Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Архитектура дорожных сооружений в русском изобразительном искусстве середины XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом исследования стали чертежи и планы, позволяющие судить об архитектуре дорожных сооружений конца XVIII — первой половины XIX веков (типовые проекты дорожных сооружений малых форм, фасады и схемы планов почтовых станций, проекты путевых дворцов, вокзалов, депо), а также памятники изобразительного искусства, в которых нашли свое отражение темы дороги, дорожных сооружений и средств… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Архитектура дорожных сооружений в России накануне строительства первых железных дорог
    • 1. Возникновение архитектуры дорожных сооружений в России
    • 2. Путевые дворцы и триумфальные арки
  • Глава II. История строительства первых железных дорог в России
    • 1. Первый опыт железнодорожного строительства
  • Царскосельская «дорожка»
    • 2. Уникальное архитектурное и инженерное сооружение — железная дорога Петербург-Москва
  • Глава III. Архитекторы и художники первых российских железных дорог
    • 1. Культура дороги в России в конце XVIII — первой половине XIX веков
    • 2. Царскосельская и Николаевская железные дороги в русском изобразительном искусстве
    • 4. А.В.Петцольт и Р. А. Желязевич — архитекторы и художники

Архитектура дорожных сооружений в русском изобразительном искусстве середины XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В наше время любая сухопутная трасса, не говоря уже о железной дороге, представляет собой сложный ансамбль инженерных и архитектурных сооружений.

Проблема дорог для России, с её бескрайними просторами, актуальна по сей день, что же говорить о временах, предшествовавших появлению шоссейных и железных дорог, автомобилей, поездов и самолётов. Передвижение по стране занимало много времени, было связано с многочисленными трудностями и даже опасностями. Дорога составляла значительную часть жизни, а, следовательно, и культуры, в самом широком смысле слова.

Что же представляла собой российская дорога в конце XVIIIпервой половине XIX веков, как архитектурное и инженерное сооружение, какое отражение нашла она в культуре русских людей, и прежде всего в современном им изобразительном искусстве, именно эти искусствоведческие аспекты очень широкой культурологической темы и стали предметом настоящего исследования.

Цель данной диссертационной работы — ответить на следующие вопросы: 1) с какого момента вообще можно рассматривать дорогу, как область применения сил инженера и архитектора- 2) что нового привнесли железные дороги в искусство архитектуры и инженерного строительства- 3) как современники той эпохи восприняли появление в их жизни совершенно иных ритмов и скоростей, и какое отражение этот, совершенно новый, вид транспорта нашел в отечественном изобразительном искусстве.

В настоящей диссертации понятие «архитектура дорожных сооружений» трактуется таким образом, что сюда входит как-то, что касается самой дороги, дорожного покрытия, так и вся инфраструктура, которая сопутствовала ее обустройству — заставы, постоялые дворы, путевые дворцы, железнодорожные станции, вокзалы и т. д.

Хронологические рамки исследования определены уже в самом названии настоящей диссертации и совпадают с периодом строительства в России первых железных дорог — это середина XIX века. Расширение хронологических рамок, включая материалы, относящиеся к XVIII столетию и даже, порою, ко второй половине XVI века и к XVII веку, продиктовано исключительно стремлением рассмотреть предмет исследования в его развитии.

Объектом исследования стали чертежи и планы, позволяющие судить об архитектуре дорожных сооружений конца XVIII — первой половины XIX веков (типовые проекты дорожных сооружений малых форм, фасады и схемы планов почтовых станций, проекты путевых дворцов, вокзалов, депо), а также памятники изобразительного искусства, в которых нашли свое отражение темы дороги, дорожных сооружений и средств передвижения (гравюры М. И. Махаева с изображениями триумфальных арок, литографии В. Ф. Тимма, посвященные железной дорогепредставлены также лубок и книжная иллюстрация). Особое внимание уделено акварелям А. В. Петцольта и Р. А. Желязевичаархитекторов и непосредственных участников строительства Петербурго-Московской железной дороги. Именно в этих работах впервые были изображены принципиально новые для того времени типы дорожных сооружений — депо, островные вокзальные станции, водокачальные станции и т. п.

Методологическая основа исследования носит комплексный характер. Исследование базируется на всестороннем: историко-культурном, архивно-историческом, искусствоведческом, техническом, технологическом, а также культурологическом изучении вопроса. В качестве исторических источников в настоящей диссертации рассматриваются не только упомянутые выше архитектурные чертежи и планы, произведения изобразительного искусства, посвященные архитектуре дорожных сооружений, но также и предметы прикладного искусства, так или иначе связанные с культурой дороги, с дорожным бытом.

Большое внимание уделено мемуарам и путевым заметкам путешественников XVIII — XIX вв., как россиян (П.Небольсина, В. Селиванова, В. Измайлова, М. Жданова, Д. Пешкова), так и иностранцев (А. де Кюстина, П. де Бургоэна, А. Дюма-отца, Т. Готье), а также воспоминаниям непосредственных участников строительства первых железных дорог (П.П.Мельникова, А. Дельвига, А. Штукенберга).

При работе с историческими источниками были исследованы архивные данные — материалы из Российского государственного исторического архива, рукописные материалы, хранящимся в библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения, а также архивные материалы, опубликованные в историческом журнале «Красный архив» (1936 г.). Подробно рассмотрены материалы, касающиеся данной темы, представленные в Полном Собрании Законов Российской Империи (СПб, 1830 г.).

Чтобы не только хронологически точно изложить события XIX века, но и попытаться отразить атмосферу далекого столетия, мною проведена работа с периодикой тех лет. Статьи из газет «Санкт-Петербургские ведомости», «Северная пчела», «Московский наблюдатель», «Московский телеграф» и др., как бы поворачивают время вспять и помогают лучше понять то, что волновало наших соотечественников много лет назад.

При работе над диссертацией подробно рассмотрены труды историков архитектуры — А. Михайлова, С. Ожегова, В. Пилявского, В. Поплавского, Т. Саваренскойисториков собственно железнодорожного транспорта как XIX (А.Борзенко, В. Верховенский, П. Георгиевский,.

П.Гронский), так и XX веков (Б.Великин, В. Виргинский, Н. Зензинов, Л. Гумилевский, С. Уродков). Привлечены работы специалистов по истории русского изобразительного искусства XVIII — XIX веков, труды историков науки и техники, посвященные эпохе промышленного переворота, а также этнографов и культурологов, которые касаются проблемы дороги в русской культуре в целом.

Что касается новизны исследования, то данная тема в отечественном искусствоведении еще не была освещена. Даже само понятие «архитектуры дорожных сооружений» в той полноте, как это предложено в диссертационной работе, историками русской архитектуры, изучающими XVIII — XIX вв., не рассматривалось. Специалистами освещались лишь отдельные аспекты этого вопроса — типовое строительство придорожных сооружений (С.Ожегов), путевые дворцы (И.КушнирГ.ШиловА.Власюк,.

A.Каплун и др.), русские триумфальные арки (А. Воронихина,.

B.Пилявский), вокзалы (Т.Славина). Впервые архитектура подобных дорожных сооружений не только рассматривается в одном исследовании, но и анализируется ее отображение в изобразительном искусстве. Несомненную новизну представляет и то, что пристальное внимание уделено художественным работам современников возникновения нового вида дорожных сооружений в России и непосредственных участников строительства одной из первых железных дорог — Петербурго-Московской, — акварелям Р. А. Желязевича и А. В. Петцольта. Здесь хочется отметить, что если работы А. В. Петцольта изначально создавались именно как художественный альбом (были опубликованы в 2001 г. с вступительной статьей искусствоведа Е.И.Кириченко), то акварели Р. А. Желязевича, автора всех, кроме столичных, пассажирских станций дороги Петербург-Москва, в настоящей диссертации впервые рассматриваются как художественные произведения. Акварели Р. А. Желязевича создавались архитектором как рабочие иллюстрации к чертежам, печатались в книгах, посвященных истории собственно железнодорожного транспорта, и никогда не привлекали к себе внимание отечественных искусствоведов.

Диссертационная работа состоит из трех глав. Глава первая -«Архитектура дорожных сооружений в России накануне строительства первых железных дорог» — состоит из двух параграфов: § 1 -«Возникновение архитектуры дорожных сооружений в России», § 2 -«Путевые дворцы и триумфальные арки».

Прежде чем говорить об отражении в русском изобразительном искусстве середины XIX века дорожных сооружений совершенно нового типа — депо, вокзалов, мостов системы Гау-Журавского и т. д., показалось целесообразном ответить на вопрос: что же представляла собой архитектура дорожных сооружений в России до строительства первых железных дорог и какие архитекторы внесли свой вклад в ее развитие. В первой главе рассматриваются типовые проекты почтовых станций, верстовых столбов, надолб, фасадов селений вдоль шоссе, а также планы путевых дворцов. Говоря о триумфальных арках, как о дорожных сооружениях, особое внимание уделяется истории Красных ворот. Более подробно описывается творчество архитекторов Н. А. Львова, М. Ф. Казакова, Д. В. Ухтомского.

Вторая глава — «История строительства первых железных дорог в России» — включает в себя также два параграфа: § 1 — «Первый опыт железнодорожного строительства — Царскосельская «дорожка" — § 2 -«Уникальное архитектурное и инженерное сооружение — железная дорога Петербург-Москва».

Вопрос — строить или нет железные дороги — дебатировался в России не один год. В конце концов, борьба за железные дороги приобрела не только социально-экономический, но и политический характер, так как в развитии нового вида сообщений приверженцы сохранения крепостного строя видели угрозу распространения либерализма, демократических идей и других опасных явлений. И они не ошиблись. Не было в ту пору ни одного прогрессивного общественного деятеля, который не ратовал бы за новый вид транспорта, видя в нём средство развития в стране промышленности и культуры. Однако, несмотря на обширные дебаты в обществе, заслуга начала железнодорожного строительства в России принадлежит только двум людям — Николаю I, который знал о новом виде транспорта не понаслышке (в 1816 г. двадцатилетний Николай Романов во время своего пребывания в Англии познакомился с первыми английскими паровозами, совершил поездку на одном из них, после чего ему была подарена модель этого локомотива (227, 67)), и чешскому инженеру Ф. А. Герстнеру, человеку увлеченному, имевшему непосредственный опыт такого строительства. Успешное завершение Царскосельской дороги помогло сломить общее предвзятое отношение к новому виду транспорта, а строительство второй, Петербурго-Московской (позже — Николаевской) дало толчок обширному железнодорожному строительству в России.

Благодаря первым железным дорогам в стране возникли совершенно новые дорожные сооружения, которые требовали принципиально иных, не только архитектурных, но и инженерных решений. С этими задачами успешно справились архитекторы К. Тон и Р. Желязевич, мостостроители Д. И. Журавский, С. В. Крутиков, С. В. Кербедз.

Глава третья — «Архитекторы и художники первых железных дорог» — разделена на три параграфа: «Культура дороги в России в конце XVIIIпервой половине XIX веков», «Царскосельская и Николаевская железные дороги в русском изобразительном искусстве», «А. В. Петцольт и Р. А. Желязевич — архитекторы и художники».

Строительство первых железных дорог в России, несомненно, оказало влияние на развитие экономики страны (как промышленности, так и банковского капитала), но влияние их на мироощущение русских людей, на культуру в целом — просто огромно. Т. Б. Щепанская в своей обстоятельной монографии «Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX — XX вв.» (М., 2003) определяет русских, как «движущийся этнос с самосознанием оседлого», отмечая, что сам «процесс формирования русского этноса шел на фоне постоянных передвижений», и что разная форма подвижности, будь то земледельческая колонизация, отхожие промыслы, странничество по святым местам или вооруженные набеги «были заметным фактором русской этнокультурной, а временами и политической истории» (224, 8).

И вот, в первой половине XIX столетия в России начинает меняться не только культура собственно дороги, путешествия, но и основные категории ощущения эпохи — пространство и время. Человек, смотрящий из окна вагона, воспринимает мир иначе, чем тот, кто выглядывает из тряской кареты.

Появление нового вида транспорта изменило не только культуру дорожного быта. Железные дороги стали «эмблемой прогресса»: они благотворно влияли на благоустройство городов, на развитие почтовой связи и даже учили на практике «равенству сословий» (207, 219).

Стальным магистралям посвящали стихи, про них даже сочиняли пьесы, и в отличие от почтовых станций и шлагбаумов, изображения которых очень редко можно встретить на картинах старых мастеров, железнодорожные сооружения нашли самое широкое отражение в изобразительном искусстве. Изображать железную дорогу и все, что с ней связано, вошло в моду. Возможно, впервые в России возникло явление, которое в наши дни получило бы название «поп-культуры».

Поскольку, в отличие от Царскосельской, в возведении Николаевской железной дороги участвовали уже российские архитекторы и инженеры, до нашего времени дошли уникальные зримые свидетельства того времени — акварели А. В. Петцольта и Р. А. Желязевича, принимавших непосредственное участие в строительстве магистрали. В их работах нашли свое отражение совершенно новые типы дорожных сооруженийвокзалы, товарные станции, депо, железнодорожные мосты. Помимо явной исторической ценности, эти работы, почти не известные широкой публике, имеют несомненные художественные достоинства.

В Заключении формулируются основные выводы по результатам исследования, подводятся итоги диссертационной работы.

Сноски даются в тексте в круглых скобках: первая арабская цифра указывает номер источника в списке литературы, а вторая — номер страницы, в том случае, если цитируется многотомное издание, римская цифра обозначает соответствующий номер тома. и.

I. АРХИТЕКТУРА ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ В РОССИИ НАКАНУНЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРВЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как только не называли XIX век: «машинный век», «век электричества», «век железных дорог» — и все эти названия справедливы. Как показали подсчёты основоположника русской социологической школы, П. Сорокина, «лишь только один XIX век принёс открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые», а именно — 8527 (215, 467). Они открывали огромные возможности для технического господства человечества над пространством, временем и материей. Естественно, небывалый технический подъём способствовал изменению и мира и мировосприятия — вселенная как бы одновременно сузилась и расширилась, все пришли в соприкосновение со всеми, возникли совершенно новые ритмы жизни. Мир качественно преобразился, и Россия не осталась в стороне от этих изменений. Железнодорожное строительство стало решающим поворотным моментом для нашей страны на пути к прогрессу.

11 ноября 2007 г. Россия будет отмечать 170-летие железных дорог. В этот день в 1837 г. состоялось торжественное открытие первой железной дороги массового пользования Петербург — Царское Село. С тех пор этот вид транспорта не только подтвердил свое право на существование (сегодня земной шар опоясывают два миллиона километров железных дорог), но и доказал свои преимущества перед другими видами транспорта. Тогда, 170 лет назад, создатель Царскосельской дороги Франц Антон Герстнер, мог только мечтать о великом будущем стальных магистралей, но его слова оказались поистине пророческими. «Прощайте, мальпосты и дилижансы! — говорил он, когда первая российская железная дорога еще только строилась. — Стальные рельсы скоро свяжут Париж с Версалем, Вену с Триестом, Берлин с Потсдамом. Из Петербурга в Царское Село паровая повозка Вас домчит в полчаса. Мы протянем железные дороги от Невы в Москву, Нижний, Варшаву, Таганрог. Мы соединим Балтику с Каспийским морем. Мы посмеемся над остряками, которые не верят, что два параллельных пути могут преобразить равнины, долы и горы. Мы заглушим жалкий лепет русских министров о том, что провидение назначило для России на зиму санную дорогу. Мы покроем все страны железными путямиУрал, Волгу и Вислу мы свяжем с обеими столицами. Из Петербурга магической силой паров вы домчитесь в три дня до Парижа. Рельсы пересекут пустынные пески Азии и Африки. Непобедимые локомотивы прорежут прерии и саванны обеих Америк. Мы победим пространство и время!» (20, 242).

С устройством в первой половине XIX века Царскосельской и Николаевской железных дорог Россия приобрела уникальный опыт строительства принципиально нового вида транспорта, став в этом отношении в один ряд с такими экономически развитыми странами того времени, как Англия, Франция, Америка.

Новый вид транспорта быстро вошел в моду, повлияв, таким образом, на культуру россиян в самом широком смысле слова. С появлением железных дорог в русском сознании меняются основные категории ощущения эпохи — пространство и время. Именно малые скорости и длительность передвижения связывались в то время с понятием дороги, путешествия. Благодаря железным дорогам возникли совершенно иные ощущения ритмов жизни, а также надежды на более крупные перемены.

Благотворно повлияв на развитие тяжелой промышленности России, на благоустройство городов, на почтовую связь железные дороги быстро стали «эмблемой прогресса».

Введение

нового вида транспорта благотворно сказалось на развитии просвещения — железным дорогам, как и связанным с ними промышленным предприятиям, требовались не только инженеры, но и специалисты среднего звена. Помимо новых вузов, в стране еще до отмены крепостного права стали открываться железнодорожные школы и технические училища. Возникла так называемая «рабочая интеллигенция».

Благодаря первым железным дорогам, способствовавшим развитию инженерной мысли, в стране появились совершенно новые дорожные сооружения, такие как мосты системы Гау-Журавского, паровозные депо, вокзалы, железнодорожные станции, водокачальные здания. Архитекторы приходят к выводу, что «техника или конструкция есть главный источник архитектурных форм» (35, 5), соответственно намечается профессиональная специализация инженера с одной стороны, и архитектора — с другой. Но разделить эти роли в середине XIX века еще практически не удается, это произойдет позже — в конце столетия. Однако, архитекторы-проектировщики железной дороги Петербург — Москва К. А. Тон и Р. А. Желязевич отлично владели набором конструктивных средств, о чем можно судить по созданным ими уникальным перекрытиям депо и столичных вокзалов. Таким образом, в эпоху эклектики были заложены основы совершенно нового направления в отечественной архитектуре — архитектуры промышленных зданий, архитектуры, в которой утилитарное органично соединяется с эстетическим.

Архитектура дорожных сооружений в середине XIX века нашла широкое отражение в русском изобразительном искусстве — прикладном искусстве, лубке, рисунках в технике гравюры и литографии. Дорожные сооружения, известные в России ранее — почтовые станции, постоялые дворы, путевые дворцы и даже триумфальные арки — не имели такой популярности.

Особый интерес представляют работы, посвященные Николаевской железной дороге, ее непосредственных строителей — А. В. Петцольта и Р. А. Желязевича.

До внедрения в повседневную жизнь фототехники человека гораздо в большей степени, нежели в настоящее время, сопровождало изобразительное искусство (как графическое искусство — лубок, литография, так и живопись), в том числе и в разных сферах его профессиональной деятельности. Обычно это обстоятельство обращает на себя внимание, когда речь идет о жанре портрета. Тогда как сказанное относится, по-видимому, к самым разным жанрам и техникам и касается самых различных сфер профессиональной деятельности человека.

Акварели архитекторов А. В. Петцольта и Р. А. Желязевича, помимо своих художественных достоинств интересны и тем, что отразили красоту давно ушедших мгновений, стали своеобразным художественным «документом» знаменательных событий в российской истории.

Сейчас трудно себе представить сферы профессиональной деятельности, более отличные друг от друга: изобразительное искусство и железнодорожное строительство, художник, с одной стороны, и железнодорожник — с другой. Сохранившиеся материалы, которые позволяют рассмотреть первые железные дороги в русском изобразительном искусстве, дают основание утверждать, что было время, когда еще не было пропасти, их разделяющей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A.А. Мысли Московского жителя о возможности учредить общество на акциях, для сооружения железной дороги от С. Петербурга до Москвы. СПб., 1838.
  2. С.Т. Собрание сочинений, т.2, М., 1955.
  3. Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссиею. Т. II. 1598−1613. СПб., 1841.
  4. Акты исторические, собранные и изданные археографическою комиссиею. Т. III. 1613−1645. СПб., 1841.
  5. .В. Сборник законоположений, правительственных распоряжений и разъяснений правительствующего сената о внутренних водяных и сухопутных сообщениях. М., 1900.
  6. Н. О железных дорогах в России. // Северная пчела, № 58, 13.03.1835.
  7. Н. Об устроении железных дорог в России //Сын Отечества № 42,1835.
  8. H.A. Статьи и письма. М. Л., 1933.
  9. П.И. Воспоминания. В кн.: Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1989.
  10. Ю.Богданов А., Рубан В. Историческое, географическое итопографическое описание Санктпетербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год.". СПб., 1779.
  11. Ф.В. О новой книге // Северная пчела. № 287, 17.12.1835.
  12. П. де. Воспоминания французского дипломата при С.-Петербургском дворе. 1828−1831 гг. Военный сборник, т.48. СПб., 1866.
  13. JI.C. Описание чугунной дороги (Iron Rail Way) учрежденной в графстве Суррей, в Англии, в 1802 году, изобретенной для удобнейшего и легчайшего перевоза разных грузов и тяжестей лошадьми. СПб., 1805.
  14. Н.Вересаев В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников. М., 1990.
  15. П.А. Фрагменты из записных книжек, в кн. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки. М., 1988.
  16. П.А. Стихотворения. Л., 1986.
  17. Ф.А. О выгодах построения железной дороги из С.Петербурга в Царское Село и Павловск, высочайше привилегированною его Имп. Величества компаниею. СПб., 1836.
  18. Н.В. Мертвые души: Поэма/ Вступ. ст. и коммент. В. А. Воропаева. М., 1988.
  19. Т. Путешествие в Россию. М., 1988.
  20. Л. Записки Д’Аршиака: Петербургская хроника 1836 года. М., 1997.
  21. К. Павловск- исторический очерк. СПб., 1911.
  22. В.П. Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компании. СПб., 1836.
  23. А.И. Мои воспоминания. Т. 1, 2. М., 1912−1913.
  24. М.Г. Общие суждения об относительных выгодах каналов и дорог с колеями, и приложение выводов к определению удобнейшего для России способа перевозки тяжестей. СПб., 1831.
  25. А. Путевые впечатления. В России. В 3 т., М., 1993.
  26. М. Путевые записки по России в 20-ти губерниях. СПб., 1843.
  27. Живописное обозрение. Т. 2. 1836 -1837.
  28. Журнал мануфактур и торговли. СПб., 1826, № 5 (с. 66 77), 7 (с. 3 -28).29.3агоскин М. Н. Москва и москвичи. Записки Богдана Ильича Вельского. Выход 1-й. М., 1842.
  29. ЗО.Измайлов В. Путешествие в полуденную Россию. М., 1805.31 .Иллюстрированный путеводитель по Николаевской железной дороге. Петроград, 1914.
  30. Инструкция губернскому почтмейстеру. СПб., 1807.
  31. Н.М. Письма русского путешественника. В кн.: Сочинения Карамзина. Тома: II, III, IV, V. М., 1803.
  32. H.A. Наша железнодорожная политика по документам архива Комитета министров. Т. 1. СПб., 1902.
  33. И.Т. Очерки Москвы сороковых годов. M.-JL, 1931.
  34. И.Г. Дневник путешествия в Московию. 1698 и 1699 гг. СПб., 1906.
  35. Красная нива № 48, за 1926 г. очерк «Первая чугунка».
  36. А. Гражданская архитектура. Сочинение Аполлинария Красовского. СПб., 1851.
  37. Кюстин де А. Николаевская Россия. М., 1990.
  38. С. Отголоски старины. М., 1867.
  39. С.И. Воспоминания. Записки Московского отделения Императорского Русского Технического Общества. Вып. 4, 30 апр. 1886.
  40. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Смоленская губерния. Т. 21. СПб., 1862.
  41. П.П. Сведения о русских железных дорогах. В кн.: П. П. Мельников инженер, ученый, государственный деятель. СПб., 2003.
  42. Московский наблюдатель, ч. XI. М., 1837.
  43. Московекий Телеграф, издаваемый Николаем Полевым. Ч. 12, М., 1826.
  44. П. Заметки на пути из Петербурга в Барнаул. СПб., 1850.
  45. П. Рассказы проезжего. СПб., 1854.
  46. А.Н. Избранные пьесы. М., 1986. 51. Отечественные записки. Т. VII, 1821.
  47. Павловск. Очерк истории и описание (1777−1877). СПб., 1877.
  48. Павловск. Путеводитель. СПб., 1895.
  49. Памятники русского права. // Под ред. проф. Л. В. Черепнина. Вып. 4. М.: Госюриздат, 1956.
  50. В.А. Воспоминания. «Русская старина», т. 107, № 7, 1901.
  51. В. О состоянии промышленных сил России до 1832 г. СПб., 1833.
  52. Д. Путевые заметки//Тайны истории в романах, повестях и документах. М., 1999.
  53. Почтово-телеграфный журнал. Отдел неофиц. Август 1893.
  54. А. О железнодорожных и торцевых дорогах в России. М., 1838.
  55. A.C. Евгений Онегин. Роман в стихах/Коммент. Ю. М. Лотмана.М., 1991.
  56. A.C. Путешествие из Москвы в Петербург // А.Пушкин. Золотой том. Собрание сочинений. М., 1993.
  57. М.И. Старый Петербург. Репринт СПб., 1899, М., 1990.
  58. А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1981.
  59. Русский художественный листок В.Тимма. № 1 от 1-го января 1851.
  60. Русский художественный листок В.Тимма. № 31 от 1-го ноября 1851.
  61. Русский художественный листок В.Тимма. № 18 от 20-го июля 1852.
  62. Русский художественный листок В.Тимма. № 35 от 7-го декабря 1859.
  63. В.Н. Начало железнодорожного дела в России. «Вестник Европы», № 5,1899.
  64. Санкт-Петербургские ведомости, прибавление к № 5 за 1837.
  65. Санкт-Петербургские ведомости № 222, за 1837.
  66. Санкт-Петербургские ведомости № 247 от 31 октября 1837.
  67. Санкт-Петербургские коммерческие ведомости № 8 от 26 марта 1803.
  68. Сборник исторических материалов, извлеченных из архива собственной Его Императорского Величества канцелярии. Под ред. Н.Дубровина. Вып. VIII. СПб., 1896.
  69. Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. Выпуск III. Владимир-на-Клязьме, 1900.
  70. Северная пчела № 49 от 2.03.1835 Наблюдения в отечестве. Железная дорога между Москвою и Санкт-Петербургом.
  71. Северная пчела№ 287 от 17.12.1835 Отзыв на статью г. Атрешкова.
  72. Северная пчела № 275 от 1.12.1836 Описание пробных «катаний» до Кузьмина.
  73. Северная пчела № 248 от 2.11.1837 Открытие железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом.
  74. Северный муравей. №№ 10, 13, 26, 36, 46, 1830.
  75. В.В. Предания и воспоминания. СПб., 1881.
  76. В.А. Тарантас. Путевые впечатления. СПб., 1845.
  77. Ф.И. Письма Ф.И.Тютчева к его второй жене, урожд. баронессе Пфеффель (1843 1853). Исторический сборник «Старина и новизна», кн. 18, СПб, 1914.
  78. Уложение Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича. Государственная типография, 1913.
  79. Н.Ф. Павловский музыкальный вокзал. 1838 1912. СПб, 1912.
  80. П.Я. «Апология сумасшедшего». В кн.: Избранные сочинения и письма. М, 1991.
  81. Н. «О железных дорогах и преимуществе их над обыкновенными дорогами и каналами» // Северный муравей № 1, 1830.
  82. П. Путеводитель по саду и городу Павловску. СПб, 1843.
  83. А.И. Из истории железнодорожного дела в России: Николаевская дорога в 1842—1852 гг. //Русская старина, май, ноябрь 1885- январь 1886.1. Архивные материалы:
  84. Акварели А.Петцольта. Фонд РГБ. Единицы хранения: инв. № МК XVII-27, per. № 1257−99.
  85. Акварели Р.Желязевича. Фонд ЦМЖТ. б) Российский Государственный Исторический Архив (РГИА):
  86. Письмо чрезвычайного посла и полномочного министра Её Британского Величества Кланрикорда Вице-канцлеру гр. Нессельроде от 1/13 июня 1839 г. Ф. № 37, on. 1, дело № 50.
  87. Дело о сведениях относительно введения в России железных дорог. 25 февраля 1835 март 1835 г. Ф. № 472, оп. 13, дело № 1082.в) Рукописные материалы по истории устройства железных дорог в
  88. России. Предложения австрийского инженера Герстнера. Ч. I, II
  89. Библиотека Петербургского Государственного Университета Путей1. Сообщения):
  90. Письмо Главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий генерал-адъютанта гр. Толя члену Совета путей сообщения и публичных зданий генерал-лейтенанту Потье от 14 января 1835 года.
  91. гр. Толя Его Императорскому Величеству от 14 января 1835 года.
  92. Гр. Толю Рапорт Комиссии для рассмотрения привилегий, испрашиваемых иностранцем Герстнером на построение железных дорог в России от 29 января 1835 года.
  93. Доклад Главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий Его Императорскому Величеству от 3 февраля 1835 года.
  94. гр. Толя Его Императорскому Величеству о привилегии на сооружение в России железных дорог от 17 февраля 1835 года.
  95. гр. Толя о предоставлении г.Герстнеру привилегии на сооружение железных дорог в России. Март 1835 года.
  96. г. Министра Финансов о привилегиях г.Герстнера.г) Архивные материалы, напечатанные в историческом журнале «Красный архив», т. З (76), за 1936 г.:
  97. Записка главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями гр. К. Ф. Толя, 17 февраля 1835 г.
  98. Комитет 1835 года о железной дороге. (Из записок статс-секретаря барона М. А. Корфа о заседании особого комитета по рассмотрению предложений и привилегий Франца-Антона фон Герстнера).
  99. Проект ответа председателя особого комитета М. Сперанского Фр. фон Герстнеру, июль 1835 г.
  100. Фр. фон Герстнера председателю особого комитета М.Сперанскому.
  101. Заявление председателю Гос. совета гр. Н. Новосильцеву гр. А. Бобринского, Бенедикта Крамера, Франца фон Герстнера и Ивана-Конрада Плита на привилегии для образования компании Царскосельской жел. дороги, 3 февраля 1836 г.
  102. Представление министра финансов гр. Е. Канкрина в комитет министров, 7 апреля 1836 г.
  103. Представление министра финансов гр. Е. Канкрина в комитет министров, 29 июля 1837 г.
  104. Письмо московского военного ген.-губернатора кн. Д. В. Голицына Николаю I, 21 марта 1838 г.
  105. Проект учреждения акционерного общества устройства железной дороги от С.-Петербурга до Москвы, 21 марта 1838 г.
  106. Замечания главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий гр. Толя на проект А. Абазы, апрель 1838 г.
  107. Замечания министра финансов гр. Е. Канкрина на проект А. Абазы, апрель 1838 г.
  108. Мнение комитета по предложению А. Абазы, 5 апреля 1838 г.
  109. Письмо и первая записка Н. Муравьева Николаю I, 5 декабря 1838 г.
  110. Записка Н. Муравьева Николаю I (записка заголовка не имеет).
  111. Доклад главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями гр. К. Толя Николаю I, 25 декабря 1838 г.
  112. Отношение управляющего III отделения гр. А. Бенкендорфа к главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями гр. Толю 8 марта 1841 г.
  113. Донесение Николаю I комиссии по устройству железной дороги между Петербургом и Москвой, 15 сентября 1841 г.
  114. Заключение комитета при главном управлении путей сообщения и публичных зданий, 10 октября 1841 г.
  115. A.M. Крестьянское хозяйство Европейской России. 1881 1904. М, Наука, 1980.
  116. Архитектурные ансамбли Москвы XV начала XX веков. Принципы художественного единства.// Под ред. Т. Ф. Саваренской. М.: Стройиздат. 1997.
  117. В.Ю. Провинция. Пространство и культурное взаимодействие.//Российская провинция XVIII XX веков. Книга 1. Пенза, 1996.
  118. P.A., Дусалимов А. Т. Мчится тройка почтовая. Уфа, 2000.
  119. К. Почта в России в XIXb. М, 1927.
  120. H., Крашенинникова H., Чернозубова Л., Эрн И. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII -XIX вв. М., 1961.
  121. А.Н. История русской живописи в XIX в. М., 1998.
  122. Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.
  123. А. Материалы по железнодорожным вопросам. Железные дороги Англии, Франции и России. Ярославль, 1881.
  124. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1897.
  125. М.В., Брайцева О. И., Харламова A.M. Архитектор Н.А.Львов. М., 1961.
  126. . Петербург Москва. Из истории Октябрьской железной дороги. Л., 1934.
  127. Г. М. Исторический очерк города Воронежа. 1586 1886. Воронеж, 1886.
  128. В.М. Краткий исторический очерк начала и распространения железных дорог в России по 1907г. включительно. СПб., 1898.
  129. А.Н. История отечественной почты. М.: Радио и связь, 1990.
  130. Виды Санктпетербурго-Московской железной дороги 1851 г. В акварелях Августа Петцольда. Вводная статья Е. И. Кириченко. «Пашков дом», 2001.
  131. B.C. Возникновение железных дорог в России. М., 1949.
  132. B.C. Начало железнодорожного дела в России (до 40-х годов XIX века). М., 1949.
  133. А.И., Каплун А. И., Кипарисова A.A. Казаков. М., 1957.
  134. М.И., Воронина М. М. Павел Петрович Мельников. Л., 1977.
  135. М.И., Воронина М. М. Франц Антон Герстнер. СПб., 1994.
  136. А.Н. Триумфальные ворота 1742 г. в Санкт-Петербурге. //Русское искусство барокко. М., 1977.
  137. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах, т. 6. М., 1968.
  138. Л. В. Николай I. М., 2003.
  139. П.И. Исторический очерк развития путей сообщения в XIX в. СПб., 1893.
  140. Главная дорога России. Коллектив авторов. М. СПб., 2000.
  141. И.Э. История русского искусства. Т. III, М.: Издание И. Кнебель, 1912.
  142. И.Э. История русского искусства. Т. IV, М.: Издание И. Кнебель, 1913.
  143. И.Э. Эволюция способов передвижения. «Строительство Москвы» № 1, 1926.
  144. Н.Ф. Русский регулярный город на традиционной основе.// Архитектурное наследство. Вып. 33. М.: Стройиздат, 1985.
  145. Л. История локомотива. М.-Л., 1937.
  146. Л. Русские инженеры. М., 1947.
  147. И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. Ярославль, 1900.
  148. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. I -IV. М&bdquo- 2000.
  149. Домик станционного смотрителя. Альбом. Составитель Н. И. Грановская. Л., 1974.
  150. Домик станционного смотрителя. Альбом. Составитель В. М. Якушева. Л., 1985.
  151. Дороги России. Исторический аспект. М., 1992.
  152. Дороги Тверской области. Коллектив авторов. СПб., 2001.
  153. Железные дороги России. История и современность в фотодокументах. СПб., 1996.
  154. Железные дороги СССР, прошлое и настоящее. Фотоальбом. М., 1989 г.
  155. H.A., Рыжак С. А. Выдающиеся инженеры и ученые железно-дорожного транспорта. М., 1990 г.
  156. H.A. От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали. М., 1986 г.
  157. Зодчие Москвы XV XIX вв. М.: Московский рабочий, 1981.
  158. Зодчие Петербурга второй половины XIX века: каталог выставки. Автор-составитель В. Г. Исаченко. Л., 1985.
  159. Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. СПб., 1997.
  160. Зодчие Санкт-Петербурга: XIX начало XX века. СПб., 1998.
  161. История железнодорожного транспорта России, 1836−1917 гг., под ред. Красковского. СПб., 1994.
  162. История русской архитектуры. Под ред. Ю. С. Ушакова, Т. А. Славиной. СПб., 1994.
  163. О.Н. Дорожная повинность крестьян Сибири в Х1Хв. В кн.: Образ жизни сибирского крестьянства периода разложения феодализма. Новосибирск, 1983.
  164. Н.С. Политика русского самодержавия в области промышленности (20 -50-е годы XIX века). М., 1968.
  165. А.Д. Сибирский тракт//Вопросы научно-методической работы над сводом памятников истории и культуры народов Сибири. Новосибирск, 1974.
  166. А.Ф. Русская литография XIXb. М., 1953 г.
  167. JI.B. Почта в России в ХГХв.: культурно-информационная система // Российская провинция XVIII—XIX вв.еков: реалии культурной жизни. Пенза, 1996 г.
  168. Краткий исторический очерк начала и распространения железных дорог в России по 1897 г. включительно, составленный В. М. Верховским. СПб., 1898.
  169. Краткий исторический очерк развития водяных и сухопутных сообщений и торговых портов в России. СПб., 1900.
  170. Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства путей сообщения за 100 лет его существования (17 981 898). СПб., 1898.
  171. A.C. Очерки истории дорожного строительства в СССР (дооктябрьский период). М., 1951.
  172. И.И. Архитектура Новгорода. Л.: Стройиздат, 1991.
  173. Д.С. Поэзия садов. СПб, 1991.
  174. Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1992.
  175. Ю.М. Художественная природа русских народных картинок. В кн.: Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIXbb. М, 1976.
  176. М.А. Обыкновенные дороги. СПб, 1889.
  177. Е.И. Иоганн Штраус. Л, 1964.
  178. А. Архитектор Д.В.Ухтомский и его школа. М, 1954.
  179. С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII XIX веках. М.: Стройиздат, 1987.
  180. К.А. Россия в дорожном отношении. М., 1920.
  181. От Царскосельской до Октябрьской. Альбом. СПб, 2003.
  182. Очерки русской культуры XVIII века. Под ред. Б. А. Рыбакова. Ч. 1. М, 1985.
  183. Очерки русской культуры XIX века под ред. Кошмана. М, 1998.
  184. В.Е. О первой железной дороге в России. СПб, 1997.
  185. Т.А. Андрей Штакеншнейдер. JL: Лениздат, 1978.
  186. В.И. Русские триумфальные памятники. Л, 1960.
  187. В.И. Типовое проектирование в русском зодчестве.// Архитектура и строительство Ленинграда. № 3(12), 1956.
  188. Пилявский В. И, Тиц A.A., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры. Л.: Стройиздат, 1984.
  189. B.C. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М.: Наука, Слава, 200.
  190. Портретная миниатюра в собрании Русского музея. Государственный Русский музей. 1996.
  191. E.H. Дмитрий Иванович Журавский (1821 1891). М, 1984.
  192. Д. Русские народные картинки. Кн. V. СПб, 1881.
  193. Русский лубок XVITXIX вв. Альбом. Примеч. В. Бахтина, предисл. Д.Молдавского. М.-Л, 1962.
  194. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины XIX века. Под ред. А. И. Леонова. М, 1954.
  195. Саваренская Т. Ф, Швидковский Д. О, Петров Ф. А. История градостроительного искусства. М.: Стройиздат, 1989.
  196. А. Григорий Григорьевич Гагарин. 1810 1893. М.: Искусство, 1951.
  197. А.А. По дорогам цивилизации. Омск, 2001.
  198. И.А. Федор Чижов. М., 2002.
  199. Т.А. Архитектор К.Тон. Л, 1989.
  200. П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  201. П.И. Искусство литографии. М., 1952.
  202. Л. Василий Федорович Тимм. М., 1954.
  203. С.М. Записка сенатора Н.Е.Муравьева о развитии коммерции и путей сообщения в России (60-е годы XVIII в.)// Историческая география России XII нач. XX вв. — Сборник статей к 70-летию профессора Л. Г. Бескровного. М., 1975.
  204. Н. Исторический очерк дорожного дела в Тверской области// Сборник Тверского общества любителей истории, археологии и естествознания. Вып. 1-й. Тверь, 1903.
  205. С.А. Петербург-Московская железная дорога. История строительства. Л., 1951.
  206. Центральный музей связи им. А. С. Попова. Путеводитель. Л., 1962.
  207. В.А. Из истории экипажного производства в Петербурге в Х1Хв. В кн.: Декоративно-прикладное искусство России и Западной Европы конца XVI XIX вв. Л., 1986.
  208. Г. М. Архитектурно-пространственное путешествие из Петербурга в Москву (XVIII первая половина XIX вв.). Монография. Тверь: Грин-Пресс, 2000.
  209. Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX—XX вв.. М., 2003.
  210. В.Е. Министр финансов Канкрин/ Вопросы истории, № 1,2000.
  211. Genss J. Briefe Wilhelm Timm" s an seinen Vater. Tartu Dorpat, 1931.
  212. Haywood R.M. The beginnings of railway development in Russia in the reign of Nicholas I, 1835−1842. Durham, North Carolina, 1969.
  213. Les miniatures. Musee Cognacq-Jay. Musee du XVIII siecle de la ville de Paris. Paris, 2002.
  214. Rolt L.T.C. The railway revolution. London, 1988.
  215. Snell J.B. Early railways. London, 1972.
Заполнить форму текущей работой