Техническое творчество как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в процессе их подготовки в педагогическом вузе
На УШ-Х этапах подготовки происходит формирование профессиональной компетентности на основе развития творческо-технической индивидуальности студента. Задача этапа заключается в развитии индивидуально-личностных качеств студента, стиля его мышления, осознания важности творческого подхода к учебной деятельности, значимости изучаемых предметов в предстоящей профессиональной деятельности и его роли… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования технического творчества и профессиональной компетентности учителей технологии
- 1. 1. Сущность и роль технического творчества в профессиональной подготовке учителей технологии
- 1. 2. Структура профессиональной компетентности будущих учителей технологии в сфере технического творчества
- 1. 3. Критерии оценивания уровня развития технического творчества у будущих учителей технологии
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности технического творчества как средства формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в процессе их профессиональной подготовки
2.1. Содержание теоретической и практической подготовки будущих учителей технологии, направленной на развитие у них технического творчества в процессе изучения спецдисциплин.
2.2. Формы, методы и средства развития технического творчества будущих учителей технологии в процессе их профессиональной подготовки.
2.3. Результаты экспериментальной проверки эффективности формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в сфере технического творчества.
Техническое творчество как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в процессе их подготовки в педагогическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современных условиях социально-экономического развития страны проблемы образования подрастающего поколения требуют повышения профессионального уровня подготовки учителей. Совершенствование подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства с целью педагогического руководства технической творческой деятельностью учащихся школ определяется необходимостью развития личности учащихся школы на основе использования I их природного потенциала, с учетом культурно-исторических, научных и технологических достижений, что и определило включение сквозной линии по техническому творчеству в программу образовательной области «Технология» как школьного предмета. Профессиональная подготовка студентов в сфере технического творчества позволяет определить его роль в учебном процессе вуза с позиции проблемы творчества, как целенаправленную теоретическую и практическую деятельность личности, отличающуюся новизной, оригинальностью, нестандартностью в общесоциальном, групповом или индивидуальном плане, как один из неотъемлемых компонентов профессиональной компетентности будущего учителя. Это проявляется в конкретных технологиях подготовки, где формируется механизм продуктивного развития личности студента как будущего учителя. В современных социально-экономических условиях возрастает значимость формирования профессиональной компетентности будущего учителя как обязательного фактора эффективного развития всей системы непрерывного образования. Обновленное содержание общего образования требует новых подходов к подготовке будущих учителей технологии с учетом творческого характера их работы в общеобразовательной школе. Современное понимание важности профессиональной подготовки будущего учителя для работы с детьми, переход к личностно ориентированному образованию в системе общего образования требуют совершенствования теоретических основ развития технического творчества, с позиций которого осуществляется организация педагогического процесса преподавания предмета технологии в школе.
Важность повышения качества подготовки будущих учителей и формирования их профессиональной компетентности подтверждают труды известных ученых О. С. Анисимова, В. И. Андреева, В. П. Беспалько, С. Г. Вершловского, А. П. Владиславлева, Б. С. Гершунского, Г. П. Зинченко, O.E. Лебедева,.
A.К.Марковой, Л. М. Митиной, Ю. П. Поваренкова, В. Г. Подзолкова, Е. И. Рогова, М. И. Рожкова, В. А. Сластенина, Е. В. Титовой, В. Б. Успенского и ряда других. Вместе с тем нет специальных научных исследований в области теории развития технического творчества как средства профессиональной компетентности будущего учителя технологии в педагогическом вузе в процессе их специальной подготовки. Не исследованы сущность и роль технического творчества в процессе формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии, хотя имеются работы, посвященные разностороннему изучению технического творчества обучаемых. Этим вопросам посвящены исследования Г. С. Альтшуллера, П. Н. Андрианова, В. Г. Гетта, В. И. Качнева, В. М. Казакевича,.
B.В.Колотилова, С. А. Новоселова, А. М. Плутока, В. А. Полякова, В. Д. Путилина, В. Г. Разумовского, Ю. П. Саламатова, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева и др. Гуманистический подход в подготовке будущих учителей актуализирует, в первую очередь, такие его аспекты как творчество, поиск личностных смыслов, гармонизацию педагогического общения, индивидуальный стиль педагога, индивидуальную педагогическую культуру и многое другое, включая профессиональную компетентность педагога. В реальной педагогической практике профессиональная компетентность будущего учителя технологии рассматривается как системное образование, включающее знания, умения и навыки в области педагогики и методики, а также способность к оптимальному выбору методов педагогической деятельности для достижения результата. Развитие технического творчества как средства, влияющего на формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии, не раскрыто в педагогической науке в полной мере.
Это обусловлено рядом противоречий:
— между современными требованиями к высокому уровню профессиональной компетентности будущего учителя в сфере технического творчества и недостаточной разработанностью в педагогической науке путей ее формирования;
— 5- между объективной потребностью системы общего образования в профессионально компетентном учителе технологии и недостаточным уровнем их подготовки в сфере технического творчества;
— между практической востребованностью учебного процесса вуза в рекомендациях по подготовке будущих учителей технологии и отсутствием теоретически обоснованных данных о роли технического творчества в развитии их профессиональной компетентности.
Таким образом, актуальной проблемой современного педагогического образования является необходимость развития технического творчества как важного компонента в профессионально обусловленной структуре личности студентов, способных в будущем обеспечить гуманизацию учебного процесса в средней школе. В связи с усилением внимания науки и практики к проблеме подготовки педагогических кадров как педагогическому феномену, возникла необходимость в исследовании процесса развития технического творчества как средства формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии в процессе изучения специальных дисциплин в педагогическом вузе. При этом способность к техническому творчеству учителя технологии рассматривается как неотъемлемая часть его профессиональной компетентности, что обеспечивает целостность рассматриваемого понятия.
Это обусловило постановку проблемы: каковы условия эффективного развития технического творчества как важного средства формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в процессе их специальной подготовки в педагогическом вузе?
Теоретический анализ состояния проблемы, изучение сложившейся практики обучения студентов техническому творчеству в высшей педагогической школе, учащихся в общеобразовательной школе по развитию их технического творчества, социально-педагогическая значимость и актуальность темы исследования обусловили цель работы, а также определили объект и предмет исследования, его гипотезу и задачи.
Цель исследования: теоретически обосновать развитие технического творчества будущих учителей технологии для формирования их профессиональной компетентности в этой сфере деятельности.
Объект исследования: техническое творчество будущих учителей технологии в педагогическом вузе.
Предмет исследования: профессиональная компетентность будущих учителей технологии в сфере технического творчества.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии в сфере технического творчества будет эффективным если:
— раскрыта сущность технического творчества как средства формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в современных условиях их профессиональной подготовки;
— определена структура профессиональной компетентности будущих учителей технологии в сфере технического творчества;
— определена совокупность критериев, позволяющая оценить уровень сформированности профессиональной компетентности у студентов данной специальности;
— эффективность технического творчества будущих учителей технологии как средства формирования их профессиональной компетентности доказана устойчивой воспроизводимостью и повторяемостью результатов в ходе экспериментальной работы в учебном процессе педагогического вуза.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность технического творчества и показать его роль в профессиональной подготовке учителей технологии.
2. Раскрыть структуру профессиональной компетентности будущих учителей технологии в сфере технического творчества, содержание, формы, методы и средства ее формирования.
3. Определить совокупность критериев оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности будущих учителей технологии в области технического творчества.
— 74. Экспериментально доказать эффективность технического творчества будущих учителей технологии для формирования их профессиональной компетентности в процессе специальной подготовки в педагогическом вузе.
Теоретико-методологическая база исследования:
— философские и психолого-педагогические концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Э. Берн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, К. Д. Ушинский и др.);
— положения общепсихологической и психолого-педагогической теории деятельности (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, Д. И. Фельдштейн и др.);
— теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.);
— теория непрерывного образования и концепция личностно ориентированного подхода к подготовке и повышению квалификации учителей (А.П.Владиславлев, Б. С. Гершунский, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Э. М. Никитин, В. А. Сластенин, H.A. Шайденко и др.);
— концептуальные исследования по теории и практике педагогического образования (Б.Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, A.A. Орлов, П. И. Пидкасистый, В. Г. Подзолков, И. П. Подласый, В. Б. Успенский и др.);
— научные подходы к определению сущности профессиональной подготовки учителей (О.С.Анисимов, Л. В. Байбородова, В. П. Беспалько, С.Н. Воль-хин, Д. Г. Левитес, Л. И. Маленкова, Е. В. Титова, Н. Е. Щуркова и др.);
— исследования по теории и практике технического творчества (Г.С. Альтшуллер, Ю. С. Столяров, В. Д. Симоненко, Д. М. Комский, В. М. Заенчик, A.A. Карачев, Ю. Л. Хотунцев и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов: теоретических (анализ и синтез, конкретизация и аналогия, анализ педагогического опыта, ретроспективный анализ собственной деятельности) — эмпирических (экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, самооценка студентов). В процессе исследования велись педагогические измерения, происходила математическая обработка полученных статистических данных.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого на факультете технологии, экономики и сельского хозяйства в процессе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство». Исследованием было охвачено 579 студентов и преподавателей.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (2000;2002 гг.) было проведено изучение и теоретическое обобщение философской, социологической, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме творчества и технического творчества, определялись теоретико-методологические подходы к ее рассмотрениюразрабатывался методологический аппарат исследованияизучалось современное состояние проблемы и опыт обучения техническому творчеству учащихся и студентовопределена актуальность исследования, сформулированы гипотеза и задачи исследования, выбрана система методов теоретического и экспериментального исследования.
На втором этапе (2002;2004 гг.) продолжалось теоретическое исследование проблемы структуры профессиональной компетентности будущего учителя технологии, роли и сущности творческого компонентас помощью теоретических и эмпирических методов исследования были выявлены положительные и отрицательные аспекты в содержании, формах и методах комплексной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к руководству техническим творчеством учащихся школы на учебных занятиях и во внеклассной деятельности по техникеразрабатывалась технология и осуществлялась программа экспериментальной деятельности по определению уровня сформированности творческого компонента студентов в процессе изучения специальных дисциплин.
На третьем этапе (2004;2006 гг.) уточнялись научно-методические положения, вносились коррективы в ход исследования, происходило уточнение программы эксперимента, в процессе которого изучалась эффективность разработанных положений и дидактических средств, а также осуществлялось теоретическое обобщение результатов исследований и передового опыта профессорско-преподавательского состава педвузов по обучению студентов техническому творчествувыявлялись необходимые и достаточные условия эффективного формирования технического творчества как средства формирования профессиональной компетентности студентов в процессе теоретических занятий и технологического практикума в учебных мастерских педагогического вуза.
На четвертом этапе (2006;2008 г. г.) осуществлялся анализ и обоснование внедрения результатов исследования в практику подготовки учителя технологииуточнялись и конкретизировались условия подготовкипроводилась качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретацияанализировались и обобщались результаты исследованиявнедрялись в практику подготовки студентов рекомендации по развитию технического творчества, способствующие эффективности процесса обученияпроизводилось литературное оформление диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются комплексным анализом различных концепций и подходов к изучаемой проблемеприменением разнообразных взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, задачам и логике диссертацииопорой на многолетнюю педагогическую практику автора исследования как преподавателя университетавалидностью используемых методикположительными результатами исследования процессов развития технического творчества в структуре профессиональной компетентности будущего учителя технологии, их устойчивой воспроизводимостью и повторяемостью в учебном процессе педагогического вуза. Научная новизна исследования заключается в следующем: — раскрыта сущность технического творчества в современных условиях практической подготовки будущих учителей технологии как средства формирования их профессиональной компетентности по организации и проведению учебной работы с учащимися различного школьного возраста в технической сфере, связанной с изучением, проектированием и изготовлением объектов техники, обладающих субъективной или объективной новизной. Показано его значение в повышении уровня подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности;
— обоснована структура профессиональной компетентности будущего учителя технологии в сфере технического творчества, включающая компоненты: мотивационный (эмоционально-ценностное отношение к педагогической деятельности — ценности, интересы, потребности, способности, склонности), когнитивный (в образовании выражающийся в знаниях, умениях, навыках в исполнительской и руководящей областях), деятельностный (владение технологией педагогического интеллектуального и технического труда), креативный (или технокреативный, включающий способность личности к техническому творчеству), оценочно-результативный (сравнительно-корректирующий для продукта технического творчества).
— обоснована интегративная проектная технология формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в сфере технического творчества учащихся;
— с учетом особенностей описываемого явления сформирована совокупность критериев оценивания (репродуктивный, продуктивный и творческий) в соответствии с уровнями данной компетентности: начальный, средний и квалифицированный.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дополнены научные положения о сущности технического творчества как средстве формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии в сфере технического творчества, рассматриваемого как педагогический феномен, развитие которого происходит наиболее эффективно в процессе специальной профессиональной подготовки в педагогическом вузе.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что ее основные результаты могут быть положены в основу разработки современных программ учебных дисциплин предметной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство», спецкурсов, курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для учреждений образования по предмету технология, разработки интерактивных методов развития технического творчества как компонента профессиональной компетентности будущего учителя, а также для разработки педагогических оценочных материалов результативности данного направления учебно-познавательной деятельности студентов в педвузе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущность технического творчества в профессиональной подготовке студентов заключается в формировании их способностей к личной деятельности в этой области и к деятельности по организации и проведению учебной работы с учащимися различного школьного возраста в технической сфере, связанной с изучением, проектированием и изготовлением объектов техники обладающих объективной или субъективной новизной.
2. Структура профессиональной компетентности будущего учителя технологии, включающая компоненты: мотивационный (ценности, интересы, потребности, способности, склонности), когнитивный (знания, умения, навыки в исполнительской и руководящей областях), деятельностный (деятельностьдействия — операции интеллектуального и технического труда), креативный (или технокреативный, включающий способность личности к техническому творчеству), оценочно-результативный (сравнительно-корректирующий для продукта технического творчества).
С учетом специфики рассматриваемого педагогического явления, наиболее важным является компонент «креативный» (или технокреативный), т.к. профессиональная компетентность учителя имеет глубоко личностно-творческую природу и техническое творчество выступает специфической областью его проявления, определяется потребностями профессиональной деятельности, и формирует профессиональную компетентность учителя технологии. Владение профессиональной компетентностью в сфере технического творчества описывается тремя уровнями: начальным или адаптивным, средним или эвристическим, квалифицированным или технокреативным.
3. Интегративная проектная технология формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в сфере технического творчества учащихся направлена на творческую самореализацию будущих учителей, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в исполнительной и руководящей областях этого вида педагогической деятельности.
4. Техническое творчество будущего учителя технологии можно оценить определенной совокупностью трех комплексных критериев присутствующих в различных пропорциях в любой творческой деятельности: репродуктивный, продуктивный и творческий.
Критерий репродуктивный оценивает способность субъекта воспроизводить какой-либо объект достаточно полно для его отождествления с исходным.
Критерий продуктивный характеризует способность субъекта воспроизвести объект, который сочетает в себе стороны или признаки двух и более объектов, улучшив какие-либо его стороны или иные характеристики.
Критерий творческий характеризует создание технических объектов существенно отличающихся от известных, что позволяет классифицировать их по всем характеристикам как объективно или субъективно новые.
Данная совокупность критериев позволяет объективно оценить уровень подготовки будущего учителя технологии к самостоятельной профессиональной деятельности в сфере технического творчества учащихся.
Личный вклад автора в исследование: заключается в разработке общего замысла и основных положений диссертациив организации и проведении экспериментальной работыв разработке технологии развития технического творчества студентовв обобщении научных результатов и оформлении материалов исследования. Автором сформулировано содержательное определение «профессиональная компетентности в сфере технического творчества», выступающее в качестве интегративной личностной характеристики будущего учителя технологиипредложена структура профессиональной компетентности будущего учителя технологии в сфере технического творчестваразработана поэтапная технология подготовки студентов (как исполнителей и руководителей) в области технического творчества — средства формирования профессиональной компетентности.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации обсуждались на совместных заседаниях кафедры «Педагогика и методика профессионального образования», кафедры «Технология» и кафедры «Машиноведения» ТГПУ им. Л. Н. Толстогодокладывались на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях по проблемам профессиональной подготовки будущих учителей технологии (Тула 1997;2007; Брянск 2005; Москва 2006).
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе теоретических и практических занятий студентов, в процессе руководства автором дипломными работами творческого характера студентов-технологов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Материалы данного исследования использовались при разработке теоретических и практических заданий для областной олимпиады школьников по технологии Тульской области в 2003;2005 гг. Результаты работы используются муниципальным информационно-аналитическим центром Управления образованием г. Тулы для разработки оценочных средств для участников городского конкурса «Профессионал года» среди учителей технологии. Также материалы исследования используются в системе повышения квалификации работников образования в Тульском институте ПКиПРО ТО.
Структура диссертации определяется логикой и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
— 150 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня существует социальный заказ и потребность общества на создание школы нового типа, на педагога и руководителя с новым педагогическим мышлением, способным осуществить широкомасштабные преобразования. Для практического воплощения идей модернизации образования от работников этой системы требуются качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях, принимать ответственность за выполняемую деятельность. Этому способствует профессиональная квалификация и профессиональная компетентность специалиста, в частности, учителя технологии.
Современное образование должно ориентироваться на формирование жизненно важных компетентностей в условиях быстро изменяющейся социокультурной и экономической ситуации: самостоятельно учитьсяповышать свою квалификацию или полностью переучиватьсябыстро оценивать ситуацию и свои возможностипринимать решения и нести за них ответственностьбыть способным быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труданарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние, с целью их оптимизации. Мы исходим из того общепризнанного положения, что творчество является потребностью и внутренней сущностью человека. Большинство абитуриентов специальности «Технология и предпринимательство» в той или иной мере занимались техническим творчеством, поэтому мы считаем правомерным говорить о развитии технического творчества.
Анализ моделей технологического образования показывает, что в мире существует большое разнообразие подходов к пониманию и разработке учебных программ. В образовательной области «Технология» непрерывность творческого процесса реализуется системой уроков по достижению поставленной цели, образующих специфичную технологическую линию обучения. Главной целью образовательной области «Технология», является подготовка учащихся к самостоятельной жизни на информационно-технологическом этапе развития общества. Это предполагает, в частности, средствами учебного предмета «Технология» формирование у учащихся свойств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, необходимых в современных социально-экономических условиях. Реализация образовательной области требует совершенствования профессиональной подготовки нового поколения учителей технологии и предпринимательства, в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, важнейшим аспектом которой является развитие технического творчества как условия формирования его профессиональной компетентности.
Известно, что творчество — высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступить в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т. д. Сегодня, когда возрождаются ориентации на ценностно-смысловое раскрытие индивидуальности, познание сущности любого творческого явления имеет жизненно-важное значение.
Не менее важным современным дидактическим требованием педагогической науки является непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна, хотя и может в некоторой степени активизировать деятельность учащегося, но никогда не приведет к систематизированным, упорядоченным знаниям и тем более к развитию творческих технических способностей. Значимую роль в достижении творческих результатов, во внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности творческой фантазии, играет оценочный компонент творческой деятельности, включающий адекватную самооценку личностью своих творческих способностей и достижений. Для педагогического процесса технического творчества характерно не только проявление оригинальности в действиях и в достижении новых результатов со стороны субъектов учебного процесса, но и умение предвидеть и оценивать результаты и значимость своих собственных достижений. В процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности приемам умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классифицирование, абстрагирование, обобщение, умозаключения по аналогиям) должно быть уделено особое внимание, т. к. они существенно влияют на развитие оригинальных подходов и методов решения технических задач. Они позволяют по-новому связывать уже известные факты и явления с получением новых знаний, общественно или личностно значимых. Процесс технического творчества включает ряд последовательных этапов: 1) анализ исходных фактов и формулировка проблемы, 2) выдвижение гипотезы, 3) логическое развитие идеи и детализация проекта, 4) его воплощение в рисунке, чертеже, модели, и наконец, 5) материальное воплощение (изготовление). Проектная методика подготовки студентов основывается на формировании у них способности оценивать идею исходя из реальных потребностей и материальных возможностей её реализации. Профессиональные знания будущего учителя технологии включают комплексное владение законами материального воздействия и умении их методически грамотно реализовать в области технического творчества при обучении подрастающего поколения, тем более что основным требованием к изготовлению изделий методика выполнения творческих проектов определяет соответствие изделия требованиям проекта. Основополагающим моментом качественной подготовки студентов к творческой технической деятельности является сохранение целевой направленности обучения в каждом направлении творческо-конструкторских дисциплин. Как показывает опыт, гарантировать качество обучения может лишь система занятий, построенная не на отдельных методических приемах обучения, а основанная на целостной педагогической технологии, включающей интегративность и проектность.
Применительно к каждому направлению творческо-конструкторских дисциплин можно рекомендовать единый дидактический подход, который показал свою эффективность на практике. Методическое руководство учебным процессом в этом случае облегченно и протекает в определенном русле, а дидактические цели воспринимаются наиболее благоприятно. Процесс формирования творческого технического потенциала студентов следует осуществлять на поэтапно-уровневой основе, которая включает: — этап побуждения к творче-ско-технической деятельности- - этап развития активности в усвоении творче-ско-технических знаний и умений- - этап продуктивной творческо-технической деятельности- - этап свободной творческо-технической деятельности.
Основная задача 1−1У этапов подготовки — вовлечение студентов в творческий процесс и пробуждение их интереса к активной творческой деятельности. От преподавателя требуется сформировать устойчивый интерес и потребность студентов к творческой деятельности по своему предмету. Для этого в учебном процессе эффективны приемы интеллектуально-творческой деятельности (эвристические приемы, мысленные эксперименты, решения творческих задач), накопленные педагогической практикой за всю историю преподавания курса. Поэтому включение приемов интеллектуально-творческой деятельности на начальном этапе освоения творческо-конструкторских дисциплин, т. е. на младших курсах, является важнейшей составляющей в подготовке специалистов к техническому творчеству.
На У-УП этапах подготовки происходит повышение творческого потенциала студентов за счет расширения объема знаний, умений и развития способностей. На данном этапе происходит вовлечение студентов в творческий поиск по альтернативности решений предлагаемых творческих задач, привитие навыков самостоятельной работы с научно-технической литературой, формирование умения информационного поиска. Немаловажное значение имеет обучение студентов методам коллективного творчества.
На УШ-Х этапах подготовки происходит формирование профессиональной компетентности на основе развития творческо-технической индивидуальности студента. Задача этапа заключается в развитии индивидуально-личностных качеств студента, стиля его мышления, осознания важности творческого подхода к учебной деятельности, значимости изучаемых предметов в предстоящей профессиональной деятельности и его роли в техническом творчестве. Этап предполагает привлечение студентов к творческим исследованиям, имеющим социально-значимый характер, участие в НИРС, УИРС, СКБ. Последний этап свободной творческо-технической деятельности направлен на вовлечение студентов в активное творчество. Основная цель этапа — привлечение студентов к участию в НТО, СНТО, НИР, НИИ по темам кафедр, лаборатории и т. д., способствующее их совершенствованию в техническом творчестве. При выполнении научно-исследовательских работ теоретической или практической направленности студентам дается значительная свобода в их деятельности по достижению поставленной цели в части выдвижения научной гипотезы, выбора методики исследований, проведения экспериментальных работ. Выделяют следующие виды технических задач в соответствии с выделенными компонентами деятельности: — на разработку неизвестного предмета деятельности- - на разработку неизвестных орудий деятельности- - на разработку неизвестных операций деятельности- - на разработку неизвестных характеристик продукта деятельности- - различные виды комплексных задач на совместную разработку всех указанных компонентов или нескольких. С учетом изложенных подходов к классификации творческих задач нами, как это уже отмечалось, была разработана система творческих технических задач с преимущественным содержанием элементов теории творчества по способам и путям формирования технического мышления, что и позволило снизить дисперсию по выборочным показателям в экспериментальной группе студентов.
По нашим данным выполнение студентами творческих технических заданий целевой направленности, являющихся в тоже время частью методики творческого проектирования и подчинённых ей в части деятельностного развития личности при создании объектов с признаками материальной ценности. Кроме профессиональных знаний за время обучения в университете будущий учитель технологии должен научиться применять их в учебном процессе, т. е. приобрести определенные профессиональные умения.
Результаты эксперимента показывают, что значительное число студентов слабо ориентируется в технологическом процессе создания объектов техники и зачастую отождествляют основные понятия в технологии его проектирования. Будущие руководители технического творчества школьников должны иметь ясные представления о процессе профессионального конструирования, стадиях и этапах его протекания, что позволит им в своей в своей профессиональной деятельности постепенно приближать учебно-проектировочную деятельность учащихся школы к профессиональной деятельности конструктора — характерной черте XXI века и отличительной особенности проектного технологического образования.
Анализ психолого-педагогических исследований и опыта творческой деятельности учителей технологии в школе, свидетельствуют об особой роли технического творчества как средства формирования профессиональной компетенции у будущих учителей технологии, повышении их квалификации в решении задач и заданий конструкторско-технологического характера с постепенным их усложнением. Для учителя технологии знания педагогических условий формирования творческой технической деятельности учащихся общеобразовательной школы составляют основу его методической подготовки в вузе.
Интегративная проектная технология (ИПТ) позволяет эффективно реа-лизовывать профессиональную подготовку студентов направленных на развитие их технического творчества как средства формирования профессиональной компетентности будущих учителей технологии в технической сфере. Необходимые нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволит учителю сформировать у учащихся интерес к теории и практике творчества и развить их творческие способности, заложены в самом характере системно-структурного подхода к освоению технического творчества. Говоря о техническом творчестве как средстве, мы его рассматриваем как специфический способ действия для (достижения) формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии в технической сфере.
Таким образом, общие результаты исследования подтверждают эффективность развития технического творчества будущих учителей технологии как средство формирования у них профессиональной компетентности в сфере техники. Определяющим фактором является внедрение ИП-технологии в профессиональную подготовку студентов факультета технологии на всем протяжении их профессиональной подготовки в педагогическом вузе, в этих условиях возможно устойчивое и гарантированное формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии в сфере технического творчества учащихся.
Список литературы
- Абдуллаев, А. Б. Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук, /А.Б. Абдуллаев. Махачкала, 2003. — 213 с.
- Абрамов, Н. Т. Кибернетика и проблемы теоретизации научного знания /Н.Т. Абрамов //Вопр.- философии. 1977. № 5. — С. 85
- Абросимов, В.Н. Профессиональные качества преподавателя /В.Н. Абросимов // Стандарты и мониторинг. — 2001. № б. — С. 4—13.
- Адамар, Ж. Исследование процесса изобретения в области математики, /Ж. Адамар Пер. с фр. М. А. Шаталовой и О. П. Шаталова. М.: Сов. радио, 1970.-152с.
- Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Дис.. д-ра пед. наук / В. А. Адольф. М., 1998. -448 с.
- Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя/ В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72 — 75.
- Алексеев, В. Е. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городской школы /В.Е.Алексеев, П. Н. Андрианов, В. Д. Путилин. М.: Калуж. кн. изд-во, 1996. — 295с.
- Алексеева, Л.П., Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. /Алексеева Л.П., Шаблыгина Н. С. М.: НИИВО, 1994.
- Алиев, М. И. Система приобщения учащихся-подростков к техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук /М. И. Алиев. Махачкала, 2003. — 190 с.
- Альтшуллер, Г. С. Алгоритм изобретения./Г.С. Альтшуллер.-М., 1973.
- Альтшуллер, Г. С., Поиск новых идей: от озарения к технологии Г. С. Альтшуллер, Б. Л. Злотин и др. A.B., Кишинев: Катря Молдавеняскэ, 1989.
- Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука (ТРИЗ) /Г.С. Альтшуллер. М.: Сов. радио, 1979. — 175с.- 15 713. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. — 238с.
- Арановская, И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема / И. Арановская // Высшее образование в России. 2002. — № 4 — С. 118.
- Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерные основы и методы /С. И. Архангельский. — М.: Высш. шк., 1980. — 368с.
- Аспекты модернизации Российской школы. М: ГУ ВШЭ, 2002.
- Атутов, П. Р. Политехническое образование школьников (сближение общеобразовательной и профессиональной школы). П. Р. Атутов — М.: Педагогика, 1986. -176 с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Ю. К. Бабанский. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
- Багаева, И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: Дис. .д-ра пед. наук, / И. Д. Багаева. -Усть-Каменогорск, 1991.-338 с.
- Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика С. Я. Батышев М., 1999. -671 с.
- Батышев, С. Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики/ С. Я. Батышев М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
- Бездухов, В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя/ В. П. Бездухов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина — Самара, 2001.
- Беленок, И.Л. Методическая подготовка учителя физики к профессиональному творчеству: Моногр./ И. Л Беленок. Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 1997.-140с.
- Беленок, И.Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики). Дис.. д-ра. пед. наук, / И. Л Беленок. Новосибирск, 2000. — 385 с.
- Белкин, A.C. Педагогическая компетентность/ Белкин, A.C. М. 2000. -383 с.- 15 826. Берулава, Г. А. Психология естественнонаучного мышления: Теоретико-экспериментальное исследование/ Г. А. Берулава. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.-185 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Богоявленская, Д.Б. Психолого-философский анализ творчества / Д. Б. Богоявленская // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества: Сб. ст. М.: Наука, 1990. — С. 71- 82.
- Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская — М.: Знание, 1981.-96 с.
- Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру/ Е.В. Бонда-ревская. Ростов н/Д, 1996.
- Буш, Г. Я. Проблемные задачи и регулятивы их решений/ Г. Я. Буш. -М:ВНИИПИ, 1989.
- Бычков, A.B. Созидательная деятельность учащихся в контексте изобретательной культуры: теория и практика развития: Автореф. дис. .д-ра пед. наук /A.B. Бычков. М., 2002.
- Вараксин, В.Н. Специфика организации технического творчества подростков как условие преодоления их дезадаптации. Автореф. Дис. .канд. пед. наук /В.Н. Вараксин—Таганрог, 2000.
- Васильев, Ю. К. Теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению политехнического образования: Дис.. д-ра пед. наук ДО. К. Васильев- М., 1979. 467 с.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход /А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
- Вильман, О. Дидактика как теория образования: В 2 т. /О. Вильман. -М., 1980.-Т.2.-243 с.- 15 938. Волик, О. Н. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества учащейся молодежи: Дис. канд. пед. наук / О. Н. Волик. Казань, 2005−184 с.
- Воронин, Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учеб. пособие /Ю.А.Воронин. Воронеж: ВШУ, 2001. — 124 с.
- Воронцова, Т. В. Гуманитарно-педагогические основы интеграции непрерывного общего, профессионального образования и воспитания сельских школьников:Автореф. Дис. .д-рапед. наук/Т. В Воронцова- М., 1998. 47 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. /Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982−1984. — Т. 4. — 432 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования: Учеб. пособие /Б. С. Гершун-ский-М., 1998.-427 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века /Б. С. Гершунский. -М.: Пед. о-во России, 2002. 512 с.
- Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы /С.М Год-ник, Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981. 207 с.
- Гомаюнов, К. К. Совершенствование преподавания общенаучных и технических дисциплин: Методологические аспекты анализа и построения учебных текстов. /К. К. Гомаюнов- СПб., 1993. 252 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». М, 2000.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 600 «Технология и предпринимательство» -М., 1995.-21 с.
- Гребенев, И.В. Дидактика предмета и методика обучения /И.В. Гребенев //Педагогика. № 1. — 2003. — С. 14−21.
- Гребенкина, J1. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования /Л. К. Гребенкина — Рязань: РГПУ, 2000. 204 с.
- Гребенюк, Т.Е. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки. Дис.. д-ра пед. наук/ Гребенюк Т. Е. Ярославль, 2000.
- Гудыменко, Н. И. Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области «Технология»: Дис.. канд. пед. наук Н. И Гудыменко. М., 1996. — 118 с.
- Давыдова, Л. В. Педагогические условия формирования конструктор-ско-технологических умений у студентов технолого-экономического факультета педвуза: Автореф. Дис.. канд. пед. наук Л. В. Давыдова- Брянск, 1997. -15 с.
- Дендеберя, Н.Г. Характеристика модели учителя, ориентированного на развитие математических способностей учащихся /Н.Г. Дендеберя // Наука и школа. 1999. -№ 4. — С. 17−23.
- Джонс, Дж. К. Методы конструирования, /Дж. К. Джонс. М:. Мир, 1986.
- Долженко, О.В. Очерки по философии образования: Учеб. пособие / О. В. Долженко. М.: Промо-Медиа, 1995. — 240 с.
- Дорийский, A.B. Взаимосвязь курсов педагогики и предметных методик в педвузе /Дорийский, A.B. // Педагогика. — 2001. — № 8.
- Дурандина, Т. В. Дополнительное техническое образование учащихся в условиях инновационного образовательного учреждения лицей: Дис.. канд. пед. наук: Н. Новгород, 2002 185 с.
- Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс.. д-ра психол. наук /Ю.Н. Емельянов. Л., 1990.-403 с.
- Еремкин, А. И. Система межпредметных связей в высшей школе (аспект подготовки учителя)/ А. И. Еремкин. Харьков, 1984. — 151 с.
- Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке /В. И. Журавлев — М.: Педагогика, 1990. 164 с.
- Жучков, В.М. Теоретические основы концепции предметной области «Технология» для педагогических вузов: Моногр./ В.М. Жучков— СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 130 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя /В.И. Загвязинский М.: Педагогика, 1987. — 199 с.
- Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога /Э.Ф. Зеер-Свердловск, 1998.
- Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования /Э.Ф. Зеер .-Екатеринбург, 2002. 90 с.
- Ильин, Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия /Т.Д. Ильин. -М., 1992.
- Казимирская, И.И. Мышление учителя и пути его формирования. /И.И. Казимирская. -М., 1995. 148 с.
- Калошина, И. П. Структура и механизм творческой деятельности /И. П. Калошина- М.: Изд-во МГУ, 1993.-168 с.
- Кальней В.А., Мониторинг качества образования/В. А. Кальней. М., Вологда, 1998.
- Кальней, В. А Основы методики трудового и профессионального обучения /В. А. Кальней и др.- Под ред. В. А. Полякова/В. А. Кальней. — М.- Просвещение, 1987.-190 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, Н.Д. Никанд-ров. -М.: Педагогика, 1990. -144 с.
- Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. М., 1982.-424 с.
- Карачев A.A., Мазейкин Е. М., Шмелев В. Е. Основы технического моделирования и конструирования /А.А.Карачев, Е. М. Мазейкин, В.Е. Шмелев-Тула: изд-во Тул. гос. пед. у-та, 2002. — 173 с.
- Климов, Е. А. Введение в психологию труда /Е. А. Климов. — М., 1988.
- Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. Казань: Изд-во Казане. ун-та, 1999. — 278с.
- Коваленко, В. И. Дидактические условия осуществления политехнического образования в графической подготовке школьников (на материалах трудового обучения): Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Коваленко М., 1999. — 17 с.
- Краевский, В. В. Педагогика между философией и психологией / В. В. Кра-евский//Педагогика. 1994.- № 6.
- Кругликов, Г. И. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности /Г. И. Кругликов, В. Д. Симоненко. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. у-та, 1998. -321с.
- Кругликов, Г. И. Технология творчества: Кн. для учащихся. /Г. И. Кругликов, В. Д. Симоненко. Курск: Изд. Курск, гос. пед. у-та, 1995. 188с.
- Крутецкий, В.А. Психология /В.А. Крутецкий. М., 1980.
- Кудрявцев, A.B. Организация и проведение мозгового штурма /A.B. Кудрявцев. М.: ВНИИПИ, 1986.
- Кузьмина, Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя и мастера производственного обучения /Н.В.Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990. — 118 с.
- Кузьмина, Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития /Н.В.Кузьмина // Гуманизация образования. — 1995. № 1. — С. 41- 53.
- Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. ДО. Н. Кулюткин М.: Педагогика, 1988.- 232с.
- Кустов, Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе /Ю.А. Кустов. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1993. — 112 с.
- Лазарев, B.C. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования /В.С.Лазарев, Н. В. Коноплина //Педагогика. 2000. — № 3. -С. 27−34.
- Левина, М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования./М.М. Левина. Минск, 1998.
- ЮЗ.Леднева, О. В. Социальные проблемы формирования профессиональной направленности личности: Дис.. канд. филос. наук /О. В. Леднева. Саратов, 1990.-140 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. /А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т .2 — 318 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения /И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 184 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т.Лихачев. — М.: Прометей, 1992.-518 с.
- Лузина, Л. М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе /Л. М. Лузина — Ташкент: ФАН, 1996. — 96с.
- Мазейкин, Е.М. Основы творческой деятельности. Электронный учебник/ Е. М. Мазейкин, В. Е. Шмелев Тула: из-во Тул. гос. пед. у-та, 2003.
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентIности учителя/А. К. Маркова //Советская педагогика. -1990. № 8.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма/А. К. Маркова- М., 1996.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя /А. К. Маркова-М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- ПЗ.Маслова, Н.Ф., Корнеев Л. П. Методология и методика педагогических исследований в высшей школе / Н. Ф. Маслова, Л. П. Корнеев Орел: ОГТУ, 2004.-96 с.
- Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения /М. И. Мах-мутов. Казань: Татар, кн. изд — во, 1972. — 551с.
- Медведев, В. Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя (на примере естественнонаучных и технических дисциплин): Дис. д-ра пед. наук/ В. Е. Медведев. М., 2000. — 380 с.
- Мелик-Пашаев, A.A. Ступеныси к творчеству /A.A., Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская.-М.: Педагогика, 1987. 144 с.
- Митина, JI. И. Психология профессионального развития личности /Л. И. Митина- М.: Флинта- МПСИ, 1998. 200 с.
- Митина, JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Флинта, 1994. 215 с.
- Михайлычев, Е. А. Дидактическая тестология /Е. А. Михайлычев. М.: Нар. образование, 2001. — 432 с.
- Мищенко, А.И. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования/ А. И. Мищенко, Л. И. Мищенко, E.H. Шиянов- М.: МПГУ, КГПИ, 1991. 285 с.
- Монахов В.М. Проектирование траектории становления будущего учителя /В.М Монахов, А. И. Нижников // Школьные технологии. 2000. — № 6. -С. 66- 83.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Бюл. Министерства образования Российской Федерации. 2000. -№ 11.- С. 4- 13.
- Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий /Н. Д. Никандров. М.: Гелиос, 2000. — 229 с.
- Никитин, Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. /Э.М Никитин М., 1999.
- Никулин, С. К. Системный подход к развитию научно-технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России: Дис. д-ра пед. наук /Э.М Никитин Москва, 2005 — 395 с.
- Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития/ A.M. Новиков- М., 2000.
- Новожилов Э. Д. Технология и предпринимательство. /Э. Д. Новожилов-М.: Педагогика, 1991.-204 с.
- Огарев, Е.И. Компетентность образования: социальный аспект /Е.И. Огарев.- СПб.: Изд-во. РАО ИОВ, 1995. -170 с.
- Орлов, A.A. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества / A.A. Орлов // Педагогика. 2002. — № 10.
- Орлов, A.A. Стандарты высшего педагогического образования и подготовка учителя /A.A. Орлов // Педагогика. -1996. № 6. — С. 58−66.
- Павлова М.Б. Технологическое образование в России в контексте мировых тенденций. М.Б. Павлова-М., 1996.
- Палова, М. Питт Д. Дизайн-подход как основа обучения /М.Б. Павлова, Д. Питт- Н. Новгород: Нижегород. гуманитарный центр, 2000.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и средних пед. учеб. заведений /Под ред. С. А. Смирнова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова и др. М.: Академия, 2001. — 512 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов, пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 1998. — 640с.
- Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М., 1997.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении /Петровская Л.А. — М., 1989.
- Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / П. И. Пидкасистый — М.: Рос. пед. агентство, 1996. 402 с.
- Подзолков, В. Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования /В. Г. Подзолков. Тула: Изд. Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999. — 267 с.
- Подласый, И.П. Педагогика /И. П. Подласый М, 2001. — С.310.
- Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. /И. П. Подласый- М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 2. Процесс воспитания. — 256с.- 168 145. Половинкин, А.И., Основы инженерного творчества /А.И. Половинкин. -М: Машиностроение, 1989.
- Поляков, В.А. Трудовая подготовка школьников в условиях перехода к рынку/ В. А. Поляков //Школа и производство. 1993. — № 2. — С. 3−5.
- Принципы трудового обучения. (Из книги А. С. Лынды) // Школа и производство. 1998.-№ 1.-С. 11−15.
- Проблемы формирования творческой активности учителя математики: Учеб. пособие по спецкурсу / Под ред. А. П. Зенькович.- Тула: Тул. гос. пед. инт, 1986.-80 с.
- Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 годы //Преподаватель. 2001. — № 3. — С. 3−18.
- Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности /Е.В. Прозорова // Мир психологии. 2000. — № 2. — С. 191−202.
- Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ассоциация «Проф. образование», 1999. 904 с.
- Прядехо, А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков /А.Н. Прядехо. М.: 1990 — 218 с.
- Психология и педагогика /Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, JI. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 320 с.
- Психология: Слов. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Равен, Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы /Дж. Равен. -М.: Изд-во «Когито-Центр», 1999.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация /Дж. Равен. М., 2002. (Англ. 1984).
- Ровкин, Д. В. Дидактические основы технологии конструирования инте-гративного содержания учебного предмета: Автореф. Дис.. канд. пед. наук Д. В. Ровкин. Омск, 1997. — 23 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.- М.: Большая рос. энцикл., 1999.-Т.2.-670 с.
- Рубина, Г. В., Симоненко, В.Д. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов: Уч. пособие для студентов пед. ин-тов./ Г. В. Рубина, В.Д. Симоненко- Брянск, 1992. 86 с.
- Рубина, Г. В. Профессиональная направленность графической подготовки учителя труда /Г.В.Рубина. Чебоксары- 1990. — 181−83 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии /С. JI. Рубинштейн. — СПб., 1998.-688 с.
- Самойленко, Э. В. Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения: Дис.. канд. пед. наук /Э. В. Самойленко. — Ставрополь, 2004. -209 с.
- Саранцев, Л.И. Методология предметных методик обучения /Л.И. Саранцев // Педагогика. 2000. — № 8.
- Селезнева, H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-доклад /H.A. Селезнева — М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 79 с.
- Симоненко, В. Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Учеб.-метод. пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей / В. Д. Симоненко, Н. В. Фомин. — Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1997.-319 с.
- Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения / М. Н. Скаткин. — М.: Просвещение, 1985. 96 с.
- Современный урок физики: активные методы обучения: Учеб.-метод. пособие / Сост. И. М. Агибова, В. К. Крахоткина. Ставрополь, 1997.
- Талызина, Н. Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста /Н. Ф. Талызина //Вестн. высш. шк. 1986. — № 6. — С. 10−14.
- Татур, Ю.Г. Образовательная система России. Высшая школа Ю.Г. Та-тур.-М., 1999.
- Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2 т. Б.М. Теплов- М.: Педагогика, 1985. Т.1. — 329с. — Т.2. — 359 с.
- Техническое творчество учащихся / Под ред. Ю. С. Столярова, Д. М. Комского. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
- Технология. Экспериментальная программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева. М.: М-во образования РФ, 1994.
- Устич, Л.М. Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе образования взрослых: Автореф. дис.. канд.пед.наук /Л.М Устич. Калининград, 2004. — 25с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский- М.- Л., 1950.
- Философский энциклопедический словарь / Под. ред. Л. Ф. Ильичева П.Н.Федосеева, В. Г. Панова. М., 1983.- С. 610−611.
- Халперн, Д. Критическое мышление / Д Халперн- Пер. с англ. — М., 1999.
- Хотунцев, Ю.Л. Человек, технология, окружающая среда /Ю.Л. Хотун-цев М.: Устойчивый мир, 2001. — 224 с.
- Хубка, В. Теория технических систем /В. Хубка. М: Мир, 1986.
- Хуторской, А. Ключевые компетенции. Технология конструирования /А. Хуторской.// Нар. образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
- Челышкова, M. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие / М. Б. Челышкова. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 410 с.
- Чошанов, М. А. Теория и технология обучения в профессиональной школе.: Автореф.дис.. д-ра пед. наук/ М. А. Чошанов д .п. н. Казань, 1996. — 34 с.
- Чудинский, P.M. Лабораторный практикум по курсу «Технические и аудиовизуальные средства обучения» / P.M. Чудинский- Под ред. Ю. А. Воронина. Воронеж: ВГПУ, 2003. — 95 с.
- Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности/В.Д. Шадриков.-М., 1982.
- Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные политики/ В.Д. Шадриков—М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. -181 с.
- Шайденко, H.A. Дидактическая подготовка студентов в учебном процессе педвуза: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/ H.A. Шайденко М., 1994. — 33 с.
- Шайденко, Н. А. Из опыта формирования творческой структуры дидактической деятельности будущего учителя /Н. А. Шайденко. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1997. — 36 с.
- Шайденко, Н. А. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе / Н. А. Шайденко. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2000. 143 с.
- Шакуров, Р.Х. Системный подход к оценке педагогической деятельности /Р.Х. Шакуров // Специалист. -1994. № 11/12. — С. 29−31.
- Шимшек, Д. Интегративная технология обучения курсу «Научно-техническое творчество» студентов технических вузов: Дис.. канд. пед. наук: Д. Шимшек. Самара, 2000 — 157 с.
- Шутенко, Н. Д. Научно-техническое творчество в условиях рынка.: Дис.. канд. социол. наук: Москва, 2005 —135 с.
- Щербаков, А. И. Функционирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук /А. И. Щербаков. Л., 1968. — 48 с.
- Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии /Н.Е. Щурко-ва- М.: Педагогическое общество России, 1998. 250с.
- Энциклопедический словарь юного техника / Сост. Б. В. Зубков и С. В. Чумаков. — М.: Педагогика, 1980.
- Энциклопедия профессионального образования / Рук. автор, кол. С .Я. Батышев.-М., 1999.
- Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения И.С. Якиманская //Вопр. психологии. 1995. — № 2. — С. 31−42.
- Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе. Дис.. канд. психол. наук /Н.В. Яковлева. Ярославль, 1994.
- Blake, В. Jak zrobic wszystko korzystajc z macromedia flash 5 /В. Blake, Wyd. Edition. Krakow, 2001.
- Gajda J. Media w edukacji /J Gajda- Wyd. WSP ZNP. -Warszawa, 2004.
- Pilch T. Zasady badan pedagogicznych,/ T. Pilch, T. Bauman, Wyd. Zak, Warszawa 2001.
- Siemieniecki В., Komputer w edukacji. Podstawowe problemy technologii informacyjnej /В.Siemieniecki- Wyd. A. Marszalek, -Torun, 1999.
- Siemieniecki В., Technologia informacyjna w Polskiej szkole. Stan i zadania/ B. Siemieniecki- Wyd. A. Marszalek. Torun, 2002.
- Underdahl В., Flash MX programowanie w j? zyku Action Script / B. Underdahl- Wyd.Helion. Gliwice, 2002.
- Wenta К., Samouctwo informacyjne mlodych nauczycieli akademickich Wenta K- Wyd. A. Marszalek, Torun, 2004.
- Wenta K. Systemy informacyjne i techniki multimedialne w samoksztalceniu i samouctwie /К. Wenta// W.: С Danilowicz, red. Multimedialne i sieciowe systemy informacyjne, Wroclaw 2000
- Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
- Isaeva Т.Е. To the nature of Pedagogical Culture: Competence Based approach to its Structure//.!penoflaBaTeflb высшей школы в XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции. — Ростов-на-Дону, 2003.
- Savage, Е. & Sterry, L. (1990). A conceptual framework for technology education. Reston, V A: International Technology Education Association.
- While R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1999, № 66.
- Скала, К. Ключевые компетенции. Социальная компетенция /К. Скала, // www. uni-protokolle.de/Forum/25, 2003 (на немецком языке).
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www/eidos.ru/news/compet/html.