Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие адыгейской детской литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой диссертации являются общетеоретические и конкретно адресные положения известных исследователей и создателей отечественной литературы, в том числедетской литературы: В. Г. Белинского, A.M. Горького, С. Я. Маршака, И. П. Мотяшова, Т. Д. Полозовой, К. Д. Ушинского, К. И. Чуковского. Учтены труды ученых северокавказского региона, представленные в монографиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Предпосылки зарождения и становления адыгейской
    • 1. 1. Национальный фольклор и творчество адыгских просветителей XIX
  • — первых десятилетий XX в. как истоки зарождающейся детской 12 литературы
    • 1. 2. Российская словесность как один из источников формирования 15 опыта адыгейской детской литературы
    • 1. 3. Роль адыгейской печати и учебной литературы 20-х — 30-х гг. в становлении адыгейской детской литературы
  • Глава II. Адыгейская детская
  • литература в процессе становления и формирования (30-е- 50-е гг. XX в.)
    • 11. 1. Организаторы и вдохновители (И. Цей, С. Сиюхов, Т. Керашев), особенности их деятельности
    • 11. 2. Периодизация истории адыгейской детской литературы
    • 11. 3. Становление жанра литературной сказки. Поэзия Ахмеда Хаткова, Мурата Паранука
    • 11. 4. Значение поэзии Киримизе Жанэ в становлении литературы для детей
    • 11. 5. Поэзия Джафара Чуяко и проблемы перевода его произведений на русский язык
  • Глава III. Адыгейская детская
  • литература 1970-х — 2000-х гг
    • III. 1. Своеобразие периода 60-х — 70-х гг. в истории адыгейской детской литературы. Заслуга А. Евтыха в этом процессе
    • 111. 2. Адыгейская детская проза: особенности развития творчества Хазрета Ашинова, Исхака Машбаша, Юнуса Чуяко
    • 111. 3. Роль творчества Нальбия Куёка в развитии адыгейской детской литературы и создании основ детского театра
    • 111. 4. Современная детская
  • литература конца 1990-х — 2000-х годов

Становление и развитие адыгейской детской литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. С самого рождения адыгейской литературы национальные писатели постоянно проявляли интерес к детской теме, освещая ее на страницах газет и журналов — как в оригинальных текстах, так и в переводах с русского, арабского, турецкого и других иностранных языков. С течением времени внимание к детской литературе росло, обогащалось творческими поисками писателей вместе с «взрослой» литературой или идя вслед за ней. Первые шаги — очерки, рассказы на адыгейском языке, переводы с русского, переложения фольклорных произведений. С умножением писательских достижений нарастал публицистический и критический интерес к авторам, переводчикам, наконец, к первому и главному потребителю литературы — детям от дошкольного до старшего школьного возраста. Молодая литература все увереннее опиралась на жизненный опыт писателей, богатство словесного творчества, на помощь науки и примеры иноязычной литературы. Ко времени накопления адыгейской литературой своего идеологического и художественного опыта и первых результатов его системного осмысления в 40 — 50-е гг. XX в. всё острее обнаруживалась необходимость в целостном изучении младшего звена адыгейской литературы — творчества для детей, сложившегося в особый пласт — детскую литературу.

Детской литературой принято считать как художественные произведения, созданные специально для юных читателей, так и литературу для взрослых, прочно вошедшую в круг детского чтения. Будучи частью всего художественного словесного искусства, детская литература обладает качествами, присущими вообще всей художественной литературе: это искусство слова, обогащенное не только познавательным и воспитательным содержанием, но и эмоциональным потенциалом.

Вместе с тем детскую литературу отличает особая связь с этнопедагогикой, изобразительным и другими видами искусств, что делает литературу, ориентированную на детского читателя, самостоятельной 3 областью словесного искусства, «особой формой практически-духовного освоения мира» (К. Маркс).

Детская литература, по словам И. П. Мотяшова, обогащает нравственно, ибо «способствует самопознанию и самосовершенствованию личности, помогает понять свое предназначение, ориентироваться в мире"1.

Безусловно, особая направленность на воспитательно-образовательные задачи так или иначе составляет главное свойство детской литературы. Последняя решает эти задачи в зависимости от конкретных условий каждой исторической эпохи, национального менталитета, художественно-идеологического уровня, достигнутого общественной жизнью, культурой, искусством того или иного народа.

Проблемы истории адыгейской детской литературы, в силу известных исторических и геополитических обстоятельств жизни адыгов на Северном Кавказе, рассматриваются нами в соотнесении ее с российской и северокавказскими литературами для детей и юношества.

Детская литература как явление адыгейского письменного творчества всего на несколько десятилетий моложе национальной литературы для взрослых, однако, возникнув почти одновременно с последней, для своего эстетического самовыражения нуждалась в определенном периоде идейно-художественного становления, созревания специфического взгляда на окружающую действительность, постижения особенностей возрастного мировидения, эстетического освоения слова и видовых его форм в поэтической структуре. Таким периодом для адыгов было творчество создателей двуязычной (адыгейский и русский языки) адыгской литературы XIX — начала XX в.: Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, А. Г. Кешева (Каламбия), К. Атажукина, У. Берсея, Ю. Ахметукова, И. Цея, И. Супако, С. Довлет-Гирея и др. Деятельность адыгских просветителей всех трех поколений и произведения адыгских носителей индивидуального творчества на рубеже XIX — XX вв. — как устного, так и письменного, русского и арабо.

1 Мотяшов И. Мастерская доброты. Очерки современной детской литературы. — М., 1974. — С. 14. адыгского — помимо непосредственного воспитательного воздействия на человека, способствовали укреплению и развитию нравственно-эстетических традиций многовекового устного народного искусства.

Именно в фольклоре надо искать художественные и этногенетические истоки детской литературыдвигатели ее обогащения и развития обнаруживаются и при проникновении в свою культуру, и при взаимодействии с инонациональными литературами, о чем будет сказано дальше. Как специфическая область художественного творчества детский фольклор имеет свои жанровые формы и поэтическую специфику. Особым своеобразием отличаются жанры сказки, обрядовой поэзии, песенного фольклора, игровые и состязательные формы.

О жанровом богатстве национального фольклора в целом позволяют судить материалы и научные исследования адыгских ученых А. И. Алиевой, С. Ш. Аутлевой, JI.A. Бекизовой, A.M. Гадагатля, A.M. Гутова, М. А. Джандар, М. А. Кумахова, Р. Г. Мамия, З. М. Налоева, A.A. Схаляхо, Р. Б. Унароковой, Ш. Х. Хута, М. Н. Хачемизовой, Т. Н. Чамокова, Н. М. Чуяковой, К. Г. Шаззо и др.

Степень изученности проблемы. Для решения поставленных в работе задач необходимо учитывать результаты изучения проблем детской литературы всего северокавказского региона, представленные в современных и научных трудах авторов двух категорий: осмысливающих фундаментальный фонд более опытных литератур, к примеру, дагестанской (см. Мухамедова Ф. Х. Дагестанская детская литература. Махачкала, 2001), и ведущих исследование жанров новописьменных литератур в коллективных трудах и монографиях о творчестве адыгейских писателей И. Цея, М. Паранука, Дж. Чуяко, К. Жанэ, Ш. Кубова, Н. Куека и других (История адыгейской литературы: в 3 т. Майкоп, 1999 — 2006), о творчестве черкесских писателей (Бекизова J1.A.

Литература

в потоке времени. Черкесск, 2008), и другие источники.

К сожалению, обе категории авторов, сосредоточенных на изучении детской литературы, еще малочисленны по ряду причин. Но, надо подчеркнуть, за последние годы вторая категория убедительно дает себя знать и через увеличение за счет притока молодых исследователей (JI.B. Грибина, М. М. Каракотова, JT.M. Пазова, Р. Ш. Чич, Ж.И. Шорова), и через повышение теоретического уровня в освещении проблем детской литературы, её возникновения, генезиса, взаимодействия с литературами Северного Кавказа и русской литературой (A.A. Схаляхо, У. М. Панеш). Это обстоятельство позволяет расширить поле зрения проблем новописьменной детской литературы.

Надо помнить и то, что в отдельные моменты становления детской литературы адыгов важную роль сыграли внимательное прочтение и истолкование М. Горьким, JL Либединской, П. Максимовым, С. Михалковым произведений адыгского фольклора и индивидуального творчества просветителей, а также переводы на русский язык собственных произведений Т. Керашевым, А. Хатковым, Д. Ашхамафом, Ш. Кубовым, И. Цеем, А. Евтыхом и другими писателями, их творческий подход к литературной обработке произведений русских авторов JI. Толстого, М. Горького, Н. Островского, А. Гайдара, М. Прилежаевой, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто применительно к уровню восприятия читателей всех возрастных ступеней детского и юношеского возраста.

Таким образом, методологические и теоретические идеи как опору осмысления богатого художественного наследия адыгов мы черпали в исследованиях многонационального фольклора и литературы, в основном опираясь на адыгские, северокавказские в целом и русские источники.

Вместе с тем, в литературоведческих изысканиях, посвященных проблемам адыгейской детской литературы, еще не стали предметом системного анализа обширные монографические темы. Их отсутствие в данное время неспособно заменить даже глубокое прочтение и концептуальное рассмотрение проблем героя, эстетики нескольких произведений детской литературы.

Комплексное исследование истории и поэтики адыгейской детской литературы еще не проведено. Поэтому считаем целесообразной попытку целостного прослеживания истории формирования адыгейской детской литературы через главные вехи её развития с учетом аналогичных процессов в родственных литературах. В этом заключается актуальность проблемы данной диссертационной работы.

Объект исследования — фактическое выявление и аналитическое осмысление художественного процесса становления и развития детской составляющей в адыгейской литературе.

Предмет исследования — оригинальные авторские художественные тексты и литературный материал, включенный в учебно-методические пособия 1930;х — 2000;х гг.

Цели и задачи исследования — изучение истории становления и развития адыгейской детской литературы в жанровом аспекте через прослеживание путей и закономерностей её развития, изучение диалектики идейно-художественного решения общетеоретических и специфических для детской литературы проблем.

Для достижения намеченной цели определены следующие конкретные задачи:

— выявить фольклорные истоки адыгейской детской литературы, проследить влияние мотивов и жанров просветительского творчества и русской литературы на всех этапах развития детской литературы, рассмотреть роль в этом процессе газетно-журнальной публицистики 20−30-х гг. XX в.;

— исследовать и оценить организационно-педагогическую базу детской литературы на главных ступенях её развития;

— показать в поэтапном движении процесс формирования основных жанров адыгейской детской литературы;

— определить национальное своеобразие, жанрово-тематическое содержание, типы героев, поэтику и типологию поэзии и прозы для детей и о детях;

— выявить художественную новизну современной адыгейской детской литературы в её преемственности с произведениями предшествующих первых этапов.

Научная новизна данной работы заключается в том, что она является первым опытом системного исследования истории адыгейской детской литературы. Впервые предпринята попытка изучения её периодизации, выявления главных источников и закономерностей формирования основных поэтических и прозаических произведений о детях и для детей и юношества.

Новизну работе придает и стремление к реинтерпретации ряда произведений детской литературы первых десятилетий, содержащих признаки ученичества и поисков пути к зрелости, как своеобразного пласта национального письменного творчества адыгов. Обогащает работу и введение в характеристику литературных потоков анализа учебно-методических изданий и детских журналовстремление вывести свои наблюдения за грань времени становления детской литературы и обращение к её современному состоянию, т. е. прослеживание нити преемственности.

Положения, выносимые на защиту:

• Интерес адыгейской литературы к процессам взросления и становления личности мотивирован национальной этикой и традициями народного искусства, творчеством просветителей, предшественников адыгейской письменной литературы, накоплением в национальном менталитете этико-героических сторон, вызванных возрастанием духовного подъема в известные исторические периоды народной жизни.

• Именно в исторически значимые моменты возрастает внимание к судьбе отдельной личности, позволяющее художнику осмысливать движение частной жизни в ракурсе её общественного смысла. Реализации этого 8 художественного внимания успешно способствует адыгейская литература XX века о детях и для детей.

• Возникновение и развитие адыгейской детской литературы, проходившее в обстановке политико-идеологических и духовных катаклизмов XX века, стало своеобразным отражением созревания «взрослой» адыгейской литературы, творцы которой впитали как ярко позитивные качества революционной эпохи созидания новой действительности, так и её драмы и трагедии. Детская литература лишь во 2-й половине 50-х годов стала обретать жанровую определенность в литературной сказке и поэзии для детей. Развитие лирической поэзии и стихотворного эпоса на детскую тему (А. Хатков, Дж. Чуяко) обогатило детскую литературу в этико-эстетическом плане.

• Главным жанром адыгейской детской литературы стала повесть («Мой старший брат» А. Евтыха, проза X. Ашинова, И. Машбаша и Ю. Чуяко), а героем — подросток, чьё постижение действительности, себя и окружающего мира составляло ядро сюжета и оказывало влияние на своеобразный строй произведения. В нем как бы двоится восприятие действительности: отошедшая реальность, увиденная детскими глазами, и «взрослая» оценка её, ставшая своего рода коррекцией былого и настоящего. Эти структурные особенности нового жанра потребовали от писателя психологизма — нового качества, способствовавшего гибкому взаимопроникновению прошлого и настоящего, что вело к созданию нового для молодой литературы характера — ищущего смысла поступков, неумолимо жёстко судящего себя и других.

• Значительна роль писателей К. Жанэ и Н. Куёка в становлении и развитии поэзии и драматургии для детей и необходимость развития их традиций.

• Литература о детях и для детей (X. Ашинова, Ю. Чуяко, Н. Куёка) своими новыми художественными обретениями помогла проложить дорогу к художественному освоению высокой тематики, национального героизма, к 9 решению крупных воспитательных задач современности, к этическому уравновешиванию деятельной и рефлектирующей сторон личности.

Теоретико-методологической основой диссертации являются общетеоретические и конкретно адресные положения известных исследователей и создателей отечественной литературы, в том числедетской литературы: В. Г. Белинского, A.M. Горького, С. Я. Маршака, И. П. Мотяшова, Т. Д. Полозовой, К. Д. Ушинского, К. И. Чуковского. Учтены труды ученых северокавказского региона, представленные в монографиях, диссертациях, других научных исследованиях А. И. Алиевой, С. А. Аутлевой, JI.A. Бекизовой, A.M. Гадагатля, A.M. Гутова, У. Б. Далгат, В. Г. Корзуна, Ю. М. Тхагазитова, К. К. Султанова, М. И. Магомедова, Ф. Х. Мухамедовой, A.A. Схаляхо, Р. Б. Унароковой, А. Х. Хакуашева, Х. Х. Хапсирокова, М. Н. Хачемизовой, Ш. Х. Хута, Т. Н. Чамокова, Н. М. Чуяковой, К. Г. Шаззо, Ш. Е. Шаззо. Современные исследования концептуального характера: А. И. Алиевой, JI.A. Бекизовой, Г. Г. Гамзатова, М. И. Магомедова, Ф. Х. Мухамедовой, У. М. Панеша, К. Н. Паранук, М. Н. Хачемизовой и некоторые другие работы позволили сформировать обновленный взгляд на проблемы изучения региональных новописьменных литератур, включая и детскую литературу.

Методы исследования — системно-типологический, исторический, сравнительно-исторический, описательный, жанрово-концептуальный.

Теоретическая значимость работы обусловлена результатами идейно-художественного прочтения новых произведений адыгейской детской литературы и реинтерпретацией ряда изученных прежде произведений, что позволило установить типологические связи, обратиться к цельному рассмотрению диалектики развития детской литературы как эстетического явления.

Практическая значимость работы определена её функциональной направленностью: заложить предпосылки для воссоздания целостной картины развития адыгейской литературы, использовать основные.

10 положения диссертации для изучения программных (вузовского и школьного) курсов детской литературыони могут быть применены при разработке спецкурсов (профильных и общепрофильных), в ходе руководства научными и учебными студенческими работами.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы изложены в выступлениях на таких научных конференциях и симпозиумах, как: «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии», посвященных памяти проф. З. И. Керашевой (Майкоп, 2001, 2003, 2005, 2008, 2010) — Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива — 2002» (Майкоп, 2002) — Первый международный конгресс кавказоведов (Тбилиси, 2007) — Всероссийская научная конференция «Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и проблемы сохранения и развития языков и литератур народов Северного Кавказа» (Карачаевск, 2011) — Региональная научная конференция «Творческое наследие Али Шогенцукова: теоретические аспекты изучения»: к 110- летию A.A. Шогенцукова (Нальчик, 2011) — III международный симпозиум «Иберийско-кавказские языки: структура, история, функционирование» (Тбилиси, 2011) — Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива — 12» (Нальчик, 2012).

Автором опубликовано 9 статей по теме диссертации, в том числе 2 статьи в реферируемом журнале, рекомендованном ВАК, а также издана монография «Страницы истории адыгейской детской литературы» (Майкоп, 2011).

Диссертация обсуждалась на кафедре адыгейской филологии Адыгейского государственного университета.

Структура работы. Работа построена в соответствии с поставленной целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Схаляхо А. А. Ибрагим Цей // Избранные произведения. — Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2010; Ибрагим Цей//История адыгейской литературы, Т.1, гл. 10.-Майкоп. 1999.

2. Шаззо К. Г. Шабаи Кубов // История адыгейской литературы. Майкоп, 2006. — Т. 3. — С. 546−605.формировании нации и личности адыга, чему и служила деятельность Ш. Кубова, ставшего одним из основоположников адыгейской детской литературы.

3. Панеш У. Адыгейская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия // История адыгейской литературы. Т. 1. — С. 263.32 Там же. С. 264.

4. Свидетельство П. Максимова. См.: Горские сказки. Ростов-на-Дону, 1935.

5. Адыгейские сказания и сказки. Майкоп, 1952. — С. 138.

6. ЦеП И. Избранные произведения. Майкоп: ГУ РИПП «Адыгея», 2000.

7. Кунижев М. Ахмед Хатков // История адыгейской литературы: в 3 т. АРИГИ. Майкоп, 1999. — T.1- С. 427- 464- Его же. Мурат Паранук // Там же. — Майкоп, 2002. — T.2. — С. 105 — 136.

8. Кунижев М. История адыгейской литературы: в 3 т. Майкоп, 2002. Т. 2. — С. 107.

9. Шорова Ж. Художественное своеобразие адыгейских литературных поэм-сказок. Размышления о зарождении и развитии жанра литературной поэмы-сказки, ее типологии и стилистике. — Майкоп, 2000.

10. Шорова Ж. Художественное своеобразие адыгейских литературных поэм-сказок. Размышления о зарождении и развитии жанра литературной поэмы-сказки, ее типологии и стилистике. Майкоп, 2000. — С. 14.

11. Схаляхо A.A. К. Жанэ // История адыгейской литературы. Т.2. — С. 258−280.

12. Грибина Л. В. Адыгейская детская литература // Сб. научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. Майкоп, 2006. — Вып.4.

13. Связь с поэтической фольклорной традицией у К. Жанэ выявляется посредством оригинальной художественной интерпретации сюжетно-образного и смыслового содержания современного произведения, его речевых и образных форм.

14. История адыгейской литературы: в 3 т. Майкоп, 2006. Т.З.

15. Чуяко Д. Мыжъор зыщыстырэм («Где камни горят»), Мыекъуапэ: Краснодар итхылъ теджап1, 1972. — 70 с.

16. Чуяко Д. Гвардейцэм исэшху («Сабля гвардейца»)//Согласие. 1991. —31 окт.

17. Чуяко Д. В долине чудес. М.: Дет. лит., 1977.

18. Чуяко Дж. Подарок ко дшо рождения. Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд-ва, 1980. — С. 6.

19. Чуяко Дж. С добрым утром. — Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 1999.73 Там же.74 Там же.

20. Чуяко Д. Новый дом. Краснодар: Красиод. кн. изд-во, 1990.

21. Чуяко Дж. Подарок ко дню рождения. С. 13.

22. Чуяко Дж. С добрым утром. С. 17.

23. Шибинская Е. Хазрет Лшинов: Очерк творчества // Ученые записки АНИИ. Майкоп, 1968. — Т. 6. — С. 164.

24. Ашинов X. Эту песню поют мужчины. M.: Сов. писатель, 1990.

25. Машбаш И. Хан-Гирей. Избранные произведения. Нальчик, 1974.

26. Юрина A.A. Формирование личности поэта. — Майкоп, 1996. — С. 34 — 51.

27. См.:.Шаззо К. Г, Шаззо-Ергук Ш. Е. В художественном мире Исхака Машбаша. —.

28. Паранук К. Н. Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе. — Майкоп, 2006.

29. Тамбый Д. М., Цуук1 Т.Д., Цуякъо А. Б Тызэгъусэу тежъугьадж. Мыекъуапэ: «Адыгэ Республикам итхылъ тедзап1», 1994. Ситимова С. С. Произведения адыгейских поэтов и писателей для детей. — Майкоп: РИО РИПО «Адыгея», 1997.

30. Абрегова С. Д. К своим истокам. Майкоп: изд-во АГУ, 2007. — 140 с.

31. Абрегова С. Д. К своим истокам: Сборник стихов и лирических текстов. Майкоп, 2007. — С. 3.

32. Ответ утки и лягушки залог успеха // Там же. С. — 96.126 Ишачок // Там же. С. 98.

33. История адыгейской литературы: в 3 т. Майкоп, 2006. — Т. 3. — С. 10−11.

34. Акимов, В. Надо начинать с себя (о роли литературы в воспитании личности) / В. Акимов // Дет. лит. 1991. -№ 2. — С. 16−19.

35. Акимова, А. Н. Семидесятые, восьмидесятые: проблемы и искания современной детской прозы / А. Н. Акимова, В. М. Акимов. М.: Дет. лит., 1989.-189 с.

36. Александров, В. В желуде целое дерево. Из опыта современной советской многонациональной детской литературы / В. Александров. -М., 1981.

37. Алиева, А. И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов / А. И. Алиева. М.: Наука, 1986. — 278 с.

38. Аникин, В. П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре Вып. 1. Младенчество, детство / В. П. Аникин. М., 1991. — 178 с.

39. Баков, Х. И. Тембот Керашев и современная адыгская проза / Х. И. Баков // УЗ АНИИ. Майкоп, 1973. — Т. XVIII. — С. 56−103.

40. Баруздин, С. А. Заметки о детской литературе / С. А. Баруздин. М.: Дет. лит., 1975.-253 с.

41. Бегак, Б. Дети смеются. Очерки о юморе в детской литературе / Б. Бегак.-М., 1971.

42. Беева, Э. А. Зачин в адыгских мифах / Э. А. Беева // Культурная жизнь Юга России. 2009. — № 4. — С. 126−128.

43. Бекизова, JI.

Литература

в потоке времени / Л. Бекизова. Черкесск, 2008.-413 с.

44. Бекизова, Л. А. Формирование повествовательных жанров в черкесской литературе 20−30-х гг. / Л. А. Бекизова // Литература Карачаево-Черкесии. Концепция художественного развития. Черкесск, 1990.

45. Бекизова, JI.А. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа / Л. А. Бекизова // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986. — С. 66.

46. Белинский, В.Г. О детской литературе: сб. ст. / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов. М.: Детгиз, 1954. — 84 с.

47. Белинский, В.Г. О детской литературе / В. Г. Белинский. М.: Дет. лит., 1983.-78 с.

48. Бетрозов, Р. Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов / Р. Ж. Бетрозов. Нальчик: Нарт, 1991. — 167 с.

49. Боджокова, Б.Х. «Нэгъунджэм ык1ыб сыда щы1эр?» (Жэнэ Къырымызэ ик1элэц1ык1у усэхэр / Б. Х. Боджокова // Псалъ = Слово. -Майкоп, 2002. -№ 1 (4). Н. 75−78.

50. Болотов, А. Т. Жизнь и приключения Болотова. Детская филология или нравоучительные разговоры между одною госпожою и её детьми / А. Т. Болотов. -М., 1789.

51. Борсова, Н. Джафар Чуяко к 60-летию поэта. / Н. Борсова // Путь Ильича. 1984. — 27 июля.

52. Бурков, Л. Н. Становление и развитие марийской детской литературы / Л. Н. Бурков. Чебоксары, 2000.

53. Бэрэтэрэ, Хь. Тик1элэц1ык1ухэр нахьыш1ум фэзып1урэ тхылъ / Хь. Бэрэтар // Зэкъошныгъ. 1957. — № 6. — Н. 127−128.

54. Виноградова, Г. С. Детский фольклор / Г. С. Виноградов // Из истории русской фольклористики. Л., 1978.

55. Горький, М. О детской литературе / М. Горький. -М., 1968.

56. Грибина, Л. В. Адыгейская детская литература / Л. В. Грибина // Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. -Майкоп, 2006. Вып. 4.

57. Гутов, A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса / A.M. Гутов. М.: Наука, 1993. 160 с.

58. Далгат, У.Б.

Литература

и фольклор: теоретические аспекты / У. Б. Далгат. -М.: Сов. писатель, 1981. 190 с.

59. Даниэль, Ю. Заметки о детской литературе народов Северного Кавказа. О творчестве адыгейских поэтов для детей. / Ю. Даниель, Ю. Хазанов // Детская литература. 1962. — Вып. 2. — С. 117−118.

60. Егорова, Л. П. Литературы Северного Кавказа: современное состояние и перспективы / Л. П. Егорова, П. К. Чекалов // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: материалы V симпозиума. Пятигорск, 1998.

61. Ергъукъу, Щ. Псынк1а ытамэхэр тиныбжьык1э гупшысэ / Щ. Ергъукъу // Зэкъошныгъ. 1993. — № 3. — Н. 116−118.

62. Жанэ, К. Пособие альбом / К. Жанэ. — Майкоп: Адыг. кн. изд-во., 1995.-117 с.

63. Зубарева, Е. Е. Детская литература / Е. Е. Зубарева. М., 1989.

64. Избранные произведения адыгских просветителей / вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Р. Х. Хашхожевой. Нальчик, 1980. — 302 с.

65. Каракотова, М. М. Формирование жанров литературы карачаевчев и балкарцев: автореф. дис.. канд. филол. наук / М. М. Каракотова. -Нальчик, 2007.

66. Керашев, Т. М. Искусство Адыге / Т. М. Керашев // Революция и горец. Ростов н/Д, 1932.-№ 2−3.-С. 105.

67. Колесникова, О. Заметки о языке поэзии для детей / О. Колесникова // Русский язык в школе. 1994. — № 4. — С. 59 — 64.

68. Круг детского чтения сегодня: Герой. Сюжеты. Поэтика. Ставрополь, 2005.

69. Крупская, Н. О детской литературе и детском чтении / Н. Крупская. -М., 1954.

70. Кунижев, М. Ахмед Хатков / М. Кунижев // История адыгейской литературы. Т. 1.-Майкоп, 1999.

71. Курилов, А. Еще раз о специфике детской литературы / А. Курилов // Детская литература. 1971. -№ 8. — С. 19−22.

72. Къатмэс, Ф. Адыгеим ехьыл1эгъэ тхылъ = Книга об Адыгее о кн. Дж. Чуяко «В долине чудес». I Ф. Къатмэс // Социалистическэ Адыгей. -1977.-20 янв.

73. Ловпаче, А. Н. Языковые особенности народных сказок о животных в адыгской лингвокультуре / А. Н. Ловпаче // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. -2010. Вып. 3 (63). — С. 174−178.

74. Лямова, Б. Х. Детский фольклор адыгов / Б. Х. Лямова // Материалы первого международного конгресса кавказоведов. Тбилиси, 2007. — С. 317−318.

75. Лямова, Б. Х. Значение поэзии К. Жанэ в становлении адыгейской детской литературы / Б. Х. Лямова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. -Майкоп, 2010. Вып. 4 (70). — С. 25−28.

76. Лямова, Б.Х. К вопросу о своеобразии детской поэзии Нальбия Куёка / Б. Х. Лямова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2011. — Вып. 4 (70). -С. 25−28.

77. Лямова, Б. Х. Значение для детей творчества Н. Куёка, заложившего основы детского театра / Б. Х. Лямова // Иберийско-кавказские языки: структура, история, функционирование: III междунар. симпозиум. -Тбилиси, 2011. С. 294−296.

78. Лямова, Б. Х. Страницы истории адыгейской детской литературы / Б. Х. Лямова. Майкоп, 2011.-120 с.

79. Магомедова, С. А. Детская проза Магомед-Султана Яхьева: автореф. дис.. канд. филол. наук / С. А. Магомедова. Махачкала, 1999. — 23 с.

80. Максимов, П. Х. Народ оптимист (Об адыгейском народе и его сказках) / П. Х. Максимов // Горские сказки. — Ростов н/Д., 1937.

81. Мамий, Р. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины двадцатого века / Р. Мамий. Майкоп: Качество, 2001. — 340 с.

82. Мамий, Р. Джафар Чуяко адыгейский писатель и поэт / Р. Мамий // История адыгейской литературы: в 3 т.- Майкоп, 2006. — Т. 3. — С. 224 244.

83. Мамий, Р. К1элэц1ык1у литературэрм инепэрэ 1оф. / Р. Мамий // Зэкъошныгъ. 1982. — № 4. — Н. 79−87.

84. Мартынова, A.M. Детский поэтический фольклор / A.M. Мартынова. -СПб., 1997.

85. Маршак, С. О большой литературе для маленьких // Маршак, С. Собр. соч.: в 8 т. Т. 6 / С. Маршак. М., 1941.

86. Медведева, Н.М. О том, что я помню. Из истории детской литературы / Н. М. Медведева // Детская литература. 1994. — № 2. — С. 33−39.

87. Мельников, Л. М. Русский детский фольклор / Л. М. Мельников. М., 1987.

88. Мотяшов, И. Авторитет доброго слова. Заметки о международном сотрудничестве в детской литературе / И. Мотяшов. М., 1975.

89. Мотяшов, И. На школьную тему (Заметки о современной литературе, посвященной школе и школьникам) / И. Мотяшов // Новый мир. 1985. -№ 9.-С 254−261.

90. Мурадян, С. Помочь душе созреть / С. Мурадян // Детская литература. 1986.-№ 6.-С. 7−8.

91. Мухамедова, Ф. Х. Дагестанская детская литература. Историко-литературный очерк / Ф. Х. Мухамедова. Махачкала, 2001.

92. Налоев, З. М. Адыги / З. М. Налоев // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985. — 315 с.

93. О литературе для детей. Л., 1961;1974. — Вып. 6−9.

94. Панеш, С. Фольклорная структура фабулы как основа формирования сюжета и композиции адыгейской поэмы-сказки / С. Р. Панеш // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2006. -№ 2. — С. 192−193.

95. Панеш, У. Адыгейская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия // История адыгейской литературы. Т. 1.-Майкоп, 1998.

96. Панеш, У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур / У. Панеш. Майкоп: Адыг. кн. изд-тво, 1990. -203 с.

97. Паранук, К. Н. Иду к Человеку. Размышления о творчестве Нальбия Куёка / К. Н. Паранук. Майкоп, 2004.

98. Полозова, Т. Д. Русская литература для детей: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Т. Д. Полозова. — 2-е изд., испр. — М., 1998.-512 с.

99. Проблемы адыгейской литературы и фольклора / Адыг. респ. ин-т гуманит. исслед. им. Т. М. Керашева. Майкоп: Адыгея, 2005. — Вып. 10.-572 с.

100. Проблемы адыгской литературы и фольклора. Майкоп, 1991. — Вып.8. 279 с.

101. Проблемы адыгской литературы и фольклора. Майкоп, 1995. — Вып.9. 405 с.

102. Путилова, С. Очерки по истории критики советской детской литературы. 1941 / С. Путилова. -М., 1982.

103. Семенюк, Г. Уроки воспитания чувств / Г. Семенюк // Радуга. 1985. -312.-С. 148−154.

104. Сетин, Ф. И. История русской детской литературы / Ф. И. Сетин. М.: Просвещение, 1990.-298 с.

105. Смирнова, В.В. О детях и для детей / В. В. Смирнова. М., 1967. — 176 с.

106. Смирнова, С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем / С. Смирнова // УЗ АНИИ. М., 1968. — Т. VIII.

107. Снегирев, Г. Любить все живое / Г. Снегирев // Дошкольное воспитание. 1990. -№ 6. — С. 54−58.

108. Соложенкина, С. И никаких проблем: о задачах детской литературы / С. Соложенкина // Детская литература. 1993. — № 8−9. — С. 3−9.

109. Стрелкова, И. Судьба родного слова / И. Стрелкова // Детская литература. 1989. -№ 12. — С. 14−17.

110. Султанов, К. К. Национальная идея и национальная литература / К. К. Султанов // Нация. Личность.

Литература

М., 1996. — Вып. 1.

111. Схаляхо, А. Об адыгейской детской литературе / А. Схаляхо // Детская литература. 1976. — № 12. — С. 4−16.

112. Схаляхо, А. Сафербий Сиюхов адыгский просветитель / А. Схаляхо. -Майкоп, 1991.-192 с.

113. Схаляхо, A.A. Киримизе Жанэ // История адыгейской литературы. -Майкоп, 2002. Т. 2. — С. 258−280.

114. Схаляхо, A.A. Об адыгейской литературе для детей / A.A. Схаляхо // На пути творческого поиска: статьи, очерки, эссе, выступления. — Майкоп, 2002.

115. Тменова, Д. Г. Детский фольклор осетин: автореф. дис.. канд. филол. наук / Д. Г. Тменова. Владикавказ, 2003.

116. Унарокова, Р. Песенная культура адыгов. Эстетико-информационный аспект / Р. Унарокова. М.: ИМ ЛИ РАН, 2004. — 216 с.

117. Унарокова, Р. Формы общения адыгов. Опосредованные формы общения в традиционной культуре адыгов (на материале фольклорных текстов) / Р. Унарокова. Майкоп: Меоты, 1998.

118. Хакуашев, А. Х. Адыгские просветители / А. Х. Хакуашев. Нальчик, 1978.-258 с.

119. Хачемизова, М. Н. Художественный мир Тембота Керашева / М. Н. Хачемизова. Майкоп, 2005. — 275 с.

120. Хашхожева, Р. Х. Адыгские просветители: XIX начало XX века / Р. Х. Хашхожева. — Нальчик: Эльбрус, 1993. — 179 с.

121. Хуажева, Н.Х. О творческой концепции действительности Аскера Евтыха / Н. Х. Хуажева // Филологический вестник АГУ. 1990. — № 1.

122. Хъуажъ, Н.Х. Ныбжьык1эмэ янравственнэ п1угъэнымк1э Къуекъо Н. итворчествэ игъэфедэн / Н. Х. Хъуажъ // Проблемы воспитания и обучения в адыгейской литературе. Майкоп, 1990. — Н. 109−122.

123. Хьэдэгъэл1э, А. Ц1ыфыш1ум игъаш1э лъэк1уатэ / А. Хьэдэгъэл1э // Зэкъошныгъ. 1999. -№ 1.-Н. 132−136.

124. Цуамыкъо, Т. Гъогук1эхэм яушэтын / Т. Цуамыкъо. Мыекъуапэ, 1979.

125. Цуамыкъо, Т. Фольклорым итрадициехэр Хьаткъо Ахьмэд ипоэзие зэрэщигъэфедагъэм ехьыл1агъэу гущы1э заул / Т. Цуамыкъо // Хьаткъо Ахьмэд: ытхыгъэхэмрэ критикэмрэ. Мыекъуапэ, 2010. -Н. 207−210.

126. Чамоков, Т.Н. В ритме эпохи / Т. Н. Чамоков. Нальчик: Эльбрус, 1986. 184 с.

127. Чамоков, Т.Н. В созвездии сияющего братства / Т. Н. Чамоков. М.: Современник, 1976. — 225 с.

128. Чамоков, Т.Н. В защиту человека / Т. Н. Чамоков. Майкоп, 1992. -156 с.ЮО.Чамоков, Т. Н. Смена эпох и достоинство слова / Т. Н. Чамоков. Избранное. Майкоп, 2012. — 515 с.

129. Чич, Р. Формирование личности подростка и художественное осмысление его психологии в адыгейской повести: автореф. дис.. канд. филол. наук / Р. Чич. Майкоп, 2005.

130. Чуяко, А. Б. Место и роль адыгского фольклора в учебно-воспитательном процессе: нач. кл. / А. Б. Чуякоред. Ш. С. ХавдокИнт повышения квалифик. при Адыг. гос. ун-те. Майкоп, 2000. — 32 с.

131. Чуяко, Дж. // Къушъхьэ чыжьэхэм ащыпсалъэхэр = Песни далеких гор / Дж. Чуяко. -М., 1976. 281 н.

132. Чуякова, Н. М. Малые жанры адыгского фольклора / Н. М. Чуякова. -Майкоп, 1996. 165 с.

133. Шаззо, К. Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах / К. Г. Шаззо. Тбилиси: Мецниереба, 1978. — 90 с.

134. Шаззо, Ш. Е. Художественное своеобразие адыгейской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания) / Ш. Е. Шаззо. Майкоп, 2003. — 379 с.

135. Шибинская, Е. Хазрет Ашинов. Очерк творчества / Е. Шибинская // Ученые записки АНИИ. Майкоп, 1968. — Т. VI. — С. 164−171.

136. Шибинская, Е. Юнус Чуяко / Е. Шибинская // История адыгейской литературы: в 3 т. Майкоп, 2003. — Т. 3 — С. 102−147.

137. Шибинская, Е. П. Традиции Т. Керашева и современный адыгейский роман / Е. П. Шибинская // История адыгейской литературы: в 3 т. -Майкоп, 2002. Т. 2. — С. 76−105.

138. Шорова, Ж. Художественное своеобразие адыгейских литературных поэм-сказок. Размышления о зарождении и развитии жанра литературной поэмы-сказки, ее типологии и стилистике / Ж. Шорова. -Майкоп, 2000.-38 с.

139. Шорова, Ж. И. Фольклорные истоки адыгейской литературной поэмы-сказки / Ж. И. Шорова. Майкоп, 2000. — 26 с.

140. Шъхьэлэхъо, А. Лъэпкъ ш1эжьым иджэныкъо маш1у / А. Шъхьэлахъо. Мыекъуапэ: Адыгэ Респ. итхылъ тедзап1, 1999. — Н. 426−467.

141. Шъхьэлэхъо, Д. Адыгэ художественнэ псалъэм ык1уач1, илъэк1 / Д. Шъхьэлэхъо. Мыекъуапэ, 2009.

142. Щеглова, Е. Требуется правда / Е. Щеглова // Детская литература. -1988. -№ 11.-С. 13−16.

143. Юрина, A.A. Формирование личности поэта / A.A. Юрина. Майкоп, 1996.-51 с. 1. Источники.

144. Абрегова, С. Д. По тропкам детства к выпускному / С. Д. Абрегова. -Майкоп, 2010.

145. Адыгейские сказания и сказки. Ростов н/Д: Азчериздат, 1977. — 250 с.

146. Адыгский детский фольклор. Загадки / авт.-сост. Р. Б. Унарокова. -Майкоп, 2007. 20 с.

147. Адыгский детский фольклор. Игры / авт.-сост. Р. Б. Унарокова. -Майкоп, 2007.-28 с.

148. Адыгский детский фольклор. Потешки / авт.-сост. Р. Б. Унарокова. -Майкоп, 2007.-16 с.

149. Адыгский детский фольклор. Сказки / авт.-сост. Р. Б. Унарокова. — Майкоп, 2007. 20 с.

150. Акачиева, С. М. Программа по адыгейской литературе: Карачаевская детская литература / С. М. Акачиева. Карачаевск, 2005. — 29 с.

151. Ашинов, X. Эту песню поют мужчины / X. Ашинов. М., 1990. — 399 с.

152. Ашинов, X. Горестный рассказ / X. Ашинов. М., 1992. — 287 с.

153. Бэгъ, Н. Къошыныжъым итхыд / Н. Бэгъ. Мыекъуапэ, 1988. 24 с.

154. Гамзатов, Р. Стихотворения и поэмы / Р. Гамзатов. М.: Мол. гвардия, 1992.-450 с.

155. Гребнев, Н. Песни маленьких горцев. Сказочники, считалки, небылицы, прибаутки народов Северного Кавказа / Н. Гребнев. М., 1965.-64 с.

156. Гребнев, Н. Что сказали мне друзья: сборник: перевод с языков народов СССР / Н. Гребнев. М., 1973. — 93 с.

157. Дербе, Т. Стихи адыга. М., 1999. — 36 с.

158. Дербе, Т. Горящий уголек / Т. Дербе. Майкоп, 2007. — 168 с.

159. Дэрбэ, Т. Еджак1э зэтэгъаш1э / Т. Дэрбэ. Мыекъуапэ, 2001. — 48 с.

160. Дэрбэ, Т. К1элэц1ык1ум идунай / Т. Дэрбэ. Мыекъуапэ, 1995. — 21 с.

161. Жанэ, К. Дети аула / К. Жанэ. Майкоп, 1959. — 46 с.

162. Жанэ, К. Есть у всех свои дела / К. Жанэ. Майкоп, 1963. -49 с.

163. Жанэ, К. Красная звезда / К. Жанэ. Майкоп, 1955. — 46 с.

164. Жанэ, К. Мишкины штанишки / К. Жанэ. Майкоп, 2009. -48 с.

165. Жанэ, К. Сколько мне сегодня лет / К. Жанэ. М., 1979. — 42 с.

166. Керашев, Т. Адыгейские сказания и сказки / Т. Керашев. Майкоп, 1952.

167. Керашев, Т. Хрестоматия по литературе: для третьего класса нач. шк. Ч. 1 / Т. Керашев, А. Хатков. Майкоп: Адыгнациздат, 1937.

168. Керашев, Т. М. Избранные произведения: в 3 т. / Т. М. Керашев. -Майкоп, 1981;1983.

169. Кошубаев, П. Семь дождливых дней / П. Кошу баев. — М., 1974.

170. Кощбай, П. Хъырбыдз пасэхэр / П. Кощбай. М., 1987. — 42 н.

171. Куёк, Н. Кто силён в адыгейском языке?. / Н. Куёк. Майкоп, 2007. — 38 с.

172. Куёк, Н. Ю. Стихотворения и поэмы, повести и рассказы / Н. Ю. Куёк. -Майкоп, 1998.-520 с.

173. Къуекъо, Н. Такъэмрэ Къакъэмрэ / Н. Къуекъо. М., 1992. — 26 н.

174. Къуекъо, Н. Ч1ыгуи огуи зэдытый / Н. Къуекъо. М., 1983. — 42 н.

175. Машбаш, И. Общий двор / И. Машбаш. Майкоп, 1985.

176. Мэхъош, Р. И. Гугъэм инэфылъэ фаб = Теплый свет надежды: стихотворения, песни, стихи для детей, поэмы: усэхэр, орэдхэр, поэмэхэр / Р. И. Махош. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2008. — 168 н.

177. Панеш, X. Азбука в стихах / X. Панеш. Майкоп, 2008. — 32 с.

178. Паранук, М. Бей, дубинка! Адыгейская сказка / М. Паранук. -Майкоп, 1960.-21 с.

179. Паранук, М. Кто сильнее. Стихи / М. Паранук. Майкоп, 1956. — 16 с.

180. Паранук, М. Мамин лес. Сказка в стихах / М. Паранук. Майкоп, 1962. 16 с.

181. Паранук, М. Мои подарки / М. Паранук. Майкоп, 1963. — 16 с.

182. Паранук, М, Чабанёнок. Стихи для детей / М. Паранук. Майкоп, 1962. 16 с.

183. Пэнэшъу, Хь. Бзыужъыемрэ хъырбыдзык1эмрэ. Пшысэ / Хь. Пэнэшъу. Мыекъуапэ, 1971. — 16 н.1.

184. Пэнэшъу, Хь. Юэлищ. Стиххэр, пшысэр / Хь. Пэнэшъу. -Мыекуъапэ, 1967. 17 н.

185. Пэнэшъу, Хь. Лъэпсэ пыт. Рассказхэр / Хь. Пэнэшъу. Мыекъуапэ, 1980.-40 н.

186. Пэнэшъу, Хь. Чэчан. Усэк1э тхыгъэ тхыд / Хь. Пэнэшъу. -Мыекъуапэ, 1991. 39 н.

187. Пэрэныкъо, М. Л1ыхъужъ ц1ык1у / М. Пэрэныкъо. Мыекъуапэ, 1957.-28 н.

188. Ситимова. С. С. Произведения адыгейских поэтов и писателей для детей / С. С. Ситимова. Майкоп, 2006. — 344 с.

189. Тамбиева, Д. М. Хрестоматия для маленьких / Д. М. Тамбиева, Т. Д. Чеучева, А. Б. Чуяко. Майкоп, 1994.

190. Теучеж, X. Дедушка и Гулаций. По мотивам фольклора / X. Теучеж. — Майкоп, 1993. 24 н.

191. Тлевцежев, Х. Т. Кто сильнее? Рассказы / Х. Т. Тлевцежев. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 2002. — 32 с.

192. Тугуз, М. Детские игры / М. Тугуз. Майкоп, 1991. — 32 с.

193. Уджуху, А. Скупой и щедрый. Сказки / А. Уджуху. Майкоп, 2004. -32 с.

194. Уджуху, А. Хабацу и Хабал. Юмористические рассказы / А. Уджуху. -Майкоп, 2008.-48 с.

195. Унэрэкъо, Р. Къангъэбылъ / Р. Унэрэкъо. Мыекъуапэ, 1988. — 42 н.

196. Хут, Щ. Отгадай. Сказки / Щ. Хут. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 2004. -32 с.

197. Цуекъо, Дж. Тихьэблэ к1алэхэр / Дж. Цуекъо. Мыекъуапэ, 1993. -32 н.

198. Цуекъо, Дж. Чэтыум иджэмышх / Дж. Цуекъо. Мыекъуапэ, 1999. -32 н.

199. Цуекъо, Дж.Д. Мыжъор зыщыстырэм. Рассказхэр / Дж.Д. Цуекъо. -Мыекъуапэ, 1972. 70 н.

200. Чуяко, Дж. Ах, сосульки! / Дж. Чуяко. Майкоп, 1999. — 45 с.

201. Чуяко, Дж. Новый дом / Дж. Чуяко. Краснодар, 1990. — 38с.

202. Чуяко, Дж. Новый мяч / Дж. Чуяко. М., 1987. — 36 с.

203. Чуяко, Дж. Подарок ко дню рождения / Д. Чуяко. Майкоп, 1980. -28 с.

204. Чуяко, Дж. С добрым утром / Дж. Чуяко. Майкоп, 1999. — 32 с.

205. Чуяко, Ю. Г. Сказание о Железном Волке / Ю. Г. Чуяко. Майкоп, 1993.-384 с.

206. Чуяко, Ю. Г. Сказы о комолой безрогой овце / Ю. Г. Чуяко // Жъогъобын (Созвездие). 1996. — № 2.

207. Чуяко, Ю. Г. Ягнята комолой безрогой овцы / Ю. Г. Чуяко // Жъогъобын (Созвездие). 1996. — № 3.

208. Чуяко, Ю.Г. О том, как погибли ягнята комолой безрогой овцы / Ю. Г. Чуяко // Жъогъобын (Созвездие). 1997. — № 3.

209. Чуяко, Ю. Г. Душка / Ю. Г. Чуяко // Жъогъобын (Созвездие). -2000. -№ 3.

210. Чуяко, Ю. Г. Чужая боль / Ю. Г. Чуяко. М.: Современник, 1985. -304 с.

211. Чуяко, Ю. Г. Сказание о Железном Волке. Майкоп: Адыг. кн. Изд-во, 1993.-384 с.

212. Шэк1о, А. Тыгъэнур (Солнечный свет) / А. Шэк1о. Мыекъуапэ, 2009. — 60 н.

213. П1эк1о, А. Тэтэжъ иш (Конь деда) / А. Шэк1о. Мыекъуапэ, 2.004. -24 н.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой