Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретико-методологические основы формирования подсистемы генерации и распространения знаний российской инновационной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце 80-х годов прошлого века К. Фримэном, Б-А. Лундваллом и Р. Нельсоном была выдвинута концепция развития национальных инновационных систем (НИС), на примере ряда стран изучены отдельные аспекты становления НИС. Основные подходы к формированию НИС применительно к российским условиям получили своё развитие в работах О. Г. Голиченко, Л. К. Гуриевой, А. А. Дынкина, В. В. Иванова, Н. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные положения теории экономики знаний
    • 1. 1. Методологические подходы к формированию экономики постиндустриального общества
    • 1. 2. Знания как базовый фактор развития экономики инновационного типа
    • 1. 3. Институциональные аспекты формирования экономики знаний
    • 2. Генерация знаний как системообразующий элемент НИС
      • 2. 1. Концептуальные основы становления национальных инновационных систем
      • 2. 2. Система генерации знаний — понятие, структура, цели задачи
      • 2. 3. Зарубежная практика формирования системы генерации знаний
        • 2. 3. 1. Особенности формирования системы генерации знаний в США
        • 2. 3. 2. Основные положения инновационной политики ЕС
        • 2. 3. 3. Основные направления реформ науки и образования во Франции
        • 2. 3. 4. Организация научных исследований в Германии
    • 3. Направления и механизмы формирования системы генерации знаний
      • 3. 1. SWOT-анализ системы генерации знаний
      • 3. 2. Интеграция как основной механизм формирования СГЗ
      • 3. 3. Перспективный институциональный профиль СГЗ

Теоретико-методологические основы формирования подсистемы генерации и распространения знаний российской инновационной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конец XX века начало XXI характеризуются бурным развитием науки, технологий и техники и переходом на этой основе развитых стран к новому типу общества — постиндустриальному обществу. Этот переход происходит на фоне глобализационных процессов, в ходе которых наблюдается разделение стран на три категории: страны — производители новых знаний и технологий (эти страны составляют основу «золотого миллиарда») — страны — производители высокотехнологичной продукции массового спросастраны, обеспечивающие мировую экономику ресурсами, прежде всего энергоносителями.

Глобализационные процессы потребовали появления принципиально новых экономических институциональных структур, обеспечивающих получение, кодификацию и эффективное использование знаний. Как показали исследования отечественных и зарубежных исследователей основной структурой, удовлетворяющей этому требованию, является национальная инновационная система (НИС), обеспечивающая производство новых знаний и их практическое использование.

Россия, обладая значительным научным и образовательным потенциалом, наукоёмкой промышленностью, прежде всего в сфере производства авиакосмической техники, энергетики, включая атомную, спецтехники, а также богатейшими природными ресурсами, имеет все возможности для вхождения в число стран — технологических лидеров.

Однако в силу многих обстоятельств в настоящее время на мировых рынках Россия, в основном, присутствует как экспортёр энергоносителей. Её доля на рынке наукоёмкой продукции по различным оценкам варьируется в диапазоне 0,3−1%. И лишь в области международного военно-технического сотрудничества, которое в своей основе имеет производство наукоемкой продукции, Россия приблизилась к США (22% и 28% мирового рынка соответственно1).

Во многом это явилось следствием резкого снижения конкурентоспособности отечественной промышленности, утратой ряда ключевых технологий, снижением роли науки в решении экономических проблем как с точки зрения теоретического и методологического обоснования реформ, так и при их практической реализации. При этом остаются невостребованными многие перспективные результаты научных исследований, прежде всего академического сектора науки, как в области технических, так и общественных наук.

Вместе с тем на уровне высшего руководства страны поставлена задача перевода экономики страны на инновационный путь развития и формирования собственной инновационной системы, что зафиксировано в Основах политики Российской Федерации в области науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу2, ряде правительственных документов. В соответствии с принятыми решениями в последние годы проводятся мероприятия по активизации инновационных процессов, реформированию науки, модернизации экономики. Начиная с 2005 года, на государственном уровне активизировалась работа по формированию и реализации промышленной политики, ориентированной на освоение и выпуск наукоёмкой продукции на базе промышленных корпораций.

Однако, прилагаемые усилия не дали ожидаемых результатов, что во многом обусловлено имеющимися экономическими и организационно-управленческими проблемами развития институциональной среды, в том числе в части, касающейся науки и образования, составляющими основу НИС, ориентированной на экономику знаний.

Одной из причин такой ситуации является недостаток системного теоретико-методологического обеспечения, что не позволяет преобразовать.

1 По данным института США и Канады РАН.

2 утверждены Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 марта 2002 № Пр-576 российский сектор генерации знаний в институт, наиболее полно отвечающий потребностям экономики знаний.

Таким образом, в настоящее время существует острая необходимость в разработке системного подхода к развитию инновационной деятельности в России, адаптации известных, а при необходимости и разработке новых принципов и механизмов комплексного инновационного развития экономики, исходя из существующих внутренних и внешних условий, что и предопределило актуальность проведения настоящего исследования. Степень разработанности проблемы.

Вопросы перехода к постиндустриальному обществу были исследованы Д. Беллом, Э. Тоффлером, Д. Гэлбрейтом, В. Л. Иноземцевым, В. Л. Макаровым и др. При этом одной из составляющих этой проблемы являлись исследования в области развития информационной экономики. Проводимые в этом направлении экономические исследования Ф. Махлупа, П. Дракера, и многих других, базировались на результатах исследований основоположников кибернетики К. Шеннона, Н. Винера, Д. фон Неймана,.

A.Н. Колмогорова и др.

Основы институциональной теории разработаны Т. Вебленом, Д. Коммонсом, У. Митчеллом, Д. Нортом. Из российских учёных, внесших наибольший вклад в исследования трансформации институтов в процессе экономического развития, следует, прежде всего, отметить А. Д. Некипелова,.

B.Л. Макарова, В. И. Маевского, В. М. Полтеровича, А. Н. Нестеренко и др.

Исследования закономерностей развития инновационных процессов и становления экономики знаний проводили А. Е. Варшавский, М. В. Волынкина, А. Д. Викторов, С. Ю. Глазьев, В. В. Ивантер, Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Д. С. Львов, В. Л. Макаров, К. И. Плетнев, Ю. В. Яковец и др.

В конце 80-х годов прошлого века К. Фримэном, Б-А. Лундваллом и Р. Нельсоном была выдвинута концепция развития национальных инновационных систем (НИС), на примере ряда стран изучены отдельные аспекты становления НИС. Основные подходы к формированию НИС применительно к российским условиям получили своё развитие в работах О. Г. Голиченко, Л. К. Гуриевой, А. А. Дынкина, В. В. Иванова, Н. И. Ивановой, Л. Э. Миндели, А. Н. Фоломьева и др. Проведенные исследования и разработки касались в основном общих проблем, а также развития таких институтов как инновационная инфраструктура, интеллектуальная собственность, рыночные отношения, промышленная политика. Вместе с тем, системный анализ системы генерации знаний до настоящего времени не проводился.

Целью исследования является разработка принципов и методов формирования системы генерации знаний, как базовой структуры НИС, ориентированной на формирование экономики знаний.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие логически связанные задачи: проанализированы современные подходы к становлению постиндустриального общества и роли знаний в этом процессеопределены механизмы создания институтов экономики знанийустановлены роль и место системы генерации знаний в формировании национальных инновационных систем, ориентированных на переход к экономике знанийкритически проанализирован опыт формирования систем генерации знаний в развитых странахпроанализированы возможности применения имеющегося опыта к российским условиям.

Объектом исследования является система генерации и распространения знаний как системообразующий фактор национальной инновационной системы.

Предметом исследований является совокупность отношений, связанных с получением и распространением знаний как основного ресурса экономики инновационного типа.

Теоретической, методологической и информационной базой диссертационного исследования служат достижения современной экономической науки в области перехода к постиндустриальному обществу, институциональной теории, теории формирования национальных инновационных систем, нормативная правовая база Российской Федерации, статистические и аналитические материалы Госкомстата России, ГУ Высшая школа экономики, РАН, Центр исследований проблем развития науки РАН, Центр исследований и статистики науки, информационные материалы России, Европейского Союза.

При выполнении теоретических исследований и подготовке практических рекомендаций и предложений автор опирался на результаты, полученные российскими и зарубежными учеными в ходе исследований проблем перехода к постиндустриальному обществу, формирования экономики знаний, развития инновационных процессов. Информационную основу диссертации составляют фактографические данные по развитию инновационной деятельности в разных странах, полученные лично автором на основе анализа российских и зарубежных источников.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке комплексного теоретико-методологического обеспечения развития конкурентоспособной системы генерации и распространения знаний, как основного элемента национальной инновационной системы, в условиях перехода к экономике знаний.

Наиболее важные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Доказано, что, хотя на каждом этапе развития общества знания играют ключевую роль в социально-экономическом развитии, только их переход в новое качество и превращение знаний в рыночную категорию позволяет создать реальные предпосылки для формирования экономики знаний. С позиций институциональной теории сформулированы условия и определены методы формирования институтов экономики знаний.

2. Дано авторское определение понятия «Национальная инновационная система» как совокупность институтов, обеспечивающих получение и распространение нового экономически выгодного знания, ориентированного на освоение и выпуск наукоемкой продукции.

3. Разработаны функциональная и институциональная структуры системы генерации знаний НИС, ориентированной на экономику знаний. Показано, что профиль национальной инновационной системы определяется индивидуально для каждой страны и зависит от ряда факторов, главным из которых является уровень и тенденции экономического развития. При этом базовым институтом НИС, ориентированной на формирования экономики знаний, является система генерации знаний.

4. Разработана, с учетом опыта развитых стран, концепция формирования системы генерации и распространения знаний применительно к задачам перевода экономики страны на инновационный путь развития в соответствии с политикой Российской Федерации в области науки и образования.

5. Выявлены необходимость и целесообразность включения системы общего образования в состав системы генерации знаний при переходе к экономике знаний в условиях Российской Федерации.

Апробация работы.

Материалы работы докладывались на заседаниях Национального инвестиционного совета (октябрь 2007, г. Москва), Российского научного экономического собрания «Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации» (октябрь 2007, г. Москва), Международного симпозиума «Интеграция науки и образования — ключевой фактор построения общества, основанного на знаниях» (октябрь 2007, г. Киев).

По теме работы опубликовано 5 научных работ общим объемом 6 п.л.

Практическая значимость результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования были использованы при подготовке аналитических и прогнозных материалов для рабочей группы по стратегическому планированию Совета Безопасности Российской Федерации (сентябрь 2007), для подготовки материалов к заседанию Совета по образованию, науке и технологиям при Президенте Российской Федерации (ноябрь 2007), в учебном процессе в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации при разработке курса «Национальные инновационные системы».

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, содержащих фактографический материал по теме исследования.

Заключение

.

В конце XX — начале XXI века в наиболее развитых странах на государственном уровне были сформулированы подходы к современной инновационной политике, направленной на формирование НИС и обеспечивающей в перспективе переход к экономике знаний. Базовой составляющей инновационной политики является модернизация системы организации науки и образования с целью создания единой среды генерации знаний и их распространения. При этом в каждом конкретном случае политика разрабатывалась с учетом исторически сложившихся национальных особенностей.

Те страны, где изначально присутствовали внеуниверситетские системы организации фундаментальных исследований (Франция, Германия) взяли за основу опыт СССР и создали государственные структуры, обеспечивающие поведение научных, прежде всего фундаментальных, исследований. Другие страны ориентировались преимущественно на организацию исследований в университетах. Тем не менее, независимо от принятых подходов в системе госуправления разных стран были созданы органы, отвечающие за реализацию научно-технической и образовательной политики, развитие инновационных процессов.

В целом международный опыт показывает, что, что на национальном уровне инновационная активность обычно концентрируется вокруг первоклассных научных центров, имеющих в зависимости от сложившихся условий, различные организационно-правовые формы.

Формирование экономики, основанной на знаниях, в настоящее время является стратегическим приоритетом США, Европейского Союза в целом и ведущих стран Европы. Базовым институтом, обеспечивающим движение в этом направлении, является система генерации знаний, обеспечивающая широкий спектр проведения фундаментальных и прикладных исследований, соответствующее кадровое обеспечение и распространение полученных знаний. При этом особое внимание уделяется интеграции науки и образования. В тоже время невозможно осуществлять перенос даже хорошо зарекомендовавших зарубежных инновационных механизмов в практику отечественного инновационного развития без тщательного учета российских особенностей. Четко выраженный интерес государства влияет на отношение бизнеса к образованию и науке: он начинает оказывать поддержку структурам интеграции науки и образования, создавать негосударственные образовательные учреждения, участвовать в финансировании научных и научно-технических программ и проектов.

Российский опыт экономических реформ показал необходимость системного подхода к развитию инновационных процессов и формированию НИС, основой которой является система генерации и распространения знаний. При этом особое внимание должно уделяться созданию единого научно-образовательного пространства в стране, формирование высокоэффективного сектора исследований и разработок, обеспеченного в должном объеме необходимыми ресурсами, в первую очередь кадровыми.

Принципиально новым направлением должно стать создание системы массового распространения знаний, поскольку именно таким образом можно восстановить в глазах общества положительный имидж отечественной науки, повысить престиж научной работы и ученых. Однако без государственной поддержки эта проблема решена быть не может.

Таким образом, реализация системного подхода при активной лидирующей роли государства позволит построить эффективную систему генерации знаний в структуре НИС, ориентированной на переход к экономике знаний. При этом будет создан сбалансированный, устойчиво развивающийся сектор исследований и разработок, имеющий оптимальную институциональную структуру, обеспечивающий расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособный на мировом рынке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. -М.: Юрид. лит., 1997.
  2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Утверждены Президентом Российской Федерации 30.03.2002 №Пр-576).
  3. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. (Утверждены Президентом Российской Федерации 21.05.2006 г, Пр-843.)
  4. Перечень критических технологий Российской Федерации. {Утверждён Президентом Российской Федерации 21.05.2006 г, Пр-842.)
  5. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями).
  6. Федеральный закон от 22.08.1996. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями и дополнениями).
  7. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (Утверждены Правительством России 05.08.2005 № 2473п-П7).
  8. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.03.2006 г. № 343-р.
  10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 г. № 161 б-р.
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 г. № 1518-р.
  12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393).
  13. Концепция участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере науки (проект) Минобрнауки России, 2004.
  14. Монографии, научные публикации.
  15. Атомный проект СССР: Документы и материалы: в 3 т./Под общей редакцией Л. Д. Рябева. М. Наука, Физматлит, 1998−2002 .
  16. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. М.: Academia, 1999,784 с.
  17. Н.И. Базылев, H.JI. Грибанова «Новая экономика», ее движущие силы и тенденции развития. Проблемы современной экономики, N 1(17).
  18. Т. О значимости науки./Вестник РФФИ, 2002, № 4(30).
  19. B.C. Американская политика в области науки/ США* Канада: экономика, политика, культура, 2005, № 6 с. 3−22.
  20. А.Е., Маркусова В. А. О результативности научной деятельности Российской академии наук (оценки на основе анализа количества научных публикаций и индекса цитирования)./Концепции 2007, № 1 (18).
  21. Н. Мое отношение к кибернетике. Её прошлое и будущее -М.: Советские радио, 1969-
  22. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983
  23. . Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-пресс, 2001.
  24. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
  25. О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития.- М.: Наука, 2006.
  26. Дж. Новое индустриальное общество. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Танзиткнига" — СПб.: Terra Fantastica, 2004
  27. JI.K. Становление инновационного развития региона: теория и методология. Владикавказ: Северо-Осетинский госуниверситет,
  28. КГ. Государственное регулирование науки в России. -М.: ИМЭМО РАН, 2007.
  29. П.Ф. Практика менеджмента— М.:Вильямс, 2002
  30. В.В. Инновации в плановой и рыночной экономике: методологический аспект/ Инновации, 1999, № 1−2, с. 50−54.
  31. В.В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития/ Инновации, 2002, № 5, с. 19−23.
  32. В.В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики постиндустриального общества./ Инновации, 2004, № 5, с. 3−10.
  33. В.В. Национальные инновационные системы: теория и практика формирования. М.: Абелия, 2004, с.ЗЗ.
  34. В.В., Иоффе В. Е. Методологические аспекты формирования системы генерации знаний/Инновации, 2007, № 9
  35. Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
  36. B.JI. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы (1973−2000)/ Мировая экономика: глобальные тенденции развития (http://scd.centro.ru/rass.htm).
  37. В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире, М., 1998.
  38. Инновационный менеджмент России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности /авт. колл. под рук. B.JI. Макарова и А. Е. Варшавского М., Наука, 2004.
  39. Инновационные приоритеты государства/под.ред. A.A. Дынкина и Н. И. Ивановой М.: Наука, 2005.
  40. Инновационная экономика /под. ред. A.A. Дынкина, Н. И. Ивановой. 2-е изд. М.: Наука, 2004.
  41. Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы /колл. авт., отв. редактор В. В. Ивантер М.: Макс Пресс, 2005.
  42. Информационное общество: Сб. М.:000 «Издательство ACT», 2004.
  43. Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования: Материалы российско-американской научной конференции «Исследовательские университеты» Москва, 4−6 апреля 2004. Тверской ИнноЦентр, 2005.
  44. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. A.A. Аузана. -М: ИНФРА-М, 2005.-
  45. Г. Б. Особенности формирования экономических институтов в России // Экономика и математические методы. 2003. № 3.
  46. Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004.
  47. В.В., Иванов В. В. Интеграция Российской академии наук в национальную (российскую) инновационную систему/ Инновации, 2003, № 4.
  48. Э.П. «Учёные» с большой дороги. -М.: Наука, 2001.
  49. Лауреаты Нобелевской премии/ Ларина О. В. и др. М.:000 «Дом славянской книги», 2007
  50. Д.С. Экономика развития М.: «Экзамен», 2002
  51. A.A. О некоторых модельных подходах и проблемах создания современно университета/ Материалы конференции «Высшая школа и регионы: сотрудничество в новых условиях, 21−23 декабря 2005 г. Тверь" — Красноярск: КГТУ, 2006.
  52. В.Л. Экономика знаний: уроки для России/ Вестник РАН, том 73, № 5,2003, с.450−456.
  53. В.Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика 2006
  54. K.P., Брю СЛ. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. М.: Инфра-М, 2001.
  55. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия /Под. ред. Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2001
  56. K.P., Брю СЛ. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. -М.: Инфра-М, 2001.
  57. A.B. Государственная инновационная политика. Минск: ИООО «Право и экономика», 2005.
  58. В.А. Перед вызовами постиндустриализма: взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России. М.: Альпина Паблишер, 2003.
  59. Г. А. Инновации предшествуют инвестициям/ Инновации, 2005, № 2.
  60. H.H. Информационное общество как этап новейшей истории. Доклад на межд. конф. «Эволюция инфосферы», Москва, РАН, 2123 ноября 1995.
  61. Г. А. и др., Алдошин С. М., Бузник В. М., Иванов В. В. Анализ инновационной деятельности РАН/ Инновации, 2005, № 3.
  62. М.Д. Институциональная динамика экономической системы России. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд.эконом. наук. Саратов, 2007.
  63. Механизмы научно-технологического развития экономики/Под. ред. В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева, Л. И. Щербаковой. М.: В лад. МО, 1996.
  64. Л.Э., Мартыненко A.B., Гудкова A.A., Диссон В. А. Реформирование российской науки: анализ и проблемы. М.: ЦИСН, 2001.
  65. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет./ под ред. И. С. Королёва. -М.: Юристъ, 2003.
  66. Национальные инновационные системы России и ЕС/Серия «Инновационное развитие и коммерциализация технологий в России и странах ЕС: опыт, проблемы, перспективы. // Под ред. В. В. Иванова, Н. И. Ивановой, Й. Розебума, X. Хайсберса М.: ЦИПРАН, 2006.
  67. А.Н. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. — № 3.
  68. А. Н. Экономика и институциональная теория. М: УРСС, 2002.
  69. АД. Становление и функционирование экономических институтов. М.: Экономистъ, 2006.
  70. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  71. Т.П. Инновационный характер экономической структуры в постиндустриальном обществе. Инновации, 2001 № 9−10.
  72. От знаний к благосостоянию: преобразование российской науки и технологий с целью создания современной экономики, основанной на знаниях. Доклад Всемирного банка (апрель 2004).
  73. М.М. Корпоративный энергетический университет РАО «ЕЭС России» как инновационный проект./ Инновации, 2007, № 4.
  74. К.И. Инновационная экономика и интеграционные процессы./ Инновации, 2003,№ 6.
  75. Попов Э. В и др. Управление знаниями Вестник РФФИ, 204, № 4
  76. М. Конкуренция М. Вильяме, 2003
  77. В. М. Трансплантация экономических институтов.// Экономическая наука современной России, № 3, 2001.
  78. В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. № 2.
  79. Приватизация по-российски./Колл. авт. под ред. А. Б. Чубайса. -М.: Вагриус, 1999.
  80. И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках: Пер. с англ./ Под. ред. Ю. Л. Климонтовича. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1985.
  81. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
  82. А.И. Прогноз развития науки и технологий в России на период до 2025 года. Вестник Российской Академии наук.//1998, № 8.
  83. JI.K. Траектория модернизационных процессов в российской системе высшего образования (конец XX начало XXI в.) // «Экономика образования» 2003. № 1.
  84. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития- М.: Наука, 2000.
  85. B.JI. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999. № 4.
  86. КВ. Особенности физического образования в университетах Германии взгляд со стороны/ Физическое образование в вузах, т.9., 2003, № 3, с. 90−96.
  87. ТоффлерД. Третья волна. Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
  88. Н.А. Зарубежные подходы к инвестициям в человеческий капитал: инновации в образовании/ Инновации, 2007, № 4.
  89. Управление наукой в странах ЕС.т.1//. Под ред. Г. ван дер Вейка.-М.: Наука, 1999, Т. 1−4
  90. Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект-пресс, 2004.
  91. А.Н., Ревазов В. Г. Инновационное инвестирование -СПб.: Наука, 2001.
  92. А.Н., Нойберт М. Венчурный капитал СПб.: Наука, 1999.
  93. В.П. Интеграция науки, образования и промышленности состояние правового обеспечения и перспективы его развития./ Инновации, 2006, № 10.
  94. П. ден, Лимкенс И., Смите Р. Международное научно-техническое сотрудничество и его значение для выработки национальной научно-технической политики/ в кн. Управление наукой в странах ЕС. т.1//. Под ред. Г. ван дер Вейка.- М.: Наука, 1999, Т. 1−4
  95. Ф.А. фон, Дорога к рабству: Пер. с англ. М.: Экономика, 1992. 176 с.
  96. Юнг Р. Ярче тысячи солнц. -М., Атомиздат, 1966
  97. Ю.В. Циклы, кризисы, прогнозы. М.: Наука, 1999.-448 е., ил. 103 .ЯкокаЛ. Карьера менеджера. -М.: Прогресс, 1991
  98. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  99. XVIII IASP World Conference On Science & Technology Parks, 10 -13 June 2001, Bilbao.
  100. Stiglitz J. Globalization and its discontents. Penguin Books, Great Britain, 2002, 288 pp.
  101. Информационно-справочные материалы.
  102. Анализ процессов приватизации государственной собственности Российской Федерации за период 1993—2003 годы. 2-е изд./ Отв. ред. С. В. Степашин. М.: Олита, 2005
  103. Информационно-аналитический бюллетень/Сер. «Анализ и использование зарубежного опыта» М.:ЦИСН, 2007,№ 1.
  104. Научно-инновационный потенциал высшей школы России: Стат. сб./Центр исследования проблем развития науки РАН.- М.: Наука, 2005. -366 с.
  105. Наука России в цифрах: 2006.- М.:ЦИСН, 2006.
  106. Отчеты о деятельности РАН за 2004−2006 гг.
  107. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Стат. сб.-М.: ЦИСН, 2004
  108. Российская академия наук. 1991−2001. -М.: Наука-ЦИСН, 2002.
Заполнить форму текущей работой