Особенности развития памяти младших школьников
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Для формирования этих… Читать ещё >
Особенности развития памяти младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.
Что значит хорошая память учащегося? Это такая память, которая обеспечивает «скорость запоминания, длительность хранения и легкость воспроизведения заучиваемого материала».
Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Со временем память становится управляемой, произвольной.
По своей природе память разнообразна:
- — произвольная и непроизвольная;
- — образная,
- — словесно-логическая,
- — кратковременная, долговременная,
- — оперативная и смысловая.
Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее. школьник учитель первоклассник Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна. У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления. К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу. Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент товарищеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звездочку в тетради, хорошую отметку. Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания материала различны.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.
Основные причины низкой успеваемости и плохого запоминания:
- а) ослабленное здоровье учащихся;
- б) низкая мотивация учебной деятельности, недостаток речевого
развития;
в) недостаточное развитие памяти, низкий ее объем и точность.
В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, — писал К. Д. Ушинский, — должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус — приняли участие в акте запоминания». При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей прежде всего смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала.