Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система дополнительного образования детей в социокультурном развитии региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ философской, социологической, науковедческой, психолого-педагогической, психологической и методической литературы, сопоставительный историко-методологический анализ, междисциплинарный сравнительно-дидактический анализ отечественной и зарубежной практики дополнительного образования детей, учебных планов и программ, его обеспечивающихпроектирование, моделирование… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы дополнительного образования детей
    • 1. 1. Генезис системы дополнительного образования детей
    • 1. 2. Дополнительное образование детей как региональная социокультурная проблема
    • 1. 3. Методологические основы исследования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Региональная система дополнительного образования детей как социокультурный феномен
    • 2. 1. Сущность, принципы, функции, содержание региональной системы дополнительного образования детей
    • 2. 2. Критерии эффективности дополнительного образования детей в социокультурном пространстве региона
    • 2. 3. Проектирование региональной системы дополнительного образования детей
      • 2. 3. 1. Региональный учебный план учреждений дополнительного образования детей
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Основные направления и ведущие тенденции в развитии региональной системы дополнительного образования детей
    • 3. 1. Вариативная система дополнительного образования в социокультурном пространстве региона
    • 3. 2. Инновационная деятельность учреждений дополнительного образования детей
    • 3. 3. Апробация региональной модели дополнительного образования детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности
    • 3. 4. Организационно-педагогические условия успешного функционирования дополнительного образования детей
  • Выводы по третьей главе

Система дополнительного образования детей в социокультурном развитии региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное российское общество поставило перед системой образования весьма значимые задачи, связанные с воспитанием и обучением подрастающего поколения. Осознание гражданами России того, что на смену информационному обществу конца XX века приходит образовательное сообщество XXI века, функция которого — опережающее развитие личности ребенка и образовательных систем, привело педагогическую науку, политику в области образования к изменению отношения к системе образования как к социальному институту.

Приоритетными становятся не только вопросы качества образования и социализации личности, но и создания условий личностного роста учащихся, что предусматривает сосуществование разных видов и форм образования в едином образовательном пространстве страны и конкретного регионаправо личности выбора пути для самореализации, жизненного и профессионального самоопределения. В связи с этим дополнительное образование детей, ориентированное на удовлетворение индивидуальных потребностей, развитие мотивации к познанию и творчеству, становится все более востребованным и значимым компонентом системы образования. Актуализируется поиск оптимальных путей организации и использования ресурсов системы дополнительного образования детей на региональном уровне.

Анализ материалов нормативных правовых актов, массового опыта показал, что для современной системы дополнительного образования детей характерно состояние направленного поиска. Содержание педагогической работы в системе дополнительного образования детей в основном определено, его реализация еще носит фрагментарный, а не системный характер. Для исследования этого феномена к настоящему времени созданы необходимые теоретические и практические предпосылки.

Поскольку образовательные системы относятся к социальным, то для решения исследовательских задач по развитию ресурса системы дополнительного образования детей на региональном уровне методологическое значение имеют фундаментальные труды по основам управления социальными системами (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Д. М. Гвишиани, С. О. Доннел, Г. Кунц, В. Н. Садовский, Ф. Тейлор, А. Файоль и др.).

Начало теоретического осмысления проблем дополнительного (внешкольного) образования положено в трудах П. П. Блонского, К. Н. Венцеля, П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, Г. Ф. Лесгафта, А. В. Луначарского,.

A. С. Макаренко, Е. Н. Медынского, И. Пееванова В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, К. Д. Ушинского В. И. Чернолуского, К. П. Яновского и др.

Современными исследователями А. Г. Асмоловым, И. А. Зимней, Н. Н. Михайловой, В. И. Пановым, В. В. Рубцовым, Н. Ю. Синягиной,.

B. И. Слободчиковым и др. раскрыта значимость дополнительного образования детей с позиций психологической науки. Значительный вклад в изучение становления учреждений дополнительного образования детей, методических и управленческих аспектов их деятельности внесли Л. К. Балясная, В. В. Белова, В. А. Березина, А. К. Бруднов, О. С. Газман, В. А. Горский, В. Б. Евладова, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедев, Л. Г. Можнова, Н. Н. Морозова, Т. И. Петракова, Г. Н. Попова, С. В. Сальцева, А. И. Щетинская и др.

В исследованиях рассматривается целый комплекс вопросов, связанных с историей, теорией и практикой дополнительного образования детей: его становление (Е. Г. Глух, Л. С. Жданова, Т. И. Сущенко, А. С. Шипилова и др.) — воспитательный потенциал (В. В. Белова, Г. П. Буданова, О. И. Грекова, Л. Г. Логинова и др.) — деятельность педагогического коллектива внешкольного учреждения (Б. Б. Гусев, С. И. Панченко и др.) — творческое развитие детей и особенность работы педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе (И. О. Бережная, Д. Н. Грибов, Н. В. Кокорева,.

B. И. Лушников, Е. А. Наумова, А. В. Николаев, А. Л. Соломин,.

C. Б. Серякова, А. А. Хохлов, М. О. Чеков и др.) — современные подходы к определению социальной компетентности (Б. Г. Ананьев, А. И. Берестова, И. Г. Галямина, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимна*, О. Е. Лебедев, Ю. Г. Татур.

А. В. Хуторской, И. В. Черепанов, В. Д. Шадриков, С. Е. Шишов и др.) — профессионально-педагогическая деятельность учителя (Е. П. Белозерцев, 3. И. Васильева, И. В. ВаСчков, Б. С. Гершунский, Ю. Н. Колобкин, Н. В. Кузьмина, Н. Е. Мажар, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.).

Между тем в области дополнительного образования детей продолжают сохраняться противоречия между:

— недостаточной разработанностью научного обоснования деятельности региональных учреждений дополнительного образования детей и возрастающим спросом на образовательные услуги в этих учреждениях со стороны родителей и детей;

— потребностью детей в практико-ориентированной деятельности, обогащении социально-значимого опыта и отсутствием достаточных условий для его реализации;

— потенциалом разнообразия видов дополнительного образования детей в регионе и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ для их успешной деятельности;

— имеющейся практикой реализации компетентностного подхода в дополнительном образовании к его содержанию и неподготовленностью педагогических кадров к реализации данного подхода и осмыслению собственного опыта;

— отсутствием взаимодополняемости учреждений системы общего и дополнительного образования и необходимостью ее обеспечения;

— наличием накопленного опыта деятельности учреждений в системе дополнительного образования детей в условиях модернизации (вариативность, сотворчество, эффективность) и невостребованностью этого опыта в общем и профессиональном образовании;

— потребностью в качественных образовательных услугах и уровнем профессиональной подготовки специалистов для системы дополнительного образования детей.

С учетом выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы основные тенденции, принципы, содержание и организационно-педагогические условия функционирования и развития региональной системы дополнительного образования детей.

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: система дополнительного образования детей.

Предмет исследования: процесс становления и развития региональной системы дополнительного образования детей с учетом ее социокультурных особенностей.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

— осуществить логико-исторический анализ развития системы дополнительного образования детей;

— обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследования функционирования и развития региональной системы дополнительного образования детей;

— определить социокультурные возможности, обеспечивающие развитие региональной инновационной практики в системе дополнительного образования детей;

— разработать и апробировать интегративно-прогностическую модель региональной системы дополнительного образования детей;

— определить критерии эффективности функционирования региональной системы дополнительного образования в условиях социокультурных особенностей города и села;

— выявить и обосновать ведущие тенденции, принципы, содержание и организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие системы дополнительного образования детей в условиях социокультурного пространства региона;

— разработать учебный план для системы дополнительного образования детей в соответствии с социокультурными особенностями региона.

Гипотеза исследования: качественное функционирование и развитие региональной системы дополнительного образования детей будет осуществляться успешно, если:

— обеспечивается необходимое взаимодействие основного и дополнительного образования детей;

— интегративно-прогностическую модель региональной системы дополнительного образования детей отличает видовое разнообразие, методологические основания, ее направленность, принципы, функции, организационно-педагогические условия, показатели и критерии, обеспечивающие развитие социальных компетентностей учащихся;

— разработаны вариативные, дифференцированные модели дополнительного образования детей, педагогическое конструирование учебных планов, образовательных программ с учетом региональных особенностей, интересов и потребностей детей;

— организационно-педагогические условия и социокультурные особенности региона выступают системообразующими факторами развития инновационной деятельности учреждений дополнительного образования детей;

— процесс развития региональной системы дополнительного образования детей сопровождается мониторингом, корректировкой ее функционирования.

Методологическую основу исследования составили философские концепции человека как субъекта жизнетворчества, познающего и преобразующего мир и самого себяположения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и процессов в сферах бытия и сознанияучение об объективной и субъективной природе человекаосновополагающие идеи философской антропологии о человеке и его воспитании и о регулирующей роли сознания в деятельности и поведении человекаидеи творчества как способа саморазвитияо природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере.

В качестве методологических ориентиров исследования выступали системный, антропологический, культурологический, аксиологический, синергетический, личностно-деятельностный, личностно-ориентированный и ком-петентностный подходы.

Теоретическую базу исследования составили: антропологическая теория развития личности (К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский и др.) — теория проектирования педагогических систем (В. П. Беспалько, И. В. Бестужев-Лада, Н. В. Кузьмина, Т. И. Шамова и др.) — теоретико-методологические аспекты социально-педагогического проектирования (В. И. Загвязинский, О. Е. Лебедев, М. М. Левина, М. М. Поташник, В. И. Слободчиков, И. Д. Чечель и др.) — теория о ведущем виде деятельности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) — теория деятельностного подхода в развитии личности (В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев и др.) — теория социальной активности личности (К. А. Альбуханова, Г. С. Батищев, М. С. Каган, В. Франкл, Э. Фромм и др.) — идея самореализации личности в образовательной деятельности (Б.Т.Лихачев, А. В. Мудрик, П П Новикова, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.) — культурологическая концепция образования (Е. В. Бондаревская, М. В. Кларин, Н. Б. Крылова, В. Т. Кудрявцев, В. А. Петровский и др.) — теория личностно-ориентированного образования (М. Н. Берулава, М. Я. Виленский, В. Т. Кудрявцев, О. Л. Подлиняев, В. В. Серкиков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.) — теория управления педагогическими системами (Т. М. Давыденко, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова и др.) — теория развития личности и становления личности как субъекта самопознания и саморазвития (К. А. Альбуханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. М. Попов и др.) — теоретические положения о развитии личности в зависимости от влияния среды (П. П. Блонский, В. А. Петровский, К. К. Платонов, А. Н. Фалалеев и др.) — теория интеграции интеллектуально-личностного развития в модели педагогического процесса (К. А. Альбуханова-Славская, Г. Д. Глейзер, Г. Б. Корнетов, Н. Г. Стрикун, О. К. Тихомиров, М. Л. Холодная и др.) — педагогические положения, раскрывающие общенаучные категории «компететность» и «компетенции».

В. А. Адольф, Л. А. Баранова, В. А. Болотов, Ж. Делор, Э. Ф. Зеер, В. Н. Куницына, В. В. Сериков, И. Д. Фрумин и др.) — теоретико-методологические аспекты интеграции в образовании (В. П. Беликовский, К. Я. Вазина, Б. 3. Вульф, Б. С. Гершунский, Р. И. Захаренкова, Ю. Н. Калюткин, В. М. Кузнецов, Ю. Н. Петров и др.) — теория регионализма (Ю. Ф. Абрамов, М. В. Артюхов, М. Я. Виленский, К. И. Зубков, А. И. Кузьмин, Л. Н. Лурье, В. М. Петровичев, Л. Рэмхельд, П. А. Сорокин, А. П. Тимошенко и др.) — методология, теория и практика дополнительного образования (В. И. Андреев, О. А. Березина, А. К. Бруднов, В. А. Горский, Е. Б. Евладова, М. Б. Коваль, Н. И. Корякина, О. Е. Лебедев, Л. Г. Логинова, Л. Г. Магомедов, Е. Н. Медынский, Н. Н. Михайлова, Н. А. Морозова, Л. П. Овчинникова, О. В. Савкова, Н. В. Силкина, А. В. Скачков,.

A. В. Смирнов, М. О. Чеков, Е. Е. Чепурных, В. И. Чернолуский, М. М. Хадиев, А. И. Щетинская и др.) — методологические связи теории и практики (М. А. Данилов, В. И. Журавлев, В. В. Краевский, Г. Л. Сериков, М. Н. Скаткин и др.) — теория аксиологического подхода (Г. А. Андреева, Е. И. Артамонова, Л. П. Илларионова, Г. И. Чижакова и др.) — теория воспитательных систем и концепции воспитательного пространства (В. Г. Бочарова, 3. И. Васильева, В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, Я. П" Новикова, Н. Л. Селиванова, М. В. Соколовский и др.) — теория отечественной педагогической науки о сущности, целях и содержании образования (В. В. Давыдов, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, И. Я. Лернер, И. Я. Скаткин,.

B. А. Сластенин и др.) — теория синергетического подхода (А. И. Бочкарев, Т. Г. Полтавец, И. Р. Пригожин, Е. Г. Силяева, Г. Хакен, Б. В. Шаронин и ДР-).

Важное значение для диссертационного исследования имели труды по проблемам подготовки и повышения квалификации педагогов (И. П. Андриади, М. А. Валеева, Л. К. Веретенникова, Н. И. Загузов, Н. Д. Никандров, Э. М. Никитин, С. Б. Серякова, В. А. Сластенин и др.) — по различным аспектам педагогической работы с детьми в учреждениях дополнительного образования (Е. А. Астафьева, О. И. Грекова, М. Б. Коваль, И. И. Митина, И. В. Руденко, Н. Я. Стрельцова, Б. А. Титивой, А. Б. Фомина, Т. П. Щербакова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных природе изученного явления:

— теоретический анализ философской, социологической, науковедческой, психолого-педагогической, психологической и методической литературы, сопоставительный историко-методологический анализ, междисциплинарный сравнительно-дидактический анализ отечественной и зарубежной практики дополнительного образования детей, учебных планов и программ, его обеспечивающихпроектирование, моделирование, прогнозирование систем и процессов дополнительного образованияизучение нормативных, методических и учебно-программных документовобобщение, сравнение, систематизация, типология инновационной практикитеоретическое моделирование, экспертная оценка, мониторинг, изучение практического опыта, педагогический эксперимент, обобщение независимых экспертных оценок, статистические методыдлительное наблюдение (прямое и косвенное) — анкетирование, педагогическая экспертиза, интервьюированиемонографическое наблюдение и описание педагогического опыта инновационных процессов в дополнительном образовании детей.

Опытно-экспериментальная база и этапы исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись областные и муниципальные учреждения дополнительного образования детей Иркутской области. Исследованием были охвачены учащиеся школ, учреждений дополнительного образования детей, родители, учителя, педагоги дополнительного образования детей, руководители и организаторы региональной системы образования (более 2000 человек).

Личное участие соискателя состояло в разработке концептуальных положений исследования, непосредственном руководстве и осуществлении опытно-экспериментальной работы.

Исследование проводилось с 1999 по 2007 гг. и осуществлялось поэтапно.

Первый этап (1999;2001 гг.) — изучение теории и практики педагогического образования, опыта развития системы дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровняхразработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих внедрение инновационных форм дополнительного образования детейопределение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, методологии и методик исследования.

Второй этап (2002;2003 гг.) — разработка концептуальной основы функционирования и развития региональной системы дополнительного образования детей, программы экспериментальной деятельности, проведения эксперимента по созданию вариативных форм дополнительного образования детей в городской и сельской местности в соответствии с образовательными потребностями детей и их родителей.

Третий этап (2004;2005 гг.) — осуществление формирующего педагогического эксперимента, мониторинг функционирования учреждений дополнительного образования детей областипроверка, уточнение гипотезы исследованияанализ результатов мониторинга функционирования областных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей, уточнение критериев и показателей оценки эффективности деятельности учреждений данного видаразработка научно-методического обеспечения развития региональной системы дополнительного образования детей.

Четвертый этап (2006;2007 гг.) — систематизация и обобщение исследовательского материала, формирование теоретических выводов и практических рекомендаций, завершение оформления диссертационного исследования и определение перспектив развития региональной системы дополнительного образования детей.

Наиболее существенные результаты, полученные в исследовании, их научная новизна:

— разработана концепция становления и развития региональной системы дополнительного образования детей, ее тенденции, обеспечивающие индивидуальную траекторию их личностного роста и успешную реализацию способностей и возможностей в социально значимой деятельности;

— определены сущность, содержание, структура и функции дополнительного образования детей в региональной системе образования, активизирующие процесс их социализации, профессионального самоопределения, создание ситуаций успеха, адаптации к реальным жизненным условиям социокультурного пространства региона;

— разработана и обоснована интегративная, многоуровневая и многофункциональная социально-педагогическая модель региональной системы дополнительного образования детей, включающая методологическое обоснование, принципы, функции, направленность видового многообразия, показатели, критерии, прогнозируемый результат;

— определено разнообразие вариативных моделей развития регионального дополнительного образования, учебных планов и программ, учитывающих социокультурное пространство региона;

— разработан и обоснован универсальный учебный план развития региональной системы дополнительного образования детей, определяющий возможность равного доступа к его качественному получению в зависимости от социокультурных условий города и села;

— установлены и обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование социальной компетентности школьников в региональной системе дополнительного образования детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— обоснованы методологические подходы к исследованию региональной модели дополнительного образования детей, опирающиеся на совокупность системного, аксиологического, культурологического, антропологического, синергетического, личностно-ориентированного и компетентностного подходов;

— выполнен логико-исторический анализ развития системы дополнительного образования детей;

— разработано технологическое обеспечение развития содержания дополнительного образования детей на основе регионального универсального учебного плана, в основу которого положен культурологический подход, обеспечивающий единство образовательного пространства и создающего условия успешного удовлетворения социальных потребностей людей;

— конкретизировано и уточнено содержание понятий: «региональная система дополнительного образования детей», «социальная компетентность школьника», «социальное поле достижений»;

— определено содержание мониторинга, ориентированного на конкретную оценку деятельности учреждений дополнительного образования детей по созданию условий удовлетворения их потребностей в образовательных услугах;

— выявлены условия проектирования регионального учебного плана инновационных учреждений дополнительного образования детей.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации положения и выводы, апробированные на практике, свидетельствуют о положительной динамике результативности деятельности учреждений дополнительного образования детей, повышающих эффективность модернизации региональной системы образования в целомподготовлены и опубликованы монографии, учебно-методические материалы, в которых представлены теоретические обоснования и технология проектирования и моделирования инновационных процессов в региональной системе дополнительного образования детейсоздано и проверено опытным путем научно-методическое, содержательное и нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей в условиях «регионального образовательного пространства».

Материалы исследования послужили основой разработки оценочных средств для государственной аттестации учреждений дополнительного образования детей в соответствии с социокультурными особенностями региона.

Достоверность и надежность результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров работысоответствием комплекса методов исследования его цели, задачам и логикеизучением и обобщением массового и собственного педагогического опытарепрезентативностью источниковедческой базы, непротиворечивостью выводов и их сравнимостью с массовой практикой деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Основные положения, выносимые на защиту:

— теоретико-методологические основы исследования региональной системы дополнительного образования детей, базирующиеся на системном, си-нергетическом, антропологическом, аксиологическом, личностно-ориентированном, деятельностном, культурологическом и компетентностном подходах, строятся на основе принципов регионализма, многовариантности, социокультурного сопряжения, интеграции, преемственности. Особое место принадлежит принципу регионализации, обеспечивающему учет специфики региона в функционировании системы дополнительного образования.

Региональная система дополнительного образования детей в контексте исследования рассматривается как вариативная часть федерального компонента образования, структура которого, выступающая как система образовательных учреждений ценностно-целевого назначения, формируется по направлениям, обеспечивающим всестороннее гармоническое развитие личности;

— инновационная модель региональной системы дополнительного образования детей как системный объект определяет принципиально новую образовательную практику единства общего и дополнительного образования в одном социокультурном пространстве и создает условия развития социальной компетентности детей;

— содержательно-технологические основы проектирования системы дополнительного образования детей включают обоснование и разработку регионального учебного плана дополнительного образования детей, обеспечивающего взаимопроникновение и взаимодополнение общего и дополнительного образования;

— основу совершенствования содержания дополнительного образования составляет вариативность научно-информационного и программно-методического обеспечения, разработка вариативных программ, учитывающих исторические, культурологические, географические, демографические, экономические, социальные, экологические и административно-политические региональные социокультурные особенности, включение детей в разнообразную социально и личностно значимую творческую деятельность;

— инновационная деятельность учреждений дополнительного образования детей направлена на создание социального поля достижений как условия развития творчества, отношения к содержанию и формам образования, организации собственной образовательной деятельности;

— организационно-педагогические и социально-педагогические условия выступают как подсистема целостной региональной системы дополнительного образования детей.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования и выводы получили отражение в 61 публикации общим объемом 75,9 пл., в докладах и выступлениях на международных (КНР, Чань-Чунь, 2002 г., Иркутск, 2002;2004 гг.) — всероссийских (Владимир,.

1997 г., Санкт-Петербург, 1997 г., Москва, 2000 г., 2003 г., Челябинск, 2006 г.), межрегиональных (Ярославль, 2004 г., Челябинск, 2005 г., Новосибирск 2006 г.), областных (Иркутск, 1999, 2000, 2001, 2003, 2004, 2006, 2007 гг.) научно-практических конференциях и научных семинарах.

В практике областных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей Иркутской области реализуется учебный план дополнительного образования детейрезультаты исследования используются в системе повышения и переподготовки педагогических кадров, при подготовке педагогов дополнительного образования детей на базе педагогических колледжей областив проектировании образовательных программ системы дополнительного образования детей.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 376 наименований и 11 приложений.

Выводы по третьей главе.

Разработанная концептуальная модель дополнительного образования, получившая широкое распространение в социокультурном пространстве региона, обеспечивает становление региональной многоуровневой, межотраслевой, вариативной, многофункциональной системы дополнительного образования детей, создает условия для формирования их социальной компетентности как свойства личности.

К вариативным моделям дополнительного образования относятся сеть кружковых объединений, детские учреждения дополнительного образования разносторонней направленности: одно и многопрофильные учреждения (образовательная школа с прилегающими к ней учреждениями дополнительного образования) — организационное и содержательное единство основной школы и дополнительного образования детей, основанное на принципе интеграции.

Особое место занимает модель общего и дополнительного образования в одном пространстве, вариантом которой выступает взаимодействие детского дошкольного учреждения образования — общеобразовательной школыкультурного центра — высшего учебного заведения.

Вариативность и открытость, равноправное существование разных видов дополнительного образования в системе единого образовательного пространства региона создает возможности для успешного развития личности.

Ведущим способом проектирования инновационной модели системы дополнительного образования в социокультурном пространстве региона является обобщенная ориентированная основа действий ее субъектов — управленцев по созданию организационно-педагогических условий для ее развития.

Новая модель подвижна и гибка по структуре, располагает учебными и производственными структурами, сетью социально-педагогических связей, выходящих за пределы известных учебных заведений. Гипотетически структура моделей учреждений дополнительного образования детей подвижна, все ее характеристики могут видоизменяться в зависимости от конкретных условий региона.

Результативность учреждений дополнительного образования детей анализируется по уровню сформированности социальной компетентности учащихся и мотивации к саморазвитию. Выявлена эффективность разновидовых учреждений дополнительного образования детей в процессе формирования социальной компетентности учащихся.

Интеграция основного и дополнительного образования в современных образовательных учреждениях проявляется в четком понимании системы целей, задач, ценностей образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, в дидактически отобранном и спроектированном содержании образования (по линии связи учебных программ основного и дополнительного образования), в продуманной организации соединения двух взаимосвязанных процессов: основного и дополнительного образования, что позволяет не только разумно перераспределить учебную нагрузку, но и широко использовать творческие и личностно-ориентированные формы и методы обучения школьников. В этом случае правомерно говорить об особенностях современного образовательного учреждения как о социокультурном «институте защите детства».

Выделены факторы развития системы дополнительного образования:

— дополнительное образование выступает как средство мотивации личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности в различных образовательных областях;

— развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха в свободном выборе вида деятельности. Пространство самореализации личности расширяется за счет возможностей вариативного, дифференцированного или индивидуального образования;

— широта образовательных связей с другими образовательными системами создает возможность полноценного развития ребенка, своевременного профессионального самоопределения, повышения его конкурентоспособности в жизни, создания условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

Это подтверждает преимущественные возможности дополнительного образования по сравнению с общим. Здесь учащиеся в большей степени могут получить необходимую помощь, информацию, попробовать себя в различных видах деятельности, оценивать свои возможности. Такое сочетание имеет своей целью повышение качественного аспекта образования.

Процесс развития любой образовательной системы, в том числе и дополнительного образования, осуществляется эффективно, если определен механизм внедрения инноваций в образовательную практику.

Одной из основополагающих характеристик выпускника системы дополнительного образования детей является социальная компетентность, его способность к проектной деятельности, которая имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы дополнительного образования, позволяет овладеть технологиями проектирования и внедрения творческого продукта в реальную практику. Проектная технология в реальной практике является одним из средств воспитания социальной активности личности, позволяет выпускнику осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, обеспечивает ему конкурентоспособность на рынке труда.

Основными организационно-педагогическими условиями деятельности учреждений дополнительного образования детей являются научно-методическое, нормативное, программное, технологическое и информационно-методическое обеспечение.

Методическая оснащенность является условием эффективности и средством достижения качества деятельности, ее результатов. Программное обеспечение педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования реализуется преимущественно самими педагогами и выражено в разнообразии авторских проектов, моделей образовательных объединений. Нормативная база не столько регламентирует, сколько упорядочивает, преобразует в систему всю отрасль образования. Обусловлена необходимость в создании для педагогов учреждений дополнительного образования детей системы профессиональной переподготовки и подготовки, действующей постоянно, в различных формах и гибко с учетом специфики региона и учреждения, в котором он трудится.

Условиями эффективности образовательной деятельности являются такие характеристики педагога, как его креативность в профессиональной сферевладение современными педагогическими технологиями передачи учебной информации, инновационными методами активизации учебного процессаспособности к системному видению профессиональной реальностиналичие рефлексивной и коммуникативной культуры.

Организационно-педагогическими условиями эффективности региональной системы дополнительного образования являются также совершенствование материальной базы учреждений дополнительного образования, обес.

454 печение информационными технологиями (электронными версиями про граммных продуктов и создание единой информационной среды).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. Г. Управленческие основы организации.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. Текст. / К. М: Мысль, 1989.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни, — М.: Мысль, 1991,299 с.
  4. , А. Американский менеджмент. / пер. с англ. М., 1991.
  5. , В. И. Моделирование и реализация системы дополнительного краеведческого образования учащихся (на примере Санкт-Петербурга). Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1998.
  6. , Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. // Монография. М., 1990, 384 с.
  7. , Ш. А. Культура педагогического общения. М., 1990.
  8. , Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ. 1969.
  9. , Г. М. Социальная психология. М., 1988.
  10. , Л. М. Региональная политика, культура, содержание образования. Екатеринбург, 1995. — 36 с.
  11. , А. С. Положение о классном руководителей. // Классный руководитель. 2004. — № 6. — С. 47−52.
  12. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX вв. /Сост. П. А. Лебедь. М.: Педагогика, 1990. — с. 608.
  13. , М. В. Управление муниципальной образовательной системой: опыт Сибирский регион // Педагогика. 1999. — № 5. С. 14−18.
  14. , А. Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Петропавловск, 1966. С.4−13
  15. , А. Г. Содействие ребенку развитие личности. // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. — М.: Инно-ватор, 1996. — Вып. 6. — С. 39−44.
  16. , А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России. // Учительская газета. № 25. 2 в. 1994.
  17. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. Внешкольник, 1997, № 9, с. 6−8.
  18. , В. Г. Системность и общество. М., 1980.
  19. , Г. П. Состояние, тенденции изменений и проблемы управления образованием. -М., 1996. 181 с.
  20. , А. С. Социокультурные проблемы инновационных процессов. // Проектирование и организация нововведений. Сб. статей вып. 17. -М.: ВНИИСИ, 19 867. — С. 45−48.
  21. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1997.
  22. , Ю. К. О дидактических основах повышения эффективности обучения. // Нар. обр. 1987. — № 11 — С. 105.23. Байчинская, К. К.
  23. , Н. Ф. Теоретико-методологические проблемы исследования истории детского движения в России (нач. XX в. 90-е гг.). Кострома, КГПУ, — 1995, № 1.-257 с.
  24. , Н.Ф. Методологические аспекты исследования истории детского движения // Детское движение: история, теория, методика организации движения. Чебоксары, ЧПИ, 1997 г. — 137 с.
  25. , Н. И. Роль адаптации в успешной социализации личности. Учебное пособие для вузов. М., 2000.
  26. , А. П. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М.: 2000. 64 с.
  27. , Н. А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М., 1990.
  28. , Н. И. Введение в философию. Учебное пособие. /Изд-во СПб, 1989.
  29. , В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. 16 с.
  30. , Р. Развитие «Я-концепции» и воспитания. М., 1986.
  31. , Л. Общая теория систем критический обзор // Исследование по общей теории систем. / Под ред. В. Н. Сазовского, — М., 1969.
  32. , В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1997.
  33. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Изд-во ин-та проф. образования МО РФ. 1995. — 336 с.
  34. , В. С. Культура: диалог культур (опыт определения) Текст. / В. С. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — 122−131 с.
  35. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994.
  36. Бим-Бад, Б. М. Личность в статике: педагогико-антропологические аспекты // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии: Сб. науч. трудов. Вып.6. — М.: Ун-т РАО, 2001. — С. 2443.
  37. Бим-Бад, Б. М. Опережающее образование: теория и практика. // Советская педагогика. 1988. — № 6. — С. 31−37.
  38. Бим-Бад, Б. М., Петровский, А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 21−35.
  39. , И. В. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.-270 с.
  40. , П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979. 343 с.
  41. , А. А., Караковский, В. А., Новикова, Л. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Педагогика.- 1991.-№ 5.-С. 14.
  42. , В. А., Исаев, Е. И., Слободчиков, В. И., Шайденко, Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования. // Педагогика. 1997. -№ 4.
  43. , В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. -2003. -№ 10. С. 8−14.
  44. , Е. В. Гуманистическая- парадигма- личностно-ориентированного образования // Инновационная школа. 1997. № 1. С. 37−45.
  45. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.
  46. , Г. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. // Материалы международного семинара. СПб. Изд. РГПУ, 2001.
  47. , В. П. Школа России: прошлое и настоящее // Педагогика. 1993.-№ 4. 41−48 с.
  48. , А. К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей // Директор школы. 1999. — № 2. — С. 12−19.
  49. , А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей // Внешкольник. — 1996. — № 1. — С. 2−5.
  50. , А. К. Развитие системы дополнительного образования детей в Оренбургской области // Внешкольник. 1998. — № 1. — С. 10−15.
  51. , А. К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей. Воспитание школьников. — 1994. — № 5.
  52. , Л. Н. Методические рекомендации по анализу учебного занятия. -М., 1999.
  53. , И. М. Концептуальные основы российского регионализма. Западная Европа. / Европа: вчера, сегодня, завтра. М., 1002. С. 400.
  54. , М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Издат-во Академия. 2005 г. 272 с.
  55. , А. В. Метод проектов в современной школе. М., 2000.
  56. , В. А. Избранные труды по зоопсихологии. Издат-во Наука. 2002. 288 с.
  57. , А. П. Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 3−7.
  58. Ван Дейк. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1999.-519 с.
  59. Вариативные педагогические системы. М., 1995.
  60. , М. Модели: репрезентация и научное понимание, М.: Наука, 1974.
  61. , В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Нар. образование. 2000. — № 9. — С. 127−180.
  62. , Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. 139 с.
  63. , Ю. В. Развивающееся социально-педагогическое пространство условие развития региона. — М.: Изд-во ИПК и ТРНО МО, 1994. -24 с.
  64. Вебер Макс. Два признания М. Вебера. М., 2001 г. 314 с.
  65. Вестник образования. М., 2001. № 5,6.
  66. , Н. Д. Краткий исторический очерк деятельности Московского психологического общества. // Вопросы философии и психологии. 1980. с. 249−262.
  67. , М. А, Суходолов, А. П. Экономика Иркутской области: В 2 т. Т. 1 .-Иркутск: Изд-во ИГЭА: Изд-во ОАО НПО «Облмашинформ», 1998. С. 12.
  68. , JI.A., Кофман, Я.М., Харченко, В.Д. //Открытая школа, 2000, № 6.
  69. , JI. Современный рабочий не может иметь образование на базе девяти классов!// Вести областного образования. № 5.2000. С. 4.
  70. , Л. С. Проблемы возраста // Собр. Соч., т. 4. С. 264.
  71. , Л. С. Педагогическая психология. -М., 1926. С. 346.
  72. , Г. Л. Философия экономических ценностей. СПб, 1996.
  73. , П. Я. Введение в психологию М., 1999.
  74. , Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования //Педагогика. 2002. — № 7. — С. 3−13.
  75. , Б. С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М., 1993. С. 52−64.
  76. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
  77. , С. И. Указ. соч., с. 122
  78. , В. И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997. — № 3-- С. 10−15.
  79. , А. Т. Синергетический подход к оценке региональных систем профессионального образования // Мир образования образование в мире. -2001. -№ 4.-С. 3−8.
  80. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО. 1997.
  81. , Л. В. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Дис. д-ра пед. наук. СПб.: РПГУ, 1996.
  82. , В. А. Принципы развития содержания дополнительного образования детей. М.: МО РФ, ЦРСДОД, 1995. — 5 с.
  83. , В. А. Пути совершенствования содержания дополнительного образования детей // Дополнительное образование. № 2- 2000 г. С. 1418.
  84. , В. А. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2000. № 1. С. 6.
  85. , В. А. Становление и социальное самоопределение личности в системе дополнительного образования. // Дополнительное образование. -2001.-№ 9.-С. 3−7.
  86. , В. А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей. // Дополнительное образование. № 1, 2001. -С. 30−31.
  87. , Д. Н. Педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М., 1998.
  88. , Э. Российская система образования сегодня: силы «за» и «против» реформы. // Кентавр. 1995. — № 1.
  89. , С. С. Профессиональная ориентация учащихся. // Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.
  90. , Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давдова // Известия РАО. 2000. № 2.
  91. , Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования. // Нар. образование, 1998. № 7. — С. 84−91.
  92. , Ю. В. Проектирование и программирование развития образования. М.: МАРО, 1996.
  93. , Ю. В., Давыдов, В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития. // Рос-сия-2010. 1993.-№ 1. С. 40−55.
  94. , В. В. Системные образования образовательных технологий. -М.: Знание, 1995.
  95. , Э. Н., Турчанинова, Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М., 1994. — 136 с.
  96. , В. В. Теория развивающего обучения. С. 142. См. об этом также: Леонтьев, А. А. «Научите человека фантазии.» (Творчество и развивающее обучение) // Вопросы психологии, 1998, № 5.
  97. , О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении /под ред. А. П. Тряпицыной. Издательство КАРО. СПб. 2006 -349 с.
  98. ЮО.Делокаров, К. X. Синергетика и познание социальных трансформаций. М., Прогресс-Традиция, 2003. — С. 18−35.
  99. Ю1.Демакова, И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Серия «Библиотека федеральной программы развития образования». -М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. 256 с.
  100. Ю2.Джужук, И. И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Диссер. учен, степени канд. пед. наук. Ростов н/Д. 2004.
  101. , Е. Н. Экологическое образование. Иркутск, Изд-во ИПКРО, 2001 г.
  102. Диалектика познания сложных систем. /Под ред. В. С. Похтина. -М.: Мысль, 1988.
  103. Дополнительное образование детей. Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений /Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛА-ДОС, 2000. — с. 256.
  104. Дополнительное образование детей: Сборник нормативных документов (1993−1995). Часть 1, 2. / Сост. А. К. Бруднов, Н. В. Мазыкина, Е. М. Пахомова. М., 1995.
  105. , Л. П. Аттестация и государственная аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: АПКиПРО, 2001.
  106. , Е. Б., Логинова, Л. Г., Михайлова, Н. Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002. — 352 с.
  107. , Е. Б., Николаева, Л. А. Развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях. М., 1996.
  108. Ю.Емельянов, Ю. М., Кузьмин, Е. С. 1985
  109. , Ю. М. Социокультурный подход к анализу общества // Вестник ЛГУ, сер. 6, 1991, вып. 3.
  110. , В. И. Школьная экономика. М., 1995. — 98 с.
  111. И.Жуков, Ю. М., Петровская, Л. А., Растянников, П. В. 1991
  112. , Ю. М.Психотехники расширения сознания: социопсихологические технологии. Изд-во «Флогистон», 1998.
  113. , И. Региональная направленность это главное. // Народное образование, 1993. — № 2. — С. 18.
  114. Пб.Журкина, А. Я. Самоопределение детей и молодежи в дополнительном образовании. // Дополнит, образование. 2001. — № 4. — С. 19−23.117.3агвязинский, В. И. Проектирование региональных образовательных систем. // Педагогика. 1999. № 5.
  115. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студ. педагог, бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: Просвещение, 1995. — 234 с.
  116. Заир-Бек, Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования. Методические материалы. СПб.: СПб ГДТЮ, 1995, — С. 19.
  117. Закон Российской Федерации «Об образовании». Библиотечка «Российской газеты» — 1997. — № 9.
  118. Закон РФ «Об образовании». -М., 1992.
  119. , Ю. А. Педагогические технологии в условиях классического университета. 2000. Вестник Кемеровского университета: Сер. Педагогика. — вып. 3. — С. 4−11.
  120. , В. В. Социальное воспитание, его задачи и пути // Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Акаёегша, 1995: — С. 295−344
  121. Зимняя, Н. А. Педагогическая психология.- М., 1999 г. 127.3инченко, В. П. Человек развивается. М.: Тривела, 1994.
  122. , С. И. К разграничению понятий «региональное образование» и «региональный компонент образования». // Педагог. 1999. — № 1. -С. 44−45.
  123. , Л. М. Теоретические проекты для учащихся 5−7 кл. -Брянск, 1995.
  124. Иркутская область проблемы и перспективы развития. — Иркутск, 1996.- 141 с.
  125. , Е. И. Основы психологической антропологии.
  126. , М. С. Синергетическая парадигма диалектика общего и особенного в познании различных сфер бытия // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Отв. ред. В. А. Копцик. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 28−50 с.
  127. , М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  128. , М. С. Формирование личности как синергетический процесс. Синергетическая парадигма. М., Прогресс-Традиция, 2003. — С. 212−227.
  129. , Е. И. «Уроки Лихачева»: размышления о возможностях и рисках. / Изд-во СПб., 2005.
  130. , В. А. Мониторинг качества образования. М., Волгоград, 1998.
  131. , П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 355
  132. , В. А., Новикова, Л. И., Селиванова, Н. Я. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.
  133. , Н. Э. Противоречие как источник развития творческого потенциала. Вестник Томского педагогического университета, 2000. — Выпуск 3.
  134. , М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  135. , М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знания, 1989.
  136. , Е. А. О среде обитания человека глазами психолога, выступление на пленарном заседании I Российской конференции по экономической психологии. -М.- 1996 г.
  137. , Е. А. Программы дополнительного образования детей. Выпуск № 5. М., 2003.
  138. , Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада. // Психологический журнал 1989 — № 1.
  139. , Т. М. Школьные умения и ключевые компетентности. // Материалы науч. практ. конф. Красноярск. Изд-во КГУ, 2003. — С. 45−48.
  140. , М. Б. Материалы к аттестации педагогических работников учреждений дополнительного образования. Оренбург, 1998.
  141. , М. Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1993.-62 с.
  142. , М. Г., Белова, В. В., Попова, Г. Н. Научно-методическое обеспечение деятельности внешкольных учреждений. Екатеринбург, 1992.
  143. , Л. Ф., Турченко, В. И., Борисова, Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — с.269
  144. , О. А., Макарычев, А. С. Регионализм в России: проблемы определения понятия // Регионология. 1999. — № 2. — С. 140−173.
  145. , В. В. Содержание дополнительного образования детей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования по специальности 1 317 «Педагогика дополнительного образования». Самара: Профи, 2000. — 47 с.
  146. Комментарий к закону Рос. Фед. «Об образовании» (Отв. ред. В. И. Шкатулла. М.: Юристъ. 2001. — 778 е.).
  147. Кон, И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.
  148. , Ю. А. Внутришкольный менеджмент. -М., 1993.
  149. , В. С. Теоретические основы школоведения. -М.: Педагогика, 1982. 191 с.
  150. , М. И. Управление народным образованием в районе (городе): пособие для работников райгорОНО. М.: Просвещение, 1981.
  151. Конституция Российской Федерации. Библиотечка «Российской газеты» — 1999. — № 2.
  152. , И. С. Социализация и воситание молодежи. // Новое педагогическое мышление. -М.: Педагогика, 1989.
  153. Концепция непрерывного образования. Проект. М., 1988. — 14 с.
  154. Концепция развития образования Рязанской области, — Рязань. 1994.сб.
  155. Концепция современной региональной образовательной политики в Российской Федерации // Регионология. 1999. — № 1. — С. 3−23.
  156. , Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. // Сов. педагогика, 1970. № 9.
  157. , А. К. Регионализация образования стратегическое направление образовательной политики. // Педагогика. 2005. № 8. С. 26−32.
  158. Кох, А. Человек. Культура. Управление. // Межвузовский сборник. УГГУ. 2001.
  159. , В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара. СамПТГИ- 1994.
  160. , В. Ю. Очерки истории и теории управления образованием. СПб., СПбГУ ПМ, 2001.- 166 с.
  161. , О. С. Технология проектного обучения. // Завуч. 1999.6.
  162. , Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
  163. , Н. Б. Социокультурный контекст образования. // О. С. Газман, Р. М. Вейсс. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Ин-т. пед. инноваций РАО, 1995. — С. 67−103.
  164. , М. М., Платов, В. Я., Тюков, А. А. Подходы к определению понятия активности личности. Активность и деятельность, соотнесение понятий. //Вопросы психологии. № 5. 1998 г. С. 14−21.
  165. , В. А., Лейкин, А. Я. Юная Россия. История детского и молодежного движения в России в XX веке. СПб. 2000. — 130 с.
  166. , Е. С. Основы социальной психологии. Л., Изд-во ЛГУ, 1998.- 12.-С. 123−125.
  167. , В. П. Системный подход в современном научном познании. // Вопросы философии. 1980. — № 1.
  168. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  169. , Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  170. Культура: теории и проблемы: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М., 1995
  171. , О. В., Непрерывное образование и его структура. // Высшее образование в Европе, т. XVI, № 1. Европейский центр по высшему образованию, ЮНЕСКО, 1991.
  172. , Е. Б. Управление образованием в условиях рынка. М., 1997.
  173. , О. Современная философия в Германии. М., 1974.
  174. , В. С. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования. // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 32−44.
  175. , Н. Н. Развитие психологической мысли в России. Изд-во. Наука. 2001 г. 197 с.
  176. , Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (XIX начало XX века). Учеб. пособие. М.: Издательский дом «Форум», 1998. — 584 с.
  177. , О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. — С. 3−12.
  178. , О. Е. Управление образовательными системами. / В. Новгород. НРЦРО, 1998. 91 с.
  179. , В. А. Концепция смысла и назначения образования. // «Сибирский учитель» 2006 — № 3.
  180. , В. С., Никандров, Н. Д., Рыжаков, М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика.-М., 2002.
  181. , А. М. Морально-этические традиции: общее и национально-региональное. // Вопросы философии. 1997. — № 4. С. 101−104.
  182. , А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М., 1983.
  183. , И. Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования. // Вопросы методов пед. исследований. М., 1997.
  184. , X. И. Инновационное обучение и наука. М., 1992. 52 с.
  185. , А. П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия. — М.: Славенская школа, 1997. — 226 с.
  186. , Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛА-ДОС, 1999.-240 с.
  187. , Л. Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М., 2005. — 131 с.
  188. , О. Е. Проектирование в образовании: необходимость и реальность. // Школьные технологии. 2003. — № 4. — С. 86−93.
  189. , В. Я. Проблемы регионального управления в условиях обновления Российской Федерации: Сб. науч. трудов. М.: ЦЭНИИ, 1991. 99 с.
  190. , А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Собр. соч.: В 7 т. М, 1957−1958. Т. 5. с. 552.
  191. , Н. П., Наумченко, И. Л. Интеграция региональных систем образования: из опыта работы регионального учебного округа Мордовского университета. Саранск. Изд-во Мордов. ун-та. 1996. — 116 с.
  192. , В. В. Содержание, методы и формы социализации молодежи в муниципальной системе дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 27 с.
  193. , Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван: Изд-во А. Н. Арт. СССР, 1973.
  194. , А. П., Бирженюк, Г. М. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие. СПб. Издат. Санкт-Петербургского университета профсоюзов, 1997. — 203 с.
  195. , Г. В. Стратегические ориентиры развития регионального образования. // Педагогика. 2002. № 6. С. 10−15.
  196. Материалы коллегии Минобрануки России от 06.10.2004 г. № ПК-2 «О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей» // Вестник образования. № 6. 2004.
  197. , Е. С. Формирование личности. Изд-во МПУ на Крупской, 2001.
  198. Междисциплинарные исследование в педагогике /Под ред.
  199. B. М. Полонского, М., 1994.-
  200. , В. П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса. Автореферат дис, д.п.н. М., 1987. — С.ЗЗ.
  201. Методология и технология проектирования (региональный уровень). Коллективная монография / Под рук. В. И. Загвязинского,
  202. C. А. Гильманова. Тюмень: ТГУ, 1997. — 168 с.
  203. , Б. 3. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. -224 с.
  204. , Н. Н. Актуальные проблемы глобальной нравственности. // Глобальная нравственность. М., 1989. — С. 5−8.
  205. , Н. А. Дополнительное образование многоуровневая система в непрерывном образовании России. — М.: МГУП, 2001. — 279 с.
  206. , Н. П. Дополнительное образование многоуровневая система в непрерывном образовании России. — М., 2001 — 275 с.
  207. , А. В. Социализация и воспитание М.: Сентябрь, 1997.5 с.
  208. , А. В. Общение в процессе воспитания Текст.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Мудрик .- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 203 с.
  209. , А. В. Социализация в «смутное время». М.: Знание, 1991.
  210. , А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. -2-е изд. М., 2000.-С. 111.
  211. , А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. -2-е изд. М., 2000.-С. 9.
  212. , А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.:"Академия", 2002. -200 с.
  213. , А. В.Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи: II Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995, — Вып.З -С. 54−57.
  214. Необратимость революционных перемен. // Советы народных депутатов. 1988.-№ 7. С. 15−21.
  215. , Н. Н. Культура и мир детства. // Педагогика. 1999. — № 6. -С. 68−71.
  216. , Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Педагогическое общество России. М., 2000.
  217. , А. С., Бехтерев, В. М. М.: Просвещение, 1988. -127 с.
  218. , А. В. Реализация социально-педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества. Автореф. дис. канд. пед. наук.-СПб., 1995.
  219. Нильс Бор. Вероятностный мир. М., 1981. — 312 с.
  220. , В. А. Территориальное управление. Проблемы. Пути перестройки. М.: Экономика, 1989. 324 с.
  221. , Л. И. Школа и среда. М.: Знание, 1985.2290 приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. М.: Министерство образования и науки РФ, 2005.
  222. Образование в регионе: опыт, проблемы, инновации. М.: ИП-КиПРНО МО, 1996.-351 с. 231.0глоблина, Г. И. Нововведения в управлении образованием. // Педагогика, 1993. № 6. — С. 23−28.
  223. , С. И. Словарь русского языка: 70 000 сл. / Под ред. Шведовой. 22-е изд. — М.: Русск. яз. 1990. — 921 с. 233.0лех, JI. Г. Философия регионализма // Гуманистические науки в Сибири. 1997. — № 1. С. 52−54.
  224. Основные направления социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. М., 2000. Электронный ресурс.: http://koi.rian.ru/rian/content/gref/contf.htm.
  225. Отчет о работе администрации Иркутской области за период с 01.09.2000 по 01.01.2005 г., Иркутск. 2005. С. 35
  226. , В. П. Основы религиоведения. Изд-во «Юнити», 2006.
  227. , А. С. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. М., 1996.
  228. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 1995. — 170 с.
  229. , Ф. И. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.
  230. , В. М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула 1994 г. Из-во «Приокское», с. 288.
  231. , В. М. Региональные аспекты единой образовательной политики // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 30−34.
  232. , А. В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
  233. , А. В. Личность в психологии. Ростов/Д., 1996.
  234. , А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. г. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996. -512 с.
  235. , В. И. Региональная структура управления образованием / Советская педагогика, 1991. № 1. — С. 29−35.
  236. , В. И. Совершенствованные структуры управления образованием в регионе / Советская педагогика. 1989. — № 6. — С. 47−53.
  237. , В. И., Жилина, А.И. Совершенствование структуры управления образованием в регионе. // Сов. педагогика. 1989. № 6. — 14−37 с.
  238. , В. И., Казарцев, С. Д. Региональные аспекты управления. // Сов. педагогика. 1988. № 11. С. 6−11.
  239. , Н. В. Реализация регионального компонента в организации учебно-воспитательного процесса. // Дифференциация образования. / Под ред. М. В. Артюхова, Г. А. Вержбицкого. М., Новокузнецк. — 1996.
  240. , Е. С. Новые педагогические технологии в системе образования. М.: Academia, 2000.
  241. , Г. Выход из транса. М., 1995.
  242. , К. Логика и рост научного знания: Избр. работы: пер. с англ. М.: Прогресс, 1983.
  243. , М. М., Лазарев, В. С. Управление развитием школы. -М.: Новая школа. 1995.
  244. , П., Стингере, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986. С.64
  245. , Н. И. Развитие региональной образовательной системы: Дис. канд. пед. наук. СПб, 1992. 184 с.
  246. Проект Федерального Закона «О дополнительном образовании» // Внешкольник. 1998. № 9.
  247. Проектирование в образовании: проблемы, поиск, решения. М., 1994.
  248. Проектирование региональных образовательных систем // Педаго-гика.-1999.-№ 5.-С.8−13.
  249. Раджа Рой Сингх. Перспективы // Вопросы образования. М., 1993
  250. , К. Д. Проблемы современного детства. Сб. научных трудов /под ред. О. Е. Лебедева. СПб. 2000. — 160 с.
  251. Развитие системы дополнительного образования детей. М., 199 860 с.
  252. Разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Материалы семинара-совещания руководителей органов управления образования России. М., 1996.
  253. Разработка рекомендаций к проектированию региональных программ развития образования на основе анализа программ: НИОКР по заказу Мин. обр. РФ / Под рук. А. П. Тряпицыной. СПб.: РГПУ, 2002.
  254. , В. Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. -М.: Экономика, 1988. 125 с.
  255. , Л. А. Менеджмент 21 в.: практика эффективного управления. Изд-во Зинатне. Рига. 1980. 253 с.
  256. , А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  257. Регионализм и региональная культурная идентичность. Ученые записки Таврического национального университета: (2001, 10 ноября)
  258. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования. // Вестник образования, 1992. № 10. — С. 75−79.
  259. , Г. Природа и культура. // Культурология XX век: антология. -М., 1994.-36 с.
  260. , К. Р. К науке о личности // История зарубежной психологии (30−60 гг. XX в.): Тексты / К. Халл, Б. Скиннер, Д. Миллер и др. / М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — С. 200−230.
  261. , В. В. Сумерки просвещения. М.: Просвещение, 1990.
  262. , С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.-т. 1−2.
  263. , С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  264. , В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3−5 декабря 1996 г.).
  265. , В. В. Современные проблемы психологического образования: возрастной подход. Сборник Психология образования: проблемы и перспективы. № 1, 2005. С. 3−6.
  266. , Г. И. Методология научного познания. 2005 г. Изд-во Юнити-Дана. 384 с.
  267. , М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика. / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. Изд-во Московский психолого-социальный институт, 2005.
  268. , М. В. Государственные образовательные стандарты как средство обеспечения качества образования в условиях реформирования социальной сферы. / Под ред. М. В. Рыжакова. Изд-во Совета Федерации: 2004 г.
  269. , Л. Современные концепции регионального развития: опыт политологического анализа. //Полис. 1994. № 5. С. 149−150.
  270. , Г. Наука об искусственном. М.: Мир, 1972.
  271. , Н. В. Идеи свободного воспитания в наследии Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, К. Н. Вентцеля. Иркутск. 2000 г. 135 с.
  272. , С. А., Голованов, Л. В. Прогнозирование развития больших систем. М., 1975.
  273. , Н. В., Бакшаева, Н. В. Организация научно-методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Мет. пособие. Чебоксары, 2004. — 228 с.
  274. , Г. К. Технологии мастерских. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., (Народное образование, 1998 г., № 7, С. 161−166).
  275. , С. Ибероамериканская и восточноевразийская общность как пограничные культуры. // Общественные науки и современность, 1994, № 2, С. 159−169.
  276. , Ю. В. Диалог в образовании Текст./Ю. В. Сенько // Вестник высшей школы.-1991.-№ 5.-С. 74−76.
  277. , В. В. Личностно-ориентированное образование. // Педагогика, 1994, № 5, С. 16−21.
  278. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: «Перемена», 1994. — 152 с.
  279. , В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования пед. систем. М.: Логос, 1999.
  280. , Г. Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск: ЧИПКРО, 1993.
  281. , В. В. Социально-педагогические основы управления регионализацией образования. Красноярск, 1997. — 124 с.
  282. , В. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1986.
  283. , В. А., Исаев, Г. Ф. Междисциплинарные исследования в педагогике /Под ред. В. М. Полонского, М., 1994.
  284. , В. А., Исаев, И. Ф., Мищенко, А. И., Шпаков, Е. Н. Педагогика. М., «Школа-Пресс», 1997.
  285. , В. И. Психология развития человека. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
  286. , В. И. Характеристика этапов социально-педагогического проектирования.
  287. , Н. А. Педагогические возможности клубных форм в образовательном процессе современной школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1995.
  288. , Ю. П. Системный подход к воспитанию школьников: Учебно-методическое пособие. М., 1990.
  289. , П. А. Социальная и культурная динамика: перс, с англ. -СПб: Издат-во русского христианского гуманитарного института, 2000. -1054 с.
  290. Состояние сельской школы России: перспективнее устойчивого развития. // Метод, пособие. М., 2000. — 255 с.
  291. , Л. А. Философия образования и воспитания в системе духовных ценностей современной цивилизации // Актуальные проблемы современной цивилизации. Хабаровск, 1996. — С. 167−182.
  292. , А. И. Качество образования как синтезатор. Качество образования: концепции, проблемы. // Материалы III Международной научно-методич. конференции. Новосибирск: Изд-во МГУ, 2000. С. 15−16.
  293. , Г. Ф. Сельская школа: новое в содержании образования. // Педагогика, 1996. № 6.
  294. , Ф. П. Прикладной системный анализ. Изд-во Томского университета, 2004. 186 с.
  295. , Ю. Г. Высшее образование: Методология и опыт проектирования. М., ЛОГОС, 2006.
  296. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Дис. д-рапед наук.-СПб.:РПГУ, 1996.
  297. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.3Ю.Титова, Е. В. Управление развитием организации. М.: Центр, 2000. — 304 с.
  298. , Е. В., Трухачева, Т. В. Они и мы. М., 1993.
  299. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д. И. Ушакова. М., 1935.
  300. , Е. П. Дидактические основы обучения руководителей школ в системе повышения квалификации: науч. доклад, дис. на соиск. уч. степ, док-ра пед. наук. СПб, 1992.
  301. , П. И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1981. 187 с.
  302. , П. И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, 1993.-С. 284
  303. , А. П. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. / А. П. Тряпицына, И. С. Батракова, А. В. Мосина. М.: Мысль, 1992. — 178 с.
  304. , А. П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -СПб, 1991.-35 с.
  305. , А. Н. Результативность компетентностного подхода: мифы, стереотипы, проблемы и решения Текст./ А. Н. Тубельский // мат. 9-й науч.-практ. Конф. «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становления».- Красноярск, 2003.-С. 23−29.
  306. , А. Н., Фрумин, И. Д. Педагогика развития и перемены в Российском образовании. Школа. 2003 г. № 4. С. 45−51.
  307. , А. А. Заслуженный собеседник. Рыбинск12, 1997. С. 209.
  308. , К. Д. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2-х т./ К. Д. Ушинский/ Т.2: Вопросы обучения / под ред. В. Я. Струмин-ского.- М.: Учпедгиз, 1954. 734 с.
  309. , Б. А., Психологические особенности профессионального становления выпускников. М., «Мысль», 2000.
  310. , Д. И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  311. , А. Б. Теория и практика деятельности дополнительного образования детей в сфере свободного времени: Дис. д-ра пед. наук. М., 2001.-395 с.
  312. , Л. В. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель: В 2-х ч. М., 1996.
  313. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования. //Педагогика.- 2001.-№ 3.-С.4852.
  314. , И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования Текст./ И. Д. Фрумин. II мат. 9-й науч.-практ. конф. «Педагогика развития: ключевые компетентности- и их становления». -Красноярск, 2003 .- С. 56−62.
  315. , Н. И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧТУ, 1998.
  316. , А. А. О состоянии и основных направлениях развития образования. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г. // Вопросы образования. 2004. — № 1. -С. 31−48.
  317. П. Синергетика. М., 1985. 449 с.
  318. , П. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. 430 с.
  319. , Т. Г. Социокультурные процессы в Предбайкалье: материалы социологического исследования. Иркутск, Дом книги, 1996. — 49 с.
  320. , H.A. Социально-экономическое значение реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1985.
  321. , В. П. Развитие системы повышения квалификации пед. кадров (1917−1981 гг.). М.: Педагогика, 1986.
  322. , П. В. Основы внутришкольного управления / Под ред. П. В. Худоминского. -м.: Педагогика, 1987. С. 164.
  323. , А. В. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования. // Нар. образование. № 2. 2003. С. 58−64.
  324. , А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. -2003. -№ 5.-С.55−61.
  325. , А. В. Общепринятое содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М., 2002.
  326. , Г. А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности. Вестник № 2/1997. С. 4−11.
  327. , Е. Е. Организационно-педагогические основы социальной защиты детей в сфере образования: Автор дис. на соиск. д-ра пед. наук. -Ярославль, 2001. 38 с.
  328. , Н. И. Педагогические условия развития дополнительного образования школьников (на примере региона): Автореф. дис. канд. пед. наук.- 1998.
  329. , А. Г. Политическое самоопределение и структурирование российских регионов: типы и тенденции развития. // Наука, культура, высшее образование на пороге XXI века. Ульяновск УлРУ, 1998. С. 13−14.
  330. , И. Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. — № 4. — С. 3−6.
  331. , Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. -М.: Педагогика. 1992.
  332. , В. Д. Управление проектами. СПб.: «Два + три», 1996.
  333. , С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. -М.: АН, РСФСР, 1980. 300 с.
  334. , С. С. Открытая модель образования (Синергетический подход). Текст./ С. С. Шевелева.- М.: Магистр, 1997. -128 с.
  335. , М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Учебное пособие. Издание второе. Красноярск, 2002.-26 с.
  336. , М. И. Социализация и воспитание школьников (в вопросах и ответах). Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996.
  337. , С. Е. Федеральный справочник «Образование в России» // Родина, 2001, 2002. Национальная доктрина в образовании.
  338. , С. Е., Кальней, В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. — С. 85−90.
  339. , Е. Н. Развитие личности в обучении. Текст./ Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: АСАДЕМА, 1999. — 288 с.
  340. , В. А. Понятие модели в современной науке. // Некоторые вопросы диалектического материализма. Л., 1963. — 139 с.
  341. , В. А. Проблемы методологии научного познания. Текст. /
  342. B.А.Штоф. М., 1978. — 183 с.
  343. , Ф. Е. Работа отделов народного образования по управлению школами. Организационно-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1981.208 с.
  344. , Г. П., Розин, В. Педагогика и логика. М., 1993.
  345. , П. Г. Траектория образования. // Семья и школа, 1998. -№ 9−10.-С. 19−21.
  346. , А. Б. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа. М., 1997.
  347. , А. И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: Автореф. дис. доктора пед. наук. Казань, 1999.
  348. , Б. Д. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Б. Д. Эльконин // под. ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1995. -554 с.
  349. , Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностному ориентированному образованию. Красноярск. 2002.
  350. , Ф. О целеустремленных системах. М., 1974. С. 248.
  351. ЮНЕСКО. Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора: Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.1. C. 495−499.
  352. , Н. Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании. // Новые исследования в педагогических науках. Выпуск 2. -М.: Педагогика, 1991. — С. 6−9.
  353. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996. 98 с.
  354. , И. С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога. // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М: УВЦ «Инноватор», 1996. С. 37−40.
  355. , Д. Е. Содержание повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000.
  356. , Д. Е. Формирование информационно-методической системы области. // Информ.-метод. бюллетень Департамента по образованию Московской обл. Вып. № 3. М., 1996.
  357. , В. А. Педагогическая психология. Изд-во В. Н. Михайлова, 2001.
  358. , Е. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М., Изд-во ПЕР СЭ, 2000.
  359. , В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001, — 365 с.
  360. Gelman, V. Regime Transition and Outcome of Uncertainty: Russian’s Region in a Comparative Perspective. Prepared for Regional Russia workshop, Kennan Institute for Advanced Russian Studies, Washington DC, 1998. P. 10−15.
  361. Gurr, T. R. Minorities and Risk. A Global View of of Ethnopolitical Conflicts. United States Institute of Peace Press, Washington, 1993. — p. 23.
  362. Haken, H. Principles of Brain Functioning. A Synergetic Approach to Brain Activity, Behavior and Cognition. Berlin, 1996. XIII + 347 p.375.Mortimore, P. 1995, p. 18 502
Заполнить форму текущей работой