Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальные аспекты педагогического взаимодействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель: изучить содержание понятия, структуру и специфику социального взаимодействия, факторы его эффективности, роль индивидуальных стилей в организации социального взаимодействия. Человек — общественное существо, его жизнь немыслима, невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан, множеством самых разнообразных отношений. Познакомиться со способами влияния на построение… Читать ещё >

Социальные аспекты педагогического взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человек — общественное существо, его жизнь немыслима, невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан, множеством самых разнообразных отношений.

Ромен Ролан

Цель: изучить содержание понятия, структуру и специфику социального взаимодействия, факторы его эффективности, роль индивидуальных стилей в организации социального взаимодействия.

Задачи:

  • познакомиться с понятием, сущностью, типами, классификацией взаимодействия, социального взаимодействия;
  • рассмотреть факторы организации эффективного взаимодействия;
  • познакомиться со способами влияния на построение эффективного взаимодействия с учетом индивидуальных стилей поведения.

Краткая аннотация. Для изучения предлагается усовершенствованный модуль, ориентированный на освоение методологии, теории и технологии выбора исследовательских стратегий, позволяющих наиболее полно раскрывать те явления социального взаимодействия, с которыми педагогу, социальному педагогу придется сталкиваться в реальной практике. Рассматривается достаточное количество социально-психологических, философских, педагогических подходов и концепций взаимодействия, педагогического взаимодействия, социального взаимодействия, а также новые подходы к организации эффективного социально-педагогического взаимодействия. Уточняется социально-педагогическая позиция авторов в определении взаимоотношения процессов общения, межличностных отношений, взаимодействия. Факторы организации эффективного социального взаимодействия представлены в совокупности трех групп, рассматривается влияние индивидуального стиля на организацию взаимодействия. Акцентируется внимание на современных проблемах подготовки социально компетентного специалиста.

Характер взаимодействия субъектов образовательного процесса обусловлен спецификой самого педагогического труда. Демократизация и гуманизация общества инициировали многие инновационные направления в педагогической практике. Так, весьма эффективно развиваются педагогика общения, личностно-ориентированное обучение, субъект-субъектные отношения, педагогика сотрудничества и др.

В основу гуманистической педагогики высшей ценностью положена личность, поэтому в современной педагогике в самостоятельный раздел выделяется педагогика общения. Ее предметом является управление системами ролевого и межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Глубокие исследования последних десятилетий в этой области подтверждают актуальность данной проблемы.

Само понятие «педагогика общения» возникло в конце 60-х годов на стыке социальной и педагогической психологии, но только в начале 80-х годов разрабатывалось рядом отечественных ученых. А. А. Бодалев и В. Я. Ляудис отмечали, что проблема педагогического общения является новой областью знаний, открывающей «более широкие перспективы понимания путей становления личности и возможностей управления ее формированием, по сравнению с теми перспективами, которыми мы располагаем до сегодняшнего дня»[1].

А. А. Леонтьев в своих работах заостряет внимание на чрезвычайной актуальности проблемы педагогического общения для практики обучения и воспитания. Значительная роль в раскрытии педагогического содержания, структуры, стилей, стадий общения принадлежит В. А. Кан-Калику. В 80-х годах наметился перелом и в академической науке, спровоцировавший отход от «воздейственной» педагогики к «взаимодействию субъектов образовательного процесса»[2]. Характер отношений всех участников образовательного процесса между собой создает общий дух школы, и в этой связи особо возрастает требование к коммуникативной культуре педагогов, к умению управлять эмоциональными контактами, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты.

Как отмечает И. И. Рыданова, «эта сторона профессионального общения, в которой превалируют импровизационные начала, относится к слабо разработанным в теории и практике»[3]. Необходимо, чтобы в реальном взаимодействии субъектов образовательного процесса коммуникативные задачи решались не столько на интуитивном уровне, сколько на сознательном, с опорой на психолого-педагогические принципы и закономерности.

  • [1] Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и прогнозирование. — Минск: Университетское.
  • [2] Бабанский Ю. К. Педагогика высшей школы. — Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 1972.
  • [3] Рыданова И. И. Основы педагогики общения. — Минск, 1998.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой