Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия экологизации курса химии в системе «профильные классы средней школы-младшие курсы технического вуза»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существуют два направления или два аспекта в практике работы школы, которые позволяют в системе непрерывного образования успешно осуществлять «стык «средней и высшей школы. Этими аспектами стала развивающаяся система экологического образования (экологическое мышление и сознание, экологическая культура, экологический мониторинг и т. п.) и постепенная профилизация общего образования с учетом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ХИМИИ
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы формирования экологических знаний в системе непрерывного естественнонаучного образования на этапе общеобразовательной школы
    • 1. 2. Экологическая подготовка учащихся в профильных классах полной школы при изучении курса химии
    • 1. 3. Формирование экологических знаний во внеурочной и внешкольной деятельности учащихся
  • Выводы к первой главе
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ И ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 2. 1. Условия создания методической системы формирования химико-экологических и эколого-технологических знаний с учетом принципа региональное&trade
    • 2. 2. Реализация содержательного компонента методической системы в педагогическом процессе при изучении общей, неорганической химии
    • 2. 3. Организация самостоятельной деятельности студентов с целью формирования химико-экологических и эколого-технологических знаний
    • 2. 4. Проверка эффективности методической системы формирования химико-экологических и эколого-технологических знаний студентов технического вуза в общехимических дисциплинах
  • Выводы ко второй главе

Организационно-педагогические условия экологизации курса химии в системе «профильные классы средней школы-младшие курсы технического вуза» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интеллектуальный потенциал страны не в последнюю очередь зависит от числа специалистов с высшим образованием. Но не менее важным является и качественный уровень их подготовки, их ценностные ориентации.

Во многом успешность работы студентов вуза определяется той степенью готовности, с которой абитуриенты пришли к продолжению образования, т. е. их способности решать более сложные и более ответственные задачи, одна из них связана с экологической составляющей в решении многообразных проблем, стоящих перед обществом в целом и отдельным человеком, в частности.

Существуют два направления или два аспекта в практике работы школы, которые позволяют в системе непрерывного образования успешно осуществлять «стык «средней и высшей школы. Этими аспектами стала развивающаяся система экологического образования (экологическое мышление и сознание, экологическая культура, экологический мониторинг и т. п.) и постепенная профилизация общего образования с учетом реализации принципа региональности при изучении дисциплин естественнонаучного цикла (конкретное содержание, конкретная учебная деятельность в кабинетах и лабораториях, на экскурсиях и во внеклассной работе, углубленное изучение предметов естественнонаучного циклапрофильное обучение в старших классах), позволяющие учащимся адаптироваться в окружающей среде и применять свои склонности и возможности для своего развития, для организации жизнедеятельности.

Экологическая составляющая курсов химии средней школы и химических дисциплин в вузе относится в настоящее время к категории фундаментальных знаний, так как в интеграции с аналоги" «^» * составляющими курсов физики, биологии, географии они образуют весьма разветвленную область знания-глобальную экологию (часть ее связана с естественнонаучными дисциплинами). Экологическое знание в школе формируется на интегративной или междисциплинарной основе и может служить средством проверки готовности ученика и к безопасной жизнедеятельности, и к способности решать более сложные задачи на следующем этапе обучения, т. е. в вузе.

Особую роль экологическое воспитание играет в формировании нравственности личности, в выработке гармоничного отношения к природе, культуре и социуму.

Возможности экологического знания далеко не исчерпаны, можно говорить о дидактических, воспитывающих и развивающих функциях экологии как одной из систем интегрированного знания, тесно связанного со всей жизнедеятельностью людей и судьбами цивилизации.

К сожалению, эти возможности не используются в той степени, которая позволила бы осуществить системность и необходимую последовательность обучения, вариативность и индивидуализацию в построении образовательного процесса.

Реализация современной концепции образования натолкнулась на противоречие между требуемым и до известной степени уже возможным характером подготовки выпускников общеобразовательной школы, с одной стороны, и методическим оснащением учебного процесса, ориентированного на продолжение образования с расчетом на использование экологической компоненты учебных планов и принципа региональное&trade-, как обеспечивающего качественно более высокий уровень теоретической и практической подготовки абитуриентов, с другой стороны.

На младших курсах технического вуза при изучении таких предметов, как общая и неорганическая vmmhk, аналитт и физическая химия, вопросы экологии, которые могли стать связующим звеном двух этапов химического образования и акцентировать внимание студентов на роль экологической компоненты в специальной и общетехнической подготовке, практически не поставлены и не осуществляются в указанном направлении, т. е. как средство личностно-ориентированного образования.

Указанные обстоятельства определили актуальность исследования и выбор основной идеи, положенной в его основу: использование интегративных возможностей системы экологических знаний в сочетании с принципом региональности, позволяющим актуал из ировать все компоненты методической системы изучения дисциплин химического цикла в школе и вузе.

Формирование экологического сознания и экологической культуры важно для всей жизнедеятельности человека, включая профессиональную, быт и досуг. Однако, для того чтобы экологические знания и убеждения личности находили постоянную реализацию не хватает системности и систематичности в самой системе образования. «Обрыв цепи» на этапе среднего образования нередко происходит после 9 класса, когда учащиеся переходят в профильные классы (естественнонаучные, физико-математические, общеобразовательные, гуманитарные). Следующий обрыв связан с переходом в учебные заведения профессионального образования (НПО, училища, лицей, колледж, ССУЗ, вузы).

Поэтому представляется целесообразным разработать такие условия последовательного и целостного экологического обучения и воспитания, при которых идея системности и непрерывности была бы выдержана полностью.

Химия как учебный предмет лучше всех подходит к реализации этой идеи. Во-первых, химия тесно связана со всем естествознанием: физикой (теоретическая химия: квантовая химия, термодинамика и кинетика: лабораторное оборудование и измерительная техника), биологией (органическая химия, биохимия и др.), минералогией (неорганическая химия), геологией (геохимия, биогеохимия), науками о космосе (космохимия). Перечисленные в скобках интегральные дисциплины имеют прямое отношение к экологии как интегральной области знания. Во-вторых, химия тесно связана с гуманитарными науками, духовной культурой (памятники, произведения народных ремесел, различных видов искусства, созданные из природных, искусственных и синтетических материалов, они прочно вошли в наш быт и досуг). Экология дома, быта, досуга, всей среды обитания человека стала непременной составной часть глобальной экологии.

Целый ряд производств и профессий оказались приоритетными, так как реализуют идеи химизации народного хозяйства. Одной из таких отраслей является нефтехимия. Добыча, транспортировка, хранение, переработка и использование продуктов нефтяной и газовой промышленности стали важнейшей составляющей развития ряда регионов страны, прежде всего Западной Сибири.

Названные противоречия, причины и обстоятельства ставят проблему экологизации образования в число актуальных и способных выполнить важную роль в достижении опережающих целей современной концепции образования, в преодолении отчуждения человека от природы, культуры, социума и самого себя.

В таком случае, по-нашему мнению, появляется возможность влиять на две постоянные и находящиеся в тесном взаимодействии компоненты в формировании личности: научную грамотность и профессиональную компетентность.

Таким образом, проблема исследования заключается в поисках путей использования тех возможностей экологических знаний, которые обеспечивают организацию взаимодействия двух этапов химической подготовки обучаемых, на которой можно осуществить не только проблемное изучение предмета, но и социализацию личности (воспитание экологической культуры).

Цель исследования — отработка содержания и методики химико-экологического и эколого-технологического образования, соответствующего стандарту, для младших курсов технического вуза.

Объект исследования — образовательный процесс изучения химических дисциплин, направленный на овладение экологическими знаниями в старших классах полной школы и младших курсов технического вуза.

Предмет исследования — изучение влияния специально сконструированного химического знания на основе включения экологических знаний на образованность и профессиональную компетентность обучаемых в системе непрерывного химического образования на этапах полная школа — младшие курсы технического вуза.

Рабочая гипотеза: если создать организационно-педагогические условия для обеспечения систематического и целенаправленного изучения химических, экологических и технологических знаний в их взаимосвязи, то можно ожидать повышение уровня усвоения эколого-химических и эколого-технологических знаний, что выразится в сформированности функциональной и научной грамотности, и профессиональной компетентности обучаемых, в подготовке их к будущей жизнедеятельности, включая профессиональную деятельность.

Мы были вправе ожидать, что экологическая информированность как этическая ценность нашего времени могла повлиять на:

— удовлетворение своей озабоченности за судьбы цивилизации;

— стать хобби, особенно у тех, чья профессия связана с длительным пребыванием в помещениях;

— понимание необходимости безопасной жизнедеятельности (связь валеологии с экологией).

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, в практике школ и вузов.

2. Осуществить отбор и построение содержания эколого-химических и эколого-технологических знаний с учетом их интеграции и реализации принципа региональности для включения в общехимические дисциплины вуза.

3. Разработка методической системы и методического обеспечения, создание программы интегрального спецкурса «Экологический мониторинг» с учетом принципа региональности для учащихся средних общеобразовательных учреждений и для студентов младших курсов технического вуза, и методического пособия «Экологическая обстановка в Тобольске. Прошлое и настоящее» .

4. Внедрение разработанной методической системы формирования эколого-химических и эколого-технологических знаний в практику вуза и проверка ее эффективности в ходе педагогического эксперимента.

Методологической и теоретической основой исследования явились: классические и современные положения отечественной педагогики, концепции химического и экологического образования, информационно-аксиологический, деятельностный и индивидуально-личностный подходы к организации образовательного процесса, антропологический подход к образованию учащейся молодежи.

При решении поставленных задач в процессе исследования были использованы различные методы: контект-янялич анкетирование, наблюдение, собеседование, моделирование, отбор материала поискового характера, педагогические наблюдение и эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.

Педагогический эксперимент проводился в два этапа: поисково-констатирующий и формирующий.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании вычленения блоков дисциплин, конструировании содержания предметного знания интегрального характера с включением эколого-химических и эколого-технологических знаний при изучении химии с учетом принципа региональности с целью обобщения знаний учащихся, формирования их экологической культуры и более высокой образованности (экологической грамотности), а при продолжении образования в высшей школе — профессиональной компетентности.

Практическая значимость состоит: в создании методической системы формирования эколого-химических и эколого-технологических знаний в системе непрерывного образования (школа — вуз) — в разработке программы интегрального курса «Экологический мониторинг» с учетом принципа региональностив разработке методического пособия «Экологическая обстановка г. Тобольска. Прошлое и настоящее» — в разработке интегративных средств для обеспечения эколого-технологического химического образования (информационные тексты, опорные схемы, таблицы, комиксы, рисунки, фотографии).

На защиту выносятся следующие положения:

I. Теоретическое обоснование организационно-педагогических условий экологизации курсов химии средней школы и технического вуза.

2. Методическая система формирования химико-экологических и эколого-технологических знаний с учетом принципа региональности.

Апробация осуществлялась в: средней школе № 1, духовной мужской гимназии, средней школе № 13, школе-гимназии № 10 города Тобольска, а также в Тобольском индустриальном институте, Тобольских филиалах Новосибирской государственной академии водного транспорта и Московского государственного института пищевой промышленности.

Педагогический эксперимент проводился с 1994 по 1999 годы и охватил 906 человек. Результаты исследования обсуждались на Международных, Всероссийских, Межвузовских и Региональных научно-практических конференциях, на методических семинарах кафедры химии и МПХ ТГПИ им. Д. И. Менделеева, на лекциях студентам ТИИ и других вузов Западной Сибири.

Выводы ко второй главе:

1.Выявлены и использованы на практике организационно-педагогические условия экологизации химических дисциплин на младших курсах технического вуза:

— определение совокупности эколого-химических и эколого-технологических понятий и их включение в дисциплины хик|ического цикла;

— систематизирующая функция экологических понятий и организация спецкурса «Экологический мониторинг».

2.Создана и проверена на практике методическая система функционирования и развития химико-экологических и эколого-технологических знаний. При их оценке использованы функциональная грамотность и профессиональная компетентность.

3.Показано, что систематическое включение экологических знаний повышает мотивацию и активацию деятельности студентов и приводит к увеличению научной и методологической грамотности, экологической компетентности и экологической информированности. проведенном исследовании было осуществлено: учащиеся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

прЬффьных классов или классов с углубленным изучением химии на 9Ш№ общеобразовательной школы и студенты младших курсов технического вуза в системе эколого-химических и эколого-технологических знаний.

Актуализация изучения курса химии в средней школе должна строиться на основе экологизации химических знаний с учетом принципа региональности и связи с проблемой валеологизации (плохая технологияплохая экология — проблемы валеологии), а также с учетом необходимости создания организационно-педагогических условий для формирования экологической грамотности и допрофессиональной компетентности выпускников школы.

Актуализация изучения общей, неорганической и аналитической химии на младших курсах технического вуза построена на: а) создании системы химико-экологических и эколого-технологических знаний в целом, но с учетом нового уровня в решении экологических задач качественного и количественного характераб) отработки элементов экологической компетентности как составной части профессиональной компетентности выпускника технического вуза.

Дальнейшее развитие разрабатываемой проблемы мы видим в насыщении образовательной среды новыми информационными технологиями, особенно, на старших курсах, в создании эколого-валеологического мониторинга, в создании специализированного кабинета 1 '' 'Н ': у >¦'.-''! i. jf— ',¦:•, I 'fe, ¦¦ ~: j Lj:. ki i .-'•• - - ' :|:s}-, ' ¦- : — i ¦ ;

Ul! ¦ ¦ ¦¦ ¦. i. iji|. v: .,. «V. j)$ij», 1, экологических знаний, в переходе от экстенсивных способов ii— -ill ' ¦—.:='.] I i-ifa j.. —. , :t экологических проблем к интенсивным. |.

На основании проведенного педагогического исследования можно.

If,!','! ' :¦' ¦ ' -: сдфадть следующие вьшоды:

1.Эффективная экологизация курсов химии может быть осуществлена при реализации следующих организационно-педагогических условий:

— использование дидактических, воспитывающих и развивающих возможностей других дисциплин образовательных областей («Естествознание», «Технология», «Обществознание») позволяющих реализовать различные склонности, способности студентов при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности «по интересам» (через конференции, выставки, экскурсии, экологические тропы, лабораторные практикумы интегрального характера, оснащение кабинета наглядными пособиями, в том числе регионального характера);

— на младших курсах технического вуза направить усилия студентов на отработку практических умений, понимание необходимости осуществления постоянного эколого-валеологического мониторинга, способствуя тем самым формированию профессиональной компетентности при изучении таких дисциплин, как физическая химия, химическая технология, процессы и аппараты нефтехимической промышленности, техника безопасности и охрана труда на предприятиях нефтеи газодобычи, транспортировки и переработки нефти и газа.

2.Систематическое включение экологических знаний повышает мотивацию и активацию деятельности учащихся и студентов и приводит к увеличению научной и методологической грамотности, экологической компетентности. tf' W- 'Ж- ¦ <Ц ' 'it: tj fi' -.![— i’V- - j ¦ (N.

З.Внедрение в экспериментальное обучение метбД&ческих рекомендаций, предложенных в диссертации, оказало положительное.

11, гv1-' ¦: ' с'1 влияние на результаты обучения. Полученные в ходе педагогического ' ! I 1: 1 ¦ ¦,-Тv /f эксперимента количественные данные показали, что в экспериментальных группах наблюдается увеличение значения коэффициента усвоения ¦ •: I: знаний, уровня профессиональной компетентности, что подтверждает правильность выдвинутой в исследовании гипотезы.

А I ¦ ¦ ¦¦¦ г-' .

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. и др. Охрана окружающей среды на . кинофотопредприятиях: Методические рекомендации по выполнению: работ ознакомительной практики и НИРС. — Л.: ЛИКИ, 1979. — 54 с.
  2. В.В. Физика и экология: В помощь лектору. М: Знание, 1978.-48 с.
  3. С.В., Беккер A.M. Из опыта проведения ^ факультативных курсов по экологическому образованию школьников.//
  4. Химия в школе. 1991. № 5. с. 46−47.
  5. С.В., Беккер A.M. Изучаем экологию экспериментально: Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. С-П.: ПУПМ, 1993. — 80 с.
  6. С.В., Груздева Н. В., Тарасова С. В. Дидактические игры по экологии. С-П.: ПГУПМ, 1993. — 43 с.
  7. С.В. идр. Экология. Информационно-развивающие дидактические задания для учащихся 9−11 классов. С-П.: СМИО пресс, 1999. — 192 с.
  8. А.Д., Жигалин А. Д., Ревич Б. А. Проблемы города.// Природа. 1993. № 2. с. 3−29.
  9. Ю.К. Интенсификация процессов обучения. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  10. В.М. Химия после уроков. 3-е изд., испр. и доп. -Петрозаводск: Карелия, 1984. 80 с.
  11. В.М. Экскурсии по химии в природу: Пособие для учителей и учащихся. Изд. 2-е, испр. и доп. Петрозаводск: Карелия, 1988. — 104 с.
  12. Д’Щм П. Бавска А. И., Винокурова Н. Ф. и др, Программ^. Хоциальная экология". Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1991.-361 0"ij 11 'If1 1 — ¦ ¦¦
  13. Р.К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль, 1988. — 160 с. I
  14. В.Ф. Научнотехническая революция и судьбы природы. Л.: Знание, 1979. — 36 с.
  15. Н.В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для уч-ся. Минск: Нар. Асвета, 1991. — 207 с.
  16. A.M. Об экологическом образовании.// Химия в школе. 1990. № 4. с. 24−25.
  17. С.В. Охрана окружающей среды: аспекты образования.// Экология и промышленность России. 1996. Июль. с. 36−39. к
  18. Г. П., Кротов Ю. А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: Справочник. -Л.: Химия, 1985. 528 с.
  19. Библиотечка «глобальные проблемы современности». М.: Знание, 1984. — Вып. 4. — 80 с.
  20. Г. А. Химическая экология: Учебное пособие. -М.: МГУ, 1994. 237 с.
  21. Л.Г. Микроэлементы благо и зло. — М.: Знание, 1984.-54с.
  22. А.Ф., Иванова Н. А. Экология в школьном курсе физики: Учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во НПИ, 1999. — 182 с.
  23. С.Т. Нефтегазовый комплекс и природа: Методические разработки для лекторов. Тюмень: Правление Тюменской обл. организации ВООП, 1988. — 36 с.
  24. Н.Р. и др. Методическая разработка по экологической профилактике. Алма-Ата: РУМК, 1990. — 26 с.
  25. Буланова-Топоркова М.В. и Др. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  26. Ван Клив Дж. 200 экспериментов/ Пер. с англ. М.: «Джон Уайли энд Санз», 1995. — 256 с.
  27. Вариативные учебные планы и программы экологической подготовки для разных групп педагогических кадров. С-П.: РАО, 1994. -176 с.
  28. С.И. Использование информационно-справочного материала при составлении химических задач.// Химия в школе. 1994. № 3. с.34−35.
  29. Ващенко И. М" Ланге К. П. Практикум по основам сельского хозяйства: Учебное пособие для студентов биологических специальностей педагогического института. М.: Просвещение, 1982. -128 с.
  30. А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования.// Педагогика. 1997. № 6. с. 31−36.
  31. Н.Ф. Изучаем экологию города.// Биология в школе. 1990. № 3. с. 64−67.
  32. Вопросы экологии и охраны природы в подготовке учителя биологии и химии./ Материалы конференции. Горно-Алтайск: АГГ1У, 1992.-202 с.г.
  33. А.В. Избегайте вредных привычек. М.: Медицина, 1989. — 29 с.
  34. Вредные вещества в промышленности: Справочник для химиков, инженеров и врачей. Изд. 7-е, пер. и доп. В трех томах./Под ред. засл. деят. науки проф. Н. В. Лазарева и докт. мед. наук О. Н. Левиной. Л.: Химия, 1976.1. Ш’ъ «'ШУ .'¦ ' ¦
  35. В.А. Антропогенное зафязнение атмосферы и11 i | Гия^ииология в школе. 1992. ЛЬ с. 7−11. i
  36. В.А. Круговорот веществ в биосфере: экологический•I 'Щ1 ¦ ¦ г ¦ >
  37. Биология в школе. 1991. № 3. — с. 7−14.iff ¦ '' Д/
  38. Зб.Грв А. Я., Самарина B.C. Наши следы в природе. М.: Недра, i-105'с.
  39. ГаМбург Д. Ю. Экология: восхождение к разуму.// Химия в ле. 1995.№ 3. с. 5−9.
  40. Р.В., Новик И. Б., Шаталов А. Т. Общество и, фирода. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  41. Ю.Р., Тингусов А. Б. и др. Тропой природных достопримечательностей: Методические рекомендации. Новосибирск: ЦЭИ, 1994. — 83 с.
  42. Э.В. Опасность „дыр“ в экологическом воспитании.// Народное образование. 1989. № 4. с. 120−127.
  43. Г. И. Защищай. Береги. Умножай. М.: Молодая гвардия, 1989.- 270 с.
  44. И.Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и ее охрана: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  45. А.А. Человек гармония — природа. — М.: Наука, 1990. — 188 с.
  46. В.Г. и др. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению.// Экос-информация. 1994. № 7. с. 3−26.
  47. И.В. Земля твой дом. — М.: Недра, 1982. — 189 с. 1 ' 1,,. ' ¦ I! ': 1 :
  48. Данилов-Данильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия.// Экос-информация. 1994. № 5−6. -с. 32−161.
  49. Н.Е. Очистка сточных вод кинофотопредприятий и охрана окружающей среды: Учебное пособие. Л.: ЛИКИ, 1979. — 91 с.
  50. O.K., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 224 с.
  51. Д.П., Шишкин Е. А. Методика решения задач по химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. М.: Просвещение, 1989. — 176 с.
  52. J 'l —. ' , —:. jjl i 'i, 58.3ахлебный A.H. Школа и проблемы охраны природы:
  53. В.В., Михайлова В. В., Тубольцева В. В. Инженерная экология: Вопросы моделирования. Л.: Наука, 1989. — 144 с.
  54. В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика: Монография/ Под ред. академика РАО, доктора педаг. наук, профессора В. И. Загвязинского. Тюмень: Изд-то ТГУ, 1998.- 196 с.
  55. Инструкция по определению физико-химических показателей качества воды и реагентов, применяемых в водопроводах/ Под ред.Б. И. Кротковой, М. М. Блуфштейном. М.: Стройиздат, 1973. — 256 с.
  56. Интегративные процессы в биологии и экологии/ НЛ. Депенчук и др. Киев: Наук, дума, 1989. — 264 с.
  57. Д.Н. Имитационные игры в экологическом образовании.// Биология в школе. 1990. № 3. с. 32−34.
  58. Т.Г. Природа и мы: Вопросы и задания по экологии. Минск: Народная асвета, 1989. — 60 с.
  59. И.А., Солдаткина С. А. Город и шум.// Природа. 1993. № 6. с.10−15.
  60. Л.Г. и др. Стратегии сохранения здоровья школьников. -Новокузнецк: ИПК, 2000. 134 с.
  61. Г. Н. Система экспериментальных работ при углубленном изучении химии.// Химия в школе. 1992. № 5−6. с. 35−40.
  62. В.И., Ковалевская И. И., Колесникова И. В. Природоохранный аспект химического эксперимента.// Химия в школе. 1991. № 5.-с. 52−53.
  63. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М: Просвещение, 1991. — 160 с.
  64. Ю., Шварцбург JI. Проблемы экологического образования в техническом вузе.// Высшее образование в России. 1997. № 2.-с. 116−118.
  65. JI.A. Практическая экология для школьников: британский вариант.// Химия в школе. 1995. № 2. с. 58−64.
  66. Л.П., Гуреева З. П. Влияние урбанизации на окружающую среду: методическое пособие для учителей. Тюмень: ЦЭОиВ, 1992. — 36 с.
  67. М.Д. Моделирование технологических процессов на ЭВМ.// Специалист. 1995. № 4. с. 10−11.
  68. А.В., Гарац Е. В. Химические расчеты как средство оценки опасности ситуации.// Химия в школе. 1995. № 3.
  69. И.В., Забелин И. М. Очерки истории взаимопредставлений о взаимоотношениях природы и общества. М.: Наука, 1988. — 68 с.
  70. В.П. Охрана природы от загрязненийпрвмышленными выбросами. М.: Химия, 1979. — 244 с.
  71. С.Б. Глобальные проблемы современности. Ч. 1 С-П.: С-ПГУПМ, 1993. — 72 с.
  72. А. Каждому пятому посвящается.// Химия и жизнь. 1991. № 3 с.51−52.
  73. Н.Р., Самотесов Е. Д. Экологическое образование в России: перспективы и проблемы.// Биология в школе. 1994. № 3 с. 5
  74. И.В. и др. Лабораторные работы по микробиологии. -М: Экономика, 1986. 128 с.
  75. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  76. .Г. Экология личности.// Педагогика. 1993. № 2. -с. 19−23.
  77. К.С. и др. Проблемы экологии России. М.: ВИНИТИ, 1993.-72 с.
  78. В.А. Взаимоотношения общества и природы. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  79. A.A. Повторим химию: Для поступающих в вузы: Практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш.шк., 1989. -271 с.
  80. Н.А., Пугал Н. А., Макареня А. Д. ВалеоЛогия и органическая химия: Рабочие тетради 3 вып. — М.: Эверест, 1997.
  81. В.К., Слободянюк А. А. Проблемная лекция и „Гирлянды ассоциации“.// Специалист. 1995. № 4. с. 32−33.
  82. .М., Наумова Л. Г. Экология земледелия.// Биология в школе. 1993. № 3. с. 16−19.
  83. А.В. и др. Охрана природы: Факультативный курс/ Под ред. К. В. Пашканга. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. -128 с.
  84. Е.Ф. Экологический аспект изучения химических производств.// Химия в школе. 1993. № 3 с.22−24.
  85. Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования.// Биология в школе. 1996. № 3. с. 5−9.
  86. А. Междисциплинарный подход к проблемам экологического образования.// Перспективы (вопросы образования). 1982.№ 1−2.-с. 3−32.
  87. В.М. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании.// Химия в школе. 1993. № 6 с. 47−53.
  88. В.М. Школьный химический эксперимент вгэкологическом образовании.// Химия в школе. 1994. № 1. с. 69−72.
  89. В.М. Интегрированный курс „Экология и цивилизация"Л Химия в школе. 1992. № 5−6. с. 43−47.
  90. В.М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе экологического образования.// Химия в школе. 1990. № 4-с. 56−62.' 4li Й It, ¦Ч!: , '1. И'! j: :fc-jl 41- I li. i • 1 r’Jl ¦ .'>
  91. В.М. Контролирующие Задания сэкологическим содержанием.// Химия в школе. 1993. № L- c.36−38.J
  92. В.М. Методика формированияприродоохранных знаний на межпредметной основе в курсе химии средней школы. М.: МАПИ. 1986. — 16 с.
  93. В.М. Программа курса „Химия и экология“.// Химия в школе. 1993. № 4. С.42−44.
  94. В.М. Роль социальных естественнонаучных и технических понятий в формировании экологических знаний.// Химия в школе. 1993. № 2. с. 37−41.
  95. В.М. Химия и охрана окружающей среды: Программа факультативного курса.// Химия в школе. 1992. № 3−4. с. 39−44.
  96. В.М. Химия, экология, нравственность: проблемы образования.// Химия в школе. 1995. № 3. с.2−4.
  97. В.М. Экологизированный курс химии: от темы к теме.// Химия в школе. 1994. № 3. с. 13−26- 1994. № 4. — с. 3848- 1994. № 6. — с. 43−53- 1995. № 2. — с. 29−34.
  98. Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов: Учебно-методическое пособие. -М.: Высш шк., 1989. 104 с.
  99. Т.С., Пугал Н. А., Шибаев А. Ф. Кабинетс.естествознания: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 127 с.
  100. Национальный доклад России: состояние окружающей среды в 1991 году.// Евразия мониторинг. 1992. № 5. с. 3−45.
  101. Г., Жегин А. Экология и химия: Пособие для учащихся. М.: Наука, 1994. — 322 с.
  102. Никонов A. JL, Роздин И. А. Промышленные отходы и методы их переработки.// Химия в школе. 1992. № 3−4. с. 6−9.
  103. Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991.- 223 с.
  104. Общее среднее экологическое образование. 4.1.: Комплект программ курсов и практикумов для основной школы. М.: Экология и образование, 1992. — 83 с.
  105. Окружающая среда и развитие основные концепции нового подхода к образованию/ Под ред. Игнасия Сакс.// Перспективы (вопросы образования). 1982. № 1−2. — с.36−38.
  106. П.Г. Колокол тревоги: Пределы бесконтрольности и судьбы цивилизации. М.: Политиздат, 1990. — 299 с.
  107. А. А. Производство. Каким ему быть.//Химия в школе. 1990. № 6. с.7−10.
  108. Охрана окружающей среды: Справочник/ Сост. Л. П. Шариков. Л.: Судостроение, 1978. — 560 с.
  109. Охрана природы: Учебник для студентов биол.спец.пед.ин./ Под ред. А. В. Михеева. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
  110. А.В., Фадеев Г. М. Химия защищает природу. -М.: Просвещение, 1984. 64 с.
  111. Г. Е., Петряшин Л. Ф., Лысяный Г. Н. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1986. — 244 с.
  112. Г. П. Межпредметная конференция по экологии.// Химия в школе. 1991. № 4. с.67−68.
  113. А.А. Взаимодействие физики и химии. М.:1. Мысль, 1986.-207 с.
  114. Практическая направленность эколого-краеведческого воспитания/Тезисы 2 областной научно-практической конференции. -Тобольск: ТГПИ, 1989. 139 с.
  115. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Химия. М.: Просвещение, 1993. — 278 с.
  116. Проект Российского стандарта школьного химического образования.// Химия в школе. 1993. № 4. с. 20−32.
  117. Проект Российского стандарта школьного экологического образования.// Химия в школе. 1993. № 4. с. 5−19.
  118. .Б. Жизненная среда горожан.// Природа. 1993. № 3. с.43−49.
  119. Я., Пругарова А. Избыточный азот в овощах. -М.: ВО Агропромиздат, 1990. 80 с.
  120. Н.Ф. Начала экологических знаний: Учебное пособие. М.: МНЭПУ, 1993. — 189 с.
  121. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. — 637 с.
  122. Н.А., Алилепиева J1.H. Окружающая среда издоровье.//Биология в школе. 1994. № 2. с.41−46.t
  123. И.Н., Рыжова Н. А. Городская среда.// Биология в школе. 1995. № 1. с.65−68.
  124. В. А., Прутченков А. С. Экологический бумеранг: Практические занятия для учащихся. М.: Новая школа, 1996. — 48 с.
  125. В.Б., Легкое В. В. Основы экологии: Методическое пособие для учителей к курсу „Человек и окружающая среда“ по тематическому планированию уроков в 9 классе. С-П: Спец. литер., 1998. — 136 с.
  126. Е.В. Бесцветные жгутиконосцы объект для Изучения на факультативных занятиях.// Биология в школе. 1992. № 5−6. -с. 29−30.
  127. И. А. и др. Содержание и формы экологического образования и воспитания учащейся молодежи. -Пермь: ПГПИ, 1988. 133 с.
  128. В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений.// Советская педагогика. 1989.№ 5.-с. 15−19.f! 41 иjib,. J: ' ' >T
  129. A.M. Непростые заботы человечества: научноij j1“ и, ,. ,
  130. ЫическиЙ прогресс, здоровье человека, экология. М.: Политиздат, i: 151. Сзабова С. Экоигры в школе и вне школы.1. Л Й'
  131. Владивосток: ЦЭИ, 1996. 44 с. 152. — Сизов А. П., Лунев М. И. Почвы станут чище?// Химия и жизнь. 1991. № 6. с.46−47.
  132. Ю.И. и др. Введение в экологическую химию: Учебное пособие для хим. и хим.-техн.спец. М.: Высш.шк., 1994. -400с.
  133. Р.С. Производство этанола: технология, экология, экономика.// Химия в школе. 1992. № 5−6. с. 7−14.
  134. Г. В., Родионов А. И. Экология: Учебник для техн. вузов. М.: Химия, 1997. — 320 с.
  135. Н.С. Оценка мутагенности окружающей среды. Простейшие тест-системы.// Биология в школе. 1997. № 5. с.
  136. И.Т., Зверев И. Д. Отношение школьников к природе. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  137. И.Т. Методическая система экологического образования.// Советская педагогика. 1990. № 12. с. 40−45.
  138. П.Р. Химия и микробиология воды. М.:1. Вы<�Щ.шк., 1983. 280 с. r '11 165. Территориальный подход подготовки учителя к осуществлению экологического образования./ Тезисы межвузовской научно-практической конференции. Тобольск: ТГПИ, 1991. — 146 с.
  139. М.Ю., Волынский В. Е. Практикум по химической технологии. М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
  140. А.Е., Дулин А. Ф. Экология в школе: Учебно-методические материалы. Хабаровск: ХУМЦ, 1997. — 77 с.
  141. Н. Все яды к нам в гости?// Химия и жизнь. 1991. № 6.-с. 48−49.
  142. Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1988. — 126 с.
  143. А.В. О критериях и условиях сформированности познавательных умений у учащихся.// Советская педагогика. 1980. № 12. с.45−48.
  144. JI.A. Диоксины в питьевой воде.// Химия и жизнь. 1993. № 1. с.82−86.
  145. Р. Еще один неповторимый вид: Экологические аспекты эволюции человека./ Пер. с англ. М.: Мир, 1990. — 367 с.
  146. Л. Кислотный дождь./ Пер. с англ.1. ¦ ¦ Г-
  147. В.В.Крымского. М.: Стройиздат, 1990. — 80 с.
  148. Н.Ф. „Экология в.бутылке“.// Биология в школе. 1997^ № 3. с. 52−56.
  149. И.Н. Химики о вреде курения.//Химия в школе. 1990. № 4. с. 19−22.
  150. В.П. и др. Учебные тропы природы. М.: Агропромиздат, 1989. — 159с.
  151. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  152. А.В. Логические опорные конспекты при изучении экономической и социальной географии мира.// География в школе. 1992. № 1. с. 50−53.
  153. Ю.С. Правовые проблемы экологии. -Киев: Наук. думка, 1989. 231 с.
  154. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества Образования в школе. 2-е изд. М.: ПО России, 1999. — 320 с.
  155. О.А. Изучение экологического состояния ШКолы.// Биология в школе. 1990. № 3. с. 44−47.
  156. С.А. Каникулы: Прикладная „энциклопедия“:
  157. Учителю, воспитателю, вожатому. М.: Новая школа, 1994. — 160 с.
  158. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  159. Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Тюменской области. Тюмень: ТОКООС и ПР, 1998. -111 с. 1.*• -, ¦.. V ' ! :1. J.' 'f!:>: t*: ¦ ¦¦ f’jbsfs^, i i ¦».¦¦¦¦.-. -к.г. д,-|
  160. Экологическое образование школьников/ Под ред. рверева. М.: Педагогика, 1983. — |§(0 с.
  161. Экологическая обстановка в РСФСР в 1989 году.// Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. вып. 11−12. — М.: ВИНИТИ, 1990.
  162. Экология. Экологическое образование, его возможности и перспективы. Интеграция./Материалы и тезисы четвертой межвузовской научно-практической конференции. Тобольск: ТГПИ, 1995.- 146 с.
  163. В. Яды в нашей пище: Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Мир, 1993.- 189 с.
  164. Mcintosh Robert P. The Background of Ecology: Concept and Theory. Cambridge University Press. Cambridge. L. N. V.- New Pochelle Sydney — Velboume. — 1985. — 383p.
  165. Pimentel D., Pimentel S. Ecologisal aspects of agricultural policy// Nat. Pesor I. 1980. — V. 20. — № 3. — p. 555−585.
  166. Foa U., Foa E. Measuring guality of lite: can it help solve the ecological crisis// Int. J. Environ. Stud. 1973. — V. 5. — № 1. — p. 21.
Заполнить форму текущей работой