Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогические условия активизации профессионального самоопределения студентов колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованы этапы процесса активизации профессионального самоопределения студентов колледжа: диагностико-прогностический, организационно-содержательный, аналитико-коррекционный, обеспечивающие последовательное развитие мотивации познания профессии, формирование навыков самопознания и обогащение практического опыта студентоввыявлены особенности жизнедеятельности студентов в колледже, влияющие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Профессиональное самоопределение студентов колледжа как социально-педагогическая проблема
    • 1. 2. Особенности процесса активизации профессионального самоопределения студентов колледжа
    • 1. 3. Условия деятельности колледжа по активизации профессионального самоопределения студентов
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ УСЛОВИЙ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Проектирование жизнедеятельности колледжа
    • 2. 2. Организация образовательной и внеучебной деятельности студентов на основе интегративного подхода
    • 2. 3. Научно-методическое обеспечение активизации профессионального самоопределения студентов
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Социально-педагогические условия активизации профессионального самоопределения студентов колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социальная ситуация развития современного общества, кардинальные изменения в социально-экономической и общественно — политической жизни страны, утверждение в общественном сознании свободы как права выбора потребовали модернизации системы образования, отвечающей запросам личности, общества и рынка.

В этой связи необходимо изучение новых подходов к организации деятельности учреждений, в которых процесс профессионального самоопределения студентов рассматривается как стратегический фактор строительства будущего общества, дающий возможность технологического прорыва.

Современная ситуация развития общества и исследования в области педагогики и образования убедительно свидетельствуют о том, что сегодня необходимо предоставление человеку такого фундамента образования, который позволит впоследствии, в связи с непредвиденно изменяющимися обстоятельствами социума, быстро и мобильно избрать стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознанно определив наиболее актуальные приоритеты.

Ориентация образовательного процесса на активизацию профессионального самоопределения студентов выступает как необходимость сегодняшнего дня, дает способ освоения действительности и адаптации в ней.

Реалии требуют, чтобы каждый обучающийся стал действительно участником практико-ориентированного познания, творцом и носителем профессионализма, его реализации в своей жизнедеятельности. Именно это содействует развитию способностей, связанных с освоением способов выживания, помогает функционированию и совершенствованию потребности в образовании, умении учиться, владению способностью познавать окружающий мир и самого себя в целях гибкой профессиональной адаптации. Для этого необходимо, чтобы в процессе образования происходило главное изменение: ведущим субъектом образовательного процесса вместо обучающего становился обучающийся.

Традиционно система учреждений профессионального образования (колледж) осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества. Обучение в этих учреждениях завершается соответствующими процедурами присвоения квалификации, аттестации на профессиональную готовность и мастерство, создаются условия для дальнейшего продвижения личности в системе непрерывного образования.

Однако изменяющаяся общественно заданная норма, трансформирующая потребности личности, требует изменения деятельности по их удовлетворению. Профессионалу становится необходимо овладение ролевой подвижностью (смежными или близкими профессиональными моделями). Учреждения профессионального образования поэтому, осмысливая свои перспективы и возможности, активно включились в решение современных социально-экономических проблем, позволяя нуждающимся освоить профессии, пользующиеся спросом на рынке труда, либо дающие возможность обеспечения самозанятости, ведение надомной работы или открытия собственного дела в сфере предпринимательства, малого бизнеса.

С процессом профессионального образования тесно связана проблема самоопределения студентов.

Самоопределение личности (социальное, личностное, профессиональное) — процесс более длительный, чем профессиональное обучение, а также более индивидуализированный, субъектно-личностный. В этой связи процесс профессионального обучения должен и может быть целенаправленно ориентирован на решение данной задачи. Лишь в таком случае можно будет отметить нарастание интеллекта, самостоятельности и активности в профессиональном обучении, приносящем удовлетворенность учащимся, обеспечивая психологическую свободу и безопасность вступления в будущую жизнь.

Ограниченность образования, его краткость по времени, устаревание по содержанию и недостаточность объема усложняют дальнейший жизненный путь. Человеку необходимо учиться всю жизнь. Но на протяжении своей жизни человек изменяется и учится в разные годы по-разному.

В результате активного самоопределения (выбора, поиска интересующих знаний и дел) человек приобретает из общей структуры содержания профессионального образования наиболее значимые составляющие его компоненты: опыт освоения знанийопыт практической (исполнительской) деятельностиопыт развивающей, творческой деятельностиопыт эмоционально-нравственных отношений со сверстниками и взрослыми.

Общетеоретические концепции подтверждают, что современное образование должно быть продуктивно, полифункционально, нестатично, методологично (В.И.Андреев, В. Г. Афанасьев, Б. С. Гершунский, М. М. Поташник, В. Г. Рындак и др.).

Исследования в области педагогики и профессионального образования убедительно свидетельствуют о том, что необходимо рассматривать возможности предоставления человеку такого фундамента образования, который позволит впоследствии, в связи с непредвиденно изменяющимися обстоятельствами социума, быстро и мобильно приобрести дополнительную квалификацию (С.Я. Батышев, Н. И. Думченко, К. Г. Кязимов, А. Я. Найн, А. И. Новиков и др.).

В педагогической науке обосованы концепции профессионального самоопределения личности и особенности его поддержки на различных этапах и уровнях образования (Н.Э.Касаткина, Е. А. Климов,.

Н.С.Пряжников, М. С. Савина, С. В. Сальцева, С. Н. Чистякова, Т.И.Шалавина).

Современные диссертационные исследования обращены к различным педагогическим, психологическим и социальным аспектам профессионального самоопределения школьников и студентов (Н.В. Королева, Г. Н. Меженцева, Е. С. Мичурина, Т. А. Носова, Н.И. Орлян-ская, В. Д. Повзун, В. И. Сахарова, ЮА. Селезнева, А. В. Толстых, А. Ю. Тужилкин, Е. К. Фоминых, И. Д. Чечель, А.А. Шунайлова).

Логика настоящего исследования базируется на ряде выводов ученых, подчеркивающих значимость социально-педагогического подхода к проектированию современной системы образования как фундамента социально-профессионального самоопределения (М.А. Галагузо-ва, А. Я. Журкина, А. В. Мудрик, Т. А. Панкова, С. В. Сальцева, С. Н. Чистякова и др.).

Результативность образования, которым человеку предстоит заниматься на протяжении всей жизни, обоснованно представлена Б. С. Гершунским как иерархическая образовательная лестница восхождения человека по все более высоким показателям: грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура — менталитет.

Существенное противоречие наблюдается между необходимостью становления новой парадигмы образования, ориентированной на личность и вхождение в мировое образовательное пространство, и отсутствием научно-методических рекомендаций по преодолению традиционного унифицированного уровня подготовки студентов колледжей.

Таким образом, в изученных исследованиях затронуты отдельные аспекты профессионального самоопределения личности, однако в педагогической теории и практике остается недостаточно разработанной проблема педагогического обеспечения условий проверки и закрепления начального профессионального выбора, осуществленного студентами при поступлении в колледж.

Анализ теоретических подходов, реальная ситуация педагогической деятельности по профессиональному самоопределению студентов колледжа обнаруживают противоречия:

— между потребностью постоянно изменяющегося общества в человеке как субъекте успешного самоопределения и недостаточным уровнем мобильности выпускников средних образовательных учреждений при выборе профессии и реализации жизненных перспектив;

— между потребностью студента в самостоятельном определении своих возможностей в практической деятельности и преобладанием ди-дактикоинформационной модели обучения;

— между возросшей потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении процесса самоопределения личности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы профессионального самоопределения студентов колледжа в педагогической науке.

Практическая потребность в разрешении данных противоречий определила проблему нашего исследования, которая заключается в теоретическом осмыслении и практической реализации педагогических условий и средств активизации профессионального самоопределения студентов в колледже. На теоретическом плане это связано с исследованием сущности, структурных компонентов, содержания и средств самоопределения личности студентана практическом — с экспериментальной проверкой педагогических условий и средств активизации профессионального самоопределния студентов в учреждении среднего профессионального образования.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке и практике обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Социально-педагогические условия активизации профессионального самоопределения студентов колледжа».

Объект исследования — образовательная деятельность колледжа.

Предмет исследования — активизация профессионального самоопределения студентов в образовательном процессе колледжа.

Цель исследования — обосновать социально-педагогические условия активизации профессионального самоопределения студентов колледжа.

Гипотеза исследования: активизация профессионального самоопределения студентов колледжа проходит эффективнее, если реализованы следующие педагогические условия: целевое проектирование жизнедеятельности колледжа, предусматривающее оптимальное сочетание когнитивных, социальных и личностных предпосылок для развития теоретических знаний, навыков самопознания и практического опыта студентовобеспечение взаимосвязи и взаимодополняемости учебной и внеаудиторной деятельности студентов, расширяющей возможности проверки выбора профессииметодико-технологическая подготовка педагогов, способствующая активизации субъектных основ образования и развития профессионально значимых качеств студентов колледжа.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Изучить сущность профессионального самоопределения студентов и особенности активизации его в колледже.

2. Обосновать модель активизации профессионального самоопределения студентов колледжа и содержательное наполнение ее структурных компонентов.

3. Выявить совокупность педагогических средств активизации профессионального самоопределения студентов в колледже.

Методологической основой исследования являются: идея гуманистической направленности на понимание сущности человекафилософское положение об активности и ведущей роли личности в развитии и саморазвитииидеи социально-педагогического проектированиятеория формирования личности в деятельности и общении на основе единства компонентов общего, профессионального и социокультурного образования.

В теоретическом плане использовались: общепедагогические подходы к организации образования и обучения (Б.С. Гершунский, В. И. Журавлев, Г. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, В.А. Сластенин) — концепции самоопределения личности и связи его с образованием как постоянно действующим фактором развития (Б.Г. Ананьев, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, М. С. Савина, С. В. Сальцева, И. Д. Чечель, С.Н. Чистякова) — научно-методические основы профессионального обучения (СЛБатышев, А. А. Вербицкий, М. Т. Громкова, В. В. Кузнецов, К.Т. Кязимов) — социально-педагогические теории, связанные с социализацией и воспитанием личности как субъекта взаимодействия со средой (В.Г. Бочарова, М. А. Галагузова, АЛ. Журкина, Р. А. Литвак, Ю. С. Мануйлов, Т. А. Панкова, С. В. Сальцева, Н.Е. Щуркова).

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводи-дась на базе учреждения среднего профессионального образования автотранспортного колледжа г. Оренбурга и Шарлыкского филиала автотранспортного колледжа. В эксперименте участвовали 34 преподавателя и 379 студентов.

Этапы: и методы исследования.

На первом этапе (2000;2001гг.) осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель, задачи, понятийный аппаратвыдвинута рабочая гипотезаизучалась и анализировалась научная философская, социологическая, социально-педагогическая и психологическая литература, анализ государственных нормативных актов, образовательных стандартов и программ, определены исходные позиции настоящей работыразработана программа опытно-экспериментальной работы для апробации теоретической концепции исследования.

Основные методы исследования: теоретический анализ и синтез при обобщении идей источников по изучаемой проблеменаблюдение, анкетирование, тестирование, групповые и индивидуальные собеседования.

На втором этапе (2001;2002г.г.) была проведена опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотезаосуществлялось моделирование исследуемого процесса, отрабатывались и проверялись научно-педагогические средства, способствующие активизации профессионального самоопределения студентов.

Основные методы исследования: прогнозирование и проектирование, анализ творческих работ, экспертная оценка, самооценка.

На третьем этапе (2002;2004г.г.) анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведённого исследования, разрабатывались научно-методические рекомендации по внедрению их в практику.

Основные методы исследования: статистическая и графическая обработка данных, интерпретация полученных результатов.

Научная новизна исследования: уточнена сущность профессионального самоопределения в совокупности его когнитивного, социального и личностного аспектов, отражающих необходимый диапазон знаний профессионального плана, активность включения в общественно значимые процессы, субъектные основания самостроительства человеком собственной судьбы;

— обоснованы этапы процесса активизации профессионального самоопределения студентов колледжа: диагностико-прогностический, организационно-содержательный, аналитико-коррекционный, обеспечивающие последовательное развитие мотивации познания профессии, формирование навыков самопознания и обогащение практического опыта студентоввыявлены особенности жизнедеятельности студентов в колледже, влияющие на их профессиональное самоопределение: возможность проверки первоначального выбора в процессе изучения привлекающей профессииразнообразие вариативных программ и курсов дополнительного образования для расширения поля профессионального выбораналичие профессионально приближенных ситуаций для практической пробы личностных сил и возможностей.

Теоретическая значимость исследования:

— обоснована взаимосвязь учебной и внеаудиторной деятельности студентов колледжа, обеспечивающая осознанность и устойчивость выбора стратегии достижения профессиональных перспектив в условиях целостного образовательного процесса;

— определены алгоритм поэтапной деятельности и функции педагога (диагностическая, целеориентирующая, организаторская, формирующая, мобилизационно-побудительная, коммуникативная, контрольно-аналитическая), обеспечивающие эффективность социально-педагогической поддержки по активизации профессионального самоопределения студентов колледжа;

— разработана модель процесса активизации профессионального самоопределения студентов автотранспортного колледжа, отражающая взаимосвязь и взаимообусловленность сущностных компонентов: цель, задачи, этапы, средства, уровни, критерии и показатели его эффективности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана Программа деятельности колледжа в совокупности модулей, содержательно ориентированных на развитие образовательного процесса и отражающих цели и последовательные действия по активизации профессионального самоопределения студентов;

— выявлены критерии и соответствующие показатели аспектов профессионального самоопределения, позволяющие своевременно корректировать процесс активизации профессионального самоопределения студентовреализована программа методико-технологической подготовки педагогов колледжа к активизации субъектных основ образования и развитию профессионально значимых качеств студентов колледжа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное самоопределение студентов колледжа представляет собой процесс проверки и закрепления начального выбора профессиональных перспектив в когнитивном (наличие необходимого диапазона знаний), личностном (самооценка и рефлексия) и социальном (ориентировка в современной социальноэкономической ситуации) аспектах, что обеспечивает осознанную стратегию достижения субъектом профессиональных перспектив.

2. Модель активизации профессионального самоопределения студентов отражает цель (повышение уровня профессионального самоопределения) — задачи (развитие мотивации познания профессии, формирование навыков самопознания, обогащение практического опыта) — социально-педагогические средства (профобразовательные, профориен-тирующие и профдеятельностные ситуации) — этапы (диагностико-прогностический, организационно-содержательный и аналитико-коррекционный) — критерии (когнитивный, социальный, личностный) и показатели (знания, опыт, мотивы и самооценка) пассивно-адаптивного, предметно-направленного и социально-мобильного уровней профессионального самоопределения личности.

3. Основными социально-педагогическими условиями, способствующими активизации профессионального самоопределения студентов, выступают:

— целевое проектирование жизнедеятельности колледжа, предусматривающее оптимальное сочетание когнитивных, социальных и личностных предпосылок для развития теоретических знаний, навыков самопознания и практического опыта студентовобеспечение взаимосвязи и взаимодополняемости учебной и внеаудиторной деятельности студентов, расширяющей возможности проверки профессионального выбора;

— методико-технологическая подготовка педагогов, способствующая активизации субъектных основ образования и развития профессионально значимых качеств студентов колледжа.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена всесторонним анализом проблемы на междисциплинарном уровне, методологической обоснованностью исходных позиций на базе современных достижений науки, обоснованной логикой поэтапного исследования, применением совокупности взаимодополняющих методов и методик, адекватных предмету и задачам исследования, соблюдением требований к выборке при диагностикеличным участием в опытно-экспериментальной работе.

Личный вклад автора заключается:

— в осуществлении теоретического анализа проблемы профессионального самоопределения студентов;

— в обосновании педагогических условий, способствующих активизации профессионального самоопределения студентовв организации и проведении эксперимента по активизации профессионального самоопределения студентов и систематизации эмпирически полученного знания.

Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялись посредством участия в научно-практических конференциях преподавателей и студентов Оренбургского государственного педагогического университета (2000г., 2002 г.), в межвузовских конференциях (Оренбург, 2001;2003гг), региональной конференции по проблемам профессионального самообразования (Самара, 2002 г.), на всероссийских, республиканских и областных семинарах по проблемам организации профессионального обучения (Уфа, 2001 г., Челябинск, 2003 г., Оренбург, 2004 г.), а также на заседаниях кафедры социальной педагогики ОГПУ.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Выводы по второй главе.

В результате проведения педагогического эксперимента на базе автотранспортного колледжа г, Оренбурга было доказано, что в рамках профессионального самоопределения студентов процесса индивидуали-зированого, субъектно-личностного необходима особо организованная педагогическая деятельность.

В этой связи весь процесс профессионального обучения должен и может быть целенаправленно ориентирован на решение данной задачи. Лишь в таком случае можно будет отметить нарастание интеллекта, самостоятельности и активности в профессиональном обучении, приносящем удовлетворенность учащимся, обеспечивая психологическую свободу и безопасность вступления в будущую жизнь.

Логика нашей опытно-экспериментальной работы доказала значимость социально-педагогического подхода к проектированию современной системы образования как фундамента социально-профессионального самоопределения. При этом необходимо, чтобы каждый обучающийся стал действительно участником научного познания, творцом и носителем науки, ее непрерывной реализации в своей жизнедеятельности.

Целью обоснованной Программы деятельности колледжа выступает обеспечение условий функционирования и развития колледжа в рамках современной парадигмы образования в интересах обучающегося, способного осуществить социальное и профессиональное самоопределение и быть готовым к непрерывному профессиональному образованию в постоянно изменяющейся ситуации развития общества.

Проектирование Программы связано с формированием и реализацией ряда модулей.

В ходе исследования были разработаны и доказаны эффективные критерии оценки результатов деятельности колледжа (профессионально-образовательныймотивационныйсоциально — преобразующий), которые измерялась на основе выявления положительной динамики развития путем проведения срезов и промежуточных обследований на разных этапах ОЭР.

В ходе формирующего эксперимента реализация Программы развития колледжа с позиций социально-педагогического подхода позволила обеспечить расширение границ профессионального образования и содержательно, и пролонгировано за счет введения адресно-ориентированных программ, соответствующих социальному и индивидуальному запросу обучающегося, с учетом его профессиональных интересов, особенностей уровня развития личности.

Обоснование и реализация содержания, форм и технологий образования на опытно-экспериментальных базах способствовала выработке оптимальных вариантов повышения качества социальнопедагогической поддержки самоопределения обучающихся.

Доказано, что стратегическое направление деятельности студента по овладению совокупностью профессионально ориентированных знаний определенного уровня задается в колледже внедрением в учебный процесс государственного образовательного стандарта. В необходимом объеме он предусматривает обязательную аудиторную, самостоятельную работу студентов, кроме того, предлагаются курсы по выбору, отдельно выделенные факультативы и разнообразная внеаудиторная деятельность. Благодаря этому студенты получают характеристику сферы и объектов профессиональной деятельности, знакомятся с требованиями к уровню подготовки специалистов в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Мы сочли возможным рассматривать профессиональное самоопределение как интегративный критерий качества подготовки специалистов, так как он включает показатели социального, личностного и профессионального аспектов как взаимодополняющих звеньев становления профессионала, осознанно выстраивающего стратегию продвижения к избранной профессиональной деятельности.

При этом мы считаем ошибочным бытующее мнение о том, что пришедший обучаться в конкретное учреждение профессионального образования, студент уже осуществил свое самоопределение и данная проблема не актуальна в колледже. Зачастую, напротив, (и не только сразу, на первых курсах, но и ближе к окончанию колледжа) наблюдается картина разочарования в сделанном выборе, обнаружение субъектом ошибки в самоопределении, что можно с помощью профессионалов-педагогов опровергнуть или помочь преодолеть препятствия субъективного, а возможно и объективного плана. Профессиональное самоопределение — не одномоментный акт, это личностно приобретаемый жизненно необходимый опыт выбора на разных этапах взросления человека, непосредственно касающийся общего гармоничного развития личности, и потому требующий постоянного внимания со стороны педагогов.

В рамках проводимого эксперимента в свете вышесказанного потребовалось специальная организация целенаправленной учебно-воспитательной работы, прогнозирующей необходимое дополнение, компенсацию отдельных образовательных областей ресурсами внеаудиторной деятельности, содержащей приоритет нравственно-личностных и социокультурных начал, лежащих в фундаменте профессионального самоопределения студентов.

В ходе эксперимента апробированы профобразовательные, проф-ориентирующие и профдеятельностные ситуации взаимосвязанной образовательной и воспитательной деятельности студентов, эффективных, если последовательно реализованы три основных этапа: диагностико-прогностический, организационно-содержательный и аналитико-корректирующий.

В процессе организации взаимосвязанной деятельности необходимо осуществлять мониторинг уровня профессионального самоопределения. При этом ведущими критериями являются когнитивный (совокупность профессионально-значимых знанийспособы познания и умение учиться профессиисоциальный (социальная активность в познании профессииличный опыт в профессионально ориентированной деятельности) — личностный (мотивация выбора профессииуровень коммуникативностисамооценка социально-профессионального статуса.

Повышение компетентности педагогов в активизации профессионального самоопределения студентов происходит, если осуществляется соответственно трем взаимосвязанным этапам. На первом этапе происходит формирование у педагогов колледжа рефлексивно-оценочных способностей как важнейшего профессионального качества, осознание своих индивидуальных особенностей и возможностей в контексте профессионального самоопределения студентов. Второй этап имеет целью развитие у педагогов колледжа потребности в личностном и профессиональном самоопределении, мотивации на решение проблемы профессионального самоопределения студентов, совершенствование профессиональных знаний и умений. Цель третьего этапа состояла в приобретении педагогами колледжа качеств, необходимых для активизации профессионального самоопределения студентов. В ходе данного этапа были получены результаты, характеризующие успешность развития компетентности по данной проблеме. Это послужило основой дальнейшей организации научно-методической деятельности.

Предложенная комплексная к апробации в ходе ОЭР образовательная программа предусматривала поэтапное обучение различных категорий персонала учреждения с целью преемственности внедренческих проектов от высшего звена к низшему, был апробирован учебный план «Школы педагогического мастерства»,.

В i ходе формирующего эксперимента деятельность методической службы была ориентированане только на приобретение педагогами специальных знаний в области профессионального самоопределения студентов, но и, в значительной мере, на выработку умений их активно использоватьна углубление общих теоретико — методологических характеристик квалификации: переориентация преподавателей от механического усвоения знаний на развитие методологического мышления.

С целью подготовки педагогов к целенаправленной поддержке профессионального самоопределения студентов колледжа стимулировалась самообразовательная деятельность педагогов в рамках организованного постоянно действующего семинара, содержание которого было связано с освоением сущности процесса социально-профессионального самоопределения личности, современных представлений о его тактике и стратегии, путях педагогической коррекции профессиональных перспектив студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило, в целом, выдвинутую гипотезу и позволило сформулировать ряд основных выводов.

В ходе исследования степени изученности проблемы установлено, что проблема профессионального самоопределения студентов в колледже требует особого педагогического внимания, потому что самоопределение личности (социальное, личностное, профессиональное) -процесс более длительный, чем профессиональное обучение, а также более индивидуализированный, субъектно-личностный. Он протекает как процесс осознания и закрепления студентом начального выбора профессии в результате активного выявления, проверки и реализации в условиях образовательного процесса колледжа возможностей личности по достижению профессиональных планов. Профессиональное самоопределение — не одномоментный акт, это личности о приобретаемый жизненно необходимый опыт выбора на разных этапах взросления человека, непосредственно касающийся общего гармоничного развития личности, и потому требующий постоянного внимания со стороны педагогов.

Профессиональное самоопределение студентов эффективно, если оно реализуется в совокупности взаимодополняющих его аспектов: когнитивного, социального и личностного. Выделение вышеозначенных взаимосвязей позволяет проникнуть в сущность функционирования субъекта профессионального самоопределения, в конкретных социальных условиях решающего задачу построения профессионального будущего, имея исходные данные современного состояния развития общества.

Когнитивный аспект профессионального самоопределения определяется наличием необходимого диапазона знаний профессионального плана и мотивированным желанием и умением их получать в соответствии со сделанным выбором. Социальный аспект связан с ориентировкой в современной человеку социальной ситуации, активностью его включения в текущие общественно значимые процессы, с наличием социального и личностного опыта жизнедеятельности в сфере будущей профессии. Личностный аспект отражает необходимые в самоопределении мотивы выбора профессии, способности к самооценке и рефлексии, коммуникативность, обнажающие субъектные основания самостроительства человеком собственной судьбы.

Процесс активизации профессионального самоопределения студента представляет собой стимулирование проявления субъектного начала личности с помощью организованной в колледже социально-педагогической поддержки. Только сам человек, как активный объект «сотворения себя», исходя из внутренних потенций своей личности и условий окружающей среды (микро и макро), способен к развитию. Постигая социальные нормы, образцы, ориентируясь в ближайшем социальном окружении, он выполняет необходимые социальные роли, формируя социальный опыт, отвечающий критериям общества, эпохи.

Модель активизации профессионального самоопределения студентов в колледже, разработанная и обоснованная в ходе исследования, отражает процесс в совокупности следующих компонентов: цель, задачи, содержание, социально-педагогические средства, критерии и показатели, позволяющие отследить динамику уровня профессионального самоопределения личности и осуществить своевременную его коррекцию.

Проектирование жизнедеятельности студентов колледжа в русле заявленной концепции, исследования необходимо реализовать с целью обеспечения условий функционирования и развития колледжа в рамках современной парадигмы образования в интересах обучающегося, способного осуществить социальное и профессиональное самоопределение и быть готовым к непрерывному профессиональному образованию в постоянно изменяющейся ситуации развития общества.

В этой связи процесс профессионального обучения должен и может быть целенаправленно ориентирован на решение данной задачи. Лишь в таком случае можно будет отметить нарастание интеллекта, самостоятельности и активности в профессиональном обучении, приносящем удовлетворенность учащимся, обеспечивая психологическую свободу и безопасность вступления в будущую жизнь.

В результате активного самоопределения (выбора, поиска интересующих знаний и дел) студенты колледжа отдают предпочтение в общей структуре содержания профессионального образования наиболее значимым составляющим его компоненты: опыт освоения знанийопыт практической («исполнительской») деятельностиопыт развивающей, творческой деятельности-: опыт эмоционально-нравственных отношений со сверстниками и взрослыми.

Основным средством активизации профессионального самоопределения студентов выступает педагогическая поддержка, которая в процессе образовательной деятельности учащихся в учреждениях среднего профессионального образования заключается в многогранном влиянии на развитие творческих сил личности в достижении ближних и дальних перспектив профессионального развития, своевременном выявлении индивидуальных возможностей и потенций человека, формировании опыта его мобильности при включении в разнообразные новые виды деятельности, обеспечении способностей варьирования и изменения сложившихся способов деятельности при необходимости переориентации.

В ходе экспериментальной работы определено, что деятельность в колледже должна включать следующие направления работы:

— анализ обследования готовности студентов нового набора к обучению в колледже;

— психологическое исследование, связанное с периодом адаптации студентов первого года обучения и консультирование педагогов по итогам диагностики;

— изучение мотивации обучения студентов колледжа на первом и на последующих, старших курсах;

— оценка коммуникативных и организаторских способностей студентов старших курсов;

— коррекционная и психопрофилактическая работа.

В критерии оценки качества образования наряду со знаниями важно рассматривать профессиональное самоопределение как интегра-тивный критерий, определяющей всю направленность образовательного процесса в учебном заведении и свидетельствует об уровне становления профессионала, осознанно выстраивающего стратегию продвижения к избранной профессиональной деятельности.

В рамках проводимого эксперимента в свете вышесказанного апробирована специальная организация целенаправленной учебно-воспитательной работы, обеспечившей необходимое дополнение, компенсацию отдельных образовательных областей ресурсами внеаудиторной деятельности, и содержащей приоритет нравственно-личностных и социокультурных начал, лежащих в фундаменте профессионального самоопределения студентов.

Взаимосвязь образовательной и воспитательной деятельности студентов эффективна, если последовательно реализованы три основных этапа: диагностико-прогностический, организационно-содержательный и аналитико-корректирующий.

Организация взаимосвязанной деятельности студентов позволили выделить в педагогическом процессе ряд социально-педагогических ситуаций со специфическими целевыми ориентирами, усиливающими акценты профессионального самоопределения личности. Они получили в ходе эксперимента условные названия: профобразовательные, проф-ориентирующие и профдеятельностные ситуации.

Профобразовательные ситуации содержат совокупность занятий студентов, связанных с приобретением общепрофессиональных и специальных знаний по избранной специальности.

Профдеятельностные ситуации предполагают занятия, обеспечивающие развитие качеств будущего специалиста, составляющих его ключевые квалификацииобщетрудовые качества, креативность.

Профориентирующие ситуации включают занятия, которые обеспечивают активизацию личностных (персональных) свойств самоопределяющейся личности, необходимых для: ориентации в современной социально-экономической ситуации и адекватного ее требованиям построения жизнедеятельности.

В рамках подобным образом построенной целостной деятельности, предполагающей и обязательность, и выбор при сопоставлении социальных, профессиональных и субъектно-личностных норм развития студент получает возможность выработать критерии оценки явлений, действий, отношений.

В процессе организации взаимосвязанной деятельности необходимо осуществлять мониторинг уровня профессионального самоопределения (текущий, рубежный, итоговый). При этом ведущими критериями являются когнитивный (совокупность профессионально-значимых знанийспособы познания и умение учиться профессиисоциальный (социальная активность в познании профессииличный опыт в профессионально ориентированной деятельности) — личностный (мотивация выбора профессииуровень коммуникативностисамооценка социально-профессионального статуса.

Эффективность активизации профессионального самоопределения обеспечивается реализацией совокупности социально-педагогических условий: проектирование жизнедеятельности колледжа на основе оптимального сочетания социальных, педагогических и личностных предпосылок развития учащихся;

— обеспечение взаимосвязи образовательной и внеучебной деятельности студентов на интегративной основе для свободы выбора профобразовательных, профориентирующих и профдеятельностных занятий;

— развитие научно-методических умений педагогов по активизации субъектных основ самоопределения студентов.

Действенность обоснованной модели и результативность технологии социально-педагогической поддержки активизации профессионального самоопределения подтверждена на этапах лонгитюдного исследования и обеспечивает дальнейшее, отсроченное влияние на процесс самостоятельного принятия решения о выборе профессиональной деятельности выпускников на основе полученного опыта.

Вместе с тем, предложенное диссертационное исследование не претендует на исчерпывающий характер и предполагает возможность исследования отдельных аспектов обозначенной проблемы. Дальнейшая работа по изучению процесса может быть посвящена поиску перспективных направлений по совершенствованию социально-педагогического сопровождения самоопределения студентов с учетом поло—ролевой специфики профессионального становления личностиразработке социально-педагогических технологий индивидуального и группового профессионально-ориентированного консультирования студентовсозданию информационно-технического обеспечения развития современной профессиографии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. и др. Социологический словарь.- М.: Экономика, 2000. 428с.
  2. Абульханова-Славская К. М. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. -229 с.
  3. Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.-80 с.
  4. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.- 497 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1997.- 380 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Казанский ун-т, 1996. — 567с.
  7. Г. М. Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 364 с.
  8. И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.- 176с.
  9. Е. В. Социальная психология. М.: Академия, 2001. — 262 с.
  10. А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл: Академия, 2002. — 416 с.
  11. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Иссл. центр проблем качества подг. специалистов, 1998.-249с.
  12. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: 1991 г. 67с.
  13. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1995.-37с.
  14. В.П., Гусаров В.И.Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя.- Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 163с.
  15. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. JL, 16.192&р?ф (c)в Н. А. Философия свободного духа М.: Республика, 1994.- 480с.
  16. Д. 50 бизнес-советов подростку. М.: Крон-Пресс, 1995.- 120с.
  17. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. — 576 с.
  18. Р. Развитие Я- концепции и воспитание. Пер. с англ. / Общ. ред. и вст. статья В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986.- 424с.2 0. Беспалько В. Н. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., МО РФ, ИРПО, 1995. 97с.
  19. Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- 352 с.
  20. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.- 216с.
  21. . А. Организационно- педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1999. 26 с.
  22. А.С. Содержание и организация профессионального самоопределения подростков воспитанников детского дома: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 2000.- 20с.
  23. А. В. Психодиагностика способности к общению.- М., 1999. -132с.
  24. А.Б., Исакова Т. Г. Гармония общения: Учебно-методическое пособие.- Магнитогорск: МаГУ, 2004.- 151с.
  25. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  26. JI. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 534 с.
  27. М. А. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: Владос, 2001. — 416 с.
  28. А. С., Баязитов С. Б., Амиров А. Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования: Монография. Уфа: Башк. гос. ун-т, 2000. — 197 с.
  29. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Совершенство, 1998. — 608с.
  30. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-фию/Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа — Пресс, 1995. — 448с.
  31. С. С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: опыт разработки и внедрения: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — 170 с.
  32. В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук.- Курск, 2000. 22с.
  33. Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.-136с.
  34. JI.H. Дифференциация образования на основе индивидуальных характеристик: Автореф. дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1998.-21с.
  35. Э. Социология образования / Пер. с франц- Астаховой- Науч. ред. B.C. Собкин, В .Я. Нечаев. М.: ИНТОР, 1996. — 80с.
  36. О.Н. Справочник психолога средней школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 612с.
  37. Ю.Н. Самоопределение студентов в специализации деятельности социального педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Оренбург, 2000. 22с.
  38. А .Я., Сальцева С. В., Алгазина Т. И. и др. Поддержка социально незащищенных подростков. М., 1997. — 124с.
  39. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособиедля студ. Высш. Пед.учеб.заведений.- М.: Издат. центр «Академия», 2001.-208с.
  40. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студ. педагогического бакалавриата, педагогов практиков. — СПб.: Просвещение, 1995.-234с.
  41. Н. У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности: Автореф. дисканд. психол. Наук. М., 1993 -26 с.
  42. Закон Российской Федерации об образовании. М.: Новая школа, 1992 г. — 76с.
  43. А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. — 456 с.
  44. И. А. Педагогическая психология: Учебник для студ. вузов, обучающихся по педагогическим и психологическим специальностям. 2-е изд., доп., испр. и переработ. — М.: Логос, 2002. -384 с.
  45. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.-304с.
  46. С.П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург: Издательство ОГУ, 1999.- С.55−58.
  47. В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. — Киев: «Наукова думка», 1997.- 248с.
  48. В.А., Маслова Т. Ф., Шаповалов В. К. Социальный портрет учащихся профшколы. М., 2001 г.
  49. Е. П. Дифференциальная психология: Учебник. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  50. М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М.: Ин-т междунар. права и экономики, 1996.- 114с.
  51. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, реше-ния/Отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 1995.- Вып.6.-192с.
  52. О.Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы.- Ростов- на- Дону: Феникс, 2003.- 512с.
  53. Е.И., Тряпицина А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: Петербург — XXI век: ЗАО Пресс — Атташе, 1997.-160с.
  54. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. — 108 с. 57. • Карпенко Е. Г. Социальное становление личности подростка во временных объединениях по интересам: Автореф. дис.канд. пед. наук. Киев, 1999.-18с.
  55. Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М.: Изд-во МГУЛ, 1998.-213с.
  56. Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук М., 1995.-38 с.
  57. А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 188 с. 61.- Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург: Изд-во Юж. — Урал, 1996.-190с.
  58. Е. В. Психология профессионального самоопределения. -Ростов на — Дону, 1996 г.
  59. Е.А. Общая психология: Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-511с.
  60. А.И. Социализационная норма в современном российском обществе. Автореф. дис. д-ра социол. наук. М., 1997.- 30с.
  61. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996.- 224с.
  62. А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1997.- 372с.
  63. Кон И. С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.: Моск. психолого-социальный ин-т,
  64. Кй$>йева?1)ШсЦивилизационньщ подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: ИТП и МИО РАО, 1994.-265с.
  65. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.-135с.
  66. Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности (социально-психологический аспект): Автореф. дис.. канд. психол. наук М., 1997.- 24 с.
  67. И.В. Социализация старшеклассников в сфере свободного времени: Автореф. дис.канд. пед. наук. Луганск, 1996.- 24с.
  68. Е. А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: Автореф. дис.. канд. пед. наук Оренбург, 1999.- 18 с.
  69. А. И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: Пер Сэ: Логос, 2000. — 640 с.
  70. В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. М, Центр Школьная книга, 2001.- 248 с.
  71. С. В. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997, — 134с.
  72. Н.Б. Социокультурный контекст образования / Газман О. С., Вейс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995.- С.67−103
  73. А.Н. Педагогические условия формирование индивидуального стиля социального поведения подростков: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ярославль, 1997.- 16с.
  74. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.- 282с.
  75. В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М.: Академия, 2002. — 272с.
  76. Г. Н. Дидактическое стимулирование профессионального самоопределения студентов в процессе педагогической практики: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1995.- 18с.
  77. Менеджмент организации: Учеб. пособие. / Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1996.- 432с.
  78. Л. В., Рындак В. Г. Инновационность в обучении (теория и опыт).- М., 1997. 120с.
  79. Е. С. Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук.- М., 2000.- 38с.
  80. Мои жизненные и профессиональные планы (кн. Для уч-ся старших классов)/Под ред. Шамовой Т.Н.- М., Mill У, Магистр., 1992.-87с.
  81. Молодежь и профессиональная карьера / под ред. Чистяковой С. Н., Журкиной, А .Я. М.: РАО ИПСМ, 1993.-123с.
  82. Моя профессиональная карьера (пос. для учащихся) / под редакцией Чистяковой С. Н., Журкиной А. Я. М.: РАО ИПСМ, 1993 — 89с.
  83. А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.- 200 с.
  84. А.В. Социализация и воспитание М.: Сентябрь, 1997.-96с.
  85. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) / Всерос. совещание работников образования, 14−15 января 2000 г. М., 2000.- 7с.
  86. Р. С. Практическая психология- Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся. М.: ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  87. П.Н., Зуев М. В. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М.: Рос. учеб. центр Федеральной службы занятости, 1996.-136с.
  88. Т.А. Ценностное самоопределение выпускника лицея: Автореф. дис.. канд. пед. наук Оренбург, 1998.- 20с.
  89. Образование. Наука. Творчество: теория и опыт взаимодействия. Под ред. В. Г. Рындак. Екатеринбург, 2002. — 352с.
  90. Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ Сфера, 2001. 480 с.
  91. Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система.- М.: Народное образование, 2002.-110 с.
  92. А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М.: Изд. центр Академия, 2002. — 272 с.
  93. Н. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в культурно- досуговой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук- М., 1999.- 21 с.
  94. Г. В. Социология. Основы общей теории. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2003 .- 912 с.
  95. А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студ. вузов. М.: ТЦ Сфера, 2001. — 512 с.
  96. П. Д. Краткий словарь по социологии. М.: ИНФРА-М, 2000. -272 с.
  97. Т.А. Жизненные планы выпускников педагогического колледжа и их реализация.//Социологические исследования^., 1996, — № 6, -с.82−85
  98. Т.А. Социологические проблемы управления школой. -Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.-70с.
  99. . Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  100. Педагогика, под редакцией П. И. Пидкасистого.-М., 2000.-346с.
  101. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений /под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1998.- 512с.
  102. Педагогический энциклопедический словарь.- М.: БРЭ, 2003.-528с.
  103. А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: Просвещение, 1984.- 272с.
  104. В. Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета: Автореф. дис.. канд. пед. наук Оренбург, 1996.- 17 с.
  105. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 1996.- 432с.
  106. В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: МИРОС, 1995.-80с.
  107. Популярный педагогический словарь (для работников учреждений образования). / Под ред. В. З. Вульфова. М.: Екатеринбург, 1993.-63с.
  108. Н. С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения: Методическое пособие. М.: ИПП, 1998. — 64 с.
  109. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения:Учебно-методическое пособие.-Москва-Воронеж, 2002.-392с.
  110. Психологический словарь / Редкол. В. В. Давыдов и др.- Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 440с.
  111. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.- 494с.
  112. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -544 с.
  113. Развивающееся социально-педагогическое пространство-условие развития региона / Под ред. Ю. В. Васильева, A.M. Новикова, — М.: Изд-во ИПК И ПРНО МО, 1994.- 24с.
  114. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.: Питер, 1999.-145с.
  115. А. А. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособие для вузов.- СПб.: Питер, 2000. 416 с.
  116. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994 г., 146с.
  117. Е. И. Настольная книга практического психолога.- М.: Владос-пресс, 2000. 383 с.
  118. К.Ф. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., 1994, — 480 с.
  119. Н. А. Как понять подростка. М., 1995 г.
  120. С. Л. Избранные философско-психологические труды /Отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова. М., 1996. — 462 с.
  121. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997.- 244с.
  122. С. В. Социально-педагогическое исследование: актуальность и реальность. Методическое пособие. Оренбург, 2002.- 37 с.
  123. Сальцева С.В.Социально-педагогические основы профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнитьельного образования. Книга для педагога.- М., 1998.- 76с
  124. Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. М.:Аспект Пресс, 2001.- 460 с.
  125. В.И. Технологическая подготовка старших подростков как средство их профессионального самоопределения: Автореф. дис.. канд. Наук.- М., 1996. -18с.
  126. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации.- М.: Народное образование, 1998. 255 с.
  127. Ю.А. Профессиональное самоопределение в ранней юности в зависимости от осознания темпераментно обусловленных особенностей: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2001. — 23с.
  128. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.- М.: Академия, 2002.- 336с.
  129. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994.-152с.
  130. В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  131. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях,— М.: Пед. об-во России, 1999.- 416с.
  132. Социальная педагогика: теория и практика / Под ред. Л. В. Мар-дахаева. М., 2000. — 248 с.
  133. Социально-профессиональное самоопределение учащихся в учреждениях дополнительного образования детей. / Ред. А .Я. Журкина. Учебно-методическое пособие.- М, 2001.- 120с.
  134. Социология молодежи: Учебник / Под. ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1996. 460 с.
  135. Т. Социологическая психология. М., 1999.-149с.
  136. Ф. Ш., Штейнберг В. Э. Образование новый взгляд: теория, технология, практика. — Уфа, 1998.- 209 с.
  137. Технология формирования социальных навыков, Самара, Изд-во: Самарский университет, 2001.- 183с.
  138. А.В. Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов -на -Дону, 2000. — 27с.
  139. А.В. Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений: Автореф. дис.. докт. психол. наук в виде научного доклада.- М., 1994. 47с.
  140. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия успешной адаптации / М. А. Алиева, Е. Г. Трошихина, Т. В. Гришанович и др / Под ред. Е. Г. Трошихиной.- СПб.: Речь, 2002. -216с.
  141. А.Ю. Продуктивное обучение как средство профессионального самоопределения школьников (на примере предметной об-' ласти «Технология»): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Нижний Новгород, 2001 24с.
  142. Н.Н., Яковлева Н. М., Большакова З. М. Теоретико-методическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации. Челябинск: ЧГПУ, 1998.- 163с.
  143. Управление современной школы: Пособие для директора школы / Под ред. М. М. Поташника. М.: АПП ЦИТП, 1992.- 168с.
  144. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Педагогика, 1990 — 402 с.
  145. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.2. -М.: Педагогика, 1997.-234с.
  146. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.152.681х?льдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М.- Воронеж, 1996. — 512 с.
  147. Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  148. В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М.: 1996.- 47с.
  149. Е. К. Формирование готовности к личностному самоопределению в процессе профессионализации: Автореф. дис. .канд. пихол. наук.- Казань, 2000. -17с.
  150. В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л .Я. Гозмана, Л. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.- 366с.
  151. О.А. Социально- психологическая коррекция акцентуаций характера путем формирования личностного самоопределения: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- Самара: 1998. 22с.
  152. Р.Ш. Педагогика развивающего учебного взаимодействия ' (философско-деонтологический и психологический аспекты). Стер-литамак: СГПИ, 2000 166с.
  153. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997.- 278с.
  154. А.А., Янюк А. Н. Теория и практика раннего профессионального самоопределения будущих офицеров, Нижний Новгород: ВГИПИ, 2001 — 111с.
  155. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: Автореф. дис.. докт. пед. наук- М.: 1996. -37с.
  156. В. А. О нравственной устойчивой личности и ее формирования у подростков. М.: — 1979.-165с.
  157. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544с.
  158. П. А. Социальная психология в образовании. — М.: Владос, 1995. 544 с.
  159. И. Г. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук.- М., 1989. -24с.
  160. М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск: КСПУ, 1998.-132с.
  161. В.Л. Профессиональное самоопределение учащихся учреждений дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М.?2000. -22с.
  162. Шунайлова А. А. Содержание социально- педагогической деятельности педагога- психолога в профессиональном самоопределении учащихся педагогических классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М.: 2000.- 22с.
  163. Н.Е. Воспитание детей в школе. М.: Новая школа, 1998.-208с.
  164. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1997.- 352с.
  165. F. Н. The Theory of socialization. New York, 1997.
  166. King A. C. Community intervention for promotion of physical activity and fitness // Exercise and Sport Sciences Reviews. 1991. — Vol. 19. — P. 211−259.
  167. Maslow A. H. Toward a Psychology of Being / Ed. by R. H. Lowry. -John Wiley & Sons, 1998. 320 p.
  168. Wold B. Lifestyles and Physical Activity: A theoretical and empirical analysis of socialization among children and adolescents.- Bergen: Norway, 1989.
  169. Wold В., Oygard L., Eder A., Smith C. Social reproduction of physical activity // European Journal of Public Health. 1994, — N. 4. — P. 163 168.
  170. Всероссийский научно-практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Минтруда России
  171. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ учащихся и студентов г. Оренбурга1. Соисполнители:
  172. Панкова Т.А., кандидат социологическихнаук, доцент Бевзюк В. Н., директор ГОУ СПО «Оренбургский автотранспортный колледж»
  173. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА
  174. Гражданские и нравственные позиции
  175. Как вы оцениваете важнейшие события в истории России XXвека?
  176. События Скорее В равной Скорее Затрудняположи- мере по- отрица- юсь ответельно ложительно тельно тить
  177. Октябрьская: революция 1917 45,8% 34,7% 6,7% 12,8%
  178. Победа в Великой Отечественной войне 1941−1945гг. 62,8% 37,2%
  179. Реформы 1991−1998гг. 13,7% 24,5% 34,1% 27,7%
  180. Что для Вас главное в жизни? (Можно отметить несколько вариантов ответа)
  181. Создать счастливую, обеспеченную семью 78,9%
  182. Иметь любимого человека, верного друга 98,5%
  183. Дорожить своей честью и достоинством 56,1%
  184. Любить Родину и работать во имя ее блага и процветания 45,8%
  185. Наиболее полно реализовать себя в профессиональном отношении, иметь интересную творческую работу 65,4%
  186. Научиться зарабатывать деньги и приумножать свой капитал 96,3%165
  187. Создать собственное дело, фирму, преуспеть в бизнесе 90,7%и Работать в трудовом коллективе, сообща создавать материальные и духовные ценности 15,6%
  188. Заботиться о благе людей, охранять и беречь природу 17,9%
  189. Заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни 87,3%
  190. Добиться высокого положения в обществе, известности, славы 61,4%
  191. Жить как все, делать свое дело и руководствоваться в основном личными интересами 48,1%
  192. Жить, как самому хочется, получать удовольствия и острые ощущения 14,8%
  193. Активно бороться с отрицательными проявлениями в по-ведени людей 11,9%
  194. Ничто не считаю главным в жизни 9,7%
  195. Активно участвовать в в общественной жизни 57.5%
  196. Самостоятельно решать свои проблемы 41,5%21 Другое 5,3%22 Затрудняюсь ответить 3,4%
  197. Просим отметить, с каким из перечисленных суждений о жизни нашего общества Вы согласны (можно отметить несколько вариантов ответов)
  198. Богаче становятся богаче, а бедные беднее 25,8%
  199. Людям, находящимся у власти, нет дела до простых людей 12,6%
  200. Большинство граждан не может повлиять на развитие экономических и политических процессов в стране 17,8%
  201. Сейчас каждый, кто может и хочет работать, способен обеспечить себе материальное благополучие 34,9%
  202. Россия долго еще не выйдет из социально — экономического кризиса 13,1%
  203. Со сменой президента в России начнется восстановление хозяйства и подъем уровня жизни народа 23,4%
  204. Продолжение приложения 1 Ваше личное отношение к нижеследующим проблемам?
  205. Никогда Иногда (редко) Постоянно Затрудняюсь ответить
  206. Курите ли Вы 15,8% 29,7% 46,7% 7,8%
  207. Пьете ли Вы пиво? 2,8% 87,3% 1,2% 8,7%
  208. Пьете ли Вы водку, вино? 45,2% 36,9% 17,9%
  209. Употребляете ли Вы наркотики? 100%
  210. Имеете ли Вы сексуальный опыт? 13,7% 24,5% 34,1% 27,7%
  211. Ваше отношение к действиям тех молодых людей, которые (ответьте по каждой строке)
  212. Одобряю Скорее одобряю, чем не одобряю Скорее не одобряю Не одобряю Затруд-ня-юсь ответить
  213. Занимаются уличной торговлей 7,8% 28,6% 39,1% 24,5%
  214. Мошенничают 43,1% 36,8% 20,1%
  215. Занимаются вымогательством (рэкетом) 37,5% 41,2% 21,3%
  216. Имеют добрачные половые связи 16,7% 19,9% 15,7% 10,4% 37,3%38 Воруют 47,1% 52,9%
  217. Употребляют спиртные напитки 3,1% 5,6% 29,6% 35,2% 26,5%
  218. Курят 19,7% 23,8% 31,8% 12,4% 24,7%
  219. Употребляют наркотики — 46,5% 49,4% 4,1%
  220. Неуважительно относятся к другим национальностям 39,7% 45,9% 17,4%
  221. Занимаются проституцией 28,9% 57,4% 13,7%
  222. Занимаются рукоприкладством 7,8% 45,4% 33,5% 13,3%
  223. Сквернословят, проявляют грубость и хамство по отношению к другим людям 27,5% 38,7% 33,8%
  224. Бродяжничают 39,3% 24,1% 36,6%
  225. Продолжение приложения 1 II. Образовательные и профессиональные интересы студентов
  226. Каковы Ваши планы на ближайшее будущее? (Можно отметить один из вариантов ответа):
  227. Б. Заполняется выпускниками автоколледжа
  228. Продолжить обучение по полученной специальности в государственном высшем учебном заведении, учиться бесплатно 9,6%
  229. Продолжить обучение по полученной специальности в государственном высшем учебном заведении, учиться за плату 5,4%
  230. Поступить в негосударственное (частное) высшее учебное заведение для получения другой специальности 3,2%
  231. Поступить на краткосрочные курсы для получения дополнительной специальности заплату 4,5%
  232. Трудоустроиться по полученной специальности 67,4%
  233. Совмещать работу с учебой в вузе 3,6%
  234. Трудоустроиться по другой специальности 1,8%
  235. Продолжить обучение по другой специальности 2,3%9 Подожду, подумаю 1,3%10 Затрудняюсь ответить 0,9%
  236. Динамика жизненных стратегий выпускников автоколледжа
  237. Жизненные стратегии выпускников автоколледжа Начало ОЭР Конец ОЭР
  238. Продолжить обучение по полученной специальности в государственном высшем учебном заведении, учиться бесплатно 9,6% 10,2%
  239. Продолжить обучение по полученной специальности в государственном высшем учебном заведении, учиться за плату 5,4% 6,8%
  240. Поступить в негосударственное (частное) высшее учебное заведение для получения другой специальности 3,2% 0,6%
  241. Поступить на краткосрочные курсы для получения дополнительной специальности заплату 4,5% 5,3%
  242. Трудоустроиться по полученной специальности 47,4% 70,2%
  243. Совмещать работу с учебой в вузе 3,6% 6,9%
  244. Трудоустроиться по другой специальности 11,8%
  245. Продолжить обучение по другой специальности 12,3%9 Подожду, подумаю 1,3% 10 Затрудняюсь ответить 0,9% tо внедрении результатов диссертационного исследования
  246. Место внедрения: Шарлыкский филиал ГОУ СПО «Оренбургский автотранспортный колледж».
  247. Предмет внедрения: педагогические средства, формы и методы воспитания и образования, активизирующие профессиональное самоопределение студентов, программа повышения профессионализма преподавателей колледжа.
  248. Сроки внедрения: 2000−2004 гг.
  249. Работники учреждения, принявшие активное участие во внедрении: преподаватели, заведующие отделениями, методисты, психологи.
  250. Место внедрения: государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Оренбургский автотранспортный колледж».
  251. Предмет внедрения: Программа деятельности колледжа, решившая задачи активизации профессионального самоопределения студентов, включаяповышение профессионализма преподавателей колледжа.
  252. Сроки внедрения: 2000−2004 гг.
  253. Работники учреждения, принявшие активное участие во внедрении: преподаватели, заведующие отделениями, методисты, психологи.
  254. Предложения о дальнейшем использовании и другие замечания: рекомендуется к широкому использованию в колледжах.1. А.А. Андреев
Заполнить форму текущей работой