Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-экономические основы развития санаторно-курортного комплекса региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лизинг является одним из наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения санаторно-курортной сферы, открывающий доступ к передовой технике, оборудованию и позволяющий разрешить ряд проблем в связи с необходимостью ее использования в производственном процессе в условиях конкуренции, достаточно высокой стоимостью при условий покупки в собственность единовременно и быстрыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития санаторно-курортного обслуживания в условиях рыночной экономики
    • 1. 1. Особенности рыночных отношений в сфере санаторно-курортного обслуживания
    • 1. 2. Государственное регулирование рынка санаторно-курортных услуг
    • 1. 3. Зарубежный опыт организации санаторно-курортного обслуживания населения
  • Глава 2. Состояние и пути развития санаторно-курортного комплекса региона
    • 2. 1. Анализ состояния санаторно-курортного обслуживания в Республике Дагестан в переходный период
    • 2. 2. Стратегия развития современного санаторно-курортного комплекса в регионе
    • 2. 3. Организационно-экономический и финансовый механизм модернизации санаторно-курортных учреждений в Республике Дагестан

Социально-экономические основы развития санаторно-курортного комплекса региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс реформирования всей системы социально-экономических отношений, правовая и финансовая неподготовленность экономики страны к радикальным рыночным реформам привели к кризису существовавшей системы туристско-рекреационного хозяйства, в том числе санаторно-курортного комплекса страны.

В настоящее время курорты общероссийского значения и санаторно-курортный комплекс (СКК) РФ находятся в нестабильном положении, их потенциал в годы реформы снизился. Если в 1990 г. в РФ насчитывалось 7431 санаторно-курортное учреждение на 1299 тыс. коек, то в 2005 г. их количество сократилось до 4457 учреждений, а количество коек до 765,6 тыс. Это объясняется системным кризисом переходной экономики РФ, падением реальных доходов и платежеспособного спроса большинства населения на санаторно-курортные услуги и фактической ликвидацией широкой системы соцстраховых путевок в стране. Особенно остра данная проблема в тех регионах, которые располагают богатыми рекреационными ресурсами, но в силу ряда причин не имеют возможности их эффективного использования. Одним из таких регионов является Республика Дагестан, обладающая значительным потенциалом природных лечебно-рекреационных ресурсов, но где качество курортных услуг, объем их потребления и состояние материально-технической базы не соответствуют мировым стандартам и передовым отечественным показателям. Формирование благоприятных экономических условий развития санаторно-курортного комплекса самого южного региона России сдерживается также ухудшением геополитической обстановки на Северном Кавказе. В данное время Республика Дагестан имеет природно-рекреационные ресурсы, отвечающие требованиям создания регионального курортного комплекса всероссийского и в перспективе международного значения.

Мировая практика и опыт хозяйствования ряда стран, где сфера санаторно-курортного обслуживания и отдыха является одной из ведущих в национальной экономике, свидетельствуют о высокой социальной и экономической эффективности и потенциале санаторно-курортного комплекса. Но в данное время в России санаторно-курортное обслуживание не рассматривается как самостоятельная отрасль, что препятствует решению проблем развития и повышения его эффективности в стране и ее регионах.

Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования, в особенности для южных регионов России, обладающих значительным туристско-рекреационным потенциалом.

Теоретическое и методологическое исследование данной проблемы отражено в отечественной и зарубежной научной литературе.

Однако, несмотря на многоаспектность и глубину проведенных научных исследований, многие вопросы формирования и совершенствования механизма развития современного СКК остаются нерешенными. В частности, недостаточно исследован организационно-экономический механизм развития сферы санаторно-курортного обслуживания на региональном уровне в рыночных условиях хозяйствованияне решены вопросы влияния на механизм управления природных, демографических, экономических, национальных и др. особенностей конкретного региона, его ресурсных возможностейв ряде работ прослеживается противоречивость подходов, недооценка или переоценка как отечественного, так и зарубежного опыта.

Целью исследования является выявление особенностей функционирования санаторно-курортного комплекса региона в условиях рыночной экономики и обоснование перспектив его развития в Республике Дагестан.

В соответствии с указанной целью в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

— обосновать место и роль санаторно-курортного обслуживания в современной социально-экономической политике государства;

— систематизировать формы государственного регулирования доступности и качества курортных услуг;

— проанализировать состояние сферы санаторно-курортного обслуживания в Республике Дагестан, выявить ее конкурентные преимущества и недостатки;

— разработать подходы к формированию стратегии развития современного санаторно-курортного комплекса в Республике Дагестан;

— обосновать эффективную организационно-финансовую структуру модернизации санаторно-курортного комплекса региона.

Объектом исследования диссертационной работы является сфера санаторно-курортного обслуживания Республики Дагестан.

Предметом исследования выступают экономические, организационные и финансовые отношения, складывающиеся в региональном санаторно-курортном комплексе в процессе формирования политики его устойчивого функционирования и развития.

Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики сферы услуг, курортного дела, экономики туризма, теории государственного регулирования, экономики фирмы и маркетинга.

Методологической основой диссертации послужили методы сравнительного анализа и синтеза, экономико-статистические и конкретно-социологические методы исследований.

Информационной базой исследования являются нормативные документы, официальные статистические данные Госкомстата России и Республики Дагестан, Комитета Правительства РД по делам молодежи и туризму, Минэкономики Республики Дагестан, Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, опубликованные аналитические материалы и данные, полученные через Инетернет.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) обосновано, что развитие санаторно-курортного обслуживания в РФ является важной составной частью государственной социально-экономической политики, которая в современных условиях, с одной стороны, должна быть ориентирована на реализацию широкой доступности для населения, особенно для его социально незащищенных групп, услуг санаторно-курортных организаций как неотъемлемой составляющей системы здравоохранения (обеспечивающей профилактику заболеваемости и послебольничную реабилитацию граждан), с другой стороны, относясь к лечебно-оздоровительному виду туризма, санаторно-курортное обслуживание должно активно использовать эффективные туристские технологии (маркетинг, менеджмент, гостеприимство) и разнообразные услуги туризма (экскурсионного, конгрессного, спортивного, экологического и др.);

2) систематизированы основные формы государственного регулирования доступности и качества курортных услуг (некоммерческий статус санаторно-курортных организаций, их категорирование, стандартизация, сертификация качества услуг и др.) для обеспечения оптимального соотношения цены и качества предоставляемых видов услуг;

3) на основе методов SWOT-анализа выявлены конкурентные преимущества и недостатки развития СКК в Республике Дагестан, определены пути переориентации курортного спроса на туристско-рекреационный продукт региона. В частности, факторы привлекательности региона — уникальное сочетание рекреационных и лечебных природных ресурсов и наличие памятников культуры и истории. Негативными факторами являются слабая материально-техническая база отрасли и нестабильная политико-экономическая ситуация в республике и соседних регионах (Грузия, Чеченская Республика). Переориентация курортного спроса на туристско-рекреационный продукт региона включает широкое освоение агентских продаж через турфирмы, дифференциацию курортного продукта, сотрудничество со страховыми медицинскими компаниями.

4) разработаны основы комплексной стратегии развития СКК в регионе, которая включает три подхода: 1) управленческий подходразработку и координацию федеральных и региональных программ развития курортов- 2) маркетинговый подход — продвижение курортного продукта, расширение ассортимента и повышение качества санаторно-курортных услуг путем модернизации условий размещения, отдыха и лечения- 3) инвестиционный подход — создание особых экономических зон туристско-рекреационной направленности. Это позволит эффективно использовать природные лечебные ресурсы, установить специальный льготный режим инвестиционной деятельности и ускорить социально-экономическое развитие республики.

5) обоснована целесообразность создания государственных лизинговых фондов для модернизации регионального санаторно-курортного комплекса и разработана организационно-финансовая структура их функционирования на федеральном и региональном уровнях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использоваться при выявлении возможностей и определении перспективных направлений развития курортного дела в РД, а также при разработке региональных программ развития санаторно-курортной сферы и совершенствовании государственного регулирования рынка санаторно-курортных услуг в субъектах РФ, а также в учебном процессе экономических и туристских вузов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на заседании кафедры «Мировая экономика» Дагестанского государственного университета (2005), на конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Социология власти» Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Заключение

.

Санаторно-курортный комплекс — как сложный социально-экономический институт, оказывает непосредственное воздействие на социальную, экономическую и культурную стороны жизни страны и отдельных ее регионов. Кратковременное воздействие может быть использовано как инструмент перераспределения части доходов населения в санаторно-курортный сектор. Предъявление спроса на услуги санаторно-курортного обслуживания вызывает формирование соответствующих сегментов рынка, стимулирует развитие сферы санаторно-курортного обслуживания. Долгосрочное влияние санаторно-курортной сферы проявляется в мультипликативном эффекте на развитие экономики отдельных регионов и страны в целом. Привлечение инвестиций на развитие курортной инфраструктуры содействует развитию сопряженных отраслей: строительства, промышленности, сельского хозяйства, и т. д. Это способствует не только укреплению здоровья населения, но и воспроизводству трудовых ресурсов, увеличению занятости населения и развитию регионального курортного комплекса. Санаторно-курортный комплекс — как часть социальной сферы экономики страны относится к области воспроизводства трудовых ресурсов и формирования человеческого потенциала. Рынок санаторно-курортных услуг выполняет важнейшие функции по профилактическому оздоровлению населения, реабилитации больных и включает анимационно-досуговую деятельность.

Проведенное исследование социально-экономических основ развития санаторно-курортного комплекса в регионе позволяет сделать следующие выводы:

1. Проведенный в работе анализ сферы санаторно-курортного обслуживания показал, что становление и развитие рыночной экономики в России способствовали коренным переменам во всем туристско-рекреационном комплексе РФ. Рекреационные технологии советского периода, ориентированные на обслуживание массовых потоков отдыхающих, оказались нежизнеспособными, так как резко сократилась государственная социальная поддержка населения. Это привело к падению курортного спроса, вследствие чего российские рекреационно-туристские регионы последние 1015 лет находятся в сложном положении. В этих условиях, следует подчеркнуть, что необходимым условием развития туристско-рекреационных регионов является развитие туристской деятельности, так как санаторно-курортная сфера и предлагаемый ею курортный продукт должны быть дополнены разнообразными туристскими услугами: различные виды туризма, в свою очередь, способны стать катализатором развития санаторного лечения и рекреации.

2. На современном этапе, учитывая значительный туристско-рекреационный потенциал страны и ее регионов, важная задача российского государства в сфере санаторно-курортного обслуживания состоит в создании правовой базы, отражающей потребность в развитии СКК в России, права и обязанности клиентов (пациентов, отдыхающих) и санаторно-курортных учреждений, методы и формы государственной поддержки развития данной отрасли в субъектах Федерации.

Политика государства должна исходить из того, что туризм и санаторно-курортное обслуживание являются частью социальной сферы России и представляют собой единый объект государственного регулирования. И, несмотря на то, что туризм и санаторно-курортное дело традиционно находятся в разном ведомственном подчинении, необходимо перейти к общемировой практике широкой интеграции этих видов отдыха, рассматривая санаторно-курортное лечение как категорию лечебно-оздоровительного туризма. Такой подход позволяет взаимно обогатить и укрепить туризм и курортное дело, гармонично сочетая социальные и коммерческие инструменты в управлении туристско-рекреационным хозяйством страны.

3. Изучение зарубежного и отечественного опыта развития санаторно-курортного обслуживания свидетельствует об основополагающей роли государства в стимулировании развития этой отрасли. Государственная поддержка СКК выражается в виде различного рода налоговых, кредитных и таможенных льгот, субсидий, формировании привлекательного имиджа страны на межгосударственном уровне, предоставлений государственных гарантий и других мер федеральной и региональной поддержки.

4. В настоящее время санаторно-курортная отрасль Республики Дагестан находится в кризисном состоянии, хотя с начала 2000;х годов наметилась тенденция к увеличению реализации санаторно-курортных путевок. Вместе с тем, данная тенденция не способствовала решению проблем заполняемости и обновления материально-технической базы санаторно-курортных учреждений, сложной является ситуация в области инвестиций. В качестве основных причин низкой эффективности отрасли нами были выявлены:

— сложная геополитическая обстановка в регионе, связанная с криминализацией и кризисом не только в Чеченской республике, но и в самом исследуемом регионенеудовлетворительное развитие транспортной и туристской инфраструктуры в регионе;

— отсутствие самостоятельной стратегии развития санаторно-курортных учреждений и их финансовая слабость;

— отсутствие гарантий и стимулов для привлечения инвестиций в развитие санаторно-курортной сферы;

— недостаточная эффективность государственной политики в области формирования благоприятного и привлекательного имиджа Дагестана как региона, способного предоставлять качественные курортные услуги.

— отсутствие опытных современных кадров для управления санаторно-курортными учреждениями.

Необходимость ослабления и устранения негативного воздействия указанных факторов предполагает проведение качественных изменений прежде, всего на основе совершенствования финансового механизма модернизации санаторно-курортных учреждений.

Перспективные направления использования и развития туристско-рекреационного потенциала Республики Дагестан, на наш взгляд, связаны, в первую очередь, с применением механизма особых экономических зон (ОЭЗ), на основе комплексного использования рекреационных ресурсов и интеграции усилий государства и различных предприятий санаторно-курортной сферы, действующих в сфере туризма, для ускоренного развития отрасли, укрепления ее позиций в экономике республики.

При формировании РТЗ необходимо подготовить комплексную программу ее развития, с учетом необходимости привлечения существенных стартовых, в том числе государственных инвестиций, необходимых для формирования современной инфраструктуры регионального туристского комплекса.

5. Проведенное в диссертации исследование показало, что реальное решение проблем с обеспеченностью здравниц Республики Дагестан материально-техническими ресурсами невозможно без использования лизингового механизма инвестирования.

Лизинг является одним из наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения санаторно-курортной сферы, открывающий доступ к передовой технике, оборудованию и позволяющий разрешить ряд проблем в связи с необходимостью ее использования в производственном процессе в условиях конкуренции, достаточно высокой стоимостью при условий покупки в собственность единовременно и быстрыми темпами ее морального старения. Учитывая современное состояние социальной сферы России, к которой относится и СКК, следует отметить крайне негативное влияние кризисных процессов в экономике и бюджетной сфере, повлекших за собой резкое сокращение расходов на социальные нужды. Тем не менее, СКК продолжает выполнять социальную функцию государства, и лизинг является финансово-инвестиционным механизмом, способствующим модернизации санаторно-курортных учреждений страны.

В связи с этим в работе предлагается модель формирования федерального лизингового фонда при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Тем более, имеется определенный положительный опыт развития лизинговых отношений в других отраслях народного хозяйства (авиации, АПК, энергетике и др.).

Формирование лизингового фонда в санаторно-курортной сфере следует рассматривать в качестве одного из важнейших и приоритетных механизмов модернизации санаторно-курортных учреждений. В диссертационной работе предложена организационно-экономическая модель модернизации санаторно-курортных организаций как на федеральном так и на региональном уровнях.

6. Основной причинной низкой эффективности СКК в России и Республики Дагестан является то, что в санаторно-курортной сфере не выполнены условия не только расширенного, но и простого воспроизводства. Таким образом, развитие СКК прямо связано с обеспечением доходности отрасли. Мы считаем, что с этим связана главная задача государственной поддержки СКК на современном этапе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Экономика и организация туризма. М., 1993.
  2. . Курортный потенциал Литвы// Турбизнес № 6 май 2004 с. 44.
  3. А.Ю. Международный туризм. М.: 2001.
  4. А.Б. Погоду в экономике формирует инвестиционный климат// Наша власть. 2005- с. 12.
  5. Ш. М. Новые черты и проблемы геополитического положения Дагестана // Тез. докл. конф. по итогам географич. исслед. в Дагестане. -Махачкала, 1994.
  6. М.М., Лукашина Н. С., Трунев А. П. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов. М.: Экономика, 1997.
  7. Д., Гаджиев К. Путеводитель по Дагестану. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.
  8. К.Э. Путеводитель по Дагестану. Физкультура и спорт, 1988.
  9. А.Б. Зарубежный опыт формирования региональных центров индустрии туризма / Вестник Карард. Балкарского Университета Сер. Гуман. Науки, Выпуск 1, кн.2,1994, с. 80−84.
  10. Ю.Белова О. Сила воды. Современные оздоровительные методики. Ростов нД: Феникс, 2004, 320 с.
  11. П.Биржаков М. Б. Барсукова Н.А. Туристический бизнес в Венгрии. В справ. «Туристские фирмы». СПб., 1997.
  12. М.Б., Биржаков К. М. и др. Туризм в Греции. В справ. «Туристские фирмы». СПб., 1996.
  13. М.А., Ветитнев A.M., Попков В. П. и др. Менеджмент в санаторно-курортных организациях. В 3-х ч. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  14. М.Ботчаева С. М. Лизинг как источник финансирования капитальных вложений в санаторно-курортный комплекс.// Известия вузов СевероКавказский регион. Общественные науки- 2000-№ 4 с. 45−51.
  15. И.Г. США, государство, капитал и рекреационные ресурсы. М. Наука, 1976, с. 142.
  16. A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг: учебное пособие. М.: Медицина, 2001.
  17. A.M., Журавлева Л. Б. Курортное дело: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006.-528 с.
  18. С.А., Чубаров А. А., Развитие курортов и туризма на Сев. Кавказе. Научные труды центра научно-исслед. Эконом. Института. 1974, вып. 18, часть 2 с. 82−93
  19. Н.А. Маркетинг туристских услуг. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001.
  20. А.И., Разумов А. Н. и др. О некоторых вопросах координации деятельности санаторно-курортного комплекса Российской Федерации// Курортные ведомости № 5,2003.
  21. Гамзатова ЯМ.// Дагестан в комплексных программах освоения Прикаспия. Даг. Ф-л. АН., Махачкала 1988. Сб.ст. сост. З. К. Юзбеков.)
  22. Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности: учебное пособие. М.: 1996. с. 312.
  23. П.П. Природно-климатические факторы в развитии лечебно-оздоровительных учреждений Дагестана. Вопросы организованного отдыха Сочи- 1980. с. 109−113.
  24. Ф. Отдых на Юге: проекты и решения. М. 1988.
  25. А.В., Мезенцев А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство. -Москва. Наука. 1991. с. 167.
  26. В.А. Основы технологии лизинговых операций: Учебное пособие. М.: Ось-89,2000 — 512 с.
  27. Госкомстат Республики Дагестан. «Дагестан 2006» Часть — 1, -Махачкала. 2007.-354 с.
  28. Госкомстат Республики Дагестан. «Дагестан 2006» Часть — 2, -Махачкала. 2007.-362 с.
  29. Гражданский кодекс Российской Федерации (первая и вторая часть) введен в действие с января 1995 г.
  30. Н.А. Климат и отдых в нашей стране. М., 1980.
  31. Детский отдых проблема взрослых// Турбизнес № 5 апрель 2003 с. 50−52.
  32. Маркетинг индустрии гостеприимства: Учеб. пособие. М.: Академия, 2003.
  33. Е.А. Проблемы перехода к устойчивому развитию рекреационно-ориентированных регионов России. СНИЦ РАН, 2003.
  34. C.JI. Свободная промышленная зона Шеннон в Ирландии.
  35. Ю.Д. Туристические районы мира: Учеб. Пособие. Смоленск, 2000.
  36. А.П., Кабушкин Н. И. и др. Организация туризма: учебное пособие. Мн.: Новое знание, 2003.
  37. Е.Н. Экономика общественного сектора. М.: 1995.
  38. В. М. Тарханов А.В. Организационно-экономический механизм создания и функционирования СЭЗ.: Учебное пособие. М.: 1997.
  39. М.В., Махмутов Р. А., Шабалин Е. М. Финансовый лизинг на предприятии. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. — 119 с.
  40. В. А. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: учебник- М.: Финансы и статистика, 2001.
  41. Т. Основы предпринимательства. 1993. с-42.
  42. JI. Основы предпринимательства в санаторно-курортной сфере. 1989 с. 22.
  43. В.Н., Шабдурасулов И. В. Территориальные проблемы функционирования и управления рекреационным хозяйством // Теоретические проблемы рекреационной географии. Москва, 1989.
  44. Е.В. Рекреационные ресурсоведение. М., 1998.
  45. Концепция федеральной целевой программы «Юг России (2008−2012)"/ утверждена Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2007 г. № 754-р.
  46. Ф. Основы маркетинга и менеджмента, (перев. с англ.) изд-во Питер. 1999.
  47. Н.Г., Боряк В. П. Доктор Природа. Избранные лекции по курортологии. Махачкала: ЮПИТЕР, 2001.
  48. Курортно-туристский комплекс как объект управления/ под ред. Д-ра экон. Наук, проф. Г. А, Карповой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  49. Курорты России и мира: справочник/сост. А. Н. Разумов, Е. А. Турова, B.C. Шинкоренко. М.: Дирекция Всерос. форума «Здравница», 2003.
  50. Курорты. Энциклопедический словарь/ по ред. Е. И. Чазова. М.: 1983.
  51. А.С., Лысикова О. В. Курортология и оздоровительный туризм: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  52. М.И. Основы лизинга: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика. — 2000. — 336 с.
  53. И. Что такое лизинг?// Лизинг-курьер. 1999. — № 1.
  54. Ш. Н. Проблемы совершенствования экологического управления в Дагестане// Матер. Науч.-практ. конф. По охране природы Дагестана. Махачкала, 1995. с. 186−187.
  55. В.Д. Маркетинг услуг. М., 1996.
  56. Марокко на любой вкус. // Турбизнес № 8 2005 с. 60.
  57. Н.С. Управление бизнес-процессами в санаторно-курортных организациях // Курортные ведомости № 3,2005- с. 84.
  58. Е.А., Гончарова Е. Ю. Совершенствование отношений собственности в санаторно-курортной сфере // Курортные ведомости № 2,2004.
  59. Н.С., Козлов В. Н., Эльдаров Э. М. Концепция совершенствования управления туристско-рекреационным комплексом Дагестана. Махачкала: ДагЦНТИ, 1995.
  60. Н. С. Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: Изд-воМГУ, 1981.
  61. Л.В. Туристско-рекреационная освоенность побережья Каспийского моря. Махачкала, 1989.
  62. И., Нелюбин В. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования //Вопросы экономики. 1995.- № 9- с.З.
  63. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: ОМЕГА-М, 2005.
  64. У.Н. «Географические предпосылки развития рекреации в Дагестане» Изв. АН СССР. 1973 № 4 с. 63−69.
  65. В.А., География лечебного туризма в Европе: модели развития и трансформационные процессы. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва, 2005.
  66. Д.В. Рекреационная география. М., 2001.
  67. Панин E. JL, Бовтун B.C. Основы курортного дела: учебное пособие/ Алт. Гос. Тех. ун-т им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003.
  68. Положение «Об организации деятельности Врача-диетолога"// Сборник нормативно-правовых и методических материалов / сост.: А. Н. Разумов, JI.B. Иванова. М.: МЦФЭР, 2004. — 720 с.
  69. Положение «Об организации деятельности медицинской сестры диетической"// Сборник нормативно-правовых и методических материалов / сост.: А. Н. Разумов, JI.B. Иванова. М.: МЦФЭР, 2004. -720 с.
  70. В.В. Слуцкий С.Я.Здравницы профсоюзов СССР. М., 1986.
  71. Е. Оправданные расходы// Турбизнес № 6 май 2004 с. 44−47.
  72. Попов А. Туризм и медицина.//Турбизнес № 1 2005.
  73. Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходным этапе. МГТУ. 1997.
  74. Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций. Утверждено постановлением Правительства РФ от 03.09.98 г. № 1020
  75. Постановление Правительства РФ от 07.12.96 № 1426 «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения».
  76. Постановление Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов// Экономика и жизнь, 1994. № 41.
  77. Постановление Правительства РФ от 26.02.1999 г. № 228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средств федерального бюджета».
  78. Постановление Правительства РФ от 29.04.02 № 284 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации».
  79. Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой. Материалы международной научно-практической конференции. Смоленск, 2000.
  80. Преимущества механизма лизинга с точки зрения лизингополучателя /Финансовая аренда (лизинг) в России М., — 1999. — 55−59.
  81. B.C. Теоретические основы рекреационной географии. М., 1975.
  82. B.C., Зорин И. В., Квартальное В. А., и др. Теория рекреалогии и рекреационной географии. М., 1992.
  83. Приказ Минздрава России от 01.07.03 № 297 «О враче восстановительной медицины».
  84. Приказ Минздрава России от 16.09.03 № 443 «О внесении дополнений в приказ Минздрава России от 26.07.02 № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности»
  85. Распоряжение Правительства РФ от 22.01.01 № 81-р «О проведении Всероссийского форума «Здравница».
  86. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2005: Стат. Сборник. / Росстат. М., 2006.-671 с.
  87. Решение Коллегии Минздравсоцразвития России от 24.06.03 протокол № 11 «О Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации».
  88. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. Сборник/ Росстат. -М., 2006.-806 с.
  89. Россия в цифрах. 2007: Стат. сборн./ Росстат. М., 2007.- 454 с.
  90. В. А. Агаев Г. Г., Мудуев Ш. С. и др. Земля в агроресурсном потенциале Дагестана. Махачкала, 2000. — 164 с.
  91. Санаторно-курортное лечение. Сборник нормативно-методических документов/ сост. А. Н. Разумов, JI.B. Иванова. М.: Редакция издания «Социальное страхование», 2000.
  92. Н.В. Водолечение. Теория и практика водолечения дома, в лечебнице и на курортах. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  93. Н.Г. Стратегическое управление развитием санаторно-курортного комплекса. СПб.: СПб. ГУЭФ, 1999, 107 с.
  94. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя. М.: ВНИИС, 1998
  95. Н., Капустина А.// Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики 1994. № 12.
  96. Справочник по курортологии и курортотерапии / под ред. Ю. Е. Данилова, П. Г. Царфиса. М., 1973.
  97. Ю. Антистрессовый вояж// Турбизнес № 1 2005. с. 47.
  98. В.П. Экономический механизм воспроизводства основных фондов санаторно-курортной сферы в современных условиях. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СП6.-2003.
  99. Сулейманов 3.3. Райский уголок России// Наша власть. 2005 с. 52−53.
  100. Сулейманова 3.3., Унцукульская X. М., Эльдаров Э. М. Развитие туризма на Дагестанском побережье Каспия: проблемы и перспективы// Проблемы и перспективы мерехозяйственбного комплексообразования в Дагестане. Махачкала, 2001.
  101. Е.Ю., Коплуч С. А. Современные проблемы медицинских организаций в РФ// Сочинский Государственный Университет, Туризм и курортное дело, Сочи// 2-е. 85−86.
  102. Т.Н., Тарханова Н. П. Основы курортологии: учебное пособие для студентов заочного обучения. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
  103. Туринфо, 1997, ноябрь, № 21, ст. «ВТО дает хороший прогноз на развитие туризма в России».
  104. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300−1 / Торговое право России: Сборник законодательных и иных нормативных документов, регламентирующих торговую деятельность России. М.: ТЕИС, 2000. — с. 471.
  105. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ// Финансовый контролер № 2 (51) 2006 с. 122−126.
  106. Федеральный закон от 14.03.95 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 30.12.01 № 196 -ФЗ)
  107. Федеральный закон от 23.02.95 № 26-ФЗ «О природный лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
  108. Федеральный закон РФ «О лизинге» от 29.10.98 г. № 64.
  109. Финансовый эксперт. Бюллетень экспертно-консультативного совета при Счетной палате РФ с. 8−12.
  110. А.В. Развитие санаторно-курортного туризма в системе регионального курортно-рекреационного комплекса. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
  111. Специальность: 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством. СПб, 2005.
  112. И.А., Григорьев В. Г. Современные подходы к оценке конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса// Курортные ведомости № 3,2005- с. 86−87.
  113. Т.В., Андрюха П. В. Курортная медицина. Основы организации работы курортных учреждений и врачей. Сочи: Санаторий «Южное взморье», 1999.
  114. Целевые программы в стратегии развития регионов России. Образование в социально-гуманитарной сфере РФ/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ 2003, № 2.
  115. В. Альтернатива демпингу// Турбизнес № 1 2005.
  116. В.В. Регулирование рынка санаторно-курортных услуг. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СП6.-2005.
  117. Ш. А. Роль туристского потенциала в развитии региона// Курортные ведомости. № 3,2005- с. 88.
  118. Archer В. The Impactjf International Tourism on the Economy of bermuda, 1994//jornal of travel Research.-1995.-Fall, p.29.
  119. Das Schweiserische Tourismuskonzept, Bern, 1979, S. 56−59) —
  120. Harrington D., Lenehan T. Managing quality in tourism. WOar Tree Press. Dublin, 1998.
  121. Ibidem, 1973, N 319, pp.18−20-
  122. Ibidem, 1977, NN448- 449, p.23
  123. Lankford S., Howard D. Developing a Tourism Impact Attitude Scale // Annals of Tourism Research. 1994.
  124. Notes et Etudes documentaires, 1970, N 3701- 3702.
Заполнить форму текущей работой