Творческие искания Л. Н. Толстого 80-90-х годов: Поэтика прозы
В свете концепции человека как единства и взаимодействия трех уровней его природы: души, сознания .и подсознания, или духа, соотносящих ее творческую целостность с неделимостью Троицы, Толстой развертывает повествование своих произведений о сопряжении судьбы человека и Небесного Отечества. Суд Божий и воскресение являются не только концептами миросозерцания Толстого, но и предметом… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Творческое сознание JI.H. Толстого 80−90-х годов И
- 1. 1. Человек в религиозном понимании JI. Толстого
- 1. 2. Поэтика как художественная система
- Глава 2. Особенности художественного воплощения мифологемы
- Суда Божьего в прозе JI.H. Толстого 80−90-х годов
- 2. 1. Рассказ «Хозяин и работник» как преодоление кризиса духа
- 2. 2. Конфликт души и Духа (повесть «Смерть Ивана
- Ильича»)
- 2. 3. Повесть «Отец Сергий»: проблема сознания
- Глава 3. Мифологема Суда Божьего в романном повествовании
- 3. 1. Повесть «Крейцерова соната»: прообраз романной структуры повествования
- 3. 2. Роман «Воскресение»: духовный смысл преображения человека и мира
Творческие искания Л. Н. Толстого 80-90-х годов: Поэтика прозы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Подводя итоги второго тысячелетия христианства, приходится констатировать: эсхатологические ожидания оказались, нереализованными, что обусловлено богоборческой традицией самоопределения человека в свете становления превратно усвоенного Новозаветного мифа. Проблема нравственного выбора как преодоления духовного кризиса определяет творческие искания J1.H. Толстого, соприродные пробуждающимся мистическим запросам эпохи конца XX столетия, так что" «. до сего дня всякий раз, когда мы хотим взять Толстого как итог, он оказывается проблемой» 1. Человечество находится в-преддверии века Толстого — эпохи становления во времени и пространстве его идеи Всемирного братства и согласия, интуитивно предвосхищенной пушкинским героем, пережившим благодать смирения перед «общим законом», однако наука еще только приступает к созданию целостной концепции творчества Толстого как художника и мыслителя, о чем свидетельствуют работы Г. Я. Галаган, Е. В. Николаевой, Е. П. Барышникова, A.A. Нестеренко, В. Б. Ремизова и других исследователей.
Л.Опульская ставит проблему интерпретации творчества Толстого в условиях обновленного историко-литературного контекста: «Художественное творчество Толстого нуждается в новых подходах, непредвзятом прочтении» 2, ибо канонизированный л>адвокат стомиллионного земледельческого народа" превращается для читателя в религиозного мыслителя и художника, развивающего христианскую традицию. Освоение логики художественно-философских исканий писателя позволяет выявить сквозные идеи и темы, вбирающие духовный опыт человечества и открывающие перспективы религиозного обновле.
1 Бабаев Э. Г. Лев Толстой: итог или проблема? // Связь времен. — М., 1992.-С.75.
2 Опульская JI. Художественное Евангелие от Льва Толстого // Толстой Л. Н. Божеское и человеческое: Произведения 1903;1910 гг. — М.:Панорама, 1994.-С.8. с: ния и этического совершенствования. -Понимание соприродности релй-гиозно-философских исканий ихудожественного мира писателя не позволяет свести изучение поэтики его произведений к отвлеченному от специфики миропонимания несистематизированному описанию средств и приемов изобразительного мастерства, что вызвало в свое время серьезную озабоченность Д. С. Лихачева, ибо тенденция развития науки может привести к тому, что «. новые обобщающие труды.. будут слабо отличаться от прежних» 1. В 1996 г. в Оттаве состоялась Международная конференция ХЛ.Н. Толстой на пороге XXI столетия", показавшая изменение отношения к писателю на Западе, где он был долгое время в тени Достоевского. Толстовская концепция братства, опирающаяся на веру в добро, которое «всегда в душе нашей, и душа добро» 2, -вечные моральные ценности, провозглашенные в Новом Завете и преломленные в аксиологии Толстого, являются необходимым напоминанием человечеству, отклонившемуся от исполнения Промысла: Толстой «. дает ощутить единство, существующее, несмотря на пропасти, разделяющие нас» 3. Возросшее внимание исследователей Запада к творчеству Толстого показала книга Р. Густавсона (Gustafson R.E. Leo Tolstoy: resident and stranger: a study in fiction and theology. Pricenton, New Jersey, 1986), в которой осмысливаются преемственность творческих исканий писателя и природа его творчества, но по-прежнему много места уделено только описанию религиозно-философской системы, так что к целостному пониманию творческой индивидуальности Толстого автор не приходит. В восстановлении научного интереса к Толстому в условиях.
1 Контекст-1973. — М.: Наука, 1974.-С.9−10. О настоятельной потребности преодоления догматизма и схоластики в работах о творчестве Толстого пишет Л. Опульская в обзоре статей и комментариев в Юбилейном издании ПСС (см.: Литературное наследство. Т. 69. Кн. 2. -М., 1961. -С. 521−523) .
2 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбилейное издание.Т.1. -М., 1928;С.290. В дальнейшем ссылки даны в тексте с указанием номера тома и страницы .
3 Lev Tolstoy and the consept of brotherhood. — NY, Ottava, Toronto, 1996.-P.151. c: обновленного историко-литературного • контекста значительную роль сыграли XXII Международные Толстовские чтения (Тула, 1995 г.), на которых была выделена секция «Л. Н. Толстой: философия, религия, нравственность». Вопросы проблематику и поэтики художественного-наследия писателя рассматривались докладчиками в свете его религиозно-философских исканий и с учетом православного фактора в духовной культуре России.
Онтологическая модель художественного мира Толстого выражает духовное предназначение России — «.дать средоточие и целостность разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с всецелым Божественным началом» 1. В 1858 году, когда обострилось противостояние абсолютного и условного в миропонимании, И. А. Гончаров просит Толстого высказаться о проблеме жизнетворче-ства: «.как нужно, чтоб в настоящую литературную пору и Вы поддали голос» 2. «Война и мир» Толстого художественно-философски утверждает благодать Всеединства — идеала Божественного бытия, возвращает человека в лоно судьбы Небесного Отечества. Пьер Безухов «научился видеть великое и бесконечное во всем», тогда как ранее он «вооружался умственной зрительной трубой» (12−141). Символ Всеединства, «живой колеблкщийся шар», возникает в сознании Пьера после роковых испытаний в ощущении согласия с историософией Всеединства, для которой «образцы героических поэм» с доминантой личностного героизма «не имеют смысла» (11−185) .
Углубившийся кризис гуманизма побуждает художника Михайлова в романе «Анна Каренина» представить Христа человекобогом, потому что он «.не мог писать того Христа, которого. нет в душе» (19−43). Толстой делает выводы о стихийно-хаосной тенденции.
1 Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. // Соловьев В. Собр. соч. в 10 т. T.l.-Спб., 1911.-С.284.
2 Гончаров И. А. Собр. соч. в 8 томах. Т.8.-М.:Художественная литература, 1980. -С.255. б самоопределения человека в условиях секуляризма, вступая в период 80−90-х годов с предчувствием эпохи «большой крови», который завершается квинтэссенцией художественных и религиозно-философских исканий — романом «Воскресенье» как опытом духовного наставничества грядущему столетию. Толстой, художник, мыслитель и общественный деятель, стремится в эти годы к созданию идеала, концептуальная идея которого коренится в глубинах национальной духовной культуры, сформировавшейся на рубеже XVIII и XIX столетий. Он отмечает в Дневнике 4 января 1889 года: «.уяснил себе. должен. написать «пришествие царствия» (50−20),.
Период 80−90-х годов в творческом пути Толстого, несмотря на пристальное внимание к нему исследователей, остается наименее изученным, что выражается в противоречивой неоднозначности оценок природа духовных исканий писателя и их преломления в онтологической модели художественного мира. Если И. А. Ильин понимает Толстого как одного изтеоретиков анархизма («Творческая идея России»), то сам Толстой переживает религиозное чувство как нравственный стержень: «Сущность жизни человеческой и высший закон, долженствующий руководить ею, есть любовь» (37- 166) .
Разброс взаимоисюточакхцих суждений о творчестве писателя данного периода проявился как в советском литературоведении, так и в религиозно-философской критике. Существуют две точки зрения на характер творческих исканий Толстого 80−90-х годов. М. Б. Храпченко на основе марксистско-ленинской методологии обосновывает подходы к «позднему» Толстому: «В конце семидесятых — начале восьмидесятых годов в мировоззрении Толстого происходит глубокий перелом, приведший к существенным изменениям в характере его литературной деятельности» 1. Этим же положением руководствуются ав.
Храпченко М. Б. Толстой как художник. — М.:Художественная литература, 1971. -С.201. торы работ различной ориентации1, однако В. И. Ленин, статьи которого стали основой советского толстоведения, в реферате — «Л. Н. Толстой и русское общество», по свидетельству В. Адоратского, «.развил ту мысль, что вовсе-не было у Толстого перелома, кризиса (.)'показал цитатами из ранних произведений Толстого, что с самого начала Толстой был тем же самым Толстым, каким он был в о.
80-х годах". 'Сам же писатель постоянно настаивал на преемствен-' ности этапов творческого пути: в 1892 году, отвечая на письмо Жоржа Дсма, писал: «Я думаю, что вы совершенно правы, предполагая, что перемена, о которой я говорю в „Исповеди“ ', произошла не сразу, но что те же идеи, которые яснее, выражены в моих последних произведениях, находятся в зародыше в более ранних» (66−188), об этом же свидетельствует. дневниковая запись от 8 марта 1910 года о юношеских письмах к A.A. Толстой: «.теперь бы ничего не сказал другого» (58−23). Б. М. Эйхенбаум делает вывод из наблюдений над динамикой и диалектикой творческого процесса писателя, не совпадающей с принятыми трактовками: «Обычное прежде деление жизни и творчества Толстого на два периода — до „кризиса“ 80-х годо? и после него — искажает реальную перспективу» 3.
Как неоднозначно понимание места и роли периода 80−90-х годов в творческом пути Толстого, столь же разноречивы оценки его.
1 Мень.А. «Богословие» Льва Толстого и Христианство // Толстой Л. И. Исповедь. В чем моя вера? — Л.:Художественная литература, 1991.-С.8- Полонский В. Сознание и творчество. — Л., 1934.-С.134−135- Майорова И. Идейным «перелом» и особенности прозы Л. Н. Толстого 80-х годов. Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.-Ташкент, 1963 и др. исследователи.
2 Цит. по кн.: Каганова Р. Ю. Ленин во Франции: 1908;1912. — М. :Мысль, 1972. —. С. 406. Весьма показательным для уяснения противоречивости ленинской концепции творчества Толстого является тезис Ленина об отсутствии целостности миропонимания писателя, высказанный в статье «Герои» оговорочки": «Именно синтеза ни в философских основах своего миросозерцания, ни в своем общественно-политическом учении Толстой не сумел, вернее: не мог найти» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Пятое изд. Т.20. — М., 1961.-С.91.).
3 Эйхенбаум Б. М. О прозе: Сб. статей. — Л.:Художественная литература, 1969.-С. 25. религиозно-философской концепции, которые можно свести к двум противоположна точкам зрения: во-первых, безоговорочное неприятие и отрицание в свете ленинской формулы «помещик, юродствукщий во Христе»: «Серьезная критика давно, уже показала несостоятельность его учения с богословской и философской точки зрения» 1, а с-другой стороны, признание либо в целом, либо с оговорками значительности религиозных исканий Толстого: «Он принял учение Христа (.) до глубины души воспринял слова Христа о путях жизни» 2. Г1.Ю. Карпенко в статье «К вопросу о становлении „ветхозаветного“ типа мышления в творчестве И.А. Бунина» указывает на Новозаветный характер исканий Л. Толстого, которые «генетически были связаны с Евангелием» 3, поскольку его вдохновлял Христос на постижение и созидание Всемирного по своей сущности бытия, реализующего идеал Всеединства как сверхреальный контекст реальности. Я. С. Билиннис полемизирует с механистическим пониманием сильного и слабого в Толстом и ставит проблему исследования «тех положительных устремлений, которые питали собою. мысль и чувство писателя» 4. A.A. Нестеренко в единстве веры и проповеди видит разгадку «слияния нравственных и художественных поисков Толстого: в той мере, в какой вера Толстого была религиозной, были религиозны и нравствен.
1 Духовная трагедия Льва Толстого. — М.:Подворье, 1995.-С.5. Епископ Вашингтонский и Сан-Франциский Василий (Родзянко) также отрицает как богослов учение Толстого (Новый мир.-1998.-№ 7.-С. 150). М. Тареев высказывает иное мнение: «Разбор воззрений Толстого должен привести к истинному пониманию христианства, то есть к установлению высшего синтеза идеальных стремлений» (Смысл жизни.-М., 1994.-С.155). В. Н. Назаров, завершая отзыв на переиздание толстовского изложения Евангелия для детей, ставит проблему современного прочтения религиозно-философских сочинений писателя: «Не пора ли понять и принять Толстого как великого русского христианина, выразившего в своем учении о законе любви, о непротивлении злому неисчерпаемые гуманистические возможности русского православия.» (Назаров В. Н. Метафоры непонимания: Л. Н. Толстой и Русская церковь в современном мире // Вопросы философии.-1991;№ 8-С.156) .
2 Зеньковский В. В. История русской философии. Том l.-2-e издание.-Париж, 198 9.-С.205.
3 Библия и возрождение духовной культуры русского и других славянских народов. -Спб. :Петрополис, 1995.-С.64.
4 Билиннис Я. С. О творчестве Л.Толстого. — Л.:Советский писатель, 1959.-С.195. но-философские идеи его писаний" 1. Это же положение оказывается продуктивным для A.A. Нестеренко, и в статье «Христианская проповедь в художественном творчестве JI.H. Толстого (по романам „Анна Каренина“ и „Воскресенье“)» учёный делает вывод: «Философские искания Толстого были подчинены особой диалектике, исходным пунктом которой было интуитивное восприятие неразделенности временного и вечного, относительного и абсолютного (.) проблема религиозной тематики в творчестве Толстого замыкается на единстве его религи FfZ озно-этических и художественных искании .
Противоречивость суждений о религиозно-философской концепции Толстого не предполагает всестороннего и глубокого исследования художественного мастерства писателя в 80−90-е годы в контексте его творческого пути, ориентированного на восстановление утраченной целостности' мировосприятия., в свете Идеи Творения и преодоление противоречий условного и Абсолютного, усугубившихся до онтологических неразрешимых-в конце XX столетия. Долгое время традиционным и устоявшимся считалось восходящее к статье Н. К. Михайловского «Десница и шуйца Льва Толстого» противопоставление художественной системы Толстого и его религиозно-философских исканий. Автором впервые было заявлено: «Репутация графа Толстого двойственна: как из ряда вон выходящего беллетриста и как плохого мыслителя» 3. В понимании Толстого Г. В. Плехановым, считавшим его «гениальным художником и крайне слабым мыслителем» 4, сохранилось отрицание целостности его творческих устремлений.
Толстой в 80−90-е года в споре с антропоцентризмом в различных его вариантах героического человекобожия (ницшеанство или.
1 Нестеренко A.A. О единстве нравственных и художественных исканий Л. Н. Толстого. // Материалы научной конф. проф.-преп. состава Чимкентского ПИ.-Чимкент, 1972.-С.144.
2 ВеснЛ-K Влцебского дзяржауного ун1верс1тэта: Науковы 4aconic-1996;№l.-С.78 .
3 Русская критика XVIII—XIX вв.еков (Хрестоматия). — М.:Просвещение, 1978.-С.431.
4 Плеханов Г. В. Заметки публициста // Плеханов Г. В.
Литература
и эстетика. В двух томах. Т.2. — М.:Гослитиздат, 1958.-С.369. марксизм) обращается к первоосновам национальной духовной культуры, впервые декларированным A.C. Пушкиным. Творец национальной идеи определил Всеединство как структурообразующую идею национального миропонимания. Смысл предназначения России, по Пушкину, в деле утверждения христианского идеала, ибо ¦ христианство -" величайший духовный. переворот нашей планеты" 1. Н. П. Семыкин в предисловии к ' сборнику избранных философских работ JI. Н. Толстого обращает внимание на совпадение с пушкинским пониманием христианства: «Толстой принимал православную религию не столько как православную русскую церковность, а скорее как религию космополитическую» .
В связи с отсутствием устоявшейся точки зрения на творчество Толстого 80−90-х годов мы ставим следующие задачи исследования :
1)определить своеобразие решения проблемы человека в религиозно-философской концепции Толстого;
2)показать преломление антропологии Толстого в художественном мире произведений различных жанров;
3)выявить своеобразие художественного воплощения мифологемы Суда Божьего как идеального образа события, наделенного эсхатологической устремленностью и субстанциальностью, и систематизировать представления о художественном потенциале многожанровой прозы Толстого данного периода.
1 Пушкин A.C. Собрание сочинений в 5 томах.Т.5. — Спб.:Библиополис, 1994.-С. 196 .
2 Толстой J1.H. Избранные философские произведения. — М.:Просвещение, 1992 .-С. 13. с:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Творческое сознание Толстого 80−90-х годов сосредоточено на проблеме духовного кризиса, обусловленного богоборческой тенденцией самоопределения человека. Если С. А. Нилус в 1901 г. отмечает: «Что-то грозное, стихийное, как тяжелые свинцовые тучи, навалились непомерною • тяжестью над некогда светлым горизонтом Православной России» 1, то Толстой занят восстановлением традиции Богообщения, возвращая доверие человека актуализацией первооснов бытия в аксиологических представлениях безусловного характера: «Прежде всего подумаем о том, что мы делаем. Делаем ли то, что должно, или так, даром, ни за что прожигаем» ту жизнь, которая среди двух вечностей. смерти дана нам" (27- 532) .
В толковании христианства Толстой ¦выстраивает ряд: Бог Отец-Христос-человек, вбирающий в себя всю полноту Идеи Творения и преодолевающий трагизм противостояния человека и Христа, декларируемого церковью. Осмысливая Евангелие в эпоху безверия и антропоцентризма, Толстой наделяет человека миссией исполнителя воли Творца в вечном неисчерпаемом творении мира, утверждая, что смысл «.жизни человеческой и высший закон, долженствующий руководить ею, есть любовь» (37−166) как проявление Всемирной сущности Божественного бытия. В последние годы активизировался интерес исследователей к концепции миропонимания Толстого, которое способно консолидировать духовные силы человечества в преддверии третьего тысячелетия христианства, и поэтому все чаще высказыва—ется мнение о настоятельной потребности объективного изучения взглядов мыслителя, отвергнутого XX столетием в силу условных предубеждений.
1 Нилус С. А. Великое в малом. — Сергиев посад, 1917.-С.9.
Углубление понимания системы, художественно-изобразительных средств прозы Толстого 80−90-х годов подводит к освоению очевидного единства художественного мира писателя и его духовных исканий. Герои ¡-произведений Толстого приходят к выводу о трагической исчерпанности индивидуалистического самовыражения человека в истории и, пройдя через испытание искушением самообольщения и выстрадав покаяние, признают незыблемость духовных первооснов мира Божьего, ибо еще за полтора тысячелетия до Рождества Христова Господь провозгласил устами своего пророка: «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и исцеляю, и ничто не избавит от руки моей» (Втор 32:39).
В свете концепции человека как единства и взаимодействия трех уровней его природы: души, сознания .и подсознания, или духа, соотносящих ее творческую целостность с неделимостью Троицы, Толстой развертывает повествование своих произведений о сопряжении судьбы человека и Небесного Отечества. Суд Божий и воскресение являются не только концептами миросозерцания Толстого, но и предметом художественного изображения в его прозе. В «Предисловии к дневнику Амиеля» Толстой замечает, что любое произведение дорого тем, насколько открывается в нем «внутренняя работа души» (29−210), то есть насколько оно проникнуто пафосом нравственно-религиозного совершенствования и моральной ответственности за духовный выбор между хаосом и страстями и благодатью Всемирного самоопределения. Толстой отслеживает этапы процесса Суда Божьего, устремленного к эсхатологической перспективе воскресения, на подсознательном уровне человеческой природы в прит-чевом повествовании рассказа «Хозяин и работник», постигает мистический смысл душевного преображения в повести «Смерть Ивана Ильича», а в повести «Отец Сергий» обращается к проблеме сознания в нравственном выборе Всемирной ориентации духовной биографии героя. В романном повествовании, прообразом которого является повесть «Крейцерова соната», авторское внимание сконцентрировано на взаимодействии и взаимообусловленности души, сознания и подсознания в процессе Суда Божьего и нравственного воскресения. Роман «Воскресение» является квинтэссенцией творческих исканий Толстого 80−90-х годов, 'ибо в нем воспроизведено становление Идеи Творения на трех уровнях человеческой природы в свете ее самовыражения в индивидуальной судьбе, обществе и Всемирном братстве, в котором реализуются эсхатологические ожидания человечества. Художественному воплощению мифологемы Суда Божьего подчинено использование, системы таких художественно-изобразительных средств, как контраст, психологизм проникновения в таинственные глубины человеческой природы, символика имени и детали, своеобразие форм времени и пространства и композиционного выстраивания повествования.
Творческие искания Толстого вписываются в контекст духовной культуры XX столетия, когда проблема целостности мировосприятия становится особенно значимой в постижении логики Божественного бытия, чем обусловлены философские воззрения на единство Вселенной К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского и других мыслителей. Художественный опыт Толстого определяет изображение и освоение духовного пути героев писателей XX века к постижению универсальной истины Всемирного (по своей сущности) Боговдохновенного бытия. Преемственность толстовской традиции в понимании человека выразилась в произведениях М. Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»), Б. Пастернака, В. Гроссмана, М. Пришвина, А. Солженицына, В. Высоцкого и других, что делает творчество Толстого все более отвечающим мистическим запросам драматической эпохи создания онтологически целостной системы представлений о мире и человеке. с;
Список литературы
- Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Юбилейное издание. Т.1 — 90.- М.- Л.: ГИХЛ, 1928−1958.
- Альшванг А. Бетховен (очерк жизни и творчества).- М.: Музыка. 1966.- 630 с.
- Андреева Е. П. Толстой-художник в последний период деятельности.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1980.- 270 с.
- Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого / / Асмус В. Ф. Избранные философские труда"'в 2х т. Т. 1.-М.: Изд-во МГУ, 1969.- С.40 101.
- Барышников Е. П. Диалектика этического и художественного в прозе Л.Толстого: Пособие для спецкурса.- Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1980.- 79 с.
- Бердяев H.A. Духи русской революции // Из глубины: Сб. статей-о русской революции.- М.: Новости, 1991.- С. 78−90.
- Библия: — Книги Священного писания Ветхого и Нового завета.-Чикаго: Славянское Евангельское общество, 1990.-1449 с.
- Билинкис Я.С. О творчестве J1. Толстого .-Л.: Сов. Писатель, 1959,-414 с.
- Блок А. Записные книжки. 1901 1920.-М.: Худж. лит., 1965.- 663 с.
- Бунин И. А. Темные аллеи // Бунин И. А. Собр. Соч. в 6 т. Т. 5.- М.: Худж. лит., 1988.- С.-249 555.
- В мире Толстого: 'сборник статей / сост. С.Машинский.-М.: Сов. Писатель, 1978.- 528 с.
- Введенский A.M. Перед судом смерти: «Смерть Ивана Ильича» //<
- Вера и неверие Льва Толстого / Беседа с епископом Вашингтонским и Сан-Францискским (Родзянко) // Новый мир.- 1998.- № 7.-С. 150 162.
- Вересаев В. Живая жизнь.- М.: Изд-во Полит. Лит., 1991.-366 с.
- Вернадский В. Философские мысли натуралиста.- М., 1988.-384 с.
- Верховский С. Бог и человек: Учение о Боге и Богознании в свете православия.- Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956.- 416 с.
- Галаган Г. Я. Л.Н. Толстой. Художественно-эстетичес-кие искания.- Л.: Наука, 1981.- 174 с. с:
- Гей H.K.Из художественного опыта Л. Н. Толстого (некоторые аспекты жанро- и стилеобразования) // Толстой и наше время.-М.: Наука, 1978.- С. 65−85.
- Гей Н.К. О поэтике романа («Война и мир»,. «Анна Каренина», «Воскресение» JI.H. Толстого) // Известия АН СССР. Серия лит. и языка.- 1978.- т. 37.- № 2.- С. 121−132.
- Гельгардт" Р.Р. К изучению языка и стиля народных рассказов JI.H. Толстого // Известия Тверского педагогического института. Вып. V.- Тверь, 1929.- С. 89 106.27. -Гоголь Н. В. Повести.- М.: Худж. лит., 1963.- 172 с.
- Гончаров И.А. Обломов.- Спб.: Худж. лит., 1993.- 496с.
- Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8.-М.: Худж. лит., 1980.- 559 с. 30. «Гудзий Н. К. Лев. Николаевич Толстой.- М.: Изд-во МГУ, 1952.-• 112 с. «
- Гусев H.H. Летопись жизни и творчества Льва Николаеви-ча Толстого. 1828 1890.- М.: Гослитиздат, 1958.- 918с.
- Гусев H.H. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1891 1910.- М.: Гослитиздат, I960.- 559 с.
- Гусев Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с1881 по 1885 г.- М.: Наука, 1970.- 559 с.
- Гусейнов A.A. Вера, Бог и ненасилие в учении Льва Толстого // Свободная мысль.- 1997.- № 7.- С. 46 55.
- Гусейнов A.A. Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль.- 1994, — № 6.- С. 68 81.
- Давыдов Ю. Макс Вебер и Лев Толстой: К проблеме соотношения-этики убеждения и этики ответственности // Вопр. Лит.- 1994.-Вып. 1.- С. 77 105.
- Днепров В. Искусство человековедения: из художественного опыта Льва Толстого.- Л.: Сов. Писатель, 1985.- С. 259 287.
- Донсков А. Драматическое присутствие в повести J1.H. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Рус. лит.- 1993.- № 3.- С. 1.49 153.39. .Духовная трагедия Льва Толстого.- М.: Подворье Свято-Троицкой Серг.-Лавры: Отчий дом, 19−95.- 319 с.
- Зеньковский В.В. Л. Толстой. как мыслитель // Зеньковский
- B.B.i Русские мыслители и Европа.- М.: Республика, 1997.- С. 300 308.
- Зеньковский В. Памяти A.C. Пушкина // Москва.- 1991.- № 2.1. C. 3 5. ' «
- Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1.- 2е изд.-Paris: Ymca-Press, 1989.- с. 390 -'403.
- Иванов В.В. Русский мифологион: Учеб. Пособие: Словарь-справочник.- Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 1998.- С. 156'- 246.
- Иванов В.И. Борозды и межи.- М.: Мусагет, 1916.- 186с.
- Иванов-Разумник Этический индивидуализм Толстого // Прилуко-Прилуцкий Г. Корифеи русского слова. Вып. XV.- Спб., 1912.- С. 164 189.
- Исаев A.A. Граф Л.Н.. Толстой как мыслитель.- Спб., 1911.249 с.
- Ищук Г. Н. Проблема читателя в творческом сознании JI.H. Толстого: Пособие по спецкурсу для студентов-филол-огов. Калинин: Изд-во ГУ, 1975.- 119 с.
- Кадинский А. Б. Повести JI.H. Тодстого 80-х годов: Автореф. дне. на' сОиск. уч. ст. кандид. филолог, наук.- М. Мопи, 1963.- 16 с.. •
- Кантор В.К., Киселева М.С. JI.H. Толстой, «руссоизм», русская -культура // Филос. Науки.- 1991.- № 9.- С. 30 43.
- Карпкнко Г. Ю. К вопросу о становлении «ветхозаветного» типа мышления в творчестве И.А. Бунина // Библия и возрождение духовной культуры русского и других славянских народов. Спб.: Петрополис, 1995.- С. 64 — 76.
- Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви: раскрытие православия в их творениях.- М.: Изд-во МГУ, 1994.-' С. 119 140.
- Квитко Д.Ю. Философия Толстого.- М.: Изд-во ком. академ., 1928.- 302 с.
- Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого: Истоки. Традиции.- М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Ковалев В.А. Своеобразие художественной прозы Л.Н. Толстого: Автореф. дис. .доктора филолог, наук. М.: МГУ, 1970.- 46 с.
- Ковалев В.А. О стиле художественной .прозы -Л.Н. Толстого М.: Изд-во МГУ, i960.- 63 с.
- Козлов Н.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист.- М.: Изд-во МГУ, 1985.- 136 с., .
- Колесов В.В. Отражение русского менталитета в слове-// Человек в зеркале наук.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- С. 107−123.
- Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-истори-ческий очерк.- М.: Сов. писатель, 1963.- 439 с.
- Кросби Э. Толстой и его жизнепонимание.- М.: Посредник, 1911.- 64 с.
- Кудрявая Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика.- 1993.- № 1.- С. 82 87.
- Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни: образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого.- М.: Красный пролетарий, 1993.— 174 с.
- Кузина Л. Психологический процесс, способы и формы его изображения в творчестве «позднего» Толстого: Автореф. дис. .канд. филолог, наук.- М.: ИМЛИ, 1970.- 20 с.
- Кузина. Л., Тюнькин К. «Воскресение» Л.Н. Толстого.- М.: Худж. лит., 1978.- 118 с.
- Кузнецова H.H. Нравственно-религиозная проблема в творчестве Л.Н. Толстого // Проблемы марксистско-ленинской эстетики и эстетического воспитания.- М.: Изд-во МГПИ, 1975.- С. 200 217.
- Лакшин В.Я. Возвращение Толстого7МЬ1слителя: к изучению творчества Л. Н. Толстого // Вопр. лит.- 1988.-'№ 5.- С.104 117.t
- Ленин В.И. Статьи о Толстом.- М.: Худж. лит., 1988.- 159 с.
- Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4.- М.- Худж. лит., 1976.- С. 7 142.
- Лермонтов М.Ю. Стихотворения: 1828 1841 // Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.1.- М.: Худж. лит., 1975.648 с.
- Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и Бунина.- М.: Изд-во МГУ, 1989.- 172 с.
- Ломунов К. Над страницами «Воскресения». -М.: Современник, 1979.- 381 с.
- Лурье Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого // Рус. лит.- 1989.- № 1.-С. 26−43.
- Магазинник Е. Мировоззрение и метод Льва Толстого в повестях последнего периода творчества // Проблемы художественного мастерства / Труды Самаркандского гос. ун-та им. А. Навои. Новая серия. Вып. 112.- Самарканд: Изд-во ГУ, 1961.- С. 37 60.
- Маймин Е.А. Лев Толстой: путь-писателя.- М.: Наука, 197−192 с. • '
- Майорова И. Идейный перелом и особенности прозы Л.Н. Толстого 80-х годов:• Автореф. дис. .канд. филолог, наук.- Ташкент: ГУ, 1963.- 34 с.
- Мень А. «Богословие» Ль? а Толстого и христианство // Толстой Л. Н. Исповедь. Вчем моя вера?- Л.: Худж. лит., 1991, — С. 5 -27.
- Мережковский 'Д.С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники.-М.: Республика, 1995.- С. 7 350.
- Митрополит Сурсжский 7нтоний, Слово в неделю о Страшном суде ' // Журн. Моск. Патриархии.- 1997.- № 9.- С. 76.
- Мочалов И.И. Л.Н. Толстой и В. И. Вернадский: Из истории личных и творческих контактов // Рус. лит., 1979.-N6.- С. .193 204.
- Михайловский Н.К. Десница и шуйца Льва .Толстого // Русская критика XVIII XIX веков: Хрестоматия / Сост. В. И. Кулешов.-М.: Просвещение, 1978.- С. 431 — 445.
- Муромцев А. Страх смерти в произведениях Л.Н. Толстого «Хозяин и работник» и «Шерть Ивана Ильича: Психологический эскиз.- Спб., 1912.- 68 с.
- Мучник Г. М. Моралист-или художник? (о принципе контраста в рассказе Л. Толстого «Хозяин и работник») // Филологический сборник. Вып. XVII.-' Алма-Ата: Изд-во Каз. ГУ, 1976.- С. 3 -17. ' ''
- Назаров В.Н. Метаморфозы непонимания: Л. Н. Толстой и Русская церковь в современном мире // Вопр. филологии.- 1991.- № 8.- С. 155 156.
- Неизвестный Толстой в архивах России и США: Рукописи. Письма. Воспоминания. Наблюдения. Версии. / Сост.- и ред. И. Борисова.- М.: АО Техна-2, 1994.- 527 с.
- Нестеренко A.A. Христианская проповедь в художественном творчестве Л.Н. Толстого (по романам «Анна Каренина» и «Воскресение») // Весн1к В1цебскага дзяржаунага унивес1тэта: науковы часоп1е.- 1996.- № 1.- С. 76 81.
- Нестеренко A.A. О единстве нравственных и художественных ис-• каний Л.Н. Толстого // Материалы научн. конференции проф.-преподават. состава Чимкентского ГПИ:. тезисы докладов.- Чимкент, 1972.- С. 145 -147.с:.
- Николаева Е.В. Художественное своеобразие творчества Л.Н. Толстого 1880−1900-х годов (Способы выражения основ авторского мировоззрения в позднем творчестве писателя): Автореф. дис. .доктора филолог, наук.- М.: МПГУ, 1995.- 36 с.
- Николаева Е.В. Мемуары в творчестве Льва Толстого (Роль традиций мемуаристики в произведениях писателя)-: Учеб. пособие.-М.: Прометей, 1993.-'105 с.
- Нилус С.А. Великое в малом.- Сергиев посад, 1917.-, 120 с.
- Нисский Г. Об устроении человека.- Спб.: Axioma, 1995.- 178 с.
- О полном собрании сочинений Толстого («Юбилейном») // Лите--ратурное наследство. Лев Толстой. Т. 69. Кн. 2.- М.: Изд-во АН СССР, 1961.- С. 429 540.
- О религии Толстого. Сборник второй.- М.: Путь, 1912.- 216 с.
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Лев Николаевич Толстой. Очерк его художественной деятельности и оценка его религиозных и моральных идей.- Спб., 1911.- 160 с.
- Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого.- М.: Наука, 1978.- 160 с.
- Опульская Л. Художественное евангелие от Льва Толстого // Толстой Л. Н. Божеское и человеческое: произведения 1903−1910 гг.- М.: Панорама, 1994.- С. 7 16.
- Опульская JI.Д. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1886 по 1829 г.- М.: Наука, 1979.- 287 с.
- Опульская Л.Д. Особенности реализма Л. Толстого в поздний период творчества (1880-е 1900-е годы): Автореф. дис. .канд. филолог. 'наук.- М.: МГУ, 1952.- 16 с.
- Орлова С .В. Реализм романа. Л. Н. Толстого «Воскресение»: Автореф. дис. '.канд. филолог, наук.- М.: MI’ИИ, 1972.- 32 с.
- Осмоловский О.Н. Некоторые аспекты жанрового содержания романа Л.Н. Толстого «Воскресение» // Жанр (эволюция и специфика) .- Кишинев, 1980.- С. 87−95.
- Основин В.В. К вопросу о творческих исканиях Л. Толстого последнего периода // Толстовский сб. № 3: Доклады и сообщения V и VI Толстовских чтений.- Тула: Изд-во Тульского ГПИ, 19 671. С. 51 67.. ¦
- Основин В. В. Драматургия Л.Н. Толстого.- М.: Высш. шк., 1982.- 176 с.
- Парахин Ю., Парахина Е. Лев Толстой: Россия на пути к книге Бытия. Лев Толстой и Ясная Поляна: Новое, парадоксальное о Л. Н. Толстом и духовности России.- Тула, 1998.- С. 3 306.
- Партэ К. Метаморфоза смерти у Л.Н. Толстого // Рус. лит.-1991.-№ 3.- С. 107 112.
- Пастернак Б. Избранные произведения.- М.: Панорама, 1991.656 с.
- Петров Г. Н. Отлучение Льва Толстого от церкви.- М.: Знание, 1978.- 112 с.
- Позойский С.И. К истории отлучения Льва Толстого от церкви.-М.: Сов. Россия, 1979.- 177 с.
- Полонский В. Сознаие и творчество.- Л., 1934.- 215 с.
- Предварительные итоги тысячелетнего опыта: Беседа с Д. С. Лихачевым // Огонек.- 1988.- № 10.- С. 9−11.
- Полтавцев A.C. Философское мировоззрение Л.Н. Толстого.-Харьков:'Вища школа, 1974.-i 153 с.
- Пушкин A.C. Стихотворения:» 1813 1836- // Пушкин A.C. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1.- Спб.: Библиополис, 1993.- 599 с.
- Пушкин A.C. Евгений Онегин // Собрание сочинений в 5 т. Т. 3.- Спб.: Библиополис, 1994.- С. 5−208.
- Пушкин A.C. Второй том «Истории русского народа» Полевого.-Собрание сочинений в 5 т. Т. 5.- Спб.: Библиополис, 1994.- С. 194−197. «
- Ремизов В. Б Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: концепция жизни и формы ее воплощения.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986.- 163 с. '
- Ремизов В. Б Роман Л. Н. Толстого «Воскресение» (проблематика и принципы композиции): Автореф. дне. .канд. филолог, наук.-М.: МГУ, 1979.- 24 с.
- Ремизов В.Б. Идея «воскресения», и ее художественное воплощение в последнем романе Л.Н. Толстого.- Тула: Изд-во Тульского ГПИ, 1978.- С. 38 47,
- Ремизов В.Б. Позиция автора в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» // Толстовский сборник № 6: Доклады и сообщения XII и XIII Толстовских чтений.- Тула: Изд-во Тульского ГПИ, 1976.-С. 61 71. «
- Роман Л.Н. Толстого «Воскресение»: историко-функциональные исследования.- М.: Наука, 1991.- 193 с.
- Романова Т.В. К вопросу о сюжете и жанре «Воскресения» // Толстовский сборник. К 150-летию со дня рождения Л. Н. Толстого.- Тула: Изд-во Тульского ГПИ, 1978.- С. 59 67.
- Рукавицын М. М. Повесть Л.Н. Толстого «Скерть Ивана Ильича» (идейно-художественная проблематика) // Ученые записки / МОПИ им. Н. К. Крупской. ТС XXXIX Вып. 9.- М., 1963.- С. 243 255.
- Рукавицын М.М. Морально-этические проблемы в повести Л.Н. Толстого «Дьявол» // Ученые записки / МОПИ им. Н. К. Крупской. ТС XXXVIII. Вып. 8.- М., 1963.- С. 259 266.
- Рукавицын М.М. Искусство портрета в повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т XXIII. Вып. 1.-М.: Наука, 1964.- С. 44 48.
- Рукавицын М. М. Повести Л.Н. Толстого 80-х годов (проблематика и вопросы мастерства): Автореф. дис. .канд. филолог, наук.-М.: МОПИ, 1965.- 20 с.
- Семенова С.Г. Об одном идейно-философском диалоге: JI.H. Толстой и Н. Ф. Федоров -// Север.- 1980.- № 2.-С. 115 128.
- Семыкин Н.П. JI.H. Толстой философ нашего времени // Толстой JI.H. Избранные философские произведения, — М.: Просвещение, 1992.- С. 4−13.
- Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев В. Собр. соч. в 10 т. Т. 1.- Спб.: 1911.- С.102 377.
- Сотникова Т-.С. Чувство и разум как формы познания в мировоз-' зрении и творчестве Л. H. Толстого / / Толстовский сборник к150. летию со дня рождения Л. Н. Толстого.- Тула: Изд-во Тульского ГПИ, 1978.- С. 17 24.
- Скатов Н. Спор двух утопистов: Об отношениях Л. Н. Толстого и Н. Ф. Федорова.-Звезда.- 1978.- № 8.- С. 172- 180.
- Степанов Ю.С. От стиля к мировоззрению. Экзистенциальные идеи у Л. Н. Толстого // Сб. докладов и сообщений Лингвистического общества. Т. III. Вып. 1.- Калинин: Изд-во Калининского ГУ, 1973.- С. 10 24.
- Суриков В. Самостеснение Толстого // Лит. обозрение.- 1997.-№ 3.- С. 85 92.
- Тареев. М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни: Антология. Вып. II.- М.: Прогресс-Культура, 1994.- С.123−242.
- Тендряков В. Божеское и человеческое Льва Толстого // Звезда.- 1978.- № 8.- С. 196 206.
- Толстой- С.M. Путь к гениальности: Глобальные проблемы современности в философии JI.H. Толстого // Вестн. высш. шк.- 1991.- • № 10.- С. 55 57. ' '
- Торошнева JI. Религиозные и этические взгляды- Толстого / На-учн. жизнь: .Тезисы к международному научному. конгрессу ст., аспирантов и молод, уч. // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия.-1997.- № 2.-'С. .115 116.
- Тютчев Ф.И. Собрание сочинений в 2 т. Т. 2. Письма.- М.: Худж. лит., 1984.- 447 с, 160.' Фет H.A. О поэтике повести JI. Толстого «Смерть Ивана Ильича»: Автореф. дис. .канд. филолог. наук.-.Спб., РГПУ, 1995.18 с.
- Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория JT. • Толстого: Наблюдения и раздумья.- М.: «Сов. писатель, 1983.- 319С.
- Франк С.Л. Нравственное учение JI.H. Толстого (к 80-летнему юбилею Толстого 28 августа 1908 г.) // Франк С. Л. Русское мировоззрение, — Спб.: Наука, 1996.- С. 432- 440.»
- Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник.- 4е изд.- М.: Худж. лит., 1978.- 580 с.
- Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Русский космизм: Антология философской мысли.- М.: Педагогика-Пресс, 1993.- С. 264 -«277.
- Чернявский А.Л. Еще раз о. мировоззрении Льва Толстого //¦ Сов. педагогика.- 1990.- № 9.- С. 90−101.
- Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше: Философия и проповедь.- Спб., 1900.-209 с.
- Щипанов И.Я. Философские искания Л.Н. Толстого // Вестник. МГУ. Сер. 7. Философия.- 1979.- № 1.г С. 44- 58.
- Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые- годы.- Л.: Худж. лит., 1974.- 359 с. .
- Эйхенбаум"Б.М. О прозе: Сб. статей.- Л.: Худж. лит., 1969.503 с.
- Юнг К. Г. Поход к бессознательному // Юнг К. Г. Архетип и символ.- М.: Ренессанс, 1991.- С. 25 94.
- Явчуновская И.В. Идея нравственного самосовершенствования в учении Л.Н. Толстогоо непротивлении злу насилием / Научн. жизнь: День творчества студента // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия.- 1998.- № 1.- С. 101 102.
- Gustavson R.E. Leo Tolstoy: Resident Stranger: A Study in. Fiction and Teology.- Pricenton, New Jersy, 1986.- 260 p.
- Lev Tolstoy and the Consept of Brotherhood.- NY, Ottava, Toronto, 1996.- 186 p.