Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий Калининградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании обобщения научных материалов и собственного исследования в диссертации сформулировано определение аграрной политики как системы законодательно установленных положений, направленных на устойчивое инновационное развитие аграрной сферы в целях обеспечения продовольственной и экологической безопасности страны. Содержание аграрной политики государства заключается в ее целях, которые… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы и предпосылки государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка
    • 1. 1. Сущность и значение государственного регулирования деятельности предприятий сельского хозяйства в рыночной экономи- 9 ке
    • 1. 2. Организационно-экономический механизм госрегулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий: понятие, содержание, формы
    • 1. 3. Эволюция реформирования организационно-экономического механизма госрегулирования аграрной сферы
  • 2. Оценка эффективности организационно-экономического механизма государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий Калининградской области
    • 2. 1. Организационно-экономическая характеристика деятельности сельскохозяйственных предприятий региона
    • 2. 2. Анализ реализации элементов организационно-экономического механизма государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий Калининградской области
    • 2. 3. Оценка эффективности государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий региона
  • 3. Обоснование направлений совершенствования элементов организационно-экономического механизма государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий региона

3.1 Концептуальные основы и приоритетные направления совершенствования организационно-экономического механизма государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий Калининградской области.

3.2 Развитие форм государственной поддержки предприятий сельского хозяйства и регулирования продовольственного рынка региона.

3.3 Организационно-экономический механизм государственной поддержки создания агропромышленных формирований инновационного типа.

Организационно-экономический механизм государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий Калининградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проводимая в стране аграрная реформа привела к деградации отрасли, потере продовольственной безопасности страны по важнейшим продуктам питания, снижению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, падению престижности сельскохозяйственного труда.

Попытки государства переломить ситуацию путем реализации положений национального проекта «Развитие АПК» и федерального закона «О развитии сельского хозяйства» носят в большей степени социально-политический характер, так как не имеют комплексного подхода к решению назревших проблем.

В то же время мировой опыт развития сельского хозяйства свидетельствует, что государственное регулирование аграрной сферы является важнейшей составной частью рыночного механизма экономики всех развитых стран.

Существующий уровень развития российского сельского хозяйства, рискованный характер ведения предпринимательской деятельности на селе, низкая привлекательность отрасли для инвесторов обуславливают необходимость разработки более взвешенной и системной аграрной политики в целях смягчения отрицательного воздействия рыночных сил, создания условий для долгосрочного экономического роста и обеспечения продовольственной безопасности страны.

В этой связи, особую актуальность приобретают вопросы поиска форм и методов государственного регулирования сельского хозяйства, основанных на изучении проблем его современного состояния и учета специфики отрасли, способствующих росту конкурентоспособности и финансово-экономической устойчивости функционирования сельскохозяйственных предприятий, достижению социальной стабильности в отрасли, что и предопределило выбор темы исследования.

Степень изученности проблемы. Фундаментальной теоретической основой исследования послужили труды классиков и зарубежных экономистов: С. Брю, М. Вебера, Дж. Кейнса, ДЖ. Кларка, К. Маркса, А. Маршала, Р. Оуэна, Д. Риккардо, П. Самуэльсона, А. Смита, И. Фишера, А. Хайека, Дж. Хикса, И. Шумпетера и других. В российской экономической науке проблемам государственного регулирования развития АПК большое внимание уделено в трудах А. Алтухова, В. Арашукова, М. Белова, Г. Беспахотного, В. Боева, В. Добрынина, П. Дугина, Н. Коваленко, М. Лемешева, А. Никонова, Е. Серовой, И. Ушачева, А. Югая и других.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является научно-методическое обоснование направлений совершенствования элементов организационно-экономического механизма государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

1) изучить и обобщить теоретические основы государственного регулирования аграрной экономики;

2) обосновать необходимость, возможности и пределы государственного вмешательства в экономику аграрной сферы и определить приоритетные направления ее поддержки;

3) осуществить классификацию инструментов государственного регулирования экономики в условиях рынка;

4) провести ретроспективный анализ осуществления аграрных реформ в России;

5) раскрыть влияние государственного регулирования на деятельность субъектов аграрной сферы в экономически развитых странах и в современной России;

6) дать комплексную оценку эффективности реализуемой региональной аграрной политики;

7) разработать концептуальные положения по формированию действенного организационно-экономического механизма государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий и продовольственного рынка региона;

8) обосновать направления развития форм государственной поддержки предприятий сельского хозяйства и регулирования продовольственного рынка;

9) разработать модель организационно-экономического механизма государственной поддержки создания и функционирования агропромышленных формирований инновационного типа.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступают экономические отношения, определяющие устойчивость и эффективность работы сельскохозяйственных предприятий, формы, методы и инструменты их государственного регулирования. Объектом исследования являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно — правовых форм Калининградской области.

Методологическая и информационная база. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов, посвященные проблемам государственного регулирования сельского хозяйства, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и субъектов РФ, затрагивающие вопросы государственного регулирования аграрной сферы.

Информационную базу исследования составили статистические материалы Госкомстата России и Калининградской области, годовые отчеты, данные первичного учета и анализа предприятий сельского хозяйства региона.

Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии. При выполнении работы использовались системный анализ и синтез, монографический, экономико-статистический, экономико-математический, расчетно-конструктивный, графический и другие методы исследования.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

— уточнены и систематизированы теоретические положения функционирования организационно-экономического механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства применительно к рыночным условиям;

— сформулированы основные положения концепции совершенствования элементов организационно-экономического механизма государственного регулирования деятельности предприятий сельского хозяйства: в организационном плане — совершенствование организационной структуры и управления АПК, упорядочение рынков сельхозпродукции, регулирование развития сельской местностив экономическом плане — совершенствование форм и инструментов господдержки приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства;

— уточнена методика определения размера государственной поддержки, необходимой для ведения простого и расширенного воспроизводства и разработаны рекомендации по совершенствованию механизма ее распределения среди субъектов хозяйствования;

— разработана методика определения гарантированной цены на зерно и порядка ее использования в регулировании зернового рынка;

— разработан организационно-экономический механизм государственной поддержки кластерной организации аграрной сферы производства.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации разработки, методики и выводы могут быть использованы в управленческой практике сферы агропромышленного комплекса в целях формирования более действенного организационно-экономического механизма хозяйствования.

Отдельные положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе.

Научная апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы, полученные в диссертации, были доложены на научных конференциях молодых ученых ЯГСХА в 2004, 2005, 2006, 2008 и 2009 годах и опубликованы автором в 7 работах, в том числе одна статья в журнале, включенном в перечень изданий, рекомендованных ВАК для отражения результатов диссертационных исследований.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 206 страниц машинописного текста. В диссертационной работе содержится 13 рисунков, 40 таблиц и 51 приложение.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий сельского хозяйства связана с неустранимыми особенностями отрасли, не позволяющими на равных участвовать в межотраслевой конкуренции (низкая эластичность сельхозпродукции по цене, подверженность продукции резким колебаниям цен, сезонность производства сельскохозяйственных работ и высокая капиталоемкость при низкой фондоотдаче ввиду жесткого диспаритета цен в сфере межотраслевого обмена, необходимость поддержания плодородия земли как национального богатства и др.).

2. Государственное регулирование агропромышленного производства представляется в диссертационной работе как совокупность правовых, организационных и экономических воздействий государства на деятельность предприятий сельского хозяйства, переработки, торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также сферы обслуживания и материально-технического обеспечения предприятий АПК.

3. На основании обобщения научных материалов и собственного исследования в диссертации сформулировано определение аграрной политики как системы законодательно установленных положений, направленных на устойчивое инновационное развитие аграрной сферы в целях обеспечения продовольственной и экологической безопасности страны. Содержание аграрной политики государства заключается в ее целях, которые должны быть направлены на поддержание доходности сельскохозяйственных предприятий через выравнивание темпов роста цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, сближение средних уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики, повышение мотивации сельскохозяйственных предприятий к наращиванию производства сельскохозяйственной продукции как источника продовольствия.

•. I <

4. Организационно-экономический механизм хозяйствования и госрегулирования деятельности субъектов аграрной сферы рассматривается в диссертации как способ функционирования экономики АПК и представляет собой систему взаимосвязанных элементов: целей, принципов, направлений, форм, методов и инструментов, определяющих уровень доходности сельхозпредприятий и их работников, развитие отношений собственности и институциональных преобразований в сельском хозяйстве.

Достижение продовольственной безопасности населения страны и устойчивого развития сельского хозяйства (цели) сопряжено с необходимостью осуществления аграрной политики государства путем сочетания интересов крестьян с интересами работников других сфер народного хозяйства, защиты внутреннего рынка продовольствия от его импорта, поддержки тесной связи производства с организациями науки и образования (принципы) через регулирование аграрного производства, отношений сельхозпредприятий с внешней средой, а также развитие социальной сферы села (направления) воздействуя прямо или косвенно (формы) на деятельность хозяйствующих субъектов аграрного сектора различными методами (права, административного контроля, организационно и экономически) и инструментами (путем выплаты субсидий, дотаций, компенсацийквотированияпроведения интервенций и др.).

5. Характеризуя понятие «аграрной реформы», нами дано ее уточненное определение, которое представляет реформирование аграрной сферы как комплекс воздействий государства и других участников АПК на элементы системы сельского хозяйства и других сфер АПК — технологическую, экономическую, социально-демографическую и организационную в целях обеспечения условий роста производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сохранения состояния природной среды, воспроизводства населения и улучшения качества его жизни, а также повышения конкурентоспособности и эффективности субъектов АПК в целях удовлетворения потребностей населения страны в высококачественных продуктах питания преимущественно отечественного производства.

6. В ходе исследования изучены основные направления организационноэко-но-мического механизма государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий через регулирование отношений с внешней средой (субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация части затрат по договорам страхования, льготы по налогообложению, поддержка ч создания агропромышленных формирований) — поддержку аграрного производства (целевая поддержка развития важнейших отраслей производства, поддержание развития материально-технической базы и др.) — поддержку рынка в части расширения госзакупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, проведения залоговых операций, закупочных и товарных интервенций, квотирования импорта продовольствия и др.- поддержку развития социальной сферы села и сельских территорий.

7. На основе анализа аграрной политики стран ЕС, США, Японии и др. было установлено, что стабильности и устойчивости развития аграрной сферы в этих странах способствует поддержание высокого уровня внутренних цен на продовольствие через установление квот на производство и продажу основных видов сельскохозяйственной продукции и высоких пошлин на импорт продовольствия, субсидирование экспорта сельхозпродукции, инвестиционную поддержку расходов фермеров на технико-технологические инновации, проведение политики закупочных и товарных интервенций с использованием гарантированных цен и др. Объем расходов на поддержку фермеров в развитых странах составляет от 30 до 85% суммы понесенных затрат. Так, в США на оказание перечисленных мер поддержки фермеров ежегодно расходуется 4% бюджета, а в России всего 0,46% (2007г.). Названные обстоятельства в условиях вступления России в ВТО вызывают необходимость осуществления кардинальных изменений в аграрной политике государства в ближайшей перспективе.

8. В диссертационной работе выявлены и обобщены основные проблемы рос 1, t сийского сельского хозяйства, которые можно свести к следующим группам: f- - занижение доходов от реализации продукции по причине монополизма перерабатывающих предприятий и завышение цен на материальные ресурсы промышленного производства при крайне низких размерах государственной поддержки: индекс соотношения темпов роста цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию по Калининградской области за 1990;2006 гг. составил 0,31- кроме того, сельхозпредприятия платят налоги, размер которых превышает объем государственных субсидий и компенсаций;

— поставка. импортного продовольствия в Россию по субсидированным ценам повлекла за собой снижение спроса населения на отечественную продукцию и резкое сокращение ее производства;

— разрушение материально-технической базы сельхозпредприятий привело к уменьшению посевов, поголовья всех видов скота, количества рабочих мест, безработице и, как следствие, — к оттоку работоспособного населения в город.

9. Обобщение научных данных и мирового опыта по успешному реформированию сельского хозяйства позволило нам сформулировать основные положения этого процесса: эволюционность (а не революционность) проведения реформ на основе детального анализа существующего положения делпоследовательная модерниза ция производительных сил в сельхозмашиностроении, самом сельском хозяйстве и других сферах АПКразработка правовой базы реформирования и системы мер по государственному регулированию экономики сельхозтоваропроизводителей, а так же поддержке их инвесторовосуществление действенного контроля за ходом реформы и внесение корректировок в ее концепцию, аграрное законодательство, и i. • '.-' систему экономических инструментов госрегулирования. •'.

10. В ходе исследования в истории реформирования сельского хозяйства страны нами выделено двенадцать этапов: пять до советского периода, шесть в советское время и один — в постсоветский период. В диссертационной работе характеризуются особенности и направленность реформ в разрезе названных этапов. Проводимые в России реформы аграрного сектора предусматривали систему организационных мер (смену форм собственности, форм хозяйствования и методов управления), а так же комплекс мер экономического (изменение системы налогов, развитие форм государственной поддержки крестьян: льготные кредиты на покупку земли на длительные сроки, субсидии переселенцам в Сибирь, капиталовложения в развитие материальной базы колхозов и совхозов в 70−80-е годы ХХ-го века) и социального характера (финансирование работ по планированию и развитию социальной сферы села, застройке и благоустройству перспективных населенных пунктов).

Обобщая результаты анализа проведения аграрных реформ в России следует отметить, что все они осуществлялись по инидиативе государства сверху") без достаточного учета интересов крестьян, более того — аграрный сектор почти всегда выступал в качестве «донора» получения средств для развития промышленности и других отраслей народного хозяйства.

11. Проводимая с января 1992 г. аграрная реформа оценивается в диссертационной работе как недостаточно обоснованная, направленная на ускоренный переход к рыночным отношениям при уходе государства от реальной поддержки аграрного сектора (размер поддержки за годы реформы по отношению к денежной выручке сократился с 44 до 8%) и отсутствии нормативно-правовой базы. — ;

12. Анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий Калининградской области за период 2000;2008 гг. также как и по России отражает резкий спад производства всех видов сельскохозяйственной продукции, усиление продовольственной зависимости от импорта, разрушение материально-технической базы и кризисное финансовое состояние (треть предприятий убыточна).

13. Исследование причин негативных результатов проводимой аграрной реформы в Калининградской области показало, что они заключаются в недостатках аграрной политики и низком уровне государственной поддержки сельско.

• хозяйственных предприятий. Так, сумма потери доходов от диспаритета межt • •" отраслевого обмена сельхозпредприятиями области за период с 2002 по 2008 г. г. в 11,6 раза превышает сумму господдержки.

14. Дифференциация показателей эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий Калининградской области в зависимости от уровня господдержки подтверждает вывод о том, что увеличение размера бюджетной поддержки дает предприятиям возможность наращивать прибыль на уровне расширенного воспроизводства.

15. На основании изучения теории, а также опыта зарубежных стран и отдельных регионов России по реформированию аграрной сферы в диссертационной работе предложена концепция совершенствования организационно-экономического механизма государственного регулирования и поддержки развития сельскохозяйственных предприятий региона по’инновационному сценарию. В концепции предусмотрен комплексный подход к проведению аграрной реформы в Калининградской области, включающий систему элементов: цели,.

191 * j I принципы, условия, средства, приоритетные направления господдержки, методы, субъекты и социально-экономические результаты, осуществление которых на практике, по нашему мнению, будет способствовать стабильному развитию экономики АПК, улучшению социально-экономических условий жизни в сельской местности, повышению уровня продовольственной безопасности региона, воспроизводству сельского социума на качественно-новой основе.

16. В части совершенствования организационных направлений механизма государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных предприятий Калининградской области в диссертационной работе предлагается комплекс мер по упорядочению механизма создания и функционирования агропромышленных формирований кластерного и холдингового типа, в которых усиливается совпадение интересов участников разных сфер АПК, а также и государственных органов власти. Апробация предложений модели АПФ на муниципальном уровне показала ее высокую эффективность в результате внедрения инновационных технологий производства продукции и в связи с большей приспособленностью к рыночным условиям.

17. В части совершенствования экономического механизма госрегулирования деятельности субъектов аграрной сферы региона нами предложено:

— увеличить объем их поддержки до обеспечения условий ведения воспроизводства на расширенном уровне, как за счет бюджетных средств, так и иных источников;

— расчет средств государственной поддержки проводить по предложенной нами методике;

— сформировать при Правительстве Калининградской области фонд поддержки предприятий АПК и осуществлять его распределение по разработанной*нами методике- 1.

— проводить закупочные и товарные интервенции на зерновом рынке с использованием гарантированных цен, методика расчета которых разработана нами и представлена в диссертационной работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32.
  2. Закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2007. № 1.
  3. Закон Калининградской области от 22.09.2003 № 302 «Об исполнении областного бюджета за 2001 год» / Консультант Плюс.
  4. Закон Калининградской области от 11.12.2003 № 343 «Об исполне1. V' 1нии областного бюджета за 2002 год» / Консультант Плюс.
  5. Закон Калининградской области от 26.09.2005 № 638 «Об исполнении областного бюджета за 2004 год» / Консультант Плюс.
  6. Закон Калининградской области от 10.10.2007 № 172 «Об исполне→ нии областного бюджета за 2007 год» / Консультант Плюс.
  7. Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций". (Текст).
  8. , Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. -1997!--№ 8.-С.4−12.
  9. , И.М., Булко, О.С., Колесникова, И. В. Проблемы реформирования белорусской экономики. Мн.: Информатик, 1996.- С. 19−20.
  10. Аграрная наука России на пороге XXI века: Состояние и проблемы. Коллективная монография, М: «Экономика и информатика», 1999-с. 202
  11. , Р.Х., Алтухов А. П. Совершенствование государственного управления аграрнопромышленным комплексом страны .. — //Менеджмент и бизнес-администрирование. № 1. 2007.
  12. В.Б. Кейнсианская модель экономического регулирования: Возможность использования в современной экономике / В. Б. Акулов. СПб: Изд-во СПб. ун-та, 2003. — 206 с.
  13. , А.И. Концепция обеспечения продовольственной безо- • пасности России / Алтухов А. И. М.: ВНИЭТУСХ. 2002.18.// Агроскипер, № 9. -2006. Проблемы ценообразования на зерновые и масличные культуры на юге России.
  14. , П.А. Развитие инновационных процессов в условиях • рынка./ П. А. Андреев, — М.: Колос, 1993. 60 с. ~
  15. , П.А., Костин В. Д., Рудик, Ф.Я. Опыт функционирования технопарковых формирований в инженерно технической сфере: • АПК./ П. А. Андреев, В. Д. Костин, Ф. Я. Рудик. — М.: Информагротех, 1996. 48 с.
  16. , Н.М. Сельское хозяйство США./ Н. М. Андреева.- М.: Наука.- 1993.- С. 124−125.
  17. , А.И. Наука, техника, экономика./ А. И. Аничишкин.-М.: Колос, 1986.-234 с.
  18. , И.М. Государственная экономическая политика. (Текст) / И. М. Албегова, А. В. Холопов. М.: Дело и сервис, 1998.
  19. , В.П., Федотов А. В., Жуковина С. Е. Государственная поддержка фермеров развитых стран и их ресурсообеспечение // - Техника и оборудование для села. 2004.- № 2.- С.32−35.
  20. АПК: Экономика, управление. 1995, № 7. с. 8.
  21. , Э.Б., Стиглиц, Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Пер. с англ./Под ред. JI. J1. Любимова.
  22. М.: Аспект-Пресс. 1995. С. 18−22.
  23. , Т., Попадюк, Н. Методические подходы к комплексной оценке хода экономических реформ // Экономист. 1995.-№ 8.- с.74−79.
  24. , А., Нематов, Д. Аграрные корпорации — перспективы развития // Экономист. — 2005. № 7.
  25. , В.З. Общая экономическая теория. Уч. пособие. М.,-1999.- 247 с.
  26. , В.М. Саморазвитие сельских территорий важная состав' ляющая продовольственной безопасности страны / Баутин В. М., .
  27. В.В., Чайка В. П. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004.-468 с.
  28. , А., Казарко, А., Дре, А. Экономическая динамика: генезис, диалектика, онтология /Бейтон А., Казарко А., Доллок, Дре А., Екатеринбург. 1999. — с.434.
  29. , Г. Федеральный фонд поддержки сельского хозяйства необходим / Беспахотный Г., Барышников Н. // АПК: экономика и управление. 2007. — № 1. — С. 14−16.
  30. , С. Новый федеральный Закон в аграрной сфере, Электронный ресурс. 2007.
  31. , В.Р. Приоритетность как метод повышения эффективности АПК// Организационно экономические основы аграрного рынка: Сб. ст.М.-Мн.: ЗАО «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997.-С.45−47.
  32. , В.Р., Румянцева, Е.Е., Дадалко, В. А. Продовольственная безопасность СНГ. Выбор альтернативы на пороге XXI века./В.Р. Боев, Е. Е. Румянцева, В. А. Дадалко. М.-Мн., Армита — Маркетинг, Менеджмент.-1998.-444 с.
  33. , В.Р., Серков, А.Ф. и др. Экономические проблемы АПК./ В. Р. Боев, А. Ф. Серков и др. М.: Петит, 1995. — 240 с.
  34. , Ю. Поддержка с/х товаропроизводителей в США // АПК: экономика, управление. 2004. — № 1. — С. 37−41.
  35. , Н. Государственная поддержка сельского хозяйства / Борхунов Н., Полянин М. // Экономика сельского хозяйства России. 2003. — № 7. — С. 23−26.
  36. , Н. Методология обоснования норматива бюджетного финансирования сельского хозяйства // АПК: экономика, управление." 2007. № 7.
  37. , Н., Полянина, М. Государственная поддержка с/х // Экономика с/х России.- 2003, — № 7. С. 20.
  38. , О. Создание системы поддержки аграрного предпринимательства / Брыкля О. // АПК: экономика и управление. — 2007. № 6.-С. 29−31.
  39. , И. Аграрная теория: концептуальные основы, тенденции развития, современные представления. М.: Akademia, 2005.-244 с.
  40. , И. Тенденции развития современной промышленности. М.: Academia. Учебник. 2000. 264 с.
  41. , А.А., Комов, Н.В. и др. Государственное регулирование земельных отношений. М.: Колос. — 344 с.
  42. , М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990, с. 645.
  43. Вопросы истории. 1992. — № 8 — с. 36, 45−46.
  44. , Г. Сочинения Том 7, с.277.
  45. , Д. Экономические теории и цели общества / Д. Гелбрайт Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1979. — 405с.
  46. , А.И. Организационно экономические основы предпринимательской деятельности в АПК: Учебное пособие./ А.И. Голу-бева. — Ярославль 1996. — 111 с.
  47. , А.И. Мотивация сельскохозяйственного труда: теория, практика, перспективы./ А. И. Голубева. Ярославль, 2000.- 327 с. 51 .Голубева, А.И. Мотивация сельскохозяйственного труда: теория, практика, перспективы. Ярославль.- 2000. 81 с.
  48. , А. России нужна новая политика / Гордеев А. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2004.-№ 3.-С. 8−12.
  49. , А.В. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» / Гордеев А. В. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2006. № 1. -С. 4−6.
  50. , А.В. Сельское хозяйство: итоги, проблемы, перспективы / Гордеев, А.В. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2006. № 3. — С. 4−6.
  51. Государственная поддержка и механизм ее реализации в АПК (теория, методология, расчеты). М.: Восход -А, 2008.- 224 с.
  52. Государственное регулирование сбыта зерна во Франции. // Экономика сельского хозяйства России. 2006. — № 11. — С.31.
  53. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 1996 г./ М.: РУССЛИТ, 1997.-С.17.
  54. , В.И. О федеральных целевых программах регионального развития / Гришин В. И. // Финансы. 2003. — № 4. — С. 13−15.
  55. , В.Н. Экономические методы стимулирования сельскохозяйственного производства в США / Демьяненко В. Н. -М.: ВНИИТЭИагропром. 2004. — 56 с.
  56. , А.Д. Теоретические основы межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. (Текст) / А.Д. Джахан-гиров, Г. А. Долдгошей, М. М. Макеенко, Е. С. Оглоблин -М.: Колос, 1982.
  57. , Н.Н. Сущность и значение аграрных реформ на современном этапе. Электронный ресурс.
  58. , В.И. Регулирование продовольственного рынка / Добросоцкий В. И. Информагротех. М.: 2006.
  59. , В.А., Кондратьев, Н.Д. и Чаянов, А.В. О решении аграрного вопроса в России. Лекция. М.: МСХА.
  60. , В.А. Актуальные проблемы агропромышленного комплекса / Добрынин В. А. М.: изд-во МСХА. — 2004. — 402 с.
  61. , В.В. Государственное регулирование агропромышленного производства: уч. пособие/ В. В. Добрынин.- М.: Изд-во МСХА, 2000.- С. 130.
  62. , Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы / Л. В. Донцова // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С.34−41.
  63. , А.П., Щеплин, В.П. Антимонопольное регулирование агропромышленного комплекса./ А. П. Дороговцев, В. П. Щеплин. -Вологда, 2000.- 139 с.
  64. Дугин, П. И, Дугин, А.Н., Дугина, Т. И. Проблемы повышения эффективности функционирования племенных скотоводческих организаций (методологические вопросы теории и практики).-М.: ФГОУ ВПО РГАУ МСХА им К. А. Тимирязева, 2007. 486 с.
  65. , В. Роль государства в отношении аграрного сектора экономики / В. Еременко // экономика Украины. 2004. — № 9. -С.58−63.
  66. Измерение чистого дохода, созданного в отраслях агропромышленного комплекса. -М.: Экономика, 1982, c. l 1.
  67. История экономических учений/ Под ред. В. Автономова и др.: Учебное пособие. М.: ИНФРА — М- 2000. — 784 с.
  68. , Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1976, с.
  69. , Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антропология экономической классики. В 2-х т. — М.: Эконов, 1992.-т.2-с. 211.
  70. , С.В. О мониторинге государственного регулирования сельского хозяйства // Российский экономический журнал. 2005. — № 2.
  71. , В.В., Волкова, О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. М., — 2001. -576 с.
  72. , И.В. Количественная оценка уровня государственного регулирования сельского хозяйства / Кондратьева И. В. //АПК: экономика и управление. — 2006. № 2. — С. 51−52.
  73. , М.В. Кредитная кооперация. (Текст) // М. В. Коновалов. Достижения науки и техники АПК. 2004. — № 3.- С.40−42.
  74. , Л.Г. Формирование методов государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Мичуринск наукрград РФ, 2009.-с. 9−10.
  75. , И.В. Регулирование сельского хозяйства в зарубежных странах с рыночной экономикой / Курцев И. В. // Российский экономический журнал. 2006. — № 2. — С.
  76. , В.И. О социалистическом преобразовании сельского хозяйства / Ленин В. И. М.: Политиздат, 1980.- 448 с.
  77. , В.И. Полн. собр. соч. Т42. с. 278.
  78. , В.И. Полное собрание сочинений. Т.43. — с. 225.
  79. , В.В. Экономическое эссе. М., 1990, с. 15.
  80. , П.Х. Экономика межхозяйственных связей./ П.Х. Лин-дерт. -М.: Прогресс. 1992.-147с.
  81. , М.Л., Малсова, И.Б. Финансы в сельском хозяйстве. М.:-1999-С.27.
  82. , М.Л., Маслова, И.Б., Финансы в сельском хозяйстве / М. Л. Лишанский, И. Б. Маслова. М.: Финансы «ЮНИТИ», 1999. -430 с.
  83. , В.Ю., Бедзюк, Д.В. Стажировка в Татарстане. // Информационный бюллетень ИКС АПК Ярославской области. № 10. 2009.— с.20−22
  84. Лотов, А. В. Введение в экономико математическое моделирование / А. В. Лотов.- М.: Наука, 1984. — 392 с.
  85. В.З., Кцоев А. Б. Планирование эффективной государственной поддержки сельхозпредприятий //Экономика с/х и перерабатывающих предприятий.- 2003. № 4.- С. 6−8.
  86. , И.И. Корпоративный менеджмент. / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге и др. М.: Высшая школа, 2003. — 1077 с.
  87. , К.Р., Брю, C.J1. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. Т.2. / К. Р. Макконелл, C.JI. Брю. -Баку: Азербайджан, 1992. 400 с.
  88. , И.В. Региональная аграрная политика как составная часть единой системы экономической политики государства. Текст. / И. В. Манцевич // Труды вольного экономического обще' ства России: Сб.науч.тр. Т. 76 / Вольное экономическое общество
  89. России. Москва: ВЭО России 2006. — с. 197−203.
  90. , И.В. Современные подходы к решению проблемы аграрного протекционизма региона Текст. / И. В. Манцевич, А. И. Голубева, B.JI.
  91. ЮО.Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 21, с. 220
  92. Межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция
  93. Текст) / Н. Я Коваленко. Экономика сельского хозяйства. Курс лек ций. М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 1999.- с.66−70.
  94. Методические рекомендации по определению объема финансовыхресурсов, изъятых из аграрного сектора экономики через систему цен. М.: Мин-во с.х. РФ: ВНИИЭСХ, Пензенская ГСХА, 2005.
  95. , В. Крупное агропроизводство локомотив развития сельской экономики // АПК: экономика, управление. — 2005. — № 2.
  96. , В.В. Будет ли в России цивилизованная аграрная поли тика //Российская Федерация сегодня. 2007. № 7.
  97. В.В. Российский путь аграрной реформы / Милосердов В. В. -М.: ВНИЭТУСХ. 1995. 194 с.
  98. Юб.Назаренко, В. И. Государство и сельское хозяйство на Западе / В.И. На-заренко, М.: Огни ТД, 2006.- 234.
  99. , В.И., Папцов, А.Г., Коган, М.Ю., Приходько, Т. С. Опыт реформирования аграрного сектора в странах Центральной и Восточной Европы. М.: НИИТЭИ АПК, 1995.-C.il.
  100. , Н.Н., Кундиус В. А. Финансово-промышленная группа «Зо лотое зерно Алтая» и интеграционные процессы в АПК.- Барнаул: Ал тайский ГАУ. 1999. 285 с.
  101. , С.А. Аграрный курс России. М.: КолосС. 2003. 376 с. (с. 293−295).
  102. Ю.Никонов, А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв.) М.: 1995. с. 231−232.
  103. П.Никонов, А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв.) М.: 1995. с. 231−232.
  104. , Д. Институты и экономический рост: историческое введение./ Д.
  105. ПЗ.Норт.- THESIS.- весна 1993.-Т.1.- Вып.2.-С.69−91.114.0сипов, Ю. Основы теории хозяйственного механизма. — М.: Московский университет. 1994. — 367 с.
  106. , А.Г. Государственное регулирование экономики за рубежом: аграрный аспект. М.: М и Д. — 2006. — 349 с.
  107. , В.Н. корпорация в российской промышленности: законодательство и практика. (Текст)/ В. Н. Петухов. Научно — практическое пособие, М., 1999.
  108. , С. Особенности финансирования АПК в период становления рыночных отношений. (Текст) // С., Пилиев С. Экономика сельского хозяйства России.-1997.-№ 12-С.56.
  109. , Н.А. Управление агропромышленным производством / Н. А. Пиличев. М.: Колос, 2000. — 296 с.
  110. , О.В. Теоретические основы и ключевые направления совершенствования аграрной политики: Зарубежные модели и их развитие в России. /Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. Орел 2007. с. 11.
  111. , М. Конкуренция. — М.: Вильяме, 2002.
  112. , Е.А. Новая экономика. Опыт теоретического анализа советского хозяйства. М.: 1926. — Т. 1. — с.9.
  113. , А.В. Управление сельскохозяйственным производством /
  114. А.В. Пошатаев. М.: Колос, 1995. — 272 с.
  115. Рекомендации по регулированию производства и рынка зерна, сахара, говядины, свинины, мяса птицы, молока. Под ред. Алтухова А. И. М.: ВНИИЭСХ. 2006. 184 с
  116. , X. Повышение эффективности государственного управления в АПК/ X. Репп // Экономика сельского хозяйства России. 2000.- № 10.-С.25.
  117. , А., Нечаев, В., Прокопец, В. Эффективность государственной поддержки инвестиций в растениеводство Краснодарского края // АПК: экономика, управление.- 2004. № 1.- С. 30−36.
  118. Российский статистический ежегодник. М.: 2000. — с.362.
  119. Россия: Иллюстрированная энциклопедия. М.: Олма. 2008. — 600 с.
  120. , Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра-М, 2006. с. 503.
  121. , Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. Москва.: Инфра-М.: 2006. — 810 с.
  122. , А. Аграрные реформы и развитие сельской экономики России, Электронный ресурс.
  123. , Ф., Мира, Р. Уроки внутренней политики. / Ф. Сандерсон, Р. Мира. Аграрный протекционизм в индустриализованном мире. -1990.
  124. Сельское хозяйство Калининградской области. Статистический сборник./ Калининград :2007. с. 70.
  125. , А.Н. и др. Государственное регулирование финансово-кредитной системы ценообразования в АПК./ Финансы, денежное об ращение и кредит. Научные записки. Выпуск.2.-1997.-С.104.
  126. , Е.В. Институциональные реформы в агропромышленном комплексе // Экономика переходного периода. М.: ИЭПП, 1998, с.561−649.
  127. , Б.И. Кинетическая производственная функция — как основаописания закономерностей сельскохозяйственного производства / Б. И. Смагин // Научные основы функционирования управления АПК. М.: МСХА. — 2002. — С.258−264.
  128. , П.М. Экономические проблемы управления агропромышленным комплексом Европейского Севера России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.э.н., Апатиты. 2000. — 40 с.
  129. , Е.В. Экономическая политика и экономические взгляды Петра I.-M.: 1952. с. 198−199.
  130. А. Новая анатомия Британии./ Сокр. Пре. С англ. М.: Про гресс. 1975 г., С. 58.
  131. , А.В. Сельскохозяйственная кооперация: учебное пособие. -М.: Торговля и кооперация. — «Дашков и К». — 2002 г.
  132. , Д.И. Устойчивое развитие сельской местности приоритетная задача XXI века/ Д.И. Торопов//Материалы круглого стола по устойчивому развитию сельской местности. — Москва, 2000.
  133. Нб.Теория управления социалистическим производством /Под ред. О.В., Козловой. -М.: Экономика, 1979, с. 72.
  134. , Н.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК. М.: Экономика и информатика. — 1999. — 368 с.
  135. , И.Г. О неотложных мерах по совершенствованию системы управления АПК России / И. Г. Ушачев // Международный с.-х. журнал. -2000. № 1. — С.12−17.
  136. , И. Проблемы управления агропромышленным комплексом России / И. Г. Ушачев // АПК: экономика, управление. 2000.-№ 11.-23−29.
  137. , И. Совершенствовать государственную аграрную политику // АПК: экономика, управление. 2003. — № 11. — С.2−9.
  138. Указ Президента РФ от13 июня 1996 г. № 884 «О доктрине развития российской науки» //Вестник Российской академии*наук, 1996, том 66, № 1−0, с. 867.
  139. Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1983, с. 124.
  140. , П.Ю. Регулирование сельскохозяйственных рынков в мире //Внешняя торговля. 1992. — № 4−6. с.60−63.
  141. , П.Ю. Регулирование сельскохозяйственных рынков в мире (Текст) // П. Ю. Фомичев. Внешняя торговля. 1997. — № 4 — 6. — С.60 -63.
  142. , М. Свобода выбора.
  143. , Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.- с. 27.
  144. , Л.И. Вопросы анализа эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий.- 2008. № 11.- С. 14−17.
  145. , А.С. Концепция управления ситуациями. //АПК: экономика, управление. 1994. -№ 11.- с.24−31.
  146. , А.С., Примак, А.А. Создание симбиотических кластеров, как экономическая сущность управления. // Развитие ЛПХ: устойчивость, интеграция
  147. , А.А. Механизм рыночного регулирования средней прибыли и цены производства в АПК. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 11. 2008. — с. 25−27.
  148. , Л.Н. Кластеры в системе инновационного потенциала Тамбовской области. Электронный ресурс.
  149. , А.В. Государственный коллективизм и крестьянская кооперация // Кооперативная жизнь. 1920. — № 1−2, с. 9.
  150. , А.Д., Негашев, Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. / А. Д. Шеремет, Е. В Негашев. М.: Инфра — М, 1999. -208 с.
  151. , А.Д., Сайфулин, Р.С. Финансы предприятий. / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. М.: Инфра — М, 1997. — 342 с.
  152. , Д.Х. Совершенствование методов и механизмов государственной поддержки сельского хозяйства Дагестана. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Махачкала. — 2009. — с.18−19.
  153. , Е.Ф. История России IX—XX вв.. М.: Вече. — 2005. — 448 с. о
  154. , И. Теория экономического развития. / И. Шумпетер. М., 1982. — 254 с.
  155. Экономика СССР. Исследования состояния экономики СССР по запросу участников Совещания в Хьюстоне. М.: Международный фонд Культурная инициатива". 1991 .-С. 112.
  156. Экономика СССР. Исследования состояния экономики СССР по запросу участников Совещания в Хьюстоне. М.: Международный фонд «Культурная инициатива». 1991.- С. 8.
  157. Экономика СССР. Исследования состояния экономики СССР по запросу участников Совещания в Хьюстоне. М.: Международный фонд «Культурная инициатива» .1991.-С.112.
  158. Экономика СССР. Исследования состояния экономики СССР по запросу участников Совещания в Хьюстоне. М.: Международный фонд «Культурная инициатива». 1991.-С.8.
  159. Экономические реформы: Поиск решений /Под ред. Л. И. Абалкина. -М.: Политиздат, 1990. с.2
  160. , Д.Б. Паритет экономических отношений сельского хозяйства с другими отраслями (Текст) // Д. Б, Эпштейн. Международный сельскохозяйственный журнал. 2002. — № 2. — с. 8−24.
Заполнить форму текущей работой