Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление развитием региональной системы общего образования в условиях ее модернизации: На материалах Удмуртской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования были разработаны критерии, позволяющие сравнить степень развития системы образования с условием применения в управлении методов проектов и при условии применения традиционных методов управления развитием. Применяя систему рейтинга, в ходе исследовательской работы, была разработана методика определения уровня управления развитием системы образования, на основе оценки… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. С. З
  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
    • 1. 1. Историография проблемы. С
    • 1. 2. Парадигма управления проектами в образовании. С
    • 1. 3. Проектная культура как новая грань образованности руководителей системы образования. С. ЗО
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В
  • СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    • 2. 1. Модель процесса модернизации управления региональной С. 45 системой общего образования. Критерии результативности процесса модернизации управления развитием системы образования
    • 2. 2. Содержание и организационные формы управления. С
    • 2. 3. Система управленческого мониторинга в развитии системы образования. С
  • Выводы по второй главе. С

Управление развитием региональной системы общего образования в условиях ее модернизации: На материалах Удмуртской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Демократизация образования — это область решения многих проблем, вставших перед российским обществом. Основными принципами демократизации образования стали принципы открытости, регионализации, государственно-общественного управления. Открытость образования — это переход на договорные отношения с учредителями, на деловые, научные связи с образовательными учреждениями других регионов России, партнерские связи с различными общественными институтами и организациями. Образование становится услугой, «именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов» [61 с. 15] одна из задач модернизации российского образования. Переход образовательных учреждений на рыночные отношения требует соответствующей стратегии и тактики на рынке образовательных услуг. Первым проявлением данных изменений явилось увеличение потребности и интереса у руководителей к методам управления, позволяющим привлекать дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы, способствующим развитию системы образования при переходе к смешанному финансированию и рыночным отношениям. Современная ситуация в образовании характеризуется рядом принципиальных особенностей:

— экономика образования затратная, нецелевая, социально безадресная;

— управление образованием ведомственное, функционирующее без какого-либо прогноза, качественных показателей работы, без текущего мониторинга;

— методы управления развитием системы образования не соответствуют условиям переходного периода к рыночной экономике.

В странах с рыночной экономикой получило широкое распространение одно из эффективных направлений — управление проектами. Отдельные элементы методологии управления проектами (матричные организационные структуры, з сетевые графики и др.) известны и использовались в нашей стране в течение десятилетий. Управление проектами как самостоятельное направление, имеющее свою методологию, понятийный аппарат и методы, не рассматривалось в системе образования.

Применение методов управления проектами в образовании вызвано: использованием смешанного финансирования образования (средства федерального бюджета, республиканского бюджета, муниципального бюджета, фонда занятости населения, средства родителей, спонсорские средства) — возможностью самостоятельно изменять структуру управления образовательным учреждением в соответствии с собственной нормативной базойпоявившейся потребностью в структурах, ориентированных на достижение поставленной цели/ результатаналичием задач с определенными параметрами: временем, результатами, затратами, зафиксированными в Программе развития и образовательной программе учреждениянеобходимостью быстрой реакции на изменения рынка при подготовке конкурентоспособных выпускниковпотребностью в высшей квалификации педагогов в вопросах проектирования учебно-воспитательного процесса.

Сущность методологии управления проектами, актуальность использования ее для системы образования требует отдельного научного исследования.

Технология и методология социального проектирования разрабатывалась в трудах Н. Г. Алексеева, О. С. Анисимова, Ю. В. Громыко, Д. Джонса, Е. Б. Куркина, И. И. Мазур, Н. Г. Ольдерогге, С. В. Попова, К. Поппера, А. Г. Раппопорта, Х. Решке, В. Д. Шапиро, Х. Шелле, Г. П. Щедровицкого, П. Г. Щедровицкого, В. З. Юсупова, Е.С. Заир-Бек и других авторов. С начала 90-х годов на основе психолого-педагогических исследований и разработок начал складываться новый подход к развитию образования, а соответственно — к становлению педагогического профессионализма: «проектная парадигма в образовании». Исследования по социально-педагогическому, педагогическому и психолого-педагогическому проектированию наиболее полно представлены в работах Н. Г. Алексеева, Е. И. Исаева, Р. Г. Каменского, С. И. Краснова, Н. Б. Крыловой, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Михайловой, И. С. Павлова, Н. Н. Павлова, Н. С. Пантиной, М. Н. Поволяевой, Л. Л. Портянской, В. К. Рябцева, В. И. Слободчикова, Т. Ф. Фроловой, JT.M. Цирульникова, И. С. Якиманской и др. Современная научная школа, сосредоточенная на проблемах управления образованием (В.И. Бочкарев, Ю. В. Васильев, Ю. К. Конаржевский, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. П. Симонов,.

В.А.Сластенин, Т. И. Шамова и др), исследовательская работа и практический опыт образовательных учреждений областей и регионов России (Сибирского региона, Татарстана, Краснодарского края, Башкирии) утверждают в необходимости научного управления образованием.

В условиях развития региональных систем образования управленческими структурами республиканского уровня автономно решаются практические задачи реализации Закона РФ «Об образовании», федеральных программ развития. Однако, как показывает опыт, этого недостаточно, и республиканские органы управления образованием должны создавать условия для теоретической и методической разработки проблем развития региональной, муниципальных систем образования с целью управления и радикального преобразования структурных звеньев этих систем. К сожалению, специального анализа проблемы управления развитием региональной системы общего образования в условиях ее модернизации и перехода к новым экономическим отношениям, несмотря на обилие концепций, программ, планов, не проводилось. Многие руководители по инерции продолжают использовать в своей работе привычный набор управленческих приемов. Научный подход к управлению системой общего образования в условиях ее модернизации и перехода к смешанному финансированию практически отсутствует.

Актуализируют рассматриваемую проблему, усиливают ее теоретическую и практическую значимость противоречия между: недостаточным бюджетным финансированием образовательных учреждений и их деятельностью по развитию системы образованияразвернувшейся деятельностью по управлению образованием на основе Программ развития и бессистемностью в ее организациирегионализацией управления развитием системы образования и не в полной мере разработанными путями ее реализации.

Проблема исследования заключается в определении концепции и организационно-педагогических основ управления развитием республиканской образовательной системой в условиях ее модернизации.

Названные выше аспекты определили тему нашего исследования «Управление развитием региональной системы общего образования в условиях ее модернизации».

Концепция исследования базируется на идее, что программу развития образованием можно представить как систему проектов, которыми управляют скоординированным образом, обеспечивая, таким образом, эффективность управления, которое нельзя получить при независимом управлении каждым проектом. Управление методами проектов позволит дополнить отраслевую вертикаль управления горизонтальными формами самоуправления и кооперации, привлечь финансовые потоки для развития системы образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить организационно-педагогические условия управления развитием региональной системы общего образования в процессе ее модернизации.

Объект исследования: процесс управления развитием системы общего образования Удмуртской Республики в современных условиях.

Предмет исследования: содержание, формы и методы управления процессом развития системы общего образования.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что успешность управления развитием региональной системы общего образования в процессе ее модернизации будет обеспечена, если создать организационно-педагогические условия:

— в виде модели процесса модернизации управления региональной системой общего образования;

— системообразующей основой модели представить программу развития системы образования как сеть проектов, учитывающих особенности федерального и регионального образовательного пространства, а также современные экономические условия;

— определить методы управления, позволяющие привлекать внебюджетные средства, консолидировать ресурсы различных ведомств по формированию кадрового потенциала территории средствами образования.

Исследование проблемы в рамках выдвинутой гипотезы, поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Изучить состояние проблемы исследования в педагогической науке и на практике в различные периоды реформирования системы образования.

2. Определить организационно-педагогические условия управления развитием системы образования в современных условиях.

3. Концептуально обосновать подходы к управлению развитием региональной системы общего образования в процессе ее модернизации, соответственно определить и конкретизировать понятийный аппарат.

4. Представить Программу развития системы общего образования республики, как совокупность сетевых проектов. Определить содержание, формы и методы управления развитием системы образования в современных условиях.

5. Апробировать методы управления системой общего образования в условиях ее модернизации. Разработать алгоритм реализации Программы развития республики.

6. Разработать и реализовать программу обучения проект-менеджеров. Подготовить практические рекомендации по совершенствованию управления развитием системы образования республики на основе проектов.

Методологической основой исследования явились педагогические концепции (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция демократизации управления общим образованием в России), раскрывающие управленческие отношения и способы управленческой деятельности, их закономерноститеория социального управленияисследования развития образования и управления развитием образовательных системсоциально-педагогическое проектирование. Работа опирается на теоретические положения ученых В. И. Бочкарева, Е.С. Заир-Бек, И. И. Мазур, Н. Г. Ольдерогге, О. Г. Прикота, А. П, Тряпицыной, В. Д. Шапиро.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования: анализ экономической, управленческой, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследованияизучение документов по управлению образованием, законодательных актов и проектов федеральных, региональных и муниципальных программ развитияизучение и обобщение управленческого опытабеседы, интервью, анкетирование разных категорий педагогической общественности, учащихся и их родителейметод экспертных оценок, проектирование программ, систем и структур управленияпедагогический экспериментметоды статистической обработки результатов исследованияисследование практики проектирования инновационных образовательных учрежденийсбор и изучение фактологического материала о педагогическом проектировании (с использованием документов и отчетов школ и педагогов, опросов слушателей курсов повышения квалификации, стенограмм методологических и научно-практических семинаров, текстов экспертных заключений).

Экспериментальной базой исследования явилось Министерство народного образования Удмуртской Республики (43 специалиста аппарата управления республикой), 35 районных отделов управления народным образованием Удмуртской Республики (280 специалистов управления), 58 общеобразовательных школ (58 руководителей образовательных учреждений, 174 руководителей проектов). Всего в исследовании приняли участие 575 руководителей образования различного ранга.

Исследование проводилось с 1996 г. по 2003 г и включало три этапа.

Первый этап (1996;1998 гг.) — изучение литературы по проблемепередового опыта управления системой образованиявыявление особенностей управления развитием образовательной системы в условиях инновационных школ, ведущих положений теории и практики управления. Формирование основной идеи эксперимента, связанной с организацией управления на основе проектов, разработка программы опытно-экспериментальной работы, критериев оценки эффективности управления развитием системы образования в рыночных условияхпроведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1998;2000 г. г.) — осуществлялась диагностика развития системы образования республики в современных условияхуточнение понятийразработка Программы развития и управления системой образования в республике, определение путей и средств ее реализациисовершенствование программы экспериментавнедрение разработанных проектов Программыпредварительный анализ хода и результатов исследования.

Третий этап (2000;2003 г. г.) — углубленный анализ реализации опытно-экспериментальной работы в рамках разработанной Программыобобщение материалов исследования и их систематизацияобработка экспериментальных данныхформирование и уточнение выводовоформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: в диссертации разработаны и обоснованы организационно-педагогические условия управления развитием региональной системы образования в условиях ее модернизации;

— уточнены понятия по управлению развитием системы образования в процессе ее модернизации. Разработана последовательность действий необходимых для написания программы развития и представлена региональная модель управления проектами в образовании;

— предложены методы управления развитием системы образования при использовании смешанного финансирования, разработана методика определения уровня управления развитием системы образования в районе на основе оценки управленческих умений руководителя.

Практическая значимость исследования состоит в том, что программы развития образовательных систем районов республики разработаны на основе республиканской программы с педагогической проекцией на единое образовательное пространство республики. Разработаны рекомендации, позволяющие координировать и корректировать работу районных органов управления по развитию системы образования республики. На защиту выносятся следующие положения:

1. Организационно-педагогические условия управления развитием региональной системы образования в условиях ее модернизации:

— модель процесса модернизации управления региональной системой общего образования;

— системообразующая основа модели — программа развития образования как сеть проектов, учитывающих ' особенности федерального и регионального образовательного пространства, а также современные экономические условия;

— методы управления развитием системы образования в современных условиях.

2. Критерии эффективности управления процессами развития региональной системы образования.

3. Методика определения уровня управления развитием системы образования в районе на основе оценки управленческих умений руководителя.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на общеметодологический подход в определении исходных положенийприменением диагностических методик, адекватных цели и задачам, репрезентативностью выборки исследуемыханализом результатов управленческого опыта и эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на курсах повышения квалификации различных категорий управленческих кадров в Институте усовершенствования учителей Удмуртской Республики в период с 1996 года по 2001 г. г.- на заседаниях заведующих районными органами управления народным образованием республикина региональных конференцияхчерез публикации материалов исследования. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на коллегиях Министерства народного образования Удмуртской Республики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по второй главе. Взяв за основу Концепцию демократизации управления общим образованием в России, была разработана и апробирована на практике организационная структура системы государственно-общественного управления развитием общего образования Удмуртской Республики по трем уровням: внутришкольном, муниципальном и региональном. Разработаны критерии результативности процесса модернизации управления развитием системы образования:

Сформированное^ органов государственно-общественного управления развитием системы образования.

Оснащенность нормативно-правовой базой органов государственно-общественного управления развитием системы образования.

Привлечение инвестиций в систему образования.

Разработаны параметры, определяющие уровень результативности процесса модернизации управления развитием системы образования.

Проект становится центром содержания управленческой деятельности, позволяет организовать человеческие, материальные и финансовые ресурсы, выстроить систему мотивации, базирующуюся на конкретных результатах участников проекта. Управление проектами включает в себя целый комплекс методов и приемов, позволяющих решать вопросы, выходящие за рамки простого планирования. Структуризация — главный инструмент при управлении проектами. Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта, которая осуществляет управление процессом. Команда Проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.

Одним из самых сложных участков в управленческой деятельности является управление группой проектов. Проекты связаны между собой общей целью, сформулированной в программе развития. Руководит группой проектов — Координационный совет. Координационный совет по реализации «Программы развития системы образования Удмуртской Республики» является коррекционно-совещательным органом при Министерстве народного образования, осуществляющим комплексное аналитическое, научно-методическое и экспертное обеспечение Программы. Совет анализирует ход и результаты реализации Программы, определяет приоритетные направления работы.

В ходе исследования были разработаны критерии, позволяющие сравнить степень развития системы образования с условием применения в управлении методов проектов и при условии применения традиционных методов управления развитием. Применяя систему рейтинга, в ходе исследовательской работы, была разработана методика определения уровня управления развитием системы образования, на основе оценки управленческих умений руководителя РОНО (степени их выраженности) в следующих областях деятельности: умение формировать нормативную базу управления райономумение разработать программу развития районаумение построить структуру управления РОНО в соответствии с программой развития районаумение создать систему повышения квалификации работников РОНОумение создать систему повышения квалификации педагогических руководящих кадров районаумение создать систему школьного инспектированияумение разработать и создать информационную сеть РОНО (оперативность, обратная связь).

Реализация и оценка методов управления проектами проводилась на основе Республиканского конкурса проектов.

Управленческий мониторинг процесса развития системы образования проводиться на основе субъективных и объективных критериев в ходе следующих процедур:

• Опрос участников проектов, на проводимых Координационным советом семинарах, с точки зрения их удовлетворенности достигнутыми результатами.

• Экспертная оценка личностных изменений участниками семинаров (формирование активной позицииосвоение соответствующих знаний, умений и навыковразвитие личностных качеств).

• Экспертная оценка продуктов деятельности: аналитические материалы, предложения к совершенствованию (созданию) нормативно-правовых документовпредложения к планам мероприятий, программамконцептуально-проектные разработки. В ходе реализации проекта уточняются конкретные наработки, которые прорабатываются (создаются) в каждой из ключевых групп, уточняются параметры их оценивания экспертами.

• Внешняя оценка реальных действий участников проектов.

• Взаимная оценка, экспертная оценка и диагностика сформированности команды для реализации стратегических изменений в региональной системе образования по параметрам дееспособности, сплоченности, взаимопонимания, ценностно-смыслового единства, готовности к реальной преобразующей деятельности (отдельные параметры могут быть уточнены в ходе реализации проекта). Оценка команды будет осуществляться как на уровне взаимодействия внутри целевых групп, так и между группами.

Мониторинг проектов осуществляется по основным критериям:

— продолжительность работы по проекту (оценка времени, требуемого для выполнения работы, с учетом ее характера и необходимых ресурсов);

— построение «дерева» целей и задач по реализации проекта;

— составление графика затрат планируемых, прогнозируемых или фактических затрат проекта;

— умение осуществлять контроль затрат, составления отчета по ним и регулирования их по состоянию на текущий момент;

— определение контрольных точек, которые определяют этапы развития проекта и строго контролируются по времени. Важнейшее событие проекта, используемое для контроля общего хода выполнения работ.

Представив программу развития как систему сетевых проектов по развитию образования в регионе, разработана последовательность действий необходимых для подготовки к написанию программы и выстроена модель управления развитием системы образования методами проектов. В ходе исследовательской работы были разработаны критерии результативности методов управления проектами:

Изменения в эффективности использования финансово-экономических ресурсов на различных уровнях управления (муниципальном, школьном).

Обновление системы управления образованием, повышение эффективности управленческих систем.

Развитие социального партнерства в образовании.

Качественные изменения в системе повышения квалификации и профессионального развития.

Достижение нового качества образования, решение актуальных социальных проблем средствами образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Несмотря на проведение реформ, система управления образованием в России характеризуется громоздкостью, многозвенностью. Перестройка системы управления образованием может быть произведена на основе усиления региональных органов управления. Элементы рыночной экономики в образовании и многоаспектные направления реформ вызвали потребность и интерес к методам управления в таких условиях. В ходе данного исследования теоретически обоснованы и практически проверены организационно-педагогические условия управления развитием региональной системы образования в условиях ее модернизации:

— разработана модель процесса модернизации управления развитием региональной системы общего образования;

— системообразующей основой модели стала программа развития системы образования, представленная как сеть проектов, учитывающих особенности федерального и регионального образовательного пространства, а также современные экономические условия;

— определены методы управления, позволяющие привлекать внебюджетные средства, консолидировать ресурсы различных ведомств по формированию кадрового потенциала территории средствами образования: организация Координационного совета по управлению сетевыми проектами, разработка нормативно-правовой основы под его деятельность, планирование работы, заключение договоров с участниками проектов, обучение руководителей системы образования проектной деятельности, экспертиза проектов, проведение конкурса проектов, анализ деятельности по управлению развитием системы образования.

На основе оценки результатов проведенного исследования можно сделать выводы, подтверждающие гипотезу.

1. Успешность управления развитием системы образования определяется координацией сетевых проектов. В нашем понимании проект — это организованная деятельность участников проекта, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конечного результата и включает исследовательский элемент. Концепция проекта не противоречит концепции программы развития образования, так как является ее составной частью. Сетевые проекты объединены в Программу развития системы образования республики.

2. Управление Программой развития осуществляется Координационным советом, в состав которого входят руководители сетевых проектов. Таким образом, создана единая централизованная система управления развитием образования, соподчиненная Министерству народного образования Удмуртской Республики.

3. Эффективными методами управления развитием образования в условиях перехода к рыночной экономике являются методы управления проектами: определение цели проекта, основных этапов работыопределение объема и источников финансированияподбор исполнителей и заключение контрактов на различные виды работрасчет сметы и бюджета проектапланирование и учет рисковконтроль, за ходом выполнения проекта.

4. Управление развитием образования методами проектов, позволило использовать внебюджетные средства, консолидировать ресурсы различных ведомств по формированию кадрового потенциала территории средствами образованиярационально использовать ресурсы внутри самой системы образования.

5. Конкурс сетевых проектов определил бюджетное и инвестиционное финансирование проектов.

6. Управление проектами в образовании позволяет эффективно управлять изменениями, учитывающие особенности федерального образовательного пространства и региональных условий, координировать деятельность в образовательных учреждениях и организовать группы людей так, чтобы достигались цели по завершении деятельности.

Методология управления проектами с уточненным понятийным аппаратом, с различными методами проектов помогли разработать механизм реализации Программы развития образования.

Проведенное исследование позволило выделить направления, требующие дальнейшей разработки:

— теоретическое осмысление влияния проектной культуры руководителя на другие структурные элементы его профессионально-управленческой культуры;

— исследование особенностей формирования проектной культуры руководителей муниципальных и региональных образовательных систем в процессе их профессиональной подготовки;

— развитие проектной культуры руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации педагогических работников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления территориальными образовательными системами. Дис. д.п.н., Великий Новгород, 1999. 420 с.
  2. Адаме, Джон Р. и Мартин, М. Дин. Профессиональное управление проектами: Практические указания. Дэйтон, Огайо: Universal Technology Corporation, 1987.
  3. Р. Искусство решения проблем/ Пер. с англ. М.: Мир, 1982. 224 с.
  4. Р. Планирование будущего корпорации/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. 328 с.
  5. Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования взаимодействия субъектов образовательного процесса. Дис. к.п.н.:13.00.01. Спб, 2000. 220 с.
  6. М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования. Дисс. д.п.н., Новокузнецк, 2000. — 448 с.
  7. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982. 192 с.
  8. Л.Я. Повышение эффективности управления муниципальной системой образования в условиях малого города. Дис. к.п.н. Челябинск, 1999−186 с.
  9. С.Б. Управление развитием трехуровневой системы муниципального образования крупного города. Дис. к.п.н., Уфа, 2000. 156 с.
  10. Ю.Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. 240 с.
  11. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика: Учебное пособие / В. М. Попов, Г. В. Медведев, С. И. Лепуков и др.- М., Финансы и статистика, 2002. 265 с.
  12. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
  13. Ъ.Бовыкип В. И. Новый менеджмент: Управление предприятиями на уровне высших стандартов. Теория и практика эффективного управления. М.:Экономика, 1997. 366 с.
  14. Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия». 2000. -1456 с.
  15. М.А. Особенность регулирования труда педагогических работников // Справочник кадровика. № 9, 2002 с. 7−12.
  16. В. И. Муравьев Е.М. Становление государственно-общественного управления общим образованием в Тверской области: теория и практика. Тверь. 2003. 354 с.
  17. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. Научно-практическое издание. Изд-во «СИНТЕГ», 1997, 188 с.
  18. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред С. В. Романовского, О. В. Врублевской. М., 2000. — 615 с.
  19. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. 20. Валицкая А. П. Модели образовательных систем и подходы кстандартизации/Юбразовательные стандарты. Мат-лы междунар. сем. СПб.: 1995, 167 с.
  20. Ю.В. Педагогическое управление в школе: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис. .д-ра пед.наук. -М., 1992. 40с.
  21. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. ЯЛившица, И. Н. Никулиной. -М., 1996.
  22. Д.М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды. Дис. д.п.н. Ростов н/Д, 1999 358 с.
  23. О.С. Стратегическое управление. М., Гардарики, 1998. — 296 с.
  24. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. 3-е изд.- М., Гардарики, 1999. -528 с.
  25. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. — М., 2001.-306 с.
  26. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  27. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. М.: Новая школа, 1995. 112 с.
  28. В.И. Управление проектами в России. Основные понятия, история, достижения перспективы. М.: «Алане», 1995, 225 с.
  29. ЪО.Выходцева Е. А. Управление персоналом производственной организации в условиях функционирования рынка. Дис. к.э.н. М., 1995. 187 с.
  30. Г. Г. Организационно-педагогические основы перестройки внутришкольного управления: Дис. д-ра пед. наук. Казань, 1990. 376 с.
  31. Д.М. Организация и управление 2-е изд., доп. — М.: Наука, 1972 -536 с.
  32. Е.В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления: Учеб. курс. М.: Вестник, 1997. 336 с.
  33. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: Сувенир, 1993. — 487 с.
  34. В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М.: МНИИПУ, 1998. 176 с.
  35. Ъб.Гутник Г. В. Концептуальная модель управления качеством образования в регионе. Дис. к.п.н. Екатеринбург, 2000 260 с.
  36. Г. И., Масленников В. Г., Теслинов А. Г. Введение фундаментальных законов развития в теорию управления проектами организационных изменений // Международная конференция по управлению проектами. С. П., 1995.С. 104−109.
  37. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: 1996.
  38. Государственно-общественное управление общим образованием: теория ипрактика. //Материалы Международной научно-практической конференцииг. Москва, 22−24 апреля 2002 г. С. 150
  39. Н.Ю. Настольная книга руководителя. Ижевск: Изд-во Удм. ИУУ, 1997.94 с.
  40. Н.Ю. С чего начинается управление школой. Ижевск: Изд-во1. ИУУ, 1999. 98 с.
  41. Ерофеева Я./О.Рекомендации по структуре управления народнымобразованием Удмуртской Республики. Ижевск: Изд-во Удм. ИУУ, 1995
  42. Н.Ю. Управление командой. Ижевск, 1997. 38 с.
  43. Н.Ю. Проектирование педагогических систем //Завуч. 2000. № 31. С. 98−130.
  44. Ю.А. Обновление содержания деятельности руководителя муниципальной методической службы как фактор развития системы образования. Барнаул: АКИПКРО, 1997. 48 с.
  45. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики/ Пер. с англ. М.: Дело, 1996. 272 с.
  46. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997. 320 с.
  47. М.И. Развитие научно-образовательной системы Германии в едином европейском образовательном пространстве. Дис. к.п.н. Ростов н/Д, 2000. 239 с.
  48. ЪХ.Иигенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. 240 с.
  49. В.А. Преодоление противоречий современной общеобразовательной школы в деятельности муниципального органа управления образованием. Дис. к.п.н. Иркутск, 2000 250 с.
  50. ЪЪ.КастиД. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. М.: 1982.
  51. Керзн ер, Гарольд. Управление проектами для руководства. Нью-Йорк: Van Nostrand Reinhold, 1982.
  52. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995. 176 с.
  53. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 223 с.
  54. Т.Е., Шапкина А. П. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в контексте педагогической культуры. СПб., 1996.
  55. Д.В. Управление персоналом и стиль руководства в социальных организациях. Дис. к.соц.н. М., 1999. 178 с.
  56. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. -СПб.- СП6ГУПМ, 1999. 32 с.
  57. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. Новая школа, 1992. — 256 с.
  58. Концепция демократизации управления общим образованием в России. Москва. 2002. 60 с.
  59. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. 24 с.
  60. Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКА, 1997. — 304 с.
  61. Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. М.: «Педагогика-Пресс», 2001, 328 с.
  62. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: 1997.
  63. И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М.: УЦ Перспектива, 1997. 288 с.
  64. И.С., Тульчинский Г. Л. Логика целевого управления. Новосибирск: Наука, 1988,-219 с.6%.Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методические рекомендации. М.: Новая школа, 1993.
  65. П.В. Стратегия развития региональной системы непрерывного педагогического образования (на материале Западной Сибири). Дис. д.п.н. Новосибирск, 2000. 470 с.
  66. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И. Шамовой М.: Новая школа, 1992. — 302 с.
  67. М., Альберт М., Хедоури Ф Основы менеджмента/Пер.с англ. М. гДело, 1992. 702 с.
  68. Мир Управления Проектами. Под редакцией Х. Решке, Х.Шелле. Пер. с английского.- М.:"Аланс", 1993.
  69. Е.И. Теория и практика мониторинга качества обучения в региональной системе образования. Дис. д.п.н. М., 2000 291 с.
  70. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие/ Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
  71. Методы системного педагогического исследования. Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.- ЛГУ, 1980 172 с.
  72. Моделирование содержания руководящих педагогических кадров образовательной школы в системе повышения квалификации: Метод, рекомендации/ Под ред. Е.П.Тонконогой- РАО. Псков, 1996. Вып. 4. 99 с.
  73. A.M., Kanmo А.Е., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении. М.: Пед. об-во, 1998. 272 с.
  74. A.M., Моисеева О. М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы. Новокузнецк: НГИПУУ, 1994. 64 с. 81 .Моисеев A.M., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научной работе. М.: Новая школа, 1996. 145 с.
  75. A.M. Российское образование в новой эпохе/ Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  76. Нововведения в муниципальном управлении образованием. Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием. Под ред. Н. Д. Малахова. М.: Новая школа, 1997. 96 с.
  77. Образование в документах. 2000. — № 21. — С. 12−29.
  78. Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 // Официальные документы в образовании. 2000. — № 22. — С. 33−42.
  79. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»: Закон РФ от 13 января 1996 г.// Бюллетень Госкомвуза РФ. — 1996. № 10.
  80. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. РАО, Спб-Воронеж, 1995. 232 с.
  81. Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень. -2000. № 16.
  82. Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень.2000. -№ 21 (132).
  83. Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень.2001.-№ 2(137).91 .Петряков П. А. Освоение педагогом в условиях ИПК проектного метода обучения школьников. Дис. к.п.н. Великий Новгород, 2000 219 с.
  84. С.Н. Маркетинговый мониторинг системы образования. Дис. к.соц.н, М, 1998- 165 с.
  85. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. М.: Новая школа, 1997. 352 с.
  86. О.Г. О критериальных основаниях полипарадигмальной педагогики //Образование в изменяющемся мире: Мат-лы четвертой науч.-практ. конференции /Научный редактор С. В. Тарасов. -СПб: Сфера, 1998. -С. 25.
  87. Project management. Управление проектами. Толковый англо-русский словарь-справочник. Шапиро В. Д. Изд-во «Высшая школа», 1999, 379 с.
  88. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебное пособие. СПб.: СПбГТУ, 1996.
  89. С.А. Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой. Дис. д.п.н. Челябинск, 1999 — 315 с.
  90. Н.И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверхкрупном городе: На примере Санкт-Петербурга: Дис.. канд. пед.наук. СПб., 1994. 265 с.
  91. ФМ., Никулин Л.Ф, Фаткин JI.B. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА-М, 1996. 352 с.
  92. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. Управление по результатам/Пер. с финск. М.: Прогресс, 1993. 320 с.
  93. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. 195 с.
  94. В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М.: Педаг. об-во России, 1999. 430 с.
  95. Система образования Российской Федерации (сборник статистических данных) / МО РФ. М., 2000. — 154 с.
  96. Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. В. С. Гришович. М.: Новая школа, 1995.
  97. Словарь педагогических терминов. Киров, ИУУ, 2001. — 23 с.
  98. Стратегия развития образовательных систем. Понятийно-терминологический словарь. Состав. В. М. Полонский. М., Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1993.-110 с.
  99. Н.А. Организационно-методические условия развития системы образования Удмуртской Республики // Информационно-аналитический сборник. Ижевск, ИУУ, 2002 — с 58 с.
  100. Н.А. Управление проектами в системе образования. // Методический вестник. Выпуск 3. Ижевск, ИУУ, 2002. 12−16 с.
  101. Н.А. Модернизация системы образования // Методический вестник. Выпуск 4. Ижевск, ИУУ, 2003. 3−6 с.
  102. Н.А. Толерантность руководителя в проектной деятельности. //Толерантность и проблемы идентичности: Материалы международной научно-практической конференции. Ижевск, 2002.- с. 210.
  103. Н.А. Об итогах деятельности системы народного образования Удмуртской Республики// Информационно-аналитический сборник. Ижевск, ИУУ, 2003 с 74 .
  104. Н.А. О системе воспитательной работы в Удмуртской Республики// Информационно-аналитический сборник. Ижевск, ИУУ, 2003 -с 3−4.
  105. Д.В., Воровщиков С. Г. Консалтинговая служба в образовании. М.: Новая школа, 1997. 80 с.
  106. А.Н. и др. Управление современным образованием. М., 1998.
  107. С.П., Алферов Ю. С. Управление школой в федеративном государстве. М.: АЛЛ ЦИТП, 1992. 57 с.
  108. Толковый словарь по управлению. М.: Алане, 1994. 252 с.
  109. Е.П. Дидактические основы обучения руководителей школ в системе повышения квалификации: Автореф. дис. .д-ра пед.наук. -СПб, 1992.
  110. В.П. Подготовка директора школы к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1994. 190 с.
  111. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. 288 с.
  112. В.А. Разработка государственной политики в области народного образования и ее реализация в российской федерации в 60−90 гг. Автореферат дисс. д.истор.н. М.: 2001- 36 с.
  113. JI. В. Мониторинг как средство повышения эффективности функционирования учебно-воспитательного комплекса. Дис. к.п.н. М., 2000 -226 с.
  114. A.M. Системный подход и общая теория систем. М.:Наука, 1978, 272 с.
  115. Управление в образовании: проблемы и подходы/Под ред. П. Карстанье, К.Ушакова. М.: Сентябрь, 1995. 336 с.
  116. Управление проектами: Восток-Запад грань тысячелетий. Сборник трудов Международного симпозиума. «СОВНЕТ», г. Москва, 1999 г., 2 тома, 785 с.
  117. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
  118. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. В.СЛазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
  119. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника, В. В. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.464 с.
  120. Управленческое консультирование: В 2х т. М.: СП «Интерэксперт», 1992. 319 с.
  121. К.М. Подготовка управленческих кадров образования. М.: Сентябрь, 1996. 176 с.
  122. К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М.: Сентябрь, 1995. 128 с.
  123. В.М. Об итогах работы системы образования России в 1999 г. и основных направлениях деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2000 г. // Бюллетень Министерства образования РФ.-2000.-№ 4.
  124. В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень Министерства образования РФ. — 2000. № 2.
  125. В.М. Россия образование — XX!: взгляд в будущее // Университетская книга. — 1999. — № 12.
  126. Л.И. Обратные связи в управлении педагогической системой. Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1994. 441 с.
  127. И. А. Координационная деятельность как фактор управления развитием районной образовательной системы. Дис. к.п.н. Волгоград, 1995, 181 с.
  128. B.C. Становление понятийного аппарата теории внутришкольного управления в России. Дис. к.п.н. Таганрог. 2000, 212 с. .
  129. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: сущность и эффективность: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-JI. Изд-во ЛГУ, 1989. 30с.
  130. И.К. Программно-целевая психология управления. Учеб. пособие. Барнаул: БГПУ, 1997. 158 с.
  131. Р.Х. Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом: Дис. .д-ра псих. наук. -Казань, 1978. -293с.
  132. Г. М. Социально-педагогические основы регионализации образования (на примере Волго-Камского края). Дис. к.п.н. Йошкар-Ола, 2000. 139 с.
  133. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). М.: Финансы и статистика, 1992. 240 с.
  134. Е.М. Управление проектами с использованием объемно-временных моделей. Дис. к.тех.н. М., 1999. 102 с.
  135. С.Е., Калъней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Пед. об-во, 1999. 320 с.
  136. Школа проектов № 112 от замысла до результата. Спб, Университет педагогического мастерства, 2000. — 116 с.
  137. В.П., Хроменков Н.А, Рябушкин Б. С. Экономика образования. -М.: Роспедагенство, 1998. — 305 с.
  138. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994. 64 с.
  139. И.И. Педагогические условия демократизации муниципальной системы общего образования. Дис. к.п.н. Томск, 2000. 155 с.
  140. О.В. Модель согласования целей субъектами педагогического процесса в условиях современной школы. Дис. к.п.н. СПб, 1999. 161 с.
  141. Shtub A., Bard J.F., Globerson S. Project management: engineering, technology and implementation. Prentice Hall, Englewood Cliffs. NJ 7 632, 1994 ISBN: 0−13−556 458−1
Заполнить форму текущей работой