Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Бизнес-деятельность в крупном промышленном городе в контексте управления и саморазвития хозяйствующих субъектов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Веселов Ю. В. Экономическая социология: история идей. — СПб., 1995; Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. — М., 1991; Заславская Т. И. Социальный механизм трансформации российского общества // Социологический журнал. — 1995. — № 3. — С. 5−21- Кравченко А. И. Три капитализма в России // Социол. исслед. — 1999. — № 7. — С. 16−25- Рывкина Р. В. Социальные последствия… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Теоретико-методологические основы изучения бизнесдеятельности и предпринимательства
  • Раздел II. Малый бизнес и предпринимательство в России: государственное управление и саморазвитие
  • Раздел Ш. Региональная специфика становления и саморазвития хозяйствующих субъектов в крупном промышленном городе (на материале
  • Республики Татарстан)

Бизнес-деятельность в крупном промышленном городе в контексте управления и саморазвития хозяйствующих субъектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Преобразования, происходящие за последние полтора десятилетия в России, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Трансформация российского обществаэто целостный процесс, в котором тесно взаимосвязаны социальные, политические и экономические аспекты. Важнейшим фактором изменения общественных отношений становится инновационное поведение различных групп населения. В социальной структуре общества возникают новые субъекты деятельности. Социально-экономические процессы напрямую зависят от поведения людей. Изучение различных направлений деятельности трансформирующегося общества предполагает анализ таких феноменов, как ход приватизации, развитие предпринимательства, забастовочное движение, натурализация семейного потребления, рост трудовых затрат населения, распространение двойной занятости с точки зрения индивидуально-деятельностного аспекта.

Одной из наиболее активно развивающихся сфер экономической жизни России в последние годы становится сфера бизнес-деятельности и предпринимательства. Предпринимательство как модель инновационной экономической активности индивидов получило активное развитие в России в начале 1990;х гг. и прошло несколько важных этапов развития. За прошедшее десятилетие часть предпринимательских предприятий прочно заняла свою нишу на российском рынке и сформировала сектор малого бизнеса.

Малый бизнес в условиях рыночной экономики в значительной степени определяет темпы экономического роста общества, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является типично рыночным и составляет основу современной экономической инфраструктуры. Среди основных преимуществ бизнес-деятельности в рамках малого бизнеса можно выделить: возможность более гибких и оперативных решений по сравнению со сферой крупного бизнесавозможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой, расширением диверсификацииориентация производителей преимущественно на региональный рынок, так как именно малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынкаподдержание занятости и создание новых рабочих местотносительно небольшой первоначальный объем инвестицийинновационный характер малых предприятий.

Вместе с тем отечественные малые предприятия находятся в жесткой конкурентной рыночной среде, которая, в отличие от стабильных обществ, значительно чаще подвергается различного рода экономическим кризисам и прочим факторам нестабильности. Законодательно оформленная в Конституции Российской Федерации идея того, что Россия является социальным рыночным хозяйством, требует реальных действий со стороны государства по формированию современного рыночного экономического мышления и проведения соответствующей экономической политики, в том числе и в контексте управления сферой малого бизнеса. Для достижения этой цели необходим комплексный анализ как особенностей структуры деятельности в рамках малого бизнеса, так и социально-экономических характеристик субъектов этой деятельности.

Проблема развития и саморазвития бизнес-деятельности в настоящее время исследуется применительно к российскому обществу в целом. Однако без изучения региональной специфики происходящих социально-экономических процессов достаточно проблематична разработка государственных и негосударственных программ поддержки и развития малого бизнеса. Кроме того, большинство исследователей в настоящее время концентрируют внимание на изучении социального слоя предпринимателей, тогда как слой субъектов малого бизнеса имеет свои особенности и отличия.

Актуальность темы

исследования, таким образом, обусловлена объективными процессами развития российского общества и вызвана тем, что: пока мало специальных исследований, посвященных структуре бизнес-деятельности в рамках отдельных регионовнедостаточно работ, в которых обобщались бы особенности преобразования предпринимательской деятельности в бизнес-деятельность, содержались научные прогнозы о тенденциях социально-экономических преобразований в российских регионахимеется потребность анализа как внешних факторов, воздействующих на структуру бизнес-деятельности, так и внутренних закономерностей, обусловленных процессом ее саморазвития.

Степень разработанности проблемы. Особенности бизнес-деятельности и предпринимательства, по причине их отсутствия в рамках плановой социалистической экономики, долгое время в отечественной социологии рассматривались лишь в контексте «критики буржуазных теорий». В бывшем СССР традиционно исследовались такие области экономической жизни общества, как дифференциация доходов, качество и образ жизни, стимулы трудовой активности, текучесть кадров, миграции населения, другие аспекты, связанные с функционированием народного хозяйства. Однако структура рынка труда практически не исследовалась. Среди отечественных ученых, внесших вклад в развитие советской экономической социологии, можно выделить таких, как Е. Антосенков, Ю. Арутюнян, Т. Заславская, А. Здравомыслов, Л. Гордон,.

Э.Клопов, А. Назимова, И. Попова, М. Руткевич, Р. Рывкина, М. Титма, Ф. Филиппов, О. Шкаратан, В. Шубкин, В .Ядов.1.

Социально-экономические трансформации, формирование рыночных отношений, возникновение новых сфер деятельности и новых социальных слоев активизировали процесс социологического изучения бизнес-деятельности и предпринимательства. С начала 1990;х гт. в российской социологии появился ряд работ, содержащих глубокий социологический анализ и теоретическое обобщение данных процессов, в том числе и в экономической сфере. Можно выделить следующие основные направления в изучении бизнес-деятельности и предпринимательства: анализ в целом структуры экономической жизни постсоветского российского общества и его подсистем (Ю.Веселов, Г. Загидуллина, Т. Заславская, А.КравченкоВ.Радаев, Р. Рывкина, Г. Хасаев, В. Шаповалов и др2);

1 См.: Гордон JI.A. Социальные основы оплаты труда в советском обществе: ретроспективы и перспективы // Социология перестройки. — М.: Наука, 1990. — С. 137−165- Заславская Т. Н., Рывкина Р. В. О предмете экономической социологии // Известия СО АН СССР. — Сер. экономики и прикладной социологии. — 1984. — № 1. — С. 9−20- Здравомыслов А. Г. Нравственная ценность труда при социализме. — М., 1981; Шкаратан О. И. промышленное предприятие: Социологический очерк. — М., 1978; Ядов В. А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований // Советская социология. — М., 1982. — Т. 2. — С.29−38 и др.

2 См.: Веселов Ю. В. Экономическая социология: история идей. — СПб., 1995; Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. — М., 1991; Заславская Т. И. Социальный механизм трансформации российского общества // Социологический журнал. — 1995. — № 3. — С. 5−21- Кравченко А. И. Три капитализма в России // Социол. исслед. — 1999. — № 7. — С. 16−25- Рывкина Р. В. Социальные последствия экономических реформ // Социологический журнал. — 1995. — № 3. — С. 27−39- Радаев В. В. Экономическая социология. — М.: Аспект Пресс, 1998; Хасаев Г. Р. Социальные проблемы экономически активного населения. — М., 1996; Человек в «инновационной экономике» XX века / Отв. ред. Ю. А. Васильчук. -М., 1994; Шаповалов В. Ф. Откуда придет «дух капитализма» (о духовноформирование бизнес-слоя российского общества, его структура, функции, стиль и образ жизни (Л.Бабаева, Т. Заславская, Р. Рывкина, АЛириковаJI. Шатрова, М. Шкаратан1) — предпринимательство как особый вид социально-экономической деятельности индивидов, хозяйствующих субъектов (В.Автономов, А. Агеев, Р. Радаев, Б. Райзберг, В. Смольков, Э. Фетисов, М. Шкаратан, л.

И.Яковлев) — предпринимательская культура (А.Агеев, И. Модель, Б. Модель3) — особенности российского предпринимательства, личность пост-, советского предпринимателя (Л.Абалкин, А. Возмитель, В. Гимпельсон, О. Перепелкин, В. Радаев, П. Черников, В. Яковлев4) — культурных предпосылках рациональных рыночных отношений) // Со-циол. исслед. -1994. — № 2. — С.23−33.

1 См.: Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Бизнес-элита России. Образ мировоззрения и типы поведения // Социол. исслед. — 1995. — № 4. — С. 129−133- Бабаева Л. В. О рациональном и иррациональном в поведении бизнес-слоя // Вопросы социологии. — 1996. — Вып. 6. — С. 143−150- Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социол. исслед. — 1995. -№ 3. — С. 3−12 и др. л.

См.: Автономов B.C. Предпринимательская функция в экономической систме. — М., 1990; Райзберг Б. А. Предпринимательство и риск. — М.: Знание. — Сер. «Экономика». — 1992. — № 4- Смольков В. Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социол. исслед. — 1994. — № 2. — С. 15−22- Фетисов Э. Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // Социол. исслед. — 1993. — № 1. — С.24−30- Шкаратан М. О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий // Становление нового российского предпринимательства. — М., 1993. — С. 199−247.

3 См.: Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М.: Наука, 1991; Модель И. М., Модель Б. С. Предприниматель: культура богатства. — Екатеринбург, 1996; Модель И. М., Модель Б. С. профессиональная культура предпринимателя // Социол. исслед. — 1997.-№ 10.-С. 10−15.

4 См.: Абалкин Л. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь. — 1991. — № 29- Возмитель А. А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. — М., 1997; Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: источнитендерные аспекты бизнес-деятельности (Л.Бабаева, Нельсон Л., АЛирикова1) — оценка предпринимательства и предпринимателей различными группами россиян (Р.Бабаев, Л. Бабаева, С. Балабанов, Г. Воронин, Л. Нельсон, О. Ромашов, В. Савкин, Л. Французова2).

Среди татарстанских авторов, изучающих различные аспекты бизнес-деятельности индивидов, а также становление предпринимательства, отметим Ш. Агеева, В. Модестова, Э. Рахматуллина, В. Фурсову3. ки формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. — 1993. — № 6. — С. 17−28- Перепел-кин О. В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету // Социол. исслед. — 1995. — № 2. — С. 35−40- Радаев В. В. Российские предприниматели — кто они? // Вестник статистики. — 1993. — № 9. — С. 514- Российское предпринимательство: опыт социологического анализа. -М., 1993; Черников П. Предприниматель — кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. — М.: Международные отношения, 1992; Яковлев В. М. Малое предпринимательство в России: Проблемы переходного периода. — М., 1994.

1 См.: Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе // Социол. исслед. — 1996. — № 3. — С. 75−80- Бабаева Л. В., Нельсон Л. Деловая активность женщин в новых экономических структурах.

2 См.: Бабаева Л. В., Бабаев P.O., Нельсон Л. Д. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение // Социол. исслед. — 1993. — № 1. — С. 7−18- Балабанов С. С., Воронин Г. Л., Французова Л. Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // Социол. исслед. — 1993. — № 2. — С. 8−12- Ромашов О. В. Реформы в России глазами предпринимателей // Социол. исслед. — 1996. — № 9. — С.63−69- Савкин В. И. Предпринимательская среда в оценке предпринимательства // Социол. исслед. — 1999. — № 7. — С. 95−98.

3 См.: Агеев Ш. Р. Формирование системы эффективного предпринимательства в регионе на базе использования производственно-ресурсного потенциала: Автореф. дисс. .докт. эконом, наук. — СПб.: Изд-во СПб. ГУЭФ, 1998; Модестов В. П., Фурсова В. В. Сущность и функциональное содержание труда класса предпринимателей // Социальное знание: формации и интерпретации. — Казань: Форт-Диалог, 1996. — С.24−35- Рахма-туллин Э.С., Фурсова В. В. предпринимательство: сущность и критерии. Предпринимательство как социальная группа населения // Научный Татарстан. — 1999. — № 3. — С. 83−86.

В последние годы в республике защищен ряд диссертационных работ по данной проблематике1.

Однако, несмотря на достаточно обширный перечень направлений в изучении тех или иных аспектов бизнес-деятельности в постсоветском обществе, проблема теоретической и эмпирической интерпретации данного социального явления остается актуальной. Большинство исследователей ограничивается анализом предпринимательства, оставляя без должного внимания сферу малого бизнеса, которая значительно обширнее. Кроме того, недостаточно изучен региональный аспект развития бизнес-деятельности.

Цель исследования — проанализировать сущность бизнес-деятельности в рамках малого бизнеса в крупном промышленном городе, охарактеризовать ее как объект регулирования, раскрыть особенности саморазвития хозяйствующих субъектов.

В соответствии с данной целью предполагалось решение комплекса взаимосвязанных научных задач: проанализировать соотношение понятий «предпринимательство» и «бизнес» — определить роль и место малого бизнеса в структуре постсо.

1 См.: Ефлова М. Ю. Предпринимательство в современном российском обществе: институциональный подход: Дисс. канд. социол. наук. — Казань, 1999; Морозов А. В. Тенденции развития малого бизнеса в социально-экономической системе (политэкономический анализ): Автореф. дисс.. канд. экон. наук. — Казань, 1997; Набиуллин P.P. Государственное регулирование предпринимательства в условиях трансформации российского общества: Дисс.. канд. социол. наук. — Казань, 2002; Са-наткина М. Н. Дополнительное профессиональное образование как уеловетского российского обществараскрыть основные направления деятельности государственной и негосударственной структур поддержки малого бизнеса в РФ и РТсоставить социальный портрет субъектов малой бизнес-деятельности в крупном промышленном городе (на примере г. Казани) — выявить особенности саморазвития хозяйствующих субъектов.

Объект исследования — субъекты малого бизнеса в крупном промышленном городе.

Предмет исследования — бизнес-деятельность как объект управления и как процесс саморазвития хозяйствующих субъектов.

Методологическая основа и теоретические источники исследования. Теоретическую базу диссертационного исследования составляют отечественные и зарубежные теории и концепции предпринимательства.

Изучение социально-экономической активности индивидов осуществлено на базе: теории «экономического человека» А. Смитаконцепции конкурентной рыночной экономики Ф. Хайекарефлексологии профессиональных групп П. Сорокинаконцепции интереса П.Бурдье.

В анализе субъектов малой бизнес-деятельности использованы концепции предпринимательства И. Шумпетера, Р. Кантильона, а также методика изучения бизнес-слоя Т. И. Заславской.

Эмпирическую базу диссертации составили данные: социологических исследований, проводившихся как в России в целом, так и в отдельных ее регионах, в том числе и в республике Татарстан, такими крупными российскими научными центрами, как ВЦИОМ, вие становления малого предпринимательства: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. — Казань, 1999.

ИССИ, Российский независимый институт социальных и национальных проблем, институт социологии РАНисследований, проводившихся социологическими службами Гос совета, Кабинета Министров Республики Татарстанстатистической информации Госкомстата РТ о развитии малого бизнеса в г. Казани и республикесобственного конкретного социологического исследования, проведенного автором среди владельцев малых предприятий г. Казани в 2000;2002 гг. Выборочную совокупность (372 человека) составили владельцы и совладельцы малых предприятий г. Казани и Набережных Челноврезультаты глубинного интервью с представителями малого бизнеса, проведенного автором в 2002 г.

Научная новизна исследования обосновывается тем, что проблема бизнес-деятельности в крупном промышленном городе с точки зрения саморазвития хозяйствующих субъектов в условиях перехода страны к рыночным отношениям ранее практически не исследовалась. В диссертации:

— произведена апробация различных социально-экономических теорий в изучении процесса становления и развития малого бизнеса в постсоветском российском обществе;

— выявлены региональные особенности современного развития малого бизнеса;

— раскрыты механизмы регулирования развития ^ малой бизнес-деятельности в крупном городе;

— определены тенденции саморазвития малого бизнеса;

— на основе комплексного анализа социологических данных разработан социально-деятельностный портрет владельца малого бизнеса как хозяйствующего субъекта. и.

Научная и практическая значимость исследования. Исследование вносит определенный вклад в изучение бизнес-деятельности в структуре крупного промышленного города. Теоретические положения, результаты и выводы работы могут быть использованы в дальнейших исследования проблем малого бизнеса и предпринимательствав разработке региональных программ поддержки и развития малого бизнеса. Материалы диссертации могут быть применены в разработке учебных курсов социологии, муниципального управления, менеджмента, теории предпринимательства в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации нашли отражение в выступлениях соискателя на 5 межвузовских научных конференциях и публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы. Данная структура работы соответствует цели и задачам исследования, а также продиктована логикой последовательного научного анализа. Первый раздел посвящен исследованию концептуальных подходов в изучении бизнес-деятельностиво втором разделе представлен анализ роли и места малого бизнеса в структуре общества и основных подходов к управлению им в постсоветский периодтретий раздел посвящен исследованию субъектов бизнес-деятельности крупного промышленного города в контексте саморазвития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие бизнес-деятельности — один из важнейших факторов успешного функционирования рыночной экономики и восстановления института частной собственности в России. Данное диссертационное исследование посвящено анализу бизнес-деятельности и тех специфических функций, которые она выполняет в экономике переходного периода в контексте саморазвития хозяйствующих субъектов. В рыночной экономике бизнес-деятельность выполняет различные функции:

— придает экономике динамичный характер за счет постоянного появления новых и ликвидации неэффективных малых предприятий. Это способствует структурной перестройке в экономике, создает дополнительные рабочие места;

— малые предприятия являются резервом, который вступает в действие, если крупные предприятия оказываются несостоятельными в той или иной сфере;

— малый бизнес удовлетворяют потребности небольших сегментов рынка, объемы спроса на которых недостаточны для привлечения внимания крупного предприятия;

— благодаря своей гибкости, хозяйствующие субъекты в малом бизнесе быстро реагируют на новые рыночные возможности и вынуждают своих более крупных конкурентов развиваться в направлении максимального повышения эффективности деятельности;

— малые предприятия работают во всех секторах экономики и могут выступать в роли поставщика узкого ассортимента комплектующих для более крупных компаний или инновационного предприятия в определенной сфере;

— развитие бизнес-деятельности способствует преодолению монополизма в экономике.

В российской ситуации сфера бизнес-деятельности выполняет также ряд специфических функций. Так, экономический синтез малого бизнеса со средними и крупными предприятиями может выступать в качестве способа решения проблем неплатежей, приватизации, ухода от финансовых обязательств с целью сохранения средств для финансирования собственных расходов. Данный симбиоз фактически способствует выживанию крупных и мелких предприятий в условиях переходного периода. Его финансовая основа — движение средств из государственного сектора в частный и обратно.

К социальным функциям малого бизнеса можно отнести рост занятости и. доходов населения, обеспечение роста поступлений в государственный бюджет и социальной стабильности.

Исследование деятельности ряда хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере малого бизнеса Республики Татарстан позволило сформулировать существующие проблемы развития хозяйствующих субъектов малого бизнеса и разработать рекомендации по совершенствованию системы поддержки предпринимательства на региональном уровне.

Анализ современного состояния бизнес-деятельности в России и Татарстане, произведенный в работе, показал, что система малого бизнеса достигла такого уровня насыщенности, когда конкуренция становится жесткой, ставящей нередко этот бизнес на грань выживания и банкротства. Ожидание, что конкуренция приведет к повышению качества товаров и услуг, снижению цен в малом бизнесе пока не оправдывается. В то время, как население не выигрывает в ценах, сам бизнес проигрывает в таком деле, как накопление внутреннего качества, складывающегося из качества товаров, услуг и качества кадров. Опрошенные владельцы и совладельцы малых предприятий в большинстве своем планируют удержаться в избранном деле, однако, признаются, что у них нет твердой уверенности в завтрашнем дне.

Расширение сектора малого бизнеса в экономике республики, в ближайшее время будет во многом зависеть от инвестиционной деятельности небольших организаций непроизводственной и производственной сфер. Такие организации, накопив капитал в торгово-посреднической сфере, могут через диверсификацию, расширение профильности переводить инвестиционные потоки в новые отрасли. Исходя из этого, задачей государства и административных органов должны стать действия, направленные на поддержку таких инициатив. С одной стороны, государству необходимо создавать условия для перелива частного капитала в реализацию малых промышленных проектов, а с другой — разработать организационно-методическую базу определения оптимальных сфер приложения предпринимательских усилий, места размещения, масштабов деятельности хозяйствующих субъектов и т. п.

Неуправляемый процесс роста и саморазвития хозяйствующих субъектов лишает прежде всего самих предпринимателей оптимальных расчетов и ориентаций в том, что, где и когда следует или не следует предпринимать. Следовательно, дальнейший процесс расширения бизнес-деятельности должен проходить под более тщательным контролем городской и местной власти, отвечающей за гармонизацию среды жизнеобеспечения.

Финансовое положение большинства малых предприятий достаточно неустойчиво: только четвертая часть решилась назвать его устойчивым. При этом, как показало исследование, недостаточна поддержка хозяйствующих субъектов со стороны государства. Успешное ведение бизнеса затрудняет и сдерживает сложившаяся в России практика финансовых отношений: высокие налоги, невозможность взять кредит для развития, система взяточничества.

По мнению предпринимателей, для улучшения положения малого бизнеса необходимо создать стимулирующие условия: снизить налоги, предоставлять льготы на аренду помещений, лизинг компьютерной техники, льготы на доступ в Интернет, сократить бумажную и бюрократическую волокиту при получении юридического адреса, обеспечить банковское кредитование малого бизнеса под гарантии городских и республиканских властей.

Малый бизнес, с точки зрения его саморазвития, требует от предпринимателей достаточно высокого уровня знаний финансовой, управленческой и юридической сторон бизнес-деятельности. Характер этих знаний качественно изменился в последнее десятилетие: возросло его теоретическое и законодательное содержание. Согласно же результатам опроса, бизнесмены-респонденты начинали и продолжают в основном свою деятельность на базе ранее полученных профессиональных знаний, прежнего управленческого опыта. Лишь единицы из них обучались за время своей работы в новом качестве на курсах повышения квалификации и переквалификации руководителей бизнеса. Причем около половины респондентов не испытывают в этом потребности, оправдываясь отсутствием времени и высокой стоимостью обучения. На наш взгляд, целесообразно создать под контролем городской власти эффективную систему повышения квалификации для предпринимателей малого бизнеса, оплату за обучение в которой в большей степени должны взять на себя городские и республиканские органы, Фонд поддержки малого предпринимательства.

Как показало исследование, среди предпринимателей преобладает негативный имидж законодательной базы малого бизнеса. Они характеризуют ее как не вполне разработанную. При этом субъекты бизнес-деятельности, не дифференцируют характер своих претензий к законодательно-нормативной базе на ее федеральном, республиканском, городском уровнях. В характере такого отношения и оценки правовых основ деятельности лежит, по мнению диссертанта, нежелание (или неумение) предпринимателей разделять объективное качество законодательно-нормативных актов и реальную практику их исполнения властными структурами всех уровней.

Сложившуюся систему взаимоотношений хозяйствующих субъектов со структурными подразделениями городских, районных и республиканских инфраструктур, занимающихся проблемами малого бизнеса, можно оценить как сложную и противоречивую. Бизнесмены хотели бы получить помощь от территориальных органов управления в решении таких проблем, как аренда помещений, лизинг оборудования, кредитование, информационные услуги, обучение персонала и т. п. Но лишь незначительная часть их практикует действительное обращение за помощью в эти органы. Отметили, что такое обращение дает положительные результаты лишь единицы. Подавляющее большинство предпочитает не обращаться со своими проблемами в органы управления, объясняя это малыми возможностями и правами последних, а также их бюрократической отчужденностью. Стремление татарстанских властей перевести отношения с малым бизнесом из режима диктата в режим социального партнерства осталось незамеченным опрошенными предпринимателями. При этом отмечается, что существует определенный круг «избранных» предприятий, которые на основе личных связей получают помощь от государственных органов.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что система поддержки малого бизнеса в РТ должна быть улучшена и дебюрократизирована. Несмотря на то, что на уровне государства достаточно отчетливо осознается роль малого бизнеса как существенного фактора развития социально ориентированной рыночной экономики, в реальной практике государство не может обеспечить эффективную комплексную политику поддержки и создания условий для его развития.

Существующая в настоящее время система поддержки малого бизнеса нуждается в совершенствовании, создании новых и расширении работающих в этом направлении организаций. Стратегическая цель политики поддержки малого предпринимательства в долгосрочной перспективе состоит, по мнению соискателя, в создании новой модели государственного участия в расширенном рыночном воспроизводстве малого бизнеса по мере выхода из системного кризиса. Применительно к сложившимся условиям это означает:

— переход к системному проектированию государственной поддержки хозяйствующих субъектов по критериям бюджетной оптимизации программ действий и наполнению новым содержанием объявленных к реализации целей, задач, направлений государственной поддержки малого бизнеса;

— усиление контроля за действиями государственных структур, ответственных за реализацию политики поддержки малого бизнеса, включая меры административного, экономического, уголовного преследования в случаях нарушения ими законодательства, подмены государственных интересов узковедомственными или корпоративными («административные» барьеры, коррупция);

— усиление роли государства в мотивации деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе как социально надежного партнера малого предпринимательства, гарантирующего малому бизнесу справедливые и экономически привлекательные условия хозяйствования, включая доступ на рынок капитала, помощь при освоении инвестиций, защиту от недобросовестной конкуренции в сфере производства и сбыта;

— переход к более четким технологиям скоординированного выступления государственных властных структур в центре и регионах, а также создаваемых ими специализированных организаций (фондов, центров поддержки, государственных компаний, агентств) в качестве хозяйственных партнеров малого бизнеса, выполняющих от имени и по поручению государства работы и услуги в интересах малых предприятий при строгом соответствии гражданским правовым принципам и т. д.;

Без развития позитивного самосознания субъектов бизнес-деятельности на основе принципов социальной ответственности и деловой этики сектор малого бизнеса не может вырасти в самостоятельную социально активную группу, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития хозяйствующих субъектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. М.: Прогресс-Академия, 1994. -128 с.
  2. Л.И. К самопознанию России. М.: Институт эк-ки РАН, 1995. -204 с.
  3. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. -М., 1990.-235 с.
  4. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 1991.-112 с.
  5. Ш. Некоторые проблемы развития предпринимательства в Татарстане // Время и деньги. 1999. — 1 июня.
  6. Ш. Р. Развитие производительных сил и предпринимательства региона в условиях формирования рыночных отношений. Социально-экономический анализ на примере Республики Татарстан. М., 1996.-344с.
  7. Ш. Р. Формирование системы эффективного предпринимательства в регионе на базе использования производственно-ресурсного потенциала: Автореф. дисс.. докт. эконом, наук. СПб.: Изд-во СПб, ГУЭФ, 1998.
  8. Е.М., Вашенцев К. С. Потребности московских предпринимателей в специалистах экономического профиля // Социол. исслед. — 1997. — № 3.-С. 113−120.
  9. Т. Малый бизнес в зеркале официальной статистики // Вопр. экон. 1994. —№ И. — С. 133−141.
  10. Ю.Алимова Т., Буев В., Голикова В., Долгопятова Т. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей // Вопр. экон. — 1994. — № 11. — С.108−123.
  11. П.Алимова Т., Буев В., Голикова В., Евсеева И. Формирование информационной среды малого бизнеса // Вопр. экон. -1994. — № 11. С. 124−132.
  12. Т., Ермилова Г. Малое предпринимательство в России. Анализ текущего состояния. — М., 2000 54 с.
  13. Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. Добренькова В. И. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 495 с.
  14. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1972. — 392 с.
  15. B.C. Предпринимательское право. М.: Владос, 1999. — 398 с.
  16. И.И. Толкотт Парсонс основатель функционализма, создатель теории социальной системы // Современная американская социология. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С.63−77.
  17. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: «Прогресс» -«Универс», 1992. — 890 с.
  18. JI.B. О рациональном и иррациональном в поведении бизнес-слоя // Вопросы социологии. 1996. — Вып. 6. — С. 143−150.
  19. JI.B., Бабаев P.O., Нельсон Л. Д. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение // Социол. исслед. 1993. -№ 1. — С. 7−18.
  20. Л.В., Нельсон JI. Деловая активность женщин в новых экономических структурах.
  21. Л.В., Чирикова А. Е. Бизнес-элита России. Образ мировоззрения и типы поведения // Социол. исслед. 1995. — № 4. — С.129−133.
  22. Л.В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе // Социол. исслед. — 1996.-№ 3.-С. 75−80.
  23. И.К. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала.-М., 1857. 127 с.
  24. И.К. О промышленных кризисах. — Атеней, 1858. № 1. — С. 100 118.
  25. С.С., Воронин Г. Л., Французова Л .Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // Социол. исслед. — 1993. № 2. — С. 8−12.
  26. С.Ю. Предпринимательские «призывы»: от «старой гвардии» до «новобранцев» // Социол. исслед. 2000. — № 3. — С. 52−55.
  27. Беа Ф.К., Дихтла Э., Швайцер М. Условие предпринимательской деятельности. — М.: Инфра-М, 1999. 928 с.
  28. Д. Принципы законодательства. — М.: Солдатенков, 1896- 286 с.
  29. Бизнес и менеджер / Под ред. И. С. Дараховского, И. П. Черноиванова и др. М.: Азимут Центр, 1992. — 448 с.
  30. О.Н., Загидудлина Г. М. Методы стратегического планирования. Казань, 2003. — 250 с.
  31. Л.А. Социальный менеджмент: Учебное пособие. — Казань: КГТУ, 1999.-72 с.
  32. Л.А. Социальное партнерство: Учебное пособие. Казань: Казанский филиал Академии труда и социальных отношений, 2002.
  33. Л.А., Булкина И. В. Теория управления: Учебное пособие. — Казань: КГТУ, 2001.
  34. П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. — 287 с.
  35. А.В. Предпринимательство. — М.: Интерпракс, 1994. Т.1. — 253 е.- Т.2.-208 с.
  36. П., Заславский С. Объединение малых и средних предприятий // Вопр. экон. — 1994. — № 11. — С.142−150.
  37. Д.Р. Инновационная деятельность как фактор становления современного предпринимателя: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. Казань, 1995. — 18 с.
  38. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 870 с.
  39. М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  40. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  41. В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // Социол. исслед. -1995. — № 8. С. 62−68.
  42. Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995.
  43. А.А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М., 1997.
  44. Г. М. Некоторые вопросы сущности и содержания предпринимательства // Совершенствование гуманитарного образования в высшей школе. Казань, 1999. — С. 190−192.
  45. В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 6. — С. 17−28.
  46. Г. Л. Предприниматель. М.: Посев, 1992.
  47. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. М.: Изд-во ТПП РФ, 1996.
  48. Л.А. Социальные основы оплаты труда в советском обществе: ретроспективы и перспективы // Социология перестройки. М.: Наука, 1990.-С. 137−165.
  49. Г. А. «Самостоятельные работники» в Великобритании // Социол. исслед. — 1992. — № 9. — С. 124−133.
  50. Доклад ГК РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства «О состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке». М., 1999.
  51. Т., Евсеева И. и др. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России // Вопр. экон. — 1994. — № 11. — С.92−107.
  52. Н.И., Давыденко Ю. А., Юрченко И. Н. Эстетико-этические принципы в развитии современного предпринимательства: теоретико-методологические аспекты // Социол. исслед. — 1997. — № 11. — С. 90−99.
  53. Л.Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социол. исслед. -1998. № 1. — С. 68−72.
  54. JI.E. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социол. исслед. — 1999. — № 7. — С. 91−94.
  55. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991.-293 с.
  56. Л.Г. Труд как культурное творчество человека // Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследования социокультурных перемен / Тезисы. — Казань: Экоцентр, 1998. С. 10−11.
  57. Н.Е. Моделирование малого бизнеса в условиях становления рыночных отношений // Вестник РГНФ. — 1998. — № 1. — С.84−93.
  58. Н.Е., Майн Е. Р. Роль и функции российского малого бизнеса в период становления рыночных отношений. — М.: ЦЭМИ РАН, 1995.
  59. М.Ю. Предпринимательство в современном российском обществе: институциональный подход: Дисс. канд. социол. наук. Казань, 1999.
  60. А.Л. Предприниматель. Государство. Обыватель («Круглый стол») // Деловой мир. — 1992. — 25 янв. — С.7.61 .Загидуллина Г. М. Стратегия развития строительного предприятия в ус-~ ловиях рынка. Казань: Изд-во Казан.гос.университет, 1996. — 250 с.
  61. Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» // Верховный Совет СССР, Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1985 1986). — М.: Политиздат, 1988. — С. 489−499.
  62. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года // Российская газета. 1995. — 20 июня.
  63. Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социол. исслед. -1995. -№ 3. С. 3−12.
  64. Т.Н. Нам очень хотелось создать настоящую науку // Социологический журнал, 1997. -№ 1−2. — С. 210.
  65. Т.Н. Социальный механизм трансформации российского общества // Социологический журнал. — 1995. № 3. — С. 5−21.
  66. . Т.И., Рывкина Р. В. О предмете экономической социологии // Известия СО АН СССР. Сер. экономики и прикладной социологии. — 1984. -№ 1. — С. 9−20.
  67. В.В., Комлев Ю. Ю., Толчинский Л. Г. «Челночный» бизнес в Казани // Социол. исслед. 1998. — № 11. — С. 35−41.
  68. В.В. К вопросц о расширении предмета социологических исследований // Ученые записки. 1996. — Вып. 15. — С. 27−30.
  69. В.В. Социальное развитие и историческое время // Ученые записки.-2001.-Вып. 16.-С. 28−32.
  70. Т.Г. Этнические ценности полиэтничного общества. Казань: КГТУ, 1996.
  71. Т. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. М., 1990. — 98 с.
  72. Ю.Л. Социологический casus: социальная группа предпринимателей // Социол. исслед. -1999. № 9. — С. 31−34.
  73. А.И. Концепция капитализма М. Вебера и трудовая мотивация // Социол. исслед. 1997. — № 7. — С. 15−28.
  74. А.И. Три капитализма в России // Социол. исслед. 1999. — № 7.-С. 16−25.
  75. А.Е. Трансформация общества в бизнес: на трудном пути к рынку // Социол. исслед. 2000. — № 7. — С. 142−146.
  76. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы / Аналитич. сб. — М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999.-56 с.
  77. Малые предприятия в Республике Татарстан / Экспресс-информация Госкомстата РТ за 1997 г. Казань, 1998. — 64 с.
  78. Малый бизнес в России: аналитический доклад. — М.: Российская Ассоциация Развития Малого Предпринимательства, 1996. — 58 с.
  79. Малый бизнес в России: Аналитическое послание / Под. ред. Т.Г. Долго-пятовой. — М.: КОНСЭКО, 1998. 69 с.
  80. К. Введение (Из экономических рукописей 1857−1858 гг.) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. — С. 700−715.
  81. К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф.Визер. М.: Экономика, 1992.-250 с.
  82. И.М., Модель Б. С. Предприниматель: культура богатства. — Екатеринбург, 1996. -114 с.
  83. И.М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя // Социол. исслед. 1997. — № 10. — С. 10−15
  84. В.П., Фурсова В. В. Сущность и функциональное содержание труда класса предпринимателей // Социальное знание: формации и интерпретации. Казань: Форт-Диалог, 1996. — С.24−35.
  85. А.В. Тенденции развития малого бизнеса в социально-экономической системе (политэкономический анализ): Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Казань, 1997. — 20 с.
  86. Р.Р. Государственное регулирование предпринимательства в условиях трансформации российского общества: Дисс. канд. социол. наук. Казань, 2002.
  87. Л.Д., Бабаева Л. В., Бабаев Р. А. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение // Социол. исслед. 1993. — № 7. — С. 7−18.
  88. А.М. Предприимчивость руководителя. М.: Политиздат, 1990.- С. 265 с.
  89. Отчет о деятельности ТРФФПМП за 2000 г. и первое полугодие 2001 г. // Предприниматель. 2001. — 20 сентября.
  90. В.И. Качество социологической информации. — Киев, 1986.-206 с.
  91. О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету // Социол. исслед. — 1995. № 2. — С. 35−40.
  92. В.П. Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. — 1992. — № 4−5. — С. 14−16.
  93. Предпринимательство / Под ред. В. Я. Горфинкеля. М.: ЮНИТИ, 2000.-475 с.
  94. Предпринимательство в конце XX века. М., 1992. — 115 с.
  95. В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская Газета. — 2002. —19 апреля.
  96. В.В. Некоторые типологии предпринимательской мотивации // Становление нового российского предпринимательства (социологический аспект). — М., 1994. — С. 1−40.
  97. В.В. Новые российские предприниматели: стратегии хозяйственного развития // Проблемы прогнозирования. — 1994. — № 1. — С.57−67.
  98. В.В. Российские предприниматели — кто они? И Вестник статистики. 1993. — № 9. — С. 5−14.
  99. В.В. Экономическая социология. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 368 с.
  100. В.В. Экономическая социология: общие контуры подхода // Социологические чтения. — 1996. — Вып. 1. С. 96−120.
  101. .А. Предпринимательство и риск. М.: Знание. — Сер. «Экономика». — 1992. — № 4. — 26 с.
  102. Э.С., Фурсова В. В. Предпринимательство: сущность и критерии. Предпринимательство как социальная группа населения // Научный Татарстан. -1999. № 3. — С. 83−86.
  103. О.В. Реформы в России глазами предпринимателей // Социол. исслед. 1996. — № 9. — С.63−69.
  104. Российское предпринимательство: опыт социологического анализа. — М., 1993.-260 с.
  105. Я.М. Частный сектор: предприниматели о проблемах хозяйствования // Экономика и организация промышленного производства. 1994. — № 1. —С.94−107.
  106. Р.В. Социальные последствия экономических реформ // Социологический журнал. 1995. — № 3. — С. 27−39.
  107. В.И. Предпринимательская среда в оценке предпринимателей I // Социол. исслед. 1998. — № 7. — С. 95−98.
  108. М.Н. Дополнительное профессиональное образование как условие становления малого предпринимательства: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. Казань, 1999. — 24 с.
  109. Р.Х. Бизнес по-русски и по-латышски (результаты социологического мониторинга) // Социол. исслед. — 1997. — № 11. — С. 54−61.
  110. Дж. Моральная экономика крестьянства как этика выживания // Великий незнакомец: Крестьяне и фермеры в современном мире / Под ред. Т.Шанина. М.: Прогресс, 1992. — С. 202−210.
  111. Словарь терминов современного предпринимательства / Под ред. f
  112. С.Н.Белухиной, З. П. Макеевой и др. М.: Радикс, 1995. — 432 с.
  113. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Наука, 1993.
  114. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социол. исслед. -1994. № 2. — С.15−22.
  115. П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. — С.325−340.
  116. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-544 с.
  117. Указ Президента РТ «О государственной поддержке предпринимательства в Республике Татарстан». Казань, 1994. — 13 с.
  118. Указ Президента РТ «О стимулировании развития предпринимательства в Республике Татарстан». Казань, 1995. — 15 с.
  119. Э.Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // Социол. исслед. — 1993. — № 1.-С. 24−30
  120. В.В. Становление класса предпринимателей в условиях формирования рыночных отношений: Дисс.. канд. социол. наук. — Казань, 1995.-155 с.
  121. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. — 1989. — № 12. — С. 6−14.
  122. Ф. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. — М.: Новости, 1992.
  123. Г. Р. Социальные проблемы экономически активного населения.-М., 1996.
  124. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Вып.1. Предприниматель и предпринимательство. — М., 1992.
  125. Человек в «инновационной экономике» XX века / Отв. ред. Ю. А. Васильчук. М., 1994.
  126. П. Предприниматель кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. — М.: Международные отношения, 1992. -146 с.
  127. А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, мысли, ценности. — М.: Инс. социологии РАН, 1997. — 144 с.
  128. В.Е. Государственное управление. — М.: Юрист, 2002. — 320 с.
  129. В.Ф. Откуда придет «дух капитализма» (о духовно-культурных предпосылках рациональных рыночных отношений) // Социол. исслед. 1994. — № 2. — С.23−33.
  130. Л.А. Тендерные стереотипы на рынке труда. М., 2002 — 150 с.
  131. Ф.Э. Социология предпринимательства: прикладные исследования. М: Центр социального прогнозирования, 2002. — 536 с.
  132. Р. Теоретическая социология Джеймса Коулмена: Аналитический обзор // Социологический журнал. — 1996. С. 65−66.
  133. М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий // Становление нового российского предпринимательства (социологический аспект). — М., 1994. — С. 199−246.
  134. О.И. Промышленное предприятие: Социологический очерк. — М., 1978.
  135. Н. Новое хорошо забытое старое // Вопросы экономики. — 1994.-№ 4. -С. 4−15.
  136. Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. М.: Солдатенков, 1902. — 227 с.
  137. Й. История экономического анализа // Истоки: Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 1. — М.: Экономика, 1989.-367 с.
  138. Й. Теория экономического развития. М., 1982. — 260 с.
  139. Экономика предпринимательства / Под ред. В. И. Кушлина, Д.Д. Го-ловинкина и др. М.: Владос, 1999. — 235 с.
  140. В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований // Советская социология. М., 1982. — Т. 2. — С.29−38.
  141. В.М. Малое предпринимательство в России: Проблемы переходного периода. М., 1994.
  142. И.И. Вопрос о государственном вмешательстве в области промышленности // Вестник промышленности. — 1885. — № 1. — С. 3−29.
  143. Coleman J. Foundations of Social Theory. Cambridge, Harvard University Press, 1990.
  144. Drucker P. Enterpreneurship and Innovation. N.Y., 1985.
  145. A., Lawrence P.R. (eds.) Socio-Economics: Toward a New Synthesis.-N.Y., 1991.
  146. Fuller P.B. Assessing Marketing in Small and Medium sized Enterprises // European Journal of Marketing. — 1993. — Vol. 28. — № 12.
  147. Green R. et al. The Russian Entrepreneur: A Study of Psychological Characteristics. International // Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. — 1996. —Vol. 2. — № 1.
  148. List F. The Natural System of Political Economy. London: Frank Class, 1983.
  149. Schmitz H., Musyek B. Industrial Districts in Europe: Policy Lessons for Developing Countries // World Development. — 1994. — Vol. 22. — № 6.
  150. Simmel G. The Philosophy of Money. — London, 1990.
  151. Stinchcombe A. Economic sociology. N.Y., Academic Press, 1983. — P. 2.
Заполнить форму текущей работой