Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Толерантность как принцип культурной политики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные идеи поликультурного образования воплощаются путем интенсивной работы по включению национально-регионального компонента в школьные программы различных учебных курсов, в том числе предметов эстетического цикла. Отдельной областью рассмотрения является музыкально-эстетическое образование, поскольку традиционное многонациональное музыкальное искусство исследуемого региона, сложившееся под… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Толерантность как феномен культуры
    • 1. 1. Категория «толерантность»: теоретические аспекты исследования
    • 1. 2. Толерантность в пространстве постмодернистской идеологии
    • 1. 3. Толерантность в контексте культурной политики: цели, задачи, основные направления
  • Глава II.
  • Принцип толерантности в культурной политике: образовательная стратегия
    • 2. 1. Гуманистическая парадигма образования и культурная толерантность
    • 2. 2. Поликультурное образование как условие формирования толерантности
    • 2. 3. Теоретико-методологические основы формирования толерантности школьников в системе регионального художественно-эстетического образования

Толерантность как принцип культурной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование толерантных отношений в обществе является одной из актуальных проблем современности, о чем свидетельствуют участившиеся акты насилия, терроризма, обострение межконфессиональных и межнациональных конфликтов, проявления нетерпимости практически во всех сферах жизни человека. Основополагающей мерой в данном аспекте стало принятие на международном уровне «Декларации принципов терпимости», подписанной в ноябре 1995 г. 185 государствами — членами ЮНЕСКО, как нормы межнациональных и межконфессиональных отношений. Эта проблема напрямую связана с принципиальными вопросами, которые касаются сущности человека, его самоидентификации, взаимопонимания с другими людьми т.д. Реализация идеи толерантности в массовом сознании сопряжена с формированием в обществе установки на независимость, автономность личности и ее ответственность за свои убеждения и поступки, недопустимость навязывания своих идей путем принуждения и силы.

Актуальность данной проблемы для Краснодарского края имеет особую остроту в связи с исторически сложившимся многонациональным составом его населения не только с точки зрения полиэтничности, но и, одновременно, поликультурности социума. Принимая во внимание тот факт, что регион интегрирует многообразные национальные традиции различных народов, в культурной сфере толерантность определяется как умение продуктивно взаимодействовать с представителями различных культур, не только следование морально-этическим нормам своего народа, но и признание ценности традиций представителей других наций.

Основные принципы толерантности отражены в культурной политике России, определяемой А. Я. Флиером как «совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней модернизации общества"1, которая в качестве инструментария использует такие социальные институты, как образование, воспитание, просвещение, философское, общественное и гуманитарное знание, а также религию и художественное творчество.

По мнению ученых, основным средством формирования толерантности в российском обществе является образование: «Творческое использование принципа толерантности в образовательном процессе становится залогом его эффективности и создает благоприятные условия для его дальнейшего распространения в другие сферы социальных отношений, повышая тем о самым возможности выживания современного российского общества» .

Степень научной разработанности. Проблема толерантности исследуется представителями самых разных областей гуманитарного знания. В частности, историко-философский аспект толерантности раскрывается в работах В. М. Золотухина, В. А. Лекторского, Л. В. Скворцова и др. Толерантность как неотъемлемая часть гармонизирующего диалога, в том числе диалога культур и цивилизаций, рассматривалась в трудах М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, М. Бубера, С. Л. Франка. В традициях русской религиозно-философской мысли обращают на себя внимание произведения Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, А. С. Хомякова и др.

Проблема формирования политической и правовой толерантности в современной западной и отечественной литературе освещается такими учеными, как Дж. Роулс, М. УолцерА. П. Альбов, А. С. Панарин, Э. Ю. Соловьев, В. В. Шалин и др. Соотношение феноменов «толерантность» и «интолерантность» исследуется в конфликтологии (А. В. Дмитриев, А. Г. Здравомыслов, В. Зигерт, М. С. Мириманова и др.).

1 Флиер, А.Я. О новой культурной политике России [Текст] / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность, 1994. -№ 5. — С. 14−15.

2 Шалин, В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость [Текст] / В. В. Шалин. — Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. — C. 350.

Этические проблемы толерантности оказались в центре научных интересов Р. Р. Валитовой, А. А. Гусейнова, Н. Н. Федотовой и др. В. И. Филатов позиционирует толерантность как духовное качество личности.

Следует отметить социологическую направленность в изучении национальной культуры и национального самосознания, предпринятую Ю. В. Арутюняном, Л. М. Дробижевой, А. Г. Здравомысловым и др.

Значительное количество работ посвящено этнопсихологическим проблемам взаимодействия наций (Г. М. Андреева, Б. Ф. Поршнев, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко и др.). Психолого-педагогические и коммуникативные аспекты проблемы толерантности освещают в своих работах К. А. Абульханова-Славская, Л. Л. Буева, Ю. Л. Емельянов, Л. Н. Круглова, Р. Л. Лившиц и др. Педагогическая толерантность оказывается в фокусе исследований Ш. А. Амонашвили, П. Ф. Комогорова, М. М. Рыбакова и др. Косвенным образом, сквозь призму регионального образования, проблему толерантности затрагивали Г. С. Виноградов, Д. С. Лихачев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский.

Вопросы государственной политики в сфере культуры исследовали Л. Е. Востряков, А. В. Костина, К. Э. Разлогов, А. Я. Флиер и др.

Специального внимания в данном контексте заслуживают труды представителей научной мысли Юга России, посвященные общим проблемам толерантности, этнической и религиозной толерантности, вопросам развития культуры региона (И. И. Горлова, Н. Г. Денисов, Н. П. Медведев, В. В. Шалин и др.).

Следует упомянуть и авторов диссертаций (М. К. Аташукова, X. Л. Нальгиева, В. А. Островерх и др.), позиционирующих толерантность как культурный феноменна региональном уровне демонстрируют различные точки зрения на толерантность как неотъемлемую составляющую российского социума Е. В. Магомедова, С. В. Мамонтова, Л. В. Мельникова, Н. Г. Юровских и др.

Отмечая значимость указанных исследований в разработке концепта «толерантность» во всех его аспектах, стоит, тем не менее, подчеркнуть, что данная проблема требует дальнейшего изучения в культурологическом контексте, особенно на региональном уровне.

Объектом диссертационного исследования является культурная политика государства и ее реализация на региональном уровне.

Предмет исследования — толерантность как один из принципов культурной политики.

Целью настоящей работы является исследование направлений (приоритетов) региональной культурной политики в формировании культурной толерантности в социуме.

Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить анализ толерантности как феномена культуры.

2. Рассмотреть идею постмодернистской множественности во взаимосвязи с категориями «поликультурность» и «толерантность».

3. Изучить в контексте толерантности основные направления культурной политики.

4. Обобщить опыт деятельности региональных общественных объединений в развитии межкультурного диалога.

5. Сравнить концепцию гуманистической парадигмы образования с основными принципами толерантности, отраженными в культурной политике.

6. Определить возможности поликультурного образования в формировании толерантности как качества личности.

7. Разработать теоретико-методологические основы формирования культурной толерантности школьников в системе регионального художественно-эстетического образования.

Теоретико-методологической основой исследования стали концепции диалогической философии (М. М. Бахтин, В. С. Библер) — теоретические положения развития региональной культуры (Г. Н. Волков, И.Я. Мурзина) — теоретические положения культурологии образования (Н. Б. Крылова), поликультурного образования (Дж. Бэнкс, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и др.), этнокультурного образования (В. И. Баймурзина, Г. Д. Дмитриев, Л. Л. Супрунова).

В работе использовались принцип дополнительности, способствующий разносторонней оценке исследуемых явлений, а также методы анализа, синтеза, структурно-функциональный и социологический подходы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено содержание понятия «культурная толерантность» и представлен его анализ, который выявил, что данный феномен выступает неотъемлемым качеством культуры общества, социального слоя, личности;

— выявлено, что появление актуальной на сегодняшний день проблемы конструктивного взаимодействия, нашедшей выражение в концепте толерантности, отчасти обусловлено идеей «множественности порядков» (И.Т. Фролов), трактуемой постмодернистами как невозможность установления какой-либо иерархии;

— проанализированы в аспекте толерантности основные цели, задачи и направления культурной политики, выдвигающие образовательную сферу в качестве приоритетной в силу ее значительного потенциала, обеспечивающего формирование в обществе толерантных установок как регуляторов внутрисоциальных взаимоотношений;

— установлено, что если в рамках гуманистической парадигмы образования основной акцент делается на личные, индивидуальные потребности человека (личностно-ориентированные технологии), то процесс формирования культурной толерантности требует организации взаимодействия индивидуумов на уровне конструктивного диалога;

— обозначены механизмы перевода толерантности из сферы теоретической ценности на уровень практических норм посредством творческой деятельности в рамках культурно-образовательного процессавыявлена особая роль музыкальной составляющей в процессе формирования культурной толерантности заключающаяся в интеграции внешних общественных процессов и внутренних человеческих эмоций.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в процессе анализа источников и литературы выделена проблема толерантности и выявлена ее сущность как культурного феноменарассмотрены механизмы формирования толерантности в сфере образованияразработаны теоретико-методологические основы формирования толерантности школьников в системе художественно-эстетического образования с учетом региональной специфики.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания культурологии, философии образования, а практические рекомендации — в художественно-эстетическом образовательном процессе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование культурной толерантности — одна из наиболее актуальных задач современного общества, поскольку она выступает гарантом гармоничного сосуществования различных культур, стабильности социальных систем. Как феномен культуры толерантность предполагает продуктивное взаимодействие с представителями различных культур и объединяет этническую толерантность и межкультурную компетентность.

2. Отличительной чертой постмодернизма является плюрализм, трактуемый как допущение одновременного сосуществования разнообразных точек зрения (В. А. Емелин). С одной стороны, именно идея множественности, возведенная постмодернистами в некий абсолют, отчасти стала отправным моментом при разработке поликультурных теорий. С другой стороны, технотронный характер постиндустриального (информационного) общества породил такую форму мышления, как «зэппинг"-мышление (А. В. Костина), отличающееся весьма поверхностным характером при «большом объеме памяти». Поверхностность восприятия, и в ряде случаев мышления, обусловленная возможностью доступа к огромному количеству информации, оборачивается участившимися конфликтами, которые порой принимают глобальные формы. Культурная толерантность призвана регулировать отношения «множественностей» в процессе их взаимодействия.

3. Культурная политика является важнейшим стратегическим фактором в формировании толерантных установок общества. Ее основные направления ориентированы на образовательную сферу, которая обладает огромным потенциалом формирования у подрастающего поколения культурной толерантности.

4. Гуманистическая парадигма (Н. Н. Моисеев), в основе которой находится человек, самоценность его существования, неповторимость индивидуальности, выдвигает в качестве приоритетных задач максимальный учет личностных склонностей и потребностей индивида. Однако на сегодняшний день раскрытие, развитие, удовлетворение индивидуальных потребностей не являются достаточными. Не менее актуальным в условиях современной социокультурной ситуации становится создание условий для равноправного диалога, складывающегося между одной индивидуальностью («Я») и другой индивидуальностью («не Я»). Соответственно, гуманизация образования, согласно современным требованиям, должна включать и толерантные установки.

5. Современное состояние общества, характеризуемое исследователями как «период плюрализма ценностей и культурного многообразия» (Е. Ю. Ежова), выдвинуло новые требования к социальному развитию человека. Данные требования нашли отражение в поликультурном образовании, в основе которого находится идея культурной множественности, установка на недопустимость дискриминации людей по признакам национальной, религиозной, идеологической принадлежности. Поликультурное образование способствует формированию многогранной картины мира, навыков конструктивного взаимодействия личностей и по сути практически выполняет функцию формирования в обществе толерантных установок.

6. Основные идеи поликультурного образования воплощаются путем интенсивной работы по включению национально-регионального компонента в школьные программы различных учебных курсов, в том числе предметов эстетического цикла. Отдельной областью рассмотрения является музыкально-эстетическое образование, поскольку традиционное многонациональное музыкальное искусство исследуемого региона, сложившееся под влиянием исторических процессов, обладает большим идейно-эмоциональным, идейно-психологическим воздействием на окружающих, обладая «универсальным», понятным каждому человеку (вне зависимости от языковой, этнической и конфессиональной принадлежности) языком выражения.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Полученные автором научные результаты соответствуют паспорту специальности 24.00.01 — теория и история культуры по отрасли культурология, а именно пунктам 1.15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества- 1.17. Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство) — 1.18. Культура и общество- 1.19. Культура и этнос- 1.22. Культура и национальный характер- 1.23. Личность и культура- 1.29. Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики- 1.30. Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции.

Достоверность и обоснованность исследования основаны на анализе соответствующей научной литературыорганичной связи теоретических положений с социокультурной ситуацией в обществе, ценностных приоритетах государственной политики в области культуры и образованияиспользовании комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам исследования в их тесной связи с педагогической деятельностью.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях автора на научно-практических конференциях: «Историко-культурные и религиозные связи славянских народов: традиции и современность» (Краснодар, 2006) — «Художник и время: взаимодействие культур в современном мире» (Краснодар, 2007) — «Проблемы взаимодействия национальных культур в региональной многоуровневой системе музыкального образования» (Краснодар, 2007) — «Социальный порядок, толерантность — единство России» (Краснодар, 2012).

Материалы исследования обсуждались на заседании кафедры теории и истории культуры ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 7 от 07.03.2012 года).

Структура диссертационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение

.

Новый тип социальных отношений, строящихся на принципах диалога и толерантности, — это потребность, ставшая реально ощутимой в российском обществе. Развитию одного из направлений — культурной толерантности — в настоящее время уделяется особо пристальное внимание. Эта огромной важности задача решается на разных уровнях, и в первую очередь нашла отражение в культурной политике нашего государства, которая среди прочих активно привлекает потенциал образовательной сферы. Необходимость формирования у подрастающего поколения способности к гармоничному сосуществованию с Другими, повлекла за собой изменения в содержании, методах и форах образования.

Уже немало сделано в последние годы в этом направлении. Возросший интерес к возможностям художественного образования в формировании такого качества личности как культурная толерантность, базирующимся на национально-культурных традициях, проявил себя в таких документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2000 г.), федеральная программа «Сохранение и развитие художественной культуры и искусства» (1996 — 2004гг.), программа ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» (2000 г.), в которых отмечается важность внимания к традиционной отечественной культуре.

Значительный вклад внесла принятая 25 августа 2001 года Правительством Российской Федерации целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001;2005)», направленная на «разработку стратегии миролюбия, веротерпимости, доверия, социальной безопасности и согласия в многонациональном российском обществе"1. Принятие данных (и ряда подобного рода) документов для такой полигенной страны, как Россия, представляет чрезвычайную важность.

Не менее важна подобная установка и для многонационального населения Краснодарского края, поскольку жизненно важно развивать на своей малой Родине, в первую очередь у молодежи, культурную толерантность, потому что цивилизованный диалог культур — один из факторов их взаимного обогащения и взаимопроникновения, сохранения и дальнейшего воспроизводства.

Анализ философских, социологических, культурологических, психолого-педагогических и других трудов по проблеме толерантности позволил уточнить сущность понятия «культурная толерантность». Мы считаем, что толерантность и культурная толерантность представляют собой уровни развития личности, когда основными ориентирами жизнедеятельности становятся общечеловеческие ценности, высокая мораль и нравственные нормы поведения.

В результате проведенного исследования мы можем констатировать, что художественно-эстетическое образование обладает реальным потенциалом для формирования культурной толерантности в социуме.

Подводя итоги исследования, сформулируем следующие выводы:

Культурная толерантность, как и все ее сопровождающие компоненты нравственной культуры человека, в том числе и этническое самосознание, не является врожденным качеством. Культурная толерантность формируется в процессе развития человека и, особенно (!) в школьном возрасте.

Культурная толерантность проявляется в признании права другого человека на отличие, в уважительном отношении к представителям других национальностей, других культурных традиций и обычаев.

1 См. подробнее: Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе: Федер. целевая программа на 2001;2005 гг., от 25 августа 2001 г. [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001. -№ 36. — Ст. 3577.

Немаловажным компонентом культурной толерантности является готовность личности к построению отношений с представителями различных социальных, национальных, культурных групп не на основе безразличного принятия инаковости, а на Уважении, строящемся в первую очередь на Знании. Именно Знание особенностей различных культур и религий, менталитета народов, позволяет выстроить отношения между людьми на дружелюбной и мирной ноте.

Толерантность как феномен культуры включает этническую толерантность, культурную компетентность и взаимодействие. Формирование культурной толерантности представляется наиболее успешным, если перечисленные составляющие действуют в неразрывном единстве, а каждый этап данного процесса будет являться качественно новым уровнем.

Основные идеи толерантности в своей основе базируются на принципе плюрализма. Плюрализм, как состоявшаяся реальность и как новая модель восприятия культуры и общества, выдвигается в качестве базовой категории в эпоху постмодернизма. Данное положение позволяет утверждать, что в философских концепциях постмодернистов прослеживаются основные идеи «равноправия множественности», в дальнейшем преобразованные в концепцию толерантности как принципа сосуществования.

На сегодняшний день проблема формирования толерантности в обществе решается на законодательном уровне. Основные направления культурной политики в аспекте толерантности по большей части ориентированы на образовательную сферу как область, обладающую огромным потенциалом в формировании толерантности подрастающего поколения.

Существующая система личностно-ориентированного образования, выступающая ядром гуманистической парадигмы образования, выдвигает в * качестве приоритетов максимальный учет личностных склонностей и потребностей индивида. Однако в сложившихся современных социокультурных условиях раскрытие, развитие, удовлетворение индивидуальных потребностей не является достаточным, поскольку вопрос взаимодействия индивидуальности («Я») с другой индивидуальностью («не Я») в контексте равноправного диалога на сегодняшний день является также востребованным. Поэтому целесообразно дополнить содержание гуманистического образования принципами толерантности. Данное противоречие решается в новом направлении — поликультурном образовании.

Реализация целей и задач поликультурного образования, которые в своей основе совпадают с основными принципами толерантности, на практике возможна и в рамках художественного музыкально-эстетического образования. В контексте данной образовательной сферы формирование культурной толерантности представляет собой процесс, который включает развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям национальной культуры, положительной мотивационной направленности на ее восприятие.

Собственно музыкально-эстетическое образование, в содержании которого находится национально-региональный компонент, обладает особыми возможностями, поскольку традиционное многонациональное музыкальное искусство региона, сложившееся под влиянием исторических процессов, обладает большим идейно-эмоциональным, идейно-психологическим, культурно-эстетическим воздействием на окружающих, обладая «универсальным», понятным каждому человеку (вне зависимости от языковой, этнической и конфессиональной принадлежности) языком выражения.

Подводя общие итоги исследования, резюмируем: культурная политика государства в условиях современности является важнейшим стратегическим фактором в формировании толерантных установок общества. Одной из задач культурной политики является использование потенциала образования, как обладающей огромными возможностями сферы, не только в качестве средства повышения культурной и поликультурной компетенции населения, но и как способ защиты интересов народа и государства, путем трансляции национальных и общечеловеческих ценностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1960. — 335 с.
  2. , B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы Текст. / B.C. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1990.-239 е., ил.
  3. Адыгейская автономная область. Режим доступа: http://bse01 .medtour.info/
  4. , Ф.Е. Архив деконструкции Жака Деррида Текст. / Ф. Е. Ажимов // Культурология. М., 2009. — № 1. — С. 136−144.
  5. , A.A. Этническая толерантность как условие преодоления этнонациональных конфликтов Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / A.A. Акулова Краснодар, 2007 — 21 с.
  6. , Э.С. Национальная специфика и развитие региональной системы музыкально-эстетического образования Текст. / Э. С. Алешина // Современные системы образования: поиски и решения. -М., 1998.-С. 52−54.
  7. , Ш. А. Созидая человека Текст. / Ш. А. Амонашвили. -М.: Педагогика, 1982. 94 с.
  8. , Г. М. Современная социальная психология на Западе: теоретические направления Текст. / Г. М. Андреева. М.: Изд-во МГУ, 1978.- 270 с.
  9. , И.А. Этнопедагогика: культурологический аспект Текст. / И. А. Арабов, Г. Ю. Нагорная. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. -215 с.
  10. , С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма Текст. / С. А. Арутюнов // Этнографическое обозрение. М., 1993. — № 4. — С. 27−39.
  11. , С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие Текст. / С. А. Арутюнов. М.: Мир, 1989. — 247 с.
  12. , Ю.В. Трансформация постсоветских наций: по материалам этносоциологических исследований Текст. / Ю. В. Арутюнян. М.: Наука, 2003.-207 с.
  13. , Ю.В. Многообразие культурной жизни народов СССР Текст. / Ю. В. Арутюнян, JIM. Дробижева. М.: Мысль, 1987. — 303 с.
  14. , Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки Текст. / Б. В. Асафьев // Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. -М., 1990. С. 107−109.
  15. , Б.В. Речевая интонация Текст. / Б. В. Асафьев. M.-JL: Музыка, 1965.-136 с.
  16. , А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. М: Академия, Смысл, 2007. — 528 стр.
  17. , М.К. Уровень толерантности в Республике Адыгея Текст.: автореф. дис. канд. социол. наук / М. К. Аташукова. Майкоп, 2006. -22 с.
  18. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский.-М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  19. , В. Бесценный вклад народной педагогики Текст. / В. Баймурзина, X. Баймурзин // Народное образование. -М., 2000. № 6. -С. 316−321.
  20. , Г. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания Текст. / Г. Батурина // Педагогика. М., 2000. — № 3. — С. 106−107.
  21. , М.М. К философии поступка Текст. / М. М. Бахтин. М.: Наука, 1986.-249 с.
  22. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Наука, 1979.-423 с.
  23. , Д. Социальные рамки информационного общества Текст. / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С. 330−342.
  24. , H.A. Я и мир объектов Текст. / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1994.-479 с.
  25. , B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век Текст. / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1991.- 417 с.
  26. , B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы Текст. / B.C. Библер // Психологическая наука и образование. М., 1996. — № 4. — С. 66−73.
  27. , П.П. Курс педагогики. Введение в воспитание ребенка Текст. / П. П. Блонский. М.: Задруга, 1916.-286 с.
  28. Большая Советская Энциклопедия в 30 т. Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: 3-е изд., 1977. — Т. 26. — 624 с.
  29. Большой психологический словарь Текст. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.
  30. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия Текст. / Главн. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников.- М.: МФЦП, 2002.-1008 с.
  31. , H.H. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк. Режим доступа: http://budetinteresno.info/index.html
  32. , Н.М. В пространстве воспитательной деятельности Текст. / Н. М. Борытко / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. -214с.
  33. , Ю.В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики Текст. / Ю. В. Бромлей // Советская этнография. -М., 1989.-С. 105−129.
  34. , Ю.В. Очерки теории этноса Текст. / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983.-412 с.
  35. , Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность Текст. / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1987. — 334 с.
  36. , Ю.В. О соотнесении предметных областей этнографии, истории и социологии Текст. / Ю. С. Бромлей, О. И. Шкаратан // Советская этнография. -М., 1978. № 4. — С. 56−83.
  37. , М. Я и Ты Текст. / М. Бубер. М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.
  38. , Н.Ф., Денисов, Н.Г. Проблемы и пути укрепления российской гражданской идентичности на Северном Кавказе Текст. / Н. Ф. Бугай, Н. Г. Денисов.-Краснодар, 2010.-100 с.
  39. , Л.П. Человек: деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева." — М.: Мысль, 1978.-216 с.
  40. , С. Какие они, белорусы? Текст. / С. Буко // Белорусы в России: информ. вестник Посольства Респ. Беларусь в РФ. 2004. — Вып. 1. — С. 10−11.
  41. , Н.О. Философия постмодернизма Текст. / Н.О. Бушмакина- Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003.- 152 с.
  42. , Дж. Мультикультурное образование: цели и измерения Текст. / Дж. Бэнкс // Новые ценности образования. М., 1996. — Вып. 10. — С. 15−19.
  43. , В.В. Эстетика Текст. / В. В. Бычков. М.: Гардарики, 2004. -556 с.
  44. , В.В. Искусство нашего столетия. Пост-адеквации Текст. / В. В. Бычков. М.: ИФ РАН, 1998. — 270 с.
  45. , П. Проблема музеев Текст. / П. Валери // Об искусстве. М.: Искусство, 1993. — С. 205- 208.
  46. , P.P. Толерантность: порок или добродетель? Текст. / P.P. Валитова // Вестник Моск. ун-та. М., 2000. — № 1. — С. 33−37.
  47. Вестник воспитания Текст. / Изд.-ред. д-р. Е. А. Покровский. М., 1902−1908.
  48. , Г. С. Народная педагогика Текст. / Г. С. Виноградов. -Иркутск: Власть труда, 1926. 30 с.
  49. , Г. Н. Этнопедагогика Текст. / Г. Н. Волков. М.: Academia, 1999.- 167 с.
  50. , Г. Н. Этнопедагогическая концепция современного национального образования и воспитания Текст. / Г. Н. Волков // Педагогический вестник. М., 1999. — № 1. — С. 13−24.
  51. , Ю.Г. Креативность: исторический прорыв России Текст. / Ю. Г. Волков. М.: Социально-гуманитарные знания, 2011. — 328с.
  52. , П.С. Музыкальные занятия в условиях полихудожественного развития школы Текст. / П. С. Волкова. Астрахань: Волга, 1999. — 104 с.
  53. , Л.Е. Культурная политика: основные концепции и модели Текст. / Л. Е. Востряков // Экология культуры. Архангельск: Комитет по культуре администрации области, 2004. — № 1. — С. 79−108.
  54. , Л.Е. Россия и ее регионы в условиях кризиса: приоритеты, принципы, модели защиты региональной культурной политики Текст. / Л. Е. Востряков // Культура региона: состояние, проблемы, перспективы. М.: Изд. АПРИКТ, 2000. — Вып. 2.- С. 4−14.
  55. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л.С. Выготский-М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  56. , В.А. О музыке и не только. Записи разных лет Текст. / В. А. Гаврилин / Сост. Н. Е. Гаврилина, В. Г. Максимов. СПб.: Композитор, 2003. — 337 е.: ил.
  57. , A.A., Коваль, Б.И. и др. Особенности развития современной культуры. Сущность феномена // Политическое образование.-10.08.2011. Режим доступа: www.politobraz.ru
  58. , Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России Текст. / Б. С. Гешунский // Педагогика. М., 1996. — № 5. — С. 46- 54.
  59. , Р. Конец нового времени Текст. / Р. Гвардини // Вопросы философии.-М., 1990.-№ 4.- С. 182.
  60. , Г. Л. Композитор и фольклор Текст. / Г. Л. Головинский. М.: Музыка, 1981.-280 с.
  61. , Т. Православие и постмодернизм Текст. / Т. Горичева. Л.: ЛГУ, 1991.-64 с.
  62. , И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект Текст. / И. И. Горлова. Краснодар, 1998. — 320 с.
  63. , И.И. Полихудожественное формирование личности в этнокультурной среде региона Текст. / И. И. Горлова // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2007. — № 1. — С.19−21.
  64. , Л.Ф. Модели включения регионального содержания в учебный процесс Текст. / Л. Ф. Греханкина // География в школе. -2000.-№ 5.-С. 56−65.
  65. Гуманитарные технологии укрепления российской государственности на Юге России: сб. науч. ст. по матер. III Всерос. науч.-практ. конф. Текст. / Ред. колл. Н. Г. Денисов, В. Е. Науменко, Т. В. Коваленко. -Краснодар, 2010. 305с.
  66. , A.A. Социальная природа нравственности Текст. / A.A. Гусейнов.-М.:МГУ, 1974.-157с.
  67. , A.A. Этика ненасилия Текст. / A.A. Гусейнов // Вопросы философии. -М., 1990.- № 3.- С.72- 81.
  68. , Ю. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы Текст. / Ю. Давыдов, Л. Супрунова // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 122−124.
  69. Детский игровой фольклор Текст. / Сост. Н. И. Агапова, Е. В. Шишкина. Волгоград, 1997. — 54 с.
  70. Декларация прав человека Текст. М.: Наука, 1999. — 288 с.
  71. Декларация принципов толерантности Текст. // Толерантность -идеология гражданского мира. М.: Бонфи, 2001. — С. 5−13.
  72. , А.П. История зарубежной педагогики Текст. / А. П. Джуринский. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. — 272 с.
  73. , В.М. Постмодернизм как феномен культуры // Введение в культурологию / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е.Г. Соколова- СПб., 2003 С.125−130.
  74. , A.B. Конфликтология Текст. / A.B. Дмитриев. М.: Гардарики, 2000. — 320 с.
  75. , Г. Д. Многокультурное образование Текст. / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999.-208 с.
  76. , Г. Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США Текст. / Г. Д. Дмитриев. М.: Педагогика, 1999. -№ 7.-С. 107−117.
  77. , Э.Д. Современная образовательная реформа и развитие российского образования Текст. / Э. Д. Днепров. М.: МАРИОС-пресс, 1997.- 139 с.
  78. Древние армянские праздники: мат-ы форума народов Кавказа «Кавказский полигон». Режим доступа: http://poligonkavkaz.info/
  79. , JI.M. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов Текст. / JI.M. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова. М.: Мысль, 1996. — 382 с.
  80. , JI.M. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений Текст. / JI.M. Дробижева. М.: Наука, 1981. -230 с.
  81. , JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России Текст. / Л. М. Дробижева. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. — 376 с.
  82. , В.Н. Психология Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 1999.-468 с.
  83. , A.B. Мишель Фуко и его время Текст. /A.B. Дьяков. СПб.: Алетейя, 2010. — 672 с.
  84. , Ю.И. Культурологический подход к преподаванию музыки в общеобразовательной школе Текст. / Ю. И. Евдан // Педагогические вести.-М., 1993.-№ 1.-С. 95−103.
  85. , В.А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна Текст. / В. А. Емелин // Постмодернизм и культура. М., 1998. — № 5. -С.8−12.
  86. , В.А. Постмодернизм: в поисках определения Текст. / В. А. Емелин // Постмодернизм и культура. М., 1998. — № 5. — С.8−12.
  87. , Ю.Н. Обучение паритетному диалогу Текст. / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 106 с.
  88. , Б.С. Социальная культурология. 3-е изд. Текст. / Б. С. Ерасов. — М.: Аспект-пресс, 1998. 591 с.
  89. , Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность Текст. / Б. С. Ерасов. М.: Наука, 2002. — 524 с.
  90. , В.И. Культура и образование личности Текст. / В. И. Жернов, М. Е. Дуранов. М.: Изд-во Магнитог. гос. пед. ин-та, 1998. — 111 с.
  91. Живая Кубань: Интернет-дневник Краснодарского края. Интернет-ресурс. -Режим доступа: livekuban.ru.
  92. , А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса Текст. / А. Г. Здравомыслов. М.: Аспект Пресс, 1997.-268 с.
  93. , А.Г. Этнонациональная напряженность в российском обществе Текст. / А. Г. Здравомыслов // Мониторинг общественного мнения.-М., 1998.- № 3. С. 2−5.
  94. , В., Ланг, Л. Руководить без конфликтов Текст. / В. Зигерт, Л. Ланг / Сокр. пер. с нем., науч. ред. и авт. предисл. А. Л. Журавлев. М.: Экономика, 1990. — 335 с.
  95. , Ф.Г. Социальные проблемы образования Текст. / Ф. Г. Зиятдинова.- М.: Рос. гос. гуман. унив., 1999. 282 с.
  96. , В.М. Две концепции толерантности Текст. / В. М. Золотухин. Кемерово: Изд-во Кузбас, гос. техн. ун-та, 1999. — 63 с.
  97. , Д.В. Виртуализация общества Текст. / Д. В. Иванов. СПб., 2002. — 224 с.
  98. , И.А. О воспитании национальной элиты Текст. / И. А. Ильин. -М.: Жизнь и мысль, 2001. 512 с.
  99. , И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм Текст. / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1996. — 271 с.
  100. , И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. — 255 с.
  101. История философии: Энциклопедия Текст. / Сост. A.A. Грицанов. -Минск: Интерпрессервис- Книжный дом, 2002.- 1376 с.
  102. , Д.М. Об основных этапах становления татарской нации: историко-социологический очерк Текст. / Д. М. Исхаков // Панорама-Форум. Казань, 1997.-№ 1.-С. 103−107.
  103. , Д.Б. Педагогические размышления: избр. статьи и доклады Текст. / Д. Б. Кабалевский. -М.: Педагогика, 1986. 192 с.
  104. , Э.А. Социология XX века Текст. / Э. А. Капитонов. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
  105. , П.Ф. Педагогический процесс Текст. / П. Ф. Каптеров. М.: Педагогика, 1982.-480 с.
  106. , Н.И. Идеалы общего образования Текст. / Н. И. Кареев // Вестник высшей школы. СПб, 1909. — С. 36−38.
  107. , A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография Текст. / A.B. Кирьякова. Оренбург, 1996. — 188 с.
  108. , И.Э. Динамика межкультурного общения: системно-семиот. исслед Текст. / И. Э. Клюканов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. — 99 с.
  109. , М. Педагогические возможности культурологического подхода Текст. / М. Князева // Новые ценности образования. М., 1996. -№ 10.-С. 78−83.
  110. , Г. М. Педагогическая антропология Текст. / Г. М. Коджаспирова. М.: Гардарики, 2005. — 287 с.
  111. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб заведений Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.:Изд-ий центр «Академия», 2003.- 176 с.
  112. , П. Современность постмодерна Текст. / П. Козловски // Вопросы философии.-М., 1995.-№ 10.- С. 84−93.
  113. , Я.А. Избранные педагогические сочинения: Т. 1: Великая дидактика Текст. / Гл. ред. Е. В. Степанова. М., 1982. — 488 с.
  114. , Я.А. Пампедия Текст. / Сост., вступ, ст., коммент. Е. А. Михайловой. М.: Педагогика, 1984. — 280 с.
  115. , П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / П. Ф. Комогоров. Курган, 2000.-17с.
  116. , Б.И. Большой толковый словарь по культурологи Текст. / Б. И. Кононенко. М.: ACT, 2003. — 512 с.
  117. Концептуальные основы и технологии гуманизации образования и воспитания: материалы всерос. науч.-практ. конф. Текст. / Сост. Н. Е. Александровская. Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1997. — 175 с.
  118. , П.П. Регионализация образования: методологические и технологические аспекты Текст. / П. П. Корнюшкин. Саратов: Водолей-94, 1996.- 155 с.
  119. Краткий психологический словарь Текст. / Сост. JI.A. Карпенко- под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.-431с.
  120. , Л.Н., Султанов, K.B. Духовные отношения: особенности их возникновения и принципы сознательного формирования Текст. / Л. Н. Круглова, К. В. Султанов. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. инта, 1992.- 17 с.
  121. , Н.В. Проблема смены исторических типов культур Текст. / Н. В. Круглова // Введение в культурологию / Под ред. Ю. Н. Солонитина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003. — С. 79−87.
  122. , Н.Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова. -М.: Народное образование, 2000.-272 с.
  123. , Н.Б. Ребенок в пространстве культуры Текст. / Н. Б. Крылова. М.: Ин-т пед. новаций РАО, 1994. — 96 1. с.
  124. , Е. Методика реализации межпредметных связей при решении культурологических задач музыкального обучения Текст. / Е. Кубанцева // Музыка в школе. 2000. — № 2. — С. 25−29.
  125. , A.A. Гуманизм феномен современной культуры Текст. / A.A. Кудишина. — М.: Академический проект, 2005. — 504 с. (102)
  126. , М.Н. Национальная школа России в контексте государственной политики Текст. /М.Н. Кузьмин. -М.: ИНПО, 199 730 1. с.
  127. , М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России Текст. / М. Н. Кузьмин // Педагогика. М., 1999.-№ 6.-С. 30−42.
  128. Культурология. XX век: энциклопедия: в 2 т. Текст. / Гл. ред., сост. С. Я. Левит. СПб.: Унив. кн., 1998. — С.68.
  129. Кун, Т. Структура научных революций Текст. / Т. Кун. М.: Прогресс, 1977.-300 с.
  130. , С.Ю. Учебный диалог как форма обучения Текст. / С. Ю. Курганов, В. Ф. Литовский // Психология: Республиканский научно-методический сб. 1983. — Вып. 22. — С. 47- 61.
  131. , С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге Текст. / С. Ю. Курганов.-М.: Просвещение, 1989. 145 с.
  132. , П. Гуманизм и скептицизм парадигмы культуры третьего тысячелетия Текст. / П. Куртц // Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. — М.: РГО, 2000. — С. 31- 35.
  133. , H.H. Сущность культурной политики // Аналитика культурологи Электронное научное издание. 2010. Вып. 2(17). Режим доступа: http//analiculturolog.ru.
  134. , Н.М. Социальная психология этнических миграций Текст. / Н. М. Лебедева. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. -195 с.
  135. , Л. Региональная модель образования и национальные интересы России Текст. / Л. Левчук // Народное образование. М., 1997. — № 7. -С. 20−23.
  136. , В.А. Идеалы и реальность гуманизма Текст. / В. А. Лекторский // Вопросы философии. М., 1994. — № 6. — С. 22−28.
  137. , В.А. О толерантности Текст. / В. А. Лекторский // Философские науки. -М., 1997. -№ 3- 4. С. 14−18.
  138. , В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме Текст. / В. А. Лекторский // Вопросы философии. -М., 1997. -№ 11.- С.46- 54.
  139. , Р.Л. Духовность и бездуховность личности Текст. / Р. Л. Лившиц. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. — 152 с.
  140. , Б.Т. Реформаторство в российском образовании: проекты и результаты Текст. / Б. Т. Лихачев // Педагогика. М., 1996. — № 6. — С. 18−24.
  141. , Д.С. Культура как целостная среда Текст. / Д. С. Лихачев // Новый мир. М., 1994. — № 28. — С. 13- 22.
  142. , Д.С. Русская культура в современном мире Текст. / Д. С. Лихачев // Новый мир. М., 1991. — № 1. — С. 3−9.
  143. , А.П. Культурологическая составляющая интернационализации мирового образования Текст. / А. П. Лиферов. — Рязань.: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1996.-31 с.
  144. , Н.О. Характер русского народа Текст. / Н. О. Лосский. M.: Наука, 1991.-251с.
  145. , C.B. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы Текст. / C.B. Лурье. М.: Академический Проект, 2003. — 624 с.
  146. , Ч. Креативный город Текст. / Ч. Лэндри. М.: Классика-ХХ1, 2006. — 399 с.
  147. , Е.В. Толерантность как принцип культуры Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / Е. В. Магомедова. Ростов н/Д, 2000.-21 с.
  148. , Л.С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании Текст. / Л. С. Майковская // Искусство и образование. 2009. — № 1. — С.60- 66.
  149. , C.B. Толерантность в социокультурных практиках современного российского региона: обрядово-праздничная деятельность Текст.: автореф. дис.. канд. культурологи / C.B. Мамонтова.-Ярославль, 2008.-22 е.: ил.
  150. , Н.Б., Могилевский, В.Д. Виртуальный мир и искусство Текст. / Н. Б. Маньковская, В. Д. Могилевский // Архетип. М., 1997. -№ 1.- С.57- 61.
  151. , Н.Б. Париж со змеями: введение в эстетику постмодернизма Текст. / Н. Б. Маньковская. М., 1994. — 220 с.
  152. , Н.Б. Эстетика постмодернизма Текст. / Н. Б. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.
  153. , В.В. Поликультурное образование проблема современной школы Текст. / В. В. Макаев, З. А. Малькова, JI.JI. Супрунова // Педагогика. — 1999. — № 6. — С. 3−10.
  154. , Н.П. Толерантность как основа социальной безопасности: Коллективная монография Текст. / Н. П. Медведев и др. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. — 268 с.
  155. , Л.В. Толерантность как сберегающий подход в современной культуре Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук / Л. В. Мельникова. Тюмень, 2003. — 22 е.: ил.
  156. , М.С. Толерантность как проблема воспитания Текст. / М. С. Мириманова // Развитие личности. М., 2002. — № 2. — С. 104 -116.
  157. , М.С. Конфликтология Текст. / М. С. Мириманова. М.: Академия, 2003 .-320 с.
  158. , В.В. Философия Текст. / В. В. Миронов. -М.: Норма, 2005. -673 с.
  159. , H.H. Наука, образование и судьба России Текст. / H.H. Моисеев // Школьное обозрение. -М., 2000. № 2. — С. 2−5.
  160. , H.H. Рациональный гуманизм Текст. / H.H. Моисеев // Общественные науки и современность. М., 1992 — № 3.-С. 147−151.
  161. , И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры Текст. / И .Я. Мурзина // Искусство и образование. -М., 2004.-№ 2.-С. 60−65.
  162. , И.Я. Ценностные основы содержания образования и формирование региональной идентичности Текст. / И. Я. Мурзина // Искусство и образование. М., 2005. — № 6. — С. 18−25.
  163. Нальгиева, X. J1. Толерантность: генезис, эволюция, практика Текст. / Х. Л. Нальгиева. Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. — 143с.
  164. Народы России: Энциклопедия Текст. / Под ред. В. А. Тишкова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 479 с.
  165. Народы и религии мира: Энциклопедия Текст. / Гл. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.-928 с.
  166. Наука и гуманизм планетарные ценности третьего тысячелетия: тез. междунар. науч. конф. Текст. / П. Куртц. — СПб., 2000. — М., 2000. -159 с.
  167. , Г. М. Фольклорная азбука Текст. / Г. М. Науменко. М.: Академия, 1996. — 136 с.
  168. Национальный состав и владение языками, гражданство: итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. Текст. / Под ред. М. Ю. Александрова. М.: Статистика России, 2004. — Т. 4. — 946 с.
  169. Независимый информационно-научный портал «Маштоц». Режим доступа: http://www.mashtots.ru/archive/history3 .htm
  170. , П.П. Толерантность как моральный идеал Текст. / П. П. Николсон // Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. 2002. — Вып 1. — С. 97 — 111.
  171. Новая философская энциклопедия: в 4 томах Текст. / Под ред. B.C. Степина.-М.: Мысль, 2000.-Т. 1.-721 [2] с.
  172. , В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда Текст. /В.Б. Новичков // Педагогика. М., 1997.-С. 34−83.
  173. , В.В. Белорусы: становление этноса и «национальная идея» Текст. / В. В. Новосевич // Белоруссия и Россия: общества и государства / Ред.-сост. Д. Е. Фурман. М.: Права человека, 1998. — С. 11−30.
  174. Об образовании: Федеральный Закон Текст. М.: Инфра-М, 1992. -54 с. j
  175. Образование новости среднего, высшего образования. — от 17 февраля 2011 г. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://edu.mssiaregionpress.ru/.
  176. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
  177. , Л.Г. Типы культуры и образования Текст. / Л. Г. Олех // Образование в Сибири. 1995.- № 1. — С. 310.
  178. , Г. В. Социологический энциклопедический словарь Текст. / Г. В. Осипов. М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.- 488 с.
  179. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов Текст. / Под общ. ред. С. Н. Князева, C.B. Решетникова. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. -419с.
  180. Основы национальных и федеративных отношений Текст. / Р. Г. Абдулатипов, А. Е. Жарников, А. Ф. Дашдамиров [и др.], под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: РАГС, 2001. — 352 с.
  181. Основы разработки педагогических технологий и инноваций: Монография Текст. / Давыдова Л. Н., Пятин В. А., Трещев A.M., Яцукова И. Л. и др.- под ред. В. А. Пятина. Астрахань: Изд-во Астраханскгого гос. Ун-та, 1998.-395 с.
  182. , В.А. Культурные основания толерантности миноритарных народов Сахалина и Приамурья: на примере нивхского этноса Текст.: автореф. дис.. канд. культурол. / В. А. Островерх. Комсомольск-на-Амуре, 2010.- 19 е.: ил.
  183. , A.A. Культурная политика современной России Текст. / A.A. Павлович // Отечественные записки. 2004. — № 4. — С. 35−36.
  184. , A.C. Россия в цивилизационном процессе Текст. / A.C. Панарин. М.: ИФ РАН, 1996. — 209 с.
  185. , B.C. Культура и образование Текст. / B.C. Панин. Кострома.: Костром, гос. пед. ун-т, 1998. — 76 1. с.
  186. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  187. , К.П. Ученье и учитель: в 2 кн. Текст. / К. П. Победоносцев. М., 1905. — Кн. 2. — С. 25 — 30.
  188. Повышение открытости общества и динамика толерантности: проблемы формирования толерантного сознания в полиэтничной социокультурной среде: коллективная монография Текст. Ростов н/Д: Изд-во СГАКС. — 2003. — 315 с.
  189. , И.П. Педагогика Текст. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999.-432 с.
  190. , Т.В. Русское народное музыкальное творчество Текст. / Т. В. Попова. М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. — 240 с.
  191. , Б.Ф. Социальная психология и история Текст. / Б. Ф. Поршнев. М: Наука, 1966. — 211 с.
  192. , В.В. Россия: национальный вопрос Текст. / В. В. Путин // Независимая газета. М., 2012. Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2012−01 -23/ lnational.html.
  193. , A.B. Идея гуманизма в западной философии Текст. / A.B. Разин // Философия и общество. М., 1995. — № 5. — С. 174−177.
  194. , В.А. Специфика современного гуманизма как культуры Текст. / В. А. Решетников // Современный гуманизм: Проблемы и перспективы: сб. науч. тр. Иркутск, 2004. — С. 227−246.
  195. , Г. Социальная и культурная среда школ в мультикультурном регионе Текст. / Г. Рогалева // Новые ценности образования. М., 1996.-№ 10.-С. 65−68.
  196. , Т.А. Основные парадигмы гуманизма Текст. / Т. А. Рубанцова // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т. 5. — С. 171 172.
  197. , Е. Методические аспекты работы по теме «Образ врага» Текст. / Е. Русакова // Нетерпимость и враждебность в российском обществе: рабочие материалы для учителя. М., 2000. — С. 56−73.
  198. , М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе Текст. / М. М. Рыбакова.-М.: Просвещение, 1991.- 127 с.
  199. , В.А. Пять позиций, за которые надо держаться: о нац. доктрине развития образования в Рос. Федерации Текст. / В. А. Садовничий // Упр. шк.: еженед. прил. к газ. Первое сентября. 1998. -№ 33.-С. 4−7.
  200. Свободное воспитание Текст. 1992. — Вып. 1.- С. 3−6.
  201. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко.-М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  202. , C.B. Школа «диалога культур». Что это? Текст. / C.B. Селеменев, A.A. Ткаченко // Школьные технологии. М., 1996. — № 3. -С. 89−101.
  203. , JI.B. Толерантность: иллюзия или средство спасения? Текст. / Л. В. Скворцов // Октябрь. 1997. — № 3. — С.138−155.
  204. Словарь античности: Пер. с нем. Текст. М.: Прогресс, 1989. — с. 169.
  205. Словарь иностранных слов Текст. / Сост. В. А. Васильев. 15-е изд., испр. — М.: Рус.яз., 1998. — 608 с.
  206. , В. Проблемы системы образования и школы на исходе века Текст. / В. Совайленко, О. Лебедева // Педагогический вестник. -2000.-№ 1.-С. 3−8.
  207. Советский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1981. — изд. — 4560 с.
  208. Современное образование: качество и новые технологии: тез. докл. науч.-метод. конф. Текст. / Сост. С. Е. Петрова. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та управления и радиоэлектроники, 2000. — 118 с.
  209. Современный философский словарь Текст. / Под ред. В. Е. Кемерова. -М.: Бишкек- Екатеринбург, 1996.-512 с.
  210. , В. Введение в народную музыкальную культуру: программа Текст. / В. Соколова // Сельская школа. 1999. — № 4. — С. 99 — 104.
  211. , Г. У. Психология межэтнической напряженности Текст. / Г. У. Солдатова. -М.: Смысл, 1998.-176 с.
  212. , B.C. Избранные произведения Текст. / B.C. Соловьев. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.
  213. , Э.Ю. Права человека в политическом опыте России (вклад и уроки XX столетия) Текст. / Э. Ю. Соловьев // Реформаторские идеи в социальном развитии России. М.: ИФ РАН, 1998. — С. 125−190.
  214. , С.Н. Введение в философию Хайдеггера Текст. / С. Н. Ставцев. СПб.: Лань, 2000. -275 с.
  215. , Т.Г. Этнопсихология Текст. / Т. Г. Стефаненко. М.: Институт психологии РАН, Академический проект, 1999. — 320 с.
  216. , С.Б. Политические системы и образовательная политика в современном мире Текст. / С. Б. Суворов. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1999.-187 1. с.
  217. , Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии Текст. / Л. Л. Супрунова // Magister. 2000. — № 3. -С. 77−81.
  218. , В.А. О воспитании Текст. / Сост. С. Соловейчик. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1973. — 272 с.
  219. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие Текст. / JI.B. Школяр и др. 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 1999.-336 с.
  220. , А.Н. Реформа образования и духовное обновление России Текст. / А. Н. Тихонов // Magister. 1998. — № 3. — С. 1−7.
  221. , А. Путь к сосуществованию Текст. / А. Тойнби // Курьер ЮНЕСКО. -1994. -№ 4.-С. 38−39.
  222. , А. Цивилизация перед судом истории Текст. / А. Тойнби. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 592 с.
  223. Толерантность против ксенофобий Текст. / Под ред. В. И. Мукомеля, Э. А. Паина. М.: Институт социологии РАН, 2005. — С.4−6.
  224. , Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2004. -783с.
  225. , А. Способны ли мы жить вместе? Разные и различные Текст. / А. Турен // Новая технократическая волна на Западе. М.: Academia, 1999.-С. 309−334.
  226. , JI. Будущее капитализма Текст. / Л. Туроу // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. — С. 217−218.
  227. , М. О терпимости Текст. / М. Уолцер. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 160 с.
  228. , Р.К. Обычаи и праздники татар. Режим доступа: http://tatarins.ru/obychai-i-prazdniki-tatar
  229. , К.Д. Народно-практическое назначение педагогики: антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX века Текст. / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Образование и бизнес, 1990.-208 с.
  230. , Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного I воспитания Текст. / Л. И. Федорова. Якутск.: Изд-во ИПКРО, 1997.101 2. с.
  231. , H.H. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность Текст. / H.H. Федотова // Философские науки. 2004. — № 4. — С. 5−27.
  232. , В.И. Социально-онтологические основания целостности человека Текст. / В. И. Филатов. М.: Изд-во МГУК- Омск: Омск. гос. ун-т, 2001.-311 с.
  233. Философия. Культура. Образование: сб. науч. трудов Текст. / Отв. ред. P.A. Бурханов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1996. -180[3]с.
  234. Философский энциклопедический словарь Текст. / Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
  235. , А.Я. Культурология для культурологов Текст. / А. Я. Флиер. -М.: Академический проект, 2000. 496 с.
  236. , А.Я. О новой культурной политике России Текст. / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1994. — № 5. — С. 14−25.
  237. Фольклор. Песенное наследие Текст. / Ред. А. Л. Наленин. М.: Наука, 1991.-43 с.
  238. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе: Федер. целевая программа на 2001−2005 гг., от 25 августа 2001 г. Текст. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. — № 36. — Ст. 3577.
  239. , С.JI. Сущность и ведущие мотивы русской философии Текст. / С. Л. Франк // Философские науки. 1990. — № 5. — С.81- 91.
  240. , К.Н. О роли языковых контактов в развитии национального самосознания Текст. / К. Н. Хабибуллин, Р. Ф. Газизова // Языковые контакты в Башкирии. -1972. № 1. — С 239- 245.
  241. , М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов Текст. / Под ред. Г. Н. Волкова. М.: Народная педагогика, 1994. — 270 с.
  242. , К. Культура и педагогика: о книге Я. Нэя «Культурные основы образования» Текст. / К. Хиттен // Новые ценности образования. М., 1996.-№ 10.-С. 104−122.
  243. , Е.В. Парадигма Текст. / Е. В. Хомич // Всемирная энциклопедия. Философия. М.: ACT- Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. — С.757.
  244. , М.Б. Толерантность в христианской философии Текст. / М. Б. Хомяков // Философия и общество. -1999. № 2. — С. 160−189.
  245. , С. Значение культурной идентичности в обучении учащихся, принадлежащих к культурному меньшинству Текст. / С. Чайклин // Новые ценности образования. М., 1996. — № 10. — С. 25−31.
  246. , Т.С. Античное наследие и европейский гуманизм: культурная зависимость Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / Т. С. Чермантеева. Ростов н/Д, 1991. — 23 с.
  247. , Ю.Ю. Современный гуманизм Текст. / Ю. Ю. Черный // Философия в XX веке: сборник обзоров в двух частях. М.: ИНИОН РАН, 2003. — Т. 2. — С. 125−167.
  248. , А.Е. Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде Текст.: дис.. докт. пед. наук / А. Е. Шабалдас. Ставрополь, 2005. — 318 е.: ил.
  249. , В.Д. Реформирование образования в России: круглый стол в1 ред. журнала по пробл. реформы образования в России Текст. / В.Д.
  250. , В.П. Зинченко, В.В. Давыдов и др. // Педагогика. 1997. -№ 5.- С. 17−39.
  251. , В.В., Альбов, А.П. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху глобализации. 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / В. В. Шалин, А. П. Альбов. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005.-266 с.
  252. , В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость Текст. / В. В. Шалин. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 371 c.
  253. , B.H. Основы программы по слушанию музыки в школе Текст. / В. Н. Шацкая // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. М., 1990. — С. 77−79.
  254. Шишкина-Фишер, Е. М. Немецкие народные календарные обряды, обычаи, танцы и песни Текст. / Е.М. Шишкина-Фишер. М.: Готика, 1997.-208 с.
  255. , О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории: гештальт и действительность Текст. / О. Шпенглер / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. -М.: Мысль, 1993. 663 с.
  256. , Б.С. Энциклопедический музыкальный словарь Текст. / Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. М.: Советская энциклопедия, 1966.-632 с.
  257. , C.B. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции Текст. / C.B. Щербина // Социс. -1996.- № 7. с. 49.
  258. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» Текст. / У. Эко // Имя розы. -М: Книжная палата, 1989. С.425- 467.
  259. Эко, У. Имя розы Текст. / У. Эко. М: Книжная палата, 1989.-467 с.
  260. Этническая педагогика Текст. / Сост. В. А. Пятин, A.M. Терещев, Г. В. Алексеев [и др.]. Астрахань: Изд-во Астрах, гос. пед. ин-та, 1995. -4741.с.
  261. Этнография татарского народа Текст. / Науч. ред. Д.М. Исхаков- ред.колл.: P.C. Хакимов, Р. Н. Мусина, P.C. Валеев, Г. Ф. Шавалиева. -Казань: Магариф, 2004. 287 с.
  262. Этнокультурные технологии формирования российской идентичности в полиэтническом регионе Текст.: сб. науч. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. / Ред. колл. В. Е. Науменко, Н. Г. Денисов, Т. В. Коваленко. Краснодар, 2009. — 580 с.
  263. Этносы и этнические процессы: Сб. ст. Текст. / Отв. ред. В. А. Попов. -М.: Наука, 1993.-343с.
  264. , A.B. Подходы к анализу уровня толерантности в межэтническом (межкультурном) взаимодействии Текст. / A.B. Юраков // Тезисы докладов IV Конгресса этнографов и антропологов России.-Нальчик, 2001.-М., 2001.-С. 114- 119.
  265. , Н.Г. Толерантность как личностный и культурный феномен Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / Н. Г. Юровских. Омск, 2004.-20 с.
  266. , В.А. Социологический подход к исследованию личности в системе понятий образа жизни Текст. / В. А. Ядов // Вопросы философии, — 1983.- № 12.-С. 34−52.
  267. , В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное Текст. / В. А. Ядов // Социс. -1985. № 3. — С. 66−74.
  268. , В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе Текст. / В. А. Ядов // Социологический журнал. -1994. № 1. — С. 35−52.
  269. Banks, М. Ethnicity: Anthropological Construction Text. / M. Banks. -London, New York, 1996. 365 p.
  270. Deleuse, G., Guattary, F. Difference et repetition Text. / G. Deleuse, F. Guattary. P., 1968.-217 p.
  271. Nieto, S. Affirming Diversity: The Socio-political context of multicultural education Text. / S. Nieto. -N.Y., 1996. -138 p.
  272. Segall, M., Campbell, D., HersoKovits, M.J. The Influence of Culture on Visual Perception Text. / M. Segall, D. Campbell, M.J. HersoKovits. -Indianapolis, 1966.-312 p.
  273. Tajfel, H. Individuals and groups in social psychology Text. / H. Tajfel // British Journal of Social and Clinical Psychology. 1979. — V. 18. — P. 7790.
  274. Powell, R.R. The music is why of teach: intuitive strategies of successful teachers in culturally diverse learning environments Text. / R.R. Powell // Teaching and teacher education. 1996. — № I. — P. 49−61.
  275. Volk, T. Music, education and multiculturalism Text. / T. Volk. New York, 1998.-265 p.
  276. Walter, N. Humanism. Finding meaning in the Word. Amherst Text. / N. Walter. -N.Y.: Prometheus Books, 1997.-122 p.
Заполнить форму текущей работой