Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом: На примере старших школьников
Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50−70-х годов. Поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Достичь единства в оценках, деятельности, поведении подростков становится все сложнее, что можно объяснить причинами интернационального, национально-лингвистического и национально-религиозного характера… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ШКОЛАХ СО СМЕШАННЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ СОСТАВОМ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ШКОЛАХ СО СМЕШАННЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ СОСТАВОМ
- 1. Теоретический анализ проблемы воспитания культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (на примере старших школьников)
- 2. Формирование межнациональной культуры в школах со смешанным национальным составом
- 3. Взаимодействие патриотического и интернационального как условие формирования культуры межнационального общения
- ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. Формирование национального самосознания у старших школьников с учетом возрастных особенностей
- 2. Социально-психологические механизмы межнационального общения
- 3. Совершенствование педагогического руководства процессом воспитания у старших школьников культуры межнационального общения
Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом: На примере старших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание образования, его организация в нашей стране долгие годы были направлены на формирование интернационального сознания, понимаемого как безнациональное. При этом игнорировалось гуманитарное знание, которое имеет свое «национальное» лицо. Стало очевидным, что не была достигнута цель, к которой стремились более 70 лет существования СССР, а именно — однородности общества, т. е. интернациональной, духовной интеграции на основе социалистического интернационализма, идентификации людей различных национальностей в единую общность -" советский народ". Но несмотря ни на что, жизнь шла по своим национальным и религиозным канонам, обычаям и традициям. Денационализирующая политика центра не смогла уничтожить национально-религиозные особенности. В народной жизни происходил естественный процесс передачи опыта достижений национальной культуры подрастающим поколениям. Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношенияодна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Несомненно и то, что в условиях многонационального государства решение этой проблемы приобретает судьбоносное значение. Среди многих причин напряженности в межнациональных отношениях чаще всего называют последствия сталинской национальной политики, кризис социальной и экономической сфер, сверхцентрализацию управления, фактический отход от федерального устройства, чрезмерное индустриальное строительство в отдельных регионах, сопровождающееся усиленной миграцией кадров, низкий уровень культуры, политического и правового сознания населения, догма-тизацию теории национальных отношений. Не вдаваясь в анализ всех причин, приведших к конфликтам в стране, за каждой из них, как показало социологическое исследование, просматривается отсутствие подлинной культуры межнационального общения. Большую долю ответственности за сложившееся положение несет система народного образования и воспитания, виновная в том, что осмысление молодежью процессов национального самосознания и национального возрождения происходит не на основе понимания общечеловеческих ценностей, а под влиянием коллизий в сфере этнонациональных отношений, которые в последнее время приобретают драматический и даже трагический характер.
Педагогическая наука в долгу и перед общественным мнением и перед учительством, поскольку недостаточно серьезно занималась межнациональными отношениями. С большим запозданием происходит переосмысление содержания понятия «межнациональные отношения», в которых упор по инерции и поныне делается на политический и идеологический аспекты.
Напряженность в межнациональных отношениях, конфликты между народами и республиками обнаружили ограниченность наших прежних представлений в отношении наций, рассматривалась перспектива их сближения как ускоренный процесс слияния и достижения безнациональной общности. Подразумевалось, что расцвет наций должно обеспечить именно их слияние. Это делало ненужным формирование культуры межнационального общения молодежи, ибо целью государственной политики было стирание национальных границ, и система воспитания выполняла этот заказ. Таким образом, происходила дискредитация понятия интернационализма, который насаждался как официальная идеология, подавляющая в определенной степени национальное. Поэтому неудивительно, что до сих пор у молодежи не сформировалась потребность в получении информации об истории, культуре, обычаях и традициях других народов, в том числе соседей по региону.
Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50−70-х годов. Поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Достичь единства в оценках, деятельности, поведении подростков становится все сложнее, что можно объяснить причинами интернационального, национально-лингвистического и национально-религиозного характера. Первая обусловлена современными социально-психологическими факторами, к числу которых можно отнести усиление урбанизации, поток средств массовой коммуникации, информационный взрыв, изменения в образе жизни и другиенемало трудностей возникает из-за незнания русского языка как средства межнационального общения. Определенные сложности обусловлены различиями в национально-религиозных стереотипах, которые проявляются в «странных» обычаях, в характере трудовой деятельности, в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте (52, с.65), одежде, в отношении к людям, в эстетических представлениях о прекрасном и безобразном, хорошем и плохом, в восприятии своей и иной веры. Способность к межнациональному общению можно считать врожденной, но и как другие способности ее надо развивать в процессе воспитания. Сегодня можно говорить о двух источниках, питающих национализм: национальная ограниченность, эгоцентризм. Первый связан с культурным консерватизмом, недостатком знаний о других народах, отсутствием опыта межнационального общения. Второй исходит из конкретных социальных ситуаций, вызывающих психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву. Зачастую второй источник определяется первым, который можно нейтрализовать путем эффективного воспитания, профилактики и перевоспитания. Задача состоит в том, чтобы с малолетства открыть нравственно-эстетические, национальные черты представлений разных народов, преодолеть их взаимное отчуждение.
Повсеместное стремление к национальному возрождению создает благоприятную почву для диалога культур, для воспитания молодых в духе национально-религиозных ценностей.
Формирование культуры межнационального общения между русскими и коренными жителями препятствует старая антитеза «Восток — Запад», отождествляемая с противопоставлением ислама христианству. В тех случаях, когда соприкасаются христианская и исламская культуры, идет естественное соревнование в борьбе за приоритеты, пропагандируя свои ценности. Среди христиан много веков насаждалось предвзятое отношение к исламу, который рассматривался как менее развитая религиозная система. Значит ли все это, что проблема глубокого взаимопонимания национальностей, религий непостижима, что нельзя достичь их гармонии? Вряд ли, тому есть немало примеров, когда давали советы люди, «вживаясь» в культуру других, неведомых народов, органически усваивая их ценности и их образ мышления, так как очистить собственное сознание от предвзятых представлений очень трудно, и не затратив на это годы, почти невозможно освободиться от предрассудков, занимаясь только собственной культурой или другой, близкой ей. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном. У школьников надо развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он формировался, а общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культур.
Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения. Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:
1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) — обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
2) эмоциональный (эмоционально-психологический) — развитие эмоционально-психологических характеристик;
3) поведенческий (волевой, деятельный) — формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.
Каждая национальная культура отражается в этнопедагогике, имеющей свои концепции правил поведения и общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление. Оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для инонационального человека. Ясно, что национально-религиозную специфику подростков надо учитывать в процессе воспитания. Но наша педагогика пока еще явно недооценивает трудности исследования проблем межнационального общения учащихся, связанных и с недостаточной разработанностью другими науками о человеке таких ключевых понятий, как «национальные чувства», «национальное самосознание», «национальный характер», «национальная психология» и других.
Пробуждение интереса молодежи к культуре других народов связано, очевидно, с глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей и т. п. А для этого необходима развернутая и разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных (72, с. 129) исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних. Многообразие культурных, в том числе и в сфере образования, проявлений способствуют рождению у учащихся различных регионов взаимного интереса, что подтверждает приоритет культурологического подхода к воспитательной работе. Наше общество переживает очень сложный период своего развития.
В целях повышения уровня развития экономики в стране осуществляют переход к рыночным отношениям, утверждают различные формы собственности. Для того чтобы дать возможность свободному развитию личности, развивается демократия. Все это делается для того, чтобы новому поколению жилось лучше, а для этого необходимо предпринять меры по совершенствованию системы образования и воспитания. Жизненная необходимость воспитания культуры межнационального общения объясняется тем, что население многих государств и регионов по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется и тем, что межнациональные отношения остаются сложнейшими. Обострилась межнациональная обстановка и в России. Даже выпускники педагогических учебных заведений не получают минимум знаний, необходимых для организации или работы по воспитанию у населения культуры межнационального общения. Поэтому необходимо включить в учебный план педагогических заведений курс, который может восполнить этот пробел (курс «Психология и педагогика межнационального общения»). Это поможет избежать ошибок, способствовать развитию дружбы народов России. Все это свидетельствует об огромном значении формирования у школьников культуры межнационального общения. Для разработки научной теории воспитания культуры межнационального общения благоприятные условия имеет современный Дагестан (22, с. 13).
Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач:
1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;
2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;
3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;
4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.
Общение — важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношения с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций.
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность — пассивный продукт внешних воздействий, ибо социальная среда оказывает влияние на индивид, преломляясь через его внутренний мир. Человек имеет относительную социальную самостоятельность, взаимодействует с окружающей средой, активно участвует в преобразовании жизни общества (22, с. 139).
Воспитание в широком смысле включает в себя воздействие на личность окружающей среды и общества, в узком — это целенаправленная деятельность по формированию у человека определенных качеств, взглядов, убеждений и культуры поведения. Как часть социализации оно осуществляется через образование (отбор необходимых знаний и обеспечение их усвоения ребенком через обучение и организацию жизнедеятельности), культуры поведения и общения.
Молодежь изначально включена в ту или иную систему связей, сложившихся между народами страны, республики, области, провинции, и они оказывают определяющее влияние на формирование культуры межнационального общения. Однако влияние межнациональных контактов на формирование у молодого поколения отношения к людям разных национальностей не является прямым отражением воздействия социально-этнической среды, а воспитание — процессом прямого переноса жизненного опыта на внутренний мир человека, преобразования социальных норм и ценностейв личное. Личность — продукт развития психики человека в определенных условиях. Чтобы формировать ее в нужном направлении, организуется педагогический процесс. Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьей, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни, социальная среда. Индивид не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваивая социальный опыт, избирательно относится к окружающей действительности. Он обладает относительной свободой в выборе формы поведения. Следовательно, воздействие национальных отношений на человека приобретает значимость не само по себе, а через индивидуальную позицию личности (19, с. 6).
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ — это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль (20, c. l 1).
Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессияхформирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознанияразвитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессийобеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.
Определение цели воспитания подрастающего поколения является прерогативой государств. Содержательные параметры целей воспитания отражают уровни развития экономики, культуры, духовной жизни общества. Государственные цели воспитания детерминированы социальноэкономическими, политическими и этнокультурными условиями. Российская Федерация — многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи всего населения страны.
При организации целенаправленного воспитания учебным заведениям и всей системе образования следует исходить из того обстоятельства, что межнациональные отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание организованного воспитания, на наш взгляд, целесообразно по таким параметрам, как:
— отношение народов и стран мира и формирование общечеловеческих чувств, сознания и культуры межнационального общения;
— отношение народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;
— отношение народов России и формирование у молодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности;
— этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик, областей, округов) и формирование у молодежи национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания.
Рассмотрим отношения народов и стран мира и попытаемся определить педагогические основы этих отношений при организации процесса воспитания у детей и молодежи культуры межнационального общения.
Взаимоотношения народов и стран мира, сложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культуры поведения. Организованное воспитание как часть социализации личности следует проводить с учетом этих взаимоотношений. Оно призвано упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального общения, ослаблять возможное отрицательное воздействие на нее среды (20, с. 30).
Определенные чувства, сознание и нормы поведения формируются у человека в процессе его взаимодействия с социальной средой под влиянием множества обстоятельств, реальных отношений, которые складываются между странами и народами мира. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму и пр. мир «сужается» и воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь, на судьбу каждого человека реальное влияние.
Воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. На наш взгляд, в содержании образования должны быть следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целомсоциально-этнические изменения, происшедшие в миреединство и неделимость противоречивого, многоэтнического миратенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мирапланетарные и глобальные проблемы народов.
Важнейшей задачей учебных заведений становится сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира.
В содержании школьного и вузовского образования следует отразить и изменения, происшедшие в Азии в последнее время. Стремительное развитие стран Тихоокеанского региона (особенно Китая и Японии) уравняло их с Западом, создав ситуацию равного партнерства между Западной Европой и Азией.
При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что народы стремятся не только к взаимосближению, но и к сохранению собственной социокультурной идентичности.
При организации целенаправленного воспитания необходимо исходить из этих объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину национальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ. Из этого обстоятельства вытекает конкретная педагогическая задача — воспитание у детей и молодежи общечеловеческих, гражданско-патриотических и национальных чувств сознания и поведения.
Значительную работу по ее распространению в школах и вузах страны проводит Российский центр по проблемам глобального образования.
Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления.
Перед школой ставится задача через глобальное образование преодолеть этот пробел в знаниях учащихся, приобщить их к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувства и сознание граждан мира.
Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей. Очень важно вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов. В Дагестане был проведен ряд провокаций, с целью возбудить в среде дагестанцев волну взаимной национальной розни. И малейший неосторожный поступок мог привести к гибели. Многие говорят, что нужно обращаться к своим истокам, к заветам предков, к возрождению культуры. Все это бесспорно правильно. Если вспомнить, как жили наши предки, то с нашим временем это не сравнить. Но что же для этого нужно? Очевидно, это прежде всего уважение к этнической свободе личности, то есть каждый человек вправе решать сам, кем он является по своей национальности, какой язык он признает для себя родным. Но это не главное. Наши предки говорили, что главным был человек, а не его национальность. Они проявляли внимательное, уважительное отношение к человеку, личности, помогая ему решить проблемы. И мы стараемся придерживаться этого понимания. Уважение к человеку независимо от его национальности является залогом единства и сплоченности народов России. Поэтому гуманное, внимательное отношение к человеку необходимо воспитывать в семье, школе, трудовых коллективах, в средних специальных учебных заведениях. Все учебные заведения должны воспитывать уважение к свободному человеку независимо от национальной принадлежности.
Актуальность исследования. Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования культуры межнационального общения независимо от того, будет ли регион моноили полинациональным. Ведь только при диалоге культур, при их взаимодействии возможно ослабление межнациональных конфликтов, взаимопонимание между различными нациями и народами, формирование национального самосознания и эффективное развитие самих традиционных культур.
В то же время в стране, особенно в постсоветский период наблюдается резкий рост межнациональных конфликтов, вызванных самыми различными объективными и субъективными факторами, главными из которых являются социально-экономические, а также отсутствие государственной национальной политики и стратегии развития образования в многонациональном Российском государстве. В результате утраченной оказывается важнейшая социальная функция образования — быть транслятором не только национальной, этнической культуры, но и средством приобщения подрастающих поколений к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному процессу, неотъемлемой частью, равноправным компонентом которого является культура любого народа.
А для этого необходим диалог культур, межнациональное общение.
Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50−70-х годов. Поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Действительно в настоящее время все сильнее и сильнее проявляются националистические тенденции, объясняющиеся стремлением этносов возродить, сохранить и развивать свои культурные традиции, язык и утвердить современную культуру на личностном и групповом уровнях посредством национальных форм и символов. Но эти идеи, по своей сути прогрессивные и продуктивные для совершенствования учебно-воспитательных систем, воспринимаются крайне односторонне, вне контекста единого федерального образовательно-воспитательного и культурного пространства, вне принципа диалогичности воспитания. Последнее особенно важно для полиэтнических регионов, в которых формирование личности — как представителя своего этноса напрямую зависит от степени гармонизации культурных интересов этноса и многонационального окружения. Диалог, культура межнационального общения в полиэтнической культурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в этом диалоге. Если же этого не происходит, то возникают явления либо этноцентризма и культурного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая свои интересы, противится развитию национальных культур. И то и другое одинаково отрицательно влияет как на развитие традиционных культур, так и на культуру межнационального общения.
Этот факт начинают понимать как ученые-педагоги, так и учителя-практики. Наряду с исследованиями, выявляющими воспитательные возможности отдельных компонентов традиционных культур и способов использования их в современном учебно-воспитательном процессе, начали появляться работы, направленные на поиски теоретических основ и практической реализации диалога культур как ведущего принципа воспитания человека, позволяющего сформировать его как носителя национальной и мировой культур (Е.Жгудков, Ш. Мирзоев, В. Шаповалов и др.).
В плане практическом диалог культур нашел отражение в разработке содержания национально-регионального компонента путем выделения инварианта, объединяющего традиционные культуры. Это набор обобщающих спецкурсов: > «Ставропольский край в истории России», «Литература народов Северного Кавказа», «Коренная культура народов Республики Саха» и др.
Для школ с полиэтническим составом учащихся разрабатываемые курсы очень важны, ибо они знакомят учащихся с различными национальными культурами, с историей своего народа во взаимосвязи и взаимодействии с другими народами. Но этого недостаточно, так как не снимает «дисбаланса образовательных интересов субъектов федерального образовательного пространства, обособления региональных образовательных подсистем и, что более опасно, — может привести к проявлению националистических тенденций в образовании». (Коломинский Я.П.).
Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, умение видеть в каждом человеке, будь то русский, чеченец или татарин, мусульманин или христианин, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, высокой духовности и морали. А это понимание есть результат общения, межнационального, межрелигиозного.
Именно этот аспект формирования «этнокультурной личности» (В.Шаповалов) не стал еще объектом всестороннего изучения в педагогической науке, хотя именно в школах со смешанным национальным составом, (которых, как известно, в Российской Федерации подавляющее большинство), проблема культуры межнационального общения и ее формирования является ведущей в процессе совершенствования, поисков путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения. Ее решение имеет и большое значение и в социальном плане, ибо именно школа как воспитательный социальный институт в отличие от других институтов социализации в состоянии обеспечить целенаправленное, систематическое воспитание человека, дать ему систему норм и правил общения, долженствующих выполнять роль «эталонов» оценки поведения других людей своего собственного. В этом мы и видим актуальность выбранной темы исследования «формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (на примере старших школьников)» .
Объект исследованияобъективно существующая культура межнационального общения, обеспечивающая взаимоотношения между различными государствами, этносами, регионами.
Предметом исследования является процесс формирования культуры межнационального общения у старших школьников в школах со смешанным национальным составом.
Цель исследования: выявить педагогические условия и разработать методическое обеспечение процесса формирования культуры межнационального общения в школах с полиэтническим составом учащихся.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования;
— дать характеристику состояния межнациональных отношений в современных условиях;
— выявить теоретические основы (психологические, педагогические и социологические) процесса формирования культуры межнационального общения в школах с многонациональным составом учащихся;
— выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию культуры межнационального общения в школах с многонациональным составом учащихся;
— разработать научно обоснованные рекомендации по организации деятельности школ по формированию культуры межнационального общения.
Гипотеза исследования. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом будет эффективным, если.
— четко определено соотношение национального и интернационального в воспитании;
— выявлены инвариантные и вариативные компоненты традиционных культур, функционирующих в процессе формирования культуры межнационального общения;
— представлена конкретная целевая установка школы на формирование национального самосознания учащихся;
— методически обеспечены пути содержания педагогического руководства процессом воспитания у старших школьников культуры межнационального общения.
Методическую основу исследования составляют работы философов и психологов по межнациональным отношениям (Г.Чавчавадзе, Н. Махмадов, М. Джунусов, Ш. Исмаилов и др.) — по общей теории общения (А.Леонтьев, Б. Ломов, А. Петровский, И. Кон, Л. Буева и др.) — по проблеме межнационального общения (В.Комаров, Я. Коломинский, Н. Иконников, А. Махмадов, С. Гетхлер, З. Гасанов и др.).
Большую помощь в разработке проблемы оказали работы Д. С. Лихачева «О духовной культуре личности, красоте поведения и отношений личности с окружающей действительностью и искусством», З. Г. Гасанова «Роль межнационального общения в жизни учащейся молодежи», «О психологии формирования общенациональный ценностей», а также работы Л. И. Божович, Б. М. Теплова, Я. Л. Коломинского и других отечественных психологов.
Методы исследования. В исследовании использовались три группы методов:
— эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа и др.) для выявления состояния изучаемой проблемы в практике школ и для фиксации промежуточных и конечных результатов опытно-экспериментальной работы;
— теоретические методы, связанные с анализом литературы по философии, психологии, этнологии, межнациональным отношениям и педагогике, направленные на построение гипотетической модели формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в полиэтнических регионах и ее опытно-экспериментальную проверку;
— обобщение передового опыта школ республики по формированию культуры межнационального общения.
Новизна исследования состоит в том, что в нем разработана совокупность теоретических положений, которые содержат в себе решение научной проблемы реализации культуры межнационального общения в школах с полиэтническим составом учащихся:
— выявлены теоретико-методологические основы формирования культуры межнационального общения в школах с многонациональным составом учащихся;
— определена педагогическая сущность культуры межнационального общения: необходимые знания и умения их применять в различных ситуациях, оценочная функция знаний с выходом на общение.
— разработана целенаправленная система деятельности школы по формированию культуры межнационального общения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и осуществлении на практике рекомендаций содержательного, организационного и методического характера, способствующих значительному повышению эффективности процесса формирования культуры межнационального общения.
Приведенный фактический материал, а также основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в практической работе учебно-воспитательных заведений.
Положения, выносимые на защиту;
— общеметодологический принцип соотношения инвариантных и вариативных компонентов традиционных народных культур как содержательная основа процесса формирования культуры межнационального общения в школах с многонациональным составом учащихся;
— теоретическая модель многонациональной школы, эффективно реализующая формирование культуры межнационального общения;
— педагогический аспект формирования культуры межнационального общения, опирающийся на современную трактовку этой проблемы, ориентированную не только на частные, но и на общечеловеческие ценности.
Достоверность и обоснованность полученных научных выводов обеспечены методологической обоснованностью исследования, связанного с философскими, психологическими, социологическими и этнокультурными подходами к проблеме формирования культуры межнационального общения в полиэтнических регионах, системой методов исследования, адекватные его предмету, цели и задачам, позволившим получить репрезентативную информацию как в теоретической, так и практической частях исследования.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования нашли отражение в докладах, сообщениях, с которыми автор выступал на конференциях, семинарах, симпозиумах.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Общение — важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентации, оценок, основанные на гуманизме, формы общения стимулируют развитие положительных человеческих качеств. Общение становится средством осознания его причастности к этническому целому и формой этнокультурного обмена, это возвеличивает каждого, позволяет ощутить себя частицей не только своего народа, но человечества в целом, дает возможность приобщиться к традициям, культурам, историческому опыту многих народов, что формирует широкий взгляд на окружающий мир, это языковые процессы, личностное и национальное достоинство. В различных регионах культура межнационального общения имеет свои особенности определяющиеся социально-историческим прошлым нации, историей и отношений с другими народами, этнопсихологической совместимостью представителей тех или иных народов, религиозно — конфессиональной спецификой. Культура межнационального общения есть результат развития общечеловеческой культуры и истории. Общечеловеческие нормы, отношения людей имеют т национальную специфику, формируемую социально-историческим опытом нации или народности. Она отражается в особенностях национальной культуры, обычаях, традициях, этикете, ритуалах. Культура межнационального общения может формироваться на основе принципов социального партнерства народов, равенства людей независимо от их национальной принадлежности, интернационализма, коллективизма и демократии. Человек имеет свой сложившийся опыт и индивидуально-психологическую позицию, через призму которой он отбирает поступающую к нему информацию об окружающей среде, о людях и их отношениях, о культурных ценностях и т. д. В силу этого определения ситуация может породить неловкость, напряжение, отрицательные эмоции. Такие барьеры в отношениях людей могут быть следствием индивидуальных, половых, возрастных, профессиональных и иных особенностей. В формировании у человека знаний о других людях значительное место занимают также оценочные суждения и сложившиеся стереотипы. Как правило, мы их используем в качестве эталона, с которым подходим к познаваемой личности и определяем ее принадлежность к той или иной общности людей, в том числе и этнической. Тот или иной этнический стереотип о представителях тех или иных национальностей, склонность оценивать их не как отдельных людей, наделенных индивидуально-психологическими особенностями, а как носителей стереотипов, набора качеств (79,с. 18) порой может породить и отрицательную национальную обстановку, ибо стереотип проявляясь в обыденном сознании, может отражать, как положительный опыт межнационального общения, так и субъективные предубеждения, превратности житейского опыта. Стереотипизи-рованные мышление и поведение, в которых проявляется мысль, будто та или иная национальность обладает особыми достоинствами или недостатками, оказывает существенное влияние на общение людей разных национальностей. Сегодня мы с особой остротой убедились в том, как негативное отношение к представителям другой национальности ограничивают сферу взаимодействия, становится одной из причин осложнения отношений в ряде регионов. Восприятие человека во многом зависит от психологической жизни конкретной личности, от ее интересов, направленности. В зависимости от этого оно может быть глубоким или поверхностным, точным или ошибочным. Такие индивидуальные различия межу людьми в восприятии допускают возможность искаженного восприятия. Известно, что некоторые люди (молодежь в том числе) психологически готовы перенести причины собственных неудач на других. В условиях многонационального коллектива такая склонность может иметь нежелательные последствия. Национальная ограниченность может порождаться теми или другими обстоятельствами, порой совершенно не связанными с национализмом. Это обычно связано с предвзятым мнением о человеке, неосторожностью, нетактичностью, отсутствием уважительного и чуткого отношения к товарищам в коллективе и вообще в процессе общения с окружающими людьми. Иногда в разговорной речи используются шутки, а также сложившиеся в прошлом клички и прозвища, адресованные представителям той ли иной нации, обидные для них. Массовое общение людейэто нередко источник возникновения больших психологических перегрузок неодинаковых в различных населенных пунктах. В условиях многонационального региона мы видим свою задачу в том, чтобы целенаправленно формировать нормы и эталоны общения, отражающие специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих в той или иной местности. Стремимся учить молодежь правильно строить свои отношения со сверстниками, со всеми окружающими людьми, прививать им навыки межличностного общения, формировать умение преодолевать мелкие неурядицы, конфликтные ситуации. Воспитывая у молодого поколения культуру внимательного, заботливого отношения к людям, мы очевидно способствуем формированию у него активной гражданской заинтересованности в проявлении доброты, тактичности, чуткости к человеку, готовности сопереживать, понимать состояние и желание людей, их намерения применительно к сложившейся ситуации. Напряженность между общающимися может возникнуть также в конкретной психологической ситуации, сложившейся под влиянием низкого уровня обыденного сознания. К примеру, порой можно увидеть человека, восторгающегося успехами своей нации, своей республики города или села. И ему невдомек, что эти и другие успехи есть результат усилий всех наций, всего народа. Такое одностороннее увлечение достоинствами своей национальности может свидетельствовать не только о благородном чувстве национальной гордости, но и о национальном самолюбовании и даже местечковом чванстве. Подобное недиалектическое отношение может породить в многонациональной среде и ответную раздражительную реакции. И стать поводом к возникновению психической напряженности в межличностных отношениях, вообще осложнить обстановку в коллективе. Совместная учеба жизни в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов — все это создает благоприятную психологическую обстановку, способствующую формированию у молодежи уважения к нациям и народностям, к их культурам.
Понятно, в таком коллективе действует носители различных культур и традиций, и не все его члены способны правильно воспринять ценности культур разных народов (они порой им непонятны, непривычны), но они должны уметь проявить терпимость и тактичность. Отношение человека к той или иной национальности, в большой степени зависит от личного опыта общения с ее представителями, с друзьями и знакомыми. Такой опыт может быть не только позитивным, но и негативным: возможны односторонность оценок, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии и др. Это повод для создания в коллективе неблагоприятной атмосферы с национальной окраской. Особое значение имеет оценка психологического состояния людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные трения. Выделим психологически обусловленные причины возникновения межнациональных трений. По-видимому, межнациональное сравнение людей (отличающихся языком, культурой, традициями и т. д.) путем их сопоставления можно считать тем механизмом, посредством которого формируется образ человека другой нации. Здесь поможет практика деятельного межнационального общения. Именно она способствует преодолению искаженного восприятия человеком иной национальностидругой культуры. Известны случаи, когда проявляется склонность обвинить в жизненных трудностях людей иной национальности, когда энергия социального протеста переносится в межнациональное русло. В толпе (этой стихийно сложившейся общности людей, объединившихся на национальной основе по тому или иному поводу) человеку непроизвольно передается возбужденное состояние окружающих. Здесь под воздействием социально-психологического механизма заражения у сообщества или толпы происходит многократное усиление эмоционального воздействия. Как механизму заражения, так и механизму внушения чужды доказательства и логика, к тому же снижается роль оценки и контроля собственного поведения и поступков. Воспитательная суть заключается в том, чтобы научить молодежь управлять национальной сферой своего поведения, сохранять стабильность в эмоционально неустойчивых ситуациях, особенно в ситуациях с участием представителей разных национальностей. Улучшая морально-этнический и психологический климат, создавая обстановку уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, к их культуре, языку, традициям, педагог тем самым способствует становлению культуры межнационального общения. К сожалению, некоторые средства массовой информации освещают историческое прошлое страны с антипатриотических, нигилистических позиций, внушая молодежи идею неполноценности, явно снижая менталитет нации, народа. Критика (порой весьма необоснованная) патриотических ценностей сопровождается пропагандой космополитизма, аморализма, порнографии, насилия и индивидуализма. Это ведет к проявлению анархии, безответственности и произвола в поступках, бездуховности и бесстыдства. Некоторые молодые люди разочарованы в идеалах, не видят в старших образцов для подражания. Сегодня как никогда важно преодолеть пессимистичное, по существу, антинаучное отношение к героической истории своей страны, республики, родного края, усилить у людей чувство ответственности перед страной, четче определить национальные и общечеловеческие ценности. В последние входят и простые нормы нравственности, без которых отношения между людьми немыслимы. Имеются в виду человечность, доброта, соблюдение права и свободы личности, уважение к человеку, сочувствие ему, сопереживание, равенство всех перед законом, порядочность, честность, добросовестность и т. д.
Важно, чтобы молодежь осознала приоритет общечеловеческих интересов и потребностей. Этому способствует усиление роли общения, интенсивное взаимодействие стран, народов, граждан различных государств, представителей различных этносов и рас.
Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремления обогащать себя знанием этих ценностей. К сожалению, многие имеют очень слабую этнографическую грамотность. Более или менее зная культуру своего народа, о других они имеют слабое представление. Поэтому так важно теперь вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межнационального и международного отношений, дать им представление о культуре, традициях народов, населяющих страну, республику, регион. Необходимо так построить содержание образования, чтобы оно обеспечивало школьников и студентов знаниями о народах, с представителями которых они учатся, об их культурах, традициях, этике, быте.
Нами проведен в 1996 — 1998 гг. массовый социологический опрос. 600 учащихся 7−10 классов города Махачкалы, Рутульского, Лакского, Новолакского, Бабаюртовского, Хунзахского и Ахвахского районов. 85,1% опрошенных сельских школьников заявили, что в личной дружбе национальность человека не играет для них никакой роли, главное, они считают, человеческие качества. В городе соответствующий показатель достиг 96,6%. 65% учащихся сельских школ изъявили желание учиться в многонациональном, а не однонациональном (своей национальности) классе. Такую точку зрения высказали 80,6% юных махачкалинцев. Среди опрошенных было немало детей из смешанных семей (как в городе, так и в районах). Результаты социологического опроса, как видим, говорят сами за себя. (См. приложение 2).
Огромные возможности школы для воспитания культуры межнационального общения заложены в самом содержании школьного образования. Уже сами школьные предметы несут большую воспитательную нагрузку в плане формирования интернациональной убежденности. Достаточно сказать, что практически все науки, изучаемые в школе, создавались гениями и корифеями разных народов. Это надо подчеркивать, выдвигая на передний план личность человека, независимо от его национальности.
Исключительно большое значение в формировании культуры межнационального общения у школьников имеет дальнейшее развитие языковой жизни дагестанского общества, когда, с одной стороны расширяются возможности национальных языков как средств общения на основе их совершенствования и взаимообогащения, а с другой — происходит дальнейшее распространение русского языка — языка межнационального общения.
Исторически сложилось так, что языком межнационального общения в нашей республике стал русский язык. Нужно создать необходимые условия, чтобы двуязычие развивалось гармонично и естественно, с учетом языковых особенностей в условиях многонационального Дагестана и на добровольной основе.
Анализ проведенной работы позволяет сделать некоторые общие выводы по воспитанию культуры межнационального общения у старших школьников:
— воспитание глубокого уважения к многонациональному народу РФ и любви к Отечеству;
— формирование уважения к общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов;
— воспитание уважения равенства прав и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;
— воспитание любви к родному языку, литературе, истории и культуре своего народа, формирование правильного национального самосознания и чувств, которые не противопоставляют родной народ другим народам;
— формирование уважительного отношения к людям различных национальностей, к согражданам многонациональной страны, к их языкам, культурным ценностям, воспитание глубокого уважения к нациям и народностям, населяющим общую Родину, воспитание интернационального и гражданского сознания и чувств, многонациональной страны, к их языкам, культурным ценностям, воспитание глубокого уважения к нациям и народностям, населяющим общую Родину", воспитание интернационального и гражданского сознания и чувств;
— сообщение знаний о том, что положено начало к новой эпохе в жизни мирового сообщества, народы и страны проходят путь от конфронтации к сотрудничеству, формирование глубокого уважения к общечеловеческим нравственным ценностям, к лучшим достижениям человеческой цивилизации, формирование сознания причастности к мировому сообществу;
— в процессе воспитания обеспечение сочетания национального (этнического) самосознания, интернационально-патриотического самосознания гражданина многонационального государства и общечеловеческого (родового) сознания;
— воспитание уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;
— воспитание уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям, формирование тактичности в оценке традиций, обычаев, ритуалов разных народов;
— в воспитании учитывать национальную принадлежность человека, его этнокультурные запросы и интересы, исходить из специфики этноде-мографических и этноязыковых условий жизни того или иного региона, района;
— воспитание в духе сопереживания, понимания чувств и желаний людей, формирование гражданской заинтересованности в уважении, заботе, тактичности, чуткости, к человекуформирование умений и навыков преодоления, порождаемых жизненными обстоятельствами личностно-психологических барьеров в общении, воспитание непримиримого отношения к эгоизму, себялюбию, высокомерию, грубостивооружение молодежи психолого-педагогическими знаниями, необходимыми для общения с людьми в том числе и с представителями разных национальностей), сообщение знаний о человечестве, народах, и расах, формирование позитивного опыта общения людей различных этносов и культурвоспитание умений обеспечить волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей, формировать обстановку уважения, трудолюбия и доверия к окружающим, их культуре, языкам, традициямвоспитание умений распознавать психологическое состояние людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные трения, конфликты (в условиях сужения функций сознания, доминирования эмоционального состояния, искаженного восприятия происходящих явлений, возможного совершения безрассудных поступков) — воспитание в духе мира и человеческого уважения ко всем народам земли, их суверенитету, этнонациональным особенностям, формирование глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа самому определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свободы личности) — формирование непримиримого отношения ко всем формам проявления шовинизма, расизма, воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой национальной или региональной исключительностичаще напоминать о существующих методах народной дипломатии, традиционной издревле для десятков дагестанских народов, которые, тысячелетия проживая совместно, никогда не знали межэтнических войн;
— воспитание в духе терпимости и уважения религиозных чувств сограждан, обеспечение государственного регулирования взаимоотношений конфессий и мирного разрешения возникающих конфликтов культур на стыке разных религий.
Список литературы
- Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и направления. // Вопросы психологии, № 2, 1995.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
- Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. М.: Знание, 1982. С. 64.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Андреева Г. Общение и оптимизация совместной деятельности. Москва, МГУ, 1987.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. С. 94.
- Ардаев В. Совершенствовать культуру межнациональных общений. // Известия, 1988, 7 июня.
- Балтинь А. Отражение эффекта видеотренинга на уровне когнитивных навыков // Человек. Общение. Жилая среда / Под ред. Ю. Орна и Т.Нийта. Таллинн, 1986.
- Барабаншикова Б.А., Кольцова В. А. Гуманизм, системность общения // Психологический журнал, 1992. Т. 13. № 3. С. 6 13.
- Батырбекова О.М. // Учитель Дагестана, № 4, 1993. С. 3 4.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
- Бгажноков Б.Х. Личностно- и социально-ориентированное речевое общение // Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации / Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1972.
- Белканов Н. Русское образование для нерусских народов: образец колонизаторской политики? // Народное образование, 1996, №№ 4 5. С. 102−109.
- Белов П. Законодательство и национальная безопасность // Свободнаямысль, 1996, № 7. С. 44 60.
- Беляева А.В. Монолог, диалог, полилог в ситуациях общения. Психологические исследования общения, 1985. С. 219 251.
- Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (Психология человеческой судьбы). М., 1988.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А. Личность и общество. М., 1983.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание конфликт! Новосибирск, 1989.
- Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы психологии, № 5, 1993. С. 94.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Буева Л.П. «Человек: деятельность и общение». М.: Издательство Мысль, 1978. С. 215.
- Веккер Л.М. Психические процессы. Т.2. Л., 1976.
- Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. М., 1993.
- Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. М., 1952.
- Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1982.
- Волков Г. Н. Воспитание учащихся национальной школы в духе дружбы народов. // Воспитание в национальной школе. М. 1984. С. 23 38.
- Вопросы обучения и воспитания в национальной школе. М. Педагогика, 1971. С. 221.
- Воронцова Л.М. и др. Религия в современном массовом сознании. // Социс, 1995, № 11. С. 81−91.
- Габибов Г. А. Или память у нас коротка? (Об оттоке русскоязычногонаселения из Дагестана), 1996.
- Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание. II Вопросы философии, № 1,1994. С. 65.
- Гарунов Э.Г. Интернациональное воспитание учащихся в школах со смешанным национальным составом. Учебное пособие. Махачкала: ДГПИ, 1992. С. 8−132.
- Гасанов З.Т. О воспитании учащихся в духе дружбы народов Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. С. 4.
- Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. С. 3.
- Гасанов З.Т. Об исследовании проблем формирования культуры межнационального общения // Материалы XIII Южно-российских психолого-педагогических чтений. Майкоп, 1994.
- Гасанов З.Т. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика, 1994, № 5. С. 11.
- Гасанов З.Т. Почему возникают межнационального трения // Народы Дагестана. Махачкала, 1995. № 1. С. 6.
- Гасанов З.Т. Проблемы русскоязычного населения в Дагестане. // Заря, 1995, № 1.
- Гасанов З.Т. Роль межнационального общения в жизни учащейся молодежи // Сов. педагогика, 1984, № 5. С. 28 34.
- Гасанов З.Т. Социально-педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся. Махачкала: Дагучпедгиз, 1973. С. 3−28.
- Гасанов З.Т. Учет и воспитание влияния на личность межнациональных отношений // Проблемы возрождения казачества. Сб. ст. Ставрополь, 1994.
- Гасанов Н.Н. С уважением к личности и человеческому «Я». Махачкала: НИИ им. Тахо-Годи 1994. С. 3.
- Гачев Г. Д. Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии, 12, 1994. С. 59.
- Гетхляр С. Важное средство межнационального общения // Народное образование, 1988. № 9. С. 36.
- Гозман А.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
- Гозман Л.Я., Ажгихина Н. И. Психология симпатий. М.: «Знание», 1988.
- Голдманис Ю. Совершенствование национальных отношений: Задачи интернационального воспитания и формирования высокой культуры межнационального общения // Коммунист Сов. Латвии, 1987, № 12. С. 80−88.
- Голубин И.Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.
- Джунусов М.С. Гуманистическая культура межнационального общения. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата, 1990. Гл. Л. С. 103−112.
- Джунусов М.С. Общественный прогресс и национальные отношения. Алма-Ата: Казахстан, 1976. С. 187 210.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психологическом общении. М.: Просвещение, 1987. С. 205.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликтов в подростковом возрасте. // Вопросы психологии, 1972, № 2. С. 16.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.
- Елагин В. и др. Российские беженцы. Проблемы и реалии. Международная жизнь, 1995, № 2. С. 100 106.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
- Зигерт В., Лапг Я. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990.
- Иконников Н.К. Механизмы межкультурного восприятия. // Социс, 1995, № 11. С. 26−35.
- Ильин С.Н. Искусство общения. М.: Просвещение, 1982. С. 110.
- Ильяева И.А. Культура общения. Воронеж, 1989.
- Исмаилов Ш. И. Актуальные проблемы воспитания и образования учащейся молодежи. // Учитель Дагестана, №№ 7−8, 1996.
- Исмаилов Ш. И. Межэтническая атмосфера на Северном Кавказе и вопросы воспитания населения. // Материалы научно-практ. конференции. Ставрополь, 1994.
- Кабаканова С.Ш. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения, 1991, № 9. С. 239.
- Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. № 4.
- Камычек Я. Вежливость на каждый день. К., 1992.
- Кант И. Сочинение в 6-ти тт. М., 1963 66. Т. 4. С. 233.
- Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияния на людей. -К., 1989.
- Карпилова Т.В. Понимание как компонент мышления и межличностного восприятия. // Вопросы психологии, № 4,1995.
- Керимов Ф. Кто перед вами? / Пер. с англ. М.: Зодиак, 1991.
- Ковалев Г. Н. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций человека // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга- Вып. 2 / Под ред. О. Г. Кукосяна и др. Краснодар, 1978.
- Кокошин А.А. Центр интересов России в Европе. // Международная жизнь, № 2, 1995. С. 43 46.
- Коломинский Я.П. Культура межнационального общения и задачи по ее совершенствованию. М., 1989. С. 305 315.
- Коломинский Я.П. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. М.: «Народное образование», 1984. С. 239.
- Комаров В. Культура межнационального общения // Народное образование 1993, № 5. С. 65 67.
- Кон И. Открытие «Я». М., 1971.
- Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
- Кон И. С. Психология предрассудка // Новый мир. 1966. № 9.
- Краткий справочник по этикету. К., 1992.
- Крижанская Ю.С. Влияние социальных установок на восприятие массовых коммуникаций: Автореф. канд. дисс. JL, 1985.
- Культура парламентской речи. М.: Наука, 1994. С. 361.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1986.
- Лебов Г. Психология народов и масс. Серия «Политики здравой мысли». М.: Изд-во «Макет», 1995.
- Леви В.Л. Я и Мы. М., 1969.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1981.
- Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1982. С. 336.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. С. 36.
- Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.
- Махмадов А. Общение представителей различных национальностей как вид социального общения. Минск, 1992.
- Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. М., 1981.
- Мельникова М. Сохранить родники фольклора // Искусство в школе, № 1,1991. С. 26.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
- ЮЗ.Мудрик А. С. Социализация и смутное время. М., 1991.
- Надирашвили Ш. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека. Тбилиси, 1973.
- Ю5.Напандовский В. В. Взаимосвязь категорий деятельности и общения. Дисс. канд. фил. наук. М., 1984.
- Николаева О.П. Исследования этнопсихологических различий морально-правовых суждений. // Психологический журнал, № 4,1995.
- Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981 .
- Ю8.Парыгин Б. Основы социально-психологической теории. М., 1971:
- Познание и общение/ Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляева, М.Коул. М., 1988.
- Правила хорошего тона: 240 кратких рекомендаций К., 1993.
- Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.
- Психология воздействия. Проблемы теории и практики / Ред. Бодалев. МАПН, 1989.
- Разработка методологического обеспечения новых подходов к формированию культуры межнационального общения. Махачкала, 1994.
- Разуваева Н.Л., Горчакова В. Т. Проблемы социализации в нестабильном обществе. // Психологический журнал, № 3, 1996.
- Ребер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
- Речевое воздействие: Проблемы прикладной психолингвистики / Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1972.
- Рогов Е.И. Общая психология. М.: «Владос», 1995.
- Савва М. Межэтнические отношения в крае. // Международная жизнь, №№ 7−8,1994. С. 141.
- Сафронов В.И. Культура общения: Конспект лекций. М., 1992.
- Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М.: Педагогика, 1987.
- Смирнов А.А. Психология запоминания. М.- J1., 1948.
- Солдатенкова А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток. // Сов. педагогика, 1990. С. 129 134.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1986.
- Теплиц Е. История киноискусства. 1895−1927. М., 1968.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980.
- Трусов В.П. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии // Психология межличностного познания.
- Филатов П. Загадка человеческого познания. // Сборник статей. М., 1991.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. -М., 1992.
- Формирование потребности личности в общении // Межвузовский сборник научных трудов. Тамбовский пед. институт, 1985. С. 75.
- Халимбекова Д.А. Религиозный компонент в структуре этнического самосознания. Владикавказ, 1992. С. 18−21.
- Хараш А.Ч. Восприятие человека как воздействие на его поведение: (К разработке интерсубъективного подхода в исследованиях познания людьми друг друга) // Психология межличностного познания.
- Хасбулатов Р.И. Национальный вопрос // Комсомольская правда, 1984,17 июня.
- Хастантинов В.А. Симпатии и антипатии в межнациональном общении. Духовная жизнь общества. М., 1992. С. 147 158.
- Хейдемете М. Человек. Среда. Общение. 1996.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.2. М., 1986.
- Цыганов П.А. Политология и наука о международных отношениях: проблема разграничения предметных областей. II Социально-политический журнал, 1995, № 5. С. 57 67.
- Чавчавадзе Н.З. Внешние и внутренние факторы развития культуры // Культура и общественное развитие. Тбилиси, 1979.
- Чагай Л.П. Противоречия процесса развития и формирования национального сознания личности. // Духовная жизнь общества. М., 1992. С. 147.
- Чарикова Е.И. Культура межнационального общения И Сов. педагогика, № 12. С. 18- 20.
- Шеломенцев В.Н. Этикет и культура общения: Учеб. пособие. К., 1995.
- Шенгелая Э. Полуправда питает ложь: О проблемах межнациональных отношений. //Сов. культура, 1988,18 июля.
- Шепель В. М. Секреты личного обаяния. М., 1994.
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: «Мысль», 1973.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Школа этикета. Поучения на всякий случай.- Екатеринбург, 1996.
- Юрьев Ю.М. Разговор о важном: Этикет на каждый день. М., 1979.
- Berne Е. Games People Play. New York: Grove Press, 1964.
- Chapanis A. Interactive human communication. Scientific American, 1975. V. 232, № 3. P. 34−40.
- Freud S. The Problem of Anxiety. New York: Norton, 1936.
- James W. «Psychology principles». Harper & Row, 1969.
- Thomas A. Harris I’m OK-You're OK A Practical Guide to Transactional Analysis. Harper & Row, 1969. i < 1 f1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Учитывая многоаспектность разрабатываемой коллективной темы. Формулирование (постановка) научной проблемы в нашем исследовании осуществляется исходя из содержания понятия «культура».
- Более подробно о кулгуре см. С. С. Фролов. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. Москва. «Наука». 1994. С. 31−55.
- Цитирую по: Абраам Моль. Социодинамика культуры. Перевод с французского. М. «Прогресс». 1973. С. 46.1. АНКЕТА