Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов в условиях контекстного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялось в учебном процессе Нижнетагильского государственного педагогического института. Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на Международной и Всероссийских научно-практических конференциях («Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических механизмов регуляции познавательной деятельности студентов-графиков в процессе их профессиональной подготовки
    • 1. 1. Проблемы развития личности студентов-графиков в профессиональной подготовке
    • 1. 2. Психолого-педагогический механизм регуляции познавательной деятельности студентов-графиков
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения
    • 2. 1. Единство рефлексии и антиципации как оптимального механизма развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в контекстном обучения
    • 2. 2. Опытно-поисковая работа и внедрение результатов исследования в практику учебного процесса педагогического вуза
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов в условиях контекстного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социокультурные изменения, происходящие в жизни российского общества выдвигают на первый план необходимость подготовки мобильных и конкурентоспособных специалистов в системе высшего профессионального образования. Одной из последних тенденций направленности и результативности образовательного процесса стала тенденция формирования личности, способной к саморазвитию. Личность при этом понимается как системное качество, носителем которого является конкретный человек, имеющий способность к творчеству, инновационной деятельности. Креативностьвот одно из центральных качеств, необходимых специалисту.

Выпускник вуза, а в дальнейшем молодой специалист, должен уметь выполнять несколько видов деятельности: собственно профессиональную (показатель — компетентность), инновационную (креативность), самоуправления и саморазвития. Способность к творчеству становится сегодня одним из профессионально-значимых качеств специалиста.

В педагогике и психологии творчество рассматривается как процесс и продукт (Я. А. Пономарев) познания и деятельности субъекта. Таким образом, развитие творчества заключается в том, чтобы субъект познания и деятельности находился в активной позиции по отношению к миру и обладал способностью целенаправленно заниматься построением себя в предметной и профессиональной деятельности на основе процессов рефлексии и антиципации. Это возможно через реализацию контекстного подхода, который строится как процесс движения деятельности студента-графика от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность к собственно профессиональной.

В процессе профессиональной подготовки выпускника вуза с использованием контекстного подхода очень важным условием является то, чтобы из объекта обучающих и воспитательных воздействий студент-график превратился в субъекта познавательной профессиональной и социокультурной деятельности, чтобы он не только «потреблял» интеллектуальную духовную культуру, но и обогащал ее. В жизни и профессиональной деятельности выпускник вуза должен быть активным и инициативным, уметь ставить вопросы миру и другим людям, самостоятельно искать ответы на них. Для этого в учебных заведениях необходимо создавать такие педагогические условия, при которых развивалось бы научное и профессиональное мышление будущего специалиста, способность принятия компетентных и ответственных решений.

Актуальность настоящего исследования определяется рядом факторов, среди которых: во-первых, совершенствование системы подготовки художников-педагогов, развитием новых форм и подходов в обучении будущих преподавателей изобразительного искусства в системе профессионально-педагогического образованияво-вторых, неопределенность педагогических условий развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в условиях контекстного бученияв-третьих, необходимость разработки технологии контекстного обучения на основе включения оптимальных механизмов познавательной деятельности в процессе создания творческого продукта.

Степень представленности проблемы и теоретическая база исследования.

О «пользе» участия студентов-графиков в творчестве написано достаточно — это и обеспечение интеллектуального развития (С. А. Новоселов, Я. А. Понамомарев), и личностное самосовершенствование (Г. А. Ильин, Т. В. Кудрявцев), и отработка специальных навыков (М. И. Махмутов, А. Н. Матюшкин). Остается только сделать это очевидным для самих студентов-графиков, ценностные ориентации и интересы которых сегодня имеют несколько другой акцент.

На протяжении длительного периода в психолого-педагогической и методической литературе обсуждаются различные аспекты профессиональной подготовки специалистов (В. И. Загвязинский, А. М. Новиков, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров и др.), закономерности и принципы профессионального становления и развития личности, как субъекта общественных отношений (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А. И. Донцов и др.), гуманистические основы образования, воспитания и развития учащихся и студентов-графиков (В. И. Андреев, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, А. Маслоу, И. П. Подласый, К. Роджерс, В. Д. Семенов, Е. Н. ХЦуркова, И. С. Якиманская и др.), контекстный подход в обучении (А. А. Вербицкий).

Большое влияние на логику исследования оказали работы по обоснованию и выбору педагогических технологий обучения (В. В. Давыдов, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, и др.), теории содержания образования (В. С. Леднев, И. Я. Лернер, В. В. Краевский и др.), формированию творческого мышления (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, С. А. Новоселов, Д. Б. Эльконин и др.).

В исследованиях, проведенных в русле теории контекстного обучения (А.А.Вербицкий, Е. В. Андреева, Н. А. Бакшаева, И. А. Тиханкина, Н. В. Жукова и др.), доказано, что такое обучение позволяет формировать у студентов-графиков профессиональное мышление.

Анализ литературы позволил нам выявить противоречие между целостностью мыслительного процесса человека, разворачивающегося в едином пространственно-временном контексте «прошлое — настоящее — будущее», и необходимостью уточнения педагогических условий развития творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения, в котором оптимальные механизмы художественной творческой деятельности представлены в неразрывном единстве.

Проблема исследования обусловлена противоречием между возможностями контекстного обучения для развития творчества и неразработанностью организационно-педагогических условий развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в контекстном обучении.

Целью работы является обоснование педагогических условий, обеспечивающих единство антиципации и рефлексии как механизма развития творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов-графиков.

Предмет исследования — педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения.

Гипотеза исследования исходит из следующего предположения: в контекстном обучении, в котором осуществляется пространственно-временное развертывание предметного и социального содержания познавательной деятельности студентов-графиков, обеспечиваются педагогические условия взаимосвязи оптимальных механизмов художественной творческой деятельности студентов-графиков вузов.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования были сформулированы задачи.

1. Проанализировать основные подходы к профессиональной подготовке студентов-графиков вуза.

2. Изучить состояние проблемы регуляции познавательной деятельности студентов-графиков и выявить роль антиципации и рефлексии в этом процессе.

3. Обосновать педагогические условия, при которых антиципация и рефлексия выступают единым интегрированным механизмом творческой деятельности студентов-графиков.

4. Разработать технологию контекстного обучения на основе включения механизмов антиципации и рефлексии в процесс создания творческого продукта.

5. Провести опытно-поисковое исследование, обработать и обобщить полученные результаты.

Методологической основой являются теоретические работы отечественных ученых по проблемам деятельностного подхода в познании и обучении (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — в области теории профессионального образования (С. М. Маркова, П. Н. Новиков Ю. Н. Петров, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров, А. А. Червова и др.) — активизации и интенсификации творческой подготовки учащихся (Т.В. Кудрявцев, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова А. Н. Матюшкин, М. И. Махмутов, С. А. Новоселов и др.) — профессионального становления личности педагога (А. С. Белкин, А. А. Бодалев, Э. Ф. Зеер. Н. В. Кузьмина и др.) — в области педагогических технологий (В. П. Беспалько, К. Я. Вазина/К.!^ Селевко и др.).

Методы исследования: теоретические методы исследования включала в себя анализ и синтез философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и систематизацию научных положений по теме исследования, анализ учебно-методических материалов по развитию творческой деятельности студентов-графиков, проблеме активизации и интенсификации творческой подготовки студентов-графиков, обучению студентов-графиков в условиях контекстного обучения. Исследование опиралось на конкретно-научные методы (анкетирование, наблюдение, тестирование, опроса и опытно-поисковой работы).

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1998;1999) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике работы учебных заведений. Были намечены и разработаны теоретические предпосылки исследования, сформулированы гипотеза, проблема и задачи исследования. Выявлены педагогические условия, способствующие развитию творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения.

На втором этапе (2000;2001) были разработаны методологические и теоретические основы исследования, определены его структура и содержание. Разрабатывалась технология контекстного обучения в преподавании психолого-педагогических дисциплин. Проводились контекстный и формирующий этапы опытно-поисковой работы.

На третьем этапе (2002;2004) были уточнены педагогические условия, при которых антиципация и рефлексия выступают единым интегрированным механизмом регуляции художественной творческой деятельности студентов-графиков. Проводилась опытно-поисковая работа по обучению студентов-графиков художественно-графического факультета Нижнетагильского государственного педагогического института (ныне Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия). Были опубликованы методические материалы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— уточнены понятия: «творчество», «творческая деятельность» и «художественная творческая деятельность»;

— определены педагогические условия, обеспечивающие развитие художественной творческой деятельности студентов-графиков в контекстном обучении и состоящие из:

• моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности студентов-графиков;

• использования активных форм контекстного обучения;

• включения оптимального механизма в развитии художественной творческой деятельности студентов-графиков в контекстном обучении.

— выявлены показатели художественной творческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании контекстного подхода к процессу развития художественной творческой деятельности студентов-графиков, раскрыты оптимальные механизмы развития художественной творческой деятельности студентов-графиков, показано, что рефлексия и антиципация составляют единый механизм развития художественной творческой деятельности студентов-графиков художественно-графических факультетов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы опытно-поисковой работы использованы при проектировании цели, содержания, форм и методов в контекстном обучении, а также в содержании лекций по психолого-педагогическим дисциплинам, в системе подготовки и переподготовки преподавателей. Результаты исследования рассчитаны на применение разработанных педагогических условий в практике обучения и воспитания творческой личности художника-педагога, на корректировку учебных программ, планов и других учебных документов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялось в учебном процессе Нижнетагильского государственного педагогического института. Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на Международной и Всероссийских научно-практических конференциях («Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования» -С.-Петербург 2001; «Становление и стратегия развития профессионального образования в условиях европейского Севера» — Архангельск, 2001; «Педагогические системы развития творчества в учреждениях профессионального и дополнительного образования» — Екатеринбург, 2002; «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», 2003 -Екатеринбург и др.) — на заседаниях кафедры педагогики Нижнетагильского государственного педагогического института и расширенных заседаниях совета департамента псйхолого-педагогического образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (2000;2003).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов-графиков, наиболее полно реализуются в контекстном обучении, поскольку в нем представлены как параметры прошлого знания и опыта человека, так и будущего, задаваемого предметным и социальным содержаниями усваиваемой профессиональной деятельности.

2. Реальные педагогические условия взаимодействия оптимальных механизмов развития художественной творческой деятельности создаются при использовании активных форм контекстного обучения (проблемная лекция, семинар-дискуссия, деловая игра, лабораторно-практические занятия) и в которых моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности студентов-графиков.

3. Оптимальным механизмом развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в профессиональной подготовке, обеспечивающим целостность мыслительного процесса в пространственно-временном контексте прошлого, настоящего и будущего выступают рефлексия и антиципация.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов-графиков, которые наиболее полно реализуются в контекстном обучении, поскольку в нем представлены как параметры прошлого знания и опыта человека, так и будущего, задаваемого предметным и социальным содержаниями усваиваемой профессиональной деятельности.

В контекстном обучении теоретическое знание впервые становится для студента-графика осмысленной, превращаясь из «культурных консервов», пригодных лишь для сдачи экзаменов, в живое знание, в ориентировочную основу предстоящей профессиональной деятельности, которая формируется «здесь и теперь» в моделируемых ситуациях компетентного предметного действия и поступка. Тем самым студент-график как бы разворачивается из прошлого через настоящее в будущее, действует в целостном пространственно-временном контексте «прошлое-настоящее-будущее». Это мотивирует его на учебную деятельность, делает ее осмысленной и продуктивной. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация.

2. Педагогические технологии контекстного обучения проектируются исходя из принципов целей обучения, содержания программного материала, условий, в которых протекает образовательный процесс, контингента обучающихся, направлений их профессиональной подготовки, индивидуальных предпочтений преподавателей.

В контекстном обучении можно использовать любые формы, методы и процедуры, обоснованные в рамках других подходов. Важно лишь придерживаться при этом требований принципов контекстного обучения, прежде всего принципа адекватности форм организации учебной деятельности студентов-графиков целями содержания их образования.

3. Реальные педагогические условия взаимодействия оптимальных механизмов развития художественной творческой деятельности, создаются при использовании активных форм контекстного обучения (проблемная лекция, семинар-дискуссия, деловая игра, лабораторно-практические занятия) и в которых моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности студентов-графиков.

Опытно-поисковая работа проводилась в течение 2000;2004 годов со студентами художественно-графического факультета НТГПИ в рамках реального образовательного процесса. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу исследования.

4. Положения и выводы опытно-поисковой работы использованы при проектировании цели, содержания, форм и методов в контекстном обучении, а также в содержании лекций по психолого-педагогическим дисциплинам, в системе подготовки и переподготовки преподавателей. Результаты исследования рассчитаны на применение разработанных педагогических условий в практике обучения и воспитания творческой личности художника-педагога, на корректировку учебных программ, планов и других учебных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Задача формирования творчески мыслящей и действующей личности является в настоящее время одной из главных социальных задач, применительно к формированию педагога как ведущей культурной единицы общества, способной творчески мыслить и действовать в области просвещения. Эта задача особенно актуальна и во многом определяет содержание вузовской педагогики.

Анализ подготовки педагогических кадров для преподавания изобразительно искусства показывает, что их целостное художественное развитие нередко подменяется однобокой ориентацией на приобретение чрезвычайно раздробленных, мало связанных с живой практикой искусства знаний и навыков. Обучение излишне нормативно и, как правило, не стимулирует у студентов-графиков художественно-творческого мышления, слабо формирует профессионально значимые качества, позволяющие учителю осуществлять самостоятельные поиски и вносить творческое содержание в свою деятельность.

Устранение обозначенных недостатков возможно при достаточно серьезных изменениях в содержании, формах, методах подготовки художника-педагога. В последние годы предпринимались попытки внедрения новых подходов подготовки учителей изобразительного искусства, но они, как правило, затрагивали лишь отдельных компоненты этого процесса.

В педагогике и психологии творчество рассматривается как процесс и продукт (Я. А. Пономарев) познания и деятельности субъекта. Таким образом, развитие творчества заключается в том, чтобы субъект познания и деятельности находился в активной позиции по отношению к миру и обладал способностью целенаправленно заниматься построением себя в предметной и профессиональной деятельности на основе процессов рефлексии и антиципации. Это возможно через реализацию контекстного подхода, который строится как процесс движения деятельности студента-графика от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную.

Ill деятельность к собственно профессиональной.

Процесс художественной творческой деятельности предполагает прогнозирование и проектирование неизвестных еще человеку процессов, ситуаций, продуктов деятельности с опорой на прошлые знания и опыт человекапервое описывается в литературе как антиципация, второе — рефлексия. Целостность пространственно-временного контекста жизни и деятельности человека «прошлое-настоящее-будущее» означает интегрированное действие рефлексии и антиципации как единого механизма регуляции художественной творческой деятельности студента-графика.

Целью исследования явилось обоснование педагогических условий, обеспечивающих единство антиципации и рефлексии как механизма развития творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения.

Предполагалось, что такие условия можно создать при использовании форм контекстного обучении, в котором осуществляется пространственно-временное развертывание предметного и социального содержания познавательной деятельности студентов-графиков («прошлое-настоящее-будущее»).

Исходя из замысла исследования, нами были сформулированы задачи, состоявшие в том, чтобы изучить состояние проблемы регуляции познавательной деятельности студентов-графиков и выявить роль рефлексии и антиципации в этом процессе обосновать педагогические условия при которых рефлексия и антиципация выступает единым интегрированным механизмом художественной творческой деятельности студентов-графиков, провести опытно-поисковую работу, включающую констатирующий и формирующий этапы, обобщить результаты опытно-поисковой работы, сформулировать основные выводы.

Теоретический анализ достаточно большого числа работ, посвященных исследованию рефлексии показал достаточно большой разброс в определении понятия рефлексии и ее функций: рефлексия — это особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи об этом сознаниирефлексивный компонент выступает как фактор организации мышления через определение направленности познавательной активности субъектарефлексия рассматривается как возможность «выхода» из процесса осуществления деятельности и как возможность дальнейшего проектирования на основе рефлексии будущего шага развития деятельностиглавное звено рефлексивного механизма регуляции мышления принадлежит вопросамрефлексия как переосмысление человеком изменений, которые произошли в мыслительной деятельности, т. е. то, что уже вошло в сферу сознаниярефлексия как переосмысление человеком в проблемно-конфликтных ситуациях собственных отношений с предметно-социальным миром: рефлексия как механизм выявления условий осознания системы собственных действий и их оснований. Последние два определения выступили в нашей работе как базовые.

Картину разнообразия выявил и анализ исследований в сфере антиципации: она рассматривается как способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событийпрогнозирование искомого (будущего окончательного решения) начинается уже на первой стадии мыслительного процесса, который осуществляется без эталонав процессе решения мыслительной задачи человек сам вырабатывает все более надежные критерии самооценки каждой своей мыслипрогнозирование как одна из форм антиципации является главным фактором, сокращающим процесс поискаодной из форм антиципации является гипотеза, благодаря которой субъект переходит от ситуационного анализа к целевому решениюантиципация является внутренним фактором установки и проявляет себя в форме временной или пространственной антиципирующей схемы.

Опытно-поисковая работа проводилась в течение 2000;2004 годов со студентами художественно-графического факультета НТГПИ в рамках реального образовательного процесса. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу исследования. Были сделаны следующие выводы:

1. Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов-графиков, наиболее полно реализуются в контекстном обучении, поскольку в нем представлены как параметры прошлого знания и опыта человека, так и будущего, задаваемого предметным и социальным содержаниями усваиваемой профессиональной деятельности.

2. Реальные педагогические условия взаимодействия оптимальных механизмов развития художественной творческой деятельности, создаются при использовании активных: форм контекстного обучения (проблемная лекция, семинар-дискуссия, деловая игра, лабораторно-практические занятия) и в которых моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности студентов-графиков.

3. Оптимальным механизмом развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в профессиональной подготовке, обеспечивающий целостность мыслительного процесса в пространственно-временном контексте прошлого, настоящего и будущего, выступают рефлексия и антиципация.

Положения и выводы опытно-поисковой работы использованы при проектировании цели, содержания, форм и методов в контекстном обучении, а также в содержании лекций по психолого-педагогическим дисциплинам, в системе подготовки и переподготовки преподавателей. Результаты исследования рассчитаны на применение разработанных педагогических условий в практике обучения и воспитания творческой личности художника-педагога, на корректировку учебных программ, планов и других учебных документов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Г. Регулярное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность. — М. — 1988. — 280 с.
  2. Н. Г., Юдин Э. Г. О методах психологического изучения творчества. -М.: Наука, 1971. С. 151−203.
  3. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. М., 1989.
  4. Н. Г. Познавательная деятельность при формировании осознанности решения задач.:Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975.18 с.
  5. Г. С. Найти идею: введение в теорию изобретательских задач. Новосибирск, 1991.
  6. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1989.
  7. Е. В. принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. 30 с.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.
  10. А. Г. Деятельность и установка. М: МГУ, 1972.150 с.
  11. Н. А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов-графиков педагогического вуза в контекстном обучении.: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997.23 с.
  12. А., Эйхгорн В. Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования. М.: Прогресс. 1971. — 424 с.
  13. В. С. Педагогика. Екатеринбург, 1993.
  14. А. С. Ситуация успеха: как ее создать. Екатеринбург, 1997.
  15. А. Н. Новообразования в структуре совместной мыслительной деятельности учащихся. Ростов-н/Д, 1992. 265 с.
  16. А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб., 1999.
  17. Н. А. Очередные проблемы физиологии активности. / Проблемы кибернетики. М.: Наука. Вып. 6. 1961. С. 101−160. С. 135, 136, 137.
  18. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1997.
  19. П. П. Развитие мышления школьника. М.: Учпедгиз. 1935. 126 с.
  20. А. А. Личность и общение. М., 1983.
  21. Л. И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдпггейна. М.- Воронеж, 1995. 352 с.
  22. Большая Советская Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1970. Т. 22.
  23. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11−17.
  24. Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания II Педагогика. 1995. № 4. С. 29−36.
  25. Э. Латеральное мышление. -СПб, 1997. 315с.
  26. Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения системы методов обучения в институте повышения квалификации, дис. к. п. н М., 1987.334 с.
  27. Н. В., Соловьева А. А. Дискуссия в активном обучении. М., 1992.
  28. Н. В., Соловьева А. А. Игра в обучении лекторов. М., 1989. 54 с.
  29. А. В. Исследование направленности мыслительного процесса.: Дис. к. психол наук. М., 1964. 140 с. 30,3132,33,34
Заполнить форму текущей работой