Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методы формирования системы стратегического управления на промышленных предприятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Развитие рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику требуют быстрой ориентации нового фирменного управления, и в первую очередь — стратегического управления. Это обуславливает значимость и необходимость собственного, российского исследования проблем теории и практики стратегического управления в условиях адаптации производства в изменяющейся рыночной экономике… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование проблем формирования системы «цели-стратегии» промышленного предприятия
    • 1. 1. Системный подход к определению понятия «цели-стратегии» и ^ тенденций их развития
    • 1. 2. Исследование основных тенденций школ стратегического управления
    • 1. 3. Факторы, определяющие систему стратегического управления. 5 j
  • Глава 2. Анализ системы факторов формирования системы ^ стратегического управления промышленного предприятия
    • 2. 1. Исследование системы целеполагания промышленного предприятия
    • 2. 2. Классификация видов стратегий промышленного предприятия
    • 2. 3. Анализ факторов системной взаимосвязи и взаимообусловленности стратегий промышленного предприятия
  • Глава 3. Разработка методического обеспечения механизма управления стратегического управления промышленного 126 предприятия
    • 3. 1. Разработка алгоритма формирования системы стратегического ^ управления промышленного предприятия
    • 3. 2. Программа общей концепции системы стратегического ^ управления промышленных предприятий
    • 3. 3. Методика формирования системы стратегического управления промышленного предприятия

Методы формирования системы стратегического управления на промышленных предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику требуют быстрой ориентации нового фирменного управления, и в первую очередь — стратегического управления. Это обуславливает значимость и необходимость собственного, российского исследования проблем теории и практики стратегического управления в условиях адаптации производства в изменяющейся рыночной экономике России.

Актуальность проблемы исследования обусловлена новизной ее постановки для российских предприятий, не имеющих еще достаточного эмпирического опыта управления в конкурентной среде.

Быстрое и адекватное, подчиненное реагирование на изменения во внешней среде, перестройка внутренней среды требуют принципиально нового системного инструментария стратегического управления цепочкой решений «цели-стратегии-задачи-работы».

Эта схема должна оцениваться как глубинная, сущностная схема методологии стратегического управления, а также рассматриваться в виде определенного оргпроектного модуля, для создания эмпирических схем, которые можно было бы применить для разных предприятий.

Этот оргпроектный модуль стратегического управления фирмой должен быть как схема-принцип и выражать сущность стратегического управления, из системной структуры которого можно проектировать различные проекты стратегического развития предприятий.

На базе этой методологической схемы мы постулируем все основные понятия стратегического менеджмента и отмечаем, что стратегическое управление развертывается во внешней среде, в потребностях собственника, во внутренней среде фирмы и в рефлексии между ними.

Определившись с сущностной схемой стратегического управления, и обозначив основные закономерности отношений основных элементов производственной системы — предприятия, возникает вопрос об их соотношении в системе, построенной с помощью этой схемы-принципа.

Степень разработанности проблемы. Анализ специализированной литературы позволяет выделить несколько групп научных трудов по рассматриваемой тематике:

1. Исследования по общей теории менеджмента таких ученых, как Акофф Р., Альберт М., Берталанфи Л., Гелбрейт Дж., Генкин Б. М., Герчикова И. Н., Градов А. П., Ершов В. Ф., Кобзев В. В., Котлер Ф., Крупанин А. А., Маршалл А., Мескон М., Мильнер Б., О-Шонесси Дж., Портер М, Пригожин А. И., Садчиков И. А., Тейлор Ф., Файоль А., Фостер Р., Хедоури Ф., Чистов Л. М., Шумпетер Й.

С точки зрения становления и совершенствования стратегического управления в условиях российской экономики, в данных исследованиях особое значение приобретает изучение общих подходов, методов, способов и принципов управления, вопросов формирования управленческих процессов, раскрывающих содержание таких основополагающих понятий как цели, стратегииих системные взаимосвязи и общие системные функции управления. Это основа организации процессов управления, позволяющих определить их место и значение в процессе стратегического управления.

2. Исследования вопросов организации механизма стратегического управления нашли отражение в работах следующих авторов: Альтманна Г. Х., Ансофф И., Аренкова И. А., Багиева Г. Л., Балуковой В. А., Боумэна К., Валдайцева С. В., Виханского О. С., Долгорукова A.M., Добреньковой Е. В., Друкера П., Кабакова B.C., Клиланда Д., Краюхина Г. А., Круглова М. И., Ламбена Ж-Ж., Лунева В. П., Немчина A.M., Сидорова И. И., Тренева Н. Н., Уткина Э. А., Хасби Д. и других.

Анализ отечественной и зарубежной специализированной литературы позволяет сделать вывод о существовании большого количества мнений о сущности и структуре процесса стратегического управления, количестве, содержании и последовательности его этапов, механизма его формирования и регулирования. Однако в этих работах, как правило, отсутствуют системность, цикличность, уровневость проектирования процесса стратегического управления предприятия.

Эта множественность и неопределенность точек зрения предопределяет проблему выявления и четкого описания технологии, организации и регулирования стратегического управления на предприятии.

Недостаточность научных разработок данной проблемы, противоречивость подходов к ее изучению, отсутствие существенных результатов потребовали сформировать целостное, системное представление о методах формирования механизма стратегического управления на предприятии, что и определило выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи диссертационной работы. Цель диссертационной работы состоит в развитии методов формирования системы стратегического управления на промышленных предприятиях.

В соответствии с поставленной целью были определены и решены следующие основные задачи:

1. Проанализировать и уточнить сущность и понятие «система стратегического управления» на промышленных предприятиях.

2. Выявить основные проблемы российских предприятий в современных условиях формирования стратегического управления на промышленных предприятиях.

3. Разработать и обосновать классификацию стратегий промышленных предприятий в зависимости от конкретной стратегической цели.

4. Предложить методы формирования системы стратегического управления на промышленных предприятиях.

5. Разработать механизм формирования системы стратегического управления на промышленных предприятиях.

Предметом исследования являются методы формирования системы стратегического управления на промышленных предприятиях.

Объектом исследования являются промышленные предприятия.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики стратегического управления. В качестве специальных инструментов исследования в диссертации использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод «дерева целей», экспертные методы, метод расстановки приоритетов.

Информационной базой исследования послужили данные российских и зарубежных предприятий, данные статистических и собственных исследований, экспертные оценки специалистов.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Проанализированы и уточнены сущность и понятие «система стратегического управления» на промышленных предприятиях, которые позволяют формировать системную взаимосвязь цепочки «цель-стратегии» предпринимательской деятельности, основанной на прогнозировании внешней среды и учете мотивационных основ каждого участника предпринимательства.

2. Уточнена классификация стратегий в зависимости от конкретной стратегической цели, которая позволяет формировать систему целеполагания с учетом обязательной их иерархии.

3. Определены и обоснованы факторы, которые формируют систему стратегического управления на промышленных предприятиях. Эти факторы являются основополагающими для оценки и проектирования системных отношений внешней и внутренней сред производственной системы и процесса стратегического управления.

4. Предложены методы формирования системы стратегического управления на промышленных предприятиях, на основе которых описывается определенная системная логика совокупности шагов и действий.

5. Разработан механизм формирования системы стратегического управления промышленного предприятия, который представляет собой совокупность элементов системного комплекса организационных модулей стратегий товарных групп, алгоритма, программы общей концепции и методики формирования системы стратегического управления.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности широкого использования его результатов в области стратегического управления, в том, что содержащиеся в ней теоретические разработки и рекомендации носят, в том числе прикладной характер и могут быть использованы при разработке организации и регулировании процесса стратегического управления на промышленных предприятиях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались автором на ежегодных научно-практических конференциях и семинарах, а также использовались в научно-исследовательских работах «Разработка методологии реструктуризации промышленных предприятий Российской Федерации», «Исследование проблем управления инновационными и инвестиционными процессами функционирования и развития промышленных предприятий». Результаты исследования отражены в семи научных публикациях. Основные теоретические выводы, сделанные в исследовании, могут быть использованы в процессе преподавания следующих дисциплин: «Организация предпринимательской деятельности», «Системный анализ в управлении предприятием», «Стратегическое управление», «Производственная стратегия».

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

Усиление кризисных явлений в экономике порождает необходимость отслеживания кризисных тенденций и разработку своевременных мероприятий по предотвращению отрицательных воздействий кризисов. Поэтому промышленному предприятию необходимо иметь отлаженную, управляемую систему соответствия (иерархии) целей предприятия и связанную с ними систему стратегий.

Проблема формирования определенного для каждого предприятия комплекса стратегий и установления их определенной взаимосвязи и взаимообусловленности требует специального научного исследования. Проблема может быть решена с помощью диагностики состояния факторов внешней и внутренней среды предприятия, разработки целей, стратегий предприятия и способов их реализации.

Таким образом, цель диссертационной работы по формированию системы стратегического управления является актуальной не только с теоретической точки зрения, но и с практической.

В ходе проведения исследования автором были получены следующие результаты.

Стратегическое управление предполагает осмысленное вероятностное формирование системной взаимосвязи «цель-стратегии» предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого определения понятия «стратегическое управление».

Проанализировано и уточнено сущность и понятие «система стратегического управления» на промышленных предприятиях. Стратегическое управление — это комплексная система постановки и реализации стратегических целей предприятия, основанная на прогнозировании внешней среды, учета мотивационных основ каждого участника предпринимателя, в разработке системного графа целастратегии, формирования метода процессного механизма управления адаптации к возможным изменениям элементов надсистемы, выработки способов организационного воздействия на систему.

Выявлены основные проблемы российских предприятий в современных условиях формирования стратегического управления на промышленных предприятиях.

Разработана и обоснована классификация стратегий промышленных предприятий в зависимости от конкретной стратегической цели.

Предложены методы формирования системы стратегического управления на промышленных предприятиях.

Разработан механизм формирования системы стратегического управления на промышленных предприятиях.

Приведенное исследование показало, что проблема формирования системы стратегического управления не может быть решена одномоментно, поскольку представляет собой многогранный комплекс специфических вопросов.

Полученные и сформулированные в данной диссертационной работе выводы и предложения могут быть дополнены, расширены и детализированы исходя из дальнейшего развития экономических отношений и изменения рыночных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. 4.2. Гл. 25. Налог на прибыль организации: По сост. на 31 янв. 2002 г. Иркутск: ИП «Портнова Н.А.», 2002.
  3. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб.-метод. пособие./ М. М. Алексеева.- М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. И. Стратегическое управление: Сокр.пер.с англ./ И. Ансофф- Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1998.
  5. А.Н., Денисова И. В., Матвеев Ю. Л., Фролов В. И. Управление фирмой на основе разработки стратегий ее развития/ Под ред. д.э.н., проф. Асаула А. Н. СПб.: Международная Академия менеджмента, 2003.
  6. И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения / Под научной редакцией академика Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. -144 с.
  7. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг //Учебник. М.: Экономика, 1999.
  8. В.А. Методология корпоративного подхода к реструктуризации промышленных предприятий в условиях российской экономики. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.-204 с.
  9. В.К. Проблемы соизмерения затрат и результатов на предприятии/ В. К. Беляев. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.
  10. Ъ.Беляев В. К. Производственный менеджмент: Учеб.-метод.пособие/В.К. Беляев. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000.14 .Богачек И. А. Философия управления: Очерки профессионального управления. СПб.: Наука, 1999. 232 с.
  11. Богданов А. А Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х томах. М.: Экономика., 1989 В. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учеб./ М.И. Бу-халков. -М.: ИНФРА М, 2003.
  12. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе/ В. Р. Веснин.-М.: Юристь, 2003.
  13. Г., Геринг У. Введение в общую экономику и организацию производства /Пер. с нем. — Красноярск: Изд-во Красноярского гос. ун-та, 1995.
  14. Виленский H. J1. Оценка эффективности инвестиционных проектов Теория и практика/ H.JI. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. М.: Дело, 2001.
  15. О.С. Стратегическое управление: Учеб.- 2-е изд., перераб. и доп./ О. С. Виханский. М.: Гардарика, 1998.21 .Гапоненко A.JI. Стратегическое управление: Учеб. Пособие. М.: .: Изд-во Омега-Л., 2006.-464 с.
  16. И.Н. Менеджмент: Учеб./ И. Н. Герчикова.- 2-е изд М.: ЮНИТИ, 1977.
  17. Е.Г. Законы и методология организации производственных систем: Учеб. пособие. Иваново: ИГУ. 1988.
  18. Э.А., Ли И.В., Эм А. В. Предпринимательская деятельность в условиях развития рыночных отношений: Учеб пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2004.-143 с.
  19. Грейсон Дж.К.мл. Американский менеджмент на пороге XXI века/ Дж. К.мл. Грейсон, К. Делл О.- пер. с англ. М.: Дело, 1995
  20. Д. Производственный и операционный менеджмент/ Д. Дил-форт. Минск, 1995.
  21. Друкер Питер Ф. Эффективный управляющий. Москва, 1994.
  22. Ъ2.Ершов В. Ф. «Создай свой бизнес». Деловая игра: Учебное пособие — СПб: СПбГИЭ А, 1999.
  23. В.Ф., Смирнов Н. П., Юмина О. А. Организация производства цехов машиностроительного предприятия в условиях рынка: Учеб пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2004.-96 с.
  24. ЗА.Ершов В. Ф. Продукция предприятия // «Экономика предприятия. Часть 3» /Под ред. Краюхина Г. А. — СПб: СПбГИЭУ, 2001.
  25. В. Ф. Реструктуризация производственных систем в машиностроении. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 215 с.3 В.Ершов В. Ф. Бизнес-проектирование. СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
  26. Ю.Н. Планирование на предприятии /Ю.Н.Егоров, С. А. Варакута.-М.: ИНФРА-М., 2001.
  27. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Финпресс, 2001. 240 с.39Жданов С. А. Основы теории экономического управления предприятием: Учеб./ С. А. Жданов. М.: Изд-во «Финпресс», 2000.
  28. Дж.М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1994
  29. А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие: В 2ч.Ч.1 Стратегическое планирование/ А. И. Ильин.-Минск: ООО «Новое знание», 2000.
  30. А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие: В 2ч. 4.2 Тактическое планирование/ А. И. Ильин, Л. М. Синица. Минск: ООО «Новое знание», 2000.4 В.Карлофф Б. Деловая стратегия, концепции, содержание, символы / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  31. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства.- СПб.: СПбГИЭА, 1996.
  32. Кинг У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика/ У. Кинг, Д. Клиланд. М., 1982.
  33. В.В., Колесниченко-Янушева Н.С. Бизнес-логистика. СПб.: Изд. СПбГПУ, 2002
  34. Г. Д. Основы инновационного менеджмента: Учеб. для вузов /Г.Д.Ковалев- Под ред. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.51 .Кожекнн Г. Я. Организация производства: Учеб. пособие ГГ.Я. Кожекин, JI.M. Синица. Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.
  35. Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер- Пер. с англ. В. Б. Боброва. М.: Прогресс, 1991.
  36. Г. А. (в соавторстве) Регулирование инновационных процессов в регионе. Монография. СПб.: СПбГИЭА. 1997.-240 с.
  37. .Л. Введение в экономическую синергетику. Экономическое равновесие и экономическое развитие: Курс лекций. Наб. челны. Изд-во КамПИ. 1998.
  38. М. Новые тенденции в старом бизнесе // Business Week, 1996. № 5.
  39. П.В. Организационный инжиниринг: Технология реинжиниринга бизнеса/ Серия «Учебники, учебные пособия». Ростовн/Д.: Феникс, 2003. -224 с.
  40. М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. Л. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: Изд-во «Любавич», 1997.
  41. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1991.
  42. A.M., Никешин С.К Комплексный подход к стратегии развтия потенциала производственных систем в строительстве. СПб.: Изд-во СПбИЭИ, 1992.
  43. Ожегов С. И Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр.- М.: Рус. Яз., 1990. — 917 с. 81 .Обэр-Крис Дж. Управление предприятием/ Крис Дж.-Обэр- Пер. с фр. -М.- Сирин, 1997.0
  44. Р.И. Прогнозирование развития предприятия. ВНИИПИ, 1991. -148.
  45. S3 .Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издат. Дом «Вильяме», 2001. 495 с.
  46. М.Прокопчук Л. О., Козырев А. А. Стратегическое планирование: конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 64с.
  47. Н.Т., Егоров А. И., Егорова Е. А. Экономическая стратегия фирмы. СПб.: Политехника, 2000. 204 с.
  48. В.К. Гибкое развитие предприятия. Анализи планирование/ В. Н. Самочкин.- М.: Дело, 1998.
  49. Стратегическое планирование/ Под ред. проф. А. Н. Петрова. СПБ.: Знание, ГУЭФ, 2003.200 с.
  50. КГ. Основы оперативно-производственного планирования на машиностроительном предприятии: Учеб. пособие/ К. Г. Татевосов.-2-е изд., перераб. и доп.- JL: Машиностроение, Ленингр. отд-ие, 1985.
  51. В. А. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие/ В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. М.: ООО «Вершина», 2003.
  52. Р. Японские методы управления производством: десять простых уроков/ Р. Шонбергер- Сокр.пер.с англ.- Науч. ред. и авт. предисл. Л. А. Конарева. М.: Экономика, 1988.
  53. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика/ Н. П. Бондарь, О. В. Васюхин, А. А. Голубев, В. И. Подлесных. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1999.
  54. Экономический словарь: 14 500 терминов/Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Ин-т новой экономики, 2007 .-1152 с.
  55. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «Гном-Пресс», 1998. 384 с.
Заполнить форму текущей работой