Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделении отличительных характеристик ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования, к которым мы отнесли следующие: студенты часто идеализируют свое будущее, свои возможности и стремятся к самостоятельности и самоутверждениюсчитают важным иметь собственные взгляды, убеждения, позициисвязывают свое будущее именно с той профессией, которую получают в СГТОУ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование ценностных ориентаций студентов как педагогическая проблема
    • 1. 1. Формирование ценностных ориентаций студентов в научной литературе и практике
    • 1. 2. Социально-психологический портрет студента учреждений среднего профессионального образования
    • 1. 3. Отличительные характеристики ценностных ориентаций ^ студентов учреждений среднего профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования
    • 2. 1. Разработка и реализация педагогической модели формиф. рования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования
    • 2. 2. Использование форм и методов формирования ценностных ориентаций студентов в учебном процессе учреждений среднего профессионального образования
    • 2. 3. Осуществление внеаудиторной деятельности по формированию ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования. щ
  • Выводы по второй главе

Формирование ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных социально-экономических условиях, когда рыночной экономике требуются социально мобильные, способные к реализации своих возможностей специалисты, происходит глубокое реформирование образования. Подготовка кадров в системе учреждений среднего профессионального образования приобретает особое значение, так как именно эта система способна готовить специалистов разного уровня квалификации.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» социальные требования к системе образования сформулированы в следующем виде: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствияспособные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, также обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». [111] Перед учебными заведениями поставлена задача — формировать у будущих специалистов ценности, отвечающие требованиям времени.

Формирование ценностных ориентаций в современной России, как и во всем мире, является одной из наиболее острых и трудно разрешимых проблем. Пристальное внимание к проблеме формирования ценностных ориентаций вызвано не только жесткой конфронтацией групп общества с разными ценностными ориентациями, борьбой за передел власти и собственности, но и тем, что в обществе наблюдается интенсивный поиск идей, способных объединить его граждан, сформировать основу для возрождения различных сфер жизни общества. В начале XX столетия П. А. Сорокиным справедливо было отмечено: «Ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации» [226, с.429].

Современная ситуация в России диктует необходимость переоценки ценностей, поскольку в большинстве случаев произошла утрата традиционных ценностей. Эта ситуация сделала малоэффективной естественную передачу культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, что непосредственно отражается на таких социальных институтах, как детский сад, школа, колледж, вуз.

Методологической базой образования в XXI веке становится философская теория ценностей и педагогическая теория ценностного воспитания детей. В современной отечественной педагогической науке, парадигмально выстроенной на личностно-ориентированном подходе, появились реальные научно-теоретические предпосылки для развития педагогики формирования ценностных ориентаций.

Общество внесло в жизнь молодежи проблемы, которые не переживали их родители в своей молодости: безработицу, расслоение общества на бедных и богатых, неуверенность в завтрашнем дне, попрание традиций и авторитетов. Требования системы образования и общества стали расходиться с реальностью жизни. Эти тенденции вызвали особую тревогу в отношении молодежи. Если сегодняшний студент не сможет определиться в мире новых ценностей, то каким же он станет специалистом, наставником, творцом, родителем. Позиция, что главное профессиональное назначение специалистаэто «работа» по выполнению определенных технических операций, привела к затуханию воспитательного процесса в образовательных профессиональных учреждениях.

Но сегодняшние реалии доказывают, что истинный гражданин своей страны не может занимать выжидательную позицию, рассчитывать на завтра, не определившись, какие жизненные ориентиры станут нормативными в будущем. Решить эти проблемы должно помочь образовательное учреждение, которое не вправе отбрасывать мировоззренческий блок из системы воспитания, иначе образовательные учреждения не смогут выполнить своего предназначения — подготовить студентов к жизни в обществе, в то время как работодатели предъявляют строгие требования к будущему специалисту. В системе целенаправленного влияния на студентов большое значение имеет сложившаяся система ценностей студентов и преподавателей.

Исследователями была предпринята попытка найти решение этой проблемы для студенческой молодежи учреждений среднего профессионального образования (СПОУ), которая занимает особую нишу среди молодежи: они уже ушли из общеобразовательной школы, но не пришли в вуз. Их выделяют возрастные особенности, социальные (как правило, их родители — это или рабочие, или люди, имеющие также среднее профессиональное образование), они — представители малых городов, рабочих поселков, сельской местности и др.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций молодежи рассматривается в научной литературе. Эта проблема, являющаяся ключевой для нашего исследования, рассматривается с различных позиций: философии, социологии, психологии, педагогики. Теоретической базой настоящего исследования являются философские исследования (В. В. Брожик, В. А. Василенко, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, А. А. Ручка, В. П. Тугаринов, Т. И. Че-жовский и др.), психологические теории развития личности (Б. Г. Ананьев, JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Е. С. Маклах, Ш. А. Надигашвили, Г. П. Предвечный, С. JI. Рубинштейн и др.), а также исследования представителей зарубежной психологии гуманистического направления и понимающей психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл, Э. Шпрангер и др.), возрастных особенностей формирования жизненного и профессионального самоопределения (JI. И. Божович, И. В. Дубровина, Н. Э. Касаткина, И. С. Кон, А. В. Мудрик, JI. И. Новикова, Т. И. Шалавина, С. Н. Чистякова и др.).

Аксиологические характеристики педагогической деятельности раскрываются в работах В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, Н. К. Щепкиной и др.

Ценностные ориентации молодежи проанализированы К. Ш. Ахияровым, А. Ф. Амировым, Е. Н. Беловой, Р. Г. Гуровой, В. В. Ластовкой, Е. JL Рудневой, Т. Н. Семенковой, А. С. Серым, М. С. Яницким и др.

В качестве самостоятельного предмета изучения ценностные ориентации личности представлены в работах Е. Н. Беловой, Г. Е. Залесского, А. Г. Здравомыслова, В. Б. Ольшанского, Е. JI. Рудневой, Т. Н. Семенковой, JL JI. Шпак, В. А. Ядова, М. С. Яницкого и др.

Актуальность и необходимость формирования ценностных ориентации, студентов обусловлена противоречием между успешностью их будущей профессиональной деятельности и несфомированностью у них ценностных ориентаций, нравственных и жизненных устоев.

В связи с этим в качестве проблемы исследования мы выделили: каковы педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования. Решение этой проблемы позволило нам определить тему исследования: «Формирование ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования».

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования.

Объект исследования: ценностные ориентации студентов.

Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: формирование ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования будет результативным, если:

— выявлены отличительные характеристики ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования;

— разработана и реализована педагогическая модель формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования;

— разработаны и экспериментально проверены педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов в аудиторной и внеаудиторной деятельности учреждений среднего профессионального образования.

Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования нами решались следующие задачи:

1. Охарактеризовать проблему формирования ценностных ориентаций студентов в научной литературе и практике.

2. Выявить отличительные характеристики ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования на современном этапе развития общества.

3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования.

4. Разработать научно-методические рекомендации формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования.

Методологической основой исследования являются положения о единстве и взаимодействии всех сторон духовной жизни развивающейся личностидиалектическая взаимосвязь ценностей и потребностей, мотивов, интересов, других компонентов в процессе развития личностиотечественные и зарубежные философско-аксиологические теории и концепции, раскрывающие проблемы ценностей человеческого существованиясистемный подход к познанию и преобразованию педагогической действительностипсихолого-педагогические концепции формирования ценностных ориентаций личностикомплексный подход, сочетающий практические и теоретические вопросы разных наук (педагогики, философии, психологии, социологии и др.).

Методы исследования:

• ценностных ориентаций личноститеоретическое осмысление педагогического опыта по проблемемоделирование формирования ценностных ориентаций студентов.

• эмпирические методы: анкетирование, включенное педагогическое наблюдение, тестирование, индивидуальные и групповые беседы со студентами, родителями, преподавателямичастные эмпирические методы дополнялись общими методами этого уровня: педагогический эксперимент, системный анализ и другие.

Базой исследования являются Среднетехнический факультет Кемеровского технологического института пищевой промышленности (СТФ Кем-ТИПП), Кемеровский педагогический колледж (КПК), Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (КемТИПП). В исследовании на разных этапах приняли участие 955 студентов, 100 преподавателей, 300 выпускников.

Исследование проводилось с 2001 г. по 2005 г. и включало несколько этапов.

Первый этап (2001;2002 гг.) — период теоретического исследования: изучение проблемы формирования ценностных ориентаций в теории и практике, анализ современных подходов к рассматриваемому вопросу, изучение отечественного и зарубежного опыта по проблемеопределение понятийного аппарата, гипотезы, методологии и методики организации исследования, цели, задач, структуры, содержанияпостроение социально-психологического портрета студента учреждений среднего профессионального образования.

Второй этап (2002;2004 гг.) — опытно-экспериментальный: изучение и формирование ценностных ориентаций студентовразработка и реализация педагогической модели формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образованияиспользование форм и методов формирования ценностных ориентаций студентов в учебном процессеосуществление внеаудиторной деятельности по формированию ценностных ориентаций студентовэкспериментальная проверка педагогических условий формирования ценностных ориентаций студентов СГТОУ.

Третий этап (2004;2005 гг.) — обобщающий: анализ и обобщение полученного исследовательского материала, уточнение педагогической модели и условий формирования ценностных ориентаций студентов, проверка научных результатов, оформление материалов исследования.

Научная новизна исследования заключается в:

• определении взаимосвязи ценностных ориентаций личности с жизненным и профессиональным самоопределением студента, развитием его творческих способностей и возможностейизучении уровней сформированности ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования;

• выделении отличительных характеристик ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования, к которым мы отнесли следующие: студенты часто идеализируют свое будущее, свои возможности и стремятся к самостоятельности и самоутверждениюсчитают важным иметь собственные взгляды, убеждения, позициисвязывают свое будущее именно с той профессией, которую получают в СГТОУ, и стремятся достичь вершин профессионального мастерстваполагают, что здоровье дороже всего, в то же время многие ничего не предпринимают для того, чтобы его сохранитьв большей степени интересуются беззаботной, праздной жизнью и в меньшей степени — ее сложностямисвои личные желания они ставят выше общественных и т. д.;

• определении и экспериментальной проверке педагогических условий формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования, включающих разработку и реализацию педагогической модели формирования ценностных ориентаций студентовиспользование форм и методов формирования ценностных ориентаций студентов в учебном процессеосуществление внеаудиторной деятельности по формированию ценностных ориентаций студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке педагогических основ формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования (содержание, принципы, методы, средства, формы, педагогические условия, критерии, показатели) — определении педагогических условий формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют с новых позиций оценить систему формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образованияреализовать педагогическую модель формирования ценностных ориентаций студентов как основу организации работы по формированию научного мировоззрения студентов СПОУразработать организационно-методическое обеспечение процесса формирования ценностных ориентаций студентов (программы, дидактические средства, методические рекомендации) с целью успешной подготовки современных студентов к социально значимой и профессиональной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс формирования ценностных ориентаций студентов представляет собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и студентов, направленных на осознание студентами социально значимых жизненных и профессиональных ценностей, их сформированности в воспитательно-образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования.

2. Процесс формирования ценностных ориентаций студентов является непрерывным, целостным, который включает: взаимосвязь формирования ценностных ориентаций старшеклассников на этапе их обучения в школе, их развитие у студентов учреждений среднего профессионального образования и последующую коррекцию их в период обучения в вузедля этого необходимы систематизация и преемственность содержания, форм и методов обучения и воспитания в условиях непрерывного образованиямногообразие видов воспитательно-образовательной деятельности и др.

3. Отличительными характеристиками ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования являются следующие: студенты часто идеализируют свое будущее, свои возможности и стремятся к самостоятельности и самоутверждениюсчитают важным иметь собственные взгляды, убеждения, позициисвязывают свое будущее именно с той профессией, которую получают в СПОУ, и стремятся достичь вершин профессионального мастерстваполагают, что здоровье дороже всего, в то же время многие ничего не предпринимают для того, чтобы его сохранитьв большей степени интересуются беззаботной, праздной жизнью и в меньшей степени — ее сложностямисвои личные желания они ставят выше общественных и т. д.

4. Педагогическими условиями формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования являются: разработка и реализация педагогической модели формирования ценностных ориентаций студентовиспользование форм и методов формирования ценностных ориентаций студентов в учебном процессеосуществление внеаудиторной деятельности по формированию ценностных ориентаций студентов.

Личный вклад соискателя состоит в изучении и анализе теоретических подходов, основных положений и идей диссертации, в разработке педагогической модели формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования, разработке программ теоретических и практических курсов по формированию ценностных ориентаций, осуществлении экспериментальной работы, разработке организационнометодического обеспечения процесса формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием системного подхода с опорой на данные современной психолого-педагогической науки, с учетом разнообразных источников философской, педагогической, психологической, социологической информациицелесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предметуцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опытакомплексным характером поэтапного педагогического эксперимента.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов педагогического исследования, комплексностью и адекватностью методов исследования его задачам и логике проверки гипотезы, репрезентативностью экспериментальных данных, их воспроизводимостью в массовой практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты научного исследования обсуждались на заседаниях межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, кафедрах философии и политологии Кемеровского технологического института пищевой промышленности и гуманитарных и социально-экономических дисциплин Среднетехнического факультета Кемеровского технологического института пищевой промышленности, на семинарах преподавателей, кураторов и педагогическом совете факультета, на Международной научно-практической конференции «Эффективность образования в условиях его модернизации» (г. Новосибирск 2005 г.), Всероссийских научно-практических конференциях «Технолого-экономическое образование в XXI веке» (г. Новокузнецк 2004 г.), «Проблемы практической подготовки студентов» (г. Воронеж 2005 г.), региональной научно-практической конференции «Интеграция науки, производства и образования: состояние и перспективы» (г. Кемерово 2005 г.) и др.

Результаты исследования внедрены в практику работы преподавателей Среднетехнического факультета Кемеровского технологического института пищевой промышленности и послужили основой для разработки организационно — методического обеспечения процесса формирования ценностных ориентаций студентов, а также модели специалиста пищевой промышленности.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Содержание работы изложено на 171 странице, включает 35 таблиц, 5 рисунков. Библиографический список используемой литературы включает 269 источников.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

• Педагогическая модель формирования ценностных ориентаций современных студентов включает в себя следующие компоненты: цели (социальные, психологические, дидактические, воспитательные) — функции (обучающие, развивающие, воспитывающие) — содержание деятельности по этапамформы (организация воспитательно-образовательного процесса, научно-исследовательского процесса, внеаудиторной деятельности) — методы (диагностики, формирования качеств личности, организация деятельности, контроля и самоконтроля) — средствакритерии (познавательный, эмоциональный, деятельностный).

• Целью образовательно-воспитательной деятельности является воспитание свободной и здоровой личности студента с учетом его возможностей, индивидуальных возрастных способностей, к развитию личности, обогащенной научными знаниями о человеке, готовой к созидательной и творческой деятельности и нравственному поведению.

• Процесс формирования ценностных ориентаций студентов представляет собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и студентов, направленных на осознание личностью социально значимых ценностей, развитие их устойчивости в процессе воспитания личностных ценностей и действенности в воспитательно-образовательной деятельности.

• Формирование ценностных ориентаций студентов происходит наиболее результативно при определенных условиях организации воспитательнообразовательного процесса, к числу которых относится:

— дифференциация и индивидуализация формирования ценностных ориентаций в деятельности студентов;

— взаимосвязь коллективных, групповых, индивидуальных форм работы;

— ориентация всех форм образовательной и внеаудиторной деятельности студентов на развитие их познавательной активности посредством целенаправленного воздействия на потребностно-мотивационную сферу личности;

— обеспечение воспитания ценностей на основе сотрудничества и сотворчества студентов и преподавателей через доверие, взаимопонимание, диалог, переход от действия к взаимодействию и др.

• Организация деятельности по формированию ценностных ориентаций студентов в учебном процессе включает:

— ценностный подход в изучении учебных дисциплин;

— использование творческих, нестандартных форм обучения (социально значимые ситуации, формы соревновательного характера — конкурсы, викторины, турниры, аукционы вопросов и решений и др.;

— активность личности в познавательной деятельности;

— обеспечение разных форм и методов воспитательно-образовательной деятельности, а именно, самостоятельная работа студентов, в том числе исследовательского характера (рефераты, доклады, курсовые и дипломные проекты) — изучение учебных предметовролевые игрыучебная и производственная практика и др.

• Во внеаудиторной деятельности формирование ценностных ориентаций студентов происходит наиболее результативно в обстановке непринужденности, свободы, эмоционального подъема, что требовало вариативности содержания, форм, методовмногообразие сфер деятельности по формированию ценностных ориентаций личностисмены видов деятельности.

• Экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций студентов строилась с учетом уровней их сформированности, и целенаправленное педагогическое воздействие включало в себя:

— со студентами первой группы (высокий уровень сформированности ценностных ориентаций) — формирование ценностных ориентаций личности через обеспечение разнообразия видов деятельности в образовательном и внеаудиторном процессемоделирование социально значимых ситуаций в целях подготовки к реализации в будущей практической деятельности всего комплекса ценностных ориентацийвовлечение в общественную деятельность как проверку сформированности ценностей и др.;

— со студентами второй группы (средний уровень сформированности ценностных ориентаций) — развитие всех без исключения ценностных ориентаций до их устойчивого состояния посредством формирования устойчивого положительного интереса к аксиологическим знаниям, потребностям в позитивной ценностной ориентировке и др.;

— со студентами третьей группы (низкий уровень сформированности ценностных ориентаций) — закрепление социально адекватных ценностных ориентаций до их устойчивости, коррекция негативных ценностных ориентиров путем формирования познавательных интересов для повышения общего уровня развития личностизнакомства с ценностями в ходе изучения философии, психологииизучение личностных особенностей студентов и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы:

В современных социально-экономических условиях, когда рыночной экономике требуются социально мобильные, способные к реализации своих возможностей специалисты, необходима переориентация в содержании и соотношении духовно-нравственных ценностей. Подготовка кадров в системе среднего профессионального образования приобретает особое значение, так как именно эта система способна готовить специалистов разного уровня квалификации и успешность профессиональной деятельности этих специалистов определяется степенью сформированности их ценностных ориентаций.

Под ценностями студентов понимается личностно значимые нравственные категории, выступающие в качестве идеала, а под ценностными ориен-тациями студентов — отношение личности, выражающееся в ценностях, интересах, склонностях, направленных на проектирование себя как личности профессионала, гражданина, семьянина в конкретных жизненных условиях.

Доказано, что формирование ценностных ориентаций студентов в условиях воспитательно-образовательного процесса учреждений среднего профессионального образования является результативным средством социализации студенческой молодежи и представляет собой совокупность последовательных, целесообразных взаимодействий педагогов и студентов, направленных на осознание студентом социально значимых ценностей, развитие их устойчивости в процессе воспитания личностных ценностей и действенности в воспитательно-образовательной деятельности.

Выявлены ценностные ориентации студентов учреждений среднего профессионального образованияприоритетными для них являются жизненные и профессиональные ценности, менее значимыми — материальные, эстетические, нравственные.

Выделены отличительные характеристики ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования. Они:

S часто идеализируют свое будущее, свои возможности и стремятся к самостоятельности и самоутверждению;

S считают важным иметь собственные взгляды, убеждения, позиции;

•S связывают свое будущее именно с той профессией, которую получают в СПОУ, и стремятся достичь вершин профессионального мастерства;

•S полагают, что здоровье дороже всего, в то же время многие ничего не предпринимают для того, чтобы его сохранить;

S в большей степени интересуются беззаботной, праздной жизнью и в меньшей степени — ее сложностями;

S свои личные желания они ставят выше общественных и т. д.;

Разработана педагогическая модель формирования ценностных ориентаций современных студентов, в которой реализуются различные социально-педагогические требования и их использование обеспечивает результативность процесса формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи при взаимосвязи формирования ценностных ориентаций студентов и последующей коррекции у выпускников в процессе их деятельности.

Компонентами педагогической модели формирования ценностных ориентаций современных студентов являются: цели (социальные, психологические, дидактические, воспитательные) — функции (обучающие, развивающие, воспитывающие) — содержание деятельности по этапамформы (организация воспитательно-образовательного процесса, научно-исследовательского процесса, внеаудиторной деятельности) — методы (диагностикиформирования качеств личности, организации деятельности, контроля и самоконтроля) — средствакритерии эффективности формирования ценностных ориентаций (познавательный, эмоциональный, деятельностный).

Определены и экспериментально проверены педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования: разработка и реализация педагогической модели формирования ценностных ориентаций студентовиспользование форм и методов формирования ценностных ориентаций студентов в учебном процессе и осуществление внеаудиторной деятельности по формированию ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования.

Разработано комплексное организационно-методическое обеспечение процесса формирования ценностных ориентаций студентов по подготовке специалистов к профессиональной деятельности: учебный план, программы по общеобразовательным и специальным дисциплинам, программы дополнительного образования, методические рекомендации и др.

Таким образом, результаты теоретического изучения проблемы и экспериментальной работы подтвердили в целом выдвинутую гипотезу. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы в связи с её сложностью и многоаспектностью.

Проблема формирования ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования актуальна и многогранна. Мы полагаем, что в дальнейшем необходима проверка педагогической модели формирования ценностных ориентаций студентов в других учреждениях среднего профессионального образования, а также в перспективе дальнейшего исследования следует раскрыть сущность преемственности деятельности школы — учреждения среднего профессионального образования — вуза и сконструировать модель, обеспечивающую эффективное, разностороннее развитие личности в процессе формирования ценностных ориентаций на протяжении всего процесса обучения студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. Социологический словарь Текст.: [пер. с анг.] / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Гернер- под ред. С. А. Ерофеева. М.: «Экономика», 1999. — 428 с.
  2. , В. П. Многовариантное типирование интеллекта с гибкой профориентацией и адаптацией обучения Текст.: учебное пособие. / В. П. Авдеев. — Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ), 1999. 73 с.
  3. , М. Д. Истоки духовных ценностей в Дагестане Текст. / М. Д. Адухов // Педагогика. 2004. — № 9. — С. 89−95.
  4. , Р. Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи Текст. / Р. Н. Азарова // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 27−32.
  5. Аза, JT. А. Ценностные ориентации рабочей молодёжи Текст. / JT. А. Аза, В. А. Поддубный, А. А. Ручка. Киев: Наукова думка, 1979.- 203с.
  6. , А. Э. Компетентный подход к допрофессиональной подготовке школьников в ФРГ Текст. / А. Э. Аксенова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. № 2. — С. 56−62.
  7. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования Текст.: тезисы докл. и выступлений / под ред. 3. А. Равкина. М., 1994. — С.45−96.
  8. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев — JL: ЛГУ, 1968.-338 с.
  9. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 1980.-416 с.
  10. , Е. В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Е. В. Андриенко. М., 1994. — 338 с.
  11. , В. П. Учебная деятельность и профессиональное мышление Текст. // Теория деятельности и социальная практика/ В. П. Андронов. -М., 1995.-С. 7−9.
  12. , И. П. Подготовка учителя: технологии к профориентационной работе Текст. / И. П. Арефьев. // Педагогика. 1999. — № 2. — С.62−65.
  13. , А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов М.: «Институт практической психологии», 1996.-768 с.
  14. , К. Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей Текст. / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров. // Педагогика. 2002. — N 3. -С. 50−54.
  15. , А. В. Н. Г. Дебольский о нравственности и нравственном воспитании Текст. / А. В. Бабаян // Педагогика. 2005. — № 2. — С. 27−32.
  16. , А. А. Молодежь в кризисном социуме Текст. / А. А. Баим-бетов, Г. А. Кабакович, Р. Т. Насибуллин, Ф. Г. Хайруллин- под ред. Р. Т. Насибуллина. М, 1998. С. 18.
  17. , Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие Текст. / Г. А. Балл // Психологический журнал. — 1997. -том 18.-№ 5. с. 7−19.
  18. , В. В. Представление студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения Текст. / В. В. Барабанова, М. Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 2. С.28−41.
  19. , Э. А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций Текст. / Э. А. Баранова, А. В. Шариков // Психологический журнал. 1999. — т. 20. — № 3. — С. 28−47.
  20. , И. Ю. Практикум по психодиагностике: Прикладная психодиагностика Текст. / И. Ю. Белякова, Д. А. Леонтьев- под ред. И. Карлинекая, С. Р. Пантилеев и Т. JI. Романова. Москва: Московский государственный университет (МГУ), 1992. — 116 с.
  21. Бестужев-Лада, И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодёжи Текст. / И. В. Бестужев-Лада. М.: Политиздат, 1984.-С. 16−20.
  22. , М. И. На подступах к построению нормативно-ценностных типологий Текст. / М. И. Бобнева // Исследование сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества. — М.: 1990. — С. 36−43.
  23. , В. А. Психология жизненного пути Текст. / В. А. Богданов.-СПб., 1994.-93 с.
  24. , Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович.-М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  25. , В. Ю. Типология ценностных позиций и состояние кризисного сознания Текст. / В. Ю. Бойко // Ценности социальной группы, кризис общества. М: 1991. — С. 59−73.
  26. , А. К. Прикладная психология Текст.: учебник / А. К. Болотова. Москва: Аспект Пресс, 2002. — 383 с.
  27. , Е. М. Индивидуальность и профессия Текст. / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  28. , В. Н. Молодёжь: Методологические проблемы исследования Текст. / В. Н. Боряз Л: Наука, 1973. — С. 148.
  29. , В. Г. Профессиональная компетентность и эффективность практической деятельности специалиста: вопросы методологии Текст. / В. Г. Бочарова // Теория деятельности и социальная практика. M. v 1995.-20−24.
  30. , В. В. Марксистская теория оценки Текст. / В. В. Брожик. М.: Прогресс, 1982.-260 с.
  31. , А. П. Социокультурная динамика образования: Исторический опыт России Текст. / А. П. Булкин. Дубна: Феникс+, 2001. — 207 с.
  32. , А. М. Формирование трудовых ценностных ориентаций у учащихся 7−9 классов в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / А. М. Булынин. Брянск, 1991. — 16 с.
  33. , К. Я. Коллективная мыследеятельность — модель саморазвития Текст. / К. Я. Вазина. М.: Педагогика, 1990. — С. 196.
  34. , А. П. Ценностная типология личности и воспитательная практика Текст. / А. П. Вардомацкий // Этика и мораль. М., 1980. — С. 126−137.
  35. , В. А. Ценности и оценка Текст. / В. А. Василенко Киев: Наукова думка, 1964. — 160 с.
  36. , В. А. Ценности и ценностные отношения Текст. / В. А. Василенко // Проблемы ценностей в философии. — М.: JL, 1966. С. 41−49.
  37. , Е. А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих, наук / Е. А. Васина.-СПб., 1993.-19 с.
  38. , О. Г. Формирование ценностных ориентаций курсантов юридического вуза при изучении социальной информатики Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук / О. Г. Васюков. — Самара, 2005.- 18 с.
  39. , JI. В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию Текст. / JI. В. Ведерникова // Педагогика. -2003.-№ 8. -С. 47−53.
  40. , В. А. Аксиологические приоритеты в сфере американского образования в их трактовке философами и педагогами США Текст. / В. А. Веселова // Национальные ценности образования: история и современность.-М., 1996.-С. 144−148.
  41. , И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников Текст. / И. А. Винтин. // Социологические исследования. 2004. -№ 2.-С. 86−93.
  42. , Т. И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности Текст. / Т. И. Власова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002 г. — № 2. — С. 41−45.
  43. , Ю. Г. Социология: Текст. / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. М.: Гадарика, 1998.-432 с.
  44. , Н. А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников Текст.: дис. канд. псих. наук/Н. А. Волкова. Л.: ЛГУ, 1993.- 162 с.
  45. Вол очков, А. А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности Текст. / А. А. Волочков, Е. Г. Ермоленко // Психологический журнал. — 2004. № 2. — С. 17−26.
  46. , В. Г. Развитие социально-педагогических ориентаций учителя в процессе повышения квалификации Текст.: автореф. дис.. .. канд. пед. наук / В. Г. Воронцова. Л., 1990. — 19 с.
  47. , Л. С. Собрание сочинений Текст.: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  48. , В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколений) Текст. / В. В. Гаврилюк, Н. А. Грикоз // Социс. — 2002. № 1.-С. 96−104.
  49. , Ю. О. Социально-педагогической концепции воспитания Текст. /Ю. О. Гапон//Вестник высшей школы. — 1990.-№ 3.-С. 3−13.
  50. , В. П. Динамика учебно-познавательной активности студентов Текст. / В. П. Гарькин, И. Е. Столярова //Социологические исследования (СОЦИС). 2000. — № 12. — С. 70−74.
  51. , А. М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи в современных условиях Текст. / А. М. Гендин,
  52. М. И. Сергеев, В. И. Усаков, В. В. Шабунин. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — 228 с.
  53. , В. С. Общечеловеческие ценности в образовании Текст. /
  54. B. С. Герминский, Р. Шейерман // Педагогика. 1992. — № 7. — С. 3−13.
  55. , Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования Текст. / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 3−7.
  56. , И. В. Формирование трудовых ценностных ориентаций у старших школьников в совместной деятельности школы и семьи Текст.: автореф. диссер. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. /И. В. Гришина. -Брянск, 1991. 22 с.
  57. , Н. 3. Особенности ценностных ориентаций на образование у коренных малочисленных народов Севера Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. / Н. 3. Громова — М., 2005. 27 с.
  58. , М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников Текст. / М. И. Губанова // Педагогика. — 2002.-№ 9.-С. 32−39.
  59. , Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации Текст. / Р. Г. Гурова // Педагогика. 2000. — № 10.1. C. 32−38.
  60. , А. К. Курсанты вузов: жизненные стратегии и инновационный потенциал /А. К. Дегтярев, Е. Ю. Литвиненко // Социологические исследования. 2003. — № 12. — С. 69−75.
  61. , Г. Г. Социально-политическая психология Текст. / Г. Г. Дилигенский- М.: Новая школа, 1996. 352 с.
  62. С. Духовное здоровье молодежи Текст. / С. Добротвор-ская, В. Минкин // Народное образование. — 2002. № 2. — С. 136−167.
  63. , В. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи: особенности и тенденции Текст. / В. Добрынина // Alma mater. -2003.-№ 2.-С. 12−14.
  64. , Б. И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. Додонов. — Москва: Политиздат, 1978.-272 с.
  65. Долбик — Воробей, Т. А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости Текст. / Т. А. Долбик — Воробей // Социологические исследования. 2003. — № 11. — С. 78−83
  66. , О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей Текст. / О. Г. Дробницкий // Проблемы ценностей в философии. М.: Л., 1966. — С. 25−40.
  67. , О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия Текст. / О. Г. Дробницкий. М.: Изд-во полит, лит., 1967.-351 с.
  68. , С. А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста Текст. / С. А. Дружилов. Новокузнецк: ИПК, 2000. — 127 с.
  69. , Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме Текст. / Ю. М. Жуков // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.-С. 254−276.
  70. , В. А. Что такое воспитание? Текст. / В. А. Жуковский. -М., 1987.-С. 127.
  71. , Г. Е. О путях изучения ценностных ориентаций молодежи в сфере науки Текст. / Г. Е. Залесский // Методы социально-психологических исследований: сб. научн. тр. — М., 1975. С. 130−139.
  72. , Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности: Текст. / Г. Е. Залесский. М., 1994. — 142 с.
  73. , А. В. Основные проблемы онтогенеза психики Текст. / А. В. Запорожец // Актуальные проблемы возрастной психологии. — М.: 1978. -С. 4−51.
  74. , И. И. Формирование личности — цель воспитания Текст. / И. И. Зарецкая, JL С. Ломидзе // Советская педагогика. 1989. — № 12. -С. 36−41.
  75. , Ю. А. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского государственного университета Текст. / Ю. А. Захаров, Н. Э. Касаткина, Б. П. Невзоров, Т. М. Чурекова- отв. ред. Н. Э. Касаткина. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.-273 с.
  76. , А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности Текст. / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов // Социология в СССР: в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1965. — С. 197−198.
  77. , А. Г. Потребности, интересы, ценности Текст. / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  78. , А. Б. Способности, ценностные ориентации, поведение: критерии гармонизации Текст. /А. Б. Золотов // Молодая смена: социальные аспекты школьной реформы. Кишинев, 1989. — С. 87−108.
  79. , Б. Формирование ценностных ориентаций, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодёжи в Польше Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук. / Б. Идзиковски. М., 1997. — С. 30.
  80. , В. И. духовно-гуманитарный потенциал естественнонаучных дисциплин Текст. / В. И. Ильченко, А. Т. Проказа // Педагогика. 2005.3. С. 117−122.
  81. Интегральная индивидуальность: теория и практика Текст. / Ответственный редактор А. А. Коробецкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.- 195 с.
  82. , Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога Текст. /Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчи-ков // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 57−66.
  83. , А. И. К вопросу о профессиональной ориентации в спортивной деятельности Текст. / А. И. Исмаилов // Теория деятельности и социальная практика. М., 1995. — С. 50−52.
  84. , Н. П. Сущность, противоречия и тенденции социального становления молодёжи: социально-философский аспект нововведения: дис. .д-ра. филос. наук. /Н. П. Ищенко. -М., 1989. -355 с.
  85. , М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  86. , М. С. Эстетика как философская наука Текст. / М. С. Каган. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 600 с.
  87. , Э. Ш. Молодёжь как объект и субъект социальной деятельности Текст. / Э. Ш. Камалдинова // Советская педагогика. 1988. — № 9. — С. 56−60.
  88. Канн-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В. А. Канн-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
  89. , И. Трактаты и письма Текст. / И. Кант. М., 1980. С. 300−360
  90. , З.А. Повышение квалификации кадров в системе непрерывного образования Текст. / З. А. Каралов. Баку: Азернетр, 1991. — 103 с.
  91. , П. Ценности эффективного образования Текст. / П. Карста-нье // Директор школы. — 2005. — № 4. — С. 15−21.
  92. , Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования Текст.: дис.. д-ра. пед. наук. /Н. Э. Касаткина. -М., 1995. -428 с.
  93. , В. И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем возрасте Текст. / В. И. Катаев. М., 1992.-54 с.
  94. , М. А. Историческое создание и нравственность Текст. / М. А. Киссель. Москва: Знание, 1990. — 64 с.
  95. , Е. А. Психологические основы выбора профессии Текст. / Е. А. Климов. М., 1986. — 197 с.
  96. , JI. Н. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня Текст. / JI. Н. Коган // Социологические исследования. 1997 — № 4. — С. 122 129.
  97. Кокарева, 3. А. Педагогические условия развития профессиональных ценностей учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / 3. А. Кокарева. -М., 1990.-19 с.
  98. , Я.А. избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. Т.2. / Я. А. Коменский.- М.: Педагогика, 1986. С. 8−30.
  99. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание: Текст. / И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1984. 336 с.
  100. Кон, И. С. НТР и проблемы социализации молодёжи Текст. / И. С. Кон. М.: Знание, 1988. — 63 с.
  101. Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
  102. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст.: Кн. для учителя. / И.С. Кон-М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  103. Кон, И. С. Открытия «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. -367 с.
  104. , Н. Ю. Отношение к образованию как ценностная проблема первокурсников вуза Текст. / Н. Ю. Конасова // Проблемы и перспектиф! вы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. —1. СПб., 1998. С. 86−88.
  105. Ю9.Константиновский, Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от Ф 1960-х годов к 2000-му) Текст. / Д. Л. Константиновский. — Москва:
  106. Эдиториал УРСС, 1999. 341 с.
  107. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя Текст. // Вестник образования. 1991. — № 8. — С. 2−40.
  108. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Текст. / Приложение к приказу Министерства образования России от 11.02.2002., № 393
  109. , С. JI. Многообразие ценностей Текст. / С. JI. Копотев // Проблемы молодёжи. Ижевск, 1989.-С. 141−150.
  110. , Е. В. Педагогика взаимодействия Текст.: учеб. пособие / Урал. гос. пед. университет. / Е. В. Коротаева. — Екатеринбург, 1999. — 147 с.
  111. , А. М. Отражение, деятельность, познание Текст. / А. М. Коршунов. М., 1979.-С. 149.
  112. , И. А. Вариант Исследования порога адаптационно-психологических возможностей личности Текст. / И. А. Красильников // Журнал прикладной психологии. 2003. — № 6. — С. 8−12.
  113. , Ю. Д. Нормативные критерии оценки делового поведения личности Текст. / Ю. Д. Красовский // Философские науки. 1982. -№ 1.-С. 12.
  114. , Б. С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентаций Текст. / Б. С. Круглов. — М., 1987. — С. 80−89.
  115. , И. А. Мониторинг социально-психологического портрета студента вуза Текст. / И. А. Крутий.// Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 32−34.
  116. , В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) Текст. / В. А. Кувалкин. Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. — 356 с.
  117. , В. Н. Изменение ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности /В. Н. Кудрявцев Текст. //География в школе. — 2002. -№ 3. С. 17−18.
  118. , JI. А. Ловушка общественного сознания Текст. / Л. А. Кудрявцева // Социологические исследования — 2003. № 6. — С. 124−126.
  119. , Л. А. Ловушка общественного сознания Текст. / Л. А. Кудрявцева//Социс.-2003. № 6.-С. 124−126.
  120. , А. Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодёжи Текст.: дис.. канд. социол. наук. / А. Г. Кузнецов. — М., 1995. -254 с.
  121. , В. Г. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования Текст.: учебник. / В. Г. Кузнецов. — Москва: ИНФРА-М, 1999. — 518 с.
  122. , В. М. Психологические характеристики личностных особенностей молодых рабочих в условиях учебно-производственной деятельности Текст. / В. М. Кузнецов. М., 1993. — 143 с.
  123. , Н. И. Ценности в кризисном социуме Текст. / Н. И. Лапин // Ценности социальных групп и кризис общества. — М., 1991. С. 4−31.
  124. , Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян Текст. / Н. И. Лапин // Социологические исследования. — 1996. № 5. — С. 3−23.
  125. , В. В. Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / В. В. Ластовка. Кемерово, 2000.-19 с.
  126. , Н. С. Умственные способности и возраст Текст. / Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971. — 280 с.
  127. , Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев. -М., 1992. 17 с.
  128. , Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции Текст. / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996-№ 4., С. 15−26.
  129. , А. В. В поисках идеала. Диалог поколений Текст. / А. В. Лисовский, В. Т. Лисовский. Мурманск, 1994. — 277 с.
  130. , В.Т. Молодёжь о времени и о себе: результаты социологического исследования Текст. / В. Т. Лисовский // Педагогика. — 1998. — № 4. С. 40−46.
  131. , О. В. Отношение к труду как критерий оценки условий организации трудовой деятельности Текст. / О. В. Лишин, М. Г. Тайчиков. -М., 1991.-43 с.
  132. , В. А. Самовоспитание личности: философско-социологический анализ Текст. / В. А. Лозовой. Харьков, 1991. — 207 с.
  133. , Н. А. Развитие жизненных и профессиональных ориентаций студентов технического вуза Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. соц. наук. / Н. А. Лоншакова. Екатеринбург, 1998. -18 с.
  134. , В. А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи Текст. / В. А. Луков // Социологические исследования. 1998. — № 8. -С. 31.
  135. , Т. Б. Понятие ценности в буржуазной социологии Текст. / Т. Б. Любимова // Социологические исследования. Вып. 5. Теория и методы. М.: Наука, 1980. — 307 с.
  136. , Ю. Жизненные ценности и социально-трудовые ожидания студенческой молодежи Текст. / Ю. Лясникова // Человек и труд. -2003.-№ 4.-С. 58−60.
  137. , Е. С. Методика измерения ценностей личности Текст. / Е. С. Маклах, В. П. Павловский, К. К. Бойчинская, И. А. Раппорт // Методика социально-психологических исследований. М., 1975. — С. 18−28.
  138. , Н. Н. Развитие мотивации к профильному обучению с использованием элементов профессиональной ориентации Текст. / Н. Н. Малиновская // Учитель. 2004. — № 2. — С. 13−17.
  139. , Р. К. Динамика социальной ответственности студентов педвузов Текст. / Р. К. Мапинаускас // Социологические исследования. -2003.-№ 7.-С. 135−138.
  140. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст.: [пер. с англ.] / А. Маслоу. -М: Смысл, 1999.-425 с.
  141. Методология педагогических исследований Текст.: сб. науч. трудов / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1988.-164 с.
  142. Методы педагогических исследований Текст. — М.: Педагогика, 1999. — 256 с.
  143. , И. А. Об образе современного российского интеллигента у студентов-гуманитариев Текст. / И. А. Мироненко // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. СПб., 1998. С. 80−81.
  144. Е. Н. Ценностные ориентации студентов как показатель качества их жизни Текст. / Е. Н. Миронов, Е. Н. Попов, В. Г. Сараев // География и природные ресурсы. 2003. — № 4. — С. 112−116.
  145. , П. А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи Текст. / П. А. Михеев // Социс. 2005. — № 1. — С. 91−94.
  146. Молодёжь Германии и России Текст. / Под ред. В. Т. Лисовского. М., 1994.-200 с.
  147. Молодежь: тенденции социальных изменений Текст.: сб. статей. — СПб., 2000. С. 48
  148. Молодой человек в условиях кризиса Текст. / Материалы Международной научно-практической конференции. — М: СПб., 1994. 185 с.
  149. Моральные ценности и личность Текст. / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. М., 1994. — 176 с.
  150. Моя профессиональная карьера Текст.: пособие для учащихся / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. М., 1993. — 77 с.
  151. , В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности Текст. / В. Н. Мясищев // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А .А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. — С. 35−38.
  152. , В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии Текст. / В. Н. Мясищев // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. — С. 34−39.
  153. Наука и ценности Текст. / Под ред. М. С. Кагана, Б. В. Маркова. Л., 1990.- 184 с.
  154. , В. Г. Социология личности. Теория и опыт исследования Текст. / В. Г. Немировский. Красноярск, 1989. — 193 с.
  155. , Н. И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности Текст. / Н. И. Непомнящая // Вопр. психол. -1980.-№ 1.-С. 22−30.
  156. Непопало в, В. Н. Системно-деятельностный подход — основа формирования личности Текст. / В. Н. Непопалов, В. М. Мельников // III Международный конгресс по теории деятельности и социальной практике. -М., 1995.-С. 79−80.
  157. , JI. С. Педагогика личности Текст. / JI. С. Нечепоренко. — М., 1992.-С. 11−28.
  158. , Н. Д. Ценности как основа целей воспитания Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 3−10.
  159. , Н. Д. Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий Текст. / Н. Д. Никандров. Екатеринбург, 2000. — 255 с.
  160. , Н. Н. Единство нравственного и эстетического воспитания в формировании профессиональных ценностных ориентаций будущего учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Н. Н. Никитина. М., 1988.- 19 с.
  161. , A. JI. Деятельность, поведение, творчество Текст. / A. JI. Нифонтов // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1989.-С. 52−69.
  162. , Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей Текст.: [пер. с нем.] / Ф. Ницше. М.: REFL-book, 1994. — 352 с.
  163. , Н. И. О воспитании и наставлении детей Текст. / Н. И. Новиков // Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И. А. Со-ловков. — М.: Педагогика, 1985. с. 29−329.
  164. , JI. И. Воспитательная система: исходные позиции Текст. / JI. И. Новикова//Советская педагогика. 1991. —№ 11.-С. 61−65.
  165. , А. Г. Руководство к педагогике или науке воспитания Текст. / А. Г. Одоевский. М.: Педагогика, 1987. — С. 258−274.
  166. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987. — С. 739.
  167. , В. Б. Личность и ее социальные ценности Текст. / В. Б. Ольшанский // Социология в СССР: В 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1965.-С. 529.
  168. , Е. Л. Молодежь: открытый вопрос Текст. / Е. Л. Омель-ченко. Ульяновск: Сибирская книга, 2004. — 184 с.
  169. Основы планирования профессиональной деятельности Текст.: учебное пособие для вузов / Под редакцией Г. В. Галевский. Новокузнецк, 2002. — 142 с.
  170. Основы социологии и политологии Текст.: учебное пособие / Под ред. А. О. Бороноева, М. А. Василика. М.: Гадарики, 2001. — 408 с.
  171. , А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1984. — № 4.-С. 15−19.
  172. , А. В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии Текст. / А. В. Петровский // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. — С. 75−83.
  173. , С.В. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодёжи в социально-политической сфере Текст.: автоореф. дис. на со-иск. учен. степ. канд. социол. наук. / С. В. Полутон. Саранск, 1992. — С. 11−12.
  174. , Ю. В. Социальное самочувствие молодежи Сибири (международное исследование) Текст. / Ю. В. Попков, О. Пак, Э. Глендиннинг. -Новосибирск: Нонпарель, 2004. 52 с.
  175. , В. А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи Текст. / В. А. Попов // Социологические исследования. — 1999.-№ 6.-С. 96−99.
  176. , И. М. Системный подход в социологии и проблема ценностей Текст. / И. М. Попова // Вопросы философии. 1968. — № 4. -С. 95−105
  177. , И. М. Ценностные представления и «парадоксы самосознания» Текст. / И. М. Попова // Социологические исследования. 1984. — № 4. -С. 32.
  178. , А. Г. Этимологический словарь русского языка Текст. Т.2 / А. Г. Преображенский. М., 1910−1914. — С. 46.
  179. , Э. Н. Коллективное и индивидуальное в ценностных ориен-тациях студенческой молодёжи Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук. / Э. Н. Присягина. Саранск, 1995. — 18 с.
  180. Проблема ценности в философии Текст. — М.- JL: Наука, 1966. 260 с.
  181. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в её онтогенезе Текст. / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1987.— 151 с.
  182. Программа развития воспитания в системе среднего профессионального образования на 2001−2005 гг. Текст. (утв. Министерством образования РФ 05.03.2001 г. Разослана письмом № 18−52−326 ин/ 18−15)
  183. , Е. С. Воспитание как диалог и формирование субъекта культуры Текст.: дис.. д-ра филос. наук. / Е. С. Протанская. — JL, 1994.-332 с.
  184. Профессиональная ориентация школьников в условиях рыночной экономики Текст. / Под ред. Т. И. Шалавиной. — Ленинск-Кузнецкий, 1994.-151 с.
  185. , Н. С. Психология труда и человеческого достоинства Текст.: учебное пособие для вузов / Н. С. Пряжников. Москва: Academia, 2001. — 477 с.
  186. , В. Г. История образования и педагогической мысли Текст. / В. Г. Пряникова, 3. И. Равкин. М.: Новая школа, 1995. — 300 с.
  187. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории Текст. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 547 с.
  188. Разумная организация жизни личности: Проблемы воспитания и саморегулирования Текст. Киев: Наукова думка, 1989. — С.325.
  189. , Н. С. Культура, ценности и развитие образования Текст. / Н. С. Розов.-М., 1992.-154 с.
  190. Россия сегодня. Новые горизонты Текст. / Под ред. В. Н. Келасьева. -СПб., 1994.-104 с.
  191. , А. Т. Формирование профессиональной пригодности Текст. / А. Т. Ростунов. Минск: Высшая школа, 1984. — 175 с.
  192. , С. JI. Человек и мир Текст. / С. JI. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.-191 с.
  193. , Е. JT. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов Текст. / Е. JI. Руднева. Кемерово, 2002. — 302 с.
  194. , М. Н. Социальная ориентация выпускников средней школы Текст. / М. Н. Руткевич // Социологические исследования. 1994. — № 12.-С. 53−59.
  195. , А. А. Социальные ценности и нормы Текст. / А. А. Ручка. — Киев, 1976.-152 с.
  196. , А. А. Ценностный подход в системе социологического знания Текст. / А. А. Ручка. Киев: Наукова думка, 1987. — 155 с.
  197. , Н. А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов Текст. / Н. А. Рыбачук. // Педагогика. 2003. — № 4. — С.70−74.
  198. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / Под ред. В. А. Ядова. Д., 1979. — 263 с.
  199. , О. Профессиональные ориентиры молодежи Текст. / О. Сейтмулдинова, С. Зуева // Кузбасские ведомости. 1997. — №. 5−6. -С. 11−12.
  200. , И. П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие этические ценности в сфере межкультурной коммуникации Текст.: ав-тореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / И. П. Селезнева. — Красноярск, 1998. 19 с.
  201. Селиванова, 3. К. Смысложизненные ориентации подростков Текст. / 3. К. Селиванова // Социологические исследования.— 2001- № 2. — С.87−91.
  202. Селиванова, 3. К. Ценностные ориентации городской молодежи старшего подросткового возраста Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. соц. наук. / 3. К. Селиванова. Уфа, — 2000. — 24 с.
  203. , В. В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 16−21.
  204. , А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида Текст. / А. В. Серый // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово: Кузбас-свузиздат, 1999. — С. 354−360.
  205. , А. В. Ценностно-смысловая сфера личности Текст.: учебное пособие / А. В. Серый. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — 91 с.
  206. , И. Р. Обновление содержания гуманитарных дисциплин Текст. / И. Р. Сибагатуллин // Профессиональное образование. 2005. -№ 6.-С. 13.
  207. , Т. В. Основные ценностные ориентации и смысл профессиональной деятельности практических психологов Текст. / Т. В. Сикорская / Новокузнецк: Новокузнецкий институт повышения квалификации (ИПК), — 2001.- 37 с.
  208. Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе Текст.: тезисы Всероссийской научно практической конференции (апрель 2001 г.) — Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 2001. — 289 с.
  209. , В. А. Психолого-педагогические проблемы формирования социально активной личности Текст. / В. А. Ситаров / Под ред. В. А. Сла-стенина. М., 1988. — 64 с.
  210. , Е. А. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании) Текст. / Е. А. Скриптунова, А. А. Морозов // Социс. — 2002.- № 1.-С. 105−110
  211. , В. А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя Текст.: т.1.- ч. 1,2. / В. А. Сластенин / Тезисы докладов и выступлений на XVI сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. М., 1995.
  212. , П. И. Социальная значимость как основная личностная ценность Текст. / П. И. Смирнов // Вестник ЛГУ, серия 6- 1990 С. 38−43.
  213. Современный воспитательный процесс: состояние и проблемы («круглый стол») Текст. // Социс. 2005. — № 4. — С. 86−93.
  214. Современный философский словарь Текст. / Под ред. В. Е. Кемерова. — Лондон- Минск: «Панпринт», 1998. С. 101.
  215. , В. Н. Системный подход к классификации ценностей Текст. / В. Н. Согатовский // Научные исследования и человеческие потребности — Материалы Московской встречи экспертов по проекту ЮНЕСКО. М., 1979. — С. 30−45.
  216. , А. В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества Текст. / А. В. Соколов, И. О. Щербакова // Социологические исследования. 2003. -N 1. — С. 115−123.
  217. , С. С. Менталитет Российского офицера: вызовы XXI века Текст. / С. С. Соловьев // Социологические исследования. 2003. — № 12.-С. 50−61.
  218. , Г. Г. Профессиональное самоопределение современной молодежи Текст. / Г. Г. Солодова // Вопросы общей и дифференциальной психологии: Сборник научных трудов. — Вып. 3. — Кемерово: Кузбас-свузиздат, 1999.-С. 327−333.
  219. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. А. Сорокин.-М., 1992.-С. 429
  220. Социальная психология Текст. / Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975.
  221. Социология в СССР Текст.: в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1965.
  222. Социология молодежи Текст.: учебное пособие для вузов / Под редакцией Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова и Ф. Д. Кадария. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 575 с.
  223. , А. Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и тендерный аспекты Текст. / А. Ю. Стойлик // Журнал прикладной психологии. 2003. — № 6. — С. 60−69.
  224. , Г. А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально значимой деятельности Текст. / Г. А. Сунгатуллина // Вест. Моск. ун-та сер. 18. Социология и политология. 2002. — № 3. — С. 158−163.
  225. Суходольская-Кулешова, JI. В. Формирование эстетической культуры будущего учителя Текст. / JI. В. Суходольская-Кулешова. // Педагогика. -2003.-№ 7.-С. 83−87.
  226. , Н. Конкурентноспособность будущего педагога Текст. / Н. Тамарская // Высшее образование в России. — 2004. № 3. — С. 118−121.
  227. , В. П. Личность и общество Текст. / В. П. Тугаринов. М., 1965,-151 с.
  228. , В. П. Марксистская философия и проблема ценности Текст. / В. П. Тугаринов // Проблема ценности в философии. М. — JT.: Наука, 1966.-С. 14−24.
  229. , Т. В. Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Текст.: автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. / Т. В. Ткаченко. — М., 2004. — 26 с.
  230. , К. Д. Избранные педагогические произведения Текст. / К. Д. Ушинский. -М.: Просвещение, 1968. 557 с.
  231. Файнбург, 3. И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества Текст. / 3. И. Файнбург // Личность и ее ценностные ориентации. Информ. бюллетень ИКСИ АН СССР. 1969. № 25/40. Вып. 2. С. 59−99
  232. Э. Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях Текст. / Э. Н. Фаустова. М., 1995. — 40 с.
  233. Философия и ценностные нормы сознания Текст. М.: Наука, 1978. -347 с.
  234. Философский энциклопедический словарь Текст. / Редкол.: С. С. Аве-ринцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  235. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.-184 с.
  236. , П. Воспитание ценностных ориентаций // Моральные ценности и личность Текст. / П. Хайду- под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаиче-ва. -М.: МГУ, 1994.-С. 155−164.
  237. , С. А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / С. А. Хмара. Хабаровск, 1996. — 19 с.
  238. Цели образования и право на образование Текст. / Под ред. А. В. Гладкого.-М., 1993.-93 с.
  239. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) Текст. / А. А. Козлов, В. Т. Лисовский, 3. В. Сикевич. М., 1992. -40 с.
  240. Ценностные ориентации, мотивация и психологические установки в реальной подготовке социальных работников Текст. // Российский журнал социальной работы. 1997. -№ 1. — С. 115−124.
  241. , Н. К. Педагогическая парадигматика: философско-педагогический анализ Текст. / Н. К. Чапаев, В. А. Нечаев // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 2000. — № 1. с. 24−46.
  242. , Т. И. О формальном понятии ценности Текст. / Т. И. Че-жовский // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. С. 361−374.
  243. , С. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление Текст. / С. Н. Чистякова, Н. Н. Захаров. М.: Педагогика, 1987.-157 с.
  244. , Т. И. Мир труда и профессий Текст.: учебно-метод. пособие / Т. И. Шалавина. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. — 196 с.
  245. , Д. А. Социальная самоидентификация лучших выпускников Текст. / Д. А. Шевченко // Социологические исследования. 2004. -№ 1.-С. 134−137.
  246. , А. И. Система воспитания эстетической культуры учащихся в школе Текст.: дис. в виде научного доклада докт. пед. наук / А. И. Шемпгурина. М., 1999.-71 с.
  247. , Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы Текст. / Ю. А. Шерковин // Психол. журн. 1982. —№ 5. — С. 135−145.
  248. , Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического процесса Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук. / Е. Н. Шиянов. М., 1991. -33 с.
  249. , Е. В. Психологический аспект проблемы личности Текст. / Е. В. Шорохова // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974.-С. 3−34.
  250. , JI. JI. Социология повседневной жизни Текст.: учебное пособие / JI. JI. Шпак. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. — 377 с.
  251. , Ю. А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора Текст. / Ю. А. Шрейдер. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-206 с.
  252. , В. Н. Начало пути Текст. / В. Н. Шубкин. М.: Молодая гвардия, 1979.-224 с.
  253. , Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника Текст. / Е. А. Шумилин- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1979.-152 с.
  254. , Т. Н. О духовном измерении педагогики Текст. / Т. Н. Щелина // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 151−154.
  255. , Н. Е. Ценностное отношение Текст. / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. 1999. -№ 3.- С. 17−22.
  256. , В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. // Методологические проблемы социальной психологии / В.
  257. A. Ядов. М.: Наука, 1975. — С. 89−105.
  258. , В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе Текст. /
  259. B. А. Ядов // Социол. журн. 1994. — № 1. — С. 35−52.
  260. , М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Текст. / М. С. Яницкий. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 203с.
  261. Peter Ben, Wilhelm Н. Handbuch Unterricht-splanung: Grundfragen. Mod-elle. Stufen. Dimensionen /Peter Ben, Wilhelm H. 5. Aufl.- Munchen: Ehrenwirth, 1992. -417 s.
  262. Kroll, P. Tolle Trfahrungen sind der Lohn / P. Kroll // Juma: Koln: Juma., 2005. — № 3. — S. 13−18.
Заполнить форму текущей работой