Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рациональное использование водных ресурсов как фактор регионального развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система платежей должна включать плату за пользование водными объектами и рентный (водный) налог. Базовые ставки платы за водопользование устанавливаются на основе расчета водохозяйственного баланса для конкретного участка бассейна реки на основе заявок, поданных в бассейновое агентство, и суммарных затрат на водопользование в пределах данного участка. При взимании платы у водопользователей, для… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Научно-методологические аспекты рационального использо- 10 вания водных ресурсов на основе экономического механизма управления водопользованием
    • 1. 1. Водные ресурсы как составная часть потенциала экономического 10 развития региона
    • 1. 2. Сущность, структура и роль экономического механизма в систе- 30 ме государственного управления водопользованием
    • 1. 3. Зарубежный опыт управления водопользованием на основе при- 48 менения экономического механизма
  • 2. Анализ современного состояния и использования водных ре- 65 сурсов в регионе
    • 2. 1. Природно-хозяйственные особенности Оренбургской области и 65 факторы, влияющие на использование водных ресурсов
    • 2. 2. Анализ качественного состояния водных ресурсов Оренбургской 71 области
    • 2. 3. Основные экономические параметры использования водных ре- 85 сурсов в различных секторах экономики Оренбургской области
  • 3. Совершенствование экономического механизма управления 108 водопользованием региона
    • 3. 1. Основные направления рационального использования водных ре- 108 сурсов в регионе
    • 3. 2. Структура и основные элементы экономического механизма 116 управления водопользованием региона
  • 3. 3- Методическое и организационное обеспечение реализации эко- 130 номического механизма управления водопользованием
  • Заключение

Рациональное использование водных ресурсов как фактор регионального развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. 'Водные ресурсы относятся к числу важнейших факторов экономического и социального развития региона и страны в целом. От состояния и обеспеченности водными ресурсами зависят направления и масштабы развития и размещения производительных сил, прежде всего водоемких производств. Их текущая производственно-хозяйственная деятельность в значительной мере связана с использованием водных ресурсов — водопользованием.

Современное водопользование в РФ не соответствует концепции рационального природопользования. Это приводит к неэффективному использованию водных ресурсов, загрязнению водных объектов и их деградации, снижению безопасности жизни населения от воздействия водного фактора, увеличению затрат общества на восстановление и охрану водных объектов.

В этой связи представляется актуальной проблема повышения эффективности и рационального использования водных ресурсов на основе формирования соответствующего экономического механизма управления водопользованием. Необходимость исследования данной проблемы обусловлена тем, что не достаточно глубоко разработаны теоретические и методические основы решения проблем: реформирования государственного управления водопользованием в условиях рыночной экономикисоздания эффективной оценки стоимости водно-ресурсного потенциала в регионесовершенствования экономических отношений в водопользовании.

Рациональное использование водных ресурсов представляет собой систему организационных мер, направленных на создание реальных возможностей и возникновение заинтересованности у водопользователей в более экономном и эффективном? использовании водных ресурсов. Решение этой проблемы позволит сбалансировать интересы собственника водных объектов (государства) и водопользователей с учетом степени устойчивости природных водных экосистем.

Степень разработанности проблемы. Водные ресурсы, их особенности и функциональная структура, возможность их рационального использования, которая определяется водно-ресурсным потенциалом территории, изучены Авакяном.

А.Б., Балацким О. Ф., Беличенко Ю. П., Гареевым A.M., Коронкевичем Н. И., Ко-рытным Л.М., Крицким С. Н., Львовичем М. И, Менкелем Н. Ф., Мороковым В. В, Шикломановым И. А. и др.

Вопросы формирования экономических отношений в водопользовании, исследование экономического механизма управленияводопользования представлены в трудах Алиева Э. Д., Беляева С. Д., Бобылева С. Н., Выварца А. Д., Голуба.

A.A., Григорьева Е. Г., Думовой И. И., Комарова П. Л., Лемешева М. Я., Пахомова.

B.П., Прохоровой Н. Б., Рихтера К. К., Струковой Е. Б., Черняева A.M., Шпагиной А. Н., Яндыганова Я. Я. и др.

Труды многих авторов (Авакян А.Б., Варанкин В. В., Герасименко В. Н, Голуб A.A. Гофман К. Г., Минц A.A., Хачатуров Т. С. и др.) посвящены вопросам экономической оценки водных ресурсов территории.

Однако, изменения, происходящие как в экономике страны, так и в ее экологической ситуации, вызывают необходимость дополнительного углубленного исследования проблем рационального использования водных ресурсов региона, их охраны, и восстановления на основе формирования эффективных экономических отношений в водопользовании.

В экономической теории недостаточно исследованы проблемы оценки стоимости водно-ресурсного потенциала и учитываются лишь отдельные экономические инструменты регулирования водопользования региона. При этом, платежи в водопользовании не увязаны с эффективной экономической оценкой водных ресурсов. Система платежей не обеспечивает должной мотивации для рационального водопользования, сокращения затрат в водном хозяйстве, эффективного использования водно-ресурсного потенциала региона. Существующая система управления водопользованием не соответствует бассейново-территориальному принципу, рациональному водопользованию и не обеспечивает реализацию рыночных отношений в водном хозяйстве.

Острота указанных проблем и необходимость их решения определили выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по рациональному использованию водных ресурсов региона на основе совершенствования экономического механизма управления водопользованием.

В соответствии с поставленной целью диссертационного исследования в работе были определены и решались следующие задачи:

— исследование роли и функций водных ресурсов в воспроизводственном процессе региона;

— определение понятия водно-ресурсного потенциала региона, критериев рационального использования водных ресурсов;

— исследование существующих инструментов регулирования процесса рационального водопользования;

— исследование зарубежного опыта формирования и реализации экономического механизма управления водопользованием;

— проведение анализа методов экономической оценки стоимости водных ресурсов в контексте восстановления и охраны водно-ресурсного потенциала региона;

— анализ количественного и качественного состояния водных ресурсов и масштабы их использования в различных секторах экономики Оренбургской области;

— выявление основных направлений рационального использования водных ресурсов региона;

— разработка предложений по совершенствованию экономического механизма управления водопользованием в регионе;

— определение структуры основных элементов механизма платы в водопользовании и методов расчета базовых ставок платы.

Объектом исследования в работе выступают водные ресурсы и их рациональное использование в экономике региона.

Предметом диссертационного исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе использования водных ресурсов, и управление ими на основе экономического механизма.

Методологическая> и информационная база исследования. Теоретической и методологической базой диссертационной работы стали научные труды ведущих российских и зарубежных ученых в области макроэкономических исследований, а также прикладных исследований в области региональной экономики, экономики и управления народным хозяйством, экономики природных ресурсов, охраны окружающей среды.

Методология исследования базируется на диалектическом познанииприменялись общенаучные методы сравнительного, статистического и системного анализа, абстрактно-логический метод, экономико-математические методы, экспертные оценки.

Информационной базой исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты, инструктивно-методические документы в области управления водными ресурсами и водным хозяйством, статистические данные Госкомстата РФ и комитета по статистике Оренбургской области, отчеты Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР по Оренбургской области, отчеты по мониторингу водных ресурсов Гидрометцентра Оренбургской области, теоретические и фактические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных специалистов в области региональной экономики.

Научная новизна диссертационного исследования. Выдвинутые и разработанные в диссертации положения1 обеспечивают комплексное научное обоснование актуальной проблемы — рационального использования водных ресурсов территории с учетом их региональных особенностей, что способствует повышению устойчивого развития региона.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

— обоснована роль водного фактора в социально-экономическом развитии региона как фактора, влияющего на все сферы жизнедеятельности общества, и во многом обеспечивающего устойчивое развитие региона;

— предложено определение рационального использования водных ресурсов региона как совокупность организационных, экономических, экологических, правовых, технико-технологических и воспитательных мероприятий, проводимых государством, и направленных на обеспечение сохранения и восстановление водно-ресурсного потенциала региона;

— выявлены региональные особенности состояния водных ресурсов и их использования в различных секторах экономики Оренбургской области за период 1997;2002 гг.: неравномерное территориальное и внутригодовое распределение водных ресурсов, ухудшение качества воды в водных объектах области, высокие показатели удельного водопотребления и водоотведения промышленности региона, рост экономического ущерба от загрязнения водных объектов;

— разработаны основные направления рационального использования водных ресурсов региона на основе: совершенствования экономического механизма управления водопользованием регионадецентрализации государственного управления и переноса прямых управленческих воздействий на региональный уровеньрассмотрения в качестве объекта управления водосборного бассейна как основной территориальной единицы государственного управления водными ресурсами региона;

— предложена методика расчета платежей за водопользование с учетом качества воды на основе затратной и рентной концепций оценки стоимости водных ресурсов при формировании регулируемого рынка воды, обеспечивающего повышение эффективности использования водных ресурсов региона.

Основные положения, выносимые на защиту:

— разработанная классификация направлений рационального использования водных ресурсов, на основе которой выявлены основные инструменты экономического управления водопользованием в регионе;

— сформулированные принципы ?1 направления совершенствования экономического механизма управления водопользованием региона на основе бассейно-во — территориального принципа и при условии формирования регионального института регулирования рынка водных ресурсов;

— обоснование необходимости и разработанные предложения по формированию в регионе экологического научно-информационного центра управления водными ресурсами;

— разработанная методика по формированию платы за пользование водными ресурсами с учетом качества воды и водного (рентного) налога.

Практическая значимость результатов исследования. Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что научные выводы и практические рекомендации, сформулированные по результатам диссертационного исследования, позволяют повысить эффективность использования водных ресурсов региона, их восстановление и охрану.

Использование рекомендаций по совершенствованию экономических инструментов управления водопользованием обеспечит повышение эффективности функционирования водного хозяйства в регионе.

Исследования вопросов рационального использования водных ресурсов региона выполнялись при проведении научно-исследовательских работ по теме «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования», государственный регистрационный номер 1 200 000 429.

Результаты диссертационной работы позволяют разработать научно-обоснованную стратегию рационального использования, охраны и восстановления водных ресурсов региона с целью обеспечения его устойчивого развития.

Результаты работы по рациональному использованию водных ресурсов региона могут быть использованы в качестве учебного материала при подготовке студентов экономических специальностей, при изучении экономических дисциплин слушателями факультетов повышения квалификации, а также преподавателями при руководстве дипломными работами.

Апробация работы. Основные положения и отдельные результаты диссертационной работы докладывались и получили одобрение на Всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге (1999г.), на межрегиональной научно-практической конференции в Кургане (2000г.) и Оренбурге (2000г.), на международной научно-практической конференции в 2001 г. (г.Калининград) и в '.

2002, 2003гг.(г.0ренбург), а также на Всероссийской научно-практической конференции в г. Оренбурге в 2003 г.

Отдельные положения диссертационной работы использовались в практической деятельности Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Оренбургской области при формировании федеральных программ «Вода питьевая» и «Вода России — XXI век», а также в научно-исследовательской работе Оренбургского филиала ГНИУ «Горный институт УрО РАН» Уральского отделения РАН.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 2,55 печ. листа.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (165 наименований) и 6 приложений. Основной текст изложен на 145 страницах машинописного текста, содержит 24 таблицы и 17 рисунков.

Выводы по главе:

1. Для решения проблем рационального использования водных ресурсов целесообразно создание единого механизма управления водопользованием в регионе на основе программно-целевого подхода и индикативного планирования развития водного хозяйства. Планирование водохозяйственной деятельности должно осуществляться для бассейна в целом с учетом всех направлений рационального использования водных ресурсов региона: -технико-технологических, научно-технических, организационных, правовых, экономических и воспитательных.

2. Важнейшим направлением рационального использования водных ресурсов в регионе является управление водными ресурсами и водопользованием на основе эффективного экономического механизма. Экономический механизм должен основываться на ряде принципов: бассейново-территориальном, принципах платности, комплексности, самофинансирования, научности и гласности. Экономический механизм обеспечивает построение эффективной системы платежей, реализацию рентного налогообложения и создания условий самофинансирования развития и функционирования предприятий и организаций водного хозяйства региона.

3. В условиях адаптации водного хозяйства к рыночной экономике и реализации бассейново-территориального принципа необходимо формирование регионального института, регулирующего рынок водных отношений между собственником (государством) и водопользователями. Наиболее эффективной формой регулирования является создание и функционирование региональных бассейновых агентств, которые координируют и объединяют деятельность их членов на рациональное использование, охрану и восстановление водных ресурсов и осуществляют корпоративное управление водопользованием в регионе.

4. Помимо обозначенных направлений совершенствования экономического механизма управления водопользованием необходимо создание в регионе экологического научно-информационного центра, с целью широкого привлечения ученых, населения и предпринимателей к водоохранной деятельности. Региональный научно-информационный центр должен содержать три блока информации по наличию, состоянию водных ресурсов и деятельности водопользователей.

5. Основу экономического механизма составляет система платежей за пользование водными объектами, которая тесно увязывается с экономической оценкой водно-ресурсного потенциала региона. На этапе стратегического планирования действий государственных органов власти экономическая оценка выступает экономической основой механизма управления водными ресурсами региона. При расчете ставок платы необходимо использовать рентную оценку стоимости водно-ресурсного потенциала при одновременном учете затрат в водном хозяйстве региона.

6. Система платежей должна включать плату за пользование водными объектами и рентный (водный) налог. Базовые ставки платы за водопользование устанавливаются на основе расчета водохозяйственного баланса для конкретного участка бассейна реки на основе заявок, поданных в бассейновое агентство, и суммарных затрат на водопользование в пределах данного участка. При взимании платы у водопользователей, для которых качество воды является лимитирующим фактором технологического цикла, необходимо введение коэффициента качества воды. Расчет рентного (водного) налога за пользование водными объектами необходимо проводить по подциклам водохозяйственного цикла региона.

Заключение

.

1. Диссертационное исследование подтвердило актуальность проблемы рационального использования водных ресурсов для управления водопользования в регионе. Углубление тенденций расточительного водопользования, постоянное ухудшение качества водных объектов, обострение дефицита питьевого водоснабжения в отдельных регионах страны, снижение безопасности жизнедеятельности населения от вредного воздействия водной среды и ухудшения состояния гидротехнических сооружений свидетельствуют об общесистемном кризисе в водном хозяйстве страны. Глубокий кризис в водном секторе экономики может быть преодолен за счет организации рационального использования водных ресурсов.

2. В настоящее время осуществляетсяпроцесс совершенствования управления водными ресурсами, отвечающий требованиям рыночной экономики. В водопользовании региона используются такие основные экономические инструменты управления, как: платежи за пользование водными объектами, платежи за их загрязнение сбросами сточных вод, лицензирование, нормирование. Однако, неэффективная система платежей, планирования и нормирования в использовании водных ресурсов, сохранение остаточного принципа финансирования, как показало исследование, не позволяют реализовать концепцию рационального использования водно-ресурсного потенциала региона.

3. Анализ зарубежного опыта управленияводными ресурсами показал, что недопустима ориентация, исключительно на рыночные методы управления. Рыночные стимулы рационального водопользования должны сочетаться с эффективными методами государственного регулирования водных ресурсов на базе развитой нормативно-правовой базы и при усилении государственного контроля за развитием всех процессов использования водных ресурсов. Необходимо делегировать более широкие полномочия в области управления водными ресурсами регионам, так как при разработке управленческих решений важно учитывать региональные особенности водопользования, поскольку каждый регион можно рассматривать как обособленную эколого-экономическую систему, в которой водные ресурсы формируются в пределах определенного речного бассейна. Речные бас.

143 сейны различаются по режиму природных вод, запасам и качеству воды и т. д., что существенно влияет на условия функционирования отраслей хозяйства и жизнь населения.

4. Рациональное использование водных ресурсов — это система организационных, экономических, технико-технологических, правовых и воспитательных мер, подчиненных общей цели рационального водопользования и реализуемая на основе экономического механизма управления водопользованием. Данная система должна быть максимально адаптирована к конкретному региону. К числу эффективных функций экономического механизма управления водопользованием региона относятся: планирование и нормирование водопользованияценообразование, основанное на экономической оценке стоимости воды и системе платежей в водопользованиистимулирование рационального водопользованияэффективное управление водопользованием региона.

5. Современное использование водных ресурсов должно базироваться на следующих принципах: бассейново — территориальном, платности и самофинансировании водопользования, комплексности, научности и гласности. Реализация этих принципов позволят решить важнейшую государственную задачу в управлении водными ресурсами — это обеспечение экономически эффективного и экологически безопасного водопользования во всех регионах страны.

6. Принцип платности водопользования должен быть реализован через систему платежей, которая: включает плату за пользование водными объектами, плату за сброс сточных вод в водные объекты, а также водный (рентный) налог. Создание эффективной системы платежей в области водопользования и реализация бассейново-территориального принципа управления водными ресурсами предполагает формирование регионального бассейнового агентства, которое обеспечит реализацию корпоративного управления водными ресурсами и их рациональным использованием на региональном уровне с учетом интересов собственника водных объектов (государства) и водопользователей. В качестве рабочего органа бассейнового агентства может рассматриваться унитарное предприятие как представитель собственника (государства) водных объектов.

7. Механизм платы за водопользование создаст основу для самофинансирования водного хозяйства на региональном и федеральном уровнях. Для этого на региональном (бассейновом) уровне формируются региональные ставки платы на основании независимой экономической оценки воды и согласуются со всеми участниками водопользования. Для отдельных водопользователей, для которых качество используемой воды является лимитирующим фактором технологического цикла целесообразно введение дифференцированной ставки платы с учетом коэффициента качества воды.

8. Водный (рентный) налог, базирующийся на доходности водных ресурсов и их ограниченности по количеству и качеству (дефицитности) ориентирован на регулирование и налогообложение водопользования в регионе на краткосрочный период (до 3 лет). Рентные платежи рассчитываются на основе интегральной ценности (стоимости) всех элементов водно-ресурсного потенциала, с учетом подциклов (водоснабженческий, гидроэнергетический, рекреационный и т. д), которые формируют единый водохозяйственный цикл региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Назревшие перемены //Вопросы экономики, 1998. № 6. -с. 4−9.
  2. А.Б., Широков В. М. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Екатеринбург: Из-во «Виктор», 1994. — 320 с.
  3. Н.Т., Исляев P.A. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. С.-Пб: РАН. Центр регионально-политических исследований и проектирования, 1995.
  4. В.Н. Справочник. Стандартные термины в водном хозяйстве /Под ред. Михеева Н.Н.-М.: НИА Природа, 1999. 140 с.
  5. Э.Д., Бурцева H.H. и др. Экономические механизмы природопользования (зарубежный опыт) // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Обзорная информация. РГАСНТИ, 1991, № 10.
  6. Л. А., Нечаев А. П. Замкнутые системы водного хозяйства промышленных предприятий, комплексов и районов. М.: Стройиздат, 1984.-272 с.
  7. Г. С., Иваненко А. Г. Водное хозяйство и водные расчеты. -С.-Пб: Гидрометеоиздат, 1993.-243 с.
  8. В.Г. Программно-целевое управление. В кн.: Научное управление обществом. М.: Мысль, 1978, с. 52−53.
  9. О.Ф., Мельник Л. Г., Яковлев А.Ф.- Экономика и качество окружающей природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. — 190 с.
  10. Беличенко Ю. П, Швецов М: М1 Рациональное использование и охрана водных ресурсов. М.: Россельхозиздат, 1980, 224 с.
  11. М.Л. Экономическая оценка природных ресурсов . Mi: Наука, 1987, 174 с.
  12. Большая советская энциклопедия М.: Советская энциклопедия. — 1977. Т.20.-428 с.
  13. .А. Планирование природопользования. М.: Экономика, 1979.- 168 с.
  14. Быстрицкая:Н.С., Кареев В. Б., Пакович Л. Г., Соколова O.A. Методические основы тарификации в водном хозяйстве // Экономика водного хозяйства. Сб. науч. Тр. М.: ВНИИГИМ, 1978. Вып. 1, с.34−45.
  15. Быц И: Д. О совершенствовании экономического механизма водного хозяйства //Меллиорация и водное хозяйство 1998. — № 3.
  16. В.В. Методические вопросы региональной оценки природных ресурсов. Мл Наука, 1974. 240 с.
  17. Ю.С., Кукушкин В:А. Использование водоемов и рек в целях рекреации. Л.: Гидрометеоиздат, 1998. — 229 с.
  18. В.А., Кожанов С. С. Стандартизация и экономическая оценка экологических систем. В кн.: Охрана окружающей природной среды. Экономические аспекты проблемы и вопросы стандартизации. М.: Изд-во стандартов, 1978, с. 84−88.
  19. А.Л. Водохозяйственные системы и расчетная обеспеченность. /В кн. Проблемы изучения и комплексного использования водных ресурсов. М.: Наука, 1978, с. 148−162.
  20. Л.Д. Экономия и прогресс как основы тарифной политики //Водоснабжение и санитарная техника. 2000. -№ 8. — с. 12−14.
  21. Вода питьевая: Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 ноября 1999 г. № 380/84-ПЗС //Бюллетень Законодательного Собрания. 1999. — № 4. — с. 98−115.
  22. Водный кодекс Российской Федерации от 18. 10 1995г. -Федеральный вестник экологического права «Экоинформ», 1996, № 1−2, с.36−130.25- Водное хозяйство: Справочник. М.: Агропромиздат, 1988.
  23. Водное хозяйство Среднего Урала и перспективы его развития. /Под ред. И. С. Шахова. Красноярск, 1978, 126 с.
  24. Водные ресурсы: рациональное использование /Е.П. Ушаков, A.A. Голуб, Ю. П. Беличенко и др.- М.: Экономика, 1987. 126 с.
  25. Водные ресурсы и водное хозяйство Урала. /Под ред. А. М1 Черняева. Свердловск, Свердловское книж. Из-во, 1977. — 269 с.
  26. Водные ресурсы, геологическая среда и полезные ископаемые Южного Урала. Оренбург, ОГУ, 2000. — 190 с.
  27. Водно-ресурсный потенциал /Под науч. ред: A.M. Черняева- ФГУТГ Рос НИИВХ. Екатеринбург: Изд-во «Виктор», 1991. — 136 с. «
  28. Водохозяйственная политика Европейского экономического сообщества. Доклад Комиссии Совету Европы и Европейскому парламенту /Комиссия Европейского экономического сообщества. Брюссель, 1996.
  29. Воды России: экономико-правовое управление водопользованием. — Екатеринбург, 2000. 408 с.
  30. Воды России. Экосистемное управление водопользованием /Под науч. ред. А.М.Черняева- ФГУП Рос НИИВХ. Екатеринбург: Изд-во «АКВА-ПРЕСС, 2000.-356 с.
  31. Г. В., Исмайылов Г. Х., Федоров В. М. Исследование и оценка эффективности функционирования крупных водохозяйственных систем. //Водные ресурсы. 1983. — № 2.-' с.3−31.
  32. Восстановление и охрана водных объектов Оренбургской области: Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 ноября 1999 г. № 383/84-n3C //Бюллетень Законодательного собрания. -1999. № 4. — с. 123−131.
  33. Временная методика определения экономической эффективности затрат в мероприятия по охране окружающей среды. В кн.: Эффективность капитальных вложений: Сборник утвержденных методик. М.: Экономика, 1983.- 128 с.
  34. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиненного народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986. 95 с.
  35. A.M. Оптимизация водоохранных мероприятий в бассейне реки (географо-экологический аспект). С.-Пб.: Гидрометеоиздат, 1995. — 190 с.
  36. В.Н., Голуб A.A. Методология экономической оценки природных ресурсов /Под ред. G.C. Шаталина. М., 1988.
  37. А.О. Территориальная организация водного хозяйства СССР- Харьков: Виша школа, 1982. — 144 с.
  38. A.A., Струкова Е. Б. Экономические методы управления природопользованием. .-№: Наука, 1993. 136 с.
  39. A.A., Струкова Е. Б. Некоторые проблемы комплексного использования природных ресурсов //Природные ресурсы — структурообразующий фактор развития экономики. Сб. тр. М.: ВНИИСИ АН СССР, 1986. Вып. 5.
  40. К.Г. Методологические основы экономической оценки природных ресурсов //Экономические проблемы оптимизации природопользования. М.: Наука, 1973. — с. 22−34.
  41. К.Г. Природопользование и макроэкономические показатели развития народного хозяйства //Экономические проблемы природопользования. М.: Наука, 1985.
  42. Е.Г. Хозяйственный механизм территориального водопользования. — М.: Наука, 1994. — 176 с.
  43. В., Кутчбаух К., Роос Г., Штрайбель Г. Формирование окружающей среды и экономика природных ресурсов /Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1982. -382 с.
  44. С.А., Тарасова И. Н. Международное речное право. — М.: Международные отношения, 1993. — 235 с.
  45. Л.И., Орлов Г. А. Вопросы экономики в области водопроводно-канализационного хозяйства. Водоснабжение и санитарная техника, 1979, № 4, с. 8−9.
  46. P.E. Водное хозяйство и водохозяйственные расчеты. М.: Стройиздат, 1990. — 153 с.
  47. Данилов-Данильян В. И. Природные ресурсы в условиях перестройки экономики СССР. М.: Знание, 1980.
  48. .М., Устюжанин Б. С. Преобразование водных ресурсов и режима рек Центра ETC. JL: Гидрометеоиздат, 1980. — 220 с.
  49. Доклад о состоянии окружающей природной среды Оренбургской области. Оренбург, 2000. — 215 с.
  50. И.И. Социально-экономические основы управления природопользованием в регионе. Новосибирск: «Наука», Сибирская издательская фирма РАН, 1996.- 165 с.
  51. А.Е., Колобаев А. Н. Механизм взимания платежей за загрязнение водной среды: зарубежный опыт. //Водные ресурсы, № 5, 1998, с.55−62.
  52. В.А. Решение экологических проблем в создании безотходных или чистых технологических процессов, производств и регионов // Химическая промышленность. 1993. — № 3−4, — с. 3−5.
  53. Замыкающие оценки водных ресурсов /А.И. Егоров, А. Н. Зыбина, В. П. Иванова и др. Водные ресурсы, 1973, № 5, с. 199−204.
  54. Ю.А. Экономика и контроль состояния природной среды. -Л.: Гидрометеоиздат, 1984. 376 с.
  55. Инструкция о порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами //Финансовая газета, № 38, сентябрь, 1998 г.
  56. Инструкция о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-ТП (водхоз). М.: ЦСУ, 1985.
  57. Информационный бюллетень о состоянии поверхностных водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений на территории Оренбургской области за 2002 год. Оренбург, 2003.
  58. Ю.Б., Прохорова Н. Б. Методические подходы к экономической оценке воды как природного ресурса. //Мелиорация и водное хозяйство, № 3, 2000, с.24−26.
  59. П.Л. Организационно-экономический механизм рационального водопользования //Экономист. 1998. — № 5. — с.3−7.
  60. Коментарий к водному кодексу Российской Федерации /Пол ред. С. А. Боголюбова. М., 1997. — 117 с.
  61. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. М.: Агроме-теоиздат, 1985. 304 с.
  62. Концепция государственной политики в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов //Министерство природных ресурсов Российской Федерации. — М.-Екатеринбург, 2001. 28 с.
  63. Н.И., Зайцева И. С. Изменение удельного водопотребле-ния в России в последние десятилетия //Водные ресурсы, 1994, том 26, № 1, с. 90−95.
  64. Л.М. Геосистемный подход к решению региональных водно-ресурсных проблем. Иркутск, 1992, — 385 с.69- Крайнова Э. А. Теория и практика экономического реформирования экологической политики. Уфа, 2000. — 99 с.
  65. Л.И. Региональные системы экономического стимулирования природоохранной деятельности предприятий //Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: Обзор, информ. М.: ВИНИТИ, 1990, № 8.
  66. С.Н. О направлении исследований в области теории использования водных ресурсов. /В кн. Проблемы изучения и комплексного использования водных ресурсов. М.: Наука, 1978, с. 4−15.
  67. С.Н., Менкель Н. Ф. Водохозяйственные расчеты. М.: ГИМИЗЛ, 1952.
  68. С.Н., Менкель Н. Ф. Гидрологические основы управления водохозяйственными системами. М.: Наука, 1982.-271 с.
  69. В.В. Гидрологические аспекты урбанизации. — Л.: Гидро-метеоиздат, 1977. 184 с.
  70. А.К., Станишевский С. А. Задачи и принципы оптимизации водоохранных мероприятий. Водные ресурсы, 1974, № 5, с. 25−31.
  71. Р. Экономические проблемы окружающей среды /Пер. со сло-вац. -М: Прогресс, 1979. -216 с.
  72. В.Н., Шевцов А.Н- Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997,372 с.
  73. М.Я. Экономика и экология: их взаимосвязь и зависимость.- Коммунист, 1975, № 17, с.47−55.
  74. Лемешев М. Я-, Чепурных Н. В., Юрина Н. П. Региональное природопользование: на пути к гармонии. М^: Мысль, 1986. — 262 с.
  75. Лукьянчиков Н-Н., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 454 с.
  76. М.И. Вода и жизнь М.: Мысль, 1986. — 70 с.
  77. А. Принципы экономической науки. Экономическая мысль запада. М.: «Прогресс», Т. 1, 1993−83- Математические методы в планировании отраслей и предприятий /Под ред. Попова И. Г. М.: Экономика, 1981.
  78. Г. М. Об экономической оценке воды как природного ресурса.- Водные ресурсы, 1976, № 6, с. 27−35.
  79. В.М., Головченко В. Б., Носков С. И. Моделирование и прогнозирование показателей социально-экономического развития области. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. 214 с.
  80. Л.Г. Учет экологических показателей при решении хозяйственных задач. Экономические науки, 1983, № 2, с.58−63.
  81. Методика экономической оценки важных видов природных ресурсов в странах-членах СЭВ. М.: Секритариат СЭВ- 1985-
  82. Методика оптимального планирования водоохранных мероприятий в бассейне реки. /А.М. Черняев, И.М. Ширяк- УралНИИВХ. Свердловск, 1988.-92 с.
  83. Методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства. М.: ЦБНТИ, Минводхоза СССР, 1983.
  84. Методические указания по оптимизации выделения капиталовложений на водоохранные мероприятия на водосборе бассейна реки /А.М. Гаре-ев- Баш. ГУ. Уфа, 1991.- 19 с.
  85. Методические рекомендации по порядку подготовки и реализации бассейновых соглашений /Министерство природных ресурсов Российской Федерации- ФГУП Рос НИИВХ. Екатеринбург, 2001.-44 с.
  86. Методические рекомендации по переходу на рентные отношения в сфере водопользования. М., 2000. — 30 с.
  87. Я., Питтерман JI. Управление охраной окружающей среды. М.: Прогресс, 1983. — 23 9 с.
  88. A.A. Экономическая оценка естественных ресурсов. М.: Мысль, 1972. -303 с.
  89. K.M. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования). М.: Наука, 1991. -94 с.
  90. H.H., Шевчук A.B., Шпагина А. Н. Платное водопользование в Российской Федерации, введенное в 1999 г. /Водное хозяйство России, т.2, № 2,-2000, с. 107−114.
  91. H.H. Водные ресурсы как база питьевого водоснабжения //Водоснабжение и санитарная техника. 1988. -№ 4. — с.5−7.
  92. В.В. Мониторинг загрязнения и планирование охраны природных ресурсов. В кн.: Методы планирования и управления природными ресурсами (совершенствование экономического механизма управления природопользованием). М.: ЦЭМИ АН СССР, 1985, с. 21−25.
  93. Мороков В. В: Природно-экономические основы регионального планирования охраны рек от загрязнения. Л.: Гидрометеоиздат, 1987, 287 с.
  94. Мороков В: В. Задачи и организация предплановых исследований охраны вод в регионе /В сб. Охрана природных вод Урала. Свердловск, 1990, с. 11−20.
  95. P.A. Гидролого-экологические основы водного хозяйства. JL: Гидрометеоиздат, 1990. — 227 с.
  96. P.A. Водные проблемы: социально-экономические и экологические аспекты. Мелиорация и водное хозяйство, 1990- № 11, с. 1517
  97. П.Г. Равновесное природопользование. Взгляд экономиста. -Новосибирск: Наука,. 1983. 128 с.
  98. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Оренбургской области: закон Оренбургской области от 17 октября 1998 г. № 116 //Вечерний Оренбург. 1998. — 3 ноября. — с.2.
  99. О совершенствовании управления использованием и охраной водного фонда Россшг/Министерство природных ресурсов Российской Федерации. -М., 1998.-48 с.
  100. О ставках платы за пользование водными объектами: Закон Оренбургской области от 10 февраля 1999 г. № 200 //Бюллетень Законодательного Собрания. 1999. — № 1. — с. 105−109.
  101. Охрана окружающей среды и её социально-экономическая эффективность /Под ред. Акад. Т. С. Хачатурова. М.: Наука, 1980. — 240 с.
  102. Оценка финансирования в водоохранную деятельность РФ. /МПР РФ. -М., 1998.
  103. B.K. Водоемкость народного хозяйства. М.: Наука, 1989. -103 с.
  104. Планирование водохозяйственной деятельности в бассейне р.Тагил. -Екатеринбург, 1999. 118 с.
  105. Е.М., Фролов А. Е. Методические основы определения и использования замыкающих оценок, водных ресурсов //Водные ресурсы, 1973, № 5.-с. 188−197.
  106. Постановление Правительства РФ № 818 от 22 июля 1998 г. «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам» //Российская газета, 25 августа 1998 г.
  107. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 24.11.1993 г.№ 1229 «О создании единой государственной системы экологического мониторинга» //Российское законодательство об ООС и природопользовании. Т.З. Mi, 1996.
  108. Г. А. Ресурсопользование в современных условиях //Изв. РАН, Сер. геогр., 1999, № 3, с.13−21.
  109. Проблемы изучения и комплексного использования водных ресурсов. М.: Наука, 1978,256 с.
  110. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — Mi: Мысль, 1990. -637 с.
  111. А.Д. Методы экономического стимулирования в управлении водоохранной деятельностью //Водные ресурсы. 1995. — № 5. -с. 610−617.
  112. Россия: ВРП /Под ред. A.M. Черняева- РосНИИВХ. Екатеринбург: Издательство «Аэрокосмоэкологня», 1998. — 338 с.
  113. Сборник нормативных документов по водопользованию. М.: Про-мэкознание, 1993.-229 с.
  114. С.Г. Экономический механизм интенсификаци водопользования //Экономика и математические методы. — 1988. т. XXIY. Вып. 3.
  115. Система ведения хозяйства Оренбургской области. Челябинск, 1986.
  116. Соловьева С. В: Финансовые источники природоохранной деятельности //Вестник Моск. ун-та. Серия «экономика», 1999- № 3, с. 107−118.
  117. Статистический ежегодник «Оренбургская область» Оренбург, 2003.
  118. Тарифы на воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. М.: Прейскурантиздат, 1981, 25 с.
  119. Теория и практика ценообразования. М.: НИИцен, 1983, Вып. 1, 97 с.
  120. Тютков О. В- Оптимизация планирования водного хозяйства промышленных районов. М.: Наука, 1985,228 с.
  121. Указ Президента Российской Федерации от 1.04.96г. № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 15. — с. 3695−3701.
  122. Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности. М.: Стройиздат, 1982. — 528 с.
  123. Управление водными ресурсами в бассейне реки /Под науч. ред. A.M. Черняева- Рос НИИВХ. Екатеринбург, 1993. — 120 с.
  124. Е.П. Социально-экономическое развитие и природоохранная деятельность.-М.: Наука, 1983.-208 с.
  125. .В. Экологические аспекты управления водным хозяйством в международном сообществе. /Водные ресурсы (информационные материалы). -Минск. -1998. -№ 4. с.3−8.
  126. Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» № 71-ФЗ от 6 мая 1998 г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. № 19. — с. 3962 — 3966.
  127. Т.С. Экономика природопользования. Ml: Экономика, 1982.
  128. Хироми Есида. Тенденции развития экологического бизнеса в Японии //Вестник МГУ. Серия 6, 1997, № 31
  129. A.M. Управление водными ресурсами в агропромышленном районе. Д.: Гидрометеоиздат, 1987.
  130. A.M. Оптимальное управление водохозяйственной деятельностью в регионе. //Методы планирования и управления природными ресурсами. М., 1985.
  131. A.M., Дальков М. П. Шахов И.С., Прохорова Н.Б- Бассейн. Эколого-водохозяйственные проблемы, рациональное водопользование /Рос НИИВХ, Екатеринбург: Изд-во «Виктор», 1995. — 366 с.
  132. Черняев А. Мм Прохорова Н. Б., Бунькова О. В. К вопросу интегрированного управления водохозяйственными системами бассейнов рек в стратегии реализации государственной водной политики. //Водное хозяйство России, том 2, № 4, 2000, с. 301−306.
  133. A.M., Прохорова Н:Б., Дальков И. П., Шахов И. С. Бассейн 2. Стратегия управления устойчивым водопользованием /Рос НИИВХ. — Екатеринбург: Изд-во «Виктор», 1997. 236 с.
  134. A.A. Река Урал. JI.: Гидрометеоиздат, 1987.
  135. Г. В. Экономические вопросы охраны природы в регионе. М.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 169 с.
  136. И.С. Водные ресурсы и их рациональное использование. /Рос НИИВХ Екатеринбург, 2000. — 289 с.
  137. С.Л. Система управления водными ресурсами Франции //Водные ресурсы. 1995. — № 4. — с.466−469.
  138. М.А. Опыт управления водохозяйственной деятельностью //Водоснабжение и санитарная техника. 1998. — № 5. — с.22−26-
  139. Экономические проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды /Под ред. Т. С. Хачатурова. М: Изд-во МГУ, 1982.- 198 с.
  140. Экономические проблемы оптимизации водоохранной деятельности. — М.: Наука, Л 987.- 169 с.
  141. Л.И., Чупис А.В, Панасовский Ю. В- Социально-экологические вопросы использования водных ресурсов. Mi: Наука, 1992. -136 с.
  142. Яндыганов Я-Я- Экономика систем водообеспечения на предприятиях: Депонир. Рукопись // Мелиорация и водное хозяйство. Бюллетень № 1982 г., 118 с.
  143. Я.Я. Экономические проблемы водообеспечения региональных хозяйственных комплексов. Красноярск: Изд-во Красноярского унта, 1984, 219 с.
  144. Я .Я. Использование водных ресурсов РАПО. М.: Агро-промиздат, 1985, 80 с.
  145. Яндыганов Я. Я- Самоуправление и проблемы природопользования в регионе. Региональная экономика и эколопш! (на примере штатов США и регаонов России) Материалы IV общеурал. росс.-америк. Семинара, Екатеринбург, 4−6 октября? 1994.
  146. Bastian С. Zur Wasser situation in den RGW — Landern. Technikus, 1983.-N8.
  147. Territory Planning in Germany: Rep of the Inst, of Landplanning. — Hannover, 1996.
  148. Ablson P.W., Markandya A. The Interpretation of Capitalized Hedonic Priccs in a Dynamic Environment, Journal of Environment Economics and Manaqement, 1985 Vol. 12, pp. 195−206.
  149. S. (1983), A Note on Environmental Risk and the Rate of Discount, Journal of Environmental Economics and Manaqement, (1983) Vol. 10, pp/ 282 286.
  150. Slovic P. et al. Rating the Risks, Environment, (1979), Vol. 21, pp. 14−20.
Заполнить форму текущей работой