Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти данные учитывались при создании «Центра творческих инициатив», который стал достаточно самостоятельным подразделением школы. Содержание его деятельности включает четыре основных направления: «Образование», «Культура», «Здоровье», «Досуг», каждое из которых имеет свою точку опоры для реализации своих конкретных задач («Английский бизнес-клуб», «Школьный театр «Талисман… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    • 1. 1. Внеклассная и внешкольная работа в теории и практике отечественной педагогики
    • 1. 2. Становление системы дополнительного образования в современных социокультурных условиях
    • 1. 3. Дополнительное образование как фактор гуманизации системы общего среднего образования
  • Выводы по 1-й главе
  • ГЛАВА. И. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 2. 1. Сущность и особенности школьного дополнительного образования
    • 2. 2. Дополнительное образование — пространство самоопределения школьников
    • 2. 3. Создание системы дополнительного образования на основе модели «Центра творческих инициатив»
  • Выводы по 2-й главе

Педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложная ситуация, сложившаяся во многих сферах жизни общества — в политике, экономике, культуре, не могла не сказаться пагубно и на системе образования. Имеющиеся в ней проблемы приобрели в последние годы более резкий характер. При этом становится все очевидней, что необходимость их скорейшего решения важна не только для самого образования, но и для возрождения страны в целом.

Дополнительное образование, являясь новым видом образования, обладает огромным социокультурным потенциалом для развития как всей образовательной системы, ее различных учреждений, так и для отдельной личности. Пока этот потенциал еще недостаточно изучен.

Нормативные основы дополнительного образования изложены в «Законе об образовании Российской Федерации», в ряде документов Минобразования России, в решениях коллегий «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей» (май, 1994 г.), «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения» (ноябрь, 1994 г.), «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» (июнь, 1996 г.) и др.

Многие проблемы, связанные с теоретическими основами внешкольного образования, внеурочной работы, лежащих сегодня в основе современного дополнительного образования, рассматривались в трудах выдающихся русских и советских педагогов: П. П. Блонского, А. У. Зеленко, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, Е. Н. Медынского, В. Н. Терского, С. Т. Шацкого, К. Д. Ушинского. Позже к этим вопросам обращались В. А. Сухомлинский, Э. Г. Костяшкин, И. П. Иванов. ///,.

Значительный вклад в изучение истории вопроса, методических и управленческих аспектов в деятельности внешкольных учреждений внесли В. В. Белова, М. Б. Коваль, Б. В. Першуткин, А. К. Бруднов, Г. Н. Попова, Г. П. Буданова, О. Е. Лебёдев, М. Е. Кульпединова, В. А. Горский, М. Г. Логинова, А. И. Щетинская./^ 26, /J3,20, Г?, Щ /??/.

Изучением проблемы дополнительного образования в общеобразовательной школе пока занимались значительно меньше. Среди первых работ, специально посвященных этой теме, — работы Е. Б. Евладовой, Л. А. Николаевой, В. И. Лушникова, Н. А. Черновой.

Осмысление ценности дополнительного образования с точки зрения психологической науки было сделано А. Г. Асмоловым, В. И. Пановым, А. А. Прудцевой. S29/.

Для нашего исследования имели большое значение работы, посвященные разработке концептуальных основ воспитания, вопросам создания системы воспитания в общеобразовательных учрежденияхЛ.И.Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. А. Караковского, Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, Т. И. Петраковой, Н. Е. Шурковой, Е.А.Ямбурга//ор, /39,73,23/,.

Общие проблемы образования, особенности его развития на современном этапе, важность непрерывного образования показаны в работах Ю. К. Бабанского, П. В. Худоминского, Ю. К. Васильева, Б. С. Гершунского, Ю. В. Громыко, В. С. Леднева, В. Г. Онушкина.//Of.

Мы обратились также к работам, где рассматриваются проблемы образования в Москве — Л. Е. Курнешовой, Н. Г. Минько, В.Б.Новичкова//б/^/.

Актуальность проблемы дополнительного образования школьников, необходимость дальнейшей разработки научно-методических основ ее развития, потребность школьной практики в выявлении условий создания целостной системы дополнительного образования, и недостаточная изученность проблем, связанных со спецификой дополнительного образования в условиях общеобразовательных учреждений обусловлен выбор темы нашего исследования «Педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях».

Объект исследования — дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования — педагогические основы развития системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях на современном этапе.

Цель исследования: определение педагогических основ, способствующих эффективному развитию системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Гипотеза: формирование системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях возможно при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

•учета специфики конкретного образовательного учреждения, его социокультурного окружения и направленности интересов учащихся и педагогов;

•структурного оформления дополнительного образования как особого подразделения школы на основе определения его главного системообразующего элемента и разработки оптимальной для данной школы модели дополнительного образования;

•использование возможностей дополнительного образования для личностного и профессионального самоопределения школьников, их социальной адаптации и развития общекультурных интересов;

•создания условий для творческого и профессионального роста всех педагогов, включенных в систему дополнительного образования;

•установление организационных и содержательных связей между блоками дополнительного образования и другими подразделениями школы, а также с учреждениями дополнительного образования, вузами, учреждениями культуры, общественными организациями.

Методологической и теоретической основой исследования является совокупность философских, психологических, педагогических знаний о системности образования, тенденциях его развитияо проблемах непрерывного образования и его составной части — дополнительного образования.

В процессе работы использовался комплекс методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической, социологической, методической литературы, опытно-экспериментальная работа, изучение опыта общеобразовательных учреждений по формированию системы дополнительного образования, анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, моделирование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Выявлены особенности развития дополнительного образования школьников на современном этапе, его основные проблемы (отсутствие необходимого научно-методического обеспечения деятельности педагогов дополнительного образования, их недостаточная профессиональная подготовленность, недооценка потенциальных возможностей дополнительного образования в решении многих педагогических и психологических вопросов).

2. Рассмотрена сущность и специфика дополнительного образования в условиях общеобразовательных учреждений (связь с содержанием основного образования, компенсация ограничений в развитии личности ребенка, связанных с обязательностью образовательных стандартов и классно-урочной работывыполнение задач социокультурной адаптации, личностной и профессиональной самореализации школьников, расширения воспитательного и культурного пространства школы).

3. Определены педагогические основы формирования системы дополнительного образования в школе (учет особенностей конкретного образовательного учреждения, обеспечение условий для творческого и профессионального роста педагогов дополнительного образования, создание блока дополнительного образования и обеспечение его связей с другими подразделениями школы, равно как и с внешними организациями).

Практическая значимость исследования заключается в разработке модели дополнительного образования, создании методических материалов для развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, программы экономического образования школьников в системе дополнительного образования.

Ваза исследования: общеобразовательные школы №№ 1272, 505, 1180 г. Москвы.

Исследовательская работа осуществлялась в три этапа (с 1993 по 1998 гг.).

На первом этапе — аналитико-поисковом (1993;1995 гг.) велось изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучался опыт внеклассной и внешкольной работы.

На втором этапе (1995;1997 гг.) — создавалась модель дополнительного образования и проводилась его опытно-экспериментальная проверка, определялись основные условия развития системы дополнительного образования в условиях конкретного образовательного учреждения.

На третьем этапе (1997;1998 гг.) осуществлялись систематизация и обобщение результатов' исследования, определение дальнейших направлений исследования проблемы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждаются использованием важных положений педагогической и психологической науки, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам исследования, успешностью практической работы диссертанта.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на заседаниях лаборатории дополнительного образования Института общего образования Минобразования РФна окружных и городских научно-практических конференциях г. Москвы по проблемам дополнительного образования, на педагогических советах школы № 1272 г. Москвы.

На защиту выносятся:

1. Особенности, проблемы и перспективы развития дополнительного образования на современном этапе: преемственность дополнительного образования с внешкольным и внеклассным воспитанием, основные положения которого были разработаны в русской дореволюционной и советской педагогикереализация федеральной программы построения системы дополнительного образования как части непрерывного образования.

2. Специфика дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, заключающаяся в преодолении противоречия между необходимостью освоения образовательных стандартов и обеспечением развития индивидуальных интересов и способностей каждой личности в соответствии с принципами гуманистической педагогики.

3. Педагогические основы дополнительного образования в школе: учет особенностей образовательного учреждения и его социокультурного окружения, создание блока дополнительного образования, обладающего определенной самостоятельностью и, одновременно, тесно связанного с учебно-воспитательной деятельностью школы, определения содержательной базы дополнительного образования и условий для самоопределения школьников, развития их творческой активности.

В ы в о д ы по II — й главе.

Итак, рассмотрены сущность и специфика дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Дополнительное образование в школе — явление более широкое, чем существовавшая долгие годы внеурочная деятельность. Оно представляет собой особое пространство для развития ребенка, которое Дополнительное образование в школе явление более широкое, чем существовавшая долгие годы внеурочная деятельность. Оно представляет собой особое пространство для развития ребенка, которое при этом тесно связано с основными образованием. Взаимосвязь этих двух сфер, позволяющая сблизить процессы обучения, воспитания и развития, является специфической чертой дополнительного образования в школе. Среди других его особенностей — приоритетное внимание воспитательным проблемамрасширение эмоционально-образной сферы жизни ребенкасоздания условий для активизации его творческих и познавательных способностейразвитие социально-культурного потенциала школьного пространства.

Среди различных организационных форм дополнительного образования наиболее эффективной в школе является клуб, т.к. в условиях школы наиболее полно отвечает как особенностям самого учреждения (возможность использовать такое объединение как системообразующий элемент для развития всей системы дополнительного образования), так и потребностям учащихся (стремящимся к неформальному общению со сверстниками и со взрослыми в процессе познавательной и досуговой деятельности). Дополнительное образование может реализовываться и на уроках, когда учитель расширяет рамки образовательных стандартов прежде всего за счет введения материала, имеющего широкое культурологическое значение, интегрирующее гуманитарное и естественнонаучное знание. Задачи дополнительного образования решаются, в основном, собственными педагогическими силамиклассными руководителями, воспитателями ГПД, педагогами-организаторами, вожатыми, социальными педагогами и руководителями кружков, секций, клубов, являющихся зачастую учителями той же школы. В этом есть свои достоинства (учет содержания основного образования, умение достаточно четко и логично планировать занятия с детьми) и недостатки (стремление использовать формы и методы классно-урочной работы, недостаточная открытость результатов детского творчества).

Изучены возможности дополнительного образования как сферы самоопределения школьников. Проблема заключается в том, что учебный процесс, как бы хорошо он не был организован, не может принять на себя функции социальной адаптации выпускников к жизни в быстро меняющемся мире, полном конфликтов и противоречий. Раскрывая и активизируя разнообразные интересы и способности школьников, дополнительное образование содействует осознанному выбору ими предпочтительной сферы занятий в свободное время. Причем в частности, предпрофессиональная ориентация происходит в едином контексте с жизненным и личностным самоопределением выпускников.

В исследованиях, которые были посвящены этой проблеме, теоретически и практически обосновываются широкие возможности дополнительного образования для обеспечения ценностно-ориентационных, познавательных, коммуниктивных, досуговых видов деятельности. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Выявлены и экспериментально проверены возможности создания системы дополнительного образования в условиях профильной школы № 1272 (кола с углубленным изучением английского языка). С этой целью были изучены особенности школы, направленность интересов учащихся и педагогов. В результате стала понятна противоречивость ситуации. С одной стороны — недооценка значимости дополнительного образования, неумения педагогов использовать имеющиеся в школе творческие объединения, несогласованность в действиях руководителей этих объединений, пассивное и малосодержательное проведение досуга школьниками. А с другой — желание учащихся включиться в различные занятия по интересам, принимать участие в такой деятельности, которая дала бы возможность раскрыть потенциальные способности, невостребованные в учебном процессе.

Эти данные учитывались при создании «Центра творческих инициатив», который стал достаточно самостоятельным подразделением школы. Содержание его деятельности включает четыре основных направления: «Образование», «Культура», «Здоровье», «Досуг», каждое из которых имеет свою точку опоры для реализации своих конкретных задач («Английский бизнес-клуб», «Школьный театр «Талисман», «Туристско-краеведческий клуб «Азимут», «Экскурсионное бюро»). Однако основным системообразующим элементом «Центра» стала «Школа менеджеров». Ее первоначальные задачи (подготовка к работе в сфере бизнеса и поступлению в экономические вузы) были значительно расширены в соответствии с потребностями старшеклассников (усиление культурологического и воспитательного направлений, учет содержания обязательных учебных дисциплин, увеличение числа школьников разного возраста, ориентация на их насущные потребности и интересы. Это позволило лучше продумать содержание и организацию всего дополнительного образования в школе.

Структурирование всей внеклассной и внешкольной работы способствовало формированию целостной системы дополнительного образования, построенной с учетом социокультурного окружения, особенностей учебно-воспитательного процесса школы, ее традиций, интересов учащихся и педагогов. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность выбранного пути и эффективность подобной модели дополнительного образования. Среди основных позитивных изменений можно наблюдать:

— рост числа школьников, занятых в различных творческих объединениях, положительные изменения в структуре их культурно-досуговых интересов, увеличение числа тех, кто определился в выборе будущей профессии и тех, кто проявил творческую познавательную активность;

— повышение профессионального, творческого уровня педагогов, расширение их общекультурного кругозора, координация действий педагогов внутри «Центра» и установление контактов с классными руководителями, с учителями-предметниками;

— улучшение управляемости структурного подразделения дополнительного образования, налаживание организационных и содержательных связей с основным образованием, расширение внешних связей «Центра».

Таким образом, на основании результатов теоретического и практического исследования удалось выявить педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях (учет специфики школыструктурное оформление дополнительного образования как особого подразделенияиспользование возможностей дополнительного образования для личностного и профессионального самоопределения школьниковсоздание условий для творческого и профессионального роста педагоговустановление организационных и содержательных связей между основным и дополнительным образованием), что и составляет суть нашей диссертационной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Если охарактеризовать в целом те позитивные изменения, которые произошли в школе после создания «Центра творческих инициатив», то можно выделить следующие моменты:

1. Структурирование внеклассной и внешкольной работы, определение системообразующего элемента, позволившее разработать достаточно эффективную модель дополнительного образования.

2. Налаживание продуктивных связей между дополнительным и общим образованием (учет содержания отдельных учебных дисциплин при разработке программ кружков, секций, клубовпроведение совместных занятий по комплексным общегуманитарным темам силами педагогов дополнительного образования и школьных учителей и др.).

3. Рост общего числа школьников, включившихся в различные виды внеурочной деятельности. Если количество учащихся 5−7 классов возросло на 10%, то число старшеклассников увеличилось почти втрое (с 11% до 30). Они составляют подавляющее большинство в «Школе менеджеров».

4. Расширение связей с различными организациями, помогающими решать проблемы культурной и социальной адаптации школьников.

5. Произошли изменения в структуре культурно-досутовых интересов школьников. При сохранении высокого рейтинга таких показателей как «общение с друзьями» и «просмотр телепередач» возросло и число тех, кто более активно стал заниматься спортом (42%), увлекся культурно-образовательными видами деятельности (27%).

6. Отмечены качественные изменения в сфере профессиональных ориентации выпускников. Число твердо определившихся с выбором будущей профессии и, что особенно важно, имеющих о ней достаточно точные представления, увеличилось с 4% до23%. Причем речь идет не только о профессиях, связанных с бизнесом. Большинство старшеклассников (63%) предполагают связать свою жизнь с гуманитарными профессиями: педагог, психолог, юрист, переводчик. 19% рассчитывают найти себя в мире технических специальностей.

7. Положительно оценивать работу «Центра» стали учителя школы, увидевшие в нем новые возможности в решении важных воспитательных задач, развития социально-значимых качеств учащихся. Увеличилось число педагогов, которые разработали авторские программы и методические материалы.

Существенным показателем эффективности работы «Центра», на наш взгляд, являются открывающиеся сегодня перспективы его дальнейшего развития. Прежде всего это касается увеличения числа ребят, занимающихся в различных творческих объединениях. Созданы условия для активного привлечения младших школьников. В «Школе менеджеров» апробируется курс «Экономики для малышей», начала работать игротека, которой руководят учащиеся 7−9 классов. Предполагается создать школьную общественную организацию, объединяющую ребят разного возраста, обладающих лидерскими качествами и стремящимися решать вопросы самоуправления в школе. Есть большие возможности для интеграции урочной и внеурочной работы, в частности, благодаря театру. Сейчас разрабатывается программа проведения театрализованных уроков по истории. Налаживаются более тесные связи с музеем-заповедником «Коломенское», посещение которого будет происходить в соответствии со специальным планом, учитывающим задачи курса «Москвоведение», уроков музыки, изобразительного искусства и, конечно, возможности кружков, секций, клубов художественного направления.

На основании проведенной теоретической и практической работы можно сделать следующие выводы, подтверждающие исходную гипотезу нашего исследования.

Во-первых, удалось определить и обосновать педагогические основы формирования системы дополнительного образования в общеобразовательном учреждении. Они состоят в:

•определении и учете особенностей конкретного образовательного учреждения, имеющихся внутренних (организационных, материально-технических, кадровых, методических) и внешних (социокультурное окружение) условий;

•создании блока дополнительного образования как особого подразделения школы на основе определения его системообразующего элемента и разработки такой модели, которая наиболее полно отвечала бы особенностям данной школы;

•использовании широких возможностей дополнительного образования для личностного и профессионального самоопределения школьников, социальной адаптации и развития их общекультурных интересов (расширение видов внеурочной деятельности, развитие культурно-образовательных интересов школьников, психологическая поддержка и учет их индивидуальных потребностей, включение в социально-значимую деятельность, ориентация на воспитание нравственных качеств);

•создании условий для творческого и профессионального роста педагогов, реализующих задачи дополнительного образования совершенствование методической работы, помощь в разработке авторских программ);

•установлении организационных и содержательных связей между блоком дополнительного образования и другими подразделениями школы, с внешними учреждениями и организациями (учет содержания основного образования в работе творческих объединений школы, совместная деятельность педагогов дополнительного образования, классных руководителей, учителей-предметников, использование методического и кадрового потенциала учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и науки).

Во-вторых, исследование показало, что дополнительное образование усиливает воспитательный потенциал образовательного учреждения, расширяет его культурное пространство, создает условия для реализации гуманистических идей. Кроме того, потенциал дополнительного образования позволяет создать собственный образовательный «имидж», построить оригинальную учебно-воспитательную систему, отличающуюся новизной содержания и технологий работы. в-третьих, теоретический и фактический материал, представленный в диссертации, подтверждает актуальность темы исследования и необходимость ее дальнейшей разработки (определение новых форм организации дополнительного образования в школе, поиск путей интеграции основного и дополнительного образования, взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, совершенствование научно-методической работы с педагогами, включенными в систему дополнительного образованиясоздание условий для повышения квалификации школьных педагогов дополнительного образования и др.).

Специальное исследование можно провести для изучения многоаспектного влияния дополнительного образования на личность школьников разных возрастных групп, для выявления их ценностных ориентаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.И. Сельские учебно-воспитательные комплексы (организационно-педагогические основы деятельности): Методические рекомендации. Белгород, 1989.
  2. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990.
  3. Н.В. Программно-методическое обеспечение дополнительного образования. Проблемы гуманизации дополнительного детей и формирования нравственных отношений в семье. — М.: Мир Книги, 1995. — С.79−82.
  4. А.Г. На пути к развивающему вариативному образовани. -Сб. «Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития дополнительного образования детей». Вып. 3, М., 1997. -С.4−6.
  5. А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства. — Воспитание школьников, 1995, № 5, С.2−9.
  6. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. Внешкольник, 1997, № 9, С.6−8.
  7. Аттестация педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования детей. Выпуск 2. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. 74 с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
  9. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.
  10. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М., 1989.
  11. Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЛГПУ, 1997.- 380 с.
  12. В.В. Воспитание познавательной, творческой и общественной активности подростков во внешкольных учреждениях. Методические рекомендации. Орел, 1998. 20 с.
  13. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. Педагогика, 1994, № 5, С.21−25.
  14. B.C. Нравственность. Культура. Современность: философские размышления о жизни. Проблемах. М., 1990.
  15. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991.
  16. П.П. Задачи и методы народной школы. Собр. Соч. в 2-хт. Т.1, С.86−164.
  17. П.П. Трудовая школа. Собр. Соч. В 2-х т., Т.1, С. 86 163.
  18. И.Г. Повышение квалификации классных руководителей в условиях гуманизации общества: Автореф. .канд. пед.наук. -Казань, 1992. 21 с.
  19. А.А., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях //Сов. Педагогика, 1991. -№ 5. С. 11−20.
  20. В.Г. Выбор профессии. М.: Педагогика, 1989. — 128 с.
  21. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Опыт разработки концепций воспитания. Часть I. Ростов-на-Дону: Мин-во образ. 1993. — С. 1142.
  22. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. Педагогика, 1995, № 4, С.29−36.
  23. Л., Солдатова Г. Социологнч личности. Социальные институты механизм формирования поведения. //Мое Отечество, 1997, № 2, С.86−91.
  24. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии //Вопросы психологии. 1990. -№ 6. — C.9-I7.
  25. А.К. Развитие дополнительного образования детей Российской Федерации: поиск, опыт, находки. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы конференции. — С. Петербург, 1995, С.4−11.
  26. А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. //Внешкольник, 1996, № 1, С.2−5.
  27. А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования. -Воспитание школьников, 1994, № 5.
  28. Г. П. Свободное время: за и против подростков. //Воспитание школьников, 1997, № 1, С. 17−21.
  29. Воспитательная система школы. Сборник статей /Под ред. Л. И. Новиковой. М&bdquo- 1991.
  30. Воспитательная система школы: проблемы управления, очерки прагматической теории. М.: сентябрь, 1997. — 11 с.
  31. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. М.: НИИ теории и истории педагогики, 1992. — 134 с.
  32. Воспитательная система учебного заведения. Материалы Всесоюзной научно-метод. Конференции. г. Николаев. М.: НИИ теории и истории педагогики, 1992. — 161 с.
  33. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. Мат. городской научно-практич. Конференции. М.: Мирос, 1997. 207 с.
  34. С.Г. В поисках новой модели образования. Личность, семья, школа. С.-Петербург: С.-П. Гос. университет пед.мастерства, 1996. -218 с.
  35. .З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. Изд.2-е, перераб. И дополн. М., 1983.
  36. .З. и др. Учебно-воспитательный комплекс: опыт, проблемы, перспективы //Сов. Педагогика. 1989. — С. 51−57.
  37. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
  38. JI.С. Педология подростка: Проблема возраста //Собр. соч. В 6 т., под ред. Д. Б. Элтконина. М., 1984. Т.4. — С.244−268.
  39. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Методические рекомендации. М., 1992.
  40. О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Опыт разработки концепций воспитания. Часть I. — Ростов-на-Дону: Мин-во образ. 1993. — С.43−63.
  41. О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки. /"Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании". М., 1996. 150 с.
  42. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. Новые ценности образования. Вып. 6, — М., 1996, С. 10−38.
  43. З.Е. Кроме бинома и яблока: Книга для учителя. М., 1990.
  44. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 607 с.
  45. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философия. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с.
  46. В.П., Имякин Ю. С. туризм и краеведение в учреждениях образования: современное состояние и тенденции развития. М., 1998.-С.11−15.
  47. Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции /Под ред. Э. Ш. Камалдиновой, А. Д. Покровской. М., 1995.
  48. В.А. Концепция дополнительного образования детей. //Внешкольник, 1996, № 1, С.6−11.
  49. Н.С., Наумова Е. А. Модель учреждения дополнительного образования в современных условиях: проблемы, идеи, практика. //Внешкольник, 1997, № 9, С.29−31.
  50. Т.П. Представление старшеклассников о ценностях. -//Педагогика, 1995, № 5, С.45−48.
  51. Л.Д., Завельский Ю. В., Пикалова Г. В. Организация воспитательной работы в школе. М.: Педагогический поиск, 1996. — 79 с.
  52. Дополнительное образование детей: Сборник нормативных документов (1991−1993). Часть /Сост. А. К. Бруднов, В. А. Березина, Е.МЛахомова. М., 1995.
  53. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. Метод. Рекомендации педагогу дополнительного образования, работающему над авторской программой. /Сост. В. В. Белова. М.: ИРЛ РАО, 1996. 20 с.
  54. Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали (Опыт, проблемы, решения). Материалы международной конференции. г. Кисловодск. М., 1993. — 76 с.
  55. Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали. Выпуск 4. М.: Мир книги, 1995. 82 с.
  56. Дополнительное образование. Экспериментальные материалы. 1 и 2 выпуски, М., 1993.
  57. Дополнительное образование детей в Российской Федерации (Сб. Нормативно-правовых документов). -М., 1995.
  58. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М: Интепракс, 1994. — 242 с.
  59. Е.Б., Петракова Т. И. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования учащихся 5−7 классов на уроках и во внеурочной деятельности. М., 1994.
  60. М.Е. В поисках утраченных традиций.М., 1998. С.37−42.
  61. Закон Российской Федерации об образовании. М., 1992.
  62. Д.А., Тубельский А. Н. Организация пространства жизни для реализации творческого потенциала детей. В кн.: Школа самоопределения. Шаг второй.". АО Политекст, 1994, С. 349−356.
  63. И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1982.
  64. И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
  65. Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  66. И.П. Структура целостной системы воспитания. Опыт разработки концепций воспитания. Часть I. Ростов-на-Дону: Мин-во образ. Часть II, 1993. — С.3−16.
  67. Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  68. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 93 с.
  69. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JI., 1989.
  70. В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание.Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., Новая школа, 1996. — 158 с.
  71. В.А. Воспитай гражданина: (Записки директора школы). М&bdquo- 1987.
  72. В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М.3 1992.
  73. В.А. пути повышения воспитательного потенциала массовой школы /Педагогика. 1991. № 11. — С.58−61.
  74. Каргина 3. Подводная часть айсберга (процесс программирования глазами методиста). //Внешкольник, 1997, № 10, С. 18−20.
  75. А.Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.
  76. А.Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях. Дисс.канд.пед.наук в форме научного доклада. М., 1995. — 46 с.
  77. В.Г. Образование и цивилизация. Мир образования, 1996, № 10, С.6−11.
  78. Н.В. Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения учащихся. Автореф. Канд.дис. — Белгород, 1998. — 20 с.
  79. Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1984. -160 с.
  80. Н.В. Ребенок в пространстве культуры. И., 1994.
  81. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1993.
  82. Концепция «Государственные требования (стандарта) к содержанию дополнительного образования детей». Науч.рук. -В.В.Белова, М., 1997.
  83. Н.К. Предисловие к книге «Школа-коммуна» Наркомпроса" /Пед. соч. В 10-ти т. М., 1959. — Т.З. — С.133−136.
  84. JI.E. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования. М. — Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 112 с.
  85. О.Е. Взаимосвязь школьного и дополнительного общего образования в условиях Санкт-Петербурга. Тезисы конференции. -С.-Петербург, 1995, С. 13−20
  86. Д.С. и др. Школа на Васильевском: Кн. Для учителя. М., 1990.
  87. И.В. Экономика без тайн. Учебник основ экономических знаний для учащихся 9−11 кл. Общеобразовательной школы, ПТУ, техникумов. М.: Дело, 1993. — 98 с.
  88. Личность в воспитательной системе школы. /Под ред. А. В. Гаврилина и Л. И. Новиковой. Владимир: Влад. ИУУ, 1993. -152 с.
  89. О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: Институт практической психологии, 1997. 253 с.
  90. Л.Г. Проблема определения выпусника учреждения ДОД. М., 1997. С.27−28.
  91. А.В. Задачи внешкольного образования в Советской России. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976, С.366−382.
  92. В.И. Совершенствование системы повышения квалификации кадров дополнительного образования в институтах усовершенствования.Дисс.на соиск.уч. степ, канд.пед.наук. М., 1998.- 198 с.
  93. А.С. Марш 30-го года. Собр. соч. в 7-ми т., Т.З.
  94. А.С. Методика организации воспитательного процесса.- Собр. соч. В 7 т&bdquo- Т.5, С.9−101.
  95. А.С. О личности и обществе. Собр. Соч. в 7 т., Т.7, С.11−17.
  96. А.С. О направлениях и формах клубной работы. Собр.соч. в 7 т., Т.8, С.473−479
  97. А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Собр.соч. в 7 т., Т.5, с. 103−224.
  98. Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. М.: Прометей, 1993. — 174 с.
  99. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы, возможности//Вопросы психологии. 1989. -№ 5. — С.48.
  100. О.И. Нужно ли экономическое образование в школе.- Минобразования, 1996, № 11−12, С.35−37.
  101. Н.Г. Дополнительное образование в Южном учебном округе г.Москвы: проблемы и перспективы. Материалы городской научно-практической конференции «Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования». М., 1997, С.24−31.
  102. А.А. Принципы экономического мышления. М.5 1996. -63 с.
  103. А.В. Воспитание учащихся общеобразовательной школы средствами дополнительного образования. М.: Мирос, С. 169−170.
  104. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
  105. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М., 1983.
  106. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Практико-ориентированная монография. М.: Московский комитет образования. — 1996, 256 с.
  107. Л.И. Воспитательная система: исходные позиции //Педагогика, 1991. № 11. — С.61−64.
  108. В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. — М.: Мирос, 1997, С.31−35.
  109. Об опыте развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области. Решение коллегии Минобразования РФ от 25.11.97.
  110. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования. Решение коллегии Минобразования РФ от 10.01.96.
  111. Общение и формирования личности школьника. /Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987.
  112. .В. Школа как воспитательное учреждение. -Воспитание школьников, 1995, № 3, С.2−5.
  113. Т.И. духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПЭТО, 1997.-94 с.
  114. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 632 с.
  115. В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: Мирос, 1995. -79 с.
  116. М.В. Основы психологических знаний как фактор гуманитаризации общего среднего образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993. 16 с.
  117. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. М., 1984.
  118. Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье. М.: Мир книги, 1995.- 183 с.
  119. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М.: РАО, 1993. — 90 с.
  120. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всерос. Научно-пракгич. Конференции. С.-Петербург. 1995.- 163 с.
  121. Прикладная экономика: Учебное пособие для уч-ся старших классов. Пер. С англ. /Junior Acheiment. М: Просвещение, 1992.
  122. А.А. Психолого-педагогические проблемы создания развивающей среды в Центрах творчества. Сб. «Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития дополнительного образования детей. Вып. 3, М., 1997, С.20−22.
  123. А.С. Школа и рынок. Методические разработки. М., 1993, — 153 с.
  124. Путеводитель по учреждениям дополнительного образования. Южный учебный округ Москвы. М.5 1997.
  125. Г. А., Степанов С. В. Настоящее и будущее Петрозаводского ДТДЮ в схемах, моделях, символах. Сб. «Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей». Вып. 3. М., 1997, С.28−37.
  126. Развитие содержания общего среднего образования. М.: ИОСО РАО, 1997.
  127. В.А. Интегративные центры образования. Мир образования, 1996, № 2, С.8−10
  128. .А. Основы экономики и предпринимательства. Учебное пособие. М&bdquo- 1992. С.47−58.
  129. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. группа «Прогресс-Универс», 1994. — 480 с.
  130. Российская педагогическая энциклопедия, т. 1. М., 1993.
  131. В.В. Личностно ориентированное образование. -Педагогика, 1994, № 5.
  132. H.JI. Класс и его воспитательные фунгкции в современной школе. Дисс. В виде научного доклада на соискание ученой степени докт.пед.наук. — М., 1997. — 82 с.
  133. Система работы классного руководителя (классного воспитателя)./Под ред. О. С. Газмана, М., 1991.
  134. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Тезисы докл. Международной конференции. М.: Ин-т теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1993. — 146 с.
  135. Стратегия развития образовательных систем. Понятийно-терминологический словарь /Сост. В. М. Полонский. М., 1993. 110 с.
  136. В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973.
  137. В.А. Педагогический коллектив средней школы. -М&bdquo- 1952.
  138. В.А. Письмо о педагогической этике. //Народное образование, 1970, № 11, С.5−8.
  139. В.А. Многообразие отношений между учениками разного возраста в школьном коллективе. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975, С. 16−20.
  140. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.
  141. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания, часть II. С. 17−45.
  142. Теория и практика воспитательных систем. В 2-х частях /Отв. Ред. Л. И. Новикова.
  143. Учитель: крупным планом. Соц.-педагогические проблемы учительской деятельности. С.-Петербург.
  144. Учебно-воспитательный комплекс: опыт, проблемы, перспективы. Методическое пособие под ред. И. Г. Димовой, Е. Б. Евладовой.- М., 1989.
  145. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч., М.-Л., 1950, т.9. — С.221.
  146. К.Д. Три элемента школы. С обр. соч. в 2 т., Т.1, с. 3250.
  147. ФеДоренко Л.Н. Социально-педагогические условия развития муниципальной образовательной системы. Автореф. — Оренбург, 1996. — 18 с.
  148. М.М. Педагогические условия повышения эффективности экономического образования школьников в системе «Гимназия-вуз». Автореф. Канд. дис. М., 1998. — 25 с.
  149. С.Л. Духовные основы общества: Сборник /Сост. и авт. вступ. ст. П. А. Алексеев. М., 1992. 510 с.
  150. С. Избранные пед. соч.- М.: Прогресс, 1990. 302 с.
  151. Л.М. Школа и общество //Сов. педагогика. 1991. -№ 10.-С. 19−23.
  152. Фролов И Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М., 1989.
  153. А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. Учебно-метод. Пособие. 1 часть. М., 1996. — 70 с.
  154. А.Б. Основы управления учреждениями дополнительного образования детей (Пособие для руководителей органов управления и руководителей образовательных учреждений). М., 1996. — 86 с.
  155. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития. («Школа взросления»). -Вопросы психологии, 1993, № 1, С.24−33.
  156. А.Г. Соцоиология воспитания: о некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М, 1990.
  157. С.Т. Курсы как организуюзая сила в педагогическом деле //Лед соч. В 4-х т. М., 1964. — Т.2. — С. 142−158.
  158. С.Т. Изучение жизни и участия в ней. Собр.соч. в 2-х т. Т.2, С. 154−168.
  159. С.Т. Методика и качество работы школы. Собр.соч. в 2-хт. Т.2, С.264−269.
  160. С.Т. Внешкольная и дошкольная работа с детьми. Собр. Соч. В 2-х т., Т.1, С. 121−287.
  161. С.Т. детский труд и новые пути. Собр. Соч. В 2-х т., Т.1, С.201−256.
  162. А.И. Система воспитания этической культуры школьников. Дисс. В виде науч. Докл. На соиск. Учен. Степ. Доктора пед.наук. — М., 1998. — 66 с.
  163. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Ставрополь, 1991.
  164. С.А. Уроки детского досуга: В помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю. М., 1992.
  165. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
  166. А.И. Педагогическое управление учреждениями дополнительного образования инновационного типа. Оренбург, «Новая школа», 1997. — 47 с.
  167. А.И. Педагогическое управление учреждениями дополнительного образования. Автореф. Канд.дисс.- М., 1995. — 17 с.
  168. Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. -М&bdquo- 1993.
  169. Н.Е. Собрание пестрых дел. Владимир: частный образовательный лицей. — 1993. — 72 с.
  170. Н.Е. Когда урок воспитывает. М., 1981.
  171. М.А., Козырь В. И. Система дополнительного образования в Южном учебном округе г.Москвы. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. М.: МИРОС, 1997, С. 189−207.
  172. . Д. Кризис детства и основание проектирования форм детского развития. //Вопросы психологии, 1992, № 3−4, С.7−13.
  173. Эффективная школа. /Под ред. С. Г. Вершловского. С.-Петербург. Центр пед. информации, 1995. — 103 с.
  174. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. — № 2. -С.31−41.
  175. Е.А. Воспитание историей //Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология». 1989. — № 8.
  176. Е. Педагогическая философия адаптивной модели школы. Мир образования, 1996, №, С.46−53.
Заполнить форму текущей работой