Экологическое воспитания детей старшего дошкольного возраста
Специфической движущей силой процесса экологического воспитания дошкольников является противоречие между преимущественно негативным опытом по взаимодействию с окружающим миром, который ребенок приобретает «стихийно», и знаниями, ценностями, предлагаемыми ему в целенаправленном педагогическом процессе. Обострение данного противоречия является особенностью нашего времени, конкретноисторической… Читать ещё >
Экологическое воспитания детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление Введение Глава I. Сущность и содержание экологического воспитания старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Специфика экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Глава II. Работа учреждения дошкольного образования по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Определение уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Осуществление работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Заключение Список использованных источников Приложения Введение На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания.
Человек — единственный биологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительного развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях.
Недостаток экологической грамотности единственно возможно возместить образованием. Особое место в процессе развития личности принадлежит этапу дошкольного образования. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить на доступном ему уровне существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность. Достигнутый в дошкольном детстве уровень воспитанности — это тот фундамент, на котором осуществляется дальнейшее развитие сущностных сил ребенка, формирование его отношения к социоприродному окружению.
Проблема формирования основ экологической культуры растущей личности разрабатывалась в трудах многих ученых. Особенности формирования у детей любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т. А. Бобылевой, Н. Ф. Виноградовой, А. В. Миронова, Л. П. Молодовой, А. А. Плешакова и др.
Отдельные проблемы экологического воспитания разработаны в работах И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Б. Т. Лихачева, Н. М. Мамедова, Л. П. Салеевой, И. Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.
Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах Н. А. Городецкой, Н. В. Добрецовой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой.
Однако практика экологического образования показывает, что традиционные формы и методы педагогической деятельности не всегда отличаются высокой эффективностью.
На каждом возрастном этапе развития личности ее экологическая культура имеет свои специфические характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявления особенностей.
Цель исследования — выявить степень сформированности экологических знаний у старших дошкольников.
Объект исследования — экологические знания старших дошкольников.
Предмет исследования — процесс экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание экологического воспитания старших дошкольников.
2. Определить уровень сформированности экологических знаний старших дошкольников.
3. Провести работу по экологическому воспитанию у старших дошкольников.
В исследовании использованы: метод теоретического анализа педагогической литературы, констатирующий эксперимент, описание, сопоставление, обобщение и интерпретация фактов и явлений. Обработка данных проведена с помощью методов количественно и качественной обработки данных.
Базой исследования явились дошкольные учреждения Г. Ивье.
Глава I. Сущность и содержание экологического воспитания старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Термин экология происходит от греческих слов oikos (жилище, местопребывание, убежище) и logos (учение). Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают.
Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалось на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи природои культуросообразности воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие).
Соотношение понятий «образование» и «воспитание» остается в педагогике дискуссионной проблемой. На уровне целенаправленных педагогических воздействий «экологическое образование» и «экологическое воспитание» — равноценные и самоценные категории, имеющие свою специфику и играющие особую роль в развитии экологической культуры личности.
Современная педагогическая наука полагает, что «экологическое воспитание — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии» [3, с. 10].
Экологическое воспитание — целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравтвенно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом [11, с. 44].
Экологическое образование — целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков [5, с. 65; 8, с. 17].
Чтобы экологическое воспитание было результативным, необходимо формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания [19, с. 32; 1, с. 29].
Ответственное отношение к природе — сложная характеристика личности. Она означает «понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей среде» [22, с. 23].
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
— образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
— воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
— развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости).
Было выявлено, что воспитание в широком смысле рассматривается многими учеными-педагогами как общественное явление, передача социального опыта одного поколения людей — другому [10, с. 75; 14, с. 13]. Однако, природная среда не менее чем социум, содержит в себе развивающий, воспитывающий потенциал, реализация которого происходит не только, условно говоря, «при посредничестве» социума, но и в процессе индивидуального взаимодействия личности с природным окружением [12, с. 26].
Процесс экологического воспитания в широком смысле — это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека.
В широком смысле процесс экологизации человека выступает более емким понятием относительно процесса его социализации, что объективно обусловлено вторичностью человека и общества относительно природы [12, с. 28].
Однако следует заметить, что только благодаря процессу социализации экологическая культура формируется как качественное новообразование личности, ибо личность — понятие социального происхождения.
Под экологической культурой ученые понимают часть общей культуры — совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой) [6, с. 37].
Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребенка.
Понятие экологической культуры — комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностную структуру. «Это понятие, — отмечает Н. С. Дежников, — включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру, и любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания» [6, с. 41].
Учитывая непрерывный характер развития личности, необходимость придания педагогическому процессу целостного характера, мы считаем целесообразным в качестве целевой установки обучения и воспитания определить развитие экологической культуры личности. При этом каждый из рассматриваемых процессов не может выступать достаточным, но является необходимым условием эффективности развития экологической культуры.
" Развитие экологической культуры личности, пишет И. Д. Зверев — результат широкого процесса экологизации личности — становление ее сущностных сил, обеспечивающее экологически обоснованное взаимодействие с окружающим" [9, с. 10].
Исходя из выше сказанного, понятия «экологическое воспитание» и «воспитание экологической культуры» можно рассматривать как тождественные при условии установки экологического воспитания на развитие экологической культуры.
1.2 Специфика экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Специфика процесса экологического воспитания объективно обусловлено ориентированностью его на окружающую среду. Ориентация на внешний мир выступает ведущей относительно внутреннего мира, а возникающие противоречия между внутренней сущностью личности (интересами, потребностями и другое) и необходимостью соизмерения «внутреннего» с «внешним» окружением, включая природную среду, — мощной специфической движущей силой процесса экологического воспитания.
Данное противоречие характерно для всех уровней процесса экологического воспитания. Обострения глобальных экологических проблем выступило сегодня в острейшее противоречие с потребительской культурой населения планеты и стимулирует человечество к соизменению, переориентации, поиску новых принципов взаимодействия с окружающим.
Специфическими движущими силами процесса экологического воспитания младших школьников выступают противоречия между многообразием окружающего мира и небольшим опытом по взаимодействию с ним, знаний о явлениях окружающей жизни. Этим противоречием, наиболее острым в период дошкольного детства обусловлена та интенсивность, с которой в рассматриваемый период происходит накопление личного опыта, познавательная активность ребенка.
Специфической движущей силой процесса экологического воспитания дошкольников является противоречие между преимущественно негативным опытом по взаимодействию с окружающим миром, который ребенок приобретает «стихийно», и знаниями, ценностями, предлагаемыми ему в целенаправленном педагогическом процессе. Обострение данного противоречия является особенностью нашего времени, конкретноисторической, экологической ситуации, сложившейся как в нашей стране, так и в масштабах всей планеты. Дошкольник наблюдает мусорные свалки, создаваемые взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, в то время как в учреждениях дошкольного образования он узнает о пагубном отношении влиянии подобной деятельности человека на природу, вреде, наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывает чувство жалости к животным и растениям, попавшим в беду.
Процесс экологического воспитания дошкольников характеризуется противоречием между интенсивностью освоения ребенком окружающего мира, накопления личного опыта и эффективностью целенаправленных воздействий. Последние, как правило, отступают на второй план перед «стихийным» влиянием окружающей среды.
Процесс освоения ребенком окружающего мира, как и процесс развития личности, является непрерывным и, как уже было отмечено, отличается своей интенсивностью. В связи с этим в экологическом воспитании дошкольников особо важен принцип «опережающего педагогического воздействия», лишь следуя которому возможно обеспечить ребенку позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой и «удержать» в системе целенаправленных воздействий. Принцип «опережения» должен распространяться и на содержание процесса, и формы организации деятельности детей.
Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Сформированная в этот период наглядно-образная картина является важнейшим фактором развития экологической культуры личности в школьном возрасте. Игровая творческая деятельность, основанная на опыте взаимодействия с окружающей средой, выступает «второй реальностью» в детском мировосприятии.
Однако, важнейшей закономерностью процесса экологического] воспитания дошкольников, выступающей следствием происходящего в данном возрасте осознанного восприятия окружающего мира, является постепенное преодоление ребенком мифологического мироощущения, выделение природы и самого себя как самостоятельных объектов и переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой. При этом интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода [22, с. 25].
Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлено необходимость осуществления всеобщего, обязательного первоначального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.
Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным как часть мировоззрения, общего познания мира; с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранную деятельность учащихся; с нравственным, формирующим чувство ответственности по отношении к природе и людям. «Воспитание экологической культуры личности определяется универсальным значением природы для человека и общества и включает в себя знания о компонентах и их взаимосвязях в системе „человек—общество—природа“, а также нравственное и эстетическое отношение к природе» [17, с. 15]. Основными показателями экологической воспитанности является понимание детьми современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.
Глава II. Работа учреждения дошкольного образования по экологическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Определение уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста Эффективная реализация экологического воспитания ведет к формированию у ребенка основ экологической культуры. Как уже было отмечено ранее, под экологической культурой ученые понимают часть общей культуры личности — совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой) [6, с. 37].
Экологическая культура личности включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой [14, с. 466].
Содержание компонентов экологической культуры раскрыто в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ. В частности, в процессе экологического воспитания дошкольников необходимо обеспечить «овладение первоначальными знаниями о природе, о взаимосвязи человека с окружающей природной средой. Формирование гуманного отношения к природе, представления об уникальности каждого живого существа» [17, с. 16].
Т.С. Комарова, раскрывая содержание процесса формирования основ экологической культуры дошкольника, выделяет задачи образовательной направленности:
· формировать элементарные экологические знания;
· развивать экологические представления;
· формировать начала экологического мировоззрения;
· уточнять, систематизировать и углублять знания детей о природных явлениях;
· формировать систему знаний о живой и неживой природе;
· показать единство и многообразие форм живой природы;
· формировать представления о природных явлениях и учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:
а) познакомить детей с особенностями жизни животного мира (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства);
б) показать взаимосвязь растений и животных со средой обитания: растения служат кормом для животных, животные распространяют семена;
в) показать многообразие живых организмов, их экологическое единство, сообщество живых организмов;
г) показать детям, что человек — часть природы, его жизнь на Земле во многом зависит от природы, а сохранность ее связана с деятельностью человека;
* познакомить детей с Красной книгой (13, с. 144].
В программе дошкольного образования «Пралеска» отмечается, что старший дошкольник должен овладеть знаниями о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах, о целостности и уникальности каждого природного сообщества, об общевитальных признаках человека, животных и растений: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, об объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных (20, с. 208−209).
Таким образом, на основе анализа педагогической литературы мы можем выделить критерии сформированности экологических знаний старших дошкольников:
· знания о животных, птицах и насекомых;
· знания о растительном мире;
· знания о неживой природе;
· знания о временах года;
· отношение к миру природы.
Для определения уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста нами была разработана беседа по экологическому воспитанию. Вопросы беседы:
1) Каких животных вы знаете?
2) Каких птиц вы знаете?
3) Какие поры годы вы знаете?
4) Какая погода бывает зимой (осенью, весной, летом)?
5) Что бывает с растениями осенью (зимой, весной, летом)?
6) Что происходит с птицами, животными, рыбами зимой (весной, летом, осенью)?
7) Кому нужен воздух?
8) Для чего нужна вода?
9) Во что может превращаться вода (в снег, лед, иней, пар, дождь)?
10) Какие планеты вы знаете?
Результаты беседы занесены в таблицу 2.1.
Поскольку эффективное воспитание основ экологической культуры своим результатом имеет достижение определенного уровня сформированности экологических знаний, то констатирующий этап исследования был направлен на определение условных уровней их сформированности у старших дошкольников.
В исследовании приняли участие 10 воспитанников детского сада № 4 г. Ивье (приложение 1).
Описание уровней экологических знаний детей.
1 уровень — ниже среднего. У ребенка наблюдается некоторая заинтересованность в выполнении задания. Содержание ответов в большинстве случаев не соответствует эталонам. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.
2 уровень — средний. У ребенка есть заинтересованность в выполнении задания. Ребенка увлекает процесс работы. Ответы детей соответствуют половине эталону. Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.
3 уровень — высокий. Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Верно, называет и находит причины наблюдаемого явления, выделяет существенные признаки, правильно находит общее и различное в объектах и явлениях. Системные знания. Объекты рассматриваются целостно, в закономерных связях.
2.2 Осуществление работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста С целью повышения уровня знаний детей старшего дошкольного возраста, нами была подготовлена серия занятий, выявляющих наличие знаний о животных, птицах и насекомых; знаний о растительном мире; знаний о неживой природе; знаний о временах года; отношения к миру природы. экологический воспитание дошкольник природа Занятие № 1
Цель: определить уровень знания детей о характерных особенностях животных, птиц и насекомых.
Оборудование: три больших карты с различным изображением природных ландшафтов. Первая карта разделена на три части. На первой части изображен хозяйственный двор, на второй — лес, на третьей — пейзаж жарких стран. Вторая карта с изображением голубого неба, ветвей деревьев и земли. Третья карта с изображением неба и разноцветного луга. Фигурки вырезанных животных: лошадь, корова, поросенок, коза, баран, собака; волк, лиса, медведь, заяц, олень,™гр, слон, жираф, зебра. Фигурки вырезанных птиц: голубь, синица, воробей, дятел, сорока, ворона, снегирь, сова. Фигурки вырезанных насекомых: бабочка, пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, паук.
Инструкция к проведению:
1. Педагог предлагает ребенку взять первую карту, где изображено три картинки: хозяйственный двор, лес и пейзаж жарких стран.
Педагог. Из всех силуэтных картинок нужно выбрать животных и разместить их на карте с учетом проживания.
2. Педагог предлагает ребенку взять вторую карту, где изображено небо, земля и ветви деревьев.
Педагог. Из всех оставшихся картинок нужно выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
3. Педагог предлагает ребенку взять третью карту, где изображено небо и луг.
Педагог. Из оставшихся картинок нужно разместить на данной карте только насекомых.
В случае если на столе остались силуэты с изображением каких-либо представителей, предложите ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией.
Спросить ребенка, по каким признакам размещены представители животного мира на картах.
После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать две картинки с изображением животных, три картинки с изображением птиц и три картинки с изображением насекомых. Затем педагог предлагает ребенку ответить на вопросы в соответствии с выбранными картинками.
1. Как называется животное (птица, насекомое)?
2. Что ты можешь рассказать про это животное (птицу, насекомое)?
3. Твое отношение к ним.
Занятие № 2
Цель: определить уровень знаний детей о характерных особенностях растительного мира.
Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению
· Педагог называет ребенку 5 комнатных растений: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка), бальзамин султанский (огонек). Просит ребенка показать эти растения.
Вопросы к детям:
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
Расскажи, как правильно ухаживать за комнатными растениями?
Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
Для чего нужны людям комнатные растения?
Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
· Педагог предлагает детям назвать:
а) деревья и кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и двойные деревья (ель, елка, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Занятие № 3
Цель: определить уровень знания детьми характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: баночка с песком, баночка с камнями, баночка с водой. Инструкция к проведению:
Педагог предлагает детям определить содержимое баночки. «Что лежит в баночке?»
После того как дети назовут объекты неживой природы, педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
Какие знаешь свойства песка?
Для чего человек может использовать песок?
Какие знаешь свойства камней?
Для чего человек может использовать камни?
Какие знаешь свойства воды?
Для чего человек может использовать воду?
Занятие № 4
Цель: определить уровень знания у детей времен года.
Оборудование: альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению Педагог спрашивает, какое время года нравится больше всего и почему. Предлагает нарисовать картинку, где будет изображено это время года.
Затем педагог просит назвать время года, которое наступит после любимого ребенком времени года, что будет за ним и т. д.
Педагог предлагает ребенку послушать ситуации и ответить на вопрос: «Когда это бывает?»
· Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
· Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
· С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
· На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Занятие № 5
Цель: определить уровень отношения детей к миру природы.
Инструкция к проведению Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
· Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)?
(В случае если у ребенка нет домашних животных, педагог спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)
· Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду (если они есть)?
(В случае, если в детском саду нет обитателей живого уголка, педагог спрашивает: «Если бы у нас в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»)
· Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
· Как мы можем помочь зимующим птицам?
Данные диагностики занесены в таблицу 2.2.
Общая сумма баллов, набранная каждым испытуемым, интерпретируется следующим образом.
Высокий уровень (15—13 баллов). Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Ребенок знает объекты неживой природы и правильно называет их качественные характеристики. Самостоятельно приводит примеры о том, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы (песок, камни, вода).
Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в определенной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень (12—8 баллов). Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок в основном классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. В основном сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Ребенок знает объекты неживой природы и в основном правильно называет их качественные характеристики. Самостоятельно приводит примеры о том, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы (песок, камни, вода).
Ребенок в основном правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в определенной последовательности. С помощью наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень ниже среднего (7—5 баллов). Ребенок допускает частые ошибки в названии представителей животного мира. Допускает значительные ошибки при разделении их по видам: звери, птицы и насекомые. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). Не знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально не выражает свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок не может классифицировать растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У него не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями.
Ребенок не знает объекты неживой природы. Не может правильно назвать их качественные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы (песок, камни, вода).
Ребенок неправильно называет времена года. Не может перечислить их в определенной последовательности.
Результаты исследования степени сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста распределились следующим образом (таблица 2.3).
Полученные результаты свидетельствуют, что лишь 30% (3 чел.) обследованных старших дошкольников могут назвать характерные признаки представителей животного и растительного мира, объектов неживой природы, знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, без труда выражают свое отношение к объектам природы. При этом так же 30% (3 чел.) детей не всегда могут назвать характерные признаки представителей животного и растительного мира, лишь в основном знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, иногда не понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. К сожалению, 40% (4 чел.) — затрудняются отвечать на поставленные вопросы, допускают частые ошибки в названии представителей животного и растительного мира, не имеют представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, не понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, к тому же затрудняются выражать свое отношение к проблеме.
Таким образом, в целом исследование показало невысокий уровень сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Было установлено, что в интересующий нас возрастной период наряду с накоплением представлений о конкретных объектах растительного и животного мира происходит некоторое сужение объема знаний о связях и взаимодействиях в социоприродном окружении. Одновременно возрастает осознание необходимости гуманного отношения к миру, что связано, на наш взгляд, с общим расширением собственного опыта детей, имеющихся в нем образцов поведения других людей, опыта собственных поступков, подкрепленного определенными оценками взрослых. Анализ результатов констатирующего эксперимента подтвердил важность осуществления непосредственного общения с природой в семье и детских образовательных учреждениях, использования в решении этой проблемы потенциала всей системы образования.
Заключение
Экологическое воспитание — целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Эффективная реализация экологического воспитания ведет к формированию у личности экологической культуры.
Понятия «экологическое воспитание» и «воспитание экологической культуры» ученые считают возможным рассматривать как тождественные при условии установки экологического воспитания на развитие экологической культуры.
Понятие экологической культуры — комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру. Под экологической культурой подразумевается часть общей культуры — совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой).
Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста.
Ученые сходятся во мнении о том, что для того, чтобы научить ребенка дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, в первую очередь, сформировать у него определенные знания о живой и неживой природе.
Критериями сформированности экологических знаний старших дошкольников являются:
· знания о животных, птицах и насекомых;
· знания о растительном мире;
· знания о неживой природе;
· знания о временах года;
· отношение к миру природы.
Результаты проведенного нами исследования показывают, что лишь 30% (3 чел.) обследованных старших дошкольников могут назвать характерные признаки представителей животного и растительного мира, объектов неживой природы, знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, понимают — взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, без труда выражают свое отношение к объектам природы. При этом так же 30% (3 чел.) детей не всегда могут назвать характерные признаки представителей животного и растительного мира, лишь в основном знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, иногда не понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. К сожалению, 40% (4 чел.) — затрудняются отвечать на поставленные вопросы, допускают частые ошибки в названии представителей животного и растительного мира, не имеют представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы, не понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, к тому же затрудняются выражать свое отношение к проблеме.
Анализ результатов констатирующего эксперимента подтвердил важность осуществления непосредственного общения с природой в семье и дошкольных учреждениях, использования в решении этой проблемы потенциала всей системы образования.
Список использованных источников
1. Барковская О. М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О. М. Барковская // Начальная школа. — 1994. — № 2. — С. 32−33.
2. Бобылева Л. Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л. Д. Бобылева // Биология в школе. — 1996. — № 3. — С. 57−59.
3. Болотина Л. Р. Педагогика: учебное пособие для педагогических институтов / Л. Р. Болотина. — М.: Просвещение, 1987. — 379 с.
4. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова // Экологическое образование: концепции и методические подходы. — М.: Просвещение, 1996. — С. 66−79.
5. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников / А. Н. Воробьева // Начальная школа. — 1998. — № 6. — С. 63−64.
6. Дежникова Н. С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие / Н. С. Дежникова. и др. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 322 с.
7. Захлебный А. Н. Научно технический прогресс и экологическое образование / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина // Советская педагогика. — 1985. — № 12. — С. 10−12.
8. Захлебный А. Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации / А. Н. Захлебный // Советская педагогика. — 1984. — № 9. — С. 16−22.
9. Зверев И. Д. Экогласность и образование / И. Д. Зверев // Советская педагогика. — 1991. — № 1. — С. 9−11.
10. Климцова Т. А. Экология в начальной школе / Т. А. Климцова // Начальная школа. — 2000. — № 6. — С. 75−76.
11. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся / Т. В. Кучер.- М.: Просвещение, 1990. — 126 с.
12. Кириллова Д. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы / Д. А. Кириллова // Начальная школа. — 1989. — № 5. — С. 25−27.
13. Комарова Т. С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ: учебно-методическое пособие / Т. С. Комарова, О. Ю. Филлилс. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 323 с.
14. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М.: Юрайт-М, 2001. — 566 с.
15. Лола В. Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы / В. Л. Лола // Начальная школа. — 1988. № 1.— С. 25−27.
16. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. П. Молодова. — Минск: Асар, 1999. — 212 с.
17. Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция; Программа на 2006;2010 годы. — Минск: НИО, 2007. — 64 с.
18. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие / С. Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 345 с.
19. Печко Л. П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л. П. Печко // Советская педагогика. -1987. — № 3. — С. 29−32.
20. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько и др. — Минск: НИО; Аверсэв, 2007. — 320 с.
21. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2001. — 277 с.
22. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников / Л. П. Салеева // Начальная школа. — 1991. — № 4. — С. 24−27.
23. Салеева Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Л. П. Салеева. — М.: Просвещение, 1978. — 49 с.
24. Суравегина И. Т. Методическая система экологического образования / И. Т. Суравегина // Советская педагогика. — 1988. — № 9. — С. 31−34.
25. Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И. В. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 299 с.
26. Экологическое воспитание дошкольников: пособие для специалистов дошкольного возраста / автор-сост. С. Н. Николаева. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. — 189 с.
Приложения Приложение 1
Список детей:
1. Наташа Б.
2. Витя К.
3. Надя Л.
4. Андрей М.
5. Витя М.
6. Диана П.
7. Олег Р.
8. Оля С.
9. Дима Т.
10. Денис У.
Приложение 2
Таблица 2.1 — Результаты беседы
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Номера вопросов | ||||||||||
1 11 | Наташа Б. | Высокий | Высокий | Средний | Средний | Высокий | Средний | Высокий | Средний | Высокий | Средний | |
2 22 | Витя К. | Средний | Ниже среднего | Ниже среднего | Ниже среднего | Средний | Средний | Ниже среднего | Средний | Средний | Ниже среднего | |
3 3 | Надя Л. | Средний | Средний | Средний | Ниже среднего | Ниже среднего | Средний | Средний | Ниже среднего | Средний | Средний | |
4 4 | Андрей М. | Высокий | Высокий | Высокий | Средний | Высокий | Средний | Высокий | Высокий | Средний | Высокий | |
5 5 | Витя М. | Средний | Средний | Ниже среднего | Ниже среднего | Средний | Средний | Ниже среднего | Средний | Ниже среднего | Ниже среднего | |
6 6 | Диана П. | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | |
7 7 | Олег Р. | Средний | Средний | Ниже среднего | Ниже среднего | Ниже среднего | Ниже среднего | Ниже среднего | Ниже среднего | Ниже среднего | Ниже среднего | |
8 8 | Оля С. | Высокий | Высокий | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | Средний | |
9 29 | Дима Т. | Средний | Средний | Ниже среднего | Ниже среднего | Средний | Ниже среднего | Ниже среднего | Средний | Средний | Ниже среднего | |
10 10 | Денис У. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий | Средний | |
Приложение 3
Таблица 2.2 — Результаты исследования степени сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
{№п/п | Фамилия, имя ребенка | Знания о животных, птицах и насекомых | Знания о растительном мире | Знания о неживой природе | Знания о временах года | Отношение к миру природы | Обший результат | |
1 11 | Наташа Б. | Высокий (3 балла) | Высокий (3 балла) | Средний (2 балла) | Средний (2 балла) | Высокий (3 балла) | Высокий (13 баллов) | |
2 22 | Витя К. | Ниже среднего (1 балл) | Ниже среднего (1 балл) | Средний (2 балла) | Средний (2 балла) | Ниже среднего (1 балл) | Ниже среднего (7 баллов) | |
3 3 | Паля Л. | Средний (2 балла) | Ниже среднего (1 балл) | Ниже среднего (1 балл) | Средний (2 балла) | Средний (2 балла) | Средний (8 баллов) | |
4 4 | Андрей М. | Высокий (3 балла) | Средний (2 балла) | Средний (2 балла) | Высокий (3 балла) | Высокий (3 балла) | Высокий (13 баллов) | |
5 5 | Витя М. | Ниже среднего (1 балл) | Ниже среднего (1 балл) | Средний (2 балла) | Ниже среднего (1 балл) | Средний (2 балла) | Ниже среднего (7 баллов) | |
6 6 | Диана П. | Средний (2 балла) | Средний (2 балла) | Средний (2 балла) | Средний (2 балла) | Средний (2 балла) | Средний (10 баллов) | |
7 7 | Олег Р. | Ниже среднего (1 балл) | Ниже среднего (1 балл) | Ниже среднего (1 балл) | Средний (2 балла) | Ниже среднего (1 балл) | Ниже среднего (6 баллов) | |
8 8 | Оля С. | Высокий (3 балла) | Средний (2 балла) | Средний (2 балла) | Средний (2 балла) | Высокий (3 балла) | Средний (12 баллов) | |
9 29 | Дима Т. | Ниже среднего (1 балл) | Средний (2 балла) | Ниже среднего (1 балл) | Ниже среднего (1 балл) | Средний (2 балла) | Ниже среднего (7 баллов) | |
10 10 | Денис У. | Высокий (3 балла) | Высокий (3 балла) | Средний (2 балла) | Высокий (3 балла) | Высокий (3 балла) | Высокий (14 баллов) | |
Приложение 4
Таблица 2.3 — Уровни сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Уровень | Старшие дошкольники | ||
кол-во чел. | % | ||
Высокий | |||
Средний | |||
Ниже среднего | |||