Воспитание музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв
До настоящего времени история воспитания музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв. не рассматривалась как один из определяющих факторов становления современной системы музыкального образования и воспитания. Не определялась роль воспитания музыкальной культуры татарской учащейся молодежи в свете общей… Читать ещё >
Содержание
Глава 1. Музыкально-культурные традиции ислама и татарское музыкальное просветительство как основополагающие факторы воспитания музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования.
1.1. Роль исламских музыкально-поэтических жанров в развитии воспитания музыкальной культуры учащейся молодежи в старометодных мектебах и медресе.
1.2. Педагогические идеи о воспитании музыкальной культуры в трудах татарских педагогов-просветителей Ш. Марджани (1818−1889 гг.), К. Насыри
Глава 2. Развитие воспитания музыкальной культуры в учебных заведениях Казанской губернии с середины XIX до первой четверти XX вв. (с 1920 г. ТАССР): Проблемы музыкального просвещения и развития профессионального музыкального образования.
2.1. Музыка в жизни татарской учащейся молодежи в стенах новометодных медресе с середины XIX до первой четверти XX вв.
2.2. Подготовка учителей музыки в учебных заведениях г. Казани с середины XIX до нач. XX вв.
2.3. Развитие профессионального музыкального образования в г. Казани в первой четверти XX века. Подготовка национальных музыкальных кадров в музыкальных учебных заведениях г. Казани.
Выводы по главе.
Воспитание музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Изучение истории педагогической мысли татарского народа, национальной музыкальной культуры, музыкального образования и воспитания актуально всегда. Лишь зная историю народа, его духовное наследие, общественно-педагогическую деятельность его лучших представителей можно успешно решить те задачи, которые стоят перед современной школой и вузом. Без исторической памяти — нет музыкальных традиций, без музыкальных традиций — нет музыкальной культуры, без музыкальной культуры — нет музыкального воспитания, без воспитания музыкальной культуры — нет духовности, без духовности — нет личности, а без личности — нет народа. Решающим звеном в этом взаимодействии — музыкальная память — музыкальная традиция — музыкальное воспитаниедуховность — личность — народ — именно музыкальное воспитание оказывается центральным звеном. Вечность музыкального воспитания, как наиболее устойчивой социальной категории подтверждается всем ходом исторического развития, как человека, так и каждого из народов.
Понятие «музыкальное воспитание» во все времена имело особую значимость, поскольку изначально несет в себе смысл возвышенного духовного питания человека. Целью музыкального воспитания в педагогике является воспитание музыкальной культуры учащихся, как части их общей духовной культуры. В понятие воспитания музыкальной культуры учащихся входит уровень развития их эмоциональной отзывчивости, художественного мышления, эстетического вкуса, музыкальных и музыкально-творческих способностей, умений, навыков, способность воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неотрывно с жизнью связанное.
Знания исторического опыта воспитания музыкальной культуры, музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики татарского народа будут способствовать развитию историко-педагогического мышления учащихся и студентов, помогут в дальнейшей педагогической и творческой деятельности, повысят общую педагогическую и музыкальную культуру будущих педагогов музыкантов. Как подчеркивается в новейшей программе методолого-методической подготовки учителей музыки по специальности 30 700, важнейшим аспектом подготовки современных специалистов в области музыкального образования является — «целостное концептуальное изучение истории музыкального образования как одного из перспективных направлений развития отечественной историко-педагогической науки в области музыкального образования и совершенствования вузовской историко-педагогической подготовки будущих учителей музыки».
История развития воспитания музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв. непосредственно связана с вопросами развития государственности, политическими и социально-экономическими проблемами рассматриваемого периода.
До настоящего времени история воспитания музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв. не рассматривалась как один из определяющих факторов становления современной системы музыкального образования и воспитания. Не определялась роль воспитания музыкальной культуры татарской учащейся молодежи в свете общей исторической судьбы татарской народа и ее духовной культуры. Недостаточно рассмотрены условия развития татарской музыкальной педагогики и воспитания музыкальной культуры под воздействием позитивного влияния светской европейской и русских культур, просветительского демократического движения и образовательных реформ. Причем развитие татарского и русского музыкального образования и воспитания исследовалось в основном обособленно, без достаточного учета возрастающих тенденций их взаимовлияния и взаимообогащения. Следует констатировать, что одной из причин существующей проблемы является также и малочисленность новой научной и педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Часть исследования, охватывает период посвященный событиям принятия предками татар ислама как основной религии (IX в.). В эту историческую эпоху складывается обширная сеть учебных заведений всех уровней и направлений, тысячу лет являвшаяся традиционной основой образования булгар и их потомков татар. После чего, мы рассматриваем историю воспитания музыкальной культуры учащейся молодежи в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв. Конечная дата хронологических рамок общепринята в исторических исследованиях — это события Октябрьского переворота, коренным образом изменившие ситуацию в стране.
Состояние научной разработанности проблемы исследования.
Ряд аспектов явлений традиционной татарской музыкальной педагогики рассматривались в музыкально-исторических и этномузыкологических исследованиях: М. Н. Нигметзянова, Р.А. Исхаковой-Вамбой, З. Н. Сайдашевой, Ф. Ш. Салитовой, З. М. Явгильдиной и др. Значительный вклад в изучение истории русского музыкального образования Казанской губернии внесли работы Г. М. Канторалитературная и просветительская деятельность татарских писателей педагогов-просветителей довольно подробно освещена в трудах ряда ученых: P.M. Амирханова, Я. Г. Абдуллина, Н. К. Дмитриева, Н. Г. Юзеева и др.- музыкально-педагогический аспект татарских педагогов-просветителей рассматривался С. И. Раимовой и др.- история музыкальной культуры и образования: Е. К. Карповой, А. Хайрутдиновым, Г. К. Вайда-Сайдашевойпроблемы взаимоотношения музыкально-культурных традиций ислама и образования: Г. Р. Сайфуллиной, В. Н. Юнусовойразвитие хорового образования в г. Казани: В. Д. Булгаковым, С. А. Казачковым.
Обзор научной литературы показывает, что данный период в истории развития татарского музыкального просветительства и музыкального образования и воспитания в настоящее время остается малоизученным. Некоторые аспекты, касающиеся вопросов развития воспитания музыкальной культуры детей татар в новометодных мектебах и медресе и других учебных заведениях Казанской губернии и г. Казани с середины XIX до первой четверти XX вв. требуют дополнительного освещения. Дальнейшего исследования требуют вопросы развития профессионального татарского музыкального образования в г. Казани, профессиональной подготовки учителей музыки для татарских школ, а также вопросы русско-татарских взаимосвязей в области музыкального образования и воспитания в изучаемый период.
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия:
— между объективной необходимостью исследования особенностей развития татарского музыкального образования и воспитания с середины XIX до первой четверти XX вв. и недостаточной разработанностью рассматриваемой проблемы в её сущностном, системном, и концептуальном аспектах;
— между исторически сложившимися педагогическими традициями музыкального воспитания и недостаточной разработанностью методов, форм и видов их использования в современной системе музыкального образования и воспитания.
Указанные противоречия позволяют выявить проблему исследования, -каковы особенности и содержание воспитания музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX веков?
Цель исследования: выявить и раскрыть особенности и содержание воспитания музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв.
Объектом исследования является исторический опыт воспитания музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования.
Предмет исследовании — воспитание музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв.
В соответствии с постановкой проблемы, определением цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
— изучить и систематизировать музыкально-педагогические идеи татарских педагогов-просветителей Ш. Марджани, К. Насыри, Г. Тукая;
— обосновать роль исламских музыкально-поэтических жанров в воспитании музыкальной культуры учащейся молодежи в условиях развития татарского национального музыкального образования;
— раскрыть особенности воспитания музыкальной культуры в джадидистских мектебах и медресе с середины XIX до первой четверти XX вв.;
— выявить и охарактеризовать условия развития профессионального музыкального образования в г. Казани и подготовки учителей музыки для татарских школ в первой четверти XX в.;
Методологическую основу исследования составили системный подход, ориентированный на выделение, интегрированных, инвариантных системно-образующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым или переменным, главным или второстепеннымкультурологический подход, который задает социально-гуманистическую программу деятельностиэтнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуальногоантропологический подход, означающий системное использование данных всех наук о человеке, как предмете воспитанияаксиологический подход, (ценностный).
В работе использовались труды исследователей: по педагогике (И.П. Подласый, В.И. Андреев) — по истории педагогики (Л.Н. Джуринский, В.Л.Титов) — по истории образования и педагогической мысли (Д.З. Лхметова и др.) — по истории татарского народа (Ю.В. Бромлей, JI. Климович,.
С.В. Чичерина, М. Г. Худяков и др.) — по педагогической культуре татарского народа (З.Г. Нигматов, Р. Ш. Маликов, Я.И. Ханбиков) — по этнопедагогике (К. Насыри, К.Д. Ушинский) — по концептуальным историко-педагогическим исследованиям (Р.В. Шакиров, В. Г. Горохов, З.Г. Еналиев) — по истории образования татарского народа (P.M. Амирханов, Дж. Валидов, Я. Д. Коблов и др.) — по теории воспитания в коллективе (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) — по теории и принципам творчества (Б.В. Асафьев, И.Ф. Гончаров) — по проблемам национальной культуры и образования (Ф.Ф. Харисов, В.Р. Дулат-Алиев) — по духовной культуре и общественной мысли (Г.М. Давлетшин, М. А. Усманов, А. Н. Юзеев, М.Х. Юсупов) — по культурологии (А.И. Арнольдов, Э.В. Соколов) — по теоретическим проблемам культуры и духовной жизни (Г.А. Петрова, Р.А. Тельгарова).
При разработке конкретной методологической основы и проблематики исследования использовались труды по основополагающим вопросам теории и методики музыкального образования и воспитания психологии музыкальной деятельности (М.В. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая) — по вопросам социологии и эстетики музыки (А.Н. Сохор) — по вопросам эстетического воспитания (В.Н. Холопова, Б. Т. Лихачев и др.).
Источниково-тсоретическаи база исследования: архивные материалы Национального архива Республики Татарстан (НАРТ) по татарскому и отечественному музыкальному образованию и воспитаниюматериалы архива института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова (ИЯЛИ) — воспоминания современников, труды по истории педагогики, музыкального воспитания и музыкального просвещения в дореволюционной Казанской губернии и г. Казаниисторические материалы о подготовке учителей музыки для татарских школ и других малых народностей Среднего Поволжья. Широко использовались труды педагогов-просветителей, культурологов, искусствоведов, материалы периодической печати XIX первой четверти XX вв., отечественной и татарской музыковедческой литературы по исследуемой проблеме, а также современная учебно-методическая литература.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, исторической, музыкально-педагогической литературы, выявление и отбор фактического материала, его историко-педагогический анализ, сопоставление литературных данных с архивными документами, систематизация и обобщение теоретических данных и фактов.
Основные этапы исследования.
Первый этап (1999 — 2001) — разработка программы исследования истории развития музыкального просветительства, и воспитания музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв.- первоначальное знакомство и накопление теоретического и фактического материала по указанной проблеме исследования, формирование научного аппарата исследования.
Второй этап (2001 — 2003) — выявление наиболее значимых социально-исторических процессов повлиявших на развитие воспитания музыкальной культуры учащейся молодежи в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв. Изучение музыкально-педагогических идей татарских просветителей о воспитании музыкальной культуры в национальном образовании. Выявление и определение особенностей развития профессионального музыкального образования в Казанской губернии и г. Казани и подготовки учителей музыки для татарских школ.
Третий этап (2003;2005) — подведение итогов диссертационного исследования, систематизация и обобщение материала, литературное оформление работы.
Научная новизна исследования: — Выявлены и охарактеризованы идеи воспитания музыкальной культуры в трудах татарских педагогов-просветителей Ш. Марджани (1818−1889), К. Насыри (1825−1902), Г. Тукая (1886−1913).
— Обоснована и определена воспитательная роль исламских музыкально-поэтических жанров в условиях развития татарского национального музыкального образования.
— Определены особенности воспитания музыкальной культуры в джадидистских мектебах и медресе Казанской губернии с середины XIX до начала XX вв. Одной из главных особенностей, было введение коллективной формы музыкального воспитания. Она осуществлялась в процессе участия учащихся в художественной самодеятельности: пение в хоре, игра в учебном оркестре и т. д. Совместная коллективная творческая деятельность развивала интерес учащихся к ценностям музыкальной культуры, способность к оценке воспринимаемой и исполняемой музыки и самооценке собственной причастности к музыкальной культуре.
— Раскрыты педагогические условия развития профессионального музыкального образования первой четверти XX в. в г. Казани и подготовки учителей музыки для татарских школ.
Теоретическая значимость исследования заключается: в обогащении научно-теоретического потенциала знаний истории общей и музыкальной педагогики новыми фактическими материалами. Собран и обобщен обширный теоретический материал о педагогических, музыкально-просветительских, культурологических и социально-экономических факторах способствующих развитию воспитания музыкальной культуры в образовательной среде, и о профессиональной подготовке учителей музыки для татарских школ в условиях развития национального и отечественного музыкального образования в период с середины XIX до первой четверти XX вв. в Казанской губернии (с 1920 г. в ТАССР) и г. Казани.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют углубить, расширить и конкретизировать знания студентов средней и высшей школы при изучении истории отечественного и татарского музыкального образования и воспитания, а также при изучении таких учебных курсов как: «Философия и история образования», «История музыки различных стран и народов" — дисциплин национально-регионального компонента: «Истории татарской музыкальной культуры», «Музыкальной этнографии», «Музыкального краеведение» и др. Результаты исследования будут способствовать совершенствованию музыкально-эстетического воспитания в школе. Особую целесообразность представляет использование результатов исследования в педагогической практике студентов, написании курсовых и выпускных квалифицированных работ. Исследование может служить научной базой для дальнейших научных разработок актуальной проблемы истории развития музыкального образования и воспитания татарского народа.
Достоверность результатов исследования обеспечивается точностью исходных методологических позиций, на которых основывается исследование, применением комплекса методов адекватных поставленным исследовательским задачам, опорой на достижения современной историко-педагогической науки, разносторонностью изучения объекта и предмета исследования на основе обширной и разнообразной источниковедческой базы, глубоким теоретическим анализом проблематики диссертации, комплексным подходом и системным анализом изучаемой проблемы, апробацией основных идей, получением результатов и выводов сформулированных в изданных работах автора.
Апробация и внедрение результатов исследования состоит в теоретическом обосновании основных идей и положений по исследуемой теме, пропаганде разработанных теоретических положений и практических рекомендаций, анализе и обсуждении результатов исследования.
Результаты исследования получили отражение в научных статьях, докладах и тезисах. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях: на первом Республиканском форуме молодых ученых и специалистов республики Татарстан (Казань, 2001) — на VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию Казанского государственного педагогического университета (Казань, 2001) — на конференции «Музыка и педагогика: Проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта» (Казань, 2002) — на XXIII научной конференции молодых ученых и специалистов (Казань, 2002) — на итоговой конференции республиканского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов на соискание премии имени Н. И. Лобачевского (Казань, 2002) — на конференции посвященной 60-летию РАО (Казань, 2003) — а также на рабочих семинарах и совещаниях. Всего по теме опубликовано 10 работ в количестве 2-х п.л.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическое обоснование музыкально-педагогических идей татарских просветителей: Ш. Марджани (1818 -1889), К. Насыри (1825 — 1902), Г. Тукая (1886 — 1913) как основы развития воспитания музыкальной культуры в татарском национальном музыкальном образовании.
Педагогические идеи о музыкальном воспитании выдающегося деятеля духовной культуры XIX века Ш. Марджани (необходимость взаимообогащения и взаимовлияния национальных педагогических традиций с европейскими и общероссийскими тенденциями музыкальной педагогики), определили пути дальнейшего развития воспитания музыкальной культуры в татарском национальном музыкальном образовании.
Педагог-просветитель К. Насыри первым среди татарских просветителей поднял вопрос изучения музыки в школе в числе основных наук.
Г. Тукай, утверждал о необходимости развития профессионального татарского национального музыкального образования и подготовки учителей музыки для национальных школ.
2. Педагогический потенциал исламских музыкально-поэтических жанров заключающийся: в музыкально-эстетическом, нравственном и в познавательном аспектах содержания процесса обучения, способствовал развитию воспитания музыкальной культуры подрастающего поколения. Как дидактическое средство обучения музыка выполняла: каноническую функцию, функцию катарсиса, познавательно-просветительскую, прагматическую, гедонистическую, музыкально-эстетическую, этическую и др. Изучение исламских музыкально-поэтических жанров в современной системе национального музыкального образования и воспитания будет способствовать воспитанию человека национальной культуры, а через нее и интернациональной культуры.
3. Прогрессивные и гуманистические идей и взгляды татарского просветительского движения джадидизма: необходимость развития в национальном образовании светского музыкального воспитания в общем русле с передовой европейской и русской педагогикой, введение обязательных уроков музыки в школе определили пути дальнейшего развития воспитания музыкальной культуры учащейся молодежи.
4. Развитие музыкального просвещения и профессионального музыкального образования в Казани с середины XIX до первой четверти XX вв. как части общероссийской системы музыкального образования и воспитаниямногогранная музыкально-общественная жизнь города: концертная практика, оперный театр, различные формы профессионального и любительского музицирования, культурные русско-татарские взаимосвязи, Казанский университет своими студенческими кружками, в том числе и музыкальными во главе которых стояли профессора университета способствовали интеллектуальному и художественному просвещению народов Среднего Поволжья.
5. Музыкально-просветительский и педагогический потенциал учебных заведений первой четверти XX в. г. Казани, формы и методы обучения, основанные на взаимодействии национальных, русских и европейских классических музыкально-педагогических традициях в сочетании с предметами гуманитарного, музыкально-теоретического, исторического и практического цикла обеспечивали эффективное обучение и воспитание учителей музыки для татарских школ и других малых народностей, населявших Среднее Поволжье.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (230 источников, в том числе 61 архивных) и приложения.
Выводы по главе.
1. Таким образом, с развитием капитализма в России в татарском обществе с конца XIX века актуальным стал вопрос обращения к европейски направленной системе знаний, культуре и искусству. В этот период на первый план выступали проблемы национального возрождения на основе демократизации жизни, всеобщего просвещения, развития культуры и образования. Под влиянием джадидистского реформаторского движения идеология национального образования вплотную встала перед решением задачи введения светской музыки в учебный процесс мектебов и медресе в качестве специальной дисциплины с целью изучения музыки как вида искусства. Этому способствовали и возникшие в новометодных мектебах и медресе в форме внеклассного музыкально-эстетического воспитания шакирдов — литературно-музыкальные вечера. Сочетая в себе просветительские, познавательные, воспитательные, а также развлекательные цели, способствуя творческому развитию шакирдов литературно-музыкальные вечера прививали любовь, как к своей национальной культуре, так и русской, и европейским культурам.
2. Однако для прогрессивного роста национального образования требовались и новые источники. Они нашлись в сфере российской светской музыкальной культуры и педагогики. В то время на базе складывавшейся в стране классической системы образования начинали зарождаться предпосылки становления структур общего и специального музыкального образования. Светская музыка (помимо церковного пения — непременного атрибута религиозного воспитания), начинала вводиться в качестве общеобразовательной дисциплины в российских учебных заведениях всех уровней, создавая предпосылки развитию системы специального и музыкального образования. Обучение пению и игре на музыкальных инструментах велись во многих учебных заведениях Казани. Например, в таких как: в Казанской Духовной семинарии, в сети средних учебных заведений, в Татарской учительской школе и др. Небольшая часть татарского населения вовлеченная в сферу миссионерского образования, имела возможность ознакомления с русской церковной музыкой. В миссионерской педагогике церковное хоровое пение, имевшее богатые традиции в русском православии, рассматривалось как важное средство внедрения христианской идеологии и нравственно-эстетического воспитания (21, с. 30). Казанская инородческая учительская семинария, основанная известным педагогом-миссионером, профессором турецко-татарского языка Казанского университета Н. И. Ильминским, стала своеобразной кузницей национальных музыкально-педагогических кадров. Благодаря урокам музыки, которые велись на основе музыкально-педагогической системы С. В. Смоленского, учителя музыки данного учебного заведения, и самоотверженной работы других преподавателей, в Казанской учительской семинарии была создана солидная организационная и учебно-методическая база для духовно-культурного просвещения и воспитания народов Среднего Поволжья. Однако деятельность этого учебного заведения, так же как и в целом, христианская идеология и обрядность, церковно-певческие традиции, миссионерское образование как обособленная ветвь педагогики, фактически не повлияла на развитие татарского музыкального просветительства и образования. Больше успехов миссионерские учебные заведения достигли в подготовке кадров из представителей других народов Среднего Поволжья, для которых христианство стало основной религией.
3. Казань, как крупный город региона, обладавший мощной интеллектуально-художественной силой в исследуемый период, сыграла особую роль в развитии татарского музыкального образования и воспитания.
Деятельность многочисленных учреждений культуры, интенсивная концертная музыкальная жизнь города с его крупнейшим в России оперным театром, концертным залом Дворянского собрания способствовала воспитанию музыкальной культуры татарской учащейся молодежи.
Платные музыкальные школы А.А. Орлова-Соколовского и Р. А. Гуммерта занимались активной музыкально-образовательной деятельностью. Участие преподавателей этих школ в различных концертах поднимало авторитет музыкальных учебных заведений, ставило их в центр духовно-культурной жизни Казани. Ведущую роль в этом играл и Казанский императорский университет. В нем до конца 60-х годов XIX в. существовала должность учителя музыки, работали оркестры, хоры, любительские театральные труппы. Профессора университета, обладающие определенным преподавательским опытом, исследовательской культурой, характеризующиеся высокой образованностью, составили основу тех инициативных групп, что стояли у истоков культурного и музыкального просвещения в городе. Они нередко выступали вместе со студентами на публичных концертах. Университетская атмосфера творческого поиска воспитывала молодежь, передавая музыкально-эстетический вкус, причастность к художественной культуре и художественному творчеству.
4. С открытием в начале XX века Казанского музыкального училища (1904), берет начало рождение профессионального музыкального образования в Казани. Училище стало ведущим музыкальным учебным заведением Поволжья, способным к решению назревших задач в подготовке национальных музыкальных кадров для этого обширного региона, выполнению просветительских и образовательных задач на уровне требований своего времени. Основным методическим базисом для работы училища была русская педагогическая школа. Педагогический коллектив училища объединил лучших музыкантов Казани, что способствовало росту учебного заведения, а также обеспечило высокий уровень преподавания. Директор Р. А. Гуммерт превратил Казанское музыкальное училище в одно из лучших учебных заведений России.
Главной его целью были развитие музыкальной педагогики и практики, расширение национального контингента учащихся, основательная профессиональная подготовка учащихся, музыкальное просвещение. Казанское музыкальное училище было первым учебным заведением, в котором начала обучаться музыке татарская молодежь.
После октябрьской революции, создались условия для развития и демократизации специального музыкального образования и подготовки национальных музыкальных кадров. Перед всеми прогрессивными деятелями музыки, встала задача выработать и претворить в жизнь план перестройки общественной и академической жизни ранее существовавших учебных заведений и на их основе создать новую систему профессионального музыкального образования, отвечающую интересам широких масс. Ставился вопрос о всеобщем музыкальном образовании. Постановлением Музо РСФСР «Об обязательном преподавании пения и музыки в единой трудовой школе» (19 октября 1918 г.) во всех начальных учебных заведениях Казанской губернии в числе обязательных предметов был введен урок музыки и пения как средство музыкально-эстетического воспитания учащихся. В связи с этим встает остро вопрос о подготовке учителей музыки для национальных школ Среднего Поволжья. В 1918 году, с этой целью создаются в Казани музыкально-педагогические курсы по подготовки учителей музыки для малых народностей, в том числе и татар. Впервые, обучение на этих курсах проходило на татарском языке, занятия по музыкальной грамоте и хоровому пению проводил С. Габяши, на курсах преподавали ведущие педагоги-музыканты городаР.Л. Гуммерт, К. А. Корбут, И. С. Морев (182).
По решению музыкального отдела Наркомпроса для профессиональной подготовки национальных музыкальных кадров в первой четверти XX в., в городе открываются музыкальные учебные заведения сыгравшие большую роль в решении этого вопроса. Это: Государственная двухступенчатая музыкальная школа, Центральная Восточная музыкальная школа (ЦВМШ), Казанская Восточная консерватория, Казанский музыкальный техникум. Все эти учебные заведения, заложили основу строительства среднего и высшего, профессионального музыкального образования в Татарии. Подняли вопрос, и немало сделали в области изучения музыки народов Поволжья и Востока, внесли свой посильный вклад в дело развития и обновления татарской национальной культуры и музыкального образования через обогащение традициями русской и европейской музыкально-педагогических культур. В первой четверти XX в. в Казани сложился богатый профессиональный педагогический потенциал, который стал прочным фундаментом дальнейшего развития современной татарской музыкальной педагогики.
Таким образом, исторический опыт в области развития воспитания музыкальной культуры и профессионального татарского национального музыкального образования с середины XIX первой четверти XX вв. в Казанской губернии, г. Казани, и далее в ТАССР, имеет непреходящее значение и органически входит в современную систему формирования и совершенствования духовного мира татарского народа.
Заключение
.
На всем протяжении исторического пути татарской духовной культуры проходит последовательно развернутый на протяжении многих столетий процесс развития музыкальной педагогики, музыкального образования и воспитания. Музыка, будучи тончайшей сферой духовной деятельности, являясь частью культурной многовековой национальной традиции, необычайно чутко отражает все коллизии народа в разные эпохи. С образованием в конце IX в. Волжской Булгарии, и принятием булгарами ислама в качестве основной религии, закладываются основы национальной государственности и национального образования татарского народа. В системе духовной культуры музыка присутствовала и реализовывалась в комплексе с литературой и поэзией, занимала важное место в специальном (при подготовке служителей культа) и общем образовании в канонических ритуальных формах и жанрах самобытного происхождения (книжное пение, байты, мунаджаты). В светском образовании музыка изучалась и в качестве отрасли научных знаний, а в рамках освоения учения о музыке арабо-мусульманских ученых, музыкальное творчество осваивалось как вид искусства для формирования гармонично развитой личности.
Со второй половины XIX века наблюдался постепенный прогресс в области развития татарской музыкальной педагогики на фоне развития религиозного национального реформаторства, просветительско-демократического движения, и позитивного воздействия светского Российского образования, русской и европейской музыкальных культур.
Музыкально-педагогические идеи о музыкальном воспитании и образовании изложенные в трудах татарских просветителей Ш. Марджани, К. Насыри, Г. Тукая, сыграли основополагающую роль в формировании единой системы музыкально-эстетического воспитания татарской учащейся молодежи. Они представляют несомненный интерес и для современных педагогов, практиков и ученых. Татарские педагоги-просветители оставили богатейшее наследие: музыкально-просветительское, педагогическое, методическое, которое еще не изучено в достаточной мере и не полностью стало достоянием широкой общественности. И чтобы это наследие стало подспорьем в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения в современной школе, необходимо его обстоятельное исследование, дальнейшая разработка, творческое развитие и применение выдвинутых идей на практике.
К началу XX века на базе исламских музыкально-поэтических жанров, педагогических идей музыкально-просветительского движения, становления профессионального музыкального образования в Казанской губернии (с 1920 в ТАССР), сложились основы формирования современной системы профессионального татарского национального музыкального образования и воспитания, богатого нравственно-эстетического музыкально-педагогического потенциала. Ведущие тенденции эволюции татарской духовной культуры на протяжении исследованного исторического периода синтезировались в факторы, создавшие конкретные предпосылки развития современной музыкальной педагогики Татарстана на основе национальных, европейских и русских музыкально-педагогических традиций.
После Октябрьского переворота, открылась принципиально новая эпоха истории развития профессионального татарского музыкального образования и воспитания. Процесс взаимодействия самобытных национальных, русских и европейских классических музыкально-педагогических традиций преимущественно через воздействие светской музыкальной педагогики, стал основным условием формирования профессиональной системы музыкального образования и воспитания в Татарии, как части общероссийского музыкально-педагогического процесса.
На сегодняшний день музыкально-педагогическое наследие татарского народа представляет собой неистощимый источник для современного учебно-воспитательного процесса, расширяет возможности современной педагогики. Процесс гуманизации современного образования предусматривает восстановление преемственности в передачи музыкально-педагогических традиций и внедрение их в современный педагогический процесс. Сохранять и развивать в дальнейшем опыт музыкальной педагогики татарского народа, призваны в первую очередь педагоги-музыканты Татарстана. Повышение значимости роли национального музыкально-педагогического наследия актуально во всех отраслях современной педагогики. Особенно важна ее роль в подготовке кадров системы общего музыкального образования Татарстана. Ознакомление с тенденциями развития музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики, историческим опытом, переосмысленным с позиции современности, будет способствовать развитию историко-педагогического мышления, поможет в дальнейшем педагогической и творческой деятельности, повысит общую педагогическую культуру будущих учителей музыки.
Список литературы
- Абдуллин Я.Г. Марджани и его место в истории общественной мысли / Я. Г. Абдуллин // Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. Казань: Таткнигоиздат, 1990. — С. 5 — 23.
- Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль / Я. Г. Абдуллин — К.: Таткнигоиздат, 1976.-320 с.
- Абдуллин Э.Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Прометей, 2003. — 224 с.
- Абзалов А.И. Развитие духовно-культурного просвещения и воспитания в Казани во второй половине XIX начале XX веков: автореф. дис.. канд. пед. наук / А.И. Абзалов- Казан, гос. пед. ун-т. — К., 2005. — 23 с.
- Адрес Календарь Казанской губернии за 1906 г. — Казань, 1906. — ч. 1. — 186 с.-ч. 2.-68 с.
- Амирханов P.M. Очерки истории татарской общественной мысли / P.M. Амирханов. К.: Татар, кн. изд-во, 2000. — 191 с.
- Амирханов P.M. Нива, не полегшая под ветрами / P.M. Амирханов // Татарстан. 1993. — № 2. — С. 33 — 44.
- Амирханов P.M. «Мухаммадия» медресе как центр учености / P.M. Амирханов. — К.: Таткнигоиздат, 1992. — 33 с. — (На татар, яз.).
- Амирхан Ф.З. Избранные произведения: в 2 т. / Ф. З. Амирхан. К.: Таткнигоиздат, 1958. — Т. 2. — 614 с. — (На татар, яз.).
- Андреев В.И. Педагогика Учебный курс для творческого саморазвития второе издание / В. И. Андреев. К.: Центр инновационных технологий, 2000.-606 с.
- Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе / О. А. Апраксина. M.-JI.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948.- 148 с.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М., 1993. -349 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — М.: «Музыка» Ленинградское отделение, 1973.- 143 с.
- Ахметова Д.З. История образования и педагогической мысли: учебно-практическое пособие для обучения студентов по специальности 31 000: Педагогика и психология /Д.З. Ахметова, В. Ф. Габдулхаков. К.: Изд-во «Таплимат» ИЭУП, 2004. — 135 с.
- Белинский В.Г. Избранные сочинения: в 3 т. / В. Г. Белинский М.: ОШЗ, 1948.-т. 2.-932 с.
- Бобровников Н. Конфессиональные школы мусульман /Н. Бобровников // Журнал Минпроса России. 1917. — № 2. — с. 62 — 66.
- Бромлей Ю.В. Очерки истории этноса / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983. -412 с.
- Вайда-Сайдашева Г. К. Звуки времени / Г. К. Вайда-Сайдашева. К.: Татакнигоиздат, 1991.- 124 с.
- Вызго Т. Учение Ибн Сино о музыке в свете проблемы «Музыка востока -музыка Запада» / Т. Вызго // Торжество разума: м-лы междунар. сессии, поев. 1000-летию со дня рожд. Абу Али ибн Сино (Авиценны). Душанбе: Дониш, 1988.-С. 265−269.
- Галиахметов И.Р. Влияние идей К.Д. Ушинского на взгляды и деятельность татарских просветителей и педагогов второй половины XIX нач. XX века: автореф. дис.. канд. пед наук / И.Р. Галиахметов- Казан, гос пед. ун-т. К., 1993.- 18 с.
- Гайнетдинов М. Гани бай Хусаинов и борьба за новую школу / М. Гайнетдинов // Татарстан. 1993. — № 5. — С.42 — 50. — (На татар яз.).
- Гараева Н.Г. Материалы «Вафийат ал-аслаф» Ш.Марджани по истории Поволжья / Н. Г. Гараева // Ш. Марджани: Наследие и современность: сб. науч. тр. К.: Мастер Лайн, 1998. — С. 51 — 60.
- Герцен А.И. Сочинения: в 30 т. / А. И. Герцен. М.: Изд-во АН СССР, 1954.-Т. 1.-573 с.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. М.: Педагогика, 1986. -126 с.
- Горохов В.Г. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья / В. Г. Горохов. Казань: Тат. гос. изд-во, 1941. — 260 с.
- Давлетшин Г. Т. Волжская Булгария: Духовная культура. Домонгольский период, IX нач. XIII вв. / Г. Т. Давлетшин. — К.: Татар, кн. изд-во, 1990. -190с.
- Дмитриев Н.К. Каюм Насыри как филолог 1825−1945 / Н. К. Дмитриев // Мат-лы науч. сессий посвященных 120-летию со дня рождения. — К.: Татар, кн. изд-во, 1946. 160 с.
- Дулат-Алиев В. Р. Текст национальной культуры. «Новоевропейская» традиция в татарской музыке / В.Р. Дулат-Алиев. Казань, 1999. — 244 с.
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. -М.: ВЛАДОС, 1999. 432 с.
- Еналиев З.Г. Идеология татарского национального образования в общественно-политической мысли XIX XX вв.: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / З.Г. Еналиев- Казан, гос. ун-т. — К., 1998. — 187 с.
- Еолян И.Р. Очерки Арабской музыки / И. Р. Еолян. М.: Музыка, 1970. -192 с.
- Еолян И.Р. Традиционная музыка Арабского Востока / И. Р. Еолян. М.: Музыка, 1993.- 192 с.
- Жак Далькроз Э. Ритм / Э. Жак Далькроз. М.: Классика — XXI, 2001. -248 с.
- Зорин Б.В. Мусульмане о предстоящем съезде мусульман и о реорганизации мектебов и медресе / Б. В. Зорин //Вестник Оренбургского учебного округа.- 1914. -№. 3.-С. 137 152.
- Зорин Б. Мектебы и медресе русских мусульман / Б. В. Зорин // Вестник Оренбургского учебного округа. 1914 — № 1. — С. 41 — 49.
- Ибн-Сина. Избранное / Ибн-Сина. М.: Книга, 1980. — 339 с.
- Ибн-Сина. «Даниш Наме» (Книга Знания) / Ибн-Сина. Сталинабад: Таджик Госиздат, 1957. — 286 с.
- Ибн-Сина. Книга о врачебной науке: Избранные разделы в 3 ч. / Ибн-Сина- М.: Коммерческий вестник- Ташкент: ФАН, 1994 ч. 1. -398с.- ч. 2. -257с.- ч. 3.-232 с.
- Ибрагимов Г. Эсорлор 8 т. (Избранные произведения в 8 т.) /Г. Ибрагимов. — К.: Таткитап, 1978. — Т.5. 612 с. — (На татар, яз.).
- Известия общества археологии, истории, этнографии. Казань: Тип. -литогр. Казан, ун-та, 1896.-Т. XXII. — вып. 1.—197 с.
- Ильминский Н.И. Программа школы для крещеных инородцев Восточной России / Н. И. Ильминский. Казань: Тип.- литогр. Казан, ун-та, 1893. -12с.
- Ильминский Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае / Н. И. Ильминский. СПб.: Синодальная типография, 1886. — 55 с.
- Имохин Ю.А. Музыкальное воспитание и обучение в Симбирской школе / Ю. А. Имохин // Ученые записки: сб. науч. тр. / Научно- исследовательский ин-т при Сов. Мин. Чувашской АССР. Чебоксары, 1969. — вып. 42. -С.111 — 113.
- История Казани в 2 кн. / Ред. Я. Г. Абдуллин К.: Татар, кн. изд-во, 1988. -кн. 1.-349 с.
- Исхакова-Вамба Р. А. Татарское народное музыкальное творчество / Р.А. Исхакова-Вамба. — К.: Таткнигоиздат, 1997. 264 с.
- Исхакова-Вамба Р. А. Тукай и татарская музыка / Р.А. Исхакова-Вамба. -К.: Центр татар, фольклора, 1997. 133 с.
- Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция Ислама в Татарии / З. А. Ишмухаметов. К.: Тат. кн. изд-во, 1972. — 224 с.
- Кабалевский Д.К. Основные принципы и методы программы по музыке для образовательной школы / Д. К. Кабалевский. М., 2001. — 125 с.
- Казачков С.А. Дирижер хора артист и педагог / С. А. Казачков. — К.: Изд-во Казан, гос. консерватории, 1998. — 307 с.
- Кантор Г. М. Из истории русско-татарских музыкально-театральных связей дооктябрьского периода / Г. М. Кантор // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания: сб. науч. тр. / Казан, гос. пед. ин-т. — Казань, 1975.-С. 3−30.
- Кантор Г. М. Музыкальное образование в Казани в XIX веке / Г. М. Кантор, Е. К. Карпова // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани: сб. науч. тр. / Казан, гос. консерватория. Казань, 1993. — С. 9 — 28.
- Кантор Г. М. Первая попытка высшего образования в Казани / Г. М. Кантор, Г. Е. Орлова // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания: сб. науч. тр. / Казан, гос пед. ин-т. Казань, 1976. — С. 26 — 38.
- Карпова Е.К. Казанское музыкальное училище в предоктябрьский период (1904−1917) / Е. К. Карпова // Из истории музыкальной культуры и музыкального образования в Казани: сб. науч. тр. / Казан, гос. консерватория, 1993. С. 35 — 49.
- Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар / Я. Д. Коблов. -К.: Тип.- литогр. Казан, ун-та, 1916. 119 с.
- Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. М.: Изд-во «Вече 2000" — «Изд-во ACT», 2003. — 512 с.
- Коран / Перевод и комментарий М.Н. О. Османова. М.: Ладомир, 1999. -926 с.
- Крути И. Русский театр в Казани / Материалы истории провинциального драматического театра / И. Крути. М.: Искусство, 1958. — 396 с.
- Кубесов А.К. Педагогическое наследие Аль-Фараби / А. К. Кубесов. — Алма-Ата: Мектеб, 1989.- 151 с.
- Кудаш С. Незабываемые минуты / С. Кудаш. Уфа: Башкнигоиздат, 1962.-221 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев-М.: Просвещение, 1985.- 175 с.
- Луначарский Л.В. В мире музыки: Статьи и речи /Л.В. Луначарский. М.: Советский композитор, 1971. — 540 с.
- Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе. МэшЬур мэгрифэт узэклэРе тарихыннан. (Из истории знаменитых центров просвещения) / Сост. Р. Магдиев. Казань, 1922. — 238 с. — (На татар, яз.).
- Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / А.С. Макаренко-М.: Правда, 1987. т. 1. — 542 с.
- Маклыгин А. Музыкальный универсализм Рудольфа Гуммерта / А. Маклыгин // Казань. 2004. — №. 5. — С. 23 -24.
- Маликов Р.Ш. Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья: автореф. дис.. док. пед. наук / Р.Ш. Маликов- Казан, гос. пед. ин-т. К., 2000. — 40 с.
- Марджани: Ученый, мыслитель, просветитель / Ред. Я. Г. Абдуллин. К.: Таткнигоиздат, 1990.- 191 с.
- Марджани Ш. Очерки истории Булгарского и Казанского царства / Ш. Марджани // Труды археологического съезда в России бывшего в Казани с 31 июля по 18 августа 1877 г. Казань: Тип. — литогр. Казан, унта, 1884.-С. 40−58.
- Марджани Ш. Вафиател-эслаф вэ тэхийател-эхлаф. (Подробное о предшественниках и приветствие потомкам) / Ш. Марджани. Казань: Иман, 1999.-126 с.
- Марджани Ш. Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар (Источники Казани и Булгара) / Ш. Марджани. Казань: Татар, кн. изд-во, 1989. -415с.
- Михайлова С.М. Марджани в трудах деятелей тюркского национального движения / С. М. Михайлова, О. Н. Коршунов // Ш. Марджани: Наследие и современность: сб. науч. ст. К.: Мастер Лайн, 1998. — С. 60 — 64.
- Морев И.С. Задачи трудовой школы в деле музыкального воспитания / И. С. Морев // Бюллетень Казанского губернского отдела народногообразования при Губернском Совете РККД (Трудовая школа). 1919. -№ 5.-С. 5−10.
- Музыкальное образование: методологическая подготовка учителя музыки. Программа дисциплин по специальности 30 700. — Музыкальное образование: Для педагогических университетов и институтов / Моск. Пед. ун-т. М.: Изд-во Флинта, 2000. — 200 с.
- Музыкальное воспитание в СССР. /Сост. JI.A. Баренбайм. М.: Сов. Композитор, 1978. — 488 с.
- Надиров И. Традиции Кысса-и Йусуф в татарском фольклоре / И. Надиров // Поэт гуманист Кул Гали. Мат-лы юб-х торжеств науч. конф. поев. 800-летию со дня рождения и 750-летию его поэмы Кысса-и Иусуф. — К.: Татар, кн. изд-во, 1987. — С. 197 — 207.
- Насыри К. Избранные произведения / К. Насыри. Казань: Таткнигоиздат, 1977.-256 с.
- Насыри К. Книга о воспитании / К. Насыри. Казань: Таткнигоиздат, 1992.- 144с.
- Насыри К. Советы матерям воспитывающих детей / К. Насыри. Казань: Таткнигоиздат, 1992. — 142 с.
- Насыри К. Плоды собеседования («Фэвакихэл-жолэса фил эдэбият») / К. Насыри. Казань: Тип.- литогр. Казан, ун-та, 1884. — 609 с. — (На татар, яз.).
- Нигматов З.Г. Гуманистические традиции татарской педагогики / З. Г. Нигматов. К.: ТаРИХ, 2003. — 271 с.
- Нигметзянов М.Н. Татарские народные песни / М. Н. Нигметзянов. -Казань: Таткнигоиздат, 1984. -240 с.
- Нигметзянов М.Н. Народные песни поволжских татар / М. Н. Нигметзянов. М.: Советский композитор, 1982. — 135 с.
- Отчет о занятиях на педагогических курсах народных учителей и учительниц Казанского уезда и г. Казани. — Казань: Тип.- литогр. А. А. Родионова, 1899 г.- 28 с.
- Отчет о занятиях на временных педагогических курсах, бывших в г. Казани. — Казань: Тип.-литогр. Губернского правления, 1881. 158 с.
- Отчет Казанского отделения Императорского русского музыкального общества и состоящих при нем музыкального училища, регентского хорового и оркестровых классов за 1905−1907 гг. Казань: Тип. — литогр. Губернского правления, 1907 г. — 137 с.
- Педагогическое образование в пореформенной России: Казанская губерния. Учебное пособие / Науч. ред. Е. В. Липаков / Казан, гос пед. ун-т. -Казань, 1999.-95 с.
- Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя / Г. А. Петрова. К.: Изд-во Казан, гос. ун-т, 1976. — 200 с.
- Платон. Диалоги / Платон. М.: Мысль, 2000. — 607 с.
- Подласый И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М.: Просвещение, 1996. -602 с.
- Путешествие Ахмата ибн Фадлана на реку Итиль и принятие в булгаре ислама / Вст. ст. С. Шамси. Москва: МИФИ-сервис- Казань: Фирма Дастан, 1992.-91 с.
- Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий: в 4 т. / В. В. Радлов. М., 1963.-Т. 3.-864 с.
- Раимова С.И. К Насыри об эстетическом воспитании / С. И. Раимова // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания: сб. науч. тр./ Казан, гос. пед. ин-т. Казань, 1972. — С. 52 — 59.
- Раимова С.И. К вопросу о татарском детском музыкальном фольклоре / С. И. Раимова // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания: сб. науч. тр. / Казан, гос. пед. ин-т. Казань, 1972. — С. 38 -51.
- Раимова С.И. История татарской музыки / С. И. Раимова. Казань: Изд-во Казан, гос. пед. ин-та, 1986. — 84 с.
- Рубцов Ф.Л. Статьи по музыкальному фольклору / Ф. Л. Рубцов. М.: Музыка, 1973.-219 с.
- Рыбаков С.Г. Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта / С. Г. Рыбаков. СПб: Императ. Академ, наук, 1879. — 330 с.
- Рыбушкин М.С. Краткая история Казани. Знаменитые люди о Казанском крае / М. С. Рыбушкин. К.: Татар, кн. изд-во, 1990. — 53 с.
- Салам-Самир-Али-Саид. Общепедагогические идеи Абу наср аль Фараби: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Салам-Самир-Али-Саид- Казан, гос. пед. ин-т. Казань, 1996. — 20 с.
- Салитова Ф.Ш. Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков возникновения до формирования как устойчивого явления): автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ф.Ш. Салитова- Казан, гос. пед. ун-та.-К., 2003.-45 с.
- Сайдашева З.Н. Песенная культура татар / З. Н. Сайдашева. К.: Татар, кн. изд-во, 2002. — 165 с.
- Сайфуллина Г. Р. Музыка священного Слова. Чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре / Г. Р. Сайфуллина. К.: Татполиграф, 1999. — 230 с.
- Сборник декретов, постановлений и распоряжений по музыкальному отделу народного комиссариата по просвещению. — СПб, 1919. вып.1. -С. 15−16.
- Словарь иностранных слов в 2 т. / Ред. С. Н. Бердышев. М.: Терра-Книжный клуб, 2002. — Т.2. — 415 с.
- Слово о Тукае / Сост. и комм. Ф. М. Зулькарнаевой. К.: Таткнигоиздат, 1986.-430 с.
- Смоленский С.В. К вопросу о программе преподавания в городских училищах / С. В. Смоленский // Циркуляр по Казанскому Учебному округу, 1885.-№ Ю.-С. 1 -34.
- Соколов Э.В. Культура и личность / Э. В. Соколов. Ленинград: Наука, 1972.-228 с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А. Н. Сохор.
- Ленинград: Сов. композитор, 1980. -296 с.
- Справочная книга «Вся Казань» на 1910 г. — Казань: Тип.- литогр.1. И. С. Перова, 1910.-485 с.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В. А. Сухомлинский. М., 1961.-246 с.
- Тельгарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. Книга для учителя: Из опыта работы / Р. А. Тельгарова. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
- Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций / В. А. Титов. М.: Приор-издат, 2003. — 240 с.
- Тукай Г. Произведения в 4 т. / Г. Тукай. — К.: Татар, кн. изд-во, 1976. -Т. 3.-448 с.
- Тукай Г. Сочинения: в 4 т. / Г. Тукай. К.: Татар, кн. изд-во, 1975. — Т.1. -430 с. — (На татар, яз.).
- Тукай Г. Избранное: в 2 т./ Г. Тукай. К.: Татар, кн. изд-во, 1961. — Т.2. -292 с.
- Тукай Г. Национальные чувства. (Милли хислэр) / Г. Тукай // Фикер («Мысль»). 1906. — № 31. — С. 4−5.
- Тукай Г. Избранное / Г. Тукай. М.: Изд-во Советская Россия, 1975. -176с.
- Усманов М.А. Заветная мечта X. Фаизханова. Повесть о жизни и деятельности / М. А. Усманов Казань: Татар, кн. изд-во, 1980. — 223 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1968. — 551 с.
- Философский словарь / Ред. В. Е. Кемеров. — М.: Академический проект, 2004. 864 с.
- Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа / Я. И. Ханбиков. Казань: Таткнигоиздат, 1967. — 232 с.
- Хайруллина З.Ш. Из музыкального прошлого. Обзор татарской периодической печати 1905−1917 гг. / З. Ш. Хайруллина, Я. М. Гиршман // Вопросы татарской музыки: сб. науч. ст. / Казан, гос. консерватория. К., 1967.-С. 192−247.
- Хайрутдинов А. Музыкальное образование в Татарии / А. Хайрутдинов // Ученые записки / Казан, гос консерватория. К., 1970. — вып.4. — С. 20−55.
- Хакимов Р.С. История Татарстана / Р. С. Хакимов. — К.: Таткнигоиздат. — 1999.-249 с.
- Халиков А.Х. Татарский народ и его предки / А. Х. Халиков. К.: Татар, кн. изд-во, 1989.-220 с.
- Харисов Ф.Ф. Образовательный ресурс национальной культуры / Ф. Ф. Харисов. К.: Изд-во «Хэтер», 1999. — 128 с.
- Харисов Ф.Ф. Национальная культура и образование / Ф. Ф. Харисов. М.: Педагогика, 2000. — 272 с.
- Хасанов М.Х. Юбилей поэта гуманиста / М. Х. Хасанов // Юбилей поэта Кол Гали: сб. ст. Казань: Татар, кн. изд-во, 1987. — С. 6 — 15.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. М.: Изд-во «Лань», 2000.-320с.
- Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства / М. Г. Худяков. — Казань: Таткнигоиздат, 1923. — 310 с.
- Чичерина С.В. У приволжских инородцев. Путевые заметки / С. В. Чичерина. СПб: Импер. Казан, ун-та, 1905. — 427 с.
- Эйхенвальд А.А. Страстный поклонник музыки / А. А. Эйхенвальд // Красная Башкирия 1916. — № 4. — С. 10−12.
- Шарипов Р.В. Казанская педагогическая школа во второй половине XX в. Монография / Р. В. Шарипов. К.: Изд-во Матбугат йорты, 1999.-527 с.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
- Юзеев А.Н. Татарская Философская мысль конца XVIII—XIX вв.. / А. Н. Юзеев. К.: Татар, кн. изд-во, 2001. — 192 с.
- Юзеев Н.Г. Поэт мудрости любви и печали / Н. Г. Юзеев //Поэт Гуманист Кол Гали: мат-лы юб-х торжеств науч. конф. поев 800- летию со дня рожд. и 750-летию его поэмы Кысса-и-Йусуф. — К.: Татар, кн. изд-во 1987. — С. 59 — 74.
- Юнусова В.Н. Ислам музыкальная культура и современное образование в России / В. Н. Юнусова. — М.: Хронограф, 1997. — 152 с.
- Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк / М. Х. Юсупов. К.: Татар, кн. изд-во, 1981.-232 с.
- Явгильдина З.М. К вопросу о диагностике музыкально-эстетического интереса младших школьников / З. М. Явгильдина // Музыка и педагогика: сб. ст. / Казан, гос. пед. ун-т. К., 2002. — С. 115 — 121.
- Ягъфаров Р.Ф. Мунаджаты / Р. Ф. Ягъфаров //Менэжэтлэр татар халык ижэтлэре- бэетлэр: сб.ст. Казань: Татар, кн. изд-во, 1983. — С. 20−22. -(На татар, яз.).
- Национальный Архив Республики Татарстан.
- НАРТ, ф.92, оп.2, д. 2246, л.74. об. / Из докладной записки Попечителя Казанского учебного округа Управляющему министерства народного просвещения от 24 декабря 1902 г.
- НАРТ, ф. 160, on. 1, д. 1576, л. 189.
- НАРТ, ф.92, оп.2, д. 877, л. 48.
- НАРТ, ф.92. Циркуляр по Казанскому учебному округу 1914., д. 8, л. 497- 508.
- НАРТ, ф.1118, д. 139, лл. не пум.
- НАРТ, ф. 160, on. 1, ед. хр. 878, л.36.
- НАРТ, ф. 160, on. 1, д. 878, л.37.
- НАРТ, ф. 160, on. 1, д. 300, лл. 49 74.
- НАРТ, ф. 160, on. 1, д. 300, л. 74.
- НАРТ, ф. 160, on. 1, д. 1093, л. 6.
- НАРТ, ф. 160, on. 1, д. 1093, л. 13.
- НАРТ, ф. 92, on. 1, д. 1275, л. 1.
- НАРТ, ф. 93, on. 1, д. 17, л. 37.
- НАРТ, ф. 93, on. 1, д. 302, л. 11.
- НАРТ. ф. 93, on. 1, д. 306, л. 33.
- НАРТ, ф. 319, on. 1, д. 45, л. 12.
- НАРТ, ф. 80, on. 1, д. 839, л. 5.
- НАРТ, ф. 80, п. 1, д. 916, л. 12.
- НАРТ, ф. 92, / Отчет о состоянии Казанской 3-й женской гимназии 1913., л. 8.
- НАРТ, ф. 92, он. 2, д. 2092, л. 23.
- НАРТ, ф. 88, он. 1, д. 2005, л. 1.
- НАРТ, ф. 92, он. 2, д. 2092, л. 53.
- НАРТ, ф. 642, on. 1, д. 1, л. 78.
- НАРТ, ф. 642, он. 1, д. 17.
- Архив ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАНРТ, ф. 82, он. 1, д. 147, л. 5.
- НАРТ, ф. 642, on. 1, д. 1, л. 72.
- НАРТ, ф. 642, он. 1, д. 1, л. 18.
- НАРТ, ф. 642, он. 1, д. 1, лл. 17, 18.
- НАРТ, ф. 642, он. 1, д. 1, лл. 48 49.
- НАРТ, ф. 642, он. 1, д. 1, л. 17.
- НАРТ, ф. 642, он. 1, д. 1, л. 12.
- НАРТ, ф. 642, он. 1, д. 1, лл. 27 30, 34.
- НАРТ, ф. 271, on. 1, д. 76, л. 46 // Докладная записка директора студии свободных искусств г-на В. М. Айонова в Губернский комиссариат по народному образованию.
- НАРТ, ф. 271, on. 1, д. 36, л. 1.
- НАРТ, ф. 3682, on. 1, д. 11, л. 4.
- НАРТ, ф. 271, on. 1, д. 17, л. 42.
- НАРТ, ф. 271, on. 1, д. 10, л. 96.
- НАРТ, ф. 271, on. 1, д. 138, л. 52.
- НАРТ, ф. 271, on. 1, д. 250, л. 50.
- НАРТ, ф. 271, on. 1, д. 76, л. 46.
- НАРТ, ф. 271, оп. 3, д. 81, л. 13.
- НАРТ, ф. 2306, оп. 25, д. 182, лл. 5,6.
- НАРТ, ф. 2306, оп. 25, д. 182, л. 13.
- НАРТ, ф. 271, оп. 2, д. 41, связка 5.
- НАРТ, ф. 271, on. 1, д. 21, л. 17.195. Там же.
- НАРТ, ф. 2812, on. 1, д. 2, л. 7.
- НАРТ, ф. 2812, on. 1, д. 2, л .7. об.
- НАРТ, ф. 128, on. 1, д. 175, л. 3.199. Там же.
- НАТР, ф. 2812, on. 1, д. 4 // Устав Казанского Восточного музыкального техникума 1923 г.
- НАТР, ф. 2812, оп. 1, д. 2, л. 81.
- НАРТ, ф. 3682, on. 1 д. 362, л. 5.
- НАРТ, ф. 3612, on. 1, д. 765, л. 2.
- НАРТ, ф. 3682, on. 1, д. 765, л. 20.
- НАРТ, ф. 2812, on. 1, д. 41, лл. 7, 8.
- НАРТ, ф. 2812, on. 1, д. 2, л. 47.
- НАРТ, ф. 2812, on. 1, д. 8, л. 5.208. Там же.
- НЛРТ, ф. 2812, on. 1, д. 7, л. 5.210. Там же.
- НЛРТ, ф. 2812, on. 1, д. 65, лл. 38,39.
- Пример № 2. «Бэдавам». (51, с. 103). Довольно скоро 176−5-4-ш