Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование компетентности организации в системе управления знаниями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее существенные результаты, полученные автором и представляющие научную новизну, заключаются в следующем: Систематизированы подходы к определению понятия «компетентность» с позиций разных областей применения (юриспруденция, педагогика и психология, менеджмент организации) и выявлены общие свойства для понятия «компетентность». Предложено определение понятия «компетентность организации», как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и роль компетентности организации в инновационной экономике
    • 1. 1. Компетентность организации в системе управления знаниями
    • 1. 2. Инновационное развитие организации и уровни её компетентности
    • 1. 3. Ключевая компетентность организации — основа устойчивого конкурентного преимущества
  • Глава 2. Измерение и оценка компетентности организации
    • 2. 1. Критерии определения уровня компетентности организации в инновационной экономике
    • 2. 2. Динамика компетентности как фактора конкурентоспособности: опыт российских компаний
    • 2. 3. Подходы к оценке стоимости компетентности организации
  • Глава 3. Стратегия развития компетентности организации
    • 3. 1. Этапы разработки стратегии, основанной на компетентности
    • 3. 2. Развитие инновационных способностей организации в процессе управления знаниями
    • 3. 3. Программы формирования и повышения уровня компетентности организации

Формирование компетентности организации в системе управления знаниями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современной инновационной экономике в связи с процессами глобализации бизнеса, расширения производства наукоёмкой продукции, непрерывным обновлением информационных технологий природа и границы конкуренции изменились. Конкурентное преимущество, основанное на превосходстве товаров и услуг по ценовым и качественным характеристикам на рынке, теряет устойчивость. Теперь компании конкурируют не только продуктами, но и своими способностями создавать, обновлять и использовать, воплощая в товарах и услугах, организационные знания и ресурсы под меняющиеся требования внешней среды.

Такая совокупность знаний, навыков, умений и способностей, обеспечивающая конкурентное преимущество, и принадлежащая как сотрудникам, так и компании в целом, является компетентностью организации. Речь идёт о конкретных производственных или сбытовых технологиях, результатах научно-исследовательской работы, базе клиентов, умением выстраивать отношения с потребителями, поставщиками и партнерами, корпоративной культуре компании, творческих процессах и других. Но далеко не все знания одинаково важны для создания конкурентоспособной компетентной организации, а только те, которые используются в её деятельности и уровень которых превосходит среднеотраслевой. Следует отметить, что в связи с доступностью информационных ресурсов «ноу-хау», технологии и другие организационные знания могут быть скопированы или приобретены конкурентами в течение короткого промежутка времени. Поэтому всё большее значение обретают внутренние способности организации поддерживать актуальность своих знаний и ориентировать цели компании к повышению уровня компетентности как залога устойчивого конкурентного преимущества.

Необходимость исследования организационных знаний и способностей компании, составляющих её компетентность, обусловлена тем, что в каждый из периодов развития стратегического менеджмента состав элементов компетентности организации менялся. Для руководителей компаний важно определять, что в компании может являться основой для построения стратегии, т. е. какие организационные знания и способности входят в состав компетентности и являются уникальными. Еще более сложный вопрос: как эффективно ими управлять и создавать на их основе конкурентные преимущества? Очевидным становится то, что процессы управления организационными знаниями и способностями исключительно важны для развития компаний.

Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок к формированию компетентности организации, способов её оценки и подходов к разработке стратегии, направленной на повышение уровня компетентности.

Степень разработанности проблемы. В последние два десятилетия резко возросли и расширились исследования в области управления знаниями, рассматривающие вопросы, связанные с компетентностью организации и её роли в повышении конкурентоспособности. Работы посвящены описанию понятий, возможным эффектам при достижении компанией ключевой компетентности и её использованием. Разработки по формированию ключевой компетентности в системе управления знаниями практически отсутствуют.

Термин «компетентность», согласно словарю Webster, возник в 1596 году. Областями применения этого понятия до середины XX века были юриспруденция, где компетентность означала набор прав и полномочий органов власти, а также психология и педагогика, где компетентность являлась совокупностью знаний, навыков, умений и способностей отдельно взятой личности. Существенный вклад в определение и развитие компетентностного подхода к образованию внесли зарубежные авторы.

Р.Бояцис, Ж. Делор, В. Ландшеер, Дж. Равен, М. Перри, Л. Спенсер и С. Спенсер, К. Вииг, Н. Хомский, С. Шо и отечественные исследователи Ю. И. Ашошина, В. С. Безрукова, Н. А. Дмитриевская, Э. Ф. Зеер, И.А.ЗимняяП.В.Симонов, А. В. Хуторский, М. А. Чошанов, О. Н. Шахматова, В. М. Шепель.

В 1957 году американский экономист П. Селзник сделал попытку использования понятия «компетентность» применительно к организации. В 1990 году К. Прахалад и Г. Хамел опубликовали работу, ставшую катализатором нового направления в менеджменте организации, где за основу успешной деятельности компании были приняты её ресурсы и способности. В развитие ресурсного подхода в связи с необходимостью адаптации ресурсов компании к изменениям рынка возникла потребность в «динамизации» ресурсной теории. Дальнейшее развитие ресурсной теории с ориентацией на знание опирается главным образом на концепцию «динамических способностей» организации Д.Тиса.

При рассмотрении теоретических вопросов, охватывающих круг проблем, связанных с ресурсным подходом, его эволюцией в трудах современных ученых, автор сосредоточился на исследованиях Дж. Барни, Р. Нельсона, Э. Пенроуз и С.Уинтера. Теоретическую основу моделей создания ценности составили труды Дж. Моурицена, М. Портера, Г. Руза. Концепция компетентности организации была рассмотрена в работах Х. Виедмы, П. Друкера, С. К. Прахалада и Г. Хамела.

В процессе исследования автор также опирался на труды ведущих специалистов в области проблем управления знаниями организации: Д. Андриссена, И. Ансоффа, У. Буковича, Х. Итами, И. Нонаки, Х. Такеучи, Р. Тиссена, П. В. Бесполова, А. Л. Гапоненко, М. А. Дерябиной, Н. И. Лапина, Б. З. Мильнера, Т. М. Орловой, З. П. Румянцевой и других авторов.

Вопросы стратегического управления организацией и формирования конкурентных преимуществ развивали в своих работах зарубежные исследователи Э. Брукинг, Т. Девенпорт, П. Ф. Друкер, Г. Канак, Р. Каплан,.

В.Макелвил, М. Мэлоун, Д. Нортон, Р. Рендел, С. Робинс, Т. Сакайа, Т. Стюарт, Л. Фаэй, Дж. Хеннеси, Л. Эдвинссон и российские авторы Г. Л. Азоев, В. Г. Антонов, О. Н. Громова, И. БХурков, В. С. Ефремов, В. С. Катькало, А. Г. Поршнев и другие.

Несмотря на обширное количество публикаций, посвященных концепции динамических способностей и компетенций организации, это направление остаётся недостаточно исследованным. В связи с этим процессы управления организационными знаниями и подходы к разработке стратегии, направленной на формирование и развитие компетентности, требуют особого изучения, как одного из важных аспектов менеджмента организации. Возросшая теоретическая и практическая значимость проблемы, её недостаточная разработанность определили выбор темы исследования и основные направления работы.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методологического подхода и направлений формирования компетентности организации как основы конкурентного преимущества в условиях инновационной экономики.

Для достижения поставленной цели в диссертации были сформулированы следующие задачи: в Систематизировать существующие подходы к определению понятия «компетентность», определить его содержание, свойства. о Раскрыть понятие «компетентность организации» и определить состав её элементов в инновационной экономике.

• Определить возможные уровни компетентности организации и выявить зависимость степени устойчивости конкурентных преимуществ организации от уровня её компетентности. Установить и проанализировать факторы, влияющие на изменение уровня компетентности.

• Разработать способы измерения и оценки компетентности организации. Проанализировать процессы управления знаниями в организации и их влияние на формирование компетентности и повышение её уровня.

• Предложить подход к разработке стратегии организации, основанной на процессах управления знаниями. Разработать программы и рекомендации по повышению уровня компетентности организации.

Объектом исследования являются организации, ведущие деятельность в условиях перехода к инновационной экономике.

Предметом исследования выступают процессы управления знаниями и формирования ключевой компетентности организации как основы конкурентного преимущества.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления и организации, стратегического менеджмента, маркетинга, управления интеллектуальным капиталом и менеджмента знаний. Методология исследования основывается на применении комплексного подхода. В процессе исследования применялись методы логического анализа, аналогии, наблюдения, эксперимента, анкетирования, экспертных оценок, метод сравнительного анализа, интервью.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе обобщения практики управления деловыми организациями, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных учёных, специальных отечественных и зарубежных изданий, научных статей, данных консалтинговых компаний, материалов научно-практических конференций, «круглых столов» и семинаров по стратегическому менеджменту и управлению знаниями. В работе были использованы законы Российской Федерации, а также информация, содержащаяся на сайтах научных форумов в сети Интернет. Часть доказательной базы была получена из результатов авторских эмпирических исследований: проведены анкетные опросы и последующий анализ результатов деятельности деловых организаций по определению основ их конкурентоспособности и положения в отраслевых рейтингах, проведены интервью с руководителями и анкетные опросы сотрудников компаний ОАО «ИБС ИТ Услуги» (ГОБ), ООО «СВОББ» и ООО «Микротест».

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании компетентности организации как основы её конкурентоспособности в инновационной экономике и разработке программно-целевого подхода к формированию и повышению уровня компетентности организации на основе управления знаниями.

Наиболее существенные результаты, полученные автором и представляющие научную новизну, заключаются в следующем: Систематизированы подходы к определению понятия «компетентность» с позиций разных областей применения (юриспруденция, педагогика и психология, менеджмент организации) и выявлены общие свойства для понятия «компетентность». Предложено определение понятия «компетентность организации», как совокупность знаний, навыков и умений организации, уровень которых достаточен для достижения результатов (целей) в том виде деятельности, в котором они используются. Основой компетентности являются способности организации воплощать знания в продуктах, развивать и приобретать новые, что позволяет адаптироваться к изменениям рынка, создавать и поддерживать конкурентные преимущества. в Определены свойства компетентности организации, на основании которых предложена методика формирования состава её элементов из рыночного, организационного и человеческого капитала компании. Выявлены факторы, влияющие на динамику компетентности организации, на основании чего составлена шкала уровней компетентности (некомпетентность, базовая, отличительная, ключевая) и разработана методика диагностики её уровня. Разработан способ оценки стоимости компетентности организации, заключающийся в сравнении двух дисконтированных денежных потоков (первый — с учётом инвестиций в развитие компетентности и сниженной ставкой риска за счёт повышения устойчивости конкурентных преимуществ и второй — без учёта инвестиций и без снижения ставки риска). Предложенный способ позволяет оценить в денежном выражении компетентность компании и может быть использован как инструмент в процессе принятия решений об инвестировании в развитие компетентности. Предложен план разработки стратегии организации, основанной на компетентности. Этапами плана являются: определение текущего уровня компетентности, стратегического типа компании и возможных направлений её развития. Далее выявляется необходимость в новых знаниях, определяются доступные источники их приобретения в зависимости от стратегического типа и выстраиваются способы взаимодействия с источниками новых знаний и способностей. Установлены задачи управления знаниями для создания, поддержания и развития компетентности. Разработан и предложен программно-целевой подход повышения уровня компетентности организации в системе управления знаниями.

Обоснованность научных положений и достоверность полученных результатов, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждаются применением научных методов исследования, полнотой анализа теоретических и практических разработок, практической проверкой и внедрением результатов исследования.

Значение научных результатов для теории и практики. Научные результаты, полученные автором, обосновывают необходимость внедрения системы управления знаниями, направленной на формирование ключевой компетентности и создание устойчивых конкурентных преимуществ компаний.

Представленные в диссертации научные положения могут быть использованы в процессе подготовки специалистов по управлению в рамках обучения студентов по специальности «Менеджмент организации», аспирантов и слушателей программ МВА по дисциплине «Управление знаниями».

Методические рекомендации по диагностике компетентности компаний и формированию ключевой компетентности могут быть использованы в работе компаний, расширяя спектр их деятельности в области управления знаниями с целью повышения конкурентоспособности.

Апробация работы. Основные концептуально-теоретические положения, выводы диссертационного исследования и прикладные рекомендации докладывались на: в XII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2007» (Москва, ГУУ, 2007) — III Летней школе «Российского журнала менеджмента» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2008) — XIII Международной научно-практической конференции «Конкурентоспособность в условиях информационного общества: опыт стран БРИК» (Москва, ГУУ, 2008) — XIV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2009» (Москва, ГУУ, 2009).

Внедрение результатов исследования. Разработанная автором методика определения уровня компетентности организации и рекомендации по формированию ключевой компетентности приняты к использованию в консультационной компании ООО «Профит». В работе Департамента управленческого консалтинга компании ОАО «ИБС.

Экспертиза" (IBS) используется методика выявления компетенций организации, предложенная автором диссертации. По материалам исследования разработана тема в программе учебной дисциплины «Управление знаниями», по которой читаются лекции и проводятся семинарские занятия для студентов, аспирантов и слушателей программы МВА, реализуемых в Государственном университете управления. Материалы диссертации включены в учебник «Управление знаниями в инновационной экономике» (2009г.).

Публикации. Основное содержание диссертации получило отражение в опубликованных научных работах: глава в учебнике, трёх статьях в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, общим объёмом 4 печатных листа:

Выводы к главе 3.

1. Автором предложен процесс разработки и реализации стратегии организации, основанной на компетентности, который включает следующие этапы: диагностика текущего положения компании на существующих рынках, определение компетенцийопределение потенциальных бизнес-направления деятельности компаниианализ существующих доступных источники новых организационных знаний, определение необходимости в новых источниках знаний, разработка программ их приобретенияопределение стратегического типа компании и повторный отбор бизнес-направлений по степени синергичности и совпадению потенциала развития компетенций каждого из бизнесовопределение состава динамических способностей организации, необходимый для укрепления и приобретения новых компетенций в ответ на развивающиеся потребности рынкадиагностика процессов управления знаниями и составление карты знаний и коммуникационной модели.

Таким образом, если раньше основой организационной стратегии компании была «совокупность видов бизнеса», то теперь — «набор компетенций» и способов их развития, составляющих компетентность, на основе которой строится стратегия компании.

2. Автором разработаны способы развития динамических способностей и их влияние на компетентность. Выработаны рекомендации по формированию организационной архитектуры, позволяющей реализовывать процессы управления знаниями в компании с целью поддержания и повышения уровня компетентности организации.

3. В диссертации показано, что процесс повышения уровня компетентности компаний выглядит вполне последовательно и поддерживается определенными ориентирами в целеполагании с учетом достигнутого уровня компетентности. Непрерывной функцией в этом процессе не зависимо от уровня компетентности организации является развитие динамических способностей, увеличивающих базу знаний и компетенций компании. Автором определены задачи управления компетентностью компаний, выявлены факторы и условия развития компетентности, проанализированы проблемные стороны в управлении знаниями и определены типы стратегий управления знаниями для развития компетентности компании и предложены рекомендации по практическому применению программ формирования компетентности, что становится важнейшей функцией управления знаниями организации.

Заключение

.

В диссертации установлено, что в условиях перехода экономики на инновационный путь развития имеется необходимость и целесообразность введения в теорию и практику менеджмента понятия компетентности организации, которая отличается от компетенции отдельно взятого индивида интегральным характером всех имеющихся в организации знаний, навыков, умений, накопленного опыта. Такой подход к компетентности организации и направления её формирования и развития открывает возможности для поддержания конкурентоспособности компаний на основе использования интеллектуальных ресурсов.

Система управления знаниями, получающая в настоящее время.

Ш1"плт"лл пя^гтл^тпоиоипс" гтт^ороио олш лпил ш тил^тк прОпО^ 1.1 р V ^ 1 ^"4.4 и<�А иргииаПи Г1Ы1иЛиоииа1и ииш ьиииа^иаи^!" методологических подходов, процедур, технологий и механизмов наращивания базы компетентности организации, что позволяет создавать новые ценности и инновационные продукты для потребителей.

В диссертационной работе проведен развернутый анализ и исследование содержания компетентности организации, её роли в обеспечении конкурентоспособности компании, процессы формирования и развития, при использовании методов и механизмов управления знаниями.

Основными выводами и рекомендациями, базирующимися на данном исследовании, можно считать следующие.

1. В диссертации доказано, что компетентность организации представляет собой основу для развития компании и приобретения конкурентного преимущества на рынке. Это особого свойства знания, опыт и навыки, отражающие способности организации для достижения поставленных целей. Их носителем индивидуально или коллективно являются работники организации, а также организация в целом. Источниками компетентности организации выступают элементы рыночных активов компании, интеллектуальной собственности, человеческого капитала и инфраструктурного капитала. Но далеко не все знания, входящие в состав перечисленных активов, являются элементами компетентности, а только те, которые отвечают профилю организации, используются в её деятельности компании и уровня которых достаточно для такой деятельности. Компетентность — это уровень умений и способностей, отражающий степень соответствия достигнутого знания (отдельно взятой компетенции) тому виду деятельности, в котором эта компетенция используется.

2. Элементами компетентности организации из состава рыночных активов могут являться бренд (торговой марки, корпоративной марки), покупательская приверженность торговой марке фирмы, репутация, портфели заказов, механизмы распределения, деловое сотрудничество, франшизные соглашения, лицензионные соглашения и другие. Из состава интеллектуальной собственности — патенты, авторские права, программное обеспечение, производственные секреты, ноу-хау, товарные знаки, знаки обслуживания, результаты научных исследований и другие. Из состава человеческого капитала — образование и профессиональная квалификация, связанные с работой знания и умения, навыки и накопленный опыт сотрудников. Из инфраструктурного капитала организации в состав компетентности могут входить сетевые системы и связи, внутренние стандарты, корпоративная культура, управленческие процессы, инновационные процессы и другие. Компетентность обладает динамикой. Динамические способности организации позволяют использовать, создавать и развивать компетенции, адаптировать знания под меняющиеся потребности рынка и обеспечивать конкурентное преимущество.

3. Автором разработана методика диагностики компетентности организации и шкала уровней: некомпетентность, базовая компетентность, отличительная компетентность и ключевая компетентность. Предложено определять уровень компетентности организации не в целом, а дифференцировано, в зависимости от свойств: создание особой ценности для потребителя, сложность копирования и принадлежность компании. Наличие всех свойств, определяет компетентность как ключевую, дающую основу для устойчивого конкурентного преимущества.

4. На основе экспериментального анализа деятельности российских компании ОАО «ИБС ИТ Услуги» (IBS), ООО «CBOSS» и ООО «Микротест», ведущих деятельность в отрасли информационных технологий (IT), определена зависимость результатов их деятельности и положения в отраслевых рейтингах от наличия в исследуемых компаниях компетенций и динамических способностей к их поддержанию и формированию новых, а также, определен общий уровень их компетентности. Выявление такой зависимости определяет компетентность организации как основу конкурентного преимущества.

5. В связи с приданием особой значимости организационной компетентности возникает необходимость определить способы оценки её стоимости. На основании анализа существующих методик оценки интеллектуального капитала, нематериальных активов и интеллектуальной собственности автором разработана методика оценки стоимости компетентности организации, суть которой состоит в сравнении будущих финансовых результатов деятельности компании, приведенных к текущему периоду, с использованием разных ставок дисконтирования. Методика опирается на доходный подход к оценке и дает возможность в денежном выражении оценить влияние компетентности Fia будущие финансовые результаты деятельности компании. Первый расчет предлагается проводить с учетом финансовых вложений в развитие компетентности организации, то есть увеличения расходной части, и определения ставки дисконтирования на основе меньшего риска, т.к. развитие компетентности означает повышение надежности деятельности организации в будущем, снижая риски. Второй расчет — без вложений в развитие компетентности и с большей ставкой дисконтирования вследствие высокого риска неопределенности будущей деятельности. Разница двух дисконтированных денежных потоков будет являться стоимостью компетентности организации. Предложенную методику можно использовать для оценки инвестиционной привлекательности проекта по развитию компетентности компаний.

6. Управление знаниями включает в себя ряд процессов: содействие созданию знаний, обмен ими, распространение, применение с целью формирования компетентности организации и её использование при производстве продуктов и услуг. По мере того как компании стремятся осуществлять быстрые изменения в технологиях и продуктах, приспосабливаться к нестабильности бизнес-среды, необходимо не эпизодически заниматься инновациями и новыми продуктами, а разрабатывать и применять специальные технологические решения и организационные структуры, которые позволяют создать постоянно обновляющуюся компанию. В диссертации автором предложены этапы разработки стратегии организации, основанной на компетентности, определены элементы системы управления знаниями в организации, разработаны способы развития динамических способностей и их влияние на развитие компетентности. Выработаны рекомендации по формированию организационной архитектуры, позволяющей реализовывать процессы управления знаниями в компании с целью поддержания и повышения уровня компетентности организации. Автором предложены рекомендации по практическому применению программ формирования компетентности, что становится важнейшей функцией управления знаниями организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Создание сильных брендов, пер. с англ… — М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. — 440 с.
  2. Азгалъдов, /"./".Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов: учеб. пособие/ Г. Г. Азгальдов, — М.: Междунар. акад. оценки и консалтинга, 2006.- 398 с.
  3. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография „Новости“, 2000. 256 с.
  4. , К.Р. Продвижение новых технологий на рынок / К. Р. Аллен пер. с англ. Е. В. Ручкиной.- М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2007. 455 с.
  5. . Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен пер. с англ. С. В. Ариничева. М.: Стандарты и качество, 2008. — 271 с.
  6. , А. В. Экспертные системы. Базы знаний. Инженерия знаний Ч. 1/ A.B. Андрейчиков.- Волгоград: Политехник, 2007, — 137 с.
  7. К. Маркетинг для современных Робин Гудов. Применяем принципы успешных маркетинговых стратегий в реализации благотворительных программ. / К. Андресен- пер. с англ.- М.: Эксмо, 2008.- 272 с.
  8. Д., Тиссен Р. Невесомое богатство определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов/Д.Андриссен, Р. Тиссен- пер. с англ. Е. Пестерева.- М.: Олимп-Бизнес, 2004.- 304 с.
  9. В.Г. Методы расчета и оценка управленческого эффекта от использования научно-технических разработок : монография / В. Г. Антонов и др.- под общ. ред. В. В. Масленникова, — М.: ГУУ, 2008. 90 с.
  10. В.П. Управление инновационными проектами / М.: ООО Фирма „Благовест-В“, 2007. 192 с.
  11. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. 64 с.
  12. Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: пер. с англ./ М.:ГУ ВШЭ, 2003.-672 с.
  13. Г. Я., Сумина Е. В. Ключевые компетенции как основа устойчивого конкурентного преимущества предприятия Электронный журнал „ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ“ http://zhumal.ape.relam.ru/articles/2005/104.pdf. Проверено 10.02.2010
  14. О.Э. Раздаточная экономика России. Эволюция через трансформации/ О. Э. Бессонова.- М.: РОССПЭН, 2006.-142 с.
  15. Бизнес-образование.Специфика.Программы.Технологии.Организзция. / Под ред. Филоновича С. Р. М.:Издательский дом ГУ ВШЭ — 2004. -690 с.
  16. Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы / Ричард Бояцис М: HIPPO, 2008. — 340 с.
  17. Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Э. Брукинг Пер. с англ, под ред. Л. Н. Ковачин.- СПб, 2001.-288 с.
  18. , У. Управление знаниями: руководство к действию/ У. Букович Пер. с англ.- М.: Инфра-М, 2002, — 503 с.
  19. С.М., Итырлиюва Е. Ю. Международные стандарты аудита: учеб.пособие.- М. гПроспект, 2008, — 419 с.
  20. . „Ресурсная трактовка фирмы“ / СПб.: Вестник Санкт-Петербургского Университета № 1 2006
  21. Ю.В., Силюненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика: учеб. пособие/ Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко, — М: Эксмо, 2008.- 432 с.
  22. Я.Д. Общая теория рисков / М.: Издательский центр „Академия“, 2007 368 с.
  23. Время продавать знания. Интервью с Д. Тисом//"Эксперт Казахстан» № 24(80)
  24. Т.А., Муромцев Д. И. Интеллектуальные технологии в менеджменте: инструменты и системы / Гаврилова Т. А., Муромцев Д. И., СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента СПбГУ», 2007. —488 с.
  25. А.Л., Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А. Л. Гапоненко, Т. М. Орлова М.:Эксмо, 2008
  26. ., Дюссож П. Стратегические альянсы / М.: ИНФРА-М, 2002. 332 с.
  27. . Бизнес со скоростью мысли. / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-480 с.
  28. Гольдштейн ЛЯ. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика. / Г. Я. Гольдштейн.-Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002, — 179 с.
  29. P.M. Современный стратегический анализ. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. В. Н. Фунтова СПб.: Питер, 2008. — 560 с.
  30. А.Г., Федотова М. А. Оценка бизнеса / М.: Финансы и статистика, 1998. 514 с.
  31. В.Н., Баранчеев В. П., Устийов В. А., Лятша С. Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7/ В. Н. Гунин и др. М.: Юнити, 1 ЛАП ТЛО ~1УУУ. JZO С.
  32. В. Интеллектуальная собственность — незадействованный ресурс экономического роста России // Политический журнал. 2005, № 24.
  33. И.Б. Интегрированная метрика стратегического процесса -попытка теоретического синтеза и эмпирической апробации // Российский журнал менеджмента Том 5, № 2 2007
  34. Гурков 14.Б. Стратегический менеджмент организации: Учеб. пособие / М.: ТЕИС, 2004. 239 с.
  35. ДелорЖ. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996. 37 с.
  36. В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды .//Стандарты и мониторинг в образовании № 4 2000
  37. , А.П. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие/ А. П. Егоршин. М.: ИНФРА-М, 2008. — 462 с.
  38. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования., М.: «Финпресс», 1998
  39. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. // М.: Финпресс, 2001. — 238 с.
  40. Закон РФ «Об образовании» / «Законы Российской Федерации» М: Омега-Л, 2008
  41. , Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста : науч. метод, пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. Екатеринбург, 1999. 194 с.
  42. Зуб А/Г. Стратегический менеджмент. Теория и практика. // М.: Аспект-Пресс, 2002. -415 с.
  43. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. М.: Инфра-М, 2009. -Ъ24 С.
  44. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Ильенковой С.Д.- М.: ЮНИТИ, 2003.- 342 с.
  45. Инновационный путь развития для новой России./ Под ред. В. П. Горегляда. -М.: Наука, 2005, — 343 с.
  46. Информационно-технологические ресурсы российской экономики / под.ред. Казанцева А. К. СПб.: Издат. дом С.-Петерб. Гос. ун-та, 2007. -228 с.
  47. Информация с официального сайта журнала Fortune. http://money.cnn.com/magazines/fortune/fortune500 Проверено 10.02.2010
  48. Информация с официального сайта РВК, — http://www.rasventure.ru.-Проверено 10.02.2010
  49. Информация с официального сайта рейтингового агентства «Эксперт Ра» http://wvvw.raexpert.ru/ Проверено 10.02.2010
  50. Использование интеллектуальной собственности в инновационном предпринимательстве / сост. Л. Г. Кравец, — М.: ИНИЦ Роспатента, 2004.- 90 с.
  51. Как превратить знания в стоимость: решения от IBM Institute for Business Value/ сост.: Э. Лессер, Л. Прусак- пер. с англ. Т. Гутниковой, Ю.Сундстрем.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.- 248 с.
  52. А.Н., Кузнецова Е. Ю. Оценка конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ: монография/ А. Н. Кара, Е. Ю. Кузнецова,-Тольятги: ТГУС, 2008 195 с.
  53. B.C. Эволюция теории стратегического управления / СПб.: Издат. дом С.-Петерб.гос.ун-та, 2006. 548 с.
  54. А.Н. Интеллектуальный капитал: состояние проблемы Электронный ресурс./ http://www.koism.rags.ru/publ/articles/27.php .Проверено 10.02.2010
  55. Козырев А. Н, Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности / М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.-368 с.
  56. М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 175 с.
  57. Н.Д. План и предвидение //Н.Д. Кондратьев.- Проблемы экономической динамики.- М.: Экономика, 1989.- 524 с.
  58. Э.Б., Нинциева Г. В., Шестов В. Х. Научный менеджмент: российская история / СПб.: Издательство «Питер», 1999. 284 с.
  59. Ф., Джайн Д., Mencuucu С. Маневры маркетинга. Современные подходы к прибыли, росту и обновлению / Пер. с англ. -М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 224 с.
  60. Кот тер П. Д. Впереди времени/ М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 256 с.
  61. Т.М., Фраппаоло К. Управление знаниями, пер. с англ.- М.: Эксмо, 2008. 224 с.
  62. Краткий словарь иностранных слов/ Под ред. Лехин, И.В.- Петров, Ф.Н. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей- Издание 7-е, 1952.-488 с.
  63. С., Ключевые идеи менеджмента, М., «Инфра-М», 2002. 347 с.
  64. Кристенсеп К. М, Овердорф М. Организационный ответ вызову «подрывных» технологий. Российский журнал менеджмента, том 2, № 4, 2004
  65. В.П., Англичатшов В. В., Панов A.M., Шушкин М. А. Методология обеспечения конкурентоспособности корпораций в условиях инновационной экономики: монография./ ВЛХКузнецов и др.- Н. Новгород: ВГИПУ, 2008, — 117 с.
  66. В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования, № 1 1988
  67. Н.И. Теория и практика инноваций/ Н. И. Лапин.- М.: Логос, 2008.-328 с.
  68. Н.И., Пригожий А. И., Сазонов Б. В., Толстой B.C. Нововведения в организациях./ Н. И. Лапин и др.- М.: ВНИИСИ, 1984, — 161 с.
  69. Г. Р. Райчепко A.B. Теория организации : учебник для вузов/ Г. Р. Латфуллин, A.B. Райченко, — Спб.: Питер, 2003.- 400 с.
  70. Л.И. Управление интеллектуальным капиталом/ Л .И. Лукичева.-М.: Омега-Л, 2007.-552 с.
  71. С.Я., Лаидсман А. Я. Корпоративное управление техническим перевооружением фирм. / под.ред. Поршнева А. Г. М.: Высш. школа, 2003.-319 с.
  72. A.M. Измерение интеллектуального капитала организации Электронный ресурс./ «Креативная экономика», 16.12.06. http://wwav.creativeconomy.ru/library/prdl67.php Проверено 10.02.2010
  73. В.Л. Микроэкономика знаний / В. Л. Макаров, Г. Б. Клейнер- Отд. Общественных наук РАН, Центр. Экон.-мат. Ин-т. М.:ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. -204 с.
  74. М.К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков/ М. К. Мариничева, — М.:Альпина Бизнес Букс, 2008.-230 с.
  75. А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу Пер. с англ. Татлыбаева А. М.- СПб. :Евразия, 2001, — 479 с.
  76. МаурикД. Эффективный стратег/Пер. с англ. М.:Инфра-М, 2002.-208 с.
  77. К. Измерение стоимости интеллектуального капитала Электронный ресурс.// «Директор ИС» № 6, 2000 http://www.osp.ru/cio/2000/06/170 903 .- Проверено 10.02.2010
  78. Менеджмент XXI века / Под.ред. Чоудхари С.: Пер. с англ. — АД-IWfftPA-M 9ПГП -ААЯп
  79. X I J. •** А 2 i. .fa, VV/^. • I Vf V.
  80. M.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури — пер. с англ. и ред. О. И. Медведь. -М.: Вильяме, 2007. 665 с.
  81. Методика диагностики управления знаниями в компании М. Мариничевой Электронный ресурс./www.ibs.rii/content/rus/otherfiles/1649/artpdf.xls .- Проверено 10.02.2010
  82. В.А. Интеллектуальные методы управления предприятием.-СПб., Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2008. 288 с.
  83. .З. Теория организации: учебник/ Б. З. Мильнер.- М.: ИНФРА-М, 2007 .-797 с.
  84. .З. Управление знаниями б современной экономике (научный доклад). М. .Институт экономики РАН, 2008. — 88 с.
  85. В.М. Исследование систем управления/ В. М. Мишин.-М.-.ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-527 с.
  86. Н.К., Костина Г. Д., Конышева М. В. Информационный маркетинг / уч. пособие. М.:МИЭТ, 2000. — 164 с.
  87. Г. Имиджи организации: Восемь моделей организационного развития // М.: Вершина, 2006. 520 с.
  88. А.В. «Компетентность. Сущность понятия его современное применение"// Компетентность № 1(18) 2005
  89. Т.П. Базы данных и знаний : учеб. пособие/ Т. П. Никитина.-Ярославль: МУБиНТ, 2002, — 57 с.
  90. К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. // Стокгольмская Школа Экономики в Санкт-Петербурге, 2000. 272 с.
  91. И., Такеучи X. Компания создатель знания: зарождение и развитие инноваций в японских фирмах/И.Нонака, X. Такеучи пер. с
  92. ПТГГ1ТТ Л ' к Г>ОТ^Т1Т1ТТЛ г/-тгтт1 N Л -О Л О тттт» в ж~г ОПЛ^ 1 оашл хралшп^лип.- 1У1. .оилими-ишпсо, ¿-ию,
  93. Обучение рынку/ Под.ред. Глазьева С. Ю. М.: Экономика, 2004. — 639 с.
  94. Организационное поведение/ под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой.- СПб.: Питер, 2007, — 432 с.
  95. В. В. Словарь терминов и определений в области менеджмента качества / Спб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2007. 288 с.
  96. Ю.М. Разработка, производство и коммерциализация нового товара: учеб. пособие/ Ю. М. Осипов, К. С. Голошубин.- Томск: ТУ СУР, 2007, — 147 с.
  97. Н.Е. Значение компетенций персонала в современных условиях // Кадры предприятия, № 11 2005
  98. О., Ниелъсен К. Переговорная экономика: история и процессы институционализации // Смешанная экономика: социокультурные аспекты, под. ред. Лапина Н. И. М. ИНИОН РАН, 1994.
  99. Г. Тис Д. Уилрайт С. Уэст Дне. Чезбро Г. Янсити М. Управление высокотехнологичным бизнесом. // М.: Альпина Бизнес Букс 2004. 256 с.
  100. В.И., Савин А. А., Сотиикова Л. В. Основы аудита/ В. И. Подольский и др.- М.: ИПБ-БИНФА, 2008, — ioO с.
  101. В.М. Элементы теории реформ // М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. -447 с.
  102. Е.В., Власов М. В. Миниэкономические институты производства новых знаний. / Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2006. 165 с. 1 №. Портер М. Конкуренция / М.: «Вильяме», 2006. 608 с.
  103. М.П., Салихов Б. В. Интеллектуализация человеческого капитала в инновационной экономике. /М.П. Посталюк, Б. В. Салихов.-Казань: КГУ им. В.И.Ульянова-Ленина, 2005.-162 с.
  104. А.И. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления./ М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с.
  105. Пригоо/сии А. И. Методы развития организаций/М.: МЦФЭРДООЗ. -864 с.
  106. И.И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы Электронный документ.// «Финансовый менеджмент» № 4, 2004.- http: //www. di s .ru/fm/ar h iv/2004/4/9. h tm 1 Проверено 10.02.2010
  107. Равен До/с. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.:Когито-Центр, 2002. — 396 с.
  108. В.В. Социология рынков: к формированию нового направления/ В. В. Радаев, — М.: ГУ-ВШЭ, 2003, — 324 е.- Анализ рынков в современной экономической социологии/отв. ред. В. В. Радаев, М. С. Добрякова.- М.: ГУ-ВШЭ, 2007.- 422 с.
  109. НО .Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. М.: Стандарты и качество, 2008. — 404 с.
  110. Ш. Россия в глобализирующемся мире.: стратегияконкурентоспособности / отв. ред. ак. Львов Д. С., д.э.н. Сорокин Д. Е. -М.: Наука, 2005. 508 с.
  111. Yl.Pyyc Й., Пайу С., Фернстрём Л. Интеллектуальный капитал: практика управления / Пер. с англ. под.ред. Дерманова В. К., СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2007. 436 с.
  112. Ю.В. Научный метод. Вопросы и развитие / ЮЗ. Сачков .- М.: Едиториал УРСС, 2003.- 160 с.
  113. В.А. История научного метода/ В. А. Светлов м/. Деловая книга, 2008,-704 с.
  114. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. 161 с.
  115. К. А. Категория процесса в современной науке. // М.: «ООО Редакция журнала «Новое время», 2002. 184 с.
  116. Снетков PL Психология коммуникации в организациях/ И. Снетков,-М.: Инст-т общегуманитарных исследований, 2002.- 192 с.
  117. B.C. Теоретическое знание/ В. С. Степин, — М.: Прогресс-Традиция, 2003, — 744с.
  118. Дж. Управление организационным знанием//"Менеджмент в России и за рубежом». № 1 (16), 1999
  119. К. Ключевые идеи менеджмента / Пер. с англ. М.:ИНФРА-М, 2002. 347.
  120. Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций: Пер. с англ. М.: Поколение, 2006. — 367 с.
  121. JI.B. Проблема неявного знания в науке: монография / J1. Б. Султанова, — Уфа: Изд-во УГНТУ, 2004. 181 с.
  122. М. Культура предприятия / Пер. с франц. Под ред. В. А. Спивака. 3-е изд. СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. — 128 с.
  123. Тис Д. Дж., Пизано Г., Шуей Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. «Менеджмент». 2003. N4. С. 148
  124. , В.Н. Неформальная экономика как подсистема рыночного хозяйства./М.: ИСЭПН РАН, 2008, — 455 с.
  125. ., Данлап LLL, Как сплести свою социальную сеть// Harvard Business Review Russia, № 15, 2006.- c.46.
  126. Управление знаниями в инновационной экономике. Учебник. /Под.ред. Б.З. Мильнера-М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. 599 с.
  127. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие/ Б. З. Мюхьнер. З. П. Румянцева, В. Г. Смирнова, А. В. Блинникова-М.:Дело, 2006.-304 с
  128. Управление организацией: учебник/ Под ред. А. Г. Поршнева, З.П.румянцевой, Н. А. Саломатина, — М.:ИНФРА-М, 2005.-716 с.
  129. Управление персоналом организации: Учебник. / Под. ред. А .Я. Кибанова 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 638 с.
  130. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.
  131. Л. Курс MB, А по стратегическому менеджменту, 3-е изд., перераб // Альпина Бизнес Букс, 2006. 588 с. 133 .Фариэм Д. Некомпетентный менеджер. Некомпетентность как массовое безумие. Пер. с англ. М.: ITH II IQ, 2008. — 109 с.
  132. JI.IJ. Использование интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов предприятий// Коммерциализация интеллектуальной собственности: проблемы и решения: сб.статей.- М.: Зеленогородский обыватель (ЗелО), 1996. 207 с.
  133. С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. -М.:ИНФРА-М, 1999. 242 с.
  134. Е.В. Исследование систем управления: учеб. пособие/ Е. В. Фрейдина под ред. Ю. В. Гусева./- М.: ОМЕГА-Л, 2008, — 367 с.
  135. Ъ1. Хамел Г., Прахалад К. К. //М.:Олимп пресс, Пер. с англ., 2002. 275 с.
  136. Р., Базаи Т. Как создать интеллектуальную организацию: Пер. с англ. М.:ИНФРА-М, 2002. 230с.
  137. , X. Мотивация и деятельность : учеб. пособие/ X. Хекхаузен Пер. с англ.: Т. Гудкова и др.- М.: Питер, 2003. 859 с.
  138. Н. Аспекты теории синтаксиса, пер. В. А. Звегинцева. М.: Издательство Московского университета, 1972
  139. Хуба Дою., МакКониелл Б. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере/ Дж. Хуба, Б. МакКонелл, — М.: Вершина, 2008, — 208 с.
  140. Чаидлер А, Д. Функции штаб-квартиры в многопрофильной фирме /
  141. Российский журнал менеджмента, № 1 2003. с. 91 — 122
  142. Г., Тис Д. Организационные формы инноваций: когда виртуальная корпорация эффективна? / Российский журнал менеджмента № 1 2003
  143. , М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. А. Чошанов // Педагогика. № 2. 1997
  144. , В.Д. Интеллектуальная собственность: Теоретические и прикладные проблемы правовой защиты и оценки объектов интеллектуальной собственности/ В. Д. Шалынин, — СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2007.- 159 с.
  145. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. М.: Нар. образование, 1999.-431 с.
  146. Й. Теория экономического развития /Й. Шумпетер пер. с нем. B.C. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко. М.: Прогресс, 1982. — 455с.
  147. Andrews К. The Concept of Corporate Strategy, Irvvin, Homewood, Illinois, 1987
  148. Bernasconi A., Gaynor L. Incubation in Evolution: Strategies and Lessons Learned in Four Countries/ Ph. Albert, M. Bernasconi, L. Gaynor. Athens, OH: NBIA Publications, 2004, — 304 c.
  149. Edvinsson L., Malone M.S. Intellectual capital. Realizing Your Company’strue Value by Finding Its hidden Roots.// NY, Harper Business Press, 225 pp-
  150. Ellstrom P.E. The many meanings of occupational competence and qualification. In W.J. Nijhof & J. N, 1998
  151. Ernst & Young «Measures that Matter» Электронный ресурс. / Ernst & Young LLP, 1997, — 20 pp. http://www.foe.org/ с0ф0га1е811П8Ыпе/теа5иге5Й1аШ1айег.рс^.- Проверено 10.02.2010
  152. Freeman R.E. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman. 1984
  153. Garvin D. Building a Learning Organization I I Harvard Business Review, July-August, 1993
  154. Hal as, G. «Romania Education Study: Report on Education Finance and Management.» Bucharest: World Bank. 2002
  155. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future: Breakthrough Strategies for Seizing Control of Your Industry and Creating Markets of Tomorrow. Boston: Harvard Business School Press, 1994, p. 197−220
  156. Herzberg F., Mausner В., Snyderman В. The Motivation to Work. N. Y: John Wiley. 1959
  157. Hutmacher W. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strsburg, 1997
  158. Magretta J. Why business models matter./ Harvard Business Review 2002
  159. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning / Free Press 1 993 161. Moore J. The Death of Competition: Leadership and Strategy in the Age of Business Ecosystems / HarperBusiness 1996
  160. Parry A. The quest for competencies: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study.// Training, № 33, 1996
  161. Sakaya T. The Knowledge-Value Revolution or A History of the Future, NY-Tokio-London.: Kodansha International, 1991
  162. Selznic Ph. Leadership in Administration// University of California Press, 1984
  163. P.R., & Bognatmo M. Competency requirement forecasting: issues of international selection and assessment. International journal of selection and assessment, 1 1993
  164. L.M., & Spencer S.M. Competence at work: models for superior performance. New York etc.: John Wiley, 1993
  165. Si ah ell C.B., Fjelstadt O.D. Configuring value for competitive advantage: on chains, shops, and networks. № 19 Strategic Management, 1998
  166. Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. New York: Currency, 1998
  167. Stewart T.A. Your Company’s Most Valuable Asset: Intellectual Capital // Fortune. Oct. 3.1994
  168. Strassman P. Measuring and Managing Intellectual Capital // Knowledge Inc., 1999, June
  169. ПХ.Теесе D.J. Managing intellectual capital: Organizational, strategic, policy dimensions/ D.J. Teece .-Oxford: Oxford univ. press, 2002.- 300 c.
  170. Tab in D. Transformation learning: Renewing Your Company Through Knowledge and Skills/ D.Tobin.- John Wiley, 1996
  171. TreacyM., Wiersema F., Customer Intimacy and Other Value Disciplines ./ Harvard Business Review, 1993
  172. Wayne S. Upton, Jr. Challenges from the New Economy. Business and Financial Reporting Электронный ресурс.// Financial Accounting Series № 219-A, 2001.-http://www.fasb.org/articles&reports/srneweconomy.pdf, pp. 41−45,-Проверено 10.02.2010
  173. Wiig K. Knowledge Management: Where did It Come From and Where Will It Go? // Elsevier Vol.14. Fall 1997
  174. Wiig K. Knowledge Management. Arlington (Tx.) Schema Press, 1993
Заполнить форму текущей работой