Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация экономических интересов и обеспечение экономической безопасности в условиях социально-рыночной трансформации в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В аспекте согласования и реализации интересов важным приоритетом развития страны является обеспечение безопасности. Концепция национальной безопасности — это в первую очередь философское видение позиции страны в системе глобальной политики прошлого, настоящего и будущего на основе учета накопленного опыта и обобщения всего многообразия факторов, определяющих адекватность жизнедеятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Экономические интересы и механизм их реализации в транзитивной экономике
    • 1. 1. Сущность экономических интересов и модификация их содержания в условиях реформ
    • 1. 2. Рынок как универсальный механизм реализации интересов
    • 1. 3. Социализация экономических интересов в новых условиях хозяйствования
  • Глава II. Формирование социально-рыночного механизма реализации экономических интересов и обеспечения экономической безопасности России. Г
    • 2. 1. Экономическая безопасность и реализация общенациональных интересов
    • 2. 2. Реализация региональных экономических интересов в механизме обеспечения экономической безопасности
    • 2. 3. Экономическая безопасность отрасли: аспект согласования и реализации интересов в АПК

Реализация экономических интересов и обеспечение экономической безопасности в условиях социально-рыночной трансформации в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. К числу многих теоретических проблем становления рыночных отношений, от разработки которых зависит эффективность экономической и хозяйственной практики, относится проблема экономических интересов. Выработка и реализация соответствующей экономической политики предполагает адекватное представление о природе, типах, формах, и разновидностях экономических интересов, способах их согласования и реализации, учитывающих специфику экономики в период происходящего в Российской Федерации становления рыночных отношений. Длительное время, в условиях планово-распределительной системы, главной движущей силой был государственный интерес, а интересы других субъектов учитывались и реализовались на основе жёсткой директивной иерархии. При переходе к рынку совокупность интересов формируется и реализуется в новом экономическом и правовом поле.

В системе реализации экономических интересов к числу важнейших приоритетов принадлежит обеспечение экономической безопасности, поскольку это является базой независимости государства, условием устойчивого и эффективного развития общества.

Наряду с некоторой хаотичностью реформ, вызванной недостаточной ориентацией на долгосрочные интересы нации, недооценка проблемы выработки новой социально-экономической политики, может привести не только к тяжелейшим социальным последствиям, но и к утрате как экономической, так и национальной безопасности страны.

В такой ситуации исследование реализации экономических интересов в аспекте обеспечения экономической безопасности, учитывая постиндустриальные тенденции развития современного общества, приобретает особую актуальность.

Степень разработанности проблемы. Концепция исследования проблем сущности и характера реализации экономических интересов была заложена ещё в XVII—XIX вв.еках в работах основоположников экономической теории:

A.Смита, У. Петти, Д. Рикардо, К. Маркса, Ж. Б. Сэя.

Методологические основы анализа социально-экономической природы экономических интересов представлены в трудах зарубежных и отечественных учёных: JI. Абалкина, Р. Барра, Е. Гайдара, О. Мамедова, С. Медведева, В. Овчинникова, Ж. Руссо. В теорию национальных экономических интересов значительный вклад внесли: JI.B. Белоусов, Ф. Баф, М. Вебер, А. Генкин, Б. Гершкович, Д. М. Кейнс, В. Лившиц, Ю. Ольсевич, В. Окейн, В. Радаев, В. Соколов, П. Таранов, И. Шумпетер, Л.Эрхард. Научные основы национальной экономический безопасности в части обеспечения национальных интересов России занимают важное место в трудах В. Алёшина, О. Белокрыловой, А. Городецкого, И. Дюмулена, В. Загашвилли, Э. Кочетова, В. Сенчагова, Ю. Шишкова и других авторов. Современный этап исследования проблемы проявления экономических отношений регионального уровня в экономических интересах с наработкой исходной теоретической и практической основы в трудах Л. Адухова, Л. Болтенкова, С. Глазьева, М. Гузева, А. Дадашева, В. Игнатова, Н. Кетовой, Ю. Колесникова,.

B. Суслова, Р. Шнипера.

Однако комплексное исследование проблемы реализации экономических интересов в новых для России экономических условиях сегодня находится практически на начальном этапе. На данный момент слабо изучены вопросы стабилизации экономической системы через достижение равновесия реализации экономических интересов субъектов её структурных элементов. Требуется более глубокий анализ влияния на характер реализации интересов социальных субъектов структурной трансформации экономического хозяйства. Нуждаются в серьёзном изучении вопросы, связанные с национальной безопасностью страны, государственным регулированием процесса реализации экономических интересов.

Задача исследования механизма эффективной реализации экономических интересов в условиях рыночной трансформации не может быть достигнута путём автономного анализа рассматриваемых вопросов. Всё это позволяет поставить проблему исследования реализации экономических интересов в аспекте обеспечения экономической безопасности в ряд актуальнейших направлений развития экономической теории.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических подходов к формированию механизма реализации экономических интересов и обеспечения экономической безопасности в условиях рыночной трансформации российской экономики.

Реализация цели исследования потребовала постановки и решения следующих задач:

— уточнить сущность и природу интересов транзитивной экономики как категории;

— раскрыть содержание механизма и его роль в реализации интересов, его специфику действия в условиях реформ;

— выявить особенности социализации экономических интересов в современных экономических системах;

— сформулировать и раскрыть сущность национальных интересов через решение проблемы национальной безопасности страныопределить место регионов в обеспечении экономической безопасности государства и исследовать особенности реализации их интересов;

— раскрыть роль продовольственной безопасности в контексте общей экономической безопасности страны;

— показать реализацию интересов отраслей (на примере АПК) в механизме обеспечения экономической безопасности.

Объектом исследования выступают экономические отношения и социально-экономические процессы, проявляющиеся в экономических интересах.

Предмет исследования — экономические интересы системы в целом и её структурных элементов, механизм их согласования и реализации в аспекте обеспечения экономической безопасности.

Методологическую основу данной работы составляют теоретические положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных учёных, посвященных проблемам экономических интересов и экономической безопасности, законодательные и нормативные документы.

Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялась автором на основе системного подхода с использованием методов научной абстракции, функционально-структурного, нормативного и статистического анализа.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена материалами, содержащимися в монографиях и статьях периодических изданий российских и зарубежных экономистов. Эмпирическую основу составили также официальные статистические данные Российской Федерации, методические и нормативные издания, экспертные оценки, исследования учёных, характеризующие трансформацию экономических интересов в условиях транзитивной экономики в России.

Положения выносимые на защиту:

По специальности 08.00.01 — «Экономическая теория»: 1. Существует объективная необходимость, которая побуждает индивида, коллективы людей и общество в целом к определенным * действиям, обусловленными сложившимися экономическими отношениями. Целью этих действий является удовлетворение разнообразных потребностей каждого из субъектов экономических отношений. Сказанное служит основанием, чтобы трактовать интересы как объективную категорию. Отношения собственности определяют содержание самих интересов и ту социальную форму, в которой эти интересы реализуются. Данное положение является базой для научного анализа процессов транзитивной экономики.

2. В рыночном хозяйстве действия различных субъектов экономических отношений осуществляются на основе доминирования частного интереса, как главного движущего фактора развития. Действуя в интересах собственной выгоды, а также, выбирая способ ее достижения, участник рыночного производства расширяет поле выбора для других участников, которые реагируют на его выбор. Поэтому рыночное саморегулирование можно определить как непрерывный процесс совместного достижения ее субъектами реализации собственных интересов.

3. Рыночная форма экономической организации сама по себе не в состоянии преодолеть или даже ослабить негативное воздействие естественной монополии, которая является формой государственного регулирования в механизме реализации интересов и совместима с развитием конкуренции.

4. Признаки ориентации экономики на человека и его потребности (социальная ориентация) заложены в самой природе рыночного хозяйства, где «невидимая рука» распределяет и перераспределяет ресурсы между сферами и отраслями под влиянием колебаний рыночного спроса, отражающих изменения человеческих потребностей. Но главным инструментом, обеспечивающим баланс между стремлением к реализации собственных интересов и относительной социальной справедливости, является государственное регулирование. Социальный смысл рыночного хозяйства заключается в том, чтобы любой успех экономики служил лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества, реализации интересов его хозяйствующих субъектов.

По специальности 08.00.05 «экономика и управление народным хозяйством: экономическая безопасность»:

1. В аспекте согласования и реализации интересов важным приоритетом развития страны является обеспечение безопасности. Концепция национальной безопасности — это в первую очередь философское видение позиции страны в системе глобальной политики прошлого, настоящего и будущего на основе учета накопленного опыта и обобщения всего многообразия факторов, определяющих адекватность жизнедеятельности государства. Жесткая иерархичность и субординированность в принципах согласования экономических интересов в командной экономике в условиях социально-рыночной экономики заменяется новыми принципами на основе сбалансированности и компромисса, но это не означает полной утраты иерархичности в системе интересов. Экономическая безопасность — это состояние национальной экономики, обеспечивающее стабильное развитие и защищённость интересов всех уровней от различных угроз на базе строго определённых критериев. 2. Региональный экономический интерес может быть реализован лишь с учётом реализации общенациональных интересов и наоборот. Независимо от • формы государственности и условий развития страны, важна чётко определённая дифференциация федеральных и региональных интересов. Регионы являются субъектами экономических отношений, в которые они вступают с обществом в целом, представляемым государством и его структурами, с другими регионами, внутрирегиональными образованьями государственного и муниципального типов, а так же с населением и хозяйствующими субъектами. Экономические, социальные и политические функции регионов обуславливаются их потребностями, которые, будучи едиными с общенациональными, обладают определённой спецификой, — что предопределяет их относительную обособленностью в рамках государственной целостности. На уровне • регионов возникают и накапливаются проблемы социального, экономического и политического характера, которые в рамках каждого из них носят специфический характер. Игнорирование особенностей региональных интересов ограничивает реализацию общенациональных интересов, приоритетное место в системе которых занимает экономическая безопасность государства. То есть под угрозу ставится не только экономическая, но и национальная безопасность государства.

3. В системе безопасности российского государства, проблема продовольственной безопасности является одной из ключевых, так как ее решение является важным условием создания атмосферы стабильности и благополучия. Продовольственная безопасность России в контексте об. щей экономической безопасности является темой весьма актуальной, так как в ней концентрируются концептуальные направления’аграрной стратегии и продовольственной политики в новых условиях рыночных отношений. В этой связи, а также с учетом национальных интересов России, продовольственный и аграрный комплексы следует считать стратегически важными отраслями экономики. Основой продовольственной безопасности России может служить только высокоэффективно работающее аграрное хозяйство, поэтому поддержка и стимулирование его со стороны государства является чрезвычайно важным. Стабилизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса невозможны без коренного изменения социальной политики на селе. Наиболее перспективным направлением считаем создание условий для процессов интеграции и кооперации. Агропромышленная интеграция представляет собой в сложившихся условиях, скорее необходимость, чем альтернативное решение проблемы. В целом нарастание интеграционных процессов является ключевым фактором, который позволит остановить спад производства в сельском хозяйстве, создать предпосылки для его роста, обеспечить согласование и реализацию экономических интересов всех участников.

Научная новизна работы состоит в теоретическом обосновании механизма реализации экономических интересов на начальном этапе формирования социально ориентированной рыночной экономики в России в тесной связи с раскрытием механизма обеспечения экономической безопасности. Конкретные элементы научной новизны реализуются в следующем: р

По специальности 08.00.01 — «Экономическая теория»:

1. Уточнены природа и содержание экономических интересов в условиях рыночной модификации их системы. В этой связи показана определяющая роль трансформации отношений собственности в процессе модификации экономических интересов.

2. Раскрыта эволюция механизма реализации экономических интересов вместе с развитием рыночных отношений, в котором сохраняющаяся всеобщность частного интереса превращает его в универсальное средство саморегулирования экономического поведения всех участников рыночной экономики, в том числе и транзитивной российской. В этом механизме весомая роль отводится естественным монополиям.

3. Обосновано положение о социализации экономических интересов и необходимости формирования адекватного механизма их реализации в современном обществе. Рыночное хозяйство имеет социальный эффект постольку, поскольку оно за счет своей экономической эффективности создает необходимые предпосылки для повышения уровня общего благосостояния. Но в то же время рынок безжалостен к экономическим субъектам, а социальная эффективность рыночного хозяйства повышается, если государство проводит политику его регулирования.

По специальности 08.00.05 — «Экономика народного хозяйства: экономическая безопасность»:

1. Раскрыто содержание понятия «экологическая безопасность» через.

• такое понимание состояния национальной экономики, которое обеспечивает стабильное развитие, защищенность и реализацию интересов субъектов всех уровней.

Определено, что концепция национальной безопасности представляет собой видение места государства на международной арене и совокупность критериев по согласованию интересов в целях достижения желаемого результата. и.

2. Доказана возможность реализации разноуровневых интересов и обеспечения экономической безопасности путем системной организации экономических отношений.

Устойчивое и динамичное развитие российской экономики в ходе рыночной трансформации своим необходимым условием имеет обеспечение целостности и однородности экономического пространства страны. Важнейшим условием решения данной проблемы является достижение безопасного, согласованного и эффективного развития федерации, регионов и находящихся в их составе территориальных образований, в котором особую роль выполняют региональные интересы.

3. Предложены основные направления формирования социальнорыночного механизма реализации интересов в отраслевом аспекте (на примере АПК). При этом доказана определяющая роль продовольственной безопасности в контексте общей экономической безопасностипод безопасностью отрасли понимается создание условий для ее стабильного развития и выполнения своих функций.

Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности рассматриваемых проблем. Основные результаты полученные автором, могут быть использованы в качестве теоретической базы при осуществлении законодательных и управленческих функций государственными органами. Углубленный анализ продовольственной безопасности как одного из основных критериев национальной безопасности страны может явиться концептуальной базой разработки научных основ политики государства, направленной на обеспечение экономической безопасности страны, а так же при определении ценностных ориентиров, что в целом способствует выработке концепции долговременной стратегии реформирования социально-экономической жизни российского общества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что наряду с возможностью концептуального использования результатов они могут быть востребованы для подготовки специалистов в области социально ориентированной рыночной экономики.

Отдельные положения и концептуальные решения диссертационного исследования применимы в преподавании и изучении курсов «Экономическая теория», а также «Экономика предприятия АПК», «Экономическая безопасность».

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования на различных этапах представлялись и получили положительную оценку на международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях: на XXIII Всероссийской конференции по экономике «Глобализация», (г. Краснодар 2002) — на V Всероссийской конференции по экономике «Вековой поиск модели хозяйственного развития России», (г. Волгоград, 2002) — на региональной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в АПК», (г. Ростов-на-Дону, 2002) — на I межвузовской научно-практической конференции «Экономика России в переходный период: проблемы, пути решения», (Новочеркасск, 2003г) — на I Всероссийской конференции. «Юг Руси в перекрестье напряжений» (г. Туапсе, 2003) — на научно-практической конференции студентов и молодых учёных, (г. Ростов-на-дону, 2003) — на II научной конференции «Экономика России в переходный период: проблемы, пути решения», (Новочеркасск, 2004) — на XXV Всероссийской конференции по экономике «Конкуренция», (г. Краснодар, 2004).

Логическая структура диссертации последовательно раскрывает цель и задачи исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Исследование проблемы реализации экономических интересов в механизме обеспечения экономической безопасности в условиях рыночной трансформации в России позволяет сделать следующие выводы:

1. Экономические интересы выражают объективную необходимость удовлетворения существующих и развивающихся потребностей, и сами носят объективный характер. Являясь формой проявления экономических отношений, выражая потребности различных субъектов, интересы носят противоречивый характер. Вместе с уходом старой системы экономических отношений меняется и система интересов. Модификация связана как с изменением всей структуры системы интересов, так и с иной их субординацией, в особенности это касается места и роли общенационального и частного интересов. Свой вес общенациональные интересы сохраняют вследствие сохранения субъекта-носителя интереса и его потребностей. В то же время рыночная экономика предполагает, что частный интерес формирует фундаментальный образ действий различных субъектов экономических отношений, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив частного интереса придаёт направление и упорядоченность функционированию всей экономической системы, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной. Рыночная экономика построена — на всех уровнях и во всех сферахна принципе экономической заинтересованности, выгодности экономических поступков.

2. В условиях трансформации экономики усилилась тенденция к повышению роли интересов естественных монополий. Монополии порождаются самой рыночной экономикой и являются серьезным препятствием как в реализации экономических интересов её субъектов так развитии всей экономической системы в целом. В развитых странах данная проблема решается с помощью жёсткой антимонопольной политики проводимой государством по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Но в России до сих пор нет должного понимания сути антимонопольной политики: ее настойчиво пытаются ограничить сферой естественных монополий. Очевидно, что монополизированная экономика не позволяет добиться полного согласования и реализации экономических интересов. Стремление монополии к реализации своих собственных интересов делает невозможным достижение реализации интересов остальных субъектов рыночных отношений. Что касается собственно естественных монополий, то рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть действия негативных факторов естественной монополии. Рынок • по-прежнему продолжает являться эффективным механизмом согласования и реализации интересов субъектов экономической системы только при активной государственной политике.

3. Социальная рыночная экономика представляет собой особый тип хозяйственной системы, она отличается не только высоким уровнем благосостояния населения, но и наличием социально — экономических институтов, направляющих функционирование всех элементов этой системы на принципах социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государства нацелена на свободное, экономически эффективное, устойчивое, социальное и справедливое устройство экономики и общества.

Социальная экономика основана на органическом сочетании рыночных начал с высокой степенью государственного вмешательства в экономику. При этом важнейшей задачей государства является мощная законодательная защита конкуренции, обеспечивающая высокую эффективность стимулирующих функций рыночного механизма. Другой важной задачей государства является поддержка и укрепление социальной сферы, роль которой постоянно возрастает, а также обеспечение относительной справедливости в решении проблемы социального равенства. Главным инструментом, обеспечивающим баланс между стремлением к извлечению экономической выгоды и относительной социальной справедливостью, является государственное регулирование. Вследствие этого современная рыночная экономика по своей природе социальна. Социальный смысл рыночного хозяйства заключается в том, чтобы любой успех экономики служил лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества. А социализация экономических интересов означает направленность их не только на достижение экономических результатов (прибыль, дивиденд, заработная плата), но и социальных.

4. Национальные экономические интересы имеют социально-экономическую основу и связаны в первую очередь с обеспечением экономической безопасности страны. В условиях, сложившихся на данном этапе развития в России реальное формулирование национальных интересов и разработка концепции национальной безопасности должны идти параллельно. Так же концепцию национальной безопасности и проблему обеспечения экономической безопасности государства следует рассматривать в совокупности, без отрыва друг от друга. Концепция национальной безопасности — это система, состоящая из положений, описывающих условия, определяющие безопасность страны (экономическую безопасность, политическую, военную и т. д.) и критериев для выработки практических действий в этой области. То есть, в каждой конкретной ситуации, государство, пользуясь существующими в концепции национальной безопасности критериями практических действий, определяет средства достижения условий, удовлетворяющих понятию национальная безопасность. Исходя из этого экономическая безопасность — это состояние национальной экономики, обеспечивающее стабильное развитие и защищённость интересов всех уровней от различных угроз на базе строго определённых критериев.

5. Реализация разнокачественных интересов возможна лишь путем системной организации экономических отношений, которая в свою очередь может трактоваться как совокупность норм, механизмов, форм согласования принципов рыночной экономики с принципами федерализма, регионального и местного самоуправления, которые позволяют осуществлять компромисс экономических, социальных, экологических и иных интересов самых различных субъектов экономических отношений. Для каждого субъекта Российской Федерации, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ • социально-экономического развития, необходим особый подход. Однако методики создания таких региональных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации в государстве и регионе. В то же время региональный экономический интерес наиболее полно может быть реализован лишь с учетом реализации общенациональных интересов (и наоборот). Таким образом, с одной стороны учет особенностей региональных интересов, а с другой, обеспечение их реализации сквозь призму реализации общенациональных интересов, являются важнейшими условиями достижения экономической безопасности.

6. Важным звеном безопасности является продовольственная безопасность России на базе высокоэффективного аграрного хозяйства, поэтому поддержка и стимулирование его со стороны государства является чрезвычайно важным. В развитых и крупных развивающихся странах постоянное участие государства в аграрных делах считается обязательным условием эффективного функционирования экономики и социальной стабильности, хотя координирующая роль рыночного механизма в системе агробизнеса также важна.

Функции государственного вмешательства и государственной политики в системе агробизнеса имеют качественно иную природу, чем при формировании и функционировании агропромышленного комплекса в плановой экономической системе. Производящие отрасли, создающие условия производства для сельского хозяйства выступают как исходный элемент агро-промышленно-торговой интеграции. Большая часть вводимых в сельское хозяйство ресурсов производится вне аграрной сферы и на основе обмена направляется на производственное потребление. С углублением общественного разделения труда расширяются экономические связи между отраслями сельского хозяйства и промышленностью, маркетинга и регулирующим механизмом государственного воздействия. В условиях интеграции ранее относительно обособленные и специализированные виды производственной деятельности становятся элементами целостного технологического цикла и обеспечивают реализацию интегральной цели системы через создание агропромышленных объединений, имеющих перерабатывающие и торговые подразделения, в рамках которых формируется организационное единство сельскохозяйственного и промышленного труда, аграрного и индустриального производства, что способствует повышению экономической эффективности сельского хозяйства, росту производительности факторов производства, снижению совокупных издержек производства, согласованию и наиболее полной реализации экономических интересов всех субъектов агропромышленного комплекса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абалкин JL И. Диалектика социальной экономики. М. 1991. С. 229.
  2. Л.И. Логика экономического роста. М. 2002
  3. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики № 6. 1997 г. с.5−12.
  4. Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение// Вопросы экономики, 1994. № 12. с. З
  5. Н., Губанов С. Российская экономика в системе мировых связей.//Экономист. 2000 г. № 3.
  6. B.C. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука. 1993 г.
  7. А.А. Совершенствование территориально-организационных структуры России.// Российский экономический журнал. 1993 г. № 10.
  8. М. Условия эффективности в экономике. М. 1998 г.
  9. В. Многомерный мир третьего тысячелетия. // Мировая экономика и международные отношения. 2000 г. № 7.
  10. О. Концепция экономической трансформации постсоветских обществ. // Мировая экономика и международные отношения. 1996 г. № 6.
  11. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М. 1996 г.
  12. И. Стратегическое управление. Перевод с англ. М.: Экономика 1989 г.
  13. С. Рыночная реформа и переходный кризис. // Мировая экономика и международные отношения. 1995 г. № 1.
  14. С. Теория перехода к рынку. М.: 1993 г.
  15. Е., Потапова А. Отраслевые закономерности рыночной трансформации российской экономики. // Мировая экономика и международные отношения. 2000 г. № 6.
  16. З.В. Меры по защите внутреннего рынка РФ. // Всемирная торговая организация и интересы предпринимателя. Документы конференции. М. 1998 г.
  17. Р. Политическая экономия. / пер. с французского. М.: Международные отношения 1995 г. Т.2.
  18. М.К. Экономические интересы и их взаимодействие. Региональный аспект. Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 1991.- С. 60.
  19. В.В. Экономические интересы и их реализация в условиях становления рыночной экономики // Автореферат на соискание степени К.Э.Н. Н. Новгород: 1994.- С. 18.
  20. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. // Трансформация. Экономический бюллетень о странах с переходной экономикой. 1999 г. № 3.
  21. Д. Грядущее постиндустриальное общество. М. 1999 г.
  22. О.С., Вольчик В. В., Мурадов А. А. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Ростов н/Д.: Изд. -во Рост. Ун-та. 2000 г.
  23. О.С., Коптенко В. В., Чепко И. Б. Экономическая безопасность: сущность, оценки, тенденции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1999 № 1.
  24. В.М. Формирование и роль потребностей при социализме. -Ростов-на-Дону. Изд. Рост. Ун-та. 1985 г.
  25. Н.А. Философия неравенства. // Русская философия собственности (XVII-XXbb.). СПб.: 1999 г.
  26. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград. 1998 г.
  27. Э.Я. Политическая экономия капитализма. М.: 1968 г.
  28. Ф. Динамика капитализма. Смоленск.: 1993 г.
  29. .Е. Трансформационные кризисы.// Экономический журнал. 1998. № 3.
  30. Дж. Политическая экономия государства благосостояния. — М.: 1996 г.
  31. С. Постсоюзное экономическое пространство // Российский экономический журнал.- 1993.- № 7.- С. 3.
  32. И. Нефти всё больше, а денег у государства всё меньше. // Экономика и жизнь. 2000 г. № 6.
  33. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Экономическая безопасность: институциональный подход. М.: 2000 г.
  34. М. Объективность социально-научного и социально-политического Познани я. / Пер. с нем. Вебер М. Избранные произведения. — Прогресс 1990 г.
  35. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  36. Е.Н. Экономическая безопасность РФ. М.: 1997 г.
  37. Ю., Бартенев С. Экономика России: эффекты и парадоксы.-М.:1995г.
  38. А. Национальная безопасность России в контексте и глобализации // Безопасность Евразии. 2003. № 3.
  39. Г. Ван, дер Bee. История мировой экономики 1945−1990гг.-М.: 1993 г.
  40. Гатовский J1. Реформа и интересы.// Вопросы экономики. 1995. № 6.С.122,123.
  41. .М. Эффективность труда и качество жизни. С-Петербург. 1997. с. 56−57.
  42. Герберт Девенпорт, Экономика Предприятия (Нью-Йорк: MacMillan, 1919), перевод с англ., М. 2001. с. 483.
  43. .Я. Экономические интересы и их реализация. ПГЛУ. 2002. с. 78.
  44. С. «О стратегии экономического роста на пороге XXI века». Нучный даклад. Отделение экономики РАН, ЦЭМИ РАН. М.: 1997 г.
  45. М., Фомичев В. Стимулирование как обеспечения равновесия интересов // Проблемы теории и практики управления. 1993. № 5, с. 65.
  46. А. Об основах институциональной трансформации. // Вопросы экономики. -2000г. № 10.
  47. П. К вопросу о целостности национального хозяйства. // Вопросы экономики. 1996 г. № 9.
  48. Госкомстат. Регионы России. М. 2003 г.
  49. С.А. Всемирная торговая организация и интересы России. Международно-правовые аспекты. М.: Международные отношения 2000 г.
  50. JT. К новому этапу трансформации. // Вопросы экономики. — 2000 г. № 4.
  51. В.П. Экономика предприятия и предпринимательства.- М.: 1994.-С.88.
  52. А.И. Собственность и власть. Барнаул: АГУ. 1993 г.
  53. М.М. Экономические проблемы и механизм экологически устойчивого развития. Волгоград, 1997
  54. Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы.- М.: 1998.- С. 116.
  55. В. Рыночные институты и трансформация российской экономики. // МЭМО.- 1995 г. № 7.
  56. Дж.К. Экономическая теория и цели общества. М.: Прогресс, 1969.
  57. М. Повышение благосостояния населения как стратегическое направление развития России. // Вопросы экономики. 1995 г. № 5.
  58. JT. Лауглин, Элементы Политической Экономики(Экономии) (Нью-Йорк: американская Книга, 1902), перевод с английского., М. 2000 г. с. 71.
  59. Джон Бэйтс Кларк и Фрэнклин Джиддингс, Современные Дистрибутивные Процессы (Бостон: Ginn and Co., 1888).
  60. А.И., Дятлов С. А. Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб.: 1999.
  61. В. Экономический национализм и национальные экономические интересы. // Мировая экономика и международные отношения. 1995 г. № 1.
  62. B.C. Экономическая безопасность России. М.: Юристь 1957 г.
  63. Закон «О безопасности» № 2446−1 от 5 марта 1992 г (Редакция на 25.07.2002 г.)
  64. .Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М.: Юрист, 2003.
  65. Н. Интеграционные процессы стран Содружества. // Экономист 1999 г. № 10.
  66. Л.А. Приоритеты региональной экономики. М.: 1998 г.
  67. А. Модели экономического развития и Россия. // Вопросы экономики. 1996г№ 17.
  68. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики 1998 № 10
  69. В. Парадоксы постиндустриальной экономики. // Мировая экономика и международные отношения. 2000 г. № 3.
  70. . Деловая стратегия. Пер. с английского. М. Экономика, 1991.
  71. В. П. Экономические интересы развитого социалистического общества. М., 1978.
  72. Дж. М. Избранные произведения. М., Экономист, 1993.
  73. В. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований? // Российский экономический журнал. -1999г. № 2.
  74. Дж.Б. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992 г.
  75. Классика экономической мысли: Сочинения. М. 2000.
  76. Н.П. Эффективное инфраструктурное обеспечение экономического федерализма как фактор его укрепления. В сб. «Юг России в перекрестье напряжений» часть I, Волгоград 2004
  77. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М. 1988.
  78. А.В. Экономическая безопасность. М. 1999 г.
  79. Н. Особенности национальной экономики. // Экономика и жизнь 2000 г. № 11.
  80. Концепция внешней политики Российской Федерации. // Российская газета 2000 г. 11 июля.
  81. Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика. Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 7.
  82. Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.
  83. Е.Т. Об организации мониторинга экономической безопасности // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2002 № 3, с. 84.
  84. В., Игнатова Т., Солодков Г. Социальное рыночное хозяйство. Путь России? — Ростов н/Д: Изд. Рост. Ун-та. 1997 г.
  85. В.И., Некоторые методологические основы выработки концепции национальной безопасности России. // http://www.iet.ru/article/krivohiga04
  86. М. Экономическая «интеграция стран СНГ: проблемы и перспективы. // РЭЖ. 2001. — № 1.
  87. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов. // Вопросы экономики 2002 г. № 4. •
  88. Курс переходной экономики. / под ред. Абалкина Л. И. М.: 1997 г.
  89. Р. Макконел, Стенли Л. Брю. Экономикс. Т2. М:. 1992.
  90. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: „Дело“, 1993.
  91. Н.И. Мировой опыт региональной политики. Новосибирск 1996 г.
  92. В.И. Полн. Собр. Соч. Изд.5.Т.27.
  93. Д. Теоретическое ядро социально-экономического развития страны. // Экономист. 1997 г. № 1.
  94. Е. Российский социально-экономический генотип. // Вопросы экономики. 1996 г. № 9.
  95. Д. Постиндустриальный мир и процессы глобализации. // Мировая экономика и международные отношения. 2000 г. № 3.
  96. О.Ю. от модели классического рынка к модели смешанной экономики. Ростов-на-Дону.: „Феникс“ 1999 г.
  97. О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Ростов-на-Дону.: „Феникс“ 2001 г.
  98. ЮО.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 3.101 .Маркс К ., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 18.
  99. К ., Энгельс Ф. Соч . Т. 23.
  100. К ., Энгельс Ф. Соч . -Т. 34.
  101. Ю4.Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1.- М.: Прогресс-Универс, 1993.
  102. А. Мотивация и личность.\Вестник Московского университета. Сер. „Философия“ 1991.
  103. Юб.Материальное стимулирование. Из опыта европейских стран / Под ред. К. Микульского. М .: Экономика, 1992.
  104. Мау В. Конституционное регулирование социально-экономических отношений. // Вопросы экономики. 1999 г. № 4.
  105. Методологические проблемы общественных наук. М., 1979.
  106. Ю9.Милль Дж.С. Основы политической экономии. Т.2. — М.: Прогресс, 1986.
  107. Ю.Миронова О. А., Солодков Г. П. Россия в системе международных экономических отношений. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС. 1999 г.
  108. П.Михайлов Ф. Б. Методы управления персоналом. М., 1995.
  109. А. Институкциональный подход к стратегии социально-экономического развития. // Экономист 1998 г. № 8.
  110. Мюллер-Армак А. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики (подборка статей) Журнал „Политэконом“. 1996.№ 1
  111. М.Надель С. Социальные императивы рыночной экономики. // Мировая экономика и международные отношения. 1994 г. № 9.
  112. Национальные интересы: теоия и практика. / под ред. Э. А. Позднякова. -М.: ИМЭМО. 1991 г.
  113. HecTepeHKoA.//http://www.auditorium.ru/books/48/Monogrofiya chapter2. html #Footnotes2
  114. И.А. Концепция национальной безопасности России: хождение по кругу // Научный отчет. М.: РИСИ, 1995. Декабрь. С. 4−5
  115. А. Проблемы геоэкономики. // Экономист 1998 г. № 10.
  116. Объективные законы общественного развития и политики. М., 1982, С. 6465.
  117. В.Н. Методология исследований системно-трансформационных изменений в транзитивной экономики России. // Экономические науки. 1999 г. № 1.
  118. А.П. Почему Россия не Америка. -М.: 2001 г.
  119. Ю. Экономический подъем, за чей счёт и в чьих интересах? // Экономика и жизнь. 2000 г. № 21.
  120. Э. Китайская реформа: проблема достижения баланса экономических и социальных интересов. // российский экономический журнал. 1996 г. № 2.
  121. А.С. Экономическая теория благосостояния. / пер. с. англ. М.: Прогресс 1995 г. Т. 1.
  122. Г. В. О материалистическом понимании истории. Избранные философские произведения. М, Т2, 1956. С. 260.
  123. . Социально-экономические последствия движения к рынку. // Экономист. 1999 г. № 8.
  124. Политическая экономия. Словарь., М. 1990. С. 175.
  125. А. А., Попова С. А. Социальные условия экономической безопасности в регионе. Якутск. 1999 г.
  126. Постановление Правительства РФ от 20 января 1996 года № 53 „О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг“. // Российская газет 1996 г. 31 января.
  127. МО.Потребности, интересы, стимулы в хозяйственном механизме социалистического общества. Отв. Ред. В. Й. Котелкин. JT. Изд во ЛГУ.1983.
  128. В. И. Механизм действия социальных законов и субъективный фактор. Душанбе. 1972.
  129. И.Л. Национальный интерес во внешней политике государства. Опыт современной Испании. М.: 1995 г.
  130. В.В. Россия на рубеже тысячелетия. / российская газета. 1999 г. 31 декабря.
  131. Путь российских реформ. // Вопросы экономики 1996 г. № 6.
  132. В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности по материалам эмпирических исследований.//Вопросы экономики. 1997. № 7. с. 95.ч
  133. Нб.Раймент П. Трудный путь к рыночной экономике. Реальность и иллюзии. // Мировая экономик, а и международные отношения 1996 г. № 5.
  134. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.
  135. Дж. Теория справедливости. Новосибирск 1995 г.
  136. В. ».От тоталитаризма нас спасет лишь новая Концепция безопасности"//Столица. 1991. № 17.
  137. О. Нищета. // Экономика и жизнь 2000 г. № 7.
  138. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: 1998 г. л
  139. Сенчагов В, О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. //Вопросы экономики, 1995, № 1, с.98
  140. Е. К вопросу о продовольственной безопасности России. Институт экономики переходного периода.// www.iet.ru
  141. Е., Принципы Экономики (Нью-Йорк, 1909), перевод с англ., с. 341.
  142. Система управления экономикой развитого социализма: тенденции и проблемы. Под общ. ред. П. Г. Бунина М., 1981. С. 44−45.
  143. А.В. СНГ: о некоторых проблемах внутрирегиональной торговли // Внешнеэкономический бюллетень. 1999 г. № 12.
  144. В. Российская национальная идея целостного гармоничного общества. — М.: 1997 г.
  145. Словарь иностранных слов. М. 1992. С. 422.
  146. С. Рывок возможен. // Экономика и жизнь 2000 г. № 3.
  147. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.2. М.-Л.:соцэккгиз, 1935-С.5.
  148. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия 1979 г.
  149. Соглашение стран СНГ от 15.04.94. «О создании зоны свободной торговли». //Вестник высшего Арбитражного суда РФ. 1994 г. № 7.
  150. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ЕС от 24.06.94. // Внешняя торговля 1994 г. № 9.
  151. В. Современный мир и национальная экономическая политика. // Мировая экономика и международные отношения. 1997 г. № 10.
  152. В.М. Экономическая теория Милтоно Фридмена // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 6.
  153. Стратегия устойчивого развития России. // Российская газета. 2002 г. 16 июля.
  154. Стратегия экономического развития России. // РЭЖ. 2000 г. № 7.
  155. И. Согласование экономических интересов решающее условие интеграции стран СНГ. // Экономист 1999 г. № 8.
  156. В. Л. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М.: 19 997 г.
  157. В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ. Экономика. 1995. № 3, с. 3.
  158. П. В. Трансформация национального интереса во внешнеэкономической деятельности России. Экономический поиск. По страницам докторских диссертаций / РГЭУ. — Ростов-на-Дону 2000 г.
  159. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортёров». // Собрание законодательства РФ. 1995 № 49.
  160. Указ президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации». // Российская газета. 1997 г. 26 декабря.
  161. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» (новая редакция). // Российская газета 2000 г. 18 января.
  162. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации». // Российская газета 1996 г. 11 мая.
  163. Федеральный закон РФ от 14 апреля 1998 г. № 63-Ф3. О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. // Российская газета. 1998 г. — 22 апреля
  164. Федеральный закон РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». // Российская газета. 1995 г. — 29 августа.
  165. Федеральный закон РФ от 13 октября 1995 г. № 157-Фз. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». // Российская газета. 1995 г. — 26 октября.
  166. Ю.В., Канапухин П. А., Клинова С. П., Просяников В. Н. Собственность и экономические интересы. Воронеж, 2000
  167. Ф.Е. Пагубная самодеятельность. М., 1992.
  168. Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.
  169. А. Социальная безопасность России. М.6 ИСПИ РАН, 1996.
  170. Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996.г.
  171. Цветаев В. Ориентиры трудовой ориентации в современной
  172. России.//Персонал-Микс № 3. 2001.
  173. Р.С. Реализация экономических интересов субъектов аграрной сферы в воспроизводственном процессе. Волгоград, 2003.
  174. Д.А. Противоречия глобализации. // США. 2000 г. № 12.
  175. Н. Мировое социалистическое хозяйство. Вопросы политической экономии. М.: 1982 г.
  176. Н. О консенсусе в российской экономической и социологической политике. // Вопросы экономики. 1999 г. № 8.
  177. Г. А. Руководить сообразно ситуации. Пер. с немецкого. М., 1994. с. 160.
  178. К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика 1991 г.
  179. Экономика и бизнес./ под ред. Камаева В. Д. М.: 1993 г.
  180. Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф.
  181. Соч. 2-е изд. Т.18.С.271. 194. Эрхард JI. Благосостояние для всех. М., 1991.195."ЮгРоссии". Федеральная целевая программа на 2002−2006гг. Москва 2002 г.
  182. Юм Д. Трактат о человеческой природе. М.: 1995 г. Т.2.
  183. Ю. Будущее России в координатах европейской цивилизации. // Общество и экономика. 2000 г. № 1.
  184. В. Функции государства в рыночной экономике.//Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 20.199.www.academy-do.ru200.www.gks.ru
  185. Fridmann J. Urbanization, Planning and National Development. Beverly’Hills, London. 1973.
  186. George Stigler and Claire Friedland, «What Can Regulators Regulate? The Case of Electricity,» Journal of Law and Economics.
  187. George T. Brown, The Gas Light Company of Baltimore: A Study of Natural Monopoly (Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press, 1936).
  188. Gregg A. Jarrell, «The Demand for State Regulation of the Electric Utility Industry,» Journal of Law and Economics (October 1978): 269−95.
  189. Murray Rothbard, «Power and Market», 1999, p.250.
  190. Bureau of Census. 1995. p.672. 210. Steve Hanke and Stephen J. K. Walters, «Privatization and Natural Monopoly:
  191. The Case of Waterworks,» Перевод с англ. Волошин А. С., М. 1996 г 35с. 211. Thomas J. DiLorenzo, «The Origins of Antitrust: An Interest-Group Perspective,» International Review of Law and Economics (Fall 1985): 73−90.
Заполнить форму текущей работой