Совершенствование сбытовой деятельности с использованием интернет-технологий на предприятиях черной металлургии
Практическая значимость работы. Анализ использования интернет-технологий российскими и зарубежными предприятиями металлургической отрасли, предлагаемая методика оценки связанных с применением интернет-технологий рисков, а также методика оценки эффективности использования интернет-технологий могут применяться российскими металлургическими предприятиями, металлоторговыми компаниями, потребителями… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Основные направления совершенствования сбытовой деятельности предприятий черной металлургии
- 1. 1. Опыт организации сбытовой деятельности и пути ее совершенствования в современных условиях
- 1. 2. Роль сети Интернет и сбытовая деятельность с использованием Интернета
- 1. 3. Оценка рисков и эффективности в сбытовой деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Современное использование интернет-технологий в сбытовой деятельности металлургических предприятий
- 2. 1. Анализ функционирования информационных ресурсов в сети Интернет, ориентированных на металлургический комплекс
- 2. 2. Сопоставление принципов функционирования интернет-бирж и традиционных товарных бирж
- 2. 3. Факторы, влияющие на развитие электронной коммерции в России
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Оценка рисков при использовании интернет-технологий в сбытовой деятельности
- 3. 1. Анализ рисков при использовании интернет-технологий в сбытовой деятельности
- 3. 2. Методика оценки рисков при использовании интернет-технологий
- 3. 3. Оценка эффективности использования интернет-технологий в сбытовой деятельности металлургических предприятий с учетом рисков
- Выводы по третьей главе
Совершенствование сбытовой деятельности с использованием интернет-технологий на предприятиях черной металлургии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
.
Современные информационные технологии, в частности, интернет-технологии, все шире используются в сбытовой деятельности как зарубежных, так и российских предприятий, в т. ч. в металлургической отрасли. В конкурентной борьбе происходит усиление акцентов в области совершенствования процессов обслуживания потребителей, в том числе информационного обслуживания. Применение интернет-технологий является эффективным дополнением к реализации сбытовых функций традиционными способами.
Интернет представляет собой глобальную компьютерную сеть, пользователи которой, находясь в различных странах на разных континентах, имеют доступ друг к другу и размещенным в сети информационными ресурсам в любое время суток. Сокращается значимость географического местоположения пользователей и часовых поясов. В сравнении с использованием традиционных средств, повышается удобство и эффективность коммуникации контрагентов.
Развитие использования современных информационных технологий, в т. ч. интернет-технологий, в сбытовой деятельности российских металлургических предприятий, металлоторговых компаний, потребителей металлопродукции и других участников рынка металлов, с одной стороны, открывает новые возможности, с другой — часто сопряжено с существенными рисками.
В процессе проведения исследования были изучены диссертационные работы, публикации и другие отечественные и зарубежные источники, связанные с проблемой использования интернет-технологий в сбытовой деятельности предприятий, с вопросами оценки эффективности применения интернет-технологий, оценкой связанных с ними рисков. Проблема оценки рисков в электронной коммерции в ряде работ рассматривается применительно к сфере оказания брокерских услуг. Проблема оценки рисков, связанных с использованием интернет-технологий в сбытовой деятельности не охвачена. Эффективность использования интернет-технологий рассчитывается, как правило, применительно к эффективности размещения рекламы в сети Интернет, подсчету числа перехода по гиперссылкам и т. п. В представленных работах отсутствуют исследования, систематизирующие вопросы использования интернет-технологий применительно к металлургической отрасли, учитывающие отраслевую специфику. Возникает необходимость систематизации касающихся рассматриваемой научно-практической области знаний.
Цели и задачи исследования.
Целью исследования является совершенствование сбытовой деятельности металлургических предприятий с использованием интернет-технологий. Задачами исследования являются:
1. выявление факторов, препятствующих и способствующих развитию использования интернет-технологий российскими металлургическими предприятиями;
2. анализ основных предпосылок эффективности применения интернет-технологий;
3. классификация рисков, выявление основных рисков в сфере использования интернет-технологий в сбытовой деятельности;
4. разработка методики оценки рисков, связанных с использованием интернет-технологийI.
5. разработка методики оценки эффективности использования интернет-технологий в сбытовой деятельности с учетом рисков.
Объектом исследования являются отечественные и зарубежные предприятия черной металлургии.
Предметом исследования является сбытовая деятельность металлургических предприятий с использованием интернет-технологий.
Методологическая и теоретическая база исследования.
В процессе проведения исследования применялись положения зарубежных и российских ученых в сфере сбыта, экономики, маркетинга, информационных технологий, диссертации, материалы конференций и семинаров. Для решения методологических задач в исследовании использованы методы системного, сравнительного анализа, сравнений и аналогий, метод обобщений, математические и статистические методы.
Наиболее значимыми являются труды таких ученых и специалистов, как Балабанов И. Т., Боровкова В. А., Голембатовский Д. А., Горенбургов Ю. М., Кобе-лев О.А., Козье Д., Котлер Ф., Кибизова И. Г., Кукарина Ю. М., Портер М., Успенский И. В., Эддисон Т.
Информационная база исследования.
Для проведения исследования использовались отечественная и зарубежная литература, материалы периодической печати, конференций, семинаров и диссертаций по вопросам применения интернет-технологий в сбытовой деятельности, оценке эффективности сбытовой деятельности, оценке эффективности использования новых информационных технологий, оценке рисков.
Источниками изучения зарубежного и российского опыта в сфере использования интернет-технологий являются крупнейшие мировые и региональные интернет-ресурсы по торговле металлом, веб-сайты металлургических предприятий, дистрибуторов, ведущих мировых производителей стали.
При проведении исследования использовались также нормативно-правовые документы международных организаций, в т. ч. ВТО и ООН, рассматривающих, в частности, вопросы применения интернет-технологий в международном аспекте. При анализе практики применения интернет-технологий в России с правовой точки зрения использовалась нормативно-правовая база российского законодательства.
Научная новизна исследования состоит в проработке механизма учета специфики металлургической отрасли в сфере применения интернет-технологий в сбытовой деятельности, разработке методики оценки рисков, связанных с использованием интернет-технологий.
В ходе проведенного исследования автором получены следующие результаты:
— выявлены и обобщены факторы, оказывающие влияние на использование интернет-технологий в сбытовой деятельности металлургических предприятий, препятствующие и способствующие развитию их примененияпятствующие и способствующие развитою их применения;
— изучен и систематизирован отечественный и зарубежный опыт в сфере применения интернет-технологий отечественными и зарубежными металлургическими компаниями;
— разработана методика оценки рисков при использовании интернет-технологий в сбытовой деятельности металлургических предприятий;
— разработана методика оценки эффективности использования интернет-технологий в сбытовой деятельности металлургических предприятий с учетом рисков.
Практическая значимость работы. Анализ использования интернет-технологий российскими и зарубежными предприятиями металлургической отрасли, предлагаемая методика оценки связанных с применением интернет-технологий рисков, а также методика оценки эффективности использования интернет-технологий могут применяться российскими металлургическими предприятиями, металлоторговыми компаниями, потребителями и другими участниками рынка металлопродукции с целью совершенствования сбытовой деятельности на внутреннем и внешнем рынках.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 4 работы (3 статьи и тезисы доклада) общим объемом 1,8 п.л. Основные положения и выводы диссертационного исследования были опубликованы в периодических специализированных изданиях «Национальная металлургия» (№ 5, 2002 г.- № 5, 2003 г.), «Цветная металлургия» (№ 3, 2003 г.), представлены на 18-й конференции «Проблемы управления» (ГУУ, 2003 г.).
Структура работы определяется ее целью, задачами и внутренней логикой исследования проблемы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы.
Выводы по третьей главе.
В третьей главе диссертации систематизированы специфические риски, имеющие место при сбытовой деятельности с использованием интернет-технологий, разработана методика оценки этих рисков, а также методика оценки эффективности с учетом оцениваемого уровня риска.
Поскольку информационные торговые системы имеют свои особенности, ориентированы на различные регионы базирования их участников, а также в силу ряда других причин, включая наличие опыта их использования, опыта взаимодействия с участниками этих систем, к вопросу оценки рисков необходимо подходить дифференцированно, учитывая особенности каждой используемой информационной системы и модели применения интернет-технологий в целом. В связи с этим перечень основных рисков, их значимость оказываются различными для каждого анализируемого проекта, что должна учитывать методика оценки рисков. Предлагаемая методика является универсальной с точки зрения ее адаптации к различным моделям использования интернет-технологий в организации сбытовой деятельности, учету специфических особенностей используемых систем. Ввиду необходимого объема статистических данных методика базируется преимущественно на экспертных оценках и состоит в определении как отдельных видов риска, так и риска проекта в целом.
Предлагаемая методика оценки эффективности использования интернет-технологий в сбытовой основана на альтернативной оценке сбыта с использованием современных информационных технологий и дальнейшего сопоставления с оцениваемыми рисками по отношению к традиционной системе сбыта предприятия. Предлагаемая методика предполагает проведение анализа эффективности как в целом, так и по отдельным продуктам или группам продукции, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к реализации мероприятий по повышению эффективности.
Заключение
.
Ввиду значительного развития сети Интернет и расширения области ее применения представляется эффективным использование современных интернет-технологий для решения ряда задач сфере сбыта. Расширяется использование интернет-технологий отечественными и зарубежными металлургическими предприятиями в их сбытовой деятельности. Более широко, чем в России, интернет-технологии используются западными компаниями. При проведении исследования были исследованы российские и зарубежные металлургические интернет-ресурсы (в т.ч. крупнейшие мировые и региональные интернет-ресурсы по торговле металлом — www.MetalSite.com, www.AsiaSteel.com, www.WorldBid.com, www.MetalFirst.com), проанализирован зарубежный опыт использования интернет-технологий металлургическими компаниями (в т.ч. Arcelor, Corns, US Steel, Iscor), крупными компаниями-дистрибуторами металлопродукции (EMJ Metals, MP Metal) и другими участниками рынка.
В течение последних нескольких лет произошло изменение расстановки акцентов в функционировании электронных торговых площадок и интернет-ресурсов отдельных металлургических компаний с позиционирования интернет-технологий как исключающего физическое посредничество нового канала взаимодействия продавца и покупателя на позиционирование использования интернет-технологий как инструмента, эффективно дополняющего традиционные бизнес-процессы преимущественно в сбытовой сфере деятельности компании.
Представленные в сети Интернет информационные системы, реализующие некоторые функции в организации процесса продажи металлопродукции, не несут ответственности за достоверности размещаемой информации, качество товаров, исполнение сделки. Эти риски несут пользователи соответствующих информационных систем.
При применении интернет-технологий в сбытовой деятельности возникают специфические риски, связанные с использованием открытых электронных сетей, проблемами защиты информации, относительно невысоким опытом использования новых информационных технологий участниками рынка, отсутствием или недостаточностью юридической проработанности отношений в сети Интернет и соответствующей правоприменительной практики, а также рядом других причин. Вместе с тем, проблема оценки рисков, связанных с использованием в сбытовой деятельности интернет-технологий, ранее не рассматривалась.
В данной работе проведен анализ специфических рисков, возникающих при использовании в сбытовой деятельности интернет-технологий, рассмотрены основные меры по их минимизации, предложена методика оценки этих рисков, а также методика оценки эффективности использования интернет-технологий с учетом рисков.
Методика оценки рисков является гибкой применительно к расширению или изменению оцениваемых в ее рамках рисков, что позволяет адаптировать ее под потребности конкретного пользователя.
Предлагаемая методика оценки эффективности позволяет рассчитывать как эффект от использования интернет-технологий в сбытовой деятельности в целом, так и по отдельным группам продукции. Это дает возможность проводить дифференцированный анализ эффективности реализации с использованием интернет-технологий каждой из групп продукции, осуществлять направленные воздействия по повышению эффективности для наиболее проблемных групп.
Рассмотренные в данном исследовании вопросы, связанные с совершенствованием сбытовой деятельности предприятий с использованием интернет-технологий, включающие в себя анализ российской и мировой практики в этой сфере, а также предлагаемые методики оценки рисков и эффективности могут применяться предприятиями металлургической отрасли России с целью повышения эффективности сбытовой деятельности.
Список литературы
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ.
- Бабиков И., Кислицын Д., Никаноров Н. и др. Тернистый путь к успеху. / Ме-таллоснабжение и сбыт, № 1, 2002.
- Бабкин Ф.В. Электронная коммерция и новые формы компаний. / Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2000, С. 120.
- Балабанов И.Т. Электронная коммерция: учебное пособие для ВУЗов. СПб, Питер, 2001.
- Баско Ф. Электронная коммерция и российский экспорт металла. / Металло-снабжение и сбыт, № 6,2000, С. 84.
- Бертош М.В. Анализ аудитории и перспективы развития российского Интернета. / Маркетинг и маркетинговые исследования, № 2, 2002, С. 63.
- Боровкова В.А. Управление рисками в торговле. СПб: Питер, 2004.
- Вайнштейн Г. От новых технологий к «новой экономике». / Мировая экономика и международные отношения, № 10, 2002, С. 22.
- Владиславлев Д.Н. Современные бизнес-технологии в торговле. М.: Ось-89, 2002.
- Воловин Е.М. Начало стандартизации налогообложения в электронной коммерции. / Финансы, № 7, 2001, С. 32.
- Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. М.:"Эксмо-Пресс", 2001.
- Голышко А. Интернет: основные понятия. / Радио, № 2, 2002, С. 70.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г.).
- Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М., Дело и Сервис, 1999.15.