Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Канон в музыкальной культуре: к проблеме единства традиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях выявления оснований культуротворчества исследователи выходят в область междисциплинарного синтеза, создавая новые научные направления и методы. Смыслогенетическая культурология (А. А. Пелипенко), культургенетика (А. Е. Чучин-Русов) и, наконец, синергетика культуры (А. В. Волошинов, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов) приходят к мысли о наличии в культуре неизменного генетического кода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Генетико-семантические аспекты исследования канона
    • 1. 1. Канон как системообразующее начало традиции
    • 1. 2. Музыкальный лад: модель мироздания
  • Глава II. Канон в аспектах морфологии и культурной динамики
    • 2. 1. Канон в процессе оформления музыкальной культуры
    • 2. 2. Композиция эпохи Возрождения: от канона — к стилю

Канон в музыкальной культуре: к проблеме единства традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. По меткому замечанию В. В. Медушевского, общество нельзя возвысить его же собственной культурой, поскольку она — закономерный результат деятельности последнего. Духовному преображению общества может способствовать только подлинная культура, основанная на стремлении человека к Истине и сохранившая знание о гармонически правильном устроении мироздания. В воссоздании подобной культуры, по мнению учёного, заключаются смысл и задачи современной культурологической науки.

И действительно, процесс творчески-созидательного возделывания, воспитания, образования и сохранения ценностей (а именно так понимается истинная культура) обязательно предполагает некий образец в функции первоначала, эталон в значении критерия развития и идеал в качестве результата становления. Очевидно, что кризис нашего времени состоит в утрате всех трёх ориентиров, которые, взятые в совокупности, сводятся к единомуисходной концепции культуры, её смыслои системообразующим основаниям.

В целях выявления оснований культуротворчества исследователи выходят в область междисциплинарного синтеза, создавая новые научные направления и методы. Смыслогенетическая культурология (А. А. Пелипенко), культургенетика (А. Е. Чучин-Русов) и, наконец, синергетика культуры (А. В. Волошинов, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов) приходят к мысли о наличии в культуре неизменного генетического кода, обеспечивающего механизмы «передачи наследственности» и способствующего определению условий и признаков искажения первоначального культурного смысла. Углубление знаний о природе культурных универсалий направлено на обоснование исходного единства мировой культуры и прогнозирование возможных вариантов её дальнейшего существования.

Признавая первостепенную актуальность проблемы единства культуры, мы руководствуемся тезисом о том, что всё новое — это хорошо забытое старое и обращаемся к понятиям канона и традиции, которые, несмотря на привычность употребления, таят в себе множество знаков вопроса. По нашему представлению, изучение канона в значении нормы и традиции как способа сохранения и трансляции этой нормы может способствовать решению тех проблем, которые ставят перед собой современные научные направления. В этой связи, проблема канона как системообразующего основания музыкальной культуры может быть названа одной из наиболее важных и сложных научных проблем.

Степень разработанности проблемы. Проблема канона в современной науке разрабатывается в нескольких направлениях. Первое из них связано с изучением объекта на художественном материале внеевропейских культур. В работах Е. В. Завадской, И. Ф. Муриана, Н. С. Николаевой, Е. Д. Огневой, JI. И. Ремпеля, Н. И. Смолиной и других учёных канон представляется как иерархически выстроенная система, включающая мировоззренческий, функциональный, художественно-композиционный уровни и служащая воплощением космогонической модели.

Различным аспектам анализа традиционной музыки Востока посвящены исследования Б. Ж. Аманова, Т. М. Джани-Заде, В. Е. Еремеева, Е. В. Орловой, Ю. Н. Плахова В. П. Фомина, Н. И. Чабовской, С. Шахназаровой. Так, Н. И. Чабовская отмечает установку канонического искусства на воспроизведение древних совершенных образцов и выделяет такие возможные аспекты изучения канона, как семантический, аксиологический, структурно-языковой, историко-типологический.

Проблема канона также широко разработана в отношении художественной культуры восточно-христианской традиции. В данном русле находятся труды В. В. Бычкова, Г. К. Вагнера, А. В. Волошинова, А. А. Салтыкова, Б. В. Раушенбаха, Е. Н. Трубецкого, Б. А. Успенского, П. А.

Флоренского, посвященные изучению канонических особенностей иконописи. Для нас особенно важны положения о соотношении образа и Прообраза, а также о символической природе канона, на визуальном уровне представляющего уровень вечного бытия.

С различных позиций рассматривается авторами и музыкально-ритуальное оформление православного Богослужения. Таковы работы М. В. Бражникова, В. Металлова, В. В. Протопопова, В. К. Федотова, П. А. Флоренского, В. Н. Холоповой, А. С. Ярешко и других учёных. Предпосылки к пониманию канона как универсалии содержатся в трудах П. А. Флоренского, который, в частности, изучал строение Литургии в аспекте золотой пропорции.

Функционирование канона в религиозном мировоззрении и искусстве исследовал Е. Г. Яковлев, который сравнил миф, символ, канон и стиль с позиции соотношения религиозного и художественного начал. Так, восточноk христианский вариант канона остаётся близок мифу, а западно-I ,.

Л христианский перерастает в стиль, s.

Проблема соотношения канона и стиля разрабатывалась А. Ф. Лосевым, который акцентировал тот факт, что канон не относится к категориям эстетики. Определив канон как конструктивную основу стиля, учёный заложил основу культурно-исторического понимания канонов, в том числе, западноевропейского изобразительного искусства.

В отношении же западно-европейского музыкального искусства постановка проблемы канона является скорее исключением, чем правилом. Одна из причин — в многогранности понятия, которое обозначает и закон соотношения музыкальных интервалов, и полифоническую технику, и авторское указание на способ построения музыкального произведения. Кроме того, канон — это система норм и правил, принятых в искусстве какого-либо направления, школы, мастера, что сближает канон с понятием стиля.

В отдельных перечисленных значениях музыкальные каноны (прямо или косвенно) рассмотрены в работах А. В. Волошинова, Е. В. Герцмана, JI. Дьячковой, Ю. К. Евдокимовой, JI. Я. Жмудь, С. Лебедева, JI. А. Мазеля, В. В. Протопопова, Н. И. Симаковой, С. И. Танеева, Ю. Н. Холопова и других авторов. Так, А. В. Волошинов отмечает связь музыкально-интервальной пропорции с античным учением о пяти элементах. Однако закон консонансов не определяется автором как канон и не проецируется на уровень культуры в целом.

Изучению западно-европейских музыкальных стилей посвящены труды Е. И. Вартановой, Е. А. Гуревич, В. Дж. Конен, М. К. Лобановой, Е. В. Назайкинского, В. В. Медушевского, С. С. Скребкова и прочих учёных. Показательно, что проблемы соотношения канона и стиля, а также канона в отдельности, не получили основательной разработки в трудах данных исследователей.

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что в отношении западно-европейской музыкальной культуры канон рассматривается в отдельных узких значениях — как композиционная техника или как явление, производное от стиля, а потому не предполагающее отдельного изучения. Необходимостью культурологического исследования канона как основополагающей музыкально-культурной системы было обусловлено написание данной диссертации.

Объектом исследования является канон как системообразующее основание единства музыкальной культуры.

Предмет исследования — культурно-историческая динамика канона в русле музыкальной традиции.

Цель исследования — осуществить системный культурологический анализ канона как основания единой музыкально-культурной традиции.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

1. Выявить генетические свойства канона как универсальной закономерности формообразования в музыке;

2. Обозначить границы семантического поля понятия «канон» через сопоставление со смежными понятиями;

3. Определить морфологические признаки канона и установить критерии каноничности в области музыкально-языковых средств;

4. Выявить функции канона как системообразующего основания в западно-европейской музыкальной культуре;

5. Охарактеризовать процесс деканонизации традиции в связи с трансформацией музыкального языка;

6. Исследовать функционирование канона и зарождение стиля в рамках музыкальной культуры эпохи Возрождения.

Теоретические и методологические основы исследования составили научные концепции и методы, способствующие изучению системных и динамических свойств объектов культуры, а также предполагающие возможность обоснования исходного единства различных культурных традиций.

Так, диссертант обращался к теориям мифа и ритуала, разработанным в трудах Я. Э. Голосовкера, М. Евзлина, Э. Кассирера, К. Леви-Строса, А. Ф. Лосева, Е. М. Мелетинского, В. Н. Топорова, К. Г. Юнга и других учёных. Особое значение с точки зрения данного исследования имеет структуралистский подход, применявшийся, одним из первых, К. Леви-Стросом и позволяющий объяснить общность смысловых и структурных элементов, входящих в мифоритуальные тексты географически отдалённых культур.

В этой связи отметим и теорию архетипов коллективного бессознательного, сформулированную К. Г. Юнгом и создавшую основу для рассмотрения свойств канона как архетипических.

Также мы опирались на теоретические положения, изложенные в работах М. Элиаде и касающиеся особенностей мифологического времени. Подчеркнём, что наше понимание истории находится в русле традиционалистских представлений о «золотом веке», по мере удаления от которого происходят деградация и распад.

Ключевое значение для диссертанта имели фундаментальные труды А. Ф. Лосева, который на основании текстов, принадлежащих платоновско-пифагорейской традиции, осуществил реконструкцию идеальной схемы античного Космоса. Методология исследования, обозначенная учёным как мифологическая диалектика, явилась базовой в процессе работы над диссертацией.

Определяющими для нас также явились работы, посвященные систематизации древневосточных представлений о космогонии и трактовке учения о пяти элементах (стихиях). Таковы труды М. Богачихина, В. Е. Еремеева, А. Е. Лукьянова, А. Н. Семёновой, Г. А. Ткаченко, Е. А. Торчинова, М. Чиа и других учёных.

Тема культурного диалога Востока и Запада в различных аспектах раскрывается в исследованиях Т. П. Григорьевой, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, К. Г. Мяло, С. Шахназаровой, М. М. Шахновича, С. Я. Шейнман-Топштейн и других. В частности, С. Шахназарова актуализирует вопрос о преемственности традиции в музыкальных культурах Ближнего Востока, Античности и Средневековой Европы.

Проблемы межкультурных связей Античности, Средневековья и Возрождения разработаны в трудах Е. М. Абрамовой, С. С. Аверинцева, Л. М. Баткина, В. П. Даркевича, В. Дж. Конен, Ю. В. Кудряшова, А. Ф. Лосева, Э. Панофского, Й. Хейзинги, Е. С. Ходорковской и других учёных. В числе прочих, Э. Панофский акцентирует факт влияния античной традиции на процесс становления западно-европейской художественной культуры.

Отметим также концепцию памяти культуры, сформировавшуюся в трудах Ю. М. Лотмана и Тартуско-Московской семиотической школы. Так, Ю. М. Лотман мыслил культуру как механизм, вырабатывающий и хранящий информацию. С точки зрения семиотики, каноническое искусство обладает особой системой кодов, обусловливающих самовозрастание культурного смысла.

Определению культуротворческой функции смысла посвящены работы С. В. Бородавкина, Е. В. Назайкинского, П. А. Пелипенко и других авторов. Так, А. А. Пелипенко пишет о наличии в человеческой памяти генетически транслируемого идеала существования, отражающего ритм универсальных природных процессов. Специфика той или иной культурной системы определяется характером замещений, искажённо репрезентирующих мир прафеноменов.

Проблема симметрии как универсального формообразующего принципа искусства разрабатывается в исследованиях М. А. Абрамова, Л. В. Александровой, Г. В. Виноградова, А. В. Волошинова, С. С. Гончаренко, В. А. Копцика, А. Ф. Лосева, Н. И. Смолиной и других учёных. Н. И. Смолина отмечает, что метод симметрологии позволяет осуществлять не только количественный, но и качественный анализ художественных объектов.

Изучение культурной динамики канона потребовало обращения к исследованиям, связанным с рассмотрением культурно-исторического процесса и составляющих его циклов. Вопросы процессуальности культуры и, в частности, музыкальной культуры затрагиваются в работах М. Г. Арановского, Б. В. Асафьева, А. С. Ахиезера, О. А. Кривцуна, М. К. Лобановой, В. В. Медушевского, Ю. II. Холопова, А. И. Чучина-Русова и других авторов.

И, наконец, исследование канона, функционирующего в музыкальной культуре, предопределило использование традиционных методов музыкознания и внимание к работам, посвященным историческим и теоретическим проблемам анализа музыки различных эпох. Таковы труды С. К. Бауэр,.

В. П. Бобровского, С. П. Галицкой, Р. И. Грубера, О. К. Егоровой, Т. Н. Ливановой, J1. А. Мазеля и других.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Впервые канон исследуется как единая музыкально-культурная система и рассматривается в аспектах генезиса, семантики, морфологии и культурно-исторической динамики.

2. Методологической базой для рассмотрения структуры и динамики музыкальной культуры становится космологически-диалектическое учение о пяти элементах.

3. С позиции космогонии предложено объяснение генетико-семантической и морфологической общности модально-ладовых систем и, в частности, вариант расшифровки функциональной логики системы восьми «церковных» ладов.

4. Впервые в комплексном виде канон изучается по отношению к западно-европейской музыкальной культуре профессиональной письменной традиции.

5. Впервые значением системообразующего основания западноевропейской музыкальной культуры наделяется пифагорейский закон акустического соотношения музыкальных интервалов.

6. Совокупность западно-европейских музыкальных стилей представлена в виде восьмиконечной космограммы, где главные и промежуточные стороны света олицетворяют «устойчивые» и «переходные» музыкально-стилевые эпохи.

7. Специфика культовых композиций эпохи Возрождения выявлена посредством анализа соотношения канонических и стилистических компонентов музыкального языка.

В результате проведённого исследования диссертант пришёл к ряду выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту:

1. Канон — это универсальная закономерность формообразования, действие которой проявляется в наличии правильной пропорции, воплощаемой на всех уровнях организации музыки. Генетической основой канона является космогоническая модель, рассматриваемая в статике — как гармония пяти элементов, а в динамике — как определённые циклы взаимодействия стихий.

2. Границы семантического поля понятия «канон» устанавливаются в результате сопоставления с понятиями Гармонии, Меры, Судьбы, Логоса и Дао (как принципами оформления), общность которых обусловлена принадлежностью концепции пяти элементов (стихий). Функция канона как системообразующего начала музыкально-культурной традиции заключается в сохранении информации об изначальном мироустройстве. Таким образом, канон обладает устойчивой семантикой и противопоставляется стилю, содержание которого связано с конкретным культурно-историческим.

• контекстом. r 3. Процесс космогонии символически выражается в последовательности ряда Фибоначчи, числовые операции которого также олицетворяют этапы вещественного оформления Идеи. При этом число 5 символизирует максимальную выраженность Смысла, а число 8 — идеальную сконструированное^ формы. В этой связи важнейшими морфологическими признаками канона становятся золотое сечение и наличие пятеричных и восьмеричных структур.

4. В области музыкально-языковых средств критериями каноничности являются а) вариантность, б) монодийность, в) модальность, г) формульность (пентатонность), д) опора на пифагорейское четырёхинтервалие, е) золотое сечение в композиции, ж) пятеричные (5, 4 + центр) и восьмеричные (8, 4 + 4) конструкции. Правильность определения данных критериев подтверждается в результате сравнения музыкально-мировоззренческих систем Древней Греции и Древнего Китая, содержащих, с одной стороны, 5 тетрахордов и 8 ладов, а с другой — пентатонику и восьмигранную космологическую модель Ба гуа.

5. Канон выполняет функцию системообразующего основания в западно-европейской музыкальной культуре и проявляет себя трояко: а) как до-музыкальный абстрактный образец, б) как первичное претворение образца в материале, в) как совокупность исторически возникающих стилевых канонов. При этом смыслообразующий цикл из пяти этапов, включающий первообразец и четыре «устойчивые» стилевые эпохи, оканчивается эпохой модерна, а формообразующий цикл из восьми этапов, отмеченный появлением четырёх «устойчивых» и четырёх «переходных» стилевых эпох — эпохой после постмодерна.

6. Последовательная деканонизация музыкальной традиции взаимосвязана с процессом «оплотнения» энергий пяти стихий, заложенным в структуре космогонии. На уровне музыкального языка «оплотнение» материи выражается в изменении пространственно-временных > характеристик музыкальных композиций, которые утрачивают свойства «энергопроводимости» и возможность поддержания связи с первообразцом.

7. Композиционный канон западно-европейских месс XV—XVI вв.еков является замыкающим звеном в цепи единой традиции, связанной с музыкальным воплощением космогонической модели. Изменение функции мифа в художественном сознании эпохи Возрождения приводит к переосмыслению функции канона, который начинает трактоваться в модусе игры. Во взаимодействии священного текста и субъективного подтекста происходит изживание сакрального смысла, и зарождаются первые признаки индивидуального стиля.

Научно-практическая значимость работы состоит в возможности дальнейшего применения найденного подхода к анализу объектов культуры и искусства. Комплексный характер проведённого исследования позволяет использовать материалы диссертации в рамках различных гуманитарных спецкурсов по культурологии, философии культуры, эстетике, искусствознанию, теории и истории музыки.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались автором на научной конференции «Фольклор и художественная культура. Современные методологические и технологические проблемы изучения и сохранения традиционной культуры» (Москва, 27−29 ноября 2002 г.), на Международной научно-практической конференции «Интеграция наук в системе высшего образования» (Воронеж, 23−25 апреля 2003 г.), на Всероссийской научной конференции «Стратегии и перспективы современного общественного развития» (Саратов, ноябрь 2003 г.), на региональной научной конференции «Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента» (Саратов, март 2004 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного музыкального образования» (Чебоксары, 26 марта 2004 г.), на Всероссийской научной конференции «Социальные идеалы в стратегиях общественного развития» (Саратов, ноябрь 2004 г.), на Международной научно-практической конференции «Наследие и современные проблемы национальной культуры» (Уральск, 21−23 апреля 2006 г.).

Публикации. Основные положения диссертации достаточно полно изложены в девяти научных статьях.

Структура работы обусловлена основной целью и задачами данного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырёх параграфов), заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Список литературы

представлен 235 работами отечественных и зарубежных авторов. Приложение I включает текст аналитического очерка «Канон как проблема симметрологии». Приложение II содержит схемы и таблицу.

Заключение

.

Изучение канона как системообразующего начала единой музыкально-культурной традиции поставило нас перед необходимостью решения ряда задач, которые составили два направления исследования. Первое из них было связано с необходимостью преодолеть понимание канона как производного от стиля, что предусматривало выявление универсальной парадигмы, ставшей первопричиной данного явления в культуре.

Так, в первом параграфе Первой главы мы рассмотрели древнегреческие и древнекитайские представления о каноне и пришли к выводу о наличии ряда общих свойств, касающихся генезиса, семантики, структуры и функции изучаемого объекта. Мы констатировали тот факт, что мировоззренческой подосновой канона является древневосточное космологическое учение о пяти элементах, нашедшее разработку как в русле пифагорейско-платоновской, так и в русле даосской традиции. Таким образом, генезис канона как системы определяет космогоническая модель.

Представление о каноне как структуре связано с принципом правильной пропорции, воплощаемым в понятиях равновесия, симметрии, квадрата (тетрактиды), золотой середины. Важно то, что в традиционном мировоззрении Греции и Китая представления о равновесии распространялись на все уровни организации Космоса: взаимодействие стихий, бытие планет, чередование времён года, человеческую жизнь и творчество, психофизиологическую организацию человека, строение произведения искусства. В этой связи канон можно определить как оформляющее начало космоса и культуры, системные свойства которого обусловлены закономерностью взаимодействия пяти стихий.

Установив системную связь между учением о пяти элементах и пропорциональностью, мы охарактеризовали золотую пропорцию как запёчатлённый миф о сотворении мира. Соответственно, числовые операции ряда Фибоначчи олицетворяют определённые фазы космогонии или этапы сотворения мира путём соединения стихий. Именно поэтому закон золотого сечения обладает универсальным формообразующим значением.

Рассмотрение последовательности ряда Фибоначчи в более широком диалектическом контексте (на основании трудов А. Ф. Лосева) позволило соотнести его числовые операции с диалектикой «своего» и «иного» и прийти к выводу о том, что данная закономерность символизирует поступенное перевоплощение Смысла в форму. Так, оказалось, что число 1 связано с категорией Числа как первичным выражением Единого, число 2-е категорией Времени, число 3-е Фактом смысловой триады, число 5-е категорией выражения, число 8-е категорией формы.

Таким образом, уже абстрактная диалектическая схема подразумевает особую роль чисел 5 и 8 в формообразованиипри этом 5 олицетворяет максимальную выраженность смысла в материале, а 8 — идеальную сконструированность художественной композиции.

Если канон — это универсальная закономерность оформления, то художественный канон представляет собой воплощение данной закономерности в материале искусства. Первый и второй соотносятся между собою как миф и ритуал. В этой связи, проясняется функция художественного канона в традиции и культуре. Это — системообразующее ядро, своего рода носитель «генетического кода», способствующий сохранению информации о правильном мироустройстве. Данным обстоятельством объясняется удивительная «живучесть» канонических схем в течение многих веков.

В целях дальнейшего обоснования канона как универсалии во втором параграфе Первой главы мы рассмотрели особенности музыкального ладообразования в рамках традиционных музыкальных систем. Являясь «средоточием музыкального в музыке» (Ю. Н. Холопов), лад является квинтэссенцией её сущностного содержания, своего рода «информационным ядром».

Проанализировав строение древнекитайской и древнегреческой музыкальных систем, мы пришли к выводу о наличии в них единых канонических признаков. Так, в контексте учения о пяти элементах мы переосмыслили понятия модуса, модальности, звукоряда, интервала, представив их как проекции древних представлений о взаимодействии стихий. Также мы определили, что модально-ладовый звукоряд отражает порядок порождающего цикла элементов, а интервальный (кварто-квинтовый) каркас лада — принцип равновесия противоположных элементов.

Более того, нами было обнаружено, что структура ладов модального типа определяется симметричным соотношением сегментов, а также числами 5 и 8 как организующими материальную форму (4, 4 + центр, 5, 8 + центр). В этой связи не удивительно, что 5 тетрахордов древнегреческой музыки соотносятся с античными представлениями о пяти родах Сущего, а звукоряд из 8 ступеней (двух тетрахордов) символизирует симметричное устроение Космоса.

Найденный подход также позволил предложить вариант расшифровки функциональной логики системы восьми «церковных» ладов, находящейся в фундаменте музыкальных культур Востока и Запада. В итоге, выявленная нами общность принципов ладообразования, присущих традиционной музыке Востока и Запада, позволила подтвердить тезис об универсальной природе канона, являющегося системообразующим началом единой сакральной традиции.

Второе направление нашего исследования было связано с необходимостью выявления динамики канона в музыкальной культуре, что предполагало использование методологии, предусматривающей возможность изучения исторической мутации музыкального языка. Заметим, что если исследование специфики канона как универсальной системы требовало сравнения глубинных основ музыки Востока и Запада, то историческое бытование традиции было удобно проследить, проанализировав динамику стилей в западно-европейской музыкальной культуре.

Опираясь на концепцию диалектики музыкального оформления, предложенную А. Ф. Лосевым, в первом параграфе Второй главы мы переосмыслили порядок становления музыкально-выразительных категорий и спроецировали его этапы на реальный историко-культурный процесс. Итогом данного осмысления стала таблица «Диалектика, Средства и Факты музыкального оформления», представляющая уровни и этапы становления западно-европейской музыкальной культуры.

Так, выведенные с помощью диалектического метода границы историко-культурных эпох были сопоставлены нами с пятью этапами космогонического процесса и обозначены посредством геометрических символов пяти стихий. Далее, с учётом динамики стилевых колебаний, мы выделили 8 музыкально-стилевых эпох, которые были соотнесены нами с восьмиконечной космограммой. Таким образом, оказалось, что структура и динамика западно-свронейской музыкальной культуры подчинены универсальному канону формообразования и реализуют «генетическую программу», заложенную в первоистоке.

В итоге мы пришли к выводу о том, что канон как системообразующее основание западно-европейской музыкальной культуры проявляет себя трояко: а) как до-музыкальный абстрактный образец, б) как первейшее претворение образца в материале, в) как совокупность исторически возникающих стилевых канонов.

Симптоматично то, что канон как совокупность исторически возникающих стилевых канонов представляет собой два цикла: 1) смыслообразующий цикл из пяти этапов, отмеченных появлением 4 стилистических канонов (первообразен, Античность — Ars antiqua, возрожденческий, классицистский, модернистский), 2) формообразующий цикл из 8 этапов, отмеченный появлением 4-х «устойчивых» и 4-х «переходных» музыкальных стилей и оканчивающийся эпохой после постмодерна.

Если рассматривать становление западно-европейской музыкальной культуры в широком диалектическом контексте, то она предстаёт как саморазворачиваиие Смысла в Числе, во времени и в материи, которая самоорганизуется и образует смысл, противоположный исходному смыслу. Если же представить самодвижение музыкальной материи в соотношении с космогоническим процессом, то историческое появление музыкально-стилевых эпох можно уподобить взаимопереходам Эфира, Огня, Воздуха, Воды и Земли, что представляется как процесс «оплотнения» материальной энергии и утраты музыкальным веществом свойств «энсргопроводимости».

Оилотненис" материи выражается на уровне музыкального языка как изменение просграистиенио-врсмспных свойств музыкальных композиций, которые постепенно утрачивают возможность поддержания связи с каноническим первообразном. Таким образом, музыкальными композициями, максимально приближенными к эталону, являются формы эпохи Античность-Ars antiqua, погшощшощие принцип числовой организации музыкального материала.

Дальнейший ход наших рассуждений был продиктован задачей изучения функционирования канона в конкретном историческом контексте. В эюй связи во втором параграфе Второй главы мы обратились к композиции эпохи Возрождения, запечатлевшей переход Числа во время и отмеченной постепенным изживанием сакральной традиции.

Гак, рассмотрев ряд культовых композиций XVXVI веков мы пришли к выводу о том, что «подражание» Античности в музыкальной культуре Возрождения имело не отвлечённо-теоретический (как принято считать), а практический характер, представляя собой поссочдаиис шшилсмссшоп cjpytciypbi Космоса и полифонических формах месс. Проекция формообразующих циклоп Космоса осуществляется на всех уровнях музыкального языка: метроритма, лада, интервала, фактуры, мелодии, тембра, композиции и целом.

Изменение функции мифа в художественном сознании эпохи Ренессанса привело к восприятию сакральных структур в модусе игры и переосмыслению канона, который теперь наделяется значением композиционной загадки-шифра. В наделении священного латинского текста индивидуальным музыкальным подтекстом проявляется авторское отношение к первоисточнику, зарождаются первые признаки стиля.

Переход от канона к стилю в музыкальной культуре Возрождения прослеживается в различных трактовках золотой пропорции, которая, разрушаясь как на уровне содержания, так и на уровне формы, в итоге замещается «искусственными» формами барокко. Поэтому попытки «подражания» Античности в эпоху барокко представляются скорее утопией, которая предвосхищает развитие трагедийного музыкального мышления Нового времени.

Таким образом, западно-европейская месса эпохи Возрождения является замыкающим звеном в цепи единой традиции, которая, базируясь на музыкальном каноне Античности и продолжаясь в готических органумах Французской полифонической школы, находит завершение в ренессансных композициях строгого стиля. Музыкальные формы XVXVI веков — это уникальные свидетельства мировоззренческой специфики эпохи, отмеченной неоплатоническими поисками общих смыслои формообразующих оснований, позволяющих проводить параллели между культовой музыкой различных эпох.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. А. Структурная симметрия главной христианской молитвы / М. А. Абрамов // Акме. Альманах: межвуз. науч. сб. / Сарат. гос. техн. ун-т. — Саратов: Изд-во СГТУ, 2000. — Вып. 1. Психология творчества. — С. 40−47.
  2. М. А., Волошинов А. В. Пушкин и законы симметрии / М. А. Абрамов, А. В. Волошинов // Человек. 1999. — № 3. — С. 75−86.
  3. С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего Средневековья / С. С. Аверинцев // Античность и Византия. М.: Наука, 1975.-С. 266−285.
  4. С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики / С. С. Аверинцев // Древнерусское искусство: зарубежные связи /Институт истории искусств Мин. культуры СССР.-М.: Наука, 1975.-С. 371−397.
  5. Л. В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве : логико-исторический аспект/Л. В. Александрова. Новосибирск: Изд-во НГК, 1995. -372 с.
  6. . Ж. Терминология как знак культуры / Б. Ж. Аманов // Советская музыка. 1985. — № 7. — С. 71 -74.
  7. М. Г. Интонация, отношение, процесс / М. Г. Арановский // Советская музыка. 1984. — № 12. — С. 80−87.
  8. М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сб. науч. ст. / МГК им. П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1974.-С. 90−128.
  9. П.Арнхейм Р. Стиль как проблема гештальта//Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм — пер, с англ. Г. Е. Крейдлина — науч. ред. и вст. ст. В. П. Шестакова. М.: Прометей, 1994. — С. 280−295.
  10. Ю. Традиция пения «на подобен» : прошлое и настоящее / Ю. Артамонова//Музыкальная академия. 1996. -№ 1, — С. 181−184.
  11. Дж. К. История итальянского искусства : В 2 т. / Дж. К. Арган — пер. с итал. Г. П. Смирнова — науч. ред. В. Д. Дажина. М.: Радуга, 1990. — Т.1. -С. 18−55.
  12. . В. Музыкальная форма как процесс : В 2 кн. / Б. В. Асафьев. -М.: Музыка, 1971. 376 с.
  13. В. Ф. Античная философия : учеб. пособие / В. Ф. Асмус. 2-е изд., доп. — М.: Высшая школа, 1976. — 543 с.
  14. А. С. Между циклами мышления и циклами истории / А. С. Ахиезер//Общественные науки и современность.-2002.-№ 3.-С. 122−132.
  15. Jl. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / JI. М. Баткин. М.: Наука, 1989. — 272 с.
  16. С. К. К вопросу о модальности как категории музыкального мышления : автореф. дис.. канд. искусств-я. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996. — 20 с.
  17. В. С. Итоги и замыслы. Конспект философской логики культуры / В. С. Библер // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С. 75−93.
  18. И. В. Философский принцип системности и системный подход / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Б. Г. Юдин // Вопросы философии. -1978.- № 8.-С.39−52.
  19. М. Ветры-Воды. Фэншуй практический / М. Богачихин. М.: Саттва, 2000.-296 с.
  20. В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки / В. П. Бобровский. М.: Музыка, 1989. — Вып. 1. — 268 с.
  21. С. В. Смысл как системообразующее понятие культуры / С. В. Бородавкин // Человек. 2002. — № 4. — С. 93−97.
  22. М. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV- XVIII веков / М. Бражников. -JI.: Музыка, 1972. 423 с.
  23. Бусева-Давыдова И. А. К проблеме канона в православной иконописи / И. А. Бусева-Давыдова // http: // www. prokimen. ru.
  24. В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы / В. В. Бычков. -М.: Ладомир, 1995.-331 с.
  25. В. В. Канон как основа творчества / В. В. Бычков // Две тысячи лет христианской культуры. Славянский мир. Древняя Русь. Россия // http: // www. prokimen. ru.
  26. Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве / Г. К. Вагнер. М.: Искусство, 1987.-285 с.
  27. Д. И. Художественные традиции в культуре и искусстве / Д. И. Варламов // Наследие и современные проблемы национальной культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Западно-Казахстанский гос. ун-т. -Уральск: Изд-во ЗКГУ, 2006. С. 55−57.
  28. Е. И. К проблеме стилевых контрастов в современной музыке / Е. И. Вартанова // Вопросы анализа музыкального стиля: сб. ст. / Сарат. гос. конс-я им. Л. В. Собинова. Саратов: Изд-во СГУ, 1991. — С. 3−20.
  29. JI. С. Христианство и традиции европейской культуры // Васильев JI. С. История религий Востока: учеб. пособие для студ. вузов / JI. С. Васильев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1988. — С. 104−105.
  30. Н. А. Золотая пропорция / Н. А. Васютинский. М.: Молодая гвардия, 1990.-235 с.
  31. Г. В. Феноменология звуко-клавишной симметрии в построении музыкально-художественной целостности / Г. В. Виноградов // Математика и искусство: труды Междунар. науч. конф. М.: Б. и., 1997. -С. 236−245.
  32. Вода- Воздух- Земля- Огонь // Мифологический словарь / Ред. Е. М. Мелетинский.- М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 661, с. 664, с. 667.
  33. А. В. Пифагор : Союз истины, добра, красоты / А. В. Волошинов. М.: Просвещение, 1993.-224 с.
  34. А. В. Троица Андрея Рублёва: геометрия и философия / А. В. Волошинов // Человек. 1997. — № 6. — С. 52−74.
  35. А. В. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства / А. В. Волошинов // Синергетическая парадигма. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — С. 213−246.
  36. А.В. Синергетическая парадигма как явление культуры рубежа XX -XXI веков / А. В. Волошинов // Синергия культуры: сб. ст. / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов: СГТУ, 2002. — С. 9−16.
  37. А. В. Математика и искусство / А. В. Волошинов. 2-е изд., дораб. и доп. — М.: Просвещение, 2000. — 400 с.
  38. А. В. Математические начала формообразования в искусстве / А. В. Волошинов // Математика и искусство: труды Междунар. конф. М.: Б. и., 1997.-С. 36−41.
  39. А. В. О космогенных основаниях культуры / А. В. Волошинов //
  40. Перспективы культурно-цивилизационной эволюции общества: сб. науч. ст. / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов: Аквариус, 2003. — С. 28−32.
  41. С. П. Теоретические вопросы монодии / С. П. Галицкая. -Ташкент: Фан, 1981.-92 с.
  42. Геометрические символы // Мифологический словарь / Ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991.-С. 661−662.
  43. Е. В. К вопросу о музыкальной символике Древности / Е. В. Герцман//Советская музыка. 1978. — № 12.-С. 128−130.48 .Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление / Е. В. Герцман. J1.: Музыка, 1986.-224 с.
  44. Е. В. Византийское музыкознание / Е. В. Герцман. Л.: Музыка, 1988.-256 с.
  45. Е. Г. Ладотональная терминология трактата Боэция «De institutione musica» / Е. В. Герцман // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. / сост. В. Зак, Е. Чигарёва. М: Советский композитор, 1989. — Вып. 7. — С. 227−244.
  46. Е.В. Музыкальная боэциана / Е. В. Герцман. СПб.: Глаголь, 1995.- 480 с.
  47. Е. В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин / Е. В. Герцман. М.: Музыка, 1996. — 288 с.
  48. П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура / П. П. Гнедич М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 848 с.
  49. Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер — отв. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1987.-218 с.
  50. С. С. Принцип симметрии в русской музыке. Очерки / С. С. Гончаренко. Новосибирск: Изд-во НГК им. М. И. Глинки, 1998. — 72 с.
  51. Е. Синергетика и творческая синергия как моделирование космических первообразов / Е. Горячкина // Общественные науки и современность. 1995. — № 2.-С. 159−166.
  52. Е. Земное эхо космической гармонии / Е. Горячкина // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: сб. науч. тр. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1994.- Вып. 129. — С. 41−81.
  53. Т. П. Дао и Логос (встреча культур) / Т. П. Григорьева. М.: Наука, 1992.-422 с.
  54. Т. П. Дао путь к человеку / Т. П. Григорьева // Человек. -2003. — №№ 5−6. — С. 16−26, с. 26−36.
  55. Т. П. Синергетика и Восток / Т. П. Григорьева // Вопросы философии. 1997. -№ 3.- С. 90−102.
  56. Р. И. Музыкальная культура Древнего Китая- Музыкальная культура Античности // Грубер Р. И. Всеобщая история музыки / Р. И. Грубер.-М.: ГМИ, 1956. Ч. 1. — С. 17−31, с. 40−78.
  57. А. Я. Средневековый мир : культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. — 396 с.
  58. Е. А. Западно-европейская музыка в лицах и звуках: XVII 1 пол. XX века / Е. А. Гуревич. — М.: Пассим, 1994. — 312 с.
  59. Джани-Заде Т. М. Тематизм мугамной импровизации / Т. М. Джани-Заде // Теоретические проблемы внеевропейских музыкальных культур: сб. тр. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1983.- Вып. 67. — С. 36−72.
  60. А. Н. Введение в искусствознание / А. Н. Донин. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. — 155 с.
  61. Л. Средневековая ладовая система западно-европейской монодии: вопросы теории и практики / Л. Дьячкова. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1992.- 46 с.
  62. Ю. К. Проблема первоисточника / Ю. К. Евдокимова // Советская музыка 1977.-№ 3.-С. 109−112.
  63. Ю. К. История полифонии. Многоголосие Средневековья. X -XIV века / Ю. К. Евдокимова. М.: Музыка, 1983. — Вып. 1. — 454 с.
  64. М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. М.: Радикс, 1993. — 337 с.
  65. И. А. Нейросетевая модель музыкального лада. Хаос и порядок в продуктах художественного творчества // Евин И. А. Что такое искусство с точки зрения физики? / И. А. Евин. М.: Б. и., 2000. — С. 107−118, с.119−136.
  66. О. К. Культурологические аспекты изучения пентатоники / О. К. Егорова // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: материалы межресп. науч. конф. / Казанская гос. конс-я. Казань: Б. и., 1995.-С. 6−12.
  67. . С. Типы и ценностная структура восточных религий // Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории / Б. С. Ерасов- отв. ред. Р. Б. Рыбаков. М.: Наука, 1990 — С. 106−127.
  68. В. Е. Музыка «Книги Перемен» / В. Е, Еремеев // http: // www. eremeev. ru.
  69. В. Е. Древнекитайской учение о системе 12 Люй / В. Е. Еремеев // http: // www. eremeev. ru.
  70. В. Е. Триграммы «Книги перемен» как символы взаимодействий / В. Е. Еремеев // http: // www. eremeev. ru.
  71. JI. Я. Пифагор и его школа (ок. 530-ок. 430 гг. до н. э.) / J1. Я. Жмудь. -JI.: Наука, 1990.- 190 с.
  72. Е. В. Эстетический канон жизни художника Фэнлю (ветер и поток) / Е. В. Завадская // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: сб. ст. / ред. И. Ф. Муриан. — М.: Наука, 1973. — С. 82−89.
  73. Д. Этос и аффект : история философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля / Д. Золтаи — пер. с нем. Т. Длугач, И. Науменко. М.: Прогресс, 1977.-372 с.
  74. А. Модальность звукорядов в современной музыке (к проблеме художественного канона) / А. Ивашкин // Вопросы музыкального анализа: сб. тр. М: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1976.-Вып. 28.-С. 130−166.
  75. Л. Г. Традиция Канон — Стиль // Ионин Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие для гуманит. и соц.-эконом. напр-й и спец-тей вузов / Л. Г. Ионин. — 2-е изд. — М.: Логос, 1998. — С. 164−201.
  76. Н. М. Синергетический аспект проблемы взаимодействия культур и цивилизаций / Н. М. Калинина // Вызовы современности и философия: сб. ст.- Бишкек: Изд-во Кыргызско-Российского Славянского университета, 2004. -С. 184−190.
  77. Канон- Каноника // Философская энциклопедия: В 5 т. / ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2. — С. 418−419.
  78. Канон // Большой словарь иностранных слов / сост. А. Ю. Москвин. М.: Русский язык, 1987. — С. 211.
  79. Канон // Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / ред. А. М. Кантор. М.: Эллис лак, 1997.-С. 237.
  80. Канон // Большой энциклопедический словарь: Музыка / ред. Г. В. Келдыш.- М.: Изд-во Большая российская энциклопедия, 1998. С. 232.
  81. Канон // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / ред. В. С. Стёпин и др. М.: Мысль, 2001. — Т. 2. — С. 207−208.
  82. В. Г. О романтической рецепции средневекового хорала / В. Г. Карцовник//Музыка. Язык. Традиция.: сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1990.- Вып.5.-С. 142−151.
  83. Э. Пространство, время и число // Кассирер Э. Философия символических форм / Э. Кассирер. М.: СПб.: Университетская книга, 2002. — Т. 2. Мифологическое мышление. — С. 99−164.
  84. JI. А. К проблеме монодийных истоков в народной и профессиональной музыке / JI. А. Кивалова // Учёные записки Саратовской консерватории им. JI. В. Собинова. Саратов: Изд-во СГУ, 2000. — Вып. 1. — С. 56−58.
  85. Р. Изобразительное искусство Нидерландов XV века / Р. Климов // Всеобщая история искусств: В 6 т. / Общ. ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга. М.: Искусство, 1962. — Т. 3. Искусство эпохи Возрождения. — С. 302−342.
  86. Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика и Восток : близость далёкого / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Альманах «Духовные истоки Японии» / ред. Т. П. Григорьева. М: ТОСК, 1995. — С. 273−312.
  87. Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика в контексте культуры // Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. -СПб.: Алетейя, 2002.-С. 80−120.
  88. А. А. Дискретное и непрерывное в музыке с точки зрения проблемно-смыслового подхода / А. А. Кобляков // Математика и искусство: труды Междунар. конф.-М.: Б. и., 1997.-С. 145−154.
  89. П. Современность постмодерна / П. Козловский // Вопросы философии. 1995. — № 10. — С. 85−94.
  90. В. Дж. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса. Ренессансная музыка как открытие XX века // Конен В. Дж. Этюды о зарубежной музыке / В. Дж. Конен. 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1975. — С.30−43, с. 330 -342.
  91. В. Дж. Ars nova- Франко-фламандская школа // Конен В. Дж. Очерки по истории зарубежной музыки / В. Дж. Конен. М.: Музыка, 1997. — С. 56−64, с. 65−81.
  92. Н. И. Запад и Восток : статьи / Н. И. Конрад. 2-е изд., испр. и доп. -М. .-Наука, 1972.-496с.
  93. В. А. На пороге XXI века: диалог естественных и гуманитарных наук (проблемы симметрии художественного текста) / В. А. Копцик // Математика и искусство: труды Междунар. конф. М.: Б. и., 1997 — С. 77−88.
  94. Космогонические мифы- Космос // Мифологический словарь / ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. — С. 665.
  95. О. Б. Бинарный принцип в символике античной судьбы / О. Б. Краснова // Учёные записки СГК им. JI. В. Собинова. Саратов: Изд-во СГУ, 2000.- Вып. 1.-С.5−8.
  96. О. А. Эволюция художественных форм: культурологический анализ / О. А. Кривцун. М.: Наука, 1992. — 299 с.
  97. Ю. В. Музыкальная готика Мессы Гийома де Машо / Ю. В. Келдыш // Музыкальная культура Средневековья: теория, практика, традиция: сб. науч. тр. / отв. ред. и сост. В. Г. Карцовник. JI.: ЛГИТМиК, 1988. — Вып. 1.-С. 105−128.
  98. М. С. Восприятие визуальной информации: философия процесса / М. С. Кухта. -Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2004. 202 с.
  99. Кюн Син Пак. Мировая гармония звуков или о древнекорейской теории музыки / Кюн син Пак- ред. Ю. Н. Холопова // Старинная музыка. № 1. — 2003. -С. 17−20.
  100. С. Загадочный канон Рамоса де Парехи / С. Лебедев // Старинная музыка. 2002. — № 4. — С. 8−10.
  101. Леви-Строс К. Магия и религия // Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс — пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Эксмо-Пресс, 2001.-С. 171−251.
  102. И. Я. Цивилизация и культура: логос, топос, хронос / И. Я. Левяш // Человек. № 5. — 1999. — С. 43−56.
  103. Л. А. Искусство Древней Руси в его связях с Востоком (к постановке вопроса) / Л. А. Лелеков // Древнерусское искусство: зарубежные связи / Институт истории искусств Мин. культуры СССР. М.: Наука, 1975. -С. 55−80.
  104. А. М. Григорианские песнопения и мировоззренческие принципы Средневековья / А. М. Лесовиченко // Музыковедение. 2004. — № 2. -С. 2−7.
  105. Т. Н. История западно-европейской музыки до 1789 года: учебник: В 2 кн. / Т. Н. Ливанова. Кн. 1: От античности к XVIII веку // http: // www. booksite. ru.
  106. M. К. Музыкальный стиль и жанр: История и современность /М.К.Лобанова. М.: Советский композитор, 1990.-312 с.
  107. Логос // Новая философская энциклопедия: В 4 т./ ред. В. С. Стёпин и др. М.: Мысль, 2001. — Т. 2. — С. 445 — 446.
  108. А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля / А. Ф. Лосев // Вопросы эстетики. -М.: Искусство, 1964. Вып. 6. — С. 351−399.
  109. А. Ф. Шестаков В. П. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. -М.: Искусство, 1965.-376 с.
  110. А. Ф. О понятии художественного канона / А. Ф. Лосев // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: сб. ст. / ред. И. Ф. Муриан. -М.: Наука, 1973.-С. 6−16.
  111. А. Ф. Античный космос и современная наука / А. Ф. Лосев // Бытие-Имя-Космос / сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. — С. 61−612.
  112. А. Ф. Мифологическая диалектика Космоса (примечания к диалогу Платона «Тимей») / А. Ф. Лосев // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1994.-Т.З.-С. 594−619.
  113. А. Ф. Логическая теория числа / А. Ф. Лосев // Вопросы философии. -1994.-№ 11.-С. 82−134.
  114. А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев // Форма-Стиль-Выражение / под общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1995.-С. 404−602.
  115. А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А. Ф. Лосев- сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1998. — 750 с.
  116. Ю. М. Память в культурологическом освещении / Ю. М. Лотман // http: // www anthropologu. ru.
  117. Ю. M. Каноническое искусство как информационный парадокс / Ю. М. Лотман // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: сб. ст. / ред. И. Ф. Муриан. М.: Наука, 1973. — С. 16−22.
  118. Ю. М. К проблеме типологии культуры / Ю. М. Лотман // Учёные записки Тартуского гос. ун-та. Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. -Вып. 198. Т. 3.-С. 21−49.
  119. Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры / Ю. М. Лотман // Учёные записки Тартуского гос. ун-та. Труды по знаковым системам. -Тарту, 1973. Вып. 308. Т. 6. — С. 227−243.
  120. А. Е. Начало древнекитайской философии : И цзин, Дао дэ цзин, Лунь Юй / А. Е. Лукьянов. М.: Радикс, 1994.- 112 с.
  121. Е. А. Творческая интерпретация космоса / Е. А. Магницкая. -М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1996. 156 с.
  122. Л. А. Имитация и канон // Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: учеб. пособие / Л. А. Мазель. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Музыка, 1979. — С. 328−337.
  123. Л. А. Некоторые черты композиции в свободных формах Шопена / Л. А. Мазель // Исследования о Шопене: сб. ст. / МГК им. П. И. Чайковского. -М.: Советский композитор, 1971.-С. 159−208.
  124. В. И. Время и пространство как факторы музыкального формообразования / В. И. Мартынов // Психология художественноготворчества: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. -С. 130−144.
  125. В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  126. В. В. Какая наука нужна музыкальной культуре? / В. В. Медушевский // Советская музыка. 1977. — № 12. — С. 78−84.
  127. В. В. Интонационная теория в исторической перспективе? / В. В. Медушевский // Советская музыка. 1985. — № 7. — С. 66−70.
  128. В. В. Культура или культуроверие? / В. В. Медушевский // Советская музыка. 1990. — № 5. — С. 44−49.
  129. В. В. Интонационная форма музыки : исследование / В. В. Медушевский. М.: Советский композитор, 1993. — 262 с.
  130. Е. М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е. М. Мелетинский // Психология художественного творчества: хрестоматия /сост. К. В. Сельченок. -Минск: Харвест, 1999. С. 54−69.
  131. Месса // Музыкальная энциклопедия: В 6 т./ ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1989.-Т. 3. — С. 555−558.
  132. Месса Ренессанса. Принцип единства и многообразия в природе и музыке // http: // www. vinchi. ru.
  133. В. Очерк истории православного пения в России / В. Металлов. -Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. 150 с.
  134. Мецгер Брюс М. Канон Нового Завета: возникновение, развитие, значение / Брюс М. Мецгер — ред. А. Десницкий. М.: Изд-во Библейско-Богословского института св. Ап. Андрея, 1998.-332 с.
  135. Музыкальная эстетика стран Востока / под ред. В. П. Шестакова. J1.: Музыка, 1967.- 414 с.
  136. И. Ф. Введение к сб. ст. // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки / ред. И. Ф. Муриан. М.: Наука, 1973.-С. 3−5.
  137. К. Г. Космогонические образы мира : между Западом и Востоком / К. Г. Мяло // Культура, человек и картина мира: сб. ст. / под ред. А. И. Арнольдова, В. А. Кругликова. М.: Наука, 1987. — С. 227 — 261.
  138. Е. В. Стиль как предмет теории музыки / Е. В. Назайкинский // Музыкальный язык, жанр, стиль: сб. науч. тр. / ред. В. В. Протопопов.-М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 1987.-С. 175- 185.
  139. Е. В. Теория взаимодействия музыкальных форм. Вст. ст. к кн. // П. Стоянов. Взаимодействие музыкальных форм / П. Стоянов — ред. Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1985. — С. 5 -30.
  140. Е. В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Назайкинский. М.: Владос, 2003. — 248 с.
  141. Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
  142. Е. В. Живое неживое. Звук и смысл // Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1988. — С. 144−172, с. 172−204.
  143. А. А., Яковенко И. Г. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. М.: Языки русской культуры, 1998. — 376 с.
  144. А. А. Генезис смыслового пространства и онтология культуры / А. А. Пелипенко // Человек. 2002. — № 2. — С. 6−21.
  145. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. / Платон — пер. с древнегреч.- общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1994. — Т. 3. — С. 421 501.
  146. Ю. Н. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии: на материале инструментальной музыки народов Средней Азии / Ю. Н. Плахов. Ташкент: Фан, 1988. — 160 с.
  147. В. Я. Собрание трудов: Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1999.-288 с.
  148. В. В. Проблемы формы в произведениях строгого стиля / В. В. Протопопов // Советская музыка. 1977. — № 3. — С. 102−108.
  149. В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI- начала XIX века / В. В. Протопопов. М.: Музыка, 1979. — 327 с.
  150. В. В. Музыка русской литургии : проблема цикличности/ В. В. Протопопов // Музыкальная академия. 1996. — №№ 3−4 — С. 99−105.
  151. Ф. В. Пифагорейская система музыкальных тонов / Ф. В. Равдоникас // Музыка. Язык. Традиция: сб. науч. тр. / ред. и сост. В. Г. Карцовник. Л.: ЛГИТМиК, 1990. — Вып. 5. Ч. 2. — С. 23−45.
  152. . В. Математика и искусство / Б. В. Раушенбах // Математика и искусство : труды Междунар. конф. М.: Б. и., 1997. — С. 32−35.
  153. JI. И. Изобразительный канон и стилистика форм на Среднем Востоке / JI. И. Ремпель // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: сб. ст. / ред. И. Ф. Муриан. М.: Наука, 1973. — С. 152−170.
  154. К. К. Музыкальная культура XIV -XVI веков // Розеншильд К. К. История зарубежной музыки / К. К. Розеншильд. М.: Музыка, 1973. -Вып. 1. До середины XVIII века. — С. 95−191.
  155. Е. И. Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения / Е. И. Ротенберг // Всеобщая история искусств: В 6 т. -М.: Искусство, 1962. Т. 3. Искусство эпохи Возрождения. — С. 164−218.
  156. В. П. Модернизм. Постмодернизм / В. П. Руднев // Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты // http: // www. booksite. ru.
  157. А. А. Пространственные отношения в византийской и древнерусской живописи / А. А. Салтыков // Древнерусское искусство: зарубежные связи / Институт истории искусств Мин. культуры СССР. М.: Наука, 1975.- С. 398−413.
  158. А. Н. Полная система фэн-шуй / А. Н. Семёнова. СПб.: Невский проспект, 2004.-320 с.
  159. Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения: учеб. пособие / Н. Симакова. М.: Музыка, 1985. — 360 с.
  160. С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. М.: Музыка, 1973.-448 с.
  161. Н. И. Традиции симметрии в архитектуре / Н. И. Смолина. М.: Стройиздат, 1990.-344 с.
  162. С. Н. К вопросу о структуре и функции канона в классической живописи Дальнего Востока / С. Н. Соколов // Проблемы канона в древнем исредневековом искусстве Азии и Африки: сб. ст. / ред. И. Ф. Муриан. М.: Наука, 1973.-С. 36−48.
  163. С. М. Корифеи Возрождения: Искусство и идеи гуманистического свободомыслия / С. М. Стам — под. ред. Н. И. Девятайкиной. Саратов: Изд-во СГУ, 1991.-384 с.
  164. И. В. Творчество и принцип системности в научном познании / И. В. Стеклова // Акме. Альманах: межвуз. науч. сб. / Сарат. гос. техн. ун-т. -Саратов: Изд-во СГТУ, 2000. Вып. 1. Психология творчества. — С. 86−90.
  165. В. К. Категория времени в музыкальной культуре / В. К. Суханцева. Киев: Лыбидь, 1990. — 184 с.
  166. С. И. Учение о каноне / С. И. Танеев. М.: Гос. изд-во «Музыкальный сектор», 1929.- 195 с.
  167. В. И. Искусство в системе «Человек-Вселенная» / В. И. Тасалов // Человек.-2003.-№ 5.-С. 158−173.
  168. Тахо-Годи А. А. Гимнография Прокла и её личностное начало / А. А. Тахо-Годи // Античность как тип культуры: сб. ст. / под ред. А. Ф. Лосева. М.: Наука, 1988.-С. 237−270.
  169. Тахо-Годи А. А. Судьба как эстетическая категория (об одной идее А. Ф. Лосева) / А. А. Тахо-Годи // Тахо-Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах / сост. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи. СПБ.: Алетейа, 1999.-С. 382−389.
  170. Е. А. Даосизм : Опыт историко-религиозного описания / Е. А. Торчинов- под ред. Е. П. Островской и др. СПб.: Лань, 1998.-448 с.
  171. Е. Н. Этюды по русской иконописи // Трубецкой Е. Н. Избранные произведения. Сер.: Выдающиеся мыслители / Е. Н. Трубецкой. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-С. 338−438.
  172. . А. Крёстное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики слева направо? / Б. А. Успенский.-М.: Языки славянской культуры, 2004. 160 с.
  173. М. Канон // Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / М. Фасмер. М.: Прогресс, 1986. — Т. 2. — С. 180.
  174. В. К вопросу о традициях ранних восточных литургий в католической и православной музыке / В. К. Федотов // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: материалы науч. конф. М.: Изд-во РАМиГ, 1994.-С. 114−129.
  175. П. А. Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. -М.: Изобразительное искусство, 1996.-335 с.
  176. П. А. Философия культа / П. А. Флоренский // Богословские труды. М.: Б. и., 1994. — Вып. 17. — С. 195−248.
  177. П. А. Понятие формы // Флоренский П. А. Сочинения: В 4 т. / П. А. Флоренский — сост. и ред. Игумен Андроник (А. С. Трубачёв). М.: Мысль, 2000. — Т. 3. — С. 453−502.
  178. В. П. Культурно-исторические аспекты содержательного анализа классической музыки Востока / В. П. Фомин // Теоретические проблемы внеевропейских музыкальных культур: сб. тр. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1983.- Вып. 67. — С. 7 — 17.
  179. И. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хейзинга- отв. ред. С. С. Аверинцев. М.: Наука, 1988. — 539 с.
  180. Й. Проблема Ренессанса / Хейзинга Й. Homo ludens: статьи по истории культуры / Й. Хейзинга — пер. с нидерл., сост. и вст. ст. Д. В. Сильвестрова.-М.: Прогресс-Традиция, 1997.-С. 304−342.
  181. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга- пер. с нидерл. В. В. Ошиса. М.: Эксмо-пресс, 2001. — 352 с.
  182. Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития / Ю. Н. Холопов // Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. ст. М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 1978.-С. 127−157.
  183. Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления / Ю. Н. Холопов // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке: сб. ст. / МГК им. П. И. Чайковского. М.: Советский композитор, 1982.-С. 52−104.
  184. Ю. Н. Гармония : теоретический курс / Ю. Н. Холопов. М.: Музыка, 1998.-511 с.
  185. Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия / Ю. Н. Холопов // Вопросы философии. 1993. — № 4. — С. 106−114.
  186. Ю. Н. Кризис музыки XX века в ритме циклов истории / Ю. Н. Холопов // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры: сб. ст. / МГК им. П. И. Чайковского. М.: Изд-во ГИИ, 2000. — С. 275−290.
  187. В. Н. Формы музыкальных произведений : учеб. пособие / В. Н. Холопова. 2-е изд., испр. — СПб: Лань, 2001. — 496 с.
  188. Н. И. Изучение профессионального искусства устной традиции на примере японской традиционной музыки для цитры кото / Н. И. Чабовская // http: // www. astrasong. ru.
  189. В. К. Восток Запад : Преемственность в философии античного и средневекового общества / В. К. Чалоян. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1979.-212 с.
  190. Чиа М. Слияние пяти стихий / М. Чиа — пер. с англ. Я. Жук, Н. Рубан. -Киев: София, 1996.-288 с.
  191. Числа // Мифологический словарь / ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. — С. 671−672.
  192. Чучин-Русов А. И. Природа культуры / А. И. Чучин-Русов // Общественные науки и современность.- 1995.-№ 6.-С. 128−139.
  193. Чучин-Русов А. И. Культурно-исторический процесс: форма и содержание / А. И. Чучин-Русов // Вопросы философии. 1996. — № 4. -С.З -14.
  194. Чучин-Русов А. И. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? / А. И. Чучин-Русов // Вопросы философии. 1999. — № 4. — С. 2441.
  195. Ш. К. Система ангемитонной пентатоники (константные и мобильные свойства) / Ш. К. Шарифуллин // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: материалы межресп. науч. конф. / Казанская гос. конс-я. Казань, Б. и., 1995. — С. 30−39.
  196. Н. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма / Н. Шахназарова. М.: Советский композитор, 1983. — 152 с.
  197. Шейнман-Топштейн С. Я. Восточные влияния в платоновских текстах / С. Я. Шейнман-Топштейн // Античность как тип культуры / под ред. А. Ф. Лосева. М.: Наука, 1988. — С. 133−145.
  198. И. Ш. Золотое сечение Section Divine: Три взгляда на природу гармонии / И. Ш. Шевелёв. — М.: Стройиздат, 1990. — 342 с.
  199. В. П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от античности до XVIII века / В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1975−320 с.
  200. Е. А. Ещё раз о форме и содержании в музыке. Концепция Г. Э. Конюса / Е. А. Шкапа // Музыковедение. № 1. — 2004. — С. 39−42.
  201. О. М. Мир аффектов человека XVIII века / О. М. Шушкова // Человек. 2003. — № 1. — С. 48−57.
  202. М. Апекты мифа / М. Элиаде — пер. с фр. В. П. Большакова. М.: Академический Проект, 2001.-240 с.
  203. М. Миф о вечном возвращении : Архетипы и повторяемость/ М. Элиаде — пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. СПб.: Алетейя, 1998.-250 с.
  204. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева и др.- общ. ред. А. Егазарова. М.: Изд-во Локид: Миф, 2000. — 576 с.
  205. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / К. Г. Юнг — сост., предисл. и пер. с англ. В. Менжулина. Киев: Синто, 1995.- 236 с.
  206. Е. Г. Искусство и мировые религии // Яковлев Е. Г. Эстетика: учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. М.: Гардарики, 2000. — С. 291−459.
  207. В. Н. Время и эволюция культуры : Философские очерки / В. Н. Ярская. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. — 149 с.
  208. В. Н. Эллинистическая мелика как фактор античной культуры / В. Н. Ярхо // Античность как тип культуры: сб. ст. / под ред. А. Ф. Лосева. М.: Наука, 1988.-С. 181−198.
  209. Arnheim, R. Art and Visual Perseption. New version // Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1974.-392 p.
  210. Chaos and Order: Complex Dynamics in Literature and Science / Ed. by Hayles, N. K. Chicago: The University of Chicago Press, 1991. — 127 p.
  211. Edgerton, Samuel Y. The Renaissanse Rediscovery of Linear Perspective. -New York: Harper and Row, 1975.-277 p.
  212. Koptsik V. A. Reflections on Symmetry Dissymetry in Art and Art Studies // Visual Mind/Ed. by M. Emmer-Cambridge: MIT Press, 1993. — P. 193−197.
  213. Nagy, D. The 2500-year old Term Symmetry in Science and Art and its «missing link» between the Antiquity and the Modern age Symmetry // Cultur and Science, 6, No. l, 18−28.
  214. Panofsky, E. Renaissanse and Renascences in Western Art. New York: Harper and Row, 1969. — 362 p.
  215. Time, Rhytms and Chaos in the New Dialogue with Nature / Ed. by Scott G. P. Iowa, 1991.-198 p.
  216. Voloshinov, Alexander V. Summetry as a Superprinciple of Science and Art// Leonardo, Vol.29,No.2, 1996.-P. 109−111.
Заполнить форму текущей работой