник. -М.: Финансы и статистика, 1996.
  208. Agosti М., Melucci М., Crestani F. Automatic authoring and construction of hypermedia for information retrieval // Multimedia Systems 3 (1), 1996, p.15−24.
  209. Andre E., Rist Т. Towards a New Generation of Hypermedia Systems: Ex-tendingAutomated Presentation Design for Hypermedia, Report, DFKI GmbH, Saarbrucken, 1996.
  210. E., Epstein M. Автоматизированный пакет программ для обучения // 29th ADCIS Conf. Proc., Oakland, Calif., Nov. 9−12, 1987. Bellingham (Wash.), 1987.-c. 201−206.
  211. Beaumont I. User modeling in the interactive anatomy tutoring system ANATOM-TUTOR // User Models and User Adapted Interaction 4 (1), pp. 21−45.
  212. Benyon D. R., Murray D. M. Applying user modeling to human-computer interactiondesign // AI Review 6, 1994, 43 69.
  213. Berns M. Global Tutoring: An experiment in alternative learning. http://edie.cprost.sfu.ca/it/res-and-ref.html.
  214. Bocker H.-D., Hohl H., Schwab T. HyperAdapter Individualizing Hypertext. In: D. Diaper (ed.) INTERACT'90. Amsterdam: North-Holland, pp. 931−936.
  215. Boy G. A. On-line user model acquisition in hypertext documentation. IJCAI'91 Workshop 'Agent Modeling for Intelligent Interaction', Sydney, Australia, pp. 34−42.
  216. C., Encarnacion A. 0. MetaDoc: an adaptive hypertext reading system // UserModels and User Adapted Interaction 4 (1), 1994, pp. 1−19.
  217. Brusilovsky P.L. Intelligent tutoring systems for World-Wide Web // Holzapfel, R. (ed.) Proc. of Third International WWW Conference (Posters), Darmstadt, Fraunhofer Institute for Computer Graphics (1995), pp. 42−45
  218. Brusilovsky P. L. Intelligent Tutor, Environment and Manual for Introduc-toryProgramming // Educational and Training Technology International 29 (1), 2634.
  219. Brusilovsky P. Methods and techniques of adaptive hypermedia. User Modeling and User-Adapted Interaction 6, 2−3 (1996), pp. 87−129.
  220. Brusilovsky P., Pesin L. ISIS-Tutor: An adaptive hypertext learning environment // JCKBSE'94, Japanese-CIS Symposium on knowledge-based software engineering, Pereslavl-Zalesski, Russia, 1994, pp. 83−87.
  221. Brusilovsky P., Schwarz E., Weber G. ELM-ART: An intelligent tutoring system on World Wide Web // Third International Conference on Intelligent Tutoring Systems, ITS-96, Montreal.
  222. Brusilovsky P., Zyryanov M. Intelligent tutor, environment and manual for physicalgeography // Seventh International PEG Conference, Edinburgh, 1993, pp. 63−73.
  223. Carver C. A., Howard R. A., Lavelle E. Enhancing student learning by incorporating student learning styles into adaptive hypermedia // Proc. of ED-MEDIA'96 World Conference on Educational Multimedia and Hypermedia, Boston, MA, AACE (1996), pp. 118−123
  224. Catchpole M. J. Classroom, open and distance teaching: a faculty view // The American journal of distance education, 1992, v. 6, № 3, pp. 34−35.
  225. Chute A., Balthazar L., Poston C. Learning from teletraining // Readings in Distance Learning and Instruction, ed. M. Moore. University Park: Pennsylvania State University, 1989.
  226. Collis B. Using information technology to create new educational situations // Proceeding of international congress education and informatics, UNESCO Paris 1989, v. 2 pp. 409−425 .
  227. Cronin F.J. et.al. Telecommunications and cost saving in educational services // Information economics and policy, 1994, v. 6, № 1, pp. 53−75.
  228. Debevc M., Rajko S., Donlagic D. Adaptive bar implementation and ergonomics // Informatica: Journal of Computing and Informatics, 1994, 18, 357−366.
  229. Drozdetskaya G. V., Pozdnyakov B. S., Pozdnyakov V.S. To a question on electronic textbooks development for distance education system presented // Proceedings second international conference on distance education, Moscow, 1996.
  230. Encarnacao L. M. Adaptivity in graphical user interfaces: An experimental framework // Computers & Graphics 19 (6), 1996, pp. 873−884.
  231. Field J.A. Efficient Computer-Computer Communication, Proc. IEE, vol. 123, pp. 756−760, Aug. 1976.
  232. Galitsky A. et al. Using and building an electronic distance education system for Russia with connections to the worldwide information society // International conference on distance education, Moscow, 1994, July 5−8.
  233. Greer J., McCalla G. Student modeling: the key to individualized knowledge-based instruction //NATO ASI Series F, Vol. 125, Berlin: Springer-Verlag.
  234. Grunst G. Adaptive hypermedia for support systems // In: M. SchneiderHufschmidt, T. Kuhme and U. Malinowski (eds.): Adaptive user interfaces: Principles and practice. Amsterdam: North-Holland, 1995, pp. 269−283.
  235. Hayes J.F. Modeling and Analysis of Computer Communication Networks, New York: Plenum Press, 1984.
  236. Helmes L., Razum M., Barth A. Concept of a hypertext interface for the in-formationretrieval in complex factual databases // In: R. Kuhlen and M. Ritterberg (eds.): Hypertext -Information Retrieval Multimedia. Konstanz, 1995, pp. 175−189.
  237. Hohl H., Bocker H.-D., Gunzenhauser R. Hypadapter: An adaptive hypertextsystem for exploratory learning and programming // User Models and User Adapted Interaction 6, 1996.
  238. Jennings C., Davies D., Reif L. Every which way: issues in developing an organisational model for the construction of interactive «virtual» learning organizations // International conference on distance education, Moscow, 1994, July 5−8.
  239. Kaplan C., Fenwick J., Chen J. Adaptive hypertext navigation based on user goalsand context // User Models and User Adapted Interaction 3 (3), 1993, pp. 193 220.
  240. Karas 0. Course on multimedia use in distance education: the learning session results // Proceedings of the 1999 EDEN MstU Conference, Moscow, 1999, p.75−80.
  241. Kearsey J.R. Synchronous Data Link Control // Data Communications. -1974.-May/June.-P. 49−60.
  242. Katsumoto M., Fukuda M., Irie N. Dynamic hypermedia system basedon Perceptional Link Method for distributed design image database // 9th InternationalConference on Information Networking (ICOIN-9), 1994, pp. 49−54.
  243. Katsumoto 'M., Fukuda M., Shibata Y. The Kansei Link Method for Multimedia Database // 10th International Conference on Information Networking (ICOIN-10), pp. 382- 389.
  244. Keegan, D. A typology of distance teaching systems // Distance Education: New Perspectives, London, Routledge, 1993, pp 62−76.
  245. Knight P.T. Education for all through electronic distance education // International conference on distance education, Moscow, 1994, July 5−8.
  246. Kobsa A., Muller D., Nill A. KN-AHS: An adaptive hypertext client of theusermodeling system BGP-MS // 4-th International Conference on User Modeling,
  247. Hyannis, MA, 1997, pp. 31−36.. t
  248. Kobsa, A.' User modeling: Recent work, prospects and hazards // In: M. Schneider-Hufschmidt, T. Kthme and U. Malinowski (eds.): Adaptive user interfaces: Principles andpractice. Amsterdam: North-Holland, 1993, pp. 111−128.
  249. Kok A. J. A review and synthesis of user modeling in intelligent systems // TheKnowledge Engeneering Review 6(1), 21−47.
  250. Kostyukova N.I., Kvashnin G.A. Adaptable System for Conducting Problem-Oriented Dialogue (ASPOD) // Proc. Int. Conf. AMCA-95. Novosibirsk. NCC Publisher, 1995, pp. 714−717.
  251. Krivosheev A.O., Fomin S.S. Educational server for the distance education system of Russia 11 Proceedings second international conference on distance education, Moscow, 1996.
  252. Kushniruk A., Wang H. A hypermedia-based educational system with knowledge-based guidance // ED-MEDIA'94 World conference on educational multimedia andhypermedia, Vancouver, Canada, pp. 335−340.
  253. Lemone K. A. Retargetable Course Generation A methodology for reusability in distance education. Position Paper for ITS'96 Workshop on Architecture and Methods for Designing Cost-Effective and Reusable ITSs, Montreal, Canada, June 10th 1996.
  254. Mathe N., Chen J. User-centered indexing for adaptive information access // UserModels and User Adapted Interaction 6, 1996.
  255. Maule R. W. Computers and telecommunications for distance education. -University of San Francisco, San Francisco, California, 1993.
  256. Maurer H., Scherbakov N., Srinivasan P. A new hypermedia data model // Proc. DEXA'93, Prague, Szech Rep., LNCS 720, 1993, p. 685−696.
  257. Maybury M. T. Intelligent Multimedia Interfaces. Boston: AAAI Press/MIT Press.
  258. Micarelli A, Sciarrone F. A case-based toolbox for guided hypermedia navigation. Fifth International Conference on User Modeling, UM-96, Kailua-Kona, Hawaii, pp. 129- 136.
  259. Microsoft Corporation. Компьютерные сети. Учебный курс / Пер. с англ. -М.: «Русская редакция», 1997.
  260. Morozov Е. Implementation of computer based teaching systems for professional training in computer aided engineering // Proceedings second international conference on distance education, Moscow, 1996.
  261. Patel A. Intelligent Tutoring Tools on the Internet Extending the Scope of Distance Education. 18th ICDE World Conference, June 2−6, 1997, Pennsylvania, USA.
  262. Perez T., Lopisteguy P. HyperTutor: From hypermediato intelligent adaptive hypermedia // ED-MEDIA'95, World conference on educationalmultimedia and hypermedia, Graz, Austria, pp. 529−534.
  263. Plunkeft P. L. The» Defense Data Network: a New Look at the Host Interface. EASCON' 84 P. 55 — 59.
  264. Providing computing for distance learners: a strategy for home use // Computers Education, 1992, Vol. 18, № 1−3. P.183−192.
  265. Peeter S.< Meijer A. Computer Network Architectures. London: Pitman, 1982.-396 p.
  266. Shturtz I. V., Belyaev S. Y. Interactive multimedia application development software // International conference on distance education, Moscow, 1994, July 5−8.
  267. Smeliansky R., Kozlov D., Voloshchenko K. The distance computer-based training system // Proceedings of the 1999 EDEN MstU Conference, Moscow, 1999, p.25−30.
  268. Schwartz M. Telecommunication Networks: Protocols, Modeling and Analysis. Addison-Wesley Publishing Company, 1987. — 749 p.
  269. Specht M., Oppermann R. ACE Adaptive Courseware Environment. The New Review of Hypermedia and Multimedia 4 (1998), pp. 141−161.
  270. Suthers D., Jones D. An architecture for intelligent collaborative educational systems // In: Boulay, B. d. and Mizoguchi, R. (eds.) Artificial Intelligence in Education: Knowledge and Media in Learning Systems. IOS, Amsterdam (1997), pp. 55−62.
  271. Tanenbaum A.S. Computer Networks, Prentice-Hall of India, New Delhi, 1993.
  272. Thomas С. G., Fischer G. Using agents to improve the usability and usefulness of the World-Wide Web // Fifth International Conference on User Modeling, UM-96, Kailua-Kona, Hawaii, pp. 5−12.
  273. Thomas C. G.: Basar: A framework for integrating agents in the World Wide Web // IEEEComputer 28 (5), 1995, pp.84−86.
  274. Tikhomirov Y.V. Distant physics education in techical university // Proceedings of the 1999 EDENMstU Conference, Moscow, 1999, p.42−46.
  275. Vasilev Y.S., Busurin V.N., Kozlov V.N. Intellectual technology of education and sciencies // International conference on distance education, Moscow, 1994, July 5−8.
  276. Vassileva J. A task-centered approach for user modeling in a hypermedia officedocumentation system // User Models and User Adapted Interaction 6, 1996.
  277. Weingarten R.A. An Integrated Approach to Centralized Communications Network Management // IBM Systems J. Vol.18, N 4, 1979. — P. 484 — 506.
  278. Watanabe Hiroshi. Объектно-ориентированная графическая система выполнения рисунков и чертежей для обучения программированию // Miyagi kogyo koto senmon gakko kenkyu kiyo. = Res. Repts Miyadi Nat. Coll. Technol. -1994. № 30.-C. 123−128.
  279. Wennersten J. R. Distance education and underdeveloped nations: global learning or global baloney? // Proceedings of 18th ICDE world conference, University Park, Pennsylvania USA, 1997, June 2−6.
Заполнить форму текущей работой