Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономический потенциал России и проблема конкурентоспособности российской экономики

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новая роль и особенность микрохозяйственных связей в условиях глобализации. Обоснование качественных характеристик этого, предопределяющих становление макроэкономики. Принципиальные положения участия национальных экономик в мирохозяйственных процессах, интеграционного встраивания в них были предметом рассмотрения в знаковой публикации представляющих научную школу ведущих ученых… Читать ещё >

Экономический потенциал России и проблема конкурентоспособности российской экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ Факультет государственного и муниципального управления Направление подготовки 81 100 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра экономики и налогообложения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема: «Экономический потенциал России и проблема конкурентоспособности российской экономики»

Автор работы: студент 113 группы Павленко И.Н.

Руководитель работы: к.э.н., профессор Пешая Н.А.

Хабаровск 2012

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

1.1 Экономический потенциал России и его уникальность

1.2 Энергетический комплекс как основа экономического потенциала

1.3 Политические и экономические предпосылки включения РФ в мировое хозяйство

1.4 Перспективы и проблемы преобразования российской экономики

2. ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Причины и факторы, определяющие конкурентоспособность российской экономики

2.2 Причины низкой конкурентоспособности российской экономики и трудности ее преодоления

2.3 Желаемые меры по повышению конкурентоспособности ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

конкурентоспособность российский экономика Актуальность темы. В связи с переходом экономики России к рыночным отношениям, особую актуальность приобретает интеграция российской экономики в мировое хозяйство в связи с общими тенденциями глобализации и интернационализации, протекающими в мировом хозяйстве и взаимосвязанности экономик различных государств.

Одним из основополагающих аспектов данного процесса является выход России на международный финансовый рынок, с целью привлечения иностранных портфельных инвестиций, которые могут быть использованы российскими предприятиями в качестве дополнительных финансовых ресурсов и государство для покрытия государственного бюджета. В связи с этим особенную актуальность приобретают вопросы определения места и роли России в мировой экономики.

Анализ изученных источников и литературы. Изучение экономического потенциала и проблемы конкурентоспособности нашли свое отражение в работах академика Е. М. Примакова, профессоров Э. П. Плетнева, М. М. Максимовой, В. Е. Рыбалкина, В. Д. Щетинина, Ю. А. Щербанина, В. М. Грибанича, В. М. Кутовой, П. И. Толмачева.

Цель работы. Таким образом, целью курсовой работы является определение той роли и места, которое занимает в настоящее время Россия в мировой экономике.

Задачи работы:

— дать оценку экономического потенциала России;

— проанализировать предпосылки включения России в мировое хозяйство;

— проблемы интеграции России в мировую экономику;

— оценить потенциал российской конкурентоспособности,

— определить причины низкой конкурентоспособности и обозначить меры по повышению конкурентоспособности

— рассмотреть вопросы прогнозов будущего места России в мировой экономики.

Объектом исследования является экономический потенциал России, ее конкурентоспособность и вообще вся экономика страны в целом.

Предметом исследования являются позиции, занимаемые Россией в мире.

Теоретико-методологической основой и эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужил экспертный канал, 2011 г. (www.opec.ru).

Хронологические рамки исследования: период 1993; 2011 гг.

Практическая значимость работы. Значимость работы высока, так как в ней представлены не только проблемы российской конкурентоспособности или примеры неправильного расходования экономического потенциала, но и способы решения данных проблем, и выходы из сложившейся ситуации

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

1.1 Экономический потенциал России и его уникальность Экономический потенциал — совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленность и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению. Экономический потенциал зависит от количества трудовых ресурсов и качества их профессиональной подготовки, объема производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственных возможностей сельского хозяйства, напряженности транспортных магистралей и наличия транспортных средств, степени развития отраслей непроизводственной сферы, достижений науки и техники, ресурсов разведанных полезных ископаемых. Экономический потенциал России не востребован в полной мере. Страна имеет огромные резервы для интенсификации своего экономического роста. По объему валового внутреннего продукта Россия замыкает первую восьмерку развитых стран мира. На Рис. 1.1 можно рассмотреть динамику ВВП России за период от 1989 до 2010 года. Подсчеты на основе различных методик (по паритету покупательной способности валют или по обменному курсу) на сегодняшний день показывают, что прирост ВВП России отстает от прироста мирового ВВП.

До сих пор Россия может соперничать на равных с США как космическая держава. Благодаря мировому признанию российских технологий в ракетостроении и освоении Космоса вообще, Россия сотрудничает в этой области со многими развитыми странами. В целом высокие технологии в различных отраслях российской экономики опираются на сложившиеся в последние десятилетия научные традиции и школы, которые при наличии адекватного экономического механизма вполне могут помочь стране реализовать все ее возможности.

Рис. 1.1 Динамика мирового и российского ВВП (темпы прироста, %)

(таблица предоставлена сайтом http://www.grandars.ru/)

Проблема развития в среднесрочной перспективе.

Макроэкономический — исчерпание возможностей интенсивного развития в сложившейся структуре;

Сырьевой — быстрый рост капиталоёмкости добычи полезных ископаемых (нефти и газа), снижение рентабельности и инвестиционной привлекательности проектов;

Социальный — стабильно высокий уровень бедности; «запертость» социального эффекта роста (проявляется в высокой и растущей дифференциации, возникновении «застойной бедности», деградации человеческого капитала);

Демографический — старение населения, в перспективе — быстрый рост пенсионной нагрузки. Возникновение шлейфа проблем, связанных с миграцией;

Технологический — начало в развитых странах нового большого этапа в развитии технологий плюс перенос в индустриализующиеся страны современных «высоких технологий» — что существенно обострит конкуренцию.

В совокупности их реализация способна привести к существенному замедлению экономического роста — до 3−4% в год, стабильно высокой инфляции, возникновению зон социального неблагополучия. При этом, минимально необходимым для России является рост в 5−5.5% в год.

Проблема развития в среднесрочной перспективе: способ решения.

В основе возможного решения этого противоречия — долгосрочная политика развития конкурентоспособности. Она включает в себя:

• переход к стратегическому управлению развитием, задействовавшему дополнительные ресурсы экономического роста;

• последовательную капитализацию конкурентных преимуществ — от более легко реализуемых (энергетический потенциал, транзитный потенциал) — к более сложно реализуемым (высокотехнологичный потенциал);

• распространение эффекта роста на массовые отрасли на базе их модернизации за счет технологического трансферта, расширения внутреннего спроса, повышения инвестиционной привлекательности обрабатывающих секторов.

Условия реализации:

• формирование долгосрочного видения приоритетов долгосрочного развития;

• обеспечение взаимодействия между государством, бизнесом и регионами (на основе частно-государственного партнерства, Форсайта и др.);

• переход к проектной логике управления рядом аспектов развития (снятие инфраструктурных, технологических, кадровых и иных ограничений);

• формирование стратегической переговорных позиции во взаимодействии с внешним миром.

1.2 Энергетический комплекс как основа экономического потенциала Богатый природный энергетический потенциал обеспечивает России весьма выгодное положение. Она по-прежнему является единственной крупной мировой державой, полностью удовлетворяющей свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов. По запасам минерального топлива на душу населения Россия находится впереди всех крупных промышленно развитых государств. В этих условиях торговля энергоносителями и минеральным сырьем до сих пор выступает главным профилем специализации страны в международном разделении труда, что можно оценивать не столько как слабость, сколько как важное временное стратегическое преимущество с национальной и глобальной точек зрения.

Роль топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в развитии мировой экономики не уменьшается, а возрастает. Современная экономика, несмотря на интенсивное внедрение энергосберегающих технологий, продолжает неуклонно увеличивать масштабы общественных и индивидуальных энергетических потребностей. По подсчетам специалистов, объем мирового производства и потребления первичных энергоносителей в начале ХХ1 в. превысит 10 млрд. ус. п. При этом 75% потребления будет приходиться на развитые страны, где проживает всего 1/6 часть населения земли.

Устойчивость российского ТЭК одинаково необходима как для отечественных, так и для зарубежных потребителей, ибо продукция ТЭК составляет примерно 25% всей стоимостной величины выпуска национальной промышленности, поставки энергетического сырья из России в последнее время покрывают 80% потребностей Украины, 100% - стран Балтии, свыше 50% - стран Восточной и Центральной Европы.

В то же время нельзя преуменьшать российский фактор в решении нарастающих глобальных экологических проблем. Россия должна быть готова к тому, что мировое сообщество в перспективе резко ужесточит требования к уровню экологических стандартов для энергетических отраслей во всех регионах мира.

1.3 Политические и экономические предпосылки включения РФ в мировое хозяйство РФ изменила политический курс и взяла курс на отказ от тоталитаризма к демократии и рыночной экономики. В РФ идет создание трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной. РФ отказалась от однопартийной системы. Здесь впервые прошли демократические выборы. Экономически объективные факторы успешного развития и полноправного включения в мировое хозяйство:

1) большая территория;

2) разнообразных природных ресурсов;

3) большое количество рабочей силы (Россия занимает девятое место в мире по размеру населения);

4) дешевая рабочая сила;

5) квалифицированная рабочая сила (высокий процент населения имеет высшее и среднетехническое образование);

6) высокий научно-технический потенциал (большое число научных работников: 1,9 млн. человек).

Сейчас в экономике происходят множество реформ. В России сейчас существует многоукладный сектор экономики. На частный сектор приходится 70% национального дохода страны и в нем занято 60% рабочей силы. Изменения претерпела внешнеэкономическая сфера. Экономика стала более открытой, что выражается в увеличение внешнеторговой квоты (т.е. импорта и экспорта), открыты границы для миграции капитала и рабочей силы. В РФ отменена государственная монополия на внешнюю торговлю.

Отменено планирование внешнеторговых операций. Существенно изменились цены и приблизились к мировым. Существует внутренняя конвертируемость рубля. Установлен единый таможенный тариф. Введены основные документы, которые способствуют развитию рыночных отношений. РФ принята в МВФ, в группу Всемирного Банка, стала членом Лондонского и Парижского Клуба. Подала заявку в ОЭСР и ВТО.

1.4 Перспективы и проблемы преобразования российской экономики Главная проблема интеграции России в мировое хозяйство — экономические. В РФ основные производственные фонды сильно изношены на 65−70% (станки, оборудование). В то же время для замены нет капиталов.

Научно-технический капитал сокращается быстро, т. е. в науке идет тенденция к сокращению количества занятых. Основная причина — сокращения расходов на НИОКР, которые уменьшились на 40%. Объем ВВП образуется за счет сырьевых отраслей естественных монополий, а не за счет промышленности. Идет снижение ВВП на душу населения. Место России в мире по уровню наукоемкости и инновационного развития приведено в приложении.

РФ по импорту занимает 26 место в мире. Структура внешней торговли РФ:

10% - готовые изделия, 90% - сырьевые товары.

Неблагоприятные факторы развития:

— неблагоприятный инвестиционный климат;

— неразработанная законодательная база, которая была бы привлекательной для иностранных инвесторов;

— нестабильная налоговая система;

— отсутствие западной системы учета;

— отсутствие социальной инфраструктуры;

— коррумпированность и криминогенность;

— внешняя задолженность, которая связала по рукам и ногам;

— сильная зависимость экономики от изменений конъюнктуры на сырьевых рынках.

2. ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Причины и факторы, определяющие конкурентоспособность российской экономики

Относительное благополучие российской экономики последних лет и все большая вовлеченность ее в глобальные мирохозяйственные связи вновь ставят вопросы о реальном месте России в мировой экономической табели о рангах, о потенциале российской конкурентоспособности и перспективах нашего дальнейшего развития.

Однозначно ответить на эти вопросы не представляется возможным. С одной стороны, за последние годы достигнуты впечатляющие успехи. Темпы роста нашего ВВП заметно превосходили темпы большинства развитых стран (2004 год: Россия — 7,2%, США — 4,4%, Япония — 3,7%, Италия — 1,2%). По данным ООН, ВВП России в 2003 г. с учетом паритета покупательной способности превысил 1 трлн. 330 млрд долл., или более 9200 долл. на душу населения. По объему ВВП мы приближаемся к Италии и при сохранении нынешних тенденций имеем шансы через несколько лет догнать Великобританию и Францию, а по душевому показателю находимся примерно на уровне Мексики и заметно превосходим Бразилию.

Россия занимает не только лидирующие места в мире по добыче нефти и газа, но и входит в первую пятерку стран по выработке электроэнергии, выплавке чугуна и стали, прокату черных металлов, производству минеральных удобрений, хлопчатобумажных тканей, молока, зерновых и зернобобовых культур и некоторых других видов продукции.

Объем наших золотовалютных резервов приближается к 170 млрд. долларов (180 млрд. на 7 октября 2010). На 1 января 2000 года, например, они составляли всего 12,5 млрд долл.

По итогам 20 010 года наш экспорт превысил 200 млрд долл., а положительное сальдо торгового баланса составило более 88 млрд долл. (В 20 012 году все эти показатели будут значительно превзойдены.)

Внешний государственный долг на 1 января 2011 года должен составить 125 млрд долл., что существенно меньше, чем в середине 90-х годов (например, на 1 января 1997 года его установленный законом предел превышал 124 млрд долл.). Одновременный рост объемов ВВП, золотовалютных резервов и экспорта заметно сократил давление внешнего долга на экономику, в настоящее время его «бремя» потеряло свою остроту для страны.

За десять лет (2002 — 2012 гг.) доходы крупнейших промышленных компаний России утроились. Темпы развития некоторых новых производств (например телекоммуникации, мобильная связь, программное обеспечение) даже превышают темпы роста в развитых странах.

С другой стороны, среднедушевой объем и структура нашего ВВП заметно отличаются от показателей развитых стран.

Структура нашего экспорта за несколько десятилетий практически не изменилась: 57% в нем занимают топливно-энергетические товары, в том числе 32% — сырая нефть. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет менее 8%. Мы по-прежнему позиционируемся на мировом рынке прежде всего как поставщик даже не полуфабрикатов, а сырья. Структура нашего экспорта вполне адекватно отражает структуру российской экономики и может служить показателем нашей реальной конкурентоспособности.

Между тем, например, такая небольшая страна, как Малайзия (22 млн. человек) экспортирует в год примерно на 100 млрд долл. при том, что структура ее экспорта разительно отличается от нашей в пользу товаров с высокой добавленной стоимостью. Российский экспорт высокотехнологичной продукции примерно в 14 раз меньше, чем в Малайзии. Экспорт Японии превышает российский более чем в 2,5 раза и не содержит вообще никаких сырьевых товаров. Кстати, по объему тех же золотовалютных резервов Япония превосходит нас примерно в 5 раз.

По такому важнейшему показателю, как уровень развития человеческого капитала наш отрыв от развитых стран по сравнению с советским периодом даже усиливается.

Наш относительно высокий уровень развития энергетики сочетается с высокой энергоемкостью производства.

Потенциал российских транспортных «коридоров» нивелируется неразвитостью транспортной инфраструктуры. Например, в 2010 году все российские порты перевалили около 500 млн. тонн груза (из них две трети — нефть и нефтепродукты), приблизительно столько же перевалил один порт Шанхая.

Наличие огромных запасов полезных ископаемых на территории России требует колоссальных инвестиций и в саму добычу, и в их транспортировку.

Даже существенный экологический потенциал нашей страны не дает пока нам никаких дивидендов.

На сегодняшний день реальная конкурентоспособность российской экономики пока отражена в доле наших поставок на мировой рынок нефти, газа, металлов и леса. Все остальные наши «заделы» и наши гипотетические возможности остаются пока лишь «потенциалом», который может и не раскрыться.

2.2 Причины низкой конкурентоспособности российской экономики и трудности ее преодоления Существует огромное множество причин низкой конкурентоспособности российской экономики и препятствий для ее преодоления. Большинство из них хорошо известны. Это неразвитость институциональной системы инвестирования (слабость банковской и финансовой инфраструктуры), отсутствие надежных механизмов по трансформации финансовых активов в инвестиционные проекты. Это отсутствие стабильного законодательства и его несовершенство. Это бюрократизм и коррупция. Это недостаточная прозрачность финансовых потоков. Это даже, по мнению некоторых экспертов (хотя я их точку зрения не разделяю), неспособность нашего населения воспринять такую степень динамизма социальных и институциональных новаций, которой было подвержено наше общество последние 15 лет.

Представляется целесообразным упомянуть те причины, которые иногда выпадают из поля зрения аналитиков.

Во-первых, я бы отметил фактор времени, имея в виду неудачное для России совпадение системного структурного кризиса и одновременного стихийного вовлечения в процессы глобализации, которые именно с 90-х годов прошлого века стали реальностью мировой экономики и политики.

Россия оказалась совершенно не готова к быстрому включению в эти процессы на должном уровне.

Во-вторых, нельзя забывать о политических и геополитических ограничениях, которыми не были обременены большая часть стран с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европе. Имеются в виду роль и обязательства России как крупной влиятельной и независимой державы, которые накладывали и накладывают определенные ограничения на степень открытости экономики.

В-третьих, советская экономика была практически самодостаточной и закрытой. Перед ней редко ставились задачи достижения уровня мировой конкурентоспособности. В тех отраслях и производствах (космос, военно-промышленный комплекс), продукция которых отвечала в целом мировому уровню или даже превосходила его, вопрос о минимизации затрат часто не рассматривался. («Если надо, то сделаем, и за ценой не постоим» .)

Наконец, хотелось бы остановиться и на роли приватизации с точки зрения как повышения конкурентоспособности российской экономики, так и вовлечения в мирохозяйственные связи. Эта роль была крайне противоречива.

С одной стороны, приватизация, без сомнения, способствовала быстрому формированию новых для России, но обычных и традиционных для мировой экономики институтов, таких, как акционерная форма капитала, фондовые биржи и финансовые рынки, банковская и страховые системы. Приватизация повлияла на изменения в организации труда и менеджмента на российских предприятиях, повышая общую культуру производства и делового общения и приближая их к мировым стандартам. Приватизация в целом скорее способствовала, чем препятствовала привлечению иностранных инвесторов в целый ряд отраслей. Что касается выхода российских предпринимателей на мировые рынки, то приватизация значительно ускорила этот процесс.

С другой стороны, приватизация привела к разрыву важнейших кооперационных связей, неоправданному перепрофилированию целого ряда важнейших предприятий, что в свою очередь вызвало в ряде отраслей и производств утрату конкурентоспособности российских производителей не только на мировых, но и на внутреннем рынках. Нарушения, допущенные в ходе приватизации, сопутствующие им коррупция и участие криминальных структур, несовершенство приватизационного законодательства отпугивали добросовестных инвесторов, формировали негативное представление о российском бизнесе за рубежом, понижали инвестиционный рейтинг страны.

Таковы основные не технологического рода (вроде больших транспортных издержек и высокой энергоемкости) препятствия повышения конкурентоспособности российской экономики.

Кроме того, целесообразно поставить вопрос и о цене, которую готово уплатить наше общество за глобализацию. Полагаю, что такая модель вхождения в мировую экономику, которая реализована, например, в соглашениях по СРП в рамках «Сахалин-1% и «Сахалин-2%, вряд ли устраивает большинство населения России.

Предпринимаемые меры по повышению конкурентоспособности.

Не погрешу против истины, если скажу, что после кризиса 2008 года в стране предпринимаются определенные меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Это совершенствование и кодификация весьма противоречивого и еще далеко не полного законодательства. Это номинальное снижение налогового бремени, это улучшение налогового и таможенного администрирования. Это предпринимаемые в последнее время попытки внести реальное содержание в статус особых экономических зон, включая принятие нового закона и формирование специального государственного органа по этой проблематике. Это также переход к модели среднесрочного бюджетного планирования и к бюджетированию, ориентированному на результат.

В числе мер, имеющих непосредственное отношение к повышению конкурентоспособности, хотел бы остановиться на двух направлениях, имеющих прямое отношение к деятельности Счетной палаты.

Первое направление касается федеральных целевых программ, которые по своему предназначению должны являться вкладом государства в повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Анализ финансирования и реализации федеральных целевых программ, проведенный Счетной палатой еще в 1999 году, показал, что приоритеты их отбора отсутствовали, финансирование осуществлялось крайне неравномерно, выделенные средства осваивались неэффективно. Год от года перечень программ и подпрограмм увеличивался. При этом значительная часть выделенных средств шла не на НИОКР и капитальные вложения, а на так называемые «прочие нужды». Тем самым выделенные средства фактически теряли целевой характер и шли по сути на дополнительное финансирование различных расходов текущего характера, объем которых определялся лоббистскими возможностями федеральных ведомств или региональных властей.

За прошедшие годы процессы формирования, финансирования и реализации программ удалось несколько упорядочить. Их количество сократилось почти вдвое, а объем финансирования в реальном выражении заметно увеличился. Их общественная и экономическая значимость, если исходить из названий программ, возросла. Тем не менее, как показал анализ проекта бюджета 2006 года, ряд существенных недостатков сохранился. Перечень программ сформировался без анализа результатов их выполнения. Из 50 программ, включенных в законопроект, 11 не были утверждены правительством. Удельный вес расходов на прочие нужды в общих расходах превысил 37%, а инновационная направленность была недостаточной — доля расходов на НИОКР составляет всего 10,3%.

Таким образом, федеральные программы пока еще не стали эффективным инструментом повышения конкурентоспособности российской экономики в рамках бюджетной политики. То же касается и Инвестиционного фонда объемом почти 70 млрд. рублей.

Второе (и гораздо более важное) направление повышения конкурентоспособности касается социальных проектов. Качество человеческого капитала становится важнейшим критерием конкурентоспособности. В этой сфере рейтинг России в настоящее время приблизительно соответствует общему рейтингу конкурентоспособности нашей страны — в 2010 году по индексу человеческого развития, по данным ООН, мы занимали 67 место и относились к группе стран со средним уровнем человеческого развития.

Относительно высокий уровень образования нашего населения нивелируется невысоким качеством жизни, низким уровнем социальной и территориальной мобильности (в том числе по причине неразвитости рынка жилья и высоких транспортных тарифов), что сильно затрудняет свободное перемещение рабочей силы.

Однако главной причиной, влияющей на качество нашего человеческого капитала, является недопустимая для 21-го века продолжительность жизни (65,3 года). По показателю средней продолжительности предстоящей жизни (а это определяющий показатель для расчета индекса человеческого развития) мы находимся во второй сотне стран и отстаем от всех развитых и многих развивающихся стран на 7 — 15 лет. Согласно данным Правительства Российской Федерации (материалы к заседанию Правительства 20.10.05 г.), в настоящее время Россия по ожидаемой продолжительности жизни у мужчин отстает от Японии, США, Франции на 15 — 19 лет. Между тем 40 лет назад это отставание составляло всего 2 — 3 года!

Поэтому заявленные Президентом цели качественного улучшения здравоохранения и образования можно только приветствовать. Кстати, приоритетное развитие именно социальной сферы отвечает интересам как левых, так и правых, как либералов, так и дирижистов и может действительно выступить в роли проекта общенационального масштаба.

В проекте федерального бюджета на 2006 год темпы прироста расходов на здравоохранение и спорт в реальном выражении по сравнению с 2005 годом увеличиваются более чем на 50%, на образование — более чем на 15%, на социальную политику — на 7,6%. Очень важно, однако, чтобы приоритетное финансирование по этим направлениям было правилом, а не исключением и в последующие годы. В противном случае никаких качественных сдвигов не произойдет — понятно, что для того чтобы такие меры принесли по-настоящему ощутимый эффект, нужно не менее 5 — 7 лет. А вот здесь есть большой вопрос, связанный с нашей текущей конкурентоспособностью, поддерживаемой сырьевыми отраслями. Здесь фактор времени очень важен. Если в этот период произойдет существенное падение цен на продукцию нашего традиционного экспорта, а отдача от вложений в человеческий капитал будет еще недостаточной, то что будет с нашей конкурентоспособностью? Тем более что за этот период уровень развития и Китая, и Индии, и Южной Кореи, и Юго-Восточной Азии существенно возрастет. Возникает абсолютно реальная перспектива остаться исключительно сырьевым придатком мировой экономики.

2.3 Желаемые меры по повышению конкурентоспособности Что было бы желательно предпринять, чтобы избежать незавидной участи сырьевого придатка, обеспечить вхождение в клуб развитых стран и надежно там закрепиться?

Большинство мер в этой сфере также хорошо известны. Это максимальная диверсификация нашей экономики. Это активизация государственной инвестиционной политики на федеральном и региональном уровнях с долевым участием частного капитала, расширение практики предоставления государственных гарантий инвесторам и формирование федерального и региональных банков данных инвестиционных проектов. Это государственная поддержка национального экспорта и российского бизнеса за рубежом.

Это всемерное содействие со стороны государства в реализации крупных проектов по развитию инфраструктуры (возможно, с изменением некоторых принципов бюджетной политики — пересмотром отношения к Стабилизационному фонду и бюджетному профициту). Инфраструктурные проекты создадут благоприятную площадку для активизации частного бизнеса. Это ориентация на импорт технологий вместо импорта товаров.

Это «дебюрократизация» экономики на уровне среднего и мелкого бизнеса, совершенствование межбюджетных отношений и стимулирование экономической активности на местах. Кстати, развитие сельского хозяйства не только решит ряд серьезных социальных проблем, гарантирует национальную безопасность, обеспечит диверсификацию экономики и тем самым повысит конкурентоспособность страны в целом. Россия, имея конкурентные преимущества в экологии, способна по ряду позиций стать ведущим сельскохозяйственным экспортером для стран Азии.

Хотелось бы затронуть еще две темы, имеющие, на мой взгляд, существенное значение для повышения конкурентоспособности нашей страны.

Первая касается такого фактора производства, как рабочая сила. Совершенно очевидно, что ее ресурсы, имеющиеся на сегодня, недостаточны для дальнейшего экономического роста. Также очевидно, что предпринимаемые робкие меры материальной поддержки рождаемости и материнства (которые, конечно, необходимы) не смогут переломить ситуацию. Дело даже не в размерах осуществляемых социальных выплат (в странах ЕС они значительны, но на рождаемость влияют мало). Причины прежде всего в мотивации людей, в их психологии и общественном сознании. А эти процессы инерционны и вряд ли будут подвержены в обозримой перспективе существенным переменам.

В плане активизации демографической политики в стране необходимо также иметь в виду архаичную организацию работы детских учреждений, как школьных, так и дошкольных. Эта организация не соответствует современным социальным реалиям (в том числе и формам занятости родителей) и является одной из причин позорного для нашей страны явления — наличия сотен тысяч беспризорных детей при живых родителях. По данным министра внутренних дел, даже по самым приблизительным подсчетам, в России более 700 тыс. детей-сирот и 2 млн. неграмотных подростков. Такого масштаба беспризорности нет даже во многих развивающихся странах. Это явление свидетельствует о хищническом отношении общества к человеческому капиталу. Средств, предусмотренных в бюджете для решения этих вопросов, пока недостаточно (в проекте бюджета 2006 года — 227,4 млн руб. по подпрограмме «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и 470 млн руб. — по подпрограмме «дети-сироты»).

На мой взгляд, еще одной острой темой является проблема одаренных детей. В большинстве развитых стран существуют системы поиска и отбора таких детей, предусматривающие предоставление им особых условий для дальнейшего обучения. Ведь это национальное достояние. У нас же работа с такими детьми полностью ложится на плечи родителей, и только в отдельных случаях можно надеяться на помощь случайных спонсоров.

С учетом сказанного, единственно эффективным методом решения проблем дефицита трудовых ресурсов может стать миграция. Понимание этого все больше проникает в сознание как федеральных, так и региональных руководителей. Но процесс этот сопряжен и с возможными негативными последствиями. Он требует тщательной работы и подразумевает такую миграционную политику, которая контролировалась бы по целой системе критериев, была гибкой, находила понимание среди коренного населения и имела адекватную бюджетную базу. Было бы целесообразно рассмотреть возможность разработки специальной программы, рассчитанной на трехлетние периоды и предусматривающей достижение конкретных результатов (например «привлечение мигрантов-строителей на строительство гидроэлектростанций»). А Счетная палата потом проверила бы эффективность реализации такой программы.

Пока же структуру расходов, выделенных на реализацию миграционной политики в бюджете 2006 года, вряд ли можно считать оптимальной. Так, из 6 млрд. 587 млн. рублей, которые предполагаются на эти цели, 4 млрд. пойдет на содержание воинских формирований. Из 1 млрд. 897 млн. рублей, предусмотренных на мероприятия по обеспечению миграционной политики, почти 70% пойдет на содержание граждан, временно покинувших территорию Чеченской Республики. А средства, выделенные миграционной службе на социальную поддержку граждан (89,5 млн. рублей), целиком пойдут на выплату компенсаций за утраченное жилье гражданам в Чеченской Республике.

Вторая тема касается такого фактора производства, как капитал. Имею в виду состояние наших активов. И не столько внешних, которые, как показывают проверки Счетной палаты, используются далеко не лучшим образом, сколько внутренних.

Как показал проведенный нами анализ итогов приватизации, в ее ходе типичным явлением было занижение стоимости активов приватизируемых предприятий. Применяемая методика оценки не позволяла адекватно оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка фактически вообще не проводилась. Нематериальные активы (научные разработки, проекты, патенты и т. д.) не включались в стоимость приватизируемого имущества. Первоначальная многократная недооценка активов стала главной причиной последующего резкого роста капитализации целого ряда приватизированных предприятий наиболее привлекательных отраслей (нефтяных, металлургических, энергетических, горно-обогатительных, целлюлозно-бумажных, телекоммуникационных и некоторых других), а вовсе не следствием удивительных управленческих способностей новых собственников и менеджеров. Хотя в ряде случаев и их заслуги нельзя сбрасывать со счетов.

Эти издержки приватизации, а также недостаточная степень развития фондового рынка, непрозрачность корпоративных финансов, а в целом ряде случаев отсутствие должной легитимности собственников, правовая неопределенность их статуса не позволяют рыночным агентам адекватно оценивать активы многих российских предприятий. В настоящее время только «Газпром» является российской компанией поистине мирового масштаба. Полагаю, что уже в ближайшее время не менее десятка наших компаний могли бы претендовать на самые высокие места в списке крупнейших международных корпораций. И здесь иногда нужна поддержка государства и не обязательно финансовая.

Например, с учетом высочайшей мировой конкуренции, необходима гибкость в антимонопольном законодательстве. Мы уже несколько лет не можем разобраться с нашей авиационной промышленностью, полностью дезорганизованной в ходе приватизации. А между тем в мире фактически осталось только два глобальных производителя гражданской авиации, с которыми наша еще до конца сформированная корпорация не сможет справиться по определению.

Только по-настоящему крупные структуры могут претендовать на роль игроков в мировой экономике, поэтому повышение капитализации наших компаний должно стать совместным проектом национального бизнеса и государства.

Место и роль России на перспективу в свете ее положений.

С развитием международных экономических отношений, становлением, изменением места и роли мирового хозяйства в прогрессе человеческого сообщества в целом и национальных экономик существенно возрастает значение теоретической разработки соответствующих проблем, обоснования исходя из этого практических рекомендаций и плодотворных решений. Если раньше, достаточно долгое время, многие принципиальные подходы и концепции по преимуществу исходили от школ и ученых ведущих западных стран, то в последнее время в это дело активно подключаются ученые, обществоведы и экономисты-международники многих стран мира, в частности Китая, Индии, Кореи, стран Латинской Америки и т. д. Все более заметное место в этой области исследований занимают научные школы и специалисты России. Позиции отечественных ученых в системе теоретических взглядов и практических подходов к мировой экономике и МЭО, перспективам и качественным сдвигам в их развитии представлены в настоящее время в ряде концепций отдельных научных школ России, ведущих учебных заведений и исследовательских организаций. Упомянем хотя бы ИМЭМО РАН, МГИМО МИД РФ, Всероссийскую академию внешней торговли, Московский и Санкт-Петербургский университеты, Екатеринбургский университет экономики.

Одной из достаточно известных и представительных школ является профессорско-преподавательский коллектив кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Дипломатической академии МИД России. Эта кафедра была создана в середине 50-х годов прошлого века крупным ученым-международником и известным дипломатом, Н. Н. Любимовым, здесь трудились в последующие годы и работают в настоящее время такие крупные специалисты, как академик Е. М. Примаков, профессора Э. П. Плетнев, М. М. Максимова, В. Е. Рыбалкин, В. Д. Щетинин, Ю. А. Щербанин, В. М. Грибанич, В. М. Кутовой, П. И. Толмачев, А. В. Дрыночкин, В. Б. Мантусов, доценты Б. Б. Логинов, В. Е. Королев, А. О. Руднева, а также тесно сотрудничавшие с ними В. В. Поляков, Н. Н. Ливенцев, С. Н. Долгов, член-корреспондент РАН Р. С. Гринберг, Георг Фишер (Австрия) и ряд других.

Концепция этой экономической школы включает ряд принципиальных направлений и блоков. Основные из них, суть которых обстоятельно рассмотрена в пяти знаковых публикациях последних лет, сводится к следующему.

Признание и всестороннее обоснование объективной обусловленности формирования и развития экономики (как национальной, так и мировой) на рыночных принципах функционирования.

Это означает необходимость последовательного изучения соответствующих правил, механизмов и инструментов в их развитии. Подчеркивая объективную неизбежность развития экономики как рыночной, авторы акцентируют внимание на обусловленности учета в формах, темпах, направлениях и масштабах рыночных преобразований, особенностях условий, специфике положения отдельных отраслей и секторов хозяйства, его структурных различий и основных сфер, уровня экономического развития, а также социальной ситуации.

Новая роль и особенность микрохозяйственных связей в условиях глобализации. Обоснование качественных характеристик этого, предопределяющих становление макроэкономики. Принципиальные положения участия национальных экономик в мирохозяйственных процессах, интеграционного встраивания в них были предметом рассмотрения в знаковой публикации представляющих научную школу ведущих ученых и специалистов-международников из МИДа, академических институтов и Дипломатической академии, где были четко обозначены направления, предпочтительные варианты и перспективы включения национального хозяйства нашей страны в мировую экономику в условиях становления и развития рыночных отношений, существенного повышения взаимозависимости экономик отдельных стран, количественного и качественного изменения роли внешних факторов в обеспечении поступательного развития. Особенности развития международной интеграции как регионального явления сочетающего общемировые, региональные и субрегиональные аспекты. Особое место и роль в этом процессе ТНК, означающих специфический тип международного разделения труда, поэтапность, определенная последовательность интеграционных процессов. Проблематика экономической независимости, международной экономической безопасности, общего и единого экономического пространства.

Возникновение и углубление нового типа международного разделения труда, обусловленного ролью новейших информационных технологий, что приведет к преобразованию всей системы мирохозяйственных отношений, мировой экономики в целом.

Обоснование необходимости разработки проблем и практического учета новых места и роли в мирохозяйственных отношениях экономических рисков.

Выработка методологии и целевой анализ основных потоков, международного обмена товарами и услугами, в том числе технологиями, ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Это позволяет дать достоверную оценку их состояния и перспектив. Новая роль, методы и формы экономической дипломатии, определяющие ее особое место в международных отношениях, внешней политике.

Отмеченное дополняется анализом и обоснованиями прагматического характера направлений и мер по оптимизации участия регионов стан, в частности России, в мирохозяйственной деятельности с помощью новых их форм (международных СЭЗ и т. п.).

Наконец, конкретный анализ, оценка условий и перспектив участия России в ВТО, что уже в достаточной степени подтвердилось временем. Здесь концептуальная позиция — объективная настоятельная необходимость обеспечения достаточных и надежных условий, благоприятствующих вступлению страны в ВТО, предполагающих его позитивные результаты и последствия, приносящих позитивные моменты мировому экономическому сообществу. Между тем незавершенность формирования развитого рыночного пространства в национальной экономике (особенно ограниченная подвижность факторов производства, в первую очередь трудовых ресурсов) не создает соответствующих предпосылок.

Большинство из перечисленных позиций концепции апробировано в солидных систематических публикациях, было предметом обсуждений на представительных форумах разного уровня. Они, конечно, учтены и в предлагаемом дальше экспресс-прогнозе.

Перспективы России в мировой экономике и международной торговле исходя из позиции концепции. Варианты экспресс-прогноза.

Выход национального хозяйства России из кризисного состояния, формирование условий стабильного экономического и социального развития, особенно в перспективе, правомерно связывают с опорой прежде всего на внутренние факторы роста, более последовательным и эффективным их использованием в сочетании с внешними факторами. Соблюдение этого требования предполагает рациональное улучшение структуры экономики, диверсификацию экспорта, при последовательном существенном уменьшении в нем доли сырьевых товаров, энергоносителей, повышая в нем удельный вес продукции высокой степени обработки, новых технологий, инновационных решений.

В последние годы, особенно с 2002;2003;го наметились относительно высокие, опережающие по сравнению со среднегодовыми в мире и в экономически развитых странах (3−4%) темпы прироста российского ВВП — 5,8−7%, также более высокими были и темпы прироста внешней торговли страны — 12−15%, по сравнению со среднемировыми — 7−8% за 1996;2005 годы.

Это, с учетом предпринимаемых мер по концентрации усилий в структурообразующих отраслях промышленности (авиационной, автомобильной, судостроительной), усилению инновационных начал и внедрению нанотехнологий, в известной мере обнадеживает и позволяет сделать прогнозную оценку развития макроэкономических показателей России в сравнении с мировыми макроэкономическими индикаторами — ВВП, мировой и внешней торговли на предстоящий период 2006;2015 годов.

Предварительные фактические данные статистики за 2006 год уже имеются. Объем суммарного ВВП стран мира составил (в текущих ценах) — 48,7 трлн. долл., а России, соответственно, — 925,4 млрд долл.; (24,5 трлн. руб.), мировая торговля товарами, услугами достигла 25,4 трлн. долл., а российская внешняя торговля — 468,4 млрд долл. Относительный показатель удельного веса России в мировом ВВП обозначился, таким образом, на уровне;2%, а ее доля в мировой торговле — 1,8% в том числе по экспорту — 2,4%, а по импорту — 1,3%. Среднемировое соотношение объема мировой торговли и суммарного ВВП достигло 52,2%, а внешней торговли и ВВП России — 50,6%.

Исходя из стартовых макроэкономических данных 2006 года, приведенных выше, попытаемся дать прогнозную оценку их развития и состояния к концу этапа — на 2015 год в сравнении с общемировыми, опираясь на фактический тренд грядущего десятилетия с определенными поправками, о которых будет кратко сказано ниже.

Предположим при этом, что существенных сдвигов в динамике соответствующих показателей мировой экономики не произойдет. В экономике России в годы прогнозного периода (2006;2015 годы) необходимы существенные и масштабные изменения структурного характера, которые неизбежно отразятся на макроэкономических результатах, показателях их динамики. Это курс на модернизацию, обновление обрабатывающей промышленности (особенно отраслей машиностроения), формирование нового полноценного индустриального комплекса. Потребуются массивные масштабные затраты в соответствующие отрасли и производства, инфраструктуру, отдача от которых маловероятна в пределах обозначенного срока. Существенные вложения необходимы для восстановления и развития на новой основе сельского хозяйства, включая его жизненно-социальную структуру. В много миллиардных расходах нуждается жилищно-коммунальная сфера — ремонт ветхого и аварийного фонда, переселение проживающих там граждан. Безотлагательные решения и меры обусловлены в части подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов практически для всех сфер производственной деятельности, основных научно-практических направлений. Благоприятная внешнеэкономическая ситуация, характеризующаяся высоким и повышенным уровнем экспортных цен на основные товары российского вывоза (энергоносители, черные и цветные металлы, минеральные удобрения и т. п.), как можно предположить, будет способствовать, во всяком случае в первые три-шесть лет прогнозного периода, созданию условий устойчивого финансирования, названных и других необходимых мер. Некоторое ухудшение мирохозяйственной конъюнктуры, ее благоприятствующих факторов возможно и вероятно в 2011;2015 годах.

Хотя прогнозируется дальнейшее повышение цен на энергоносители (нефть и газ) и другие сырьевые товары, их экспорт мало возможен, скорее всего они будут удерживаться, что более вероятно, на сложившемся уровне и иногда несколько снижаться. Однако снижение цен не удастся компенсировать увеличением объема продаж, поскольку в настоящее время прирост валютной выручки от экспорта за счет повышения цен и от увеличения реального объема реализации соотносится практически в России 9:1 (2006;2007 годы).

Исходя из представленных посылок, сделана приводимая ниже прогнозная оценка макроэкономических показателей развития России в сопоставлении с мировым хозяйством в указанные годы. Нами были сделаны двухвариантные расчеты динамики (по темпам прироста) по четырем макроэкономическим показателям (I — суммарный ВВП мира, II — ВВП России, III — оборот мировой торговли, IV — внешняя торговля РФ в разбивке на два этапа (2006;2010;й и 2011;2015;й годы). При этом параметры прироста на втором этапе несколько ниже, чем на первом, и для мировой, и для российской экономики, что обусловлено вероятностью уменьшения темпов прироста экспортных цен и некоторого их снижения в отдельные годы, что обусловливается масштабными сдвигами в хозяйственной структуре ведущих стран, постепенным формированием обновленного состава экспорта. Во внешней торговле, особенно экспорте, в России возникнут и будут усиливать воздействие на экономику диверсификация производства и экспорта. В то же время их использование будет замедляться нехваткой квалифицированных рабочих и специалистов, подготовка и подключение которых требуют значительного (15−20 лет) времени, неудовлетворительной инфраструктурой, дорожно-транспортным обеспечением, явно слабыми темпами структурной перестройки экономики, необоснованно заниженным объемом инвестиций — их доля в России около 18% ВВП, то есть значительно меньше, чем в ведущих странах мира (в США — 22−25%, в Китае — свыше 40%, в основных странах ЕС — 20−25% и т. д.).

Исходя из этого и учитывая, что те или иные факторы будут действовать в разной мере, а некоторые трудности удастся преодолеть, мы сделали многовариантные расчеты, предполагая дифференциацию темпов прироста макроэкономических показателей как в прогнозируемом периоде, так и на его этапах. В качестве основного на весь период прогноза принят вариант темпов прироста мирового ВВП (I) — 3,3% и ВВП России (II) — 6,0; мировой торговли (III) — 7,5; внешней торговли России (IV) — 11%. При этом на первом этапе (2006;2010 годы) они предположительно будут на 1−3 пункта выше, а на втором — ниже. Во втором варианте темпы прироста приняты на 2−3 пункта выше и дифференцируются по этапам в соответствующих пределах. Тем самым абсолютные величины рассматриваемых макропоказателей обозначаются на разных уровнях. По принятой в качестве средней величины они сложатся на следующем уровне: мировой ВВП — 65,2 трлн. долл., ВВП России -1,56 трлн. долл., мировая торговля — 48,7, внешняя торговля России -1,2 трлн. долл., то есть возрастут соответственно примерно в 1,3; 1,7; 1,9 и 2,6 раза. Приводимые расчетные данные выводят нас на следующие сравнительные по отношению к общемировым показатели к 2016 году: доля внешней торговли в ВВП — 76,9 при среднемировом — 74,7. Есть определенные и достаточные подвижки позитивного характера, не обеспечиваемые пока качественными сдвигами в национальной экономике России. Но это обнадеживающий признак.

А как представляется дальнейшая ситуация в более долгосрочном плане — в 2016;2030 годах. Если принять избранную схему и на этот прогнозный срок, вариантность ощутимо увеличивается: при дифференциации возможных темпов прироста естественно результативные абсолютные величины расходятся и довольно существенно, что затрудняет оценки. Поэтому нами избран усредненный вариант, в котором среднегодовые темпы прироста макроэкономических показателей предполагаются на несколько более низком уровне, чем в предшествующий период. Это может быть аргументировано вступлением мирового сообщества и экономики России в масштабную перестройку структурного характера, формированием новой ситуации на мировом рынке энергоносителей, особенно нефти, в связи с широким внедрением их заменителей (органическое топливо, электродвигатели) в автотранспорте, ужесточением ресурсосбережения, массовым внедрением информационных технологий, радикальными сдвигами в решении экологических проблем, защитой окружающей среды, природопользованием, крупными затратами на обновление основного капитала. Параметры темпов прироста в этих условиях, видимо, будут складываться на уровне следующих значений: совокупный ВВП мира — примерно 3,1, ВВП России — 5,8; мировая торговля — 7,3, внешняя торговля России — 9,8.

Исходя из расчетных базисных данных на 2015 год, приведенных выше, абсолютные макроиндикаторы по названным позициям ориентировочно составят (трлн. долл.): 103,1; 3,6; 140,1 и 4,88. В этом случае доля России в мировом ВВП поднимается до 3,6%, соотношение мировой торговли и мирового ВВП достигнет 1,4 раза; а удельный вес внешней торговли России в мировой — 3,5%. Внешнеторговый оборот РФ превысит объем ВВП в 1,35 раза. Последнее характеризует активное участие страны в международной производственной кооперации.

Оцениваемые тенденции и возможности сдвигов в соотношениях сравнительных макроэкономических показателей могли бы быть реалистичнее и ощутимо существеннее при более последовательном преодолении негативных факторов и трудностей в экономике России, которые упоминались в контексте рассмотрения вероятной динамики основных индикаторов хозяйственного положения и развития.

Место России в мировой экономике по предложенному сценарию изменяется и зримо возрастет, хотя бы потому, что ее экономический потенциал серьезно выше, чем у большинства ведущих стран Запада. Это потребует энергичных мер и достаточного времени.

Решение всего этого круга вопросов и в ближайшее время, и на более отдаленную перспективу требует серьезных усилий и затрат, последовательной и четкой, открытой экономической политики, нацеленной на безусловное повышение уровня жизни и социальной комфортности россиян, решение всего комплекса связанных с этим задач. Лишь при таком условии даже наши скромные прогнозные оценки оправдаются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве резюме хотелось бы сказать следующее.

1. В настоящее время российская экономика по некоторым параметрам имеет лучшие показатели за последние 15 — 20 лет.

2. Эта ситуация носит неустойчивый характер, так как обусловлена в основном уникальной конъюнктурой мировых цен на нефть.

3. Благоприятную внешнеэкономическую ситуацию необходимо использовать для крупных структурных сдвигов в экономике и социальной сфере.

4. В экономике это должны быть значимые инвестиционные проекты с участием государства (дороги, порты, транспортные узлы, трубопроводы, электростанции), а также высокотехнологичные и инновационные производства. Россия потенциально может претендовать на 3−4% мирового рынка наукоемкой продукции и получать около 100 млрд долл. в год.

5. В социальной сфере необходимы качественные изменения. По индексу человеческого развития Россия должна выйти в первую группу стран.

6. Нужно пересмотреть отношение Правительства РФ к Стабилизационному фонду и бюджетному профициту.

7. Необходимо улучшить законодательную и институциональную среду для бизнеса, ограничить произвол коррупции и бюрократии, добиться прозрачности всех финансовых потоков.

Пассивность в структурной перестройке экономики, социальной и бюджетной сферах закрепит за Россией роль сырьевого придатка, а при неблагоприятной для нас ценовой конъюнктуре отодвинет на обочину мировой политики.

В дополнении, ко всему выше сказанному, заключении необходимо сделать выводы по поставленным в начале работы задачам:

1. В конце XX в. Россия впервые за многие годы оказалась экономически и политически ослабленной в результате процесса трудной перестройки и трансформации, который далек от своего завершения и в наши дни. Но перестройка и трансформация объективно необходимы, чтобы выйти из исторического тупика советского тоталитаризма и встать на путь нормального, цивилизованного развития.

2. Удельный вес России в сводных макроэкономических показателях мировой экономики в конце XX в. был существенно ниже, чем в начале века. Хотя настоящее время российская экономика по некоторым параметрам имеет лучшие показатели за последние 15 — 20 лет. Эта ситуация носит неустойчивый характер, так как обусловлена в основном уникальной конъюнктурой мировых цен на нефть.

Россия встала на правильный путь, ее прогресс в этом направлении может оказаться весьма существенным. Благоприятную внешнеэкономическую ситуацию необходимо использовать для крупных структурных сдвигов в экономике и социальной сфере.

Вполне вероятно, что во второй половине XXI в. Россия станет одной из крупнейших экономических держав мира, уступающей по объемам ВВП лишь США, Китаю, Японии и Индии, однако имеющей высококачественный экономический рост и вполне конкурентоспособное производство на базе инновационной экономики.

3. Идущая в стране дискуссия об удвоении ВВП за ближайшие 10 лет и принимаемые государством меры для решения этой задачи вполне могут способствовать ускорению экономического роста страны. Однако важно иметь не просто высокие экономические темпы, а темпы, базирующиеся на современной зрелой рыночной инфраструктуре и развитом предпринимательстве. В этом случае годовой прирост в 5% будет лучше прироста в 10%, основанного на мобилизационном или административном ресурсе.

4. Перспективы экономического развития России до 2015 г. в решающей мере будут определяться курсом экономических реформ и модернизации ее производственного аппарата. Огромную роль будут играть и необходимые социально-политические преобразования в российском обществе.

5.Оцениваемые тенденции и возможности сдвигов в соотношениях сравнительных макроэкономических показателей могли бы быть реалистичнее и ощутимо существеннее при более последовательном преодолении негативных факторов и трудностей в экономике России, которые упоминались в контексте рассмотрения вероятной динамики основных индикаторов хозяйственного положения и развития.

Место России в мировой экономике по предложенному сценарию изменяется и зримо возрастет, хотя бы потому, что ее экономический потенциал серьезно выше, чем у большинства ведущих стран Запада. Это потребует энергичных мер и достаточного времени.

Решение всего этого круга вопросов и в ближайшее время, и на более отдаленную перспективу требует серьезных усилий и затрат, последовательной и четкой, открытой экономической политики, нацеленной на безусловное повышение уровня жизни и социальной комфортности россиян, решение всего комплекса связанных с этим задач. Лишь при таком условии даже наши скромные прогнозные оценки оправдаются.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

:

1. Басовский Л. Е. Мировая экономика: курс лекций / ИНФРА-М, 2010

2. Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. — М.: ИЭПП, 2009. С. 20.

3. Курс экономической теории: Учеб. / Под ред. М. Н. Чепурина и Е. А. Киселёвой. Киров: АСА, 2009.

4. Международные экономические отношения. Учебник 1−7 издания. Под ред. В. Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ-Дана, 1997;2010 гг.;

5. Международная экономика Учебник, 1−2 изд. Под ред. В. Рыбалкина и В. Грибанича. — М.: Международные отношения, 2010;

6. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. академика РАН А. Г. Гринберга. — М.: Научная книга, 2009.

7. Мировое хозяйство. М.: Международные отношения, 2010

8. Наши взгляды на мировую экономику. Под ред. В. Е. Рыбалкина и В. М. Кутового. — М.: Научная книга, 2011

9. Николаев М., Махотаева М. Эволюция государственной экономической политики России //Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 5.

10. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России// Экспертный канал, 2011 г. (www.opec.ru)

ПРИЛОЖЕНИЕ Место России в мире по уровню наукоемкости и инновационного развития

Доля расходов на исследования и разработки в ВВП, %

Численность ученых и инженеров, занятых исследованиями и разработками (на 10 000 населения)

Текущий индекс конкурентоспособного роста — GCI (место в мире)

Доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте, %

Доля в мировом экспорте информатизационного оборудования, %

Производительность труда, тыс. долл. ВВП на одного занятого

США

2,69

41,0

13,0

73,1

Китай

1,00

5,5

7,1

7,2

Япония

2,98

51,0

9,7

56,0

Индия

1,23

1,6

0,07

4,9

Германия

2,48

31,6

4,8

56,0

Франция

2,15

27,2

3,4

56,5

Великобритания

1,87

26,7

5,3

54,5

Италия

1,04

11,3

1,1

56,5

Россия

1,00

34,8

0,04

18,0

Канада

1,84

29,9

1,2

60,0

Примечание: GCI — Growth Competitiveness Index — индекс конкурентоспособного роста — отражает способность национальных экономик к динамичному развитию в течение следующих пяти лет на основе новых знаний и технологий.

Место России по отдельным показателям инновационного развития

Уровень интеграции образования, науки и производства

Коррупция

Качество инфраструктуры в стране

Эффективность правительственных субсидий

Интенсивность местной конкуренции

Охрана интеллектуальной собственности

Прозрачность правительственной политики и результатов

Степень бюрократизма

Доступность банковских займов

Уровень развития финансового рынка

Иностранные инвестиции в виде новых технологий

Уровень развития маркетинга

Инновационная активность компаний

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой