Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-методические основы формирования финансовой и учетной политики вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе автором также сформулированы общие и частные (специфические) принципы обеспечения государственной ФП в сфере ВПО, соблюдение которых способствует созданию новой модели финансирования высшей школы. Дана авторская трактовка понятий «финансовая стратегия» и «финансовая тактика» развития ВПО и сделан вывод о том, что финансовая стратегия развития ВПО базируется на необходимости… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность государственного финансового регулирования образовательной деятельности
    • 1. 2. Зарубежный опыт функционирования механизма финансового регулирования
    • 1. 3. Финансовая и учетная политика вуза и проблемы ее совершенствования
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ И УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ВУЗА
    • 2. 1. Методические основы разработки стратегического плана развития и финансовой стратегии вуза
    • 2. 2. Факторы, определяющие эффективность реализации финансовой политики вуза
    • 2. 3. Методические рекомендации по формированию учетной политики
    • 2. 4. Построение учетно-аналитической интегрированной системы для реализации финансовой и учетной политики
  • ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ И УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА)
    • 3. 1. Организация системы управления финансами вуза
    • 3. 2. Применение инструментария планирования и ценообразования в системе управления финансами
    • 3. 3. Практическая реализация управленческого учета и анализа

Организационно-методические основы формирования финансовой и учетной политики вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Высшее профессиональное образование (ВПО) в современном обществе приобретает все большую экономическую ценность. Уровень и качество ВПО являются предпосылками устойчивого развития, конкурентоспособности, сохранения национальных преимуществ и экономической безопасности страны.

Развитие ВПО зависит от эффективности функционирования механизма государственного финансового регулирования образовательной деятельности в целом и высшей школы в частности.

Для повышения качества ВПО правительством РФ принята Федеральная программа развития образованияна 2000 — 2005 гг., а также Программа модернизации образования, цель которой состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечении ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Среди задач, решение которых связано с реализацией указанной цели, выделено формирование в системе ВПО эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования финансовых ресурсов. В ходе модернизации ВПО правительство РФ планирует последовательно наращивать объем финансовой поддержки, доводя его до нормативной потребности.

Однако уровень нормативной потребности пока не определен, не утверждены даже государственные минимальные социальные стандарты, в том числе в области образования. Не определена в полной мере государственная финансовая политика (ФП) в области ВПО.

В теоретическом и методическом плане недостаточно проработаны проблемы воздействия рыночных отношений на функционирование высшей школы, не определены даже принципиальные позиции государственного финансового регулирования этого процесса. Вопросы аккумулирования и использования внебюджетных средств, полученных от платной и иной, приносящей доход, деятельности, адаптации различных сторон финансово-хозяйственной деятельности высшей школы в условиях рыночных отношений, применения норм налогового законодательства (в частности, главы 25 НК РФ), согласованных с нормами Бюджетного кодекса РФ и законодательства, регулирующего образовательную деятельность, требуют своего разрешения. Негативным является и то, что механизм реинвестирования высшей школы, провозглашенный в Федеральном законе «Об образовании», с 1 января 2002 г., после введения в действие главы 25 НК РФ, не применяется. Это может привести к уменьшению объема капиталовложений, понижению уровня потенциала вузов и как следствие — к ухудшению их финансового состояния, понижению уровня качества образовательных услуг.

Объективно необходимой и крайне актуальной в этой ситуации представляется проблема исследования теоретических и практических аспектов функционирования механизма государственного финансового регулирования в среде ВПО (ГФР ВПО) и их влияния на формирование и реализацию финансовой и учетной политики каждого конкретного вуза.

Степень разработанности проблемы. Вопросы государственного финансового регулирования и государственной ФП в социальной сфере исследовались отечественными учёными. Однако инструментарий теории и практики финансового регулирования деятельности вузов до сих пор не сформирован. Малоисследованными остались вопросы, связанные с анализом достоинств и недостатков современной системы ГФР ВПО, практически отсутствуют теоретические разработки в области стратегического планирования, формирования и реализации финансовой (в том числе учетной) политики вуза. Недостаточно исследованы возможности построения единой учетной системы, включающей бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, и использования ее при реализации финансовой политики.

По тематике данной диссертации не опубликовано ни одной монографии, не защищались кандидатские и докторские диссертации. Проблемы формирования финансовой стратегии вузов в рамках новой бюджетной и налоговой политики в финансово-экономической литературе практически не рассматривались. Данное диссертационное исследование учитывает новые направления и инструменты государственной ФП в преломлении новых программных документов в сфере развития ВПО.

Общетеоретической основой исследования являются современные подходы к формированию механизма ГФР ВПО. Существенный вклад в разработку теоретических и практических проблем государственного финансового регулирования и государственной ФП в социальной сфере в целом и в образовательной деятельности в частности внесли такие известные российские ученые, как Ю. С. Васильев, А. А. Воронин, О. В. Врублевская, В. В. Глухов, А. П. Егоршин, А. П. Панирухин, В. М. Родионова, Ю. В. Рожков, М. В. Романовский, Н. В. Фадейкина, М. П. Федоров и др.

Среди зарубежных исследователей, посвятивших свои труды стратегическому планированию, финансовой стратегии и управленческому учету, известны имена Д. А. Аакера, М. Альберта, А. Дайле, Д. Б. Джонстоуна, К. Друри, Ф. Котлера, М. Х. Мескона, Б. Райана, X. Райта, Дж. Фостера, Ф. Хедоури, Ч. Т. Хорнгрена, Р. А. Шмидта.

Цель и задачи исследования

Главной целью диссертационной работы явилось исследование процессов функционирования механизма государственного финансового регулирования и государственной ФП в сфере развития ВПО и разработка на их основе организационно-методического обеспечения формирования финансовой и учетной политики для реализации стратегического плана развития вуза.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: исследовать теоретические основы государственного финансового регулирования образовательной деятельности в условиях рыночной экономикиопределить основные предпосылки, содержание и специфику функционирования механизма государственного финансового регулирования в сфере высшего профессионального образования на современном этаперассмотреть методы прямого и косвенного финансового регулирования образовательной деятельности в сфере ВПОпроанализировать зарубежный опыт функционирования механизма финансового регулирования деятельности субъектов высшей школы на примере стран Азиатско-Тихоокеанского регионасформировать принципы и методы реализации государственной ФП в сфере ВПОопределить сущность финансовой стратегии и финансовой тактики развития образовательной деятельности в сфере ВПОвыделить приоритетные задачи ФП в сфере ВПОдать оценку финансовымотношениям, возникающим между вузом (как бюджетным учреждением), государством и другими потребителями образовательных и сопутствующих им услугсформулировать цели, задачи, методы и рычаги финансовой политики вузаобобщить идеи, содержащиеся в теориях стратегического планирования, и разработать методическое обеспечение для реализации финансовой стратегии вузавыявить и проанализировать факторы, определяющие эффективность реализации финансовой политики вузасформулировать особенности учетного процесса вуза и методические рекомендации по формированию и реализации учетной политикиразработать практический инструментарий управленческого учета.

Предмет исследования — совокупность экономических отношений, связанных с формированием и реализацией финансовой и учетной политики вуза.

Объект исследования — система финансового регулирования деятельности вузов.

Теоретической и методологической базой исследования явились фундаментальные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области государственных и корпоративных финансов, бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учетов бюджетных учреждений, осуществляющих различные виды деятельности (в т.ч. предпринимательской). В ходе исследования изучались теории, концепции, методологические подходы к государственному финансовому регулированию образовательной деятельности, стратегическому планированию сложных социально-экономических систем и организаций, функционирующих в социальной сфере.

В основе исследования лежит диалектический метод, предопределяющий изучение объективных экономических законов, закономерностей, явлений и процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи. В ходе работы использовались методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение и эксперимент), методы, применяемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и моделирование), а также методы теории систем, финансового планирования и бухгалтерского учета.

Информационная база исследования. При работе над диссертацией использовались статистические данные, характеризующие деятельность вузов в динамике, данные Министерства образования РФ, бухгалтерские отчеты вузов, нормативно-законодательные акты РФ в области финансов, бухгалтерского учета и образования, а также внутренние нормативные документы отечественных и зарубежных вузов.

Научная новизна в целом заключается в разработке теоретико-методической основы формирования и реализации финансовой и учетной политики вуза как бюджетного учреждения.

Наиболее важными научными результатами работы являются следующие: на основе исследования сущности государственного финансового регулирования образовательной деятельности в условиях рыночной экономики сформулированы общие и частные (специфические) принципы обеспечения эффективной государственной. финансовой политики в сфере высшего профессионального образованияопределена сущность финансовой стратегии и финансовой тактики вуза и сформулированы научные подходы к разработке и реализации его стратегического планадана авторская трактовка понятия «образовательный менеджмент» и предложен конструктивный подход к организации системы управления финансами, способствующей повышению качества образовательного менеджментавыявлено десять существенных факторов, определяющих эффективность реализации финансовой политикиобоснована необходимость создания единой учетной системы вуза, включающей в качестве составляющих подсистемы бухгалтерского учета, налогового учета и управленческого учетасформулированы методические рекомендации и технические решения по формированию и реализации единой учетной политики вуза, представляющей собой три взаимосвязанных блока: учетную политику (УП) в целях бухгалтерского учета, УП в целях налогообложения, УП в целях управленческого учетана основании комплексного подхода разработана система показателей и глобальных критериев для оценки состояния (в том числе финансового) и результатов деятельности вуза и осуществлена практическая реализация аналитических и оценочных процедур при поддержке автоматизированной учетно-аналитической интегрированной системы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в развитии теоретических основ формирования и совершенствования механизма государственного финансового регулирования образовательной деятельности в сфере ВПО в условиях рыночной экономики, бюджетной и налоговой реформы, модернизации системы образования. Главный результат исследования — разработка организационно-методического обеспечения для формирования и реализации финансовой и учетной политики вуза в условиях становления нового и более совершенного механизма государственного финансового регулирования образовательной деятельности, сформулированного в программе модернизации системы образования.

Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных методик стратегического планирования, оперативного управления финансами и технологий комплексного ведения учета.

Результаты исследования легли в основу учебных материалов, используемых при повышении квалификации специалистов образовательных учреждений в Центре повышения квалификации Министерства образования при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.

Авторские разработки по организации учетно-аналитической интегрированной системы планирования, учёта, контроля и анализа доходов и расходов вуза, системы показателей для оценки финансово-хозяйственной деятельности вуза используются в планово-финансовых службах Сибирского института финансов и банковского дела и других вузов.

Основными результатами исследования являются: определение сущности государственного финансового регулирования образовательной деятельности и государственной финансовой политики в сфере высшего профессионального образованияразработка теоретических основ и практического инструментария для формирования механизма финансового регулирования деятельности вузов в условиях реализации современной бюджетной и налоговой политикисоздание организационно-методического обеспечения стратегического планирования деятельности вузов и выявление факторов, определяющих эффективность реализации их финансовой стратегиисоздание единой учётной системы на базе интегрированного учётно-аналитического обеспечения, позволяющего осуществлять все виды учёта: бухгалтерского, налогового и управленческогоразработка инструментария осуществления финансовой политики (в том числе бюджетной, налоговой, учётной, амортизационной и др.) и внедрение его в практическую деятельность вуза (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса).

Апробация диссертационного исследования. Отдельные результаты диссертационного исследования были оформлены в виде научного отчета по заказу Государственного научно-методического центра бухгалтерского учета и аудита Министерства образования РФ по теме: «Исследование методического обеспечения бухгалтерского учета внебюджетной деятельности образовательных учреждений и его совершенствование», руководителем которого являлся автор работы. В течение 1999 — 2002 гг. результаты диссертационного исследования неоднократно докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Хабаровской государственной академии экономики и права, Сибирского института финансов и банковского дела, Государственного научно-методического центра бухгалтерского учета и аудита Министерства образования РФ. Практические разработки автора в области финансового планирования, ценообразования и управленческого учета и анализа используются во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, в Сибирском институте финансов и банковского дела, о чем свидетельствуют справки о внедрении.

По теме исследования опубликовано 14 научных трудов общим объемом 9,85 печ.л., в том числе 1 монография (в соавторстве).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (179 наименований) и 6 приложений. Основное содержание работы изложено на 155 страницах, содержит 4 таблицы, 22 рисункасписок литературы и приложения занимают 56 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

щ Развитие рыночных отношений в России создает предпосылки для трансформации государственной финансовой политики (ГФП) в сфере высшего профессионального образования (ВПО). Каждый вуз на основе ГФП разрабатывает собственную финансовую стратегию, сталкиваясь при этом с рядом проблем организационного и методического характера. Эти проблемы в настоящее время актуализировались в связи с введением в действие гл. 25 НК РФ, положения которой не корреспондируются с нормативно-законодательными актами, регулирующими образовательную деятельность, и даже с некоторыми правилами бухгалтерского учета, нормами гражданского Ф и бюджетного права в части применения их именно государственными вузами. Поэтому тема диссертационного исследования, посвященная разработке организационно-методических основ формирования финансовой и учетной политики вуза, является, несомненно, актуальной и имеет большое практическое значение.

В результате проведенного диссертационного исследования автором сделаны следующие выводы:

1. Сложившаяся к началу XXI в. система государственного финансового регулирования (ГФР) в сфере ВПО не отвечает требованиям практики. В # теоретическом и методическом плане недостаточно проработаны проблемы воздействия рыночных отношений на функционирование вузов. Вопросы аккумулирования и использования внебюджетных средств, полученных от платной и иной, приносящей доход деятельности, адаптации различных сторон финансово-хозяйственной деятельности вузов к рыночным условиям и требованиям региональных рынков труда, применения норм налогового, бюджетного права, согласованных с действующим законодательством в об-Ф ласти ВПО и бюджетного учета, требуют своего разрешения. Что касается степени разработанности проблемы, то можно с полным основанием утверждать, что вопросам разработки финансовой политики, с точки зрения системного подхода и учета всех её направлений (учетной, инвестиционной, кредитной, налоговой, амортизационной политики), до сих пор не уделяется должного внимания. Проблемы формирования финансовой стратегии вузов в рамках новой бюджетной и налоговой политики в отечественной финансово-экономической литературе практически не рассматривались. Кроме того, в ходе диссертационного исследования автор убедился в том, что нельзя формировать финансовую политику (ФП) вуза без разработки учетной политики (УП), являющейся элементом ФП и содержащей три взаимосвязанных блока: УП в целях бухгалтерского учета, УП в целях налогового учета, УП в целях управленческого учета. Это предопределило необходимость формирования основных положений, выводов и элементов научной новизны диссертационного исследования по двум научным специальностям: 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит» и 08.00.12 — «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности».

2. В результате изучения отечественного и зарубежного инструментария теории и практики финансового регулирования деятельности вузов автором в 1-й главе диссертации сформулирована сущность государственного финансового регулирования (ГФР) в сфере ВПО на современном этапе его развития. Причем, рассмотрение теории ГФР деятельности вузов базировалось на изучении таких социально-экономических функций ВПО, как культурно-образовательная и производственно-экономическая функции. Сущность рассмотренных функций во многом определила принципиальный подход к анализу функционирования механизма ФР ВПО, структура которого сформирована и описана автором. Для повышения эффективности функционирования указанного механизма автором сформулированы основные понятия, принципы, цели и задачи ФР ВПО, базирующиеся на шести главных предназначений ВПО в экономическом механизме страны. Подробно рассмотрены методы прямого и косвенного ФР ВПО и их влияние на повышение качества и конкурентоспособности российского ВПО. Выделены действующие нормы ГФР ВПО (одиннадцать позиций), которые представлены автором в качестве государственных обязательств, и осуществлен анализ их соблюдения на практике, а также сформулирован вывод, что государственные обязательства должны в настоящий момент являться основой для принятия всех решений в области финансирования ВПО, поскольку они отражают консенсус по поводу социального партнерства (между гражданами, обществом и государством) в части реализации чистого общественного блага.

3. В качестве анализа исторического опыта ФР ВПО в России и за рубежом (в основном, в странах АТР) рассмотрен такой важнейший инструмент ГФР ВПО, как планирование. Анализ признаков директивного и индикативного планирования в сфере ВПО позволил автору выделить три основных модели финансирования: индикативную (Китай и др.), директивную (Южная Корея и проч.), рыночную (США, Япония и др.). Рассмотрев положительные и отрицательные стороны функционирования трех моделей финансирования, автор пришел к выводу, что современная российская модель тяготеет к индикативному построению, но в ней присутствуют элементы и директивной, и рыночной моделей.

4. В первой главе автором также сформулированы общие и частные (специфические) принципы обеспечения государственной ФП в сфере ВПО, соблюдение которых способствует созданию новой модели финансирования высшей школы. Дана авторская трактовка понятий «финансовая стратегия» и «финансовая тактика» развития ВПО и сделан вывод о том, что финансовая стратегия развития ВПО базируется на необходимости бюджетного финансирования высшей школы, которая обусловлена, в первую очередь, свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны. Также обоснована необходимость введения в действие бюджетных норм и нормативов (в том числе государственных минимальных социальных стандартов в области образования), которые позволят объективно определить бюджетные потребности вузов с учетом региональных особенностей, а также будут способствовать совершенствованию финансовой и учетной политики как на государственном уровне, так и на уровне вуза. Совершенствование ФП предусматривает как повышение эффективности налоговой, учетной, инвестиционной, амортизационной политики, политики по управлению издержками (расходами), так и ценовой политики (ценообразование услуг ВПО рассматривается автором как один из важнейших методов реализации современной ФП вуза).

5. Во всех главах работы большое внимание уделяется учетной политике (УП) вуза. И если в первой главе и в п. 2.3 второй главы рассматриваются основные положения УП, анализируются типовые ошибки правил ведения учета, составления бухгалтерской и налоговой отчетности, связанные с отсутствием необходимых элементов в УП или несоблюдением правил БУ и НУ, а также аргументируется порядок составления УП, представляющий собой многоэтапный процесс (автор выделяет 5 основных этапов), и обосновывается необходимость формирования и реализации единой УП, объединяющей УП в целях бухгалтерского учета (БУ), УП в целях налогового учета (НУ), УП в целях управленческого учета (УУ), то в п. 2.4 второй главы и в третьей главе работы описывается практическая реализация единой УП (на примере ВГУЭС).

6. Автором работы сформулированы методические основы разработки стратегического плана развития и финансовой стратегии вуза, а также выявлены факторы, определяющие эффективность реализации ФП вуза (п. 2.1 и 2.2 работы). В целях формирования научно-обоснованного стратегического плана сформулированы основные направления реализации современной ФП, определяющие стратегию поведения вуза, и обоснована необходимость применения следующих научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, процессного, нормативного и административного. К примеру, используя системный подход, автор рассматривает вуз (социально-экономическую систему) как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющую цель (выход) — достижение максимального уровня качества образования и максимально возможного уровня потенциала вузасоответствующие входные параметры (доходы (поступления) и базовый потенциал), связь с внешней средой (через внешние регулирующие воздействия со стороны рынка труда и услуг, Министерство образования РФ) — обратную связь, которая является коммуникационным каналом от потребителей услуг вуза к входным параметрам. Все элементы системы взаимосвязаны. В работе автор доказывает, что образовательный менеджмент (в работе дается авторская трактовка этого понятия) эффективен, если 2 + 2 = 5, где дополнительная единица получается за счет отлаженного взаимодействия элементов системы, за счет эффекта синергии. Применение системного подхода наглядно подтверждено иллюстрациями процесса стратегического планирования, а в рамках него — процессов выбора альтернативной стратегии, управления отклонениями и т. п.

Среди факторов, определяющих эффективность реализации ФП вуза, выделены 10 факторов: (1) — умение выполнять в срок взятые вузом обязательства- (2) — потенциал вуза- (3) — эффективное управление денежными средствами, предусматривающее минимизацию свободного остатка денежных средств- (4) — наличие достаточного нормативного обеспечения вуза- (5) — умение принимать обоснованные инвестиционные решения, от которых зависит уровень потенциала и будущее вуза- (6) — наличие контрольной среды и функционирование системы внутривузовского контроля- (7) умение анализировать и эффективно управлять отклонениями- (8) — наличие инструментария оценки эффективности образовательного менеджмента и механизма систематического анализа (мониторинга) деятельности вуза- (9) — учет региональных особенностей- (10) — высокий уровень качества образовательного менеджмента.

7. Многолетняя практика стимулировала автора разработать принципиально новый подход к построению учетно-аналитической интегрированной системы (УАИС), обеспечивающей возможность реализации финансовой и единой учетной политики. Кроме того, в рамках УАИС осуществляется расчет показателей и критериев оценки состояния и результатов деятельности вуза, сравнение рассчитанных значений показателей (критериев) с государственными нормативами, плановыми показателями, установление размера отклонений и т. д. Система УУ, функционирующая в среде УАИС, позволяет оценить результаты деятельности вуза, что способствует успешной реализации ФП и повышению финансовой устойчивости вуза.

8. В третьей главе отражена практическая реализация финансовой и учетной политики вуза в привязке к той организационной структуре управления финансами, которая утверждена во ВГУЭС. Выводы автора о необходимости функционирования в рамках системы управления финансами вуза служб контроллинга и маркетинга являются обоснованными и имеют большое практическое значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аакер Дэвид А. Стратегическое рыночное управление: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского // Сер. Теория и практика менеджмента. -СПб.: Питер, 2002. 544 е.: ил.
  2. Е.Е. Методические аспекты выбора финансовых инструментов привлечения инвестиций (на примере промышленных предприятий): Автореф. дис.. канд. экон. наук. Новосибирск: НАЭУ, 2001. — 20 с.
  3. С.В. Учетная политика // Материалы науч.-практич. конф. «Совершенствование бухгалтерского учета и налогообложения в образовательных и научных учреждениях». М., 2000. — 180 с.
  4. С.В. Учетная полцтика государственного учебного заведения: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М.: Росс. экон. академ. им. Г. В. Плеханова, 2001. — 32 с.
  5. П.Ф., Демин В. М., Олейникова О. Н. Финансирование профессионального образования за рубежом. М.: Мастерство, 2001. — 88 с.
  6. А.К. Регулирование спроса и предложения на образовательные услуги профессиональной школы региона: экономические формы и методы. Сочи, 1996. — 100 с.
  7. A.M., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.-760 с.
  8. Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 130 с.
  9. С.В. Бухгалтерский учет предпринимательской и иной самостоятельной деятельности учреждений // БиНО: бюджетные учреждения. 2001.-№ 9. — 52 — 72 с.
  10. С.В. Основные характеристики учетной политики в современных условиях // БиНО: бюджетные учреждения. 2002. — № 1. — 10 — 15 с.
  11. С. В. Планирование доходов и расходов за счет внебюджетных источников // БиНО: бюджетные учреждения. 2001. — № 6. — 39 — 56 с.
  12. С.В. Формирование выручки от реализации платных образовательных услуг // Главбух. Учет в сфере образования. 2000. — № 3. -2−7 с.
  13. Е.В., Иоффе М. Я. Образовательные услуги вуза (методология и практика исследования рынка). М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000.142 с.
  14. С.В. Финансовая политика государства и предприятия: Курс лекций. М.: Книжный мир, 2002. — 210 с.
  15. Н. Реструктуризация финансирования государственной системы образования в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2001. — № 2. -с. 108- 121.
  16. С.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 384 е.: ил.
  17. Н.А., Ткач В. И. Кузъменко В.А. Балансоведение: Учеб. пособие. -М.: Изд-во «Приор», 2001. 160 с.
  18. Н.В., Демчук И. Н. Основные принципы и функции бюджетирования как метода финансового управления федеральными государственными унитарными предприятиями // Сибирская финансовая школа. -2001, — № 4. -С. 66−71.
  19. В.В. Управленческий аудит финансовой политики организации // Аудиторские ведомости. 2000. — № 6.
  20. А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. М.: Изд-во «Фин-пресс», 2000. — 1056 с. (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).
  21. М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 400 с.
  22. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М. В. Романовский и др. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Юрайт, 2000. — 615 с.
  23. К. Эволюция контроллинга // Российское предпринимательство. 2001. — № 1.-С. 89−91.
  24. М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для ву-ф зов. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 533 с.
  25. М.А. Калькулирование платных образовательных услуг // Главбух. 2000. — № 1. — С.22 — 37.
  26. Т.Е. Режим использования текущих счетов по учету «внебюджетных средств» // БиНО: бюджетные учреждения. 2001. — № 5. -С. 56 — 60.
  27. Л.П. Учет доходов и расходов в государственных образовательных учреждениях: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Москва: МГИУ, 2001. — 27 с.
  28. А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяй-ф ствования. М.: Научно-исслед. институт высшего образования, 1999.323 с.
  29. А.А. Обоснование и формирование нормативной базы финансового и иного ресурсного обеспечения среднего и высшего образования // Отчет о НИР НИИВО. М.
  30. Н.Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2002. — 352 е.: ил.
  31. Выбор стратегических приоритетов устойчивого развития Новосибирска в среднесрочной и долгосрочной перспективе / Под ред. член-корр. МАИ В. М. Чистякова. Новосибирск: Новосибирский институт информатики и регионального управления, СибАГС, 2001. — 152 с.
  32. Ю.Н. Методические основы формирования системы ценообразования банковских услуг: Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Хабаровск: ХГАЭП, 2001. — 22 с.
  33. Р.Д. Документирование управленческой деятельности: Курс лекций // (Сер. Высшее образование.) М.: ИНФРА-М, 2001. — 185 с.
  34. Л.А. Ценообразование и статистика цен: Учебно-практическое пособие. -М.: Изд-во МЭСИ, 1998.
  35. А. Практика контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. M. JL Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 2001.-336 с.
  36. Д. Брюс. Роль, охват, миссия и цели многоколледжевой системы // Университетское управление: практика и анализ. 2001. — № 3. -С. 60−71.
  37. Д. Брюс. Финансирование и доступность высшего образования: международное сравнительное исследование оплаты обучения и мер финансовой поддержки // Университетское управление: практика и анализ. 2001. — № 2. — С. 17 — 32.
  38. Доклад «Образовательная политика России на современном этапе». -02.08.2001. -№ А4−11 226Пас. 160 е.: ил.
  39. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2000 год / Под общей ред. проф. С. Н. Бобылева. М.: Права человека, 2001. — 196 е.: Табл., рис., вставки, карты.
  40. К. Управленческий и производственный учет: Учебник. / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 1071 с.
  41. А.П. Экономика и оптимизация учебного процесса. М.: Изд-воМГУП, 1999. — 198 с.
  42. О. Образовательная система Японии сегодня // Проблемы Дальнего Востока. 2001 г. — № 5. — С. 85 — 93.
  43. Е.А. Все про аудит в образовательных организациях // Главбух. — 2000. -№ 4.-С. 48−62.
  44. П., Пушкарев Н., Федцов В. XI век. Резервы России // Российское предпринимательство. 2001. — № 1. — С. 3 — 5.
  45. Е.Б., Майсаков Д. Л. Анализ результатов деятельности вуза как основа принятия управленческих решений // Университетское управление: практика и анализ. 2001. — № 3. — С. 78 — 82.
  46. Зарубежный опыт реформ в образовании: Европа, США, Китай, Япония // Высшее образование сегодня. 2001. — № 2. — С. 60 — 67.
  47. Ю.А., Кабенюк М. И., Лавров A.M., Чеботаревский Ю. В. Привлечение финансовых ресурсов в образование: проблемы, модели, механизмы. Кемерово, 2002. — 62 с.
  48. В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. М.: Налоговый вестник, 2000. — 560 с.
  49. С.В. Правила формирования, утверждения и применения бухгалтерской и налоговой учетной политики в 2002 г. П БиНО: бюджетные учреждения. 2002. — № 1. — С. 16−27.
  50. С.В. Виды деятельности: источники финансирования и бухгалтерский учет // БиНО: бюджетные учреждения. 2001. — № 6. -С. 10−24.
  51. С.В. Источники финансирования деятельности бюджетных учреждений // БиНО: бюджетные учреждения. 2001. — № 9. -С. 20−31.
  52. СВ., Мухин М. С. Способы защиты прав и законных интересов учреждений в связи с применением льготы из Закона РФ «Об образовании» // БиНО: бюджетные учреждения. 2001. — № 6. — 77 — 89 с.
  53. С.В. Об учетной политике образовательных организаций // Главбух. -2000. № 1.-С. 2−21.
  54. С.В. Почему у бюджетных образовательных учреждений стало меньше целевых средств? // Главбух. 2000. — № 4. — С. 6 — 13.
  55. А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А. И. Ильин. Мн.: Новое знание, 2001. — 2-е изд., перераб. — 635 с. — (Экономическое образование).
  56. Инструкция по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях: нормативно-правовой справочник М.: ИПЦ «Финпол» Министерства образования, 2000.
  57. Г. Б. Банковская политика и перспективы ее совершенствования на региональном уровне (на материалах Республики Хакасия): Ав-тореф. дис.. канд. экон. наук. Новосибирск: НАЭУ, 2001. — 22 с.
  58. В.В. Примеры оформления приложений к приказу об организации единого учетного процесса И БиНО: бюджетные учреждения. 2002. -№ 1.-С. 45 -75.
  59. П., Клис С. Образование и экономика: анализ альтернативных перспектив // Перспективы ЮНЕСКО. 1991. — № 4. — С. 7 — 28.
  60. И.В. Бюджетное финансирование образования: назначение, состояние, проблемы. М.: НИИВО, 2001. — 80 с. (Экономика высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО. Вып. 3).
  61. Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-350 с.
  62. Г. Ю., Колесников С. Н. Управленческий учет по формуле «три в одном» / Касьянова Г. Ю., Колесников С. Н. М.: Издательско-консультационная компания «Статус-кво 97», 1999. — 328 с.
  63. В.Э. Управленческий учет: Учебник. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 268 с.
  64. Е. Методические подходы формирования структуры финансирования высших образовательных учреждений // Вестник ХГАЭП. -2001.-№ 1.-С. 89−94.
  65. И.Н. Взаимодействие казначейских и налоговых органов в реализации единого казначейского счета // Финансы. 2002. — № 2. -С. 30 — 32.
  66. В.В. Управление финансами: Учеб. пособие. // М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. — 160 с. Сер. Академия бухгалтера и менеджера.
  67. A.M., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. // Сер. Высшее образование. -М.: ИНФРА-М., 2001.-416 с.
  68. В.Н. Финансовые ресурсы и последующий финансовый контроль в сфере образования:): Автореф. дис.. канд. экон. наук. Саратов: СГСЭУ, 2002.-20 с.
  69. М. Образование и государство // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 10. — С. 75 — 84.
  70. Н.Н., Качкова О. Е., Керимов В. Э. Основы организации управленческого учета в коммерческих организациях: Лекция. М.: Изда-тельско-книготорговый центр «Маркетинг». — М.: МУПК, 2001. — 53 с.
  71. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла. М.: Юристь, 1998. — 558 с.
  72. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический дом «Юстицинформ», 1998. — 368 с.
  73. И.Г. Основы управленческого учета: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 160 е.: ил.
  74. Т.М. Бухгалтерский учет деятельности за счет бюджетного финансирования // БиНО: бюджетные учреждения. 2001. — № 9. -С. 32−41.
  75. Контроллинг как инструмент управления предприятием/ Е.А. Ананьки-на, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.- Под ред. Н.Г. Данилочки-ной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. — 127 с.
  76. Коробков A. The balanced scorecard новые возможности для эффективного управления //Экономические стратегии. — 2001. — № 3. — С. 51 — 69.
  77. Котлер Филип. Маркетинг менеджмент. // Сер. Теория и практика менеджмента. СПб.: Питер Ком, 1999. — 896 е.: ил.
  78. Ю.М. Имитационно-аналитический подход в ценообразовании образовательных услуг // Alma mater (Вестник высш. шк.). 1999. -№ 1.-С. 27−28.
  79. Ю.М. Прогнозирование и стоимостный анализ рынка образовательных услуг// Alma mater (Вестник высш. школ.). 2000. — № 8. -С. 38 — 40.
  80. Ю.М. Прогнозирование и стоимостный анализ рынка образовательных услуг// Alma mater (Вестник высш. шк.). 2000. — № 9. -С. 38 — 40.
  81. А. Высшее образование по-корейски // Высшее образование сегодня. 2002. — № 1,-С. 56 — 63.
  82. С.В., Филина Ф. В. Основы теории государственных финансов. -М.: Учеб. пособие. -М: Юристъ, 2001.- 107 с.
  83. М.Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы: Учеб. пособие / Сер. Вопрос-ответ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 264 с.
  84. В.Н., Шакирова Д. М. Оценка эффективности учебных заведений и уровня подготовки кадров. Казань: РИЦ «Титул», 2000. — 34 с.
  85. Г. Средства населения на развитие образования // Вестник актуальных прогнозов. 2001. — С. 104 — 107.
  86. С.И. Ценность. Цена. Стоимость. М.: Юристъ, 2001. — 80 с.
  87. А.Ю. Соотношение спроса и предложения на региональных рынках бизнес-образования России // Бизнес-образование. 2000. — № 2. -С. 137- 144.
  88. Ф. Европейские университеты в контексте перемен XXI в. // Alma mater (Вестник высш. шк.). 1998. — № 4. — С. 12 — 15.
  89. О.А. Источники финансирования вузов в России: Диссертация. Саратов: Саратовская гос. экон. академия, 1998. — 177 с.
  90. Г. И., Артюхин Р. Е. Бюджетный учет и отчетность в Российской Федерации и его совершенствование // Финансы. 2002. — № 2. -С. 22−27.
  91. А.К. Внутренний аудит: учебно-практическое пособие. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. — 112 с.
  92. Г. И. Зарубежный опыт финансирования образования // Финансовые аспекты становления рыночной экономики: Сб. науч. статей / Под ред. проф. Ю. В. Рожкова, проф. И. М. Соломко. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2001.-356 с.
  93. Г. И. Источники финансирования высшего образования и их диверсификация // Россия в XXI веке: экономика, политика, культура. -2001. -№ 1 (З).-С. 85 89.
  94. Мальцева Г. И, Шиловский С. Финансы вуза и маркетинговая информационная система // Вестник ХГАЭП. 2001. — № 2. — С. 96 — 99.
  95. Маркарьянц Седа Япония: государственная политика в области образования // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. -С. 80- 83.
  96. Г. Н., Бенин А. А. Справочник по управленческому учету. СПб.: Альфа, 2001.-448 е.: ил.
  97. О.П. Формирование системы социальной стандартизации и экономических механизмов ее реализации в сфере медицинских и образовательных услуг: Автореф. дисс.. канд. экон. наук. М.: Росс. экон. академ. им. Г. В. Плеханова, 2001. -24с.
  98. В.В. Нормативная имплантация котроллинга в систему управления образовательного учреждения // Российское предпринимательство. 2001. — № 5.
  99. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования / Под ред. С. А. Николаевой. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Аналитика-Пресс, 2001. — 672 с.
  100. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
  101. М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. -М.: Дело, 1999.- 800 с.
  102. О.Н. Инвестиции в человека и роль человеческого потенциала в инновационном развитии // Сб. науч. трудов. Новосибирск: СИФБД, 2001.
  103. Н., Пискунова Н., Костина Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (ВУЗА) // Маркетинг. 1999. — № 5. -С. 77 -89.
  104. О.А. Финансовые аспекты деятельности предприятий системы жизнеобеспечения города: Автореф. дисс.. канд. экон. наук. СПб.: Санкт-Петерб. гос. ун-т экон. и фин., 2000. — 16 с.
  105. Т.Г. Перспективы развития бюджетного учета / Бухгалтерский учет. 2002. — № 3. — С. 3 — 5.
  106. О.Е., Шишкова Т. В. Управленческий учет. 2-е изд., испр. и дополн. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 336 с. 116. «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (Федеральный закон РФ от 10.04.2000 № 51-ФЗ).
  107. О рейтинге высших учебных заведений. Приказ Минобразования России (с приложением) // ОВД: Межведомственный информационный бюллетень. 2001. — № 10.-С. 88 — 96.
  108. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.-336 с.: ил.
  109. В.Ф., Палий В. В. Финансовый учет: Учеб. пособие: В 2 ч. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. — Ч. 1. — 304 с.
  110. А.П. Маркетинг в вузе: Автореф. дис.. д.э.н. М.: Росс, экон. академ. Им Г. В. Плеханова, 1996. — 41 с.
  111. М.Л. «Внебюджетные средства» бюджетных учреждений: проблемы и пути решения // БиНО: бюджетные учреждения. 2001. -№ 5.- 65 — 70 с.
  112. Е.В. Маркетинг услуг // Сер. Краткий курс. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 160 е.: ил.
  113. Т.А. Бухгалтерский учет деятельности за счет целевых средств и безвозмездных поступлений // БиНО: бюджетные учреждения. 2001.-№ 9. — С. 42−51.
  114. Е.Г. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных высших учебных заведений: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Саратов: СГАП, 1998. — 18 с.
  115. О., Саидов М. Стратегия расходования средств взгляд на финансовый менеджмент европейского университета: Реферат // Almar Mater: (Вестник высш. образования.). — 2001. — № 3. — С. 28 — 33.
Заполнить форму текущей работой